Мой личный фотоблог. Новодевичий монастырь

Aдpec: г.Mocквa, Hoвoдeвичий пpoeзд, дoм 1. Как доехать: м. Cпopтивнaя, автобус 64, 132, троллейбус 5, 15. Или oкoлo 10 минyт пeшкoм - сначала идти по улице Савельева, потом пересечь сквер, затем по Учебному переулку выйти прямо к обители. Время посещения: - вход на территорию с 10:00 до 17:00 ежедневно. Вход свободный. - музеи работают с 10:00 до 16:30 ежедневно, вторник - выходной день, первый понедельник каждого месяца санитарный день. Вход платный: 300 р. - взрослый билет, 100 р. - льготный (школьники, пенсионеры).

Москва по концентрации духовных ценностей и памятников архитектуры ничем не уступает ведущим европейским городам, а может даже и в чем-то превосходит. Во-первых, не нужно визы, чтобы посетить этот замечательный город - столицу Российской Федерации с многомиллионным населением и вековым наследием современности в виде архитектурных сооружений, построенных много веков тому назад. Во-вторых, только будучи в Москве можно по-настоящему понять, насколько красивой может быть архитектура XVI-XVII веков, сохранившаяся и дошедшая до наших дней и нашедшая отражение в церквях, соборах, монастырях и других не менее важных сооружениях. В экскурсионной программе по Москве обязательно должен присутствовать Новодевичий монастырь, один из самых старейших и красивейших действующих женских монастырей.

История создания

Обет Василия III - начало пути строительства монастыря

Князь Василий Темный совместно с князем Казимиром заключили соглашение, согласно которому Москва отказывалась от владения смоленскими землями и Смоленском. Договор был заключен в 1449 году, но уже при властвовании Василия Третьего во время русско-литовской войны были совершены попытки присоединить Смоленск к Москве. Так как в это время город находился под управлением литовцев. Именно тогда в 1514 году Василий Третий дал обещание, что если присоединит к Москве Смоленск, возведет он в честь этого важного для него события женский монастырь. Взятие Смоленска началось 29 июля 1514 года, Литовский гарнизон не устоял перед напором русских солдат и уже 31 июля жители города давали присягу князю Московскому. Первого августа Великий князь приехал в Смоленск, где в честь этого события была вынесена чудотворная Смоленская икона.
Свое обещание великий князь сдержал и уже 13 мая 1524 года был возведен Новодевичий Монастырь во главе с соборным храмом в ознаменование Смоленской иконы. Место для строительства было выбрано знаковое - на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, где в свое время москвичи возвращали в 1456 году икону Смоленску. Для строительства князем было выделено 3000 рублей, также обитель в будущем полностью освобождалась от поборов и податей в государственную казну. В 1525 году был организован целый крестный ход в честь переноса Смоленской чудотворной иконы из Кремля в монастырь.
Сегодня однозначно сказать, что стало причиной строительства монастыря, сложно. По одной из версий - после отвоевания Смоленска у литвинов князь Василий исполнил данный ранее обет, что в случае взятия города, он возведет в честь этого события в Москве Монастырь. Однако есть и еще одна версия, согласно которой монастырь был построен как пристанище для жены князя Василия - Соломонии, с которым та расторгнула брак. Бракоразводный процесс, к слову, пришелся аккурат на период начала строительства монастыря.
Сложно ответить, почему монастырь назвали Новодевичьим. По одной версии - у первой настоятельницы монастыря была фамилия Девочкина, по второй версии - обитель предназначалась исключительно для девиц, третья версия - в месте будущего строительства во времена правления Золотой Орды шел регулярный отбор самых красивых и титулованных девушек для главенствующих особ в качестве дани от Руси.
Первая версия - обитель была построена в ознаменование взятия Смоленска и названа в честь главной святыни города иконы Божией Матери "Одигитрия" - самая правдоподобная. Но исключать другие тоже не стоит. После возведения монастыря здесь часто можно было увидеть царских особ: дочери великих людей проходили в обители процедуру пострига, а Иван Грозный поселил здесь свою невестку - вдову старшего сына Ивана, а также вдову младшего брата. В свое время в Новодевичьем монастыре проживали Борис Годунов со своей сестрой - царицей Ириной Годуновой, которая переехала жить в обитель сразу же после смерти своего мужа. Некоторое время монастырь был своеобразной резиденцией царицы, где она отдавала приказы, подписывала грамоты, принимала бояр, иными словами выполняла царскую работу. Многие представительницы женского рода боярских, княжеских семей были послушницами монастыря. Правда, не все они приходили в это духовное место по своей воле. К примеру, сестра Петра Первого - сестра Софья - прошла процедуру пострига в монахини насильно. Брат принял такое решение в отношении сестры после прошедшего Стрелецкого восстания. Чуть позже в монастырь насильно были сосланы и остальные сестры Софьи. К слову, показательная казнь в отношении стрельцов проходила прямо у стен монастыря. К слову, Софья активно участвовала впоследствии в строительстве и финансировании основных зданий духовной обители. На деньги царевны были возведены Успенская церковь, трапезная, церковь Преображения Господня и церковь Покрова Богородицы.
Через два года после заточения Софьи была построена колокольня в стилистике московского барокко, которую многие называли и считали одной из самых красивых и выдающихся колоколен во всей Москве.
Немалоизвестной монахиней была и Евдокия Лопухина - супруга Петра Первого, которую насильно постригли в монахини и сослали в Суздаль в женский монастырь в 1698 году и только через двадцать девять лет она вернулась в Москву в Новодевичий Монастырь по разрешению своего внука Петра Второго. Палаты, где жила Евдокия Лопухина после ее смерти стали называться Лопухинским корпусом. Евдокии вернули звание царицы специально изданным указом и назначили годовое содержание в 4500 рублей, позже Петр Второй распорядился увеличить ей содержание и выплачивать в год около шестидесяти тысяч рублей. Умерла Евдокия Лопухина в 1731 году и была захоронена с южной стороны Смоленского собора. Там же захоронены царевна Софья и ее родная сестра - Екатерина. Пристанищем для представительниц царской семьи и местом их заточения монастырь служил практически двести лет.
Название "новодевичий" появилось не с проста. В момент появления обители на территории сегодняшней Москвы уже действовал Зачатьевский монастырь, который в те времена именовался Стародевичьим. Поэтому, с названием нового монастыря решили не мудрить и назвать Новодевичьим.
Практически все строения датируются XVI-XVII веками. Изменений с момента возведения и до наших дней практически никаких внесено в архитектуру не было. Сохранность монастыря и построек, ему принадлежащих - исключительна, что было оценено международными ассоциациями и внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самый богатый монастырь XVII века в России!

