Ученье свет а неученье. Ученье свет, а неученье тьма

УЧЕНЬЕ СВЕТ, <А> НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА. Ср. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Призвали на совет сову, и та подтвердила, что надо науки и искусства в дворнях заводить, потому что при них и орлам занятнее живется, да и со стороны посмотреть не зазорно. Ученье свет, а неученье - тьма. Салтыков-Щедрин, Орел-меценат.- Вот, Егор Иваныч, что значит ученье: ученье свет, а неученье тьма. Если 6 я теперича был грамотный, я бы теперича кто был? поди, и дом у меня был бы каменный. Решетников, Ставленник. Ученье свет, а неученье тьма. Учись! Оно, конечно, тяжело: в теперешнее время ученье дорого обходится. Чехов, Степь.- Учись, сынок, учись хорошо. Учение свет, а неучение тьма. Грамотному и в люди легче пробиться. Не будешь горе мыкать, как твои темные родители. И. Козлов, Жизнь в борьбе. Нежданов был для него [Голуш-кина] новое лицо. Услышав, что он студент, Голушкин опять засмеялся, пожал ему вторично руку и промолвил: - Славно! славно! нашего полку прибыло... Учение свет, неучение тьма - я сам на медные гроши учен, но понимаю, потому достиг! Тургенев, Новь.- Слышал я, Устинья Семеновна, сына к дяде в ученье отправляешь? Господне дело. В писании святые апостолы возвещали: ученье свет, неученье тьма. Оттуда и пословица в народе. И. Чернев, Семейщина. [Кочетов:] Про Якова, пожаловал, спросил: Мол, учится ль он грамоте немецкой? И похвалил его, и молвил так: 4Учился бы; не все бродить в потемках; Ученье свет». Островский. Комик XVII столетия.- Откуда это вы, Марк Киприяныч, так складно говорить только научились? - Ученье свет, почтеннейший Калин Калиныч! - скромно отвечал Праведный, полузакрывая свои бесстыжие глаза. Мамин-Сибиряк, В горах. То, что говорила Луиза, было новостью для всей семьи, и каждое ее слово принималось к сердцу..- Знамо, правда это,- наконец, согласилась Татьяна.- Говорят: ученье свет. Вот вы поученее, и у вас уж все другое. С. Семенов, Беженка Луиза.
Из XVIII в.: Любезная собратия! Предприял я быть вам полезным и преподать способ, лестной для нынешнего воспитания; способ завидный - казаться разумным, не имея ни капли разума. Намерение такое удивит угрюмых читателей и философов. Может быть, и вы сами почтете его странным, уважая старинную пословицу: ученье свет, а неученье тьма. Крылов, Мысли философа по моде. [Скотинин:] Бывало я ученых умниц не любил; а ныне с тех пор, как Сидорыч у меня в селе, я ученье полюбил, а пуще всего как он с грамотным соседом у меня спорит.. [Цыфиркин:] Ученье свет, а неученье тьма. Плавильщиков, Сговор Кутейкина. [Яков Ростер:] Какая это справедливая пословица: ученье свет, а неученье тьма! Как тому хорошо, кто учен. Княжнин, Неудачный примиритель. [Советница:] Разве ваш сын должен говорить с вами только тем языком, который вы знаете. [Бригадирша:].. По мне все равно. Иное говорит он, кажется, и по-русски, а я, как умереть, ни слова не разумею. Что и говорить: ученье свет, неученье тьма! Фонвизин, Бригадир.
- Симони: Сов-Ьтъ св-Ьтъ, а несовЪтъ тма; Снегирев: Ученье свет, а неученье тьма; Даль: Ученье свет, а не ученье тьма; Михельсон: Ученье свет, а неученье тьма; Рыбникова: Ученье -свет, неученье - тьма.

Стремление к новым знаниям

В русском языке огромное количество и поговорок. Я думаю, что одна из наиболее ярких, это «Ученье – свет, а неученье – тьма». Из нее следует, что стремление к получению новых знаний помогает нам лучше понять окружающий мир, освещая жизненный путь. А если человек не хочет учиться, то его участь – оставаться во тьме невежества. Данная пословица, возникшая много-много лет назад, остается актуальной и справедливой и в наши дни.

