Какие продукты освещают в пасху. Что светят на Пасху

, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, – это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, – это становится неправильным.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа!!!

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…

Собирая пасхальную корзину в церковь, стоит учесть, что брать с собой в церковь на Пасху можно далеко не все продукты. А некоторые - можно брать только при условии, что святить их человек будет в церковном дворе, а в сам храм заносить воспрещается, сообщают .

Корзина на Пасху: когда начинается освящение продуктов

Начинается освящение пасхальных корзинок примерно в 3-4 часа ночи, то есть после окончания Божественной литургии. А продолжается освящение до тех пор, пока все корзинки не будут освящены - практически во всех храмах посвятить можно не только утром, но и вплоть до полудня воскресенья.

В чем святить Пасху, если нет корзины

Многие приносят в пакетах, коробках или вазочках для хлеба, застелив дно рушником.

Что брать с собой в церковь на Пасху

Священники рекомендуют взять с собой в храм ровно столько продуктов, сколько семья сможет съесть на разговении за утренней трапезой - чтобы потом ничего не пришлось выбрасывать. Так как выбрасывать освященными продукты считается грехом. Поэтому "излишек" лучше оставить в храме в качестве пожертвования.

Что надо класть в пасхальную корзину:

пасху или кулич . Печь пасху или кулич можно по любому рецепту, но брать с собой в церковь надо такой, который украшен крестиком и с буквами "ХВ" (означают "Христос Воскрес!");

пасхальные яйца . Яйца на Пасху красят также различными способами, но для освящения в храме подойдут лишь яйца "канонического" красного цвета;

свечи - устанавливают в макушку пасок и куличей и поджигают во время освящения. Традиционно пасхальная свеча – красная;

мясо . Тот самый случай, когда на освящение такие продукты брать можно, а вот непосредственно в храм вносить нельзя;

в некоторых регионах есть традиция брать с собой на освящение соль и хрен . Хрен символизирует здоровье и долгую жизнь, а соль - изобилие. Кроме того, освященную соль ставят перед иконой и посыпают ею себе голову, отгоняя зло.

Что нельзя святить в церкви на Пасху-2018

А теперь продукты, которые нельзя брать с собой, даже если человек не собирается заносить их непосредственно в храм:

  • алкоголь . Многие приносят с собой "святое вино" - кагор, однако, по церковным канонам, брать с собой нельзя даже его, так как на Пасху молитва на благословение вина не читается. Тем более нельзя нести крепкие напитки (например, водку или самогонку);
  • воду . Как ни парадоксально звучит, но воду не берут по той же причине, что и алкоголь: такая молитва на Пасху не читается;
  • кровянка - священное Писание запрещает православным употреблять в пищу кровь во всех ее проявлениях;
  • украшения и деньги . Можно брать с собой деньги только на покупку свечей и на пожертвование;
  • столовые приборы - из кухонной утвари в корзинке должно быть лишь рушник или полотенце.

Пасхальная корзина – незаменимый атрибут одного из самых главных христианских праздников. Что нужно в нее положить, какие продукты можно и нельзя святить в церкви на Пасху – читайте также.

Что нужно освятить на Пасху

Современные верующие значительно проще относятся к наполнения пасхальной корзины, чем наши предки. Кое-кто не стесняется освящать огромные куски мяса или вино в бутылках. Впрочем, каждый может решать для себя, что понести в церковь. Главное – взять самое важное.

Что нужно освятить на Пасху – список продуктов

Какие продукты нужно положить в пасхальную корзину:

- паска – символ Воскресения и Небесного Царства. Выпекание паски – важный этап приготовления к празднику. Большинство хозяек имеют свой рецепт. Готовить тесто на паску надо в покое, только с хорошими мыслями, потому что при других обстоятельствах она может не получиться.;
- яйца – это обязательный символ пасхальной паски, который символизирует новую жизнь и возрождение. Яйца можно украшать натуральными и пищевыми красителями, тканью, бумагой и даже стразами. Но делать это советуют в кругу семьи;
- мясо – обычно на Пасху подаются холодные мясные закуски, потому что они готовятся накануне, еще во время Великого поста. Поэтому положите в пасхальную корзину кусочек мяса и домашней колбаски. Главное – чтобы мясное блюдо было без крови;
- сыр и молочные продукты – так как молочные продукты не употреблялись во время поста, их также кладут в пасхальную корзину. Особенно хорошо приготовить творожную паску или сделать твердый сыр своими руками. Сыр и масло являются символами нежности и жертвенности Бога – эти продукты кладут в небольшие сосуды, а сверху рисуют крестик.