В XVII веке обитель считалась одной из самых богатых в России - на постриг приходили достаточно знатные по тем временам представительницы царских семей, вносящие в качестве пожертвований драгоценности, серебряные монеты, жемчуг и другие дорогостоящие вещи. Война 1812 года не сказалась на монастыре, который полностью сохранился во время наступлений наполеоновской армии. За сохранность обители рьяно боролись жившие в ней монахини. Предание гласит: Наполеон, отступая, установил в монастыре пороховые бочки и поджег фитили, однако женщины вовремя сумели затушить фитили и воспрепятствовать взрыву и уже начинающемуся пожару. Обитель действующая, поэтому посетить ее может каждый желающий. С 2010 года в монастыре работает церковный музей, а также располагается резиденция митрополита Ювеналия - митрополита Коломенского и Крутицкого, управляющего Московской областной иепархией с 1977 года.

Икона Богородицы "Одигитрия" - как переходящий символ веры, надежды, силы

В переводе с греческого языка " Одигитрия" означает - наставница, путеводительница. Именно так назывался образ Божией Матери, написанный в древние времена Лукой и хранившийся долгое время в греческом храме Одигон.
Впервые в Россию икону Богородицы привезла в XI веке царевна Анна - дочь византийского императора Константина Девятого. Именно этой иконой отец благословил девушку, вступающую в брак с князем Всеволодом Ярославичем. Впоследствии святыня стала переходить из поколения в поколение и служить оберегом для русских князей. Нередко икону отождествляли с символом преемственности поколений, родственной близости Руси и Константинополя.
В XII веке Владимиром Мономахом святыня была перевезена в Смоленск и размещена в построенном соборе Успения Богоматери. Именно с тех пор было принято решение называть икону Смоленской. А сам город считался городом Пресвятой Богородицы. Именно икона, по преданию и легендам, спасла город во время нашествия Батыя (1239 год).
В Москву икону "Одигитрию" перевезли в XV веке. На сегодняшний день существует целых три мнения (легенды) по поводу того, как икона оказалась в российской столице. По преданию, она была похищена в момент ограбления и привезена в качестве презента князю московскому Василию. Вторая легенда гласит, что эту икону передал своей дочери князь Витовт, которая была женой князя Василия. По третьей версии - последний князь Смоленска, убегая из города, забрал с собой самые ценные иконы, среди которых и оказалась небезызвестная сегодня "Одигитрия".
Икона была возвращена князем Василием Вторым Темным в Смоленск после просьбы Смоленского епископа Мисаила в 1456 году. После возврата в Смоленск икону поместили в Благовещенский собор и только практически через 80 лет она была перенесена в монастырь.

