Мария из магдалы - евангелие от марии магдалины. Евангелие от марии магдалены Апокриф большие и малые вопросы марии читать

Евангелие от Марии Магдалины

И незнании, хотя и в разных планах: апокриф включает это в ответ на вопрос о происхождении судьбы, в евангелии же об этих путах говорит избавляющаяся от них душа. Как уже было сказано, легенда о Марии Магдалине известна в гностической литературе в разных редакциях. Евангелие от Марии своей сдержанностью по отношению к роли Мар!ли напоминает новозаветную традицию. Тем не менее и в текстах совсем иного толка, на которые ссылается Епифаний, уловимы точки соприкосновения с Евангелием от Марии. Например, в части "Панариона", посвященной ереси гностиков (они у Епифания выделены наряду с василидианами, николаитами, карпократианами, керинфианами, валентинианами и т. д.), говорится об архонтах семи небес и о том, каким образом "души спасаются". "Душа, исходя отсюда, проходит через этих архонтов и не может не пройти, если не будет сколько-нибудь в полноте знания, или, -добавляет от себя Епифаний,- лучше сказать, сего незнания, и исполненная им, не избежит рук архонтов и властей" XXVI.10) . Однако дальнейшее разъяснение этого "знания" ("незнания") не напоминает пассажа из Евангелия от Марии. В другом месте Епифаний пишет: "Под именем же святого ученика Филиппа выдают подложное евангелие; в нем говорится: "Открыл мне Господь, что душе должно говорить при восхождении на небо и как отвечать каждой из высших сил"; именно говорит она: "Познала я сама себя… Я знаю о тебе,продолжает она,- кто ты, ибо принадлежу к высшим…"" (ХХVI.13). Но и этот текст, в известной мере ассоциируемый с Евангелием от Марии, перемежается подробностями, не имеющими общего с последним, уводит Епифания к толкованию, не приложимому к коптскому документу. Пассаж из евангелия располагает к сопоставлениям не только с гностической традицией. Типологически он в той или иной мере близок памятникам разных культур. Тема восхождения души, сопровождаемого столкновением со злыми силами, проступающее в диалоге разгадывание загадок, форма, тяготеющая к ритмическим эффектам, позволяют смотреть на текст как на цельный, в своих истоках, быть может, восходящий к обрядам посвящений. Но вернемся к вопросу, поставленному в начале очерка -о монолитности и гетерогенности апокрифа. Каким бы своеобразным и цельным ни представлялся исследованный выше отрывок, налицо его тесная связь с другими частями памятника. Тема внутреннего очищения человека, организующая пассаж о восхождении души, напоминает первые поучения в евангелии -о грехе, болезнях, смерти (7.13 -8.10) . Слова Спасителя, следующие затем ("Мой мир, приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: "Вот, здесь!" или "Вот, там!" Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним!") (8.14 -20) выдержаны в том же ключе, что и пассаж -напряженного внимания к внутренним ценностям. Эти слова в свою очередь перекликаются с изречениями 2 и 117 Евангелия от Фомы как своей формой, так и содержанием. В одних и тех же словах выражена в начале евангелия мысль о разрешении: "Все существа, все произведения, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу" (7.3 -8),- и в заключительных репликах души из отрывка: "Меня не познали, я же, я познала, чтовсе подлежит разрешению, будь то вещи земные, будь то небесные" (15.20 -16.1); "В мире я была разрешена от мира (вар.: миром) и в отпечатке отпечатком свыше" (16.21 -17.3). Евангелие от Марии(Страницы 1 -6 отсутствуют) Материя тогда разрушится или нет? Спаситель сказал: "Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; "и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу.Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!" Петр сказал ему: "Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это: что есть грех мира?" Спаситель сказал: "Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда "вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют "грех". Вот почему благо сошло в вашу средук вещам всякой природы, дабы направить ее к ее корню". Далее он продолжил и сказал: "Вот почему вы болеете и умираете, ибо вы любите то, что вас обманывает. Тот, кто постигает, да постигает! Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности. Тогда возникает смятение во всем теле. Вот почему я сказал вам: Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами природы. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!" Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал: "Мир вам! Мой мир, приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: "Вот, сюда!" или "Вот, туда!" Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его. Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не ставьте предела, кроме того, что я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им". Сказав это, он удалился. Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали: "Как пойдем мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека? Если они не сберегли его, как они сберегут нас?" Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям: "Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь, ибо его благодать будет со всеми вами и послужит зашитой вам. Лучше же восхвалим его величие, ибо он приготовил нас и сделал нас людьми". Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу, и они начали рассуждать о словах Спасителя. Петр сказал Марии: "Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы,и которые мы и не слышали". Мария ответила и сказала: "То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это". И она начала говорить им такие слова: "Я, – сказала она, – я созерцала Господа в видении, и я сказала ему: "Господи, я созерцала тебя сегодня в видении". Он ответил и сказал мне: "Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде меня. Ибо где ум, там сокровище". Я сказала ему: "Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение,- он созерцает душой или духом?" Спаситель ответил мне и сказал: "Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя, и тот, который созерцает видение, и он тот (Страницы 11 -14 отсутствуют) его. И вожделение сказало: "Я не увидела тебя нисходящей,но теперь вижу тебя восходящей. Почему же ты лжешь, принадлежа мне?" Душа ответила и сказала: "Я увидела тебя. Ты меня не увидела и меня не узнала. Я была Для тебя как одеяние, и ты меня не узнала". Сказав это, она удалилась в великом ликовании. Снова она пришла к третьей власти, именуемой "Незнание". Она спросила душу, сказав: "Куда ты идешь? Лукавство схватило тебя. Но ты схвачена. Не суди! " И душа сказала: "Почему ты судишь меня, хотя я не судила? Я была схвачена, хотя не схватила. Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные, будь то небесные". Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах. Первая форма – это тьма; вторая – вожделение; третья – незнание; четвертая – смертная ревность; пятая – царствие плоти; шестая – лукавство плоти; седьмая – яростная мудрость. Это семь господств гнева. Они вопрошают душу: "Откуда идешь ты, убивающая людей?" – или: "Куда направляешься ты, поглощающая пространства?" Душа ответила и сказала: "Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено; вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло. Втмире я была разрешена от мира (вар.: миром) и в отпечатке отпечатком свыше. Узы забвения временны. отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании". Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места. Андрей же ответил и сказал братьям: "Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала. Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли". Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе:"Разве говорил он с женщиной в тайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и все слушать ее? Предпочел он ее более нас?" Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: "Брат мой Петр, что же ты думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?" Левий ответил и сказал Петру: "Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель". Когда и они начали уходить, дабы провозглашать и проповедовать. Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! http://buckshee.petimer.ru/ Форум Бакши buckshee. Спорт, авто, финансы, недвижимость. Здоровый образ жизни. http://petimer.ru/ Интернет магазин, сайт Интернет магазин одежды Интернет магазин обуви Интернет магазин http://worksites.ru/ Разработка интернет магазинов. Создание корпоративных сайтов. Интеграция, Хостинг. http://dostoevskiyfyodor.ru/ Приятного чтения!

