А блок сведения из биографии. Блок А.А

Мальчик был отдан в Петербургскую Введенскую гимназию, которую окончил в 1898 году.

В 1898 году Александр Блок поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако в 1901 году перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению.

С начала 1900-х годов Александр Блок сблизился с символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

В 1903 году в руководимом Мережковскими журнале "Новый путь" появилась первая подборка стихотворений Блока "Из посвящений". В том же году в альманахе "Северные цветы" был опубликован цикл стихотворений под заглавием "Стихи о Прекрасной Даме" (название предложено Брюсовым).

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-1907 годов, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирике этого времени становится ведущей тема "стихии" - образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества. Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок публиковался в символистских журналах "Вопросы жизни", "Весы", "Перевал", "Золотое Руно", в последнем с 1907 года вел критический отдел.

В 1907 году в Москве вышел сборник Блока "Нечаянная Радость", в Санкт-Петербурге - цикл стихов "Снежная Маска", в 1908 году в Москве - третий сборник стихов "Земля в снегу" и перевод трагедии Грильпарцера "Праматерь" со вступительной статьей и примечаниями. В 1908 году он обратился к театру и написал "лирические драмы" - "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка".

Поездка в Италию весной и летом 1909 года стала для Блока периодом "переоценки ценностей". Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи".

В 1909 году , получив после смерти отца наследство, он надолго освободился от забот о литературном заработке и сосредоточился на крупных художественных замыслах. С 1910 года он начал работать над большой эпической поэмой "Возмездие" (не была завершена). В 1912-1913 годах написал пьесу "Роза и Крест". После выхода в 1911 году сборника "Ночные часы" Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (1911-1912). При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-1921 годах.

С осени 1914 года Блок работал над изданием "Стихотворения Аполлона Григорьева" (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора.

В июле 1916 года во время Первой мировой войны он был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском (ныне город в Белоруссии).

После Февральской революции 1917 года Блок возвратился в Петроград, где в качестве редактора стенографических отчетов вошел в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Материалы следствия были им обобщены в книге "Последние дни императорской власти" (1921).

Октябрьская революция вызывает новый духовный взлет поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года создаются поэмы "Двенадцать" и "Скифы".

После "Двенадцати" и "Скифов" Александр Блок написал шуточные стихи "на случай", готовил последнюю редакцию "лирической трилогии", однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921 года. В этот период поэт делал культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы — Вольной философской ассоциации, в Школе журнализма, писал лирические фрагменты "Ни сны, ни явь" и "Исповедь язычника", фельетоны "Русские денди", "Сограждане", "Ответ на вопрос о красной печати".

Огромное число написанного было связано со служебной деятельностью Блока: после Октябрьской революции 1917 года он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 года он стал членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 года сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 года перешел в Большой драматический театр. Одновременно работал членом редколлегии издательства "Всемирная литература" под руководством Максима Горького, с 1920 года был председателем петроградского отделения Союза поэтов.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Но несоответствие между представлениями поэта об "очищающей революционной стихии" и кровавой повседневностью наступающего режима приводило его к разочарованию в происходящем. В его статьях и дневниковых записях появился мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о "тайной свободе" художника были высказаны в речи "О назначении поэта" на вечере памяти Александра Пушкина и в стихотворении "Пушкинскому Дому" (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

Весной 1921 года Александр Блок просил выдать ему выездную визу в Финляндию для лечения в санатории. Политбюро ЦК РКП(б), на заседании которого рассматривался этот вопрос, отказало Блоку в выезде.

В апреле 1921 года нарастающая депрессия поэта перешла в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа 1921 года Александр Блок скончался в Петрограде. Он был похоронен на Смоленском кладбище, в 1944 года прах поэта был перенесен на Литераторские мостки на Волковском кладбище.

С 1903 года Александр Блок был женат на Любови Менделеевой (1882-1939), дочери известного химика Дмитрия Менделеева, которой были посвящен цикл "Стихи о Прекрасной Даме". После смерти поэта она увлеклась классическим балетом и преподавала историю балета в Хореографическом училище при Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Свою жизнь с поэтом она описала в книге "И быль и небылицы о Блоке и о себе".

В 1980 году в доме на улице Декабристов, где последние девять лет жил и умер поэт, был открыт музей-квартира Александра Блока.

В 1984 году в усадьбе Шахматово, где Блок проводил свое детство и юность, а также в соседних усадьбах Боблово и Тараканово Солнечногорского района Московской области был открыт Государственный музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Творчество Блока, как и его биография, уникально. Судьба поэта сплелась с историческими событиями, имевшими место на рубеже XIX и XX веков. Исторические тенденции нашли свое яркое отражение в его лирике. На место легкого символизма, наполненного романтикой, посредством Блока в поэзию приходит своей тяжелой поступью реализм.

