Эволюция взглядов экономистов на предмет экономической науки. Марксистская политическая экономия, ее основные идеи и выводы Марксизм экономическая политика

В 30-40-х годах XIXв. шел процесс быстрого роста капиталистических отношений в странах Западной Европы. Промышленный переворот коснулся Франции, Германии, США, России. Это означало невиданное до тех пор развитие производительных сил. К тому времени капитализм показал не только свое экономическое превосходство над феодализмом, но также и противоречивость своего развития. Переход на машинное производство сопровождался удлинением рабочего дня, повышением интенсивности труда. Все больший размах принимали периодические экономические кризисы, вызывающие массовую безработицу и падение заработной платы рабочих. Это сопровождалось нарастанием конфликта между трудом и капиталом, обострением классовой борьбы, возникновением и развитием рабочего движения в Англии, Франции, Германии, революционными потрясениями.

Глубокие процессы в экономике и общественной жизни капиталистических стран стали объектом всестороннего анализа Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Источниками марксизма явились: немецкая философия (Гегель, Фейербах), французский утопический социализм (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), классическая политическая экономия (Смит, Риккардо).

Центральное место в исследовании Маркса занимает его концепция о базисе и надстройке. В общественном производстве люди вступают в определенные, не зависящие от их воли, производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производственных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический, и духовный процессы жизни вообще. Подчеркивается необходимость соответствия производственных отношений характеру производительных сил, а возникающее между ними несоответствие разрешается социальной революцией. Таким образом, исторический процесс характеризуется как смена общественно-экономических формаций.



В своем главном труде «Капитал» Маркс исходит из трудовой теории стоимости, внося в нее новые моменты. Любой товар имеет две стороны: потребительную стоимость и меновую стоимость. Как потребительные ценности товары несравнимы. Сопоставимыми их делает то, что все они – продукты труда. Выделяет конкретный и абстрактный труд. Поскольку стоимость создается только трудом, прибыль капиталиста есть результат присвоения продукта труда рабочих. Капиталист покупает не труд, а рабочую силу, то есть способность трудиться. Стоимость рабочей силы определяется затратами на ее воспроизводство: питание, одежду, образование и т.п. Разницу между стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс именует прибавочной стоимостью, она является источником прибыли капиталиста. Соотношение прибавочного и необходимого труда характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами.

Маркс ввел деление капитала на постоянный (представленный в виде средств производства) и переменный (вложенный в рабочую силу). Отношение постоянного капитала к переменному он называет органическим строением капитала и связывает с ним динамику занятости, прибыли и ряда других явлений. В частности, рост органического строения капитала порождает тенденцию к снижению нормы прибыли, рассматриваемой как отношение прибавочной стоимости ко всему авансированному капиталу.

Чтобы общество существовало, производство должно быть постоянно повторяющимся процессом. Маркс разработал схемы простого (неизменного по масштабу) и расширенного воспроизводства. Все общественное производство он делит на две части: производство средств производства и производство предметов потребления. При простом воспроизводстве сумма переменного капитала и прибавочной стоимости первой части должна равняться постоянному капиталу второй части, а при расширенном воспроизводстве она должна быть больше этого постоянного капитала.

Маркс отвергает концепцию Сэя о невозможности всеобщих кризисов производства, доказывая неизбежность таких кризисов. Капиталистическое производство он объявляет цикличным, проходящим через фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема – к новому кризису.

В теории Маркса большую роль играет закон концентрации и централизации капитала и производства, теория денег, накопления капитала и др.

Вклад Ф.Энгельса в марксистское учение о капитализме связан, прежде всего, с анализом тех новых явлений, которые получили распространение после смерти Маркса: акционерных обществ, фондовых бирж и т.п. Значителен его вклад в экономическую теорию будущего коммунистического общества, которое неизбежно должно, по его мнению, сменить капитализм.

Хрематистика, «Справедливая цена», Меркантилизм, Протекционизм, «Чистый продукт», Политическая экономия, Трудовая теория стоимости, Экономический либерализм, Количественная теория денег, Марксизм.

Контрольные вопросы

1. Поясните истоки возникновения термина «экономика»?

2. Каким требованиям, по заключению Ф.Аквинского, должна отвечать «справедливая цена»?

3. В чем сущность меркантилистской концепции внешней торговли?

4. В чем сущность «чистого продукта» по мнению физиократов?

5. В чем сущность трудовой теории стоимости?

6. Как определял А.Смит роль государства в экономической жизни?

7. В чем сущность теории ренты Д.Рикардо?

8. В чем сущность теории рынков Ж.Сэя?

9. Как Т.Мальтус объяснял причины бедности населения?

10. Что понимал К.Маркс под термином «прибавочная стоимость»?

Тема 21. Основа и эволюция современных экономических учений.

Маржинализм.

В конце XIX в. возникает новое направление – маржинализм (в переводе означает «предел», «граница»). Переоценка почти 200-летнего господства классической политической экономии была воспринята современниками как научный переворот, как «маржиналистская революция», поскольку маржинализм предложил принципиально новые подходы к исследованию экономических явлений.

По мнению сторонников данного направления, огромную роль в мотивации людей играют психологические факторы: склонности, желания, ожидания. В результате, экономическая наука превращается в поведенческую, исследующую мотивы экономической деятельности людей, при этом важнейшим средством анализа выступает принцип «рационального поведения» человека.

Маржинализм также исходит из того, что фундаментальным принципом является принцип ограниченности ресурсов по отношению к человеческим потребностям. В связи с этим, главная задача хозяйственной деятельности состоит в нахождении способов максимизации потребительского эффекта с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы на альтернативной основе.

Новым для методологии является применение метода предельных величин, заимствованного из математики. Использование предельных (дополнительных) величин и соответствующих категорий (предельная полезность, предельные издержки, предельный доход и др.) позволило маржиналистам показать, что в основе принятия любого экономического решения лежит рациональный выбор, исходящий из необходимых предельных (дополнительных) затрат и предельных доходов, которые должны быть получены в результате реализации такого решения. Это открыло дорогу широкой математизации экономической науки.

«Маржиналистская революция» происходила в два периода.

Первый период (70 – 80-е годы XIXв.) связан с австрийской школой, основными представителями которой считаются Карл Менгер, Фридрих Визер, Ойген Бем-Баверк.

По их мнению, исходным пунктом экономического поведения являются существующие у человека потребности. Вещи или действия, которые их насыщают, называются благами. Самые насущные блага – потребительские (блага первого порядка). Блага второго и более порядка – это те блага, которые используются для производства потребительских благ. Именно потребительские блага наделяют ценностью идущие на их изготовление производственные ресурсы.

Полезность – это то, что люди приписывают благам в зависимости от соотношения между объемом предложения и степенью удовлетворения потребностей. Каждая дополнительная единица данного блага получает, поэтому все меньшую ценность.

Представители данной школы ввели в научный оборот понятие предельной полезности, альтернативных издержек, ликвидности, «цены спроса», «цены предложения», рассмотрели механизм установления рыночных цен, заложили основу теории производственных функций.

Второй период (90-е годы XIXв.) связывают с неоклассическим направлением, или «кембриджской школой» маржинализма, ведущими представителями которой являются Альфред Маршалл, Артур Сесил Пигу, Джон Бейтс Кларк.

Центральное место в теории Маршалла занимает анализ законов спроса и предложения, проблема рыночного ценообразования, механизм установления равновесной цены, при которой спрос равен предложению (пересечение кривых спроса и предложения в точке равновесия получило название крест Маршалла). При этом цена предложения определяется издержками производства, а цена спроса – полезностью товара. Он уделяет большое значение фактору времени, принципиальному различию в экономике кратко- и долгосрочных процессов, и выделяет мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие. Если в мгновенном и краткосрочном периоде на цены решающее воздействие оказывает изменение спроса, то в долгосрочном периоде – изменение предложения. Маршалл ввел классификацию факторов, влияющих на спрос и предложение на отдельные товары на различных рынках.

