«Снежная королева.

Снежная Королева

(по пьесе Е.Шварца «Снежная Королева».)

Занавес закрыт. Начинает звучать «Песня о сказке». На сцену выходит человек с небольшим мешком за спиной.

СКАЗОЧНИК – Ну вот, открыв в неведомое двери,

Как говорится, будем в сказку вхожи.

Конечно, можно верить и не верить,

Что сказка в жизни как-то нам поможет.

А вдруг поможет? Сказка добрый друг.

Вот мы и понадеемся на «вдруг».

Я – голос сказки. Ведь каждая сказка имеет свой голос, иначе, кто бы вам сказал: «Жили- были двадцать пять оловянных солдатиков, и все они были от одной матери старой оловянной ложки…»? Нет, нет, голос сказки совершенно необходим. Необходим для того, чтобы сказка хотя бы началась. Да, самое главное я забыл – мне прискучило все рассказывать и рассказывать. Сегодня я буду показывать сказку и сам участвовать во всех приключениях. Как же так? А очень просто – моя сказка и я в ней хозяин. И когда мы дойдем до конца, будем знать больше, чем знаем сейчас. (уходит )

Открывается занавес. На сцене просто обставленная комната. Окно с морозным узором. На подоконнике горшок с цветущей розой. Выбегают дети. Играют в догонялки.

КАЙ – Не догонишь, не догонишь!

ГЕРДА – Кай, давай, как будто, я тебя уже догнала!

КАЙ – Ну ладно!

ГЕРДА – Кай, мы забыли полить наши розы.

КАЙ – На улице зима, а у нас цветут розы. Разве это не чудо?

ГЕРДА – Нет, в доме, где царит любовь, всегда хорошо цветут цветы.

КАЙ – Стой!

ГЕРДА – Что такое?

КАЙ – Ступеньки скрипят…

ГЕРДА – Погоди, погоди.… Да!

КАЙ – И как весело они скрипят! Когда соседка шла жаловаться: «Ваш Кай разбил снежком окно» -, они скрипели вовсе не так.

ГЕРДА – Да уж! Тогда они ворчали, как собаки.

КАЙ – А теперь, когда идет наша бабушка…

ГЕРДА – …ступеньки поскрипывают, словно скрипочки…

КАЙ – Ну бабушка, ну скорей же!

ГЕРДА – Не надо её торопить, Кай, ведь мы живем под самой крышей, а она уже старенькая.

КАЙ – Уже чайник зашумел! (обжигает руку )

ГЕРДА – Уже чайник закипел (жалеет Кая )

КАЙ – Герда, ну давай напугаем её.

ГЕРДА – Что опять?

КАЙ – Ну в последний раз, пожалуйста, она будет нас звать, а ты не отзывайся

ГЕРДА – Как будто в первый раз. (убегает за кулисы )

БАБУШКА – (зовет из -за кулис ) – Кай, Герда! (входит в комнату ) Кай, Герда опять спрятались шалунишки! А я принесла печенья, думала будем пить чай.

Дети не отзываются. Бабушка садится на стул и начинает вязать. Кай и Герда выбегают с радостным криком.

ГЕРДА – Бабушка наконец-то ты пришла!

КАЙ – Бабушка, а ты очень устала?

БАБУШКА – Кай, сегодня я помыла полы в четырех домах, перестирала белье в пяти. Да, я очень устала.

КАЙ – Ну, может быть, ты все-таки расскажешь нам сказку. Ну, хотя бы, совсем маленькую.

БАБУШКА – Хорошо, ведь вы мои любимые внуки.

Было это давным- давно. Моя мама, также как и я, уходила работать к чужим людям. Однажды вечером она запаздывала домой. Сначала я ждала её терпеливо, но когда догорела и погасла свечка, мне стало совсем не весело. Я оделась потихоньку, замотала шею шарфом и выбежала на улицу. На улице было тихо – тихо, так тихо, как бывает только зимой. Я присела на ступеньки и стала ждать. И вдруг – как засвистит ветер, как полетит снег! Казалось, что он падает не только с неба, а летит от стен, с земли, отовсюду. Одна снежинка стала расти, расти, и превратилась в прекрасную женщину, одетую во все белое. «Вы кто?» крикнула я. «Я Снежная Королева» - ответила женщина. «Хочешь я заберу тебя к себе? Поцелуй меня!».

Сильный шум вьюги.

ГЕРДА – Мне страшно.

БАБУШКА – Не бойтесь дети. Это просто ветер.

В комнату входит женщина, одетая во все белое.

ЖЕНЩИНА – Простите, я стучала, но меня никто не слышал.

ГЕРДА – Бабушка сказала, что это ветер.

ЖЕНЩИНА – Я испугала вас?

КАЙ – Ну вот, ни капельки.

ЖЕНЩИНА – Я очень рада этому. Ты смелый мальчик. Здравствуйте, господа!

БАБУШКА – Здравствуйте, госпожа…

ЖЕНЩИНА – Называйте меня баронессой.

БАБУШКА – Здравствуйте, госпожа баронесса. Садитесь, пожалуйста.

ЖЕНЩИНА – Благодарю вас. (садится ). Я пришла к вам по делу. Мне рассказывали о вас. Говорят, что вы очень хорошая женщина, работающая, честная, добрая, но бедная.

БАБУШКА – Не угодно ли чаю, госпожа баронесса?

ЖЕНЩИНА – Нет, ни за что! Ведь он горячий. Мне говорили, что, несмотря на свою бедность, вы держите приёмыша.

КАЙ – Я не приемыш!

БАБУШКА – Он говорит правду, госпожа баронесса.

ЖЕНЩИНА – Но мне говорили так: девочка ваша внучка, а мальчик.

БАБУШКА – Да, мальчик не внук мне, но ему не было и года, когда родители его умерли. Он такой же родной мне, как моя единственная внучка…

ЖЕНЩИНА – Эти чувства делают вам честь. Но вы старая и можете умереть.

КАЙ – Бабушка не старая!

ГЕРДА – Бабушка не может умереть!

ЖЕНЩИНА – Тише! Когда я говорю, все должны умолкнуть. И так я беру у вас мальчишку. Я одинока, богата, детей у меня нет – этот мальчик будет у меня место сына. Это выгодно нам всем.

КАЙ – Бабушка, бабушка, не отдавай меня. Я не люблю её, я тебя люблю! Если тебе трудно, я тоже буду зарабатывать – газеты продавать, носить воду – ведь за все это платят, бабушка. А когда ты совсем состаришься, я куплю тебе мягкое кресло, очки и интересные книжки. Не отдавай, меня, бабушка!

ГЕРДА – Не отдавай его, пожалуйста!

БАБУШКА – Да вы что, дети! Я, конечно, ни за что не отдам его.

КАЙ – Вы слышите?

ЖЕНЬЩИНА – Не надо так спешить. Подумай Кай. Ты будешь жить во дворце, мальчик. Сотни верных слуг будут повиноваться каждому твоему слову. Там…

КАЙ – Там не будет Герды, там не будет Бабушки, я не пойду к вам.

ГЕРДА – Молодец.

ЖЕНЬЩИНА – Молчите (Делает повелительный жест рукой )

БАБУШКА – Простите, баронесса, но будет так, как сказал мальчик.

ЖЕНЬЩИНА – Ну что же! Эти чувства делают вам честь. Оставайся здесь мальчик, если ты этого так хочешь. Но поцелуй меня на прощание.

КАЙ – Нет, я не хочу.

ЖЕНЬЩИНА – А я думала ты смелый мальчик, я ты, оказывается, трус.

КАЙ – Я вовсе не трус.

ЖЕНЬЩИНА – Так поцелуй же меня.

ГЕРДА – Не надо, Кай!

Кай целует протянутую руку. Женщина громко смеется и уходит. Кай начинает хохотать.

КАЙ – Смотрите, какие гадкие у нас розы! Как смешно ходит наша бабушка. Это не бабушка, это просто утка какая-то (передразнивает походку )

ГЕРДА – Кай, Кай!

КАЙ – Если ты заревешь, я дерну тебя за косу.

БАБУШКА – Кай, я не узнаю тебя.

КАЙ – Ах, как вы все мне надоели. Да оно и понятно, живем втроем в такой конуре…

БАБУШКА – Кай, что с тобой?

ГЕРДА – Бабушка! Это была она, Снежная Королева, А он поцеловал её и теперь его сердце превратится в лед.

БАБУШКА – Дети, ложитесь спать! Уже поздно, вы начинаете капризничать.

ГЕРДА – Я не пойду спать, пока не узнаю, что с ним.

КАЙ – А я пойду! Какая ты некрасивая, когда плачешь.

ГЕРДА – Бабушка!

БАБУШКА – Спать, спать, спать.

