Чем различаются коммерческие и бюджетные организации? Бюджетный учет.

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Откуда берутся деньги

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Отличия в отчетности

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

Отражение средств на балансе

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

Наверно, найдется мало людей, которые хотя бы отдаленно не представляли, что такое бухгалтерский учет. В представлении даже далекого от бухгалтерии человека при слове "бухгалтерский учет" возникает бухгалтер, который считает какие-то цифры, делает записи, составляет отчетность.

Определение понятию "бухгалтерский учет" дано в Законе о бухгалтерском учете*(1) . Согласно данному определению бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах учета в и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

А вот что такое бюджетный учет знают немногие. В новой статье попробуем разобраться, чем бюджетный учет отличается от бухгалтерского, кто обязан его вести?

Что такое бюджетный учет?

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства (п. 2 ст. 264.1 БК РФ).

То есть, бюджетный учет – это разновидность бухгалтерского учета. Но при этом бюджетный учет дает информацию не просто о финансовом состоянии отдельных экономических субъектов - организаций, индивидуальных предпринимателей, а о финансовом состоянии бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципалитетов. А значит и вести бюджетный учет должны не все юридические лица, а только те, чья отчетность важна для анализа финансового состоянии бюджетов РФ. Индивидуальные предприниматели бюджетный учет не ведут.

Кто обязан вести бюджетный учет?

Порядок ведения бюджетного учета регулируется Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета*(2) .

Юридические лица, которые обязаны вести бюджетный учет, перечислены в п. 2 Инструкции . Это:

  • органы государственной власти (государственные органы);
  • органы местного самоуправления;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами;
  • казенные учреждения, в том числе находящихся за пределами РФ;
  • иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств;
  • финансовые органы;
  • органы Федерального казначейства в части отражения на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 500 00 000 "Санкционирование расходов" операций по кассовому исполнению федерального бюджета.

Кроме того, бюджетный учет ведут:

  • государственные корпорации "Росатом", "Роскосмос" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета;
  • государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
  • государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждениям и (или) государственные (муниципальные) унитарные предприятия при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Следует отметить, что в обычной хозяйственной деятельности госкорпорации, бюджетные, автономные учреждения и и унитарные предприятия бюджетный учет не ведут, хотя часть их расходов, а зачастую большая их часть и финансируется из бюджетов разных уровней. Бюджетный учет данные юридические лица ведут обособленно от остального бухгалтерского учета, применяют при этом счета бюджетного учета. При ведении бюджетного учета указанные субъекты в 18 разряде номера счета бюджетного учета применяют код вида финансового обеспечения (деятельности) 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность).

Бюджетная отчетность

Итогом ведения бухгалтерского учета и отражения фактов хозяйственной жизни на счетах является составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это правило распространяется и на бюджетный учет. Итог его ведения - это составление бюджетной отчетности.

Каждое юридическое лицо, составляющее бюджетную отчетность, представляет ее вышестоящему органу, который ее проверяет, утверждает. После принятая отчетность сводится и консолидируется (складывается с отчетами других субъектов бюджетной отчетности), взаимосвязанные показатели при этом исключаются. В итоге получается наглядная картина об исполнении бюджетов разных уровней, в том числе и федерального бюджета.

Общий, обязательный для всех субъектов бюджетной отчетности порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется соответствующей Инструкцией*(3) . Особенности представления бюджетной отчетности могут быть установлены для подведомственных главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, финансовым органом, органом казначейства.

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: как правильно вести, чем отличается от коммерческого учета, как правильно формировать отчетность. Из данного материала вы узнаете все нюансы работы с бюджетными поступлениями, правила отражения операций в проводках и особенности сдачи отчетов.

Бухгалтерский учет в коммерческих и государственных организациях имеет общую основу, общие принципы и законодательную базу. Но есть и различия: бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях отличается методами, которые используются при формировании счетов и проводок. Работа с государственными деньгами – ключевой фактор, порождающий различия в методике.

Бухгалтерский учет в государственных учреждениях основан на работе с бюджетной сферой b имеет дополнительные нормативно-правовые акты (не применимые к коммерческим организациям) и требования к отчетности. В бюджетной сфере ведется тотальный контроль за всеми операциями. Это необходимо учитывать при организации отчетности.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Не каждое некоммерческое учреждение можно назвать бюджетным, в законе выделено порядка 30 разных форм некоммерческих учреждений. Точно также не каждое государственное или муниципальное учреждение является бюджетным – существуют автономные, казенные и, собственно, бюджетные организации (Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Разница проявляется в нюансах - методы работы, задачи, способы финансирования и т.д. В данном материале речь пойдет строго о бюджетных компаниях.

Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами. В частности, казенные предприятия не могут распоряжаться полученной от коммерческой деятельности (в разрешенных по закону объемах и формах) прибылью в своих целях, они обязаны отдавать их в счет дохода государства. Это не касается других форм. Бухгалтерский учет в казённых учреждениях должен учитывать этот фактор.

При работе с документами и бухгалтерией следует понимать, чем бюджетники отличаются от прочих форм организации государственного предприятия.

Бюджетное учреждение (бюджетная государственная организация) – это некоммерческая организация, созданная РФ или ее субъектом для оказания услуг (обслуживания) населения. Основная сфера работы - образование, медицина, культура и досуг и т.д. Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов. Источником средств могут быть различные субъекты РФ. Основная задача бухгалтерского учета в бюджете – точное отражение передвижений и расходования полученных от государства денег.

Важно!

Бюджетное учреждение по закону может вести коммерческую деятельность, доход от которой используется на собственные нужды. Однако основной источник финансирования – государственные и муниципальные субсидии. Коммерческая составляющая строго контролируется и не может превышать определенный процент от общего дохода.

Учреждение причисляется к бюджетной форме на основании решения уполномоченного органа, а также на основании учредительной документации, где указана форма организации.

Бюджетный учет – единая государственная упорядоченная система сбора, обработки (регистрации) и обобщения информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов РФ и ее субъектов. Термин «бюджетный учет» часто применяется в отношении бюджетных учреждений, но это не совсем верно. Согласно закону бюджетный учет ведут казенные госучреждения, а вот остальные занимаются бухгалтерским учетом. Эти понятия не следует смешивать, так как существует различие в методах работы.

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Единый план счетов для госучреждений описан в Инструкции 157н, а именно для бюджетных учреждений в Инструкции 174н.

Также бухгалтерский учет в бюджете должен принимать во внимание прочие нормативно-правовые акты, уточнения, письма и инструкции, выпускаемые государственными и муниципальными органами, уполномоченными работать с бюджетными средствами.

Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

В своей работе бухгалтер должен опираться на общие принципы и задачи бухгалтерского учета и учитывать особенности бюджетной сферы. К ним относятся необходимость вести контроль за точным исполнением утвержденного бюджета, проведение мероприятий по поиску дополнительных доходов, а также необходимость учитывать отраслевые особенности. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет более сложную систему методов и более высокий уровень контроля точности.

Общие правила ведения бухучета должны учитывать следующие принципы: законность, правильность, осмотрительность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, сопоставимость, превосходство формы над содержанием, своевременность, денежные измерители (ФЗ № 402). Помимо этого, бухучет в бюджете должен учитывать принципы и правила работы с бюджетными деньгами.

Задачи бухгалтерского учета в бюджете:

  • Формирование и предоставление контролирующим органам полных и достоверных данных о состоянии активов и движении средств на предприятии (как государственных средств, так и полученных от коммерческой деятельности);
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе выполнения плана по доходам и расходам бюджетных средств;
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе исполнения сметы расходов, участвующих в исполнении государственного бюджета.

Основные требования к бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях:

  • Учет должен вестись только в национальной валюте (рублях);
  • Учет ведется постоянно с момента регистрации предприятия;
  • Содержание аналитического отчета должно соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • Каждая хозяйственная и инвентаризационная операция должна подлежать обязательной регистрации.

Под учет попадают все хозяйственные операции, имущественные объекты и обязательства компании.

В бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях важна своевременность: все операции должны вовремя быть зарегистрированы и отражены.

Отчетность за бухгалтерский учет

Бухгалтерская отчетность в бюджете ведется строго на основании Плана счетов, о котором говорилось выше – все требования к отчетности прописаны в соответствующей инструкции. Действует общепринятый принцип двойной записи для всех совершенных операций предприятия: каждое изменение состояния средств, находящихся на балансе учреждения, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах. Все операции отражаются только по факту их совершения (метод начисления), ценности и находящиеся на балансе активы учитываются отдельно.

Что касается сроков, то тут нет существенных отличий от обычного порядка бухучета.

Периодичность отчетности в бухгалтерском учете в учреждениях:

  • 1 раз в квартал (1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года);
  • Годовая отчетность (1 января года, следующего за отчетным).

Отчетным считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Отчетной датой (дата, на которую составляется бухгалтерская отчетность) считается последний календарный день отчетного периода. Исключение составляют случаи, когда проводится реорганизация или ликвидация учреждения, а также случаи, когда бюджетное учреждение проходит процесс преобразования в казенное.

