Династия рюриковичей основные события. Династия рюриковичей на российском престоле

Рюрик — согласно летописной легенде, начальник варяжского военного отряда, призванный ильменскими славянами княжить вместе с братьями Синеусом и Трувором в Новгород. Основатель династии Рюриковичей.

Олег (?—912) — родственник Рюрика, князь Новгородский (с 879) и Киевский (с 882). В 907 совершил поход в Византию, в 907 и 911 заключил с ней договоры.

Игорь (?—945) — сын Рюрика, великий князь Киевский с 912. В 941 и 944 совершил походы В Византию, с которой заключил договор. Убит древлянами, Восставшими во время сбора дани.

  • Дети: Святослав — см. ниже
  • Ольга (?-969) — жена князя Игоря, великая княгиня Киевская. Правила в малолетство сына Святослава и во время его походов. Подавила восстание древлян. Около 957 приняла христианство.

Святослав (?—972)— сын князя Игоря, великий князь Киевский. Совершал походы с 964 из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжской Болгарией, разгромил (965) Хазарский каганат, в 967 воевал с Болгарией на Подунавье. В союзе с венграми, болгарами и другими вел русско-византийскую войну 970—971. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Убит печенегами у днепровских порогов.

  • Дети: Владимир (см. ниже)
  • Олег (?-977), князь Древлянский

Ярополк (?-980), князь Киевский (с 972). Пытался подчинить себе территории на севере и северо-востоке Руси, но был побежден младшим братом Владимиром.

Владимир (?-1015) — сын князя Святослава, князь Новгородский (с 969), великий князь Киевский (с 980). Покорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осётр, Трубеж, Сула и другим, заново укреплен И застроен каменными зданиями Киев. В 988—989 ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах назван Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью.

  • Дети: Борис (?—1015), князь Ростовский. Убит сторонниками Святополка. Канонизирован Русской православной церковью.
  • Всеволод, князь Владимиро-Волынский
  • Вышеслав, князь Новгородский

Глеб (7- I 0 I 5), князь Муромский. Убит по приказу Святополка. Канонизирован Русской православной церковью

  • Изяслав (см. ниже)

Мстислав (?-1О36), князь Тмутараканский (с 988) и Черниговский (с 1026). Покорил ряд кавказских племен. Борьба с князем Ярославом Мудрым завершилась разделом государства по реке Днепр, сохранявшимся до смерти Мстислава.

Святослав (?—1015), князь Древлянский. Убит по приказу Святополка

Святополк Окаянный (ок. 980-1019), князь Туровский (с 988) и Киевский (1015-1019). Убил трех своих братьев и завладел их уделами. Изгнан Ярославом Мудрым. В 1018 с помощью польских и печенежских войск захватил Киев, но был разбит.

  • Станислав
  • Судислав (?-1063)

Изяслав (?-1001) —сын князя Владимира, князь Полоцкий

  • Дети: Брячислав (?-1044), князь Полоцкий
  • Внуки: Всеслав (?-1101), князь Полоцкий
  • Правнуки: Глеб (?-1119), князь Минский
  • Праправнуки: Владимир, князь Минский
  • Прапраправнуки: Василий, князь Логовский
  • Праправнуки: Всеволод, князь Изяславльский

Ростислав , князь Полоцкий

  • Правнуки: Давид, князь Полоцкий
  • Рогволод (Борис), князь Полоцкий
  • Праправнуки: Василий (Рогволод), князь Полоцкий
  • Прапраправнуки: Глеб, князь Друцкий
  • Правнуки: Роман (?-1116), князь Полоцкий
  • Ростислав (Георгий)
  • Святослав, князь Полоцкий
  • Праправнуки: Василько, князь Полоцкий
  • Прапраправнуки: Брячислав, князь Витебский
  • Всеслав, князь Полоцкий

Ярослав Мудрый (ок. 978-1054) — сын князя Владимира, великий князь Киевский (1019). Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство (1026), в 1036 вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлена «Русская правда».

  • Дети: Анастасия, королева Венгерская
  • Анна (ок. 1024 —не ранее 1075), жена (1049-1060) французского короля Генриха I . Правительница Франции в малолетство сына — Филиппа I
  • Владимир (?-1052), князь Новгородский
  • Внуки: Ростислав, князь Тмутараканский
  • Правнуки: Василько (?-1124), князь Теребовльский

Володарь (?—1124), князь Перемышльский. Добивался независимости Галицкой земли от Киева. Используя союз с половцами и Византией, вместе с братом Васильком успешно боролся с венгерскими и польскими феодалами. Воевал с князьями Святополком Изяславичем и Давидом Игоревичем. Утвердился вместе с Васильком в Теребовле.

  • Праправнуки: Владимир (?-1152)
  • Прапраправнуки: Ярослав Осмомысл (?-И87), князь Галицкий. Участник многочисленных феодальных войн, походов на половцев и венгров. Многими международными связями усилил Галицкое княжество. Боролся против сепаратизма бояр.
  • Праправнуки: Ростислав
  • Прапраправнуки: Иван Берладник (?-1162)
  • Правнуки: Рюрик (?—1092), князь Перемышльский
  • Дети: Всеволод (1030-1093), князь Переяславский (с 1054), Черниговский (с 1077), великий князь Киевский (с 1078). Вместе с братьями Изяславом и Святославом вел борьбу с половцами.
  • Внуки: Владимир Мономах (см. ниже)
  • Евпраксия (?-1109)

Ростислав (?—1093), князь Переяславский

  • Дети: Вячеслав (?—1057), князь Смоленский
  • Внуки: Борис (?—1078), князь Тмутараканский
  • Дети: Елизавета, королева Норвежская
  • Игорь (?—1060), князь Владимирский
  • Внуки: Давид (?-1112), князь Владимиро-Волынский
  • Дети: Изяслав (1024-1078), великий князь Киевский (1054-1068,1069-1073,1077-1078). Изгонялся из Киева (народным восстанием в 1068 и братьями в 1073), возвращал власть с помощью иностранных войск.
  • Внуки: Евпраксия, королева Польская
  • Мстислав (?-1068)

Святополк (1050-1113), князь Полоцкий в 1069-1071, Новгородский в 1078-1088, Туровский в 1088-1093, великий князь Киевский с 1093. Лицемерный и жестокий, разжигал княжеские междоусобия; угнетением народа подготовил вспыхнувшее после его смерти восстание в Киеве.