Человек не получает что-то просто так, и со знаниями происходит также. Чтобы увидеть свет, нужно приложить немало усилий и настойчивости. И тогда за это вы обязательно получите награду. Ведь для людей, получивших образование, открываются самые разные дороги. Достойное образование и богатый багаж знаний помогают устроиться на престижную должность. Можно, например, стать врачом или руководителем какой-либо организации и достигнуть значительных успехов. Образованных людей уважают и считаются с их мнением.

Рассуждение о необходимости образования

Есть и такие люди, которые считают учебу неважной. Но в жизни, как правило, их ждет незавидный путь. Вряд ли они смогут найти работу лучше, чем грузчик. Однако, к счастью, учиться можно начать всегда. В университеты принимают людей разного возраста, да и никто не запрещает пойти на курсы по выбранной профессии. Каждому дается шанс исправить свои промахи.

В наше замечательное время образование могут получить все без исключения. Главное – не предаваться лени и впитывать знания, которые стараются донести нам преподаватели. Жаль, что многие ученики не осознают важность этих знаний. А ведь они закладывают тот фундамент, на котором можно дальше строить собственное развитие, чтобы достигнуть успеха.

Я еще никогда не встречал взрослого человека, который бы сожалел о том, что получил образование. Это никак не может навредить в жизни, а напротив, идет только во благо. Я сам очень люблю учиться, ежедневно открывая для себя нечто неизвестное. Я думаю, что обязательно настанет момент, когда полученные знания понадобятся мне на практике и помогут прийти к высоким достижениям.

Следующие темы сочинений так же могут быт интересными, как тема «Ученье – свет, а неученье – тьма»

Ученье свет, а неученье тьма СВЕТ 1, -а (-у), м.

  • - Ср. Мой сын учись - ученье свет, А неученье тьма; А жизнь на все уж даст ответ По-своему, сама. В.С. Курочкин. Завещание. Ср. Ученье - не только свет, по народной пословице, - оно также свобода...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Из стихотворения «Привет старому 1858-му г.» Владимира Григорьевича Бенедиктова. Образ света, окруженного тьмою, взят поэтом из Библии...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Говорится как намёк на некомпетентность, необразованность кого-либо из присутствующих либо в целом об образовательной системе...

    Словарь народной фразеологии

  • - Не следует драматизировать неуспехи в великом деле образования: во всяком состоянии можно найти положительное для себя, возможность компенсировать недостатки и утешиться...

    Словарь народной фразеологии

  • - 1) исходное знач.; 2) об обилии необразованных людей...
  • - 1) исходное знач.; 2) об обилии людей с высшим образованием, с учёной степенью...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - *неуче/нье,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - неучтивый, неуч и пр. см....

    Толковый словарь Даля

  • - СВЕТ 1, -а,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Ученье свѣтъ, а неученье тьма. Ср. Мой сынъ учись - ученье свѣтъ, А неученье тьма; А жизнь на все ужъ дастъ отвѣтъ, По-своему сама. В. С. Курочкинъ. Завѣщаніе...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. ПОРА - МЕРА -...
  • - См. ТЕРПЕНИЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Ученье - красота, неученье - простота...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Сиб. То же, что ни свет ни заря. СФС, 127...

    Большой словарь русских поговорок

  • - См....

    Словарь синонимов

"Ученье свет, а неученье тьма" в книгах

Ученье - свет

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Ученье - свет Ехали всю ночь. До курортов не доехали, остановились в Джанкое. Вокруг не море, не пальмы, а степь: ковыль, солончаки. Нас выгрузили из вагонов, разбили на роты, по сто человек в каждой, построили в колонны и повели через весь город. Колонны заключенных и

Ученье – свет

Из книги автора

Ученье – свет Ехали всю ночь. До курортов не доехали, остановились в Джанкое. Вокруг не море, не пальмы, а степь: ковыль, солончаки. Нас выгрузили из вагонов, разбили на роты, по сто человек в каждой, построили в колонны и повели через весь город. Колонны заключенных и

Ученье - свет

Из книги Правда фронтового разведчика [Выпало - жить!] автора Алексеева-Бескина Татьяна