Краткая биография Блока. Юные годы

Прежде чем приступить к анализу стихов Александра Блока, особенностей его творчества, полезно уделить внимание биографии поэта. Родился Блок 16 ноября 1880 г. Мать поэта Александра Бекетова покинула семью сразу после появления на свет сына по причине сложных взаимоотношений с мужем, Александром Львовичем Блоком. В 1889 году она заключила брак с гвардейским офицером и поселилась с малышом на берегах Большой Невки в окрестностях тогдашнего Петербурга.

Сам Блок начал сочинять стихи еще в пятилетнем возрасте. В 9 лет его отдали на обучение в гимназию, где он находился вплоть до 1898 г. В 1897 году будущий поэт пережил свою первую влюбленность. Объектом страсти юного Бока оказался Ксения Садовская. Его чувства не затухали несколько лет, что породило несколько лирических стихотворений. В 17 лет Блок увлекся театром. Поэт всерьез намеревался стать актером. В 1989 году он знакомится с Любовью Менделеевой, внучкой великого ученого, которую затем берет в жены.

В 1901 г. поэт переводится на филологический факультет Петербургского университета. В это время он создает большое количество стихотворений - о природе, любви, Родине. Весной 1903 года впервые его произведения печатаются в журнале «Новый путь».

Большое влияние на него оказали события 1905 г. Поэт осознает себя как гражданина, принимает участие в демонстрациях. Революционные настроения находят свое отражения в творчестве этого этапа.

Зрелый возраст

Блок оканчивает университет в 1906 году. После этого открывается новая страница в его жизни - приходит писательский успех, начинается его рост как поэта. Блок получает известность, по всей стране возникают поклонники его творчества. В 1907 г. увидел свет поэтический сборник «Нечаянная радость», в 1908 - «Земля в снегу». В 1909 вышла драма под названием «Песня судьбы». Однако в театре она так и не была поставлена.

В 1907-1908 году Блок отходит от символизма. Треволнения и трудности приводят поэта на собственный путь. В 1909 г. Блок путешествует по городам Германии и Италии, что вдохновляет его на написание цикла произведений под названием «Итальянские стихи».

Во время Первой мировой войны поэт несет службу в инженерно-строительной дружине, занимавшейся возведением укреплений в области Пинских болот. В этот период поэта и застала весть об окончании эпохи самодержавия в России.

В мае 1917 года поэт принимает активное участие в следственной комиссии, целью которой являлось расследование деятельности царских чиновников. Опираясь на материалы допросов, Александр Александрович пишет книгу «Последние дни императорской власти». Революцию 1917 года он воспринимает с энтузиазмом и надеждой. Но постепенно новое правительство приносит разочарование поэту.

Свои последние выступления поэт совершил в 1921 году в Петрограде и Москве. Однако голодное существование, полное трудностей, приводит Блока к депрессии и болезни. В мае 1921 году у него начинаются проблемы с сердцем. В августе того же года Блок скончался. В 1944 г. прах поэта перенесли со Смоленского на Волково кладбище.

Направленность творчества

Стихи Александра Блока литературоведы относят в том числе и к направлению модернизма. Ведь одна из основных миссий поэта заключалась в том, чтобы переложить на более современный лад культуру уходящего прошлого. Несмотря на эстетичность и духовность своей поэзии, Блок делает акцент на отголосках тоски, отчаяния, потери жизненной ценности, чувстве неизбежной трагедии. Возможно, именно эти тенденции и дали повод Анне Ахматовой наречь Блока «трагическим тенором эпохи». Однако при этом поэт все же оставался романтиком.

Основные темы

Стихи Александр Александрович Блок писал, главным образом, на следующие темы:

  • Судьба отдельно взятого человека и Родины в важные исторические эпохи.
  • Революционный процесс и та роль, которую в нем играет прослойка интеллигенции.
  • Верность в любви и дружбе.
  • Судьба, рок, чувства тревоги перед надвигающейся безысходностью.
  • Место поэта в обществе.
  • Связь природы с ее детищем - человеком.
  • Вера в высшие силы, мироздание.

Умение транслировать тонкие нюансы внутренних переживаний у поэта воплотилось в жанровом разнообразии его творчества. Он писал стихи и поэмы, песни, заклинания, романсы, этюды.

Подлинные общечеловеческие ценности раскрываются в стихах Александра Блока только в родстве с нерасторжимым единством реальности мира. Светлое будущее может быть осуществимо только в результате суровой повседневной рутины, готовности человека к подвигу во имя процветания Родины. Таким было мировоззрение Блока, отображенное в его творчестве.