  • Правнуки: Брячислав (?-1127)
  • Изяслав (?-1127)
  • Мстислав (?-1099)
  • Ярослав (?— 1123), князь Владимирский
  • Праправнуки: Юрий (?-1162)
  • Внуки: Ярополк (?—1086), князь Туровский
  • Правнуки: Вячеслав (?-1105)
  • Ярослав (?-1102), князь Брестский
  • Дети: Илья (?-1020)

Святослав (1027—1076), князь Черниговский с 1054, великий князь Киевский с 1073. Вместе с братом Всеволодом оборонял южные границы Руси от половцев и турков

  • Внуки: Глеб (?-1078), князь Новгородский и Тмутараканский
  • Давид (см. ниже)
  • Олег Гориславич (см. ниже)
  • Роман (?—1079), князь Тмутараканский
  • Ярослав (?-1129), князь Муромский и Черниговский
  • Давил Святославич (?—1123), внук князя Ярослава Мудрого, князь Черниговский
  • Дети: Владимир (?-1151), князь Черниговский
  • Внуки: Святослав(?—1166), князь Вщижский
  • Дети: Всеволод (?-1124), князь Муромский
  • Изяслав (?—1161), великий князь Киевский
  • Ростислав (?-1120)
  • Святослав (Святоша) (?-1142), князь Черниговский

Олег Святославич (Гориславич) (?—1115) — внук Ярослава Мудрого. Княжил в Ростово-Суздальской земле, на Волыни; потеряв владения, бежал в Тмутаракань, дважды при поддержке половцев захватывал Чернигов, был в плену у хазар, затем в Византии в ссылке на о. Родос. В «Слове о полку Игореве» прозван Гориславичем.

  • Дети: Всеволод (?—1146), князь Черниговский (1127—1139), великий князь Киевский (с 1139). Участник междоусобий; жестоко угнетал народ, что вызвало после его смерти восстание в Киеве.
  • Внуки: Святослав (?—1194), великий князь Киевский
  • Правнуки: Владимир (?—1201), князь Новгородский
  • Всеволод Чермный (?-1212)
  • Праправнуки: Михаил (1179—1246), князь Черниговский. В 20-х гг. несколько раз был князем в Новгороде. С 1238 великий князь Киевский. При наступлении монголо-татарских войск бежал в Венгрию. Вернулся на Русь; убит в Золотой Орде.
  • Прапраправнуки: Ростислав (?-1249)
  • Правнуки: Глеб(?-1214)
  • Праправнуки: Мстислав, князь Туровский
  • Правнуки: Мстислав (?—1223), князь Черниговский
  • Олег (?—1204), князь Черниговский
  • Праправнуки: Давид
  • Внуки: Ярослав (?—1198), князь Черниговский
  • Правнуки: Ростислав (?—1214), князь Сновский

Ярополк

  • Дети: Всеволод Большое Гнездо (1154—1212), великий князь Владимирский. Успешно боролся с феодальной знатью; подчинил Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. В его правление Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего расцвета. Имел 12 детей (отсюда прозвище).
  • Внуки: Иван (?-1239), князь Стародубский

Константин (1186—1219), великий князь Владимирский (с 1216). В 1206-1207 княжил в Новгороде. При поддержке князя Мстислава Мстиславича Удалого и новгородско-псковско-смоленско-ростовского общего войска победил своих братьев Ярослава и Юрия в Липицкой битве (1216). Отобрал у Юрия великокняжеский стол.

  • Правнуки: Василий (?—1238), князь Ростовский
  • Владимир (?— 1249), князь Углицкий
  • Всеволод (7—1238), князь Ярославский
  • Внуки: Святослав (?—1252)

Юрий (Георгий) (1188— 1238), великий князь Владимирский (1212—1216 и с 1218). Потерпел поражение в Липицкой битве (1216) и уступил великое княжение брату Константину. В 1221 заложил Нижний Новгород; разгромлен и погиб в бою с монголо-татарами на реке Сить.

  • Правнуки: Владимир (?-1238)
  • Всеволод (?—1238), князь Новгородский
  • Мстислав (?-1238)
  • Внуки: Ярослав(1191—1246). Княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, несколько раз приглашался и изгонялся новгородцами; участник феодальных войн, потерпел поражение в Липицкой битве (1216). В 1236—1238 княжил в Киеве, с 1238 великий князь Владимирский. Дважды ездил в Золотую Орду, а также в Монголию.
  • Правнуки: Александр Невский (см. ниже)
  • Андрей (?—1264)
  • Дети: Глеб (?—1171), князь Переяславский
  • Иван (?-1147), князь Курский
  • Михаил (?-1176), князь Владимирский
  • Мстислав, князь Новгородский
  • Внуки: Ярослав(7—1199), князь Волоколамский
  • Дети: Ростислав (7—1151), князь Переяславский
  • Внуки: Мстислав (?- 1178), князь Новгородский
  • Правнуки: Святослав, князь Новгородский
  • Внуки: Ярополк (?-1196)
  • Дети: Святослав (?-1174)
  • Ярослав (?-1166)


Рюриковичами историки называют первую династию русских князей и царей. Фамилии у них не было, а название династия получила по имени её легендарного основателя - новгородского князя Рюрика, умершего в 879 году.

