Условные обозначения деревьев. «План местности

(19 оценок, среднее: 4,16 из 5)

Будущий образ земельного участка невозможно представить без тщательной планировки задуманных посадок деревьев, кустарников и цветов. Именно для этого в ландшафтном дизайне разрабатывают дендроплан территории. Он помогает увидеть образец создаваемого участка.

Дендрологический план – это чертёж, на который наносят все зелёные насаждения, помещения и дорожки, находящиеся на участке. Это требуется для того, чтобы привязать растения к границам и постройкам участка. Каждое растение на дендрологическом плане имеет условное обозначение и собственный номер в соответствии с перечётной ведомостью.

Для чего нужно составлять дендроплан

Тщательное планирование территории помогает её эффектному ландшафтному озеленению. Кроме того, важно, чтобы зелёные насаждения не мешали друг другу в росте и развитии. Необходимо знать правильное расположение деревьев, ведь от этого полностью зависит конечный эффект озеленения. Именно поэтому составление дендроплана можно доверить только грамотному специалисту.

Дендроплан и перечётная ведомость показывают расположение всех зелёных насаждений, находящихся на участке. Каждое условное обозначение деревьев и кустарников обозначается порядковым числом и заносится в посадочную ведомость.

В перечётной ведомости содержится список всех растений. В данном документе можно найти такие сведения, как свойства и качественные характеристики зелёных насаждений. В соответствии с этими сведениями, растению даётся оценка, которая потом пересчитывается в компенсационную стоимость.

Когда нужен дендрологический план

Составление дендропроекта требуется в следующих случаях:

Качественное составление посадочного плана поможет избежать дополнительных затрат при озеленении и благоустройстве территории.

Правила составления

Для составления правильного дендрологического плана необходимо придерживаться определённых правил. Рассмотрим основные критерии, необходимые для качественного дендроплана.

Ассортиментная ведомость растений

Обязательным приложением к дендрологическому плану выступает ассортиментная ведомость. В данном сопроводительном документе содержится информация о тех растениях, которые планируется высадить на участке. С её помощью можно сориентироваться в стоимости посадочного материала и необходимых озеленительных работ.

Растения, указанные в ассортиментной ведомости, делятся на следующие группы:

  • Хвойные деревья и кустарники;
  • Лиственные деревья и кустарники;
  • Плодовые деревья и кустарники;
  • Лианы

В свою очередь, каждая из указанных групп делится на определённый вид и сорт. Все зелёные насаждения указываются в ассортиментной ведомости. При этом каждое растение имеет свой порядковый номер. Кроме того, в документе прописывается название посадки и её качественные характеристики, а зелёные насаждения имеют принятые условные обозначения в ландшафтном дизайне.

Перечётная ведомость зелёных насаждений

При осуществлении нового строительства к посадочному плану необходимо дополнительно приложить перечётную ведомость. Она представляет собой таблицу, в которой описаны деревья и кустарники, находящиеся на территории.

Как правило, в перечётной ведомости деревьев можно найти следующую информацию:

  1. Номер насаждения;
  2. Наименование растения;
  3. Количество;
  4. Размеры зелёного насаждения;
  5. Текущее состояние растения;
  6. Дальнейшие действия касаемо растения;
  7. В случае вырубки указывается компенсационная стоимость, выплачиваемая застройщиком.

При создании дендроплана ландшафтный дизайнер показывает то, как будет выглядеть участок через несколько лет, в тот момент, когда все растения полностью приживутся и проявят свои декоративные свойства.

Качественно выполненный дендрологический план учитывает характеристики каждого растения. С его помощью можно организовать эффектный внешний вид вашему садовому участку.