Глава 1
1. Бог, в рождении Иисуса Христа, имел такое же участие, как солнце в рождении плодов и всех живых существ, исполненных жизнью.
2. Велик Ты, праведник Эмазии – страны истинной мудрости и благой невинности!
3. Гордитесь, чада вечной жизни; ликуйте, носители зрелой любви; ликуйте и зовите Его, избранные сесть за вашу братскую трапезу.
4. Вот и я, в дурной день рождённая, решила написать о Нём. Многие другие написали, многие другие истину рассказали, но Он поручил – Христос и Дух мне повелели – написать то, что помню о великом подвиге Иисуса.
5. Не могу сейчас написать о Нём, друзья и братья, очень прошу вас, помогите мне. Завтра, может быть, уйду из жизни, лет мне много.
6. Много я видела и пережили, много уронила слёз; много молитв прочла и многих погребла мёртвых.
7. Но одно помню ясно, помню подлинно и правдиво: жизнь Того, Кого распяли, потому что Он говорил о Любви.
8. Сатана не замедлил поругать Его, но вижу теперь: от слова Его не осталось почти ничего.
9. А в том, что осталось, часто истина присутствует как неистина, а правда – как неправда.
10. Левое там сделали правым, белое – чёрным, а важнейшее скрыли и решили исторгнуть его с корнем.
11. Так сказал Тот, кого мы любили: «Праведные мои, укажите на живое слово, которое Я оставил, потому что те, которые были мне самыми близкими, будут проданы Лукавому и многие из их писаний исчезнут. А то, что останется, будет изменено и мало что из него не будет осквернено».
12. Тогда я спросила Его: «Учитель, как я, грешная, могу меряться с апостолами?»
13. И Он ответил мне: «Грешное, в этом мире – праведно в Царстве Отца Моего.
14. Жизнь есть жизнь любви и жизнь ненависти.
15. Многие «праведные» ненавидят и осуждают. Говорю вам: блудница, которая не ненавидит, славнее будет в Судный День «праведника», который осуждает!
16. Ибо есть ли больший блуд, чем плохое слово?
17. И не познаёт ли голубь голубку на глазах у всех? Не погибнет ли род человеческий ото лжи, величайшей во вселенной? Не нападают ли бесы и болезни на всех героев и праведников?
18. Лучше замолкнете и наблюдайте за собою, чем быть вам погребённым заживо!
19. Жив, Магдалина, лишь тот, кто, где бы ни находился, не судит других».
20. Схватили меня тогда и хотели побить камнями. Я, грешная, любила одного, который был женат и имел троих детей. Родные его жены привели меня на площадь и стали громко кричать: «Убьём блудницу! Она осквернила закон!»
21. Тогда явился Христос и сказал им: «Тот, кто считает себя безгрешным, пусть первый бросит камень!». Так сделал Сын Человеческий, что толпа разошлась.
22. Потом Он приблизился ко мне и стал на колени.
23. О, Сион, я вся горела от страха и стыда. В душе моей совершалось великое; я пала на землю и сильно рыдала. Он гладил меня по волосам и говорил:
24. «Сестра, заря небесная, найди силы меня выслушать. Много зла на этой земле; много лжи сказано Лукавым. Забудь, что ты «грешница», сестра, и скажи Мне: живёт ли твоё сердце, когда ты любишь?»
25. «Живёт, Господи! Когда я не люблю, оно мертво!»
26. «Люби тогда, сестра небесная. И не греши другой раз думать, что ты – грешна».
27. Так, сёстры и братья, я впервые увидела Живого Бога на Земле.
Глава 2
1. Тот, Кого распяли, и Кто воскрес из мёртвых, жил среди своих овец просто и свято.
2. Многие слушали Его, некоторые были посвящены в Слово Мудрости, однако один лишь достиг вечной жизни.
3. Это – святой брат и апостол Иоанн, чище всякого знания на небе и на земле.
4. Созданный духом и водой, он последовал за Учителем до конца, до дна, до сердцевины Его Слова.
5. Он привёл меня к Нему, он очистил меня от постыдных слов и мыслей, которыми сыновья Лукавого хулят Дочерей Божиих.
6. О, блаженна я, побеждённая Христом! Я, просительница милости у Иоанновых друзей! Я, последняя ученица Благого на этой Земле!
7. Последняя в глазах пророков и апостолов – ревнивых хранителей старого ассирийского и вавилонского учений.
8. Так учил Христос в последние Свои дни на земле в то время:
9. «Истинно, истинно говорю тебе, ты – та, которую избрал Бог, чтобы спасти этот мир от погибели!
10. Радуйся, дщерь Сиона! Царство Божие не принимало до нынешнего дня женщины или матери с этой земли; ты же, Магдалина, подошла совсем к Его порогу!
11. Услышь теперь слова Неба:
12. Истинно, истинно говорю тебе, жена спасёт мир, а не мужчина и пророки.
13. Дух любви Божией живёт в её душе.
14. Владыка Ада ещё крепко держит её сердце.
15. Но рождается уже новая Ева, свободная от Дьявола.
16. Слушайте, слушайте, сёстры мои небесные; слушайте, девицы, жёны, матери – слово Божие и дивитесь!
17. Я пришёл на землю через жену Иосифа, жену святую, непорочную, чистую, кроткую.
18. От Неё родилось Слово Божие, пришедшие от живого Бога.
19. Но есть девицы, жёны, матери, высшие, чем она.
20. Многих из них этот доныне убивал, многих из них осуждал на смерть.
21. Девицы Неба не рождают детей во плоти.
22. У Небесных Жён – один Любимых во все веки Вечности.
23. А Небесные Матери чисты и святы от создания мира во веки!
24. Если вы счастливы и блаженны младенцем, которого вы приобрели, вы Матери Божии.
25. Матери Божии зачинают в тайне, живут одиноко и не имеют одного дома с отцом.
26. Матери Божии зачинают по любви, любят прежде всего Бога и не имеют иного супруга, кроме пророка и апостола.
27. У родившегося от Матери Божией нет имени отца. У него лишь одно, духовное имя: «Сын Божий».
28. Рожденный от Матери Божией, не совершает греха и живёт вечной жизнью.
29. Матери Божии благи и смиренны сердцем, озарены кротостью, осиянны милостью.
30. Я, Иисус из Вифлеема, не родился от Матери Божией, ибо предопределено было мне пострадать. Если бы Я был рождён от Матери Божией, то не был бы бичёван и распят.
31. От Матери Святой родился Я ныне, в этот век гонений и неправды.

