Численность населения курдов в мире. Курдский вопрос в Турции

При произношении крылатой фразы «нация без государства », первое, что приходит на ум - курды. Самобытный народ с общей численностью в 35 миллионов человек, разбросан на территории нескольких государств в западно-южной части Азии. Слушая новости о национальных конфликтах, происходящих в этом регионе, многие задаются вопросом - кто такие курды и откуда они взялись?

Древняя история курдов

Родина курдов издавна была ареной бесконечных споров между двумя крупными империями: Иранской и Османской. История пронизана драматизмом и, в некоторой мере, несправедлива к этому народу - в многовековой борьбе с чужеземными захватчиками они так и не смогли создать независимое государство .

Современные раскопки архитекторов в междуречье рек Тигр и Евфрат говорят о том, что народность курдов сформировалась в периоде с 5000 до 4500 лет до н.э., и проживали они в древнем государстве Мидия. Выгодное графическое положение, а царство имело выход к современных Чёрному, Каспийскому и Аравийскому морях, заставляла курдов постоянно отбиваться от нападений соседних государств.

В конце 600 лет до н.э., под натиском кочевников из племен монголов, тюрок и сельджуков, произошло окончательное падение Мидии. Некогда монолитный народ разбит географическими границами разных государств, и 80% курдов проживают в современной Турции, Ираке, Иране и Сирии.

Курдистан сегодня: возможность создания автономного государства

Стремительно развивающие события, которые происходили в начале 21 века, и продолжают будоражить весь мир сегодня, заставляют задуматься о предоставлении некой автономии для курдов . Рассмотрим все «за» в вопросе о создании новой страны:

  • Историческая справедливость . Очевидна выгода для курдов, которые являясь одним из самых древних народов, не имеет своего государства.
  • Национальное примирение . В Турции к курдам относятся с опасением, в Иране и Ираке их называют «неправильными» мусульманами. Автономия решила бы все междунациональные противоречия.
  • Геополитика . Зачастую, для решения своих вопросов на востоке, «курдскую» карту разыгрывают супердержавы. Курдистан помог бы частично успокоить ситуацию в регионе.

Курды: религия

Курдская религия отличается своей многогранностью. Виной этому можно считать тот факт, что проживает народ на территории нескольких странах . Вероучения этнических групп разных государств, оставило свой след не только в религии, но и в традициях и обычаях древних предков.

  • Сунниты . В основном это касается курдов проживающих на территории Турции и Сирии. В Ираке и Иране, где большинство мусульман относят себя к шиитам, проживают езиды.
  • Езиды . Первоначало езиды были язычниками, сейчас религия включает в себя элементы иудаизма и христианства. Проживают в Ираке, но имеют обширную диаспору в Армении, Грузии, Германии, Франции и США.
  • Монофизиты . Верование переплетается с христианством, и гласит, что Бог имеет только одну природу - божественную. У православных Иисус Христос воплощает в себе человеческий облик и божественную силу.
  • Шииты, христиане . Христине проживают в центре Курдистана, шииты в Ираке и Иране.

Численность курдов в мире

Как мы уже говорили, курды - огромный крупный этнос Азии, который не имеет своей государственности . Большая часть населения компактно проживает на территории называемой Курдистан, который делится на четыре географо-политические части:

По всему миру живут около 35 миллионов курдов. Помимо Курдистана большое количество живет в Германии (800000) и Франции. Много езидов, которым надоело навязывание им мусульманского вероисповедания, перекочевали в Армению.

Если говорить о территории бывшего СССР, то в странах СНГ их проживает около 200000 человек:

  1. Россия 57,4 тыс. человек,
  2. Армения 51,2 тыс. человек,
  3. Грузия 34,7 тыс. человек,

Эти страны являются лидерами по этим проживанию курдов.

Как живут курды в России?

Россия и Курдистан во все времена вели дружеские отношения. В частности курды активно помогали Российской Империи во время Крымской войны. События начала прошлого века, с последующим вхождением в состав России территорий Северного Кавказа, обозначил появление в нашей национальной семье курдов.