Ученье - свет В Вышний Волочок Бескин добирался с попутчиком, командиром взвода разведчиков Федором Ивановым, имевшим направление, как он сказал, на те же курсы. Федор уговорил Игоря добираться через Торопец, где у него есть знакомая. Знакомую нашли, заночевали. После

Ученье - свет, а неученых - тьма

Из книги Земля и небо. Записки авиаконструктора автора Адлер Евгений Георгиевич

Ученье - свет, а неученых - тьма В начале 1950-х годов вместо всесильного академика Христиановича на Олимп ЦАГИ стал подниматься молодой бог Владимир Струминский. Он упорно отрабатывал в аэродинамических трубах модели самолетов со стреловидными крыльями, постепенно

10 Ученье – свет!

Из книги Путешествие в историю русского быта автора Короткова Марина Владимировна

10 Ученье – свет! Любимым праздником всех детей является день рождения. Но в старину было принято праздновать не день рождения, а именины. На восьмой день после рождения ребенка его крестили и давали имя святого, которого в этот день поминали. Например, если поминали

Ученье – свет

Из книги Еще вчера. Часть первая. Я – инженер автора Мельниченко Николай Трофимович

Ученье – свет Наука изощряет ум; ученье вострит память. (К. П. № 7) Я зачислен в группу ЗВ-10. На нашем курсе две группы: параллельная – ЗВ-11. «ЗВ» обозначает «зварювальне виробництво». Пару лет назад сварщиков выделили в отдельный факультет и увеличили набор в два раза, –

Неученье – свет

Из книги Эти странные американцы автора Фол Стефани

Неученье – свет Американцы твердо убеждены, что высшее образование – замечательная вещь, поскольку позволяет получить работу получше, особенно если при этом еще и ничему не надо учиться.Начальное образование в Америке состоит из детского сада, до шестилетнего возраста,

Ученье - свет

Из книги Великие научные курьезы. 100 историй о смешных случаях в науке автора Зернес Светлана Павловна

Научно доказано: ученье – свет!

Из книги Искусство добиваться своего автора Степанов Сергей Сергеевич

Научно доказано: ученье – свет! «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Многим поколениям лентяев и двоечников эта строка из Екклесиаста служила удобным оправданием и утешением. Что толку «умножать познания», если в итоге это

Вариант 7 Ученье - свет, а неученье - тьма, или Лямур на учебе!

Из книги Чего хотят мужчины и как им это дать автора Щедрова Юлия

Вариант 7 Ученье - свет, а неученье - тьма, или Лямур на учебе! По исследованиям ученых, знакомства в учебных заведениях способствуют развитию длительных отношений. Именно в институте парни и девушки имеют возможность развить начатое знакомство, так как у них много

Ученье – свет…

Из книги Бандиты семидесятых. 1970-1979 автора Раззаков Федор

Ученье – свет… Высшее образование в Советском Союзе было всеобщим и бесплатным, поэтому ценилось на вес золота. Из-за этого учебные заведения привлекали к себе разного рода махинаторов, которые старались нажиться на этом деле. 17 июля 1971 года в «Комсомольской правде»

Ученье - свет

Из книги Бизнес есть бизнес - 3. Не сдаваться: 30 рассказов о тех, кто всегда поднимался с колен автора Соловьев Александр

Ученье - свет Начнем с Николая. Долгий и, прямо скажем, извилистый путь проделал Николай Морозов, прежде чем стать у руля электромонтажной компании. Если кому-то предстоит общение с электромонтажником, то пусть этот кто-то знает: вполне возможно, что ему придется общаться с

Ученье – свет, но учебников – тьма…

Из книги Литературная Газета 6266 (№ 11 2010) автора Литературная Газета

Ученье – свет, но учебников – тьма… Человек Ученье – свет, но учебников – тьма… ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ «КОГО МЫ РАСТИМ?» Дети в школе слишком загружены – это утверждение стало уже настолько общим местом, что воспринимается как неизбежное и непобедимое зло. В статье «Кого

35. Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. 36. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

35. Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. 36. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Господь опять встречает

11. Ученье – свет?