Свист и вой метели за окном усиливаются. Занавес закрывается. Перед занавесом лежит камень. Герда, очень утомленная, медленно выходит на сцену. Опускается на камень.

ГЕРДА – Как же давно я иду. Как же давно я ищу самого лучшего мальчишку на свете - моего Кая. Мы жили так дружно – я, он и наша бабушка. Но однажды, это было прошлой зимой, он взял санки и ушел на городскую площадь. Он привязал свои санки к большим саням. Мальчишки часто так делают, чтобы прокатиться побыстрее. В больших санях сидел человек, одетый во все белое. Как только Кай привязал свои санки к саням, человек ударил по коням, кони рванулись и санки за ними и больше никто, никогда не видел моего Кая.(плачет ). Какой приятный аромат. Наверное, где-то поблизости цветник. Может быть, там знают, где Кай. (убегает ).

На сцену в танце выходят цветы.

    Я больше так не могу. Танцуем, благоухаем, а толку все равно нет. Надоело!

    Да, дорога заброшена, и никто по ней не ходит с самого начала лета.

    и лето выдалось сухое и жаркое. Земля такая твердая, что моим корням нечем дышать.

    вечно ты думаешь только о себе! Можно подумать, что вокруг нас рыхлят целыми днями.

    И еще в жару невероятно плодятся насекомые! Просто ужас.

    Опять насекомые. Ой, по мне ползают мерзкие жуки!

    Если так будет продолжаться, мы долго не протянем. Высохнем и все дела.

    И осталось нам не так уж много, если не пойдет дождь…

    Или мы не очаруем какого-нибудь прохожего и не заставим его ухаживать за нами.

    Что? Я умираю?

    Не я, а мы, думаешь только о себе.

    Как же так? Ведь мы самые красивые цветы во всей округе.

    У нас самый сладкий аромат.

    Все пчелы так говорят.

    Д, но нам нужен рыхлитель, поливатель и насекомоубиватель!

    Нет таких слов.

    Есть!

    Нет.

    Есть.

    Тише! Сюда кто-то идет.

Поднимаются и принимают красивые позы. Из-за кулис появляется крапива.

1 – За, что?

2 – Ты мне на прошлой неделе проиграл щелбан и сегодня снова.

1 – Можно я отыграюсь? Ну, пожалуйста!

2 – Ладно, но только не мухлевать.

Раздают карты. Начинают играть.

ЦВЕТЫ – Фу, крапива!

Крапива, расположившись на авансцене, начинает играть в карты. На сцену выходит Герда.

ГЕРДА – (осматриваясь ) – Какие красивые цветы! Крапива…

ЦВЕТЫ – (переглядываясь ) – Охмурим! Одурманим! Служить заставим!

На фоне музыкальной темы «перекидывают» Герду друг другу. Колдуют над ней.

ЦВЕТЫ – Отныне ты наша рабыня. Служи нам! (дают Герде лейку ) Отлично сработанно, теперь можно и поспать! (засыпают ).

Герда ходит между цветами, механически поливая их. Её лицо не выражает никаких эмоций.

КРАПИВА 1 – Мерзкие цветочки, опять нашли себе новую жертву.

КРАПИВА 2 – И как тебе нравится наш цветник?

КРАПИВА 1 – Бедная, бедная девочка. Теперь ты обречена, всю жизнь поливать, рыхлить и вдыхать этот упоительный аромат.

ГЕРДА – Да, упоительный.

КРАПИВА 2 – И никто не сможет помочь тебе – эта дорога давно заброшена и по ней никто не ходит.

ГЕРДА – Никто не ходит.

КРАПИВА 1 – И куда же ты шла по этой дороге, девочка?

ГЕРДА – Не помню.

КРАПИВА 2 – Ты что-то говорила о Снежной королеве, бабушке, и мальчишке по имени Кай.

ГЕРДА – Кай. Не помню.

КРАПИВА 1 – Надо помочь девочке. (шепчутся ).

КРАПИВА 2 – Сейчас тебе будет больно. Мы тебя обожжем.

КРАПИВА 1 – Но зато чары цветов развеются, и ты будешь свободна.

Хватают Герду за руки. Она вскрикивает и осматривается по сторонам, словно после сна.

КРАПИВА – Беги! Спасайся! (загораживают Герду и не дают цветам её схватить ).

Занавес. Из-за занавеса выглядывает ворон. Убедившись, что сцена пуста, важно выходит.

ВОРОН – Клара! Клара! Я люблю вас Клара!

ГЕРДА – Теперь-то я понимаю, что такое одна. Никто не просит тебя: «Герда, хочешь есть? Герда, почему ты сегодня такая грустная!» когда встречаешь людей, то все-таки легче. Они расспросят, поговорят, а иногда накормят даже. А эти места такие безлюдные. Иду я самого рассвета, и никого ещё не встретила.

ВОРОН – (выглядывая ) – Здравствуйте, барышня!

ГЕРДА – Здравствуйте, сударь.

ВОРОН – Простите, но вы не швырнете в меня палкой?

ГЕРДА – О, что вы, конечно нет!

ВОРОН – Приятно слышать. А камнем?

ГЕРДА – Что вы, сударь!

ВОРОН – А кирпичом?

ГЕРДА – Нет, нет, уверяю вас.

ВОРОН – Позвольте почтительнейше поблагодарить вас за вашу удивительную учтивость. Красиво я говорю?

ГЕРДА – Очень, сударь.

ВОРОН – Это оттого, что я вырос в парке королевского дворца. Я почти придворный ворон. А моя невеста – настоящая придворная ворона. Она питается объедками королевской кухни. Но, простите, вы чем-то огорчены. Говорите, я добрый ворон. Может быть, я смогу помочь вам.

ГЕРДА – Если бы вы помогли мне найти одного мальчика.

ВОРОН – Мальчика? Это интересно, крайне интересно.

ГЕРДА –Понимаете, я ищу мальчика с которым вместе выросла. Его зовут…

ВОРОН – (перебивает ) – Кай! А вас зовут Герда.

ГЕРДА – Да, меня зовут Герда, но откуда вы все это знаете?

ВОРОН – Наша дальняя родственница – сорока, большая сплетница. Все новости она приносит нам на хвосте. Так мы узнали и вашу историю.

ГЕРДА – Так значит, вы знаете, где Кай. Ну, говорите же! Почему вы молчите?

ВОРОН – Сорок вечеров подряд мы рядили и судили, гадали и думали – где же Кай? Но так и не додумались.

ГЕРДА – Вот и мы тоже. Целую зиму мы ждали Кая. А весной я ушла его искать. Бабушка спала ещё. Я поцеловала её на прощание и вот ищу. Бедная бабушка, она, наверное, там скучает одна.

ВОРОН – Да, сорока рассказывала, что ваша бабушка крайне, крайне горюет…. Страшно тоскует!

ГЕРДА – А я столько времени потеряла напрасно. Вот уже целое лето все ищу его, ищу, и никто не знает, где он.

ВОРОН – Тише!

ГЕРДА – Что такое?

ВОРОН – Дайте-ка мне послушать! Да это летит сюда она. Дорогая Герда. Разрешите представить вам, мою невесту, настоящую придворную ворону.

Из-за кулис с криком: «Спасите, помогите!» вылетает взъерошенная ворона.

ВОРОНА – Здравствуй, Карл!

ВОРОН – Здравствуй, Клара!

ВОРОНА – Здравствуй, Карл!

ВОРОН – (недоуменно ) – Здравствуй, Клара.

ВОРОНА – Сейчас ты раскроешь клюв, Карл. Кай нашелся!

ГЕРДА – Где он? Что с ним? Он жив?

ВОРОНА – Ой, кто это?

ВОРОН – Дорогая Клара, позволь представить тебе – эту девочку зовут Герда.

ВОРОНА – Герда? Вот чудеса. Здравствуй Герда.

ГЕРДА – Не мучайте меня, скажите, где Кай.

ВОРОНА – Месяц назад принцесса, дочь короля, пришла к королю и сказала: «Папа мне не с кем играть…»

ГЕРДА – Простите, что я вас перебиваю, но зачем вы рассказываете мне о королевской дочери?

ВОРОН – Но дорогая Герда, иначе вы ничего не поймете.

ВОРОНА – Мне не с кем играть,- Сказала дочь короля. Подруги нарочно проигрывают мне в шашки, поддаются в пятнашки. Я умру от тоски.

ВОРОН – Ну, ладно-, сказал король – Я выдам тебя замуж.

ВОРОНА – Устроим смотр женихов. Все пугались заходя во дворец. Но один мальчик ни капельки не испугался.

ГЕРДА – (радостно ) – Это был Кай?

ВОРОН – Да, это был он.

ВОРОНА – Все другие молчали от страха как рыбы, а он так разумно разговаривал с принцессой.

