Работы художника П. фон Гесс

ГЕСС (Hess), Герман Иванович

Русский химик Герман Иванович (Герман Генрих) Гесс родился в Женеве в семье художника, который вскоре переехал в Россию. В 15-летнем возрасте Геcc уезжает в Дерпт (ныне Тарту, Эстония), где учится сначала в частной школе, а затем в гимназии, которую с блеском заканчивает в 1822 г. После гимназии он поступил в Дерптский университет на медицинский факультет, где изучал химию у профессора Готфрида Озанна, специалиста в области неорганической и аналитической химии. В 1825 г. Гесс защитил диссертацию на степень доктора медицины: «Изучение химического состава и целебного действия минеральных вод России».

После окончания университета Гессу при содействии Озанна предоставили полугодовую командировку в Стокгольм, в лабораторию Йёнса Берцелиуса . Там Гесс занимался анализом некоторых минералов. Великий шведский химик говорил о Германе как о человеке, «который много обещает. У него хорошая голова, он, по-видимому, обладает хорошими систематическими знаниями, большой внимательностью и особым рвением».

Вернувшись в Дерпт, Гесс получил назначение в Иркутск, где ему предстояло заниматься врачебной практикой. В Иркутске он занимался также изучением химического состава и лечебного действия минеральных вод, исследовал свойства каменной соли в залежах Иркутской губернии. В 1828 г. Гессу было присвоено звание адъюнкта, а в 1830 г. – экстраординарного академика Академии наук. В том же году он получил кафедру химии в Петербургском технологическом институте, где разработал учебный план практической и теоретической химии. В 1832–1849 гг. состоял профессором Горного института, преподавал в Артиллерийском училище. В конце 1820-х – начале 1830-х гг. он обучал основам химических знаний цесаревича Александра, будущего императора Александра II.

Как и многие учёные того времени, Гесс проводил исследования в самых разных областях: разработал способ извлечения теллура из его соединения с серебром (теллурида серебра – минерала, названного в честь учёного гесситом); открыл поглощение платиной газов; впервые обнаружил, что измельченная платина ускоряет соединение кислорода с водородом; описал многие минералы; предложил новый способ вдувания воздуха в доменные печи; сконструировал аппарат для разложения органических соединений, устраняющий погрешности в определении количества водорода и т.д.

Мировую известность Герман Гесс получил как основатель термохимии . Учёный сформулировал основной закон термохимии – «закон постоянства сумм теплот», являющийся приложением закона сохранения энергии к химическим процессам. Согласно этому закону, тепловой эффект реакции зависит только от начального и конечного состояний реагентов, а не от пути протекания процесса (закон Гесса). Работа с описанием экспериментов, обосновывающих закон Гесса, появилась в 1840 г., за два года до публикации трудов Роберта Майера и Джеймса Джоуля . Гессу принадлежит также открытие второго закона термохимии – закона термонейтральности, согласно которому при смешивании нейтральных солевых растворов тепловой эффект отсутствует. Гесс впервые высказал мысль о возможности измерения химического сродства исходя из теплового эффекта реакции, предвосхитив сформулированный позднее Марселеном Бертло и Юлиусом Томсеном принцип максимальной работы.

Гесс занимался также вопросами методики преподавания химии. Его учебник «Основания чистой химии» (1831) выдержал семь изданий (последнее – в 1849 г.). В своём учебнике Гесс использовал разработанную им русскую химическую номенклатуру. Под названием «Краткий обзор химического именословия» она вышла отдельным изданием в 1835 г. (в работе принимали также участие С. А. Нечаев из Медико-хирургической академии, М. Ф. Соловьев из Петербургского университета и П. Г. Соболевский из Горного института). Эта номенклатура была позже дополнена