Новодевичий монастырь сегодня

Монастырь был закрыт в 1922 году и преобразован в художественный, историко-бытовой музей. Внутри помещений и покоев собрана впечатляющая коллекция икон, древнерусской живописи, тканых полотен, сохранившихся и дошедших до наших дней с шестнадцатого века. Будет интересно ознакомиться с изделиями, изготовленными из драгоценных и полудрагоценных металлов, камней в XVI-XVII веках. В музейной коллекции присутствуют документы монастыря, архивные данные, а также целая библиотека старинных книг: как рукописных, так и старопечатных. Что еще обязательно привлечет в музее, так это собрание облачений XVII-XX веков, богослужебных предметов, вкладных икон и многое другое. В Смоленском соборе до сих пор сохранилась фресковая живопись, нанесенная на стены еще в XVI веке. А великолепие и величие резного иконостаса поражает воображение даже самых требовательных к достопримечательностям туристов.
Монастырский комплекс окружен впечатляющими по высоте и мощи крепостными стенами, на которых сооружено более десяти башен. Каждая из башен отличается своей стилистикой и архитектурными особенностями. Всего в комплекс входит более двадцати пяти объектов, каждый из которых представляет особую архитектурную ценность. Большинство объектов сохранилось до наших дней в своем первозданном виде и практически не потребовало никаких реставрационных мероприятий.

Смоленский собор

Центральная часть монастыря построенный в 1525 году пятиглавый Соборный храм Смоленской иконы Богоматери. Внешне он практически ничем не отличается от кремлевского Успенского собора. В Смоленском соборе сохранился до наших дней пятиярусный иконостас, покрытый позолотой и удивляющий своей искусной резьбой. Иконостас был сделан мастерами из Оружейной палаты. Помимо основной реликвии - Смоленской чудотворной иконы, в соборе хранятся старинные святыни, принесенные в дар храму Борисом Годуновым, Иваном Грозным и другими царями, правящими на Руси.

Колокольня

В непосредственной близости находится Колокольня высотой в 72 метра со стенами, украшенными "кружевом", построенная еще под руководством царевны Софьи. В те времена Колокольня считалась одной из самых высоких и славилась своим невероятно красивым колокольным звоном. Колокола отлиты в разное время, но самым старым считается колокол, сделанный еще во времена правления Ивана Грозного. Всего в Колокольне предусмотрено шесть ярусов, однако проведенные в недавнем времени исследования подтвердили - согласно имеющимся пропорциям объект должен был быть семиярусным. Последний ярус не был достроен в связи со свержением царицы.
К Колокольне примыкает два храма: Святого апостола Иоанна Богослова и преподобных Варлаама и Иоасафа. Первый храм находится прямо под колокольней, второй - занимает средний ярус звонницы.

Преображенская церковь (находится над центральными воротами)

На сегодняшний день это действующий храм, однако, не предполагает свободного доступа туристов и прихожан. Причина проста - это домовой храм митрополита Крутицкий и Коломенский. Внешне очень красивое сооружение с большими дугообразными окнами-витражами. По стилистике храм напоминает украинский барокко и отличается торжественной "внешностью".

Лопухинские палаты

Являются продолжением Преображенского храма, возведены в конце XVII века по приказу царя Алексея для его дочери - Екатерины. Названы Лопухинскими в связи с тем, что в XVIII веке в палатах проживала Евдокия Лопухина. Палаты примечательны сохранившимися и дошедшими до наших дней в первозданном виде солнечными часами - самыми старинными в Москве. Украшением интерьера являются печи с изразцами. На сегодняшний день Лопухинские палаты являются резиденцией Ювеналия - митрополита Крутицкого и Коломенского.

Мариинские Палаты

Являются продолжением Покровской надвратной церкви, которая на сегодняшний день закрыта для посещения. Палаты отличаются белоснежными каменными стенами и возведены в XVII веке практически в тоже время что и Лопухинские палаты. Названы в честь царевны Марии - дочки царя Алексея, которая проживала в палатах в конце семнадцатого века. Первоначально палаты состояли из двух этажей, но позже был пристроен третий этаж с двухскатной крышей и напоминающий терем.

Амвросиевская церковь

Построена из белоснежного камня и сохранившаяся фактически в идеальном состоянии до наших дней. Изначально была посвящена Иоанну Предтече, затем объект прошел обряд переосвещения в честь Святого Амвросия. По историческим данным, строение неоднократно перестраивалось. Церковь совмещена с трапезной.

Палаты Ирины Годуновой

Являются продолжением Амвросиевской церкви, к которой примыкало два двухэтажных здания, одно служило в первое время трапезной. Затем после окончания строительства Успенской церкви, трапезная перебазировалась в другое здание. Другое предназначалось для проживания Ирины Годуновой. По сведению историков, два строения считаются самыми старейшими в монастырском комплексе.

