Джордж кеннан работы на русском языке. Джордж кеннан и россия

КЕННАН, Джордж Фрост

(Kennan, George Frost, 1904–2005),

американский дипломат и историк,

в 1945–1946 гг. поверенный в делах США в Москве

Главным элементом политики Соединенных Штатов по отношению к Советскому Союзу должно быть долговременное, терпеливое, но твердое и бдительное сдерживание русских экспансионистских тенденций.

Секретный меморандум от 22 фев. 1946 г.

Здесь же: «политика твердого сдерживания» («a policy of firm containment»). Основные положения меморандума были обнародованы год спустя в неподписанной статье Кеннана «Мотивы советского образа действий». ? «The Foreign Affers», 1947, July, p. 575, 581.

Отсюда: «Политика сдерживания».

Расширение НАТО было бы самой роковой ошибкой американской политики за весь период после окончания холодной войны.

«Нью-Йорк таймс», 5 фев. 1997

Клюкина, с. 109

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ

Мур Джордж Мур (Moore) Джордж (24.2.1852, графство Мейо, Западная Ирландия, - 21.1.1933, Лондон), ирландский писатель. Родился в семье помещика. В Лондоне и Париже учился живописи. Первые романы «Современный любовник» (1883), «Жена комедианта» (1885), автобиографическая повесть «Исповедь

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Фрост Андрей Владимирович Фрост Андрей Владимирович , советский физико-химик. В 1927 окончил МГУ. С 1928 работал и преподавал в Ленинграде (с 1940 профессор), с 1941 в Москве в институте горючих ископаемых и институте нефти АН СССР, преподавал в МГУ (с 1942

Из книги Словарь современных цитат автора

Фрост Роберт Ли Фрост (Frost) Роберт Ли (26.3.1875, Сан-Франциско, - 29.1.1963, Бостон), американский поэт. Первый сборник «Воля мальчика» (1913) опубликовал в Великобритании, где жил в 1912-15. Реалистическая тематика, «поэзия обыденного», использование повседневной речи позволили ему

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Роберт Фрост (1874-1963 гг.) поэт Мозг – поистине изумительный орган; он включается сразу же, как только вы просыпаетесь, и продолжает работать вплоть до той минуты, когда вы переступаете порог своего офиса.Банкир – это человек, который одолжит вам зонтик в солнечную погоду,

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Джордж Эйд (1866-1944 гг.) писатель В детстве он пережил сотрясение мозга и с тех пор верил всему, что пишут в воскресных газетах.Да здравствует мужчина! При желании он может добиться всего на свете. Да здравствует женщина! При желании она может добиться любого мужчины.Ничто

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

КЕННАН Джордж Фрост (Kennan, George Frost, 1904-2005), американский дипломат 45 Политика сдерживания. Формула, предложенная в секретном меморандуме от 22 фев. 1946 г. (Кеннан занимал тогда пост поверенного в делах США в Москве), а затем в статье «Мотивы советского образа действий»:

Из книги автора

ФРОСТ Роберт (Frost, Robert, 1874-1963), американский поэт 68 ** Поэзия – это то, что гибнет в переводе, а также то, что гибнет в интерпретации. Приведено в книге Луиса Антермейера «Роберт Фрост»

Из книги автора

ФРОСТ Роберт Ли Фрост (1875–1963) – американский поэт, четырехкратный лауреат Пулитцеровской премии.* * * Лучший путь из чего-либо всегда проходит через что-то. Не следуйте туда, куда вас ведет тропа. Вместо этого идите там, где нет никакой тропы, и оставьте след. Свобода

Из книги автора

ФРОСТ, Роберт (Frost, Robert, 1874–1963), американский поэт 213 Поэзия – это то, что гибнет в переводе, а также то, что гибнет в интерпретации. Приведено в кн. Луиса Антермейера «Роберт Фрост: взгляд назад» (1964). ? Augard, p.

Из книги автора

БУШ, Джордж (младший) (Bush, George W., р. 1948), президент США в 2001–2008 гг.138аЯ взглянул этому человеку в глаза. Я думаю, что это человек очень прямой и достойный доверия. <…> Я понял его душу, душу человека, преданного своей стране и интересам своей страны.На пресс-конференции с

Из книги автора

БУШ, Джордж (старший) (Bush, George H. W., р. 1924), президент США в 1989–1993 гг.142Читайте по губам: новых налогов не будет. // Read my lips: no new taxes.Речь при выдвижении кандидатом в президенты от Республиканской партии в Нью-Орлеане 18 авг. 1988 г.? Jay, p. 69Вскоре после прихода Буша к власти налоги были

Из книги автора

КЕННАН, Джордж Фрост (Kennan, George Frost, 1904–2005),американский дипломат и историк,в 1945–1946 гг. поверенный в делах США в Москве91Главным элементом политики Соединенных Штатов по отношению к Советскому Союзу должно быть долговременное, терпеливое, но твердое и бдительное

В США умер Джордж Кеннан - человек, которого с полным основанием можно назвать одним из главных архитекторов "Холодной войны". Именно он придумал и развил доктрину, согласно которой распространение коммунизма необходимо сдерживать - применяя для этого любые меры. И американская дипломатия в отношении СССР многим была обязана именно ему. При этом Кеннан не испытывал восторга от того, как США проводили свою внешнюю политику, и искренне любил Россию.

Американец Кеннан оказался связан с Россией еще до своего рождения. А родился он, кстати, 16 февраля 1904 года в Милуоки, штат Висконсин, в обеспеченной семье. Его день рождения справляли вместе с днем рождения брата его деда - Джорджа Кеннана, журналиста, путешественника и этнографа, снискавшего себе немалую известность трудами о России и, в особенности, о сибирской каторге.

В знак уважения к именитому родственнику родители Кеннана-младшего решили назвать его Джорджем Фростом Кеннаном - имя Фрост ребенок получил в честь товарища Кеннана-старшего в его путешествиях по России.

Закончив военную школу в Висконсине, Джордж Фрост Кеннан продолжил учебу в Принстонском университете. Именно там он увлекся проблемами международной политики, и в первую очередь - отношениями между США и Россией. В 1925 году, сразу после окончания Принстонского университета, Кеннан поступил на дипломатическую службу. После недолгого пребывания в Женеве у него появилась возможность пройти трехлетнюю аспирантуру в одном из европейских университетов при условии, что он возьмется за изучение какого-нибудь редкого языка. Кеннан выбрал Берлинский университет и русский язык в надежде получить назначение на работу в Советском Союзе. Позже он действительно работал в американском дипломатическом представительстве в Риге, и наконец в 1933 году Кеннана направили в посольство США в Москву.

Изначально Кеннан был классическим антисоветчиком. Он считал, что компромисс с советским режимом невозможен. СССР для него был средоточием зла, страной, которая погубила аристократическую культуру дореволюционной России, а на мировую политику оказывала исключительно вредное влияние. Винить его в этом сложно, поскольку со времен Октябрьской революции и гражданской войны прошло всего 10 лет, и для той части населения земного шара, которая считала себя цивилизованной, большевики немногим отличались от варваров.

Но будучи человеком умным, Кеннан не замыкался на своей нелюбви к СССР, а предпочитал изучать эту загадочную страну, о которой большинство американцев имели самое смутное представление. Он знакомился с русской культурой и очень полюбил русскую литературу, в частности Чехова и Толстого - Кеннан несколько раз посещал Ясную Поляну. Американские дипломаты в то время, как это ни удивительно, относительно свободно разъезжали по СССР - встреча Остапа Бендера с американцами, описанная в "Золотом теленке", не является выдумкой Ильфа и Петрова.

Мистер Кеннан, наши люди верят, что можно быть другом другой страны и в то же время оставаться лояльным и преданным гражданином своей страны. Вы именно такой человек.

Михаил Горбачев

Кеннону импонировала православная культура - он посетил Новый Иерусалим, церковь Покрова на Нерли и ряд других святынь. В православии пресвитерианин Кеннон находил традиционализм и патриархальность - ценности, являвшиеся для него безусловными. Он пытался понять менталитет русского человека, казавшегося ему представителем доиндустриального мира, ностальгия по которому в Америке того времени была весьма распространена.

Начало ХХ века ознаменовалось для США повальной индустриализацией и урбанизацией. Вряд ли было случайным то, что роман Оуэна Уистлера "Виргинец", вышедший еще в 1903 году, встретил очень теплый прием у читателей: за два года было продано более 300 тысяч экземпляров, не говоря уже о постоянных переизданиях. "Виргинец" стал выражением протеста против наступления века машин, против утраты ценностей сельской жизни. Уистлер не случайно выбрал в главные герои уроженца Виргинии - "сердца" довоенной аграрной Америки с ее доблестью, честью и принципами, с ее верностью традициям.