ГЕРДА – Еще бы! Кай очень умный. Он знает сложение, вычитание, умножение, и даже дроби!

ВОРОН – И вот принцесса выбрала его, и они сыграли свадьбу.

ГЕРДА – Вы уверены, что это Кай? Ведь он совсем мальчик!

ВОРОНА – Принцесса тоже маленькая девочка. Но ведь принцессы могут выходить замуж, когда им вздумается.

ГЕРДА – Ну, так идемте же скорее во дворец!

ВОРОНА – Боюсь, что вас не пустят туда. Ведь это все-таки королевский дворец, а вы простая девчонка. Но вы покорили моё сердце. Идемте. Я знаю все ходы и переходы дворца.

ВОРОН – Утром мы проберемся туда (уходят )

Смена декораций. На сцене нарядная, богатая комната королевского дворца. Вбегают Принц и Принцесса. Они играют в лошадки.

ПРИНЦ – (останавливаясь ) – Ну хватит, мне надоело быть лошадью. Давай играть в другую игру.

ПРИНЦЕССА – В прятки?

ПРИНЦ – Можно. Ты будешь прятаться. Я считаю до ста. (отворачивается и считает).

Принцесса бегает по комнате, ищет место, где спрятаться. Отдергивает драпировку, взвизгивает и отскакивает.

ПРИНЦ – Что? Крыса?

ПРИНЦЕССА – Хуже, гораздо хуже. Там девочка и две вороны.

ПРИНЦ – Глупости, сейчас я посмотрю.

ПРИНЦЕССА – Нет, нет, это, наверное, какие-нибудь призраки.

ПРИНЦ – Глупости! (идет к занавеске )

Герда, вытирая слезы, выходит к нему навстречу. За нею, все время, кланяясь, ворона.

ПРИНЦ – Как ты попала сюда, девочка?

ПРИНЦЕССА – Почему ты пряталась от нас?

ГЕРДА – Я давно бы вышла, но я заплакала. А я очень не люблю, когда видят, как я плачу. Я вовсе не плакса, поверьте мне!

ПРИНЦ – Мы верим, верим. Ну, девочка, рассказывай, что случилось. Ты не думай, я ведь тоже мальчик, как мальчик. Я пастух из деревни. Я попал в принцы только потому, что ничего не боюсь… Эльза, да поговори же ты с ней ласково.

ПРИНЦЕССА – (торжественно ) – Любезная подданная!

ПРИНЦ – Зачем ты говоришь по-королевски?

ПРИНЦЕССА – Прости, я нечаянно… Девочка, миленькая, будь так добра, расскажи нам, что с тобой.

ГЕРДА – Ах, в той занавеске, за которой я пряталась, есть дырочка.

ПРИНЦ – Ну и что?

ГЕРДА – И в эту дырочку я увидела ваше лицо, принц.

ПРИНЦЕССА – И вот по этому ты заплакала?

ГЕРДА – Да, вы конечно очень похожи, но вы не Кай.

ПРИНЦ – Конечно, нет. Меня зовут Клаус. Откуда ты взяла, что я Кай?

ВОРОНА – Я сама слышала, как принцесса называла вас Кай.

ПРИНЦ – Когда это было?

ПРИНЦЕССА – После обеда. Помнишь? Сначала мы играли в дочки-матери. Я была дочка, а ты – мама. Потом в волка и семерых козлят. Ты был семеро козлят и поднял такой шум, что мой отец свалился с кровати. После этого нас попросили играть потише. И я рассказала историю Герды и Кая, которую рассказывала в кухне ворона. И мы стали играть в Герду и Кая. И я называла тебя Кай.

ПРИНЦ – Так кто же ты, девочка?

ГЕРДА – Ах принц, ведь я Герда.

ПРИНЦ – Вот ведь обидно, действительно. Эльза, мы должны помочь Герде.

ПРИНЦЕССА – А давай пожалуем ей голубую ленту через плечо с бантами и колокольчиками!

ПРИНЦ – Это ей никак не поможет. Ты в какую сторону сейчас пойдешь, Герда?

ГЕРДА – На север. Я боюсь, что Кая унесла Снежная Королева.

ПРИНЦ – Ты думаешь идти к самой Снежной Королеве? Но ведь это очень далеко.

ГЕРДА – Что ж поделаешь!

ПРИНЦ – Я знаю как быть. Мы дадим Герде карету.

ВОРОНА – Карету? Очень хорошо!

ПРИНЦ – И четверку вороных коней.

ВОРОНА – Вороных? Прекрасно! Прекрасно!

ПРИНЦ – А ты, Эльза, дашь Герде шубу, муфту, что бы она не замерзла в дороге.

ПРИНЦЕССА – Пожалуйста, мне не жалко. У меня четыреста восемьдесят девять шуб.

ПРИНЦ – (вороне ) – Идемте, велим подготовить карету.

ПРИНЦЕССА – А мы пойдем выбирать шубу. Карета должна быть золотая!

Занавес. Выходит Сказочник.

СКАЗОЧНИК – Все идет отлично! Герда едет в карете на четверке вороных, и бедный мальчик будет спасен. Правда, карета, к сожалению золотая, а золото - очень тяжелая вещь. Поэтому кони везут карету медленно. Но зато я догнал её. Девочка спит, а я не удержался и побежал вперед пешком. Хоть и поздняя осень уже, но небо чистое, сухо. Дорога идет лесом. Те птицы, которые опасаются простуды, давно улетели на юг, но как весело, как бодро насвистывают те, что не боятся прохлады. Прислушайтесь! Мне хочется, чтобы и вы услышали птиц. Слышите?

Раздается пронзительный свист. Вдали ему отвечает другой.

Что такое? Да это совсем не птицы. Раздается зловещий, далекий хохот, улюлюканье, крик. Разбойники! А карета едет без всякой охраны. Надо спасать Герду.(убегает).

На сцену выходит ватага разбойников. Ширмы открываются. Разбойники лениво располагаются на привале. На авансцену выходит женщина. Окидывает зорким, подозрительным взглядом. Свистит в свисток. Разбойники «подпрыгивают» от неожиданности.

АТАМАНША – Где мое рукоделие?

Разбойники показывают в разные стороны: «Там!».

АТАМАНША – (доставая кинжал ) – Повторяю – где мое рукоделие.

Разбойники выносят пяльцы и нитки и усаживаются кушать.

Вводят человека (сказочника) с завязанными глазами.

АТАМАНША – Снимите с него платок.

РАЗБОЙНИК – Прошу.

АТАМАНША – Чего тебе надо?

СКАЗОЧНИК – Здравствуйте сударыня. Мне нужно видеть атамана разбойников.

АТАМАНША – Это я.

СКАЗОЧНИК – Вы?

АТАМАНША – Да, после того, как умер от простуды мой муж, дело в свои руки взяла я. Чего ты хочешь?

СКАЗОЧНИК – Я хочу сказать вам несколько слов по секрету.

АТАМАНША – Иоганесс, вон! И не подслушивай, а то я тебя застрелю!

РАЗБОЙНИК – Ну, что вы, атаманша!

АТАМАНША – Валяйте!

СКАЗОЧНИК – Скоро по дороге поедет золотая карета, запряженная четверкой вороных коней.

АТАМАНША – Кто в карете?

СКАЗОЧНИК – Девчонка!

АТАМАНША – Охрана есть?

СКАЗОЧНИК – Нет!

АТАМАНША – Какую долю добычи вы хотите?

СКАЗОЧНИК – Только девчонку. Она нищая, вам не дадут за неё выкуп.

АТАМАНША – Ладно, иди, поешь. Где моя подзорная труба?

Разбойники указывают в разные стороны. Атаманша уходит за кулисы. Танец разбойников.

АТАМАНША – (выходит ) – Карета едет по лесу и вся так и сияет. Золото!

РАЗБОЙНИКИ – Золото!

АТАМАНША – Стройся!

Разбойники неуклюже строятся. Видно, что занятие это для них не привычно.

АТАМАНША – Новенький остается в лагере, остальные за мной!

СКАЗОЧНИК – Возьмите меня! В бою я зверь!

АТАМАНША – Боя не будет! Ведь там одна девчонка.

СКАЗОЧНИК – С детства ненавижу детей! Держал бы всех детей в клетке, пока они не вырастут.

АТАМАНША – Остынь! Иоганесс! Нужно оставить кого-то в лагере.

ИОГАНЕСС – Никто не останется, атаманша. Как только, разбойники услышали про золото, они прямо обезумели.

АТАМАНША – Хорошо! Идем все!

Уходят за кулисы. Выходит маленькая разбойница.

