Алексий, Патриарх Московский и всея Руси: биография, годы жизни, фото. Алексий второй

Ровно 4 года назад, ранним утром 5 декабря 2008 года Патриарх Алексий II направился туда, куда проснувшись направляются все: и грешники, и праведники - в туалет. Чтобы там преставиться Господу.
В такой смерти нет ничего позорного или необычного, и о двух подобных смертях я уже вспоминал: и . А можно еще вспомнить что так же ушли в мир иной короли Георг III и Людовик XIV, миллиардеры Поль Гетте и Джон Рокфеллер, да и много еще кто. Но РПЦ вспомнила лишь как принял смерть один из первых еретиков христианства Арий, и испугалась.
.

Джон Рокфеллер. Мечтал заработать $100 тыс., дожить до 100 лет и умереть во сне.
Заработал $192 млрд., дожил до 97 лет и умер в сортире. Не все мечты сбываются.

Хватились Патриарха около 8 часов утра - он не вышел в обычное время к заказанному завтраку. Стали стучать в запертые двери, кричать, никто не отзывался. Позвали охрану, которая взломала дверь в покои, и обнаружила уже остывшее тело Патриарха в уборной комнате. Он лежал посреди просторной уборной, отделаной художественной плиткой и мрамором, на которых виднелись кровавые следы от рук Алексия. Скорее всего (то ли от сердечного приступа, то ли от утраты координации движений) Патриарх упал и ударился затылком головы о спинку твердого стула, а потом пытался подняться. Поскольку Алексий имел два сердечных стимулятора, они долго выгоняли из его раны кровь, пока он не умер. Крови в уборной было много, затылок весь в крови, а лицо бледно как полотно.
При такой травме, даже сопряженной с сердечным приступом, Патриарха можно было бы спасти. Если бы хоть кто-то знал, что ему нужна помощь. Но двойные двери во внутренние покои с полной шумоизоляцией, Патриарх всегда запирал на ночь изнутри на ключ. А дубликата этого ключа не было ни у кого, даже у охраны.
Я повторяю - в такой смерти нет ничего непотребного, и никто из нас не знает как и где он встретит свой последний час. Непотребство началось потом.


После кончины Святейшего высшие иерархи РПЦ от греха подальше договорились молчать о реальных обстоятельствах и причине смерти патриарха, и около 11 часов 5 декабря 2008 года они устами руководителя пресс-службы Московской Патриархии озвучили обтекаемое официальное вранье про «причину смерти - сердечную недостаточность».
Что с обстоятельствами кончины патриарха Алексия что-то нечисто, стало понятно сразу же. Патриарх жил по четкому расписанию - и никто не заметил, что не встает? При нем, как писали в СМИ, постоянно дежурила бригада врачей - и она не имела к нему доступа? В «Российской газете» и в «Новой Газете» тут же появилась версия что Патриарх погиб в ДТП, и Патриархия тут же опровергла эти сообщения: «Появившиеся в ряде СМИ версии о том, что патриарх попал в ДТП, никоим образом не соответствуют действительности».
.

фото Сергей Ильницкий/EPA

Однако почти год слухи вокруг смерти патриарха Алексия продолжали циркулировать и множиться, вплоть до версии что патриарх Алексий был ритуально умерщвлён в канун иудейского праздника Ханука. И их кульминацией стала нашумевшая версия Стаса Садальского, согласно которой Патриарх был убит руками осетинских боевиков за то, что он не поддержал военные действия России против Грузии в августе 2008 года. Стало понятно, что РПЦ оказалась в невыгодном положении, которое в шахматах называется «цугцванг» - какой бы ход шахматист ни сделал, он будет для него невыигрышным. Врать дальше - плохо, раскрыть истинные обстоятельства смерти Патриарха - тоже плохо.
И только спустя почти год после похорон Святейшего, бывший его референт и очень близкий к Патриарху Кириллу протодьякон Андрей Кураев получил наконец благословение рассказать правду и о травме головы как причине смерти, и о туалете, и о крови в нем, и о запертых дверях в спальню. Как сказал Кураев, руководство церкви отказалось сразу обнародовать реальную картину кончины Святейшего по морально-этическим соображениям: «Понятно, что и Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился в уборной. То, что было бы горько-обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к Патриарху». Но как скандал в применении к Патриарху было воспринята не правда об обстоятельствах его кончины, а официальная ложь РПЦ.


Кураев тогда сказал ещё: «Побоявшись сказать неблаговидную правду об обстоятельствах смерти Святейшего, Патриархия получила мерзкий слух». Но он не сказал, что соврав об обстоятельствах смерти Патриархия получила не один мерзкий слух, а много мерзких слухов. Которые тут же прекратились, как только всплыла правда о подробностях последних часов жизни Алексия. Ну умер человек так, а не иначе - ничего позорного в этом нет, никто не волен выбирать место где внезапно умрет. Люди часто лучше и умнее, чем думают о них церковники…
.

