Вмф ссср и освоение космоса. Морской Космический Флот - И свет во тьме светит, и тьма не объяла его — LiveJournal

Это уникальные по всем параметрам корабли! Обогнали своё время на поколения вперёд!
И были проданы по цене металлолома:(Это просто позор, как для Украины так и для России...
Сволочи, а ведь ещё и МИР затопили:(
Теперь даже если захотим, такое повторить не получится...
производство загублено... Не говоря уже о науке.

В США уже частные компании вовсю спутники в космос запускают. А у нас? Всё так же летаем на ракетах 30-40 летней давности?
Эх, надеюсь из "Ангары" и "Русь" выйдет какой-нибудь толк, а не только попил бабла в интересах властьимущих...
===
«Космонавт Юрий Гагарин» - научно-исследовательское судно, флагман судов Службы космических исследований СССР. Построено на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде в 1971 году. Длина одиннадцатипалубного теплохода 231,6 м, ширина 32 м, мощность главного двигателя 14 000 кВт, скорость хода 18 узлов, водоизмещение 45 000 т. Экипаж 136 чел., состав экспедиции 212 чел. На борту 1250 помещений, в т.ч. 86 лабораторий. Было предназначено для решения задач управления и связи одновременно с несколькими КА и Центром управления полетом через КА «Молния». На борту судна 75 антенн, в т.ч. две антенны с параболическими отражателями диаметром 25 м. Судно могло находится в автономном плавании в течение 130 суток. Район работы – Атлантический океан.

Mорской космический флот - большой отряд советских экспедиционных судов и военных кораблей, принимавший непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита СССР, обеспечении летно-конструкторских испытаний космических; аппаратов, управлении полетами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, запускаемых с советских полигонов. Суда Морского космического флота участвовали в ряде работ по международным космическим программам.

Идея создания морских измерительных пунктов была высказана академиком С.П. Королевым после успешного запуска первого искусственного спутника Земли, когда его ОКБ-1 приступило к практическому воплощению в жизнь программы полетов человека в Космос.
В 1959 году появилась необходимость осуществления контроля точности падения головных частей советских баллистических ракет при их испытательных запусках в центральную часть Тихого океана. С этой целью был создан первый плавучий измерительный комплекс в составе кораблей ВМФ СССР: «Сибирь», «Сахалин», «Сучан», «Чукотка». В качестве легенды этому соединению дали название «Тихоокеанская гидрографическая экспедиция-4» (ТОГЭ-4).

Полным ходом шла работа по созданию первых автоматических межпланетных станций типа «Марс» и «Венера», пилотируемого космического корабля «Восток». Баллистики определили, что для осуществления контроля второго старта советских межпланетных космических станций с промежуточной орбиты, контроля включения тормозных двигателей космических кораблей для спуска с орбиты на территорию СССР, единственным районом измерений может быть экваториальная зона Атлантики. Как показали расчеты, при орбитальных полетах вокруг Земли из 16-ти суточных витков 6 проходят над Атлантическим океаном и «невидимы» с наземных измерительных пунктов на территории СССР. Реально назрел вопрос о создании специализированных судов, способных контролировать полеты пилотируемых кораблей и осуществлять необходимую радиосвязь с их экипажами из акватории Атлантики.

В срочном порядке была установлена телеметрическая радиоаппаратура на трех торговых судах Министерства морского флота СССР: «Ворошилов», «Краснодар» и «Долинск». Экспедиции этих судов, укомплектованные инженерами и техниками подмосковного научно-исследовательского института, в августе 1960 года вышли в свои первые рейсы. После работ по запускам первых автоматических межпланетных станций и контролю полетов беспилотных космических кораблей, эти суда обеспечили прием телеметрической информации при посадке космического корабля «Восток» с первым космонавтом Планеты Ю.А. Гагариным. К работе по телеметрическому контролю за полетом космического корабля «Восток» над Тихим океаном были привлечены три корабля ТОГЭ-4.

При последующих запусках автоматических межпланетных станций и космических кораблей суда Атлантического комплекса и корабли в Тихом океане привлекались к работам по аналогичной схеме.

В 1963 году юридически было зафиксировано создание «Морского космического флота» в едином с наземным командно-измерительным комплексом СССР контуре управления космическими полетами.

В связи с расширением программы исследований и освоения космического пространства и, в частности, под первую лунную программу СССР, потребовалось пять хорошо оснащенных специализированных судов. В 1967 году, в Ленинграде, в рекордно короткие сроки были построены суда: командно-измерительный комплекс «Космонавт; Владимир Комаров» четыре телеметрических судна-измерителя: «Боровичи», »Невель», »Кегостров», »Моржовец». Новые суда по своему внешнему виду резко отличались от торговых судов и военных кораблей. Было принято решение о включении их в состав научных, с правом носить вымпел научно-экспедиционного флота Академии Наук СССР. Экипажи этих судов состояли из гражданских моряков Минморфлота СССР, а экспедиции формировались из числа научных сотрудников НИИ, гражданских инженеров и техников.
В 1969 году для руководства и управления «Морским космическим флотом» в Москве создана «Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР» (СКИ ОМЭР АН СССР).

Под вторую советскую программу исследований планеты Луна, в 1970-1971 годах, в строй космического флота вошли уникальные суда: «Академик Сергей Королев» и «Космонавт Юрий Гагарин». Они воплотили в себе новейшие достижения отечественной науки и техники и были способны самостоятельно выполнять все задачи, связанные с обеспечением полетов различных космических аппаратов, пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций.

С 1977 по 1979 годы в состав «Морского космического флота» вошло еще четыре телеметрических судна, на бортах которых были начертаны имена героев-космонавтов: «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев» и «Космонавт Виктор Пацаев». Три крупных судна «Службы» были приписаны Черноморскому морскому пароходству СССР в Одессе, телеметрические суда v Балтийскому морскому пароходству СССР в Ленинграде.

В 1979 году «Морской космический флот» состоял из 11-ти специализированных судов и вплоть до развала СССР участвовал в обеспечении полетов космических аппаратов различного назначения.
К 2004 году от «Морского космического флота» сохранилось только два судна в г.Калининграде: «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев» (последний открыт в качестве музея на плаву у причала Музея мирового океана). Владелец этих судов, периодически привлекаемых к работам по МКС - «Росавиакосмос». Остальные девять судов «Морского космического флота» досрочно списаны и утилизированы (в т.ч. приватизированные Украиной НИС «АСК» и НИС «КЮГ» проданы по цене металлолома В Индию в 1996 г.).
Тихоокеанский плавучий измерительный комплекс совершенствовался по мере развития советской ракетно-космической техники. Вслед за ТОГЭ-4 в 1963г. появилась ТОГЭ-5 (ЭОС «Чажма», ЭОС «Чумикан»). В 1984г.,1990г. флот пополнился корабельными измерительными комплексами «Маршал Неделин», «Маршал Крылов».