Генплан участка
Отправная точка создания удачного ландшафта — разработка подробного плана действий, выраженного в графических чертежах. Основные документы: генплан, дендроплан и разбивочный чертеж планировки. Знание основных терминов и условных обозначений позволит не только с легкостью читать чертежи, но и с пониманием дела держать руку на пульсе всех ландшафтных работ.
Проектная документация графически наглядно покажет, как будет выглядеть придомовая территория после всех оформительских и строительных работ, послужит главным руководством, на основании которого будут вестись все работы, а кроме того, поможет корректно подсчитать финальную стоимость и сроки реализации. Общий список необходимых чертежей и документов включает, в частности: план существующей ситуации, несколько вариантов, эскизов генерального плана с прорисовкой наиболее интересных участков, генеральный план, разбивочный чертеж планировки, схему размещения насаждений и укладки покрытий, ассортиментную ведомость, сметную стоимость основных и дополнительных видов работ, технические условия.
Дополнительно могут быть разработаны: ведомость и схема инвентаризации существующих насаждений, план рубок и кронирования насаждений, геоподоснова (при проведении геодезической съемки), схема вертикальной планировки (при существенной обработке или изменении существующего рельефа), схема дренажной системы, схема ливневой канализации, схема декоративного освещения, схема автоматического полива.
Для того, чтобы начать проектные работы, заказчик должен предоставить дизайнеру, архитектору некоторые документы и информацию, как то:

  • Геодезическая съемка участка выполняется в масштабе 1:100 или 1:200 с привязкой всех существующих объектов, с обозначением сторон света. Отображается рельеф местности, ведь при проектировании большое значение будет иметь направление склона - южный, северный, есть ли на участке низины, и пр.
  • Технические условия, необходимые для проектирования системы автополива (где находится источник воды, каково давление воды в водопроводе и пр.).
  • Технические условия, необходимые для системы ландшафтного освещения (диаметр подводящего кабеля и т.д.).
  • Уровень залегания грунтовых вод.
  • Инсоляция участка (данный фактор в значительной степени влияет на подбор растений при разработке дендроплана. Также берется во внимание направление тени от будущих строений и растений).
  • Направление, сила и динамика ветра (возникающие турбулентные потоки могут нанести вред растениям и делают дискомфортным пребывание в саду).
  • Результаты анализа почвы - определяются ее состав, кислотность, есть возможность установить также ее химическое и радиационное загрязнение.

Всю необходимую информацию может собрать заказчик, либо же поручить данные функции непосредственно ландшафтному дизайнеру.
Генеральный план — это тщательно продуманный план, выполненный в цвете в электронном виде или вручную на бумаге. На основании генерального плана выполняются и остальные чертежи.
На генеральном плане изображены границы участка, проектируемые растения, цветники, дорожки, площадки, все существующие насаждения, все строения и архитектурные сооружения (дом, гараж, хозяйственные помещения, бассейн, а также проектируемые объекты, такие как дорожно-тропиночная сеть, а также площадки для отдыха, беседки, декоративный водоем и пр.).
На поля чертежа генерального плана наносятся: экспликация, условные обозначения, технико-экономические показатели внешнего благоустройства и озеленения, указывается масштаб и стороны света.

Экспликация
1. Жилой дом
2. Помещение для охраны
3. Баня
4. Клумба в подпорной стенке
5. Вольер
6. Плодово-огородная зона
7. Грот
8. Площадка с навесом
9. Выход к реке

Подземные сети

Канализации

Точки наружного освещения





Условные обозначения в ландшафтном дизайне

Декоративный инертный материал (сосновая кора, мраморная крошка)
Дорожное покрытие из ФЭМ или клинкерного кирпича
Дорожное покрытие из природного камня (сланец)




Проектируемые лиственные кустарники
Проектируемые лиственные деревья
Проектируемые хвойные кустарники
Проектируемые хвойные деревья
Вертикальное озеленение (лианы)

Дендроплан

Дендрологический план, либо разбивочно-посадочный чертеж , необходим озеленителям. На чертеж наносятся только дом, ограждение, другие объекты, к которым будет осуществляться привязка, цветники и посадочные ямы для деревьев и кустарников.
Обозначения растительности на чертежах состоят из названия пород и номера в виде дроби. Числитель — номер в ассортиментной ведомости, знаменатель — количество растений в этой группе.