Из книги Отжимать – это нормально. Как получать максимум от сотрудников автора Осадчук Оксана Михайловна

11. Ученье – свет? Честно вам признаюсь: когда ко мне обращается очередной заказчик с просьбой провести тренинг (чаще всего – по продажам), я почти всегда отговариваю его от этой затеи. Потому что мой опыт подсказывает: в 99›9 % случаев для решения тех задач, которые стоят

Утро вечера мудренее

В современном литературном языке слово мудрёный употребляется в других значениях загадочный, непонятный; трудный, замысловатый; сравнительная степень - мудрёнее.
Смысл: утром решишь правильнее. Говорят, когда решение чего-либо откладывают на завтрашнее утро (потому что надеются, что за ночь что-то может измениться, утром всё будет выглядеть иначе, и отдохнувший человек примет более правильное решение, чем накануне вечером, когда он устал и может ошибиться).
Примеры из литературы:
1) - Домой пошли, понятно? Переночуешь у меня, а там видно будет. Утро вечера мудренее (Б. Полевой, “Глубокий тыл”);
2) - Дальше мы никуда не пойдём, здесь и ночуем, а утром там поглядим… Утро вечера мудренее (С. Семёнов, “Из жизни Макарки”);
3) Шагая домой по уснувшей деревне, Луша думала, что утро вечера мудреней, что завтра всё забудется и жизнь потечёт по-прежнему (С. Антонов, “Тётя Луша”).

Ученого учить – только портить

Смысл: того, кто уже научился чему-то, кто опытен, не надо переучивать. Говорится как предупреждение против излишних советов или сам человек говорит о себе, когда не хочет принимать чужих советов.
Примеры из литературы:
1) - Впрочем, что мне тебя учить, учёного учить - только портить. Догадаешься и сама (М. Салтыков-Щедрин, “Пошехонская старина”);
2) - Что вы меня учите? - говорил он. - Учёного учить - только портить (Д. Мамин-Сибиряк, “В последний раз”).

Ученье свет, а неученье тьма

Смысл: в этой пословице противопоставлены свет и темнота (тьма). Свет олицетворяет образование, знания, полученные в результате учения, а тьма - невежество, культурную отсталость. Говорят (чаще шутливо) в качестве наставления, когда хотят подчеркнуть значение образования, пользу знаний, обычно советуя при этом учиться.
Примеры из литературы:
1) Пословица “ученье свет, а неученье тьма” бродила уже по сёлам и деревням вместе с книгами, развозимыми букинистами (И. Гончаров, “Обломов”);
2) - Ученье свет, а неученье тьма. Учись! Оно, конечно, тяжело: в теперешнее время ученье дорого обходится (А. Чехов, “Степь”);
3) - Учись, сынок, учись хорошо. Учение свет, а неученье тьма. Грамотному и в люди легче пробиться (И. Козлов, “Жизнь и борьба”).

Хлеб – соль ешь, а правду режь

Это сочетание образовано из двух слов, обозначающих необходимые продукты питания. Хлеб является не только основным продуктом питания, но и наиболее уважаемым - символом затраченного труда. От сочетания хлеб-соль образованы слова хлебосольство - радушие и щедрость при угощении, хлебосольный - гостеприимный, любящий хорошо угостить гостя, хлебосол - хлебосольный хозяин, тот, кто радушно принимает гостей и от души их угощает.
“Резать правду” - говорить прямо, открыто то, что думаешь.
Говорится как совет смело говорить правду, не взирая на то, в каких отношениях ты находишься с тем, кому должен её сказать.
Примеры из литературы:
1) - Правды не боюсь. Хлеб-соль ешь, а правду режь, говорит русская пословица (М. Салтыков-Щедрин, “Сатиры в прозе”);
2) Не держи теперь в секрете ту ли, эту к делу речь. Мы с тобой на этом свете: Хлеб-соль ешь, а правду режь (А. Твардовский, “Тёркин на том свете”).

Похожие страницы:

1. Чему быть, того не миновать
2. У кого что болит, тот о том и говорит
3. Семь бед - один ответ
4. После драки кулаками не машут
5. Отзвонил - да и с колокольни долой

На Главную

Ученье - свет, а неученье - тьма (А.Суворов)

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. (Владимир Иванович Даль)

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежа; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной. (Чернышевский Н.Г.)

