Служили вселенной три юрия. Отличные парни отличной страны

Быков Ю.С.

Свидетельство о рождении
“Настоящее свидетельство выдано Губернским Подотделом З.А.Г.С. гражданину Быкову Сергею Александровичу в том, что в метрической книге Вознесенско-Сенновской церкви г. Саратова за 1916 год, часть 1 о родившихся под № 26 записано:
У окончившего Петроградский университет кандидата на судебную должность Сергея Александровича Быкова и законной жены его Марии Васильевны рожден 17 февраля тысяча девятьсот шестнадцатого года сын по имени Юрий, что подписями и приложением печати удостоверяется.
Дана для представления в школу, 25 августа 1924 года”.

В младших классах Юра Быков учился в 43-й семилетней школе (сейчас в этом здании - авиационный техникум). В классе Юру любили. Учителя - за прилежание и аккуратность, товарищи - за дружелюбие и чувство собственного достоинства. Всегда опрятный, он с первого взгляда казался маменькиным сыночком. Но задирать его было нельзя. Однажды верзила-старшеклассник передразнил его, - Юра сильно заикался. Не стерпел - вцепился в обидчика, и оба упали, покатились по лестнице.

Среди ребят Юра особо не выделялся. Вот только учитель по литературе, Никон Тихонович Скалигеров, часто вызывал его читать стихи и непременно ставил пятерки. В старших классах Быкову больше нравились математика и физика, но любовь к поэзии так и осталась на всю жизнь.

На вечернее отделение факультета машиностроения Быков поступил в октябре 1932 года, а в декабре пришлось прощаться с новыми друзьями-студентами: его отец, служащий Наркомвода, получил назначение в Москву. Однако учебу Юра не бросил - перевелся в Московский энергетический институт. И очень удачно - на радиотехнический факультет.

Зима и весна промелькнули: столица, шумная и многолюдная после Саратова, непривычная жизнь студента закружили его в круговерти дел. И в Москве активно работал в обществе друзей радио - помогал радиофицировать квартиры своего дома на Ново-Басманной.

Беда всегда неожиданна: туберкулез легких уложил его на больничную койку. Выздоравливал долго - на студенческую скамью вернулся лишь через год. Поначалу учеба не ладилась: в первую студенческую сессию Юрий получил две тройки - по математике и химии. И на втором, и на третьем курсе не обходилось без троек. Особенно расстроила его оценка “удовлетворительно” по предмету “Основы радиотехники”, которую вписал в зачетную книжку доцент Котельников (впоследствии - академик, но и в те годы - авторитет в научном и студенческом мире немалый). Неудача задела самолюбие: он-то считал, что по любимому предмету “осечек” быть не может. И без того серьезный, Быков, что называется, с головой ушел в науку: штудировал не только учебники и лекции, но и просматривал все новинки в журналах - наших и зарубежных. (Эта привычка -не пропускать ни одной публикации в области своих научных интересов - осталась у него на всю жизнь.) И уже в следующую сессию зачетная книжка заполнилась пятерками: радиоизмерения - “отлично”, передатчики - “отлично”, усилители - “отлично”. На четвертом и пятом курсах он не получил ни одной тройки, ни одной четверки - по всем предметам - “отлично”!

Научной работой Быков начал заниматься еще студентом. Диплом защищал на тему “Измерение скорости самолета методами радиотехники” . Так впервые встретились в его жизни два понятия, определившие его дальнейшую судьбу: радио и высота. Поступил в аспирантуру. Диссертация была почти готова, когда началась война. На фронт не взяли: не прошел медкомиссию. И все-таки на передовой ему довелось побывать.

…Работу над совершенствованием воздушной радиосвязи Быков начал еще до войны, когда пришел в НИИ самолетного оборудования. Не прекратилась она и в эвакуации, в Ульяновске. Там же, на берегу заснеженной Волги, в январе 1942 года Юрий Сергеевич сконструировал и новую, необычную модель... пулемета.

В беседах с ним раненые бойцы и командиры, лечившиеся в госпиталях, сетовали, что мало у нас пулеметов. Рассказывали, как фашисты во что бы то ни стало стремились накрыть артиллерийским огнем наши редкие пулеметные точки. Только начнет строчить пулеметчик, как на него обрушивается шквал огня.

Совместно со своим товарищем Вениамином Ивановичем Смирновым Юрий Сергеевич создал имитатор пулемета! Устройство его не сложно: радиолампа ярко вспыхивает, будто пулемет посылает пулю за пулей. А звук? Звук записали на пластинку. Крутится патефон в блиндаже, по проводам от микрофона звук идет к динамикам, спрятанным в окопах, на передовой. В черноте ночи иллюзия “пулеметного огня” была полной. Не раз обманывались фашисты, принимая имитаторы за наши дзоты, открывали огонь по ним, тем самым выдавая расположение своей артиллерии.

В апреле 1943 года Юрий Сергеевич Быков был на фронте в составе специальной бригады при 6-й Воздушной армии. За проделанную работу по улучшению радиоаппаратуры бортовой связи имел пять благодарностей, в том числе от командующего 6-й Воздушной армии. А вот отзыв о работе бригады НИИ ВВС Красной Армии в составе инженера-майора Куно Д.Б. и инженера Быкова Ю.С. по оказанию помощи в организации воздушной радиосвязи в частях 292-й штурмовой авиадивизии. “За время пребывания в частях бригада ознакомилась с организацией радиосвязи и состоянием радиооборудования самолетов. На основании этого был предложен метод точной настройки на фиксированную волну взаимодействия, были проведены семь инструктивных занятий в полках с летно-техническим составом и была оказана техническая помощь в устранении радиопомех на самолетах. В результате проделанной работы улучшилась связь с КПП. Командование считает проделанную работу ценной и полезной. Результаты ее должны быть перенесены и в другие подразделения.

Командир 292-й ШАД полковник Гурков”.

После войны Быков возвращается к диссертации. В 1947 году становится кандидатом, а в 1952-м - доктором технических наук. В эти годы он разрабатывает теоретические основы помехоустойчивости авиационной телефонной радиосвязи в условиях больших акустических шумов и тем самым положил начало новой области техники - самолетной радиоакустики. На основе созданной им теории разборчивости русской речи создаются и широко внедряются в практику самолетной радиосвязи средства защиты от помех.

Не думал не гадал Быков, что его давнишняя любовь к русскому языку так необычно переплетется с его научной работой. Школьный учитель Николай Тимофеевич Скалигеров, с благоговением относившийся к родному языку и старавшийся привить уважение к русской речи и своим ученикам, порадовался бы тому, что его любимчик Юра Быков, теперь профессор и доктор наук, в своих научных изысканиях не обошелся и без его школьных уроков.

А Быков бился над проблемой: как “научить” радиотехнику передавать звуки русского языка без искажений и потерь. Пришлось изучить и тонкости фонетики, и заглянуть в учебник языкознания. Сотни часов просидел он в шумовых камерах вместе со своими помощниками - инженерами Верой Федоровной Соколовой и Евгенией Михайловной Черновой. В шумовой камере со всех сторон из репродукторов извергался гул работающих самолетных турбин и винтов. Один из инженеров кричал в микрофон или ларингофон слова из специальной таблицы. Второй экспериментатор в другой комнате, также в невероятном шуме, принимал этот текст. Потом сличали тексты, подсчитывали погрешности в приеме радиограмм. Так испытывали различную аппаратуру, учились говорить так, чтобы микрофоны улавливали как можно больше звуков речи.

В 1954 году Быков на основании опытов и экспериментов написал книгу “Теория разборчивости речи в линиях связи” . И в дальнейшем он совершенствовал радиоаппаратуру, искал новые пути. Перечитал, критически осмыслил сотни книг. Если в его монографии 1954 года в списке использованной литературы всего 29 наименований, то в капитальном труде Быкова “Теория разборчивости речи и повышение эффективности радиотелефонной связи” , вышедшем в 1959 году, этот список возрос уже до 184 работ наших и зарубежных авторов.

Осенью 1959 года Быкова, ведущего ученого в области радиосвязи, назначают главным конструктором системы связи с космическими кораблями. Система космической связи, получившая название “Заря”, была создана всего за год.