В составе Тихоокеанского флота под флагом ВМФ СССР несли службу восемь кораблей, шесть из них списаны и утилизированы, один продан на переоборудование. В составе Тихоокеанского флота России несет службу КИК «Маршал Крылов».

Научно-исследовательские суда, участвующие в программах освоения космического пространства, составляют особый класс океанских судов. У них все необычно: архитектурный облик, оборудование помещений, условия плавания.

Архитектурный облик судов космического флота определяется прежде всего мощными конструкциями антенных систем. Например, такие архитектурные элементы, как 25-метровые зеркала "Космонавта Юрия Гагарина" или 18-метровые белоснежные шары радиопрозрачных укрытий для антенн на "Космонавте Владимире Комарове" привлекают к себе внимание в первую очередь и сразу же создают преобладающее впечатление. Более внимательный взгляд обнаруживает десятки других антенн, самых разнообразных по размерам и конструкции. Такого обилия антенн нет, конечно, ни на одном судне другого назначения.

Антенны и научное оборудование, которым оснащены экспедиционные лаборатории НИС, предъявляют специфические требования к мореходным качествам и техническим характеристикам этих судов. Высокие мореходные качества нужны судам для выполнения научных задач, которые приходится решать во всех районах Мирового океана, в любое время года и любую погоду. Экспедиционные суда должны идти в те точки океана, которые определены баллистическими расчетами, и выполнять там назначенную работу. Они не могут подчас даже свободно выбирать свой курс во время сеанса связи, чтобы облегчить плавание при волнении моря: курс жестко определяется задачами сеанса, направлением трассы полета и углами обзора корабельных антенн. Суда должны хорошо управляться, особенно на малых скоро-стях и в дрейфе - возможных режимах движения во время сеансов связи.

Одно из главных требований, предъявляемых к судам космического флота, - их высокая автономность. Автономность характеризует способность судна длительное время находиться в море без захода в порты для пополнения запасов топлива, смазочных масел, пресной воды и провизии. Высокая автономность позволяет судну не прерывать программу сеансов связи, не тратить время на переходы из района работы в порт для пополнения судовых запасов. При большой, как правило, удаленности этих районов, потеря времени на переходы была бы значительной и, возможно, потребовала бы увеличения числа научно-исследовательских судов, обеспечивающих в океане космические полеты.

Автономность судов космического флота ограничивается, главным образом, запасами пресной воды и провизии. Например, средние по водоизмещению суда типа "Космонавт Владислав Волков" могут находиться в плавании, не пополняя запасов провизии, 90 суток, запас пресной воды на них рассчитан на 30 суток. Для достижения высокой автономности на судах оборудованы вместительные провизионные кладовые, оснащенные мощным холодильным оборудованием. Автономность по запасу воды можно увеличить, используя имеющиеся на судах опреснительные установки.

Суда космического флота часто проводят сеансы связи, находясь в дрейфе или на якоре. Поэтому топливо для машин тратится главным образом на переходах. Запасы топлива определяют другую важную характеристику судна - дальность непрерывного плавания. Имея большую дальность плавания, судно может не прерывать работу с космическими объектами для захода в порт, чтобы принять топливо. Это, так же как и автономность, по существу увеличивает эффективность использования космического флота. Чтобы судить о реальных величинах дальности плавания, укажем, например, что для "Космонавта Юрия Гагарина" она составляет 20 тысяч миль. Это расстояние лишь немногим меньше, чем воображаемый океанский переход вокруг земного шара по экватору.

Следующая характеристика НИС - остойчивость и связанные с ней параметры качки на волнении. Радиотехническая и электронная аппаратура, составляющая основу экспедиционного оборудования НИС космического флота, имеет очень невыгодное для остойчивости распределение весов. Наиболее тяжелые элементы этой аппаратуры -антенны с их фундаментами и мощными электрическими приводами -располагаются высоко над палубами и надстройками, в то время как во внутренних помещениях находятся в основном электронные блоки с относительно небольшими весами. Например, четыре главные космические антенны научно-исследовательского судна "Космонавт Юрий Гагарин" вместе с фундаментами имеют общий вес около 1000 т и установлены на палубах, расположенных на 15-25м выше уровня ватерлинии, так что центр масс судна смещается значительно вверх, что требует дополнительных мер для сохранения остойчивости.
Трудности с остойчивостью возникают также из-за большой парусности космических антенн. Например, четыре параболических зеркала "Космонавта Юрия Гагарина" диаметром по 12 и 25м имеют общую площадь 1200 м 2. Будучи поставлены "на ребро" и обращены на борт (характерное положение для начала связи), такие антенны превращаются в гигантские паруса, стремящиеся опрокинуть судно. Поэтому сеансы связи не проводятся при сильном ветре. Само собой разумеется, что, когда антенны в промежутках между сеансами связи застопорены в положении "по-походному" (направлены в зенит), их парусность во много раз меньше и уже не представляет опасности для плавания.

Качка судна на волнении создает значительные помехи для сеансов связи. Во-первых, она приводит к возрастанию нагрузок на различные механизмы (например, антенного комплекса) и ухудшает точность их действия. Во-вторых, качка снижает работоспособность научного и инженерно-технического персонала, участвующего в проведении сеансов связи. Поэтому уменьшение качки - очень важная задача, учитываемая при создании научно-исследовательских судов.

Радиотехнические системы, размещенные на научно-исследовательских судах, предъявляют повышенные требования к прочности и жесткости судового корпуса. Необходимы подкрепления в местах установки массивных антенн и других элементов оборудования, обладающих значительным весом. При установке на судне нескольких остронаправленных антенн повышенная жесткость корпуса служит необходимым условием их совместной работы. Для плавания в приполярных широтах суда космического флота имеют ледовые подкрепления корпуса.