По итогам последней переписи населения, курдов в России проживает около 57476 тыс. человек . Самая многочисленная диаспора:

В основном курды заняты в сельской отрасли, и комфортно себя чувствуют в России. Об этом, в частности, может говорить тот факт, что на чистом курдском языке говорят только старшее поколение . Дети общаются на русском языке, который по своим лингвистическим характеристикам ничем не отличается от любого другого региона страны.

Традиции курдов

Культура и быт народа отличается своими особенностями. Издавна курды верили в идолов. Попав под воздействие мусульманского халифата, культура и традиции этого древнего этноса впитали в себя особенности двух религий :

  • Свадьба . Бракосочетание происходит весной, а само празднование может продлиться до 7 дней. Сохранился до наших дней и обычай «похищения» невесты.
  • Похороны . Покойного заматывают в хлопчатую ткань, на грудь ложится зеркальце и камень. Родственники умершего носят траур в течение года.
  • Женщины . В отличие от мусульман, которые закрывают свое лицо тонкой повязкой «никаб », представительницы слабого пола курдов этого не делают. Вместо паранджи распространена современная одежда, среди которой на особом месте стоят штаны (в старину - для удобства езды на лошадях).
  • Дети . Отцом обязательно должен быть курд, мать - «порядочная» женщина любой национальности.
  • Алкоголь . Среди езидов популярно вино, которое они считают кровью Христа. Пьется напиток с особой аккуратностью, дабы не пролить ни одной капли на землю.
  • Гость . Особое отношение к гостю можно охарактеризовать национальной пословицей: «Жена, сабля, конь - никому, все остальное - гостю ».

Теперь вы знаете, кто такие курды и откуда они взялись. Являясь самым многочисленным этносом южно-западной части Азии, курды издавна ведут борьбу за создания собственного государства - Курдистана.

Стремление этого народа к свободе и независимости поддерживаются многими людьми со всего мира. Борьба за автономию продолжается, и кто знает, может в течение следующего десятилетия, мы будем свидетелями создания нового государства.

Видео: откуда возникли курды?

В этом видео историк Фархат Патеев расскажет, как и откуда возникла нация курдов, какие ее ожидают перспективы в дальнейшем:

Курды - горный народ передней Азии, России (в Закаспийской области). Нынешние курды считаются потомками прежних жителей Курдистана, которые у Ксенофонта называются кардухами, а позже - кордиеями, гордиеями, гордианами. Раулинсон сближает кардухов с горным воинственным народом гуту, в ранних клинообразных надписях упоминаемым наряду с , хеттами (хиттитами), сузийцами, элимийцами и вавилонскими аккадийцами и державшим себя довольно независимо от ассирийской державы. После падения Ниневии гуту постепенно слились с мидянами и вообще с народностями, обитавшими в плоскогорьях Малой Азии, и Персии, и разделяли их дальнейшую участь.

Когда Персия была покорена арабами, курды не выказывали повиновения халифам, постоянно их тревожили, часто встречаются в арабской истории сведения о походах в Курдистан, для усмирения его буйных жителей. В XII веке курд Саладин основал знаменитую Эюбидскую династию в Сирии; в состав его державы входил и Курдистан. В 1258 г. страна попала под власть Хулагу-хана, а в 1388 г. была окончательно завоевана Тимуром. Собиратель земли Иранской, шах Исмаил-Сефи (1499-1523), включил Курдистан в свои владения.

В XVII в. курды взволновались, и значительная часть их перешла в подданство турецкое. В 1880 г. обнаружилась со стороны курдов попытка основать свое собственное государство. Почин шел от персидских курдов северо-западной части провинции , губернатор которой довел подведомственных ему курдов до восстания. Мятежники, под руководством Обейдуллах-хана, призвали к восстанию и турецких соплеменников, но мятеж или, правильнее, война, кончился ничем, за недостатком у курдов твердой организации.

Курды распадаются на множество этнографических групп. В гористой области Курдистана живут асиреты и гураны. У первых грубые, угловатые черты лица, голубые или серые глаза, глубоко лежащие и проницательные, твердая и крепкая походка; у гуранов более нежные и более правильные черты лица, скорее напоминающие греческий тип. Такая разница объясняется не различием происхождения, а неодинаковым образом жизни: одни - кочевники, скотоводы, а другие - оседлые земледельцы.

