Проходящие и вспомогательные обороты для решения задач по гармонии. Натуральный минор

Я придерживаюсь того мнения, что любое обучение должно проходить в непринужденной атмосфере, без напряга (как это принято говорить нынче) и тем более без капли страха. Страха что-то не понять, страха быть не понятым, страха перед преподавателем. Ну скажите, какой прок от такой учебы, когда ты неделю настраиваешься на урок, а потом соответственно еще неделю от него отходишь? И тому нет конца и края. Особенно данная мысль актуальная в отношении музыкальных занятий. Они-то ведь должны приносить человеку радость, удовлетворение и счастье, а не повергать его в глубины небытия и ощущения собственной неполноценности и бессилия. Такое непринужденное, но в то же время серьезное музыкальное образование предлагает Вам наша онлайн школа Urokimusic, а уроки гармонии скайп, которые входят в её программу, помогут вам раскрутить даже самые запутанные гармонические лабиринты.

И начнем мы их распутывать прямо сейчас. На повестке дня проекта «Уроки гармонии скайп» глобальная тема: натуральный минор во фригийских оборотах .

Итак, Вы помните, что натуральный минор отличается от гармонического одним звуком – VII повышенной ступенью. Именно поэтому возникает целая группа характерных аккордов – трезвучия d , VII , III ступеней.

Продолжаем. Теперь немного из другой области (будем собирать тему как пазл))). Помните такой фригийский лад? Это – старинный церковный модус с низкой II ступенью? Из-за этого при движении вниз получается характерная последовательность полутонов: 2,2,1. Такая же история случается и в натуральном миноре при движении от первой ступени вниз (если не верите, то посчитайте). По научному это звучит так: верхний тетрахорд натуральной минорной гаммы совпадает по своему интервальному строению с тетрахордом фригийского звукоряда. Именно поэтому (а не из-за II низкой ступени) данный оборот натурального минора и получил название ФРИГИЙСКОГО.

Это единственный оборот классической гармонии, допускающий после d гармонии d (из-за того, что нивелируется полутоновое тяготение). Это правило распространяется только на данный оборот. Весь остальной процесс протекает в привычном гармоническом миноре.

Лирика в сторону. Теперь обсудим технику исполнения. Если фригийский оборот звучит в мелодии (а Вы уже запомнили, что это последование I VII VI V , т.е. по до минору – до-си бемоль-лябемоль-соль), то гармонизуется он так:

t III s D

VI–III 6 –s–D

t 6 VII 6 VI 6 D 6 c различными удвоениями

t t 7 (6 / 5 , 4 / 3)– s D .

Если фригийский оборот находится в басу, то он гармонизуется так:

t– VII –s 6 (II 4 / 3 или VI)–D .

Это все. Удачных гармонизаций! Ставлю Тонику. Надеюсь, что наши уроки гармонии скайп будут для Вас очень полезными и крайне увлекательными!

При копировании, перепечатке материала или его части активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт обязательна.

В натуральном миноре аккорды D-функции изменяют свое строение, а именно:
VI5/3 становится минорным(d, V натуральная)
VII становится мажорной
III становится мажорной

Применение этих аккордов в практике классической гармонии связано с особыми оборотами потому, что эти аккорды лишены в своем составе VII# ступени и не обладают острым тяготением в Т.

Аккорды d применяются при гармонизации фригийского оборота (нисходящее движение от I к V в натуральном миноре).

Функциональная особенность этого тетрахорда в том, что VII ступень является признаком D-функции, а VI ступень является признаком аккордов S-функции. И образуется ненормативная последовательность D-S, которая смягчена отсутствием тяготения VII ступени в I.
При гармонизации фригийского тетрахорда, обычно он приходи к D(гармонической), но возможно исключение(T).
Т.к. натуральный минор венские классики использовали эпизодически, то приход в конце оборота к D(гармонической) восстанавливает классическую ионику.
В некоторых случаях фригийский оборот возможен без начального звука или без конечного.
Фригийский оборот может помещаться в любом голосе, но чаще всего он бывает в Сопрано или в Басу. Если оборот находится в Сопрано, то он называется "фригийский оборот первого рода", а если в Басу - второго рода.
Фригийский оборот может быть разбросан по голосам.
Если фригийский оборот переходит в K6/4, то он называется " фригийская каденция " .
При гармонизации фригийского оборота возможно использовать Т7(натуральный) с обращениями.
1. Фригийские обороты 1-ого рода:



Все аккорды во фригийском обороте должны быть в одном расположении!

2. Фригийские обороты 2-ого рода:

Аккорды D(натуральной) могут применяться в гармонии не только в связи с фригийскими оборотами. Применение аккордов D(натуральной) часто связано с возникновением переменных функций в гармонии.

  • Переменный функции - дополнительные функциональные отношения, в которые вступают между собой аккорды в процессе гармонического движения. При этом переменные функциональные отношения образуются только на фоне основных функций.

