Пророческие сны. Предсказания

Загадочность сна… кто пишет их сценарии? Да такие! За последние
несколько ночей я вместе с Путиным посетил страшно запущенный ин-
тернат для неполноценных детей. Сидел со Сталиным, обсуждая детали
дома (он просил меня построить для него), обучался в китайском спецна-
зе, демонстрировал чудеса, удивлявшие известных иллюзионистов. Откуда
это берется? Что делать с виденным? Бежать к толкователям снов? Не на-
бегаешься. Купить «Сонник»? Натолкуют такое, что будешь жить в страхе,
а все мысли - в плену ожидаемых событий.

А) Что говорит Библия о снах? «Сновидения бывают при множестве
забот» (Еккл. 5:2).

Тело, пропустив через себя дневную массу видео и звукоинформации,
наработавшись, отключает на ночь слух и зрение. Глаза и уши нуждаются
в отдыхе. Но там, за гранью реальности, мы снова видим и слышим, гово-
рим и активно участвуем в различных историях. Это уже - душа, которой
не требуется ночной отдых.

Древние города были окружены стенами. Городские ворота, открытые
днём, пропускали всех желающих и закрывались на ночь. И оставались
в городе разные люди: путешественники, торговцы, жулики, шпионы…
и каждый принимался за своё дело.

Происшедшее за день, часто становится идеей сценария для сна, по-
рою предельно изменённой игрою воображения и фантазии, а иногда
очень похожей на действительность. Вспоминаю былое,

В застойные времена для христианской молодежи было опасной ро-
скошью «выбить» автобус, например для маевки. Через знакомых мы од-
нажды «выбили» и уехали в горы. Нас прельстила лощина в стороне от до-
рог и посторонних глаз. Съехали вниз. Место отличное. Но днем прошел
ливень, травянистые склоны раскисли и мы оказались в ловушке. До трех часов ночи мы безуспешно толкали автобус наверх, пока в соседнем кол-
хозе не нашли трехосный «Урал».

Через неделю мы посетили церковь в другом городе. Нас мальчишек
уложили в отдельной комнате на полу, как скумбрию в баночке. В углу,
стояла единственная койка. Глубокой ночью один из спящих на полу вско-
чил, что-то громко бормоча, схватился за спинку кровати и давай дёргать
её. Все проснулись.

Что ты делаешь?

Как что? автобус толкаю.

Прав Соломон, что при множестве забот бывают сновидения. Стро-
итель часто продолжает во сне строить. Влюблённый тоже продолжает
свою встречу. Студент - грызёт гранит науки. «Во множестве сновидений
много суеты», - завершает свою мысль (Екк. 5:6).

Но читающим Библию известны и другие места Писания.

«Старцы ваши, сновидениями вразумляемы будут».

«Юноши ваши будут видеть видения» (Деян. 2:17).

Утонув в дневной суете, в шуме будней человек не может расслышать
голос Божий. Он яснее слышен в душевной тишине. Поэтому Господь ино-
гда использует сон для разговора с человеком. Сон Авраама, сны Иосифа,
сновидения Навуходоносора и фараона.

Ближе к нам: сон Ломоносова, Авраама Линкольна и матери декабри-
ста Рылеева (подробности в книге «Человек»), там же описаны сны моего
соработника, и «водителя за три ночи».

Но сны от бога - это не всегда и нечасто, и они не нуждаются, как
правило, в толкователях, «бог говорит однажды и, если того не заметят,
в другой раз, во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во
время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатле-
вает Своё наставление, чтобы отвесть человека от какого-либо предпри-
ятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти…»
Иов. 33:14-18. И каждый верующий, хоть однажды, видел такой сон.

Я - тоже. Но это были считанные за долгую жизнь сны. А остальных -
несчётное множество.

Толкование снов

Я пока не говорю о «Соннике», а о попытках верующих людей оты-
скивать для себя и других скрытый смысл виденного. И здесь - горе
впечатлительным!

Одна вот такая верующая, увидев что-то во сне, подняла ночью всю
семью, верующих и не верующих, заставила всех хорошо одеться и рас-
сказала, что бог вынес приговор их семье. Этот поступок отбросил неве-
рующих еще дальше от веры.

Есть сны-покушения на чьё-то счастье, на сердечный и семейный
мир. Муж увидел во сне, что его жена заигрывает с кем-то. А в другой семье
жена увидела во сне неверность мужа. Просыпаются с тяжелым чувством,
подозрительно посматривают на вторую половину (уж не откровение ли
это?) и вот уже звучат контрольные вопросы, и любящие люди постепенно
превращаются в два айсберга в одной квартире.

Есть сны-искушения. По ним христианин может проверить уровень

своей праведности. Если я позволяю что-то во сне, значит не всё у меня
благополучно и наяву. Пусть это будет даже только на уровне помыслов
и фантазии. Я лично в молодости выверял себя таким образом. И не жалею.

Верно, истолковать сны от Бога могут лишь те, кому Он дал такой
дар. И таких - единицы. А толкователей слишком уж много, и их толко-
вания - ложь.

Это мнение самого Бога.

«Я слышал, что говорят пророки, Моим Именем пророчествую-
щие ложь они говорят: мне снилось, мне снилось. Долго ли это будет
в сердцах пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман
своего сердца? Думают ли они довести народ Мой до забвения имени
Моего посредством снов своих… Пророк, который видел сон, пусть
и рассказывает его, как сон».

Господь не каждый день давал откровения и поручения Своим про*
рокам. А звание пророка обязывало, и шли к ним люди узнать волю
Божью. И они сползали в область толкования снов. Это раздражало Гос
пода: «Вот, Я - на пророков ложных снов, говорит Господь, которые
рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обма-
нами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им»
(Иер. 23:28, 32).

Помимо ложных пророков было немало тех, чьей профессией было
толковать сны и предсказывать будущее. Их называли терафимы и вещуны:

«Терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают
сны лживые» (Иер. 10:2).

И они проводятся Богом по одной статье с гадателями, волшебниками
и звездочётами (астрологами). Иер. 27:9.

Преступление их состоит в том, что они, во-первых: вносят ложь и за-
ставляют людей верить лжи. Во- вторых, вносят смятение в народ и уво-
дят его мысли в плен ожидаемых предсказанных ими событий, которые
может быть, никогда не сбудутся. В-третьих, всё это чаще всего подается,
как Божья воля. В-четвертых, пользуясь туманом в понятиях о сути сна,
демоны сбивают ориентиры и начинают владеть умами тех, кто должен
принадлежать только Богу. Вещуны льют воду на диавольскую мельницу
и практически идут против Бога.

Целина снов

Сон - это для многих земля, не тронутая плугом. Если нам действи-
тельно недостаёт времени для изучения Библии, для творческой работы,
то часы ночного сна - это дополнительные 7-8 часов замечательного
времени, когда не надо идти на работу, бежать на рынок, сидеть на кухне,
толкаться в автобусах. Во сне эти помехи отсутствуют там можно разви-
вать темы, писать стихи, ловить приходящие откуда-то мелодии. Только
до этого нужно привести себя в порядок в дневное время, а перед сном
утонуть в духовных размышления.

Виды снов

Гипноз. Христианину следует избегать его. Я присутствовал на вы-
ступлении гипнотизера Василия Ерёмина. Он, указывая залу на застывших
в разных позах людей на сцене, сказал: «Я уеду. Но на стенах домов ещё
долго будут висеть афиши с моим портретом. И любой из них может, гля-
нув на него, впасть в состояние транса. И освободить его смогу только я
по телефону или по телеграмме. Я теперь имею власть над ними».

Ещё один сон - сон смерти.

В него тоже нужно правильно шагнуть. Это значит, раскаяться пред
Господом и стараться жить свято. И когда утихнет последний удар серд-
ца, для человека начнётся прекрасный сон длиною в вечность. Или же
кошмар такой же продолжительности, если не примирился с Богом. Это
и есть вечность.

Но есть духовный сон.

Тело полно энергии и активности. Душа тоже чем-то занята, но без
рождения свыше, без Бога (одним словом) это существование называется
духовным сном. И к таковым звучит Слово Божие: «Встань спящий, и вос-
кресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

Это в пределах наших возможностей, иначе Бог не потребовал бы
от нас невозможного.