Рудольф Гесс

Гесс, Рудольф (Hess), (1894-1987), один из руководителей нацистской Германии, заместитель фюрера по партии, нацист "номер три". Родился 26 апреля 1894 в Александрии, Египет, в семье немецкого торговца. Во время 1-й мировой войны Гесс служил на Западном фронте командиром взвода в том же полку, что и Гитлер. Был ранен под Верденом. В конце войны перешел служить в авиацию. В 1919 он стал членом общества Туле. Тогда же вступил в одно из подразделений "Добровольческого корпуса" под командованием генерала Франца фон Эппа. В 1920 Гесс стал членом НСДАП. Учился в Мюнхенском университете у профессора Карла Хаусхофера, чьи геополитические теории оказали на него глубокое впечатление. После участия в провалившемся "Пивном путче" 1923 Гесс бежал в Австрию. Вернувшись в Германию, он был приговорен к семи месяцам заключения, которое отбывал вместе с Гитлером в тюрьме Ландсберга, где Гитлер диктовал ему свою книгу "Майн кампф". В 1925 стал личным секретарем Гитлера, в декабре 1932 председателем центральной партийной комиссии и депутатом рейхстага, а 21 апреля 1933 - заместителем Гитлера по партии. 29 июня 1933 Гесс стал рейхсминистром без портфеля. После реорганизации Гитлером военного и политического руководства 4 февраля 1938 Гесс вошел в состав т. н. Тайного кабинета. 30 августа 1939 он стал членом исполнительного совета по обороне. Одновременно он был назначен преемником Гитлера после Геринга. Специальным указом на него был возложен контроль над всей деятельностью нацистского правительства и других государственных органов. Ни одно распоряжение правительства, ни один закон рейха не имел силы, пока их не подписывал Гитлер или Гесс. Гессу было доверено принимать решения от имени фюрера, он был объявлен "полновластным представителем фюрера", а его канцелярия - "канцелярией самого фюрера".

Гитлер со своим заместителем Рудольфом Гессом.

Преданность Гесса фюреру, который поднял его из самых низов до высочайших постов в рейхе, была абсолютной. Погруженный в себя, лишенный высокого интеллекта и демагогического таланта Гесс знал лишь безусловную веру в своего фюрера. "Гитлер, - говорил он, - это просто олицетворение чистого разума". В 1934 Гесс сказал: "Мы с гордостью видим, что лишь один человек остается вне всякой критики. Каждый из нас чувствует и понимает, что Гитлер - всегда прав и что он всегда будет прав". На одном из нюрнбергских партийных съездов Гесс, как обычно предваряя выступление Гитлера, заявил: "Мне было даровано многие годы жить и работать рядом с величайшим сыном нации, которого наш народ должен пронести через тысячу лет своей истории".
10 мая 1941 Гесс совершил поразивший многих перелет в Шотландию. От имени Гитлера он предложил Великобритании заключить мир и принять участие в походе против СССР. В Великобритании Гесс был интернирован как военнопленный. В 1946 он предстал перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге. Во время суда он то и дело симулировал потерю памяти, постоянно переспрашивая судей и повторяя: "Я ничего не помню". Изображая из себя душевнобольного, Гесс демонстративно пытался покончить с собой. По требованию суда медики тщательно обследовали подсудимого и сделали вывод, что его действия носят "сознательно- намеренный симулятивный характер". После этого он был истощен, сломлен, его глубоко сидящие глаза безучастно смотрели в пространство. Суд приговорил Гесса к пожизненному заключению в берлинской тюрьме Шпандау, где он и скончался.

Использован материал Энциклопедии Третьего рейха - www.fact400.ru/mif/reich/titul.htm