М.РАЗБОЙНИЦА – Эй, кто-нибудь! А, опять грабеж! (заглядывает в котел ). Обжоры, оставили на самом дне. Только вымазалась. Опять придется мыть руки. (уходит ).

Выходит банда разбойников с атаманшей. Вталкивает Герду. Она падает. Разбойники смеются.

СКАЗОЧНИК – Атаманша, напоминаю наши условия. Отдай мне девчонку!

АТАМАНША – Да забирай, кому она нужна…

ГЕРДА – Подождите, милые разбойники, подождите минуточку.

Хохот

Я вам вот, что хотела сказать, разбойники. Возьмите мою шубу, муфту, а меня отпустите, и я пойду своей дорогой.

Хохот

Разбойники, я ведь ничего смешного не сказала. Взрослые частосмеются неизвестно почему. Когда хочешь очень хорошо говорить, то, как нарочно, мысли путаются в голове и все нужные слова разбегаются. Ведь есть же на свете слова, от которых даже разбойники становятся добрее…

Хохот

РАЗБОЙНИК – Да, есть такие слова, от которых даже разбойники добреют. Это: «Возьмите десять тысяч талеров выкупа».

Хохот

ГЕРДА – Отпустите меня. Ведь я маленькая девочка, я уйду потихоньку, как мышка, вы даже не заметите. Без меня погибнет Кай – он очень хороший мальчик. Поймите меня! Ведь есть же у вас друзья!

РАЗБОЙНИК – Ты надоела мне, девчонка. Мы люди серьезные, деловые, у нас нет ни друзей, ни жен, ни семьи. Жизнь научила нас, что единственный верный друг – золото!

Хохот

СКАЗОЧНИК – Она моя, отдайте мне девчонку.

Герда вырывается и падает на пол. Входит М. Разбойница.

АТАМАНША – Здравствуй, дочь!

М.РАЗБОЙНИЦА – Здравствуй, мать!

АТАМАНША – Здравствуй, козочка!

М .РАЗБОЙНИЦА – Здравствуй, коза!

АТАМАНША – Как поохотилась, дочь?

М.РАЗБОЙНИЦА – Отлично, мать. Подстрелила зайца, а ты?

АТАМАНША – Добыла золотую карету, четверку вороных коней и маленькую девочку.

М .РАЗБОЙНИЦА – Девочку? Правда! Молодец мать! Я беру девочку себе.

СКАЗОЧНИК – Я протестую.

М.РАЗБОЙНИЦА – А это, что еще за старый сухарь?

СКАЗОЧНИК – Но…

М .РАЗБОЙНИЦА – Я тебе не лошадь, не смей мне говорить: «Но»! Идем девочка. Не дрожи, я этого терпеть не могу!

ГЕРДА – Я не от страха. Я обрадовалась.

М.РАЗБОЙНИЦА – Я тоже. Мне ужасно надоели разбойники. Ночью они грабят, а днем сонные, как мухи. Начнешь с ними играть, а они засыпают. Приходится их колоть ножом, чтобы они бегали.

СКАЗОЧНИК – Атаманша, вы нарушаете наши условия.

АТАМАНША – Да. Раз моя дочь взяла девочку себе – я ничего не могу поделать. Я дочери ни в чем не отказываю. Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники. Эй, разбойники! Карету подвезли к башне. Идем, разобьем её на куски, да поделим!

Уходят.

СКАЗОЧНИК – Можно я скажу два слова по секрету, твоей новой подруге?

М .РАЗБОЙНИЦА – Я терпеть не могу, когда мои подруги секретничают с другими. Убирайся вон, а то я заколю тебя!

Сказочник уходит.

М .РАЗБОЙНИЦА – Наконец-то взрослые не будут нам мешать. Ты мне очень нравишься, Герда. Твою шубку и муфту я оставлю себе. Ведь подруги должны делиться. Тебе жалко?

ГЕРДА – Нет, нисколько. Но я боюсь, что замерзну насмерть, когда попаду в страну Снежной Королевы..

М .РАЗБОЙНИЦА – Ты не попадешь туда! Вот еще глупости: только что подружились, и вдруг уезжать. Чего ты ревешь?

ГЕРДА – Девочка, девочка, отпусти меня! Ведь мой бедный Кай наверное, ужасно мерзнет в царстве Снежной королевы. Его надо растереть рукавицей, дать ему горячего чаю с малиной. Может, он превратился теперь в кусок льда.

М.РАЗБОЙНИЦА – Перестань, Герда, а то я тоже расплачусь. Пора спать. Завтра у нас будет веселый день – пойдем на охоту, а потом будем танцевать возле костра. Ни слова больше! Я привяжу тебя тройным секретным разбойничьим узлом. Веревка длинная, она не помешает тебе спать. Ложись. Я всегда засыпаю сразу – я все делаю быстро. И ты спи. Я отпустила бы тебя, но мне здесь так одиноко. (засыпает).

Герда поднимается и развязывает узел.

ГЕРДА – Уснула! Когда я спешу, у меня дрожат руки. Спокойной ночи, маленькая разбойница. Ты мне тоже очень понравилась, но Кай пропадет без меня.

Накрывает Маленькую разбойницу шубой и ходит за кулисы.

Из-за кулис выходит Герда.

ГЕРДА – много дней и ночей я бежала от разбойников, а потом просто шла.

Появляется звук вьюги, плавно он переходит в музыку. Вокруг Герды, корчась и кривляясь, начинают плясать снежинки.

    Снежная Королева очень злая!

    Здесь жили когда-то люди, множество людей и все они бежали прочь, прочь отсюда!

    Теперь вокруг только снег и лед, только лед и снег!

    Это великая Королева!

    Стены дворца Снежной Королевы сделаны из метелей!

    Окна и двери из ледяного ветра!

    Крыша из снеговых туч!

Снежинки в танце наступают на Герду и, какой-то момент она поддается, но находит в себе силы подняться.

ГЕРДА – Если я остановлюсь, Кай погибнет и наша Бабушка тоже. Прочь!(отталкивает снежинок ). Я не боюсь! Прочь!

Снежинки разлетаются. Герда уходит за кулисы.

Смена декораций. Замок Снежной Королевы. Около трона прогуливается в ожидании, Старшая снежинка. Из-за кулис, в панике, появляются снежинки.

СНЕЖИНКИ – Мы видели девчонку! Она рядом! Она идет сюда! Она близко!

СТ .СНЕЖИНКА – Неужели вы думаете, что есть что-то такое, чего не знает Снежная Королева? Между прочим, вы опоздали на урок.

Снежинки располагаются на сцене, словно у балетного станка.

СТ .СНЕЖИНКА Правая рука в 3 позиции, левая рука в 1 «Батман» начали!

Снежинки выполняют тренаж.

СТ .СНЕЖИНКА – Переходим на «плие». Не забываем ноги в 1 позиции.

СНЕЖИНКИ – А вы знаете такой танец «рок-н-ролл»?

СТ .СНЕЖИНКА – Я все знаю и се умею.

СНЕЖИНКИ – А научите нас, пожалуйста!

СТ .СНЕЖИНКА – Но у нас по расписанию – классика.

СНЕЖИНКИ – Пожалуйста! (все уговаривают )

СТ .СНЕЖИНКА – Ну ладно!

Начинает звучать рок-н-ролл. Ст. снежинка показывает элементы танца, за ней повторяют. Танец перерастает в шумную дискотеку. В зал входят Снежная Королева и Кай.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА – Что здесь происходит?

Снежинки разбегаются в разные стороны. Снежная Королева усаживает Кая на трон.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА – Кай, мой мальчик. Собери из этих льдинок слово «вечность», и я подарю тебе весь мир. И пару коньков в придачу. (уходит )

Кай сидит на троне, в руках ледяная палка и он сосредоточенно двигает ей фигурки, рассыпанные возле трона. В вдалеке слышится голос Герды.

ГЕРДА – Кай, отзовись, Кай! Здесь так много комнат, что я заблудилась!

Кай молчит.

ГЕРДА – Пожалуйста, Кай, отзовись! (вбегает в зал , замечает Кая ) Кай!

КАЙ – Тише Герда, ты сбиваешь меня!

ГЕРДА – Кай, милый, это я! Ты меня забыл?

КАЙ – Я никогда и ничего не забываю.

ГЕРДА – Подожди, Кай, я столько раз видела во сне, что нашла тебя…Может быть, я опять вижу сон, только очень плохой.

КАЙ – Вздор!

ГЕРДА – Как ты смеешь так говорить? Как ты посмел замерзнуть до того, что даже не обрадовался мне?

КАЙ – Тише.

ГЕРДА – Кай, ты нарочно пугаешь меня, дразнишь? Или нет? Ты подумай, я столько дней все иду и иду и вот, нашла тебя, а ты даже не сказал мне «здравствуй».

КАЙ – Здравствуй Герда.