Глазунов Илья Сергеевич. Внуки Гостомысла- Рюрик, Трувор и Синеус.

Самая ранняя (XII век) и наиболее подробная древнерусская летопись, «Повесть временных лет», так рассказывает о призвании Рюрика:


«Призвание Рюрика». Неизвестный автор.

«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет.


«Призвание Рюрика».

Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»


Рюрик. Великий князь Новгородский в 862-879. Портрет из Царского титулярника. 1672

Древнерусские летописи начали составляться 200 лет спустя после смерти Рюрика и век спустя после крещения Руси (появления письменности) на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII – первой половине XIX века преобладала теория о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее развилась гипотеза о его западнославянском (поморском) происхождении.

Однако более достоверным историческим лицом, а значит, а значит и родоначальником династии является Великий князь киевский Игорь, которого летопись считает сыном Рюрика.


Игорь I (Игорь Древний) 877- 945гг. Великий князь Киевский в 912-945.

Династия Рюриковичей стояла во главе русского свыше 700 лет. Рюриковичи правили Киевской Русью, а затем, когда она в XII веке распалась, крупными и мелкими русскими княжествами. И после объединения всех русских земель вокруг Москвы во главе государства встали Великие Князья московские из рода Рюриковичей. Потомки бывших удельных князей утратили свои владения и составили высший слой русской аристократии, однако титул "князь" они при этом сохранили.


Святослав I Игоревич Завоеватель. 942-972гг. Великий князь Киевский в 966-972.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Владимир I Святославич (Владимир Красно Солнышко) 960-1015гг. Великий князь Киевский в 980-1015. Портрет из Царского титулярника. 1672


Ярослав I Владимирович (Ярослав Мудрый) 978-1054гг. Великий князь Киевский в 1019-1054. Портрет из Царского титулярника. 1672


Всеволод I Ярославич. 1030-1093гг. Великий князь Киевский в 1078-1093.


Владимир II Всеволодович (Владимир Мономах) 1053-1025гг. Великий князь Киевский в 1113-1125. Портрет из Царского титулярника. 1672


Мстислав I Владимирович (Мстислав Великий) 1076-1132гг. Великий князь Киевский в 1125-1132. Портрет из Царского титулярника. 1672


Ярополк II Владимирович. 1082-1139гг. Великий князь Киевский в 1132-1139.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Всеволод II Ольгович. ?-1146г. Великий князь Киевский в 1139-1146.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Игорь II Ольгович. ?-1147г. Великий князь Киевский в 1146.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Юрий I Владимирович (Юрий Долгорукий). 1090-1157гг. Великий князь Киевский в 1149-1151 и 1155-1157. Портрет из Царского титулярника. 1672


Всеволод III Юрьевич (Всеволод Большое Гнездо). 1154-1212гг. Великий князь Владимирский в 1176-1212. Портрет из Царского титулярника. 1672


Ярослав II Всеволодович. 1191-1246гг. Великий князь Киевский в 1236-1238. Великий князь Владимирский в 1238-1246. Портрет из Царского титулярника. 1672


Александр I Ярославич (Александр Невский). 1220-1263гг. Великий князь Киевский в 1249-1252. Великий князь Владимирский в 1252-1263. Портрет из Царского титулярника. 1672


Даниил Александрович. 1265-1303гг. Великий князь Московский в 1276-1303.
Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван I Данилович (Иван Калита). ?-1340гг. Великий князь Московский в 1325-1340. Великий князь Владимирский в 1338-1340. Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван II Иванович (Иван Красный). 1326-1359гг. Великий князь Московский и Владимирский в 1353-1359. Портрет из Царского титулярника. 1672


Дмитрий III Иванович (Дмитрий Донской). 1350-1389гг. Великий князь Московский в 1359-1389. Великий князь Владимирский в 1362-1389. Портрет из Царского титулярника. 1672


Василий I Дмитриевич. 1371-1425гг. Великий князь Московский в 1389-1425. Портрет из Царского титулярника. 1672


Василий II Василиевич (Василий Тёмный). 1415-1462гг. Великий князь Московский в 1425-1446 и 1447-1462. Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван III Васильевич. 1440-1505гг. Великий князь Московский в 1462-1505. Портрет из Царского титулярника. 1672


Василий III Иванович. 1479-1533гг. Великий князь Московский в 1505-1533. Портрет из Царского титулярника. 1672


Иван IV Васильевич (Иван Грозный) 1530-1584гг. Великий князь Московский в 1533-1584. Русский Царь в 1547-1584. Портрет из Царского титулярника. 1672

В 1547 году Великий князь московский Иван IV венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля и принял титул «Царя Всея Руси». Последним представителям династии Рюриковичей на русском престоле был царь Фёдор Иванович, умерший бездетным в 1598 году.


Фёдор I Иванович. 1557-1598гг. Русский Царь в 1584-1598. Портрет из Царского титулярника. 1672

Но это не значит, что на этом закончился и род Рюриковичей. Пресеклась лишь его самая младшая - московская - ветвь. А вот мужское потомство других Рюриковичей (бывших удельных князей) к тому времени приобрело уже и фамилии: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгоруковы, Оболенские, Одоевские, Репнины, Шуйские, Щербатовы и др.

В октябре 1582 года у Ивана Грозного родился сын Дмитрий, которому выпала доля стать последним отпрыском (по мужской линии) царской династии Рюриковичей. Согласно принятой историографии, Дмитрий прожил восемь лет, но его имя еще 22 года нависало проклятием над Российским государством.

У русских людей часто возникает ощущение, что Родина находится под каким-то заклятием. «Все у нас не так – не как у нормальных людей». На рубеже XVI-XVII веков на Руси были уверены, что знают корень всех бед – всему виной было проклятие невинно убиенного царевича Дмитрия.

