Равнодушие и эгоизм к людям. Аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость

«Мне все равно». Как часто в обыденной жизни мы повторяем эту фразу. Причин равнодушия может быть очень много: от нехватки времени и интереса до собственного эгоизма.

Человек, повторяющий эту заезженную фразу, как правило, не заботится о том, какие чувства он затрагивает этим у других людей. В такой ситуации эгоизм и равнодушие – равные понятия.

Обычно люди считают базовой причиной бесчувственности именно эгоизм. Конечно, такая позиция имеет под собой веские основания, но как расценить равнодушие, если под ним скрывается ранимость или трусость?

В литературе мы часто сталкиваемся с этой темой. Писатели пытаются выяснить причины возникновения отрицательных черт характера. Поистине, тема равнодушия – одна из базовых в искусстве, так как ничто не ранит человека сильнее, чем безразличие. Из-за него страдают тысячи людей во всем мире. Примеры равнодушия из-за эгоизма часто встречаются в литературных произведениях.

В рассказе Паустовского «Телеграмма». Пожилая женщина каждый день ждала в гости свою родную дочь. Но она была слишком занята в городе, чтобы приехать или просто написать ей ответное письмо. Дочь забыла, что мать дала ей лучшее, воспитала ее. Настя на работе очень отзывчивая, она помогает коллегам и старается быть лучшей. Но когда девушка получает телеграмму о смерти матери, то даже не обращает на нее внимания. Только потеряв мать навсегда, нерадивая дочь поняла, что близкие не ждут от нее денег, им нужна забота и внимание. Настя хотела бы покаяться, но уже не перед кем. Мать ушла и оставила в сердце своей дочери горькую обиду и разочарование.

Эгоизм дочери проявлялся в заботе и беспокойстве только о себе. И равнодушие к самому близкому и родному человеку проявилось именно из-за этого. Паустовский просит читателей обратить внимание на своих родственников, звонить и приезжать к ним почаще, ведь они в любую минуту могут навсегда покинуть этот мир, тогда уже ничего нельзя будет изменить.

Равнодушие проявляется не словами, а действиями. Можно быть прекрасным человеком, но иметь в своем характере эгоистические наклонности. Человек живет в обществе ради других людей, эгоизм порождает равнодушие, жестокость и бессердечие и ломает этим самым жизни людей. Максим Горький выразил это мнение в своем знаменитом выражении: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека».

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий, вернувшись из-за границы в Москву, оказался чужим для фамусовского общества, живу­щего по принципам лицемерия и лжи. Его поражает фальшь светского общества.

Герою чужды повадки Фамусовых и молчал иных, его разум не способен этого понять. Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против тол­пы. Однако бунтарь и мятежник оказывается в одино­честве.

В монологе «А судьи кто?..» Чацкий утвержда­ет право заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…», раскрывает своё отношение к мо­сковскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обществом вскрывает его истинную сущность. Он не согласен жить по заве­там отцов-лицемеров, прислуживать недостойным лю­дям, терять своё достоинство ради благ и удобств.

Фамусов выступает в роли человека, охраняюще­го это общество. Как любящий отец, как крупный чи­новник он не может допустить распространение идей, которые бы подрывали его основу. Его пугает ум моло­дого человека, он кажется ему странным. Фамусов хо­чет по-отечески «вразумить» его, «наставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляет­ся. Он пробует отстоять свою правду и доказать, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много того, что нужно исследо­вать и изучать.

Однако людям, не понимающим пылкость его нату­ры, сложно разгадать его мысли. Они не готовы к та­ким трудностям, им легче признать человека, который не похож на них, сумасшедшим.

Чацкий не равнодушен, он пережил личную дра­му, влюбляясь и разочаровываясь в своих чувствах. Страдая, ему всё же удалось отстоять своё право ду­мать так, как он хочет, право быть самим собой. Целе­устремлённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к развитию и совершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротив­ление косности, обывательщины и глупости.