ГЕРДА – Да как ты это говоришь? Что мы с тобой в соре, что ли? Ты даже не взглянул на меня.

КАЙ – Я занят.

ГЕРДА – Я не испугалась коварных цветов, сбежала от разбойников, не побоялась замерзнуть. А с тобой мне страшно. Я боюсь подойти к тебе. Кай, это ты?

КАЙ – Я.

ГЕРДА – А что ты делаешь?

КАЙ – Я должен сложить из этих льдинок слово «вечность»

ГЕРДА – Зачем?

КАЙ – Это называется: «Ледяная игра разума». Если я сложу слово «вечность», королева подарит мне коньки и весь мир в придачу.

Герда бросается к Каю, обнимает его.

ГЕРДА – Кай, бедный мой мальчик. Пойдем домой, ты тут все забыл. А там что делается! Там есть и хорошие люди и разбойники – я столько увидела, пока тебя искала. А ты все сидишь и сидишь, как будто на свете нет ни детей, ни взрослых, как будто никто не плачет, не смеется, а только и есть в мире, что эти кусочки льда.

КАЙ – (неуверенно ) – Вздор!

ГЕРДА – Не говори так, не говори! Пойдем домой. Я ведь не могу оставить тебя здесь одного. А если я тут останусь, то замерзну насмерть, а не этого так не хочется. Ты только вспомни: дома уже весна. Мы вернемся и пойдем на речку, когда у бабушки будет свободно время. Мы посадим её на траву. Мы ей руки разотрем. Ведь она, когда не работает, у неё руки болят. Помнишь? Ведь мы хотели ей купить удобное кресло и очки. Кай! Без тебя во дворе все идет худо. Ты помнишь Ганса, сына слесаря? Его побил соседний мальчишка, тот, которого мы прозвали Булкой.

КАЙ – Из чужого двора?

ГЕРДА – Да. Слышишь, Кай? Он толкнул Ганса. Ганс худенький, он упал и коленку ушиб, и ухо поцарапал, и заплакал, а я подумала: «Если бы Кай был дома, то заступился бы за него», правда, Кай?

КАЙ – Правда (беспокойно ) Мне холодно.

ГЕРДА – И еще они хотят утопить бедную собаку. Её звали Трезор. Лохматая такая, помнишь? Помнишь, как она тебя любила? А у соседской кошки три котенка. Одного нам дадут. А бабушка все плачет и стоит у ворот. Кай! Ты слышишь? Дождик идет, а она все ждет, ждет…

КАЙ – Герда! Герда, что случилось? Ты плачешь? Кто посмел тебя обидеть? Как здесь холодно.(пробует встать и идти , ноги плохо повинуются ему )

ГЕРДА – Идем! Ничего, ничего – шагай. Вот так, ноги разойдутся, мы дойдем, дойдем!

Входит Снежная Королева

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА – Извольте остановиться!

ГЕРДА – Попробуй, останови нас.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА – Кай, ты плачешь? Нет, нет, твое сердце! Мерзкая девчонка, не ожидала такой прыти, иначе давно бы заморозила тебя. Уходите! Прочь, прочь! Легко быть сильным, когда ты не один.

ГЕРДА – Но ведь и ты не одна! Целые стаи снежинок вокруг.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА – снежинки! Жалкие слуги. Они подчиняются, боятся, но не любят, не жалеют.

ГЕРДА – Кай, а мне её жалко.

КАЙ – Да она чуть не превратила меня в кусок льда. Ты её ещё в гости пригласи!

ГЕРДА – Да, когда будете в наших краях, заходите к нам. У нас на чердаке очень уютно и тепло, и бабушка печет очень вкусные пирожки.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА – Глупые дети! Мне нужно тепла. И жалости вашей мне не нужно. Я всегда буду одна и буду одна вечно!

Раздается раскат грома и словно из далека, постепенно нарастает, красивая музыка.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА – Что это?

ГЕРДА – Слеза.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА – Что происходит?

ГЕРДА – Ты плачешь.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА – Я, что? Как болит сердце…Я таю…

На секунду гаснет свет. На троне Снежной Королевы лежит прекрасная серебристая роза.

ГЕРДА – Где она?

КАЙ – Растаяла. Странно… Роза. Почти такая же, как наша.

ГЕРДА – Вот вроде бы все и закончилось. Даже жаль. Ведь я пока шла сюда думала. У меня было так много времени на раздумье. Я думала о том, что мне не хватает твоих настоящих губ, глаз, волос и рук. Я так боялась, что мне останется только вспоминать о тебе, а ведь этого так мало! Как же сильно я люблю тебя Кай.

КАЙ – Милая, милая Герда. Я тоже люблю тебя и хочу прожить с тобой до самой смерти. А до неё ещё много – много лет.

Взявшись за руки Кай и Герд уходят в глубь сцены. На смену им появляется Сказочник.

СКАЗОЧНИК – И они придут домой. И Бабушка и друзья ждали их. И розы расцветут к приходу. Всё идет отлично. Вы с нами, мы с вами и все мы вместе. Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи? Да ничего. Пусть только покажутся, и мы покажем им нашу сказку!

Под «Песню о сказке» на цене постепенно появляются все герои на общий поклон.

Действующие лица

Сказочник

Герда

Бабушка

Советник

Снежная королева

Ворон

Ворона

Принц Клаус

Принцесса Эльза

Король

Атаманша

Первый разбойник

Маленькая разбойница

Северный олень

Стражники

Лакеи короля

Разбойники

Действие первое

Перед занавесом появляется Сказочник, молодой человек лет двадцати пяти. Он в сюртуке, при шпаге, в широкополой шляпе.

Сказочник. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, аптекари, учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот – Сказочник. И все мы – и актеры, и учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и Сказочники – все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди. Не будь, например, меня, Сказочника, не сидели бы вы сегодня в театре и никогда вы не узнали бы, что случилось с одним мальчиком, по имени Кей, который… Но тс-с-с… молчание. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Ах, как много сказок я знаю! Если рассказывать каждый день по сто сказок, то за сто лет я успею выложить только сотую долю моего запаса. Сегодня вы увидите сказку о Снежной королеве. Это сказка и грустная и веселая, и веселая и грустная. В ней участвуют мальчик и девочка, мои ученики; поэтому я взял с собой грифельную доску. Потом принц и принцесса. И я взял с собой шпагу и шляпу. (Раскланивается.) Это добрые принц и принцесса, и я с ними обойдусь вежливо. Затем мы увидим разбойников. (Достает пистолет.) Поэтому я вооружен. (Пробует выстрелить; пистолет не стреляет.) Он не стреляет, и это очень хорошо, потому что я терпеть не могу шума на сцене. Кроме того, мы попадем в вечные льды, поэтому я надел свитер. Поняли? Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре. Ну-с, вот как будто и все. Можно начинать… Да, самое главное я и забыл! Мне прискучило все рассказывать да рассказывать. Сегодня я буду показывать. сказку. И не только показывать – я сам буду участвовать во всех приключениях. Как же это так? А очень просто. Моя сказка – я в ней хозяин. И самое интересное то, что придумал я пока только начало да кое-что из середины, так что, чем кончатся наши приключения, я и сам не знаю! Как же это так? А очень просто! Что будет, то и будет, а когда мы дойдем до конца, то узнаем больше, чем знаем. Вот и все!.. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!

Сказочникисчезает. Открывается занавес. Бедная, но опрятная комната на чердаке. Большое замерзшее окно. Недалеко от окна, поближе к печке, стоит сундук без крышки. В этом сундуке растет розовый куст. Несмотря на то что стоит зима, розовый куст в цвету. Под кустом на скамеечке сидят мальчик и девочка. Это Кей и Герда . Они сидят взявшись за руки. Поют мечтательно.


Кей и Герда.
Снип-снап-снурре,
Пурре-базелюрре.
Снип-снап-снурре,
Пурре-базелюрре.

Кей. Стой!

Герда. Что такое?

Кей. Ступеньки скрипят…

Герда. Погоди, погоди… Да!

Кей. И как весело они скрипят! Когда соседка шла жаловаться, что я разбил снежком окно, они скрипели вовсе не так.

Герда. Да уж! Тогда они ворчали, как собаки.

Кей. А теперь, когда идет наша бабушка…

Герда. …ступеньки поскрипывают, как скрипочки.

Кей. Ну, бабушка, ну, скорей же!

Герда. Не надо ее торопить, Кей, ведь мы живем под самой крышей, а она уже старенькая.

Кей. Ничего, ведь она еще далеко. Она не слышит. Ну, ну, бабушка, шагай!

Герда. Ну, ну, бабушка, живей.

Кей. Уже чайник зашумел.

Герда. Уже чайник закипел. Вот, вот! Она вытирает ноги о коврик.