Образ Родины

Одна из основных лирических тем в стихах Александра Блока - Россия. В Родине он находит вдохновение и силы для продолжения жизни. Она предстает перед ним одновременно в образе матери и любимой женщины.

Литературоведы подчеркивают: в стихах Александра Блока образ Родины проходит своего рода эволюцию. Сначала читатель видит Россию загадочной, овеянной таинственной пеленой. Родная страна воспринимается через призму прекрасной и неуловимой мечты: необычайная, дремучая, колдовская.

В дальнейшем поэт принимает и любит свою истерзанную страну безусловно, со всеми ее язвами. Ведь он знает, что перед ним - все та же милая сердцу Родина. Только теперь она облечена в другие одежды - темные, отталкивающие от себя. Поэт искренне верит, что рано или поздно его Родина предстанет перед ним в светлых одеждах достоинства, духовности, нравственности.

В стихе Александра Александровича Блока «Грешить бесстыдно, непробудно…» очень точно очерчена грань, разделяющая любовь и ненависть. В произведении предстает образ бездуховного лавочника, который в своей жизни привык к беспробудному сну разума. Данный образ отталкивает читателя. Его покаяние в храме - всего лишь лицемерие. В конце произведения слышен «крик души» поэта, что даже в таком образе он не разлюбит свою милую и дорогую сердце Родину.

Блок видит Россию в динамическом движении. Например, в произведениях цикла «На поле Куликовом» она предстает перед ним в гордом, величественном образе «степной кобылицы», которая несется вперед. Путь к счастливому будущему у страны непростой, наполнен трудностями.

В произведении «На железной дороге» поэт сравнивает тяжелую судьбу страны с трагической женской судьбой:

«Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?».

Пламя революции освещает творчество поэта, опаляет его тайные мечты. Страсти в душе Блока не перестают кипеть: они то и дело непослушно выплескиваются из-под его поэтического пера, обличая врагов отечества, притеснителей простого народа.

Александр Блок. Стихи о России

В творчестве поэта любовь к родной стране в полной мере была воплощена в цикле под названием «Родина». Самое начало одного из наиболее показательного стихотворения цикла - «Родина» - перекликается со знаменитым гоголевским отступлением про «Русь-тройку» в «Мертвых душах». В этом отступлении кони мчатся вдаль, но куда именно - ответа нет. Литературоведы предполагают, что именно в связи с этой аналогией стих Александра Блока «Россия» открывается словом «опять»:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Образ неистово мчащейся вперед гоголевской тройки предстает в воображении читателя. Вслед за ним слышится пронзительное признание в чувствах к своей Родине, «нищей России», ее «серым избам». Справедливо у читателя возникает вопрос: а за что любить эту страну, которая ничего не может дать?

За что поэт любит Родину

У Блока ответ на этот вопрос имеется. В данном произведении когда-то содержалось больше строф. В первой публикации их было в два раз больше, чем в последующих. Поэт принял решение изъять из своего произведении ряд строф. Другие же были им переделаны.

Что же было убрано в стихе Александра Александровича Блока «Россия» самим поэтом? Во-первых, стоит обратить внимание на две строфы, где речь идет о полезных ископаемых:

«Сулишь ты горы золотые,

Ты дразнишь дивным мраком недр.

Россия, нищая Россия,

Обетованный край твой щедр!»

На первый взгляд, это неопровержимая истина. Ведь еще Некрасов писал о Родине: «Ты и убогая, ты и обильная». Однако для Блока оказалось более важным не связывать любовь к родной стране с ее богатствами. Он решает принять ее в унижении и нищете, демонстрируя в свое произведении настоящую любовь:

«Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне».

Легко любить страну за ее неисчерпаемые богатства. Но лирический герой Блока благороден. Его любовь рождена вовсе не меркантильными мотивами. Для него чувства к Родине подобны «первым слезам любви».

Мотив христианского подвижничества

Анализ стиха Александра Блока показывает связь его творчества с еще одной традицией русской классики, заключающейся в ассоциации с Христовым подвигом. Это показывают строки:

«Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!»

Послушно нести свой крест - значит смиряться со своей судьбой. Человек проживает все то, что суждено ему свыше. И кому суждено было появиться в России, считает Блок, должен связать свою судьбу с этой прекрасной страной.

Образ женщины в произведениях

Традиционно образ родной страны связывается в поэзии с образом матери, поэтому и говорят: «Родина-мать». Но Блок пошел дальше, и сотворил новый образ: Родины-жены. И поэтому в его любвеобильном творчестве звучит признание чувств к родному краю именно в данном ракурсе: поэт любит «Родину-жену» такой, какая она есть - строптивой и своенравной.