Почти третью часть жизни мы проводим во сне. И она почти не освещена, единственное что можно услышать в храме,- это «не верь снам», но хочется знать по больше, ведь не все так просто. Бывают и вещие сны.
Постарался объединить в этом посте все, что говорили святые отцы в Добротолюбии по поводу сновидений:
«В сновидениях демоны вносят образы в ум, приводя в движение память; потому что органы чувств в то время держатся сном в бездействии. Память же они приводят в движение посредством страстей. Это явствует из того, что чистые и бесстрастные не терпят ничего подобного. Какие образы душа воспринимает с телом, так память воспроизводит их и без тела (страстно, или бесстрастно). То же самое бывает и во время сна, когда тело покоится. (1,550) авва Евагрий

Есть три вида снов: мечтания, видения и откровения.

Мечтания суть такие сновидения, которые не стоят неизменными в воображении ума, но которых предметы перемешиваются, одни вытесняют другие, от них не бывает ни какой пользы, и само мечтание их исчезает вместе с пробуждением.

Видения суть такие сновидения, которые во все время стоят неизменными, не преобразуются из одного в другое и так запечатляются в уме, что остаются на многие лета незабвенными: они показывают сбытие будущих вещей, доставляют пользу, приводя ее в умиление представлением страшных видов.

Откровения суть сущие выше всякого чувства созерцания чистейшей и просвещенной души, представляющие дивные нение божественные дела и разумения, тайноводство сокровенных Божиих тайн, сбытие наиважнейших для нас вещей, и общее пременение мирских и человеческих дел. (5,139) Никита Стифат

Из сказанных видов сновидений первые свойственны людям чувственным и плотолюбивым, для коих Бог чрево и укоризненное насыщение, коих ум объят тьмой, по причине нерадивой жизни, и над коими издеваются бесы посредством мечтаний; вторые свойственны тщательным ревнителям, очищающим душевные чувства, и через видимое возводимым к постижению божественных вещей и преумножению преуспевания; третьи свойственны совершенным, действенно наитствуемым Божественным Духом. (5,140) Никита Стифат

Не у всех людей сновидения бывают истинны, и не у всех печатлеются во владычной части ума, но у одних тех, ум которых очищен и чувства душевные просветлены, кои востекли к естественному созерцанию, у коих нет попечения о житейских вещах, ни заботы о настоящей жизни, коих долгие пощения установились в общее воздержание, а поты и труды по Богу обрели покой и коих преспеяние в священном безмолвии возвело на степень пророков Церкви Божией, о которых и в книге Моисея сказал Бог: « аще будет пророк в вас, во сне явлюся ему, и в видении возглаголю к нему» (Числа 12:6), и в книге Иоиля: «и будет по сих, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши, и старцы ваши сония узрят, и юноши ваши видения увидят» (Иоиль 2:28)». (5,140) Никита Стифат

«Когда желательная часть души движется на страсти, утехи, наслаждения и удовольствия мiра сего, тогда душа видит и сны, подобные сему. Когда раздражительная часть души озверяется и рассвирепеет против однородных себе людей, тогда и в сновидениях видятся нападения зверей и пресмыкающихся, войны и брани, споры и бой в судах с теми, с коими состоят в раздоре. Когда же умная часть души надымается в тщеславии и гордости, тогда во сне мечтаются воспарения на воздух на крыльях, или возседания на высоких креслах судей и властителей народных, торжественные выходы и встречи и т.д. (5,61) Симеон Новый Богослов

Страшные сны обыкновенно бывают после гневной тревоги, и ничто другое столько не вынуждает ума нашего выступать из строя (дезертировать), как тревожный гнев. (1,507) авва Евагрий

Некоторые из нечистых демонов всегда приседят подле читающих и всячески ухитряются отвлекать ум их и нужды. Часто они наводят тяжкий сон, много отличный от обыкновенного. Все это мы терпим от них потому, что при чтении не храним трезвенного внимания, и не помним, что читаем словеса Бога Живаго. (1,516) авва Евагрий

Воображение неопределенных лиц указывает на остатки давней страсти, а воображение лиц определенных указывает на новые уязвления сердца. (1,520) авва Евагрий

Возмущенные сны видит раздраженный, и нападения зверей мечтаются гневливым. (2,268) Нил Синайский

Когда похоть возрастает, тогда ум мечтает во сне о вещах доставляющих услаждение, а когда- раздражение, тогда видит он вещи, страх наводящие. (3,206) Максим Исповедник

У бесовских мечтаний,- не пребывают они в одном и том же образе, и вида своего не показывают долго не смятенным. При этом они много говорят и обещают великого, а еще больше угрозами страшают принимая на себя нередко вид воинов; иногда припевают душе и что нибудь льстивое с шумным криком. (3,29) Блаженный Диадох

Во время сна телесного прелесть покушается похитить чувство любви к Богу вкушением чего-то приятного, не смотря на то, что ум в известной мере здравствует в отношении к памятованию о Боге. (3,26) Блаженный Диадох

Муж долготерпеливый видит в видении соборы святых Ангелов, и не памятозлобивый упражняется в духовных словесах, ночью приемля разрешение тайн. (2,268) Нил Синайский

Признак совершенного бесстрастия есть тот, когда и во время бодрствования, и во сне представления вещей всегда всходят на сердце простыми. (3,191) Максим Исповедник

Сны являющиеся душе по любви Божией, суть необманчивые указатели здравия душевного. Они не изменяются из одного образа в другой, не наводят страха, не возбуждают смеха, или внезапного опечаления, но приступают к душе со всею тихостию, и преисполняют ее духовного радования; почему душа, и по пробуждении тела, со всем вожделением ищет этого испытанного во сне обрадования. (3,29) Блаженный Диадох

Бывает, впрочем, что и добрые сны не радость приносят душе, а печаль некую сладостную, и слезу неболезненную. Это случается с теми, которые преуспели уже в великом смиренномудрии». (3,30) Блаженный Диадох

Бесы … даже во сне мечтание наше делают богатым воображениями: при чем преобразуются бесы похоти иногда в свиней, иногда в ослов, иногда в коней женонеистовных и огневидных, иногда в жидов наиболее невоздержанных; бесы гнева - иногда в язычников, иногда во львов; бесы страшливости - в измаилитов; бесы непостоянства - в идумеев; бесы пьянства и объедения - в сарацын; бесы любостяжания - иногда в волков, иногда в тигров; бесы лукавства - иногда в змий, иногда в ехидн, иногда в лисиц; бесы бесстыдства - в собак; бесы лености - в кошек. Бывает, что бесы блуда иногда превращаются в змей, иногда в ворон и грачей; в птиц превращаются наиболее воздушные бесы. Трояко же фантазия наша изменяет воображения бесов, по причине троечастности души, представляя их в виде птиц, зверей и скотов, соответственно трем силам души - желательной, раздражительной и мыслительной. Ибо три князя страстей против сих трех сил вооружаются и какой страстью окачествована душа, сродный с тою они принимают образ, в коем и приступают к ней. (5,209) Григорий Синаит
Рекомендации святых отцов по поводу сновидений:

«Когда душа начнет чувствовать себя здравою: тогда начнет и сновидения иметь чистые и безмятежные. (3,190) Максим Исповедник

Признаки бесстрастия будем определять днем посредством помыслов, а ночью посредством сновидений. (1,520) авва Евагрий

Не дозволяй себе днем помышлять о бывших во сне мечтаниях; ибо у бесов и то есть в намерении, чтоб сновидениями осквернять нас бодрствующих. (2,557) Иоанн Лествичник

Память о смерти да засыпает и да восстает с тобою, и вместе Иисусова молитва; ибо ничто не может тебе доставить столь сильное заступление во время сна, как сии делания. (2,557) Иоанн Лествичник

Да довлеет однако нам паче, как великая добродетель, то правило, чтоб отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают ничто иное, как идолы помыслов, игра воображения. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не прогневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней». (3,30) Блаженный Диадох

Надеюсь этот пост поможет вам в борьбе со страстями, которые открываются при помощи снов.

*- Многие слова переставлены и изменены, без изменения смысла.

**- Добротолюбие Москва Паломник 1998г (том, страница) Святой отец

Толкование сна в соннике:

Угрызения совести. Сигналы, поступающие из внутренней духовной сути человека, благие душевные порывы, стремление к чистоте и благородству. Элементы помощи, обучения, защиты, наставления.

Снится « Церковные колокола слышать » во сне

Толкование сна в соннике:

Счастливые новости услышите. Как улучшить значение сна? Представьте, что это вы звоните в колокола. Мелодичный звон разносится далеко по окрестности.