Образование есть нечто такое, что люди предпринимают в отношении себя и для себя: человек сам себя «образует». Выучить нас могут и другие, но «образовать» себя мы можем лишь самостоятельно. И это не пустая игра слов. Образовать себя - совсем не то, что научиться чему-либо. Мы учимся с целью приобрести различные умения; работаем над своим образованием - чтобы чем-то стать, чтобы пребывать в ладу с этим миром. Как можно это описать?

Да, в начале жизни мы будучи несмышлёными малышами впитываем жадно и бездумно культуру, в которую погружает нас появление на свет. Со временем, с развитием памяти, интеллекта, нравственности мы учимся оценивать культуру и начинаем видеть её изъяны, указывать на них взрослым, что своим следствием имеет появление молодёжных протестных субкультур, которые сегодня зачастую вместо нацеливания на созидательную критику ведут либо к саморазрушению, либо к разрушению общества, то есть критику деструктивную - критику без каких-либо творческих предложений по исправлению ситуации.

Образованность наша таким образом складывается из впитанных в самом детстве базовых программ психики, накопленных поверх этого стереотипов (сюда же относятся и разнообразные факты), какой-никакой развитости машины интеллекта, если повезёт с окружением то какой-никакой развитости чувств, а если очень повезёт - то и определённой культуры мышления, навыков изменения своей психики, работы с информацией, пониманием методов действия и создания знаний в темпе течения жизни. Также всё это связывает в психике и направляет по жизни система нравственных стандартов, которая по большей части также почерпнута из культуры и отчасти сконструирована самостоятельно в более сознательном возрасте, да ещё рекомендаций совести, которым мы в силу нашей нравственности либо следуем, и тогда проблем по жизни имеем меньше, поскольку совесть оберегает от знатных ошибок, либо - глухи к ней и тогда жизнь всячески нам указует на необходимость обратить своё внимание на эту самую нашу советь.

К тому же, как мы писали в статье «Ликвидация управленческой безграмотности - залог развития общества!» (http://inance.ru/2014/08/upravlenie/).

Если соотноситься с задачей сохранения или обретения этим обществом способности к дальнейшему развитию культуры и поддержке личностного развития всех, то от каждого общество в праве требовать :

  • Самообладания (т.е. воля человека должна быть властна прежде всего над его инстинктами и культурно обусловленными навыками поведения, включая привычки - бессознательные автоматизмы поведения). Это так потому, что именно самообладание является основой важнейшего личностного качества, открывающего возможности свободного развития общества: «толерантности» - умения воспринимать людей такими, каковы они есть, и терпимо (без потакания) относиться к ним, не взирая на их личностные пороки, недостатки и совершаемые ими ошибки (в том числе и систематические ошибки). При этом «толерантность» предполагает неприятие, преодоление и подавление попыток к порабощению себя, проистекающих со стороны других индивидов и корпораций как путём применения потенциальными поработителями силы или угрозы её применения, так и путём создания разнородной зависимости от «покровителя»-единоличника или «покровительствующих» корпораций и т.п.
  • Коммуникабельности в сочетании с заботливостью и доброжелательностью , поскольку именно эти качества позволяют войти в общение с другими людьми как для того, чтобы жить и работать совместно с ними, так и для того, чтобы оказать им помощь в выявлении и разрешении их проблем.
  • Эффективной личностной культуры чувств и культуры мышления , поскольку именно они лежат в основе творчества людей как в работе, так и в оказании помощи другим, основой безопасности окружающих в общении и в совместной деятельности с человеком.
  • Владения общекультурными навыками и освоения стандартного для общества образования , что объединяет в общество всех взрослых его членов в каждую историческую эпоху. В эту группу критериев входят умения читать и писать, в том числе.

Это тот минимум, которым должно обладать все граждане в обществе, но и до этого уровня воспитанности многие не дорастают.

Как можно видеть знание фактов - лишь очень малая доля настоящей образованности и воспитанности, однако и с этим у многих людей проблемы.

Образованный человек - обязательно читатель

Читатель художественной литературы, из которой он узнает: как можно выразить свои мысли, желания и чувства. Он изучает язык души. Осознает, что одни и те же вещи можно воспринимать иначе, чем привык он сам. По-другому любить, по-другому ненавидеть. Он усваивает новые слова и метафоры, описывающие душевные состояния. Пополняя свой запас слов, обогащая палитру понятий, он учится более точно выражать свои переживания и тем самым - более тонко чувствовать.