Из-за продолжительности экспедиционных рейсов обращается серьезное внимание на обитаемость этих судов, то есть на условия труда и быта участников океанских плаваний. Проектировщики судов космического флота постарались создать на них благоприятные условия как для успешной работы, так и для отдыха. Это наиболее полно осуществлено на универсальных судах, но и на малых судах сделано все возможное для удобного размещения членов экипажа и экспедиции и для их отдыха.

НИС «Космонавт Юрий Гагарин» (проект - 1909) построен на базе танкера проекта 1552 и является самым крупным и наиболее мощным по научно-техническому оснащению экспедиционным судном.

«Космонавт Юрий Гагарин» имеет высокие мореходные качестве и может плавать в любых районах Мирового океана при любом состоянии моря. Для уменьшения бортовой качки на нем установлен пассивный успокоитель, благодаря чему амплитуда бортовой качки при волнении 7 баллов снижается с + 10 до + 3°, имея период колебаний около 16 с. Килевая качка при 7 баллах достигает по амплитуде + 5°, период колебаний равен 7 с. Судно оснащено подруливающим устройством. Это крыльчатые движители - две в носу и один с корме, они установлены внутри корпуса в поперечных сквозных каналах и приводятся во вращение электромоторами. Подруливающее устройство облегчает управление судном на малых скоростях и при швартовке, позволяет удерживать его на курсе во время сеансов связи и дрейфе. Корпус судна разделен по длине водонепроницаемыми переборками на восемь отсеков, а по высоте - на одиннадцать ярусов, образуемых палубами и платформами. В самом низу расположено двойное дно, затем идут нижняя, средняя и верхняя платформы. На этих четырех ярусах предусмотрены кладовые, танки котельного и дизельного топлива, танки пресной воды, балластные цистерны, несколько лабораторий. Во втором отсеке (счет ведется от носа) два яруса отведены под спортивный зал, над ним на верхней платформе находится кинолекционный зал. В седьмом отсеке расположена электростанция, восьмой отсек занимает машинно-котельное отделение. Верхняя платформа и все последующие ярусы находятся уже над плоскостью ватерлинии. Корпус имеет ледовые подкрепления. Следующий ярус - верхняя палуба; здесь размещены каюты экипажа и экспедиции, лаборатории, две столовые. Часть верхней палубы вдоль правого и левого бортов открытая. Еще выше расположены два яруса надстройки - палуба 1-го яруса и открытая палуба. Они протянулись на большую часть длины судна от носа до кормы. Ярусы включены в общую систему прочности корпуса и наряду с верхней палубой, тремя платформами, продольными и поперечными переборками увеличивают его жесткость и снижают деформации корпуса на волнении. Здесь находятся каюты, лаборатории, кают-компания экипажа и экспедиции, два салона отдыха. Палуба 1-го яруса вдоль всего периметра судна имеет открытую галерею. На открытой палубе ближе к корме установлены барбеты двух параболических антенн с зеркалами диаметрами по 25 м. К барбетам крепятся конструкции антенн, они распределяют вес антенн на продольные и поперечные переборки корпуса. Выше открытой палубы надстройка разделяется на две части, носовую и кормовую. В носовой надстройке следующий ярус - нижний мостик. Кроме кают и лабораторий, на этом ярусе установлен барбет одной из двух 12-метровых параболических антенн. На среднем мостике находится радиорубка, еще выше, на навигационном мостике, расположены рулевая и штурманская рубки, и наконец, на площадке верхнего мостика установлено несколько антенн, в том числе вторая 12-метровая параболическая антенна. Верхний мостик лежит на 25 м выше уровня моря. Ярусы соединены между собой трапами, двумя грузовыми и восемью пассажирскими лифтами. Космические и служебные системы. Основу оборудования научно-исследовательского судна «Космонавт Юрий Гагарин» составляет многофункциональная командно-измерительная система. Она может работать одновременно с двумя космическими объектами, осуществляя передачу команд, траекторные измерения, телеметрический контроль, двухстороннюю телефонную и телеграфную связь с космо-навтами, прием научной информации. Достижению больших дальностей радиосвязи способствуют остронаправленные приемные и передающие антенны, мощные передатчики и высокочувствительные приемники с входными параметрическими усилителями, охлаждаемыми жидким азотом. Три параболические антенны - вторая от носа с зеркалом диаметром 12 м, третья и четвертая с зеркалами диаметрами по 25 м каждое относятся к космической командно-измерительной системе. Они ведут передачу и прием радиосигналов на сантиметровых, дециметровых и метровых волнах. Кормовая 25-метровая антенна однозеркальная, остальные две двухзеркальные. Вес каждой 25-метровой антенны составляет около 240 т, 12-метровой антенны - 180 т. Ширина диаграммы направленности 25-метровой антенны в зависимости от длины рабочей волны находится в пределах от 10 угло-вых минут (СМВ) до 10 градусов (МВ). В подзеркальных кабинах располагаются входные устройства приемников и усилители высокой частоты. Еще одна параболическая антенна имеет диаметр 2,1 .м, она служит для поиска сигналов и конструктивно объединена с одной из 25-метровых антенн. Все антенны могут сопровождать космические объекты по приходящим от них радиосигналам или по заранее рассчитанной программе. Система управления антеннами нормально работает при скорости ветра до 20 м/с и волнении моря до 7 баллов. Управлять полетом спутников и космических кораблей с «Космонавт Юрий Гагарин» можно самостоятельно, посылая на них команды и временные программы. Возможен другой режим работы - ретрансляция команд, поступающих на судно из Центра управления полетом. Данные траекторного контроля (дальность и радиальная скорость) и результаты телеметрического контроля подвергаются на судне машинной обработке и после этого направляются в Центр. В этом случае, а также для телеграфно-телефонных переговоров между космонавтами и Центром управления полетом используют спутники-ретрансляторы. Радиопереговоры с космонавтами и телеметрический контроль возможны с помощью отдельных связных и телеметрических станций, то есть помимо основной командно-измерительной системы. В этом случае используются обособленные связные и телеметрические антенны. Всего на судне 75 антенн различного типа и назначений.

