Запорожская Сечь, её значение и уничтожение. Запорожская сечь

14 августа 1775 года Екатерина II (1729-1796) издала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской Губернии». «Мы восхотели объявить во всей Нашей Империи, — говорилось в документе, — что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время и самого названия Запорожских казаков…».
Ещё в конце XV века на границах со степью (Диким Полем), где до этого безраздельно хозяйничали татары, начинают оседать люди, по той или иной причине ставшие маргиналами. Это были беглые крестьяне, скрывавшиеся преступники, опальные дворяне, да и просто «лихие головы» — те, кому мирная жизнь была не по нутру и для кого сабля была дороже жены. Все это были люди «отчаянные», привыкшие к опасностям и особо не ценившие ни свою, ни вражескую жизнь. Таких стали называть казаками (от тюркского «вольный человек»). В конце XVI века запорожцы превратятся в военное сословие. Тогда в Сечь будут съезжаться не только те, кто хотел лишь саблей махать, но и те, кто считал своим долгом защищать отечество от степняков. И, тем не менее, своей маргинальности Сечь никогда не потеряет, и война навсегда останется главным источником казацкого дохода.
В 1556 году князь Дмитрий Вишневецкий (1516-1563) со своими людьми, стремившийся создать заслон против татарских набегов, худо-бедно сорганизовал эту разношерстную братию и попытался направить ее энергию в нужное русло. Он построил укрепление за Днепровскими порогами, на острове Малая Хортица. С этим событием обычно связывают начало Запорожской Сечи.
Украинское слово «січь» означает то же, что и русское «засека», то есть оборонительное укрепление, построенное с помощью лесных завалов. Подрубленные (подсеченные) на высоте человеческого роста деревья валились верхушкой в сторону, откуда можно было ожидать нападения врагов. Ряды поваленных деревьев были почти непроходимым препятствием для татарской конницы. А поскольку запорожские казаки строили свои укрепленные пункты на днепровских островах, взять их было практически невозможно.
Впоследствии словом «Сечь» стали обозначать столицу (военный и административный центр) запорожского казачества, а также область за Днепровскими порогами, где сложилась своеобразная казацкая «республика».
Основанная Дмитрием Вишневецким Хортицкая крепость просуществовала до 1558 года, когда ее пришлось оставить из-за недостатка сил (шла мобильная война с татарами). Но в семидесятых годах XVI века Сечь возникла снова, теперь на острове Томаковка (около современного города Марганец Днепропетровской области). В 1593 году столицу вольного казачества перенесли на днепровский остров Базавлук, ныне затопленный Каховским водохранилищем. В будущем Сечь еще не раз переменит свое место.

В 1569 году была заключена Люблинская уния, соединившая Польское королевство и Великое княжество Литовское в единое государство — Речь Посполитую (иногда называемую просто Польшей). Тем самым украинские земли вместе с Запорожьем, ранее входившие в состав Литвы, оказались в границах нового государства. Это многое изменило. Во-первых, украинские крестьяне оказались под властью польских феодалов-католиков: социально-экономический гнет дополнился религиозным, что увеличило приток беглецов в Запорожье. Кстати, уходить будут не только крестьяне, но и дворяне. Во-вторых, изменилось отношение власти к казацкой вольнице. Конечно, правительство Речи Посполитой не радовала утечка населения, но, с другой стороны, оно вынуждено было мириться с ней. Дело в том, что польские короли, в отличие от литовских князей, желали «реально» контролировать всю территорию, формально им подвластную. И если Литва относилась к южно-украинским землям как к заброшенной окраине, то Польшу такой подход не устраивал. Однако она не имела достаточной силы для охраны южных границ государства от татарских набегов и нуждалась в помощи казаков.
Поэтому в 1576 году король Стефан Баторий даровал казакам право на войсковое устройство, а их атаману — гетманские клейноды (регалии). Шесть тысяч казаков были внесены в специальные списки (реестр). Им было установлено жалование за службу по охране границ.
Конечно, после реформы Стефана Батория среди запорожцев началось социальное расслоение. Реестровые казаки стали элитой по сравнению с теми, кто в реестр внесен не был. Таких называли голутвенными казаками (от украинского «голота» — голытьба, беднота) — маргиналов среди них, действительно, было достаточно. Однако несмотря на то, что социальная дифференциация внутри Сечи медленно прогрессировала, она не привела к жесткому противостоянию среди запорожцев, по крайней мере до второй половины XVII века. Сечь всегда считалась «общиной равных», своеобразной «военной демократией». Вне зависимости от материального положения каждый казак имел право участвовать в войсковом собрании (раде) и мог быть избран на любую должность.
Верховным органом Сечи была Сечевая рада, решавшая все важнейшие вопросы. Сечевая рада избирала кошевого (от украинского кош — «лагерь») атамана — главу войскового управления в Запорожской Сечи, а также войскового судью, войскового есаула и войскового писаря. Все вместе они составляли Войсковую старшину. Они избирались на один год, но могли быть заменены и ранее, если войско было ими недовольно.
Само войско делилось на курени, в которые объединялись казаки-земляки. Куренем называлась также длинная бревенчатая казарма, служившая казацким «общежитием». Каждый курень выбирал куренного атамана, ведавшего хозяйством и всеми внутренними делами. Женщины на Сечь не допускались, хотя у некоторых казаков «на стороне» были и семьи, и жены.

Главными врагами запорожских казаков долгое время были татары и турки. Крымские татары, поддерживаемые Турцией, совершали систематические разбойничьи набеги на украинские и южнорусские земли, разоряя их и угоняя в рабство население. Казаки отвечали морскими и сухопутными рейдами в Крым и Турцию.
На казацких лодках («чайках») запорожцы спускались вниз по Днепру в Черное море, опустошая турецкие и татарские владения. Совершали они и дальние рейды через Босфор в Средиземное море. Не раз флот запорожцев появлялся под стенами Стамбула. Крупнейшим казацким флотоводцем был гетман Петр Сагайдачный. Под его предводительством казаки в 1605 году взяли турецкую крепость Варну, в 1616 году овладели Синопом и Трапезундом, а затем, уничтожив турецкий флот, взяли Кафу (нынешняя Феодосия), освободив несколько тысяч христианских пленников, которых должны были продать в рабство.
В 1621 году под Хотином сорокатысячное запорожское войско во главе с гетманом Сагайдачным, объединившись с тридцатипятитысячным польско-литовским войском, одержало блестящую победу над двухсоттысячной армией турецкого султана. К несчастью, Сагайдачный был тяжело ранен в сражении и через год умер от полученных ран. В 60-70-х годах XVII века запорожцы под руководством кошевого атамана Ивана Сирко предприняли ряд успешных походов в Крым, а также участвовали вместе с русскими войсками в Чигиринских (1677-78), Крымских (1687 и 1689) и Азовских походах (1695-96).
Однако запорожцы воевали не только против «басурман». Запорожские казаки (их ещё в то время называли черкасами) приняли активное участи в событиях Смутного времени (1605-1618) в Московском государстве, сражаясь на стороне Лжедмитрия I, Лжедмитрия II и польских интервентов. В 1618 году запорожское войско во главе с гетманом Сагайдачным даже осаждало Москву. Но, в то же время, это не мешало казакам поднимать антипольские восстания, требуя независимости.
Таким было восстание, организованное гетманом Богданом Хмельницким весной 1648 года. Не имея возможности отстоять независимость Украины, Хмельницкий обратился за помощью к Москве (1654). Война продолжалась до 1667 года и завершилась присоединением Левобережной Украины с Киевом к России.