Гесс (Hess) Рудольф Вернер Рихард (26.4.1894, Александрия, Египет - 17.8.1987, тюрьма Шпандау, Берлин), партийный и государственный деятель, рейхслейтер (1933), обергруппенфюрер СС, обергруппенфюрер СА. Сын владельца экспортно-импортной фирмы «Гесс и К°». В 1912 окончил Высшую коммерческую школу в Нейшателе (Швейцария), с 1912 стажировался в коммерческих фирмах Гамбурга. Участник 1-й мировой войны . 20.8.1914 добровольцем вступил в 7-й баварский полк полевой артиллерии (позже переведен в элитный 1-й баварский пехотный полк); служил в одном полку с А. Гитлером , но знаком с ним не был. Воевал на Западном фронте, под Верденом, где 12.6.1916 был ранен шрапнелью в кисть левой руки и плечо. С дек. 1916 - в Румынии; командир взвода. В авг. 1917 тяжело ранен в третий раз. В мае 1918 переведен в авиацию, последние месяцы войны воевал в эскадрилье «Рихтгофен» под командованием Г. Геринга. За боевые отличия награжден Железным крестом 1-го и 2-го класса и 8.10.1917 произведен в лейтенанты. В 1919 вступил в Добровольческий корпус Ф. фон Эппа, а также в «Общество Туле» - одну из идеологических предтеч нацистской партии. Участвовал в свержении коммунистического правительства Красной Баварии (1.5.1919), был ранен. После демобилизации поступил на экономический факультет Мюнхенского университета, где сблизился с профессором К. Хаусхофером, который имел на Гесса огромное влияние. Возглавил университетскую националистическую организацию. Привлечен Д. Эккартом к нацистскому движению. В июне 1920 вступил в НСДАП (позже получил партбилет №16). Гесс стал одним из организаторов и руководителем студенческих подразделений СА. Познакомил Гитлера с Хаусхофером. Увлекался предсказаниями и астрологией. Опубликовал эссе «Что должен представлять собой человек, которому суждено вернуть Германии ее прошлое величие?», которое было отмечено премией и получило высокую оценку Гитлера. Участник «Пивного путча» 1923, во время которого командовал студенческим отрядом СА. По заданию Гитлера охранял арестованных министров баварского правительства и поэтому участия в самом шествии не принимал. После провала путча бежал в Австрию, но в апр. 1924 добровольно вернулся в Германию, был приговорен к 18 месяцам тюрьмы и помещен в тюрьму Ландсберг вместе с Гитлером. Выполнял при фюрере секретарские обязанности, в т.ч. именно ему Гитлер диктовал текст «Майн кампф». Оказал огромное влияние на написание книги, многие главы которой напрямую отражают личные взгляды Гесса. Уже в тюрьме Гесс начал фактически исполнять обязанности личного секретаря Гитлера. В конце дек. 1924 освобожден: Отказался от предложения Хаусхофера стать его ассистентом в Институте геополптики и в начале 1925 стал секретарем Гитлера на постоянной основе. В его обязанности входило представление Гитлера, прием посетителей, в ряде случаев - выступление вместо фюрера, а также завершение работы над «Майн кампф» (вышла в свет осенью 1925). 1.4.1925 внесен в списки СС (под номером 50). Сыграл огромную роль в создании культа фюрера, а также в формировании образа Гитлера как высшего руководителя партии. Гесс учил Гитлера жестикуляции, готовил к важным встречами т.д. Гесс стал одним из самых ближайших к Гитлеру людей, фактически «тенью фюрера». При посредничестве Э. Кирдорфа вел переговоры с Ф. Тиссеном, добившись от него в 1928 субсидии более чем на 1 млн марок для строительства партийной резиденции. Руководил перестройкой «Коричневого Дома» в Мюнхене (официально открыт 1.1.1931). С 1932 начальник Политического отдела в имперском руководстве НСДАП, комиссар НСДАП по политическим вопросам. С 21.4.1933 заместитель фюрера по партии. По Декрету Гитлера имел право принимать решения от имени фюрера по всем вопросам, касающимся партийного руководства, его задачей было руководить основными политическими мероприятиями, давать директивы и заботиться о том, чтобы вся работа партии проводилась согласно принципам национал-социализма. Кроме того, в обязанности Гесса входило утверждение кандидатов на посты руководителей официальных учреждений и Германского трудового фронта. 22.9.1933 Гитлер приказал отменить для Гесса «титулы рейхслейтера и обергруппенфюрера СС и оставить только звание «заместитель фюрера», что ставило Гесса в абсолютно исключительное положение. С 1.12.1933 имперский министр без портфеля, в обязанности которого входило гарантировать тесное сотрудничество НСДАП и СА с общественными, властями. 9.6.1934 подписал декрет, по которому СД признавалась единственной организацией службы политической информации и защиты партии. Во время «Ночи длинных ножей»

К. Хорн. Рейхсминистр Рудольф Гесс. 1937 г.
Электронная репродукция с сайта
http://ww2.web2doc.com/pages/portrety_vozhdey_nsdap

30.7.1934 при составлении Гитлером списка руководителей СА, подлежащих уничтожению, добился значительного сокращения числа приговоренных.

14.11.1935 издал декрет, по которому евреи лишались права голосовать и занимать общественные посты.

4.2.1938 введен в состав Тайного совета, а 30.8.1939 - в Совет по обороне рейха.

1.9.1939 Гитлер официально назначил Гесса своим вторым преемником, после Геринга.