Набат в Угличе

Для царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного (от последнего брака с Марией Нагой, который, кстати, так и не был признан церковью) все закончилось 25 мая 1591 года, в городе Угличе, где он в статусе удельного князя Угличского, находился в почетной ссылке. В полдень Дмитрий Иоаннович метал ножи с другими детьми, входившими в его свиту. В материалах следствия по факту смерти Дмитрия есть свидетельство одного отрока, игравшего вместе с царевичем: «…играл-де царевич в тычку ножиком с ними на заднем дворе, и пришла на него болезнь – падучей недуг – и набросился на нож». Фактически эти показания стали главным аргументом для следователей, чтобы квалифицировать смерть Дмитрия Иоанновича как несчастный случай.

Однако жителей Углича доводы следствия вряд ли бы убедили. Русские люди всегда больше доверяли знамениям, нежели логическим заключениям «человеков». А знамение было… И еще какое! Почти сразу же после того, как сердце младшего сына Ивана Грозного остановилось, над Угличем разнесся набат. Звонил колокол местного Спасского собора. И все бы ничего, только звонил колокол сам по себе - без звонаря. Об этом гласит легенда, которую угличане на протяжении нескольких поколений считали былью и роковым знаком.

Когда жители узнали о смерти наследника, начался бунт. Угличане разгромили Приказную избу, убили государева дьяка с семьей и нескольких других подозреваемых. Борис Годунов, который фактически управлял государством при номинальном царе Федоре Иоанновиче, спешно отправил в Углич стрельцов на подавление мятежа.

Досталось не только мятежникам, но и колоколу: его сорвали с колокольни, вырвали «язык», отрубили «ухо» и публично на главной площади наказали 12 ударами плетей. А затем его вместе с другими бунтарями отправили в ссылку, в Тобольск. Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича». Однако расправа над колоколом не избавила власти от проклятия – все только начиналось.

Конец династии Рюриковичей

После того, как весть о гибели царевича разошлась по Русской Земле, в народе поползли слухи о том, что руку к «несчастному случаю» приложил боярин Борис Годунов. Но находились смельчаки, которые подозревали в «заговоре», и тогдашнего царя – Федора Иоанновича, сводного старшего брата погибшего царевича. И основания для этого были.

Спустя 40 дней после смерти Ивана Грозного Федор, наследник Московского трона, стал активно готовится к своей коронации. По его приказу за неделю до венчания на царство вдова-царица Мария и ее сын Дмитрий Иоаннович были отправлены в Углич – «на княжение». То, что последняя жена царя Иоанна IV и царевич не были приглашены на коронование, являлось страшным унижением для последних. Однако на этом Федор не остановился: например, содержание двора царевича сокращалось порой по нескольку раз за год. Спустя всего несколько месяцев с начала царствования он дает распоряжение духовенству убрать традиционное упоминание имени царевича Дмитрия при богослужениях.

Формальным основанием стало то, что Дмитрий Иоаннович был рожден в шестом браке и по церковным правилам считался незаконнорожденным. Однако все понимали, что это только повод. Запрет на упоминание при богослужениях царевича его двор воспринимал, как пожелание смерти. В народе ходили слухи о неудавшихся покушениях на Дмитрия. Так, британец Флетчер, будучи в Москве в 1588–1589 гг., записал, будто от яда, предназначенного для Дмитрия, умерла его кормилица.

Спустя полгода после гибели Дмитрия жена царя Федора Иоанновича, Ирина Годунова, забеременела. Все ждали наследника престола. Причем, по легендам, рождение мальчика предсказали многочисленные придворные маги, знахари и лекари. Но в мае 1592 года царица родила девочку. В народе гуляли слухи, что царевна Феодосия, так назвали дочку родители, появилась на свет аккурат через год после гибели Дмитрия – 25 мая, а царская семья почти на месяц задержала официальное объявление.

Но это было еще не самое страшное знамение: девочка прожила всего несколько месяцев, и скончалась в том же году. И здесь уже стали говорить о проклятии Дмитрия. После смерти дочки царь переменился; он окончательно потерял интерес к своим царским обязанностям, и месяцами проводил в монастырях. Люди говорили, что Федор замаливает свою вину перед убиенным царевичем. Зимой 1598 года Федор Иоаннович скончался, так и не оставив наследника. С ним умерла и династия Рюриковичей.

Великий Голод

Смерть последнего государя из династии Рюриковичей открыло дорогу к царству Борису Годунову, который фактически был правителем страны еще при живем Федоре Иоанновиче. К тому времени за Годуновым в народе закрепилась репутация «убивца царевича», однако это не сильно его смущало. Путем хитрых манипуляций он все-таки был избран царем, и почти сразу же начал с реформ.

За два недолгих года он провел преобразований в стране больше, чем предыдущие цари за весь XVI век. И когда Годунов уже, казалось, снискал народную любовь, грянула катастрофа – из небывалых климатических катаклизмов на Русь пришел Великий голод, который длился целых три года. Историк Карамзин писал, что люди «подобно скоту щипали траву и питались ею; у мертвых находили во рту сено. Мясо лошадиное казалось лакомством: ели собак, кошек, стерво, всякую нечистоту. Люди сделались хуже зверей: оставляли семейства и жен, чтобы не делиться с ними куском последним.

Не только грабили, убивали за ломоть хлеба, но и пожирали друг друга… Мясо человеческое продавалось в пирогах на рынках! Матери глодали трупы своих младенцев!..» Только в одной Москве умерло от голода более 120 000 человек; по всей стране орудовали многочисленные шайки разбойников. От родившейся было народной любви к избранному царю не осталось и следа – в народе снова говорили о проклятии царевича Дмитрия и о «проклятом Бориске».