Толкование сна Церковные колокола

Толкование сна в соннике:

Вас ждет что-то приятное.

Церковные колокола во сне

Толкование сна в соннике:

Ждет тебя нечто приятное.

Сонник: к чему снится Церковные колокола

Толкование сна в соннике:

Слышать их - счастливые новости услышите. Как улучшить значение сна: Представьте, что это вы звоните в колокола. Мелодичный звон разносится далеко по окрестности.

Как истолковать сновидение « Полет »

Толкование сна в соннике:

Полет во сне - не очень благоприятный знак. Он сулит несчастливое замужество если вам снится, что вы летаете низко над землей - это сулит вам болезнь или затруднительную ситуацию парить на водной гладью и видеть, что вода - мутная, предвещает …

Сонник: к чему снится Свеча

Толкование сна в соннике:

Видеть в сновидении свечу, горящую ярким пламенем, сулит получение доброго известия, радость, долгожданное письмо. Видеть во сне огарок свечи - к убыткам или к разладу с близкими. Видеть во сне церковные свечи - к чьей-то помощи или поддержке. Видеть во …

Что значит сон - Священник

Толкование сна в соннике:

Наиболее благоприятным считается увидеть во сне, что священник благословил вас. Такой сон предвещает вам успехи, благополучие и хорошие доходы. Видеть его во сне произносящим молитвы - знак тревоги о близких людях. Если вам приснится, что он одет в нарядные церковные …

Видеть во сне Петь (Музыка)

Толкование сна в соннике:

Церковные песнопения во сне слышать - к получению хорошего известия. Хор слышать во сне означает лицемерие или обман близких людей, которые хотят воспользоваться вами в своих интересах. Чем приятнее будет их пение, тем изощреннее будет ложь, которой окружат вас. Иногда …

Видеть во сне Купол

Толкование сна в соннике:

Церковные купола видеть во сне - знак скорого окончания дела. Горящие купола во сне означают, что ваше дело прогорит. Видеть огромные купола совсем близко - к удачному и скорому окончанию выгодного дела. Стрелять по куполам во сне означает, что ваши …

Сонник: к чему снится Качание

Толкование сна в соннике:

Регрессивная форма транквилизации. Ассоциируется с детством. Лоно, счастливое детство, возможно, в противоположность настоящим трудностям. Навязчивая иллюзия движения. Навязанная программа действий. Церковные колокола, женитьба, религия.

Снится « Колокола » во сне

Толкование сна в соннике:

Счастливые новости. Церковные - вам удастся избежать серьезной опасности. Морской - к дальнему путешествию. Водолазный - исполнение заветной мечты. Звонить в колокола - победа над недоброжелателем. Как улучшить значение сна? Представьте, что колокола звонят. Мелодичный звон разносится далеко по окрестности.

Если снится Полет, к чему это?

Толкование сна в соннике:

Во сне летать в беспредельном небесном просторе - сулит несчастливое супружество. Если вам снится, что вы летаете низко над землей - это сулит вам болезнь или затруднительную ситуацию. Парить над водной гладью и видеть, что вода - мутная, предвещает вам …

Почему во сне снится Свечи?

Толкование сна в соннике:

Зажигать канделябр со множеством свечей означает, что в предстоящем деле вам следует рассчитывать только на собственные силы. Одна свечка, скудно освещающая комнату, предвещает несостоявшуюся встречу, ибо, кроме вас, на нее никто не явится. Свечка в руках у покойника - знак …

Почему во сне снится Купола?

Толкование сна в соннике:

Видеть церковные купола предвещает разочарование в событиях, которых вы ожидали долго и с большой надеждой. Видеть золотые купола - знак предстоящих похорон близкого человека, покрашенные краской купола предвещают туманные перспективы и полосу неудач. Видеть себя под куполом цирка, выполняющей акробатический …

Почему во сне снится Звон?

Толкование сна в соннике:

Слышать какой-то звон означает, что наяву получите некое важное известие, которое призовет вас совершить то, что покажется вам более чем странным. Звон колокольчиков предостерегает от чрезмерной болтливости. Слышать звонящие церковные колокола означает смерть далеких друзей или беспокойство, причиненное чьим-то вероломством. …

Сновидение - Свеча - чего ожидать?

Толкование сна в соннике:

Горящая свеча символизирует успех и надежду на будущее. Погасшая, тусклая свеча - разочарование и упущенные возможности. Зажигать свечу - вступление в брак, неожиданная услуга, прибыль. Носить свечу - неудача, пропажа денег, уход любимого. Пылающие свечи - вас пригласят на вечеринку. …

Сонник: к чему снится Купол

Толкование сна в соннике:

Означают значительные, важные идеи и мысли. Церковные купола - это напоминание о вечных истинах. Крест на них видеть церковный купол треснувшим или разрушенным - дурной знак, говорящий, что в чем-то вы переступили (или собираетесь переступить) запретную черту, и это грозит …

В истории человечества сны всегда играли особую роль. Это отразилось в произведениях литературы разных времён и народов, а также в их религии. Сны в большинстве случаев рассматривались людьми как необъяснимые действия или откровения таинственного Провидения. Мы ознакомимся с Библейским взглядом на вопрос о снах и их толковании. Сразу заметим, что видение и сон - это две разные вещи. Мы будем говорить о снах, а не о видениях.



I . Введение: общий обзор вопроса о сновидениях


1. Терминология Ветхого и Нового Заветов
Сон: Еврейское существительное «khalom »; Греческое существительное «onar ».

2. Что такое сон? ?
Сновидение - это состояние сознания, во время которого образы, мысли и впечатления пробегают в разуме человека во время сна.
Сон - «последовательность образов, и т.п., проходящих через разум спящего человека».

3. Три аспекта сна
Человек - существо сложное, имеющее физическое и духовное начало. Говоря о сновидениях, необходимо отметить три аспекта снов: физиологический, эмоциональный (или душевный) и духовный.

А. Физиологический и эмоциональный аспекты снов
Мы - существа физиологические, обладающие телом. Сон - это необходимая часть расписания дня, во время которой организм отдыхает и восстанавливается. Большинство наших снов является результатом деятельности организма: тела и души:

  • Очень часто наш мозг продолжает во сне размышлять над тем, что волновало нас днём. Об этом свидетельствует тот факт, что многие открытия были сделаны во сне после долгого и напряжённого рабочего дня.
  • Часто наши сны являются результатом определённых физиологических процессов нашего организма. Например, нехватка кислорода в душном помещении; переедание перед сном; недостаток тех или иных витаминов в организме. То есть, наш организм устроен Господом таким чудесным образом, что он сам пытается «докричаться» до нас посредством определённых образов во сне и подсказать; организм пытается подсказать нам, чего ему не хватает для нормальной жизнедеятельности.

Б. Духовный аспект снов.
В Библии приводятся истории, когда Господь Бог являлся людям во сне для того, чтобы о чём-то их предупредить. Например, Бог предупредил Авимилеха, чтобы тот не прикасался к Сарре: Бытие 20:3 «И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа ». Аналогичным образом Господь предупредил Лавана насчёт Иакова: Бытие 31:24 «И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого ».

4. Откровение от Бога через сны является характерной чертой…
А. …Ранней эпохи патриархов (отцов веры):
Иаков - Бытие 28:10-16 ; Иосиф - Бытие 37:5-10 (два сна на одну тему).

Б. …Эпохи правления царя Соломона:
3 Царств 3:5-15 «В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе ».

В. …Общения Бога с правителями языческого мира, в частности, с царями и вельможами земли Филистимской, Египта и Вавилона:
Бытие 20:2-3 «И послал Авимелех, царь Герарский , и взял Сарру. И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа »; Бытие 40:5 «Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения »; Бытие 41:1 «По прошествии двух лет фараону снилось… »;
Даниил 2:1 «Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него »; Даниил 4:1-2 «Я, Навуходоносор , спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих. Но я видел сон , который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня ».

Г. Сновидение как откровение от Бога для тех, кто находится вне Царства Божия.

  • Мадианитяне : Судей 7:12-15 «Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря. Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан. Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился Господу и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский »;
  • Жена Пилата : Матфея 27:19 « жена его ».