Хотя Гесс и обладал огромной властью, он не был приспособлен к бюрократической работе, и поэтому большую власть при нем получил его начальник штаба - М. Борман. С его помощью Гесс создал аппарат, дублировавший действия большинства высших правительственных учреждений. Под непосредственным управлением Гесса (хотя основные рычаги находились в руках Бормана) был создан и действовал «Фонд Адольфа Гитлера». Считал необходимым для успешного развития Германии установление прочных дружеских связей с Великобританией . В июне 1940 Гесс принял решение совершить полет в Англию, чтобы добиться от нее поддержки планов Гитлера. По ряду источников Гесс совершил несколько неудачных попыток перелета в Шотландию - 21.12.1940 и 18.1.1941. В конце апреля 1941 Гесс принял окончательное решение совершить полет для переговоров с герцогом Гамильтоном.

10.5.1941 вылетел в Шотландию на самолете Me-110Д и приземлился близ Инглшем-Мур в Шотландии (см. перелет Гесса ), где был арестован военными властями. У. Черчилль отказался встретиться с Гессом.

11.5.1941 Гитлер, получив сообщение об отлете Гесса, пришел в неистовство и после консультаций Гесс был объявлен сумасшедшим. Еще ранее была сделана попытка перехватить самолет Гесса и сбить его над Францией . Содержался в качестве интернированого в Великобритании; по заявлению английских властей к окт. 1944 у него стали хорошо заметны признаки душевного расстройства. В качестве главного военного преступника привлечен к суду Международного военного трибунала в Нюрнберге .

Г.Геринг и Р.Гесс на Нюрнбергском процессе.

Проведенная во время процесса психиатрическая экспертиза признала его психически здоровым и дееспособным, после чего Гесс выступил с заявлением, признав, что ранее симулировал потерю памяти. Приговорен к пожизненному тюремному заключению. Содержался в тюрьме Шпандау в Британском секторе Берлина. С 1966 являлся единственным заключенным тюрьмы. Семья Гесса неоднократно предпринимала попытки добиться его освобождения, но советская сторона всегда категорически против этого возражала, однако многие считают, что главным противником освобождения Гесса была Великобритания. Неоднократно предпринимал попытки самоубийства. В 1987 советское правительство заявило о возможности освобождения Гесс. Найден повешенным в камере. Страны-победительницы в официальном коммюнике заявили о том, что это было самоубийство. Сын Гесса, а также большое число исследователей считают, что это было убийством, организованным спецслужбами Великобритании, опасавшимися освобождения Гесса.

Использованы материалы кн.: Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003

Рудольф Гесс в тюрьме Шпандау.

Из ближайших соратников Гитлера довольно примечательна фигура Рудольфа Гесса. Он питал явный интерес к эзотерическим знаниям. Вместе с тем следует оговориться, что это была только его личная позиция, и Гесс никогда не пытался навязать ее всему нацистскому движению.

Пристрастие к астрономии и астрологии Гесс приобрел еще в юности. В более поздние годы он часто предавался мистическим размышлениям, увлекался всевозможными формами парамедицины, народными целителями, гипнотизерами, чародеями и диетологами. Один из его соратников после войны саркастически вспоминал, что Гесс не мог отправиться в постель, не проверив с помощью лозы направление подземных вод.

Британский историк Питер Педфилд пишет: «Он жил в нереальном мире, верил в чтение мыслей, предсказания и астрологию. В письмах, которые он писал из своей добровольной ссылки в Австрию (после провала «пивного путча 9 ноября 1923 г. - Дмитрий Жуков ), имеются этому свидетельства. Так, в конце ноября он писал, что, с астрологической точки зрения, следующие недели будут для него решающими; перспектива была чудесной; кульминационная точка ожидала его в следующем месяце, поэтому данный случай провала путча он будет считать пробным камнем. В письме матери, проникнутом фатализмом, говорилось о том, что он плывет в потоке судьбы, не в силах изменить течение и конечную цель» *) .

Подобные неортодоксальные взгляды никогда не получали в партии характера официальной позиции. Всем партийным функционерам предоставлялся выбор: либо, исповедуя свое мировоззрение, они должны были четко оговаривать, что оно не имеет ничего общего с официальной позицией партии (как в случае с Розенбергом), либо продолжать упорствовать и быть исключенным из рядов движения (как в случае с Динтером).

Примечания:

*) Педфилд П. Рудольф Гесс - сподвижник Гитлера. Смоленск, 1998. С. 35.

Дмитрий Жуков. Оккультизм в Третьем Рейхе. М., «Яуза», 2006.

, Мюнхен) - баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи.

Биография

Старший сын Карла Эрнста Хесса , баварского гравёра по меди, от которого получил первые уроки художественного мастерства, которое совершенствовал затем в Мюнхенской академии художеств.