Певческие палаты

Одноэтажные палаты, являющиеся самыми большими жилыми помещениями в монастырском комплексе. Изначально это были братские кельи. Чуть позже в палатах проживала наместница монастыря. В XIX веке строение было передано для проживания монахинь, которые пели в хоре.

Казначейские палаты

Здание, построенное в XVII-XVIII веках из камня. Изначально здесь находилась игуменская келья и само по себе строение было одноэтажным. Однако уже в начале XIX века была установлена деревянная надстройка с узорчатым украшением.

Палаты царевны Софьи

Сегодня в помещениях размещен музей, сам интерьер украшает печь с изразцами, выложенная еще в семнадцатом веке. В палатах очень маленькие окна. Можно сказать окошки, из которых в те далекие времена Софья наблюдала за казнью стрельцов, участвующих в Стрелецком восстании. Палаты выстроены в два яруса. Верхний - разделен на небольшие комнатки, нижний - не имеет перегородок и является одним большим помещением.

Часовня Прохоровых

Обязательно стоит посетить часовню, построенную в 1911 году архитектором В.А. Покровским. Здание является ярчайшим представителем неорусского стиля. Внутреннее убранство - очень красивые мозаики.
В монастырский комплекс на сегодняшний день входит Филатьевское училище, где в свое время воспитывали и растили осиротевших девочек и обучали их кружевному плетению.
Также в комплекс входила больница, где осуществлялось лечение и уход за русскими солдатами-ветеранами, богодельня и нескончаемые палаты царских особ: Евдокии Лопухиной, Ирины Годуновой и других величественных женщин.

Некрополь - старинное новодевичье кладбище

С момента строительства Смоленского собора он служил знаковым местом для царских особ женского пола, которые были острижены в монахини и похоронены после смерти у стен монастыря. Собор вообще служил местом, где хоронились насельницы, представители знати. В 1771 году был издан указ, согласно которому хоронить в городах было запрещено, поэтому на территории монастыря было выделено место, где городские жители проводили похороны своих усопших родственников. К началу двадцатого века свободных участков в разрешенных для захоронения местах практически не осталось, поэтому городские власти приняли решение выделить под кладбище территорию с южной стороны монастыря, которое стало называться Новым Новодевичьим кладбищем. А место прежнего захоронения - Старым.
Уже в советские годы на Новодевичье кладбище был перенесен прах многих деятелей культуры, выдающихся личностей с территорий других некрополей, которые могли быть в скором времени уничтожены. В середине XX века кладбище становится фактически элитным с учетом того, кто хоронится на нем. Кладбище является особенной достопримечательностью Монастырского комплекса. Здесь захоронены Борис Ельцин, Любовь Орлова, Никита Хрущев и многие другие небезызвестные российские личности.

Новодевичий Монастырь - это яркий представитель московского барокко, идеально сохранившийся до наших дней. Даже сегодня кажется неприступной крепостью с высоченными стенами и башнями, сложенными из кирпича и отделанными белоснежным камнем. Большинство зданий, входящих в комплекс монастыря, возводились во второй половине семнадцатого века в барочном стиле.

Адрес: Новодевичий пр., 1

Собор Смоленской иконы Божией Матери – старейший храм Новодевичьего монастыря . Он был построен в 1524-1525гг. и по архитектуре схож с Успенским собором Московского Кремля, хотя и отличается от него по ряду особенностей. Смоленский собор приписывается работе либо Алевиза Нового (ум. около 1531г.), либо зодчего Нестора (погиб при строительстве собора).

Собор поставлен на высокий белокаменный подклет и сложен из большемерного кирпича; фасады его, разделенные лопатками на четыре прясла по длине и три – по ширине, практически лишены украшений. Только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское зодчество итальянцами). Храм окружен галереями с арочными проемами (часть которых ныне заложена) и маленькими приделами с южной и северной сторон. Ступени высоких крылец ведут ко входу в собор. Пять глав собора поставлены асимметрично – они смещены к восточной части, так, что одно отделение длинной стороны здания оказывается не под куполами, а как бы вынесено вперед. Высокие и широкие барабаны под куполами – световые, с узкими щелевидными окнами. Особенно интересен в этом плане центральный барабан. В нем два яруса окон: высокие внизу и узкие и маленькие – вверху, почти под самой главой. Эти ярусы как бы повторяют схему расположения окон в два света в самом четверике. Окна верхнего яруса, узкие и высокие, расположены практически в закомарах, доходя до линии завершения лопаток. Нижние же окна шире, хотя и ненамного, и обведены очень скромными и простыми наличниками.

Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526-1530гг. Во времена Бориса Годунова фрески были поновлены, но не переписаны. Закрасили их позже, и только при реставрации в советское время, когда собор отдали музею, стенам собора был возвращен первоначальный вид. Картины расположены в несколько ярусов на стенах и столпах и посвящены главным образом теме святых воинов и русских князей, чудесам Смоленской Иконы Богоматери; в росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Это вполне объясняется временем их создания – периодом становления Русского государства. Росписи сводов, судя по стилю, все же были сделаны при Борисе Годунове. Пятиярусный главный иконостас собора был сделан по заказу царевны Софьи в 1683-1686гг. мастерами Оружейной палаты. Иконостас, сделанный мастером из Шилова Климом Михайловым «со товарищи», резной и покрытый позолотой, неизменно притягивает взгляды посетителей музея.

Собор очень велик. Высота его от уровня пола (то есть не считая подклета) до замкового камня центрального подкупольного барабана – 33,7 м, а от уровня пола подклета до креста – 42,5 м.

В XVII веке на галереях были устроены небольшие приделы. В 1759г. при ремонте собора под руководством архитектора Мичурина окна были растесаны до больших прямоугольников.

После закрытия монастыря собор был занят музеем, в ведении которого и остается до сих пор.


Новодевичий монастырь в Москве расположен в излучине Москвы-реки. в Хамовниках, на Девичьем поле. Поле было названо Девичьим, потому что, по преданию во времена татаро-монгольских нашествий здесь отбирали русских девушек для Золотой Орды. Приставка «Ново» была необходима, чтоб отличить Новодевичий монастырь от существующего в то время Стародевичьего Вознесенского монастыря в Кремле. Название обители иногда объясняют фамилией первой игумении монахини Елены Девочкиной. Также существовало второе название обители - Богородице-Смоленской. Новодевичий монастырь в Москве – это один из самых известных русских женских православных обителей.

Новодевичий монастырь в Москве – из истории

Обитель была основана в 1524 году отцом Ивана Грозного великим князем Василием III в честь взятия Смоленска. Возвращаясь из похода после успешного освобождения от столетнего господства литовцев, князь Василий заложил деревянную церковь. В 1525 году копию иконы Смоленской Божьей Матери - заступницы русского войска перенесли с крестным ходом в монастырскую соборную церковь. Этот год и считается датой основания обители. Как и другие храмы-крепости, имеющие высокие неприступные стены, обитель была призвана стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к столице с юга. В Смутное время обитель была разорена и несколько раз переходила из рук в руки. Здесь пребывали многие известные люди того времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы и сестры. И все они при пострижении жертвовали обители свои драгоценности и сбережения. После смерти царя Федора Иоанновича его вдова царица Ирина приняла здесь постриг под именем Александры. В обитель отправился и ее брат – Борис Годунов. Сюда пришли просить Бориса стать во главе государства. Здесь он принял избрание на царство.

После поражения в политической битве с Нарышкиными царевне Софье приказали поселиться в обители как живущей на покое (не в качестве постриженной монахини). Ее единомышленники, мятежные стрельцы, были казнены у стен обители. Здесь были заточены и другие сестры Милославские – Екатерина, Мария и Федосья. Сюда отправили и первую жену Петра I и мать царевича Алексея Евдокию Лопухину. Гробницы Софьи и Евдокии находятся в Смоленском соборе.

Воины-французы в 1812 году хотели взорвать обитель. Монахиня Сара вовремя погасила фитили, тлевшие у бочек с порохом, и спасла обитель. Внутри обители похоронены поэт-партизан Д.В.Давыдов и некоторые декабристы, историк С.М.Соловьев и его сыновья - философ Владимир Соловьев и писатель Всеволод Соловьев. В 1898–1904 гг. в южной части было устроено «новое кладбище», обнесенное новыми стенами. В 1922 году обитель была закрыта и здесь создали Музей раскрепощения женщины, затем - Историко-бытовой и художественный музей. Открытие музеев позволило сохранить архитектурный ансамбль почти неизменным. С 1934 года Новодевичий монастырь являлся филиалом Государственного исторического музея. В 1943 году здесь открылись богословские курсы, а затем - Богословский институт. В 1994 году была возобновлена монашеская община. Ансамбль с 1995 года является памятником архитектуры федерального значения. В 2004 году обители исполнилось 480 лет и ее архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Новодевичьего монастыря в Москве

Обитель представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающий 8 храмов (собор, 4 церкви, колокольня с церковью Варлаама и Иоасафа и две часовни), а также жилые и хозяйственные постройки. Иногда обитель называют московским Кремлем в миниатюре. Изначально стены и башни обители были деревянными. Ворота были только южные.

