Конспект занятия «Автоматизация звука С. Постановка и автоматизация звука С: конспект индивидуального занятия Индивидуальное логопедическое занятие автоматизация звука с

Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе.

Тема: Автоматизация звука [С].

Цель: Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и связной речи на лексико-грамматическом материале «Зима»

    Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, связной речи.

    Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, мелкую моторику, внимание, память.

    Развивать фонематическое восприятие, обогащать словарный запас, формировать грамматические навыки, развивать связную речь.

    Воспитывать трудолюбие.

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки, картинки-символы, компьютер, карточки-задания.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Говорим всегда красиво,

Громко и неторопливо,

Четко ясно говорим

Потому что не спешим.

2. Дыхательная гимнастика.

    Вдох через нос выдох через нос.

    Вдох через рот выдох через нос.

    Вдох через рот выдох через рот.

    Вдох через рот выдох через нос. Дуем на снежинку.

3. Артикуляционная гимнастика.

«В гостях у язычка».

4.Сообщение темы занятия.

Отгадай загадку:

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? (Снег.)

Какой звук услышал в начале слова “снег”?

Сегодня на занятии мы будем проговаривать звуки [С] в слогах, в словах и предложениях.

5. Описание артикуляции звука

Произнести звук [С] (Ребенок перед зеркалом произносит звук.)

Уточнить артикуляцию звука.

Как расположены губы при произнесении звуков [С]?

Где находился язык, когда мы произносили звуки [С]?

Когда мы произносим звуки [С] какой идёт воздух?

6. Автоматизация звука [С] в слогах, словах, чистоговорках.

Прочитай слоги и проговори

Сопряжено-отражённая речь.

Проговори по 2 раза

Сосулька, снегопад, спуск, сосна, состояние, снежинка.

Са-са-са где живёт лиса?

Су-су-су в лесу видели лису

Сы-сы-сы хвост длинный у лисы.

Вспомни и расскажи стихотворение-чистоговорку про осу.

Са-са-са в саду оса,

Са-са-са ко мне летит оса,

Сы-сы-сы у осы усы,

Сы-сы-сы в саду нет осы.

7. Пальчиковая гимнастика.

Вышли мышки как-то раз (перебираем пальчиками обеих рук по столу).

Посмотреть который час (отодвигаем рукав на левой руке правой рукой)

Раз, два, три, четыре (ставим локти на стол и загибаем поочерёдно четыре пальца)

Мышки дёрнули за гири (сжимаем и разжимаем кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем поочерёдно пять пальцев)

И пошли гулять опять (перебираем пальчиками обеих рук по столу).

8. Дай полный ответ на вопрос.

Когда тает снег?

Какой лимон на вкус?

Что умеет делать фокусник?

Кто сидит на суку?

Что стоит на столе?

Какая последний звук в слове «лес»?

9. Игра «1-5»

Посчитай от 1 до 5 слово сосулька, снежинка.

10. Проспрягай глаголы по образцу

Я еду на санках.

Ты, он, она, мы, вы, они.

11. Игра «Путаница».

Прочти слова и составь красивое предложение.

Соня, Саня, санки, катать, на, и

Сосны, лес, снег, засыпало, в

Лиса, зима, пушистый, мех, у

12.Физминутка

13. Игра «Наоборот»

Лук горький, а сахар...

Лев сильный, а котёнок..

Куст низкий, а дерево...

У Кати волосы тёмные, а у Вали...

У Вити сумка новая, а у Тараса...

Слава до обеда голодный, а после обеда...

Бельё после стирки мокрое, а потом...

14. Замени букву в середине слова на С.
Какое новое слово получилось?

лапка - ласка мишка - миска

марка - лепка - _____

15. Работа с текстом.

Прочитай текст, вместо точек вставь слова подходящие по смыслу.

Наступила холодная, снежная.

Зимой часто идет.

Светит, но не греет.

Замёрзла.

Дети взяли, и пошли на улицу.

Соня и Слава слепили.

Зимой можно встретить, .

Ребятам весело зимой.

Пересказ текста.

16. Итог занятия.

Какой звук мы учились правильно произносить?

Назови слова с этими звуками.

Оценка деятельности ребенка.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Автоматизация [ с ] в слогах, словах

Цель: Автоматизировать правильное и четкое произношение звука [ с ] . Задачи:

    Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению [ с ]

    Закрепить артикуляционную позу для произношения дефектного звука.