32. Ещё дважды приду Я на эту землю через Мать Святую.
33. Когда же Земля в конце – через много веков – родит Матерь Божию, тогда Я приду через неё, как победитель без врагов.
34. Тогда Я буду рождён в сердцах людей всех и сведу Царство Божие на Землю через Мать Святую.
35. Но долго ещё на этой земле не будет рождена Матерь Божия, поскольку велик грех Евы.
36. Такова Матерь Божия: зачинает от апостола, зачинает по любви, живёт одна, не выходит замуж за своего супруга и не стремится жить с ним.
37. Такова Матерь Божия: отца своего ребёнка считает Богом, не учит его, не хулит, не осуждает никаким образом.
38. Каждое его слово, каждый жест супруга, каждый его взгляд и его дело для Божией Матери – страх Божий и Закон Божий!
39. Вместе же наедине двое бывают лишь раз в месяц, несколько дней.
40. И никогда, за всю жизнь, нет в их глазах ни укора, ни упрека, ни мольбы, ни боли, ни муки.
41. За все годы великой любви никто, кроме Бога отца, не знает об их браке.
42. Ибо запомните, главная уловка Дьявола такова: чтобы любовь двоих была явна для третьего человека.
43. Одно выше Матерей Божиих: Сыновья Божии.
44. Кроме них все живое поклоняется Матерям Божиим.
45. Там, где царствует Дьявол, Матери Божии в немилости, а Божиих Сыновей называют «незаконнорожденными».
46. Время же лукавых духов закончится в тот миг, когда вы освободите Матерей Божиих от земных забот.
47. Отныне лишь одно важно: ищите Матерей Божиих, чтобы поклониться им!
48. Одно важно: умножайте Блага Божией Матери!
49. Матерям Божиим отдайте все: если потребуется и жизнь свою».
50. Так говорил Христос мне, Марии из Магдалы, уходя уже с этой Земли.
51. Учитель еще много говорил мне о женах и матерях Нового Йерусалима.
52. О новых женах и матерях, которые теперь учатся у Него в Небесном царстве.
53. И которые являются живыми основами Эдема, что вновь должен расцвести на этой земле.
54. Говорил мне Сын Божий и о Матерях Святых, стоящих одним чином ниже Матерей Божиих.
55. Не рождены еще от Бога Матери Святые, но велика их любовь.
56. Если бы Матери Святые жили одиноко со своими Святыми Детьми и если бы никто не знал кто их отец на земле, то Святые Дети были бы Сыновьями Божиими, а Матери Святые – Божиими Матерями.
57. Только Сын Божий – Господь Христос – мог родиться от Матери Святой – и остаться Сыном Божиим.
58. Мать же Святая такова: зачинает от пророка или апостола, зачинает по любви, свято и радостно встречает ношение плода; святое же свое чадо кормит три года.
59. В отличии от Матерей Божиих, Матери Святые не должны прикасаться физически к своему мужу три года после рождения святого Младенца- во искупление своего греха, что пожелали жить с его отцом в одном доме. В это время она живет только для младенца своего.
60. Искупив грех сердца своего – грех Евы – они испытывают радость – божественную радость испытывает Мать Святая всякий раз, когда ее муж отсутствует от дома. Когда начнется, естественно и нелицемерно, эта великая радость, супруг может вернуться к ней и плотски, даже до истечения этих трех лет. В противном случае привлекаются духи без искры от Бога.
61. Так поучал меня Господь наш Иисус Христос о Матерях Святых.
62. Есть еще и Праведные Матери, находящееся чином ниже Матерей Святых.
63. Это есть Матери истинных Праведников – великие и самоотверженные Матери, питающие детей своих своими собственными руками, пока не исполнится им семь лет.
64. Питают же их пшеницей и фруктами и овощами всякими и дают им родниковую воду.
65. Тот же, кто попытается накормить праведное дитя мясом убитого животного или молотой пшеницей или сладостями – тот человек опаснейший враг!
66. Праведная Мать – тигрица для врагов своего ребенка: с ними она борется ногтями и зубами, но жизнь своего ребенка охраняет.
67. Жены и матери, помните: те из вас, которые не хотят рождать грешников и преступников, должны ревниво охранить дитя от пищи ада и от всякого прикосновения человека - хищника.
68. Матери же высшего чина делают все то, что определено как прекрасное и доброе для матерей низших чинов.
69. Так учил Господь Живой, с которым я говорила и о многом Его спрашивала.
Глава 3
1. Велики тайны Матерей, но еще более великое сказал мне Учитель о любимых, Женах и Девах. Каждые из этих также имеют свои чины и подчины. Любимые Божии, Любимые Святые и Праведные любимые; Божественные Женщины, Женщины Святые и Праведные Женщины; Девы Божии, Девы Святые и Праведные Девы. Имеется и чин Сестер и Братьев.
2. Господь много мне говорил о Женах и Девах, но о Любимых ничего мне не сказал. Однажды лишь взглянул на меня с великой скорбью и любовью и сказал, что во мне зреет зерно Любимой Божией, но сейчас их побивают камнями. И тогда Он рассказал мне самое тайное – то, что сказал мне в самом конце. Когда я стояла при гробе, Он пришел и говорил со мною.
3. “Знаешь ли за что меня распяли, сестра? – за то, что Я ничего не оставил в руках Лукавого”.
4. Вначале он изменил старое писание, написав, что Змея искусила Еву яблоком.
5. Я же говорю вам: нет. Бог дал Еве яблоко, чтобы она имела жизнь вечную!
6. Сатана зачеркнул слово, скрыв, что Змея дала Еве мясо животного.