Толпа не готова и не способна услышать крик и по­нять отчаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, истине, боятся её услышать, они бесчувственны и рав­нодушны.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Пример дочери, забывшей о своём отце, доказыва­ет, что бывают такие равнодушные дети, которые не испытывают никаких чувств к своим родителям. Од­нако они начинают понимать, что значат для них ро­дители, только тогда, когда родных людей уже невоз­можно вернуть.

Главный герой повести Самсон Вырин пережил по­бег дочери, её равнодушие. Его существование потеряло всякий смысл, он спился и умер. Лишь через три года ав­тор узнаёт, что на могилу смотрителя приезжала барыня с барчатами, она долго горько плакала и молилась. Зна­чит, всё же в ней проснулись разум, совесть и любовь к отцу. Однако ничего в жизни уже нельзя вернуть.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Чувством самопожертвования и отзывчивостью к людям наделены две героини романа. Писатель пока­зывает читателю две судьбы, два цельных характера, способных отдать всё ради счастья других людей.

Чуткостью и милосердием обладают Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова, они жертвуют собой во имя дорогих им людей.

Дуня Раскольникова, чтобы помочь нищенству­ющему брату, собирается выйти замуж за низкого, подлого, но богатого человека.

Соня продаёт собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб для своей семьи. Девушка страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе даже в самоубийстве, так как понимает, что без неё её род­ные просто не смогут выжить.

Семья с благодарностью принимает её жертву, бо­готворит Соню, её самопожертвование вызывает со­чувствие и понимание. Чувство искренней любви Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, даёт ему наде­жду на будущее. Писатель показывает, что Раскольни­ков из чувства сострадания к ней отдаёт свои послед­ние деньги на похороны Мармеладова.

Л. Н. Толстой «После бала»

Рассказ трагичен, он построен на контрасте описа­ний воздушных, нежных переживаний героя и реаль­ности образов и событий.

Герой видит, как отец его любимой Вареньки рав­нодушно руководит избиением солдата. И эта жесто­кая бесчеловечная и кровавая сцена переворачивает его душу, уничтожает в нём былые чувства.

Л. Н. Толстой «Люцерн»

В рассказе поднимается проблема влияния музыки на душу человека, на его чувства, а также проблема че­ловеческого самодовольства, чванства, равнодушия, жадности и способности обидеть ни за что. Писатель показывает странствующего нищего певца. Перед отелем, в котором останавливались только богатые, он играет на гитаре и поёт.

В этом эпизоде автор отразил общее внутреннее вол­нение, чувство наслаждения музыкой и показал вну­тренний свет, который озарил собравшихся людей. Однако контрастом для этих эмоций становится сцена, когда после уличного концерта странствующий певец попросил у слушателей награду за доставленное удо­вольствие и ни один человек не дал ему ничего, многие равнодушно отворачивались, некоторые даже смея­лись над ним.

Писатель возмущён равнодушием людей, для Тол­стого обидеть человека было равнозначно преступле­нию. Этот небольшой эпизод смог убедить читателя не только быть добрее и благодарнее, но и помог осознать всю глубину чувств, которыми может одарить искус­ство, музыка, творчество и талант.

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Чувство страха перед вышестоящими, зависть чи­новников приводит абсурдной и неправдоподобной ситуация, когда случайного молодого человека, оста­новившегося в небольшом провинциальном городке, принимают за ревизора.

Городничий и другие чиновники, нечестно выпол­няющие свои обязанности, заискивают перед мнимым ревизором и пытаются дать ему взятку. В результате, взяв деньги у чиновников, как ни в чём не бывало Хле­стаков безнаказанно уезжает из города.

Гоголь показывает суровую правду русской безду­ховной жизни и равнодушия общества, в котором мно­гие рассматривают свою службу только как источник дохода, иные чувства при этом их просто не интересуют.

Н. В. Гоголь «Шинель»

Автор рассказывает читателю об Акакие Акакие­виче - бедном титулярном советнике, который всегда ревностно выполнял свои обязанности. Но ведь и ма­ленький человек - это человек, и у него есть свои чув­ства и переживания. Башмачкин долго мечтал купить новую шинель, он так экономил, чтобы приобрести её! Кража шинели оказалась для Акакия Акакиеви­ча сильнейшим потрясением. Весь мир для него, каза­лось, перевернулся. Некогда покорный и запуганный Акакий Акакиевич начинает бунтовать.