Получив задание разработать радиоаппаратуру для связи космонавта с Землей, Быков собрал в тот же день сотрудников своей лаборатории. Обращаясь к коллегам, Юрий Сергеевич сказал, что им необходимо обратить внимание на радиоволны длиной 15 метров, именно на этой волне сигналы принимались на очень больших расстояниях, намного превышающих расстояния прямой видимости, достигая 12-15 тысяч километров. Кроме того, нужно было выбрать оптимальные радиочастоты - такие, чтобы радиоконтакт Земли с космонавтом длился как можно дольше. Необходимо было создать систему с автоматической подстройкой по частоте, устойчиво работающую в условиях атмосферных помех и значительных изменений мощности воспринимаемого сигнала. И последнее: сообщения космонавта должны быть абсолютно разборчивыми: скорость полета - почти восемь километров в секунду, и, пока будешь переспрашивать, корабль, чего доброго, уйдет из поля зрения антенн, и уникальная информация, поступающая из космоса, будет потеряна; радиоаппаратура в кабине космического корабля должна быть легкой, малогабаритной и не потреблять много энергии. Чего и говорить: задача перед коллективом ставилась сложная и ответственная.

Всякая новая работа - новые трудности, а для сотрудников лаборатории Быкова перестройка была и того сложнее: требовались не теоретические изыскания, которыми они в основном занимались раньше, а, говоря языком специалистов, готовые изделия - приемник, передатчик, магнитофон для будущего пилотируемого корабля. И сделать их нужно было уже в следующем, 1960 году.

Поначалу общее руководство работами по созданию связи для космического корабля было возложено на конструктора Николая Николаевича Несвита. Но уже проложили, первые межпланетные трассы “Луны”, выплавлялся металл для первых “Венер”, в чертежах были “Марсы”, и эти автоматические станции, естественно, без надежной радиосвязи не отправишь в далекие путешествия. Николай Николаевич возглавил коллектив инженеров, занимавшихся космической связью с автоматическими станциями, а Юрий Сергеевич Быков стал главным конструктором систем космической разговорной связи с пилотируемыми кораблями. Выбор пал на него не случайно: доктор технических наук, он создал теорию, на основе которой стали широко применяться на практике в самолетной радиосвязи средства защиты от помех. Аналогичная задача стояла перед ним и сейчас, с той лишь разницей, что вместо самолета нужно было налаживать связь с космическим кораблем.

С первых дней работы над радиоаппаратурой для “Востока” в коллективе установилась та особая творческая атмосфера, которая бывает только тогда, когда единомышленники решают сложную и увлекательную задачу, объединяющую всех одним общим устремлением. Работали, не считаясь со временем, задерживаясь допоздна. Зачастую приходили в лабораторию и по воскресеньям. Не было ни приказов, ни устных распоряжений: не сговариваясь, быковцы - так вскоре стали звать их в институте - оставались после окончания рабочего дня, и хотя у каждого было конкретное задание, но все знали, кто чем занят, и нередко склонялись над чьей-нибудь схемой, обсуждая новинку, подсказывая наилучшее решение.

Юрий Сергеевич, как и положено руководителю, был в курсе всех дел, но творческой инициативы сотрудников не зажимал. Очень не любил, когда отрывали его от дела по пустякам, в сердцах восклицал: “Ну, ведь вы сами прекрасно разберетесь и без меня” . Инженер уходил из кабинета, сознавая, что никто, кроме него самого, не сделает порученного, и это чувство ответственности придавало сил, заставляло работать на пределе возможного. А уж если конструктор сталкивался с непреодолимым - Юрий Сергеевич всегда оказывался рядом и помогал найти выход.

В тот год Юрию Сергеевичу исполнилось 44 года. В общем-то, возраст не столь солидный. И большинство быковцев были молоды: главный конструктор космической связи подбирал людей не по анкете. Ценил нестандартность мышления - качество, едва ли не главное для первопроходцев. Они-то, по существу, первые в мире “космические радисты”, шли нехоженым путем, и, чтобы преодолеть “земные” стереотипы, нужны были свежие идеи.

И они их находили. Они - коллектив конструкторов, инженеров, рабочих, чьими руками была создана аппаратура, впервые в мире донесшая голос из космоса.

Передатчик, приемник и магнитофон были испытаны при полетах беспилотных кораблей. А главный экзамен конструкторы радиосвязи держали весной 1961 года.

…Рано утром 12 апреля 1961 года Сергей Павлович Королев сообщает Гагарину , что связь с ним будут вести из подземного командного бункера. За полчаса до старта ракеты в бункер управления спускаются руководители полета. Бункер - глубоко под землей. Сверху бетонные тумбы с головками перископов, частокол надолб - на случай аварии, если какая-нибудь ракета (к апрелю 1961 года с Байконура стартовало больше десятка ракет) вдруг упадет здесь. Крутая неширокая лестница ведет вниз, к тяжелой массивной двери. А за ней - пультовая командного пункта.

В 8 часов 50 минут генерал Каманин объявляет десятиминутную готовность. Напряжение растет. Быков вслушивается в дыхание эфира. После команды "Подъем!" сквозь грохот ракетных двигателей, сквозь потрескивание электрических разрядов в динамике все услышали голос Гагарина: - По-е-ха-ли!.. Шум в кабине слабо слышен. Все проходит нормально, самочувствие хорошее, настроение бодрое, все нормально .

Руководители полета напряженно следят за кораблем. Отделилась первая ступень ракеты. Гагарин сейчас должен услышать, как отделилась ступень, почувствовать резкое уменьшение вибрации - ускорение, так же как и перегрузки, возросло. На пункте наблюдения ждут доклада космонавта: он должен подтвердить - ступень отделилась.

Но Гагарин молчал. Все застыли в оцепенении. Юрий Сергеевич Быков побледнел: что случилось? Почему пропала связь? А может, внезапная разгерметизация? обморок от перегрузок? или перегрузки вывели из строя передатчик на борту корабля? Быков заметил, как медленно бежит секундная стрелка хронометра. А в динамиках по-прежнему - молчание.

Напряженную тишину взорвал шум ликования. Юрий Сергеевич без сил опустился на стул, достал из кармана пиджака таблетку нитроглицерина, положил ее под язык. Когда корабль вышел из зоны радиовидимости последней, самой восточной станции слежения, динамики умолкли. Кто-то включил репродуктор. Передавали сообщение ТАСС “О первом в мире полете человека в космическое пространство” : “...пилотом-космонавтом космического корабля-спутника “Восток” является гражданин Союза Советских Социалистических Республик, летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич... С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двухсторонняя радиосвязь...” .

Имя Гагарина было на устах у всех. О нем говорили на станциях слежения те, кому еще предстояло пройти космическим путем, проложенным Юрием Алексеевичем (в группы на пунктах наземного командно-измерительного комплекса входили будущие космонавты), говорили в соседнем с Байконуром городке, в маленьких селах и в столичных городах. А он летел в те минуты над Америкой в небольшом космическом корабле, на котором крупными буквами были начертаны гордые слова: “Восток”. СССР”. Его подвигом восторгались люди всей планеты, и с особой гордостью вслушивались в торжественный голос Левитана те, кто был причастен к только что свершившемуся историческому событию - рабочие, техники, конструкторы, врачи, связисты... “Роль радиосвязи в космическом полете я оцениваю очень высоко , - отзывался о системе “Заря” Юрий Гагарин после полета. - Я слышал голоса товарищей, работавших на радиостанциях, настолько отчетливо, как если бы они находились рядом” .

“...В 10 часов 55 минут московского времени “Восток” благополучно совершил посадку”, - услышали люди сообщение ТАСС и, разворачивая карты, устремляли взоры на голубую ленточку Волги, отыскивая точку, где приземлился космонавт. О дотоле безвестной деревне узнал весь мир. Место посадки - поле колхоза “Ленинский путь”, близ деревни Смеловка, юго-западнее города Энгельса Саратовской области...