7. И вспыхнуло в Еве зло, и возлегши, она похотствовала с Дьяволом.
8. И зачала Ева от Дьявола и родила в своем сердце смертный грех – родила стыд Божественного.
9. Когда Истина и Любовь ласкаются, они должны быть нагими.
10. Невинны же те, кто свято чтит и исполняет завет Бога: “Плодитесь и размножайтесь!”.
11. Когда муж и жена невинны, они должны быть нагими.
12. Но и тут скрыл Сатана истину, когда зачеркивал слово рукою церковников сквернословов и сквернописцев.
13. Сквернописцы скрыли, как происходит и всегда происходила Любовь и размножение во всей Вселенной.
14. Размножение рода человеческого может происходить лишь по любви и лишь перед очами Божиими.
15. Если же третий узнает когда-либо о слиянии двух, будьте уверены, что они предались уже Дьяволу. Так лишь на земле, а на небе же все знают: это благословение, ибо там все радуются.
16. На любви лишь любовь может жениться, а не мужчина с женщиной перед глазами лицемеров и кесарей.
17. И еще раз вошел Сатана в сердце Евы, и она пожелала Адама сатанинским желанием: чтобы он был только ее.
18. Много времени с того прошло, а Евы и доныне требует только одно: чтобы Адам не отлучался от нее. И сейчас в сердцах мужчин и женщин осталось много от Евы. Именно таким образом и через подобных лукавых духов, воинства Врага Человеческого смогло вступить на Землю. Так говорил Христос, Сын Божий, Пришедший спасти нас.
19. Помни, Магдалина, Праведница Небесная, именно за это наказал Бог Еву, чтобы носила она и рожала в боли, крови и муках. Женщина, зачавшая от Сатаны, по тому и познается: платит ему кровную дань каждый месяц. Потому, что она отреклась от Божьего дара быть Любимой Божьей и пожелала Адама только для себя”.
20. Адам же не был одинок на земле и на небе. К нему приходили многие чины небесные, многие Любимые, Жены, Девы, Матери, Братья и Сестры.
21. И сговорились Ева с чинами Сатаны, и дала им клятву, что будет служить им вечно, чтобы только для нее сохранили Адама.
22. И те дали ей три оружия: Страх, Беспокойство и Ревность.
23. Так вошел Сатана в сердце человека.
24. Потому Господь говорит: “Сын мой! Дай мне сердце свой!”.
25. Ева же по тому познается: она жаждет владеть именно сердцем ближнего, не другим. Оторвала сердце Адама от чинов и от Любимых и пожелала его для себя. А дьяволы только того и ждали. Им нужна была эпоха дикой грусти, крови, болезней и сумасшествий.
26. И еще много раз была Ева с Адамом, и был он оскорблен до смерти.
27. И тогда возникли четыре времени года: Весна, Лето, Осень и Зима.
28. Тогда Бог решил изгнать Адама и Еву из рая, и рай убрать с Земли. Чины Ада того и ждали: они хотели, чтобы Адам зарабатывал себе пропитание трудом и потом. Война и труд – это хлеб темных сил. В этом Ева, сердце человеческое, много помогла им.
29. И еще много раз зачинала Ева в сердце своем от Сатаны, и порождала в мыслях Адама множество исчадий ада: служителей храмов и священников, законников и кесарей, ничтожное племя торговцев и полководцев; воинов, скотоводов и разбойников; толкователей, авторов, восхвалителей царей и темных государств; строителей, ткачей и прочих. И после всего – блудницу, которая готова отдаваться всем этим ничтожествам из-за материальных благ и “надежности”.
30. И возопила вся эта адская рать и воззвала к Еве: “Мать, роди нас на этой земле, чтобы мы ее захватили!”.
31. Еще много раз зачинала Ева от Сатаны в сердце своем, однако, утроба ее была еще праздной.
Она изменила Адаму еще с первой встречи с Сатаною – и потому стала охранять Адама от “измены”. Только обесчещенный Дьяволом ищет “верности”, ибо знает, что такое неверность.
32. Адам же все чаще бывал от нее далек сердцем. Он тосковал о своих Друзьях из других Земель и Небес.
33. Ева смертельно озлобилась на это и решила потребовать у Лукавого средства, чтобы заставить мужа думать только о ней, поскольку до этого момента Адам больше смотрел вдаль и на небо и вспоминал о Еве только раз в месяц. Он все еще был Сыном Божиим.
34. Тогда шепнул ей Сатана: “Дай ему поесть мяса!”
35. И ел Адам мясо и рыбу всякую и забыл заповедь Бога – не есть запретное.
36. Тогда ожесточился Адам, как это бывает с собакой, шакалом, гиеной, и начал есть трупы животных. Тогда сразу же он пожелал иметь Еву. И чем чаще Адам убивал и ел животных, тем чаще желал он свою жену. И возликовал Сатана!.
37. Ибо знал Сатана: если чье-либо сердце избегает тебя, захвати его петлей услаждения, похоти.
38. Но недолго пребыл Лукавый в своем убежище. Он хотел сделать свое дело до конца. Внутренне он связывал сердце лестью, внешне же решил связать любовью по закону.
39. Первыми же детьми Дьявола, которых родила Ева Адаму, были те, что изготавливают и продают одежды. Торговцы одеждами пожелали иметь богатство и вопросили своего отца – Дьявола, что им делать.
40. Он же сказал им: “сделайте себе священников – они объяснят людям, зачем им нужны одежды”
41. Потом Господь спросил Адама в Раю: “Как ты объяснишь то, что ты наг?”
42. Потом Ева родила Адаму строителей. Они построили храмы, синагоги, церкви и города и священники объсняли людям, что нужно молиться под рукотворным покровом. И начали земледельцы, скотоводы, каменщики и шахтеры ранить и осквернять землю Божию. Земля же отвечала им бедствиями и страшными болезнями.
43. Ева также научила Адама построить дом в раю – с тем, чтобы мочь скрыть его от глаз друзей его с других Земель и Небес.
44. “Так, Магдалина, первые люди были изгнаны из Рая и стали рождаться и трудиться в муках, поте и крови” – говорил мне Небесный.
45. Тогда я спросила: “Учитель! Человек виновен, но я не понимаю, в чем виновата земля, что люди мучат и оскверняют ее своими бесовскими орудиями?”
46. Господь же опечалился и замолчал, ничего не сказав. Но я поняла с Его взгляда, который говорил больше Его слов – поняла и эту великую тайну. Так происходит со всякой всякой, сказали очи Его, которая стремится стать лишь супругой Солнца, а не любимой Божией. И тогда я помыслила: “Как, Господи? Разве не может иметь Солнце жену? Разве оно раздает себя всем?” Господь ответил глазами: “Любимая же Божия такова: она радуется ласками Солнца, когда они приходят, но не горюет о них, когда их нет. Любимая Божия такова: она счастлива, когда Солнце дает ей жизнь, но еще более счастлива, когда Оно целует другую Любимую Божию. Поэтому у Солнца одна супруга, но много Любимых Божиих.
47. Да. У Солнца есть жена, супруга. Но Господь ничего не говорил мне о том. И никому ничего доныне не сказал. Только однажды сказал мне нечто очень странное: что само Солнце – Женщина и что у Нее есть и Супруг, и Любимые; но даже и Она, такая великая, пока не хочет или неспособна общаться с ними, как с Мужем. Поэтому и ее Муж не любит ее беспамятно и не ищет ее постоянно: Она покрылась пятнами и начинает стареть. Поэтому и армагедон неибежен.
48. Много еще таких тайн объяснил мне Иисус, но я не имею права говорить их людям.
49. Много лжи вставил Лукавый в Святое Писание, многие истины зачеркнул навсегда.
50. Расплодились на земле незаконные дети Сатаны: порабощают, бесчестят, убивают все живое на своем пути. Сатана же глумится над родом человеческим и говорит: “Ева, раба моя, ты отдала мне свое сердце, и я оплодотворил его ревностью.
51. Ревность создала закон, а закон создал брак; брак создал нежность и заботу лишь о своих, а забота создала труд.”
52. Труд и войны нужны царям и торговцам, чтобы человек забыл рай и двинулся вслед за бесами.
53. Когда Моисей сказал: Не пожелай иметь своей ближней жены”, Сатана записал: “Не пожелай жены ближнего своего”.
54. А в Царстве Отца все являются ближними.
55. Так что есть и другое, внутреннее царство в лоне Царства Божиего, где все молоды и бессмертны и где каждый находит и узнает его именно по тому, что тот радуется, когда мы любим других.
56. “Не пожелай женщины с соблазном” – сказал однажды Учитель и объяснил что именно означает соблазн: иметь ее только для себя. Но Лукавый не записал этого объяснения и вычеркнул его оттуда, где оно было записано.
57. Ибо знает Дьявол: чтобы он мог владеть землей, прежде всего надо извратить представление рода человеческого о грехе.
58. Плакала, о, как я плакала, сестры и братья, когда распяли Господа Живого!
59. Но Он и поныне является, и является одному из любимых Своих учеников. Трое часто мы беседуем, и Он часто водит нас в тысячи областей на Небе.
60. Много, много земель и солнц показал Он нам, многие народы мы видели чудные и пречудные, но нигде не видели одежд, домов и колесниц. Нигде, нигде не слышали мы, чтобы кто-то называл кого-то “мой”.
61. Я- блудница на земле, которую хотели побить камнями – была единственной женщиной этого мира, когда-либо впущенной в Царствие Божие.
62. Сам Господь, показывавший нам все эти неизреченные чудеса, часто смотрел на меня с любовью и говорил:
63. “Вот видишь ли всех этих ангелов, Магдалина? Много между ними тех, которым надо родиться на земле и страдать, потому что они не хотят знать, что такое любовь.
64. И ни один из них не вернется в Царствие Отца Моего, пока не станет тут рабом или блудницей.
65. Ибо истинно, истинно говорю вам: никто не спасет души своей, пока не пожертвует ею”.