Управление космическими радиотехническими системами автоматизировано. Для баллистических расчетов, обработки информации и управления корабельными системами служат две универсальные электронные вычислительные машины и несколько специализированных. Среди служебных систем НИС назовем прежде всего систему привязки. Она измеряет географические координаты тех точек в океане, в которых проводятся сеансы связи, измеряет курс судна, углы бортовой, килевой качки и рыскания. На «Космонавт Юрий Гагарин» эта система представлена разветвленным комплексом разнообразных приборов и устройств. Для определения географических координат НИС используются навигационные спутники. Гироскопические приборы с точностью до нескольких угловых минут дают сведения о курсе судна, бортовой, килевой качке и рыскании; индукционные и гидроакустические лаги- о скорости судна относительно воды и морского дна. Оптический пеленгатор позволяет учитывать координаты опорных береговых ориентиров. Измеряется также скорость качки на волнении, которая нужна для расчета поправок при определении радиальной скорости спутников. Кроме перечисленных устройств, входящих в систему привязки, судно располагает комплексом обычного штурманского оборудования. Это оборудование используется на переходах, когда требования к точности местоопределения не столь высоки. Оно размещено, главным образом, в рулевой и штурманской рубках. Параболические антенны имеют трехосную стабилизацию, учитывающую качку. Предусмотрена оптико-электронная аппаратура, измеряющая деформации корпуса - углы изгиба в диаметральной плоскости и плоскости ватерлинии, данные о деформациях поступают в систему стабилизации антенн. Ошибка измерения углов, характеризующих изгиб, составляет не более 40 угловых секунд. Основная связь судна с Центром управления полетом идет по многоканальной радиолинии через спутники-ретрансляторы "Молния". По этому пути передаются командная, траекторная, телеметрическая, научная, телеграфно-телефонная и телевизионная информации. По этому же пути осуществляется радиообмен, связанный с функционированием научной экспедиции. Для передачи и приема сигналов со спутников "Молния" служит носовая параболическая антенна с зеркалом диаметром 12 м. Она так же, как параболические антенны командно-измерительной системы, имеет трехосную систему стабилизации, учитывающую качку судна. Спутниковая связь требует, чтобы космический ретранслятор был одновременно виден из обеих точек, в которых расположены коррес-понденты. Поэтому космическая связь с Центром через спутники "Молния" возможна не изо всех районов плавания НИС: когда судно находится южнее экватора, условия одновременной видимости не выполняются. Тогда могут использоваться стационарные спутники и средства связи, работающие в диапазонах коротких, средних и длинных волн. Уголковые антенны двух мощных коротковолновых передатчиков, имеющих характерную конструкцию в виде конусов, сближенных своими вершинами, укреплены на грот-мачте судна по правому и левому бортам. Возможен обмен информацией с Центром управления полетом по наземным проводным или радиорелейным каналам связи через береговые радиостанции. Помимо средств радиосвязи, используемых экспедицией, на судне есть обычный комплекс средств связи, который находится в распоряжении экипажа и предназначен для обеспечения судовождения. На «Космонавт Юрий Гагарин» установлена аппаратура единого времени. Нестабильность частоты эталонных генераторов не превышает 3-10"10, уход временной шкалы в течение суток составляет не более нескольких микросекунд. Местная шкала периодически привязывается к единому времени по сигналам службы времени. Точность привязки 2- 3 мкс. Для поиска в океане и эвакуации спускаемых отсеков спутников и межпланетных станций предназначены радиопеленгаторы, осветительное оборудование и подъемники.

Общее число лабораторий на «Космонавт Юрий Гагарин» равно 86. На научно-исследовательских судах лабораториями называют помещения, в которых установлена действующая аппаратура для решения экспедиционных задач. Не обязательно в этих помещениях должны выполняться какие-либо научные исследования, например анализ телеметрической информации. Обычно в лаборатории объединены приборы и устройства, решающие общую функциональную задачу: прием или передачу радиосигналов, измерение дальности или радиальной скорости, управление корабельными антеннами и др. Лаборатории плотно заполнены стойками с радиотехнической и электронной аппаратурой, пультами и информационными табло. Проектировщики научно-исследовательских судов стараются сэкономить каждый метр площади, но в то же время обращают внимание на удобное размещение аппаратуры, легкость доступа к ней для обслуживания и ремонта. Весь корабельный комплекс космических и служебных систем управляется централизованно. Во время сеанса связи работу на центральном пункте управления возглавляет начальник экспедиции или главный инженер.

Машинно-котельное отделение размещено в корме. Там находятся два паровых котла и паровая турбина, вращение которой передается на винт. Главная энергетическая установка имеет высокую степень автоматизации. На судне две электростанции. Электростанция 1 расположена в отдельном помещении трюма. Она предназначена для питания научно-технического оборудования экспедиции и состоит из четырех дизель-генераторов мощностью по 1500 кВт. Электростанция 2, размещенная в машинно-котельном отделении, дает ток всем остальным потребителям. Два турбогенератора этой электростанции мощностью по 750 кВт работают на ходу судна, один дизель-генератор мощностью 300 кВт действует на стоянке. Аварийная электростанция имеет два дизель-генератора по 100 кВт. Таким образом, общая мощность всех источников электроэнергии на судне равна 8000 кВт.

Система кондиционирования воздуха независимо от наружной температуры поддерживает во всех жилых, общественных и служебных помещениях температуру 21-25 С. В систему кондиционирования воздуха, вентиляции и охлаждения экспедиционной аппаратуры входит мощная холодильная установка. Еще одна холодильная установка обеспечивает температурный режим в провизионных кладовых. С помощью криогенной установки из атмосферного воздуха получают жидкий азот, необходимый для охлаждения параметрических усилителей.

«Космонавт Юрий Гагарин» принимал участие в программах меж-планетных полетов нескольких станций типа "Марс" и "Венера". В его задачу входил контроль за работой двигателей разгонных ступеней ракет-носителей при переводе станций с промежуточной орбиты на межпланетную траекторию. Принятая на судне телеметрическая информация после дешифровки оперативно передавалась в Центр управления полетом. Научно-исследовательское судно участвовало в контроле и управлении полетом многих других орбитальных и меж-планетных космических объектов.

Было приписано к порту Одессы. С 1971 по 1991 год судно выполнило 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане. В его задачи входило управление полётами искусственных спутников Земли и пилотируемых космических аппаратов, а также автоматических межпланетных станций.

После распада СССР судно перешло в ведение Министерства обороны Украины, по назначению не использовалось. В 1996 году судно было продано на металлолом по цене 170 долларов за тонну и было утилизировано.

К 1996 году Черноморское морское пароходство стало неспособным содержать судно и платить зарплату экипажу. Подменная команда, чтобы выжить, меняла на продукты питания снятые приборы, двери и кабели - всё пригодное для наземного использования. После нашествия мародёров никто точно не знает, что стало с судовой библиотекой, куда делся судовой музей с подарками космонавтов и портретом Ю.Гагарина, подаренным экипажу Анной Тимофеевной Гагариной.

