Как объяснить первокласснику четные и нечетные числа. Метод Монтессори в домашних условиях: четные и нечетные числа

Конспект НОД по ФЭМП «Клуб юных знатоков».

Образовательная область: познание.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.

Тип: интегрированное.

Форма непосредственной образовательной деятельности: путешествие

Форма организации: групповая.

Цель: Познакомить детей с «четных» и «нечетных» числами.

Задачи:

    Закрепить умение составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр: выделять в задаче условия, вопрос, ответ

    Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку;

    Развивать бинокулярное зрение.

    Воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль.

Предварительная работа: составление и решение задач, решение примеров, отгадывание загадок.

Оборудование и материалы: картинки яблок, мудрой совы, набор цифр, картинки геометрических фигур, медальки.

Ход занятия: Ребята, сегодня у нас в гостях Мудрая Сова. Если вы смотрите программу «Что? Где? Когда?», то знаете, что она является талисманом этой игры. И если она появилась у нас, значит, не просто так. Оказывается, она давно за нами наблюдает, и вы ей очень понравились, т.к. очень серьезно относитесь к математике. Вот она и решила открыть у нас «Клуб юных Знатоков». Членом клуба может стать только тот, кто докажет, что он самый умный, сообразительный, достойный. Сегодня у нас будет проходить отборочный турнир в несколько этапов. Мудрая Сова приготовила нам интересные задания. А в конце турнира она будет вручать членские билеты «Юных Знатоков». Кто хочет участвовать в турнире, подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в кружок.

1 этап «Четные - нечетные».

Мудрая Сова приготовила для нас 1 задание. Послушайте правила. Я бросаю мячик и называю число. Ребенок поймавший мяч продолжает считать т. е называйте два числа до названного, т. е четное. А вы знаете какие числа называются четными, а какие нечетными? Хотите узнать? Слушайте! Четными называются числа, которые делятся на две равные группы предметов. Например, число 2 можно разделить пополам, чтобы предметов в двух группах было поровну. Вот 2 яблока. Можно разделить их между двумя детьми поровну? Как? (1 и 1). Значит это число четное. А число 3 можно разделить на две равные группы предметов? (Нет). Верно, число 3 не делится поровну, значит оно нечетное. Ребята теперь я вам предлагаю разложить в ряд цифры по порядку от 1 до 10. Выдвиньте числа четные (2, 4, 6, 8, 10). Ребята а какие это числа? Это четные числа. А назовите невыдвинутые числа, они у вас в нижнем ряду 1, 3, 5, 7, 9. Какие это числа? Это нечетные числа. Отлично, все справились с заданием. Давайте посмотрим, что же нам еще приготовила Мудрая Сова.

2 этап «Заяви о себе»

И так мудрая Сова приготовила для нас второе задание. Тот кого я спрошу должен ответить на вопрос.

Сосчитай порядковым счетом до 20…

Сосчитай обратным счетом от 20 до 1 …

Назови «четные» числа до 10 …

Назови «нечетные» числа до 10…

Назови дни недели …

Назови времена года …

Назови месяцы года…

Отлично! Все справились и все проходят на следующий этап.

Физминутка «Чётные и нечётные числа»

Ребята, физминутка у нас будет необычной. У нас пройдут соревнования. Нужно встать в шеренгу, рассчитаться по номерам от 1 до 10: затем чётные числа образуют 1 команду, а нечётные – 2 команду. А задание будет такое: Каждому ребенку я раздаю карточку с изображением геометрических фигур, задание – рассказать про свою геометрическую фигуру и попробовать нарисовать ее глазами. Круг - круговые движения глаз. Квадрат – вправо, вниз, влево, вверх. Треугольник – вниз, влево, вверх. Молодцы. Присаживайтесь.

3 этап: «Нарисуй фигуру»

Следующее задание будет таким. Возьмите лист в клетку и карандаш. Под мою диктовку вы должны нарисовать изображение. Будьте внимательны, не переспрашивайте, я буду повторять 2 раза.

Начали:

Я довольна вами. И последний завершающий этап, который все решит: быть ли всем членами клуба или кому-то не повезет.

4 этап «Задачки»

Нам предстоит составлять и решать задачи по схемам. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

(Условие, вопрос, решение, ответ)

Что такое условие к задаче? (это то, что нам известно, в условие должно быть не менее двух чисел).

Что такое вопрос к задаче? (это то, что нам надо узнать).

Ну вот, вспомнили, теперь можем начинать.

Составьте задачу по данной схеме:

5+4=

На клумбе распустилось 5 тюльпанов, на следующий день еще 4. Сколько всего тюльпанов распустилось на клумбе?

5+4=9 На клумбе всего распустилось 9 тюльпанов.

Следующая схема вот такая:

10-2=

В порту стояло 10 кораблей, 2 из них уплыло. Сколько кораблей осталось в порту?

10-2=8 В порту осталось 8 кораблей.