Евангелие от Марии

Предисловие Тромифовой

Евангелие от Марии дошло до нас на саидском наречии коптского языка (Берл. пап. 8502), в кодексе, который по своему содержанию прямо примыкает к рукописям из Наг-Хаммади: два произведения из четырех, заключенных в кодексе, сохранились также в собрании из Наг-Хаммади. Это -Апокриф Иоанна и "Мудрость Иисуса Христа" (другое название этого текста -"Евгност счастливый") .

Евангелие от Марии, с которого начинается кодекс, привлекает внимание своим построением. Издавший памятник немецкий ученый В. Тилль настаивал на гетерогенности текста ", французский исследователь М. Тардье в книге "Берлинский кодекс" занял иную позицию: он категорически утверждал цельность евангелия ". Имеющийся в кодексе текст представляет собой коптский перевод с греческого оригинала, к сожалению частично утраченный. Не сохранилось начало евангелия (страницы 1 -6), нет также страниц 11 -14. Дошли страницы 7.1 -10, 23 и 15.1 -19.5. Помимо коптского перевода есть греческий фрагмент памятника в папирусах Рейланда, соответствующий страницам 17.4 -19.5 коптского папируса. Однако в основе коптского перевода, который, по мнению М. Тардье, восходит ко II в., была другая редакция евангелия, а не та, что представлена во фрагменте 111 в. Название текста -"Евангелие от Марии" -дано в конце его.

Образ Марии Магдалины, первой, согласно Евангелию от Иоанна (20.11 -18), узревшей Иисуса воскресшим, занимает в новозаветной традиции особое место. В гностической литературе легенда о Марии Магдалине разрабатывалась широко и поразному. Епифаний упоминал апокрифические сочинения, связываемые с именем Марии: "Вопросы Марии" (Panarion. ХХVI.8.1 -2) и "Родословие Марии"

(ХХVI.12.1 -4). Первый из этих текстов, вызывавший ужас своим кощунственным для христианина содержанием, был частично пересказан Епифанием. В нем Марии была отведена роль наиболее доверенного Иисусу лица. Возможно, как ответ на эту, выдержанную в весьма натуралистических тонах редакцию легенды сложилась иная -в строго аскетическом духе. Она отразилась в коптской рукописи, известной с ХVIII в. и удержавшей наименование, которое закрепил за ней ее первый исследователь,- "Пистис Софиа 4

Момент, к которому приурочено повествование Евангелия от Марии, приходится на отрезок между воскресением и воэнесением Иисуса. По мнению В. Тилля, памятник состоит из двух частей: в первой части, сохранившейся лишь со страницы 7, содержится учение явившегося ученикам Иисуса о материи, грехе, болезни и смерти (до конца страницы 9), во второй (с начала страницы 10 до 19.5) -Мария Магдалина повествует о своем видении Иисуса и о том, что Иисус открыл ей. Вторая часть также дошла с лакунами. Недосказанной остается мысль о главенствующей роли ума, срединного между душой и духом, у того, кто созерцает видение. После пробела в рукописи (страницы 11 -14) продолжена тема восхождения души, преодолевающей враждебные влас-и. Помимо этого документ содержит интересное обрамление -изложение беседы учеников Иисуса -Марии, Андрея, Петра, Левия. В обмене репликами раскрываются их разный склад и несходство во взглядах.

Двухчастность памятника свидетельствует, по мнению В. Тилля, о существовании первоначально независимых друг от друга текстов, которые из-за их небольшого размера были затем соединены, хотя, собственно, ничего общего между собой не" имели ". В свою очередь М. Тардье, не отрицая двухчастности евангелия, обратил внимание на его единый план. По мнению М. Тардье, оно вписывается в религиозно-философские споры школы сирийского писателя конца II -начала III в. Вардесана (Бар-Дайсана) по вопросам природы и этики: "Кажется, что к древней традиции изречений Иисуса как будто прилепились звучные слова из недавнего спора" 6

Трудно не согласиться с доводами М. Тардье о единстве памятника. Но при отсутствии первых семи страниц рукописи кажется чересчур смелым утверждение, что там было учение о демиурге и творении ". Осторожность В. Тилля, не пытавшегося описать то, что не сохранилось, и опиравшегося в своем понимании произведения только на уцелевший текст ", представляется более надежной. Думается, что стержень памятника составляет тема спасительного для человека знания. Один за другим, как связанные с этой темой, освещаются вопросы материи, греха, болезни, смерти, отыскания внутреннего мира (хххххх), а затем преодоления душой враждебных ей властей. Сохранившийся на странице 7 конец размышлений о материи или подробности о властях, с которыми спорит душа в ее странствиях, даны не сами по себе, а в связи с темой спасительного знания.