В московский Музей морского космического флота В.Капранов принёс ключ с биркой от своей каюты. Это пока единственная реликвия с любимого судна.

К началу 1996 года не используемые по прямому назначению и неухоженные корабли «Академик Сергей Королёв» и «Космонавт Юрий Гагарин» годились только для сдачи на утилизацию. Так оно и произошло. Первым был продан «Королёв», подошла очередь «Гагарина». Но, ведь стыдно продавать на металлолом судно с таким известным всему миру именем? Какой выход? Изменить название. Так поступали не раз, например, когда на утилизацию отправляли «Россию» и другие суда с яркими именами. На этот раз закра-сили часть названия, от фамилии «Гагарин» оставили лишь четыре буквы, получилось «АГАР».

В свой последний рейс к месту утилизации, индийский порт Аланг, судно вышло из порта Южный (Одесса) в июле 1996 года.

У одного из причалов калининградского Музея Мирового океана пришвартовано необычное судно. Его антенны в виде полусферы, цветка и даже елки делают его похожим на плавучую обсерваторию. Так и есть, с помощью этих антенн научно-исследовательское судно (НИС) «Космонавт Виктор Пацаев» связывается с космосом. Точнее, с Международной космической станцией и нашими спутниками на орбите. Этот корабль - единственный оставшийся на плаву представитель Морского космического флота, уникального, строго засекреченного соединения, без которого не могла обойтись советская космонавтика. Ветераны флота бьют тревогу: скоро Россия может лишиться и этого «последнего из могикан».Отследить Гагарина Про корабли с антеннами Анатолий Капитанов, президент клуба ветеранов Морского космического флота, рассказывает, как молодая мама о своем ребенке, - увлеченно и взахлеб. Шутка ли, он выходил в море 20 раз, и каждый рейс длился от шести до восьми месяцев. В общей сложности 12 лет вдали от земли.«Космический флот родился в начале 60-х годов, - говорит он. - Поначалу корабли выходили в море под видом сухогрузов, доставляющих тару рыбакам. Но начались накладки. Ведь когда в портах мы встречали настоящих рыбаков, те что-то спрашивали, а наши ребята, не владея, так сказать, вопросом, не знали, что ответить. Проколоться могли на любой мелочи, а этого нельзя было допустить. Поэтому позже наш флот приписали к Академии наук». Шла космическая гонка, Юрий Гагарин уже примерял скафандр. И тут выяснилось, что наземные средства не способны обеспечить его безопасное возвращение.«Наземные локационные станции располагались только на нашей территории и могли следить за "Востоком-1" лишь на ограниченном участке орбиты, - объясняет Анатолий Капитанов. - Все южное и большая часть северного полушария были в мертвой зоне. А телеметрическую информацию со станции нужно было принимать непрерывно. Например, тормозная двигательная установка включалась над Гвинейским заливом в Атлантике. Включись она мгновением позже, Гагарин приземлился бы не под Энгельсом, а где-нибудь за Уралом. Нужны были корабли, чтобы принимать сигналы "Востока" в любой точке планеты».Главному конструктору Сергею Королеву не отказывали: нужны корабли - будут. Проектировать и строить их с нуля, к тому же, создавать для них аппаратуру времени не было. Двенадцатого апреля 1961 года в Гвинейском заливе «Восток-1» ждали три бывших сухогруза, в трюмах которых были спрятаны наземные передвижные радиотелеметрические станции «Трал» со снятыми колесами. Эти станции могли в одном радиопучке принять до 50 параметров работы систем первого космического корабля. Еще четыре корабля ТОФ, ранее обеспечивавшие испытания баллистических ракет, дежурили в Тихом океане.«Развернуть антенны на крыльях капитанского мостика разрешалось лишь за десять минут до пролета "Востока", - продолжает Капитанов. - Раньше нельзя из соображений секретности. Так что от четкости работы техников и экипажа в эти десять минут зависело, как быстро удастся обнаружить место приземления первого космонавта».Моряки сработали на отлично. Они точно зафиксировали старт и продолжительность работы тормозной двигательной установки, оперативные донесения были срочно переданы в Москву, и в ЦУПе знали, что посадка «Востока» идет по заданной программе, корабль должен приземлиться в расчетной точке.Черепахи-космонавты После полета Гагарина космическая программа СССР набрала невиданные обороты. Впереди, казалось, были полеты на Луну и Марс, для которых нужно особое наземное, точнее, морское обеспечение. Так что синхронно развивался и Морской космический флот. К 1963 году к первым трем кораблям прибавилось еще три. А в 1967-м - еще пять. К 1979 году в составе космического флота было уже 17 кораблей, оснащенных аппаратурой по последнему слову науки.Флагман, НИС «Космонавт Юрий Гагарин», спущенный на воду в 1971 году, был настоящим чудом технической мысли: 232 м в длину, водоизмещение почти как у «Титаника». Радиолучи его огромных антенн диаметром 25,5 м доставали до самой Луны. Не меньшим чудом представлялся еще один гигант, «Академик Сергей Королев», с двумя платформами антенн и четырьмя палубами. Остальные суда были поменьше, но каждое из них было способно получать и передавать все необходимые ЦУПу данные.Атлантика, Тихий, Индийский океаны - дежурство кораблей в море не прекращалось ни на день. Любой космический аппарат, облетающий Землю, делает за сутки 16 витков, и только десять из них можно контролировать с территории Советского Союза. Остальные мог видеть только флот. Общение космонавтов с Центром управления, параметры работы систем, вывод на орбиту спутников и космических кораблей, посадки, стыковки и расстыковки - все данные передавались в Центр управления полетами через морские средства связи.Анатолий Капитанов пришел на космический флот в 1968 году. До этого он служил на наземной станции под Ленинградом и о морской карьере не помышлял. Но Родина приказала, и Капитанов стал моряком. Теперь он - кладезь информации об истории этого морского соединения.«Бывали непростые ситуации, - рассказывает ветеран. - Например, в сентябре 1968 года для облета Луны был запущен космический корабль "Зонд-5" с двумя черепахами на борту. Эксперимент прошел успешно, черепахи живыми вернулись на Землю. Приводнение должно было состояться в Индийском океане, СССР направил туда 20 судов. Там же дежурили американцы. Первым сигнал радиомаяка со спускаемого аппарата запеленговало судно нашего космического флота "Боровичи". Оно обнаружило спускаемый аппарат буквально за десять минут до подхода американского фрегата. Опоздай они, и черепахи, и фотографии обратной стороны Луны могли быть потеряны: на случай попытки вскрыть его посторонними аппарат был оборудован системой самоподрыва. Моряки "Боровичей" знали об этом и не стали поднимать аппарат на борт. Прямо на воде накрыли брезентом и ждали подхода военного корабля.В том же 1968 году в переплет попал корабль космического флота "Кегостров". Двадцать третьего января Северная Корея задержала американское разведывательное судно "Пуэбло". А в мае, видимо в ответ на это, американцы инициировали арест нашего НИС "Кегостров" в Бразилии. Власти этой страны по формальному поводу доставили НИС в порт Сантос и попытались его досмотреть. Советский Союз заявил протест, около двух недель шли дипломатические баталии. Победа в итоге осталась за нами, на борт пустили только бразильских журналистов и показали им несколько стоек с далеко не секретной аппаратурой. Даже от этого пресса пришла в восторг: подписи под фотографиями гласили: "Это секретнейшие устройства, о предназначении которых знают лишь в КГБ"».Моряки еще долго вспоминали те две недели. «Днем и ночью ребята дежурили у аппаратуры с гирями и гантелями, - рассказывает Анатолий Капитанов. - В случае досмотра они должны были немедленно уничтожить особо секретные блоки. К счастью, этого не потребовалось».
Музей или металлолом? Морской космический флот не пережил распада СССР. Новым странам каждой в одиночку было не под силу содержать это соединение. Корабли один за другим уходили на металлолом. Эта участь постигла и флагман - НИС «Космонавт Юрий Гагарин». До середины 90-х корабль тихо ржавел у одного из дальних причалов Одессы, а потом Украина продала его. В свое плавание флагман отправился под названием «Агар»: кому-то стало стыдно уничтожать судно с известным всему миру именем первого космонавта, оставили лишь несколько букв.Из 17 кораблей флота до сегодняшнего дня дожил только «Космонавт Виктор Пацаев». Он превратился в музей лишь отчасти: у причала в Калининграде «Пацаев» продолжает выполнять прямые функции: принимает и ретранслирует телеметрию и радиосигнал с орбиты. Правда, эту работу он будет выполнять только до августа, когда в строй должен быть введен Балтийский командно-измерительный пункт. Тогда услуги последнего корабля потерянного флота станут не нужны, и это обстоятельство - огромная головная боль для ветеранов. Ведь, оставшись не у дел, «Космонавт Виктор Пацаев» может потерять финансирование и, так же как предшественники, отправиться на металлолом.«Непонятно, кто станет собственником корабля, - говорит Анатолий Капитанов. - Мы, ветераны, на собственные средства провели экспертизу, по итогам которой министерство культуры внесло судно в перечень объектов культурного наследия. Но когда нынешний владелец - ОАО "НПО измерительной техники", входящее в Роскосмос, - предложил Минкульту принять его в государственную собственность, там не ответили. Теперь Роскосмос пытается через суд отменить статус объекта культурного наследия, и тогда участь судна будет предрешена. Мы уверены, что это будет большая ошибка. Почему не сделать полноценный музей управления космическими полетами? Людям это будет крайне интересно, уже сейчас на "Пацаев" идет хороший поток туристов, а будет еще больше. Можно оборудовать планетарий, учебно-просветительский центр по астрономии, космонавтике и мореплаванию. На этом уникальном судне можно проводить научные конференции и симпозиумы: в каютах может разместиться больше 100 участников. В общем, идей масса. Нашу просьбу поддержали и космонавт Алексей Леонов, и дочь Виктора Пацаева. Но ответа, к сожалению, пока нет».