Кей. Да, да. Слышишь: она раздевается у вешалки.

Стук в дверь.

Герда. Зачем это она стучит? Она ведь знает, что мы не запираемся.

Кей. Хи-хи! Она нарочно… Она хочет нас напугать.

Герда . Хи-хи!

Кей. Тише! А мы ее напугаем, Не отвечай, молчи.

Стук повторяется. Дети фыркают, зажимая руками рот. Снова стук.

Давай спрячемся.

Герда. Давай!

Фыркая, дети прячутся за сундук с розовым кустом. Дверь открывается, и в комнату входит высокий седой человек в черном сюртуке. На лацкане сюртука сверкает большая серебряная медаль. Он, важно подняв голову, оглядывается.

Кей (вылетает из-за ширмы на четвереньках) . Гав-гав!

Герда. Бу! Бу!

Человек в черном сюртуке, не теряя выражения холодной важности, подпрыгивает от неожиданности.

Человек (сквозь зубы) . Что это за бессмыслица?

Дети стоят растерянные, взявшись за руки.

Невоспитанные дети, я вас спрашиваю, что это за бессмыслица? Отвечайте же, невоспитанные дети!

Кей. Простите, но мы воспитанные…

Герда. Мы очень, очень воспитанные дети! Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста!

Человек достает из бокового кармана сюртука лорнет. Разглядывает брезгливо детей.

Человек. Воспитанные дети: а) – не бегают на четвереньках, б) – не вопят «гав-гав», в) – не кричат «бу-бу» и, наконец, г) – не бросаются на незнакомых людей.

Кей. Но мы думали, что вы бабушка!

Человек. Вздор! Я вовсе не бабушка. Где розы?

Герда. Вот они.

Кей. А зачем они вам?

Человек (отворачивается от детей, разглядывает розы в лорнет) . Ага. Действительно ли это живые розы? (Нюхает.) а ) – издают запах, свойственный этому растению, б) – обладают соответствующей раскраской и, наконец, в) – растут из подобающей почвы. Живые розы… Ха!

Герда. Слушай, Кей, я боюсь его. Кто это? Зачем он пришел к нам? Чего он хочет от нас?

Кей. Не бойся. Я спрошу… (Человеку.) Кто вы? А? Чего вы хотите от нас? Зачем вы к нам пришли?

Человек (не оборачиваясь, разглядывает розы) . Воспитанные дети не задают вопросов старшим. Они ждут, пока старшие сами не зададут им вопрос.

Герда. Будьте так добры, задайте нам вопрос: не… не хотим ли мы узнать, кто вы такой?

Человек (не оборачиваясь) . Вздор!

Герда. Кей, даю тебе честное слово, что это злой волшебник.

Кей. Герда, ну вот, честное слово, нет.

Герда. Увидишь, сейчас из него пойдет дым и он начнет летать по комнате. Или превратит тебя в козленка.

Кей. Я не дамся!

Герда. Давай убежим.

Кей. Стыдно.

Человек откашливается. Герда вскрикивает.

Да это он только кашляет, глупенькая.

Герда. А я подумала, что это он уже начал.

Человек внезапно отворачивается от цветов и не спеша двигается к детям.

Кей. Что вам угодно?

Герда. Мы не дадимся.

Человек. Вздор!

Человек двигается прямо на детей, которые в ужасе отступают.

Кей и Герда (радостно) . Бабушка! Скорей, скорей сюда!

В комнату входит чистенькая, беленькая, румяная старушка . Она весело улыбается, но, увидев незнакомого человека, останавливается и перестает улыбаться.

Человек. Здравствуйте, хозяйка.

Бабушка. Здравствуйте, господин…

Человек. …коммерции советник. Долго же вы заставляете себя ждать, хозяйка.

Бабушка. Но, господин коммерции советник, я ведь не знала, что вы придете к нам.

Советник. Это неважно, не оправдывайтесь. Вам повезло, хозяйка. Вы бедны, разумеется?

Бабушка. Садитесь, господин советник.

Советник. Это неважно.

Бабушка. Я-то во всяком случае сяду. Я набегалась сегодня.

Советник. Можете сесть. Итак, повторяю: вам повезло, хозяйка. Вы бедны?

Бабушка. И да и нет. Деньгами – небогата. А…

Советник. А остальное вздор. Перейдем к делу. Я узнал, что у вас среди зимы расцвел розовый куст. Я покупаю его.

Бабушка. Но он не продается.

Советник. Вздор.

Бабушка. Уверяю вас! Этот куст все равно что подарок. А подарки не продаются.

Советник. Вздор.

Бабушка. Поверьте мне! Наш друг, студент-Сказочник, учитель моих ребятишек, уж так ухаживал за этим кустом! Он перекапывал его, посыпал землю какими-то порошками, он даже пел ему песни.

Советник. Вздор.

Бабушка. Спросите соседей. И вот после всех его забот благодарный куст расцвел среди зимы. И этот куст продавать!..

Советник. Какая вы хитрая старуха, хозяйка! Молодец! Вы набиваете цену. Так, так! Сколько?

Бабушка. Куст не продается.

Советник. Но, любезная, не задерживайте меня. Вы прачка?

Бабушка. Да, я стираю белье, помогаю по хозяйству, готовлю чудесные пряники, вышиваю, умею убаюкивать самых непокорных детей и ухаживаю за больными. Я все умею, господин советник. Есть люди, которые говорят, что у меня золотые руки, господин советник.

Советник. Вздор! Начнем с начала. Вы, может быть, не знаете, кто я такой. Я богатый человек, хозяйка. Я очень богатый человек. Сам король знает, как я богат; он наградил меня медалью за это, хозяйка. Вы видели большие фургоны с надписью «лед»? Видели, хозяйка? Лед, ледники, холодильники, подвалы, набитые льдом, – все это мое, хозяйка. Лед сделал меня богачом. Я все могу купить, хозяйка. Сколько стоят ваши розы?

Бабушка. Неужели вы так любите цветы?

Советник. Вот еще! Да я их терпеть не могу.

Бабушка. Так зачем же тогда…

Советник. Я люблю редкости! На этом я разбогател. Летом лед редкость. Я продаю летом лед. Зимою редкость цветы – я попробую их разводить. Всё! Итак, ваша цена?

Бабушка. Я не продам вам розы.

Советник. А вот продадите.

Бабушка. А вот ни за что!

Советник. Вздор! Вот вам десять талеров. Берите! Живо!

Бабушка. Не возьму.

Советник. Двадцать.

Бабушка отрицательно качает головой.

Тридцать, пятьдесят, сто! И сто мало? Ну, хорошо – двести. Этого на целый год хватит и вам и этим гадким детям.

Бабушка. Это очень хорошие дети!

Советник. Вздор! Вы подумайте только: двести талеров за самый обыкновенный розовый куст!

Бабушка. Это не обыкновенный куст, господин советник. Сначала на ветках его появились бутоны, совсем еще маленькие, бледные, с розовыми носиками. Потом они развернулись, расцвели, и вот цветут, цветут и не отцветают. За окном зима, господин советник, а у нас лето.

Советник. Вздор! Если бы сейчас было лето, лед поднялся бы в цене.

Бабушка. Эти розы – наша радость, господин советник.

Советник. Вздор, вздор, вздор! Деньги – вот это радость. Я вам предлагаю деньги, слышите – деньги! Понимаете – деньги!

Бабушка. Господин советник! Есть вещи более сильные, чем деньги.

Советник. Да ведь это бунт! Значит, деньги, по-вашему, ничего не стоят. Сегодня вы скажете, что деньги ничего не стоят, завтра – что богачи и почтенные люди ничего не стоят… Вы решительно отказываетесь от денег?

Бабушка. Да. Эти розы не продаются ни за какие деньги, господин советник.

Советник. В таком случае вы… вы… сумасшедшая старуха, вот кто вы…

Кей (глубоко оскорбленный, бросается к нему) . А вы… вы… невоспитанный старик, вот кто вы.

Бабушка. Дети, дети, не надо!

Советник. Да я вас заморожу!

Герда. Мы не дадимся!

Советник. Увидим… Это вам даром не пройдет!

Кей. Бабушку все, все уважают! А вы рычите на нее, как…

Бабушка. Кей!

Кей (сдерживаясь) … как нехороший человек.

Советник. Ладно! Я: а) – отомщу, б) – скоро отомщу и в) – страшно отомщу. Я дойду до самой королевы. Вот вам!

Советник бежит и в дверях сталкивается со Сказочником .

(Яростно.) А, господин Сказочник! Сочинитель сказок, над которыми все издеваются! Это всё ваши штуки! Хорошо же! Увидите! Это и вам не пройдет даром.

Сказочник (вежливо кланяясь советнику) . Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!