Практически во всех случаях, когда Господь обращался во сне к правителям языческих наций, Он посылал им также людей Божьих с даром истолкования снов, чтобы они правильно истолковали сны от Бога: Иосиф (Бытие 40:5-23 ; Бытие 40:8 «Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне »; Бытие 41:1-32 ) и пророк Даниил (Даниил 2:19-45 ; Даниил 4:5 «Наконец вошел ко мне Даниил , которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святого Бога; ему рассказал я сон »).
В соответствии с Бытием 40:8 , истинное толкование снов - от Бога. Это Божий дар. А, как нам известно, Бог даёт людям духовные дары для назидания, созидания церкви (народа Божия) и прославления Господа.

II . Ветхий Завет о снах и их толковании


1. Сны и Ветхозаветные пророки .

Во времена Ветхого Завета способность интерпретировать сны ассоциировалась с Еврейскими пророками.
Числа 12:6-8 «И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? » Согласно этому стиху, Бог чаще всего открывается пророкам-сновидцам…
— в видениях;
— в снах;
— явно (лицом к лицу).

Однако Слово Божье запрещает верить во все сны, как в пророческие. Народ Божий был призван распознавать лжепророков и не верить их пророчествам:
Второзаконие 13:1-5 «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец , и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя ».

2. Толкование снов как разновидность гадания

Сны и их толкование часто являются средством лжи и разновидностью гадания.
Захария 10:2 «Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые ; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря ».
Иеремия 23:25-32 «Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось ". Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон ; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Моё верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Посему, вот Я - на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я - на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал". Вот, Я - на пророков ложных снов , говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь ».

Откровение, которое Господь давал пророку наяву, а не во время сна, чаще всего ценилось больше, чем откровение во сне. И это не случайно. Господь запрещал обращаться к гадателям, прорицателям и ворожеям, которые во время своих сеансов использовали химические и биологические вещества, вводящие человека в состояния транса или гипноза - то есть разновидности сна. Господь призывает нас «трезвиться» и быть здравомыслящими поклонниками, а не суеверными фанатиками.
В истории человечества всегда были, есть и будут шарлатаны, выдающие себя за Божьи сосуды, имеющие дар истолкования снов. Существуют даже специальные книги, толкующие сны - «сонники». Но Господь дал нам Библию - Слово Божье, по которому мы должны сверять свою жизнь.

3. Два периода в Ветхозаветной эпохе интерпретации снов

В Ветхом Завете описаны два особых цикла, во время которых сны трактовались экспертами, обладающими специальным даром от Бога. Первый цикл относится ко времени жизни Иосифа: Бытие 37:5-10 «И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более… »
Второй цикл относится к жизни и служению пророка Даниила: Даниил 2 . Сны этих двух периодов относятся к разряду пророчеств о будущем.

III . Новый Завет о снах и их толковании


1. Случаи снов от Господа в Новом Завете :

А. Сны Иосифа (мужа Девы Марии)
Господь явился во сне Иосифу и предупредил его о рождении Иисуса: Матфея 1:19-21 «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ».
Также Господь во сне предупредил Иосифа об опасности, грозящей младенцу Иисусу: Матфея 2:13 «Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его », Матфея 2:19 «По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца », Матфея 2:22 «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские ».

Б. Сон мудрецов с Востока
Матфея. 2:12 «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою »,

В. Сон жены Понтия Пилата
Матфея 27:19 «Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него ».

2. Исполнение пророчества пророка Иоиля.

Деяния 2:17 «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут ». Этот стих из Деяния цитирует стих из Иоиля 2:28 «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения ».

Здесь следует обратить внимание на то, что Слово Божье не пропагандирует сны и практику их толкования. Вспомните, при каких обстоятельствах апостол Пётр процитировал отрывок из книги пророка Иоиля? Он это сделал в День Пятидесятницы - день схождения на землю Святого Духа. Это был день, когда Бог Дух Святой сошёл на землю, чтобы обитать в человеке. Раньше, в Ветхозаветные времена Господень Дух обитал только в избранных Божьих сосудах: царях, священниках и пророках. Это были единицы из многочисленного израильского народа. Согласно отрывку в Числах 12:6 , Бог открывался им через видения, сны или наяву. Цель слов пророка Иоиля , повторённых Петром в День Пятидесятницы, - не пропагандировать сны и видения, а засвидетельствовать о том, что теперь наступила новая эра в истории человечества, когда Великий Бог будет обитать с человеком - с каждым, кто откроет для него своё сердце: будь то мужчина или женщина, молодой человек или старик. И что теперь каждый человек, в котором есть Божий Дух, будет приравниваться к пророку.

Господь может явить Себя человеку во сне, в видении или наяву. Однако не нужно забывать о том, что в основном Бог являет Себя нам через Своё Святое Слово - Библию. Евреям 1:1-2 «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках , в последние дни сии говорил нам в Сыне , Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил ».

Иисус есть живое слово Бога Отца (Иоанна 1:1,14 )
Слово Божье является тем эталоном, с которым мы сравниваем любые пророчества, видения и сны. Они отвергаются, если хоть в чём-то не совпадают или расходятся с тем, что написано в Библии.

IV . Дополнительные наблюдения о снах


1. Назначение снов от Господа :

А. Вразумление от Господа:
Деяния 2:17 «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут ». Здесь сказано, что цель сновидений - вразумление.
Обратите внимание на то, что Господь будет вразумлять сновидениями старцев . В Греческом языке под словом «старцы» подразумеваются старейшины или пасторы (в данном случае используется греческое слово «presbuteros» , от которого произошло русское слово «пресвитер» ).

Б. Избавление от погибели:
Иов 33:14-18 «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне , в ночном видении , когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе . Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом ». Итак, назначение снов от Господа:
— отвести человека от какого-либо предприятия;
— удалить от него гордость;
— отвести душу его от пропасти;
— отвести жизнь его от поражения мечом.

2. Сны и служение Господу

Слово Божье предупреждает, что из-за многословия и множества снов служение Богу превращается в суету. Поэтому советуем вам в отношении снов руководствоваться следующим библейским девизом: Екклесиаст 5:6 «Ибо во множестве сновидений , как и во множестве слов, - много суеты; но ты бойся Бога ».
Этот стих очень напоминает слова Иисуса Христа в Евангелии от Матфея 6:7 «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны ».

3. человек не может заставить Бога отвечать ему во сне .

Как бы человек ни старался, он не может заставить Бога отвечать ему во сне. Примером служит история с Царём Саулом: 1 Царств 28:6 «И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне , ни чрез урим, ни чрез пророков ». Царь Саул отверг Слово Живого Бога, и поэтому Господь Бог отверг Саула.
Эта история служит уроком и для каждого из нас. Если вы отвергаете или не исполняете Живое Слово Господа - Библию, и что написано в ней, то не надейтесь, что Господь будет говорить с вами во сне. Он уже сказал в Священном Писании всё, что вам нужно знать для спасения и благочестивой жизни на земле.


V . Частые заблуждения о снах


Заблуждение 1: «Бог избрал сны как один из путей общения с человеком ».
Наш ответ: Если это общение Бога с нами, то почему существуют неправильные толкования снов? Мы что, должны догадываться, что Бог имел в виду? А как насчёт забытых снов? А как насчёт людей, которые не видят сны? А как насчёт тех, кто вообще не спит? С ними Бог не общается принципиально?

Заблуждение 2: «Сны - один из основных путей , который Бог избрал для общения с нами, и мы должны уделять им соответствующее внимание! »
Наш ответ: Если сны являются основным способом общения Бога с нами, то какое место в общении Бога с нами занимает Слово Божье? Зачем оно нам, если Бог разговаривает с нами через сны?

Заблуждение 3: «Бог приходит к человеку, напрямую обращаясь к его сердцу и духу через Свой голос, пророчество, сон, видение и помазание ».
Наш ответ: Нигде в Новом Завете нет подтверждения этой мысли. Наоборот, практически во всех книгах Нового Завета упор делается на Слово Бога (Писание), а не на сны и видения.

Заблуждение 4: «Сердце человека, увидевшего сон, затрепещет и «подтвердит» и скажет «Именно так!», когда услышит правильное толкование, поэтому никогда не принимайте толкование, которое не имеет свидетельства в сердце самого сновидца ».
Наш ответ: Не наше сердце должно быть ключом в интерпретации снов, а Слово Божье. Человеческое сердце, по определению Библии, лукаво и крайне испорчено: Иеремия 17:9 «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено ».
Матфея 15:19-20 «…ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека ». Именно поэтому наше сердце не может быть эталоном. Только сам Бог и Его святое Слово должны быть для нас и эталоном, и авторитетом в течение нашей жизни.