Увидев заголовок, вы могли подумать, что речь пойдет о космических кораблях, устремляющихся к далеким объектам Солнечной системы, но сегодня мы расскажем о морском флоте, ставшем частью космической программы.

Корабли измерительного комплекса обеспечивали управление полетами пилотируемых космических аппаратов и орбитальных станций, связь с экипажами и спутниками, траекторные и телеметрические измерения, участвовали в испытаниях баллистических ракет.

17 научно-исследовательских судов работали в Службе космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР. Флот участвовал во всех наиболее значимых событиях космической программы СССР и даже частично дожил до наших дней. Да, таких кораблей почти не осталась, но технология использования кораблей измерительного комплекса не устарела и сохраняет актуальность.

Создание космического флота

К концу 1950-х гг. на территории СССР было построено 13 наземных измерительных пунктов, контролировавших испытательные запуски межконтинентальных баллистических ракет и полеты первых искусственных спутников. Они могли полностью контролировать «основной старт» - запуск с площадки, но оказывались «слепы» во время «второго старта», когда включался разгонный блок и космический аппарат выводился на заданную траекторию.

Кроме того, «видеть» космический аппарат на орбите можно было лишь в момент, когда он находился над территорией СССР. Страна не имела ни собственных островов, ни арендованных территорий в другом полушарии, а для контроля второго старта межпланетных космических станций единственно удобным местом считалась зона Северной Атлантики.

В 1959 году Сергей Королёв предложил использовать корабли для связи с космическими аппаратами и управлением их полетом. В ближайшем будущем должны были состояться первые пуски к Венере и Марсу, что потребовало развивать проект кораблей измерительного комплекса (КИК) в кратчайшие сроки.

Вместо того чтобы строить КИК с нуля (их просто не успели бы построить в срок), телеметрической аппаратурой оборудовали несколько сухогрузов. К маю 1959 года три корабля приобрели необычный вид: разновысокая надстройка с тремя стабилизированными постами, двумя мощными П-образными мачтами с антеннами радиотехнических и телеметрических станций.
В установленные сроки переоборудование было закончено. В экспедицию отправились «Сибирь», «Сучан» и «Сахалин» - первые корабельные командно-измерительные пункты.


«Сахалин»


«Сучан»

В начале 1960 года в акватории Тихого океана они принимали участие в испытаниях межконтинентальных баллистических ракет. В 1961 г. эти суда уже обслуживали первый космический полет вокруг Земли с человеком на борту.