Человек остался наедине со своим горем, он оказал­ся не нужным никому. Равнодушное к маленькому че­ловеку общество не хочет ему помочь, когда он обивал их пороги, просил найти воров. Его разум не выдержал этой трагедии. Когда Башмачкин умирает, никто не замечает его смерти, а на его место приходит другой мелкий чиновник. Если для общества смерть челове­ка остаётся незамеченной, то это значит, что не только сам человек виноват в этой трагедии, виновато лице­мерное и лживое общество.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Центральным образом романа является Базаров. Его равнодушный ум отвергает чувства, любовь и ис­кусство, тем самым противопоставляя себя окружа­ющим. Его «нигилизм», по мнению писателя, бросал вызов вечным истинам и ценностям человеческого духа и мысли, естественным потребностям человека. В его равнодушии к окружающему миру автор усмат­ривал вину героя и причину его гибели.

Рисуя взаимоотношения между Базаровым и Один­цовой, писатель противопоставляет равнодушие чув­ству любви.

Слова Евгения Базарова обнаруживают в нём чело­века равнодушного, отвергающего эстетическое наела- ждение природой: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Он живёт настоящим, пользуется всем, не задумы­ваясь о последствиях для самой природы. Когда ему было плохо, он шёл в лес и ломал ветки: природа не приносила ему ни радости, ни душевного равновесия, ни желанного успокоения. А ведь природа требует к себе бережного и внимательного отношения.

В отличие от Базарова, Аркадий Кирсанов восхи­щается природой со всем пылом молодости. Такие «но­вые люди», как Базаров, забывают о том, что приро­да - их единственный родной дом, поэтому писатель подчёркивает необходимость двухстороннего плодо­творного диалога человека и природы.

М. Ю. Лермонтов «Маскарад»

Лермонтов раскрывает преображение человеческой натуры. Любовь облагораживает героя. Этот равно­душный к окружающему игрок поддаётся воле чувств.

Маскарад - это демонстрация настоящих чувств и действительности, не ограниченных светским этике­том и моралью. Надев маску, человек становится более откровенным и искренним.

Чувства, которые испытывает светское общест­во, - это маскарад. Подчиняясь различным услов­ностям, люди надевают маску безучастности, делая вид, что ничего не произошло. Но Арбенин не таков. Он игрок и не подчиняется светским правилам. Он по­лагается на судьбу, ждёт, когда она предоставит ему шанс отомстить. Итог трагичен. Арбенин лишается любимой жены и своего статуса в обществе. Он теряет разум.

А. Н. Островский «Бесприданница»

В пьесе рациональные начала, основанные на рав­нодушии к окружающим, зависимости человека от де­нег, побеждают чувства. Проблема поставлена остро: она ломает жизнь и судьбу Ларисы. Поверившая в лю­бовь девушка страдает от навязчивых попыток матери, которая пытается пристроить её к богатому купцу Па­ратову.

Лариса осознаёт фальшь и лицемерие своей матери, понимает, что ей движет единственная цель - деньги. Всё естество героини сопротивляется этому. Однако Паратов предаёт её ради женитьбы на немолодой бога­той женщине. Его жизненные ценности и разум побе­ждают чувства.

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

В рассказе писатель показал судьбу человека, кото­рый посвятил свою жизнь служению ложным ценно­стям. Он так и не испытал в своей жизни подлинных чувств, был эгоистичен и равнодушен к окружающей его жизни. Деньги и богатство стали для него богом, и только этому богу он поклонялся. Однако когда аме­риканский миллионер умер, оказалось, что истинное счастье, подлинные чувства прошли мимо него. Он умер, так и не узнав, что такое настоящая жизнь.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

В рассказе писатель изобразил крестьянку Мат­рёну, чьи сердце и душа были наполнены человечно­стью, бескорыстием, чувством сострадания и любовью ко всем, даже к незнакомым людям. Матрёна «помога­ла чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: она не заводила «добра», не старалась запо­лучить квартиранта.