Ни один народ не был столь глубоко ранен и унижен, как российский, переживший несколько волн насилия, которые наслал на него наш жестокий век. Именно поэтому трудно ожидать, чтобы огромная государственная, социальная и экономическая система России изменилась за одно десятилетие. Учитывая огромные масштабы постигших страну потерь и царившие здесь злоупотребления, нельзя надеяться привести все в порядок за одно десятилетие. Может быть, на это не хватит жизни целого поколения.

Джордж Кеннан

Внутренне Кеннан не принял "машинизацию" США, разрушившую дорогой ему мир добропорядочных, респектабельных и религиозных людей. Поэтому индустриализация СССР, свидетелем которой он стал, также не вызывала у Кеннана никакого восторга. Строительство нового мира на земле Толстого представлялось ему абсолютно неорганичным для российского общества. Кеннан считал, что Россия предпочитает духовность рационализму, склонна к самосозерцанию, а не к наращиванию усилий по усовершенствованию материальной жизни. Модернизация жизни в СССР, опасался он, приведет к исчезновению естественного уклада страны, ее патриархальной самобытности.

При этом Кеннан с одинаковой неприязнью наблюдал перемены, происходившие как в СССР, так и в США. Ему не нравились массовые движения социального протеста, возникшие после кризиса 1929 года, и "новый курс" Рузвельта. В растущей и ширившейся демократии Кеннан видел угрозу меритократии, куда более справедливому, по его мнению, типу общественного устройства - ведь Кеннан считал, что право на участие в политической жизни надо заслужить, а не получить в готовом виде по праву рождения на определенной территории.

Любовь к русской культуре не мешала ему оставаться критиком не только СССР, но и действий Запада по отношению к стране большевиков. Кеннан осуждал Рузвельта за его уступки Кремлю, в частности, в вопросе о советских долгах. Он также критиковал Запад за равнодушное отношение к русской эмиграции, оказавшейся в США на положении в буквальном смысле бедных родственников.

И тем не менее, Кеннан оказался одним из первых, кто увидел, что советская система - это развивающийся организм, способный дать в отдаленном будущем неожиданный, пусть и нежелательный, результат. Но в этом развитии Кеннан усмотрел и гибель советского строя.

В феврале 1946 года Джордж Кеннан замещал Аверелла Гарримана на посту посла США в Москве. Среди прочих документов, прибывших из Вашингтона, Кеннан наткнулся на запрос от Государственного департамента и Министерства финансов проанализировать советские заявления по поводу различных международных финансовых институтов, возникших после войны, чтобы прояснить истинные цели и мотивы советских вождей в их послевоенной политике. Задание представляло из себя не бог весть что, обычная рутинная записка; но Кеннан усмотрел в этом шанс.

В основе неврастенического взгляда Кремля на международные дела лежит традиционное и инстинктивное российское чувство присутствия опасности, страх перед западными обществами более компетентными, более мощными, более высокоорганизованными в сфере экономики. Однако этот последний тип неуверенности сказывался в большей мере на правителях России, нежели на русском народе, поскольку российские правители всегда чувствовали, что их правление является относительно архаичным по форме, хрупким и искусственными в своей психологической основе, не способным выдержать сравнение или контакт с политическими системами в странах Запада.

Джордж Кеннан. Истоки советского поведения

В результате родилась одна из самых длинных (и уж точно самых знаменитых) официальных телеграмм в истории. Телеграмма №511 содержала 8 тысяч слов. Через полтора года ее текст под названием "Истоки советского поведения" был опубликован в журнале "Foreign Affairs" под псевдонимом "Х". (Kennan G.F. The Sources of Soviet Conduct // Foreign Affairs. 1947. July. №25. P.566-582.)

Мнение Кеннана резко расходилось с общепринятыми в США представлениями об основных направлениях национальной внешней политики. В первые послевоенные годы американцы хотели жить в мире. К СССР, своему недавнему союзнику, они испытывали симпатию. Соответственно, Вашингтон был склонен с пониманием относиться к выдвигаемым Сталиным требованиям. Кеннан же доказывал, что любые уступки Сталину лишь разожгут его аппетиты, поскольку советский диктатор уважает только силу, а "добрую волю" считает проявлением слабости.

Популярные идеи о том, что со Сталиным можно "договориться по-хорошему", писал Кеннан, ложны и опасны. С иллюзиями надо расстаться, считал он и предлагал "стратегию сдерживания" СССР. Кеннан писал, что в Кремле испытывают параноидальный страх перед свободным миром и это делает невозможным нормальное сосуществование двух систем. Но и новую войну (по мнению многих трезвомыслящих американцев, неизбежную), Кеннан не считал выходом из положения. Война против СССР, полагал он, должна быть "холодной", то есть сводиться к политике сдерживания. В результате, писал Кеннан, советская система развалится сама, поскольку внутренние процессы, происходящие в ней, сделают ее окончательно нежизнеспособной.

Эта "длинная телеграмма" оказала влияние на общественное мнение США и политику администрации президента Трумэна в тот период неопределенности, который наступил после окончания Второй мировой войны. Приняв курс на противостояние сталинской экспансии и отказавшись от возврата к традиционному изоляционизму (доктрина Монро), США взяли на себя роль сверхдержавы.

При этом выступление Кеннана подверглось резкой критике, и ему пришлось объяснять, что он, собственно, имел в виду. При всей своей нелюбви к СССР (и искренней любви к России), Кеннан предлагал американцам ненасильственное принуждение русских к миру, то есть политическое сдерживание СССР политическими методами.

В 1950 году Кеннан отошел от дипломатической работы из-за расхождений с Госдепартаментом по ряду вопросов, и принял приглашение Роберта Оппенгеймера посетить возглавляемый им Институт перспективных исследований. Но весной 1952 года Кеннана отозвали из этого отпуска и назначили послом США в СССР. При этом и в США, и в СССР понимали, что появление на этом посту такого человека, скорее всего, приведет конфликту, что вскоре и случилось.

В сентябре того же года Кеннан, будучи в Западном Берлине, выступил с резкой критикой советской системы. Наказание не замедлило последовать. 3 октября 1952 года советский МИД объявил его persona non grata. Этот эпизод поставил точку в карьере профессионального дипломата Джорджа Кеннана.

Но историческая миссия этого человека к тому времени была уже выполнена - Кеннан стал одним из главных архитекторов Холодной войны. Его идеи послужили обоснованием для важнейших международных инициатив, в частности, "плана Маршалла".

5 июня 1947 года госсекретарь США генерал Джордж Маршалл в своем выступлении в Гарвардском университете представил миру "Программу восстановления Европы". Маршалл считал, что скорейшая ликвидация разрушений, причиненных западноевропейским странам Второй мировой войной, в интересах США и других стран мира, экономики которых страдали от отсутствия устойчивых и масштабных связей с Европой. Госсекретарь предложил оказать помощь ряду европейских и азиатских стран, включая бывших врагов, что в конечном итоге должно было укрепить мир и способствовать развитию демократии. Конгресс США включил план Маршалла в Акт экономического сотрудничества 1948 года.

Программа восстановления европейской экономики была поддержана Великобританией и Францией. Летом 1947 года на международной конференции в Париже свое согласие на участие в ней дали 16 стран. Они заключили конвенцию о создании Организации европейского экономического сотрудничества, которая должна была разработать совместную "программу восстановления Европы". План начал осуществляться с апреля 1948 года.

Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных поставок товаров, субсидий и займов. С апреля 1948 по декабрь 1951 года США израсходовали по "плану Маршалла" около 17 миллиардов долларов, причем основную долю помощи получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия, на которую "план Маршалла" был распространен в декабре 1949 года.

30 декабря 1951 года "план Маршалла" официально прекратил свое существование и был заменен законом "о взаимном обеспечении безопасности", предусматривавшим одновременное предоставление экономической, а также военной помощи. Позже на этой основе родилась единая Европа.

Институт Кеннана является структурным подразделением центра имени Вильсона. Основной задачей института является содействие расширению в США знаний о России и других государствах бывшего СССР; подготовка научных исследований и докладов по данной проблематике; развитие диалога между американскими учеными и экспертами из правительственных структур по вопросам отношений США с Россией, Украиной, другими бывшими советскими республиками; расширение контактов между учеными из США и стран СНГ.

В 1991 году сорокапятилетней давности пророчество Кеннана сбылось - Советский Союз развалился изнутри, не выдержав груза внутренних противоречий. Предложенный Кеннаном подход США к взаимоотношениям с идеологическим противником был отчасти использован и в "плане Маршалла", и в других американских дипломатических разработках. Этот подход работал все послевоенные десятилетия и в конечном счете привел к крушению коммунистической системы.

За свою жизнь Кеннан написал 21 книгу, а также опубликовал множество статей, проектов, критических работ, писем и речей. Он дважды становился обладателем престижной Пулитцеровской премии. В 1974-1975 годах Кеннан вместе с директором Центра имени Вудро Вильсона Джеймсом Биллингтоном и историком Фредериком Старром основали Институт перспективных российских исследований имени Кеннана (Kennan Institute for Advanced Russian Studies). Следует заметить, что свое название институт получил в честь Джорджа Кеннана-старшего. В 1989 году президент Джордж Буш вручил Кеннану Президентскую медаль Свободы - высшую награду для гражданских лиц в США.