Переход в подданство московского государя почти не повлиял на внутренние порядки в Сечи. Серьезные конфликты с царским правительством начались только при Петре I, который не только заставил голутвенных казаков платить подушную подать, но и начал строительство крепостей недалеко от Запорожской Сечи.
После измены гетмана Ивана Мазепы, весной 1709 года, кошевой атаман Константин Гордеенко почти со всей старшиной и восемью тысячами казаков перешел на сторону Карла XII . В ответ Петр послал на Сечь карательную экспедицию под командованием полковника Петра Яковлева. Он подошел по Днепру к Сечи и с помощью казацкого полковника Игнатия Галагана 14 мая 1709 года взял её приступом. Пленные запорожцы были казнены, а укрепления Сечи разрушены.
26 мая 1709 года Петр I издал манифест, объявлявший об уничтожении Сечи и предписывавший «впредь запорожцев в русские границы не пускать», за исключением тех, которые придут поодиночке с повинной, без оружия. Обвиняя запорожцев в измене, Петр писал: «…Запорожцы при некоторых случаях являлись… покорными, однакож никогда не оставляли злобного своего умышления, чинили то лукавно и искали всегда ко исполнению того своего замышления времени, яко воры и разбойники…».
После разрушения Старой Сечи запорожцы попытались в 1710 году основать свою новую столицу при впадении реки Каменки в Днепр (в нынешней Херсонской области), но в следующем году по приказу Петра I она была также уничтожена гетманом Иваном Скоропадским и генералом Иваном Бутурлиным. Оставшиеся в живых казаки на «чайках» переправились во владения крымского хана и основали на левом берегу Днепра, в урочище Алешки близ современного Херсона, так называемую Алешковскую Сечь.
Но на новом месте казаки чувствовали себя не особенно уютно. Близкое соседство с ногайцами и крымскими татарами заставляло все время быть настороже. В конце концов, было принято решение искать пути примирения с русским правительством. Но разрешение вернуться на родину запорожцы получили только при Анне Иоанновне, в 1734 году. Новую, или Подпиленскую Сечь они основали на острове Чертомлык, в устье реки Подпильной. Новая Сечь была только слабой тенью старой. Выпросив у русского правительства прощение, запорожцы должны были покорно выполнять его требования. В 1736 году в Сечи было построено укрепление, в котором находился постоянный царский гарнизон: Москва не переставала относиться к казацкой вольнице с подозрением. С ней приходилось мириться до тех пор, пока Сечь была необходима для защиты южных границ империи от набегов крымских татар. Но после разгрома Крымского ханства и его перехода под протекторат России (1772) участь Сечи была предрешена.
У русского правительства было несколько причин для недовольства Сечью. Во-первых, сюда по-прежнему стекались беглые крестьяне и солдаты, искавшие спасения от рекрутчины. Запорожцы, как правило, беглецов не выдавали. Во-вторых, запорожцы препятствовали введению крепостного права на южной Украине, считая эти земли своими. В-третьих, своеволие запорожцев приводило к постоянным конфликтам с соседними государствами. Запорожцы не только принимали беглецов с Правобережной Украины, принадлежавшей Речи Посполитой, но и вливались в отряды гайдамаков (так называли участников казацких и крестьянских восстаний против польской шляхты и католического духовенства). Последнее восстание гайдамаков в 1768 году («Колиивщина») было с трудом подавлено с помощью русских войск. Продолжавшиеся, вопреки запрету русского правительства, набеги запорожцев на южные земли осложняли отношения с Турцией. Так, поводом для начала русско-турецкой войны 1768-1774 годов послужило нападение запорожцев на пограничный турецкий город Балту.
В начале мая 1775 года генерал-поручик Петр Текели получил приказ занять Сечь и положить конец вольному устройству и своеволию запорожцев. Располагая двадцатипятитысячным экспедиционным корпусом, Текели осадил Сечь. Все произошло быстро и без крови: внушительный вид пушечной батареи, выставленной генералом напротив запорожских укреплений, убедил казаков, и 5 июня 1775 года они сдались без боя. Сечь была разрушена, а 14 августа последовал манифест Екатерины II, санкционировавший ликвидацию Сечи «с уничтожением самого имени запорожских казаков».

Ликвидация Запорожской Сечи и раздача запорожских земель помещикам заставили многих казаков бежать во владения турецкого султана. Основную часть беглецов составляла запорожская беднота, которой грозило закрепощение. Турецкое правительство было заинтересовано в том, чтобы запорожцы перешли к нему на службу, и поэтому разрешило им селиться на пограничной территории под Очаковом. Всего в Турцию бежало, по различным оценкам, от пяти до семи тысяч казаков.
Екатерина II требовала выдачи беглецов. Но турки на это не пошли. Напротив, они переселили казаков подальше от границы, на правый берег Дуная, чтобы не мозолили императрице глаза. В 1778 году султан официально признал запорожцев своими подданными. На турецких землях казаки основали Задунайскую Сечь, которая несколько раз меняла свое местонахождение, пока не обосновалась в Георгиевском гирле Дуная. Жилось казакам в Турции, по словам украинского историка Михаила Грушевского, неплохо, только «мучила совесть запорожцев, что приходится помогать бусурманам воевать против христиан». Поэтому Задунайская Сечь постепенно таяла из-за бегства отдельных отрядов запорожцев к своим единоверцам в Россию.
В ответ на массовый «исход» запорожцев в Турцию русское правительство арестовало бывших войсковых старшин и кошевого атамана Петра Кальнишевского. Кальнишевский более 25 лет провел в заключении в Соловецком монастыре, где умер в 1803 году, как утверждают, в возрасте 112 лет.
И тем не менее, когда в 1787 году началась очередная война России с Турцией, русское правительство обратилось за помощью к бывшим запорожцам, которые ещё оставались на Украине. Из них было создано так называемое «войско верных казаков», переименованное в 1788 году в Черноморское казачье войско. В русско-турецкой войне 1787-1791 годов черноморским казакам пришлось сражаться со своими бывшими соотечественниками из Задунайской Сечи.
Иная ситуация сложилась в мае 1828 года, в начале новой русско-турецкой войны (1828-1829). Тогда часть «турецких» запорожцев во главе с кошевым атаманом Осипом Гладким (1789-1866) под Измаилом перешла на сторону русской армии. В ответ на это турки уничтожили Задунайскую Сечь, жестоко расправившись с оставшимися там казаками. Из тех же, кто решил остаться на территории России, было сформировано Азовское казачье войско. Его поселили между Мариуполем и Бердянском. В 1860 году оно было переселено на Кубань и вместе с Черноморским войском влилось в Кубанское казачье войско.
«Було колись — в Україні ревіли гармати (пушки); було колись — запорожці вміли пановати. Пановали, добували і славу, і волю; минулося — осталися могили на полі», — писал Тарас Шевченко (1814-1861), подводя итог двухвековой истории Запорожской Сечи.

источник - nnm.ru

5.08.1775 (18.08). – Ликвидация Запорожской Сечи в связи с пугачевским бунтом

Запорожская Сечь – военный и административный центр малороссийского казачества, который находился за Днепровскими порогами в XVI–XVIII веках. По мнению исследователей, первая крепость за Днепровскими порогами (т. н. Хортицкий замок) – была построена князем Дмитрием Вишневецким в 1553 г. на острове Малая Хортица для отражения набегов крымских татар и просуществовала до 1557 г. Название "Сечь" происходит от слова "секти", "высекать", такое название связывается с тем, что столица была обнесена частоколом с высеченным острыми краями. Внутри размещались церковь, хозяйственные постройки и жилые строения – курени. Жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров. Это слово означало также воинское подразделение: всего было 38 куреней. (Часто со словом "Сечь" употреблялось слово "Кош" и Войско Запорожское иногда именовалось Запорожским Кошем. Это слово тюркского происхождение и означает "кочевье". Запорожцы, употребляя слово "Сечь", подразумевали постоянную столицу Войска, а под словом Кош подразумевали всю территорию кочевья Войска во время походов.)

Прием приходивших в Запорожскую Сечь осуществлялся, по данным Д.И. Яворницкого, при следующих условиях:
– статус вольного и неженатого человека
– хорошее знание русского языка
– принадлежность к православной вере
– специальная военная подготовка.

Вновь принятым казакам давались новые фамилии на казацкий манер, например: Не-Ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-вода и т.д.

По национальному составу Сечь в основном состояла из малороссийских черкас (т.е. русских, не путать с черкесами). Но помимо того, в числе принятых встречались люди разных национальностей: поляки, литвины, татары, турки, армяне и. Запорожское войско делилось на сечевых и зимовых казаков. Первые составляли цвет казачества и назывались "лыцарством" или "товарыством". Только эти казаки имели право выбирать из своего состава старшину, получать денежное жалованье и участвовать в делах управления. Зимовые казаки на Сечь не допускались, а жили вблизи нее, но также входили в состав Войска Запорожского.

Рада запорожских казаков представляла собой высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войскового старшины. Войсковые рады собирались в обязательном порядке 1 января (начало нового года), 1 октября ( – храмовый праздник на Сечи), а также на 2-й или 3-й день . Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца.

Административные и судебные власти в Войске Запорожском насчитывали до полутора сотен человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шел низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д. Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Символ власти кошевого атамана – булава. Однако без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.

Перед судом были равны все – начальствующий и простой казак. Тяжкими уголовными преступлениями считались – убийство казаком казака, побои казаку в нетрезвом состоянии, связь с женщиной и „содомский грех“, опорочивание женщины, дерзость в отношении начальства, дезертирство, грабеж населения, утаивание части добычи и пьянство во время походов. Судьями была вся войсковая старшина. Наказания применялись: приковывание цепями к деревянному столбу на площади, приковывание цепями к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями, смерть. К смерти приговаривали за воровство, даже за мелкое. К ворам, прелюбодеям, содомитам и дезертирам применялось забивание у позорного столба киями. За убийство казака казаком убийцу клали живым в вырытую яму, а сверху на него опускали гроб с убитым и закапывали.

На вооружении у запорожских казаков, помимо излюбленных сабель, копий, кинжалов и другого холодного оружия, были самопалы, пистоли, пушки, гаубицы, мортиры. Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех противников, с которыми воевали запорожцы. Войско разделялось на три рода войск – пехоту, конницу и артиллерию. Численность всего войска была 10 000 – 12 000 человек, из них пехота составляла около 6 000 человек. Элитной частью войска была конница. Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек. Общераспространенным средством во время степных походов у запорожцев был табор, то есть, четырехугольный или круглый ряд возов, который мог устанавливаться в несколько рядов и скреплялся цепями.