Большим вкладом в теорию спроса явилось введение категории «эластичность спроса», то есть показателя зависимости объема спроса от изменения цены, разработка математического инструментария для ее измерения.

На дальнейшее развитие экономической теории оказали влияние его работы, касающиеся потребительского избытка, теории доходов, теории процентной ставки и другие.

Артур Сесил Пигу известен как создатель «экономической теории благосостояния». Благосостояние он считает зависимым от величины национального дохода («национального дивиденда») и равномерности его распределения. Пигу различает частный чистый продукт и общественный чистый продукт. Он говорит о необходимости государственного вмешательства как через механизм налогов и субсидий, так и в случае монополии посредством контроля над ценами и производством. Большое внимание уделяет необходимости перераспределения доходов от богатых слоев населения к бедным.

В работах Д.Кларка следует отметить его законы предельной и специфической производительности, а также закон убывающей производительности, заключающийся в том, что увеличение любого фактора производства при неизменности остальных дает убывающий прирост продукции. Кларк подразделяет экономическую теорию на статику, которая выявляет основные закономерности обеспечения равновесия хозяйства, и динамику, которая рассматривает экономическую реальность, то есть нарушение равновесия, разнообразные диспропорции.

Развивая классическую политэкономию и критикуя ее, К.Маркс создал политическую экономию рабочего класса. Он показал исторически преходящий характер капитализма и рыночной экономики.

Причины появления марксистской политэкономии были обусловлены возрастанием роли наемного рабочего класса, которую тот играл в рыночной экономике XIX в. в создании национального богатства. В этот же период наблюдались первые восстания наемных рабочих против собственников капитала.

Речь идет, например, о восстаниях лионских ткачей во Франции в 1831 и 1834 гг., силезских ткачей в Германии в 1844 г., а также о чартистском движении рабочих Англии.

Все это свидетельствовало о том, что на арену политической борьбы вышла новая политическая сила в лице наемного рабочего класса. Эта сила нуждалась в собственной теории и идеологии. Она были создана в Х1Х в. нем. философом Марксом при активной поддержке Ф. Энгельса.

Предметом марксистской политэкономии стали производственные отношения между людьми. Для Маркса важным было теоретически обосновать эксплуатацию наемного труда капиталом. Что он прекрасно и сделал в Капитале, состоящем из 7 больших книг.

Среди основных выводов марксисткой политэкономии можно выделить следующие.

Вывод первый . Все богатство общества создается наемными работниками. Но присваивается оно в основном собственниками капитала, которых в то время называли капиталистами. Маркс обосновывает эксплуатацию труда собственниками капитал. Поэтому работники должны бороться за свои права, вести экономическую борьбу, создавать политические партии. А через политические партии вести решительную борьбу с капиталистами за повышение своего материального благосостояния и за достойное место в капиталистическом обществе. Таким образом, недвусмысленно ставился вопрос о том, что основная часть богатства должна присваиваться теми, кто его создает, а не собственниками капитала.

Вывод второй . Как известно, утверждение о том, что прибыль своим происхождением обязана наемному труду, имелось ещё у Смита и Рикардо. Но Маркс до предела обнажил эту проблему и научно доказал наличие эксплуатации наемного труда капиталом.

Вывод третий гласил, что чем крупнее будет капиталистическое производство, тем больше будет анархии в обществе, продолжатся разрушительные экономические кризисы и выше будет безработица. В результате мелкое и среднее производства будут поглощаться крупным, возникнут монополии. Но и они не справятся с управлением крупным общественным производством. Поэтому призовут на помощь государство, которое привнесет в экономику плановые начала. Тем самым капитализм как бы сам указывал путь к будущему устройству общества, т.е. к социализму.


Выводчетвертый гласил, что ликвидация частной собственности должна произойти первоначально в наиболее развитых странах капитала. Якобы они уже в конце 19 и начале 20 вв. полностью исчерпали потенциал капиталистических производственных отношений и товарного производства. Этот вывод очень важен для уяснения сути марксизма, потому что под влиянием обстоятельств революции начались уже много позже после смерти Маркса как раз не в самых развитых странах мира.

Россия и другие страны, где строился социализм, никогда не были самыми развитыми в смысле производительных сил и прочности капиталистических порядков.

Отсюда может быть и все те трудности, с которыми встретился СССР на пути переустройства общества в ХХ в. Наш уровень производства не готов был к переходу на плановые начала и к одной из моделей социализма. В результате жесткое силовое командование людьми, невысокие эффективность и производительность труда, жизненный уровень населения и дискредитация социализма как строя альтернативного капитализму. Вместе с кризисом социализма произошел и кризис марксисткой политэкономии. О Марксе и Ленине теперь вспоминают только экономисты и политики и то только с точки зрения поддержки или критики их взглядов. Остальные люди уже фактически забыли имена Маркса и Ленина.

Товар

Товар - некая вещь, которая участвует в обмене . С развитием разделения труда , постепенно предметы начинают производить преимущественно для обмена, а не для личного потребления. Товар становится всеобщей формой производственных отношений, развиваясь и перерастая в капитал - основное производственное отношение, характеризующее сущность капиталистического способа производства . Ленин в книге «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» даёт такую характеристику капитализма : «Продукт [производства] принимает форму товара в самых различных общественных производственных организмах, но только в капиталистическом производстве такая форма продукта труда является общей, а не исключительной, не единичной, не случайной. Второй признак капитализма - принятие товарной формы не только продуктом труда, но и самим трудом, то есть рабочей силой человека».

У товара одновременно имеется:

  • полезность (ценность для потребителя, потребительная стоимость ). Полезность означает свойство вещи удовлетворять человеческую потребность того или иного рода (еда удовлетворяет голод , одежда согревает). Потребительная стоимость одного товара не идентична потребительной стоимости другого товара. Это свойство конкретного предмета вне зависимости от того, является ли он результатом действия природных сил, произведён человеком для потребления или для обмена.
  • меновая стоимость или просто стоимость (способность к пропорциональному обмену на другие товары). Она проявляется лишь при обмене. Меновые стоимости различных товаров однородны и отличаются друг от друга лишь количественно. Точно также, массы (вес) совершенно разных предметов по сути однородны и отличаются лишь количественно.

Понятие прибавочная стоимость - одно из центральных понятий марксистской экономической теории . Маркс указывал, что при капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли , в чём и выражается эксплуатация им рабочего. По словам Маркса, норма прибавочной стоимости есть «точное выражение степени эксплуатации рабочей силы капиталом, или рабочего капиталистом».

Норма прибавочной стоимости = m / v = прибавочный труд /необходимый труд

Прибавочная стоимость или прибавочная ценность?

Капитализм

Основными признаками капитализма могут быть названы следующие:

  • производство, нацеленное на обмен, носит всеобщий характер
  • стремление к прибыли - главная движущая сила производства
  • извлечение прибавочной стоимости, отделение непосредственного производителя от средств производства, составляют внутреннюю экономическую форму
  • следуя императиву экономического роста, капитал стремится к глобальной интеграции посредством мировых рынков.
  • основной закон развития - распределение прибыли пропорционально вложенному капиталу:
П i = р×К і или П і = р×(С і + V і) где: П і - прибыль і-го предприятия, К і - вложение капиталиста в производство товара і-го предприятия

Производительные силы

Производительные силы (нем. Produktivkräfte ) - средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Таким образом, люди - основной элемент производительных сил общества. Производительные силы выступают в качестве ведущей стороны общественного производства. Уровень развития производительных сил характеризуется степенью общественного разделения труда и развитием средств труда , прежде всего техники , а также степенью развития производственных навыков и научных знаний.

Производительные силы существуют лишь как общественные производительные силы: вступая в активное взаимодействие с природой, люди одновременно вступают в общественные отношения между собой. Производительные силы в совокупности с производственными отношениями представляют собой способ производства .

Производственные отношения

Производственные отношения (производственно-экономические отношения) - отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.

Сам термин «производственные отношения» был выработан Карлом Марксом («Манифест коммунистической партии » (1848) и др.).