Утром 14 апреля репортаж из Москвы о встрече первого космонавта планеты смотрели миллионы людей, - трансляция велась по каналам “Евровидения” и “Интервидения”. И, наверное, не было ни одной газеты в мире, которая не рассказывала бы о “звездном сыне Земли” . Поэты слагали стихи. В те ликующие апрельские дни Константин Симонов в стихотворении сравнивал космонавта с солдатом, идущим в атаку:

Не знал тогда Симонов, что один из тех, кто готовил первую атаку на космос - Юрий Сергеевич Быков, Юрка, друг детства, с кем учились в семилетней школе № 43 города Саратова, в одном классе.

Весной 1930 года пути их ненадолго разошлись: Кирилл Симонов (Константином он стал потом, когда напечатал свои первые стихи и взял псевдоним - Константин Симонов) пошел в фабзавуч учиться на токаря, а Юрий Быков решил закончить среднюю школу. Через полтора года семья Симоновых уехала в Москву. А еще через год в столицу переехали и Быковы.

Друзья изредка встречались в Москве, радовались успехам друг друга. Быков ходил на премьеры пьес Симонова, Константин Михайлович дарил ему свои книги с автографами.

Встретившись в Москве уже после полета Гагарина, друзья вспоминали Саратов, Волгу, радовались, что первый космонавт - их земляк…

Из биографической хроники

“1960-1970. Быков Ю. С. - главный конструктор первой в мире системы космической радиосвязи, обеспечившей связь первого полета человека в космос. В последующем был главным конструктором систем радиосвязи со всеми пилотируемыми кораблями “Восток” и “Восход”. Создал основы новых систем радиосвязи обитаемых космических объектов “Союз” и “Салют” .

Лето 1970 года стало последним летом Юрия Сергеевича. Он умер 30 июля в туристическом лагере: отпуск, по традиции, проводил в горах...

Из воспоминаний о Ю.С. Быкове, 1976 год
“...Он всегда мог направить любой деловой и серьезный разговор таким образом, что он превращался в непринужденную беседу. В результате же оказывалось, что собеседники получили много нужных и полезных сведений. Мы, космонавты, очень уважали Юрия Сергеевича за его знания, большой опыт, душевное отношение к людям.
Я тоже знал Юрия Сергеевича как ученого, конструктора, директора института, и для меня явилось большой неожиданностью, что Юрий Сергеевич к тому же мой бывший сосед. Несколько лет назад мы случайно встретились с Юрием Сергеевичем на площади Лермонтова, разговорились и здесь выяснилось, что много лет жили в одном доме, в соседних подъездах. Тогда я пожалел, что не знал раньше этого хорошего, умного человека.
Летчик-космонавт СССР В. Ф. Быковский”.

Над темным лесом - яркие, крупные звезды. Юра сидит на крыльце дачи (Быковы летом жили на 9-й Дачной) и смотрит в черное небо, на котором рассыпаны зерна звезд. Вон ковш Большой Медведицы, над ним - Полярная звезда, а почти в самом зените - нежно-голубая Вега. Он смотрит на небо и думает: точно так же светили звезды и древним грекам, давшим имена созвездиям. Все меняет время, и только небо - вечное и неизменное.

Да, и сегодня те же созвездия восходят над лесом на 9-й Дачной. Но всмотритесь в небо, и вы обязательно увидите летящую звезду. Через пару минут она затеряется в бездонном космосе, а на смену ей уже спешит другая летящая звезда. Это - спутники.

Время бессильно перед звездным небом. Но человек сильнее времени: он вписал в неподвижную картину Млечного пути свои созвездия, летящие сквозь года звезды - космические корабли.

Использованные материалы: - Вардугин В. Голос из космоса. - Годы и люди. Вып.3. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1988.