Условные обозначения точек наружного освещения
Основное наружное освещение h - 1300-1600 мм
Основное наружное освещение h - 400-600 мм
Основное наружное освещение - встроенное лестничное освещение h - 1300-1600 мм
Дополнительное наружное освещение - прожектор
Дополнительное наружное освещение - встроенная газонная подсветка
Дополнительное наружное освещение - встроенная дорожная подсветка

Экспликация

1. Жилой дом
2. Помещение для охраны
3. Баня
4. Клумба в подпорной стенке
5. Вольер
6. Плодово-огородная зона
7. Грот
8. Площадка с навесом
9. Выход к реке
10. Дополнительный въезд на участок

Ассортиментная ведомость представляет собой пронумерованный список растений, которые запроектированы на генеральном плане. В нем указывается род, вид и сорт растения на русском и латинском языке, а также их количество. Данный документ составляется в определенной последовательности. Ассортиментная ведомость может быть вынесена на поля или прилагаться отдельно.
Для разбивки в натуре посадочных ям (для деревьев) и котлованов (для кустарников) на посадочном чертеже наносятся размеры (длина, ширина) массивов, групповой посадки, расстояние между деревьями, а также необходимые вспомогательные расстояния от краев дорожек, аллей, площадок до мест посадки.

Разбивочный чертеж в ландшафтном дизайне

Разбивочный чертеж — графическое приложение к генеральному плану, по которому осуществляется вынос проекта в натуру. На него наносятся все дорожки, площадки, подпорные стенки, беседки, перголы, навесы, рокарий, водоемы, ручьи и другие сооружения.
Привязка осуществляется к имеющимся постройкам, ограждению, группам существующих насаждений. На разбивочном чертеже не указываются зеленые насаждения, чтобы не усложнять его чтение.
План типов покрытий с назначением типов твердых покрытий, на котором отображены типы покрытий дорожек и площадок, будь то брусчатка, тротуарная плитка, гравийная отсыпка и пр.

Экспликация
1. Жилой дом
2. Помещение для охраны
3. Баня
4. Клумба в подпорной стенке
5. Вольер
6. Плодово-огородная зона
7. Грот
8. Площадка с навесом
9. Выход к реке
10. Дополнительный въезд на участок

Точки наружного освещения
Основное наружное освещение h - 1300-1600 мм
Основное наружное освещение h - 400-600 мм
Основное наружное освещение - встроенное лестничное освещение h - 1300-1600 мм
Дополнительное наружное освещение - прожектор
Дополнительное наружное освещение - встроенная газонная подсветка
Дополнительное наружное освещение - встроенная дорожная подсветка

Дорожное покрытие из ФЭМ

1. ФЭМ — 60 (40) мм
2. Монтажный шар из ц/п смеси с затратами цемента М400-150 кг/м 3 -50 мм
3. Бетонная основа В-12,5, F-100, W-2, армированная сеткой Ф10 А400 С 200*200 -100 мм
4. Щебень гранитной фракции 20-40 мм — 200 мм
5. Уплотненный грунт

Эскизный план - предпоследний этап проектирования - аккумулирует всю информацию предыдущих планов: геоподосновы и анализа ландшафта, функционального плана и перечня предложений и пожеланий. В основе эскизного плана лежат принципы создания проекта сада - функционального и доставляющего эстетическое наслаждение.

Как подготовиться к выполнению эскиза

Помните, что точный план - это не только отражение ваших замыслов, он пригодится и для составления дальнейшей сметы, и для подсчета количества строительного и посадочного материала. Важно начертить план так, чтобы его можно было сфотографировать или скопировать. Его оригинал вряд ли доживет до завершения садового строительства, особенно если им регулярно пользоваться на улице.

Подготовка плана сада потребует определенного времени, в зависимости от его сложности, размеров и предполагаемых в нем объектов. Поэтому вам понадобится рабочее место - либо чертежная доска, либо просто лист фанеры.

Обозначения

План сада будет выразительнее, если обозначить его элементы. Конечно, вы выработаете свою графическую систему обозначений, но на начальном этапе вам помогут примеры, представленные ниже. Для наибольшей выразительности оживите графику, например, цветом.