Как можно заметить по скупому перечню вопросов, затронутых в евангелии, оно, при его небольшом размере, содержательно и располагает к разнообразным сопоставлениям. Чтобы дать представление о возможностях, открывающихся перед исследователями памятника, ограничимся одним примером -разбором пассажа о восхождении души (15.1 -17.5). Наделенный чертами, присущими только ему, он может быть изучен как некое целое. В отличие от первой части евангелия, передающей наставления Иисуса ученикам, отрывок о восхождении души включен в рассказ Марии. Она повествует, как узрела Иисуса в видении и удостоилась его похвалы. Затем, пересказав свой вопрос, обращенный к Иисусу, душой или духом созерцает человек видение, Мария приводит его ответ. Здесь текст прерывается. Мы лишены возможности установить последовательность, в которой возникает новая тема -о восхождении души. Страница 15 рукописи сразу вводит читателя в спор души со второй властью из четырех. В виде диалога переданы вопросы властей и ответы души. Его сопровождают краткие пояснения. После заключительных слов души в рукописи следует: "Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места" (17.7 -9) . Отсюда ясно, что рассказ о восхождении души и спорах ее с властями, вложенный в евангелии в уста Иисуса, передан ученикам услышавшей его от Иисуса Марией.

Евангелие От Марии Магдалины

Глава 1


1. Бог в рождении Иисуса Христа имел такое же участие, как Солнце в рождении плодов, и все живые существа наполнились жизнью.

2. Велик Ты, праведник Эмазии - страны истинной мудрости и благой невинности.

3. Гордитесь, чада вечной жизни, ликуйте носители зрелой любви, ликуйте и зовите Его, избранные сесть за вашу братскую трапезу.

4. Вот и я, в дурной день рождённая, решила написать о Нём. Многие другие писали, многие другие истину рассказали, но Он поручил - Христос и Дух мне повелели - написать то, что помню о великом подвиге Иисуса.

5. Не могу сейчас писать о Нём, друзья и братья, очень прошу вас, помогите мне - утром, может быть, отойду, лет мне много.

6. Много я видела и пережила, и много уронила слёз, много молитв прочла и многих погребла мёртвых.

7. Но одно помню ясно и помню это истинно и правдиво: жизнь Того, кого распяли, потому что Он говорил о любви.

8. Сатана не замедлил поругать Его, и вижу теперь - от Его слова не осталось почти ничего.

9. А в том, что осталось, часто истина присутствует как не истина, а правда - как неправда.

10. Левое там сделали правым, белое - чёрным, а важнейшее скрыли и решили исторгнуть его с корнем.

11. Так сказал Тот, кого мы любили: "Праведные мои, укажите на живое слово, которое (Я) оставил, потому что те, которые были Мне самыми близкими, будут преданы Лукавому и многие из сих писаний исчезнут. А то, что останется, будет изменено, и мало что из него не будет осквернено".

12. Тогда я спросила Его: "Учитель, как я грешная, могу мериться с Апостолами?"

13. И Он ответил мне: "Грешное в этом мире праведно в царстве Отца Моего".

14. "Жизнь - есть Жизнь любви, а не ненависти".

15. Многие праведные ненавидя осуждают. Говорю вам: "Блудница, которая не ненавидит, славнее будет в Судный День праведника, который осуждает".

16. "Ибо есть ли больший блуд, чем плохое слово?"

17. "Не познаёт ли голубь голубку на глазах у всех? Не гибнет ли род человеческий от лжи, величайшей во всей Вселенной? Не нападают ли бесы и болезни на всех героев и праведников?"

18. "Лучше замолкните и наблюдайте за собой, чем быть погребенным заживо!"

19. "Жив, Магдалина, лишь тот, кто где бы он ни находился, не судит других".

20. Схватили меня тогда и хотели побить камнями. Я, грешная, любила одного, который был женат и имел троих детей. Родные его жены привели меня на площадь, и стали громко кричать: "Убьём блудницу. Она осквернила закон!"

21. Тогда явился Христос и сказал им: "Тот, кто считает себя безгрешным, пусть первым бросит в нее камень!" Так сделал сын Человеческий, что толпа разошлась.

22. Потом он приблизился ко мне и стал на колени.

23. О Сион, я вся горела от страха и стыда. В душе моей совершилось великое, я пала на землю и сильно рыдала. Он гладил меня по волосам и говорил:

24. "Сестра, зорька небесная, найди силы меня выслушать. Много зла на этой земле, много лжи сказано лукавым. Забудь, что ты грешница, сестра, и скажи мне: живёт ли твое сердце, когда ты любишь?"

25. "Живет, Господи! Когда я не люблю, оно мертво!"

26. "Люби тогда, сестра небесная, люби со всей силой, и не греши в другой раз, думая, что ты грешна".

27. Так, братья, я впервые встретила Живого Бога на Земле.


Глава 2


1. Тот, кого распяли и кто воскрес из мёртвых, жил среди овец просто и свято.

2. Многие слушали Его, некоторые были посвящены в слово Мудрости, однако лишь один достиг вечной жизни.

3. Это - Святой брат и Апостол Иоанн, чистейший от всякого знания Неба и Земли.

4. Созданный Духом и водой, он последовал за Учителем до конца, до Дна, до Сердцевины Его Слова.

5. Он привел меня к Нему, он чистил меня от постыдных слов и мыслей, которыми сыновья Лукавого хулят дочерей Божьих.

6. О, блаженная я, побеждённая Христом! Я, просительница милости Иоанновых друзей. Я последняя ученица Благого на этой земле!

7. Последняя в глазах пророков и апостолов - ревнивых хранителей старого ассирийского и вавилонского Учения.

8. Так учил Христос в последние дни Свои на земле в то время: "Истинно, истинно говорю я тебе, ты - та, которую избрал Бог, чтобы спасти этот мир от погибели!"

9. "Радуйся, дшерь Сиона! Царство Божие не принимало до нынешнего дня женщины или матери с этой земли: ты же, Магдалина, подошла уже совсем близко к Его порогу".

10. "Услышь теперь Слово Неба:

11. Истинно, истинно говорю тебе: жена спасет мир, а не муж и пророки."

12. "Дух Любви Божьей живет в её душе.

13. Владыка Ада еще крепко держит её сердце.