В бухгалтерском учете в бюджете отчетность заполняется исключительно в рублях с учетом копеек до двух знаков после запятой (использование других валют недопустимо согласно принципам работы с государственными деньгами). Документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером, а в некоторых случаях, руководителем финансово-экономической службы бюджетного учреждения (если таковая имеется на предприятии). Эти же лица несут ответственность перед государством.

Структура баланса

Бухгалтерский баланс бюджетного учреждения – отчет о состоянии средств предприятия, который отражает его активы и обязательства. Составляется на основании нормативно-правовых актов, применимых к конкретному типу учреждения. Основная задача баланса бюджетного учреждения в том, чтобы показать движение бюджетных средств, обеспечить контроль за их расходованием.

В балансе бюджетного учреждения реализуется принцип двусторонности: хозяйственные средства отражаются по вещественному составу и размещению (актив) и источникам формирования, целевому назначению (пассив).

В бухгалтерском учете в бюджете баланс имеет особую структуру. К активу относятся внеоборотные активы (средства для долгосрочного использования) + оборотные (средства, предназначенные для использования в ходе уставной хозяйственной деятельности) + затраты. К пассиву – собственный капитал + обязательства + доходы.

Важно!

Поскольку бюджетные организации собственных средств не имеют, они покрывают все расходы за счет государственных ассигнаций и поступления специальных средств. Движение этих средств отражается в отчетности.

Попечители, в отличие от персонала учреждения культуры, выполняют свои функции на добровольной и безвозмездной основе. Таким образом, отсутствие прямой заинтересованности в экономических результатах деятельности учреждения культуры сводит интересы данных лиц не к максимизации прибыли учреждения, а к успешному выполнению им своей миссии. В качестве мотивов обращения к попечительству можно рассматривать поднятие своего престижа в обществе, завоевание прочной репутации на рынке и доверия со стороны потребителей, доступ к закрытым источникам информации, услугам организаций культуры и др. Большинство бюджетных учреждений испытывает финансовые и организационные проблемы, не имеет эффективной структуры управления и системы стимулирования персонала. Создание попечительского совета позволило бы им решить ряд актуальных проблем, в частности, привлечь дополнительные источники финансирования и др.

В случае некоммерческой компании - клиенты и участники фирмы.

  • Штат. С одной стороны сотрудники, нанятые по трудовому договору с определённым уровнем оплаты за труд.

С другой стороны все те же самые, но также и добровольцы-волонтёры.

  • Откуда средства. В предпринимательской сфере всё решает коммерческая деятельность, которая приносит прибыль.В некоммерческом варианте помогают инвесторы, различные социальные фонды, само государство.

Объекты бюджетного учета Бюджетная организация, как и коммерческая, ведет учет всех финансово-хозяйственных операций, совершаемых в результате ведения деятельности.


Объекты бухгалтерского учета в бюджетной сфере, в основной массе не отличаются от объектов коммерческого учета – это активы и обязательства, доходы и расходы.

Также особенности имеют и расходы бюджетных учреждений, в статье 70 Бюджетного кодекса РФ список расходов бюджетных учреждений строго ограничен в связи с этим и учет расходов бюджетников:

  • соблюдается принцип адресности и целевой характер расходования бюджетных средств;
  • в обязательном порядке ведется учет расходов в разрезе статей бюджетной классификации;
  • осуществляется контроль исполнения сметы расходов;
  • соблюдаются принципы и процедуры исполнения бюджетов;

Специфические особенности учета в бюджетных учреждениях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, исполнение утвержденного бюджета и повышенный контроль такого исполнения, контроль выполнения каждого факта хозяйственной деятельности, согласованность деятельности бюджетников в достижении цели, поставленной перед ними государством.

Инструкцией по бюджетному учету, другими нормативными документами по учету и отчетности у бюджетников. Такими нормативно-законодательными актами, регулирующими бюджетный учет являются:

  • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ и принятые в соответствии с ним законы о бюджетах разных уровней, законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ (федеральные, субъектов РФ, территориальные), муниципальные правовые акты о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты, регулирующие правоотношения, указанные в Бюджетном Кодексе РФ.

В частности, бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению. Он устанавливает основные принципы учета имущества и обязательств бюджетных организаций.

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного – сравнительная характеристика

Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных. Основная причина, по которой источники образования этих средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями составления и представления отчетности которая представляется не только финансирующим органам, но в данном случае — и другим заинтересованным пользователям.
Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства.

