Образ солнца в поэзии Серебряного века (исследовательская работа по литературе). Описание солнца в произведениях русского народного творчества

Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. В его образе с древних пор представляли различных богов. Слишком много света и солнца не бывает людских сердцах.

Например, если мы обратимся к творчеству Винсента Ван Гога, то заметим, что цвет – это его большая страсть. Экспрессия, искрящийся, чистый солнечный свет, который заливает все вокруг и проникает в самую сущность окружающего мира, является для него целью жизни. Чтобы найти максимальный свет, художник даже переселялся на юг Франции. Это привело к нахождению самого солнечного образа в природе – подсолнуха. Этюды Ван Гога уже много десятилетий дарят удивительный свет почитателям его творчества. Автор называл эти произведения «симфонией синего и желтого» .

Еще хочется отметить картину В. Цыплакова «Мороз и солнце» . Когда я ее увидел, она меня очень впечатлила. Название картины повторяет начало стихотворения известного русского поэта А. С. Пушкина «Зимнее утро» . Да и само описание зимнего пейзажа в стихотворении прекрасно характеризует то, что на полотне запечатлел художник. На картине все просто: крестьянин на санях, в которые запряжена темная лошадь, едет в деревню. Возможно, он ездил за дровами в лес или был в городе, а может – в соседнем селе. Дорога на картине угадывается лишь по синеватым теням. Слева – деревенские дома, на заднем плане – просторы заснеженных полей. Хотя предметов на картине немного, но мы видим, что это зимний солнечный день. Художник при помощи солнца передает здесь очень морозный день. Русская зимняя природа благодаря этому кажется величественной. Картина наполнена солнцем и светом. Но это лишь один из примеров…

Также очень часто в живописи используется образ огня. Огонь является одной из основных стихий, символом Бога и Духа, торжества жизни и света над смертью и мраком, всеобщего очищения. . На картинах он присутствует в полной мере. Это поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь – первоисточник всего сущего, символ познания и движения. В нашем сознании этот образ также связан с адскими муками. Этот мир опустошения и страстей, порочной добродетели и добродетельного порока мы можем увидеть в картинах, например, Э. Шклярского, а также у многих известных классических художников.

Если взять во внимание современное художественное искусство, то ярким примером образа огня в живописи можно назвать его выставку картин «Огонь, иди со мной» . Все произведения здесь посвящены пламенной сущности красного цвета. При этом качество поверхности холста благодаря масляной живописи становится «зеркальным» . Это заставляет не просто пассивно наблюдать, а находить интерпретации собственному восприятию.

Итак, образы огня и солнца в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата. Поэтому художники всех времен не обходили эту тему стороной.

Образ солнца в художественной системе К. Бальмонта

Символисты -- мощное литературное течение рубежа веков. К числу символистов принадлежал и Константин Бальмонт. Символ -- главное средство выразительности в его поэзии, но если большинство поэтов посредством символа осмысливали мир, то Бальмонт с этой помощью постигал себя. Сосредоточенность на самом себе характерна для его творчества. Он сам был смыслом, темой, центральным образом и сущностью своих стихов. Илья Эренбург очень точно охарактеризовал это: «Бальмонт ничего в мире не заметил, кроме собственной души». Действительно, внешний мир существовал для него лишь затем, чтобы он мог выразить свое поэтическое «я».

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество -

Моя пустынная душа.

Поэт следил за неожиданными поворотами своей мысли, словно это было самое увлекательное занятие в мире. Его впечатления менялись, как время суток на картинах импрессионистов. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах бегущие мгновения, летящее время, возведя его в философский принцип:

Только мимолетности я слагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Возможно, поэтому центральным образом его поэзии стало солнце - светило, никогда не стоящее на месте, по которому люди этой самое время измеряют. Зенита творчество Бальмонта достигает в сборниках начала 1900-ых: «Горящие здания» (1900), «Будем, как солнце» (1903). Мотив горения, солнечного света не оставляет его поэзию и потом; в 1917 г. он создал не знающую себе аналогов в мировой поэзии книгу «Сонеты солнца, меда и луны».

Поэт стремится шокировать публику своей демонической позой, «горящими зданиями» (образ, восходящий к «мировому пожару» Ф. Ницше). Автор поет «гимны» пороку, протягивает руку через века римскому императору-злодею Нерону. Эти образы, соседство с великими людьми-огнепоклонниками (Нерон, Ницше) проявляют отношение Бальмонта к миру. Он видит себя выше всех.

Большинство соратников по перу сочли маскарадными «сверхчеловеческие» претензии Бальмонта в его стихах, чуждых «женственной природе» «поэта нежности и кротости».

Разные люди по-разному трактовали символ солнца у Бальмонта. Вячеслав Иванов оправдывал максимализм стихов Бальмонта. Он видел в них желание резкими метафорами подчеркнуть силу неприятия любых правил и норм, стремление «утвердить бытие в крайностях тьмы и света».