Внутри церковников, наверное, борются не злой волк с добрым, а Дьявол с Богом

Высшие иерархи Церкви тоже когда-то были детьми, и мамы им тоже наверное говорили: «Сыночек, врать нехорошо. Враньё вскроется, потом стыдно будет». Ну ладно, люди пожилые может и не помнят уже чему их в детстве учили. Но ведь жизнь постоянно их учит тому же самому - всякий раз, когда иерархи Церкви врут, они получают «мерзкие слухи» и скандалы. А маленькая ложь иногда растет как снежный ком, превращаясь в огромное враньё.
Ну вот как в истории с «часами Кирилла»:
1. Носишь дорогие часы - ну не ври, что не носишь.
2. Поймали на вранье с помощью фотографий - не пытайся совершить новый обман путем их монтажа.
3. Поймали на неумелом монтаже - не называй это «нелепой ошибкой», и гонениями на Церковь.
Ведь не соври тогда Патриарх Кирилл в первый раз, отрицая очевидное, не пришлось бы врать и дальше. И скандала с часами бы не было, и стыдно бы не было перед Богом и людьми, и Церковь не роняла бы свой авторитет.
Потому как говорить правду не всегда приятно, но иногда полезно.

Материал из Электронная энциклопедия ТПУ

Патриарх Алексий II (в миру - Алексеей Михайлович Ридигер , эст. Aleksei Rüdiger ; 23 февраля 1929, Таллин, Эстония - 5 декабря 2008, Москва, Россия) - епископ Русской православной Церкви; с 7 июня 1990 г. - патриарх Московский и всея Руси.

Биография

В возрасте пятнадцати лет стал церковнослужителем архиепископа. Впоследствии стал алтарником и псалмщиком.

Учился в Ленинградской духовной семинарии, позднее – в академии.

В марте в 1961 года постригся в монахи, приняв имя Алексий.

В августе 1961 года стал архимандритом, а в сентябре был посвящен в епископы.

Позднее Алексием был получен сан архиепископа (1964), а в 1968 – митрополита.

Начиная с 1961 года Алексий вел активную общественную деятельность: входил в состав Всемирного совета церквей, участвовал в различных конференциях. Алексий II служил вице-президентом общества советско-индийской дружбы.

В 1984 году - получил степень доктора богословия.

В 1990 году Алексий был избран патриархом.

5 декабря 1988 года скончался в своей резиденции, расположенной рядом с ж/д платформой и посёлком Переделкино.

Почетный профессор ТПУ

В 2002 г. Ученый Совет политехнического избрал Алексия II Почетным профессором ТПУ . Ему были вручены атрибуты звания и «Золотая медаль за заслуги перед политехническим», а также подарок от вуза - макет Иоанно-Предтеченского женского монастыря, находившегося когда-то на месте Студгородка. Сейчас там, по инициативе политехников, воздвигнута часовня Домны Томской. В ответном слове Алексий II выразил свою благодарность:

«Позвольте сердечно поблагодарить за звание, за вручение медали и подарок. Я считаю, что сделал слишком мало, чтобы так высоко оценивалась моя деятельность и воспринимаю это как аванс на будущее».

Патриарх Московский и Всея Руси

10.06.1990 г. состоялась интронизация (настолование) Алексия в московском Богоявленском соборе. В период первосвятительства Патриарха Алексия II (1990-2008) наблюдались следующие существенные тенденции и явления в жизни РПЦ:

Ограничение созыва (в исключительных случаях), вследствие принятия нового Устава РПЦ в 2000 году, Поместного Собора как органа «церковного управления и церковного суда» (с 1990 года не созывался ни разу в нарушение действовавшего до 2000 года Устава от 1988 года) и передача части его полномочий Архиерейскому Собору; по мнению некоторых критиков, бюрократизация и клерикализация церковной жизни и управления;

Трансграничный характер (впервые за всю историю Московской Церкви) исключительной юрисдикции («канонической территории») РПЦ;

Устойчивый значительный рост количества приходов, монастырей, духовных учебных заведений, епархий и лиц духовенства во всех странах «канонической территории» РПЦ.

Усиление административной автономности канонических подразделений РПЦ, находящихся в иных, чем Россия, государствах бывшего СССР, - самоуправляемых Церквей;

Возрастание роли РПЦ и её руководства в публичной политике России и некоторых иных стран СНГ;

Сохранение и усугубление канонически ненормальной ситуации параллельных религиозных структур на Украине, а также Эстонии (См. статьи Украинская православная церковь (Московского патриархата), Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь, Эстонская апостольская православная церковь);

Неоднократное обострение традиционной (с 1920-х) напряжённости в отношениях с Константинопольским Патриархатом (с 1995 года), связанной с притязаниями Московского Патриархата на неформальное лидерство во вселенском православии, а также с Румынским Патриархатом в связи с реставрацией последним Бессарабской митрополии;

Дипломатическая конфронтация с руководством Римско-католической церкви; Финансово-хозяйственная автономность структур РПЦ всех уровней от соответствующих канонических центров.

В 1990-е происходило значительное возрастание степени административной независимости в управлении территориально-канонических частей РПЦ, находящихся на территории независимых государств бывшего СССР, что было закреплено в Уставе РПЦ 2000 года, предусматривающем статус «Самоуправляемой Церкви». В числе последних Устав определяет Украинскую православную церковь как «самоуправляемую с правами широкой автономии».

В первой половине 1990-х годов был создан ряд новых синодальных учреждений (отделов): религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями, миссионерский. В 1994 году Издательский отдел Московской Патриархии (образован в 1946 году), возглавлявшийся до того в течение более 30 лет митрополитом Волоколамским Питиримом (Нечаевым), был преобразован в Издательский совет Русской православной церкви.