Конец династии Годуновых

1604 год наконец-то принес хороший урожай. Казалось, беды закончились. Это было затишье перед бурей – осенью 1604 года Годунову донесли, что со стороны Польши на Москву двигается войско царевича Дмитрия, чудом спасшегося от рук убийц Годунова в Угличе в далеком 1591 году. «Рабоцарь», как называли Бориса Годунова в народе, вероятно, осознавал, что проклятие Дмитрия теперь воплотилась в самозванце.

Однако государю Борису не суждено было встретиться лицом к лицу с Лжедмитрием: он скоропостижно умер в апреле 1605 года, за пару месяцев до триумфального вступления в Москву «спасшегося Дмитрия». Ходили слухи, что отчаявшийся «проклятый царь» покончил собой – отравился. Но проклятие Дмитрия распространилось и на ставшего царем сына Годунова – Федора, которого задушили вместе с родной матерью незадолго до въезда Лжедмитрия в Кремль. Говорили, что это было одним из главных условий «царевича» для триумфального возвращения в столицу.

Конец народного доверия

До сих пор историки спорят, был ли «царь ненастоящим». Впрочем, наверное, мы об это никогда не узнаем. Сейчас мы можем говорить только о том, что Дмитрию так и не удалось возродить Рюриковичей. И снова роковым стал конец весны: 27 мая в бояре под руководством Василия Шуйского устроили хитроумный заговор, во время которого был убит Лжедмитрий. Народу объявили, что царь, которого они еще недавно боготворили, является самозванцем, и устроили публичное посмертное поругание. Этот абсурдный момент окончательно подорвал народное доверие к властям. Простые люди не верили боярам и горько оплакивали Дмитрия.

Вскоре после убийства самозванца, в начале лета, ударили страшные морозы, которые уничтожили все посевы. По Москве поползла молва о проклятии, которое бояре навлекли на Русскую Землю, убив законного государя. Кладбище у Серпуховских ворот столицы, на котором погребли самозванца, стало местом поломничества у многих москвичей.

Появилось много свидетельств о «явлениях» воскресшего царя в разных концах Москвы, а некоторые даже утверждали, что получили от него благословение. Испугавших народных волнений и нового культа мученника, власти выкопали труп “вора”, зарядили его прах в пушку и выстрелили в сторону Польши. Жена Лжедмитрия Марина Мнишек вспоминала, когда тело ее мужа тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дорог.

Конец Шуйских

Новым царем стал Василий Шуйский – человек, который в 1598 году ввел следствие по факту гибели царевича Дмитрия в Угличе. Человек, который сделал вывод, что смерть Дмитрия Иоанновича, была несчастным случаем, покончив с Лжедмитрием и получив царскую власть, вдруг признался, что у следствия в Угличе были доказательства насильственной смерти царевича и прямой причастности к убийству Бориса Годунова. Говоря это, Шуйский убивал двух зайцев: дискредитировал – пусть даже уже мертвого – своего личного врага Годунова, а заодно доказывал, что Лжедмитрий, которого убили во время заговора, был самозванцем. Последнее Василий Шуйский даже решил подкрепить с помощью канонизации царевича Дмитрия.

В Углич была отправлена специальная комиссия о главе с митрополитом Ростовским Филаретом, которая вскрыла могилу царевича и якобы обнаружила в гробу нетленное тело ребенка, которое источало благоухание. Мощи были торжественно привезены в Архангельский собор Кремля: по Москве распространили слух о том, что останки мальчика чудотворные, и народ пошел к святому Дмитрию за исцелением. Однако культ долго не продержался: было несколько случаев смерти от прикосновения к мощам.

По столице поползли слухи о подставных мощах и о проклятии Дмитрия. Раку с останками пришлось с глаз долой убрать в реликварий. А уже совсем скоро на Руси появилось еще несколько Дмитриев Иоанновичей, а династия Шуйских, суздальской ветви Рюриковичей, которые на протяжении двух столетий были главными соперниками ветви Даниловичей за московский престол, прервалась на первом же царе. Василий закончил свою жизнь в польском плену: в той стране, в сторону которой по его приказу когда-то выстрелили прахом Лжедмитрия I.

Последнее проклятие

Смута на Руси закончилась только в 1613 году – с установлением новой династии Романовых. Но иссякло ли вместе с этим проклятием Дмитрия? 300 летняя история династии говорит об обратном. Патриарх Филарет (в миру Федор Никитич Романов), отец первого «романовского» царя Михаила Федоровича, был в самой гуще «страстей по Дмитрию». В 1605 году, его, заключенного Борисом Годуновым в монастыре, освободил как «родственника» Лжедмитрий I. После воцарения Шуйского именно Филарет привез “чудотворные мощи” царевича из Углича в Москву и насаждал культ святого Дмитрия Углицкого – для того, чтобы с подачи Шуйского убедить, что когда-то спасший его Лжедмитрий был самозванцем. А затем, встав в оппозицию царю Василию, стал “нареченным патриархом” в тушинском лагере Лжедмитрия II.

Филарета можно считать первым из династии Романовых: при царе Михаиле он носил титул «Великий государь» и был фактически главой государства. Царствие Романовых началось со Смуты и Смутой закончилось. Причем второй раз в русской истории царская династия прервалась убийством царевича. Есть легенда, что Павел I закрыл в ларец на сто лет предсказание старца Абеля, касающегося судьбы династии. Не исключено, что там фигурировало имя Дмитрия Иоанновича.

И расширению территории русских земель способствовало более чем семи вековое правление династии Рюриковичей.
Русские летописные предания, в частности “ “, объясняют появление предводителей варяжских дружин во главе древнерусского государства, просьбой новгородцев. Именно новгородцы пригласили Рюрика Варяжца на княжение, чтобы прекратить междоусобицы. Эту легенду появления основателя династии Рюриков опровергают многие историки и считают братьев Рюриков захватчиками, которые воспользовались междоусобными распрями славян.

Но в любом случае, 862 год считается началом правления династии Рюриков - великих князей новгородских, киевских, владимирских, московских. Русские цари, вплоть до 16 века считались потомками Рюрика. Последним их этой династии был царь Федор Иоаннович. Итак, с 862 по 879 годы великим новгородским князем стал Рюрик Варяжский. Его правление отмечено становлением феодальных отношений, идентичным европейской феодальной системе.

После его смерти власть перешла к , который был опекуном малолетнего сына Рюрика - Игоря. Олег Вещий известен как первый собиратель русской земли в одно государство. По легенде умер от укуса змеи. Впервые великим князем Киевским и всей Руси стал сын Рюрика . Он способствовал укреплению государственности среди восточных славян распространением власти киевского князя на восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем.

Первый русский князь, названный по имени в нерусских летописях. Это произошло во время его похода в Византию при взятии Царьграда. Правление его не было удачным, с 915 года между Доном и Дунаем стали расселяться многочисленные племена печенегов, которые совершали опустошительные набеги на мирные славянские племена. Сам Игорь был убит в 945 году при сборе ежегодной дани с покоренных племен.

Его жена и временная правительница , жестоко покарала племя древлян за смерть мужа и князя киевского. Она стала первой женщиной правящей государством. Ее правление отмечено разумностью, мудрость и дипломатическими способностями. Она самолично совершила объезд владений, установила размер государственной дани, сроки ее сбора, а всю землю разделила на погосты (волости). Как правительница Русской земли Ольга была известна во всех европейских государствах.

Сын Ольги и Игоря первым среди князей киевских носил славянское имя . Известен как видный полководец, по большей части, находившийся в военных походах. Его сына Ярополка считают виновным в гибели родного брата Олега, который попробовал претендовать на Киевский престол. Сам Ярополк был убит братом Владимиром. Киевский великий князь в русских летописях получил прозвище “Святой”. Храбрый и воинственный князь был фанатичным язычником в молодости и, одновременно, мстительным и кровожадным братоубийцей, который из-за желания обладать княжеским престолом, пошел войной на единокровного брата.

Под влиянием обстоятельств решил, что Русь должна стать христианской и в 988 году горожан собрали на берегу Днепра и провели торжественный обряд крещения. С этого момента христианство стало государственной религией, началось гонение на языческих идолов, а христианская церковь стала называть Князя Владимира “Святым” и “Равноапостольным”.

Его сын Ярослав Владимирович, которому история добавила прозвище “Мудрый”, был действительно мудрым и дипломатичным правителем Древнерусского государства. Время его правления - это не только междоусобные феодальные войны между ближайшими родственниками, но и попытки вывести Киевскую Русь на мировую политическую арену, попытки преодолеть феодальную раздробленность, постройки новых городов. Время правления Ярослава Мудрого это развитие славянской культуры, своеобразный золотой период Древнерусского государства.

Сам большой знаток и поклонник прекрасного, направлял свою энергию на развитие просвещения - организовывались школы для всех сословий. Он лично собрал богатейшую библиотеку старинных и современных манускриптов, способствовал развитию монастырей, которые в тот период играли основополагающую роль по распространению книжного дела на Руси. При Ярославе появились первые письменные законы государственного управления, получившие название “Русская, правда”, которые стали основой судопроизводства на Руси.

Сыновья Ярослава Мудрого во время своего нахождения на Киевском престоле постарались дополнить деяния своего великого отца. Изяслав сделал дополнения в “Русскую правду”, Святослав пополнял библиотеку. Знаменитый “Изборник” с наставлениями и поучениями - одна из жемчужин русской словесности. Всеволод, все свое правление пытался помирить и объединить разрастающуюся династию - его дополнения к “Русской правде отменяют кровную месть, регулируют степень феодальной зависимости, определяет статус княжеских дружинников.

Одним из самых ярких правителей Древней Руси был Владимир Мономах, который боролся за восстановление единства Русских земель. Он первый из киевских князей передал свой престол по наследству своему сыну Мстиславу, тем самым, заложив основу престолонаследования и сделав шаг к государственной централизации. Сыновья старались продолжать дело отца по объединению Русских земель и, наиболее, преуспел в этом князь Юрий Владимирович Долгорукий и его сын, внук Мономаха, Андрей Юрьевич Боголюбский.

Во время их правления центром Древнерусского государства становятся княжества Владимирское, а позже Московское. Киев начинает утрачивать политическое и экономическое значение. Многочисленные Рюриковичи перемещаются на окраины Руси, превращая их в развитые и значимые княжества. Феодальные усобицы и княжеские распри привели к монгольскому нашествию. Почти 300 лет русские князья платили позорную дань монгольским ханам. Отдельные очаги протестов жестоко карались не только баскаками, наместниками ордынских ханов, но и русскими князьями, которые предпочитали платить дань, чем сражаться.

Внук смог объединить силы русских князей и в результате победы на Куликовом поле покончить с ненавистной властью ордынцев. Московское княжество расширяется и становится центром . Следующим правителем становится сын Дмитрия Донского Василий I, и Москва становится общерусским культурным и политическим центром, в котором сосредотачивается государственная власть. Василий II еще во времена своего правления делает своего сына Ивана соправителем и наследником. При старшем сыне Ивана - Василии III, заканчивается объединение русских земель в единое государство.

Первым царем всея Руси стал , который значительно увеличил территорию государства и заставил считаться с Московией европейские страны. Последним русским царем из династии Рюриковичей был бездетный сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, на котором эта династия пресекается.

Династия Рюриковичей и государственность на Руси – неразделимые, по сути, понятия. Что бы ни говорили о корнях этой династии, о причинах её появления, о том, насколько она была чужеродна или, напротив, органична для восточнославянских племён, факт остаётся фактом: именно Рюриковичи стояли у истоков Русского государства.

Кстати, о "русах", которым, по утверждению многих исследователей, Русь обязана своим названием. Не совсем ясно, на чём основано предположение авторов "норманнской теории", что это племя было норманнским, т.е. германо-скандинавским. В "Повести временных лет" о призвании варяжских князей (а "варяг", как говорил Л.Н. Гумилёв, это не национальность, а профессия) сказано так: "И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались Русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти назывались". Заметьте: пресловутые норманны названы Нестором-летописцем "другими", т.е. вовсе не теми, кто пришёл в 862 году "княжити" в Новгороде, Белоозере и Изборске. Всё это совпадает с мнением средневековых европейских авторов, считавших Рюрика (Рерика Ютландского, земляка и одного из предков Амлета, прототипа шекспировского Гамлета) и его династию не шведами, не немцами, не готами (готландцами), а потомками древнего народа ругов. Имел ли он отношение к славянам – учёным ещё предстоит выяснить. Зато установлено точно, что на острове в Балтике с названием Рюген жили именно славяне. Есть ещё "прусская теория" возникновения Рюриковичей, согласно которой и Рюрик, и "русы" происходили из балтийского племени пруссов. Но они, как известно, не имели никакого отношения к германцам, зато, судя по этимологическому анализу языка древних пруссов, были близки славянам.

Не забудем также, что в 862 году речь шла о призвании варяжского князя Рюрика в Новгород, что являлось делом обычным для этого города-республики, на протяжении всей своей истории призывавшего чужих князей. Но это не даёт никаких оснований считать Русь IX – начала Х вв. "варяжской вотчиной". Если т.н. русы-норманны, существование которых ещё никто не доказал, подчинили себе восточных славян, то почему варяги не навязали нам свой язык – первый признак подчинения – и обычаи? А вот в шведском языке, например, мы без труда обнаружим следы нашего влияния: там прилагательные имеют суффикс "ск" и на славянский лад склоняются, чего нет ни в одном из языков германской группы. Несомненно и то, что шведы приняли христианство именно по примеру Руси. Вслед за Западной Европой они этого не сделали.

Можно ли говорить о Рюриковичах как об "иностранной династии", если уже внук Рюрика, легендарный полководец князь Святослав, носил славянское имя и был по образу жизни славянином? Эдак получится, что и французские Меровинги и Каролинги были "иностранными династиями", поскольку происходили не из коренного населения, галлов, а из германского племени франков. А как вам нравится название Нормандия? Оно недвусмысленно говорит о том, кому некогда принадлежала эта французская провинция – норманнам. Тем самым норманнам, которые якобы стояли у истоков русской государственности. Между тем, нам точно известно, кто стоял у истоков государственности английской. Это было германское племя англов. Они вместе с саксами, ютами и фризами вторглись в V – VI вв. новой эры с Ютландского полуострова на территорию Британии и уничтожили, вытеснили с острова большую часть его коренного населения – кельтского племени бриттов, а остальных подчинили себе. В свою очередь, англосаксов разбил в 1066 году норманн Вильгельм, герцог Нормандии, и объявил себя английским королём. Именно Вильгельм I Завоеватель и считается создателем централизованного английского государства. Несамостоятельность британской государственности можно легко обнаружить даже на лингвистическом уровне. Например, англичане считаются родоначальниками парламентаризма. Но английское слово "parliament" – французского происхождения, даже старо-французского, потому что формы "parlier" (много говорить) в современном французском уже не существует (применяется "parler" и, соответственно, "parlement"). Отчего же англичане выбрали именно "parliament" для названия своего представительного органа? Очень просто: это слово привезли им норманны из Франции, где оно в XI веке (и много позже) означало парижский суд высшей инстанции. Свой же представительный орган французы назвали впоследствии иначе – Генеральные Штаты. И вот норманны, видимо, подарили англосаксам этот "parliament", не разобравшись толком, судебная или представительная это власть. Собираются, дескать, франкские вожди и решают сообща важные дела – вот и вы решайте. Так и родился английский парламентаризм. Воистину, от великого до смешного один шаг…

А теперь попытайтесь найти в древнерусской истории, культуре, языке, топонимике следы подобного же влияния варягов! Но самое главное не в этом. Рюриковичи способствовали укреплению и развитию коренного населения Киевской Руси – восточных славян, а вот англосаксонские и франкские короли оттеснили коренное население Британии и Галлии – кельтов на обочину истории и даже жизни.

Eщё первые Рюриковичи были данниками иудейской верхушки Хазарского каганата, a поляне платили хазарам дань задолго до появления Аскольда и Дира, северяне и вятичи – до призвания Рюрика. Только внук Рюрика Святослав и разгромил без остатка этот Хазарский каганат.

Рюриковичи привели Русь к христианству, что навсегда делает эту династию значимой в сознании русских, украинцев, белорусов. Утверждения, что христианизация лишила русичей этнической и религиозной неповторимости или, как ещё говорят, автохтонности, абсурдны: ни бриттам, ни галлам язычество не помогло сохраниться в качестве независимой этнической общности.

К XI веку в Европе, только благодаря христианству, появилось новое могучее государство – Киевская Русь. Оно контролировало и торговый путь "из варяг в греки", и восточноевропейский отрезок Великого Шёлкового пути, прежде "оседланный" хазарами. Киев того времени был одним из крупнейших и богатых городов мира, чего никак не скажешь о тогдашнем Париже или Лондоне. Любой европейский королевский двор считал за честь породниться с Рюриковичами, которые, между тем, ни королями, ни царями себя не называли.

Еще до Батыева нашествия Рюриковичи создавали в глухих лесах Восточной Руси "запасные центры" русской государственности и культуры – Суздаль, Владимир, Москву, Переславль-Залесский. Как и многие европейские династии, потомки Рюрика не смогли избежать феодальной раздробленности, но смогли сохранить под игом Золотой Орды саму династию.

Многовековое соседство с Западной Европой и Азией позволило Рюриковичам сделать важный вывод, что завоевание страны кочевниками из Великой Степи далеко не всегда означает потерю национальной, религиозной и культурной самостоятельности, чего никак нельзя сказать о захватнической политике "немцев" (германцев и англо-саксов). Эти не ограничивались данью и вассальным подчинением – они стирали с лица земли завоёванные народы. Не устояв под ударами Батыя, Рюриковичи – святые благоверные князья Александр Невский, Довмонт Псковский – отбили западный "натиск на Восток". Может быть, монголо-татарское иго и отбросило нас на 300 лет назад, но Православная Русь за эти 300 лет не исчезла.

Рюриковичи, даже получая от ордынских ханов ярлыки на княжение, с зависимой ролью Руси не смирились. Московские князья терпеливо собирали вокруг себя русские земли, готовились к освободительной войне.

Святой благоверный князь Димитрий Донской одержал победу на Куликовом поле, а его потомок Иоанн III привёл такую силу на реку Угру, что Орда повернула обратно и навсегда отказалась от своих "прав" на Русь. К тому времени православная Византия, Второй Рим, уже перестала существовать, и было сказано монахом Филофеем: "Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать". Рюрикович Иоанн III стал называться Великим князем всея Руси. А его внук, Иоанн IV, был уже венчан на Царство.

Уже при первом православном Царе Русь двинулась в освободительный поход против потомков Батыя. Под громом русских пушек пали Казань и Астрахань, бежали из-под подмосковных Молодей крымские татары и больше никогда не приходили в Московское государство с набегами. Началось движение Руси на запад, к берегам Балтийского моря, захваченным ливонцами и литовцами.

Но 19 января 1598 года скончался бездетный сын Иоанна Грозного Феодор Иоаннович, последний Царь из династии Рюриковичей (по прямой линии, ибо правивший в 1606 – 1610 гг. царь Василий Шуйский тоже был из рода Рюриковичей). Н.М. Карамзин писал: "Так пресеклось на троне московском знаменитое варяжское поколение, коему Россия обязана бытием, именем и величием, – от начала столь малого, сквозь ряд веков бурных, сквозь огонь и кровь, достигнув господства над севером Европы и Азии воинственным духом своих властителей и народа, счастием и промыслом Божием!..".

Династия Рюриковичей правила Киевской и Московской Русью 736 лет. Россия вступала в Смуту и в 300-летний период правления новой царской династии – Романовых…

Андрей Венедиктович Воронцов

Царь Федор Иоаннович и царь Иоанн Васильевич Грозный.
Василий Осипов (Кондаков?). 1689 год.
Фрагмент фрески Спасо-Преображенского собора новоспасского монастыря в Москве.

Анастасия Романовна

Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Феодоровский (Фёдоровский) монастырь

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Фёдор I Иоаннович
Русский Царь в 1584-1598

Фёдор Иоаннович - русский царь, последний Рюрикович на троне по праву наследования, сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны. Большое внимание царь уделял дворцовому хозяйству, украшению дворцовых покоев. Известны его покровительство и щедрые пожалования многочисленным монастырям и церквам. Кандидатура Фёдора Иоанновича выдвигалась (1573 - 1574 и 1587) на престол Речи Посполитой. Первые годы его правления сопровождались ожесточённой дворцовой борьбой, в ходе которой распался учрежденный Иваном Грозным незадолго до смерти для управления страной.

Регентский совет, в который входили князья Мстиславский и Шуйский, Захарьин-Юрьев, Годунов, Бельский. Сводный брат Фёдора Иоанновича, царевич Дмитрий, был выслан (1584) в Углич. С 1587 года в правлении царя Фёдора активное участие принимал его шурин - «слуга и конюший боярин» Борис Годунов.

Правления царя Фёдора характеризовалось постепенным подъёмом хозяйственной жизни страны, преодолением тяжёлых последствий кризиса 70 - 80-х, неудачной Ливонской войны. В это время произошло резкое усиление крепостной зависимости крестьян. Повысились государственные налоги на тяглое, город, население. Всё это привело к обострению противоречия и внутри господствующего класса: между светскими и духовными феодалами, между дворцовой знатью и московским высшим дворянством - с одной стороны, и провинциально служилыми людьми - с другой. При Фёдоре Иоанновиче несколько улучшилось международное положение России: в результате Русско-швед. войны 1590-1593 были возвращены (по Тявзинскому миру 1595) города и районы Новгородской земли, захваченные Швецией в период Ливонской войны; окончательно присоединена Западная Сибирь; успешно осваивались южные пограничные районы и Поволжье; усилилась роль России на Северном Кавказе и в Закавказье.

Но в дальнейшем стали нарастать противоречия в отношениях России с Польшей, Швецией, Крым. ханством и Турцией, в результате чего в царствование Фёдора Иоанновича успел сложиться узел классов, внутриклассовых и международодных противоречий, приведших к Великой смуте в Русском государстве в самом начале XVII века.

В своем жизненном обиходе царь Фёдор Иоаннович был прост и доступен для всех приходящих к нему, любил молиться, сам совер­шал ежедневно Богослужения.

Реконструкция облика

Ирины Годуновой, жены Федора Иоанновича.

Царица Ирина Федоровна в русской исторической традиции была государыня добрая, умная, грамотная и благочестивая. Ее именовали «великой государыней» и именно она была соправительницей Фёдора, а не её брат. Царь был искренне привязан к своей царице и не желал нипочем с ней расставаться. Практически все её беременности заканчивались выкидышами. Единственная дочь царя Федора Иоанновича и Ирины, Феодосия, прожила менее двух лет.

Реконструкция облика Федора Иоанновича. М. Герасимов, 1963.