У кочевников быт родовой; старейшины родов и союзов получают власть наследственно. Знатными предками курды гордится и помнит свою родословную, но нужно думать, что в курдских генеалогиях много подделок. С соседями и между собой курды ведут распри, вызываемые, например, местью за кровь родственника.

Курды храбры, свободолюбивы, гостеприимны, воздержны и соблюдают данное слово, чем резко отличаются от лживых персиян. Женщина курдская пользуется такой свободой, как ни у одного народа на Востоке: она обыкновенно не носит покрывала на лице, свободно выходит из дома, может разговаривать с мужчинами и даже иметь мужскую прислугу.

Девушки, по правилу, выдаются замуж между десятым и двенадцатым годом жизни, причем жених выплачивает вено. Многоженство среди асиретов практикуется только у знатных и богачей, а у гуранов и вовсе не практикуется. Случаи дурного обращения с женщиной редки.

Национальная одежда курдов - белые шаровары, вышитая куртка с короткими рукавами, широкий кафтан и плащ. На голову надевается или турецкий тюрбан, или высокая коническая шапка из войлока, с кисточкой. Длинных волос курды не носят; молодые курды не носят и бороды, а только усы. Традиционная пища - куфта (мясные галушки с молоком, перцем и луком), плов или пилав (барашек с вареным рисом), ржаные лепешки, сыр, молоко, мед, кофе.

Курды любят музыку и танцы. Национальный танец - «чопи»: хоровод c топаньем, живыми телодвижениями и диким криком, под звуки флейты и барабана. Песен много; они слагаются двустишиями, которые в хорах чередуются.

Язык курдский («керманджи») - арийский; его грамматика и вообще строение совпадают с персидским, почему его и относят к иранской ветви. Словарный материал курдского языка более чем в трети является новоперсидским, арабским и тюркским; далее, есть большой запас слов арамейских, греческих, армянских и даже русских (преимущественно на границах), и только остаток лексического запаса принадлежит наречию, бывшему в стране раньше ислама, раньше вторжения новоперсидских и ново-тюркских элементов - какому-то народному наречию языка древнеперсидского.

Арамейские и греческие слова прошли через арабское и персидское посредство. Часть туранского элемента, быть может, имеется в языке еще с вавилонских времен, из относящихся сюда, быть может, и лишь позднейшие слова - ново-тюркские.

Из множества курдских наречий одни более чисты от иностранного наплыва. Речь курдов звучит грубо, но имеет менее гортанных и шипящих звуков, чем другие азиатские языки. Согласные - те же, что и в персидском языке, но гласных и двугласных - гораздо больше, так что персидский алфавит с трудом передает их (например, аэ, ээ, оо, ау, ээу).

Курдская литература не обширна: более образованные курды склонны довольствоваться литературой персидской и турецкой.

По вероисповеданию курды - сунниты. Фанатизма исламского у них нет, религиозные познания слабы: пятикратный «тевхид» (исповедание Божия единства), поклоны и коленопреклонения - все их богослужение.

В глухих уголках Дейрсима на севере и Загроша на юге живут полуязычники (Али-Оллахи, Али-Илахи, Кызылбаши). Они себя признают шиитами, но отличаются от прочих особыми таинственными обрядами, выражающими мысль, что на земле всегда должно находиться видимое воплощение Божества. Таким воплощением Бога были: Моисей, Давид, Иисус, Алий, разные шиитские имамы и святые; и теперь есть в каждой общине живые люди, которых считают за божественное воплощение и которым приносят жертвы, хотя бы они и не вели подвижническую жизнь. Подобные верования существуют у исмаилитов.

Курды - крупнейшая в мире нация без государства. Вместе с тем, рядовому обывателю, практически ничего не известно об этом гордом и загадочном народе.

Кто такие курды?

Курды - древний народ, объединяющий множество племён и населяющий преимущественно горную область Передней Азии, называемую Курдистаном. Современный Курдистан расположен на территориях Турции , Ирака , Ирана и Сирии . Курды ведут полукочевой образ жизни, основные их занятия - скотоводство и земледелие.