Здесь читатель имеет возможность соприкоснуться с чисто блоковским чудом: образ женщины трансформируется в лик Родины и наоборот. Россия Блока - красавица, однако здесь она не спящая, как это было в произведении «Русь». Ее красоту поэт характеризует словом «разбойная». Именно поэтому, даже находясь под гнетом «чародея», она не пропадет.

В конце произведения снова звучит мотив дороги, которая устремляется в будущее. Поэт верит в хорошее, в то, что «невозможное возможно».

Короткие стихи Александра Блока

Резкие, словно обрубленные строки скупо рассказывают о жизни простого человека. Некоторые из произведений Блока, несмотря на их лаконичность, достаточно сложно выучить, они сложны для восприятия. Однако коротких стихах Александра Блока четко выражается то мировосприятие, которое заложил в них поэт, и они, безусловно, понравятся многим читателям. Например, следующее произведение рассказывает о душевных метаниях лирического героя.

Восходя на первые ступени,

Я смотрел на линии земли.

Меркли дни — порывы исступлений

Гасли, гасли в розовой дали.

Но томим еще желаньем горя,

Плакал дух, — а в звездной глубине

Расступалось огненное море,

Чей-то сон шептался обо мне...

В этих строках отображается желание поэта вернуть прошлое, хотя оно и было наполнено горем. А следующее стихотворение рассказывает о невыносимых страданиях, которые причиняет лирическому герою горе «родимого духа».

Мне сердце режет каждый звук.

О, если б кончились страданья,

О, если б я от этих мук

Ушел в страну воспоминанья!

Ничто пощады не дает,

Когда страдает дух родимый,

И пролетевший звук замрет

В душе тоскою нестерпимой...

Ищущим легкие стихи Александра Блока для детей придется по душе следующее произведение, описывающее природу после грозы:

Гроза прошла, и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом...

Еще трава полна прозрачных слез,

И гром вдали гремит раскатом.

Школьникам, которым необходимо отыскать произведение для урока литературы, понравится и стихотворение поэта о вороне:

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе - вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вот желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

Тема любви в творчестве поэта

Первые стихи о любви Александра Блока полны восторга. Они посвящены Л. Менделеевой, которая вдохновляла его многие годы. Это такие произведения, как «Дева», «Заря», «Непостижимая».

В молодые годы, до брака с Менделеевой, Блок посвящал произведения Ксении Садовской, которая была значительно старше его. Это такие стихи, как «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие. В 1905 году выходит сборник Александра Блока «Стихи о прекрасной даме». Считается, что произведения данного цикла посвящены Л. Менделеевой. Но в произведениях этого сборника нет реального образа - лишь идея о том, что такая женщина может существовать в романтическом мире, наполненном мечтами и грезами.

Трансформация женского образа в творчестве поэта

Тема любви получила свое развитие в сборнике «Снежная маска», который был посвящен актрисе Н. Волоховой. Теперь это уже не обожествляющее преклонение - Прекрасная Дама изменилась, став Снежной Девой. А следовательно, преобразовалось и чувство лирического героя. Они утратили светлую силу, став похожими на снежную метель, унося героя произведений в темные, неведомые дали.

Рассмотрим несколько занимательных фактов из биографии Александра Александровича:

  • Блок умер в 41 год.
  • Супругой поэта была внучка ученого-химика Менделеева.
  • Поэту приписывается роман с А. Ахматовой.
  • Перед смертью Блок находился в бреду.
  • В 11 лет юный поэт посвятил цикл своих произведений маме.
  • Произведения Блока получили всемирную известность.
  • С 1920 г. поэт начал страдать депрессиями.
  • После смерти тело поэта было кремировано.

Лирика Блока не потеряла своего значения и теперь. Ведь приобщаясь к высокой культуре чувств, познавая примеры душевных переживаний поэтов, человек учится внутренней тонкости и чуткости, что так необходимо в современном мире.

28 ноября 1880 года родился Александр Блок. Он был поэтом-символистом, сыгравшим заметную роль в русской литературе Серебряного века. Первые свои стихи Блок написал в пять лет, в десять - он написал два номера журнала "Корабль". Первый громкий успех пришел в начале ХХ века с выходом цикла "Стихи о Прекрасной Даме".

Той Прекрасной Дамой стала Любовь Менделеева, дочь знаменитого русского химика. Любовь Дмитриевна была для Блока одновременно и Музой, и супругой. Однако, как ни была сильна любовь к супруге, Блок увлекался и другими женщинами. Сегодня "РГ" вспоминает тех, кто стал для поэта Музой.

Ксения Садовская

С Ксенией Михайловной Блок познакомился на немецком курорте Бад-Наугейме в 1897 году. Это была его первая любовь, оставившая глубокий след в творчестве поэта. Садовская была старше Блока на 22 года. Курортный роман был бурным, а затем перерос в длительные отношения; 16-летний юноша испытал весь спектр чувств мужчины к женщине - от пылкой влюбленности и неловкого смущения до ярости и ненависти.