Образованный человек лучше, интереснее рассказывает о себе и о мире, чем тот, кто только и может, что повторять обрывки ярких фраз или афоризмов, когда-то им затверженных. Способность человека к точному самовыражению позволяет ему углублять и уточнять представление о самом себе. Этот процесс может продолжаться бесконечно.

К тому же чтение задействует один из самых важных механизмов психики, от которого зависит будущее, как отдельного человека, так и всего человечества в целом. Это - воображение. Если вы не воображаете, не мечтаете о своём будущем, его для вас сделает кто-то другой. Сегодня, против воображения всячески борется массовая культура, приучающая лишь потреблять готовую информацию, но не творить, не воображать новое. В итоге человек становится придатком к телевизору или к ленте в социальной сети. Книга же учит наше сознание воображать, создавать миры, наделять их деталями и особенностями, которых даже и нет в книге - она учит нас творить!

живём в век, когда темп развития общества, его экономический прогресс и жизнь каждого из нас зависит от знаний. Не имея их, человек не может познавать природу, овладевать её богатствами, управлять современной техникой, управлять производством, наладить своё собственное дело, не может и сам быть гармонической личностью.

Престиж знания, престиж образования становится всё более высоким. Ни воспитание, ни образование не могут быть даны в готовом виде. Стать образованным - это,в первую очередь значит научиться учиться , и для тех кто освоил этот навык процесс образования длится всю жизнь, а сама жизнь становится разнообразной и яркой.

как говорится, общие постулаты. Всё всегда проверяется на деле, благо подвернулся повод.

Что знают жители Петрозаводска о творчестве М.Ю.Лермонтова?

В канун 200-летия со дня дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова интернет - издание «ТВР-Панорама» провели опрос среди молодежи города Петрозаводска с целью узнать, а что они они знают и помнят из школьной программы о творчестве поэта.

Результат, конечно, «впечатляющий», поэтому мы приводим данные опроса полностью.

Портал «ТВР-Life» провёл опрос на улицах

200-летие - прекрасный повод спросить у вас, дорогие читатели, - знаете ли вы на самом деле, кто такой Михаил Лермонтов. Поэт. А ещё? Конечно, знаете, не сомневаемся. И всё же, на всякий случай, попросили петрозаводскую компанию «Карелия в цифрах» опросить 100 человек, да помоложе, и выведать - знает ли петрозаводская молодежь «наше второе все». Они и опросили. Результаты опроса перед вами.

В объятья наших партнёров из компании «Карелия в цифрах» попали 40 молодых людей и 60 девушек. Возраст от 15 до 29 лет. Опрос проводился на улице, вопросы задавали и простые, и сложные, для некоторых. Чтобы было интереснее, придумали варианты ответов.

Кто такой Михаил Юрьевич Лермонтов?

Ура! Все 100 наших респондентов идентифицировали его как поэта, писателя, классика русской литературы. Спасибо, что никто не назвал поэта космонавтом или бизнесменом.

Знаете ли вы, когда юбилей Лермонтова?

Оказывается, большинство не знает. 90 человек так и ответили - «Не знаю». Что ж, простительно - Лермонтова на государственном уровне любят не так, как Пушкина, обратного отчёта до его дня рождения не проводят. Зря он все же когда-то написал «страна рабов, страна господ».

Сколько лет исполняется со дня рождения Лермонтова?

Ответ «Не знаю» (77 человек ответили именно так) нас огорчил. Только 17 человек вспомнили про 200-летие. Были и те, кто назвал цифру 100.

В каком возрасте погиб поэт и почему?

Все знают, что поэт Пушкин погиб на дуэли. А вот, что и Лермонтова постигла та же участь - известно, оказывается, не всем. А ведь мы даже варианты ответов предложили. Оказывается, только 38 человек из 100 вспомнили про дуэль, после которой в 26 лет поэт и скончался. Любопытно, что 26 человек (каждый четвёртый!) клюнул на нашу ловушку и ответил, что Лермонтов трагически упал с обрыва в Пятигорске в 43 года. Эх, вы…

Что сделал для Лермонтова Николай Мартынов?