Он участвовал в кампании 1813-1814 годов против Наполеона I ; совершил после того путешествие в Вену, Швейцарию и Италию и наконец устроил себе мастерскую в Мюнхене. Вначале писал небольшие сцены из солдатского и простонародного быта и лишь впоследствии принялся исполнять большие и многофигурные баталические картины.

В 1831 году сопровождал короля Оттона в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навплион и торжественный въезд в Афины (в двух картинах, находящихся в Мюнхенском новой пинакотеке); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость и исполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, в аркадах дворцового сада, в Мюнхене.

В 1839 году посетил Россию с целью собрать на месте материалы для заказанных ему императором Николаем I двенадцати больших картин, изображающих главные битвы 1812 года (сражения при Смоленске, Бородине, Валутине, Клястицах, Красном, Тарутине, Малоярославце, Полоцке, Лосьмине, Вязьме, Красномь и Березине).

Произведения этого художника отличаются оживленностью композиции, прекрасной характеристикой отдельных фигур и сложных групп, нередко большим драматизмом, исполнением добросовестным в малейших подробностях.

Среди лучших его работ, сверх упомянутых: «Битва при Аустерлице», «Ловля лошадей в Валахии», «Разбойник Барбоне, отбивающийся от карабинеров» (все три в Мюнхенской новой пинакотеке), «Сражение при Арси-сюр-Обе», «Защита Кинцигского моста близ Ганау» (1820), «Бивуак австрийцев» (1823), «Сражение при Вёргле» и другие.

Галерея

Напишите отзыв о статье "Гесс, Петер фон"

Примечания

Литература

  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [М .] : Тип. т-ва И. В. Сытина , 1911-1915.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гесс, Петер фон

Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.

Старший сын Карла Эрнста Христофа Гесса, баварского придворного гравёра по меди, от которого получил первые уроки гравирования. В 1806 году поступил в мюнхенскую Академию художеств, первоначально занимался пейзажем, под влиянием А. Адама в 1813-1815 гг. участвовал в походах против французов (находился при штабе фельдмаршала К. Вреде), запечатлел много военных сцен.

Итогом похода стало большое полотно «Сражение при Бар-сюр-Об» (1817). Позднее создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 гг.: «Стычка французских драгун и австрийских гусар», «Донские казаки с пленными французскими крестьянами», «Переход киргизов и казаков через Рейн» (все 1819 г.), «Грабящие казаки», «Оборона моста у Ганау генералом К. Паппенхаймом» (обе 1820 г.), «Бивуак австрийских войск» (1823 г.), «Нападение австрийских улан на французский фургон» (1829 г.) и др.

В 1831 г. сопровождал короля Оттона в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навилию и торжественный въезд в Афины (два полотна находятся в мюнхенской «Новой пинакотеке»); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость и выполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, в аркадах мюнхенского Хофгартена.

В 1839 году по приглашению императора Николая I посетил Россию, получил заказ написать для Зимнего дворца цикл картин о важнейших сражениях 1812 г. Вместе со знатоком униформы генералом Л. И. Килем совершил поездку по местам сражений 1812 г., сделал множество зарисовок (хранятся в Мюнхене). Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на Бородинском поле.

В 1840-1857 гг. создал 12 полотен, из которых сохранились 10:

1. Сражение при Клястицах

2. Сражение под Красным

3. Сражение под Смоленском

Лучшие дня

4. Сражение при Валутиной горе

5. Сражение при Бородино

6. Сражение при Тарутине

8. Бой под Малоярославцем

10. Сражение под Красным

12. Переправа через реку Березину

Помимо этого заказа Гесс исполнил большие полотна «Сражение под Лейпцигом» (1854), «Сражение под Аустерлицем» (1860). Его огромные, яркие, проработанные в мельчайших деталях полотна, высоко оценивались современниками, но подверглись критике со стороны позднейших искусствоведов.

ГЕСС Петер фон (1792-1871) - баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи. По заказу императора НИКОЛАЯ I художник в 1840-1857 гг. написал 12 картин для Зимнего дворца о важнейших сражениях 1812 г. Не считая отдельных ошибок, все картины отличаются высоким качеством исполнения, современники говорили о них: «По ним потомки точно увидят наше время». Большое количество зарисовок, оставшихся при написании этих картин, хранятся в Мюнхене.

«Сражение при Клястицах 19 (31) июля 1812 г.». 1856 г., Германия.
Холст, масло. 117 х 205 см.