В августе 2000 года было принято решение о создании Cинодального отдела по делам молодёжи. Наиболее крупным и заметным синодальным учреждением с начала 1990-х годов оставался Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата, с 1989 года возглавлявшийся митрополитом смоленским Кириллом.

Церковоно-государственные отношения

А. взошел на Первосвятительский престол, когда кризис Советского гос-ва вступил в завершающую фазу. Для РПЦ важно было в быстро изменявшихся условиях вернуть себе необходимый правовой статус, что в значительной мере зависело от инициативы Патриарха, от его умения так построить отношения с гос. властью и политиками, чтобы утвердить достоинство Церкви как высшей святыни и духовной путеводительницы народа. С первых шагов Патриаршего служения А. в контактах с властями умел оградить и подчеркнуть достоинство Церкви, к-рую он возглавлял. Вскоре после интронизации Святейший Патриарх довел до сведения Президента СССР критическое отношение Поместного Собора к проекту нового закона «О свободе совести и религиозных организациях», была достигнута договоренность об участии представителей РПЦ и др. религ. общин в дальнейшей работе над законопроектом. Это благоприятно отразилось на содержании закона, принятого 1 окт. 1990 г. и утвердившего за отдельными приходами, церковными учреждениями, в т. ч. и Патриархией, права юридического лица. Спустя месяц после издания союзного закона был принят российский закон «О свободе вероисповеданий». Он не предусматривал уже существования правительственного учреждения, подобного Совету по делам религий, вместо него в Верховном Совете была образована Комиссия по свободе совести и вероисповеданиям. Положение об отделении школы от Церкви формулировалось таким образом, что допускало преподавание вероучения в общеобразовательных школах на факультативной основе.

Важнейшим документом, регламентирующим жизнь религ. орг-ций в России, стал принятый 26.09.1997 г. новый закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». А. неоднократно обращался в высшие органы гос. власти, заботясь о том, чтобы закон, гарантируя гражданам свободу религ. жизни, в то же время учитывал особую роль Православия в истории страны. В результате в своей окончательной редакции закон признал историческую роль правосл. Церкви в судьбе России, т. о., не ущемляя прав др. вероисповеданий, он ограждает россиян от псевдодуховной агрессии.

В 2004-2008гг. в законодательстве стран, составляющих каноническую территорию РПЦ произошли важные изменения В ноябре 2004 г. были внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, освобождающие религиозные организации от уплаты земельного налога в отношении замельных участков, на которых расположены здания религиозного или благотворительного назначения. В 2007 г. Правительством РФ была утверждена концепция федерального закона о передаче в собственность религиозных организаций государственного и муниципального имущества религиозного назначения. 08.02.2008 г. был принят федеральный закон, предусматривающий возможность гос. аккредитации образовательных программ, реализуемых духовными духовными образовательными учреждениями.

Внутрицерковная жизнь

В годы Предстоятельства А. прошли 8 Архиерейских Соборов, на которых были приняты важнейшие для жизни РПЦ решения по следующим вопросам: церковная ситуация на Украине, раскол, инициированный Синодом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), а также правовой статус РПЦ, канонизация новомучеников, возобновление регулярных богослужений в кремлевских храмах и соборе Василия Блаженного, освящение восстановленного Казанского собора на Красной площади, начало восстановления храма Христа Спасителя, всенародное празднование 600-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского, повсеместное возрождение монашеской жизни, положение епархий, монастырей и приходов, миссионерское служение, анализ изменений церковной жизни.

За время Патриаршего служения было образовано большое число новых епархий. Таким образом возникло множество центров духовного и церковно-административного руководства, расположенных ближе к приходам и содействующих оживлению церковной жизни в отдаленных регионах.

Международная деятельность

Делегат 3-й Генеральной Ассамблеи Всемирного Совета Церкви в Нью-Дели в 1961 году; член Центрального комитета Всемирного Совета Церквей с 1961 по 1968 гг.; участник сессии ЦК РСЦ в Париже (Франция) - 1962 г.; Рочестере (США) - 1963 г.; Онугу (Нигерия) - 1965 г.; Женеве (Швейцария) - 1966 г.; Президент Всемирной конференции "Церковь и общество" - 1966 г. в Женеве (Швейцария); член комиссии "Вера и устройство" ВСЦ с 1964 по 1968 гг. и участник сессии в Архусе (Дания) 12-26 августа 1964 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии, ФРГ, Арнольдсхайн II - 20-25 октября 1962 г.

Глава делегации РПЦ на богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР - "Загорск-V", 13-16 ноября 1984 г. в Троице-Сергиевой Лавре г. Загорска.

С 1964 г. президент Конференции Европейских Церквей.

На 8-й Генеральной Ассамблее (октябрь 1979 г.) был основным докладчиком на тему "В силе Святого Духа - служить миру".

С 1971 г. вице-председатель Президиума и Совещательного комитета Конференции Европейских Церквей. На первых заседаниях Президиума и Совещательного Комитета КЕЦ, после VII и VIII Генеральных Ассамблей 1974 и 1979 гг. переизбран на пост вице-председателя Президиума Совещательного комитета.