Производственные отношения отличаются от производственно-технических отношений тем, что они выражают отношения людей через их отношения к средствам производства , то есть отношения собственности.

Производственные отношения являются базисом по отношению к политике , идеологии , религии , морали и др. (общественной надстройке).

Производственные отношения являются социальной формой производительных сил . Вместе они составляют две стороны каждого способа производства и связаны друг с другом по закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил: производственные отношения складываются в зависимости от характера и уровня развития производительных сил как форма их функционирования и развития, а также от форм собственности . В свою очередь, производственные отношения воздействуют на развитие производительных сил, ускоряя или тормозя их развитие. Производственные отношения обуславливают распределение средств производства и распределение людей в структуре общественного производства (классовую структуру общества).

Социальный акцент марксистской политической экономии

Социальная несправедливость и пути её преодоления, построения справедливого общества - эти проблемы попадают в центр внимания мыслителей, философов, начиная с глубокой древности. В Новое время один за другим появляются труды, специально посвящённые вопросам преобразования общества на социалистических принципах - теории утопического социализма . В марксизм они входят, как один из , наряду с буржуазной политической экономией . Однако собственно в предмет политэкономии эту проблематику вводит предшественник Маркса, С. Сисмонди , представляющий в науке течение экономического романтизма.

Ещё при жизни Маркса, по ходу разложения буржуазной политической экономии на отдельные, часто расходящиеся во мнениях, течения, многие из них „выкидывают” из состава предмета социальную составляющую. Этот процесс продолжался и в XX веке; обосновывая такую позицию, английский экономист Лионел Роббинс (en:Lionel Robbins, Baron Robbins) в 1932 году заявил:

Экономика имеет дело с удостоверяемыми фактами, а этика - с оценками и обязанностями. Эти две области исследования не лежат в одной плоскости рассуждений .

Оригинальный текст (англ.)

Economics deals with ascertainable facts; ethics with valuations and obligations. The two fields of enquiry are not on the same plane of discourse.

Однако далеко не все экономисты поддержали эту позицию. Дж.М. Кейнс возразил Роббинсу:

Вопреки Роббинсу, экономика является морально-этической наукой по своей сущности. Иначе говоря, она использует самоанализ и субъективную оценку ценности .

Оригинальный текст (англ.)

As against Robbins, Economics is essentially a moral science. That is to say, it employs introspection and judgement of value.

Обоснованные Марксом требования рабочих к капиталистам находили и неожиданную поддержку. В 1950 году Пьер Биго издал специальное исследование под названием «Марксизм и гуманизм » . В качестве руководящего тезиса своей монографии этот видный французский иезуит (о нём см. fr:Fidei_donum) избрал цитату из рождественского послания Пия XII от 24 декабря 1942 года , где папа римский констатирует небогоугодность нынешнего социального порядка, признавая обоснованность требований рабочих о его переустройстве:

Но Церковь не может попустительствовать или закрывать глаза на то, что рабочий, который тщится облегчить свою долю, сталкивается с системой, которая находится в несогласии с природой и противна Божьему порядку и предназначению, которое Он положил благам земным .

Оригинальный текст (итал.)

Ma la Chiesa non può ignorare o non vedere, che l’operaio, nello sforzo di migliorare la sua condizione, si urta contro qualche congegno, che, lungi dall’essere conforme alla natura, contrasta con l’ordine di Dio e con lo scopo, che Egli ha assegnato per i beni terreni.

В развитие этого целеполагающего тезиса понтифика , П. Биго критически рассматривает категорию прибавочной стоимости , которая в учении Маркса является отправной точкой в исследовании отмеченной социальной несправедливости. «П. Биго считает, - пишет французский историк экономических учений Эмиль Жамс, - что извлечение прибавочной стоимости, даже если она не обуславливается удлинением рабочего дня , о котором говорит Маркс», может иметь место и действительно имеет место благодаря интенсификации труда и истощению умственных способностей человека» .

П. Биго даёт следующую оценку воззрений Маркса об отношениях между трудом и капиталом в части трактовки акта купли-продажи рабочей силы:

Маркс рассматривал капитализм как овеществление и продажу человека, следовало бы сказать - как его материализацию. Марксистский материализм… направлен прежде всего на то, чтобы освободить человека от этой экономической материализации, которая составляет основу продажи человека .

Критика марксистской политэкономии

Многие экономисты и историки, анализировавшие наследие Маркса в области экономики, считают научную значимость его работ невысокой. По мнению Пола Самуэльсона , видного американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике , «с точки зрения вклада в чисто экономическую теоретическую науку Карла Маркса можно рассматривать как мелкого экономиста пост-рикардианской школы» . Французский экономист Жак Аттали в своей книге «Карл Маркс: Мировой дух» указывает, что «Джон Мейнард Кейнс считал „Капитал“ Маркса устаревшим учебником по экономике, не только ошибочным с экономической точки зрения, но и лишенным интереса и практического применения в современном мире». Сам Аттали, который симпатизирует Марксу и пропагандирует его учение, тем не менее считает, что Маркс так и не смог доказать ключевых положений своей экономической теории: трудовую теорию стоимости, теорию прибавочной стоимости и «Закон понижения нормы прибыли» при капитализме, - хотя и упорно пытался это сделать, в течение 20 лет собирая экономическую статистику и изучая алгебру. Таким образом, по мнению Аттали, эти ключевые положения его экономической теории так и остались недоказанными гипотезами . Между тем, именно эти гипотезы являлись краеугольными камнями не только марксистской политэкономии, но и марксистской классовой теории, а также марксистской критики капитализма: по Марксу эксплуатация рабочих заключается в том, что капиталисты присваивают прибавочную стоимость, созданную рабочими.

Американский экономист марксистского толка П. Суизи считал ошибочным вывод Маркса о тенденции нормы прибыли к понижению . Стенфордская философская энциклопедия в статье «Карл Маркс» так же считает, что выводы о норме прибыли, сделанные Марксом на основе его теории прибавочной стоимости, «не только ошибочны эмпирически, но и неприемлемы теоретически» . Далее статья содержит критику трудовой теории стоимости в следующей форме:

Утверждение Маркса о том, что только труд может создавать прибавочную стоимость, не основано на какой-либо аргументации или анализе, и можно утверждать, является просто элементом (артефактом) его представлений. Любой товар можно было выбрать на подобную роль. Следовательно, с равным основанием можно было бы изложить кукурузную теорию стоимости, утверждая, что кукуруза обладает уникальной силой создания большей стоимости, чем она сто́ит. Формально, она будет идентична трудовой теории стоимости.

Оригинальный текст (англ.)

Marx"s assertion that only labour can create surplus value is unsupported by any argument or analysis, and can be argued to be merely an artifact of the nature of his presentation. Any commodity can be picked to play a similar role. Consequently with equal justification one could set out a corn theory of value, arguing that corn has the unique power of creating more value than it costs. Formally this would be identical to the labour theory of value.

Хотя Маркс в первом томе «Капитала» достаточно подробно обосновывает, почему труд не является товаром, что товаром является рабочая сила , и что этот специфичный товар имеет принципиальные отличия для нужд производства, по сравнению с любым другим товаром - все товары лишь переносят свою стоимость на конечный продукт, а товар «рабочая сила» этого не делает, зато создаёт новую стоимость.

Некоторые авторы указывали на расплывчатость, неясность и неконкретность формулировок Маркса, которые похожи не столько на экономические, сколько на философские умозаключения (Маркс по образованию был юристом и философом). Жак Аттали считает, что многие экономические постулаты (тезис о фетишизации денег при капитализме, об отчуждении труда, тезис о капитале как о мёртвом труде-вампире, высасывающем живой труд и т. д.) он выводил не из объективной реальности или фактов, а из своих личных ощущений и комплексов .

Сам Маркс невысоко оценивал свой вклад в экономическую науку, в отличие от своего вклада в области социальной теории .

Существует взгляд, что марксистская политэкономия, вернее, та её часть, которая была привнесена самим Марксом, не является традиционной экономической наукой, а представляет собой самостоятельное философское ответвление политической экономии. .