И тут снова промашка. То, что именно этот бравый офицер, над которым поэт периодически посмеивался, убил великого поэта, знает всего 17 человек. 32 же считают, что Мартынов был другом Лермонтова и во всем ему помогал. Да уж, дружок. Некоторые вспомнили и про жену поэта, которую Мартынов увёл у поэта. Было бы кого уводить, не был классик женат.

В каком районе Петрозаводска находится улица Лермонтова?

Здесь всё сложно. О том, что эта улица разлеглась на Кукковке, если точнее, Старой Кукковке, нам поведали только девять человек. Победил традиционный ответ «Не знаю».

Какие произведения Лермонтова вы знаете?

Здесь мы плакали. Плакали, потому что 47 респондентов (почти половина) не вспомнили ни одного произведения поэта. Ни одного! 36 назвали «Героя нашего времени», 11 - «Бородино». Были и ошибочные ответы. Например, кто-то вспомнил «Шерлока Холмса». Пятёрка вам от Конан Дойля.

Какие из этих произведений написал М.Ю.Лермонтов?

Этот вопрос мы задали, чтобы немного улыбнуться. Только вот впору грустить после полученных ответов. В таблице все видно. Поблагодарим лишь тех 42 человек, которые нас раскусили. Про остальные ответы - как говорится, без комментариев. И снова привет от Конан Дойля.

Прочитайте хотя бы две строчки вашего любимого произведения Лермонтова?

И что же в итоге? А в итоге констатация факта - поэта Михаила Лермонтова, которого не без оснований, называют нашим вторым великим поэтом (если бы не погиб так рано, мог бы и побороться за звание первого) молодое поколение знает плохо. Всем известно только то, что он поэт, а вот процитировать классика или блеснуть знаниями его биографии могут немногие. Господа многие, бросьте важные дела и посвятите хотя бы часок Лермонтову. Когда ещё, если не сейчас. Вам же лучше.

(Источник)

Наше второе всё!

Про Лермонтова говорили, что у него яростный талант. Когда Лермонтову было 23 года, убили Пушкина. Убийство было некрасивым, скандальным, смешным, замешенным на адюльтерном (супружеская неверность, измена) бульоне. После первого шока пошли анекдоты, хихиканья и рассудительные рассуждения светских бабёнок о том, что «вольно же было такому уроду на красавице жениться, какое право он имел её ревновать, а Дантес - такой интересный господин». Каждому было приятно макнуть в родную грязь гения, чьё интеллектуальное и творческое превосходство так долго подавляло почтенную публику. А гений - он такой же, как все, и кишки у него в дыру на пузе, как у всех, лезли, и морошки он перед смертью просил…

Человек может жить в окружении мелкой пошлости, ежедневно примиряясь с ней, но при виде пошлости, читающей самодовольные нотации над телом мертвого льва, ярость может сорвать паровой клапан.

Источник

Спустя несколько дней Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта». Ну, то самое, всем известное:

Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести…

Стихотворение было сочтено очаровательным, разошлось в списках, но многие, однако, поругивали Лермонтова за то, что тот в таких жёстких выражениях порицал Дантеса: «пустое сердце», «ловец чинов» - к чему такое неуважение? Да и светское общество тоже слегка обиделось на «свет завистливый и душный», «клеветников ничтожных», «коварный шепот насмешливых невежд». Когда Лермонтову донесли эти мнения, он дописал к своему стихотворению ещё 16 строк. Вот этих.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!

Трон отреагировал моментально. И Лермонтова сослали на фронт военных действий, на Кавказ, где в 1841 году, на дуэли, в 26 лет, в самом начале творческого пути, Россию покинул, пожалуй, самый талантливый поэт и писатель, потенциальный гений всепланетного и всесовременного уровня вроде Шекспира и Данте. Скорость и сила, с которыми ежегодно раскрывалось новыми сторонами его дарование, не позволяют в этом сомневаться даже самым горячим критикам лермонтовского творчества - они могут лишь порицать его мысли, но не могут усомниться в его мощи.