I. Посвящается.

II. Вступление.

IV. Неизменный Бог - сны сегодня (примеры снов)

V. Пособие для наставника

I. Посвящается

Тому, кто обитает внутри нас и дает нам сны – Духу Святому, дарующему каждому человеку прямую постоянно доступную связь с живым Богом.

«… слушайте слова Мои: если бывает у Вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, и о сне говорю с ним». (Числ. 12:6)

К людям, искусным в толковании снов, таким как Даниил и Иосиф, относились с уважением.

Те, кто поняли откровения, данные им от Господа, например Авраам или Соломон, стали великими и мудрыми.

Те, кто прислушался к своим внутренним переживаниям, например как апостол Павел или Иезекииль, стали великими миссионерами и пророками.

«Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя» (Пс. 15:7).

На заметку : Через сны Бог дает нам совет каждую ночь.

II. Вступление.

Дар сновидений

Бог по своей благодати привел в мою жизнь Германа Риффеля, чтобы научить меня христианскому подходу к толкованию снов. Это была еще одна тема в Библии, которую я никогда серьезно не рассматривал, возможно, потому что сны не входят в сферу внимания нашей рациональной культуры. Поэтому она смотрит на них, задрав нос, и считает, что они просто результат острой пищи, съеденной на ночь. Естественно, такого взгляда в Писании не найдешь, к тому же Библия снова и снова безоговорочно повторяет, что именно Бог говорит к нам через сны (Числ. 12:6; Деян. 2:17), и что именно Бог научает нас, через сновидения (Пс. 15:7).

Казалось бы, имея такие серьезные заверения и такую великолепную возможность получать совет от Бога каждую ночь и совершенно бесплатно, мы все с радостью должны броситься записывать свои сны и потом просить у Бога истолкования. Однако, скорее всего, даже среди 10 000 христиан не найдется ни одного человека, которого когда-либо официально учили толковать сны. Это просто поражает!

Герман Риффель научил меня слышать, что говорит Бог через мои сны. Он помог мне исследовать Писание и выяснить, как Бог обращается и толкует сны, чтобы я мог научиться толковать свои сны, и сны тех, кого я консультирую. Какой благословенный дар!

Впервые я познакомился с Германом Риффелем недалеко от г.Торонто в провинции Канады Онтарио. Я проводил семинар «Как слышать голос Божий» в одном городе, а Герман в этом же городе проводил семинар «Христианское толкование снов». Поскольку мой семинар завершился немного раньше, я пошел, чтобы послушать концовку его семинара и познакомиться с ним лично. Эта встреча стала началом развития прекрасных отношений, и позже мы смогли пригласить его в нашу церковную Библейскую школу, и записать на видеокассеты 12 часов учения о принципах христианского толкования снов. На кассетах записано, как он задает вопросы студентам и толкует их сны. Это впечатляет! Прямо живой Даниил. Мы записали учение этого человека на аудио и видео кассеты, чтобы передавать Церкви накопленные им знания христианского толкования снов. Это большое благословение для Тела Христова!

Теперь я могу класть мой дневник рядом с кроватью и записывать свои сны, когда проснусь. Потом я прошу Бога дать мне толкование этих снов. Когда, успокоившись, я прислушиваюсь к Его голосу, то использую те же четыре ключа, которые обнаружил, когда только учился слышать голос Божий. Я успокаиваюсь, вспоминаю образы со сна, настраиваюсь на спонтанность и прошу Бога помочь мне понять символы, которыми сон сообщает мне что-то. На последующих страницах перечисляются несколько прекрасных библейских принципов, которым учит Герман, и которые являются для меня большим подспорьем в понимании того, как рассматривать сон.

III. Принципы христианского толкования снов.

Определение сна и видения:

  1. Сон – «последовательность образов, и т.п., проходящих через разум спящего человека» (Словарь Вэбстэра).
  2. Видение – «умственный образ» (Словарь Вэбстэра).
  3. «Во сне, в ночном видении…» (Иов 33:15).

Из этого стиха вы увидите, какую близкую связь евреи видели между сном и видением. Слова звучат почти что как синонимы.

Как сны, так и видения подразумевают рассматривание образов на «экране» внутри нашего ума. Часто мы считаем сон потоком таких образов, когда человек находится в состоянии сна, а видение – поток таких образов во время бодрствования человека.

4. Фантазии – это самостоятельное использование ЧЕЛОВЕКОМ его способности видеть образы. Это не поощряется, и, возможно, именно об этом говориться в Екклесиаста 5:6. Лучше отдать глаза вашего сердца в распоряжение Бога, и попросить Его наполнить их свыше потоком снов, видений и благочестивых образов.

Искусство толкования сна

Лучше всего можно увидеть библейскую ценность снов, исследовав 220 случаев упоминания снов и видений в Библии. Многие из этих упоминаний описывают полностью всю историю сна, и рассказывают, какие откровения и поступки последовали за ним. Далее мы с вами проведем исследование почти 1000 стихов из Писания, стремясь определить библейский подход к снам. Мы пройдем от Бытия до Откровения, исследуя слова: сон, сновидец и видение . С молитвой размышляя над каждой историей о сне, мы сможем прийти к уравновешенному и полному библейскому взгляду на сны.

Мы узнаем, как Бог говорит через сны. Исследуем язык снов: символы, буквальное значение, или и то, и другое.

В Библии записано много снов, которые используют язык символов. В некоторых случаях, за сном следует истолкование этих символов. Мы исследуем эти истолкования, чтобы избавиться от настороженности к символам в наших собственных снах.

Некоторые символы имеют универсальное истолкование, а другие символы связанны только с каким-то конкретным сном. Это касается не только библейских рассказов о снах, но и снов в наши дни.

Мы узнаем, что «Бог дарует толкование»; поэтому мы будем учиться приносить наши сны к Богу, и полагаться на то, что Он раскроет значение сна через общение и ведение дневника.

Очевидно то, что Бог говорил через сон во все времена от Бытия до Откровения, и нигде не предупреждал, что Он перестанет это делать. Поэтому пришло время Церкви открыть Её уши и слушать, что говорит Бог этим путем.

Когда мы будем проводить исследования, то будем просить в молитве: «Господь, покажи нам то, что Ты желаешь, о снах и их толковании».

Это руководство по исследованию создано для того, чтобы им занимались в классе под руководством наставника, в помощь которому написано «Руководство для наставника» (Часть 2).

Читая, ищите библейские принципы , относящиеся к снам и видениям.

Бог общается с нами не только, когда мы бодрствуем, Он также наставляет нас ночью через наши сны.

«Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя» (Пс. 15:7).

Студент, Рыба и Агассиз

Перед тем, как изучать указанные в этой книге места Писания, прочитайте следующую статью. «Студент, Рыба и Агассиз» касается вопросов внимательного и вдумчивого исследования отрывков, над которыми вам необходимо размышлять.

Более чем пятнадцать лет тому назад, я зашел в лабораторию профессора Агассиза и сказал ему, что записался на научные занятия как исследователь естествознания. Он задал мне несколько вопросов о цели моего прихода, о моем прошлом в целом, в каком направлении я собираюсь использовать полученные знания впоследствии, и, в конце концов, хочу ли я иметь основательные знания по всем разделам зоологии. Я имел намерения особенно посвятить себя исследованию насекомых.

«Когда Вы хотите начать?» - спросил он.

«Прямо сейчас», - ответил я.

Ему это, похоже, понравилось, и бодро сказав «Очень хорошо», он достал с полки большую банку с заспиртованными образцами.

«Возьми эту рыбу», - сказал он, - «и исследуй ее; мы называем ее Гемулон; периодически я буду спрашивать тебя, что ты увидел».

На этом он ушел, но через мгновение вернулся и дал мне обширные наставления, как надо обращаться с вверенным мне предметом.

«Человек не может быть натуралистом», - сказал он, - «если он не умеет заботиться об образцах».

Я должен был класть рыбу перед собой на жестяной поднос, и периодически увлажнять поверхность спиртом из банки, не забывая потом плотно закрывать банку крышкой. В то время еще не было пробок с матового стекла и выставочных колб элегантной формы; тогдашние студенты помнят огромные бутылки из ожерельного стекла с мокрыми вымазанными воском экземплярами, которые были наполовину съедены насекомыми и выпачканы подвальной пылью. Энтомология была более чистой наукой, чем ихтиология, но пример профессора, который без колебаний «нырнул» рукой на дно бутылки, чтобы достать рыбу, был заразительным. И хотя от его спирта несло «древним и рыбным запахом», я не осмелился показать ни малейшего отвращения, находясь на этой священной территории, и обращался со спиртом, словно он был чистейшей водой. Однако я чувствовал находящее на меня расстройство, поскольку рассматривание рыбы было не как не подстать пылкому энтомологу.