19 (31) июля 1812 года у деревни Кляcтицы произошло сражение между корпусом генерала П.Х. ВИТГЕНШТЕЙНА и 2-м армейским корпусом маршала Ш. УДИНО. Победа русских войск предотвратила попытки НАПОЛЕОНА создать угрозу Петербургу. Изображена атака 2-го батальона Павловского гренадерского полка, прорывающегося через подожжённый французскими сапёрами мост. На втором плане, в центре, - наступление русской пехоты, которую поддерживает огнём армейская пешая артиллерия, расположенная на холме; слева - гродненские гусары и ямбургские драгуны, переходящие вброд реку Нищу.



Одна из картин посвящена подвигу генерала Дмитрия Петровича НЕВЕРОВСКОГО и 27-й пехотной дивизии у села Красное близ Смоленска. В упорном бою он на сутки остановил войска Наполеона, позволив соединиться двум русским армиям (БАРКЛАЯ-ДЕ-ТОЛЛИ и БАГРАТИОНА) в одну. Дивизия Неверовского отбила более 30 атак. За этот подвиг генерал был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.

«Сражение 5 (17) августа 1812 г. под Смоленском». 1846 г., Германия.
Холст, масло. 234 х 356 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

На переднем плане слева - командующий 1-й армией генерал М.Б. БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ (сидит у дерева), начальник его штаба генерал А.П. ЕРМОЛОВ (стоит рядом, с картой в руках), казачий атаман войска Донского генерал М.И. ПЛАТОВ и генерал Н.Н. РАЕВСКИЙ. Рядом - их адъютанты и ординарцы. Левее дерева армейская пешая артиллерия обстреливает через Днепр французские войска. Артиллерией командует генерал А.И. КУТАЙСОВ. На первом плане в центре и справа - раненые русские солдаты и мирные жители, покидающие город и его предместья.

«Сражение при Валутиной Горе 7 (19) августа 1812 года». 1850 г., Германия.
Холст, масло. 221 х 354 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

Оборонительное сражение русского арьергарда против французов вблизи деревни Лубино (20 км восточнее Смоленска на правом берегу Днепра).

«Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 г.». 1843 г., Германия.
Холст, масло. 224 x 355 см.

Слева - солдаты Литовского полка. Перед ними - командир полка полковник М.Е. ХРАПОВИЦКИЙ (на коне); за ним - каре 3-го батальона лейб-гвардии Измайловского полка. В центре - раненый главнокомандующий 2-й армией генерал П.И. БАГРАТИОН, окружённый солдатами и офицерами. Его последние распоряжения выслушивает командир 3-й пехотной дивизии генерал П.П. КОНОВНИЦЫН (на белом коне). Начальник штаба Багратиона генерал-адъютант Э.Ф. СЕН-ПРИ подводит лейб-хирурга Я.В. ВИЛЛИЕ. На телеге рядом с раненым кирасирским обер-офицером - командир М.С. ВОРОНЦОВ, раненный при защите Багратионовых флешей. На втором плане в центре - 1-й и 2-й батальоны Измайловского полка, стреляющие по французской коннице. На заднем плане справа - знаменитая контратака на захваченную французами центральную позицию русских войск - батарею РАЕВСКОГО.

«Сражение при Тарутине 6 (18) октября 1812 г.». 1847 г., Германия.
Холст, масло. 220 х 353 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