Походы главным образом предпринимались против поляков, татар, турок. Сухопутные походы всегда начинались весной, для этого объявлялся сбор казаков на Сечи. Перед самым выходом из Сечи служился молебен и потом стреляли из самой большой пушки. Передвижение войска шло с большой осторожностью по балкам и оврагам. В походе запрещалось разводить костры, громко разговаривать, курить люльки. Впереди войска шли разведчики. Главной задачей было внезапное нападение на врага.

Морские походы совершались на так называемых "чайках" – больших лодках, вмещавших от 50 до 70 казаков; каждый имел саблю, два ружья, боеприпасы и продовольствие. Для морских походов выбиралось осеннее время, особенно пасмурные дни и темные ночи. Чайки выходили прямо из Сечи и спускались к Черному морю. Весть о выходе запорожцев в море наводила ужас на приморские области Турции. Турок казаки рассматривали как пришлых на эти земли оккупантов-басурман, к тому же защитников и покровителей крымских оккупантов-татар, с которыми шла непрерывная война. Высаживаясь на берег, запорожцы убивали жителей, забирали все ценное имущество, оружие, денежные средства и с добычей возвращались на Сечь.

Живя вблизи крымских татар, которые главным своим занятием считали набеги на русских, запорожские казаки принимали меры по охране своих границ от внезапного вторжения. Средствами охраны у запорожцев были конные разъезды (бекеты) казаков вдоль восточных и южных границ. Для сторожевых бекетов строились радуты – заставы вдоль левого берега Днепра на расстояниях 15 – 18 км друг от друга, чтобы можно было видеть с одной радуты другую. Для оповещения о нападавших татарах делался столб из бочек, поставленных друг на друга, наверху которых зажигался пук соломы.

К сожалению, ходили запорожцы не только на татар и турок. Несколько тысяч запорожцев пристали к в царствование . В 1606 г. они разграбили Пронск, Михайлов, Зарайск, Рязань. Потом в 1611 г. в продолжавшейся напали на Козельск, в 1612 г. на Вологду. В 1618 г. примкнули к походу польского королевича Владислава на Москву; запорожцами предводительствовал кошевой атаман Петр Сагайдачный. Бельская летопись описывает взятие казаками в начале этого похода города Ливны (в месте слияния рек Ливенки и Сосны, притока Дона, ныне на юго-востоке Орловской области), во главе с кошевым атаманом Петром Сагайдачным: «…А пришол он, пан Сагадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з женами и з детьми посек неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жен и детей в плен поимал…».

Главными источниками доходов на Сечи были: военная добыча во время походов, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, позже также государственное денежное жалованье. По обычаю лучшую часть добычи запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой. Как отмечали иностранцы, бывавшие на Сечи по торговым, посольским или другим делам, оставшиеся после дележки деньги могли быть пропиты казаками до последней копейки. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением. Вторую значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительную часть доходов составляли „дымовые“, то есть налог на жилища в пределах Войска. Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля (реестровое казачество), а затем и от московского Царя.

Анализ писем старшин Войска Запорожского свидетельствует о том, что это были люди грамотные, писали по-русски не только грамотно, но и стилистически правильно. У казаков были свои школы: сечевые, монастырские и церковно-приходские. В сечевых школах обучались мальчики, насильно уведенные казаками на Сечь или привезенные родителями. Школа монастырская существовала при Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. Школы церковно-приходские существовали при всех храмах на территории Войска Запорожского.

Запорожские казаки твердо придерживались православной веры. Церковь освящала все важнейшие этапы жизни и деятельности казаков. Поскольку Малороссия была оккупирована поляками, а в Речи Посполитой православная вера жестоко преследовалась, особенно после , – защита веры выпала на долю казаков, придавая им стойкости. Это обстоятельство вместе с усилением польско-еврейского гнета стало причиной казацких восстаний.

В 1648 г. казаки начали освободительную войну, которую возглавил гетман (см. в статье о нем). Не в силах самостоятельно одолеть поляков, казаки обратились за помощью к московскому Царю. В 1654 г. была созвана , заявившая о воссоединении Малороссии с Россией. Русские войска поддержали восставших казаков, что привело к русско-польской войне 1654–1667 гг. Война завершилась Андрусевским перемирием по условиям которого территории, лежащие восточнее Днепра (левобережная Украина), а также Киев с окрестностями на правом берегу, отошли к России; правобережная Украина – осталась у Польши.

Итак, несмотря на разбойные эксцессы (считавшиеся преступлением у самих казаков), малороссийское казачество сыграло историческую важную роль в сохранении русского самосознания и восстановлении русской территориальной принадлежности Малой Руси. Поначалу Малороссия лишь формально была частью Российской империи, гетманы оставляли за собой все доходы с городов и сел Малороссии. Однако нахождение под властью русских Царей неизбежно вело к ограничению их всевластия и соответственно – к недовольству в среде казацкой старшины. Начались антироссийские интриги, "замятни", изменнические переходы на польскую сторону...

Однако государственная унификация Империи требовала усиления контроля центральной власти над присоединяемыми территориями на юге. В 1764 г. назначила генерал-губернатором Малороссии прославленного и выпустила
. Эта реформа не вызвала недовольства малороссийского населения, ибо улучшала его положение. Затем в 1773 г. начался страшный (1773–1775), в котором ядро восставших составили уральские казаки, – и это возбудило подозрения Императрицы относительно лояльности своенравного запорожского казачества, в котором были заметны симпатии к Пугачеву и многие поддержали его. 5 августа 1775 г. последовал манифест "Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии".

Главной же причиной упразднения Запорожской Сечи стала государственная ненужность казачества этом месте, ибо исчезли прежние внешние угрозы, которым оно противостояло. С заключением (1774) Россия вернула выход к Черному морю и оградила от влияния Турции Крым, готовясь присоединить его. На западе ослабленная "шляхетской демократией" Речь Посполитая была на грани развала и последовавших вскоре т.н. .

Таким образом, дальнейшая необходимость в сохранении присутствия казаков на их исторической родине для охраны южных российских границ отпала. В то же время их традиционный образ жизни часто приводил к конфликтам с российскими властями – в частности в связи с неоднократными погромами казаками сербских поселенцев в Новороссии.

В Манифесте Екатерины говорилось:

«Мы восхотели объявить во всей Нашей Империи… что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время и самого названия Запорожских казаков… Сочли Мы себя ныне обязанными пред Богом, пред Империею Нашею и пред самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожскую и имя казаков от оной заимствованное. Вследствие сего 4 июня нашим Генерал-Поручиком Текеллием со вверенными ему от нас войсками занята Сечь Запорожская в совершенном порядке и в полной тишине без всякого от казаков сопротивления… Нет теперь Сечи Запорожской в политическом ее уродстве, следовательно же и казаков сего имени…».

Запорожское казачество было распущенно каких-либо без репрессий. Бывшим старшинам было дано дворянство, а нижним чинам разрешено вступить гусарские и драгунские полки. Но трем казакам, Екатерина не простила прежние обиды: Петр Калнышевский, Павел Головатый и Иван Глоба за измену в сторону Турции были сосланы в разные монастыри, правда и тут судьба их разнообразна, например, Калнышевский на Соловках смог дожить аж до 112 лет и даже после амнистии предпочел остаться в месте ссылки.

В 1787 г. бывшие казачьи старшины подали прошение на имя Императрицы, в котором выразили желание по-прежнему служить. Было сформировано "Войско Верных Запорожцев", которое участвовало в . По окончании войны войско было преобразовано в Черноморское казачье войско, и в знак благодарности им была выделена территория Кубани, которую оно заселило в 1792–1793 гг. В 1860 г. Черноморское казачье войско было слито с двумя левыми полками Кавказского линейного войска и стало называться Кубанским казачьим войском.

Из 5 тысяч запорожцев которые ушли в Турцию, султан позволил основать Задунайскую Сечь (1775–1828). Но казакам пришлось участвовать в подавление восстаний единоверных им православных народов Балкан. Не выдержав, в 1828 г. задунайские перешли на сторону России и были помилованы . Из них было сформировано Азовское казачье войско (1828–1860) преимущественно для береговой охраны и особенно отличилось в . В 1860 г. Азовское войско расформировали и казаков переселили на Кубань.

Сегодня, когда началось возрождение казачьих традиций, нам важно соблюсти научную и историческую точность и по-православному честно отнестись к истории казачества. Были у него славные страницы и жертвенные подвиги, были и падения – как и в других частях русского народа. Наши падения и грехи следует не замазывать и лакировать, а выносить из них правильные уроки, чтобы не повторять. К тому же издавна насаждается и немало антирусских мифов: якобы казаки не русские, а отдельная нация, которую всегда и всячески угнетали москали. Якобы были "русско-украинские" и "русско-козацкие войны". Упразднение Екатериной Запорожской Сечи выдается за ее "разрушение до основания" – что противоречит документальным данным. Никакого разрушения Новой Запорожской Сечи в 1775 г. не было. Все строения сохранились и продолжали служить по назначению новым переселенцам. Бывшую последнюю Запорожскую Сечь превратили в город Покровск.