Но в конечном итоге Кеннана будут помнить как человека, предсказавшего неминуемое крушение СССР задолго до Беловежских соглашений. При этом Кеннан не был пророком - он был "всего лишь" честолюбивым аристократом духа, обладавшим недюжинным аналитическим умом. Ему повезло оказаться в нужном месте в нужное время и повезло быть услышанным. Но иногда такое везение способно изменять ход истории.

Джордж Кеннан интересовался путешествиями с детских лет, однако, сначала ему пришлось поработать телеграфистом. По заданию Русско-Американской телеграфной компании он попал в Россию в составе экспедиции, исследовавшей возможность прокладки телеграфии из Америки в Россию через Аляску. Берингов пролив, Чукотку и Сибирь.

Вот так начиналась любовь Кеннана к России - в районе устья Анадыри Кеннан с напарником, продвигаясь на собачьих упряжках, исследовали местность, несколько раз были награни смерти от холода и голода. Неудачи сопутствовали проекту - денег не присылали, местные коряки не хотели работать, в конце концов проект закрыли и 22-х летний Кеннан отправился домой из Охотска на русской тройке через Сибирь домой. А дома, в родном штате Огайо, он издал книгу “Tent Life in Siberia” , после которой он заявил о себе, как писатель, а популярность дала возможность зарабатывать на жизнь чтением лекций о России.

В 1870 г. Он предпринял путешествие на Кавказ и стал первым побывавшим там американцем. Кавказ был в то время необычайно популярен в связи с Кавказской войной. В Петербурге продавались кинжалы, инкрустированные серебром и золотом, входили в моду башлыки. На Кеннана все это произвело неизгладимое впечатление и в 1870 он появился в Петербурге, не обращая на предостережения друзей об опасности путешествия, он вскоре очутился в Дагестане.

Preparation of trench road near Bodo (фотографии из архива Кеннана)


Там он нанял в проводники некого Ахмеда Аварского, которого он описал как варвара 10 века, тот хвастался, что убил около 14-ти человек.

Когда Кеннан спросил "Как ты убил первого человека? Это была схватка?"
Ахмет объяснил:"Мы поспорили, и он оскорбил меня, я вынул кинжал - бац!- и все"
Ахмет в свою очередь спросил, чтобы произошло в таком случае в Америке. "Я бы вызвал полицию" - ответил Кеннан.
Разочарованный Ахмет спросил "И что же, Вы никого не убиваете, не делаете набегов и не мстите?"
Получив отрицательный ответ, Ахмет заключил: "Вы живете жизнью овец".


В течении двух месяцев Кеннан путешествовал по предгорью, где познакомился с представителями 30 этнических групп, говоривших на разных языках, он как будто перенесся во времена Юлия Цезаря - эти люди не желали расставаться со своими традициями, здесь сохранялся обычай кровной мести и многое другое - Кеннан записывал эти обычаи, чтобы потом рассказать об этом миру.
Потрясенный тем, что этим людям так и не удалось в течении многих веков продвинуться в своем социальном развитии, он размышлял о роли России на Кавказе.
Возвращаясь домой через Стамбул, он уже был уверен, что именно России принадлежит почетная роль принести в этот затерянный мир достижения западной цивилизации.


После нового путешествия за Кеннаном прочно закрепилась слава специалиста по России. Он же, популяризируя сведения о России, стал ее активным пропагандистом. Именно благодаря лекциям и книге Кеннана многие американцы впервые узнали о далекой неизвестной, во многом - экзотической стране. С 1877 года Кеннан, наконец, получил работу журналиста.

В то время в Америке по отношению к России существовало два противоположных. Одни видели в ней единственного сильного союзника и стремились к установлению торговых связей, другие указывали на тиранию и призывали к ее изоляции.

Одним из обличителей царского деспотизма был Вильям Джексон Армстронг, который некоторое время работал в России в американском консульстве. Несмотря на убийство Александра II, и сочувствия американского общества к русскому царю, он продолжал критиковать русский монархизм.

Армстронг убеждал своих сограждан, что несмотря на отмену крепостного права, Российская империя продолжала оставаться варварской страной, потому что власть все так же препятствовала демократическому развитию и жестко карала тех, кто с этим был не согласен.

Кеннан, считая себя знатоком Сибири, открыто выступал против нападок на Россию.На страницах печати между двумя экспертами развернулась словесная битва. Каждый отстаивал свою точку зрения.

Всерьез увлеченный дискуссией, Кеннан стал знакомится с книгами о России, пытался достать русские газеты и журналы, среди книг искал книги русских авторов. Так он познакомился с Максимовым и Ядринцевым , их работы о Сибири заставили его задуматься о том, что, собственно, он знает о России.

Сергей Васильевич Максимов

Вопрос отношения к России настолько серьезно волновал Кеннана, что для того, чтобы составить собственное мнение о положении каторжан в Сибири, Кеннан решил совершить новое путешествие.

Для этого он убедил журнал “The Century” послать его в качестве журналиста в Сибирь, он же обязался написать для журнала 12 статей о своем путешествии. Вскоре договоренность была достигнута не только с редактором журнала, но и с американским правительством. Кеннан должен был получить за свою работу $6.000 и аванс 100 ежемесячно высылаемый его жене, пока он будет отсутствовать на протяжении 15 месяцев. Целью же путешествия была проверка противоречивых сведений о положении узников в Сибири, получение дополнительной информации в поддержку правильности той или иной информации и на основании полученных данных выработка собственного отношения к событиям в России.

Американским читателям трудно было понять «закаленную интенсивность чувства ненависти молодых людей России к своему правительству» Вот это и должен был понять и объяснить своим читателям американский журналист.

За год до путешествия Кеннан решил хорошо подготовиться и несмотря на имеющиеся базовые знания русского, хорошо выучил русский язык. Это дало ему, в отличии от других путешественников, иметь возможность получать информацию напрямую, без переводчика. Он также ознакомился со всеми возможными критическими статьями о Сибири.

С этой целью он съездил в Петербург, чтобы купить как можно больше литературы. Помимо этого, он позаботился обо всех возможных официальных разрешениях на перемещение по России и посещение тюрем. А так как у него была репутация сторонника России, он легко получил рекомендации высоких лиц.


Однако, это было не все, перед поездкой Кеннан, наконец познакомился с Николаем Михайловичем Ядринцевым, человеком, который сегодня был бы назван сепаратистом за поддержку идеи отделения Сибири от России.

Ядринцев был арестован по делу “Общества Независимости Сибири”, провел два года в Омской тюрьме и 8 лет в ссылке в Архангельской губернии.
Затем он работал в Петербурге секретарем председателя комиссии по тюремному надзору, что давало ему возможность собирать очень ценный статистический материал.
К моменту знакомства Ядринцев был редактором газеты “Восточное обозрение” и автором известной за рубежом книги “Сибирь, как колония” Ядринцев привлекал внимание к высокой смертности ссыльных и каторжан, как результата жестокого обращения с людьми, но и на разрушающее действие системы ссылки на Сибирь.

Ядринцев не только познакомил Кеннана со своими взглядами на проблему, он снабдил его маршрутами к местам, которые обычно не показывали “туристам”, именами и адресами тех, кто мог дать ему неофициальную информацию о состоянии дел в Сибири, а также рекомендательными письмами, открывшими перед Кеннаном двери, за которыми скрывалась “оппозиция”.

В июне 1885 года Кеннан в сопровождении художника и фотографа Джорджа Фроста уже был на Урале, где и провел лето, в сентябре путешественники прибыли в Иркутск и осенью добрались до Карских рудников.
Поездка не была легкой, путешественниками приходилось самим искать места для ночевок, договариваться о смене лошадей, добывать пищу, предусмотрительно обходить те поселения, в которых свирепствовали тиф и чума. Они узнали, что такое ночевать на холодном полу почтовых станций, избавляться от насекомых, которыми кишели избы на постое. Это было испытание на физическую прочность. Необходимость скрывать контакты с ссыльными, вести себя так с местными властями, чтобы не потерять их доверие, собирать и шифровать информацию, быть готовыми к обыску и даже аресту, требовало большого нервного напряжения.
К концу пути у Джорджа Фроста случилось помутнение рассудка на фоне физического измождения, Кеннану после путешествия тоже пришлось долго лечиться.