И последняя схема, вот какая:

4+3=

Для салата взяли 4 огурца и 3 помидоры. Сколько всего овощей взяли для салата?

4+3=7 Для салата взяли всего 7 овощей.

Итог занятия

Ребята, наконец, мы выполнили все задания Мудрой Совы. Давайте, послушаем ее мнение.

Сова: Ребята, я не думала, что вы так легко справитесь с заданиями. Я уверена, что вы все заслужили звание участника «Клуба Знатоков». Поэтому я всем вручаю членские билеты. Спасибо, до новых встреч!

Поочередный счет. Когда малыш хорошо выучит названия чисел, поиграйте с ним в поочередный счет: вы говорите 1, он говорит 2, вы говорите 3, он говорит 4 и т.д. Вначале он захочет называть ваши числа; объясните ему, что это запрещено правилами игры. В следующий раз начинать должен он: он говорит 1, вы говорите 2 и т.д. Когда ребенок будет легко справляться с подобным заданием, привлеките к игре кого-нибудь еще (скажем, другого ребенка, ему это тоже понравится!) и поиграйте втроем, потом вчетвером, и т.д. Теперь, когда он быстро разберется, что к чему, продолжайте играть только в том случае, если он проявляет интерес.
Четные и нечетные числа. Чтобы объяснить ребенку это понятие, возьмите две тарелки и горсть фасолин:
Это твоя тарелка, а это - моя. Вот две фасолины. Можешь ли ты положить столько же фасолин в мою тарелку, сколько и в свою? Да, конечно! Ты можешь положить одну фасолину в свою тарелку и одну - в мою. Теперь вот тебе три фасолины, посмотри, можно ли сделать с ними то же самое?.. Нет! В одной тарелке оказывается две фасолины, а в другой - одна. Видишь, оказывается, число 2 можно разделить на две равные части (такое число называется четным), а число 3 нельзя разделить на две равные части (его называют нечетным). Посмотрим теперь, как ведет себя 4...
Когда малыш поймет разницу между четным и нечетным числом, поиграйте с ним в поочередный счет, при этом один из вас будет называть нечетные числа, а второй - четные.

Цифры в их графической форме. Прежде чем показать ребенку абстрактные символы, обозначающие числа, нужно, чтобы он научился хорошо считать. В противном случае он уподобится большинству из нас (а это нежелательно!): счет будет означать для него лишь игру абстрактными символами. Представьте себе человека, для которого слова "банан", "стул", "ботинок" ассоциируются исключительно с их письменной формой, а не с конкретными предметами. Такой человек в действительности ничего не знал бы об окружающем его мире, и его знакомство с языком было бы поверхностным и бесполезным. Как он напоминает всех тех, кто в ужасе замирает при слове "математика". Такие люди знают символы, но не поняли по-настоящему, зачем они нужны и что символизируют!
Как и в случае с алфавитом, есть дети, которых очень увлекает процедура придания имени абстрактному символу. Они моментально выучивают цифры, достаточно их несколько раз им показать. Но есть и другие дети, которые, умея хорошо считать, не могут запомнить, какая цифра соответствует какому числу. Потому что это им неинтересно! Вот игра, которая должна им понравиться.
Сначала покажите малышу рисунок с тремя первыми цифрами. Когда он их выучит, вознаградите его, включив в игру четвертый персонаж. По-прежнему используйте только вопросительную форму. Только в этом случае число будет называть он, а не вы. Когда ребенок выучит цифры с маленькими рисунками, покажите ему те же. цифры, но без рисунков. Напомните малышу текст, если он его забудет. Таким способом даже самый упрямый ребенок быстро выучит цифры. НО ПЕРЕХОДИТЕ К ЦИФРАМ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ОН НАУЧИТСЯ НАЗЫВАТЬ ЧИСЛА И СЧИТАТЬ!

С. Лупан. Поверь в свое дитя. "Дельта",Спб. - 494 с

А в жизни где используются знания чётных и нечетных чисел? Во-первых, любое чётное число чего-либо делится пополам. Во-вторых, это важная информация, если нужно разыскать какой-либо адрес. Если идти от начала улицы, то дома с чётными номерами будут справа, а с нечётными слева. Ещё в поездах номера спальных мест: нижние «нечетные», а верхние « четные». Расписание приёма врачей или рабочих дней у других специалистов бывает по чётным дням или по нечётным. Есть и дорожный знак с запретом или разрешением на парковку: по чётным или нечётным дням месяца.
Посчитайте чётными двойками до ста! Это умение пригодится ребятам в изучении таблицы умножения на 2, 4.
карточная игра

Математическая сказка

Однажды в королевстве Математика произошла удивительная история. Числа, которые жили в этом королевстве, были очень дружные. Они часто ходили в гости друг к другу, собирались вместе и придумывали различные игры. Один раз они решили поиграть в такую игру: каждое число должно было разделиться на 2. Но в итоге все числа переругались и даже стали жить на разных сторонах улиц.