Через десять минут я рассмотрел все, что только можно было, в этой рыбе, и пошел на поиски профессора, который, как оказалось, ушел из музея; и когда, поглазев на некоторых разрозненных животных, хранившихся в верхнем зале, я вернулся в лабораторию, мой экземпляр был совершенно сухой. Я плеснул жидкость на рыбу, словно пытаясь привести ее в сознание, и с тревогой ожидал возвращения нормального слизистого вида. По окончании этого небольшого волнующего эпизода, ничего другого не оставалось делать, как вернуться к рассматриванию моего молчаливого компаньона. Прошло полчаса, час, еще один час; рыба начала вызывать у меня омерзение. Я повернул ее на другую сторону, покрутил туда-сюда; посмотрел ей в лицо – жуткое зрелище! Я был в отчаянии; уже раньше я пришел к выводу, что пора бы пообедать, поэтому с большим облегчением я аккуратно вернул рыбу в банку, и был свободен на целый час.

Вернувшись, я узнал, что профессор Агассиз был в музее, но снова уехал и вернется не раньше, чем через несколько часов. Мои сокурсники были слишком заняты и не могли отвлекаться на постоянные разговоры. Медленно я снова достал противную рыбу. Было запрещено использовать любые инструменты. Мои две руки, два глаза и рыба; казалось, что поле для исследования крайне ограниченно. Я засунул пальцы ей в пасть, чтобы проверить остроту ее зубов. Потом я начал пересчитывать чешуйки в разных рядах до тех пор, пока не убедился, что это бесполезное занятие. Наконец меня осенила счастливая идея – я нарисую эту рыбу; и тогда, к своему удивлению, я начал обнаруживать новые черты этого существа. И именно в это время вернулся профессор.

Он внимательно слушал мой краткий доклад о структуре частей, название которых были мне еще не известны; о бахромчатых краях жабр и подвижных покрышках; о порах на голове, мясистых губах и глазах без век; о поперечных полосах, шиповидном плавнике и раздвоенном хвосте; о сжатом и изогнутом туловище. Когда я закончил, он не спешил отвечать, словно ожидая продолжения, а потом с ноткой расстройства сказал: «Вы не очень внимательно осмотрели; почему?», - продолжил он, с большим напором, - «Вы не заметили одной из самых броских характеристик животного, которая у вас прямо перед глазами, как и сама рыба. Посмотрите снова, присмотритесь еще!» - и он оставил меня на дальнейшие страдания.

Я был раздражен и подавлен. Еще глазеть на эту несчастную рыбу? Но теперь я заставил себя приняться за работу с большим энтузиазмом, и начал замечать новые черты одну за другой, пока не убедился, что критика профессора была очень дельной. Незаметно приблизился вечер, и к концу рабочего дня профессор поинтересовался:

«Ну что, уже нашли?»

«Нет», - ответил я, - «уверен, что еще нет. Но я вижу, как мало я заметил сначала».

«Это уже большое достижение», - ответил он радостно, - «но я не буду выслушивать вас сейчас; положите на место свою рыбу и идите домой; думаю, что завтра утром ваш ответ будут звучать лучше. Я проверю вас перед тем, как вы займетесь рыбой».

Это совсем сбивало с толку; я не только должен был думать о своей рыбе всю ночь, изучая, без самой наглядности, что же может быть этой неизвестной, но явной чертой, но также, без повторного осмотра моих новых открытий, четко изложить их на следующий день. У меня была плохая память; поэтому я шел домой вдоль Чарльз-реки в смущенном состоянии от моих трудностей.

На следующее утро радушное приветствие профессора звучало довольно утешительно; передо мной был человек, который, казалось, так же как и я сам, хотел, чтобы я увидел то, что видит он.

«Возможно, вы имеете ввиду», - спросил я, - «что у рыбы симметричные стороны с парными органами?»

Его явно довольное «Конечно, конечно!» было наградой за бессонные часы ночи. После небольшого объяснения, которое он, как всегда, делал с радостью и энтузиазмом, о важности этого пункта, я решился спросить, что мне делать дальше.

«О, рассматривайте свою рыбу!» - сказал он, и оставил меня на мое собственное усмотрение. Немного меньше, чем через час он вернулся и выслушал мой новый список.

«Хорошо, хорошо!» - ответил он. - «Но это еще не все; продолжайте». И так три долгих дня подряд он клал рыбу передо мной, запрещая мне смотреть на что-либо другое, или использовать искусственные средства. «Смотрите, смотрите, смотрите»,- повторялось указание.

Это был самый лучший энтомологический урок, преподнесенный мне – урок, который влиял на все детали последующих исследований; наследие, которое профессор подарил мне, как и многим другим, наследие неизмеримой ценности, которое не купишь, и с которым не расстанешься.

Годом позже несколько моих сокурсников и я развлекались, рисуя мелом на доске всяких диковинных животных. Мы рисовали скачущих морских звезд, беспощадно дерущихся лягушек; червей с головами гидры; неторопливо вырисовывали рыб, стоящих на хвостах, важно несущих зонтики; карикатуры рыб с открытыми ртами и выпученными глазами. Профессор как раз подошел и посмеялся вместе с нами над этими экспериментами. Он присмотрелся к рыбам.

«Гемулон, каждая из них», - сказал он. «Мистер _________ нарисовал их». Так и было; и до сегодняшнего дня, когда я пытаюсь нарисовать рыб, получаются все равно гемулоны.

На четвертый день вторая рыба из той же группы была помещена рядом с первой, и мне предложили указать на схожесть и разницу между ними; потом появилась еще одна рыба, потом еще одна, до тех пор, пока всё семейство не лежало передо мной, и множество банок заполнило стол и полки рядом; запах стал приятным ароматом; и даже сейчас вид старой шестидюймовой поеденной червями пробки вызывает благоуханные воспоминания.

Таким образом, вся группа гемулонов была вынесена на рассмотрение; и чем бы я ни занимался: рассечением внутренних органов, подготовкой и исследованием строения тела или описанием разных частей, всегда использовался урок, преподнесенный Агассизом в методе исследования фактов и их упорядочивания, который подталкивал не довольствоваться достигнутым.

«Факты – глупая вещь», - бывало говорил он, - «пока их не соединишь с некоторыми общими законами».

В конце восьми месяцев, несколько неохотно я оставил этих друзей и перешел к насекомым; но то, что я получил благодаря этим дополнительным занятиям, имело большую ценность, чем годы последующих исследований в моей любимой сфере.

Запишите выводы, которые вы можете сделать с этой истории и применить в своих последующих изучениях. И потом применяйте их. Еще раз повторю: применяйте их . Сознательно используйте эти принципы, пока они не станут естественной и неотъемлемой частью вашего размышления над словом Божьим.

Библейское размышление : принципы, которые изображались в истории о «Студенте, Рыбе и Агассизе» - это принципы, которым человек должен следовать, размышляя над Библией. Ниже приведен обзор принципов библейского размышления.

Сон, дарующий защиту

Я обращала внимание на свои сны еще с очень раннего возраста. Помню, как в пятилетнем возрасте я приходила в восторг от приключений, которые переживала во время сна. Также в таком возрасте Бог влиял на мою жизнь через мои сны. Его оберегающая рука уже была на мне, и Он сохранил меня от верной беды и ран, предупредив меня во сне, чтобы я не каталась на санках с горки, внизу возле которой проходила дорога.

На следующий день после этого сна, я играла со своими друзьями, и когда подошла моя очередь съезжать с горки на санках, Дух Святой напомнил мне сон. И я не села на санки, а просто пустила их катиться с горки пустыми. Когда санки докатились до участка, горка встречалась с дорогой, неожиданно выехала машина, ударила санки и еще протащила их пару метров, прежде чем остановиться. Память об этом сне никогда не оставляет меня, и до сих пор моё сердце переполняет благодарность и восторг от того, как Бог может общаться с нами через сны. /Джоханна Терн/

Эпилог

Один университетский наставник написал об одном своем наблюдении: когда студентам дают задание шесть месяцев вести дневник их снов, то часто они самостоятельно начинают убеждаться, что живой Бог старается общаться с ними через сны. Это открывает целую новую возможность для благовестия. /Марк Веклер/

Кошмар

Я еду в микроавтобусе по улице, на которой живу, и маленькие дети играют на краю дороги. Микроавтобус резко сворачивает и наезжает на детей. Я вижу, как окровавленные и пораненные дети разлетаются по обочине дороги. Я поворачиваюсь к водителю и умоляю его остановиться, чтобы я смогла помочь детям, но микроавтобус начинает ехать по дороге еще быстрее. Чтобы я ни говорила и ни делала, водитель не останавливается.