Стандартные обозначения деревьев на плане

Рис. 27. Реалистичные обозначения деревьев

Добавляем детали

Для достижения наибольшей точности обозначьте на плане уже существующие кустарники или деревья в масштабе, указав границы их кроны, что очень пригодится, если вы захотите посадить под ними другие растения. Обозначения планируемых деревьев дают тоже в масштабе с учетом границ кроны и максимальных размеров в зрелом возрасте, скажем, через 5 или 10 лет.

Не забудьте про кустарники и травянистые растения. Новые посадки обозначайте простыми символами, чтобы только показать их местоположение и границы. Позднее, когда вы решите, что, сколько и где сажать, уже зная, каких размеров растения достигнут во взрослом состоянии и какое им потребуется пространство, вы сможете дорисовать именные обозначения, подробно указав каждую группу растений или отдельные деревья.

Делайте то же самое и при обозначении строительных деталей: покажите особенности вертикальных конструкций и материал покрытия в масштабе, чтобы точно представить их предполагаемые размеры.

Изобретая собственные символы, представьте объект с высоты птичьего полета и постарайтесь его упростить.

Обозначения различных покрытий (на плане)

Рис. 28

Примеры обозначений на плане

Рис. 29

На рис. 31 представлен примерный эскизный план, показывающий, как можно создать гармоничный проект, следуя предложенным здесь рекомендациям.

Сад перед домом

Существующую подъездную дорогу нужно удлинить и заменить дорожное покрытие, желательно, чтобы используемый для этого материал гармонировал с домом. Слева от этой дороги, перед гаражом, планируется газон произвольной формы, с которого легко попасть на дорожку за гаражом, но в то же время оставлено место для кустарников и деревьев, которые закроют некрасивую стену гаража. В правой части сада предполагается разбить традиционный розарий и посадить плакучее дерево, крона которого смягчит прямоугольную форму дома.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЧЕРТЕЖНОЙ ДОСКОЙ (КУЛЬМАНОМ)

Рис. 30. Кульман обычно регулируют так, как удобно чертежнику. Можно также чертить на досках - настольных или укрепленных вертикально на произвольной высоте. Если чертежная доска лежит на столе, под ее верхний край подкладывают брусок, чтобы обеспечить нужный наклон. Специальные чертежные доски оборудованы параллельными передвижными линейками, а для горизонтально лежащей доски достаточно и рейсшины. Для самых маленьких садов не понадобятся ни миллиметровка, ни рейсшина.

Дорожки и уход за ними

Невысокие изгороди (не создающие большую тень) обрамляют дорожку справа от дома, на которую выходит дверь кухни, здесь же разбит огород. Нашлось подходящее место с легким затенением и для теплицы, которой не годится ни солнцепек, ни постоянная тень. К теплице и сараю рядом с ней можно пройти по дорожке и через арку, увитую плетистыми розами. За ней дорожка поворачивает налево и подводит через кусты и деревья к замаскированному люку септика, к которому есть подход с подъездной дороги. К нему ведет чуть извилистая или угловатая дорожка, скрывающая вкупе с растениями вид на неприглядный люк.


Рис. 31.

Зоны отдыха

Дорожка приведет к тенистой зоне, где планируется второе место для отдыха по соседству с небольшим летним домиком. За ним будут посажены крупномерные деревья, для того чтобы скрыть соседские постройки и пригасить яркость этого домика. Недалеко от них скрывается полянка, образующая уютный уголок с простой скамейкой.

За поляной дорожка разделяется. Основная дорожка приводит к скамейке, спланированной как еще один акцент. А другая, более узкая дорожка, поворачивающая направо, приводит в «лес» с разнообразными растениями и кустарниками, приспособленными к одинаковым условиям - влажности и тени.

Забота о дикой природе

Пруд произвольной формы, близкой к естественной, отражает общую тему сада. Его спланировали рядом с естественной насыпью. Здесь также предлагается соорудить сухую каменную стену (без раствора) или горку, поддерживающую стену, и обсадить ее папоротниками и другими теневыносливыми растениями. Это позволит прервать плоскую поверхность таким образом, чтобы дорожка могла обогнуть пруд. Искусственный родник с журчащей водой создаст ощущение динамики и звучания этого уголка.