    Ввести и закрепить звук [ с ] с в слогах, в коротких словах.

    Развивать интерес к логопедическим занятиям, желание научиться правильно

произносить дефектные звуки.

Оборудование: логопедические зонды, зеркала, вертушки, бабочки на нитках

для выработки воздушной струи, вата, картинный материал по теме занятия, медали, кассы букв и слогов, антисептический раствор.

ТСО: компьютер, электронная доска.

Ход занятия:

Логопед предлагает послушать детям «Весёлую распевку. Лиса.» (распевка сопровождается показом слаидной презентации).

Вы догадались с каким звуком мы будем сегодня работать?

Мы уже работали с этим звуком, вы можете мне сказать, что необходимо выполнять, чтобы научиться правильно произносить звуки?

Дыхательные упражнения.

Для того, чтобы язычок стал «послушным» необходимо выполнять упражнения. Сначала, я предлагаю вам поиграть в игру «Футбол» (логопед кладет небольшой кусочек ваты на стол, делает ворота и объясняет, что вата это мячик его необходимо задуть в ворота, забить гол).

Сделайте губы трубочкой и подуйте вперёд, посмотрите как это делаю я. (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует положение губ, языка, направление воздушной струи)

Следующее упражнение называется «Бабочки летают» (на нитке приклеена бабочка из бумаги). Вы должны подуть так, чтобы бабочка полетела вперёд, сохраняйте положение губ и языка (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует положение губ и языка, направление воздушной струи).

Следующее упражнение «Вертушка», мы будем заставлять вертушку долго вертеться. Для этого берите воздух носиком и выдыхайте через рот долго, медленно (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует силу и направление воздушной струи).

Можно предложить упражнения на выработку воздушной струи: «Сдуй снежинку», «Чей ветерок сильнее?» и другие.

Молодцы!

Массаж.

Следующее упражнение для щёк. Надуйте щёки, выпустите воздух. 3-4 раза

Надуйте правую щёку, выпустите воздух. Надуйте левую щёку, выпустите воздух. 3-4 раза

Надуйте правую щёку, переместите воздух в левую щёку и переместите в правую.3-4 раза Выпустите воздух.

Следующее упражнение «Покажи конфету». При помощи языка покажите конфету то за правой щекой, то за левой. 8-10 раз

Молодцы, теперь погладьте свои щечки и похлопайте.

Логопед предлагает учащимся приготовить зеркала.

Артикуляционная гимнастика

Напомните мне какие упражнения мы будем выполнять.

    «Бегемотики»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Открой рот, как можно шире и удерживай его в таком положении, потом закрой рот.(под счёт до 10раз). 3-4 раза.

    «Лягушка - Слоник» (сопровождается показом картинки). На счёт «раз», улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На счёт «два» вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка-слоник» 5-6 раз.

    «Месим тесто» (сопровождается показом картинки).

Давай покажем, как месят тесто для блинов и пирогов: улыбнитесь, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА….., пошлёпай язык губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ…

    «Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт до 10.

    «Чистим зубки» (сопровождается показом логопеда).

Покажи, как язычок чистит зубки: улыбнись, открой рот, и кончиком языка сильно чисти зубки (води влево - вправо) за нижними зубами под счёт. 7-8 раз. Теперь почистим за верхними зубами (рот широко открыт). Выполняй медленно под счёт до 8.

    «Киска сердится» (сопровождается показом картинки и показом логопеда).

Давай покажем, как киска сердится и выгибает спинку.

Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до 10.

    Поглаживание и похлопывание щёк .

Закрепление артикуляционной позы.

Надо улыбнуться и всё время удерживать губы в улыбке;

Прижать кончик языка за нижними зубами; спинка выгнута;

Зубки сблизить, но не смыкать;

Тихо подуть: С-С-С-С…..Воздушная струя должна быть холодная.

Закрепление произношения

Длительное произношение С-С-С-С…

Можно предложить ребёнку упражнения: «Песенка насосов», «Движение по дорожкам», «Мячики», «Лесенка» и другие. (ребёнок может помогать себе движениями пальцев рук)

Закрепление произношения в слоговых рядах и словах

Отражённое повторение

СА-СА-СА- медленно и длительно

СЫ-СЫ-СЫ

СУ-СУ-СУ

СО-СО-СО

Развитие внимания и памяти «Запомни и повтори»

СА-СА-СЫ

СЫ-СА-СА

СА-СЫ-СЫ

«Определение места звука в слове»

Сапоги, бусы, коса, сын, нос, квас, сумка, носок…..