Исцеляющий сон

Этот сон начался с тех же событий, что и кошмар. В этот раз после попыток умолять и уговаривать водителя остановиться, я развернулась и сказала: «Я больше не позволю, чтобы такое происходило», я выпрыгнула с машины, и покатилась по траве на обочине. Было больно: я ударилась коленами, содрала кожу на руке, и со лба шла кровь. Но я вскочила на ноги и начала искать пораненных детей, безудержно молясь, чтобы они не умерли. Наконец я нашла одного ребенка. Я схватила его на руки, плача от боли, которую, я знала, он чувствует. Он был весь в грязи и синяках; его лицо казалось изуродованным. Но я сразу же почувствовала любовь к этому ребенку. Я понесла его к пруду рядом. Помыв нас обоих, зашила его одежду и укрыла его маленькое тело. Прижимая его к груди, я накормила малыша и помолилась, чтобы он выжил. Пока я кормила и заботилась о нем, он начал очень быстро расти. Прямо на моих глазах за один день он перестал ползать по траве и начал бегать и пытаться поймать бабочек, потом стал подростком, ловящим рыбу в пруде, а потом взрослым юношей. Он был очень красивый, и я знала, что он хороший человек, нежный и заботливый. Мое сердце переполняла любовь к нему и гордость за то, каким сильным, здоровым юношей он стал. Я знала, что моя бескорыстная забота принесла этот рост и зрелость.

Юноша повернулся ко мне, протянул руку и позвал пройтись с ним. Мы прошлись про прекрасному лесу, потом по лужайке, покрытой травой и чудесными цветами. Возле лужайки бежал кристально чистый ручей, журчащий и шумящий по камням.

Юноша повел меня в воду, глубже и глубже. Какое бодрящее чувство! Мне казалось, что вода протекает сквозь меня. Потом мы вышли из воды на берег, и там лежали длинные белые легкие одежды для нас обоих. Мы оделись в них, и пошли к скатерти, расстеленной на земле. На скатерти стояло блюдо с фруктами и тарелка с сыром и крекерами. Поев, мы встали, чтобы снова походить. Я начала задумываться, кто этот юноша – такой добрый и заботливый, который вырос так быстро из малыша, лежащего у меня на руках. И что произошло с остальными детьми, которых я не нашла? Где они? Они в порядке?

Вскоре похолодало, и солнце начало заходить. Юноша и я прилегли отдохнуть. Когда я проснулась, то увидела рядом ручку и тетрадь, и начала записывать произошедшее со мной. Когда я писала, то почувствовала, что Бог говорит мне: «Я всегда буду с тобой». Пока я записывала Божьи слова ко мне, юноша встал и подошел ко мне. Его образ слился с моим, и я вдруг поняла, что он часть меня, Христос во мне, которого я не питала, и о котором не заботилась.

Я услышала далекие звуки, подняла глаза и увидела ягненка, ферму и львенка. Я подошла к ним, и они весело побежали. Я пошла за ними, но вдруг поняла, что я уже не в прекрасном лесу, а в каком-то непроходимом темном ужасном месте. Из темноты выскочило трехглавое чудовище. Оно прыгнуло на меня. Это чудовище окружило меня своими длинными лапами. Я выкручивалась, боролась, отчаянно пыталась убежать, но не могла. Это чудовище было слишком сильным для меня.

Когда мои силы иссякли, и я больше не могла бороться, юноша вышел из меня и снова предстал в отдельном образе. Он так и был одет в белое, но теперь на нем еще был шлем, кольчуга, сапоги, и он держал меч. Он поднял меч на чудовище, этот уродливый трехглавый монстр убежал в глубину темного леса. От изнеможения я упала на землю.

Юноша повернулся, поднял меня и вынес из темного леса в освещенный сад. Он понес меня обратно к реке и к глубокой кристально чистой воде. Я снова почувствовала освежение и мир. Мы вышли из реки на берег; на берегу лежала сухая одежда. Я высохла и надела длинную белую мантию. Я повернулась и поблагодарила юношу. Подул холодный ветерок – но юноша уже предвидел мою нужду, потому что подал мне длинный бархатный пурпурный хитон, и одел мне на плечи. Потом он прикоснулся к моим волосам, и они мгновенно высохли, и у меня на голове появилась диадема из бриллиантов и золота.

Он повел меня к ковру, расстеленному на траве, и пригласил присесть рядом с ним. Когда я села, то увидела несколько подарков из серебра. Он сказал, что они все мои. Я перевела взгляд на лужайку, и мое сердце подпрыгнуло от радости, когда я увидела детей, беззаботно играющих в саду. Один ребенок подошел ко мне, поднял один из подарков и подал мне. Это был серебряный браслет с амулетами. Когда я прикоснулась к серебряному амулету, он превратился в искусно выточенный деревянный кларнет. Я начала играть на нем. Дети танцевали на лужайке, кроме одного ребенка, который подал мне этот подарок. Этот ребенок подходил все ближе и ближе ко мне, пока его образ не слился со мной.

Потом второй ребенок показал мне, что на браслете есть еще один серебряный амулет; это было пианино. Когда я прикоснулась к амулету, он превратился в рояль. Я села и начала играть на рояле, а дети танцевали и махали красивыми ленточками. Ребенок, который показал мне этот подарок, подошел ко мне и тоже исчез во мне. Я слилась с ним воедино.

Следующий ребенок подошел, чтобы подать мне подарок – красивую музыкальную шкатулку. Ребенок завел шкатулку, зазвучала прекрасная музыка, и я начала петь. Все дети запели со мной, поднимая руки и восхваляя Небесного Отца. И теперь этот милый ребенок слился со мной воедино.

Четвертый ребенок опустился на колени, чтобы подать мне серебряную кисть для рисования. Когда я прикоснулась к кисти, она стала обычной кисточкой для рисования, и передо мной появились мольберт и бумага. Я начала рисовать и делала это с большим удовольствием, когда вдруг поняла, что кто-то стоит у меня за спиной. Это был тот самый юноша. Я попробовала спрятать от него мои рисунки. И он спросил, почему я хочу их спрятать. Я сказала, что уверена, что ему это будет не интересно. Но, заглянув мне через плечо, он начал восторгаться разнообразием красок, которые я изобразила на бумаге.

У меня была нарисована радуга, яркие звезды, желтая луна и разноцветные яркие цветы на зеленом поле. Я знала, что каждый предмет имеет для меня особое значение, и вдруг меня перестало волновать, нравится кому-либо эта картина или нет, потому что мне приносило удовольствие мазками соединять эти краски в чудесную картину, радующую мой глаз. И так еще один ребенок слился со мной воедино.

Юноша пригласил меня отдохнуть с ним немного. Он подал мне мою ручку и тетрадь, и я начала записывать все, что увидела и почувствовала. Потом я поняла, этот юноша – также часть меня, и он так сильно желает заботиться обо мне, любить меня, и учить меня становиться здоровой и полноценной.

Я подняла глаза и увидела, что ко мне приближается один мой хороший друг. На нем были длинные белые одежды, и в руке он нес книгу и ручку. Он наклонился и поднял последний подарок. Это была серебряная роза на длинном стебле, но когда он прикоснулся к розе, она налилась чудесным розовым цветом. Я поняла, что я действительно становлюсь прекрасной розой, которой он пожелал мне быть.

После того, как я проснулась, я достала из своей Библии хранящуюся там записку от друга. Вот, что в ней я прочитала:

«Вся жизнь подобна розе. Она начинается с маленького бутона, очень крохотного и закрытого. По мере роста он становится больше и красивее. Такой да будет твоя жизнь. Ты будешь расти, и по мере этого твоя красота и великолепие будут все больше раскрываться, пока ты полностью не расцветешь, чтобы все увидели твою изумительную красоту».