Влюбленный Блок писал:

"В такую ночь успел узнать я,
При звуках ночи и весны,
Прекрасной женщины объятья
В лучах безжизненной луны".

Через двенадцать лет, когда до него дойдут слухи о кончине Садовской, поэт не лестно отзовется о своей первой любви: "Однако, кто же умер? Умерла старуха. Что же осталось? Ничего. Земля ей пухом".

Впрочем, несмотря на осадок, оставшийся после расставания, Блок в стихах нашел место и теплым чувствам:

"Жизнь давно сожжена и рассказана,
Только первая снится любовь,
Как бесценный ларец перевязана
Накрест лентою алой, как кровь.
И когда в тишине моей горницы
Под лампадой томлюсь от обид,
Синий призрак умершей любовницы
Над кадилом мечтаний сквозит".

Любовь Менделеева

Любовь Менделеева

Дочь знаменитого химика Дмитрия Менделеева в свои шестнадцать лет слыла красавицей. Знакомы они с Блоком были с детства, но новая встреча перевернула мир поэта - он встретил Музу, Прекрасную Даму, Любовь. И эти отношения были противоположностью его романа с Садовской.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.

Они поженились в 1903 году. Сперва Блок видел в своей Идеал, боготворил ее. И это было проблемой в их отношениях. Блок считал, что Муза должна оставаться Музой, и нет никакой необходимости в физической близости. Супруга была в смятении. Особенно учитывая увлечения Блока другими. Но и Любовь Дмитриевна не осталась без внимания: за ней ухаживали "коллеги по цеху" Блока - Соловьев и Белый. А чувства Блока вновь бурлят.

Наталья Волохова


Наталья Волохова

С актрисой труппы Веры Комиссаржевской Блок познакомился во время подготовки постановки пьесы "Балаганчик" (1906 год). Именно в этой драме описан конфликт между поэтом и Андреем Белым, претендовавшим на сердце Любови Дмитриевны. Отношения супругов к этому времени практически разладились…

Блок сходил с ума от эффектной брюнетки, посылал ей цветы и стихи, просиживал у нее в гримерке, встречал после спектаклей. Ходят слухи, что он готов был развестись ради Волоховой, но этот роман завершился вместе с циклом стихов "Снежная Маска".

"Я в дольний мир вошла, как в ложу.
Театр взволнованный погас
И я одна лишь мрак тревожу
Живым огнем крылатых глаз.

Они поют из темной ложи:
"Найди. Люби. Возьми. Умчи".
И все, кто властен и ничтожен,
Опустят предо мной мечи".

Любовь Андреева-Дельмас

Оперную певицу Блок повстречал в марте 1913 года. Их дома были по соседству, Блоки жили тогда в доходном доме на Офицерской улице. В течение нескольких месяцев они были неразлучны, даже выступали вместе - он читал стихи, она пела романсы.

"О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно - я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!

Да, в хищной силе рук прекрасных,
В очах, где грусть измен,
Весь бред моих страстей напрасных,
Моих ночей, Кармен!"

Однако они расстались в 1914 году, когда Блок затосковал по жене, которая не выдержав любовных метаний мужа отправилась санитаркой на фронт.

После возвращения Любови Дмитриевны Блок успокоился, более он не отпускал жену от себя и был ей верен до самой смерти в 1921 году. Любовь Дмитриевна пережила мужа на 18 лет.

Любовь Дмитриевна Менделеева вошла в историю не только как дочь выдающегося химика, но и как супруга одного из величайших русских поэтов. Ее жизнь была наполнена различными интересными фактами, и кроме своего законного мужа - Александра Блока, она не была обделена вниманием и других, не менее знаменитых мужчин.

Парадоксальным является то, что дочь Дмитрия Менделеева обладала совершенно неказистой внешностью. Судя по сохранившимся фото и воспоминаниям очевидцев, женщина была грубоватой и имела слегка приземистую фигуру.

Легендарная поэтесса и подруга Блока - Анна Ахматова, отзывалась о супруге поэта весьма нелицеприятно, намекая на то, что она была довольно глупой. В любом случае Любовь Дмитриевна Менделеева, воспоминания о которой сохранились весьма неоднозначные, признана главной музой великого Блока, и поэтому ее персона однозначно заслуживает нашего внимания.

История детства

Любовь Дмитриевна Менделеева родилась и росла в многодетной семье. У ее отца, Дмитрия Менделеева, всего было шестеро детей. От первого брака у него уже были дочь Ольга и сын Владимир. Люба родилась во ученого - с Кроме нее, в семье была сестра Мария и два брата - Иван и Василий. Многие, кто изучал биографию ученого, знают, что судьба у Любиного отца, как и у многих гениальных людей, была нелегкой. Он имел достаточно сложный характер. После того как он оказался в вынужденной университетской отставке, Менделеев вместе со своей семьей проводил большую часть времени в имении, которое располагалось в Боблово.