Её отзывчивость проявилось в ситуации с горницей, когда она позволила разобрать свой дом, в котором прожила всю свою жизнь, на брёвна ради воспитанни­цы Киры, так как той негде было жить. Героиня жерт­вует всем ради других, ради страны, соседей, родных.

Однако после её тихой смерти в рассказе описано жестокое поведение её родных, которых захлёстыва­ет жадность. Читатель приходит к мысли о том, что благодаря своим душевным качествам именно Мат­рёна делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.

Е. И. Замятин «Мы»

Главный герой романа Е. И. Замятина «Мы» - Д-503. От его лица автор ведёт рассказ о жизни обще­ства далёкого будущего, в котором люди не похожи на себя, они превратились в равнодушные ко всему автоматы - машины, которые действуют по команде. Единое Государство объясняет это так: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным зако­нам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблужде­ний» . Это безнравственно и жестоко.

Задача тоталитарной системы - не уничтожить полностью личность, а ограничить её со всех сторон, посадить в клетку.

Речь уже идёт не о людях, а о «нумерах». Отрица­ется всё светлое и доброе, отрицается и любовь. По­является установка: «счастливы должны быть все». «Если они не поймут, что мы несём им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми». Но это всё же живые люди, Единое Государство не может опираться только на рабскую покорность. Сделать всех равными и счастливыми не­возможно. Для этого в людях нужно убить всё челове­ческое, уничтожить душу.

И всё же главный герой успел почувствовать сча­стье: на какой-то миг он стал хозяином своей судьбы, смог делать свой выбор. Однако потом он опять превра­щается в « нумер ».

Замятин хотел предупредить современников: тота­литаризм может привести к глобальному равнодушию.

В. П. Астафьев «Людочка»

В своём рассказе «Людочка» В. Астафьев показыва­ет, что судьба Людочки характерна для тех, кто решил покинуть свой дом в деревне и переехать в город. Эти люди столкнулись с трудностями, к которым не были готовы, их встретил равнодушный ко всему город.

Писатель раскрывает трагедию «маленького чело­века». Девушка вынуждена выполнять любую работу, чтобы как-то существовать. Она оказывается зажатой в экономических рамках, сталкивается с жестокими нравами города. Она вызывает у читателя сочувствие и сострадание.

Людочка не нашла поддержки у своей матери, та оказалась равнодушной к судьбе дочери. Мать догада­лась, что с ней случилось, но не пожалела её. Герои­ня решилась на отчаянный поступок - уйти из жиз­ни и таким образом решить свои проблемы. Астафьев возмущён тем, что люди не могут чувствовать чужую боль, они эгоистичны и лицемерны. Однако не всегда это их вина.

Людочка очень нуждалась в сострадании и отзыв­чивости, но натолкнулась на равнодушие близких. Девушка была так одинока, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде. Чудовищная безжалостность и непонимание подтолкнули её к само­убийству. Эта решимость не всем свойственна, её силе можно позавидовать, но это не по-христиански, так не должно быть.

Рассказ заставляет читателя задуматься о жизни, о нравственных вопросах, необходимость быть отзывчи­вым на чужое горе.

И. А. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Наши соотечественники, которые уезжали из Рос­сии в начале XX в. под давлением революционных преобразований, эмигранты и изгнанники, несмотря на все изломы судьбы, были обращены к России. Они не были равнодушны к её судьбе, отзывались на все её беды и радости. Переживая тяготы изгнания, они оставались верны своей родине. Их чувство безгра­ничной любви дало жизнь замечательным творениям. Это стихи И. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», А. Галича «А было недавно, а было дав­но, / И даже могло и не быть…», строки М. Цветаевой, К. Бальмонта, 3. Гиппиус и других.