Наиболее известным письменным памятником истории Запорожской Сечи является ответ запорожцев турецкому султану в конце XVII века.

«Султан Мохаммед IV – запорожским казакам. Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств – Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять безпокоиться. Султан Мохаммед IV».

На это письмо казаки ответили:

«Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товарищ, самого Люцеперя секретарь. Який ти в черта лыцарь, коли голою сракою іжака не вб’еш. Чорт высирае, а твое військо пожирае. Не будеш ти, сукин ти сину, синів христіянських під собой мати, твойого війска мы не боімось, землею і водою будем биться з тобою, распрости твою мать. Вавилоньський ти кухарь, Макидоньский колесник, Іерусалимський бравирник, Александрійський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всього світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук и нашого х… крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будешь ти і свиней христіанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо і календаря не маемо, місяц у небі, год у книзя, а день такий у нас, який і у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Підписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всім кошем Запорожськім». Сечевые КАЗаки - так назывались казаки-пограничники.
Запорожская сечь - это самая первая государственная граница, проведённая РомаНОВыми (НовоРИМскими) между оккупированной ими в 18 веке, Московской Русью (Московией, Московской Тартарией и т.п.) и "Крымским Ханством" (незавоёванным остатком Московии).
Изначально, Запорожская Сечь, была на стороне законной власти - Московского Царства. Но, впоследствии, были подкупленны обещанием им РомаНовыми, т.наз. "казацкой вольницы" т.е. разрешением казакам иметь свою землю (в Московии, это было им запрещено законом) и переметнулись на сторону РомаНовых. Этот момент и запечатлён Репиным, - когда переметнувшиеся казаки, пишут оскорбительное послание своему Царю ("турецкому султану"). После этого предательства казаков, Романовы двинулись дальше на юг...

Очень познавательная информация, но возникли сомнения. Грабежом и разбоем при такой строгой дисциплине вряд ли промышляли запорожские казаки, скорее всего, таким не благонравным занятием грешили гайдамаки.

Многие считают, что Запорожская Сечь - это одно-единственное укрепление, находившееся в районе но это совершенно ошибочное мнение. На самом деле под этим названием история объединила целый ряд центров днепровского казачества, которые сменяли друг друга последовательно. И находились они в различных местах низовья Днепра, южнее днепровских порогов (отсюда и название «Запорожская»).

Первая Запорожская Сечь - это Хортицкая крепость (Хортицкая Сечь), основанная в 1552 году князем Дмитрием Вишневецким на острове Малая Хортица. Она была разрушена крымско-турецкими войсками уже в 1557 году, но её идея - хорошо укреплённый военный лагерь - вскоре возродилась в образе следующих сечевых объединений.

В общей сложности история Запорожской сечи насчитывает восемь Сечей, каждая из которых существовала от 5 до 40 лет: Хортицкая, Томаковская, Базавлуцкая, Никитинская, Чертомлыцкая, Каменская, Алёшковская и Подпольненская.

Какие обычаи и порядки там царили? Известно, например, что для приёма в Сечь мужчина должен был быть свободным, неженатым, говорить по-украински, исповедовать православие (или креститься в православную веру). После принятия в казаки он должен был пройти военную подготовку, которая длилась около семи лет.

Единственным органом власти на Сечи являлась Рада, на которой решались все важнейшие вопросы. Рады проходили 1 октября, затем 1 января и на второй или третий день Пасхи. Также, Рада могла быть созвана в любое время по желанию большинства казаков. Решения, принятые на Раде, являлись обязательными для всех и каждого.

Община всех Сечи называлась Кош. Делился он на 38 куреней, которые являлись самостоятельными военными единицами. В каждом курене находилось от нескольких десятков до нескольких сотен казаков. Кроме того, у слова «курень» было и другое значение - так называлось жилое здание, в котором и находился «военный курень».

Несмотря на то, что все решения принимались на Радах, Запорожская Сечь имела главу, которым являлся кошевой атаман. Кроме основных своих полномочий, он имел право подписывать смертные приговоры для виновных казаков. считались следующие: убийство казаком другого казака; любое, даже мелкое, воровство; драка в нетрезвом состоянии; дезертирство; грабёж местного населения.

О запорожских казаках, их стойкости, мужестве, нестандартных ходило множество легенд. И факт остается фактом - они могли успешно противостоять сильным, многочисленным и хорошо вооруженным противникам.

В 1775 году российская императрица Екатерина II подписала манифест, согласно которому Запорожская Сечь не только уничтожалась, но и официально причислялась к Новороссийской губернии, что положило конец самостоятельному запорожскому казачеству. Причинами такого судьбоносного решения послужили несколько событий.

Во-первых, Россия заключила с Крымских ханством договор, по которому она получала выход к Чёрному морю, поэтому необходимость в защите южных границ отпала. А во-вторых, казаки активно участвовали в поэтому Екатерина II опасалась, что восстание перекинется и на Запорожские степи.

5 июня 1775 года началась печально известная ликвидация Запорожской Сечи. Российские войска во главе с генералом-поручиком Петром Текелей подошли к Запорожью ночью. Они подобрали день, когда казаки праздновали и не были готовы к сражению. По итогам ультиматума Текели Запорожская Сечь была сдана без боя. Казна и архив были конфискованы. После этого Запорожская Сечь была полностью разрушена артиллерией.

После ликвидации своей Сечи, казаки пополнили ряды войск российской армии, а бывшие старшины стали дворянами. последний атаман Запорожской Сечи, был сослан в Соловецкий монастырь, где провёл тяжкие 28 лет до самой смерти. Часть казаков ушла на территорию Турции, где они основали Задунайскую Сечь, которая смогла продержаться до 1828 года. Задунайские казаки сражались на стороне Турции, а также участвовали в подавлении восстаний.

May 7th, 2015 , 01:20 pm

Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем (по расположению за порогами Днепра). Именно здесь, на границе леса и дикой степи, на стыке славянского оседлого постоянства и разгульной жизни кочевников, зародилось и окрепло запорожское казачество.


Илья Репин . Запорожцы. 1880—1891. х,м. 203×358см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые казаки появились на порогах Днепра, вероятно, в конце XV-го века. В 1492 году запорожские казаки атаковали турецкую военно-морскую галеру под Тягиней и освободили украинцев, взятых в плен и проданных в рабство. Как писал профессор Михаил Грушевский, это было первое в истории официальное упоминание о действиях казаков на море и официальное упоминание о запорожцах вообще.

Местонахождение Запорожской Сечи в разные периоды её истории

В 1397 году золотоордынский хан Тохтамыш передал ордынские земли (Киевщину, Подолию, Черниговщину и часть Дикого поля) литовскому князю Витовту в обмен на защиту от Тамерлана, остальные земли долгое время считались ничьими, предназначенными лишь для кочевья. В первых упоминаниях слово «казак» означало «работник, батрак» или наоборот, тюркск. «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга».

Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар в 1489 году дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Впоследствии, жалобы хана на козацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-славяне были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия, возможно также, что у своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды запорожские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности.




Франц Рубо . Атака запорожцев в степи

Причины возникновения Запорожской Сечи

Пробуждением самосознания украинского народа в связи с колонизацией Среднего Приднепровья
- постоянная военная опасность со стороны Крымского ханства и кочевых татарских орд
- организаторская роль местных, пограничных землевладельцев и чиновников
- усиление социального и религиозного гнета, закрепощение крестьянства, крестьяне и мещане бежали от феодальных повинностей и государственных налогов
- наличие в украинском обществе отдельных слоев свободных людей, занимавших промежуточное положение между неимущими, шляхтой и крестьянством

Казаки пользовались угодьями, занимались промыслами, участвовали в самоуправлении Для обороны от турецко-татарской агрессии казаки объединялись в военные отряды Они и сами нанес валы ударов татарам и туркам: спускаясь по Днепру на своих больших лодках - \"чайках\", они нападали на татарские гарнизоны, турецкие галеры, крепостьери, фортеці.

За первые десятилетия XVI-го века панству удалось подчинить своей власти значительную территорию Среднего Приднепровья и превратить большую часть украинского населения в феодально зависимых или полузависимых. Однако часть казаков, чтобы избавиться от феодального гнета, отступила на юго-восток, в низовье Днепра.

Уже в 1527-м крымский хан Сапиг-Гирей жаловался литовскому правительству на черкасских и каневских казаков, которые вблизи татарских кочевий ставили "уходы" (занимались промыслами), а рыбу, меха и мед вывозили отсюда на продажу в "волости" (государственную территорию Литвы). Богатые угодья за порогами привлекали литовских и украинских феодалов. Паны с отрядами вооруженной челяди не раз вторгались в казацкие владения. Таким образом, у порогов, как и ранее на Среднем Приднепровье, столкнулись две колонизационные волны: господская - в лице магнатов, преимущественно старост юго-восточного пограничья Великого княжества Литовского, и народная, которую представляли запорожские казаки.