Лиственные деревья

Хвойные деревья


Лиственные кустарники

Декоративные группы

Куртины и массивы

продолжение приложения А

продолжение приложения А

продолжение приложения А

Живые изгороди из кустарников

продолжение приложения А

Дорожные покрытия

окончание приложения А

Ограждения, откосы, перголы, садовые скамейки, лестницы и пр.

Приложение 2

Количество однолетников, высаживаемых в цветниках на единицу площади, зависит от их размера и типа цветника. Правильно рассчитать число растений, необходимое на ту или иную площадь, очень важно, поскольку при слишком редкой посадке цветник будет выглядеть пусто и некрасиво, а при слишком густой растениям будет некомфортно: в загущенных посадках они вытягиваются, слабее цветут и сильнее поражаются болезнями. Все просто при расчете количества исходят из размера самого растения во взрослом состоянии, таким образом все однолетники делят на высокие, низкие и среднерослые.

Такие однолетники как львиный зев, цинния, лаватера, астра относят к среднерослым цветам и высаживают в клумбах, рабатках, смешанных бордюрах (миксбордерах) из расчета 9 - 16 шт на 1м2 или 25 - 35 см между растениями в зависимости от формы кустика.

Низкорослые летники, такие как бегония всегдацветущая, лобелия, петуния, портулак (коврик), гвоздика, низкорослые сорта агератума, бархатцев из расчета 20-40 шт на 1 м2 или 15-25 см друг от друга.

Высокие летники, такие как кохия, клещевина, декоративный подсолнечник, табак высаживают массивами на газоне или возле зданий из расчета 4-6 шт на 1м2 или 40-50 см между растениями.

У многолетних растений немного другая специфика. При посадке необходимо учитывать не только их размер, но и характер роста. По этому признаку многолетники делятся на плотнокустовые, рыхлокустовые и корневищные (самые агрессивные). Плотнокустовые, например эхинацея, мискантус китайский образуют плотный, медленно разрастающийся куст. На 1м2 можно высаживать от 4-10 шт растений. Рыхлокустовые, к примеру флоксы, лилейники, образуют рыхлый, широкий, но не сильно «расползающийся» куст. Этих многолетников можно высаживать от 1 до 4 шт на 1 м2. Еще одна разновидность многолетников - подушковидные или почвопокровные растения, такие как флокс шиловидный, очитки, живучки, камнеломки. Для того, чтобы быстро создать эффект «коврика», растения высаживают кучками или на профессиональном языке куртинами от 16 до 25 шт на 1 м2. В альпинариях их можно высаживать по 1-2 шт возле красивых валунов или рядком у основания подпорной стенки либо на вершине.

Приобретать или выращивать посадочный материал для цветников следует с небольшим запасом – обычно на 10 -15 % больше требуемого количества рассады, учитывая возможный отпад при транспортировке или в процессе приживаемости.

Приложение 3

Человеку свойственно организовывать среду для своего существования по законам гармонии. Но что такое гармония? Покорив природу, мы опять возвращаемся к своей пленнице за отдохновением и вдохновением. Чтим природу, как колыбель, одновременно стараясь устроиться там со всей совокупностью благ цивилизации. Почитание с вызовом.

Взаимоотношения природы и человека отражается в направлениях ландшафтного дизайна. Одна крайность – поломать и подчинить, потому как божественному созданию лучше знать, «как». Второе полярное направление – облагородить данность, потому что сделать лучше уже невозможно. Однако все устроители лучшей жизни сходятся во мнении, что воздух, зелень и вода – важнейшие компоненты.

Опуская абсурды, в которых инсталляции из бетона и пластика преподносятся неизбежным будущим, рассмотрим основные правила благоустройства вне крыши и стен.