Отличные парни отличной страны... …Мелькают кварталы, а прыгать нельзя. «Дотянем до леса, - решили друзья – Подальше от города смерть унесем, Пускай мы погибнем, но город спасем»… Слова этой популярной песни о летчиках приходят на ум, когда слушаешь рассказы тех, кто был очевидцем катастрофы вертолета в районе села Удинск Хоринского района 44 года назад. 29 августа 1968 года житель села Удинск Стуков Николай Константинович с утра отправился на мотоцикле в лес за грибами, а к обеду собрался домой. И вот едва он выехал из леса, как увидел вертолет, который неровно снижался, мотор его «чихал», а потом и вовсе заглох, и винтокрылая машина, едва перелетев через линию электропередачи, камнем упала на землю метрах в 100-150 от Николая Константиновича. Он, не раздумывая, погнал свой мотоцикл к месту катастрофы. Вертолет горел, среди обломков лежал летчик, судя по всему, он ударился головой о камень и сразу умер. Николай Константинович оттащил тело в сторону от огня. Второй пилот был в кресле, нога его сильно обгорела. Николай Константинович начал отстегивать удерживавшие ремни, и летчик зашевелился – жив! Усадив раненого в коляску мотоцикла, Николай Константинович помчался в Удинскую больницу, там летчику оказали первую помощь – он пришел в себя, но не стонал, а только просил: «Мажьте, мажьте больше!...» Сдав летчика на попечение врачей, Николай Константинович поспешил обратно к месту падения вертолета, туда же устремились и другие удинцы, которые видели, как вертолет падал. Но очень скоро (как потом скажут – через 90 минут после аварии) на место катастрофы подъехали машины с Улан-Удэнского авиазавода, «Скорая помощь», была выставлена охрана, и к работе приступили специалисты. Тело первого пилота увезли в город, сразу же забрали и увезли раненого летчика. Жители Удинска вернулись к своим каждодневным делам, и никому даже в голову не пришло, что пилоты вертолета ценой своей жизни и здоровья предотвратили гораздо большую беду. Вертолет Ка-25, изготовленный на Улан-Удэнском авиазаводе, совершал испытательный полет, его линия облета пролегала от Улан-Удэ до с. Баянгол и обратно. Командир экипажа летчик-испытатель Юрий Быков перед самым полетом позвонил домой и сказал дочке: «У меня сегодня полет буквально на 20 минут, так что скоро дома буду». И это были последние слова, которые услышала маленькая Таня от своего отца. На том этапе топливная система вертолета Ка-25, видимо, еще совершенствовалась, именно сбой этой системы во время разворота стал причиной гибели машины и ее командира. За несколько месяцев до этого подобное происшествие случилось с другим Ка-25, но тогда экипажу удалось посадить машину на автомобильное шоссе. 29 августа экипаж Ю.Быкова, долетев до Баянгола, развернулся, чтобы лететь обратно, и тут на высоте 1000 метров прекратилась подача топлива, мотор начал захлебываться. В подобных случаях возможна посадка машины на авторотации (в режиме планирования), но при соблюдении определенных условий. А в тот день экипажу пришлось выбирать: внизу была река Уда, рядом село Удинск, а тут линия электропередач… Катапультироваться и бросить машину они не могли, «нам бы только под линию не угадать», - последнее, о чем думали летчики, уводя вертолет от села. Кое-как перелетели линию, но ресурс машины уже исчерпался, все механизмы отказали, и вертолет упал, сильно ударившись о землю… Они сделали все, чтобы тяжелый вертолет (Ка-25 называли летающим танком) не упал на Удинск и не повредил электролинию. Штурман корабля тогда выжил благодаря оперативной помощи жителей Удинска, позже он приезжал в Удинск, благодарил Н.К.Стукова за спасение. Потом он переехал в Киев. Командир экипажа Юрий Быков погиб, его сильный организм отчаянно боролся за жизнь, «он умер только в морге», - скажет потом патологоанатом. Буквально на днях исполняется 44 года с той трагической даты. Дочь погибшего летчика-испытателя Татьяна Юрьевна Быкова с сыном (проживающие в г.Жуковский Московской области) 10 августа 2012 года побывали в с. Удинск, посетили место падения вертолета, встретились с местными жителями – очевидцами той трагедии. Татьяна Юрьевна рассказала о своем отце. О летчиках-испытателях говорят, что они «учат самолеты летать». Инженеры, конструкторы разрабатывают самолеты-вертолеты, рабочие их строят, а летчик-испытатель первым садится в машину, чтобы поднять ее в воздух, выявить в полете все ее недостатки, которые будут устранять специалисты, выработать правила пилотирования, по которым будут работать на этих машинах другие летчики. Летчики-испытатели – люди особого сорта, и Юрий Быков был ярким представителем этой когорты. Летом 1968 года он был зачислен в отряд космонавтов, и его семья уже собирала чемоданы для переезда в г. Жуковский. Жизнь этого необыкновенного человека оборвалась в степи под селом Удинск. Тот злополучный полет должен был завершить его работу на Улан-Удэнском авиазаводе. Его дочь и внук спустя 44 года с помощью местных жителей отыскали место катастрофы, нашли там даже осколки того вертолета, сложили на месте гибели Юрия Быкова небольшую горку из камней, а в администрации СП «Удинское» начали думать об установке на этом месте памятного знака. Лидия СТРЕКАЛОВСКАЯ. «Авиация, небо - моя жизнь...» Юрий Быков родился 2 апреля 1932 года в Новокузнецке. Ему не было и 10 лет, когда отец ушел на фронт, а мать потерялась во время бомбежки, маленького Юру определили в детский дом. Специальную школу ВВС он заканчивал уже в Казани. Затем в 1951 поступил во Фрунзенское военное училище летчиков-истребителей. В 1955 году он закончил училище, получил квалификацию лётчика-техника, и был направлен в Ленинградский военный округ для дальнейшего прохождения службы. Любознательный, живущий на пределе своих сил, ищущий новое в авиации, Юрий стремился попасть в Школу лётчиков-испытателей, но его направили в Узбекистан на должность начальника парашютной службы округа, где он служил до 1960-го года. После демобилизации он работал инженером-конструктором и продолжал летать на Казанском авиазаводе. Но давняя мечта попасть на фирму Камова (ОКБ под руководством главного конструктора Н.И.Камова) испытателем привела его в Кременчугское вертолётное училище. В качестве вертолетчика он два года работал на Севере. Наконец в 1963 году Быков поступил в Школу лётчиков-испытателей при Лётно-исследовательском институте в Жуковском и после успешного её окончания был направлен на Улан-Удэнский авиазавод, где успешно работал лётчиком-испытателем и инженером-конструктором. «Ну вот я и пришел к большому небу, - писал в те годы Ю.Быков. - За ним космос». Теперь его мечты были устремлены к внеземному пространству. Встреча с Юрием Гарнаевым (также работавшим летчиком-испытателем на Улан-Удэнском авиазаводе, впоследствии он стал Героем Советского Союза) явилась одной из узловых точек в жизни Быкова. Несмотря на большую разницу в возрасте, они стали близкими друзьями. Через Гарнаева Быков познакомился и подружился с первыми космонавтами. Особенно дружен с Быковым был Юрий Гагарин, который всячески поддерживал его в конструировании индивидуального средства спасения лётчиков и космонавтов "Икар" и прилагал усилия по зачислению Быкова в отряд космонавтов. Они крепко дружили три Юрия: Гарнаев, Гагарин и Быков. И ушли в Небесную высь один за другим: Ю.Гагарин погиб 27 марта 1968 года, Ю.Гарнаев разбился во время тушения пожаров во Франции 6 августа 1967 года, еще через год также при исполнении служебных обязанностей погиб Ю.Быков. Профессия летчика-испытателя всегда связана с риском. Юрий Быков, выбирая профессию, прекрасно это осознавал. Своей юной жене он писал из летного училища: «Дорогая Римма, пока мы в долгой разлуке и далеко друг от друга, пока у нас нет маленьких «бычат» и общего дома, я хочу, чтобы ты знала все и смогла для себя решить все сама. Авиация, небо - моя жизнь. Сам я никогда не уйду из нее. Вся моя жизнь будет трудной, неспокойной, я всегда буду там, где трудно, где велит долг, где я буду нужен обществу, а значит, людям. А раз это так - я отдаю все». Юрий Семенович Быков отдал отечественной авиации самое дорогое - свою жизнь. Когда он погиб, ему было всего 36 лет. Алексей Леонов написал после его смерти: «Юра Быков вырос в большого классного летчика, мог стать космонавтом, но судьба распорядилась иначе... О таких парнях, как Юра, должны знать мальчишки и девчонки, особенно те, кто мечтает об авиации, стремится в космос». ...За годы летной службы Юрий Быков освоил и испытал разные машины. Он летал на самолетах УТ-2, Як-22, Як-12, Як-18, Як-25, Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ан-24, МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, вертолетах Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ка-15, Ка-18, Ка-25, совершил 411 прыжков с парашютом и имел 2200 часов общего налёта. Домашний кабинет Быкова походил на маленький музей космонавтики, на стенах - фотографии Ю. Гагарина, А. Леонова, В. Комарова, А. Николаева, П. Поповича и других космонавтов с их автографами. От пола до потолка - стеллажи, заполненные книгами и журналами об авиации и космосе, сувениры, привезенные друзьями-летчиками из разных стран. Как самая почетная реликвия - летный шлем, подаренный Юрием Гарнаевым. В углу комнаты висел костюм аквалангиста. Исследование глубин Байкала было еще одной заветной мечтой летчика Быкова, и своей смелой идеей он «заразил» даже Юрия Гагарина, который всерьез прикидывал, какие дополнительные переделки понадобятся космическому аппарату «Восток», чтобы стать батискафом... Нелегкий труд летчика-испытателя Юрий Быков успешно сочетал с литературной деятельностью, стал членом Союза журналистов СССР. Его очерки, статьи, рассказы, посвящённые авиации, космонавтике звучали по радио, публиковались в газетах и журналах, в выпусках Агентства печати и новостей, издаваемых в разных странах. Он был внештатным корреспондентом журналов "Огонёк", "Крылья Родины", "Авиация и космонавтика", членом редколлегии журнала "Байкал". Вместе с Андреем Меркуловым он написал книгу о проблемах космонавтики. Его очерки вошли в книгу о Юрии Гарнаеве "Проверено на себе". Несмотря на постоянную загруженность (помимо напряженной работы на авиазаводе, Юрий заочно учился в Восточно-Сибирском технологическом институте), он выкраивал время для встреч со школьниками, увлекательно рассказывал им о космосе, о друзьях- космонавтах, об авиации. Немало ребят пришли в Небо именно по примеру Юрия Быкова. "Может кто-то скажет, что я распыляюсь: летаю, прыгаю, изобретаю, пишу… Просто мне очень многое хочется сказать и успеть сделать. Мне нравится моя жизнь. У меня интересная жизнь". "Мне даже во сне снится, что я вожу самолёты и хочется поскорее проснуться, чтобы опять подняться в Небо - это огромное счастье. Я - счастливый человек". Татьяна БЫКОВА. (газета «Русская береза»). Ка-25 - советский противолодочный вертолёт корабельного базирования. Является первым отечественным вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение и ставший первым противолодочным и первым изначально боевым вертолётом СССР. На основе Ка-25 создано большое количество модификаций для использования в различных областях применения. Вертолёт, разработанный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, был пущен в производство в 1965 году. Изготавливался на Улан-Удэнском авиазаводе. Вертолёт Ка-25 предназначен для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования. Всего было выпущено 275 машин этой модификации. Вертолеты Ка-25 со специальным оборудованием использовались для поиска приводнившихся космических спускаемых аппаратов в Индийском океане в 1967-1968 г.г.

С 9 марта по 30 апреля в музее проходит выставка. СОЗВЕЗДИЕ ЮРИЕВ
Выставка посвящена выдающимся людям, для которых жизнь ради высокой цели была единственно приемлемой. В центре внимания три легендарных летчика, три Юрия: Юрий Гагарин, Юрий Быков и наш земляк, лопасненец - Юрий Гарнаев.

7 марта 2016 года исполняется 48 лет со дня трагической гибели первого космонавта планеты Земля - Юрия Гагарина. Да, судьба порой жестока и несправедлива. Коротка жизнь человека, и до обидного больно, когда она обрывается в молодости, когда ещё многое задумано и много нужно сделать.
Из воспоминания Ю. Быкова В тот траурный день я не смог быть в Москве, и вместе со всем народом Земли, в минуту молчания, почтил память рано ушедших от нас героев неба и космоса - Юрия Гагарина и Владимира Серёгина.
И я подумал тогда, что пройдет очень много-много времени. Звездолёты унесут человека в глубину иной Галактики, и он, встретившись со своим братом по разуму, назовёт простое имя Юрия Гагарина, который первым нарушил незыблемость неземного пространства. И не раз по Великому кольцу космической связи между цивилизованным миром Вселенной будет передаваться его изображение с неизменной улыбкой, застывшей навсегда, напоминая о ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ ЗЕМЛИ – ПЕРВОПРОХОДЦЕ КОСМОСА.