«Звуковой анализ слов»

СЫН, САМ, САД

Введение слогов в слова

СА-са-са-сад

Сы-сы-сы-сын

Со-со-со-сок

СА-са-са-коса, оса

Сы-сы-сы-усы, бусы

Со-со-со-колесо, мясо и др.

Физкультминутка, электронная гимнастика для глаз

Работа с картинным материалом

Логопед предлагает взять картинку назвать что изображено, объяснить назначение этого предмета. Упражнение в согласовании количественных числительных и существительных

Если картинка отмечена значком «5», надо сосчитать их до пяти; если картинка отмечена значком *, назвать во множественном числе.

Проговаривание предложений

У Сони сок. Соня пьёт сок. У Сони сумка. В сумке посуда.

Заучивание чистоговорки

СА-СА-СА- в саду оса

СЫ-СЫ-СЫ- у осы усы.

В заключении занятия логопед хвалит детей и предлагает ещё раз послушать «Весёлую распевку», вручает медали «Я подружилась со звуком с».

Цель: автоматизация звука [С]

Задачи:

Коррекционно - обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выделении звука из слов.

Коррекционно - развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; продолжить формировать фонематический слух и восприятие; развивать память, мышление, внимание; развивать тонкую моторику.

Коррекционно - воспитательные: формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [С]; воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркало, картинный материал, картинка в виде бабочки, рисунок по точкам «Собака», раскраска «Бабочка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального занятия

«Автоматизация звука [С]

в слогах и словах»

Подготовила:

Учитель-логопед

Савосина Т.А.

Г. Саратов, 2015 г.

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С]

Цель: автоматизация звука [С]

Задачи:

Коррекционно - обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выделении звука из слов.

Коррекционно - развивающие: развивать подвижность артикуляционного аппарата; продолжить формировать фонематический слух и восприятие; развивать память, мышление, внимание; развивать тонкую моторику.

Коррекционно - воспитательные: формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звук [С]; воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: зеркало, картинный материал, картинка в виде бабочки, рисунок по точкам «Собака», раскраска «Бабочка» .

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: К нам в гости прилетела бабочка. Давай покажем бабочке как наш язычок умеет заниматься и какие упражнения знает.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Свои зубки покажи и заборчиком держи.

Упражнение «Заборчик». Упражнение «Трубочка».

Чередование «Заборчик-Трубочка». Упражнение «Качели».

Упражнение «Лопатка». Упражнение «Киска сердится».

Упражнение «Часики». Упражнение «Чистим зубки».

Упражнение «Посчитаем зубки». Упражнение «Хрустим язычком».

3. Воздушная струя.

Логопед: Пока мы делали упражнения, бабочка сидела на цветочке. Давай поможем ей взлететь.

4. Изолированное произнесение звука [с].

Логопед: Чтобы летать, бабочке нужен ветерок. Покажи как дует ветерок.

Ребенок: (произносит длительно) С-с-с-с-с-с-с-с-с

5. Автоматизация в слогах

Логопед: Пока наша бабочка летала, совсем забыла все слова, которые знала. Давай ей поможем их вспомнить. Я буду говорить начало слова, а ты будешь добавлять окончание.

Логопед: Ли…Ко… О… Ве… Ча… Бу… У… Абрик… Какт… Глоб… Подн… Автоб…

Ребенок: са…са… са…сы… сы… сы… сы… ос… ус… ус…ос…ус

6. Д/и «Поймай звук»

Логопед: я буду произносить звуки (слоги, слова). Как только услышишь звук [c], поймай его - хлопни в ладоши».

ряд звуков: [ с , ш, р, с , т, м, с , л, с , …],

Ряд слогов: ла, са , ры, вы, сы , мо, со , ру, …

Ряд простых слов: с ок, дом, с анки, с умка, кот, и т.д.

7. Автоматизация в словах.

Логопед: Бабочка принесла нам картинки. Давай посмотрим и назовем что это:

Ребенок: Сани, сапоги, сундук, сумка, собака.

Логопед: А теперь назови каждое слово ласково.

Ребенок: Саночки, сапожки, сундучок, сумочка, собачка.

8. Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась (тянем ручки вверх)

Улыбнулась, потянулась (улыбаемся друг другу)

Раз - росой она умылась (показываем как она умывается)

Два - изящно покружилась (делаем круг вокруг своей оси)

Три - нагнулась и присела (нагибаемся и присядем)

На четыре – улетела (машем ручками, показывая как бабочка летит).

7. Мелкая моторика.

Логопед: Бабочка принесла тебе задание. Обведи по точкам и назови кто это. Ребенок: Собака.

8. Итог занятия.

Логопед: бабочка хочет знать слова со звуком [С] ты научился произносить на занятии. Давай вспомним.

Вручается картинка бабочки и предлагается дома раскрасить ее.


Разделы: Работа с дошкольниками

Цель урока: автоматизация произношения звука [C]

Задачи урока:

  • Закрепить правильное произношение звука [C] в слогах и словах.
  • Совершенствование артикуляционной моторики;
  • Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
  • Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
  • Совершенствовать навыки слогового анализа;
  • Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы;
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук;
  • Развивать связную и образную речь;
  • Воспитывать усидчивость, навыки самоконтроля

Оборудование:

Зашумленный рисунок с изображением осы, зеркало, разрезая картинка, мяч, бумажные модели ос, игрушка Звукознайка, картинки по правилам поведения в кабинете логопеда, шарик Су-джок.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Л.: Здравствуй, ты помнишь, кто здесь тебя ждет.

Л.: Правильно Звукознайка поздороваемся с ним.

Скажем “здравствуйте” руками,
Скажем “здравствуйте” глазами,
Скажем “здравствуйте” мы ртом.

Ребенок и Звукознайка здороваются друг с другом.

Л.: Звукознайка очень скучал, и многое хочет тебе рассказать и показать.

Л.: Но для начала давай вспомним наши правила, что это за знаки у нас на стене и что они обозначают.

Знаки логопедического кабинета: 1. Не бери руки в рот

2. Слушай внимательно логопеда

Л.: Молодец в гостях у Звукознайки нельзя брать руки в рот, а так же надо внимательно слушать.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

У Звукознайки сегодня гостья, а кто это попробуй угадать.

Внимательно посмотри на картинку и послушай загадку.

Звукознайка ел варенье
Да как выпучит глаза
к нему в гости прилетела
полосатая …..!!

Кто же в гостях у Звукознайки?

Л.: Правильно это полосатая оса.

Какой звук мы слышим в середине слова оса.

Правильно [С].

1. Психогимнастика

Мимические упражнения

Л.: Вот зеркало оно поможет нам изобразить, как же встретился Звукознайка с осой:

Л.: – Звукознайка ел варенье

Изобразим удовольствие

– Да как выпучил глаза

Теперь изобразим удивление

– К нему в гости прилетела полосатая оса.

Покажем как Звукознайка обрадовался гостье.

Л.: Молодец у тебя отлично получилось.

2. Артикуляционная гимнастика

Л.: А теперь давай покажем Звукознайке и его гостье, что умеет делать наш язычок.

  • “Качели”.

Улыбнуться.
Открыть рот.
На счет 1 – кончик языка за верхние зубы.
На счет 2 – кончик языка за нижние зубы.

  • “Горка”.

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

  • “Почистим зубы”.

“Почистить” кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

  • “Катушка”.

Кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта.

  • “Заборчик”.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

3. Упражнение на формирование правильной воздушной струи.

“Поможем пчелки взлететь”.

Над столом подвешены “бумажные пчелки” плавно подуем на них. Следить, чтоб ребенок, выполняя упражнение не надувал щеки.

4. Работа со слогами.

Л.: Хорошо полетала полосатая оса, и пока она отдыхает, мы поиграем в интересную игру “Мячик”.

Игра “Мячик”.

Л.: Мяч бросай и слог повторяй.

Логопед говорит слог, ребенок ответно повторят услышанный слог.

са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс
ста – сто – сту – сты аст – ост – уст – ыст
сто – сту – сты – ста ост – уст – ыст – аст
сту – сты – ста – сто уст – ыст – аст – ост
сты – ста – сто – сту ыст – аст – ост – уст

5. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика с применением су-джок терапии.

Л.: Молодец, ну а теперь пришло время поиграть с нашими волшебными колечками и шариками.

6. Работа с разрезными картинками.

Л.: Оса несла в подарок Звукознайке картинку, но нечаянно порвала, помоги собрать ее.