Советник. Вздор! (Убегает.)

Андерсен, рассказывая в автобиографии историю создания одной из своих сказок, писал; «Чужой сюжет как бы вошел в мою плоть и кровь, я пересоздал его и тогда только выпустил в свет», И вот, спустя сто лет, поэтические сюжеты Андерсена пережили, в свою очередь, превращение в сказках Евгения Шварца. Они помогли Шварцу понять собственную художественную манеру, найти новые приемы в трудном жанре театральной сказки, Персонажи андерсеновской «Снежной королевы» получили у Шварца новую жизнь, потому что драматург нашел для своих героев характерные черты, пришедшие из современной жизни. Более решительной и мужественной стала Герда. Возник сатирический образ коммерции советника, сухаря, педанта, жадины и тупицы, который уверен, что он один мыслит правильно, глубоко и научно. Преобразилась и маленькая разбойница. Несколько смягчив в ней жестокость и взбалмошность безудержного сорванца, Шварц показал главное - уважение к мужеству Герды. Наконец, пришло новое действующее лицо - добрый, деятельный сказочник, помощник и руководитель попавших в беду детей. Он всегда рядом с Гердой, решившей спасти любимого брата от злых чар Снежной королевы. Он готов в любую минуту отдать жизнь за своих маленьких друзей. Так изменилась внутренняя жизнь андерсеновских героев у Шварца. В спектакле детскою театра удивительно сочетаются поэтичность Андерсена с мужеством и простотой Шварца.
«Крибле-крабле-бумс», - стоило только услышать эти магические слова, и в зрительном зале становилось тихо. Потому что все знали: сейчас начнется, сейчас мы увидим Кея и Герду. Принца и Принцессу, Маленькую разбойницу и говорящих ворон, злую Снежную королеву и Преотвратитель-ного Советника, а еще будут поющие ступеньки и розовый куст, который чудом цветет зимой. Все это обещал показать наш главный друг, долговязый Сказочник с добрыми глазами и немного грустной улыбкой, в неизменной широкополой шляпе и длинном плаще. По его печальной улыбке мы догадывались, что любимых героев ждут опасности в пути, а по предметам, которые Сказочник таинственно извлекал из-под плаща (пистолет, шпаги, маски), понимали, что он в трудную минуту придет на помощь.
«Крибле-крабле-бумс» - весело скрипят ступеньки. В комнате на чердаке светло и уютно. Зима, но в печке потрескивает огонь, а розовый куст весь в цветах. На сцене - веселый Кей и обаятельная Герда. А вот пришел важный господин в черном сюртуке с высоко поднятыми бровями на самодовольном гладком лице. Это - Советник. Таинственные зеленые блики, пробегающие по стенам, сопровождают появление Снежной королевы. А когда Кей целует се, он из милого, доброго, справедливого мальчика превращается в резкого, злого насмешника, а потом вдруг исчезает... Все. герои взволнованы, особенно Герда. Она решает во что бы то ни стало найти брата. Зритель с тревогой следит за опасными приключениями Гсрды, радуется, когда смышленая девочка побеждает злого и гадкого Советника, торжествует, когда Герда разгоняет трусливых дворцовых стражников, вооруженных до зубов. Сцены с Маленькой разбойницей- самые волнующие в спектакле. Диалоги хрупкой, маленькой Герды и сильной озорной дочери атаманши показывали, насколько подлинное мужество и упорное движение человека к цели сильнее разбойничьих кинжалов и угроз. Интересно было наблюдать, как необузданная натура Маленькой разбойницы подчинилась поэтическому обаянию Герды, се простым и потому очень убедительным словам.
...Страна Снежной королевы поражала величием и холодной красотой. На сцене огромные, сверкающие айсбсрги. Воет ветер и сыплется снег. На самом верху айсберга на ледяном троне сидит Кей и складывает из ледяных звезд слово «вечность». Скользя по льдинам, с трудом добирается к нему Герда. Кей смотрит на сестру совершенно отсутствующим взглядом, движения его четки и размеренны. Он занят и хочет, чтобы ему не мешали, Герда в отчаянии. Она не знает, как оживить замерзшее сердце. Вдруг горячая слеза коснулась щеки Кея. И тут случилось чудо. Он пробудился от волшебного сна, улыбнулся Герде ясной, солнечной улыбкой, потом на его лице отразилось полное недоумение: что за странный мир вокруг них? Дети быстро покидают злую холодную страну. И вот уже снова поют ступеньки. В комнате на чердаке собрались Принц, и Принцесса, Маленькая разбойница, Бабушка, ворона и конечно, Сказочник. А розовый куст снова распустился, приветствуя вернувшихся Кея и Герду.

В 1938 г. Шварц написал пьесу-сказку в 4-х действиях на андерсеновские темы «Снежная королева». В подзаголовке автор подчеркивает отличие от прототекста. Из семи рассказов драматург оставляет всего лишь четыре. Это связано с существенными изменениями в структуре конфликта и сюжета пьесы-сказки. Е.Л. Шварц заимствует из текста-источника некоторых героев и вводит новых персонажей - Сказочника, Советника, и Короля. Каю дается новое имя - Кей. В этой сказке он не сосед Герды, а ее названный брат. Большую роль здесь играет Сказочник. Он назван первым в списке действующих лиц. Сказочник не только автор-повествователь, ведущий, выразитель авторских идей, но и хозяин сказки: «Моя сказка - я в ней хозяин». От него мы узнаем историю Герды и Кея.

Если в сказке Андерсена Герде была противопоставлена только Снежная королева, то здесь главной героине противостоит еще и Советник. Именно этот персонаж организует конфликт пьесы-сказки, препятствуя Герде на ее пути.

Снежная королева Е.Л. Шварца отходит на второй план. Изменения обнаруживаются и в ее внешности: «Она была в белом с головы до ног. Большая и белая муфта была у нее в руках. Огромный бриллиант сверкал у нее на груди». Образ Снежной королевы здесь более заземленный - она баронесса и поставщик льда.

В сказке Е.Л. Шварца отсутствует мотив разбитого зеркала. Это связано с различными взглядами писателей на природу зла. По Г.-Х. Андерсену все злое приходит на земля от Дьявола или от Тролля. Зло у Шварца находится в самом мире людей. Как и Кай, Кей так же становится объектом нападок Снежной королевы. Это связано с тем, что в сердце мальчика жила злоба и жестокость. Снежная королева сыграла на самолюбии и гордыне Кея. После ее поцелуя сердце мальчика превратилось в кусочек льда. Кей сделал свой выбор в пользу зла.

По законам жанра действие пьесы-сказки развивается очень быстро. Кей по собственной воле уходит из дома. Мотив похищения ребенка здесь отсутствует. Герда отправляется на поиски названого брата. Пьеса-сказка сохраняет некоторые сюжетные линии первоисточника. В сказке Г.Х. Андерсена Герда размораживает сердце Кая слезами и поцелуем, в шварцевской сказке она отогревает душу Кея и делает сердце горячим, т.е. пробуждает его к жизни. В тексте-источнике Снежная королева не вступает в поединок с детьми, а уходит. Зло отступает перед силой девочки, а в анализируемой нами сказке Снежная королева и Советник отправляются в погоню. Сказочник собирает коллектив единомышленников. На помощь Каю и Герде приходят почти все персонажи. Все вместе, коллективно они побеждают зло.

Но главное отличие сказок Адерсена и Шварца состоит в творческих целях создателей сказок о Снежной королеве.

В сказке Андерсена есть старая колдунья-финка - к ней приходит Олень, везущий Герду к чертогам Снежной королевы. В ответ на его просьбу помочь девочке она отвечает: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у пас занимать ей силу. Сила - в ее милом, детском сердечке».

У Шварца финка отсутствует; ее слова (несколько измененные) отданы самому Оленю. Но он говорит не совсем то, что героиня Андерсена: «Что может сделать ее сильней, чем она есть? Полмира обошла она, и ей служили и люди, и звери, и птицы. Не у нас занимать ей силу, - сила в ее горячем сердце».

Вот оно, главное отличие сказки Шварца от сказки Андерсена! Первая - о детском сердце, вторая - о горячем сердце. Первая - о силе детскости, детской невинности, охраняемой богом и ангелами, вторая - о силе горячего, неравнодушного (не обязательно детского!) сердца, пылающего любовью к людям.

Чаще всего мы имеем дело с детскими изданиями Андерсена, где вся «божественная» часть отсечена. Но у Андерсена-то она есть! Его Герда, дабы прорваться во дворец Снежной королевы, охраняемый множеством живых снежных хлопьев, читает «Отче наш», и только молитва помогает ей достичь цели: «Было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось и густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами и руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы подняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок».