Через четыре месяца после гибели Ю. Гагарина 29 августа 1968 года при испытании серийного вертолета Ка-25, героически погиб летчик - испытатель Улан-Удэнского авиационного завода Быков Юрий Семенович. К людям, с непоколебимым внутренним стержнем относился Юрий Быков.
Еще в ранней юности он четко определил свои жизненные цели и выбрал путь добра, по которому шел, порою в тяжелой борьбе, не сворачивая, до последнего мгновения своей жизни.
Уже в 18 лет, в письмах из летного училища Юрий писал: «Я всегда буду там, где трудно, где велит долг, где я буду нужен обществу, а значит и людям, раз так - я отдаю все...».
На его земном календаре, один за другим, на одном дыхании, промелькнули 36 отпущенных ему лет, целиком отданных Родине и людям, которых он так любил!..

«Смысл жизни там, где борьба и победа - над сложностью твоей работы, над скоростью и высотой». Ю. Гарнаев
Когда у Гарнаева спрашивали, кем он себя считает, он, не называя себя даже лётчиком, отвечал, что всю жизнь считал себя, прежде всего рабочим. И это верно.
Он был безотказным рабочим неба, но настолько творческим, что в смелый почерк своих полётов всегда вносил настоящую поэзию, основа которой, прежде всего в особом, поэтическом восприятии мира. Проводил испытания по поискам приемлемого для пилота средней квалификации способа выполнения вынужденной посадки на сверхзвуковом истребителе.
Участвовал в подготовке первых советских космонавтов к полётам в условиях невесомости в специально оборудованных самолётах-лабораториях.
Участник множества показов авиационной техники, как в СССР, так и за рубежом. Освоил 120 различных типов летательных аппаратов. 21 августа 1964 года ему присвоено звание Героя Советского Союза за испытания новой авиационной техники.

В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля - Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю. А. Гарнаева, второго пилота Ю. Н. Петера, штурмана В. Ф. Иванова, бортинженера С. А. Бугаенко, бортрадиста Б. Н. Столярова, инженеров-испытателей А. Я. Чулкова, В. П. Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера - погиб.
Именем Ю.А.Гарнаева названа школа №5 в г. Чехове, где открыт музей Ю. А. Гарнаеву.

​«Когда случается что-то трагическое, мы застываем в молчании. Минута молчания... Какую большую уступку совершаем мы в нашей неистребимой привычке говорить без конца. Целая минута тишины - только подумать! Впрочем, не совсем тишины...

«Когда случается что-то трагическое, мы застываем в молчании. Минута молчания... Какую большую уступку совершаем мы в нашей неистребимой привычке говорить без конца. Целая минута тишины - только подумать! Впрочем, не совсем тишины...

Стоит умолкнуть хоть и на минуту, хор иных - не наших, не собственных! - голосов вырывается в душу. Помолчать самому - значит услышать других. Эти страницы - как минута молчания. С этих страниц бьет нам по сердцу чужая боль».

К сожалению, не помню, когда и откуда я выписал эти строки, но самое удивительное то, что я их вспомнил буквально за день до звонка, о котором поведаю сейчас.

Звонила неизвестная мне женщина. Оказалось, дочь моего хорошего друга, летчика-испытателя и ближайшего друга первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Она рассказала, что когда в Бурятии погиб её отец - лётчик-испытатель Юрий Быков, она была маленькая, но сейчас вместе со своей дочерью она хочет создать книгу о дорогом для них человеке, а поскольку я знал её отца и общался с ним, она просила вспомнить всё то, что сохранилось в моей памяти.

И я, забыв, что собирался писать мемуары о былых временах и встречах с разными людьми, твердо решил начать с рассказа о незабываемых встречах с очень удивительным человеком. Однажды мой друг журналист Евгений Голубев сказал, что со мной хочет познакомиться лётчик-испытатель Юрий Быков. Я не очень удивился, поскольку встречался с некоторыми космонавтами, писал о них. А он друг летчика-испытателя Юрия Гарнаева и первого космонавта Юрия Гагарина. Я подготовился к встрече, на всякий случай вспомнил даже моменты из своей биографии. Почему-то я был уверен, что Юрий Быков спросит меня, люблю ли я авиацию, и что знаю о ней. И я приготовился кое-что рассказать.

Ну, например, о том, что мой старший брат Геннадий после окончания авиационного техникума закончил ещё ИВАТУ, и как механика по эксплуатации военных самолётов, его направили в Германию. И я хотел стать только не лётчиком, а почему-то штурманом, однако, победила страсть к литературе, и стал журналистом.

Когда в космос полетел Гагарин, я на заводе «Электромашина» в Улан-Удэ нашёл Ивана Зайцева, слесаря, жена которого Лариса училась в одном классе с Юрием Гагариным, я сделал снимки и написал об этом. (Фото: Зоркин берёт интервью у Ивана Зайцева)

Когда полетел Титов, случайно в автобусе я узнал, что на «Машзаводе» (так назывался в Улан-Удэ тогда авиазавод) работает дядя Германа Титова Василий Павлович. Я побывал у него, в семейном архиве нашёл редкие фотографии Германа и его отца. И в день, когда Герман Титов приземлился на корабле «Восток-2», пролетев расстояние 703143 километра, в республиканской газете «Правда Бурятии» вышел мой фоторепортаж.

В 1965 году на Байкале был фестиваль японо-советской молодежи, в посёлке Листвянка приехали многие знаменитости. Там я познакомился с Эдитой Пьехой и Александром Броневицким. Там же снимал космонавта Волкова, который летом 1966 г. был на встрече в аэропорту с космонавтом Павлом Беляевым. Он тогда улетал в Монголию. Позже погиб с Пацаевым и Добровольским. Об этом я тоже хотел рассказать Быкову. И ещё о том, что вместе с Женей Голубевым мы основали в 25 школе, где учились наши дети - Лена и Лариса - уголок космонавтов. Фотографии нам прислала лётчица Марина Попович, кое-что я получил по каналам АПН (я был нештатным корреспондентом по Бурятии). Хотелось рассказать о прекрасном музее школы-интерната № 6. Здесь вместо обычных слов «пионерский отряд» появилась летная терминология - «эскадрилья».

Их в дружине имени лётчика-космонавта, Героя Советского Союза Комарова - восемь, и все они носят имена героев Советского Союза. А четыре из них - имена прославленных летчиков - покорителей космоса.

Идея рождения такой дружины в школе-интернате № 6 принадлежала самим ребятам. На совете было решено написать космонавтам письмо. Ребята рассказали своим любимым героям о жизни, об учебе, о пионерских делах, отдыхе и, конечно же, о чудесном Забайкалье.

Ответ пришёл быстро. Герои космоса благодарили ребят из Бурятии за их добрые дела и за самоотверженную любовь к трудной, но романтичной профессии первооткрывателей космоса. Так началась большая дружба. Появились эскадрильи им. Ю. Гагарина, Г. Титова, В. Терешковой, В. Быковского. Космонавты послали своим юным друзьям фотографии с автографами.

Словом, я тщательно готовился к первой встрече, потому что не знал, с чего начнёт разговор Юрий, и не хотелось, как говорится, «иметь бледный вид».

Евгений сказал, что, скорее всего, речь пойдёт о новой рубрике в журнале «Байкал» «Авиация и космос XX век». И поскольку я занимался историческими хрониками, я должен буду давать материалы по истории авиации.