Несмотря на то что в семье выдающегося химика детей особенно никогда не баловали, сама будущая супруга Александра Блока вспоминала, что ее детство было очень счастливым, бурным и наполненным радостью.

Детские встречи будущих супругов

Семьи Блока и Менделеевой общались друг с другом достаточно близко и всегда поддерживали теплые отношения. Это и стало причиной того, что Александр Блок и Любовь Менделеева, история любви которых будет рассмотрена в нашей статье, имели возможность впервые встретиться в самом детстве. Когда их родители вместе работали в университете, маленьких Сашу и Любу часто вывозили на совместные прогулки в университетский сад. Но тогда они были всего лишь детьми, и серьезные чувства между ними возникли много лет спустя, в 1898 году.

Бурное отрочество русского поэта

В будущем Любовь Дмитриевна Менделеева станет единственной и вечной музой для Блока. Но до того как в нем созрели любовные чувства к этой женщине, он был замечен в бурных и немного странных отношениях с некой Ксенией Садовской. Эта тридцатисемилетняя женщина была замужем и на момент знакомства с Александром уже имела троих детей. При этом Блоку на момент его влюбленности в Садовскую исполнилось всего 16 лет. Встреча этих двух, казалось бы, совершенно неподходящих друг другу в плане романтических отношений людей состоялась на одном из немецких курортов под названием Бад Наугейм. Блок сильно влюбился в эту женщину, просвещал ей свои стихи и назначал тайные свидания. После того как они вернулись в Санкт-Петербург, между ними возникают отношения. Но очень скоро Александр охладевает к своей даме и у него появляется новая фаворитка − Любовь Дмитриевна Менделеева.

Первая влюбленность друг в друга

Однажды Любина мать пригласила семнадцатилетнего Сашу посмотреть один из спектаклей, которые в то лето часто ставились в Боблове для местных крестьян. Любовь Дмитриевна которой нами рассматривается, в течение всей своей жизни периодически мечтала стать великой актрисой, и, конечно же, она принимала активное участие в постановках этих спектаклей, играя в некоторых из них даже главные роли.

В тот вечер роковой для молодых людей встречи на сцене импровизированного театра ставились отрывки из «Гамлета». Конечно же, люба играла Офелию, а на роль Гамлета вызвался сам Блок.

Девушка произвела на него огромное впечатление, она была свежа, молода, нежна и одновременно строга и неприступна. На нее же молодой человек вначале произвел противоположное впечатление. Она назвала его высокомерным позером.

После спектакля Любовь Дмитриевна Менделеева и Блок все же решили прогуляться и остались наедине. Именно во время этой совместной прогулки они прониклись взаимной симпатией. Позднее оба вспоминали, что эта встреча послужила началом их романа.

Увлечение мистикой, учениями Соловьева и мечты о «Прекрасной даме»

Известным фактом является то, что Блок был очень привязан к учениям Соловьева и подвержен различным мистификациям. Он верил в существование некой загадочной Прекрасной Дамы, которая является воплощением нежности и женственности. И смысл всей жизни состоит в том, чтобы найти ее и любить особой любовью всю жизнь.

Именно эта Прекрасная дама станет главным предметом знаменитой блоковской лирики, а живое воплощение образа очень скоро он найдет именно в своей давней знакомой - Любе.

Мистические встречи в Петербурге

После той встречи в Боблово в отношениях между Сашей и Любой наступило охлаждение. Он вернулся в Петербург и постепенно стал считать для себя, что их знакомство полностью окончено. Менделеева, в свою очередь, поступила в Петербурге на Высшие женские курсы, полностью погрузилась в студенческую атмосферу. Казалось, молодые люди давно расстались с мыслями друг о друге. Но их начал сводить случай. Однажды в Петербурге Блок совершенно случайно увидел Любу, которая направлялась на учебу. Он не стал окликать девушку, а просто последовал за ней тайно, проведя ее до самого здания Женских Курсов.

Прошло совсем немного времени, и поэт опять увидел Любу. На этот раз случайная встреча состоялась в Малом театре, во время премьеры «Короля Лира». Именно тогда в голове у Блока появилось и плотно укоренилось убеждение в том, что все эти встречи далеко не случайны.

Он понял, что все происходящее между ним и Любой является мистическим стечением обстоятельств. Идеи Соловьева требовали найти свою единственную «Прекрасную даму», и Блок нашел ее в лице Менделеевой.