Возглавлял делегации Русской православной Церкви на Генеральные Ассамблеи КЕЦ: 1964 г. - Борнхольм (Дания); 1967 г. - Петшах (Австрия); 1971 г. - Ниборг (Дания); 1974 г. - Энгельберг (Швейцария); 1979 г. - Крит (Греция).

Участник совместных заседаний Президиума и Совещательного комитата КЕЦ.

Родословная

Происходит из известного прибалтийского дворянского рода.

Хейнрих Николаус (Нильс) - Heinrich Nicolaus (Nils) - Рюдингер (? - 1711). 1681-1693 - капитан крепостей шведского короля в лифляндском Дюнамюнде (ныне часть Риги - Даугавгрива, где Даугава впадает в Балтийское море). В 1695 году король Карл XI возвел его во шведское дворянское достоинство. В 1696 году брак в Риге с Кристине Элизабет фон Викеде(н) (Christine Elisabeth von Wickede(n)) (1680-1721). V Их сын: Петер - Peter - Рюдингер Капитан, лифляндский помещик - Пандимыйс в деревне Кооркюла, близ Тырва. В 1752 году - третий брак с Элизабет Виснер (Elisabeth Wiesner), дочерью лифляндского пастора. V Их сын: Карл Магнус - Karl (Carl) Magnus - Рюдингер (1753-1821 в Гапсале, ныне - Хаапсалу). Генерал-майор, тайный советник, Выборгский губернатор, член Эстляндского рыцарства. Брак в 1779 году в Петербурге с Шарлоттой Маргарете баронессой фон Мальтиц (Charlotte Margarethe von Maltitz) (1758-1786 в Петербурге), дочерью егеря двора императрицы Екатерины Второй. V Их сын: Фридрих (Федор) Вильхельм - Friedrich Wilhelm - Рюдигер (1780 в Петербурге - 1840). Инспектор казарм Преображенского полка, полковник, принял православие. Брак с Софией Доротеей (Дарьей Федоровной) Ержембской (Sophia Dorothea Jerzhembska), дочерью императорского двора придворного из польских дворян. V Их сын: Егор (Георгий) Рюдигер (1811-1848). Брак с Маргаритой Федоровной Гамбургер. V Их сын: Александр Рюдигер (1844-1877). Брак с Евгенией Германовной Гизетти (Gizetti) (?-1905) V Их сын: Александр Рюдигер (1870-1929). Брак с Аглаидой Юльевной фон Бальц (von Baltz) (1870-1956) V Их сын: Михаил Ридигер (1902-1962). Протоиерей Казанской церкви в Таллине. Брак с Еленой Иосифовной Писаревой (1902-1059), дочерью полковника царской армии. V Алексей Ридигер (23 февраля 1929 в Таллине -) Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Председатель епархиального совета. Мать - Елена Иосифовна Писарева (1902-59), родилась в Ревеле (Таллине), дочь расстрелянного большевиками полковника царской армии. В детстве Алексей неоднократно посещал с родителями Валаамский монастырь (в то время на территории Финляндии); поездки эти, знакомство и переписка с валаамскими монахами оказали на него большое влияние. Также свою роль в приходе будущего Патриарха к служению Богу сыграл и энергичный настоятель Николаевского храма в Таллине (в котором Михаил Ридигер служил диаконом, а юный Алексей - алтарником) священник Александр Киселёв .

Диаконская и священническая служба отца в годы оккупации Таллина укрепили его желание самому стать священником. В 1941-44 Алексей был алтарником в храмах, в которых окормлялись бойцы Русской национальной армии (РНА) и Русской освободительной армии (РОА).

В 15-летнем возрасте Алексей стал иподиаконом архиепископа Нарвского (впоследствии Таллинского и Эстонского) Павла. С мая 1945 по октябрь 1946 он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора, с 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с - в Казанской церкви города Таллина. В 1947 поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а окончив её в 1949, стал студентом Духовной академии в Ленинграде .

Согласно исследованию, проведённому группой авторов и опубликованных Комаровым Е. В. - сотрудником Московской Патриархии в - , 11 апреля , в Светлый Вторник, студент 1-го курса Академии Алексей Ридигер венчался браком с Верой Георгиевной Алексеевой (Мянник по второму мужу), дочерью о. Георгия Алексеева, настоятеля Александро-Невского собора в Таллине .

Епископское служение

За время нахождения на Ленинградской кафедре митрополит Алексий добился возвращения епархии ряда петербургских храмов и святынь.

Работа в высшем управлении РПЦ до избрания Патриархом

В таких условиях потребности Русской Православной Церкви в молодых кадрах епископ Алексий (Ридигер) делает быструю карьеру в центральных структурах Московского Патриархата. 14 ноября епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. На эту должность он был рекомендован новым Председателем Отдела, молодым и энергичным архиепископом Ярославским Никодимом (Ротовым) . Работая в ОВЦС, владыка Алексий участвовал во Всеправославных совещаниях, ассамблеях Всемирного совета церквей и многочисленных иных мероприятиях по линии экуменической деятельности Московского Патрирхата, различных миротворческих форумах. С до - Президент (член Президиума) Конференции европейских церквей (КЕЦ), до - Председатель Президиума КЕЦ.

С 12 по 17 апреля Патриарх посетил с официальным визитом Предстоятеля Константинопольской Церкви Вселенского Патриарха Димитрия I. (Патриарх Димитрий ещё раньше, в августе посещал Русскую Православную Церковь).