По дороге на «Машзавод» я вспомнил, что писал, как хирург из Верхнеудинска Алексеев спас лётчика Водопьянова, который в далеком 1923 году при испытании самолета потерпел аварию на Байкале в районе станции Мысовая (ныне город Бабушкин). «Вот с этого и начну», - твёрдо решил я. Но всё получилось совсем не так. Меня встретил молодой красивый мужчина. Крепкое рукопожатие, открытый, внимательный взгляд. И разговор совсем не на космические темы, а о том, как лучше писать для Агентства Печати Новости, то есть давать информацию на зарубежного читателя, которому совсем не нужны проценты.

К этому времени я уже года два сотрудничал с АПН, имел фирменный значок и удостоверение. И я стал приводить конкретные примеры из своей практики. Затем мы перешли к теме, о чём, о ком писать для журнала «Байкал» под рубрикой «Авиация и космос XX век». Юрий Быков объяснил все чётко. «Во-первых, надо писать правду, а во-вторых, писать интересно. Например, как вот в этом номере». Он подал мне журнал «Техника-молодежи», № 11 за 1964 год. На развороте крупными буквами заголовок: «На орбите - лаборатория. Будут летающие институты». А слева сверху в них были фотографии В. М. Комарова, лётчика-космонавта, К. П. Феоктистова, космонавта-ученого, и Б. Б. Егорова, космонавта-врача (его я фотографировал на фестивале на Байкале в 1965 г.).

Более подробно Юрий остановился на анализе статьи Олега Шаболина, кандидата физико-математических наук, «Лаборатория ученых в космосе». Вывод Юрия был краток: «Вот так надо писать о космосе». Забегая вперёд, я скажу: мне приходилось встречаться с некоторыми космонавтами, тогда я не мог понять, почему они не говорили о своих полётах, позже, в 1985 году, когда мне довелось сходить на скалу «Бабушка» в бухте Песчаной с космонавтом Валентином Лебедевым, его сыном девятиклассником Виталием и женой Людмилой, я узнал от него много любопытного, ну, например, что «Дневник космонавта», который стал публиковать в1983 г. журнал «Наука и жизнь» проходил аж тройную цензуру, и каждый из цензоров вырезал из него самые дорогие своей искренностью куски. И в космос Лебедева больше не пустили. И из всех космонавтов он один в 80-м году был «невыездной». Не смешно ли?

А всё потому, что он привык говорить правду. Как мне недавно стало известно, в 1986 г. Лебедев написал в письме Горбачеву, что космонавтика мало эффективна - надо вкладывать деньги в её земные структуры. Мы там, на орбите, месяцами снимаем уникальную информацию - куда она потом уходит, на полку? Мы не умеем ею распорядиться.

Последний пример. Красноярский НИИ леса и древесины заключил с НАСА договор на пять лет о том, что американцы будут обеспечивать институт космической фото-информацией о состоянии здешних лесов. Это ли не позор - брать на стороне сведения, которые есть у нас, только в другом ведомстве! В том-то и соль, что эти ведомства, традиционные получатели информации из космоса, стали монополистами.

То, о чём заговорили в 80-м, предлагал Юрий Быков в 60-е - говорить правду, не скрывать недостатков, которые и тогда были при запуске космонавтов. Сегодня мы знаем и о Терешковой и о Гагарине, о Джанибекове, которые чудом выжили, да и о некоторых других. И рубрику-то в «Байкале» он затеял, чтобы сибирский читатель больше узнавал о том, что космос может дать людям... Да и о самих космонавтах хотелось знать больше... В одну из встреч он предложил мне почитать статью о своём друге лётчике-испытателе Юрии Гарнаеве. И подарил две страницы из журнала «Огонек» Генриха Гурнова «"Ми-6" над Европой», в которой говорилось об участниках Круглого стола в редакции «Огонька» в 1966 году. Вот строки оттуда: «На большой площадке, в районе Ниццы, лежали металлические конструкции - мачты для линий высоковольтных передач. Можно ли устанавливать их с помощью вертолета? - вот вопрос, который привел сюда экспертов. Ведь в труднодоступных горных работах иной способ установки мачт невероятно сложен и дорог, а порой практически не осуществим.

Крупнейший в мире советский вертолет «Ми-6» ответил на этот вопрос. Он поднял тяжёлую восьмитонную мачту, пронёс её над горами, поставил точно в указанное место. Это был показательный полёт. А через неделю в Швейцарских Альпах вертолет «Ми-6» выполнил заказ швейцарских фирм - установил 31 мачту для линий высоковольтных передач. Обычно на установку одной такой мачты уходит две-три недели. Советский вертолет ставил её за 7-10 минут. Командиром «Ми-6» был друг Юрия Быкова Юрий Гарнаев. Прошло какое то время, и мы с Женей Голубевым дали Юрию рекомендации в Союз журналистов СССР. Он собирал материалы для книги о Гарнаеве, писал рассказы... Однажды - это было в августе 1967 года, зашёл ко мне в редакцию, занёс статью, которую написал для «Огонька». Видя, что я весь в делах, он попросил прочесть, сказав, что он должен её срочно отправить. Прочитав статью, я долго не мог прийти в себя - в статье шла речь о гибели во Франции Юрия Гарнаева. Вот эта статья (даю её с большим сокращением).

ПУСТЬ ЗЕМЛЯ ЕМУ БУДЕТ НЕБОМ

…Только раз я увидел, как плачет Гарнаев. 24 апреля этого года мы сидели у него дома, когда по радио объявили, что погиб Владимир Комаров, самый большой друг Юры...

Третьего мая мы пришли к Кремлевской стене, и Юра попросил сфотографировать его у ниши, усыпанной цветами.

Не кончились еще майские дни, как Юра улетел в Париж, где открывался Международный авиационный салон. С тех пор я его больше не видел. Фотографию у Кремлевской стены я послал по просьбе Юры ему во Францию. Теперь она вернулась в Москву с вещами Гарнаева. Она лежала между страниц его дневника, записи которого кончались фразой по-французски: «Жё ву зем» (я люблю вас), сделанной накануне гибели экипажа «МИ-6» в горах под Марселем.

Тем, что я знаю и умею как лётчик-испытатель, тем, что я не мыслю своей жизни без неба, я обязан своему старшему тезке. Тезке по имени и по призванию - Юрию Александровичу Гарнаеву.

В 1952 году он совершил невиданный по тем временам эксперимент: катапультировался из самолета на скорости 900 километров в час. Он первый катапультировался в высотном скафандре. Юрий Гарнаев поднял в воздух оригинальный аппарат без крыльев и винтов - «Турболет». Когда первый советский человек будет совершать посадку на Луну, он непременно вспомнит отчеты Юры об испытаниях «Турболета».

Гарнаев проделал единственный и не повторенный никем в мире опыт: с помощью взрывного устройства лишил вертолет несущего винта, а сам приземлился на парашюте. Так он доказал возможность спасения экипажа вертолета, терпящего аварию.

Все советские вертолеты - от малютки «КА-15» до сорокатонного «МИ-10» - испытал Гарнаев. Сто десять типов разных боевых и мирных машин, винтокрылых и крылатых, прошли через руки Героя Советского Союза заслуженного летчика-испытателя СССР Ю. А. Гарнаева. Последнюю новинку советской авиации - самолет вертикального взлета и посадки, который удивил мир на воздушном параде в Домодедове,- начинал испытывать Гарнаев.

Когда закрылся авиационный салон в Ле Бурже, Гарнаев не улетел в Москву: французское правительство попросило экипаж его вертолета «МИ-6» помочь в борьбе с огромными лесными пожарами, бушевавшими на юге страны. Вот как описывает в газете «Марсейез» от 24 июля 1967 года корреспондент Пьер Паре один из этих полётов:

«Перед нами над горами поднимаются огромные клубы дыма. Мы теряем высоту. В вертолете адская жара. Экипаж в одних трусах, но люди обливаются потом.

Мы пролетаем над лесом с искалеченными деревьями, которые в последней мольбе протягивают к небу свои обгоревшие ветви.

Горький запах дыма, который дерет горло, наполняет аппарат. И вот мы над завесой пламени. Зрелище, достойное Данте, заставляет думать о конце мира; это похоже на уродливый кратер вулкана.

Командир Гарнаев делает жест пальцем, и один из членов экипажа нажимает на рычаг - освобождает из резинового бака 11 тысяч литров воды.