Воскрешение любовных чувств

После встречи в театре молодые люди вновь возобновляют свое общение. В Блоке просыпаются к Любе сильные чувства, которые начинают граничить с какой-то одержимостью. Она же, наоборот, всячески отказывается воспринимать его идеи и соображения на мистическую тематику. На основании идейных и религиозных соображений они часто спорят и сорятся. Их отношения в этот период очень нестабильны: они то испытывают нежность друг к другу, то полностью охладевают.

Логическое развитие этого всего наступает в ноябре 1902 года, когда Александр делает своей любимой предложение, и Любовь Дмитриевна Менделеева принимает его.

Отношения поэта с матерью и ее нелюбовь к Менделеевой

У Александры Андреевны Бекетовой, матери Блока, была довольно непростая судьба. В юности у нее случился бурный роман с юристом, Александром Блоком-старшим. Он закончился свадьбой и рождением будущего поэта. Но этот брак был весьма неудачным. Молодой муж любил выпить и позволял себе поднимать руку на свою жену. Она была вынуждена уйти от него и всю свою последующую жизнь посвятила сыну. Она обожала своего Сашу и уделяла ему все свободное время. Конечно же, когда он объявил о скорой женитьбе, Александра Андреевна была, мягко говоря, не в восторге. Она очень ревновала Блока, да и к тому же сама Менделеева ей не очень нравилось. Бекетова считала свою невестку слишком холодной и в чем-то высокомерной. Даже после того, как свадьба состоялась, свекровь так и не стала нормально воспринимать свою невестку, и их отношения никак не складывались. Парадоксальным является то, что подружиться женщины смогли много лет спустя после смерти Александра. Горе настолько их сблизило, что до самой своей кончины Александра Андреевна проживала с когда-то ненавистной ей Любой.

Земная и духовная любовь в понимании Блока

Приверженность Блока соловьевским учениям во многом усложняла его супружескую жизнь с Любой, поскольку, строго следуя им, Александр воспринимал ее в качестве некого идеала, воплощения Вечной Женственности.

В сознании поэта существовало четкое разделение между любовью плотской, физической и духовной. К своей жене он питал именно второй вид чувств и постоянно уклонялся от физической близости, считая, что она в конце концов разрушит их отношения. Скорее всего, это и стало фактором, который вынудил в будущем Менделееву искать счастья с другими. Блок при этом не отставал от супруги и имел отношения как с обычными девицами легкого поведения, так и заводил вполне серьезные романы. Первый в этой семье образовался при помощи близкого друга Блока - поэта, известного под псевдонимом Андрей Белый.

Бесконечные измены и романы на стороне

Белый в определенный период времени был очень близок с Блоком. Александр со своей супругой часто гостил у Белого, и с каждой встречей тот все больше и больше влюблялся в Любовь Дмитриевну. Она вела себя неоднозначно: с одной стороны, от мужа она уходить не собиралась, но в Белом поддерживала искру заинтересованности. Он писал ей письма с пылкими признаниями и просьбами бросить мужа, она показывала их мужу, и у этой троицы происходили постоянные разбирательства. Все это продолжалось на протяжении трех лет, за которые Белый довел себя до состояния патологической зависимости от Менделеевой. Ее же это все в конце концов стало утомлять. На одной из последних совместных встреч было решено, что Белый с семейством Блоков не будет видеться на протяжении последующего года. Он сдержал слово и уехал в Мюнхен. После этого он встретился с Менделеевой еще несколько раз и наконец-то окончательно охладел к ней.

В этой нестандартной паре интригами на стороне грешила не только супруга Александра Блока. Сам поэт был замечен в бесконечных связях с девушками легкого поведения, но и у него случались серьезные романы. Например, стоит вспомнить об одной из актрис (к которым Блок всегда чувствовал особую слабость) по имени Наталия Волохова. Она была достаточно эффектна внешне, и Александру в некоторый момент показалось, что именно к ней он ощущает и духовную, неземную близость, и плотскую страсть. Увлечение этой дамой было настолько серьезно, что стали говорить о скором разводе Блока и Менделеевой. Но Люба не растерялась, она сама пришла к Волховой и предложила актрисе взять на себя не только любовные утехи с мужем, но и всю остальную бытовую заботу о нем. После этого роман актрисы с Блоком быстро окончился, а ее дружба с женой любовника, как ни странно, длилась практически всю жизнь.

Любовь Дмитриевна Менделеева: дети

У супруги Блока также был серьезный роман. Ее избранником стал молодой актер по имени Константин Давидовский. Женщина была с ним на театральных гастролях по Кавказу и обо всем честно писала в письмах Блоку. После завершения гастролей Люба возвращается домой и рвет с любовником все отношения. Но оказывается, что она была беременна. Поскольку срок был немалым, Блоки решают оставить этого малыша и сделать вид, будто он их общий. К сожалению, после рождения ребенок прожил всего 8 дней. Как ни парадоксально, но Александр переживал смерть младенца намного тяжелее, чем его собственная мать.