Не меньшей была для запорожцев угроза и с Юга, от крымских татар, которые непрерывно опустошали "уходы" и захватывали в плен казаков. Постоянные нападения врагов заставили казаков строить укрепления для обороны. Сначала они основали отдельные городки или сечи в разных местах, в том числе, наверное, и на о.Большая Хортица. Позже, в связи с усилением наступления панов и крымских татар на Запорожье, казаки для сплочения своих сил объединились в одну Сечь.
Большая хоругвь Запорожской Сечи XVI−XVIII вв. (лицевая и оборотная стороны)

Первое письменное упоминание о Сечи оставил польский хронист Марцин Бельский. По его рассказу, казаки за Днепровскими порогами летом занимались промыслами (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько сотен вооруженных огнестрельным оружием и пушками казаков. Рассказ Бельского о запорожцах позволяет сделать вывод, что объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1530-х гг. Остров Томаковку (названный позднее Буцким, а также Днепровским и Городищем), который возвышался над окружающей местностью и был превосходным естественным укреплением, можно считать местом, где была основана Запорожская Сечь как организацию всего казачества за порогами.

Казачество пополнялось выходцами из разных слоев населения: крестьян, мещан, шляхты.


Проводы на Сечь. Картина Афанасия Сластиона (укр.) начала XX века

Условия приёма в Запорожскую Сечь:

Царское правительство использовало свои войска и крепости на Запорожье не только для обороны края, но и для установления контроля над Запорожской Сечью в интересах крепостнического государства. Запорожская Сечь постепенно теряла независимость. Во 2-й пол. 17 в. шляхетская Польша, захватив Правобережную Украину, начала уничтожать казачество и реставрировать крепостничество, а Крым и Турция развернули наступление на Украину. В то тяжелое для украинского народа время запорожское казачество мужественно боролось против польских, крымских и турецких агрессоров. Особое значение приобрели походы запорожцев против Польши и Крыма под руководством прославленного кошевого атамана Ивана Сирко в 60-х-70-х годах 17 в.

Правительство царя Петра I рассматривал Запорожскую Сечь как один из центров освободительной борьбы украинского народа. После перехода на сторону шведов гетмана Ивана Мазепы и части запорожской старшины и казаков под руководством кошевого атамана Костя Гордиенко, царское правительство обвинило все запорожское казачество в измене. По приказу царского правительства 14 (25) мая 1709 г. Запорожская Сечь была разрушена войсками под командованием полковника Яковлева.

После поражения шведской армии и украинских казаков под командованием гетмана Мазепы под Полтавой некоторые запорожцы ушли на юг и в 1710 году основали новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина. Запорожцы отошли еще дальше и учредили Олешковскую Сечь в пределах Османской империи. Согласно Прутскому мирному соглашению (1711) и Адрианопольскому соглашению (1713) Московское государство отказывалось от претензий на Правобережную Украину и Запорожье и признавало юрисдикцию Турции над Запорожской Сечью.

Последний период (1734-1775 гг.) в истории Запорожской Сечи сказался, с одной стороны, заметным экономическим подъемом Запорожья, с другой - постепенным упадком автономии Запорожской Сечи и тех порядков, которые были присущи ей в ранний период. Усиление феодально-крепостнического и национального гнета в центральных районах Украины и относительное спокойствие на российско-крымских границах способствовали народной колонизации Запорожья. В 70-х годах 18 в. населения Запорожья составляло, вероятнее всего, 100 тыс. человек. В связи с этим усложнилось и управление краем. Именно тогда сложилось административно-территориальное деление Запорожья на 8 паланок (округов).

Для надзора за действиями кошевой старшины возле Сечи в 1735-м г. был построен Новосеченский ретраншемент и поставлен ​​гарнизон. Принимались меры для проверки казацких компутов (списков) и внедрение паспортов. На границах Запорожья по приказу царского правительства была построена система укрепленных линий и основаны военные поселения Новая Сербия (1752 г.) и Славяно-Сербия (1753 г.).

После ликвидации гетманства (1764 г.) Запорожская Сечь оставалась единственным украинским краем, где еще сохранялась автономия. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года границы России отодвинулись до устья Южного Буга, и Запорожская Сечь теряла значение форпоста в борьбе против турецко-татарской агрессии. Кроме того, царское правительство, вспоминая участие сечевиков в кровавом восстании на Правобережье в 1768 году, более известном как Колиивщина, опасалось новых беспорядков. Тем более, что Емельян Пугачев в 1774 г. во время бунта собирался идти на воссоединение с запорожцами, чувствуя моральную поддержку с их стороны. После подавления бунта для многих участников этого восстания Запорожье стало надежным убежищем.

В апреле 1775 года Григорий Потемкин выступил на заседании царского правительства с проектом ликвидации Запорожской Сечи. В начале июня 1775 г. царские войска во главе с генералом П.Текелием, возвращавшиеся с турецкого фронта, осадили Запорожскую Сечь 4-5 (15-16) июня 1775 г. Не имея сил защищаться, кошевой атаман Петр Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя. Вместе со старшиной он был арестован и по предложению Потемкина сослан пожизненно в Соловецкий монастырь.

При правлении императрицы Екатерины Второй казаков пытались превратить в послушный винтик имперской военной машины. «Под раздачу» попали и донские, и яицкие (за поддержку Е.Пугачева; их даже переименовали в «уральских») казаки — но Запорожская Сечь пострадала более всего.

Запорожское войско было объявлено распущенным .

Надо понимать, что государство в государстве вещь не совместимая. Запорожская Сечь как государственное образование и как социальная организация внутри империи априори представляло не только неудобство, но и опасность. Сама Екатерина в Манифесте указывала на основную провинность запорожцев: построение «...посреди Отечества области совершенно независимой под собственным неистовым управлением». В этом и была основная причина её уничтожения в Российской империи. Многие украинские историки именно в этом видят главную — национальную! — причину уничтожения Сечи: мол, это было уничтожение последних атрибутов украинской независимости.

Земли Запорожской Сечи царское правительство начало раздавать помещикам, а казаков - покрепощать. Это стало причиной побега 5 000 запорожцев на подвластную Турции территорию в устье Дуная, где они основали Задунайскую Сечь.

Запорожская Сечь на международной арене .

Запорожская Сечь заняла важное место в межгосударственных отношениях стран Европы и Азии. Это стало результатом относительной самостоятельности Сечи во внешней политике, наличии у него многотысячного боеспособного е ийська, территориального расположения казацкого края на границе между европейским и азиатским миром. Правительствами разных западноевропейских стран, в т.ч. Австрии, Франции, казаки приглашались на военную службу и тем самым втягивались в орбиту европейской политики

Основными направлениями внешней политики Запорожской Сечи были:

Борьба против татаро-турецкой агрессии Казаки вмешивались в конфликты, которые возникали в отношениях между Крымом и Турцией, стремились использовать их для укрепления собственных позиций. Эту функцию казачество на себя с самого начала своего существования. Героические, наиболее резонансные походы против татар и турок связаны с именами гетманов Богдана Ружинского (1575 г), Самийла Кошки (нач XVII в), Михаила Наймановича (1608 г), Петра Конашевича-Сагайдачного (1616 г.). Благодаря активной наступательной тактике казаки подрывали мощь Крымского ханства и Турции, превращались в ведущую силу в борьбе против этих государств.

Отношения с Московским государством, которые характеризуются как сложные и неоднозначные

Украинцев и русских связывала необходимость защиты от Крымского ханства и Турции. Союзнические отношения с Москвой были у гетмана Дмитрия Вишневецкого. Были и другие случаи сотрудничества между казаками и московским правительством, координации их совместных действий против татар и турок. Вместе с тем, отношения Запорожской Сечи с Московским государством оставались напряженными, а часто и открыто враждебными. Находясь в составе Речи Посполитой, казаки выступали на ее стороне в военных конфликтах с Московией.

Успехи Запорожской Сечи на международной арене способствовали ее укреплению, стимулировали ее внутриполитическую деятельность, направленную на защиту украинских интересов

В конце XVI - начале XVII в Сечь стала центром освободительного движения украинского народа