Вынужденные покинуть родину, но не потерявшие любовь ней, многие из них всю жизнь хранили горстку родной земли и страдали от ностальгической боли по утраченному.

Стихи Бунина, написанные в эмиграции, прониза­ны чувством бездомности, одиночества и тоски:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

В его стихах немало трагизма, горечи, отчаянья. Хотя поэта не волнуют политические или идейные рас­при, он живёт бьющимся в его сердце, пульсирующим словом «Россия»:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

М. И. Цветаева «Тоска по родине!»

Марина Цветаева в стихотворении «Тоска по ро­дине!» отрешённо отзывается о потерянной родине: ведь всё равно, где ощущать одиночество, тоску, боль. Поэтесса пронесла свою любовь к родной России через все беды, выпавшие на её долю.

Тоска по родине!

Давно Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно -

Где совершенно одинокой Быть…

Поэтесса теряла близких, прошла через страдания, эмиграцию, одиночество. И всё же, несмотря на отчая­ние и равнодушие, звучащие в строчках, читатель чув­ствует её веру и надежду, когда она встречает родной до боли кустик рябины.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё - равно, и всё - едино.

Но если по дороге - куст

Встаёт, особенно - рябина…

И финальное умолчание в стихотворении подтвер­ждает это: решайте сами, словно говорит М. Цветаева, что для вас есть родина и где она для вас - там, вдали, растоптанная и униженная, или в вашем сердце, люби­мая и живая. Какой любовью и нежностью к Отчизне пронизаны эти строчки!

М. Цветаева хорошо понимает, что частичка роди­ны навсегда останется в её страдающей и тоскующей душе, потому что её связь с родной землёй не подвласт­на ни времени, ни расстояниям.

Тема «Как связаны понятия равнодушие и эгоизм»

Введение . Каждого человека хотя бы раз обвиняли в эгоизме и равнодушии. Каждый человек обвинял в этом кого-нибудь из своих знакомых, пусть и не со зла. Причины могут быть разными. Кто-то кого-то подвёл, обошёл вниманием или отказался помочь. Едва ли мы отдаём себе подробный отчёт, что конкретно имеем в виду, произнося эти слова. Интуитивно их смысл нам ясен, но в некоторых ситуациях мы смешиваем эти понятия, пренебрегая тонкостями словоупотребления. Это происходит, потому что их смысловое поле отчасти совпадает.

Если мы хотим, чтобы наша речь была красивой, нужно уметь использовать каждое слово к месту, а это возможно только если чётко определить их сходства и отличия. Разница между словами «эгоизм» и «равнодушие» чувствуется интуитивно. Давайте попытаемся её сформулировать. Главное отличие состоит в том, что эгоизм - понятие более сложное, чем равнодушие, оно содержит его в своём определении. Эгоизм чаще всего толкуется как себялюбие и предпочтение своих интересов интересам других людей или общества. Про человека, сосредоточенного себе, то есть эгоиста, можно с определённостью сказать, что он равнодушен к чувствам и бедам других людей. В его сердце нет места состраданию. Противоположность эгоизма - альтруизм. Таким людям свойственна самоотверженность и забота об окружающих. Равнодушными их точно не назовёшь.

Аргумент . Один из самых ярких примеров эгоизма и равнодушия в художественной литературе это Печорин в романе Лермонтова «Герой нашего времени ». На протяжении всего романа он в избытке демонстрирует оба качества. Он играет чужими судьбами, не думая о последствиях своих поступков. Печорин похитил Бэлу, чтобы развеять скуку. Когда она полюбила его, Печорин уже к ней охладел. С княжной Мэри он поступил ещё хуже, соблазнив её из самолюбия, не испытывая к ней чувств. В конце главы он равнодушно ей в этом сознаётся. В главе «Тамань» он нарушает планы мирных контрабандистов, когда расспрашивает девушку об увиденной им сцене и грозится рассказать властям про переправку товара, если девушка не удовлетворит его любопытства. Сам про себя Печорин пишет в дневнике: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».