Бальмонту приписывали революционность, ведь огненная стихия близка народному бунту, цвет огня - красный. Бальмонт и в самом деле отдал дань социальному протесту, но это, как для многих поэтов его времени, не было политической революционностью. Ему ближе общий анархический бунт «негодующего при виде несправедливости» поэта. Бунт, который чем-то сродни скандальной славе. Собственно революцию Бальмонт не принял и эмигрировал.

«дотянуться-таки до солнца». Он объявил себя «жрецом солнца», но, как известно, языческие жрецы посредством служения пытались приобрести частицу божественного качества. Так и Бальмонт, призывая к себе силы светила, хотел подняться на небо, наполниться энергией. Однако это был слабый человек.

и хотел, возможно, производить на людей такое же впечатление, какое на него производили имена великих, как солнце, людей. В его стихах слышатся интонации человека, страдавшего манией величия.

Впрочем, творческий замысел Бальмонта вполне удался. У поэта получилось изобразить себя таким, каким он был.

Подготовил: Вайц Роман Михайлович 7 лет
учащийся 1 «А» класса
Руководитель: Селезнёва Наталья Юрьевна - учитель начальных классов


В зимние дни мы часто вспоминаем о лете, солнце и тепле. Закрыв глаза, представив ясный солнечный день, улыбка расплывается у нас на лице. Солнце вызывает положительные «тёплые» эмоции.
Интересно, а как ещё люди воспринимают солнце?
Для ответа на этот вопрос, я решил изучить сказки, пословицы и поговорки русского народа о солнце и узнать, какой образ получится в результате исследования.

Цель : изучение образа Солнца в произведениях русского народного творчества.

Объект : образ Солнца

Предмет
: образ Солнца в произведениях русского народного творчества.

Гипотеза : В произведениях русского народного творчества Солнце имеет положительный, добрый, справедливый, сильный мужской образ.

Задачи :

1. Изучить русские народные сказки о солнце;
2. Изучить пословицы и поговорки русского народа о солнце;
3. На основе анализа произведений русского народного творчества сформулировать образ Солнца.

Образ Солнца в культуре русского народа

Солнце - древнейший космический символ, известный всем народам, означает жизнь, источник жизни, свет.
Солнце – героическая и отважная сила, творческая и направляющая, начало земной жизни, растениям, животному миру.
В христианском мире Солнце является символом бессмертия и воскресения. Как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект.
В культуре русского народа Солнце в основном мужского рода. У христиан Солнце - Бог-Отец, правитель вселенной, излучающий свет и любовь, божественное начало в человеке.
В литературе утреннее солнце – символ рождения и пробуждения. Кроме того, Солнце обозначает героическое начало.

Описание солнца в произведениях русского народного творчества

Сказки о Солнце



В сказках, чаще всего, используется не слово солнце, а - солнышко, что указывает на уважительное отношение к объекту. Так же, в большинстве случаев употребляется не одно слово, а с прилагательным: красное солнышко. В сказке «Брат и сестра» героиня сравнивается с солнцем: Марфа Прекрасная, что красно солнышко. В этом случае «красное» обозначает – красивое, что подтверждает ещё одно выражение из этой сказки: По локоть руки в золоте, по колены ножки в серебре, в лобу красное солнышко, а в затылке светел месяц.
Сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» говорит о Солнце, как об активном действующем лице, наравне с героями-людьми. Чаще всего Солнце выступает в мужской роли. Солнце берет в жены девушку: «солнце – любимый, значимый человек».
В сказке «Ювашка Белая Рубашка» рассказывается о царе, у которого не было солнца, месяца, звезд и полночи, и это было величайшим несчастьем. Здесь солнце сравнивается с богатством.
Сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» сравнивает Солнце с красотой: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды.
В сказке «Мороз, Солнце и Ветер» говорится о силе Солнца: Да разве есть кто Солнца сильнее!
Солнце в сказках играет позитивную роль, рассматривается как благо и податель благ, практически во всех сказках солнце – это богатство.


Пословицы и поговорки о Солнце



В русском народном творчестве пословицы и поговорки упоминают о Солнце с положительной стороны, сравнивают с теплотой, добром, красотой и образцом правды. В таблице 1 представлены некоторые выражения о Солнце и их значение.

Таблица 1.

Лексическое значение пословиц и поговорок о Солнце.


В русском языке пословицы и поговорки расширяют роль Солнца в быту людей, подтверждают тесную духовную связь. В культуре русского народа многое зависит от великого и могущественного светила – Солнца. Поэтому образ солнца занимает одно из главных мест в жизни людей.