Сечь Запорожская - область за днепровскими порогами, места обитания всякого рода вольницы, куда бежали от панов их холопы. Под 1304 впервые появляется известие о вольных казаках в Запорожье и их атамане Критики; в этих разбойничьих ватажках в ту пору явно преобладал тюрк., а не слав. элемент. Лишь к сер. XV в. славяне возобладали в степной вольнице, превратившейся в достаточно заметную военную силу, необузданную и никому не подчинявшуюся. В то время вольные люди за порогами номинально зависели от лит. князей, занявших опустевшие после тат. погрома земли бывших Киевского, Черниговского, Переяславского и др. др.-рус. княжеств. Первой С. З., т. е. местом более или менее постоянной дислокации казацкой вольницы, стал о. Хортица (напротив совр. г. Александрия в Днепропетровской обл. Украины) и область в устье р. Бузулук. В кон. XV в. находившееся в порубежных областях Польши и Вел. кн-ва Литовского малорус. казачество постоянно обращало свои взоры в сторону Запорожья по 2 осн. причинам: во-первых, казаки ходили, по выражению совр. грамот, «на Низ» ради охоты и рыболовства, дававших им обильные средства для пропитания в ненаселённых местах; во-вторых, они ходили туда против татар и турок, то понуждаемые к этому кор. старостами, то по собств. инициативе - «для добывания зипунов», т. е. грабежей. Благородным прикрытием этих набегов служило попутное освобождение из тур. и тат. рабства христ. невольников. «Ни светская, ни церковная власть, ни общественный почин не причастны к образованию таких колоний, как Запорожье. Всякая попытка приписать им миссию защитников православия против ислама и католичества разбивается об исторические источники. Наличие в Сечи большого количества поляков, татар, туpoк, армян, черкесов, мадьяр и прочих выходцев из неправославных стран не свидетельствует о запорожцах как ревнителях православия». По мере роста казачества всё чаще осуществлялись самостоятельные походы казаков на тат. и тур. владения, то сухим путём, то по Днепру на чайках (лодках). Когда в XVI в. большая часть Малороссия оказалась под властью Речи Посполитой, запорожцы стали составлять регулярное войско в составе коронного войска. Первым их общим атаманом стал Е. Дашкович, оказавший Польше большие услуги (прежде всего в войнах против Рус. гос-ва), за что кор. Сигизмунд I Старый отдал запорожцам гг. Черкассы, Канев, Переволочну и крепость Чигирин. В 70-х гг. XVI в. казаки уже имели постоянную стражу на днепр. о-вах за порогами, но гл. масса казаков появлялась в низовьях Днепра только летом, а зимой расходилась в украинные города, г. о. в Киев и Черкассы. Если Сечь и существовала в это время, то лишь в качестве передового сторожевого поста малорус. казачества, а не самостоятельной общины. Решительным толчком к её образованию стали меры польск. пр-ва как по отношению к юж.-рус. землям вообще, в особенности же к казац. вольнице. Люблинская уния 1569, соединившая Польшу и Литву в одно гос-во - Речь Посполитую, активизировала распространение польск. обществ. порядков, шляхетского землевладения и закрепощения крестьян на малорус. территориях. Население, стремясь избавиться от грозившей ему неволи, стало массами бежать в низовья Днепра, находя здесь средства к существованию в промыслах и в войнах с татарами, к-рые стали неизбежными, т. к. польск. пр-во не имело достаточных сил для охраны Малороссии от тат. набегов. Усиление казачества вызвало у поляков желание подчинить себе эту силу, причинявшую им немало хлопот несанкционированными набегами на соседей, с к-рыми Польша имела мирные соглашения, и противодействием внутр. политич., соц. и экономич. устр-ву, вводившемуся в Малороссии. По словам Н. И. Ульянова, «до учреждения оседлого реестрового казачества в середине ХVI века, термином “казак” определялся особый образ жизни. “Ходить в казаки” означало удаляться в степь за линию пограничной охраны и жить там на подобие татарских казаков, т. е. в зависимости от обстоятельств ловить рыбу, пасти овец или грабить. Фигура запорожца не тождественна с типом коренного малороссиянина, они представляют два разных мира. Один - оседлый, земледельческий, с культурой, бытом, навыками и традициями, унаследованными от киевских времен. Другой - гулящий, нетрудовой, ведущий разбойную жизнь, выработавший совершенно иной темперамент и характер под влиянием образа жизни и смешения со степными выходцами. Казачество порождено не южно-русской культурой, а стихией враждебной, пребывавшей столетиями в состоянии войны с нею. Высказанная многими русскими историками, мысль эта поддержана ныне немецким исследователем Гюнтером Штеклем, полагающим, что первыми русскими казаками были руссифицировавшиеся крещеные татары. В них он видит отцов восточнославянского казачества. Что касается легенды, приписывающей запорожцам миссию защиты славянского востока Европы от татар и турок, то она ныне достаточно развенчана накопившимся документальным материалом и трудами исследователей. Казацкая служба на краю Дикого поля создана инициативой и усилиями Польского государства, а не самого казачества. Вопрос этот давно ясен для исторической науки». Так, кор. Стефан Баторий , желая укрепить юж. границы гос-ва от татар, ок. 1576 даровал казакам полное войсковое устройство, а их атаману - гетманские клейноды (регалии), отдал им город (Терехтемиров) и позволил селиться до самого Киева. Эта реформа выделяла из малорус. населения 6 тыс. семей в свободное казачье сословие (записывало их в спец. списки - реестр) и, позволяя им выбирать своих полковников и старшого, ставила их в непосредственную зависимость от коронного гетмана. Если бы эта реформа была доведена до конца, то реестровое казачество составило бы обычную милицию, незначительную по числу, а остальное население было бы обращено в крепостное состояние. Однако этого не случилось: наряду с реестровиками немедленно появились т. н. самовольные казаки, к-рые, не находя себе более безопасного пристанища в Малороссии, избрали местом своего нахождения труднодоступные о-ва, находившиеся за днепр. порогами. В 90-х гг. XVI в. запорож. община выглядела уже вполне сложившимся организмом, слишком хорошо известным соседям. В 1594 1800 запорожцев во главе с Б. Минкошинским на 50 чайках предприняли поход на тур. владения; в том же году к ним прибыл посланник имп. Рудольфа II Э. Лассота с предложением совместных действий против турок.

Малорус. слово «січь», видимо, имеет тот же смысл, что и рус. «засека», т. е. оборонит. укрепление, построенное с помощью лесных завалов, в к-рых деревья срубались не полностью, а подсекались примерно на высоте 1,5-2 м и валились верхушками в сторону потенциального противника. В описываемый период у запорожцев таких Сечей насчитывалось несколько: Хортицкая, Базавлуцкая, Томаковская, Никитинская и Чертомлыцкая. Вся казацкая община, как, впрочем, и их старшина, назывались кошем (от тюрк. kos - стан). Доступ в ряды сечевого товарищества был совершенно свободный: от вновь вступавшего требовалось лишь признание православ. веры, обязательство защищать её и подчинение общим для всего войска правилам. В Сечь принимались люди всех национальностей, но большинство её составляли малорусы. Вся жизнь сечевого товарищества была построена на формальном равенстве его членов и самоуправлении.

Войско делилось на курени, возникшие первоначально, вероятно, из групп земляков; каждый курень выбирал себе куренного атамана, ведавшего его хозяйством и всеми его внутр. делами, а начальником над всем войском был избираемый им на общем собрании (рада, или коло) кошевой атаман с его помощниками - войсковыми судьёй, писарем и есаулом. Все эти должностные лица избирались на один год, но могли заменяться и раньше этого срока, если войско было ими недовольно. Кошевой пользовался почти неограниченной властью в походе, но в мирное время он ничего не мог предпринять без совета с радой и без её согласия. В тех случаях, когда поход предпринимался лишь частью общины, и кошевой оставался дома, для командования отрядом избирался особый полковник, власть к-рого распространялась лишь на время похода.