В ноябре того же года Патриарх был с визитом в США как гость Американской Православной Церкви . Большой резонанс вызвало посещение им в ходе визита синагоги в Нью-Йорке и произнесенная речь . Консервативные церковные круги обвинили его в «отождествлении талмудизма с религией Ветхого Завета» .

Участвовал в Священной Ассамблее 14-и Предстоятелей Православных Церквей в Константинополе в Неделю православия, 15 марта , собравшейся «по инициативе, приглашению и под председательством <…> Вселенского Патриарха Варфоломея » . В выпущенном Послании Предстоятели осудили «деятельность состоящих в общении с Римом униатов на территории Украины , Румынии , Восточной Словакии, на Ближнем Востоке и в других регионах», а также «прозелитизм ». Кроме того, Послание «решительно отвергло определенные недавние развития в рамках экуменизма, такие, как женское священство и использование языка, размывающего понятие Бога». Патриарх Алексий, оценивая значение Священной Ассамблеи, заметил, что «встреча в Константинополе - первая после эпохи Вселенских Соборов встреча Предстоятелей Православных Поместных Церквей и потому, безусловно, историческая».

Членство во Всемирном Совете Церквей не означает признания ВСЦ церковной реальностью более всеобъемлющего порядка, чем сама Православная Церковь, поскольку она и есть Единая, Святая, Соборная и апостольская Церковь, или даже просто признание того, что ВСЦ и экуменическое движение обладают хоть какой-то церковной реальностью сами по себе.

Документ предостерёг:

Нынешнее развитие ВСЦ идет в опасном и недолжном направлении. Они констатируют кризис Всемирного Совета Церквей и призывают к пересмотру всего нынешнего этоса, принципов ВСЦ.

Позднейшее обострение отношений было вызвано решением от 11 февраля главы Ватикана и Римско-католической церкви Иоанна Павла II о возведении «апостольских администратур для католиков латинского обряда в России в достоинство епархий» . В заявлении папского Престола особо подчёркивалось: «Дабы выразить надлежащее почтение епархиям Русской Православной Церкви и их досточтимым архипастырям, католические епархии России получили титулы святых, а не городов, в которых находятся их центры». Несмотря на подобные оговорки, ответное заявление Патриарха и Cвященного Синода было крайне негативным:

учреждение «церковной провинции» - «митрополии» по сути означает создание поместной Католической церкви России со своим центром в Москве, претендующей иметь своей паствой российский народ, который культурно, духовно и исторически является паствой Русской Православной Церкви. Образование в России такой церкви фактически означает вызов, брошенный Православию, укорененному на территории страны в течение многих столетий.

Русская Православная Церковь и светская власть при Алексии II

В период до избрания Патриархом, Преосвященный Алексий, как и многие иные иерархи, лояльно участвовал в деятельности официальных Советских организаций в основном миротворческого характера. Многократно выезжал в зарубежные командировки с преимущественно экуменическими целями, что ipso facto требовало санкции органов КГБ СССР .

<...> заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далекие от истины, ради спасения людей. Сегодня же мы можем сказать, что неправда замешана в его Декларации. Декларация ставила своей целью «поставить Церковь в правильные отношения к советскому правительству». Но эти отношения, а в Декларации они ясно обрисовываются как подчинение Церкви интересам государственной политики, как раз не являются правильными с точки зрения Церкви. <...> Надо признать, что Декларация не ставит Церковь в «правильное» отношение к государству, а, напротив, уничтожает ту дистанцию, которая даже в демократическом обществе должна быть между государством и Церковью, чтобы государство не дышало на Церковь и не заражало её своим дыханием, духом принудительности и безмолвности. <...> Что же касается моей защиты этой Декларации, то надо помнить, что критика Декларации в основном была направлена против слов: «мы хотим считать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости которой - наши радости и беды которой - наши беды». Противники Декларации утверждали, что таким заявлением радости атеистического государства отождествляются с радостями Церкви. Это действительно получалось бы абсурдно. Но ведь в Декларации нет слова «которого», то есть государства, Советского Союза, а есть слово «которой», соотносимое со словом «Родина». То есть речь идет о Родине, радости которой независимо от политического режима, господствующего в ней или над ней, действительно радуют и Церковь. Поэтому это положение Декларации я все время отстаивал, согласен я с ним и сегодня. Что же касается остальных положений Декларации… Мы не спешили на словах отказываться от неё, пока на деле, в жизни не смогли занять действительно независимую позицию. За этот год, я считаю, мы реально смогли выйти из-под навязчивой опеки государства, и потому теперь, имея как факт нашу дистанцированность от него, мы имеем нравственное право сказать, что Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое и что мы не руководствуемся ею.

На реплику журналиста о известном отчете В. Фурова, заместителя председателя Совета по делам религий, в ЦК КПСС в 1974 году, где говорится о Преосвященном Алексии как об одном из самых лояльных епископов Русской Церкви, понимающем «незаинтересованность» государства в укреплении религиозности, патриарх ответил, что ему по назначении его епископом в Таллинн в сентябре удалось якобы отстоять Александро-Невский собор и Пюхтицкий монастырь от закрытия.