Windmills near Omsk


A Siberian etape or exile station house

Street in Irkutsk

Tarantas - a large four wheel carriage without seats used for travel in Siberia during the summer


Siberian convicts working in a placer mine


Из альбома фотографий каторжан и ссыльных


Dr. Martinoff"s little boy & son of Yakimova born in fortress
Дети, рожденные во время заключения осужденной Якимовой в крепости


После посещения городских и этапных тюрьм, разговора с множеством людей от официальных представителей до ссыльных, бывших ссыльных и членов их семей, Кеннан вернулся в Петербург в твердом убеждении, что его прежняя позиция по отношению к России должна быть пересмотрена.

«Одной из самых главных и действенных причин, побудивших русских революционеров …принять преступную политику террора, является обращение с политическими ссыльными в русских тюрьмах»
- таков один из главных выводов Кеннана

Административные высылки политически неблагонадежных, которые очень часто оказываются там легкомыслию, по пустяковым фактам, по лживым доносам, в результате ошибок системы наносят наибольший вред обществу.

«…во всем цивилизованном мире нет ничего подобного тому бедствию и ужасу, которое является результатом ссылки в Сибирь. В известном отношении виновата, без сомнения, небрежность, бессердечность и взяточничество чиновников, но весь ужас есть следствие всей жестокой системы, которая должна быть всецело упразднена»

Вернувшись из России, Кеннан встретился с политэмигрантами - Кропоткиным, Степняком, Чайковским, которые были удивлены глубокими знаниями Кеннана, его точными наблюдениями и правильными выводами.
В дальнейшем Кенннан не только не терял связь с русской оппозиций, но всячески ее поддерживал, не только в печати, но и материально. Достаточно сказать, что убежавший из Сибири Феликс Волховский, с которым он познакомился в Томске, приехал именно к Кеннану, а только потом (возможно и с его помощью) переехал с Лондон.

Контакты с Ядринцевым продолжались до самой смерти Ядринцева в 1894 году, Ядринцев не только встречался с Кеннаном, когда тот приезжал в Россию, но и продолжал снабжать его информацией, знакомить с людьми, которые могли предоставить интересные сведения.
Например, незадолго до смерти Ядринцева Кеннан просил его прислать информацию по Кавказу. Кеннан в свою очередь рссказывал о том, что интересовало Ядринцева, например, систему организации школ для коренного населения.


В процессе дальнейшего общения Кеннан убедился в необходимости пропаганды идей русской оппозиции. Первым шагом к этому была серия статей для журнала, а потом появилась и книга “Siberia and the exile system”.
Книга Кеннона после выхода в свет была переведена на немецкий и датский языки, а в Женеве русские политэмигранты перевели ее на русский и напечатали.

В России хранение копий даже статей Кеннана грозило арестом, темнее менее они нелегально просачивались через границу, ссыльные переводили статьи и распространяли их между собой. Газета Ядринцева “Восточное обозрение” напечатало обзор данной книги, так о ней узнала вся политическая Сибирь.
В России же книга была напечатана только в 1906 году и, благодаря цензуре, оказалась гораздо тоньше оригинала, к тому же, в ней не было иллюстраций Фроста.

Историк, международник и дипломат Джордж Фрост Кеннан - один из основателей советологии в США, в 1934-1938 гг. он был первым секретарем, а в 1945-1946 гг. советником посольства США в Москве. За годы работы в СССР Кеннан стал ярым противником сталинской системы, убежденным в невозможности сотрудничества с ней. В 1947-1949 гг. он возглавлял отдел Государственного департамента США по планированию внешней политики и сыграл заметную роль в разработке плана Маршалла, стратегии «психологической войны» против СССР. Кеннан автор внешнеполитической доктрины «сдерживания», изложенной впервые в так называемой длинной телеграмме Кеннана в адрес государственного секретаря США (февраль 1946 г.) и развитой позднее в широко известной статье «Истоки советского поведения», опубликованной за подписью «Х» в июльском номере журнала «Форин афферс» за 1947 год.