6 (18) октября 1812 года при Тарутине русская армия провела первую с начала войны наступательную операцию, разбив отряд МЮРАТА. На следующий день Наполеон отдал приказ оставить Москву.
Изображён решающий этап сражения после атаки десяти казачьих полков под командованием В.В. ОРЛОВА-ДЕНИСОВА. Казаки стремительно напали на части 2-го кавалерийского корпуса французов. «...В 9 час. утра, только что мы собирались отправиться на поиски фуража, как множество казаков напало на нас. Четвертая дивизия кирасиров и весь отряд Сегена были уже опрокинуты - все бежали в беспорядке». Так вспоминал в письме эти события французский кирасирский капитан. После разгрома неприятельских бивуаков казаки вернулись с богатой добычей и пленными. Захваченные врасплох некоторые солдаты так и остались в плащах, в которые закутывались на ночь, и в шапках, надеваемых обычно вне строя.
В левой части картины на гнедом коне изображён в профиль генерал Л.Л. БЕННИГСЕН. В группе его штаба находится генерал-квартирмейстер К.-Ф. ТОЛЬ и обер-офицер лейб-гвардии Семёновского полка с орденами Св. Владимира 4-й степени с бантом и прусским Pour le Merite. К ним приближается на сером коне командовавший казачьим отрядом генерал В.В. ОРЛОВ-ДЕНИСОВ. На нём красный мундир лейб-гвардии Казачьего полка, командиром которого он являлся.
Несколько казаков сопровождают пленных французских кавалеристов; среди них - карабинеры в белых колетах, золочёных кирасах и касках с красными гребнями, кирасиры в синих мундирах, серебристых кирасах и касках с конскими хвостами. Один из казаков высоко поднял штандарт 1-го кирасирского полка - первое французское знамя, захваченное русскими в качестве трофея во время Отечественной войны. Проезжающие лейб-казаки, которые отличались от прочих казачьих полков, носивших синюю форму, красными мундирами, приветствуют своего командира и трофеи.
В правом углу картины художник изобразил выезжающую на позицию роту Донской казачьей артиллерии.
Слева представлены части отряда, которыми командовал генерал Е.И. МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКИЙ. Это лейб-гусары в красных ментиках. Они выезжают, держа сабли наголо, готовые к бою. Французский кирасир, помогающий раненому офицеру, просит о помощи. На втором плане, за гусарами, размещены лейб-уланы, а также драгуны и конная артиллерия. Сам Е.И. МЕЛЛЕР-ЗАКОМЕЛЬСКИЙ в гусарском вицмундире, в шляпе с белым плюмажем находится около БЕННИГСЕНА и отдаёт приказание офицеру Чугуевского уланского полка.
На заднем плане картины видны ещё продолжающиеся схватки между казаками и французской конницей, а также подходящие части неприятеля. Это МЮРАТ «... бросался на все биваки, собирал всех попадавшихся ему всадников и, как только успевал набрать таковых с эскадрон, так мгновенно бросался с ними в атаку... В течение всей своей военной карьеры Мюрат, прозванный "баловнем победы" (L"enfant gate de la Victoire), не был никогда ранен до этого дня, когда впервые пролил он кровь свою. Он получил удар пикой [донской казачьей] в бедро...».
Вдали видна церковь села Тетеринки, откуда неприятельская артиллерия ведёт обстрел наступающей русской пехоты.


Вторая битва под Полоцком 6-8 (18-20) октября 1812 года - сражение, в котором русские войска под командованием генерал-лейтенанта ВИТГЕНШТЕЙНА атаковали и нанесли поражение баварскому корпусу французов под командованием маршала СЕН-СИРА. В результате успеха удалось освободить город Полоцк от французов, что создало угрозу и без того уязвимым путям снабжения войск Наполеона.

«Сражение 12 (24) октября 1812 г. при Малоярославце». 1851 г., Германия.
Холст, масло. 220 х 353 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.


«Сражение 22 октября (3 ноября) 1812 г. при Вязьме». 1842 г., Германия.
Холст, масло. 224 x 352 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал 196.

Показана колонна генерала П.Н. ЧОГЛОКОВА, вступившая на городские улицы и штыками выбивающая яростно защищающегося противника. В левой части композиции момент наступления Перновского пехотного полка, который можно узнать по Георгиевским знамёнам, полученным «За взятiе у французовъ 2-хъ знаменъ въ сраженияхъ при Гельсбергъ 29 Мая и при ФридландЪ 2 iюня 1807 г.». Такие знамена, в отличие от обычных, имели на полотнищах надпись, рассказывающую о подвиге полка, в навершие был вставлен Георгиевский крест, к древку привязывались Георгиевские ленты с кистями. Рядом с Перновским полком изображен ЧОГЛОКОВ на коне. Он со шпагой в руке ведёт в бой солдат. Рядом с ним - его адъютант, боевой офицер, награждённый орденами Св. Анны 2-й степени и Св. Владимира 4-й степени с бантом, и егеря 33-го полка. В центре картины изображена рукопашная схватка солдат и офицеров Елецкого пехотного полка с французскими пехотинцами. В правой части - сгрудились обозные и лазаретные повозки французов, создавшие затор, через который пробираются кавалеристы разных полков, спеша укрыться от русских пуль. Артиллеристы с трудом пытаются провезти зарядные ящики. На площади, перед собором, части французской пехоты готовятся встретить штыками надвигающихся русских. Видна группа генералов и офицеров на конях, стремящихся организовать оборону. На дальнем плане открывается панорама Вязьмы. Многие дома уже горят. По улицам двигаются колонны отступающих французов.