Политическое значение

Политическое влияние марксизма в XX в. было огромным: марксизм доминировал примерно на 1/3 территории земного шара. Марксистская политэкономия выступила экономической доктриной социализма , реализованного в XX веке в СССР , КНР , в странах Восточной Европы, Индокитая, на Кубе , в Монголии . В свою очередь социальные изменения в странах, строивших социализм, подтолкнули глубокую трансформацию социально-экономического устройства развитых капиталистических стран, качественно улучшившую социальное положение основной массы их населения и развитие демократии в этих странах.

С другой стороны, почти во всех социалистических странах марксистская экономическая наука превратилась в догматическое учение – часть официальной идеологии. Перестав отвечать реалиям, она стала оказывать негативное воздействие. Так, в СССР насаждение этого учения в 1930-е годы сопровождалось разгромом отечественной экономической школы мирового класса (Николай Кондратьев , Василий Леонтьев , Александр Чаянов). В 1950-е годы марксистские догмы (опережающее развитие тяжелой промышленности, неизбежность краха мирового капитализма и т.д.) помешали трансформации советской военной экономики в экономику, ориентированную на потребности населения (план Маленкова), и в какой-то мере способствовали начавшейся гонке вооружений . В 1960-1980-е гг. господство марксистского догматического мышления в СССР помешало своевременно сделать вывод о том, что капитализм на Западе в середине XX в. претерпел качественную трансформацию, и не позволило к моменту начала перестройки выработать продуманную концепцию рыночных реформ, что отчасти предопределило негативные последствия этих реформ и распад СССР .

См. также

Литература

  • Политическая экономия. Капиталистический способ производства: Учебник для экономических высших учеб. заведений и факультетов / (Гл. ред. акад. А. М. Румянцев). - М.: Политиздат, 1973. - 623 с.
  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. М.: КомКнига, 2006 .

Ссылки

  • Курс лекций «Политическая экономия» д.э.н. А.В. Бузгалина на экономическом факультете МГУ

Примечания

  • Сисмонди, С. Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению. М.: Соцэкгиз, 1937.
  • Robbins L. The Nature and Significance of Economic Science, 1932, p.132
  • Цит. по: Atkinson, A.B. Economics as a Moral Science. The University of York, 2008. - p.3. Cf.:
  • Bigo P. Marxisme et humanisme. - P.: P.U.F., 1953
  • Con sempre nuova freschezza… . Il santo Natale e l’umanitа dolorante. - Radiomessaggio nella vigilia del Natale 1942, 24 dicembre 1942: AAS 35(1943), pp. 9-24.
  • Жамс, Э. История экономической мысли в XX в. М.: ИИЛ, 1959. - с.545; cf.: Bigo, P . Op.cit., p.109.
  • Bigo, P . Op.cit., p.27.
  • The American Economic Review, March 1962, pp. 12-15
  • Жак Аттали Карл Маркс. Мировой дух. Серия «Жизнь замечательных людей» М:, 2008, ISBN 978-5-235-03092-3 , с. 386 с.260-261, 296-297, 310
  • Paul Sweezy. The Theory of Capitalist Development
  • Министерство образования РФ

    Архангельский Государственный Технический

    Университет

    Институт экономики, финансов и бизнеса

    Кафедра экономической теории

    РЕФЕРАТ

    по Истории экономических учений

    «Марксистская политическая экономия»

    Выполнил студент

    2 курса 7 группы

    Проверила преподаватель

    Шапарова Инна Петровна

    Архангельск

    Основные положения общей теории Маркса. Социально-философские взгляды Маркса 4

    Основные экономические учения Маркса 7

    Заключение. Маркс перед судом истории 17

    Список литературы 21

    Исторические условия возникновения марксизма

    Марксизм возник в 40-х годах XIX века. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.

    Важным этапом развития капиталистической экономики был промышленный переворот, наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он ознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к фабричной системе, основанной на широком применении машинной техники, обусловив утверждение капиталистических производственных отношений. Важной исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предыдущим способом производства, но также и противоречивость своего развития, все большее нарастание конфликта между трудом и капиталом.

    Промышленный переворот, осуществившийся вначале в Англии, а затем и в других странах Западной Европы, создал качественно новую основу для развития производственных сил и, следовательно, реальную перспективу резкого увеличения после социальной революции производства материальных благ для трудящихся, и увеличения свободного времени – основы всестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известны проявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах, а также чартистское движение 30 – 40-х годов в Англии.

    То обстоятельство, что развитие капитализма в Германии в этот период сочеталось с сохранением значительного проявления феодальных отношений, придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того, что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно – демократической революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота классовых противоречий в Германии 40–х годов во многом благоприятствовала тому, что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.

    Наряду с революционными выступлениями рабочего класса, важнейшее значение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее развитие общественной мысли: немецкой классической философии, классической английской политической экономии и французского утопического социализма.

    Основные положения общей теории Маркса. Социально-философские взгляды Маркса

    По признанию самого К. Маркса, как ученый он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и уто­пического социализма. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения за­кона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда. У вторых - идеи диалектики и материализма, у тре­тьих - понятие классовой борьбы, элементы социологического ус­тройства общества. Автор «Капитала» является не един­ственным в числе исследователей начала и середины XIX в., рассма­тривавших политику и государство как вторичные явления по от­ношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя причинно-следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капи­тализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временными.

    Однако центральное место в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция базиса и надстройки, о которой он заявил еще в 1859 г. в работе «К критике политической эконо­мии». Основная идея в этом произведении была сформулирована так: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определен­ной ступени развития их материальных производительных сил. Со­вокупность этих производственных отношений составляет эконо­мическую структуру общества, реальный базис, на котором возвы­шается юридическая и политическая надстройка и которому соот­ветствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, по­литический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определя­ет их сознание». Между тем, по большому счету, в концепции базиса и надстрой­ки предпринята попытка дать экономическую интерпретацию ис­тории с учетом развития производительных сил и производст­венных отношений, которая подсказывает, по замыслу К. Маркса, процесс перехода от капитализма к социализму, ибо «буржуазной общественной формацией, - пишет он, - завершается предысто­рия человеческого общества». По Марксу, недиалектический под­ход и необоснованное признание законов капиталистической экономи­ки универсальными, не позволили понять представителям классичес­кой политической экономии, которые собственно открыли эти за­коны, что они имеют специфический и преходящий характер.

    Обращаясь к сути рассматриваемой концепции К. Маркса, сле­дует заметить, что идея анализа общественного развития как чередо­вания базиса и надстройки не проста в применении. Например, «про­изводительные силы зависят одновременно от технической осна­щенности и от организации совместного труда, которая в свою оче­редь зависит от законов собственности. Последние принадлежат к юридической сфере. Но «право - это часть государства, а послед­нее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса и надстройки». Но, несмотря на это, с тех пор, да и сейчас, «для марксиста экономический подход означает, что ор­ганизация производства играет решающую роль, предопределяя со­циальную и политическую структуру, и основной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочи­ми и капиталистами и всеобщем подчинении одного класса друго­му».

    По убеждению К. Маркса, капитализм, эра которого «берет свое начало в XVI веке», исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплу­атация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может само­реализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существо­вания в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. А что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свобод­ного времени, то оно, по Марксу, «мерилом богатства» станет не при капитализме, а при коммунизме. Однако у автора «Капитала» дей­ствительно «нет никаких убедительных данных ни о том моменте, когда капитализм перестанет функционировать, ни даже о том, что в данный конкретный момент он должен перестать функциониро­вать". Маркс представил определенное число доводов, позволяю­щих считать, что капиталистический строй будет все хуже и хуже функционировать, однако он не доказал экономически, что внут­ренние противоречия капитализма разрушат его.

    Следует подчеркнуть, что в доводах К. Маркса о неизбежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных прин­ципов распределения доходов между классами общества, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колони­альной эксплуатации и к войнам. Общественным идеалом он счи­тает социализм и коммунизм, называя их фазами неантагонистичес­кого коммунистического общества, при котором средства произ­водства не будут более объектом индивидуального присвоения и каж­дый человек обретет свободу.