Заключение

Исследуя литературу по теме, я узнал много нового о Солнце и его значении в культуре русского народа. В процессе выполнения поставленных задач, полностью подтвердилась наша гипотеза: образ солнца – это сильный, могущественный, справедливый образ. В русских народных сказках солнце играет только позитивную роль.

“Солнце комнату наполнило
Пылью желтой и сквозной.”

А.Ахматова.

Цель : через анализ воплощения художниками образа солнца выявить связи между искусством живописи, музыки, литературы и танца. Познакомиться с произведениями русских композиторов Н. Римского-Корсакова, М.Мусоргского, С.Прокофьева, художниками XIX и XX века (такими как М.К.Чюрленис, И. Левитан, В.Ван Гог).

Задачи : формировать универсальные учебные действия для 5 классов на основе ФГОС, таких как владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, представлять информацию в разных формах.

Вспомогательный материал:

  • МУЗЫКА
    • Н. Римский-Корсаков, финальный хор "Свет и сила" из оперы Снегурочка.
    • А. Бородин, хор "Солнцу красному слава" из оперы "Князь Игорь"
    • С.Прокофьев, "Поход Лоллия и шествие Солнца" 4 часть из "Скифской сюиты".
  • ВИДЕО
    • А.Бородин опера “Князь Игорь” сцена затмения
    • Слайды: Ван Гог "Сеятель", Левитан "Березовая роща", Глазунов иллюстрация к опере "Князь Игорь", портреты Бородина, Прокофьева, Римского-Корсакого, Дягилева.

ХОД УРОКА

Слайд 1

Сегодня тема нашего урока – образ солнца в искусстве. Мы познакомимся с музыкальными произведениями, посмотрим картины и прочтем несколько стихотворений, посвященных солнцу. Сравним, как художниками разных видов искусств и разных веков (XIX и XX) воплощен этот образ, что между ними общего, а что отличает их друг от друга.
Прежде, чем мы перейдем к изучению новых произведений, давайте подумаем, почему образ солнца так полюбился поэтам, музыкантам, художникам. Какую роль играет солнце в жизни человека? Вы любите солнце? Почему? Какие вы знаете произведения с упоминанием солнышка?

Слайд 2

Солнце было очень важно и для наших предков. Об этом нам сообщают пословицы и поговорки: «Солнце пригреет, и все поспеет», «Солнце не закроешь, а правду не скроешь», «При солнышке тепло, при матери – добро».
Давайте подумаем, о чем они?
В древние времена люди поклонялись разным богам, которые олицетворяли явления природы, в том числе богу солнца. У наших предков славян Ярило, Яровит, Яромир был богом не только солнца, но и плодородия, весны, который перед зимой погибал, а по весне возрождался. По преданию Ярило – сын или одно из воплощений более древнего бога Велеса, который зимой выступает как Мороз, а по весне – Ярилой. Ярило представлялся предкам в виде сильного крепкого юноши, разъезжающего на белом коне и в белой мантии, голова его покрыта звездочками желтых, синих и белых вешних цветов, вокруг которых кружились пчелы. Его символами были вишневый цвет и ветка черемухи. Мифология наших предков нашла отражение и в языке: корень слова, являющийся именем Ярилы, «яр» родил и другие слова. Это бычок – яровичок, гриб – яровик (ранний), ярый мед. Весенние всходы называли яровицей, а зелень – ярью. Ярынь – вешнее состояние природы, когда цветут сады, зеленеют поля. Даже слово «ярость» означает стихийный, неукротимый порыв. Разъяриться – впасть в возбужденное состояние.
Ребята, давайте представим, какой характер был у этого древнерусского бога и нарисуем его на основе моего описания.

Слайд 3

Интерес к нашим корням и русскому фольклору возник в 19 веке. Композиторы этого времени занимались собиранием русских песен, обрядов, сказаний. И использовали собранное в своем творчестве. Не остался в стороне и образ бога Ярилы. Например, в творчестве Н.А. Римского-Корсакого.

– Ребята, встречались ли мы с этим композитором раньше? Какие произведения его мы слушали? В каком содружестве состоял?
Правильно, «Могучая кучка». Еще в этом содружестве состоял и знакомый нам Мусоргский (какое произведение вы помните?) и композитор, с которым нам еще предстоит познакомиться сегодня – А. Бородин.
У Римского-Корсакого есть опера под названием «Снегурочка». Как вы думаете, какой сюжет у этой оперы? Пусть вам в этом поможет название.
Правильно. В самом конце оперы звучит хор – хвалебная песнь Яриле «Свет и сила, бог Ярило» – начальные слова этого произведения. Хор сочинен композитором в характере древних прославляющих напевов. Начальная мелодия представляет собой видоизмененный мотив Ярилы.

Слушание музыки.