Хансманн полагает, что потребители являются более защищенными, если они работают с некоммерческими организациями. Некоммерческие структуры законодательно ограничены в возможностях внутреннего распределения доходов между работниками и должны направлять полученные средства на развитие основной деятельности организации, что контролируется со стороны общества. В силу того, что имущество государственных учреждений является собственностью государства, все доходы от этой собственности рассматриваются как доходы государственного бюджета, и распределение учреждениями полученных доходов должно согласовываться с органами государственной власти.

В результате, бюджетные учреждения предпочитают юридически разграничивать некоммерческую и предпринимательскую деятельность. Подобное разделение деятельности достигается двумя способами.

Так, например, если цели школы состоят в том, чтобы давать детям образование и готовить их к жизни в обществе, т.е. являются целями, которые нельзя непосредственно измерить, могут быть использованы опосредованные методы измерения достижения целей для того, чтобы оценить производительность деятельности бюджетной организации в целом. В случае со школой можно измерить экзаменационные оценки и использовать эти данные как критерий для сравнения одной школы с другой однако такое измерение нельзя считать полностью объективным — состав учеников каждой школы, имеющиеся ресурсы, родительская поддержка и т.д. не одинаковы. Среди теоретических концепций, посвященных особенностям экономики и менеджмента бюджетных и некоммерческих организаций, можно выделить теории производства общественных благ, невыполненного контракта, контроля стейкхолдеров 17, с.
32-39 . Теория производства общественных благ.
Рассмотрев теоретические концепции зарубежных ученых, можно выделить общие особенности деятельности и управления некоммерческих организаций. Это применение социального маркетинга, фандрейзинга, добровольчества и наличие контроля со стороны стейкхолдеров. 1.3 Материальные и денежные средства, целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций Для эффективного менеджмента бюджетных организаций важно определить возможные источники финансирования. При осуществлении своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица 2, с.
78-94 .

Инфо

Так, за казенным формированием все имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления. Для бюджетного же учреждения учредитель устанавливает список особо ценного имущества. Делается это все в достаточно хитрых целях: поскольку субсидиарной ответственности за долги бюджетного учреждения законодатель не предусмотрел, то возникает серьезный риск утраты всего имущества в рамках судебных взысканий.


Для того чтобы не разбазарить казну и введена данная норма: недвижимое и особо ценное имущество отчуждению не подлежит. Что-то продать из такого имущества учреждение имеет право только с разрешения учредителя. Свободно распоряжаться возможно только имуществом, купленным за счет предпринимательских доходов. Но и содержать его придется тоже самим.

В чем разница между коммерческой и бюджетной организации

  • Отличие бюджетного учета от коммерческого
  • Чем различаются коммерческие и бюджетные организации?
  • Чем казенное учреждение отличается от бюджетного – сравнительная характеристика
  • Отличие коммерческих организаций от некоммерческих
  • Чем отличается бухгалтерский учет от бюджетного
  • Отличие бухгалтерского учета от бюджетного

Отличие бюджетного учета от коммерческого Также средства могут поступать из взносов участников, от сдачи в аренду, процентов и так далее.

  • Форма деятельности. Для предпринимателей - ООО, АО, ПАО, МУП, ГУП, товарищества и кооперативы - всё, как предписывает статья 50 Гражданского Кодекса РФ.
  • Товары, услуги и целевая аудитория.

Те товары и услуги, которые производят коммерческие организации, нацелены на индивидуального потребителя, а вот бюджетные организации производят товары и услуги для удовлетворения общественных потребностей и благ. Целевой аудиторией коммерческих организаций являются конечные потребители, а бюджетные организации ориентированы на клиентов и членов организации.

  • Управление и политика работы.

Если в коммерческой организации политику управления строят исключительно на поведении конкурентов и клиентов, то в бюджетной структуре ориентир держат только на общественные потребности и условия, диктуемые государством.

Важно

Также средства могут поступать из взносов участников, от сдачи в аренду, процентов и так далее.

  • Форма деятельности. Для предпринимателей - ООО, АО, ПАО, МУП, ГУП, товарищества и кооперативы - всё, как предписывает статья 50 Гражданского Кодекса РФ. Что касается некоммерческих организаций, то это в основном благотворительные фирмы, фонды, религиозные учреждения и так далее.
  • У коммерсантов есть права и обязанности, определённые кодексами Российской Федерации.

У некоммерческих компаний правоспобность ограничена. То, что будет прописано в уставе подобного организации и будет определением прав и обязанностей. Естественно, они не должны противоречить действующему законодательству и конкретно тем актам, которые регламентируют создание подобных фирм.
  • Где проходит регистрация. С одной стороны - Федеральная Налоговая Служба.