Точное происхождение курдов учеными не установлено. Предками курдов называют и скифов, и древних мидийцев. Ученые доказывают близость курдского народа к азербайджанскому, армянскому, грузинскому и еврейскому народам.

Большинство курдов исповедует ислам. Есть среди них также христиане, иудеи и езиды.

Точная численность курдов неизвестна

Всего в мире проживает от 20 до 40 миллионов курдов:13–18 миллионов - в Турции, 3,5–8 миллионов - в Иране, в Ираке - более 6 миллионов, в Сирии - почти 2 миллиона, ещё около 2,5 миллионов кудров живут общинами в странах Европы, Азии и Америки. Точная численность этого народа неизвестна, поскольку в областях, населенных курдами, перепись населения никогда не проводилась.

След в истории

Курдистан, благодаря центральному геополитическому расположению на Ближнем востоке, со времен Месопотамии был театром завоевательных войн, междоусобиц и грабительских набегов. Во времена арабского завоевания большинство курдов приняли ислам.

При династии арабских халифов Аббасидов, пришедшей к власти в 750 году, все мусульмане других народов были уравнены в правах с арабами. Это привело к миру в Халифате, а у представителей неарабских народов появилось больше возможностей сделать политическую карьеру. По всей видимости, курды неплохо ладили с арабами, ведь их соотечественник Джабан Сахаби был сподвижником пророка Мухаммеда.

После распада Халифата и вторжения турок национальное государство курдов так и не было создано. При этом выходцы из этого народы нередко становились правителями других народов. Ими были основаны династии Айюбидов, правившая на Ближнем востоке в 1169-1525, и Шеддадидов, правившая в Закавказье в XI-XII веках.

В XVI веке Курдистан был поделен между турками, захватившими практически весь Ближний восток, и персами. На протяжении веков курды играли значительную роль в пограничных войнах Турции и Ирана, а правители обеих стран не слишком вмешивались во внутренние дела Курдистана, где местными делами управляли вожди племён.

А вот основанная курдами династия Сефевидов правила с начала XIV века в иранской провинции Азербайджан , а в 1501-1722 и 1729-1736 годах - всей Персией.

Знаменитый восточный правитель и полководец Саладин был курдом.

Немногие знают, что султан Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов, правитель практически всего Ближнего востока и Северной Африки XII века, был курдом. Он известен в Европе под именем Саладин, прежде всего, как талантливый полководец и предводитель сарацин в противостоянии с крестоносцами.

Например, в битве при Хаттине Саладин наголову разгромил крестоносцев, весь цвет рыцарства либо погиб, либо оказался у него в плену, включая короля Иерусалимского. После победы он захватил Иерусалим , поступив крайне благородно по тем временам по отношению к побежденным: всем желающим было разрешено покинуть город и сохранить имущество (которое могли увезти с собой) за небольшой выкуп.

В последствии, несмотря на переменный успех войны с одиозным предводителем третьего крестового похода, Ричардом Львиное сердце, мирный договор был подписан всё же на условиях Салах ад-Дина.

Образ благородного и мудрого Саладина часто используется в фильмах о крестовых походах и литературе.

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.

Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.

Араратская Курдская Республика - самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.

Королевство Курдистан - самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах

Мехабадская республика - самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

Курдский вопрос

Организованное сопротивление курдов с целью самоопределения и создания независимого Курдистана явно начинает проявляться только в XIX веке и усиливается в XX веке. Это было связано с притеснениями и репрессиями курдского народа правящими режимами, иногда с целью насильственной ассимиляции. Наиболее серьезные столкновения произошли в Турции во времена правления Мустафы Кемаля Ататюрка.

Данные курдам обещания расширенных свобод и автономии в обмен на поддержку в Войне за независимость не были выполнены после победы. Последовавшие восстания были жестоко подавлены, курдам было официально запрещено говорить на родном языке, табуировались слова «Курдистан» и «курды» - с тех пор их полагалось именовать горными турками.

Наибольшей автономией в настоящее время обладает Иракский Курдистан, которую он получил после свержения Саддама Хусейна, а курд Джаляль Хусамаддин Талабани с 2005 по 2014 гг являлся президентом Ирака.