Самое старое его здание в обители – собор Смоленской иконы Богоматери, построенный в 1524–1525 гг. по образцу Успенского собора Кремля. Примечателен своими замечательными росписями и резным иконостасом 17 века. Картины расположены в несколько ярусов и посвящены, в основном, святым воинам и русским князьям, чудесам Смоленской иконы Богоматери. В росписях прослеживается идея Москвы как третьего Рима. Пятиярусный резной главный иконостас собора покрыт позолотой. Он был сделан по заказу царевны Софьи мастерами Оружейной палаты. Территория Новодевичьего монастыря окружена кирпичными стенами с 12 башнями, построенными в конце 17 века по образцу Московского Кремля: круглые угловые башни и квадратные - в стенах. Сверху они были украшены зубцами. В стенах были сделаны бойницы - отверстия для стрельбы.

С 1683-1688 гг.были построены надвратные церкви - Преображенская (над главным входом в обитель) и Покровская (над южными воротами) и примыкающие к ним Лопухинские и Мариинские палаты. В 1685-1687 гг. строится старинная трапезная с церковью Успения. В начале XIX века в Успенском трапезном храме разобрали открытую галерею, сооружены пристройки, а пятиглавие заменено одной главой. Уникальность архитектуры трапезной состоит в том, что сводчатый потолок ее, площадью 393 кв.м не имеет ни одной опоры. В 1689-1690 гг. была сооружена 6-ярусная 8-угольная 72-метровая колокольня в стиле нарышкинского барокко, вторая по величине в столице после колокольни Ивана Великого. Об этой колокольне великий зодчий Василий Бажов сказал: «Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имущего". Все эти постройки были сооружены во времена Софьи при ее деятельном участии. Она словно предчувствовала, что здесь ей придется находиться с 1689 года и до конца дней. Все эти здания выполнены в кирпиче с белокаменными вставками, в духе русского барокко. Основные здания обители – собор, колокольня и трапезная расположены на одной линии и образуют панораму. Ансамбль является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района столицы.

Новодевичий монастырь в Москве – информация для туристов

10 августа (28 июля по старому стилю) в 1525 году было установлено празднование в честь чудотворного образа Одигитрии Смоленской в память возвращения Смоленска России. С тех пор ежегодно совершается всероссийское празднество. В этот день осуществляется крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Соборный храм в честь иконы божией матери Смоленская открыт только летом.

Новое кладбище, расположенное рядом с обителью, по своему политическому престижу уступает только Кремлевской стене. Сюда перенесли некоторые памятники и останки известных людей с других кладбищ. Здесь похоронены Н.С. Аллилуева и Н.С. Хрущев, М.А.Булгаков и И.Г.Эренбург, К.С.Станиславский и многие другие известные деятели. Памятники - надгробные скульптуры выполняли С.Т. Коненков и С.Д. Меркуров, В.И.Мухина и Э.И.Неизвестный.

Новодевичий монастырь в Москве – один из старейших и красивейших монастырских архитектурных ансамблей России. 22 марта 2010 года Новодевичий монастырь в Москве передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. В пресс-службе Московской патриархии утверждают, что музей не изгоняется на улицу и продолжит функционировать.

Нетревожен, как богатырь,
будто в зеркале — над водой,
Новодевичий монастырь
охраняет святой покой.

Корман Владимир Михайлович, 2010

Есть в Москве чудесное место, где должен побывать каждый — Новодевичий монастырь.

Новодевичий монастырь относится к Историческому музею. На территории монастыря необыкновенно приятно просто находиться, гулять и все осматривать.
Построен он был в 1524 году великим князем Василием III в честь взятия Смоленска и присоединения его к московскому княжеству. Главная святыня монастыря Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия», в честь которой и был освящен монастырь.
Основание обители еще связывают с расторжением брака Василия III. Именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княжну Соломонию.
Почему он называется Новодевичьим, единого мнения нет. Существует несколько версий, откуда пошло название Новодевичий. По одной из версий, раньше на этом месте было поле. Здесь выбирались самые красивые девушки Москвы. Их отправляли в качестве дани в Золотую Орду. По другой – монастырь стал так называться по фамилии первой настоятельницы Девочкина. А самая вероятная третья версия – обитель предназначалась для девиц. Позже появилась приставка «ново» для того, чтобы отличать монастырь от Стародевичьего Вознесенского, находившегося в Кремле. Сейчас этот монастырь уже не существует.

В этот самый богатый и привилегированный монастырь поступали знатные женщины. Далеко не все появлялись здесь по своей воле.

Здесь приняли постриг родственницы Ивана Грозного – вдова младшего брата и вдова его старшего сына. Царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым жили в монастыре. Царевна Софья, не желавшая уступать трон своему брату Петру I, была заточена в монастырь и насильно пострижена в монахини. Евдокия Федоровна Лопухина – первая жена Петра Великого была переведена сюда незадолго до смерти.