    Впрочем, убежденность К. Маркса в торжестве идеалов бесклас­сового общества зиждется прежде всего на теории классов, ставшей достоянием классической политической экономии еще со времен физиократов и А. Смита. Считая себя последователем «классиков», он действительно занимался «в основном проблемой экономичес­кого роста, а именно роста благосостояния и дохода, а также про­блемой распределения этого растущего дохода между трудом, капи­талом и землевладельцами», т.е. между классами. Но центральной идеей его теории классов является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества.

    Еще в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс писал: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетае­мый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерыв­ную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революцион­ным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».

    Основные экономические учения Маркса

    Марксистская политэкономия одна из самых интересных в 19 веке

    направлений экономической мысли, развившей классическую политэкономию в той его части, где рассматриваются основы трудовой стоимости.

    Учение, получившее свое название по имени его основоположника, было создано вынужденным эмигрировать из Германии революционным политическим деятелем Карлом Генрихом Марксом (1818-1883) при непосредственном, участии его друга и соратника Фридриха Энгельса (1820-1895). Оно изложено с наибольшей полнотой в многотомной работе Маркса «Капитал». Первый том «Капитала» опубликован в 1867 г., второй и третий были подготовлены к изданию Энгельсом уже после смерти Маркса (1885 и 1894), четвертый, оставшийся в набросках, был выпущен в свет под названием «Теории прибавочной стоимости» учеником Энгельса Карлом Каутским (1905-1910). Среди собственных работ Ф.Энгельса, затрагивающих проблемы экономической теории, следует назвать прежде всего «Переворот в науке, совершенный господином Евгением Дюрингом» (1878), чаще сокращенно именуемую «Анти-Дюринг».

    Марксистское экономическое учение генетически связано с английской классической школой в политической экономии.

    Товар. Двойственный характер стоимости товара. Двойственный характер труда

    Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств. Любой товар имеет две стороны: потребительную ценность и меновую ценность. Товарное тело (железо) есть потребительная стоимость, или благо. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Меновая стоимость представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорций, в которых потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Как потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия.

    Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда ее полезность для человека не опосредована трудом (воздух). Вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления.

    Величина данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее изготовления. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

    Как потребительные ценности товары, по Марксу, несравнимы. Сопоставимыми их делает то, что все они - продукты труда. В потребительной стоимости каждого товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда.

    Маркс говорит о двойственном характер труда, воплощенного в товаре. С одной стороны, это всегда определенный конкретный труд, и в этом качестве он создает конкретную потребительную ценность. Но всякий труд, независимо от его конкретного вида, есть затрата человеческой энергии, мускулов, нервов, и это делает продукты труда сравнительными. Труд, рассматриваемый в таком плане, Маркс называет абстрактным трудом. Абстрактный труд создает стоимость товара, проявляющуюся в меновой ценности (или меновой стоимости), т. е. пропорции, в которой товар обменивается на другой товар.

    Деньги, или обращение товаров

    Товар, функционирующий в качестве меры стоимости есть деньги. Деньги возникли из товарного обращения исторически. Вначале обмен носил случайный характер, затем он стал постоянным явлением и тогда из общей массы товаров стал выделяться один как всеобщий эквивалент. Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом (или серебром), которое и стало деньгами.

    Мера стоимостей

    Золото – всеобщая мера стоимостей и поэтому становится деньгами. Деньги – необходимая форма проявления имманентной товарам меры стоимости, - рабочего времени. Выражение стоимости товара в золоте есть денежная форма товара или его цена. Деньги являются как общее воплощение человеческого труда, масштабом цен – как фиксированный вес металла. Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда. Форма цены допускает возможность количественного несовпадения величины стоимости с ценой.

    Средство обращения

    а. Метаморфоз товаров

    Процесс обмена товара совершается в виде смен форм: Товар – Деньги - Товар. Товар - Деньги – первый метаморфоз товара или продажа. Деньги – Товар – второй (заключительный) метаморфоз – купля. Заключительный метаморфоз одного товара образует сумму первых метаморфоз других товаров. Два метаморфоза представляют собой в то же время противоположные частичные метаморфозы двух других товаров.

    b. Обращение денег

    Деньги функционируют как покупательное средство. Движение денег есть лишь движение собственной формы товара. Масса денег, функционирующих в качестве средств обращения равна отношению суммы цен товаров к числу оборотов одноименных денежных единиц.

    c. Монета. Знак стоимости

    Весовая часть золота, представленная в цене, или в денежном названии товаров, должна противостоять последним в процессе обращения как кусок золота, или монета. В денежном обращении нет возможности заместить металлические деньги в их функции монеты знаками из другого материала или простыми символами. Закон обращения бумажных денег: выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, в каком действительно обращалось бы символически представленное ими золото (серебро).

    d. Мировые деньги

    Выходя за пределы сферы обращения, деньги сбрасывают с себя приобретенные ими в этой сфере локальные формы – масштабы цен, монеты, знаков стоимости – и опять выступают в своей первоначальной форме слитков благородных металлов. Мировые деньги – всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство

    Прибавочная стоимость

    В основе исследований К. Маркса - утверждение Смита и Рикардо о том, что в основе стоимости всех товаров лежит количество труда, затраченное на их производство. Маркс создал стройную и непротиворечивую теорию, описывающую законы функционирования и развития капиталистической системы хозяйства. Он разрешил противоречие, которое поставило в тупик основателей классической политэкономии: поскольку стоимость создается только трудом, прибыль капиталиста есть результат присвоения продукта труда рабочих. Английская классическая школа не могла объяснить происхождение прибыли без признания нарушения закона стоимости: если капиталист покупает труд рабочего по стоимости, прибыль невозможна; если она существует, значит труд покупается ниже стоимости. Иначе говоря, проблема была в том, что рабочий получает стоимость меньшую, чем производит своим трудом и отсюда делает вывод, что либо нарушается основной закон товарного производства (эквивалентность обмена), либо в создании стоимости наряду с трудом принимают участие другие факторы.

    Маркс предлагает такое решение: капиталист покупает не труд, а рабочую силу, т.е. способность трудиться. Как и любой другой товар, она имеет стоимость и потребительную стоимость, где первая определяется стоимостью рабочей силы - затратами на ее воспроизводство: на питание, одежду, образование и приобретение квалификации, содержание детей, которые должны будут заменить физически выбывающую рабочую силу родителей и т.п., т.е средствами существования работника и его семьи, а потребительная стоимость заключается в способности рабочей силы создавать стоимость большую, чем она сама стоит. Разницу между стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс именует прибавочной стоимостью. Прибавочная стоимость - источник прибыли капиталиста. То есть в условиях эквивалентного обмена товаров естественно существование прибыли и ренты, которые являются не чем иным, как присвоением неоплаченного труда рабочего, по сути, эксплуататорскими доходами. Отсюда логично утверждение, что капитал есть накопленный неоплаченный труд наемных рабочих.

    В течение рабочего дня рабочий должен прежде всего произвести стоимость, эквивалентную стоимости его рабочей силы. Затрачиваемый на это труд Маркс именует необходимым трудом. Всю остальную часть рабочего дня рабочий занят прибавочным трудом, создавая прибавочную стоимость. Соотношение прибавочного и необходимого труда (или, что то же самое, прибавочного и необходимого рабочего времени) характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами или норму прибавочной стоимости:

    Отсюда легко получить массу производимой прибавочной стоимости. Масса производимой прибавочной стоимости равна прибавочной стоимости, доставляемой рабочим днем отдельного рабочего, помноженной на число применяемых рабочих. Масса производимой прибавочной стоимости равна величине авансированного переменного капитала, помноженной на норму прибавочной стоимости

    Классическая школа не могла согласовать с трудовой теорией стоимости фактически наблюдаемое равенство нормы прибыли в отраслях с разным органическим строением капитала, т.е. почему норма прибыли на капитал определяется не количеством привлеченного труда (логично по трудовой теории стоимости), а размерами капитала. Маркс декларирует следующее решение проблемы. Капиталы устремляются в отрасли с низким строением капитала, а следовательно, с высокой нормой прибыли. Усилившаяся в этих отраслях конкуренция сбивает цены ниже стоимости. Наоборот, в отраслях с высоким органическим строением капитала, откуда капиталы уходят, предложение отстает от спроса и цены повышаются. Переливание капитала из отрасли в отрасль продолжается до тех пор, пока цены не установятся на уровне, обеспечивающем выравненную, среднюю норму прибыли. При развитом капитализме, утверждает Маркс, товары продаются не по стоимости, а по ценам производства (издержки плюс средняя прибыль). Закон стоимости нарушается в каждой отрасли, поскольку цены производства отклоняются от стоимости то в одну, то в другую сторону, но он действует в обществе в целом, ибо эти отклонения взаимно погашаются и общая сумма цен производства равняется общей сумме стоимостей.