Война в Сирии, вернее её окончание и последующая возможная демократизация открывает уже перед сирийскими курдами возможности получения автономии. Самым ярым противником курдского самоопределения по-прежнему остается Турция, опасаясь курдского сепаратизма в самой Турции.

Кто такие Пешмерга?

Часто в новостных лентах о военных событиях на Ближнем востоке мелькает информация о пешмерга - курдских отрядах самообороны.

Жизнь в условиях постоянной опасности приучила курдов всегда быть готовыми к войне, а в последние десятилетия многократно выросла угроза со стороны радикальных исламистов.

Отряды самообороны были созданы в конце XIX века и с тех пор проявили себя во всех конфликтах, которые так или иначе затрагивали территорию Курдистана. Буквально пешмерга означает «стоящие перед смертью».

Образ современного воина пешмерга как бородатого мужика с АКМ не соответствует действительности. На сегодняшний день это хорошо экипированные бойцы, а сами отряды представляют практически регулярную армию с тяжелой артиллерией и бронетехникой. Формирования пешмерга признаются одной из наиболее боеспособных сил на Ближнем востоке и насчитывают 150 000 - 200 000 бойцов.

3. Отношение курдов к евреям

Читатель мало что знает об отношении курдов к евреям, а между тем этот вопрос не лишен интереса, поскольку он связан с любопытной и малоизученной формой восточного еврейства. Среди них имеются таты - горские евреи Кавказа, говорящие на иранском диалекте; это персидские евреи со своей святыней - могилой Эстер Хатун в Хамадане и гетто Джубара в Исфагане, живущие, впрочем, и далее до самой Бухары; по всей территории Курдистана разбросаны по селениям и предместьям еврейские общины. Эти израильтяне говорят на восточноарамейском диалекте, распространенном и среди христианских народностей (ассиро-халдеи, несториане, якобиты). Они живут торговлей и мелкими ремеслами.

К евреям иногда обращаются в тех случаях, когда нужно выполнить деликатную дипломатическую миссию, например добиться у заносчивого курдского аги согласия на брак с его дочерью. Евреи и курды живут в тесном общении друг с другом: вспомним, как, например, сказитель-еврей Пинхас исполнял для Сосина сказания о народном герое курдов Езданшире. Следует упомянуть здесь о гипотезе американского миссионера Гранта, посетившего несториан-горцев в 1840 году и предположившего, будто они потомки плененных евреев из Вавилона («исчезнувшие племена»).

Анализируя здесь вопрос об отношении курдов ко всем народностям, чуждым им в религиозном и национальном плане, я не буду останавливаться на отношении их к христианам, поскольку мы уже касались этой темы в предыдущих главах (см. гл. IV и IX). Заметим, кстати, что понятия «религия» и «национальность», как мы уже говорили в гл. VIII, нередко совпадают на мусульманском Востоке. Очень возможно, что в некоторые эпохи (войны Саладина с крестоносцами, борьба шеддадидов с армянами, грузинами, византийцами) «священная война» вдохновлялась мусульманским фанатизмом курдов; было бы, однако, непростительной ошибкой забывать при этом, что и христиане воевали против ислама во имя религии! В наше время, судя по авторитетным высказываниям шейха Обейдуллы, Сурейя-бек Бадр-хана, муллы Сайда и других, курды уже понимают, что фанатизм способен лишь повредить им в общественном мнении и тем нанести ущерб освободительному движению. История курдов тесно переплетена с историей христиан. В фундированной работе проф. Н. Я. Марра, посвященной езидизму, мы находим любопытные данные, подтверждающие эту мысль. Мне также удалось собрать кое-какие факты, свидетельствующие, что часть курдов в давние времена исповедовала христианство 1) ; тем самым я внес свой скромный вклад в подтверждение тезиса, с таким блеском выдвинутого моим великим соотечественником.

1) См. мою статью «Курды и христианство», в «Revue de 1"Histoire des Religions», 1922.