После избрания Алексия II Патриархом у него сложились в основном ровные отношения с руководителями страны, в том числе с обоими Президентами России - Б. Н. Ельциным и В. В. Путиным . Во время августовских событий Патриарх распорядился опустить на ектениях прошение «О властех и воинстве ея».

Во время октябрьских событий Патриарх предложил посредничество обеим противоборствующим сторонам; при его участии начались переговоры в московском Даниловом монастыре , ни к чему не приведшие.

Алексий II участвовал в процедуре инаугурации Ельцина в ; присутствовал на церемонии передачи «ядерного чемоданчика» исполняющему обязанности Презилента Путину 31 января . В процедурах инаугурации Путина 7 мая и 7 мая Алексий II участия не принимал, присутствуя лишь в числе приглашённых гостей наряду с представителями других религиозных конфессий. Патриарх неоднократно встречался с обоими Президентами, обсуждал с ними актуальные проблемы текущего законодательства по вопросам религий, возражая, в частности, против некоторых формулировок нового Закона «О свободе совести и религиозных организациях», законодательства об образовании.

Несмотря на иное, согласно мнению мнигих наблюдатеоей, отношение к этому вопросу светской власти, отказывался дать согласие на визит Папы Римского Иоанна Павла II в Россию, ссылаясь на неразрешённые проблемы между Церквами .

Награды

Алексий II награждён многими наградами РПЦ и других поместных Церквей:

орденом Русской Православной Церкви св. равноап. князя Владимира 2-й степени 11/V-1963 г. орденом РПЦ св. равноап. кн. Владимира 1-й степени 27/V-1968 г. орденом РПЦ прп. Сергия Радонежского 1-й степени 21/II-1979 г. орденом св. равноап. Кирилла и Мефодия 1-й степени Чехословацкой Православной Церкви 20/Х-1962 г. орденом прп. Иоанна Рыльского 1-й степени Болгарской Православной Церкви V-1968 г. орденом апостола Марка Александрийской Православной Церкви 1969 г. орденом Животворящего Креста 1 и 2 степени Иерусалимской Православной Церкви 1968, 1984 г. орденом св. вмч. Георгия Победоносца 1-й и 2-й ст. Грузинской Православной Церкви 1968, 1972 г. орденом ап. Петра и Павла 2-й степени Антиохийской Православной Церкви 1/IХ-1981 г. другими орденами Митрополий Антиохийского Патриарха медаль 1500-летия Иерусалимского Патриархата 1965 г. золотой медалью 1-й ст. св. великомуч. Димитрия Солунского (Греция) 25/IХ-1980 г. золотой медалью 1-й ст. св. вмч. Екатерины Митрополия Катерини (Греция) 4/V-1982 г.

Также награждён Государственными и иными наградами СССР :

Государственным орденом СССР Дружбы народов 22/11-1979, орденом Трудового Красного Знамени, почетной грамотой Советского фонда мира 23/VII-1969, медалью Советского фонда мира и почетной грамотой 13/ХII-1971, памятной настольной именной медалью Советского фонда мира 1969, медалью Всемирного совета мира, в связи с 25-летием движения сторонников мира 1976, медалью Советского комитета защиты мира, в связи с 25-летием образования комитета 1974, почетной грамотой Советского комитета защиты мира 11.1979, почетной грамотой Советского фонда мира и памятной медалью 11.1979, памятной медалью Всемирного Совета Мира, в связи с 30-летием движения сторонников мира 1981, почетным знаком Правления Советского фонда мира за активное участие в деятельности фонда 15/ХII-1982, Награждён грамотой обществом советско-индийской дружбы (ЖМП, 1986, № 5, 7). По информации Keston News Service , в награждён Почетной Грамотой КГБ СССР .

высшей наградой Российской Федерации - орденом святого апостола Андрея Первозванного .

Высказывания

2 апреля высказал своё мнение о гомосексуализме в связи с вопросом о проведении в Москве гей-парада:

Состояние здоровья и сопряжённые с ним скандалы в СМИ

Cамый серьёзный инцидент, связанный со здоровьем, имел место в октябре

Алексий II. Портрет работы Виктора Шилова.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (р. 23.02.1929), патриарх Московский и всея Руси. Сын юриста, ставшего священником и эмигрировавшего в Эстонию. Родился в Таллине, в “независимой” Эстонии. Учился в семинарии в Ленинграде (1949). Окончил Духовную академию в Ленинграде (1953). Священник в Тарту (1957). Протоиерей (1958). Монах (1961). Архиепископ (1964). Председатель Комиссии христианского единства и межцерковных отношений (1963-79). Митрополит Таллинский и Эстонский (1968). Член ЦК Всемирного совета церквей (1961-68). Тесно связан с Валаамским монастырем, главным центром иноческой жизни на Севере России. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1986). Сыграл главную роль в канонизации св. Ксении в Петербурге и возвращении мощей св. Александра Невского из музея на прежнее место в Александро-Невской лавре. После смерти патр. Пимена избран патриархом Московским и всея Руси (7 июня 1990). Совершил богослужения во многих известных русских соборах, которые были закрыты после большевистского переворота (храм Василия Блаженного на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь коронации русских царей, Исаакиевский собор в Петербурге). Сделал заявление, что Декларация Сергия (Страгородского) не может считаться выражением свободной воли Церкви.

Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) (1929-2008) - патриарх. Родился в Таллине в семье эмигранта из России, священника, Михаила Александровича Ридигера. С 1944 по 1947 год был иподиаконом у архиепископа Таллиннского и Эстонского Павла (Дмитровского). С 1946 г. служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 г. - в Казанской церкви города Таллинна. В 1947 г. поступил в Ленинградскую Духовную семинарию. На первом курсе Лениградской Духовной академии в 1950 г. был рукоположен в сан диакона, а затем священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. окончил Духовную академию. В 1957 году был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту. В 1958 г. возведен в сан протоиерея. В 1961 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевской лавры пострижен в монашество. В 1961 г. возведен в сан архимандрита, с этого же года епископ Таллинский и Эстонский. С 1964 г. - архиепископ, с 1968 г. - митрополит. В 1986 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. 7 июня 1990 г. на Поместном соборе Русской православной церкви избран на Московский Патриарший престол.

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

Другие биографические материалы:

Сочинения:

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи // Дворянское собрание: Ист.-публицист. И лит. Альманах. М., 1995, С. 70-72; Россия нужна не только самой себе, но и всему миру // Лит. Учеба. 1995. № 2/3. С. 3-14; Вернуть людям межнациональный, политический и социальный мир: Из ответов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы обозревателя газеты «Культура» // Российский обозреватель. 1996. № 5. С. 85-86; Обращение к участникам международной конференции «Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества» // ЖМП. 1997. № 7. С. 17-19; Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения императора Николая и его семьи // Там же. 1998. № 7. С. 11; Роль Москвы в защите Отечества // Роль Москвы в защите Отечества. М., 1998. Сб. 2. С. 6-17; Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: [О кризисе российской школы] // Рождественские чтения, 6-е. М., 1998. С. 3-13; Слово к участникам Соборных слушаний [Всемирного Русского Народного Собора 18-20 марта 1998 г.] // Церковь и время / ОВЦС МП. 1998. № 2 (5). С. 6-9; Церковь и духовное возрождение России: Слова. Речи, послания, обращения, 1990-1998. М., 1999; Россия: духовное возрождение. М., 1999; Воззвание в связи с вооруженной акцией против Югославии // ЖМП. 1999. № 4. С. 24-25; Печальник земли Русской: Слово и образ Первоосвятителя. М., 1999; Слово на первом богослужении в Храме Христа Спасителя // ЖМП 2000. № 1. С. 44-45.

Литература:

Патриарх. М., 1993;

Первоосвятитель. М., 2000.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998 гг. М., 1999;

Мысли русских патриархов от начала до наших дней. М., 1999;

Предстоятель Русской Православной церкви в 2007 г. М., 2008;

Цыпин В. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700–2005. М., 2006.

Это рассказ таллинца А. Осипова, бывшего профессора Ленинградской Академии.
Мои архиереи // Наука и религия 1969, № 34.

Отец Георгий - это епископ Таллинский и Эстонский Иоанн (Алексеев). В пору свадьбы своей дочери Веры на красивом семинаристе Алеше Ридигере - благочинный Таллинского округа.

Стоит добавить, что венчание "по блату" было совершено на Светлой седмице (что запрещено уставом) 11 апреля 1950 года.

Сама свадьба не могла спасти от призыва. Но без нее нельзя было стать священником. Хиротония во диакона последовала 14 апреля, а во священника - 17-го. Понятно, что Красной Армии попы были не нужны.

Ридигер старший, конечно, считал, что свадьба Алеши решает сразу много проблем, не только проблему призыва. Свадьба на дочке местного благочинного - это "хорошая партия".

Понятно и что брак вскоре распался - ведь заключался он по расчету, а не по любви.

Поступок довольно характерный: без проявленного в нем умения использовать людей для своих нужд, а потом перешагивать и через них и через церковные правила и идти по головам советским патриархом не стать. Как истинный аристократ, покойник был искренне эгоцентричен.

Это не "вынужденный поступок". Тут была использована чужая судьба. Причем не только невесты, которой он поломал жизнь фиктивной свадьбой. Но ведь еще и родители этой девушки этого танкового проезда по их дочке не пережили...

Просто удивительно, как точно на этом этапе Алеша Ридигер воспроизвел поступки Алексия Человека Божия... (Алексий человек Божий - персонаж художественного романа. И да, крайне эгоистичный и жестокий персонаж).

И это не могло быть взаимной до-брачной честной договоренностью.

Если он обговорил фейковость своего брака с невестой - отчего же она так быстро от него ушла? Если и Вере так хотелось помонашествовать, она не родила бы затем трех детей от другого мужа.

Если не обговорил - то это просто подло.

А сам Алеша не торопится монашествовать: после развода он еще 11 лет (!) служит как белый священник (еще одно нарушение канонов, согласно которым священник, оставшийся без жены обязан сразу уйти в монастырь или под запрет).

И монашество он принимает только тогда, когда ему в придачу к нему обещают еще архиерейство (в марте 1961 - постриг; в августе - хиротония).

Полагаю, что архиерейство связано с разводом. Нет, это не предположение, будто Алеша развелся, имея в видах архиерейство.

Просто внимательным органам стало понятно, что перед ними человек, не обремененный сверхценной мотивацией, и с ним можно сотрудничать.