Свою прогулку я начала с парка, расположенного около стен монастыря. С берега Большого Новодевичьего пруда открывается великолепный вид на резные стены древнего монастыря.

Парк небольшой, но очень уютный. В нем разбиты цветники. Есть детская площадка, хорошие дорожки и много лавочек. Приятно побродить по тенистым аллеям парка в жаркий летний день.

Скульптура маме-утке в парке «Новодевичьи пруды» по мотивам сказки американского писателя Роберта Макклоски «Дайте дорогу утятам». Эта композиция подарена Барбарой Буш Раисе Максимовне Горбачевой и установлена в парке в 1991 году. Утка с утятами точная копия скульптуры, установленной в Центральном Бостонском парке. Автор скульптуры Нэнси Шеен.

Плакучие ивы на берегах пруда придают ему очень красивый вид. Приятно посидеть в их прохладной тени и полюбоваться куполами монастыря, отражающимися в пруду.

Между Большим и Малым Новодевичьими прудами есть живописный мостик, на кованных перилах которого влюбленные вешают на счастье замочки. Замечательное место для свиданий.

Напрудная или Софьина башня — место заточения старшей сестры Петра I.

Говорят, что если прикоснуться к стене Софьиной башни и загадать желание, оно непременно сбудется. В щели стены можно оставить записочку с пожеланиями, как в «Стене плача» в Иерусалиме, но многие, для верности, пишут свои желания прямо на стене.

Совершив приятную прогулку вокруг Новодевичьего пруда, захожу на территорию монастыря через главный вход. Над ним уходит высоко в небо своими башнями Перображенская надвратная церковь (1687-1688гг).

Справа от главных ворот находятся Лопухинские палаты, построенные в 1687-1688 для дочери царя Алексея Михайловича, царевны Екатерины Алексеевны. Названные позже по имени Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Она проживала здесь в 1727-1731 гг.

Стрелецкая караульня при Напрудной башне

Певческие палаты. Начало XVIII века.

Саввинская башня

Успенская церковь с трапезной палатой. 1685-1687гг.

Обхожу Успенскую церковь справа и направляюсь к мавзолею Волконских. В церковь я еще вернусь.

Мавзолей Волконских. Первая половина XIX века.

Сетуньская стрелецкая караульня XVII век. Круглая Сетуньская башня.

Покровская надвратная церковь 1687-1688

Обходя вокруг Успенской церкви, я увидела приоткрытую дверь. Любопытно — что там за ней?

Цветы повсюду. Очень красиво.

Вышла к Смоленскому собору, а за ним вдали часовня Прохоровых.

Смоленский собор 1524-1525 гг.

Рядом со Смоленским собором находится колокольня

Колокольня 1689-1690 гг.

Слева от колокольни Филатьевское училище XIX век

Справа от колокольни Больничные палаты XVII век

Часовня-усыпальница Прохоровых начало XX века на фоне Смоленского собора

На фоне колокольни

Х рам Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой. Он словно запутался в ветвях деревьев. Я обошла его вокруг и, конечно, зашла в храм.

Удачный ракурс: Успенская церковь, Смоленский собор и колокольня.

Напротив Успенской церкви наблюдала любопытную картину. На камне сидела ворона, похоже ручная. Посетители угощали ее кто чем, поили водичкой, разговаривали с ней. Вокруг собралась толпа. Ворона никого не боялась и не улетала, гордо восседала на камне и принимала дары.

На этом мое путешествие по Новодевичьему монастырю закончилось. Вышла опять через Преображенскую надвратную церковь. Дорога к метро Спортивная. Квадратная — Царицына башня. Круглая — Никольская башня.

Как добраться до Новодевичьего монастыря

На общественном транспорте: м. Спортивная, далее около 5-7 минут пешком.
Адрес: г.Москва, Новодевичий проезд, дом 1.

Часы работы

На территорию можно пройти ежедневно с 9-00 до 17-00.

Смоленский собор открыт с 15 мая до конца сентября, службы проводят во время престольных праздников. Успенский храм работает круглогодично.

Музеи работают с 10-00 до 16-30, вторник – выходной. Первый понедельник каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Цена билетов в музеи: взрослые – 300 рублей, школьники студенты и пенсионеры – 100 рублей.

Новодевичий монастырь на карте

Новодевичий женский монастырь находится почти в центре Москвы, в историческом месте, столетия назад именовавшемся Девичье Поле.

Как добраться - Территория монастыря и парка ограничена Новодевичьей набережной, Хамовническим валом и Лужнецким проездом. Добраться сюда проще всего пешком от станции метро «Спортивная» (см. ниже схема проезда)

Монастырь невозможно воспринимать отдельно от окружающего его парка и кладбища, поэтому речь пойдет и об одном, и о другом и о третьем. Ансамбль Новодевичьего монастыря включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Новодевичьего монастыря началась с того, что Великий князь Московский Василий III дал обещание, что построит монастырь в честь иконы Богоматери Смоленской, если отвоюет у литовцев Смоленские земли. В 1514 году Смоленск вошел в состав Московского княжества, а через десять лет, в 1524 году по приказу Василия III началось строительство монастыря.

Инокинями монастыря были в основном женщины знатных родов. При Иване Грозном в монастырь были сосланы многие дамы двора, попавшие в немилость. В конце XVI века в монастыре был избран на царство Борис Годунов. В это же время монастырь был полностью сожжен Крымским ханом Девлет Гиреем. Движимый идеей сделать из монастыря форпост на западных подступах к Москве, новый царь полностью обновил монастырь – построил новые укрепленные стены с бойницами и башнями. Таким монастырь сохранился по сей день.

Новодевичий монастырь становился местом ссылки некоторых знатных и царственных особ. Так, после стрелецкого бунта Петр I заточил в монастырь свою родную сестру Софью. Также здесь доживала свои дни первая супруга Петра – Евдокия Лопухина. С именем Софьи, кстати, связано одно из современных суеверий монастыря. Согласно этому поверью, если загадать желание, прислонившись к Напрудной башне монастыря или обняв ее, то желание непременно сбудется. На деле, паломничество к башне, которую в народе прозвали Софьиной, превратилось в вандализм. Люди пишут прямо на стене башни маркерами, из-за чего башню каждые несколько месяцев приходится заново белить.

В советское время Новодевичий монастырь постигла участь многих святых мест – он был закрыт. Долгие годы тут находился филиал Исторического музея. Уже после Великой отечественной войны тут какое-то время размещалась духовная семинария, и только в 1994 году монастырь вновь стал действующим. В 2010 году монастырь вошел в состав Московской Епархии, с этого же года тут находится церковный музей.

Самое древнее сооружение на территории монастыря – Собор Смоленской иконы Божьей матери. Изначально это была единственная постройка из камня на территории монастыря. В подклете собора находится усыпальница, в которой похоронены сестры Петра I и его первая супруга. Также есть на территории монастыря палаты Ирины Годуновой и Евдокии Лопухиной. В основном все постройки монастыря сохранились с XVII века.

История Новодевичьего кладбища берет свое начало в монастырских захоронениях. Изначально тут хоронили послушниц, в том числе из числа знатных и царских особ. В XIX появились первые могилы известных людей, в том числе мужчин. К сожалению, некрополь Новодевичьего монастыря сильно пострадал в советское время, из 2000 захоронений осталось не больше сотни. В том числе сохранились мавзолей Волконских, усыпальница с часовней владельцев Трехгорной мануфактуры, могила Дениса Давыдова. К началу XX века места для захоронений на территории монастыря не осталось, поэтому решено было расширить территорию. Так появилось сначала старая территория кладбища, затем в 40-50-х годах ХХ века – новая, а в конце 70-х годов и новейшая территория.

В отличие от других общественных мест захоронения, это кладбище не навевает тоску. Видимо, здесь такое скопление могил знаменитых и великих, что скорее ощущаешь прикосновение к вечности, чем к праху и тлену. Судите сами: Чехов, Гоголь, Булгаков, Маяковский, Шаляпин, Евстигнеев, Гурченко, Никулин, Ельцин – вот лишь несколько имен тех, кто нашел тут вечное пристанище. Помимо писателей, поэтов, актеров, режиссеров, политических деятелей, тут похоронены выдающиеся академики, ученые, инженеры, философы. А какие тут памятники! Их авторы, как правило, известнейшие скульпторы, например автор памятника Н.С.Хрущеву – Эрнст Неизвестный. У каждого памятника своя история, их можно воспринимать как самостоятельные произведения искусства.

Скульптурная композиция "Мама утка и утята" - подарок Лоры Буш

И, наконец, довершает ансамбль парк, раскинувшийся вдоль западной стены монастыря. Парк сложился вокруг Большого и Малого Новодевичьих прудов, которые представляют собой старое русло Москвы-реки. Тут хорошо в любое время года и очень живописно, что сделало это место известным среди московских фотографов. В парке находится знаменитая скульптурная композиция "Мама утка и утята" - подарок Лоры Буш. Летом здесь часто устраивают пикники. К тому же тут много лавочек - можно насладиться видом пруда и монастыря. И что немаловажно – в парке всегда очень чисто.