Толкование сна

Первая часть сна приносила мне много расстройств на протяжении нескольких лет. Я часто просыпалась с чувством полного отчаяния и беспомощности. Я думаю, что дети, которых сбивала машина, символизировали, в первую очередь, внутреннего ребенка во мне, которому не оказывалась необходимая забота и уход. Это также были символы служения, на которое поставил меня Бог, чтобы заботиться и питать детей, чтобы они росли в их жизни с Богом. Машина символизировала мощное разрушение, которое сатана хочет навести на нас.

Мальчик, который вырос в такого прекрасного юношу, скорее всего, символизирует Христа во мне, Который желает направлять, защищать, и вести меня к полноценной жизни. Я вспоминаю Филипийцам 2:12 и 13, где нас побуждают «совершать свое спасение со страхом и трепетом, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие». Благодаря моей готовности посвящать Ему мое внимание, Он в ответ мог растить и направлять меня в полноту Божьего обильного благословения. Вспоминаю стих 7 из 15 псалма, где сказано: «Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя».

Трехглавое чудовище, которое таилось в лесу, символизирует три сферы моей жизни, с которыми разбирается Бог. Чудовище казалось мне таким огромным для меня потому, что эти сферы кажутся мне совершенно непреодолимыми. Но благодаря сну, словам, которые я увидела во сне, и юноше, который вступился в бой за меня, я имею больше уверенности, что Бог победит, уже победил в этой битве, и Он всегда рядом, чтобы защитить и направить меня в каждой ситуации.

Я почувствовала уверенность, что Дух Святой всегда рядом, чтобы освежить нас и исцелить наши раны.

Я знала, что каждый серебряный дар – это была та часть меня, которую я отложила в сторону, и больше не давала ей места в моей жизни. Поскольку я пренебрегала этими Божьими дарами, они превратились в заброшенные места, вопиющие об исцелении. Каждый дар был отложен в сторону потому, что меня заставили думать, что это все не имеет ценности, не для чего не годится, или не достаточно хорошее, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям. Дар игры на кларнете я когда-то развивала на протяжении восьми лет, но мне казалось, что я не добиваюсь достаточных успехов, поэтому я это занятие забросила.

Когда значение сна раскрывалось предо мною больше и больше, я получала благословение от осознания, что мой Бог заботится обо мне, что Он говорит ко мне не только днем во время молитвы и ведения дневника, но продолжает приносить исцеление и назидание в мой дух, даже когда я сплю.

Я уверена, что потоки воды в этом сне говорили мне о необходимости в моей жизни чаще позволять Духу Святому освежать меня, утешать меня, и приносить мир моей встревоженной душе. Белые одежды

говорили о моей чистоте во Христе, когда я выходила из вод Духа Святого. Еда, приготовленная перед нами, напомнила мне о пище, которую мне необходимо принимать каждый день с Божьего Слова.

Когда юноша подал мне книгу и ручку, я поняла, что было исцеляющее благословение в ведении дневника, которое я забросила из-за других забот в жизни. Я позволила обстоятельствам украсть у меня это благословение. И Бог мягко побуждал меня сделать ведение дневника частью моей жизни, потому что мой дневник может позволить Христу быть моим лучшим другом, который мне так необходим.

Играть на пианино мне когда-то очень нравилось, но поскольку мне казалось, что я не достигаю большого умения в игре, я это забросила. Пение было занятием, которое я больше всего берегла, но даже его я забросила из-за разных комплексов и неуверенности. Кисть символизировала мои творческие способности, которым я не позволяла развиваться. Эта часть сна была особенно мне дорога, потому что теперь я чувствую свободу заниматься тем, что приносит мне удовольствие, что бы там другие ни думали.

Размышляя над всем этим в моем сердце, я увидела, что все эти сферы моей жизни – это дары, которые мне дал Бог, чтобы выражать Его творчество через меня. В результате этого понимания, я почувствовала огромную свободу позволять этим способностям во мне развиваться и расти. Я больше не боюсь критики, осуждения или отвержения, но я решаю в ответ благословлять Бога теми дарами, которые Он по своей благодати дал мне.

Этот сон принес много исцеления в мою жизнь. Я начала учиться принимать в свою жизнь то, что прежде отвергла или забросила, и это убрало с меня груз чувства отвержения, которое, как я открыла для себя, исходило из таких глубин моей души.

Как жена пастора, как христианка с 15-летним стажем, учавствующая на полном служении в нашем Отделе Христианского образования при нашей церкви, я истинно рада видеть, что Бог еще так много хочет сделать в моей жизни. Я лично поняла, что когда я учусь прислушиваться к моим снам, обращаю внимание на них и поступаю, руководствуясь тем, что Бог показал мне через них, в мою жизнь приходит исцеление, направление и наставление, огромный рост и полноценность. / Шерил Спиллер /

Занятие № 1 – Обзор курса

Для дополнительной информации просмотрите

«Примерный план занятий № 2-9».

Цели:

  1. Дать обзор курса, чтобы показать перспективу и сконцентрировать внимание на основных пунктах.
  2. Обосновать основное понятие о том, что сон – это язык, к которому нужно относиться серьезно.

А. Вступление

1. Поклонение

2. Молитва

3. Знакомство участников семинара и учителя

Б. Обзор курса

1. Ознакомление с программой курса.

2. Ознакомление с «Содержанием» и списком требуемых ссылок.

3. По возможности расскажите случай со сном и его толкованием из своей жизни.

4. Дайте определение:

СОН – наставление от Господа или совет моего сердца в то время, когда я сплю .

ВИДЕНИЕ – сон, который мы получаем в состоянии полного и частичного бодрствования.

5. Сделайте копии «Графика активности мозга», изображенного на следующей странице; раздайте присутствующим и объясните его.

В. Библейский обзор – Бог говорит через сон .

1. Числа 12:6 – «… слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то я открываюсь ему в видении, и во сне говорю с ним».

2. 1 Царств 28:6 – Сны: один из путей, который Бог использует для общения с нами.

3. От Бытия до Откровения (то есть, от Бытия 15:12 до всей Книги Откровения)

4. Иов 33:12-18 – Уравновешивающая природа снов может указывать на то, что Бог призывает человека к балансу.

5. Даниила 2:27-30 – «чтобы ты узнал помышления сердца твоего». Это указывает на библейское основание утверждения К.Г. Юнга о том, что сны это голос подсознания к сознанию.

Западный мир решил, что человек может найти Бога через рациональное мышление, или общественный опыт, или образование, или формальное поклонение – через что угодно, кроме его собственной души, которая на самом деле является ведущим источником религиозных переживаний. Сны открывают нам возможность прямого контакта с живым Богом.

Г. Перерыв

Занятие № 10

Запланируйте заранее провести это занятие в помещении, удобном для молитвы. Помогите студентам открыть их сердца для видения (об этом написано в 9 главе книги «Adventure Inward»).

Начните встречу с хорошего поклонения и молитвы. Потом расскажите о ценности лучшего познания себя, что бы вас не носили из стороны в сторону ваши чувства и желания, как это часто бывает. Очень полезно познакомиться с этими разными силами внутри вас, увидеть, как они могут эффективно действовать в единстве друг с другом и со Христом.

В этом познании нам поможет видение. Успокойтесь, представьте себя в бревенчатом домике, возле озера, в холодный дождливый вечер, в камине пляшет теплый огонь, и вы сидите перед ним в кресле-качалке.

Вы слышите стук в двери и идете открывать. На пороге стоит человек и просится войти. Приглашая его в дом, вы понимаете, что он символизирует одну из действующих в вас сил, или желаний, или частей вашей личности. Человек садится возле стола, и вы начинаете разговаривать. Вскоре вы слышите еще стук в двери, и приходит еще один человек, который символизирует еще одну часть вашего естества. В конце концов, придет несколько человек, включая Иисуса, и они будут вместе вести беседу. В этом заключается творческий и исцеляющий аспект этого видения. Это значит, что человек четко распознал разные силы, действующие внутри него, и добился того, что они могут вместе вести диалог в присутствии Христа. Иисус будет говорить к ним, помогая им решить их ссоры, и занять их правильные места. Посоветуйте студентам на протяжении всего этого эпизода делать записи в дневнике. Дайте им на это около 45 минут, и при возможности предложите им разойтись по разным комнатам и местам. Подчеркните, что это должно быть спонтанное переживание, а не придуманные образы. Вы должны позволить, чтобы из вашего сердца поднялось то, чем оно живет, и что желает выразить.

Вы, как наставник, должны сначала удачно пройти это видение сами, чтобы потом могли расположить студентов рассказ