Джордж Фрост Кеннан

Политическая сущность советской власти в ее нынешней ипостаси есть производное от идеологии и сложившихся условий: идеологии, унаследованной нынешними советскими лидерами от того политического движения, в недрах которого и произошло их политическое рождение, и условий, в которых они правят в России почти 30 лет. Проследить за взаимодействием этих двух факторов и проанализировать роль каждого из них в формировании официальной линии поведения Советского Союза для психологического анализа задача не из легких. И тем не менее стоит попытаться ее решить, если мы хотим уяснить для себя советское поведение и успешно ему противодействовать.
Обобщить набор идеологических положений, с которыми советские лидеры пришли к власти, нелегко. Марксистская идеология в том ее варианте, который получил распространение среди российских коммунистов, все время неуловимо видоизменяется. В ее основе обширный и сложный материал. Однако главные положения коммунистического учения в том виде, в каком оно сложилось к 1916 году, можно суммировать следующим образом:
а) основной фактор в жизни человека, определяющий характер общественной жизни и «лицо общества», это система производства и распределения материальных благ;
б) капиталистическая система производства отвратительна, потому что неизбежно ведет к эксплуатации рабочего класса классом капиталистов и не может в полной мере обеспечить развитие экономического потенциала общества или справедливое распределение материальных благ, созданных человеческим трудом;
в) капитализм несет в себе зародыш собственной гибели, и вследствие неспособности класса, владеющего капиталом, приспособиться к экономическим изменениям власть рано или поздно неизбежно перейдет в руки рабочего класса с помощью революции;
г) империализм как последняя стадия капитализма неизбежно ведет к войне и революции.
Остальное можно изложить словами Ленина: Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой стране. Победивший пролетариат этой страны, экспроприировав капиталистов и организовав у себя социалистическое производство, встал бы против остального капиталистического мира, привлекая к себе угнетенные классы других стран... Нужно заметить, что не предполагалось, чтобы капитализм погиб без пролетарской революции. Чтобы опрокинуть прогнивший строй, необходим последний толчок со стороны революционного пролетарского движения. Но считалось, что рано или поздно такой толчок неизбежен.
В течение пятидесяти лет до начала революции такой образ мыслей был чрезвычайно притягателен для участников российского революционного движения. Разочарованные, неудовлетворенные, потерявшие надежду найти самовыражение в тесных рамках политической системы царской России (а может быть, чересчур нетерпеливые), не имевшие широкой народной поддержки своей теории о необходимости кровавой революции для улучшения социальных условий, эти революционеры в марксистской теории увидели в высшей степени удобное обоснование своих инстинктивных устремлений. Она давала псевдонаучное объяснение их нетерпению, категоричному отрицанию чеголибо ценного в царском строе, их жажде власти и отмщения и стремлению добиться своих целей во что бы то ни стало. Поэтому неудивительно, что они без колебаний уверовали в истинность и глубину марксистсколенинского учения, столь созвучного их собственным чувствам и устремлениям. Не стоит ставить под сомнение их искренность. Это явление старо как мир. Лучше всего об этом сказал Эдуард Гибсон в книге «История упадка и разрушения Римской империи»: «От энтузиазма до самозванства один шаг, опасный и неприметный; демон Сократа являет собой яркий пример того, как мудрый человек иногда обманывает себя, добрый человек обманывает других, а сознание погружается в смутный сон, не отличая собственных заблуждений от умышленного обмана». Именно с таким набором теоретических положений большевистская партия пришла к власти.
Здесь необходимо отметить, что на протяжении многолетней подготовки к революции эти люди, да и сам Маркс, уделяли внимание не столько той форме, которую примет социализм в будущем, сколько неизбежности свержения враждебной власти, что, по их мнению, должно было обязательно предшествовать построению социализма. Их представления о позитивной программе действий, которую надо будет осуществлять после прихода к власти, были большей частью расплывчаты, умозрительны и далеки от реальности. Не существовало никакой согласованной программы действий, помимо национализации промышленности и экспроприации крупных частных состояний. В отношении крестьянства, которое, согласно марксистской теории, не является пролетариатом, в коммунистических взглядах никогда не было полной ясности; и в течение первого десятилетия пребывания коммунистов у власти этот вопрос оставался предметом споров и сомнений.
Условия, сложившиеся в России сразу после революции, гражданская война и иностранная интервенция, а также тот очевидный факт, что коммунисты представляли лишь незначительное меньшинство русского народа, привели к необходимости установления диктатуры. Эксперимент с «военным коммунизмом» и попытка немедленно уничтожить частное производство и торговлю повлекли за собой тяжелейшие экономические последствия и дальнейшее разочарование в новой революционной власти. Хотя временное ослабление усилий по насаждению коммунизма в виде новой экономической политики несколько облегчило бедственное положение в экономике и, таким образом, оправдало свое назначение, оно наглядно показало, что «капиталистический сектор общества» все еще готов немедленно воспользоваться малейшим ослаблением давления со стороны правительства и, если дать ему право на существование, будет всегда представлять собой мощную оппозицию советскому режиму и серьезного конкурента в борьбе за влияние в стране. Примерно такое же отношение сложилось и к крестьянинуединоличнику, который, по существу, тоже был частным, хотя и мелким производителем.
Ленин, если бы он был жив, возможно, смог бы доказать свое величие и примирить эти противоборствующие силы на благо всего российского общества, хотя это и сомнительно. Но как бы то ни было, Сталин и те, кого он возглавил в борьбе за наследование ленинской руководящей роли, не желали мириться с конкурирующими политическими силами в сфере власти, которой они домогались. Слишком остро они ощущали непрочность своего положения. В особом их фанатизме, которому чужды англосаксонские традиции политического компромисса, было столько рвения и непримиримости, что они и не предполагали постоянно делить с кемто власть. От русскоазиатских предков к ним перешло неверие в возможность мирного сосуществования на постоянной основе с политическими соперниками. Легко уверовав в свою собственную доктринерскую непогрешимость, они настаивали на подчинении либо уничтожении всех политических противников. Вне рамок коммунистической партии никакой стройной организации в российском обществе не допускалось. Разрешались только те формы коллективной человеческой деятельности и общения, в которых партия играла главенствующую роль. Никакая другая сила российского общества не имела права существовать как жизнеспособный целостный организм. Только партии разрешалось быть структурно организованной. Остальным была уготована роль аморфной массы.
Этот же принцип господствовал и внутри самой партии. Рядовые члены партии, конечно же, участвовали в выборах, обсуждениях, принятии и осуществлении решений, но занимались этим не по собственному побуждению, а по указанию вселявшего трепет партийного руководства и непременно в соответствии с вездесущим «учением».
Хочу еще раз подчеркнуть, что, возможно, эти деятели субъективно и не стремились к абсолютной власти как таковой. Они, несомненно, верили им это было легко, что только они знают, что хорошо для общества, и будут действовать ему во благо, если им удастся надежно оградить свою власть от посягательств. Однако, стремясь обезопасить свою власть, они не признавали в своих действиях никаких ограничений ни Божьих, ни человеческих. И до тех пор, пока такая безопасность не достигнута, в их перечне первоочередных задач благополучие и счастье вве­ренных им народов отодвигались на последнее место.
Сегодня главная черта советского режима в том, что до сих пор этот процесс политической консолидации не завершен и кремлевские правители все еще заняты главным образом борьбой за ограждение от посягательств на власть, которую они захватили в ноябре 1917 года и стремятся превратить в абсолютную. Прежде всего они старались оградить ее от внутренних врагов в самом советском обществе. Они пытаются обезопасить ее и от посягательств со стороны внешнего мира. Ведь их идеология, как мы уже видели, учит, что окружающий мир враждебен им и что их долг когданибудь свергнуть стоящие у власти политические силы за пределами их страны. Могучие силы русской истории и традиции способствовали укреплению в них этого убеждения. И наконец, их собственная агрессивная непримиримость к внешнему миру в конце концов вызвала ответную реакцию, и они вскоре были вынуждены, говоря словами того же Гибсона, «заклеймить высокомерие», которое сами и вызвали. У каждого человека есть неотъемлемое право доказать себе, что мир к нему враждебен, если достаточно часто это повторять и исходить из этого в своих действиях, неизбежно в конце концов окажешься прав.
Образ мышления советских руководителей и характер их идеологии предопределяют, что никакая оппозиция не может быть официально признана полезной и оправданной. Теоретически такая оппозиция это порождение враждебных, непримиримых сил умирающего капитализма. До тех пор пока официально признавалось существование в России остатков капитализма, можно было свалить часть вины за сохранение в стране диктаторского режима на них как на внутреннюю силу. Но по мере того как эти остатки ликвидировали, такое оправдание отпадало. Оно совсем исчезло, когда было официально объявлено, что они наконец уничтожены. Это обстоятельство породило одну из главных проблем советского режима: поскольку капитализм в России больше не существовал, а Кремль не был готов открыто признать, что в стране может самостоятельно возникнуть серьезная широкая оппозиция со стороны подвластных ему освобожденных масс, появилась необходимость оправдать сохранение диктатуры тезисом о капиталистической угрозе извне.
Началось это давно. В 1924 году Сталин, в частности, обосновывал сохранение органов подавления, под которыми среди прочих он подразумевал армию и секретную полицию, тем, что, «до тех пор пока существует капиталистическое окружение, сохраняется опасность интервенции со всеми вытекающими из нее последствиями». В соответствии с этой теорией с того времени любые силы внутренней оппозиции в России последовательно выдавались за агентов реакционных иностранных держав, враждебных советской власти. По той же причине настоятельно подчеркивался изначальный коммунистический тезис об антагонизме между капиталистическим и социалистическим миром.
Множество примеров убеждают, что этот тезис в реальности не имеет под собой оснований. Относящиеся к нему факты в значительной степени объясняются искренним возмущением, которое вызывали за рубежом советские идеология и тактика, а также, в частности, существованием крупных центров военной мощи нацистского режима в Германии и правительства Японии, которые в конце 30х годов в самом деле вынашивали агрессивные планы против Советского Союза. Однако есть все основания полагать, что тот упор, который делается Москвой на угрозу советскому обществу из внешнего мира, объясняется не реальным существованием антагонизма, а необходимостью оправдать сохранение внутри страны диктаторского режима.
Сохранение такого характера советской власти, а именно стремления к неограниченному господству внутри страны одновременно с насаждением полумифа о непримиримой враждебности внешнего окружения, в значительной мере способствовало формированию того механизма советской власти, с которым мы имеем дело сегодня. Внутренние органы государственного аппарата, которые не отвечали поставленной цели, отмирали. Те же, которые отвечали цели, непомерно разбухали. Безопасность советской власти стала опираться на железную дисциплину в партии, на жестокость и вездесущность секретной полиции и на безграничную монополию государства в области экономики. Органы подавления, в которых советские лидеры видели защитников от враждебных сил, в значительной мере подчинили себе тех, кому они должны были служить. Сегодня главные органы советской власти поглощены совершенствованием диктаторской системы и пропагандой тезиса о том, что Россия это осажденная крепость, у стен которой притаились враги. И миллионы сотрудников аппарата власти должны до последнего отстаи­вать такой взгляд на положение в России, ибо без него они окажутся не у дел.
В настоящее время правители уже не могут и думать обойтись без органов подавления. Борьба за неограниченную власть, которая ведется вот уже почти три десятилетия с беспрецедентной (по крайней мере, по размаху) в наше время жестокостью, снова вызывает ответную реакцию как внутри страны, так и за ее пределами. Эксцессы полицейского аппарата сделали скрытую оппозицию режиму гораздо более сильной и опасной, чем та, которая могла бы быть до начала этих эксцессов.
И уж меньше всего правители готовы отказаться от измышлений, которыми они оправдывают существование диктаторского режима. Ибо эти измышления уже канонизированы в советской философии теми эксцессами, которые во имя них совершались. Теперь они прочно закрепились в советском образе мышления с помощью средств, далеко выходящих за рамки идеологии.

Такова история. Как же она отражается на политической сущности советской власти нынешнего дня?
В первоначальной идеологической концепции официально ничто не изменилось. Попрежнему проповедуется тезис об изначальной порочности капитализма, о неизбежности его гибели и о миссии пролетариата, который должен этой гибели способствовать и взять власть в свои руки. Но теперь упор делается главным образом на те концепции, которые имеют конкретное отношение к советскому режиму как таковому: на его исключительном положении как единственного истинно социалистического строя в темном и заблудшем мире и на взаимоотношениях власти внутри него.
Первая концепция касается имманентного антагонизма между капитализмом и социализмом. Мы уже видели, какое прочное место занимает она в основах советской власти. Она оказывает глубокое воздействие на поведение России как члена международного сообщества. Она означает, что никогда Москва искренне не признает общности целей Советского Союза и стран, которые она считает капиталистическими. По всей вероятности, в Москве полагают, что цели капиталистического мира антагонистичны советскому режиму и, следовательно, интересам народов, контролируемых им. Если время от времени советское правительство ставит свою подпись под документами, в которых говорится обратное, то это надо понимать как тактический маневр, дозволенный в отношениях с врагом (всегда бесчестным), и воспринимать в духе caveat emptor. В основе же антагонизм остается. Он постулируется. Он становится источником многих проявлений внешней политики Кремля, которые вызывают у нас беспокойство: скрытности, неискренности, двуличия, настороженной подозрительности и общего недружелюбия. В обозримом будущем все эти проявления, повидимому, сохранятся, будут варьироваться лишь их степень и масштаб. Когда русским что-то от нас нужно, та или иная характерная черта их внешней политики временно отодвигается на задний план; в таких случаях всегда находятся американцы, которые спешат радостно объявить, что «русские уже изменились», а некоторые из них даже пытаются приписать себе заслуги в происшедших «переменах». Но мы не должны поддаваться на подобные тактические уловки. Эти характерные черты советской политики, как и постулаты, из которых они вытекают, составляют внутреннюю сущность советской власти и всегда будут присутствовать на переднем или заднем плане, до тех пор пока эта внутренняя сущность не изменится.
Это означает, что нам еще долго придется испытывать трудности в отношениях с русскими. Это не значит, что их надо воспринимать в контексте их программы во что бы то ни стало осуществить к определенному сроку переворот в нашем обществе. В теоретическом положении о неизбежности гибели капитализма, к счастью, содержится намек, что с этим можно не спешить. Пока же жизненно важно, чтобы «социалистическое отечество», этот оазис власти, уже отвоеванный для социализма в лице Советского Союза, любили и защищали все истинные коммунисты в стране и за рубежом; чтобы они способствовали его процветанию и клеймили позором его врагов. Помощь же незрелым «авантюристическим» революциям за границей, которая могла бы какимто образом поставить советскую власть в затруднительное положение, должна рассматриваться как непростительный и даже контрреволюционный шаг. Как решили в Москве, дело социализма состоит в том, чтобы поддерживать и укреплять советскую власть.