    Прибавочную стоимость Маркс рассматривает как единый источник промышленной прибыли, процента, торговой прибыли и земельной ренты. Промышленные капиталисты уступают торговцам и банкирам часть прибавочной стоимости, полученной ими за счет труда рабочих в производстве. При этом они высвобождаются от затрат своего капитала на склады и торговые предприятия, уменьшают за счет заемного потребность в собственном капитале. В результате норма их прибыли только повышается.

    Развивая рикардовскую теорию ренты, Маркс доказывает существование наряду с дифференциальной рентой, связанной с различиями в плодородии и местоположении участков, еще и абсолютной ренты, обусловленной самим фактом собственности на землю, представляющей по сути монополию.

    Абсолютная и относительная прибавочная стоимость

    Маркс видит два пути повышения степени эксплуатации: прямое увеличение прибавочного труда за счет удлинения рабочего дня и изменение соотношения прибавочного и необходимого труда в пределах фиксированного или даже сокращенного рабочего дня. Первый путь он называет получением абсолютной прибавочной стоимости, второй - получением относительной прибавочной стоимости. Первый характерен для раннего капитализма, второй - для зрелых его форм.

    Удлинение рабочего дня за те границы, в которых рабочий был бы в состоянии произвести только эквивалент стоимости своей рабочей силы, и присвоение этого прибавочного труда капиталистом – вот в чем состоит производство абсолютной прибавочной стоимости. Она образует всеобщую основу капиталистической системы и исходный пункт производства относительной прибавочной стоимости (рабочий день уже с самого начала разделена на 2 части: необходимый и прибавочный труд). С увеличением прибавочного труда сокращается необходимый труд.

    Сокращение необходимого времени может быть достигнуто без понижения жизненного уровня работников при удешевлении средств существования рабочих за счет роста производительности труда. Также Маркс выделяет еще один путь увеличения прибавочной стоимости: получение избыточной прибавочной стоимости путем снижения индивидуальных (для данного предприятия) издержек производства по сравнению с общественно необходимыми. Но этот вид прибавочной стоимости не может присваиваться всеми капиталистами и даже у отдельных капиталистов он носит временный характер.

    Постоянный капитал и переменный капитал

    Маркс вводит деление капитала на постоянный (представленный в виде средств производства) и переменный (вложенный в рабочую силу). Та часть капитала, которая превращена в рабочую силу, в процессе производства изменяет свою стоимость. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость, которая, в свою очередь, может изменяться, быть больше или меньше. Из постоянной величины эта часть капитала непрерывно превращается в переменную (переменный капитал). Та часть капитала, которая превращается в средства производства, т.е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда в процессе производства не изменяет величины своей стоимости (постоянная часть капитала).

    Выражение стоимости продукта в относительных долях продукта

    Капитал распадается на две части: денежную сумму С, израсходованную на средства производства; и другую денежную сумму V, израсходованную на рабочую силу.

    С – часть стоимости, превращенная в постоянный капитал.

    V – часть стоимости, превращенная в переменный капитал.

    Стоимость = С + V + m. Распад продукта – результат процесса производства на три части: на количество продукта (труд, заключенный в средства производства); другое количество, представляющее только необходимы труд, присоединенный в процессе производства, или переменную часть капитала, и третье – прибавочный труд, присоединенный в этом самом процессе или прибавочную стоимость.

    Органическое строение капитала

    Отношение постоянного капитала к переменному он называет органическим строением капитала и связывает с ним динамику занятости, движение нормы прибыли и ряд других явлений. Поскольку органическое строение капитала вследствие техническогопрогресса повышается, спрос на рабочие руки растет медленнее, чем величина капитала. Отсюда, по Марксу, неизбежность роста армии безработных, а следовательно - ухудшение положения рабочего класса по мере развития капиталистического производства. Существование хронической армии безработных вследствие вытеснения труда машинами также обеспечивает эффективный механизм удерживания зарплаты. Маркс формулирует «всеобщий закон капиталистического накопления»: накопление богатства на одном полюсе, у класса капиталистов, есть накопление нищеты и муки труда на другом полюсе, на стороне рабочего класса.

    Рост органического строения капитала порождает и тенденцию к снижению нормы прибыли, рассматриваемой как отношение прибавочной стоимости ко всему авансированному капиталу. Это, по Марксу, именно тенденция, так как понижению нормы прибыли препятствуют такие факторы, как рост степени эксплуатации, уход капитала в колонии, где органическое строение капитала ниже, и ряд других. Стремясь к увеличению нормы прибыли, капиталист снижает затраты, главным фактором уменьшения затрат является повышение производительности труда путем внедрения новой техники и технологии. Следствием является рост технического строения капитала (капиталовооруженность труда), что приводит к уменьшению совокупной массы прибавочной стоимости и уменьшению нормы прибыли в рамках народного хозяйства, что является свидетельством ограниченности капиталистического способа производства по Марксу.

    Простое и расширенное воспроизводство

    Маркс строит схемы простого и расширенного воспроизводства. Все общественное производство он разбивает на два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления. Их взаимосвязь представляется уравнением, в котором фигурируют постоянный и переменный капитал и прибавочная стоимость. Вывод из этой примитивной модели гласит: при простом воспроизводстве сумма переменного капитала и прибавочной стоимости первого подразделения должна равняться постоянному капиталу второго подразделения, а при расширенном воспроизводстве она должна быть больше этого постоянного капитала.

    Кризисы производства

    Маркс отвергает сэевскую концепцию невозможности всеобщих кризисов производства. Он доказывает неизбежность таких кризисов в силу анархии производства. Капиталистическое производство он объявляет цикличным, проходящим через фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема - к новому кризису. Причиной экономических кризисов является, то, что расширение производства не порождает автоматического пропорционального увеличения эффективного спроса. Маркс отрицал перманентность этого состояния и был не согласен с доктриной постоянного недопотребления, связанного с низкой зарплатой, отмечая, что в периоды предшествующие кризису, зарплата наиболее высока. Дело в том, что реальная зарплата, воплощенная в средствах существования, не увеличивается столь же быстро, как выработка на одного человека и это представляет собой конечную причину кризисов. Механизм выхода из кризиса - массовое обновление капитала (напоминает механизм мультипликатора, проанализированного подробно Дж. Кейнсом).

    Неизбежность коммунистического общества

    В теории Маркса большую роль играет закон концентрации и централизации капитала и производства. В силу этого закона мелкое производство уступает крупному, а оно, в свою очередь, крупнейшему. По Марксу, мелким и средним предприятиям не остается места в развитом капиталистическом обществе. Но из этого закона вытекает и неизбежность замены крупной капиталистической собственности единой общенародной собственностью. Маркс и Энгельс считали, что коммунистическое общество пройдет в своем развитии две стадии (позднее среди марксистов они получили название «социализм» и «коммунизм» или «полный коммунизм»). На первой стадии уже исчезнет частная собственность, но необходимо будет осуществление распределения по труду. Энгельс это распределение толкует как распределение по количеству, но не по качеству труда, т.е. не по квалификации, уровню умелости и т.п. Поскольку образование и обучение профессии будет осуществляться за счет общества, то и плоды, приносимые квалификацией, должны доставаться обществу, а не самому работнику. На второй стадии, когда гигантски вырастут объемы производства и труд станет жизненной потребностью человека, распределение по труду сменится распределением по потребностям.