«Чажма»


«Чумикан»

В 1963 году флот пополнился кораблями «Чумикан» и «Чажма». Однако просто переоборудовать сухогрузы оказалось недостаточно. Корабль космической связи не мог оставаться обычным кораблем, пусть и переоборудованным - в нем нужно было решить множество специфических проблем. Как разместить на судне разнотипные радиотехнические станции, чтобы не вызвать взаимных помех? Где найти столько энергии для питания новой техники, предъявляющей еще и особые требования к параметрам тока? Все эти вопросы были решены с постройкой нового класса кораблей.

В 1967 году были построены «Космонавт Владимир Комаров», «Боровичи», «Невель», «Кегостров», «Моржовец», а сам космический флот передан Академии Наук СССР.


«Космонавт Владимир Комаров»

У одного из причалов калининградского Музея Мирового океана пришвартовано необычное судно. Его антенны в виде полусферы, цветка и даже елки делают его похожим на плавучую обсерваторию. Так и есть, с помощью этих антенн научно-исследовательское судно (НИС) «Космонавт Виктор Пацаев» связывается с космосом. Точнее, с Международной космической станцией и нашими спутниками на орбите. Этот корабль - единственный оставшийся на плаву представитель Морского космического флота, уникального, строго засекреченного соединения, без которого не могла обойтись советская космонавтика. Ветераны флота бьют тревогу: скоро Россия может лишиться и этого «последнего из могикан».Отследить Гагарина Про корабли с антеннами Анатолий Капитанов, президент клуба ветеранов Морского космического флота, рассказывает, как молодая мама о своем ребенке, - увлеченно и взахлеб. Шутка ли, он выходил в море 20 раз, и каждый рейс длился от шести до восьми месяцев. В общей сложности 12 лет вдали от земли.«Космический флот родился в начале 60-х годов, - говорит он. - Поначалу корабли выходили в море под видом сухогрузов, доставляющих тару рыбакам. Но начались накладки. Ведь когда в портах мы встречали настоящих рыбаков, те что-то спрашивали, а наши ребята, не владея, так сказать, вопросом, не знали, что ответить. Проколоться могли на любой мелочи, а этого нельзя было допустить. Поэтому позже наш флот приписали к Академии наук». Шла космическая гонка, Юрий Гагарин уже примерял скафандр. И тут выяснилось, что наземные средства не способны обеспечить его безопасное возвращение.«Наземные локационные станции располагались только на нашей территории и могли следить за "Востоком-1" лишь на ограниченном участке орбиты, - объясняет Анатолий Капитанов. - Все южное и большая часть северного полушария были в мертвой зоне. А телеметрическую информацию со станции нужно было принимать непрерывно. Например, тормозная двигательная установка включалась над Гвинейским заливом в Атлантике. Включись она мгновением позже, Гагарин приземлился бы не под Энгельсом, а где-нибудь за Уралом. Нужны были корабли, чтобы принимать сигналы "Востока" в любой точке планеты».Главному конструктору Сергею Королеву не отказывали: нужны корабли - будут. Проектировать и строить их с нуля, к тому же, создавать для них аппаратуру времени не было. Двенадцатого апреля 1961 года в Гвинейском заливе «Восток-1» ждали три бывших сухогруза, в трюмах которых были спрятаны наземные передвижные радиотелеметрические станции «Трал» со снятыми колесами. Эти станции могли в одном радиопучке принять до 50 параметров работы систем первого космического корабля. Еще четыре корабля ТОФ, ранее обеспечивавшие испытания баллистических ракет, дежурили в Тихом океане.«Развернуть антенны на крыльях капитанского мостика разрешалось лишь за десять минут до пролета "Востока", - продолжает Капитанов. - Раньше нельзя из соображений секретности. Так что от четкости работы техников и экипажа в эти десять минут зависело, как быстро удастся обнаружить место приземления первого космонавта».Моряки сработали на отлично. Они точно зафиксировали старт и продолжительность работы тормозной двигательной установки, оперативные донесения были срочно переданы в Москву, и в ЦУПе знали, что посадка «Востока» идет по заданной программе, корабль должен приземлиться в расчетной точке.Черепахи-космонавты После полета Гагарина космическая программа СССР набрала невиданные обороты. Впереди, казалось, были полеты на Луну и Марс, для которых нужно особое наземное, точнее, морское обеспечение. Так что синхронно развивался и Морской космический флот. К 1963 году к первым трем кораблям прибавилось еще три. А в 1967-м - еще пять. К 1979 году в составе космического флота было уже 17 кораблей, оснащенных аппаратурой по последнему слову науки.Флагман, НИС «Космонавт Юрий Гагарин», спущенный на воду в 1971 году, был настоящим чудом технической мысли: 232 м в длину, водоизмещение почти как у «Титаника». Радиолучи его огромных антенн диаметром 25,5 м доставали до самой Луны. Не меньшим чудом представлялся еще один гигант, «Академик Сергей Королев», с двумя платформами антенн и четырьмя палубами. Остальные суда были поменьше, но каждое из них было способно получать и передавать все необходимые ЦУПу данные.Атлантика, Тихий, Индийский океаны - дежурство кораблей в море не прекращалось ни на день. Любой космический аппарат, облетающий Землю, делает за сутки 16 витков, и только десять из них можно контролировать с территории Советского Союза. Остальные мог видеть только флот. Общение космонавтов с Центром управления, параметры работы систем, вывод на орбиту спутников и космических кораблей, посадки, стыковки и расстыковки - все данные передавались в Центр управления полетами через морские средства связи.Анатолий Капитанов пришел на космический флот в 1968 году. До этого он служил на наземной станции под Ленинградом и о морской карьере не помышлял. Но Родина приказала, и Капитанов стал моряком. Теперь он - кладезь информации об истории этого морского соединения.«Бывали непростые ситуации, - рассказывает ветеран. - Например, в сентябре 1968 года для облета Луны был запущен космический корабль "Зонд-5" с двумя черепахами на борту. Эксперимент прошел успешно, черепахи живыми вернулись на Землю. Приводнение должно было состояться в Индийском океане, СССР направил туда 20 судов. Там же дежурили американцы. Первым сигнал радиомаяка со спускаемого аппарата запеленговало судно нашего космического флота "Боровичи". Оно обнаружило спускаемый аппарат буквально за десять минут до подхода американского фрегата. Опоздай они, и черепахи, и фотографии обратной стороны Луны могли быть потеряны: на случай попытки вскрыть его посторонними аппарат был оборудован системой самоподрыва. Моряки "Боровичей" знали об этом и не стали поднимать аппарат на борт. Прямо на воде накрыли брезентом и ждали подхода военного корабля.В том же 1968 году в переплет попал корабль космического флота "Кегостров". Двадцать третьего января Северная Корея задержала американское разведывательное судно "Пуэбло". А в мае, видимо в ответ на это, американцы инициировали арест нашего НИС "Кегостров" в Бразилии. Власти этой страны по формальному поводу доставили НИС в порт Сантос и попытались его досмотреть. Советский Союз заявил протест, около двух недель шли дипломатические баталии. Победа в итоге осталась за нами, на борт пустили только бразильских журналистов и показали им несколько стоек с далеко не секретной аппаратурой. Даже от этого пресса пришла в восторг: подписи под фотографиями гласили: "Это секретнейшие устройства, о предназначении которых знают лишь в КГБ"».Моряки еще долго вспоминали те две недели. «Днем и ночью ребята дежурили у аппаратуры с гирями и гантелями, - рассказывает Анатолий Капитанов. - В случае досмотра они должны были немедленно уничтожить особо секретные блоки. К счастью, этого не потребовалось».
Музей или металлолом? Морской космический флот не пережил распада СССР. Новым странам каждой в одиночку было не под силу содержать это соединение. Корабли один за другим уходили на металлолом. Эта участь постигла и флагман - НИС «Космонавт Юрий Гагарин». До середины 90-х корабль тихо ржавел у одного из дальних причалов Одессы, а потом Украина продала его. В свое плавание флагман отправился под названием «Агар»: кому-то стало стыдно уничтожать судно с известным всему миру именем первого космонавта, оставили лишь несколько букв.Из 17 кораблей флота до сегодняшнего дня дожил только «Космонавт Виктор Пацаев». Он превратился в музей лишь отчасти: у причала в Калининграде «Пацаев» продолжает выполнять прямые функции: принимает и ретранслирует телеметрию и радиосигнал с орбиты. Правда, эту работу он будет выполнять только до августа, когда в строй должен быть введен Балтийский командно-измерительный пункт. Тогда услуги последнего корабля потерянного флота станут не нужны, и это обстоятельство - огромная головная боль для ветеранов. Ведь, оставшись не у дел, «Космонавт Виктор Пацаев» может потерять финансирование и, так же как предшественники, отправиться на металлолом.«Непонятно, кто станет собственником корабля, - говорит Анатолий Капитанов. - Мы, ветераны, на собственные средства провели экспертизу, по итогам которой министерство культуры внесло судно в перечень объектов культурного наследия. Но когда нынешний владелец - ОАО "НПО измерительной техники", входящее в Роскосмос, - предложил Минкульту принять его в государственную собственность, там не ответили. Теперь Роскосмос пытается через суд отменить статус объекта культурного наследия, и тогда участь судна будет предрешена. Мы уверены, что это будет большая ошибка. Почему не сделать полноценный музей управления космическими полетами? Людям это будет крайне интересно, уже сейчас на "Пацаев" идет хороший поток туристов, а будет еще больше. Можно оборудовать планетарий, учебно-просветительский центр по астрономии, космонавтике и мореплаванию. На этом уникальном судне можно проводить научные конференции и симпозиумы: в каютах может разместиться больше 100 участников. В общем, идей масса. Нашу просьбу поддержали и космонавт Алексей Леонов, и дочь Виктора Пацаева. Но ответа, к сожалению, пока нет».