Тут мы подходим ко второй концепции, определяющей сегодня советское поведение. Это тезис о непогрешимости Кремля. Советская концепция власти, не допускающая каких-либо организационных очагов вне самой партии, требует, чтобы в теории партийное руководство оставалось единственным источником истины. Ибо, если бы истина обнаружил ась гдето еще, то это могло бы служить оправданием для ее проявления в организованной деятельности. Но именно этого Кремль не может допустить и не допустит.
Следовательно, руководство коммунистической партии всегда право и всегда было право начиная с 1929 года, когда Сталин узаконил свою личную власть, объявив, что решения политбюро принимаются единогласно.
На принципе непогрешимости основывается железная дисциплина внутри коммунистической партии. На самом деле эти два положения взаимосвязаны. Строгая дисциплина требует признания непогрешимости. Непогрешимость требует соблюдения дисциплины. Вместе они в значительной мере определяют модель поведения всего советского аппарата власти. Но значение их можно понять, только если принять во внимание третий фактор, а именно: руководство может в тактических целях выдвигать любой тезис, который считает полезным для дела в данный момент, и требовать преданного и безоговорочного согласия с ним всех членов движения в целом. Это означает, что истина не неизменна, а фактически создается самими советскими лидерами для любых целей и намерений. Она может изменяться каждую неделю или каждый месяц. Она перестает быть абсолютной и непреложной и не вытекает из объективной реальности. Она всего лишь самое последнее конкретное проявление мудрости тех, кого следует считать источником истины в конечной инстанции, потому что они выражают логику исторического процесса. В совокупности все три фактора придают подчиненному аппарату советской власти непоколебимое упорство и монолитность во взглядах. Эти взгляды изменяются не иначе, как по указанию Кремля. Если по данному вопросу текущей политики выработана определенная партийная линия, то вся советская государственная машина, в том числе и дипломатия, начинает неуклонно двигаться по предписанному пути, как заведенный игрушечный автомобиль, который пущен в заданном направлении и остановится только при столкновении с превосходящей силой. Люди, являющиеся деталями этого механизма, глухи к доводам разума, которые доносятся до них извне. Вся их подготовка приучает не доверять и не признавать видимую убедительность внешнего мира. Подобно белой собачке перед граммофоном, они слышат только «голос хозяина». И чтобы они отклонились от линии, продиктованной сверху, приказ должен исходить только от хозяина. Та­ким образом, представитель иностранной державы не может рассчитывать на то, что его слова произведут на них хоть какоето впечатление. Самое большее, на что он может надеяться, это что его слова будут переданы наверх, где сидят люди, которые в силах изменить линию партии. Но даже на этих людей вряд ли может подействовать нормальная логика, если она исходит от представителя буржуазного мира. Поскольку ссылаться на общность целей бесполезно, то столь же бессмысленно и рассчитывать на одинаковый подход. Поэтому факты для кремлевских руководителей значат больше, чем слова, а слова приобретают наибольший вес, когда они подкрепляются фактами или отражают факты, имеющие неоспоримую ценность.
Однако мы уже убедились, что идеология не требует от Кремля быстрого осуществления его целей. Как и церковь, он имеет дело с идеологическими концепциями, рассчитанными на длительный срок, и потому может позволить себе не торопиться. Он не имеет права рисковать уже достигнутыми завоеваниями революции ради призрачных химер будущего. Само ленинское учение призывает к большой осторожности и гибкости в достижении коммунистических целей. Опять же эти тезисы подкрепляются уроками истории России, где на протяжении веков на обширных просторах неукрепленной равнины велись малоизвестные сражения между кочевыми племенами. Здесь осторожность и осмотрительность, изворотливость и обман были важными качествами; естественно, что для человека с русским или восточным складом ума качества эти имеют большую ценность. Поэтому Кремль без сожаления может отступить под напором превосходящей силы. И поскольку время не имеет ценности, он не поддается панике, если приходится отступить. Его политика плавный поток, который, если ему ничто не мешает, непрестанно движется к намеченной цели. Его главная забота во что бы то ни стало заполнить все уголки и впадины в бассейне мировой власти. Но если на своем пути он наталкивается на непреодолимые барьеры, он воспринимает это философски и приспосабливается к ним. Главное, чтобы не иссякал напор, упорное стремление к желанной цели. В советской психологии нет и намека на то, что эта цель должна быть достигнута в определенные сроки.
Подобные размышления приводят к выводу, что иметь дело с советской дипломатией одновременно и легче, и труднее, чем с дипломатией таких агрессивных лидеров, как Наполеон или Гитлер. С одной стороны, она более чувствительна к сопротивлению, готова отступить на отдельных участках дипломатического фронта, если противостоящая ей сила оценивается как превосходящая и, следовательно, более рациональная с точки зрения логики и риторики власти. С другой стороны, ее непросто одолеть или остановить, одержав над ней одну единственную победу. А настойчивое упорство, которое движет ею, говорит о том, что успешно противостоять ей можно не с помощью спорадических действий, зависящих от мимолетных капризов демократического общественного мнения, но только с помощью продуманной долговременной политики противников России, которая была бы не менее последовательной в своих целях и не менее разнообразной и изобретательной в средствах, чем политика самого Советского Союза.
В данных обстоятельствах краеугольным камнем политики Соединен­ных Штатов по отношению к Советскому Союзу, несомненно, должно быть длительное, терпеливое, но твердое и бдительное сдерживание экспансионистских тенденций России. Важно отметить, однако, что такая политика не имеет ничего общего с внешней суровостью, с пустыми или хвастливыми заявлениями о твердости. Хотя Кремль чаше всего проявляет гибкость, сталкиваясь с политическими реалиями, он, несомненно, становится неподатливым, когда речь заходит о его престиже. Бестактными заявлениями и угрозами советское правительство, как и почти всякое другое, можно поставить в такое положение, когда оно не сможет уступить, даже вопреки требованиям реальности. Русские руководители хорошо разбираются в человеческой психологии и отлично понимают, что потеря самообладания не способствует упрочению позиций в политике. Они умело и быстро пользуются подобными проявлениями слабости. Поэтому, чтобы успешно строить отношения с Россией, иностранное государство должно непременно сохранять хладнокровие и собранность и предъявлять требования к ее политике таким образом, чтобы у нее оставался открытым путь к уступкам без ущерба для престижа.