Правило первое . Организация движения вдоль объектов, входы и выходы, рациональные подъезды от основных магистралей, места отдыха и созерцания должны быть найдены в первую очередь. Сначала чертеж похож на серпантин тропинок. Решаются задачи, куда идти, зачем, насколько активным должны быть перемещения. Темпо-ритмом движения закладывается стиль поведения гостей и хозяев. Вода и солнце, наряду с людьми – важнейшие компоненты. Даже на форэскизе (черновике) обозначается роза ветров, ось «юг-север». Осуществляется привязка к коммуникациям: электросетям, водоснабжению, канализационным колодцам. Постройки на плане показываются в горизонтальном разрезе в плоскости дверей и окон первого этажа. Сразу будет видно, насколько удобен переход в зеленую зону, органичны ли мощеные площадки, открыты ли окна глубинам пространства. В жизненно важных узлах необходима компактность, предельная рациональность развязок. В игровых зонах – напротив – необходим запас площадей.

Правило второе. Композиционное единство обеспечивает целостность восприятия. Когда все компоненты обустраиваемой среды объединились в единый виртуальный организм, следует подумать о его приятном облике. Убирается лишнее, мелкое, случайное. Самое значимое укрупняется, акцентируется дополнительными элементами. Пример тому – выходы из дома через арки с вьющимися растениями, переходы от террас к мангалам по мостику над живописным прудом. Удачно дополнение подпорных стенок чашами для декоративных растений в пределах высоты общей кладки. Хорошо выполненный план похож на здоровую клетку под микроскопом: все рационально, успешно взаимодействует, легко обслуживается. На этой стадии стоит выверить замысел в нескольких вертикальных разрезах. Пласты грунта, подпорные стенки, водоемы и группы растений должны сочетаться, как говорят, «находится в равновесии масс».

Правило третье. Единство ритма. Предполагается подчинение планируемой местности шагам (ок.75 см). Ширина ступени не должна быть узкой: 30 см и шире. Легко подниматься по вертикали, перешагивая каждые 15 см. Отсюда вытекает мерное деление обустраиваемого ландшафта. Метр очень удобен, но можно разбить и на 75-сантиметровые квадраты. Сетку с таким делением наносят на план, всегда в соответствии с масштабом. Ступени шириной 30 см предназначены для быстрого подъема. Более широкие – для прогулок. Удобно сидеть на скамье, высотой 40 см. Облокотиться приятно на парапет высотой 95 см. Параметры человеческого тела диктуют определенную ритмику. Эргономично важными размерами пронизывается все пространство. Проектировщик мысленно прохаживается по еще несуществующему саду. С помощью садово-парковых объектов проектировщик создает внутреннюю динамику и эмоциональный настрой. Зоны следует укрупнить или сузить, подправить изгибы террас: полосатая и лоскутная ритмика воспринимается более живо.

Правило четвертое . Пластика и форма всех объектов должна быть выразительной и показана в самых выгодных ракурсах. Римский Колизей в этом отношении – идеальное место. Отовсюду видно все. С выгодных точек зрения проверяется текучесть линий, эффектность видов. Нежелательные искажения от перспективы корректируются. Чуть передвинутой береговой линией пруда можно спасти неудавшийся вид. Шаровидные
кусты сочетаются с изогнутыми тропинками. Многоугольные плиты мощения гармонируют со звездчатыми кронами. Наклонные нисходящие линии уравновешиваются восходящими. На помощь пришли компьютерные 3D-технологии. Стало легче передвигать будущие объекты, воссоздавать тени. Призмы, конусы и торы стали выглядеть более убедительно. Но в ландшафтном дизайне по-прежнему ценится легкость линий «от руки». Витиеватыми росчерками легче передать фактуру листвы. Акварель передает играющие на свету цветники намного живее.

Правило пятое . Цвет в ландшафтном дизайне – едва ли не самое мощное средство для создания новой среды. Конечно же, в первую очередь рассматриваются естественные цвета живой природы. Салатное, изумрудное, хаки – оттенки зеленого цвета. В окружении других цветов у зеленого появляется новое звучание. Там, где нельзя обогатить цвет, подключают фактуру. Шероховатость кроны можжевельника станет более выразительной над зарослями плетущейся настурции (хотя цвет у них очень схож). Переливы бордового в листьях бадана станут заметней на фоне клумбы из низких красных цветов.