    Энгельс подчеркивает, что распределение и на первой стадии коммунизма не будет носить характер торговли. Товарно-денежные отношения отпадут. Квитанции, которые будет получать работник за свой труд и которые послужат для него основанием приобретения на общественных складах нужных потребительских благ, столь же не являются деньгами, как театральный билет.

    Заключение. Маркс перед судом истории

    Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с достиже­ниями его предшественников по «классической школе» экономи­ческой мысли, особенно А. Смита и Д. Рикардо. Однако их теоре­тико-методологические позиции, как полагал автор «Капитала», стали лишь вершиной основ «буржуазной» экономической теории, и после их трудов «классическая политическая экономия» якобы себя исчерпала. Уже в главе 1 тома 1 «Капитала» К. Маркс заявляет, что «вульгарный экономист» отошел от принципов Смита-Рикардо, иг­норирует «реальные» и «определяющие факторы», скользит по по­верхности экономических явлений и имеет дело с субъективным отношением к денежным издержкам экономических агентов. При этом «вульгарный экономист», по Марксу, является выразителем буржуазной (классовой) идеологии и по данной причине (даже не имея намерений быть неправдивым) лишен возможности толковать реальность объективно.

    В свою очередь, можно сказать, что теория Маркса также явилась лишь классовой идеологией – только другого класса (пролетариев). Как едко заметил один из современных авторов: «Теория Маркса неверна, потому что бессильна». Указанные выше противоречия в построении теории, неоспоримые признаки тенденциозного подхода и запрограммированности конечных результатов, намеренное усложнение и введение абстрактных эмпирически не подтвержденных понятий, явное несоответствие реальности – вот неполный перечень того в чем обвиняют Маркса. Ученый может допускать ошибки но не имеет право на недобросовестность и тенденциозность. Как бы то ни было, его экономические, политические, философские воззрения оказали столь значительное воздействие на умы людей как прошлого так и настоящего века, что отказать Марксу в значительности его трудов невозможно.

    В ответ на ретроспективные доказательства неправоты Маркса, заметим, что Марксов постулат о пролетарской революции в наиболее развитых странах был отвергнут в России – революция произошла в самой отсталой и непролетаризированной стране Европы. Как журналисту Марксу невозможно отказать в убедительной силе фактического материала приведенного в его работах – картины обнищания и деградации пролетариата и т.п. Очевидно, что лишь недостаточным развитием производственных сил, как утверждает М.Блауг, данные примеры объяснены быть не могут – дело в действительно хищническом и бесчеловечном характере производства современного Марксу капитализма. Тем не менее, переиначив известный афоризм Черчилля о демократии, возразим, что капитализм – самое худшее общественное устройство, но другие – еще хуже.

    Марксизм, его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй половине ХIХ века марксизм значительно распространился в многих странах мира. где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса выйдя на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивался в различных регионах Азии, получил распространение в Африке, Латинской Америке.

    Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные сто­роны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира.

    Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей - пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть.

    Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой - всеобщего духовного опыта человечества.

    Но не все идеи социально – политической концепции марксизма выдержал проверку временем. Историческое развитие человечества привело к таким изменениям, которых эта теория не предвидела. Сложились серьезные изменения в составе общественных сил, которые ведут борьбу за социальный прогресс, в способах и методах осуществления социальных перемен. Утратили актуальность идеи конфронтации, революции, вооруженной борьбы. В этих условиях по–другому выглядит и сам процесс общественного развития. Меняются представления про власть и ее носителей, государство и роль насилия, диктатуру и демократию, представления, которые раньше слаживались под влиянием психологии противостояния и борьбы. Они должны быть пересмотрены с позиции современного этапа мирового развития, общечеловеческих интересов.

    Общественная практика показала, что исторически ограниченным оказалось положение марксизма о насилии как бабы-повитухи истории, о всемирно-исторической миссии пролетариата и его диктатуре, о исчезновении товарно-денежных отношений в эпоху социализма. Но и сейчас остаются актуальными диалектический метод анализа общественных явлений, идеи социальной справедливости и солидарности, положение про то, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

    В перспективе дальнейшего развития человечества философ­ские решения кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различных догматических и вульгарных наслоений и истолкований, станут несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в наше время называют общечелове­ческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса.

    Списокок используемой литературы

    1. B.H. Костюк «История экономических учений»

    2. К. Маркс «Капитал»

    3. Н.Е. Титова «История экономических учений»

    4. А. Ю. Брегада. Основы политологии. Киев. КНЕУ 1998

    5. Агапонова И.И. “История экономической мысли. Курс лекций”, - Москва: Экмос, 1998 г.

    6. Василевский Е.Г. “История экономических учений”, Ч.1 – Москва: МГУ, 1989.

    Рыночные ситуации. Новые веяния находят отражение и в изменении названия самой науки. Понятие "политическая экономия" (political economy) вытесняется понятием "Экономикс" (economics). Под "Экономикс" понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и...

    В личности производительной силы труда и интеллекта. Исходя из механистических представлений марксизма о человеческом труде как расходовании человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т.д., политическая экономия советской России на протяжении всего периода своего господства так и не смогла отделить от человеческого труда интеллектуальную деятельность, тем самым не использовав огромные...

    Экономистами, а Дюпон придумал термин физиократия (переводится как «власть природы»), выражающий суть их взглядов, и впоследствии их стали называть физиократами. Физиократическая теория представляет собой специфическую форму классической политической экономии. Основой экономики Франции в тот период было сельское хозяйство, находящееся в кризисе в результате проводимой политики меркантилизма, что...

    Марксистское экономическое учение – это система взглядов, доказательств и гипотез, согласно которым капиталистические отношения, построенные на эксплуатации труда капиталом исторически преходящи: их внутренние противоречия неминуемо приведут к коммунистическому способу производства.

    Название учения происходит от имени его основателя – Карла Генриха Маркса (1818-1883). Что же обусловило и послужило причиной возникновения этого направления в экономической мысли?

    Сразу заметим, что единого объяснения здесь нет, нужно исходить из совокупности обстоятельств. На наш взгляд, они были порождены спецификой общественных отношений середины XIX века - идеологией, политикой, экономикой и развитием науки, и не только экономической. Так, в области политической экономии в этот период не было признанного лидера, оценки её научных достижений были, как известно, противоречивыми: выводы и взгляды последователей классиков спорили друг с другом.

    В странах Западной Европы в первой половине XIX века наблюдались три экономических кризиса, а политика правительств мало учитывала практические рекомендации теоретиков-экономистов, да и авторитет экономических школ редко пересекал границы страны.

    Возникновению марксизма предшествовали ряд политических и политико-экономических событий – Крымская война в России (1853-1856), в которой участвовали Англия и Франция, гражданская война в США (1861-1865), движение за объединение Италии (50-е годы ХIХ в.), борьба за независимость в Польше, активизация движения за объединение Германии. К этому периоду времени относятся первые демократические выступления в Англии (чартистское движение 30-х – 40- годов Х1Х в.), протесты рабочих (восстания ткачей в Лионе, Силезии), революционно-демократические выступления во Франции и Германии 1848 года, которые ориентировались на республиканские принципы и идеалы социальной справедливости.

    Историки отмечают также, что в те времена среди интеллигенции, дворянства, людей просвещенных были распространенными нравы бунта и протеста. (Популярностью, например, пользовались книги французской писательницы Ж. Санд “Индиана”, “Консуэло” и другие, в которых воспевались идеи бунтарского романтизма, раскрепощения личности и национально – освободительной борьбы.) Нельзя исключать это влияние и на Маркса: его работы (как и совместные с Ф. Энгельсом) отражают резкое критическое отношение к капитализму, к правящим классам. Да и основная часть его практической деятельности была подчинена интересам пролетариата – “могильщика капитализма”. В этом отношении правомерно отметить и роль социалистических учений Сен-Симона, Фурье, Оуэна.