В свете сказанного становится ясно, что советское давление на свободные институты западного мира можно сдержать лишь с помощью искусного и бдительного противодействия в различных географических и политических точках, постоянно меняющихся в зависимости от сдвигов и перемен в советской политике, но его нельзя устранить с помощью заклинаний и разговоров. Русские ожидают бесконечного поединка и считают, что уже добились больших успехов. Мы должны помнить, что в свое время коммунистическая партия играла значительно меньшую роль в российском обществе, чем сегодняшняя роль Советской страны в мировом сообществе. Пусть идеологические убеждения позволяют правителям России думать, что истина на их стороне и что они могут не торопиться. Но те из нас, кто этой идеологии не исповедует, могут объективно оценить правильность этих постулатов. Советская доктрина не только подразумевает, что западные страны не могут контролировать пути развития собственной экономики, но и предполагает беспредельное единство, дисциплинированность и терпеливость русских. Давайте трезво взглянем на этот апокалиптический постулат и предположим, что Западу удастся найти силы и средства для сдерживания советской власти в течение 10-15 лет. Чем обернется оно для России?
Советские лидеры, применив современную технику в искусстве деспотизма, решили проблему повиновения в рамках своего государства. Редко кто бросает им вызов; но даже эти немногие не могут вести борьбу против государственных органов подавления.
Кремль также доказал способность достигать своих целей, создав, не считаясь с интересами народов России, основы тяжелой индустрии. Этот процесс, правда, еще не завершен и продолжает развиваться, приближая Россию в этом отношении к основным промышленно развитым государствам. Однако все это как поддержание внутренней политической безопасности, так и создание тяжелой индустрии достигнуто за счет колоссальных потерь человеческих жизней, судеб и надежд. В невиданных для нашего времени масштабах в условиях мира применяется принудительный труд. Другие отрасли советской экономики, особенно сельское хозяйство, производство товаров широкого потребления, жилищное строительство и транспорт, игнорируются или нещадно эксплуатируются.
Вдобавок ко всему война принесла страшные разрушения, громадные людские потери и бедность народа. Этим объясняется усталость, физическая и нравственная, всего населения России. Народ в массе разочарован и скептически настроен, советская власть для него уже не так притягательна, как раньше, хотя она продолжает манить своих сторонников за рубежом. Энтузиазм, с которым русские воспользовались некоторыми послаблениями для церкви, введенными во время войны из тактических соображений, красноречиво свидетельствует, что их способности верить идеалам и служить им не нашли выражения в политике режима.
В подобных обстоятельствах физические и психические силы людей небеспредельны. Они объективны и действуют в условиях даже самых жестоких диктатур, так как люди просто не способны их преодолеть. Лагеря принудительного труда и другие институты подавления только временное средство заставить людей работать больше, чем требует их желание или экономическая необходимость. Если люди все же остаются в живых, они преждевременно стареют и их следует считать жертвами диктаторского режима. Во всяком случае, их лучшие способности уже утрачены для общества и не могут быть поставлены на службу государству.
Теперь надежда только на новое поколение. Новое поколение, несмотря на лишения и страдания, многочисленно и энергично; к тому же русские талантливый народ. Пока еще, правда, неясно, как отразятся на этом поколении, когда оно вступит в пору зрелости, чрезвычайные эмоциональные перегрузки детства, порожденные советской диктатурой и сильно усугубленные войной. Такие понятия, как обычная безопасность и спокойствие в собственном доме, теперь существуют в Советском Союзе разве что только в самых отдаленных деревнях. И нет уверенности, что все это не скажется на общих способностях того поколения, которое сейчас вступает в пору зрелости.
Помимо этого, налицо факт, что советская экономика, хотя она и может похвастаться значительными достижениями, развивается настораживающе неровно и неравномерно. Русские коммунисты, говорящие о «неравномерном развитии капитализма», должны были бы сгорать от стыда, глядя на свою экономику. Масштабы развития некоторых ее отраслей, например металлургической или машиностроительной, вышли за рамки разумных пропорций по сравнению с развитием других отраслей хозяйства. Перед нами государство, которое стремится в течение небольшого срока стать одной из великих промышленных держав и при этом не располагает приличными шоссейными дорогами, а ее железнодорожная сеть весьма несовершенна. Многое уже сделано для того, чтобы поднять производительность труда и научить полуграмотных крестьян обращению с машинами. Однако материальнотехническое обслуживание до сих пор является самой страшной прорехой советской экономики. Строительство ведется поспешно и некачественно.
Амортизационные расходы, вероятно, огромны. Во многих отраслях экономики так и не удалось привить рабочим хоть какие-то элементы общей культуры производства и технического самоуважения, свойственного квалифицированным рабочим Запада.
Трудно представить себе, каким образом уставшим и подавленным людям, которые трудятся в условиях страха и принуждения, удастся быстро устранить эти недостатки. И до тех пор, пока они не будут преодолены, Россия останется экономически уязвимой и в не котором роде немощной страной, которая может экспортировать свой энтузиазм или распространять необъяснимые чары своей примитивной политической живучести, но не в состоянии подкрепить эти предметы экспорта реальными свидетельствами материальной мощи и процветания.
Вместе с тем над политической жизнью Советского Союза нависла большая неопределенность, та самая неопределенность, которая связана с переходом власти от одного человека к другому или от одной группы лиц к другой.
Эта проблема, конечно, связана главным образом с особым положением Сталина. Нельзя забывать, что наследование им исключительного положения Ленина в коммунистическом движении это пока единственный случай перехода власти в Советском Союзе. Понадобилось двенадцать лет, чтобы закрепить этот переход. Это обошлось народу в миллионы жизней и сотрясло основы государства. Побочные толчки ощущались во всем международном коммунистическом движении и нанесли урон самим кремлевским руководителям.
Вполне возможно, что следующая передача неограниченной власти произойдет тихо и незаметно, без каких-либо пертурбаций. Но в то же время не исключено, что связанные с этим проблемы приведут, говоря словами Ленина, к одному из тех «необычайно быстрых переходов» от «тонкого обмана» к «разнузданному насилию», которые характерны для истории России, и сотрясут советскую власть до основания.
Но дело не только в самом Сталине. Начиная с 1938 года в высших эшелонах советской власти наблюдается настораживающая закостенелость политической жизни. Всесоюзный съезд Советов, который теоретически считается высшим органом партии, должен собираться не реже чем раз в три года. Последний съезд был почти восемь лет назад. За это время численность членов партии выросла вдвое. За время войны огромное число коммунистов погибло, и теперь более половины всех членов партии это люди, которые вступили в ее ряды уже после последнего съезда. Тем не менее на вершине власти, несмотря на все злоключения страны, остается все та же небольшая группа лидеров. Безусловно, есть причины, по которым испытания военных лет повлекли за собой коренные политические изменения в правительствах всех крупных западных государств. Причины этого явления достаточно общие, а потому должны присутствовать и в скрытой от взоров советской политической жизни. Но никаких признаков подобных процессов в России не видно.
Напрашивается вывод, что в рамках даже такой в высшей степени дисциплинированной организации, как коммунистическая партия, непременно должны все больше проявляться различия в возрасте, взглядах и интересах между огромными массами рядовых членов, вступивших в нее сравнительно недавно, и очень небольшой группой бессменных высших руководителей, с которыми большинство этих членов партии никогда не встречались, никогда не разговаривали и с которыми у них не может быть никакой политической близости.
Трудно предсказать, будет ли в этих условиях неизбежное омоложение высших эшелонов власти происходить (а это лишь вопрос времени) мирно и гладко или же соперники в борьбе за власть обратятся к политически незрелым и неопытным массам, чтобы заручиться их поддержкой. Если верно последнее, то коммунистической партии нужно ожидать непредсказуемых последствий: ведь рядовые члены партии учились работать лишь в условиях железной дисциплины и подчинения и совершенно беспомощны в искусстве достижения компромиссов и согласия. Если в коммунистической партии произойдет раскол, который парализует ее действия, то хаос и беспомощность общества в России обнаружатся в крайних формах. Ибо, как уже говорилось, советская власть это лишь оболочка, скрывающая аморфную массу, которой отказано в создании независимой организационной структуры. В России нет даже местного самоуправления. Нынешнее поколение русских понятия не имеет о самостоятельных коллективных действиях. Поэтому если про изойдет нечто такое, что нарушит единство и эффективность партии как политического инструмента, то Советская Россия может мгновенно превратиться из одной из сильнейших в одну из самых слабых и жалких стран мира.
Таким образом, будущее советской власти отнюдь не так безоблачно, как по русской привычке к самообману может по казаться кремлевским правителям. То, что они могут удерживать власть, они уже продемонстрировали. Но им еще предстоит доказать, что они могут легко и спокойно передать ее другим. Однако тяжкое бремя их господства и превратности международной жизни заметно подточили силы и надежды великого народа, на котором покоится их власть. Любопытно отметить, что идеологическое воздействие советской власти в настоящее время сильнее за пределами России, куда не могут дотянуться длинные руки советской полиции. В связи с этим на память приходит сравнение, которое есть в романе Томаса Манна «Будденброки». Рассуждая о том, что человеческие институты приобретают особый внешний блеск как раз в тот момент, когда их внутренний распад достигает высшей точки, он уподобляет семейство Будденброков в пору его наивысшего расцвета одной из тех звезд, свет которых ярче всего освещает наш мир тогда, когда на самом деле они давно прекратили свое существование. Кто может поручиться за то, что лучи, все еще посылаемые Кремлем недовольным народам западного мира, не являются тем самым последним светом угасающей звезды? Доказать это нельзя. И опровергнуть тоже. Но остается надежда (и, по мнению автора этой статьи, довольно большая), что советская власть, как и капиталистический строй в ее понимании, несет в себе семена собственной гибели, и эти семена уже тронулись в рост.
Совершенно очевидно, что в обозримом будущем вряд ли можно ожидать политического сближения между Соединенными Штатами и советским режимом. Соединенные Штаты и впредь должны видеть в Советском Союзе не партнера, а соперника на политической арене. Они должны быть готовы к тому, что в советской политике найдет отражение не абстрактная любовь к миру и стабильности и не искренняя вера в постоянное счастливое сосуществование социалистического и капиталистического мира, а осторожное и упорное стремление подорвать и ослабить влияние всех противостоящих сил и стран.
Но нельзя забывать и того, что Россия по сравнению с западным миром в целом все еще слабая страна, что советская политика отличается большой неуравновешенностью и что в советском обществе, возможно, кроются пороки, которые в конечном счете приведут к ослаблению его общего потенциала. Это само по себе дает право Соединенным Штатам уверенно проводить политику решительного сдерживания, чтобы противопоставить русским несгибаемую силу в любой точке земного шара, где они попытаются посягнуть на интересы мира и стабильности.
Но в действительности возможности американской политики ни в коей мере не должны сводиться к проведению твердой линии на сдерживание и к надеждам на лучшее будущее. Своими действиями Соединенные Штаты вполне могут влиять на развитие событий как в самой России, так и во всем коммунистическом движении, которое оказывает значительное влияние на внешнюю политику России. И речь идет не только о скромных усилиях Соединенных Штатов по распространению информации в Советском Союзе и других странах, хотя это тоже важно. Речь, скорее, идет о том, насколько успешными будут наши усилия по созданию у народов мира представления о Соединенных Штатах как о стране, которая знает, чего хочет, которая успешно справляется со своими внутренними проблемами и обязанностями великой державы и которая обладает достаточной силой духа, чтобы твердо отстаивать свои позиции в современных идеологических течениях. В той степени, в которой нам удастся создавать и поддерживать такое представление о нашей стране, цели русского коммунизма будут казаться бесплодными и бессмысленными, у сторонников Москвы поубавится энтузиазма и надежд, а во внешней политике у Кремля прибавится проблем. Ведь старческая немощь и обветшалость капиталистического мира составляют краеугольный камень коммунистической философии. Поэтому уже одно то, что не сбудутся предсказания пророков с Красной площади, самоуверенно предрекавших со времени окончания войны, что в Соединенных Штатах неминуемо разразится экономический кризис, имело бы глубокие и важные последствия для всего коммунистического мира.
И напротив, проявления неуверенности, раскола и внутренней разобщенности в нашей стране воодушевляют коммунистическое движение в целом. Каждое такое проявление вызывает бурю восторга и новые надежды в коммунистическом мире; в поведении Москвы появляется самодовольство; новые сторонники из разных стран пытаются примкнуть к коммунистическому движению, принимая его за ведущую линию международной политики; и тогда напор русских возрастает по всем направлениям международных отношений.
Было бы преувеличением полагать, что одни Соединенные Штаты без поддержки других государств могли бы решить вопрос жизни и смерти коммунистического движения и вызвать скорое падение советской власти в России. Тем не менее США имеют реальную возможность значительно ужесточить условия, в которых осуществляется советская политика, заставить Кремль действовать более сдержанно и осмотрительно, чем в последние годы, и таким образом способствовать развитию процессов, которые неизбежно приведут либо к крушению советского строя, либо к постепенной его либерализации. Ибо ни одно мистическое, мессианское движение, и особенно кремлевское, не может постоянно терпеть неудачи, не начав рано или поздно так или иначе приспосабливаться к логике реального положения вещей.
Таким образом, решение вопроса в значительной мере зависит и от нашей страны. Советско-американские отношения это, по существу, пробный камень международной роли Соединенных Штатов как государства. Чтобы избежать поражения, Соединенным Штатам достаточно быть на высоте своих лучших традиций и доказать, что они достойны называться великой державой.
Можно с уверенностью сказать, что это самое честное и достойное испытание национальных качеств. Поэтому всякий, кто внимательно следит за развитием советско-американских отношений, не будет сетовать на то, что Кремль бросил вызов американскому обществу. Напротив, он будет в какойто мере благодарен судьбе, которая, послав американцам это суровое испытание, поставила саму их безопасность как нации в зависимость от их способности сплотиться и принять на себя ответственность морального и политического руководства, которое уготовано им историей.