Итак, у Андерсена Герда побеждает с помощью многочисленных ангелов - у Шварца она всего добивается сама. Разница огромная! Столь же различны сцены расколдования Кая (у Шварца - Кея): у Андерсена она опять-таки проникнута божественной помощью, а у Шварца всего достигает сама Герда. Она оживляет сердце Кея напоминаниями о тех, кому он должен помочь: мальчику Гансу, которого бьет соседский мальчишка, псу Трезору, которого хотят утопить…

У Андерсена Герда размораживает сердце Кая физически, буквально; шварцевская Герда делает его горячим в переносном смысле: пробуждает в нем интерес к жизни, любовь и сострадание к людям. Мораль сказки датского сказочника - божественная, евангельская: «Если не будете чисты, как дети, не войдете в царствие небесное!» Мораль шварцевской сказки - реальная, человеческая: «Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи? Да ничего!».

Правда, на стороне героини Шварца тоже вроде бы волшебная сила - ей ведь помогает сам Сказочник! Но это необычный Сказочник: помощь его отнюдь не волшебная, он помогает в пределах человеческих возможностей. А главная сила его, как и у Герды, - в его горячем сердце…

Выходит, Шварц написал на старый сюжет новую сказку, идеи которой находят живой, непосредственный отклик в сердцах современных читателей, - и юных, и взрослых.

Сказка заканчивается жизнеутверждающими словами: «Все идет отлично - мы с вами, вы с нами, и все мы вместе. Что враги нам сделают, пока наши сердца горячи? Да ничего!». Пьеса-сказка «Снежная королева» Е.Л. Шварца - совершенно новое произведение. Драматург по-своему трансформирует сюжет сказки о Снежной королеве Г.Х. Андерсена, приспосабливая его к современности, т.е. создает «свое» в «чужом».

Снежная королева

Перед занавесом появляется Сказочник, молодой человек лет двадцати пяти. Он в сюртуке, при шпаге, в широкополой шляпе.

Сказочник.

Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Разные люди бывают на свете: кузнецы, повара, доктора, школьники, аптекари, учителя, кучера, актеры, сторожа. А я вот – Сказочник. И все мы – и актеры, и учителя, и кузнецы, и доктора, и повара, и Сказочники – все мы работаем, и все мы люди нужные, необходимые, очень хорошие люди. Не будь, например, меня, Сказочника, не сидели бы вы сегодня в театре и никогда вы не узнали бы, что случилось с одним мальчиком, по имени Кей, который… Но тс-с-с… молчание. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре! Ах, как много сказок я знаю! Если рассказывать каждый день по сто сказок, то за сто лет я успею выложить только сотую долю моего запаса. Сегодня вы увидите сказку о Снежной королеве. Это сказка и грустная и веселая, и веселая и грустная. В ней участвуют мальчик и девочка, мои ученики; поэтому я взял с собой грифельную доску. Потом принц и принцесса. И я взял с собой шпагу и шляпу. (

Раскланивается.)

Это добрые принц и принцесса, и я с ними обойдусь вежливо. Затем мы увидим разбойников. (

Достает пистолет.)

Поэтому я вооружен. (

Пробует выстрелить; пистолет не стреляет.)

Он не стреляет, и это очень хорошо, потому что я терпеть не могу шума на сцене. Кроме того, мы попадем в вечные льды, поэтому я надел свитер. Поняли? Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре. Ну-с, вот как будто и все. Можно начинать… Да, самое главное я и забыл! Мне прискучило все рассказывать да рассказывать. Сегодня я буду

показывать.

сказку. И не только показывать – я сам буду участвовать во всех приключениях. Как же это так? А очень просто. Моя сказка – я в ней хозяин. И самое интересное то, что придумал я пока только начало да кое-что из середины, так что, чем кончатся наши приключения, я и сам не знаю! Как же это так? А очень просто! Что будет, то и будет, а когда мы дойдем до конца, то узнаем больше, чем знаем. Вот и все!.. Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!

Сказочникисчезает. Открывается занавес. Бедная, но опрятная комната на чердаке. Большое замерзшее окно. Недалеко от окна, поближе к печке, стоит сундук без крышки. В этом сундуке растет розовый куст. Несмотря на то что стоит зима, розовый куст в цвету. Под кустом на скамеечке сидят мальчик и девочка. Это Кей и Герда. Они сидят взявшись за руки. Поют мечтательно.

Действие второе

Перед занавесом лежит камень. Герда, очень утомленная, медленно выходит из-за портала. Опускается на камень.

Вот теперь-то я понимаю, что такое – одна. Никто мне не скажет: «Герда, хочешь есть?» Никто мне не скажет: «Герда, дай-ка лоб, кажется, у тебя жар.» Никто мне не скажет: «Что с тобой? Почему ты сегодня такая грустная?» Когда встречаешь людей, то все-таки легче: они расспросят, поговорят, иногда накормят даже. А эти места такие безлюдные, иду я с самого рассвета и никого еще не встретила. Попадаются на дороге домики, но все они заперты на замок. Зайдешь во двор – никого, и в садиках пусто, и в огородах тоже, и в поле никто не работает. Что это значит? Куда ж это все ушли?

(выходит из разреза занавеса, говорит глухо, слегка картавя)

Здравствуйте, барышня!

Здравствуйте, сударь.

Простите, но вы не швырнете в меня палкой?

Действие третье

Сказочник

(появляется перед занавесом)

Крибле-крабле-бумс – все идет отлично. Король и советник хотели было схватить меня. Еще миг – и пришлось бы сидеть мне в подземелье да сочинять сказки про тюремную крысу и тяжелые цепи. Но Клаус напал на советника, Эльза – на короля и – крибле-крабле-бумс – я свободен, я шагаю по дороге. Все идет отлично. Советник испугался. Там, где дружба, верность, горячее сердце, ему ничего не поделать. Он отправился домой; Герда едет в карете на четверке вороных. И – крибле-крабле-бумс – бедный мальчик будет спасен. Правда, карета, к сожалению, золотая, а золото – очень тяжелая вещь. Поэтому кони везут карету не так чтобы уж очень быстро. Но зато я догнал ее! Девочка спит, а я не мог удержаться и побежал вперед пешком. Я шагаю без устали – левой, правой, левой, правой, – только искры летят из-под каблуков. Хоть и поздняя осень уже, но небо чистое, сухо, деревья стоят в серебре – это постарался первый морозец. Дорога идет лесом. Те птицы, которые опасаются простуды, уже улетели на юг, но – крибле-крабле-бумс – как весело, как бодро насвистывают те, что не боялся прохлады. Просто душа радуется. Одну минуту! Прислушайтесь! Мне хочется, чтобы и вы услышали птиц. Слышите?

Раздается длинный, пронзительный, зловещий свист. Вдали ему отвечает другой.

Что такое? Да это совсем не птицы.

Раздается зловещий далекий хохот, улюлюканье, крик. Достает пистолет и оглядывает его.

Разбойники! А карета едет без всякой охраны. (

Озабоченно.)

Крибле-крабле-бумс… (

Скрывается в разрезе занавеса.)

Действие четвертое

В разрезе занавеса показывается голова северного оленя. Он оглядывается во все стороны. Дальше не идет. Следом за ним выходит Герда.

Вот здесь и начинается страна Снежной королевы?

Олень кивает головой.

Картина первая

Занавес открывается. Зала во дворце Снежной королевы. Стены дворца состоят из снежинок, которые вертятся и вьются со страшной быстротой. На большом ледяном троне сидит Кей. Он бледен. В руках у него длинная ледяная палка. Он сосредоточенно перебирает палкой плоские, остроконечные льдинки, лежащие у подножия трона. Когда открывается занавес, на сцене тихо. Слышно только, как глухо и однообразно воет ветер. Но вот издали раздается голос Герды.

Кей, Кей, я здесь!

Кей продолжает свою работу.

Кей! Отзовись, Кей! Здесь так много комнат, что я заблудилась.

Картина вторая

Декорация первого действия. Окно открыто. У окна в сундуке розовый куст без цветов. На сцене пусто. Кто-то громко и нетерпеливо стучит в дверь. Наконец дверь распахивается, и в комнату входят маленькая разбойница и Сказочник.

Маленькая разбойница.

Герда! Герда! (

Быстро обходит всю комнату, заглядывает в дверь спальни.)

Ну вот! Я так и знала, она еще не вернулась! (

Бросается к столу.)

Смотри, смотри, записка. (

«Дети! В шкафу булочки, масло и сливки. Все свежее. Кушайте, не ждите меня. Ах, как я соскучилась без вас. Бабушка». Видишь, значит, она не пришла еще!

Сказочник.

Маленькая разбойница.

Если ты будешь смотреть на меня такими глазами, я пырну тебя ножом в бок. Как ты смеешь думать, что она погибла!

Сказочник.