Шпалеры из смеси лиан клематиса и молочно-зеленого плюща будут выглядеть богаче, чем однородные посадки. В тени пурпур становится фиолетовым, а зеленое – синим. Ночные подсветки «рисуют» флуоресцентным зеленым в темной среде. Блеклое на темной фоне – выразительнее, рядом с холодными оттенками теплые загораются с новой силой. Это отражается в эскизах с видовых точек. В ландшафтном дизайне работать акварелью – признак профессионализма.

Правило шестое. Акцент по всем правилам более звучен. Не обязательно это должна быть статуя Афродиты или фонтан. На фоне стриженого газона может быть участок с пестрыми космеями – он тоже акцент. Гладь воды или красивый камень может сделать весь окружающий ландшафт уникальным. Даже обыгранная ветвистая коряга становится «центром притяжения». На Елисейских полях акцентом стало само небо с облаками. Оно наблюдается сквозь гигантскую арку, отражается в водах бассейна. В Пушкинских горах главный акцент – великолепный вид на русло реки. Хороший фасад прилегающего дома не стоит заслонять: он может стать главным акцентом. Главное правило: акцент должен быть один. Эта чрезвычайная, оригинальная деталь должна подчинить себе все остальное.

Правило седьмое. Стиль – признак хорошего вкуса. Изучить стилистические особенности предшествующих эпох разных народов, умело внедрить лучшие достижения – цель каждого начинающего ландшафтника. Классических стилей не так уж и много. Но существуют псевдо стили и авторские. В них также таится множество удачных решений, порой неожиданных. Главное – взять лучшее и совершенствоваться.

Возвращаясь к изначальному «зачем». Ландшафтному дизайнеру приходится создавать некую концепцию, которой он следует. Так что же лучше: сад Дзен, где кроме камней и гальки ничего нет, или клумба с крокусами, цветущими сквозь тающий снег? Решая такие вопросы, можно стать стильным, концептуальным, востребованным.

Условные обозначения в ландшафтном дизайне

  • Незаполненное поле – газон.
  • Криволинейный замкнутый контур:
  1. с штриховой линией внутри – стриженная живая изгородь;
  2. в виде облака – заросли вечнозеленых растений;
  3. в виде кожуры каштана с жирной точкой внутри – хвойное дерево;
  4. то же самое без точки или неправильные звезды – хвойный куст;
  5. в виде снежного кома с паутинкой и жирной точкой внутри – лиственное дерево;
  6. без паутинки – лиственный куст.
  • Рисованные от руки структуры:
  1. Точки – песчано-гравийная подсыпка;
  2. плотный зигзаг – живая изгородь без стрижки;
  3. витиеватая линия – вьющиеся растения;
  4. прилегающие друг к другу многоугольники – мощение натуральным камнем;
  5. завитки в виде пены – цветники.
  • Вычерчивают под линейку с соблюдением геометрии:
  1. контуры зданий с чернением попадающих в плоскость разреза стен (всегда в строгом соответствии с масштабом);
  2. ступени обозначают прозрачными прямоугольниками, наложенной стрелкой обозначают направление подъема вверх;
  3. мощение кирпичом или брусчаткой обозначают рапортной сеткой, передающей рисунок кладки;
  4. перголы обозначают решетками с вьющимися поверх прямых линий змеевидными росчерками;
  5. скамейки обозначают жирными линиями с поперечными тонкими связками;
  6. игровые объекты отражают основную конструкцию, разъясняются на экспликации;
  7. контуры будущих водоемов частично заполняют штриховкой в виде ряби воды;
  8. контуры подпорных стенок заполняют штриховкой под углом 45°;
  9. направление «север» показывают вытянутым треугольником с большой литерой N.
  • За пределами чертежа на поле чертится масштабная линейка из примыкающих друг к другу темных и светлых прямоугольников с прописной литерой m.
  • Соотношение размеров изображения реальным размерам записывают сверху в виде надписей: М 1:20, М 1:100.

Полупрозрачная тонировка объектов на плане, разрезах и видах облегчает восприятие проектной документации.