Каждый казак имел право участия в раде, любой мог быть избран на любую должность. Жизнь запорожцев отличалась чрезвычайной простотой. Самой выдающейся её чертой было безбрачие. Запорожцы смотрели на семью, как на прямую помеху их деятельности; за введение женщины в Сечь и блуд грозила смертная казнь. Войско состояло из холостых, вдовых или бросивших своих жён казаков. Та же причина, к-рая заставила запорожцев признать безбрачие одним из осн. принципов своей жизни, определила и характер их мирных занятий. Земледелие им было не нужно, да и не возможно, во-первых, из-за соседства кочевников, а во-вторых, по самой своей природе, как уже отмечалось выше, имевшей противоположный устремлениям оседлого селянина характер. Поэтому гл. занятиями сечевиков, помимо войны, стали охота и рыбная ловля, для к-рых степи и Днепр представляли чрезвычайно благоприятные условия. Жили запорожцы первое время все вместе в Сечи, каждый курень - в отдельном помещении, носившем то же название и представлявшем собой сплетённый из ивняка шалаш, покрытый сверху конскими шкурами; в каждом курене велось своё хоз-во и на общие средства содержался стол для всех его членов. Обычной пищей были соломаха (ржаное квашеное тесто), тетеря (похлёбка из ржаной муки) и щерба (рыбная похлёбка). Порядок внутри запорож. общины поддерживался строгой дисциплиной: жившие грабительскими набегами, запорожцы строго наказывали воровство в собственной среде, казня за него смертью; так же карался и всякий разбой и насилие в мирных христианских селениях; ссора между товарищами запрещалась. С течением времени первоначальные примитивные формы общежития значительно усложнились, но их осн. принципы оставались в Запорожье неизменными в течение 2 столетий. «Школа Запорожья была не рыцарская и не трудовая крестьянская. Правда, много крепостных мужиков бежало туда и много было поборников идеи освобождения селянства от крепостного права. Но принесенные извне, эти идеи замирали в Запорожье и подменялись другими. Не они определяли образ Сечи и общий тонус ее жизни. Здесь существовали свои вековечные традиции, нравы и свой взгляд на миp. Попадавший сюда человек переваривался и перетапливался, как в котле, из малоросса становился казаком, менял этнографию, менял душу. В глазах современников, как отдельные казаки, так и целые их объединения, носили характер “добычников”. “Жен не держат, землю не пашут, питаются от скотоводства, звериной ловли и рыбнаго промысла, а в старину больше в добычах, от соседственных народов получаемых, упражнялись”. Казакование было особым методом добывания средств к жизни, и тот же Папроцкий, воспевавший казаков, как рыцарей, признается в одном месте, что в низовьях Днепра “сабля приносила больше барышей, чем хозяйство”. Именно поэтому в казачество шли не одни простолюдины, но и шляхта, подчас из очень знатных родов. Насколько возвышенными были их цели и устремления, видно из случая с знаменитым Самуилом Заборовским. Отправляясь в Запорожье, он мечтал о походе с казаками на московские пределы, но явившись в Сечь и ознакомившись с обстановкой, меняет намерение и предлагает поход в Молдавию. Когда же татары приходят с дружеским предложением итти совместно грабить Персию, он охотно соглашается и на это. Запорожские мораль и нравы хорошо были известны в Польше: коронный гетман Ян Замойский, обращаясь к провинившимся шляхтичам, выставлявшим в оправдание прежних проступков свои заслуги в запорожском войске, говорил: “Не на Низу ищут славной смерти, не там возвращаются утраченныя права. Каждому рассудительному человеку понятно, что туда идут не из любви к отчеству, а для добычи”». С 1589 начинаются расп­ри между Польшей и казаками. Поляки стали теснить казаков за на­падения на татар и турок, к-рые имели к тому времени мирный до­говор с Польшей, ввели унию католич. церкви с православной. Первые попытки протеста против панского гнёта, появившиеся в Малороссии выразились в мятежах малорус. казачества во главе с Косинским и Наливайко, к-рые поддержали запорож. казаки: в отряде Косинского были и запорожцы, а к Наливайко они примкнули в значит. кол-ве под командой Лободы. Но тогда они выступили лишь как подкрепление, гл. же их силы, опустошая Крым и спускаясь на своих чайках по Днепру в Чёрное море, свирепствовали в тур. владениях. Так, в 1605 их отряд сжёг г. Варна на зап. побережье и, разбив тур. флот, взял в плен несколько галер; в 1607 казаки разорили гг. Очаков и Перекоп; в 1612 П. Caгaйдачный во главе запорожцев взял г. Кафа и, освободив христ. невольников, разорил густонаселённые берега Крыма до Гёзлева; в следующем году он пересёк Чёрное море, взял г. Синоп и сжёг его, в 1616 ограбил г. Трапезунт и разбил высланный против него тур. флот. Благодаря этим громким победам и богатой добыче Запорожье привлекало к себе всё новые силы, частью остававшиеся в нём на постоянное проживание, частью приходившие туда лишь для участия в 1 или 2 походах. Нападения казаков на Крым и Турцию вызывали ответные набеги татар на Малороссию и содействовали постоянной угрозе развязывания османами войны с Польшей, опасаясь к-рой польск. сейм начал принимать меры против запорожцев. Уже в 1607 он предписал препятствовать уходу крестьян и казаков в Запорожье; подобные предписания повторялись много раз и иногда подкреплялись силой оружия (коронный гетман С. Жолкевский в 1616, коронный гетман С. Конецпольский в 1625). По мере того как польск. пр-во пыталось затруднить запорожцам выход в море, казацкая вольница выпускала пар, поддерживая малорус. население в его выступлениях против польск. владычества. Усиливавшееся в Малороссии крепостное право и настырное введение поляками yнии вызывали массовое бегство населения в низовья Днепра, где оно пополняло ряды запорож. войска и делало его заклятым врагом Речи Посполитой. Гетману Сагайдачному удалось восстановить в Малороссии православ. иерархию, и православие (своеобразно трактуемое этими иерархами, кормившимися с руки запорож. и малорус. казацк. старши?ны) превратилось в мощное идеологич. оружие в противостоянии между поляками и малорусами, хотя «современники отзывались о религиозной жизни днепровского казачества с отвращением, усматривая в ней

больше безбожия, чем веры. Адам Кисель, православный шляхтич, писал, что у запорожских казаков “нет никакой веры”, и то же повторял униатский митрополит Рутский. Православный митрополит и основатель киевской духовной академии - Петр Могила - относился к казакам с нескрываемой враждой и презрением, называя их в печати “ребелизантами”», т. е. бунтовщиками. Недосягаемая по своей отдалённости и недоступности для польск. войск Сечь служила идейным центром и надёжной опорой для малорус. казачества в его борьбе против шляхетско-польск. порядков. Со 2-й четв. XVII в. в Запорожье планируются и организуются восстания; отсюда выступают первые отряды восставших казаков и выходят их предводители; сюда спасаются оставшиеся в живых после поражений. Восстания Жмайло (1625), Т. Трясилы (1630), Сулимы (1635), Павлюка (1637), Остряницы и Гуни (1637) были начаты в Запорожье, и если все они закончились неудачей, то сама Сечь осталась несломленной, несмотря на все победы поляков. Напрасны были и попытки поляков отгородить Запорожье от Малороссии; построенная ими с этой целью (1636) в низовьях Днепра крепость Кодак была в том же году paзрушенa Сулимой, и хотя через 3 года она была восстановлена, но это лишь на короткое время помогло полякам. Период борьбы Запорожья с Польшей за собств. существование и свободу малорус. народа закончился грандиозным народным восстанием во главе с Б. Хмъльницким, следствием чего явилась присяга на верность населения Левобереж. Малороссии, малорус. и запорож. казаков моск. царю, хотя по отношению к Сечи власть рус. государя долгое время носила скорее характер протектората. Гетману (к-рого утверждал царь) Запорожье не подчинялось, хотя он и носил теперь (как и при поляках) титул «гетмана войска запорожского», а находилось в непосредственной зависимости от Москвы, от к-рой запорожцы получали жалованье и с к-рой они сносились через особых посланцев. Продолжая свою деятельность по защите Малороссии от тат. набегов, запорожцы в это время сыграли видную роль и во внутр. истории страны. В период смут (т. н. гетманщины), последовавших после смерти Б. Хмельницкого, они старались показать себя (в противоположность продажной городовой старши?ны) выразителями желаний массы простого народа, с ненавистью относившейся к полякам, тянувшей к Москве и стремившейся построить свой внутр. быт на началах полного равенства. Запорож. войско заявляло претензии не только на участие в выборах гетманов, но и на поставление их одной Сечью. В гетманство И. Выговского Сечь объявила себя его решительным врагом: запорожцы во главе с Барабашем примкнули к противнику гетмана полтав. пол-ку Пушкарю, и вместе с ним потерпели поражение от Выговского. Тем не менее, как только Ю. Хмельницкий выступил против Выговского, запорожцы со своим кошевым И. Сирко (к-рый начинал тогда свою знаменитую карьеру выдающегося воина) стали на его сторону и помогли ему одержать верх. Когда Юрий перешёл на сторону поляков, Запорожье уже от себя выставило кандидатом в гетманы И. Брюховецкого и отдало ему гетманскую булаву на т. н. «чёрной раде» в Нежине (1668). Первые годы этого гетманства были вместе с тем и годами наибольшего влияния Запорожья на дела Малороссии: Брюховецкий окружил себя запорожцами и раздавал по преимуществу им полковничьи и др. должности. Вместе с тем запорожцы во главе с Сирко вели упорную борьбу с Польшей за Правобереж. Малороссию. Когда Брюховецкий решил ввести моск. воевод в малорус. города и подчинить их управлению всё неказачье население страны, запорожцы перешли на сторону его противника, правобереж. гетмана П. Дорошенко. После гибели Брюховецкого запорожцы выставили в качестве претедентов на гетманство Суховенко, Ханенко и Ю. Хмельницкого; но их сил, хотя и подкреплённых татарами, оказалось недостаточно, чтобы справиться с Дорошенко, нашедшим себе поддержку у Турции, и с левобереж. старши?ной, к-рую возглавлял Д. Многогрешный, примирившийся с Москвой. Запорожцы остались в подчинении Моск. гос-ву, но в последующей борьбе левобереж. гетмана И. Самойловича и Дорошенко почти не принимали участия; незадолго до окончательного падения последнего Сирко попытался было устроить, минуя Самойловича, его договор с Москвой, но неудачно. Гл. свои взоры теперь запорожцы обратили на Крым, куда совершили ряд опустошительных набегов под руководством Сирко; в отместку тат. хан, подкреплённый сильным отрядом тур. янычар, в 1678 напал на самоё Сечь, но был отражён с большими потерями. После падения Дорошенко и занятия Правобережья турками и поляками Запорожье выставляло из своей среды борцов за свободу и независимость этой части Малороссии, из к-рых самым видным стал Палий. В последнее десятилетие XVII в. отношения Сечи к гетманщине и к рус. пр-ву значительно ухудшились. С одной стороны обществ. строй Левобереж. Малороссии всё больше склонявшийся в сторону строгого разделения сословий и господства старши?ны над массой народа, вызывал приток недовольных в Сечь; с другой стороны - усиление значения России на юге во время её войн с Турцией и постройка крепостей в низовьях Днепра вызывали у сечевиков опасения за их вольности. В 1692 беглый войсковой канцелярист Петрик взволновал запорожцев, предлагая им заменить обществ. порядки, установившиеся в Малороссии и поменять ориентацию с России на Турцию и Крым. 4 года прошли в безуспешных походах части запорожцев вместе с крымцами на гетманщину. В 1701 в Сечи было решено заключить союз с Крымом и объявить войну Москве. Однако этот план расстроился, но лишь из-за отказа хана. Всё это стало известно в Москве, и Пётр I спустя нек-рое время жестоко отомстил Сечи за её измену. Сохранилось любопытное описание нач. XVIII в. одного из казачьих кошей, «своего рода филиала Сечи, составленное московским попом Лукьяновым. Ему пришлось посетить Фастов - стан знаменитого С. Палея и его вольницы: “Вал земляной, по виду не крепок добре, да сидельцами крепок, а люди в нем что звери. По земляному валу ворота частые, а во всяких воротах копаны ямы, да солома постлана в ямы. Там палеевшина лежит человек по двадцати, по тридцати; голы что бубны без рубах нагие, страшны зело. А когда мы приехали и стали на площади, а того дня у них случилося многo свадеб, так нас обступили, как есть около медведя; все казаки палеевшина, и свадьбы покинули; а все голудьба безпорточная, а на ином и клочка рубахи нет; страшны зело, черны, что арапы и лихи, что собаки: из рук рвут. Они на нас стоя дивятся, а мы им и втрое, что таких уродов мы отроду не видали. У нас на Москве и в Петровском кружале не скоро сыщешь такого хочь одного”. Сохранился отзыв о палеевцах и самого гетмана Мазепы. По его словам, Палей “не только сам повседневным пьянством помрачаясь, без страха Божия и без разума живет, но и гультяйство также единонравное себе держит, которое ни о чем больше не мыслит, только о грабительстве и о крови невинной”. Запорожская Сечь, по всем дошедшим до нас сведениям, не далеко ушла от палеевского табора - этого подобия “лицарских орденив, що иснували в захидной Европии…”». Не-рые рус.-малорус. поэты, публицисты и историки прошлых веков (Рылеев, Герцен, Драгоманов, Чернышевский, Шевченко, Костомаров, Антонович, Мордовцев и др.), воспитанные на зап.-европ. демократич. идеалах, «хотели видеть в казачестве простой народ, ушедший на “низ” от панской неволи и унесший туда свои вековечные начала и традиции. Не случайно, что такой взгляд определился в эпоху народничества и наиболее яркое выражение получил в статье “О казачестве” (Современник, 1860), где автор ее, Костомаров, восставал против распространенного взгляда на казаков, как на разбойников, и объяснял казачье явление “последствием идей чисто демократических”». Однако «демократия в наш век расценивается не по формальным признакам, а по ее общественно-культурной и моральной ценности. Равенство и выборность должностей в общине, живущей грабежом и разбоем, никого не восхищают. Не считаем мы также достаточным для демократического строя одного только участия народа в решении общих дел и выборности должностей. Ни древняя, античная, ни новейшая демократия не мыслили этих начал вне строгой государственной организации и твердой власти. Господства толпы никто сейчас с понятием народовластия не сближает. А запорожским казакам именно государственного начала и недоставало. Они воспитаны были в духе отрицания государства. К своему собственному войсковому устройству, которое могло бы рассматриваться как прообраз государства, у них существовало малопочтительное отношение, вызывавшее всеобщее удивление иностранцев. Популярнейший и сильнейший из казачьих гетманов - Богдан Хмельницкий - немало терпел от своевольства и необузданности казаков. Все, кто бывал при дворе Хмельницкого, поражались грубому и панибратскому обхождению полковников со своим гетманом. По словам одного польского дворянина, московский посол, человек почтенный и обходительный, часто принужден был опускать в землю глаза. Еще большее возмущение вызвало это у венгерского посла. Тот, несмотря на радушный прием, оказанный ему, не мог не вымолвить по-латыни: “Занесло меня к этим диким зверям!”. Казаки не только гетманский престиж ни во что не ставили, но и самих гетманов убивали с легким сердцем. В 1668 г. под Диканькой они убили левобережного гетмана Брюховецкого. Правда, это убийство было совершено по приказу его соперника Дорошенка, но, когда тот выкатил несколько бочек горелки, казаки, подвыпив, надумали убить к вечеру и самого Дорошенка».