Огонь шипит, сникает и в последнем прыжке бросается к небу.

130 ТОНН ВЫЛИТЫ МЕНЕЕ ЧЕМ ЗА 2 ЧАСА.

Один из таких полетов закончился для экипажа «МИ-6» трагически. Разбилось девять человек: командир Ю. А. Гарнаев, второй пилот Ю. Н. Петер, штурман В. Ф. Иванов, бортинженер С. А. Бугаенко, бортрадист Б. Н. Столяров, инженеры А. Я. Чулков и В. П. Молчанов и с ними два француза - Ж. Сандоз и В. Тенеф.

Юрнй Гарнаев погиб в небе Франции, небе Сент-Экзюпери - его любимого летчика и писателя. Пусть земля ему будет небом.

Юрий БЫКОВ, летчик-испытатель.

Как-то при встрече Юрий говорил нам с Женей, что он много рассказывал Юрию Гагарину о Байкале, о журнале «Байкал», о том, что многих волнует судьба Байкала. И Юрий Гагарин, по словам Голубева и Быкова, «заразился» дерзкой, смелой идеей - использовать отлетавшие космические корабли «Восток» для подводных байкальских экспедиций. Поскольку сам я от Юрия подобного не слыхал, то будучи в сентябре 1975 года в Звездном городке, приобрел там книгу А. Леонова, и я постеснялся спросить: правда ли, что «Восток» можно приспособить под батискаф для исследований Байкала. Юрий Быков ждал, что летом 1968 года в Улан-Удэ прилетит Юрий Гагарин, Он уже передал через Быкова в журнал свое фото с таким автографом: «Читателям журнала «Байкал» с пожеланиями успехов в труде и жизни» - Гагарин...

Прошло много времени. И всех поразила трагическая весть о гибели Гагарина. У меня сохранилась вырезка из газеты «Молодёжь Бурятии». Нижеприведенная статья - последнее прощание Юрия Быкова со своим другом Юрием Гагариным.

Гражданин Вселенной

Весть о гибели Юрия Гагарина застала меня в полете. Это сообщение было настолько неожиданным, что поверить в него стоило огромных усилий.

Да, судьба порой жестока и несправедлива. Короткая жизнь человека, это обидно и больно, когда она обрывается в молодости, когда ещё многое задумано и много нужно сделать.

Как лётчик, я понимал Юрия Гагарина. Не летать он не мог. Он очень любил небо и грустил на Земле. Юрий Гагарин был «Действующим космонавтом» и готовил себя к новым полётам в неведомое - к Луне, Марсу, Венере - о чём он всегда мечтал сам и к чему готовил других.

Сквозь монотонный гул двигателей в сознании мелькают обрывки мыслей, воспоминаний...

Ещё свежи в памяти траурные дни, когда вместе с Юрием Гагариным мы стояли в почетном карауле, отдавая последнюю дань уважения Владимиру Михайловичу Комарову.

А через несколько месяцев мы с Юрием Гагариным стояли у гроба трагически погибшего во Франции знаменитого летчика-испытателя, нашего друга и учителя Юрия Александровича Гарнаева.

А вот - люди земли прощаются со своим верным сыном, коммунистом Юрием Гагариным, который первым отважился отправиться в космический рейс, разбудив землян от вековой тоски по иным мирам... Как и все, утром 12 апреля 1961 года, я радовался бесстрашному полету Юрия Гагарина, и как лётчик по-своему завидовал ему.

Получилось так, что накануне я записал последнюю страницу в своей книге, посвященной интересным проблемам космонавтики. И полет Юрия Гагарина решил её судьбу. Свершившееся опередило мои мысли... И сейчас эта рукопись лежит на моём столе, каждый раз напоминая о том счастливом дне, когда весь мир праздновал великую победу во Вселенной. Позже, когда я впервые встретился с Юрием Гагариным и рассказал ему о своих набросках, он сказал, что обязательно прочтет рукопись. Юрий Гагарин был очень скромным человеком. Умел слушать собеседника и, самое главное, стремился вникнуть в суть дела. И если это требовалось, всегда готов был оказать необходимую поддержку и помощь. С ним было приятно разговаривать на любую тему. Однажды я поделился с ним своими мыслями по одной из интересных технических проблем. Беседа затянулась до глубокой ночи. И хотя я неоднократно напоминал ему, что уже поздно. Юрий Алексеевич отпустил меня только тогда, когда были оговорены все вопросы затронутой темы.

Он не был на Байкале, хотя несколько раз собирался прилететь.

Но жизнь внесла свои непоправимые коррективы. Юрий Алексеевич Гагарин очень любил детей. И теперь, глядя на озорных, вихрастых парнишек, задирающих голову к пролетающему самолёту и, наверняка, украдкой мастерящих из простыней и одеял парашюты, я вспоминаю эту теплую улыбку, с которым он подписывал свои пожелания юным космонавтам Бурятии.

В тот траурный день я не смог быть в Москве, и вместе со всем народам Земли, в минутном молчании, почтил память рано ушедших от нас героев неба и космоса Юрия Гагарина и Владимира Серегина.

И я подумал тогда, что пройдёт очень много-много времени. Звездолёты унесут человека в глубину иной Галактики, и он, встретившись со своим братом по разуму, назовет простое имя Юрия Гагарина, который первым нарушил незыблемость внеземного пространства. И не раз по Великому кольцу космической связи между цивилизованным миром Вселенной будет передаваться его изображение с неизменной улыбкой, застывшей навсегда, напоминая о замечательном человеке Земли - первопроходце космоса.

Юрий Быков, летчик.

(«Молодежь Бурятии», 11/IV-1968 г.)

Коварный выдался 1968 год. Почти через полгода после гибели Юрия Гагарина 29 августа 1968 г. погиб и Юрий Быков. Мы с Евгением Голубевым присутствовали при прощании с нашим другом. Гроб с останками замечательного человека и отличного лётчика увезли в Казань. А в декабре 1968 г. в газете «Молодёжь Бурятии» (19/XII-1968) появился вот этот небольшой некролог.

Авиатор, конструктор, журналист

29 АВГУСТА 1968 года при испытании новой машины трагически погиб лётчик-испытатель Юрий Быков - молодой коммунист, активный общественник, многое сделавший для воспитания подрастающего поколения.

Юрий Быков прожил короткую, но яркую жизнь. Окончив военное училище летчиков-истребителей, летал на реактивных. После демобилизации стал конструктором, был пилотом гражданской авиации. Последние четыре года работал на Улан-Удэнском авиационном заводе.

Юрий любил лётное дело, был смелым и мужественным летчиком. В то же время он успешно сочетал свой нелегкий труд авиатора и конструктора с журналисткой деятельностью. Его статьи, очерки, рецензии, рассказы, посвященные авиации, проблемами космонавтики и полетов в космос, звучали в эфире, публиковались в ряде центральных и местных газет и журналов, а также в выпусках АПН, издаваемых в США, Швеции, Франции, Канаде, Англии, ФРГ, ГДР, и других странах. Юрий Быков был внештатным корреспондентом АПН, членом редколлегии журнала «Байкал», действительным членом Географического общества СССР.

Он не успел закончить документальную повесть о своем друге - Герое Советского Союза, заслуженном летчике-испытателе СССР Юрии Гарнаеве. На его рабочем столе остались не завершенными фантастические рассказ «Дэга», «О чём молчал Хамар-Дабан» и «Штурм Ольхонской впадины».

Надо сказать, что проблема исследования глубины Байкала, раскрытия его многочисленных тайн волновала Юрия так сильно, что он «заразил» своей смелой, почти дерзкой идеей использования отлетавших космических кораблей «Восток» для подводных байкальских экспедиций даже Юрия Гагарина и Алексея Леонова.

Я помню, как во время одной из наших последних встреч Юрий Быков оживлённо рассказывал о том, что после его живописного повествования о Байкале Гагарин, загоревшись, с карандашом в руках прикидывал: какие дополнительные переделки понадобятся, чтобы «Восток» смог стать батискафом. А Леонов в это время успел изобразить будущую «Байкалиаду» во главе с пионерами освоение космоса в шуточных рисунках.