14. Но рождается уже Новая Ева, свободная от Дьявола".

15. "Слушайте, слушайте, сёстры мои небесные, слушайте, девицы, жёны, матери, слушайте Слово Божье и дивитесь:

16. Я пришел на Землю через жену Иосифа, Женщину Святую, Непорочную, Чистую и Кроткую".

17. "От неё родилось Слово Божье, пришедшее от Живого Бога".

18. "Но есть Девицы, Жёны, Матери высшие, чем она".

19. Многих (из них) мир этот доныне избивал, многих (из них) лживо осуждал на смерть.

20. "Девицы Неба не рожают детей во плоти".

21. "У Жён Неба один любимый во все веки вечности".

22. "А Небесные Матери чисты и святы от создания мира, вовеки".

23. "Если вы счастливы и блаженны с младенцем, которого вы приобрели, вы - Матери Божьи".

24. "Матери Божьи зачинают в тайне, живут одиноко и не имеют одного дома с отцом".

25. Матери Божьи зачинают по любви, любят прежде всего Бога и не имеют одного супруга, кроме Пророка и Апостола.

26. У родившегося от Матери Божьей нет имени отца. У него есть лишь одно имя - духовное - и так называют его во всей Вселенной: Сын Божий.

27. "Рождённый от Матери Божьей не совершает греха и живет жизнью вечной".

28. Матери Божьи благи и смиренны сердцем, озарены кротостью, осенены милостью.

29. "Я, Иисус из Вифлеема, не родился от Матери Божьей, ибо предопределено мне пострадать. Если бы я был рожден от Матери Божьей, то не был бы бичеван и распят".

30. От Матери Святой родился я ныне, в этот век неправды и гонений.

31. "Когда же Земля, в конце - через много веков, - родит Матерь Божью, тогда и приду через неё как Победитель без врагов".

32. "Тогда я буду рождён в сердцах всех людей, и сведу Царство Божие на Землю во веки веков".

33. "Но долго ещё на этой Земле не будет рождена Матерь Божия, поскольку велик грех Евы".

34. "Ещё дважды приду я на эту Землю через Матерь Святую".

35. "Такова Матерь Божия: за отца своего ребёнка считает Бога, не учит его, не хулит, не осуждает несправедливо".

36. "Такова Матерь Божия: зачинает от Апостола, зачинает по любви, живёт одна, не выходит замуж, за супруга своего, не стремится жить с ним.

37. Каждое его слово, каждый жест супруга, каждый взгляд и его дело для Матери Божией - страх Божий и закон".

38. "Вместе же наедине двое (бывают) лишь раз в месяц несколько дней.

39. И никогда, за всю их жизнь, нет в их глазах ни укора, ни упрека, ни желания, ни мольбы, ни боли и муки.

40. За все годы Великой Любви никто, кроме Бога Отца, не знает об их браке.

41. Ибо, запомните, главная уловка дьявола такова: чтобы любовь двух была явна для третьего человека".

42. "Одно выше Матерей Божьих: Сыновья Божьи".

43. После них всё живое, везде поклоняется Матери Божией.

44. Там же, где царствует Дьявол, Матери Божьи в немилости, а Божьих Сыновей называют незаконнорождёнными.

45. Время же Лукавых Духов закончится в тот миг, в который вы освободите Матерь Божью от земных забот.

46. Отныне лишь одно важно: ищите Матерей Божьих, чтобы поклониться им.

47. Одно важно: Умножайте блага Божьей Матери.

48. "Матерям Божьим отдавайте всё: если потребуется - и жизнь свою".

49. Так говорил Христос мне, Марии из Магдалы, уходя уже с этой Земли.

50. Но Учитель много ещё говорил мне о жёнах и матерях Нового Иерусалима.

51. Новых жёнах и матерях, которые теперь учатся у Него в Небесном Царстве.

52. Которые являются живыми основателями Эдема, что вновь должен расцвести на этой Земле.

53. Говорил мне Сын Божий и о Матерях Святых, стоящих одним чином ниже Матерей Божьих.

54. Не рождены ещё от Бога Матери Святые, но велика их любовь.

55. Если бы Матери Святые жили одиноко со своими Святыми Детьми и если бы никто не знал, кто их отец на Земле, то Святые Дети были бы Сыновьями Божьими, а Матери Святые - Божьими Матерями.

56. Только Сын Божий - Господь Наш Христос - мог родиться от Матери Святой и остаться Сыном Божьим.

57. Мать же Святая Такова: зачинает от Пророка и Апостола; зачинает по любви, свято и с радостью встречает ношение плода. Святое же своё чадо кормит три года.

58. В отличии от Матерей Божьих, Матери Святые не должны быть плотски со своим мужем три года по рождению Святого Младенца во искушении своего греха, что пожелала жить с его отцом в одном доме. В это время она живёт только для своего ребёнка.

Евангелие от Марии

Предисловие Тромифовой

Евангелие от Марии дошло до нас на саидском наречии коптского языка (Берл. пап. 8502), в кодексе, который по своему содержанию прямо примыкает к рукописям из Наг-Хаммади: два произведения из четырех, заключенных в кодексе, сохранились также в собрании из Наг-Хаммади. Это -Апокриф Иоанна и "Мудрость Иисуса Христа" (другое название этого текста -"Евгност счастливый") .

Евангелие от Марии, с которого начинается кодекс, привлекает внимание своим построением. Издавший памятник немецкий ученый В. Тилль настаивал на гетерогенности текста ", французский исследователь М. Тардье в книге "Берлинский кодекс" занял иную позицию: он категорически утверждал цельность евангелия ". Имеющийся в кодексе текст представляет собой коптский перевод с греческого оригинала, к сожалению частично утраченный. Не сохранилось начало евангелия (страницы 1 -6), нет также страниц 11 -14. Дошли страницы 7.1 -10, 23 и 15.1 -19.5. Помимо коптского перевода есть греческий фрагмент памятника в папирусах Рейланда, соответствующий страницам 17.4 -19.5 коптского папируса. Однако в основе коптского перевода, который, по мнению М. Тардье, восходит ко II в., была другая редакция евангелия, а не та, что представлена во фрагменте 111 в. Название текста -"Евангелие от Марии" -дано в конце его.