– Как вы думаете, что же произошло? (Не все числа делятся на 2)

– Верно, с тех пор, те числа, которые смогли разделиться на 2, стали жить на одной стороне улицы, а те, что не смогли разделиться на 2, стали жить на другой стороне.

– Давайте вместе попробуем расселить наши числа.

(На доске дома, дети разносят карточки с числами по улицам.)

2, 4, 6, 8, 10
1, 3, 5, 7, 9
– Улица, на которой живут числа 2, 4, 6, 8, 10, которые смогли разделиться на 2, стала называться – ЧЁТНАЯ, а числа – чётными.
– Улица, на которой живут числа 1, 3, 5, 7, 9, которые не смогли разделиться на 2, стала называться – НЕЧЁТНАЯ, а числа – нечётными.

– И в наше время для удобства нумерацию домов располагают в определённом порядке: чётные числа - на одной стороне улицы, а нечётные –на другой.
Цветные домики с номерами
цветные конверты с номерами для игры в почту

Можно скачать шаблоны домиков, дверей и номеров:

theteacherwife.com

Игра "Чёт или нечёт?"
В моем кулаке несколько пуговиц. Угадай, чет или нет?
(Если игрок угадал, ведущий отдает ему пуговицы из кулака. Если не угадал, меняет количество пуговиц и снова обращается к одному из зрителей. Таким способом ведущий набирает несколько игроков.)
Каждому игроку добавляют еще по 5 штук пуговиц. Игрок берет и зажимает в кулаке несколько пуговиц, вытягивает его в направлении другого игрока и спрашивает: «Чет или нечет?» Другой игрок отвечает, если угадал - забирает себе, если не угадал – отдает свои, столько же, сколько было зажато в руке у первого игрока. Играем до тех пор, пока один из ребят не накопит 10 пуговиц.
Игра на пальцах "Чёт-нечёт" по типу "Камень, ножницы, бумага". Дети в паре хором считают "раз, два, три!" и показывают произвольное число пальцев на обеих руках. Один из них- "чёт" и всегда показывает только чётное количество пальцев(кулак- ноль в том числе). Другой- "нечёт". Дети считают сумму пальцев и отмечают сумму на листе бумаге в графе чёт или нечёт. Победитель тот, в чьей графе больше отметок-сумм.

Игры, которые можно распечатать и играть , заменив английские слова на русские "чётные и нечётные":
"Привидения"
домики чисел на состав числа специально обозначены по-разному: с облачком- чётные, с солнышком- нечётные

Цифры и числа. Их существует великое множество. Для маленького школьника это бесконечны крючки, загогулины и кружочки. Только-только начиная их осваивать, он узнает, что, оказывается, кроме просто чисел еще есть «четные» и «нечетные». Что это такое и как же все запомнить? Без помощи мамы и папы тут не обойтись. Наша статья даст вам полезные советы, как можно быстро в форме игры объяснить ребенку, что есть что.

Как легко и просто объяснить ребенку четные и нечетные числа
Итак, что следует предпринять заботливым родителям, желающим научить малыша отличать один вид чисел от других:

  • Для начала, позаботьтесь о том, чтобы ваше чадо хорошо запомнило последовательность цифр. Сыграйте с ним в игру «Мои числа – твои числа». Правила просты: скажите ребенку, что вы назовете самую первую цифру – 1. А его задачей является назвать следующую. Затем опять идет ваша очередь, потом его. И так, чередуясь, вы последовательно назовете числовой ряд. Затем поменяйтесь местами. Пусть ребенок начинает называть. Как показывает практика, во время игры процесс запоминания происходит быстрее и эффективнее.
  • После того, как первый этап успешно пройден, перейдите к наглядной демонстрации, что такое чет и нечет. Возьмите две емкости, например, тарелки, и сыпучий материал: рис, горох, фасоль, все, что найдете дома. Возьмите сначала две горошины. Предложите ребенку разделить их между двумя вашими тарелками. Такую задачу получится выполнить без проблем. А теперь возьмите три единицы продукта. Увидев озадаченное лицо маленького ученика, объясните ему, что двойку можно легко разделить пополам, а вот с тройкой дело обстоит сложнее. Как бы вы не пытались, пополам три горошины не разложатся. То же самое проделайте с другими числами, как четными, так и нечетными. Обычно дети хорошо понимают то, что смогли увидеть собственными глазами.
  • Постоянные тренировки и повторение.
  • Когда ребенок хорошо запомнит последовательность, название чисел и их графическое выражение, используйте эти знания везде, где находитесь. Например, можете называть вслух номера домов и спрашивать, четное это число или нечетное. В игре можно использовать ценники в магазинах, количество собак у тети Клавы, количество конфет, которые мама достала к чаю. Простор для фантазии в данном случае безграничен.

    Объяснять школьнику понятия, которые для него являются новыми и неизвестными, задача не самая простая. Но важно проявить терпение и сделать процесс обучения интересным, чтобы не отбить у ребенка стремление к знаниям.