Напомню, епископом он стал в хрущевское время, когда партия откровенно вела дело к полной ликвидации религии, и ей нужны были помощники. Значит, им нужна была уверенность в том, что молодой епископ не будет слишком принципиален. Так развод 50 года помог стать епископом 61го.

Инициатива быстрого и неожиданного развода скорее всего шла не от него, а от жены.
А вот причину полагаю в Алеше.

Недообращенная комсомолка может бросить мужа-священника. Но поповна, ставшая попадьей - нет. Она смогла своих детей от следующего брака воспитать в церковном духе.

Чтобы церковная женщина уйти от мужа-священника, такого красавца, от человека с такими прекрасными манерами и аристократическим обхождением, надо было увидеть в нем что-то очень скрываемое, очень непубличное и отталкивающее.

Он не был глупым грубым или жестоким человеком. Не был алкоголиком или сумасшедшим, не был еретиком или наркоманом.

Он был известен семье невесты с детства. Значит что-то тайное могло раскрыться жене лишь после свадьбы. Причем такое, что оправдывает развод.

Теперь возьмите список поводов к разводу, утвержденный Поместным собором 1917-1918 годов:

1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).

2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.

3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).

4. Заболевание проказой или сифилисом.

5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года - если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).

6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий… или тяжких угрожающих жизни побоев… или важного для здоровья вреда).

8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.

9. Вступление одного из супругов в новый брак.

10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.

11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

При интеллигентности Алексия Ридигера предположить тяжелые систематические избиения жены в течение медового месяца крайне трудно. Что остается?

ПредставИм лишь два варианта:

Парень, еще надеющийся на свою переориентацию, ставит на себе эксперимент. Но вскоре выясняет, что не стоит. Жена потребовала объяснить причину игнора мужем - и получила откровенное признание. И ушла.

Муж узнает, что его жена вовсе не девственница, и потому считает своим каноническим долгом расстаться с ней. Против этой версии два обстоятельства: если сей обманутый муж так ревнив к канонам, то отчего он сам после этого не идет сразу в монахи, как каноны того требуют. Кроме того, в патриаршество самого Алексия требование добрачной девственности обоих супругов пребывало в полузабытом состоянии.

Но есть еще один вариант:
Семинарист Алеша долго просил Господа указать ему его путь.
Через месяц после свадьбы коснулась его рука и поставила его на колени его и на длани рук его.
И сказал Ангел ему: "Алексей, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне. Внемли, Алексей: Нет воли Божией тебе на семейную жизнь. Иди в монахи и станешь пастырем великим и под твоим патриаршеским управлением возродится Святая Русь!"

И изумился Алексей: "Но отчего так поздно пришел ты? Я уже женат и счастлив с молодой женою!".

И ответил Ангел: "С первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Но князь царства Советского стоял против меня тридцать один день. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням. Итак, выйди ныне же из родства твоего!".

(см. Дан 10)

И оставил Алексей жену свою, разрешив ей паки обрести мужа и стал смиренно ждать призвания к архиерейству. И по пришествии восьми лет пришел к нему новый вестник и сказал: отныне ты будет именоваться "Дроздов".

Будучи студентом первого курса ЛДА, 11 апреля 1950 года женился на Вере Георгиевне Алексеевой, дочери настоятеля Александро-Невского собора в Таллине, где некогда был прислужником будущий патриарх, в том же году развелся. Согласно доносу инспектора Ленинградской Духовной академии региональному Уполномоченну Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР, целью женитьбы было уклонение от службы в армии ("В Л.Д.А. был случай посвящения в сан священника с целью уклониться от отбывания службы в Советской армии. Ридигер А.М., 1929 г.р., подлежал призыву на военную службу в 1950 году. Будучи женихом дочери протоиерея г. Таллина Г.Алексеева, Ридигер А. желал избавиться от военной службы. Узнав наверняка за несколько дней о призыве в армию, Ридигер, протоиерей Алексеев и епископ Таллинский Роман упросили митрополита Григория на согласие повенчать Ридигера во вторник на пасхальной седмице, когда по Церковному Уставу брак запрещен. Ридигер был повенчан в Академической церкви во вторник пасхальной седмицы 1950 года, спешно произведен в диаконы, затем во священники епископом Романом и назначен на эстонский приход ст. Йыхва, Балт. ж.д., Нарвская ул., Э 102. Инспектор Академии Л. Парийский, 27 ноября 1951 г." - Евгений Сидоренко [Евгений Комаров]. Замужем за патриархом// "Московские новости", 22.05.01).

Комаров - главный редактор Московского Церковного Вестника, прикомандированный к патриарху корреспондент ЖМП в 90-91 годах. Архивный адрес доноса Парийского:
ЦГА СПб, ф.9324,оп.2,д.37.

***
zloy_monah
"В Пюхтицах все в курсе этого события, и раньше никто из этого особого секрета никогда не делал. Мне монахини лет 15 назад рассказывали про то, что у него была жена. Игумения Варвара даже выделила ей (жене) специальное место, около себя, возле клироса. И когда она приезжала в Пюхтицу, на службу тогда уже митрополита Алексия, ставила ее около себя. Не знаю почему в период его патриаршества из этого стали делать какую- то тайну. Сейчас ее сын (жены) но уже от другого брака, С. Мянник по сути управляет Эстонской епархией, так как 93-летний митрополит Корнилий мало что уже соображает".