) - американский журналист, путешественник, писатель, автор книг о Сибири и сибирской ссылке. Известен своей поддержкой российских революционеров. Его публичные разоблачения тяжёлых условий содержания политзаключённых в сибирской ссылке стали толчком к распространению в США критического взгляда на политический режим, существующий в Российской империи. На волне общественного негодования вокруг выступлений Кеннана в 1891 году в Бостоне возникло американское Общество друзей русской свободы , члены которого с 1891 по 1919 гг. участвовали в различных пропагандистских кампаниях, некоторые из которых оказали заметное влияние на отношение общественного мнения США к России.

Внучатым племянником Джорджа Кеннана был Джордж Ф. Кеннан .

Биография

Джордж Кеннан в исследованиях историков

Современный российский историк Д. М. Нечипорук в своей диссертации «Американское общество друзей русской свободы» пишет, что личность и деятельность Джорджа Кеннана, который был центральной фигурой антицаристской агитации в конце 1880-х - начале 1890-х гг., занимает значительное место в исследованиях истории культурных связей между Россией и США. В 1950 году американский историк М. Лазерсон впервые в историографии подробно исследовал влияние агитации Кеннана на американо-русские отношения . Именно Лазерсон своим исследованием заложил основы либерального подхода к изучению как агитации Кеннана, так и деятельности американского Общества - согласно этому подходу, Кеннан являлся искренним и бескорыстным противником русского самодержавия, помогавшим своими печатными выступлениями и деньгами русским социалистам и либералам в их борьбе за демократическую Россию. Этот тезис впоследствии получил широкое хождение не только в американской, но и в советской исторической литературе .

В 1970-е-1980-е гг. американский историк Т. Сталлс предложил более критический взгляд на агитацию Кеннана, чем это было принято в предыдущих работах . Он впервые озвучил тезис о коммерческих мотивах деятельности американского журналиста и, опираясь на архивные материалы, попытался развеять устойчивое представление о Кеннане как об исключительно «идейном» борце с самодержавием.

Наиболее подробное исследование деятельности Джорджа Кеннана в 1990 г. выпустил американский историк Ф. Трэвис .

В советской историографии Кеннан непременно изображался как убеждённый, искренний и бескорыстный противник царизма, поддержавший Общество американских друзей русской свободы и его агитацию .

Сочинения

  • Tent life in Siberia, and adventures among the Koraks and other tribes in Kamtchatka and Northern Asia. - N.Y., G.P. Putnam & sons; L., S. Low, son & Marston, 1870. - 425 р.
  • Siberia and the Exile System . - N.Y., The Century co., 1891. 2 vols.
    • Русский перевод: Сибирь и ссылка. В двух томах. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 1999.
  • Campaigning in Cuba . - N.Y., The Century co., 1899. - 269 p.
  • The Chicago and Alton case: A misunderstood transaction - Garden City, N.Y.: Country Life Press, 1916. - 58 p.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1845 году
  • Родившиеся 16 февраля
  • Умершие в 1924 году
  • Умершие 10 мая
  • Журналисты по алфавиту
  • Журналисты США
  • Путешественники США
  • Писатели США
  • Мемуаристы США

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кеннан, Джордж" в других словарях:

    Джордж Кеннан Джордж Кеннан (George Kennan, 1845 1924) американский путешественник, автор книг о Сибири, каторге и ссылке в России. Джордж Фрост Кеннан (George Kennan, 1904 2005) американский дипломат и учёный … Википедия

    - (Kennan) (1845 1924), американский журналист. В 1885 86 обследовал русские каторжные тюрьмы и места политической ссылки. Выступил в защиту русских революционеров. Автор книги «Сибирь и ссылка» (ч. 1 2, 1906). * * * КЕННАН Джордж КЕННАН Джордж… … Энциклопедический словарь

    Кеннан (Kennan) Джордж (16.2.1845, Норуолк, Огайо, США, ‒ 10.5.1924), американский журналист. Неоднократно посещал Россию. В 1885‒86 обследовал каторжные тюрьмы и места ссылки русских революционеров в Сибири. В 2 томном труде [«Сибирь и система… … Большая советская энциклопедия

    Кеннан Джордж - (1845 1924) американский путешествнник, публицист. Неоднократно бывал в Сибири, автор книги Жизнь Сибири. В 1887 г. выступил в одном из американских журналов с разоблачительными очерками по результатам исследования русских политических тюрем и… … Словарь литературных типов

    КЕННАН Джордж (полн. Джордж Фрост Кеннан, George Frost Kennan) (р. 16 февраля 1904, Милуоки, Винконсин 12 марта 2005, Принстон, Нью Джерси), американский дипломат и историк, автор трудов по истории советско американских и российско американских… … Энциклопедический словарь

    Кеннан, Джордж Фрост, 1940 Джордж Фрост Кеннан (16 февраля 1904 17 марта 2005) американский дипломат и ученый, основатель Института Кеннана, больше, чем кто либо другой в XX веке, преуспел в деле сближения мира науки и мира политики. Он историк,… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кеннан. Джордж Фрост Кеннан George F. Kennan … Википедия

    Кеннан (Kennan), Джордж североамериканский писатель. В 1861 68 годы по поручению русско американской телеграфной компании посетил крайний северо восток Сибири для исследования вопроса о возможности проведения телеграфа из Америки через Берингов… … Биографический словарь