«Бой под Красным 5 (17) ноября 1812 г.». 1849 г., Германия.
Холст, масло. 223 х 258 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.

Показана атака русских кирасир на отставшую колонну корпуса ДАВУ. Эта часть корпуса не успела войти в Красный и была отрезана. Это были группы «...мужчин, шедших вразброд, и женщин, тащившихся в хвосте колонны, растянутой в общем беспорядке... Люди шли вооружёнными, совершенно беззаботно. Но, увидев русских, они быстро сомкнулись и простым поворотом налево вытянулись в линию; подходившие примыкали к передним, ещё более растягивая строй». Их атаковали Орденский и Екатеринославский кирасирские полки. Слева на картине можно видеть Екатеринославских кирасир с оранжевыми воротниками шинелей и чепраками. Они скачут на отстреливающихся французов. На первом плане слева - генерал М.А. МИЛОРАДОВИЧ (на гнедом коне) со штабом. Он приказывает оказать помощь французскому офицеру, лежащему на снегу. Милорадович принял на себя командование арьергардом армии незадолго до оставления Москвы и с той поры до изгнания неприятеля из пределов России возглавлял передовые отряды. В правой части картины - большая группа неприятельских солдат, внешний вид которых именно такой, как его описывала отступавшая из Москвы вместе с армией актриса ФЮЗИ. «Странное зрелище представляла из себя французская армия, - пишет она. - Все солдаты были одеты в награбленное: один был в мужицком кафтане, другой - в коротенькой меховой кацавейке..., третий - в богатой купеческой поддёвке, но большая часть была одета в атласные женские шубы». Часть этих солдат готова защищаться. Видно, что это мужественные воины, несмотря на их опереточный вид. Другие - деморализованные, уже давно бросившие оружие, пробавлявшиеся мародёрством, бегут в надежде укрыться от русских среди повозок обоза. Но и здесь уже мелькают каски с волосяными гребнями русских кирасир. Это Орденский кирасирский полк, отличавшийся изображением звезды ордена Св. Георгия на медных налобниках касок и лядунках. Вдали, на втором плане, видны колонны наступающих русских войск, отходящие французы и постройки Красного.

«Сражение при Лосьмине 6 ноября 1812 (прорыв Нея)».
Дело это явилось финалом трагедии, постигшей Великую армию под Красным. Наполеон, после неудачного сопротивления русской армии 5-го ноября, ушёл к Орше, покинув на произвол судьбы маршала НЕЯ. Последний со своим корпусом выступил из Смоленска в ночь на 5-е ноября, предварительно поджегши город и взорвав множество мин, заложенных в разных местах. Началось отчаянное бегство, в котором всё время приходилось обороняться от лихих казачьих набегов. Это была печальная драма. Никакое мужество французов, ни беспримерная храбрость самого Нея не могли ничего сделать, его отряд всё таял и таял, пока наконец всего с несколькими человеками маршалу Нею не удалось добраться до Орши, где он соединился с главной квартирой Наполеона, к великой радости императора, считавшего своего доблестного сподвижника погибшим.

«Переправа через Березину 17 (29) ноября 1812 г.». 1844 г., Германия.
Холст, масло. 224 x 355 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал 197.

Утром 17 (29) ноября 1812 года русские войска заняли деревню Студянки (около неё французы переправлялись через Березину), и авангард генерала П.Х. Витгенштейна двинулся к берегу реки. Справа - ВИТГЕНШТЕЙН (на гнедом коне); вокруг - русские казаки и пехотинцы, пробирающиеся между брошенными французскими повозками; башкиры и калмыки, составляющие иррегулярную конницу русской армии. В центре - два русских офицера предлагают сдаться группе французских солдат. Слева - французские солдаты. На первом плане рядом с телегой на снегу лежат маршальский мундир, лента ордена Почётного легиона, ящик, из которого высыпались церковные ценности. На заднем плане - горящие мосты через Березину. Справа на высоте горит деревня Студянки; рядом русская артиллерия обстреливает противника на правом берегу реки. Рецензент академической выставки 1847 г. так писал о картине «Переправа через Березину»: «В ней заключается целый роман, и она в строгом смысле историческая картина». НИКОЛАЙ I за это полотно наградил художника орденом Святой Анны 2-й степени.