Образ Марии Магдалины, первой, согласно Евангелию от Иоанна (20.11 -18), узревшей Иисуса воскресшим, занимает в новозаветной традиции особое место. В гностической литературе легенда о Марии Магдалине разрабатывалась широко и поразному. Епифаний упоминал апокрифические сочинения, связываемые с именем Марии: "Вопросы Марии" (Panarion. ХХVI.8.1 -2) и "Родословие Марии"

(ХХVI.12.1 -4). Первый из этих текстов, вызывавший ужас своим кощунственным для христианина содержанием, был частично пересказан Епифанием. В нем Марии была отведена роль наиболее доверенного Иисусу лица. Возможно, как ответ на эту, выдержанную в весьма натуралистических тонах редакцию легенды сложилась иная -в строго аскетическом духе. Она отразилась в коптской рукописи, известной с ХVIII в. и удержавшей наименование, которое закрепил за ней ее первый исследователь,- "Пистис Софиа 4

Момент, к которому приурочено повествование Евангелия от Марии, приходится на отрезок между воскресением и воэнесением Иисуса. По мнению В. Тилля, памятник состоит из двух частей: в первой части, сохранившейся лишь со страницы 7, содержится учение явившегося ученикам Иисуса о материи, грехе, болезни и смерти (до конца страницы 9), во второй (с начала страницы 10 до 19.5) -Мария Магдалина повествует о своем видении Иисуса и о том, что Иисус открыл ей. Вторая часть также дошла с лакунами. Недосказанной остается мысль о главенствующей роли ума, срединного между душой и духом, у того, кто созерцает видение. После пробела в рукописи (страницы 11 -14) продолжена тема восхождения души, преодолевающей враждебные влас-и. Помимо этого документ содержит интересное обрамление -изложение беседы учеников Иисуса -Марии, Андрея, Петра, Левия. В обмене репликами раскрываются их разный склад и несходство во взглядах.

Двухчастность памятника свидетельствует, по мнению В. Тилля, о существовании первоначально независимых друг от друга текстов, которые из-за их небольшого размера были затем соединены, хотя, собственно, ничего общего между собой не" имели ". В свою очередь М. Тардье, не отрицая двухчастности евангелия, обратил внимание на его единый план. По мнению М. Тардье, оно вписывается в религиозно- философские споры школы сирийского писателя конца II -начала III в. Вардесана (Бар-Дайсана) по вопросам природы и этики: "Кажется, что к древней традиции изречений Иисуса как будто прилепились звучные слова из недавнего спора" 6

Трудно не согласиться с доводами М. Тардье о единстве памятника. Но при отсутствии первых семи страниц рукописи кажется чересчур смелым утверждение, что там было учение о демиурге и творении ". Осторожность В. Тилля, не пытавшегося описать то, что не сохранилось, и опиравшегося в своем понимании произведения только на уцелевший текст ", представляется более надежной. Думается, что стержень памятника составляет тема спасительного для человека знания. Один за другим, как связанные с этой темой, освещаются вопросы материи, греха, болезни, смерти, отыскания внутреннего мира (хххххх), а затем преодоления душой враждебных ей властей. Сохранившийся на странице 7 конец размышлений о материи или подробности о властях, с которыми спорит душа в ее странствиях, даны не сами по себе, а в связи с темой спасительного знания.

Как можно заметить по скупому перечню вопросов, затронутых в евангелии, оно, при его небольшом размере, содержательно и располагает к разнообразным сопоставлениям. Чтобы дать представление о возможностях, открывающихся перед исследователями памятника, ограничимся одним примером -разбором пассажа о восхождении души (15.1 -17.5). Наделенный чертами, присущими только ему, он может быть изучен как некое целое. В отличие от первой части евангелия, передающей наставления Иисуса ученикам, отрывок о восхождении души включен в рассказ Марии. Она повествует, как узрела Иисуса в видении и удостоилась его похвалы. Затем, пересказав свой вопрос, обращенный к Иисусу, душой или духом созерцает человек видение, Мария приводит его ответ. Здесь текст прерывается. Мы лишены возможности установить последовательность, в которой возникает новая тема -о восхождении души. Страница 15 рукописи сразу вводит читателя в спор души со второй властью из четырех. В виде диалога переданы вопросы властей и ответы души. Его сопровождают краткие пояснения. После заключительных слов души в рукописи следует: "Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места" (17.7 -9) . Отсюда ясно, что рассказ о восхождении души и спорах ее с властями, вложенный в евангелии в уста Иисуса, передан ученикам услышавшей его от Иисуса Марией.

Обратим внимание на то, что излагаемое в пассаже знание несколько иного порядка, чем в первой части произведения. Там его, как это явствует из текста, Иисус поведал сам своим ученикам, и оно прямо относилось к земной жизни человека. Здесь же оно было открыто только ближайшему из учеников -Марии и касалось участи души, освобожденной от телесных уз.

Напрашивается мысль о большей эсотеричности этого знания. Одновременно с переходом к его изложению меняется в евангелии и стилистика. Это уже не род катехизиса, предлагаемый в первой части. Тот, кто воспринимает текст, становится сам как бы участником событий -спора души с властями. Душа побеждает в нем всякий раз, превращаясь из ответчицы ь обличительницу.

Диалог души с властями несколько напоминает разгадывание культовых загадок ". Описание переводится с одного смыслового уровня на другой -глубинный уровень гностических значений. Он проступает в ответах души. Но они не просто заключают в себе описание ситуации в новых терминах. Обнаруживаемое в этих ответах знание соответствует некоему онтологическому сдвигу, сопровождаемому возвышением души, ее переходом в новое состояние.

Присмотримся к тексту отрывка. Столкновение души со второй властью, вожделением, с чего начинается пассаж, обнаруживает, что эта власть, посягающая на душу, винящая ее, сама оказываешься изобличенной ею в своем заблуждении. Душа говорит: "Я узрела тебя. Ты меня не узрела, и ты меня не узнала. Я была для тебя как одеяние, и ты меня не узнала" (15.6 -8). И как результат следует: "Сказав это, она (т. е. душа) пошла своей дорогой в великом ликовании" (15.9) .

То же повторяется с третьей властью, незнанием:

"И душа сказала: "Почему ты судишь меня, хотя я не судила? Я была схвачена, хотя я не схватила. Меня не познали, а я, я познала, что все подлежит высвобождению, будь то вещи земные, будь то небесные" (15.16 -16.1) . И снова: "Устранив третью власть, душа поднялась выше…" (16.1 – 3).

Наконец, последний обмен репликами между четвертой властью (гневом в семи формах) и душой. Эта часть диалога особенно примечательна. Спрашивая душу, куда та направляется, власть называет ее "убивающей людей", "поглощающей пространства" (16.15 -16). Отвечая, душа не оставляет без внимания эти упреки. Она отводит удар, поясняя: "Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено" (16.17 -19), переводит брошенное ей обвинение в другую плоскость. Что же касается второго прозвища ("поглощающая пространство"), то и на него есть отклик в реплике души. Она так говорит теперь о себе, что ее спор с властями видится в ином свете, а именно как событие ее внутренней жизни: "…вожделение