В. Язычество курдов в Армении

Итак, продолжает Марр, народно-религиозная языческая закваска могла быть внесена уже непосредственно курдскими массами в мусульманский мир Малой Азии. Курды влились в среду сельджуков и момент зарождения в ней мусульманства на обломках официальнон христианской религии, истощенной борьбой против народных религиозных движений. Когда в географических рамках дуги, протянувшейся от гор Исаврии до гор северо-западной Армении, сформировался новый религиозный мир - ислам, - он столкнулся с сопротивлением народно-религиозных движений. Это был дервишизм, а именно, по утверждению проф. В. Д. Смирнова 1) , манихейство. Мы имеем в виду не отвлеченный, всеобщий, космополитический дервишизм, но лишь ту его форму, которую он принял в интересующей нас среде. Наряду с дуализмом мы встречаем в нем символику цвета одежды 2) , значение формы и цвета головного убора (kolah) 3) , мистический смысл круга 4) , тайную роль света 5) , радения с пением и экстазами - иначе говоря, все черты, присущие и езидизму. Разумеется, дервишский орден (mevlevi), обладавший известной литературной культурой в период его формирования в Конии в XII веке, не мог ограничить свою эволюцию рамками одного только езидизма. Вся духовная атмосфера была насыщена идеей внутреннего обновления человека путем непосредственного общения с богом, вне церковной обрядности и иерархии. В соседней Армении в X и XI веках шла ожесточенная борьба церкви против народных-религиозных течений. Среди последних мы остановимся на идеях дервишизма, которые проповедовал в начале XI века Иаков Харкский (Харк-Баязитский пашалык). Босые, в одежде из грубой шерсти, его ученики, даже из среды знати, но большей частью из народа, призыали к чистоте нравов, посту, покаянию и самоусовершенствованию, отрицая духовенство и обряды официальной церкви 6) . Это мощное народное религиозное движение, поставившее себя выше религиозных предубеждений, увлекало не одни только христианские общины. Прежде чем искать в Индии или Александрии основы дервишизма, определенного во времени и месте, как, например, ионийский дервишизм при сельджуках, следовало бы пролить свет на связи, неизбежно возникавшие между двумя религиозными течениями, столь близкими географически и хронологически. Не следует забывать о «значительном религиозном влиянии» Армении в Малой Азии XI и XII веков 7) , которое только теперь начинают признавать.
___________________________________
1) V. D. Smirnоv, Le Christianisme des Turcs et le soufisme derviche, p. 125.
2) John Brown, The Dervisches or oriental spiritualism, London, p. 53.
3) Ibid., p. 56.
4) Ibid., p. 54.
5) Ibid., p. 57, 65.
6) Cм. M. Wagner, op. cit., S. 262-263.
7) См. Gerhard Picker, Die Phundagiagiten; Ein Beitrag zur Ketzergeschichte der Byzantinischen Mittelalters

Очаги дервишизма сельджуков в Сивасе и Конин возникали под влиянием народно-религиозных традиций, не западных, а восточных, и притом наиболее близких 1) . Общее указание на христианский источник мы не можем считать достаточным, как это делал Уинфильд, ссылавшийся на тождественность суфийского слова «любовь» ("ichq) с άγάπη Нового завета 2) . Нам важно не происхождение идентичных понятии, выступающих в самом общем виде и потому абстрактных, но интересна родственность религиозных течений, определенных но месту и времени и принявших конкретные формы. Если факт пребывания благочестивой Рабин в Иерусалиме в 752 году может помочь нам и определении источников суфизма сельджуков, то еще большего внимания заслуживает несомненно установленный факт, что Джелал-Эддин сжился с близкой ему по духу армянской средой: ведь он провел четыре года в Эрзинджане 3) .