    Определенную роль сыграло развитие философской науки в Германии: два выдающихся мыслителя – Гегель и Фейербах “вооружили” Маркса мощным методом диалектического и материалистического анализа: будучи выпускником Берлинского университета по специальности “Юриспруденция”, Маркс защитил докторскую диссертацию по философии.

    Нельзя, наконец, не отметить личностные характеристики Маркса- огромная работоспособность, разносторонние познания, живой интерес к политическим событиям, дружба с эрудированным, обладающим хорошим кругозором и знанием жизни - Ф. Энгельсом (1820-1895). Все вместе взятое и предопределили теоретические и политические устремления Маркса.

    Очевидно, надо согласится с одним из продолжателей марксизма – В.И. Лениным, который определил его три теоретико-методологических источника: немецкая философия, английская политическая экономия и французский социализм. Однако панорамная оценка условий возникновения марксизма содержится у Й. Шумпетера: марксизм возникает во время “высшей точки самореализации буржуазии и низшей точки буржуазной цивилизации”… “Для миллионов человеческих сердец учение Маркса о земном социалистическом рае означало новый луч света и новый смысл жизни”.

    Число научных работ Маркса и Энгельса очень большое. Среди них можно выделить: 1. Ранние работы (в основном совместные); 2. Основополагающий труд Маркса – “Капитал” с его несколькими набросками, вариантами, рукописями и 3. Поздние произведения. Все они собраны в Сочинениях Маркса и Энгельса, число которых составило 50 томов.

    Среди ранних работ (40-е годы Х1Х в.) – “Наброски к критике политической экономии” и “Положение рабочего класса в Англии” Ф. Энгельса, “Экономико-философский рукописи” К. Маркса, “Немецкая идеология”, “Манифест Коммунистической партии”(совместные), “Нищета философии” К. Маркса и ряд других. В них обобщаются выводы представителей классической политической экономии, предпринимаются попытки анализа закономерностей капиталистического производства – накопления капитала, распределения доходов, положения трудящихся, отношений между трудом и капиталом, а также создается теория общественно-экономических формаций, отношений собственности, формулируются выводы относительно материалистического понимания развития истории.

    Свой главный политико-экономический труд – “Капитал” К. Маркс посвятил решению задачи – почему, как и в каком направлении развивается капитализм. Это четырехтомный труд, из которых сам Маркс издал только первый том (1867). Два последующих уже после смерти Маркса издал Ф. Энгельс, а четвертый – К. Каутский. Каждый том имеет своё название: первый том – “Процесс производства капитала”, второй – “Процесс обращения капитала”, третий- “Процесс капиталистического производства, взятый в целом”, четвертый – “Теории прибавочной стоимости”.

    Как видим, в оценке перспектив капитализма Маркс придерживается противоположной Смиту и Рикардо позиции: капитализм вечен, утверждают последние; капитализм исторически преходящ – считает Маркс. Учение Смита и Рикардо не завершено выводами об обреченности капитализма и в этом смысле оно несовершенно. Вот почему классическая политическая экономия–объект критики Маркса (не случайно “Капитал” имеет подзаголовок “Критика политической экономии”).

    Второй том “Капитала” дополняет и развивает выводы первого – анализ производства дополняется анализом обращения – закономерностями кругооборота и оборота капитала, сменой форм капитала – денежной, производительной, товарной. Организатору производства и маркетологу небесполезно внимательно изучить материал о структуре производства и капитала, скорости его оборота, ознакомиться с марксовыми схемами и условиями простого и расширенного производства, узнать о неизбежности циклических колебаний. Маркс здесь, говоря современным языком, показывает одну из “ловушек” капитализма – возникновение диспропорций в производстве средств производства и предметов потребления.

    В третьем томе освещаются важнейшие реально наблюдаемые категории и явления - промышленная и торговая прибыль, процент, рента, конкуренция, цена производства и другие. Все доходы капиталистов, банкиров, земельных собственников – это части прибавочной стоимости, создаваемой рабочим классом. Весь класс капиталистов поэтому очень заинтересован в возрастании массы прибавочной стоимости, т.е. в усилении эксплуатации всего класса наемных работников. В соответствии с этим выводом Маркс рассчитывает среднюю нормы прибыли, показывает как она возникает (механизм внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции), дополняет учение Рикардо о дифференциальной земельной ренте учением об абсолютной ренте.

    Таким образом, начав с общих, абстрактных категорий, Маркс поднялся до конкретных измерений, продемонстрировав метод восхождения от абстрактного к конкретному. Использовал он и метод историзма, диалектического материализма. На этой основе были обрисованы и перспективы будущего экономического строя – планомерно организованного производства, которое базируется на общественной собственности на средства производства. Спустя несколько лет после выхода первого тома “Капитала” Маркс в работе “Критика Готской программы” (1875 г.) нарисовал величественную панораму коммунистического общества, которая стала впоследствии целью многих деятелей мирового масштаба. Это дало возможность Й. Шумпетеру охарактеризовать марксизм как “ проповедь в одежде научного анализа и анализ в интересах достижения выстраданных целей”.

    У экономической теории Маркса было много последователей и убежденных сторонников. Одним из первых пропагандистов “Капитала” был Ф. Энгельс, талантливо излагал его идеи немецкий социалист К. Каутский. Взгляды Маркса знали и изучали в России – профессора Н.И. Зибер и М.И. Туган-Барановский, революционер, общественный деятель - Г.В. Плеханов. С именем Маркса неразрывно связаны идеи и практическая деятельность выдающегося политического и государственного деятеля начала ХХ века – В.И. Ленина, его соратников.

    Не избежала эта теория и научной критики. Уже вскоре после выхода в свет “Капитала” несогласие с рядом его выводов высказал немецкий философ, экономист Е. Дюринг. Немного позднее на противоречия в учении Маркса обратили внимание австрийский экономист Е. Бём-Баверк, деятель немецкой социал-демократии – Э. Бернштейн. Ослабил позиции марксизма и опыт бывшего СССР, где марксизм долгое время господствовал как единственно верное учение.

    Что же научным признается в теории Маркса? Это прежде всего вывод о сложном и неустойчивом механизме хозяйствования в условиях капиталистического производства, о материальной основе неизбежности циклических колебаний, о необходимости ряда важнейших макроэкономических пропорций для устойчивого экономического развития. Маркс показал значимость объединяющего экономического и социального анализа, дал очертания будущих экономических отношений. До сих пор ученые обращаются к методам исследования, которые он использовал – восхождение от абстрактного к конкретному, диалектика возникновения и разрешения противоречий, диалектика формы и содержания.

    Среди слабых положений в теории марксизма – абстрагирование от научно-технического прогресса, односторонность в разработке теории прибавочной стоимости, обнищании пролетариата, да в ряде оценок капитализма. Многие экономисты- исследователи находят недостатки и в методах доказательств, которые использованы в “Капитале”: например, в анализе сущности эксплуатации, источника прибавочной стоимости.

    На наш взгляд, споры вокруг теоретического наследия К. Маркса и результатов, который дал советско-социалистический “эксперимент” в нашей стране и в ряде других, будут продолжаться: его учение многопланово и неоднозначно. К нему обращались и обращаются до сих пор даже явные противники – английский экономист, лауреат Нобелевской премии – Ф. Хайек, австро-американский экономист Л. Мизес, американский экономист, лауреат Нобелевской премии В.В. Леонтьев и другие. Среди его сторонников – представители многочисленных организаций коммунистов, публицистов, писателей. А в качестве обобщающей оценки приведем слова Р. Хейлбронера и Л. Туроу: ”У большинства американцев имя К. Маркса ассоциируется с революцией. И это в определенной степени справедливо. Но Маркс был больше чем политический деятель. Он был глубоким и проницательным экономическим мыслителем, быть может самым замечательным аналитиком динамики капитализма”(См. ”Экономика для всех” /Пер. с англ. – Новосибирск, 1994. С.33.)