Небесный и земной океаны манили к себе Юрия Быкова, привлекали своей непокорностью, не изученностью, своей таинственностью. Неслучайно свой рассказ, который, к сожалению, остался не законченным, он посвятил проблеме исследования байкальской пучины, штурм которой (он в это верил!) состоится в ближайшем будущем.

В конце того же 1968 г. мне подарили документальную повесть Андрея Меркулова «В путь за косым дождём», книга эта целиком посвящена людям авиации, летчикам-друзьям Гарнаева.

На титульном листе надпись «Памяти друга, летчика-испытателя Ю. Гарнаева» И я подумал: а ведь в этой книге могли бы быть очерки и Юрия Быкова о Гарнаеве и рассказ о жизни самого Юрия Быкова... Такую книгу ждут читатели.

Виталий Зоркин ,

профессор факультета филологии журналистики ИГУ,

действительный член Петровской академии наук и искусств,

заслуженный работник культуры РФ,

член Союза писателей России,

член Союза журналистов России.

А лексей Прокопьевич Быков родился 18 февраля 1922 г. в деревне Выдумка ныне Вагайского района Тюменской области в семье служащего. В 1940 г. окончил 8 классов Дубровинской средней школы. Был счетоводом в колхозе «Страна Советов».
Война застала Алексея Быкова военнослужащим Красного флота. В ноябре 1941 г. Алексей Быков был назначен стрелком пешей разведки 69-й отдельной морской стрелковой бригады, которая была сформирована в Сибирском военном округе в г. Анжеро-Судженске. Через месяц подготовки бригада отправилась на фронт оборонять рубежи на реке Свирь Ленинградской области. В начале 1942 г. началась подготовка к контрнаступлению. Первое боевое крещение комсомолец Алексей Быков получил весной 1942 г. В то время отдельный батальон морской бригады, в котором он служил, занимал оборону между Ладожским и Онежским озерами. Рядовой Быков получил задание: на нейтральной зоне разыскать ушедшую группу разведчиков и передать им приказ командования. Алексей выполнил приказ, нашёл тщательно замаскировавшихся советских разведчиков и передал им задание командования. Позднее он узнал: до него тоже уходили искать разведчиков, но не возвращались - погибали. После успешного выполнения опасного задания Быкова зачислили в разведчики.
Стрелок взвода разведки 1-го отдельного стрелкового батальона (69-я морская стрелковая бригада, 7-я армия, Карельский фронт) старший краснофлотец Алексей Быков с группой разведчиков 13 июля 1944 г., действуя впереди наступающих стрелковых подразделений, захватили населённый пункт Сувилахти и железнодорожную станцию Суоярви (Карелия), удержав их до подхода батальона. За мужество и отвагу, проявленные в боях, 30 июля 1944 г. старший краснофлотец Быков Алексей Прокопьевич награждён орденом Славы 3-й степени (№ 76214).
После завершения этого наступательного сражения бригада, где воевал Алексей Быков, была переброшена в Заполярье на Мурманское направление. 22 октября 1944 г. старшина 2-й статьи А.П. Быков в составе разведывательной группы 1-го отдельного стрелкового батальона (69-я морская стрелковая бригада, 14-я армия, Карельский фронт) в районе поселка Никель Печенгского района Мурманской области первым ворвался на обороняемую высоту и уничтожил вражеский пулемёт вместе с расчётом. За мужество и отвагу, проявленные в боях, 30 января 1945 г. А. П. Быков награждён орденом Славы 2-й степени (№ 3724).
После успешного завершения этой наступательной битвы бригада была переброшена на 4-й Украинский фронт и вела бои на территории Польши, Германии и Чехословакии. Старшина 2-й статьи Алексей Быков в составе 1-го отдельного стрелкового батальона (69-я морская стрелковая бригада, 1-я гвардейская армия, 4-й Украинский фронт) в ходе боевых действий в районе чехословацкого города Моравска-Острава (ныне Острава, Чехия), в период с 12 марта по 30 апреля 1945 г. руководил подготовкой снайперов, которые уничтожили двенадцать вражеских снайперов и семь огневых точек противника. А. П. Быков одним из первых ворвался в город Моравска-Острава, увлекая за собой боевых товарищей. Скупые записи в наградном листе отмечали: «Комсорг батальона тов. Быков в период наступательных боев с 12 марта 1945 года умелой организацией комсомольской работы обеспечил выполнение всех боевых заданий батальона». Тут же упоминалось, что он организовал снайперское движение в батальоне, первым ходил в атаку, говорилось о приёме за короткий срок 93 молодых бойцов в комсомол.
Войну герой закончил 12 мая 1945 г., участвуя в операции по освобождению города Пардубице в окрестностях Праги. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшина 2-й статьи Быков Алексей Прокопьевич награждён орденом Славы 1-й степени (№ 509), став полным кавалером ордена Славы. Также в послужном списке нашего земляка орден Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией» и «За победу над Японией».
Сам Алексей Прокопьевич так говорил о своих боевых годах: «Молодые были, ни жён, ни детей, может, потому и такие боевые стали. В самое пекло лезли, на любое опасное дело шли. Ещё в школе получил значки ГТО: готов к труду и обороне. Не зря за деревней гонял на лыжах». На войне, несмотря на то, что смерть всегда ходила рядом, жизнь не прекращалась. Между боями выступала художественная самодеятельность. Алексей Быков играл на баяне и пел. Не остались незамеченными и его спортивные успехи: за победу в лыжных соревнованиях среди бойцов батальона ему дали путевку в дом отдыха. Но отдыхать пришлось всего одну ночь - наутро по тревоге батальон снялся с места и пошел дальше.
У Алексея Прокопьевича были дорогие сердцу воина сувениры. Среди них часы, врученные ему, участнику встречи полных кавалеров ордена Славы в 1970 г. в Москве, маршалом Советского Союза А. А. Гречко. Вручали часы в дни празднования 25-летия Победы над фашистской Германией. В те дни Быкову ярко вспомнился Парад Победы 24 июня 1945 г., участником которого он был в колонне 4-го Украинского фронта.
После войны Алексей был на Дальнем Востоке, в 1947 г. вернулся домой. Затем приехал в Сталинск (Новокузнецк). За плечами - ни гражданской специальности, ни семьи. Начались тяжёлые послевоенные будни, восстановление народного хозяйства. В апреле 1948 г. А. П. Быков пришёл работать в пожарную охрану. Не по призванию, а просто «на первое время». Но остался и отдал этому жизненно необходимому городу делу 35 лет. За это время прошел путь от рядового пожарного до начальника пожарного отряда № 10, дослужившись до звания «подполковник внутренней службы». За умелое руководство по охране важных объектов народного хозяйства он был награждён медалью «За трудовое отличие». В личном деле Алексея Прокопьевича есть записи о награждении медалью МВД СССР «За безупречную службу» трех степеней, именными часами от министра обороны СССР. С середины 1980-х годов подполковник внутренней службы Алексей Быков - в запасе. Внук Алексея Прокопьевича Вадим с гордостью рассказывает: «Он любил свою работу и меня в детстве в выходные часто брал с собой в часть. Однажды рассказал такой случай. Как-то на Верхней Колонии загорелся дом. Горел подвал. Вентиляции, конечно, не было. Деду пришлось буквально нырять в огонь. А он тогда ещё новичком был. Когда начальник отряда спросил, страшно ли было, боец ответил: «Страшно». «Такому человеку можно верить», - решил тогда начальник».
И со своей будущей женой А. П. Быков познакомился в Новокузнецке. Раиса Трофимовна работала в центральной комплексной лаборатории КМК.
Находясь на заслуженном отдыхе, член городского комитета ветеранов войны А. П. Быков проводил большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи Новокузнецка, часто выступал с рассказами о боевых делах советских воинов.
Алексей Прокопьевич Быков ушёл из жизни 6 июня 1995 г. Похоронен в Новокузнецке. 22 июня 2010 г. на фасаде дома, в котором жил А. П. Быков по адресу: г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, 25, установлена мемориальная доска размером 800х1200 мм с текстом: «В этом доме жил участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Славы трёх степеней, начальник пожарной части № 10, подполковник внутренней службы Быков Алексей Прокопьевич».