Помимо езидизма, среди курдов-немусульман бытует ряд народно-религиозных верований, являющихся пережитками язычества, более или менее сродных езидизму. Некоторые езиды называют себя дасынами; проф. Хвольсон отождествляет их с дайцанитами, последователями Бар-Дайцана 4) . Несколько дальше стоит секта ахле-хакк, хотя по происхождению она близка к курдскому езидизму. К югу от Эрдзинджана, в чьих стенах проповедовал свое учение Джелал-Эддин Руми, основатель конийского дервишизма, высятся горы Дерсим. Там и по сей день живут курды, долгое время считавшиеся мусульманами, но в действительности близкие к езидам. Их называют то таджиками, то кизылбашами. Они сохраняли независимость вплоть до пятидесятых годов прошлого века и могли выставить войско в 30-40 тысяч человек. Разумеется, в древности среди курдов было гораздо больше езидов. По мере того как курды приобщались к исламу, сила и значение езидизма падали, однако курды не могли полностью отрешиться от своих исконных верований. И быть может, дервишизм, зародившийся в Конии, лишь утвердил никогда не исчезавшие пережитки родовых верований или возродил их а среде курдов, которые уже задолго до того приняли мусульманство и отуречились.
___________________________________
1) См. проф. В. Бартольд, «Энциклопедия ислама», т. I, 1913, стр. 852. «Язычество курдов оказало явное влияние на религиозную жизнь мусульман, и в частности па дервишей Малой Азии; сходную картину дает курдская секта ахле-хакк, очень распространенная в Персии».
2) Whinfield, Methnevi of Djelal-oud-Din Roumi: Никольсон полагает, что Уинфильд преувеличивает роль христианства в формировании суфизма (см. «Selected Poems from the Divani Shamsi Tabriz!, Cambridge, 1898, XXXV, n. 3).
3) Nicholson, op. cit., p. XVII.
4) Сhwоlsоn, Die Ssabier, S. 812.

Итак, по мнению Марра, езидизм является собственно курдской религией, существовавшей среди курдов до их приобщения к исламу и сильно сдавшей свои позиции после проникновения мусульманства в жизнь этого парода. Аргументы Марра, приведенные им в 1911 году, выглядят убедительными; пользуясь своей широкой эрудицией, ученый старается показать влияние, которое оказывали друг на друга религиозная среда Армении и Малой Азии, с одной стороны, и курдов - с другой. Выше мы говорили о более поздних взглядах на езидизм.

Продолжим изложение теории Марра, представляющей интерес не только для изучающих историю курдов, но и вообще для всех, не безразличных к судьбам религиозных идей, тем более что труд русского ученого остался неизвестным на Западе.

Занимает юго-восток Турции в районе города Диярбакыра и озера Ван. Численность турецких курдов, по приблизительным расчетам, составляет 15-20 млн человек. В Иране проживает примерно 7 млн курдов, чуть меньше в Ираке и Сирии, небольшие курдские диаспоры в Германии, Швеции, Великобритании и Франции. В России насчитывается около 20 тыс. курдов, живущих в Адыгее, Ставропольском и Краснодарском краях, Новосибирской и Саратовской областях. В целом, численность этого народа оценивается в 40 млн человек.

Основная проблема курдов - в том, что они не имеют собственного государства. Курдов, проживающих в Сирии и Турции, притесняют в правах: в Сирии их не признают гражданами страны, в Турции курды не могут разговаривать на своем языке, пропагандировать свою культуру. Проблему осложняет богатые нефтью территории Курдистана, в связи с чем крупные мировые государства желают контролировать этот серьезный источник энергии. Играет свою роль и политическая разобщенность курдов. Большинство населения стремится к независимости и считает, что их народ отвечает всем нужным для этого критериям (язык, территориальная преемственность, культура, ).

Религия и культура

Подавляющее большинство курдов суннитского толка, значительная часть - -шииты, также есть христиане и . Небольшая часть курдов - приверженцы доисламской курдской - езидизма. Но своей исконной религией все курды считают зороастризм.

Курдская не однородна в плане языка. Существуют два самостоятельных, очень разных, курдских языка – сорани и курманджи. В сорани нет родов, в курманджи они есть, поэтому объединить их невозможно.

Большей части этого народа приходится жить в тяжелых экономических условиях, многие считают их дикими и необразованными. На самом же деле, культура курдов очень богатая и древняя. Курдский фольклор отличается большой оригинальностью и разнообразием. Известны множество национальных , песен, легенд, свадебных и погребальных обрядов. Первые памятники письменности курдов датируются VII веком. Литература развивается с XI века, достигая своей вершины в XIV-XVIII веках, в творчестве таких поэтов, как Факи Тейран, Ахмед Хани, Харис Битлиси. Основное занятие курдов с древних времен - полукочевое скотоводство и земледелие, также развиты ремесла.