Образец альтруизма - доктор Бомгард в произведении Булгакова «Записки юного врача ». Едва окончив университет, не имея опыта, он едет в сельскую больницу и в суровых условиях днём и ночью самоотверженно борется за здоровье пациентов. Он ошибается и учится на своих ошибках, часто боится и превозмогает себя. Причины его поступков нельзя объяснить корыстными мотивами, лишь способность к состраданию заставляет его жертвовать своими интересами во благо других.

Заключение . Понятия эгоизм и равнодушие дополняют друг друга. Понятие «эгоизм» глубже и даёт более полное представление о характере человека, по отношению к которому оно применяется. Равнодушие как качество личности - это признак и проявление эгоизма.

(385 слов) Один из величайших полководцев в истории, А.В. Суворов, однажды сказал: «Как тягостно равнодушие к самому себе!». С этим трудно спорить. Действительно, с одной стороны, человек, потерявший веру во всё, включая в самого себя, уже не может считаться полноценной личностью. Он превращается в бледную тень самого себя, почти что зверя, сломленного отчаянием или пожираемого ненавистью. Однако нельзя отрицать, что именно такие люди, переступив человеческую слабость, отбросив все свои страхи, способны на великие подвиги отваги и самопожертвования. В русской литературе есть не мало примеров, подтверждающих обе точки зрения.

Так А.Н. Рыбаков в своём романе «Дети Арбата» рассказывает читателю о судьбе Александра Панкратова. Искренне преданный советской власти юноша попадает под раздачу репрессивной машины за совершенно безобидный поступок. Побывав сначала в ссылке, а потом долгое время скитаясь по Советскому союзу, он разочаровывается в своих прежних идеалах. Потеряв смысл жизни в служении на благо всего человечества, Панкратов находит новую цель в своей бывшей однокласснице Варе. К сожалению, обстоятельства оказываются сильнее. Только спустя несколько лет во время Великой Отечественной войны у молодых людей появляется надежда на встречу, но вскоре Варя умирает от ранения. Потерявший волю к жизни Александр хоронит возлюбленную и равнодушно принимает смерть от отряда немцев. Рыбаков показывает нам, как жизнь ломает Панкратова, превращая его в усталого и равнодушного человека, мечтающего обрести покой хотя бы в смерти.

С другой стороны, роман «Война и мир» Л.Н. Толстого, демонстрируя Отечественную войну с Наполеоном, показывает нам простых жителей Российской империи от солдат из крестьян до дворян-офицеров, которые сражаются за независимость своей Родины. Сама война, по замечанию Толстого, похожа на бой между человеком со шпагой и человеком с дубиной. В ней нет славы или милосердия, русские объявили захватчикам народную войну, войну не на жизнь, а на смерть. Равнодушно смотря в лицо смерти, отдавая победе над врагом все свои силы, русские люди не думают ни о славе, ни о богатстве, всё это отходит на второй план перед борьбой за выживание. Некоторые, как, например, Долохов, доходят до крайностей, безжалостно убивая даже сдающихся плен. Но именно такие люди, которые переступили через слабости и сомнения, в итоге одержали верх.

Толстой показывает, что в равнодушие к своей собственной судьбе может быть обусловлено высшей целью, перед которой жизнь отдельного индивида ничего не стоит, например, спасением Родины. Но по-настоящему ужасно наблюдать за человеком, для которого, как и для героя Рыбакова, даже интересы страны и народа потонули в море скорби и отчаяния.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] Ильин Евгений Павлович

2.6. Равнодушие

2.6. Равнодушие

Чужая боль - дворняга грязная,

Не трогай детка, а вдруг заразная!

Не гладь! Испачкаешь ладошки.

Зачем? Иди другой дорожкой.

А детка подрастает, зная:

Так проще жить, не замечая.

Зачем тащить чужую ношу,

Делить беду? Придумал тоже!

Сам разбирай, не мне же больно,

С меня своих проблем довольно!

Делить все на свое и на чужое.

Чужую боль в упор не замечают,

Забыв одно…

Бездушье не прощают!