О ее приобретении (в "бумажном виде") обращайтесь в издательство ОЛМА-ПРЕСС [email protected]

ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ , организация малороссийского казачества за Днепровскими порогами. Возникла в результате оккупации малороссийских земель польскими и литовскими захватчиками. Отступая под натиском оккупантов в юго-восточном направлении, казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь “городки” (укрепления) или “сечи” (засеки), объединенные в 1540-х в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления - Запорожская Сечь - перешло на всю организацию запорожского казачества. Первоначально Запорожская Сечь возникла, видимо, на о. Токмаковка (около современного г. Марганец Днепропетровской обл.), позднее она неоднократно переносилась, просуществовав наиболее продолжительное время на острове Базавлук (Старая Сечь, около современного села Капуловки Днепропетровской обл.) и на реке Подпольной (Новая Сечь).

Характерными чертами социальной организации Запорожской Сечи было отсутствие крепостничества и признание формального равенства за всеми казаками в праве на пользование землей и др. угодьями, а также на участие в радах, где решались все общественные дела и выбиралась старшина. Социальная организация казачества была одновременно и военной: каждый казак был обязан за свой счет отправлять военную службу. Как политическая организация Запорожская Сечь представляла собой образование государственного типа - своеобразную казацкую республику. Верховным органом была войсковая рада, решавшая все важнейшие вопросы. Главой Запорожской Сечи был кошевой атаман. В административно-территориальном отношении Запорожская Сечь в позднейший период разделялась на паланки (округа), во главе которых стояли полковники с соответствующей старшиной, назначавшейся Кошем (гл. управление Запорожской Сечи). В военно-административном отношении запорожское войско делилось на курени, которых в концу существования Запорожской Сечи было 38. Каждый казак, независимо от места жительства, приписывался к одному из куреней. Главой куреня был выборный куренной атаман, являвшийся одновременно строевым начальником, распорядителем куренного имущества и судьей.

Основой хозяйства казачества были скотоводство и промыслы (гл. обр. рыболовство). Заметное развитие земледелия наблюдается лишь в период Новой Сечи. Как социальный орган Запорожская Сечь никогда не была обществом равных. Наоборот, даже в ранний период в Запорожской Сечи существовали острые социальные противоречия, которые по мере развития хозяйственной жизни приобрели очень резкие формы. Богатые казаки - владельцы зимовников (хуторов), стад крупного и мелкого рогатого скота, табунов, рыбных промыслов, чумацких обозов, корчем и др. - использовали в своем хозяйстве труд неимущих казаков и беглых крепостных. Казачьи верхи захватили в свои руки и все управление в войске, установив для себя разные привилегии и совершая всевозможные злоупотребления. Одной из таких привилегий в позднейший период было право богачей посылать вместо себя на военную службу наемников. С этой же целью в Запорожской Сечи был учрежден постоянный гарнизон, который содержался за счет войсковой казны и в котором служили добровольцы, являвшиеся, за исключением старшин, неимущими людьми.

Запорожская Сечь сыграла выдающуюся роль в национально-освободительной борьбе малороссов. С ней связаны все крупнейшие восстания в Малороссии: Косинского 1591-93, Наливайко 1594 - 96, восстание 1637 - 38; восстанием в Запорожской Сечи в январе 1648 началась и освободительная война под руководством Богдана Хмельницкого. Велика роль Запорожской Сечи и в борьбе против агрессии со стороны Крыма и Турции. В походах запорожцев на Крым, побережье Малой Азии и Фракии нередко принимали участие и донские казаки. В 1589 запорожцы совершили нападение на Газлеви (Евпаторию), в 1604 - на Варну, в 1614 - на Синоп. В 1615 запорожцы на 80 судах (чайках) появились у Стамбула и сожгли портовые сооружения. Кроме ответных ударов по врагу и добычи, походы имели целью освобождение пленников. Запорожская Сечь создала высокое военное искусство. Мужество и бесстрашие казаков вызывали удивление современников (в т. ч. турок).

После воссоединения Малороссии с Россией (1654) за Запорожской Сечью были признаны те же права, которыми пользовались др. казачьи области; важнейшими из них были права на самоуправление и на прием (хотя и неофициальный) беглых крестьян.

В. Голобуцкий

Здесь читайте:

Шамбаров В. Е. Казачество: История вольной Руси. ― М.: Изд-во Алгоритм, 2007.―с.688 ― (Тихий Дон). Глава 10. Запорожцы и уния .

Рассоха И.Н. Народы, опередившие свое время, и общества, выпавшие из истории Исторические стадиальные флуктуации в развитии общества. Харьков. 1994-2004. Глава III. «Боковые» стадиальные флуктуации и их роль в истории Украины. 3.2. Украинское казачество как пример «боковой» стадиальной флуктуации . и 3.3. Казацкое наследие в социальной и культурной истории Украины .

Стефан Баторий (1533-1586) - польский полководец и король (1576-1586)