Л.: Ты отлично справился и с этим заданием, молодец.

7. Разучивание чистоговорки – перечислялки.

Л.: А еще Звукознайка приготовил нам интересные чистоговорки. Давай вместе проговорим их, внимательно следи за звуком [С], он должен звучать четко и красиво.

Са-са-са, са-са-са -
Побросали пояса.
Са-са-са, са-са-са -
Искусала пса оса.
Са-са-са, са-са-са -
Набросал косарь овса.
Са-са-са, са-са-са -
Записали адреса.
Са-са-са, са-са-са -
У Оксаны колбаса.

8. Фонематическое восприятие.

Игра “ Поймай звук”.

Л.: Я буду говорить слова, а ты как услышишь звук [С] хлопни.

Бас, стул, конь, квас, стадо, оса, книга.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Пришло время прощаться со Звукознайкой ему очень понравилось играть с тобой. Вспомни, кто сегодня приходил в гости к Звукознайке?

Что принесла с собой оса? С каким звуком мы играли?

Молодец, Звукознайка будет ждать тебя в гости.

Малолеткова Марина Владимировна

Конспект подгруппового логопедического занятия

для дошкольников подготовительной группы

«Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»

Цель: Закрепить произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Уточнить артикуляцию и характеристику звука [С];

Формировать навыки согласования числительного с существительным; прилагательного с существительным в мужском, женском и среднем роде;

Формировать навыки согласования слов в предложении;

Закрепить представления по лексической теме «Осень».

Коррекционно-развивающие:

Развивать целостное восприятие, слухо-речевую память, внимание, фонематический слух;

Развивать грамматический строй речи, навыки словоизменения;
- развивать зрительно-пространственные представления;

Развивать общую моторику, координацию движений;

Коррекционно-воспитательные:

Способствовать формированию положительных эмоций;

Содействовать формированию самооценки;

Умение контролировать собственную речь.

Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастикой,индивидуальные зеркала, дидактическое пособие для дыхательной гимнастики, разрезные картинки, магнитные буквы и цифры, цифровая схема,дидактическое пособие к игре «Послушай, выложи, проверь!», мяч, предметные картинки, раскраски.

Ход занятия

1 . Организационный этап.

1) Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята. При помочи мяча выскажем пожелания друг другу на сегодняшний день. (Дети по очереди говорят пожелания.)

Я желаю вам удачного дня, пусть все у вас сегодня получиться.

2) Создание мотивационного поля.

Ребята, посмотрите на картинку. Как вы считаете, какое время года на ней изображено? Почему вы так решили? Чего не хватает на картинке? (Красок)

А краски, каких цветов нужны, чтобы осень стала красивой.

Предлагаю, вам сегодня вернуть краски осени. Чтобы вернуть краски осени, вам придётся потрудиться. Вы должны будете говорить так правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Готовы?

2. Основная часть

Ребята, посмотрите, какую первую краску вы можете вернуть осени. Желтую. Что осенью желтого цвета? Нужна ли осени желтая краска?

Чтобы вернуть желтую краску вам, нужно сделать артикуляционную гимнастику и дыхательную.

1) Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик», «Горка», «Почистим нижние зубки», «Крокодил»

(Дети выполняют артикуляционную гимнастику, используя индивидуальные зеркала.)

2) Дыхательная гимнастика.

Будем дуть как осенний ветер, а ветер осенний какой?

Подуйте на листочки плавно, так, чтобы они слетели с грибка.

Подуйте так, чтобы листочки закружились.

(Дети дуют на листик плавно и длительно.)

Как вы считаете, с заданием справились? Оцените себя. Денис, у тебя были трудности? А у тебя Максим?

Возьмите по желтой краске.

3) Сообщение темы и цели занятия.

Какую следующую краску будем возвращать осени? Красную. Что осенью бывает красного цвета? Нужна ли осени красная краска?

Чтобы вернуть красную краску, вам надо внимательно меня слушать, подумать, а потом отвечать.

Послушайте внимательно слова и определите, какой одинаковый звук встречается во всех словах: лес, сапоги, лист, сосны.

Правильно, это звук [С]. Тема нашего занятия: звук [С]. Сегодня вы будете определять звук [С] на слух, а также учиться произносить звук [С], в слогах, словах и предложениях.

4) Характеристика звука [С].

Скажите, в каком положении должны быть губы, зубы, язык, чтобы правильно произнести звук [С]. Возьмите зеркала, произнесите звук [С]. Воздушная струя тёплая или холодная при произношении звука [С]?