(http://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/lermontov-200/)

Литература как духовная скрепа

Фотография: Юрий Машков. ИТАР-ТАСС

Вот мнение специалиста о том, какое образование в области литературы и русского языка получают школьники. Учитель литературы Эдуард Безносов заявляет, что только написание сочинения в форме ЕГЭ не заставит школьников засесть за чтение книг:

Мы до сих пор не определились с целями и задачами литературного образования в школе. У нас стандарты действуют неправильно. Может, стоит определиться, для чего мы вообще литературу в школе изучаем, с какой целью. А мы ставим телегу впереди лошади. До сих пор в сознании подавляющего большинства моих коллег цель изучения русского языка - научить правописанию. А это ведь прикладная задача. Дети говорить и писать не умеют по-русски.

Сейчас мне кажется, что надо принципиально поменять направление курса литературы. Мы начинаем курс из глубины, со «Слова о полку Игореве». А чтобы его читать, надо созреть. Да и до русской классики XVIII-XIX веков десятиклассники еще, откровенно говоря, не доросли. Начинать надо, по-моему, с того, что школьникам близко и интересно, - с современной литературы. И идти в глубь веков. И тогда школьники смогут понять, как все новое выросло из этой старины. Но этого в школе делать нельзя из-за системы изучения литературы и федеральных стандартов.

А что нас делает единым обществом, кроме нашей истории, которую большинство знает плохо? То, что у нас у всех одно культурное пространство - наша литература. Вот благодаря чему мы пока остаемся еще некоторой целостностью.

Самое главное - определить цель литературного и языкового образования в школе. Все остальное - это вопросы производные.

(http://www.gazeta.ru/social/2013/12/18/5809165.shtml)

Заключение

Без полноценных знаний по литературе и русскому языку вырастают поколения людей, которые не могут связно выразить свои мысли.

Сегодня истинность и ценность - понятия мифологические, как сказал по радио один современный философ. Существуют только цели и способы их достижения. Деньги стали вершиной ценностной шкалы, и это уже никто не скрывает. Между тем в русской литературе тема денег всегда была трагической и немножко стыдноватой.

Рынок существовал всегда. Но рыночной идеологии на Руси никогда не было. Были корыстные люди - почитаем Александра Островского. Но в голове человека русской культуры сидело, что деньги - это не самое главное. Если русский переставал так думать, он сразу превращался в преступника. Для нашего человека очень опасно нарушение ценностной шкалы, потому что тогда он обязательно рухнет в самую бездну.

Почему мальчики и девочки должны сами выбирать профильные предметы? Это воспитание потребительского подхода к собственному образованию. Культура всегда строилась на том, что она тянет человека вверх.

Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
(А. Блок).

У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром
(В.Распутин).

У писателя Азарова есть замечательные слова

Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет.

Этим светом является наша объединяющая множество народов русская культура, её духовные истоки.

Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, учителя стремятся научить их жить по законам добра. Настойчиво формируют систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, должны являться прочной основной духовной высоты личностей будущих школьников.

Ведь, как известно, люди «не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

Материалы:

http://literature.area7.ru/?m=1688

http://www.maximonline.ru/longreads/get-smart/_article/lermontov-200/

С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому.

Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к знаниям, умные и начитанные, они разбираются в разных интересных и полезных вещах, учатся в университетах и академиях, работают в современных офисах менеджерами и директорами.

Я с детства хочу стать переводчиком. Это моя мечта. Для того, чтобы она сбылась, я очень стараюсь, я учу английский в школе, хожу на дополнительные занятия. Стараюсь смотреть мультфильмы без перевода, каждый день мама проверяет, сколько новых слов и фраз я запомнила. Она мне помогает достигнуть моей цели и выйти на свет, в мир грамотных и умных людей. Мне трудно, потому что у меня каждый день много других уроков, а еще музыкальная школа и танцы. Но меня это не пугает, я очень стараюсь и верю, что все обязательно получится. Я хочу много путешествовать, общаться с интересными людьми. Но если я не смогу поддержать беседу, они подумают, что я глупая и не станут со мной разговаривать.

Нельзя оставаться во тьме, тем более наши замечательные учителя и любимые родители дают нам необходимые знания, поддерживают и верят в нас. Это нужно не для них, а для нашего будущего. Нужно прикладывать немало усилий для того, чтобы много уметь и знать, но все это пригодится в жизни. Для того, чтобы получить любимую профессию и работать тем, кем мечтаешь, нужно потрудится.