Первая была связана с доработками, необходимость в которых возникла после гибели в июне 1971 года экипажа космического корабля "Союз-11" (космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев). В состав систем корабля было введено оборудование комплекса средств спасения при разгерметизации спускаемого аппарата (включая скафандры). Для компенсации массовых затрат количество членов экипажа уменьшено с трех до двух человек, а из системы электропитания корабля исключены солнечные батареи.

Вторая модификация корабля "Союз" была выполнена в связи с проведением первого международного экспериментального полета по программе "Союз-Аполлон". На "Союз" установили новые совместимые средства сближения и стыковки, усовершенствованные агрегаты системы жизнеобеспечения, модернизированные приборы системы управления движением, новую командную радиолинию и радиотелеметрию, телевизионную систему с цветной телекамерой и вновь солнечные батареи. В результате в июле 1975 года был успешно выполнен совместный полет советского корабля "Союз-19" и американского корабля "Аполлон".

В дальнейшем для замены космических кораблей "Союз" был создан транспортный корабль "Союз Т ". Он отличался значительно усовершенствованными системами (цифровая вычислительная машина (ЦВМ), новая система управления, объединенная двигательная установка). За счет модификации спускаемого аппарата в состав экипажа "Союз-Т" могло входить до трех человек в скафандрах.

Усовершенствованный транспортный корабль обеспечивал доставку советских и международных экипажей на орбитальные станции "Салют-6" и " Салют-7". Корабли "Союз Т" запускались в 1979-1986 годах.

В 1980-х годах "Союз Т" был модернизирован и получил название "Союз ТМ" ("Союз" — транспортный модернизированный). На корабле "Союз ТМ" была установлена новая система сближения и стыковки "Курс", усовершенствованы двигательная установка, система радиосвязи, система аварийного спасения, парашютная система, двигатели мягкой посадки, бортовая ЦВМ и другое. Новая модификация корабля пошла в эксплуатацию после пуска 21 мая 1986 года в беспилотном варианте к станции "Мир".

Пилотируемые полеты корабля, которые начались с февраля 1987 года , обеспечили не только успешную эксплуатацию орбитального комплекса "Мир", но и начальный этап работы Международной космической станции (МКС). Корабли "Союз ТМ" запускались в 1986-2002 годах.

Следующая модификация корабля была создана для эксплуатации в международных миссиях. Ее разработка началась в 1995 году по заказу NASA для расширения диапазона антропометрических параметров его экипажа, поскольку только российские корабли "Союз ТМ" технически были способны осуществлять функцию корабля-спасателя на МКС, а в них не помещались очень многие американские астронавты. Новая модификация корабля получила обозначение "Союз ТМА". Буква "А" в названии обозначала "Антропометрическая модификация".

При создании корабля "Союз ТМА" были разработаны и внедрены уникальные инновационные решения: конструктивные доработки его спускаемого аппарата позволили обеспечить размещение космонавтов с расширенным диапазоном антропометрических параметров (масса от 50 до 95 килограмм и рост от 150 до 190 сантиметров), а также улучшить управление кораблем в ручном режиме.