Илья Черт

Равнодушие - это состояние апатии к окружающему миру, людям, событиям, отсутствие беспокойства о других людях. Равнодушный - безразличный, безучастный (С. И. Ожегов), лишенный чувства сострадания, отзывчивости. В противоположность эмпатии равнодушие как свойство личности блокирует помогающее поведение человека.

Равнодушие

Безразличное отношение к проблемам, неприятностям и горестям другого человека. Сначала равнодушие возникает по отношению к совершенно посторонним людям. Потом переходит на круг поверхностных знакомств, далее захватывает приятелей человека, в итоге незаметно подминает под себя и отношения с друзьями и родными. Нередко равнодушие изначально возникает как безразличие к страданиям животного, постепенно переходя на людей.

Это как нравственно-психологическая ржавчина, которая сама по себе, без целенаправленных усилий со стороны человека, все больше и больше захватывает и разрушает его. Равнодушие идет рядом с эгоизмом и рационализмом, самоуверенностью и самовлюбленностью. Оно - первый шаг к жестокости и агрессивности. Равнодушие способно покрыть все душевное «поле» человека толстым ковром «сорняков», уничтожающим любое положительное чувство или мысль, что может привести к полнейшей нравственной и психологической деградации личности.

Алтунин А.

В равнодушии человеку становится все равно, что происходит вокруг, его ничто эмоционально не трогает, не заботит и не интересует, ничто не переживается им как ценное. Происходит обесчувствование, эмоциональная закрытость от боли другого. Равнодушие наступает тогда, когда насилие, преступность и беззаконие перестают быть единичными явлениями и становятся повседневным фоном жизни. Сначала все это вызывает эмоциональный шок, душевную боль, слезы. А потом наступает фаза апатии ко всему, что происходит вокруг.

Еще один путь, ведущий к равнодушию, - это чрезмерная сытость, пресыщенность благами.

Тот, кто не имеет сострадания, жесток.

Б. Мандевиль

Равнодушие - самая страшная болезнь души.

А. Токвиль

Равнодушие - это особый механизм психологической защиты. Если человека неоднократно отвергали или оскорбляли, то он старается избегать таких негативных эмоций. Желая защититься, он неосознанно начинает изображать равнодушие. Однако со временем это может превратиться в устойчивое отношение к внешнему миру. Реальность сужается, главной задачей человека является забота о собственном благополучии. Это талантливо показано А. П. Чеховым в рассказе «Ионыч»: в погоне за деньгами гуманный врач превратился в бездушного дельца, сострадание к больным сменилось у него раздражением и грубостью. Порой эта позиция равнодушия маскируется благородными идеями: «Нужно думать о себе, если каждый будет думать о благополучии собственной семьи, то мир станет лучше и прекраснее», но, как показывает жизнь, это не так.

В последнее время «равнодушие» - привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают. Потому что равнодушие - это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет… У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал. такого. Но так ли это на самом деле? <…> Некоторые оптимисты советуют применять сочувствие. И в этой связи нельзя не признать, что равнодушие достойно жалости, потому что равнодушным людям недоступны краски жизни. Они неспособны переживать и неспособны радоваться. Они неспособны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Это пустоцвет. У них нет крыльев… А им это, впрочем, все равно…

По материалам Интернета (М. Мухина. shkolazhizni.ru)

Равнодушие, маскируясь под всевозможные человеческие чувства, обманывает и само верит в свой обман. Поэтому его не сразу можно распознать. И в этом его опасность, ведь обман и разочарование причиняют людям боль, убивают веру в людей.

Не бойся друзей своих - в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих - в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных - только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства.

Бруно Ясенский

Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.

А. П. Чехов

Равнодушие может быть проявлением алекситимии. Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чужды сострадание, сопереживание, жалость.

Происхождение алекситимии бывает разное. Это явление может носить врожденный характер, как устойчивое качество личности человека. А может иметь приобретенный, т. е. временный, характер. Примером может служить посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира. Большинство равнодушных - это люди, которые в детстве были обделены родительским теплом, лаской, вниманием, любовью. Ведь зачастую родители не только не обращают внимания на переживания ребенка, но и учат его скрывать свои чувства. Как следствие - у ребенка может развиться алекситимия.