Кроме вышеупомянутых продуктов в пасхальную корзину для освящения кладут хрен , как символ прочности и силы духа, а также соль и вино . Церковь не одобряет алкоголь в пасхальной корзине, однако допускает кагор.

Что нельзя святить на Пасху

Далеко не все стоит класть в пасхальную корзину для освящения, есть продукты и вещи, которые строго запрещено приносить в церковь.

Что нельзя класть в пасхальную корзину:

Драгоценности, документы, деньги и другие материальные вещи;
- водку, коньяк, самогон и прочий алкоголь (кроме кагора);
- кровянку и другие продукты, изготовленные из крови животных;
- не советуют также класть фрукты и овощи, поскольку их можно было употреблять во время поста;
- нож – бытуют мнения, что освященные продукты нужно разрезать освященным ножом. Это выдумка и предрассудки.


Что нельзя святить на Пасху – список продуктов

Пасхальная корзина собирается только для благословения продуктов, которые можно употреблять после окончания Великого поста. А значит, пищи должно быть немного.

Когда святят пасху?

В разных церквях и храмах время для освящения пасок может отличаться. Одна церковь может освятить пасхальную корзину уже в предпраздничную субботу, а другая – непосредственно в воскресенье.

Пасхальная литургия в церкви продолжается всю ночь, и поэтому называется "всенощной". Около 4 часов утра происходит пасхальный крестный ход. Затем священники переодеваются из темных одежд в светлые и провозглашают слова: "Христос Воскрес!". В ответ верующие говорят: "Воистину Воскрес!" Только после этого святят паски и пасхальную корзину.


В 2018 году паску святят в ночь на 8 апреля

Время, когда святят куличи в разных храмах, отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в субботу, в другом - рано утром в воскресенье. В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды.

Поэтому перед тем, как отправиться в церковь святить куличи, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы. Это можно сделать у служителей церкви. Но перед тем, как отправляться на церковную службу, необходимо подготовиться.

Когда положено святить куличи по правилам?

Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления. По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее. Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.

Однако освящать продукты в Великую Субботу тоже допустимо. Обряд проводится в субботу вечером, на вечерней службе.

После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.

Святить куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы. Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все. Поэтому традиция освящать продукты накануне, в субботу, появилась достаточно давно. Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь. А утро уже проходило дома, потому что после уборки в Чистый Четверг, молитвенного и телесного подвига в Страстную Пятницу, приготовлений в Великую Субботу силы на всенощную оставались не у всех.

Какую еду можно освящать на Пасху.

Куличи, творожные пасхи, яйца, мясо и вино - вот продукты, которые по обычаю приносятся в церковь для освящения. Необязательно приносить много продуктов, так как освящение мяса и вина, скоромной пищи, носит символический характер. Таким образом разрешается закончить пост. Но разговление начинается либо яйцами, либо кусочком кулича или пасхи. Поэтому нести в церковь нужно в первую очередь именно эти продукты.

Необязательно приносить всю выпечку, которая была приготовлена накануне. Достаточно одного или двух куличей. Первый съедают во время утреней трапезы, разделяя между членами семьи, второй хранится еще неделю и даже больше, может быть, до следующей Пасхи. Но так сейчас поступают очень редко. Даже самый лучший кулич постепенно черствеет, поэтому его стараются съесть поскорее, пока он свежий. Крашеные яйца стоит принести все, ведь их дарят, дают на обмен, чаще сохраняют на память о празднике.

Другие продукты несут в церковь, если это позволяет достаток. При этом следует помнить, что не все прихожане могут позволить себе приобрести хорошее вино и мясные продукты даже на праздник. Поэтому добрым делом будет угостить других прихожан в церкви после службы частью принесенных продуктов, или оставить для тех, кто остается на специально организованную при церкви трапезу. Также следует поинтересоваться заранее, какие продукты можно было бы принести в церковь вместе с куличами. Некоторые священники не позволяют ставить мясо и вино, даже если церковная традиция не имеет ничего против.

Помимо куличей и творожных пасок, можно выставлять другую выпечку: пирожки, булочки, печенье, пасхальный сладкий хлеб, пирог. Можно освятить сладости и фрукты.

Запрещенных продуктов в списке получается немного. В первую очередь, не стоит пытаться принести водку и другие спиртные напитки кроме вина. Вино, кстати, необязательно должно быть красным. Но белое вино признается далеко не во всех церквях.

Приходить на освящение куличей лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно. Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда. Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.

Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами. Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными. Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем. Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем. Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.

Как соблюсти традиции и не ударить лицом в грязь, собирая корзину к пасхальной службе в церкви? Что можно, а что нельзя освящать на Пасху? Пояснения читателям дал доктор теологии, председатель Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви протоиерей Сергий Лепин.

1. Что такое ритуал освящения?

Никакого «ритуала освящения» яиц, куличей и пасох в природе не существует! Тексты, которые читают священники над принесенной снедью на Пасху, называются так: «Молитва на благословение мясной пищи…», «Молитва на благословение сыра и яиц…». Благословение! Если мы хотим использовать слово «освящение», то только как синоним слова «благословение».

«Цветная Триодь» — по этой книге служатся пасхальные службы — словно упреждая наши заблуждения, однозначно говорит нам: «Должен каждый знать, что все приносимые продукты не становятся чем-то сакральным и священным, «как некоторые думают и принимают со всяким благоговением как некоторую святыню, но обычный начаток приношений, как благословение на вкушение после поста».

Таким образом, священники просто благословляют ту пищу, от которой верующие воздерживались на протяжении многих недель.

2. Каков духовный, религиозный смысл благословения? Откуда он появился?

Эта традиция напоминает нам о словах апостола Павла: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1Кор.10:31)».

Традиция эта важна, красива, вкусна и ароматна, но она раскрывает свой смысл только в составе цельной духовной жизни. Никакие булки и колбасы, как бы мы их ни раскрашивали, и ни в коем случае не заменят веры, добрых дел, молитвы, чтения Писания.

Ибо, по слову того же апостола, «Царствие Божие — не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

Истинная пища и истинное питие — учит Сам Христос (см. Ин.6:55) — это Тело и Кровь Спасителя, которые мы принимаем в Таинстве Причащения. И тот, кто этого не делает, не имеет в себе вечной жизни (Ин.6:53). И неважно, «освящает» он яйца или нет.

Один из смыслов, на который указует молитва благословения мясного: напоминание о Христе как об Истинной Пище, которой мы живем. Он — «Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6; 58). Куличи, пасхи, яйца — это своего рода «витаминки». Они нужны, и вместе с «комплексной терапией» они могут принести большую пользу, но сами по себе они не являются «лекарственным средством».

На пасхальном благословении снеди мы просим о том, чтобы приносимое было в радость, сытость, пользу и довольство, но это не альтернатива Трапезе Господней.

3. Есть ли какой-то регламент по освящению? Кто может обращаться к священникам с просьбами об освящении того или иного предмета или чего-либо еще?

Вряд ли это можно назвать регламентом… В основе обращения за благословением той или иной вещи не должно быть никакого суеверия и тем более злого умысла.

В принципе, любой христианин может обратиться с просьбой благословить еду, жилище, автомобиль или еще что-нибудь. Почему только христианин? А какой смысл брызгать святой водой там, где нет веры? Смысл благословлять жилище, если его обитатели сами не благословляют Господа и сами не освящают храм собственного тела? Печально, когда наступает Пасха, а у человека в его жизни нет ничего больше благословенного, кроме булки и творога. Выеденное яйцо, даже если оно и освященное, немногого стоит.

Традиционно на Пасху под благословение приносят сдобные мучные изделия, мясные и молочные продукты и, конечно же, яйца.

Но смысл происходящего позволяет приносить на благословение всё, от чего человек воздерживался во время поста. Например, я знаю человека, который во время поста не пьет кофе, сознательно отказывая себе в этом удовольствии. Почему ему не принести кофе? Пожалуйста!

Но не надо пытаться «освящать» что-то наподобие открытых кошельков, новой шапочки для внука или пособия для сдачи экзамена в ГАИ. Я понимаю, что за подобной экзотикой может скрываться вполне себе достойная просьба к Богу, но формально и сущностно к ее реализации нужно подходить иначе.