В натуральном миноре аккорды D-функции изменяют свое строение, а именно:
VI5/3 становится минорным(d, V натуральная)
VII становится мажорной
III становится мажорной

Применение этих аккордов в практике классической гармонии связано с особыми оборотами потому, что эти аккорды лишены в своем составе VII# ступени и не обладают острым тяготением в Т.

Аккорды d применяются при гармонизации фригийского оборота (нисходящее движение от I к V в натуральном миноре).

Функциональная особенность этого тетрахорда в том, что VII ступень является признаком D-функции, а VI ступень является признаком аккордов S-функции. И образуется ненормативная последовательность D-S, которая смягчена отсутствием тяготения VII ступени в I.
При гармонизации фригийского тетрахорда, обычно он приходи к D(гармонической), но возможно исключение(T).
Т.к. натуральный минор венские классики использовали эпизодически, то приход в конце оборота к D(гармонической) восстанавливает классическую ионику.
В некоторых случаях фригийский оборот возможен без начального звука или без конечного.
Фригийский оборот может помещаться в любом голосе, но чаще всего он бывает в Сопрано или в Басу. Если оборот находится в Сопрано, то он называется "фригийский оборот первого рода", а если в Басу - второго рода.
Фригийский оборот может быть разбросан по голосам.
Если фригийский оборот переходит в K6/4, то он называется " фригийская каденция " .
При гармонизации фригийского оборота возможно использовать Т7(натуральный) с обращениями.
1. Фригийские обороты 1-ого рода:



Все аккорды во фригийском обороте должны быть в одном расположении!

2. Фригийские обороты 2-ого рода:

Аккорды D(натуральной) могут применяться в гармонии не только в связи с фригийскими оборотами. Применение аккордов D(натуральной) часто связано с возникновением переменных функций в гармонии.

  • Переменный функции - дополнительные функциональные отношения, в которые вступают между собой аккорды в процессе гармонического движения. При этом переменные функциональные отношения образуются только на фоне основных функций.

Фригийский оборот (нем. phrygische Wendung) – это мелодико-гармонический оборот, основанный на нисходящем (от 1-й к 5-й ступени) втором тетрахорде натурального минора. По интервальному строению этот тетрахорд совпадает с первым тетрахордом фригийского лада, отсюда и название:

Фригийский тетрахорд может располагаться как в верхнем голосе, так и в басу.

Для гармонизации 7-й ступени натурального минора в сопрано используется трезвучие 3-й ступени, а также септаккорд или квинтсекстаккорд 1-й ступени:

Фригийский оборот в середине построения или в начале 2-го предложения может начинаться с тонического секстаккорда (t6):

Фригийский тетрахорд в басу (lamentobass) может быть гармонизован следующим образом:

Фригийский оборот, завершающийся мажорным доминантовым трезвучием (D53), может быть использован в качестве половинного кадансового оборота, поэтому Н. А. Римский-Корсаков назвал такой оборот “фригийским кадансом” (см. нотные примеры выше).

Нисходящий второй тетрахорд в мажоре может иметь аналогичную в функциональном отношении гармонизацию, но с использованием аккордов мажорного лада (попробуйте перегармонизовать приведенные выше нотные примеры).

Примеры из музыкальной литературы

Ф. Шопен. Ноктюрн до-диез минор. В 1-м и 2-м тактах – фригийский оборот в сопрано:


Т. А. Витали. Чакона g-moll – фригийский оборот в басу (Lamentobass) :

Задание: Транспонируйте приведенные в нотных примерах фригийские обороты во все минорные тональности квинтового круга.

Литература

  1. Абызова Е. Гармония.– М., 2008.
  2. Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.– М., 1984.
  3. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии. – М.-Л., 1949. С.44-45.
  4. Тюлин Ю., Привано Н. Учебник гармонии.– М., 1986.
  5. Ulrich Kaiser, Lamentobass. Musik aus vier Jahrhunderten , (= OpenBook 5), inkl. Software AnaVis von Andreas Helmberger und Ulrich Kaiser. – Karlsfeld, 2013.

Фригийский оборот — это гармонизация верхнего нисходящего тетрахорда натурального минора (то есть хода I — VII — VI — V). Этот тетрахорд обычно встречается либо в сопрано («фригийские обороты на сопрано»), либо в басу («фригийские обороты на бас»).

Название — от фригийского лада (звукоряд которого соответствует натуральному минору с низкой II ступенью): верхний тетрахорд натурального минора совпадает с нижним тетрахордом фригийского лада.

Фригийские обороты условно группируются по тому, как гармонизуется самая специфическая его ступень — VII натуральная. Она может быть либо основным тоном, либо терцовым, либо квинтовым, либо септовым; остальные аккорды «подстраиваются». Часто фригийский оборот начинается с тоники (T 5 3 или T 6), а заканчивается на D 5 3 , но это необязательно. Возможно начало с VI 5 3 или S 5 3 , например. На каждую ноту фригийского оборота также может приходиться более одного аккорда (например, на последнюю — K 6 4 D 5 3).

Фригийские обороты на сопрано

Фригийские обороты на бас