Звук [С] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

(Дети дают характеристику звуку [С] с опорой на схему и тактильным ощущениям).

Подведём итог. Максим, как ты считаешь, у тебя все получилось, а у тебя Денис? Вернём осени красную краску.

5) Развитие фонематического слуха

Какого цвета будет следующая краска? Оранжевая. Что осенью будет оранжевого цвета? Нужна ли осени оранжевая краска?

Чтобы вернуть оранжевую краску, вы должны быть очень внимательными. Вам нужно услышать звук [С] в слогах и словах.

Игра «Хлопай, не зевай»

Как только услышите звук [С] в слоге, хлопните в ладоши.

Са, мы, со, зу, на, сы, ру, до, сэ, ус, ыб, ас, ус, ос.

Игра «Послушай, выложи, проверь!»

Я буду произносить слова, а вы, как только услышите в слове звук [С]

заполните игровое поле картинкой (насос, самолет).

Слова: сундук, таблетка, коляска, лес, тетрадь, пол, лиса, компас, работа.

6) Автоматизация звука [С] в открытых и закрытых слогах.

Какую краску будем возвращать? Коричневую. Что осенью будет коричневого цвета? Нужна коричневая краска?

Вам придется потрудиться и правильно произнести слоги со звуком [С]

По цифровой схеме повторите заданное количество раз слоги:

Максим Денис

2-1 СЭСЭ-СЭ 1-2 СЭ-СЭСЭ

2-2 СОСО-СОСО 2-2 СОСО-СОСО

3-1 СУСУСУ-СУ 1-3 СУ-СУСУСУ

2-3 СЫСЫ-СЫСЫСЫ 3-2 СЫСЫСЫ-СЫСЫ

(Дети читают слоги и выделяют при помощи силы голоса заданный слог)

Физминутка Игра «Рисуем осень»

Большую часть красок вернули. Давайте, нарисуем признаки осени руками.

Мы рисуем серое, хмурое небо.

(Поднять руки вверх, кистями рук «раскрашивают» небо вправо-влево.)

Мы рисуем большие холодные лужи.

(Наклоняются и свободно двигающимися руками внизу «рисуют круги».)

Мы рисуем мелкий моросящий дождик.

(Хаотично двигают пальцами, опуская руки сверху вниз, до самого пола.)

Развитие мимических мышц.

Осенью погода в течение дня может меняться. Представьте, что набежала хмурая серая туча, и закапал дождик, покажите, как люди огорчаются, ёжатся от холода и ветра. Покажите, как люди радуются, когда снова выглянуло солнышко, стало теплее.

(Дети выполняют задание при помощи мимики и символических движений.)

7) Автоматизация звука [С] в словах.

Какого цвета будет следующая краска? Серая. Что осенью будет серого цвета? Нужна осени серая краска?

Чтобы вернуть осени серую краску, нужно правильно и четко произносить слова со звуком [С].

Игра «Один - Много» с мячом.

Поиграем в игру «Один-много», я говорю один предмет вы много и наоборот.

Нос-носы, автобус-автобусы, поднос-подносы, ананас-ананасы, лисы-лиса, кокосы-кокос.

Игра «1,2,5,9».

Составьте словосочетания со словами носок, самолёт, собака, оса по образцу.

Образец: одна сайка, две сайки, пять саек, девять саек.

8) Автоматизация звука [С] в предложениях.

Какого цвета будет следующая краска? Зелёная. Нужна ли осени зеленая краска?

Чтобы вернуть зелёную краску, нужно правильно и четко произносить слова со звуком [С] в предложениях. Только предложения будут заколдованные, вам нужно их расколдовать.

Сапоги надели Саню.

Бусы носят Соню.

Сосна сидит на сове.

Астры посадили садовника.

Кусок мяса кусает собаку.

На посуду поставили стол.

Получите зеленую краску.

3. Рефлексия.

Все краски осени вернули. Молодцы, ребята!

Вам бы хотелось увидеть осень красивую, красочную? Тогда переверните карточки с красками, соберите картинку. Одинаковые картинки у вас получились? Найдите различия.

Какой звук сегодня учились произносить?

Какое задание понравилось больше всего?

Какие были трудности?

4. Домашнее задание.

Осень приготовила для вас раскраски, какими цветами раскрасите осень дома?