– Мы послушали хвалебную песнь Яриле. Какое настроение у музыки? Какое ощущение остается у нас от прослушивания?
– А теперь мы сравним это произведение с другим произведением композитора, фамилия которого уже звучала сегодня. Это хор «Солнцу красному слава» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина.

Слайд 4

Прежде чем мы с вами начнем его слушать, я расскажу о сюжете оперы. Дело в том, что это уже не сказка, а наша история, рассказывающая о тщеславном князе Игоре, который хотел добыть себе славы и в одиночку пошел захватывать земли у Черного моря.
Опера начинается сценой проводов князя, его сравнивают с солнцем, но тут случается невиданное – солнечное затмение. Все решают что это плохой знак, но Игорь непреклонен.

Смотрим видео.

– Как вы думаете, почему в опере «Снегурочка» употребляется Ярило, а в опере «Князь Игорь» – солнце? Почему тот хор звучал в конце, а этот звучит в начале?

Слайд 5

– Давайте вслушаемся в музыку текста этого хора. (Читать отрывок.)
– Сравним его с другими поэтическими произведениями о солнце. (Раздать поэтические отрывки.)
– Какие чувства вызывает солнце у поэтов? Какие чувства вызывают у вас прочитанные стихи? О чем рассказывает нам каждый отрывок?

Обсуждение результатов.

Слайд 6

Преемниками композиторов XIX века стали композиторы XX века, например, С. Прокофьев. Его произведение о солнце первоначально было балетом, заказанным импресарио Дягилевым. К сожалению балет Дягилеву не понравился, музыка не произвела на него должного впечатления, показалась «скучной». Позже композитор переработал музыку балета в произведение для симфонического оркестра, назвав его «Скифской сюитой». Считается, что скифы – это предки славян. Таким образом Прокофьев переносит нас в древние времена, полные легендарных богатырей и прекрасных богинь.
Четвертая часть сюиты посвящена солнцу и называется «Поход Лоллия и шествие Солнца». У нас было творческое домашнее задание – придумать пластическую миниатюру на музыку. Во время прослушивания девочки будут демонстрировать свой танец.

Образ огня и солнца в литературе, живописи и музыке.ОБРАЗ ОГНЯ И СОЛНЦА В
ЛИТЕРАТУРЕ, ЖИВОПИСИ И
МУЗЫКЕ.

Огонь и солнце

ОГОНЬ И СОЛНЦЕ
Огонь является одной из основных стихий,
символом Бога и Духа, торжества жизни и света
над смертью и мраком, всеобщего очищения.
Огонь – это антипод воды. Это поистине мистикофилософский символ. Если обратиться к
древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь
– первоисточник всего сущего, символ познания и
движения.
Все мы знаем, что солнце – главное небесное
светило, которое дает тепло, свет и жизнь. Во все
времена его почитали. В его образе с древних пор
представляли различных богов. Но слишком
много света и солнца не бывает ни в людских
сердцах, ни в жизни, ни на полотнах.

В.Г. Цыплаков: «Мороз и солнце».

В.Г. ЦЫПЛАКОВ: «МОРОЗ И СОЛНЦЕ».

К. Юон: «Новая планета».

К. ЮОН: «НОВАЯ ПЛАНЕТА».

Н. Рерих: «Армагеддон».

Н. РЕРИХ: «АРМАГЕДДОН».

К. Васильев: «Человек с филлном».

К. ВАСИЛЬЕВ: «ЧЕЛОВЕК С ФИЛЛНОМ».

К. Бальмонт: «Жар-птица».

К. БАЛЬМОНТ: «ЖАР-ПТИЦА».
То, что люди называли по наивности любовью,
То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью,
Эту чудную Жар-Птицу я в руках своих держу,
Как поймать ее, я знаю, но другим не расскажу.
Что другие, что мне люди! Пусть они идут по краю,
Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю.
То, что в пропастях и безднах, мне известно
навсегда,
Мне смеется там блаженство, где другим грозит
беда.
День мой ярче дня земного, ночь моя не ночь
людская,
Мысль моя дрожит безбрежно, в запредельность
убегая.
И меня поймут лишь души, что похожи на меня,
Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!

А.С. Пушкин: «Зимнее утро» (отрывок).

А.С. ПУШКИН: «ЗИМНЕЕ УТРО»
Мороз и солнце; день чудесный!
(ОТРЫВОК).
Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче..... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

М. Цветаева: «Солнце вечера добрее» (отрывок).

М. ЦВЕТАЕВА: «СОЛНЦЕ ВЕЧЕРА
ДОБРЕЕ» (ОТРЫВОК).
Солнце Вечера - добрее
Солнца в полдень.
Изуверствует - не греет
Солнце в полдень.
Отрешеннее и кротче
Солнце - к ночи.
Умудренное, не хочет
Бить нам в очи.
Простотой своей - тревожа
Королевской,
Солнце Вечера – дороже
Песнопевцу!