Конечно, не каждый равнодушный человек поражен алекситимией. Многие равнодушные люди просто притворяются таковыми; это могут быть ленивые, которые прекрасно осознают ситуацию, бережно относятся к собственным чувствам, но не хотят расходовать силы на другого, даже близкого человека.

Иногда наблюдаются тяжелые случаи равнодушия к окружающим, причинами которого могут быть умственная отсталость, длительное болезненное влечение к лекарственным препаратам, наркомания, алкоголизм, а также психические заболевания (например, некоторые формы психопатии). Кратковременные и излечимые формы равнодушия и апатии часто возникают после стресса (например, смерть близкого человека), у детей при насилии со стороны родителей.

Помочь избавиться от равнодушия могут психотерапевты и специальные службы психологической помощи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Биология трансцедентного автора Пирс Джозеф Чилтон

НОВОЕ РАВНОДУШИЕ В 1960-е годы профессора Тюбингенского университета в Германии обратили внимание на заметное снижение уровня чувственного восприятия и развития сознания среди своих студентов. (Подобный же спад был отмечен в США в 1966 году.) Студенты не демонстрировали

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

Прием 1. Показное равнодушие Один из излюбленнейших приемов ловеласов и роковых женщин. Манипулятор показывает объекту, что тот его абсолютно не интересует. Именно – показывает! Потому что истинное равнодушие обычно скрывается под маской вежливости и даже легкого

Из книги Тайны женского мозга. Почему умницы способны на глупости автора Ризо Елена

Мужское равнодушие или женское заблуждение Мужчина не способен на резкое повышение тона. Да и жестикуляция для него нехарактерна. Единственная слабость - использование «крепкого словца», чего совсем не должно быть в женской речи. Однако вызвать эмоции у лиц мужского

Из книги Энциклопедия пороков [Оправдание изъянов и слабостей человеческой натуры] автора Пролеев Сергей В

Равнодушие Равнодушный человек - это тот, кто раз и навсегда оставил нас в покое. Боже, окружи нас равнодушными людьми!Они при любых обстоятельствах остаются невзыскательны к нашим недостаткам; они игнорируют наши слабости и ошибки; они никогда не помешают нам

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

РАВНОДУШИЕ К ПРИЯТЕЛЬНИЦАМ Она может большую часть своей жизни заниматься своим мужем и потому не придает большого значения дружбе с женщинами. Если такая женщина еще не замужем, она общается с приятельницами, озабоченными той же идеей повышения собственного статуса в

Из книги Интроверт в экстравертном мире автора Романцева Елизавета

Равнодушие и целеустремленность Интроверт способен видеть и понимать внутренние процессы человека. Этот своеобразный лазер дан ему от рождения. И с рождения же интровертная натура может как оттачивать и настраивать этот лазер, интересуясь информацией о людях,

Из книги Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников автора Еникеева Диля

РАВНОДУШИЕ К СЕКСУ “С мужем секс так и не распробовала и только после развода поняла, с чем его едят”. Д.Е. Одна из причин равнодушия женщины к сексу - неправильное половое воспитание в детском и подростковом возрасте.В семейной педагогике традиционно принята такая

Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова Лариса

Победить равнодушие можно только знаками внимания Может быть, вы рассуждаете примерно так: «Он (она) уже давно не сообщает мне о своей любви, почему я должна (должен) это делать?» Такие рассуждения – очень большая ошибка, они вредят вашим отношениям. Пусть кто-то один

Из книги 4 вида любви автора Литвак Михаил Ефимович

Жестокое равнодушие к бывшим возлюбленным История Наташи ужасна. Она показывает, как равнодушие, наступившее после любви, может прокатиться катком по судьбе человека, который когда-то был тебе близок. Муж ушел из семьи, а чтобы бывшей жене было невозможно жить, оставил ее

Из книги Тридцать лет среди мертвых автора Викланд Карл

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля