Нис космонавт. Корабль «Космонавт Юрий Гагарин

Целый отряд экспедиционных судов обеспечивал испытания ракет, участвовал в управлении полетами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, контролировал старты дальних космических аппаратов к планетам Солнечной системы. Начиная с первых шагов отечественной космонавтики до развала Советского Союза, Морской космический флот не сорвал ни одного задания.

Для управления полетом космических аппаратов (КА) был создан командно-измерительный комплекс, включающий в себя Центр управления полетами (ЦУП) и большую сеть наземных измерительных пунктов (НИПов). Но для обеспечения хорошей связи космических аппаратов с Землей в любое время суток территории страны было недостаточно.

После запуска первого искусственного спутника Земли расчеты баллистиков показали, что из 16 витков, которые делает за сутки космический аппарат, 6 проходят над океанами. Их называли «глухие точки», с территории СССР они были «невидимы», а значит, полет проходил вслепую, без возможности управления. У нас не имелось островов и баз в другом полушарии, для того чтобы оборудовать там НИПы. Решением проблемы стали научные суда, способные обеспечить связь Земли с космосом почти в любой точке океана. Впоследствии благодаря использованию космического флота все 6 труднодоступных витков стали видимы.

Рождение космического флота - 1960 год. По планам С.П. Королева в октябре этого года должны были состояться первые пуски дальних космических аппаратов к Венере и Марсу. По его инициативе в срочном порядке телеметрической аппаратурой оборудуют три судна-сухогруза «Долинск», «Краснодар» и «Ворошилов» (позднее переименован в «Ильичевск»).
1 августа «Краснодар» и «Ворошилов» из Одессы, а затем «Долинск» из Ленинграда выходят в Атлантику для обеспечения контроля вторых стартов (когда с первой космической скорости объект разгоняется до второй, чтобы лететь к дальним планетам). В 1961 году все три судна работали по первому пилотируемому полету вокруг Земли.

Каждое из судов было оснащено двумя комплектами радиотелеметрических станций «Трал», способных принимать и регистрировать десятки параметров с бортов космических объектов, - вспоминает Василий Васильевич Быструшкин (ветеран Великой Отечественной войны. В 1961 году - начальник экспедиции плавучего телеметрического пункта в Атлантике, оборудованного на теплоходе «Краснодар». Непосредственный участник обеспечения полета Гагарина, главный представитель заказчика по строительству специализированных судов Морского космического флота; лауреат Государственной премии СССР).

До того времени эти станции изготавливались только в автомобильном варианте, а для морских условий их не успевали доработать по срокам. Поэтому автомобильные кузова с размещенной в них аппаратурой, но, разумеется, без шасси, опускали в трюмы теплоходов и крепили там по-морскому. Суда получили координаты рабочих точек в акватории Гвинейского залива Атлантики и должны были отследить работу бортовых систем на участке посадки. «Краснодар», на котором я был начальником экспедиции, назначался главным в составе комплекса, так как на его борту были наиболее опытные специалисты. Южнее по трассе, в полутора тысячах километров, получил рабочую точку теплоход «Ильичевск». Точка работы «Ильичевска» позволяла ему первым зафиксировать прием телеметрии, если бы вдруг на борту программа посадки включилась с опережением.

Теплоход «Долинск» занял свое рабочее место севернее острова Фернандо-По (вблизи Камеруна). Его зона радиовидимости позволяла зафиксировать работу бортовой телеметрии в случае задержки времени включения тормозной двигательной установки (ТДУ). Такая расстановка судов позволяла с запасом по времени вести прием телеметрии от начала включения системы бортовой ориентации до конца работы ТДУ при входе космического корабля в плотные слои атмосферы.

До 12 апреля проходили ежедневные тренировки операторов, и только антенные устройства станций «Трал» в связи с требованиями режима секретности продолжали оставаться в разобранном виде зачехленными брезентом. Погода в районе работы в этот день (12 апреля) не отличалась от других дней года на экваторе, яркий солнечный день, штиль. Судно медленным ходом идет курсом на юго-запад, антенны выставлены по целеуказаниям. Через час после старта с «Востока» приняли устойчивый сигнал. Система ориентации космического корабля (КК) на посадку работала нормально. Операторы станции «Трал» точно зафиксировали продолжительность работы тормозной двигательной установки. Телеграммы оперативных донесений срочно переданы в Москву, через две-три минуты от начала приема телеметрии они были в ЦУПе.
Посадка «Востока» проходила по заданной программе, и из наших донесений было видно: корабль должен приземлиться в расчетной точке. Но в душном трюме судна еще долго кипела работа: в фотолаборатории продолжали проявку многометровых отрезков кинопленки. Еще сырую, не высохшую до конца ленту дешифровщики просматривали на столах, анализировали параметры работы бортовых систем корабля для передачи в ЦУП второго потока телеметрических измерений. На судне царила атмосфера радости и гордости за новый успех в освоении космоса. Первый помощник капитана к этому моменту успел вывесить огромный транспарант: «Да здравствует первый в мире космонавт Юрий Гагарин!» - и торжественно провел импровизированный митинг.

В условиях секретности и гонки за первенство в космосе суда МКФ выходили в рейсы под флагом Совтрансфлота с легендой «снабжения тарой советских рыболовных судов». Это вызывало подозрения у властей иностранных портов, куда экспедиции заходили для пополнения запасов воды, продуктов и топлива. Возникали острые ситуации, наши «космические» суда нередко захватывали в море, в портах. Официально нигде не говорилось, что они научные, что занимаются измерениями, и это могло привести к серьезным проблемам. Поэтому в 1967 году в сообщении ТАСС наши суда были объявлены принадлежащими Академии наук и стали выходить под вымпелами академического флота. Теперь их заходы в иностранные порты оформлялись через МИД.

Именно в 1967 году появились и первые специализированные суда Морского космического флота: плавучий командно-измерительный комплекс, научно-исследовательское судно (НИС) «Космонавт Владимир Комаров» и четыре телеметрических пункта - НИС «Боровичи», «Невель», «Кегостров», «Моржовец». Все построены и оборудованы в Ленинграде в связи с расширением программ лунных исследований, в том числе облета Луны советскими космонавтами. Мы уже участвовали в лунной гонке, хотелось быть первыми и здесь.

Гиганты

Под вторую программу лунных исследований (высадка советских космонавтов на Луну) в 1970 году в строй космического флота вошло судно, внешне похожее на пассажирский лайнер. Это было НИС «Академик Сергей Королев», 180-метровое судно с водоизмещением 22 тыс тонн и энергетической установкой мощностью 12 000 л.с.

Судно имело неограниченный район плавания. Вскоре появился и второй великий корабль науки, признанный флагманом космического флота СССР, самое крупное в мире научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин». Его построили на Балтийском заводе в Ленинграде в 1971 году. Это был настоящий плавучий центр управления полетом. Оба судна уникальные. Аппаратура, специально разработанная для них, не имела аналогов. Ее создали наши конструкторы на базе отечественной техники: сложные радиотехнические комплексы, способные выдавать необходимые команды на борт космических кораблей, принимать телеметрическую информацию о состоянии бортовых систем, вести радиопереговоры с космонавтами и многое другое. На борту каждого судна находились экспедиция и экипаж. Экспедиция - те, кто управлял полетом, обеспечивал сеансы связи (инженеры и техники), а экипаж - обслуживающий персонал: судоводители, капитан и помощники-штурманы, палубная команда, машинное отделение.

Суда выходили в рейсы на 6-7 месяцев, иногда больше. Например, третий рейс «Королева» составил 9,5 месяцев. Суда космической службы отличались удивительной архитектурой. Белоснежные, с ажурными антеннами, некоторые колоссальных размеров, они стали ярким символом нарастающей космической мощи СССР.

Одни только зеркала антенн «Космонавта Юрия Гагарина» в 25 метров или 18-метровые шары радиопрозрачных укрытий антенн на «Космонавте Владимире Комарове» поражали поистине космическими масштабами.

Суда МКФ имели прекрасные мореходные качества, они работали во всех районах Мирового океана, в любое время года и в любую погоду. «Космонавт Юрий Гагарин», скажем, мог без захода в порт проделать 20 тыс миль - это почти кругосветное путешествие. С 1977 по 1979 год флот пополнился еще четырьмя телеметрическими суднами:


«Космонавт Владислав Волков»,

«Космонавт Владислав Волков» - научно-исследовательское судно, предназначенное для выполнения задач космической связи; до 1995 года находилось в ведении Министерства обороны, после - НПО измерительной техники Российского космического агентства. Названо в честь космонавта Владислава Николаевича Волкова, погибшего во время полета КК «Союз-11». Построено в 1977 году в Ленинграде, в составе серии из четырёх судов, в которую вошли также «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев».

Проект основан на типовом лесовозе, который, однако был полностью переработан (неизменными остались лишь корпуса и главные энергетические установки). Первый рейс состоялся 18 октября 1977 года. Наибольшая длина 121,9 м, наибольшая ширина 16,7 м, высота борта до верхней палубы 10,8 м Водоизмещение с полными запасами 8950 т, осадка 6,6 м. Главная энергетическая установка - дизель мощностью 5200 л. с. Скорость 14,7 узла. Судовые запасы: топливо - 1440 т, смазочные масла - 30 т, питьевая и мытьевая вода - 600 т.

Дальность плавания 16 000 миль. Запасов провизии хватает на 90 суток автономной работы, запасов воды - на 30 суток. В составе экипажа 66 человек, экспедиции - 77 человек. Район плавания мореходными качествами судна не ограничен. С 1977 по 1991 год судно выполнило 14 экспедиционных рейсов в Центральной и Южной Атлантике, Мексиканском заливе и Карибском море.

«Космонавт Павел Беляев»

Научно-исследовательское судно Службы космических исследований СССР. Введено в эксплуатацию в 1978. Двухпалубный теплоход длиной 121,9 м, шириной 16,7 м, мощность двигателя 3824,5 кВт, скорость хода 14,7 узла, водоизмещение 8950 т. Экипаж 66 человек, экспедиция - 77 человек. На борту 350 помещений, в т.ч. 49 лабораторий. Комплекс технических средств включает системы телеконтроля и переговорной связи с космонавтами, станцию спутниковой связи для обмена информацией с Центром управления полетом. Дальность плавания до 16 000 миль

«Космонавт Георгий Добровольский»

Входило в группу однотипных судов СКИ ОМЭР АН СССР проекта 1929 («Селена-2»), «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев» и «Космонавт Виктор Пацаев».

Научное судно-теплоход «Космонавт Георгий Добровольский» - последнее судно космического флота РФ, было построенно в 1977 году.
Судно было насыщено новейшими по тому времени средствами радиотелеметрии, информационно-вычислительной техники и машинной обработки данных, более совершенными средствами местоопределения, связи и т. д. Выполняя задачи малых судов космического флота, новое судно представляло собой значительный шаг вперед в развитии корабельных измерительных пунктов.


«Космонавт Виктор Пацаев».

«Космонавт Виктор Пацаев» - научно-исследовательское судно, названное в честь лётчика-космонавта Виктора Пацаева. В настоящее время находится в Музее Мирового океана в Калининграде. Основными задачами судна являлись приём и анализ телеметрических данных и обеспечение радиосвязи между космическими аппаратами и Центром управления полётами.

Судно построено в 1968 году на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова как лесовоз «Семен Косинов».Там же в 1978 году было перестроено и переоборудовано в научно-исследовательское судно.В период эксплуатации совершено 14 научных рейсов.

Судно было насыщено новейшими по тому времени средствами радиотелеметрии, информационно-вычислительной техники и машинной обработки данных, более совершенными средствами местоопределения, связи и т. д. Выполняя задачи малых судов космического флота, новое судно представляло собой значительный шаг вперед в развитии корабельных измерительных пунктов.

К 1979 году МКФ состоял из 11 специализированных судов, которые участвовали в управлении пилотируемых полетов, проведении стыковок и расстыковок космических кораблей над океаном. Без них не обходилась ни одна посадка пилотируемых кораблей и старты к дальним планетам.

Пожиратель кораблей

Основной точкой работы крупных судов космического флота была зона у восточного побережья Канады, неподалеку от коварного острова Сейбл. Едва различимый в утреннем тумане небольшой островок, имеющий странность - менять свои размеры и координаты, многие годы двигается по океану, словно одушевленный. Медленно, но угрожающе остров ползет в сторону Атлантики, сдвигаясь в среднем на 230 метров в год. Зимой здесь почти не утихает шторм, а летом вечно висит густой туман. Сотканный из зыбучего песка, остров веками захватывал и затягивал судна в свои дюны, за что был прозван «пожирателем кораблей» и «кладбищем Северной Атлантики». Именно здесь, у острова с дурной славой, и стояли наши «комаровцы», «королевцы» и «гагаринцы», сменяя друг друга, дежуря на «невидимых» витках.

Морская звезда

«Космонавт Юрий Гагарин» поразителен даже на фотографиях. Он был вдвое больше «Титаника» Водоизмещение судна 45 тыс тонн (для сравнения: «Титаник» имел водоизмещение 28 тыс тонн). Судно 232 метра в длину, в высоту - 64. Ширина палубы составляла около 30 метров. Над ней возвышались четыре параболические антенны, две из которых диаметром 25,5 метра, вместе с фундаментами общий вес их составлял около 1000 тонн. Уникальные антенны вращались в трех плоскостях. Одиннадцатипалубный турбоход с энергетической установкой 19 000 л.с. имел скорость хода 18 узлов. Несмотря на высокую мощность передатчиков дальней космической связи, лучи антенн были очень «тонкие» и нужно было точно держать наведение на объект в условиях качки.

Благодаря многофункциональному радиотехническому комплексу «Фотон» судно могло работать одновременно с двумя космическими объектами. Для связи НИС и космонавтов с Москвой использовались спутники-ретрансляторы «Молния», таким образом, полный обмен всей информацией шел в реальном времени. На судне располагалось 1500 помещений общей площадью 20 000 кв. метров. Чтобы обойти их все, потребовалось бы двое суток. Здесь было оборудовано более сотни лабораторий. Общая численность команды на борту достигала 330 человек. «В отличие от первенцев космического флота, на «Гагарине» были созданы все необходимые условия комфорта, - рассказывает ветеран МКФ Анатолий Капитанов. - В носовой части флагмана расположили современный (для тех лет) кинозал на 250 зрителей, а под ним - спортзал. Здесь было три бассейна, зоны отдыха с бильярдной.

Мощность корабельных кондиционеров в три раза превышала установленную в Кремлевском дворце съездов систему кондиционирования. Все эти блага от ленинградских корабелов были вполне оправданными. Мы выходили в 6-7- месячные рейсы для работы на разных морских широтах. Нас сопровождали тяжелые физические и психологические нагрузки. Особенно донимала частая смена времени работы, в течение рейса оно трижды сдвигалось в ночь и обратно. Бывало, за сутки из-за перерывов в управлении полетами на работу выходили дважды. Часто общее время работы превышало 10 часов. Хорошо, конечно, что, в отличие от наземного образа жизни, не нужно «ехать» на работу на транспорте, беспокоиться о каких-то покупках, все было по распорядку и бесплатно».

Кораблекрушение

1996 год. В Одессе, в порту Южный одиноко стоял у причала необыкновенный корабль. На боку его виднелось странное имя «АГАР», не говорящее ничего тем, кто впервые увидал стального гиганта, прибывшего откуда-то из великого прошлого. Это был наш флагман, лучшее научное судно страны и, пожалуй, мира. Как оно попало сюда? В 1991 году «Космонавта Юрия Гагарина» покинула его основная экспедиция. После распада Союза, сокращения космических программ космонавтика переживала тяжелейшее время - она оказалась не у дел. Один из главных символов космической флотилии НИС «Гагарин» теперь представляло собой страшное зрелище: проржавевший, оскверненный вандалами, замусоренный и разграбленный. Морской космический флот был полностью расформирован в 1995 году. В 1991 году «Гагарина» приватизировала Украина, и вскоре титан оказался не по карману Черноморскому пароходству.

До сих пор неизвестно, что стало с судовой библиотекой и музеем, куда пропал портрет Ю. Гагарина, подаренный экипажу Анной Тимофеевной Гагариной. В 1996 году «Космонавт Юрий Гагарин» был продан по цене 170 долларов за тонну. Стыдно было продавать научную гордость на металлолом, поэтому название судна замазали краской, оставив только буквы «АГАР». «Космонавт Юрий Гагарин», совершивший 22 экспедиционных рейса, отправился в последний путь, в Индию. Там, в порту Аланг, в считанные дни его разрезали на большие, бесформенные куски.

Возможно, этот металл еще вернется к нам виде кастрюль или сувенирных значков, или в форме других кораблей, но об этом уже никто не узнает. На сегодняшний день от всего МКФ осталось только одно судно - «Космонавт Виктор Пацаев», оно стоит в порту Калининграда, у причала «Музея Мирового океана». Иногда оно привлекается к работам по МКС - проводит периодические сеансы связи. Но в море не выходит, стоит «на привязи».

Сегодня во многих странах мира есть морские суда, построенные для слежения за космосом. Несколько у США и Франции, постоянно расширяет космический флот Китай: у наших восточных соседей уже 5 специализированных судов, оснащенных системами для приема телеметрии и управления КК.

P.S.

"Космонавт Юрий Гагарин" и "Академик Сергей Королёв" в 1993 г. под флагом Украины ходили на Кубу и на Тенерифе, (Канарские острова, Испания).

Затем - встали на прикол, гнили и разворовывались, а в 1996 году, сменили названия на "АГАР" и "ОРОЛ" и ушли в Аланг на слом.

Пишет Геннадий Маценко о "Гагарине":

"По рассказам своих товарищей, ходивших в этот печальный рейс, знаю следующее: Судно уходило с рейда порта Ильичёвска 5-7(?) июня 1996 года и прибыло на рейд Аланга 29 июня. Днём раньше туда пришёл НИС "Академик Сергей Королёв" и в прилив 29 июня первым выбросился на берег. А 30 июня такая же участь постигла и НИС "Космонавт Юрий Гагарин". Позже мои знакомые моряки отгоняли туда же гт/х "Капитан Смирнов" и говорили, что видели "Гагарин" уже без антенн, надстройки и пр. Стоял один корпус"

В 1995 году СКИ ОМЭР прекратила своё существование и оставшиеся четыре "Селены-2" были переданы в Роскосмос. При этом с судов "Космонавт Владислав Волков" и "Космонавт Павел Беляев" военные успели снять всё спецоборудование. В 2000 году оба судна были разобраны на Калининградском СРЗ
НИС КГД в Аланге.

За оставшихся "Добровольского" и "Пацаева" долго боролись. Предполагалось, например, их использование в проекте "Морской старт" (Sea Launch). В 1999 г. на "Добровольский" даже успели поставить оборудование и начали подготовку к рейсу. Но...

В 2005 году "Добровольского" продали на слом и в марте 2006 г. под именем "Cosmos" он выбросился на берег Аланга.

К настоящему времени (2012 год) осталось существовать лишь одно судно "морского космического флота" - "Космонавт Виктор Пацаев", стоящее в порту Калининград в качестве экспоната Музея Мирового океана.

На судне продолжает функционировать аппаратура приёма телеметрии и работающие на нём сотрудники НПО ИТ выполняют до трёх сеансов связи с МКС ежедневно.

Судно "Космонавт Юрий Гагарин" - научно-исследовательское судно (НИС) службы космических исследований АН СССР. На период постройки самое большое в мире НИС. Предназначено для измерения параметров движения космических аппаратов, передачи в космос команд и программ для управления их полетом, приема из космоса телеметрической и научной информации, ведения радиопереговоров с космонавтами.



В процессе создания корабля и радиотехнических комплексов, установленных на нем, было решено много научно-технических проблем, связанных с увеличением дальности и устойчивости связи с космическими аппаратами, с повышением надежности аппаратуры, с повышением точности навигационной привязки корабля к точке Земли.

Перед создателями стоял и ряд других сложных технических задач, связанных с обеспечением аппаратуры электроэнергией различных видов, охлаждением, кондиционированием воздуха, с уменьшением вибрации корпуса, с улучшением параметров качки, с исключением взаимных помех при одновременной работе различной радиотехнической аппаратуры.

Построено в Ленинграде в 1972 году, было приписано к порту Одесса. Основой проекта послужил корпус серийного танкера 1552 с ледовыми подкреплениями. Спроектировано судно для работы в любых районах Мирового океана и при любых погодных условиях.


Торжественный спуск на воду

В свой первый судно вышло в декабре 1972 г. За 20 лет (до 1991 г.) корабль совершил более 20 рейсов, участвовал во многих экспериментах по советской программе исследований и освоения космоса. Основой научно-технического оборудования, размещенного на судне, служила универсальная командно-измерительная система, способная работать одновременно и независимо с двумя космическими объектами. Она выполняла передачу команд, осуществляла траекторные измерения, телеметрический контроль, двустороннюю телефонную и телеграфную связь с космонавтами, прием из космоса научный данных и телевизионных изображений. Работа этой системы обеспечивалась параболическими антеннами (диаметром 25 м и массой 240 т и одна - 12 м и 180 т). Через них передавались и принимались радиосигналы на сантиметровых, дециметровых и метровых волнах. Каждая антенна была оборудована системой стабилизации и автоматического сопровождения космических объектов. Еще одна, носовая 12-метровая антенна использовалась для связи с Центром управления полетами через спутник-ретранслятор "Молния".


Лаборатория аппаратуры управления антеннами измерительного комплекса


Управление космическими радиотехническими системами было полностью автоматизировано, контроль за их работой велся со специальных судовых пультов. Местоположение определялось специальным автоматизированным комплексом, принимающим сигналы от навигационных спутников. Также имелись пассивные успокоители качки. Ориентация судна в дрейфе во время сеансов связи производилась с помощью подруливающих устройств (двух носовых и одного кормового).

На судне также была установлена аппаратура непрерывного автоматического измерения изгиба корпуса судна на волнении. Аппаратура выдавала соответствующую информацию в систему управления антеннами для повышения точности их наведения.


Лаборатория измерительного комплекса

Дальность плавания - 26 тыс. миль, автономность плавания - 130 суток. Всего на борту оборудовано 1 200 различных помещений общей площадью свыше 20000 кв.м. Экипаж - 136 человек, а также 298 - научных работников, лаборантов, инженеров и техников космической службы.

Технические характеристики:

Судно было снабжено якорными устройствами с якорями весом по 8 т каждый, рулевым и швартовно-буксирным устройствами, грузовым устройством (три электрических крана грузоподъемностью по 3,2 т и 8-тонные грузовые стрелы, обслуживающие грузовой трюм, для перевозки различных экспедиционных грузов).

Водоизмещение - 45 тыс. т.,
Длина - 232 м,
Ширина - 31 м,
Мощность ПТУ - 19000 л.с.
Мощность судовой электростанции - 8000 кВт.
Скорость - 18 узлов,
Высота борта - 15,4 м
Осадка - 8,5 м


Центральная лаборатория навигационного комплекса

Использованные источники: "Морской энциклопедический справочник" под редакцией академика Н. Н. Исанина. Ленинград "Судостроение" 1987 г.

Научно-исследовательское судно « Космонавт Юрий Гагарин » является самымбольшим кораблеми самым совершенным по техническому оснащению экспедиционным судном не имеющим аналогов в мире. Корабли, принимавшие участие в исследовании космического пространства, составляли особый класс океанских судов. У них было все необычно: архитектурный облик, оборудование и особые условия плавания.
Пожалуй, характерной внешней чертой для всех судов космической службы были мощные конструкции антенных систем и радиотехнического оборудования. Они невольно приковывали к себе внимание. Три антенны диаметром 25 метров каждая и весом около 240 тонн и три диаметром 12 метров весом 180 тонн. Всего на морском судне 75 антенн различного типа и назначения. На корабле была возможность самостоятельно управлять полетами космических объектов благодаря временным программам. Обеспечение ретрансляционного режима центру управления полетами с космическими кораблями. Кроме перечисленного оборудования, на борту научного судна находились навигационные и штурманские системы, обеспечивающие точное местоположение корабля и беспрепятственные переходы в морях и океанах.

Для повышения мореходных качеств обеспечивающих кораблю плавание в различных районах Мирового океана, был установлен пассивный успокоитель, благодаря которому амплитуда качения снижалась до трех градусов. Для облегчения управления судном во время дрейфа или швартовки (не прерывая сеанс связи) были смонтированы подруливающие устройства - два в носу и один в корме, в виде крыльчатых движителей. Они располагались внутри корпуса в поперечных сквозных каналах ниже ватерлинии. Корпус морского судна был разбит на восемь отсеков разделенных водонепроницаемыми переборками. Для создания благоприятных условий плодотворной работы и полноценного отдыха экипажа, на борту научно-исследовательского судна « Космонавт Юрий Гагарин » находились различные лаборатории, командный пункт со всем необходимым оборудованием, кинолекционный зал и несколько столовых. Особенностью большого корабля была и автономность. Продолжительность похода без посещения портов для пополнения запасов топлива, пресной воды и провизии равнялся 130 суткам.

научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин»

НИС космической службы «Космонавт Юрий Гагарин» на дежурстве - иллюстрация


одна из антенн научно-исследовательского судна «Космонавт Юрий Гагарин»

Во время экспедиционных рейсов научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин » обеспечивал управление с таким космическими объектами, как «Луна - 20» (забор лунного грунта и доставка его на Землю); «Венера-8» (первая в мире посадка на Венеру и передача информации); «Союз»; «Салют-7» и т.д. Официально суда «Космонавт Юрий Гагарин », «Космонавт Владимир Комаров », «Академик Сергей Королев » принадлежали Академии Наук СССР, а на обслуживании находились в Черноморском морском пароходстве. Но с образованием СНГ эти организации остались в разных странах. Ввиду бюрократической неразберихи появились частые неплатежи с обеих сторон. Черноморское морское пароходство, несмотря на тяжелые времена, пыталось сохранить суда «Космонавт Юрий Гагарин » и «Академик Сергей Королев » («Космонавт Владимир Комаров » был передан в Балтийское пароходство). Но, в конце концов, корабли оказались на рейде возле порта Южный, без должного присмотра. Из лабораторий исчезала аппаратура, все потихоньку ржавело и приходило в негодность. В 1996 году корабли уже годились для сдачи на металлолом! Фонд государственного имущества Украины принял решение продать их, австрийской фирме «Зюйд Меркур» по цене 170 долларов США за тонну.
Так завершилась славная служба этих знаменитых и приводивших в восхищение судов, которых оставили без внимания чиновники. Когда есть материальная выгода для себя, такой шанс они не упустят.

фотографии самых известных судов космической службы :

НИС «Космонавт Владислав Волков»


НИС «Академик Сергей Королев»

Технические данные научно-исследовательского судна «Космонавт Юрий Гагарин»:
Длина - 231 м;
Ширина - 31 м;
Осадка - 8,5 м;
Водоизмещение - 45000 тонн;
Судовая силовая установка - паротурбинная мощность 19000 л. с.;
Скорость - 18 узлов;
Дальность плавания - 20000 миль;
Экипаж - 140 человек;
Научный и технический состав - 215 человек;
Матерьял взят с сайта: korabley.net

«Космонавт Юрий Гагарин» - исследовательско е судно, которое принадлежало службе космических исследований СССР. Его строительство происходило в Балтийском судостроительном комплексе в Ленинграде, которое завершилось в 1971 году. Судно было оснащено 12 палубами. Длина судна составила 231,6 метра, ширина - 32 метра, мощность главного двигателя - 14 000 кВт. Экипаж судна составлял 136 человек. 1250 помещений было на борту. Назначение судна - выполнение поставленных задач и связь с несколькими КА и Центром управления полетом через КА «Молния». На борту судна находилось 75 антенн, среди которых две были параболическими. Они занимали территорию в 25 метров. На протяжении 130 суток судно могло находиться на воде в автономном режиме. Судно совершало работу в Атлантическом океане.

Морской космический флот представлял собой очень важное подразделение, которое принимало участие в создании ядерных ракет и проведении летно-конструкто рских испытаний, управление полетами пилотируемых космических кораблей, запуск полигонов. Было проведено очень много космических программ международного значения.

Идея создания морских измерительных пунктов принадлежит С.П. Королеву. Это произошло после первого запуска искусственного спутника, когда ОКБ-1 занималось воплощением в реальность полета человека в космос.

В 1959 году возникла потребность выяснить точность падения испытуемых ракет СССР в Тихом океане. После этого был создан первый плавающий полигон в следующем составе : «Сибирь», «Сахалин», «Сучан», «Чукотка». Рабочее название - «Тихоокеанская гидрографическая экспедиция-4».


Активно проводилась работа по созданию космических станций, куда можно отнести «Марс» и «Венеру». Было определено, что для контроля второго старта межпланетных космических станций единственно удобным местом для измерения можно назвать зону Атлантики. Проводимые расчеты показали, что при орбитальных полетах вокруг Земли из 16-ти витков 6 проходят над Атлантическим океаном. Исходя из этого, возник очень важный вопрос контроля такого полета из корабля и осуществление радиосвязи с экипажем акватории Атлантики.


На трех морских суднах торгового типа СССР («Ворошилов», «Краснодар» и «Долинск») была в срочном порядке установлена специальная радиоаппаратура. В 1960 году экспедиции этих трех судов вышли в свое первое плаванье. Экипаж состоял из специалистов научно-техническ ого института Подмосковья. Были проведены работы по запуску первых автоматических межпланетных станций. Осуществлен контроль полетов беспилотных космических кораблей. Данные судна предоставили прием телеметрической информации при посадке космического корабля «Восток». Это был первый космонавт Ю.А. Гагарин.



Все последующие запуски межпланетных автоматических станций кораблей судна Атлантического комплекса осуществлялись по той же схеме.

1963 год ознаменовался официальным созданием Морского космического флота.


В связи с тем, что потребность в освоении космоса значительным образом расширилась, в частности в освоении Луны, СССР потребовалось иметь 5 тщательным образом оснащенных судов. Уже в 1967 году в Ленинграде в самые короткие сроки был построен следующий комплекс судов: «Космонавт Владимир Комаров», «Боровичи», «Невель», «Кегостров», «Моржовец». Данные суда очень сильно отличались от военных и торговых судов по внешнему виду. Этот фактор повлиял на отнесение их в категорию судов научно-экспедици онного флота Академии Наук СССР. Экипажи судов наполнялись гражданскими моряками, научно-исследова тельская экспедиция набиралась из числа сотрудников НИИ, в составе также были гражданские инженеры.

В 1969 году для вопросов управления Морским космическим флотом была создана «Служба космических исследований отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР».


Во вторую советскую программу, которая предполагала исследование Луны, вошли еще несколько уникальных кораблей: «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин». Это были корабли с наилучшими научными достижениями. Здесь воплощены все самые передовые технологии, которые позволили обеспечить запуск космических кораблей и управление ими.

С 1977 года и на протяжении двух лет в состав также вошли еще несколько кораблей: «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Виктор Пацаев».


В 1979 году в состав этого комплекса вошло уже 11 кораблей. Все они до развала СССР участвовали в совершении полетов космических кораблей.

К 2004 году от «Морского космического флота» осталось только два судна: «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». Последний корабль на данный момент представляет собой музей на плаву. Остальные суда были списаны в срочном порядке и утилизированы. Они были проданы по цене металлолома в Индию.


В состав Тихоокеанского флота вошли 8 кораблей под флагом СССР. Шесть из них списаны, еще один передан для переоборудования. Научно-исследова тельские судна, которые принимали участие в освоении космического пространства, очень сильно отличались от других кораблей. В первую очередь они отличались дизайном, помещениями и условиями плаванья.


Архитектурный комплекс был оснащен мощными антенными системами. Такого количества антенн внушительного размера нельзя было увидеть нигде. Это 25-метровые зеркала и 18-метровые белые шары, которые невозможно не заметить. Внимание также привлекает масса других антенн разной конструкции. Понятно, что суда других предназначений не имеют такого изобилия антенн.


Антенное оборудование и лаборатории НИС само собой определяли специфические условия эксплуатации судов. Мореходные качества значительным образом отличались. Эти качества необходимы для решения сложных задач в Мировом Океане. Судно должно идти в те точки на карте, которые определяются баллистическими расчетами. Судно должно быть готово ко всему в любые погодные условия. Очень часто судно не могло самостоятельно выбирать курс направления, исходя из волнения моря, так как он был четко обозначен, и ему нужно было следовать. Судно должно быть хорошо управляемым на малых скоростях и при дрейфе.


Одним из главных требований для таких судов была автономность. Автономность подразумевает отсутствие необходимости заходить в порты для пополнения запаса топлива, пресной воды и провизии. Благодаря этому показателю достигается беспрерывный сеанс связи. Если бы корабль постоянно заходил в порты для пополнения своих запасов, удаленность которых очень высокая, это значительно увеличило бы длительность операции. Вместе с тем понадобилось бы увеличить количество судов для экспедиции. Таким образом, среднестатистиче ское судно может находиться в автономном режиме до 30 суток с запасом воды до 30 суток. На данных суднах были установлены специальные кладовые и мощное холодильное оборудование, которые позволили увеличить срок автономности.

Судна космического назначения довольно часто проводят сеансы связи, находясь на дрейфе. Исходя из этого, основная часть топлива тратится во время переходов. Расход топлива влияет на дальность непрерывного плаванья. Имея длительную дальность плаванья, корабль может не прерывать свою работу с космическими кораблями до захода в порт. Данный показатель можно сравнить с автономностью, который увеличивает эффективность использования космического корабля. Для данных кораблей показатель составлял 20 тысяч миль. Это расстояние равно переходу вокруг земного шара по экватору.


Следующим важным показателем является устойчивость при волнении. Вся радиотехническая и электронная аппаратура, находящаяся на судне, имеет не очень выгодное распределение весов. Например, самая тяжелая аппаратура, такая как антенны, находится высоко, на палубе, а более легкое электронное оборудование находится внутри судна. Вес четырех основных антенн составлял 1000 тонн. Они расположены выше ватерлинии на 15-25 метров. При этом центр масс судна смещается значительно выше вверх. Поэтому требуются больше показатели устойчивости.

Проблемы с устойчивостью возникают еще и из-за парусности антенн. Диаметр антенн составлял от 12 до 25 метров общей площадью 1200 м². Если антенны поставить на «ребро», они быстро превращаются в паруса, которые могут повлиять на опрокидывание судна. Сеансы связи нельзя было проводить при сильном ветре.



Когда судно качается во время движения, создается достаточно высокая нагрузка на различные механизмы судна. В результаты сеансы связи нарушаются, что затрудняет работу членов экспедиции. Поэтому основной задачей было снизить уровень качки.

Радиотехнические системы, размещенные на судне, требуют жесткости корпуса судна. В местах, где установлены антенны, необходимы дополнительные требования прочности. Для использования судна в приполярных широтах очень часто используются ледяные покрытия корпуса судна.


В связи с длительностью эксплуатации судна возникает вопрос комфортности для членов экипажа. Проектировщики постарались создать максимум благоприятных условий для работы и отдыха членов команды. Наиболее качественно данное требование воплощено на универсальных кораблях. Лучше всего требования соблюдены на малых суднах.

В период с 1971 по 1991 годы было совершено около 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане. Основные задачи - управление искусственными спутниками и межпланетными станциями.

В 1996 году судно было отнесено к Министерству обороны Украины после распада СССР. Но по прямому предназначению так и не было использовано. Было продано в качестве металлолома по цене 170 долларов за тонну. К 1996 году Черноморское пароходство было не способным содержать судно, заработная плата очень часто задерживалась. Чтобы хоть как-то выжить, команде экипажа приходилось менять на продукты питания аппаратуру, двери и много прочего инвентаря. После нашествия мародеров непонятно стало, куда делся музей, портрет Ю.Гагарина, подаренный экипажу Анной Тимофеевной Гагариной.

Два морских судна «Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королев» оказали сь на рейде порта Южный без присмотра. Из лабораторий начала пропадать аппаратура.

С 1996 года по прямому предназначению не используются судна «Академик Сергей Королёв» и «Космонавт Юрий Гагарин». Они готовились для утилизации. Так оно и произошло. Таким образом, поступали со многими советскими кораблями. Последним кораблем, направленным на утилизацию, был Агар. Судно вышло из порта в июле 1996 года.

В итоге Фонд государственного имущества Украины принял решение продать суда австрийской фирме «Зюйд Меркур». На этой грустной ноте закончилась жизнь советских легендарных кораблей.

В Калининграде на НИС «Космонавт Виктор Пацаев» побывали группа офицеров во главе с вице-адмиралом, заместителем командующего Балтийским флотом РФ Сергеем Елисеевым.

Как стало известно, заместитель командующего поднимал конкретные вопросы по собственности судна, имущества, причала, по инвентарным описям, знакомился с документами по осмотру судна, Регистру, пожарной безопасности и пр.

После этого каждый из офицеров получил задания, направленные на изучение объектов судна с целью оценки его состояния: двигатель, ход, рубка, камбуз, каюты и т.д. Затем вице-адмирал Сергей Елисеев лично обошел все помещения, в т.ч. музейные.

Через два часа каждый офицер докладывал по своему направлению. Сергей Елисеев задавал вопросы по возможному размещению на борту юнармии во время сборов, обеспечению юнармейцев питанием, возможностью работы душевых и сантехники, сауны.

Военачальник сообщил, что филиал Музея Мирового океана по-прежнему будет располагаться на борту судна.

По итогам визита стало известно, что в 2019 году судно будут доковать, ремонтировать, запланировав финансирование в 2018-м. Пока о конкретных суммах речь не шла, но, со слов Сергея Елисеева, подобный ремонт эсминца "Беспокойный", к примеру, обошелся более 1 млрд. руб.

Заместитель командующего Балтийским флотом Сергей Елисеев остался доволен увиденным и отметил, что за 17 лет у причала музея корабль сохранил очень хорошее состояние: не растащен, оборудование на своих местах!

Напомним, еще два года назад единственному в России судну космической связи «Космонавт Виктор Пацаев» Причина была в том, что тогдашний «хозяин» судна Роскосмос планировал прекратить его использование как лаборатории для связи с МКС, передав эти функции наземному измерительному центру.

НИС «Космонавт Виктор Пацаев» нужно было срочно спасать. Клуб ветеранов космического флота обратился в правительство Калининградской области и Службу госохраны. После проведения экспертизы «Пацаев» был признан объектом культурного наследия, подлежащим государственной охране.

Для «научника» тогда это было спасением: оно не могло быть проданным, распиленным на иголки, пущенным на металлолом.

Однако осенью 2016 года «НПО ИТ» подало иск к Минкульту России с требованием признать недействительным приказ о включении «Пацаева» в Госреестр объектов культурного наследия народов России.

В феврале 2017 гола Арбитражный суд г. Москва приказ Министерства культуры России , а НИС «Космонавт Виктор Пацаев» - в Государственном Реестре объектов культурного наследия народов России.

Но напряжение это не сняло. В последних числах ноября этого года в Министерстве культуры России прошло совещание, на котором среди тех, кто участвует в судьбе «Пацаева» на «постоянной основе», появилось новое действующее лицо -

По мнению руководства научно-производственным объединением испытательной техники («НПО ИТ») «Меценаты Отечества» должны стать новыми хозяевами «научника». Их поддержал Минкульт.

Доверие федеральных властей общественной организации было единственным гарантом того, что с судном ничего плохого не случится. Но у самих общественников не было ни концепции развития НИС «Космонавт Виктор Пацаев», ни денег на содержание судна. А в ближайших планах – лишь создание на его борту коммерческого музея и гостиницы.

Это возмутило и насторожило не только ветеранов космического флота, руководство Музея мирового океана и дочь космонавта-героя Светлану Пацаеву. (ОНФ) заинтересовалось основанием передачи судна общественникам - без торгов, «за красивые глазки».

Судьба «Пацаева» должна была решиться в середине декабря на совещании у министра культуры России Владимира Мединского.

Тогда же порталу сайт из достоверных источников стало известно, что НИС «Космонавт Виктор Пацаев» .

Несколько дней назад на борт судна поднялись командующий Западным военным округом А. В. Картаполовов и начальник Военно-морского управления Западного военного округа О.В. Журавлев. Тогда же впервые заговорили о том, что «Пацаев» может стать одним из объектов проектируемого парка «Патриот».

Отметим, «Патриот» - военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружённых Сил России официально открылся летом 2015 года и за сравнительно небольшой период работы стал популярным местом отдыха.

В минувшие выходные в Калининграде побывал заместитель министра культуры России Олег Рыжков. Чиновник сообщил, что исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" останется в Калининграде в качестве музея. Его возьмёт на свой баланс Минобороны России для возможного создания на его базе филиала парка "Патриот".

Майя БЛИНОВА