Уход Блока из жизни

После смерти ребенка, чтобы оправиться, супруги много путешествуют, Люба пытается забыться и увлекается театром. У нее опять случается роман с актером, который младше ее на 9 лет. Она просит у Блока развод, но тот ее не отпускает. Сам поэт, в свою очередь, немного позднее увлекается оперной певицей - Любовью Дельмас, но страсть проходит быстро. Казалось бы, что это вереница взаимных измен могла тянуться до бесконечности, но точку поставила странная болезнь Блока, которой врачи на то время так и не смогли найти какого-либо объяснения. Его мучила высокая температура, сильные непонятные боли. Поэта не стало 7 августа 1921 года. Мать пережила своего сына всего на 2 года, и это время, как ни странно, она ютилась в небольшой коммунальной квартире со своей некогда ненавистной невесткой.

Сама Любовь Дмитриевна Блок после смерти мужа издала книгу воспоминаний о нем, работала в хореографическом училище. Говорят, что после смерти Александра она не завела ни одного романа, храня ему, таким образом, верность после его кончины и оберегая память о нем.

Семья моей матери причастна к литературе и к науке. Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы (я и родился в "ректорском доме"). Петербургские Высшие женские курсы, называемые "Бестужевскими" (по имени К. Н. Бестужева-Рюмина), обязаны существованием своим главным образом моему деду.

Он принадлежал к тем идеалистам чистой воды, которых наше время уже почти не знает. Собственно, нам уже непонятны своеобразные и часто анекдотические рассказы о таких дворянах-шестидесятниках, как Салтыков-Щедрин или мой дед, об их отношении к императору Александру II, о собраниях Литературного фонда, о борелевских обедах, о хорошем французском и русском языке, об учащейся молодежи конца семидесятых годов. Вся эта эпоха русской истории отошла безвозвратно, пафос ее утрачен, и самый ритм показался бы нам чрезвычайно неторопливым.

В своем сельце Шахматове (Клинского уезда, Московской губернии) дед мой выходил к мужикам на крыльцо, потряхивая носовым платком; совершенно по той же причине, по которой И. С. Тургенев, разговаривая со своими крепостными, смущенно отколупывал кусочки краски с подъезда, обещая отдать все, что ни спросят, лишь бы отвязались.

Встречая знакомого мужика, дед мой брал его за плечо и начинал свою речь словами: "Eh bien, mon petit..." ["Ну, что, милый..." (франц.).].

Иногда на том разговор и кончался. Любимыми собеседниками были памятные мне отъявленные мошенники и плуты: старый Jacob Fidele [Яков Верный (франц.).], который разграбил у нас половину хозяйственной утвари, и разбойник Федор Куранов (по прозвищу Куран ), у которого было, говорят, на душе убийство; лицо у него было всегда сине-багровое – от водки, а иногда – в крови; он погиб в "кулачном бою". Оба были действительно люди умные и очень симпатичные; я, как и дед мой, любил их, и они оба до самой смерти своей чувствовали ко мне симпатию.

Однажды дед мой, видя, что мужик несет из лесу на плече березку, сказал ему: "Ты устал, дай я тебе помогу". При этом ему и в голову не пришло то очевидное обстоятельство что березка срублена в нашем лесу. Мои собственные воспоминания о деде – очень хорошие; мы часами бродили с ним по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических названий. Помню, как мы радовались, когда нашли особенный цветок ранней грушовки, вида, не известного московской флоре, и мельчайший низкорослый папоротник; этот папоротник я до сих пор каждый год ищу на той самой горе, но так и не нахожу, - очевидно, он засеялся случайно и потом выродился.

Все это относится к глухим временам, которые наступили после событий 1 марта 1881 года. Дед мой продолжал читать курс ботаники в Петербургском университете до самой болезни своей; летом 1897 года его разбил паралич, он прожил еще пять лет без языка, его возили в кресле. Он скончался 1 июля 1902 года в Шахматове. Хоронить его привезли в Петербург; среди встречавших тело на станции был Дмитрий Иванович Менделеев.

Дмитрий Иванович играл очень большую роль в бекетовской семье. И дед и бабушка моя были с ним дружны. Менделеев и дед мой, вскоре после освобождения крестьян, ездили вместе в Московскую губернию и купили в Клинском уезде два имения – по соседству: менделеевское Боблово лежит в семи верстах от Шахматова, я был там в детстве, а в юности стал бывать там часто. Старшая дочь Дмитрия Ивановича Менделеева от второго брака – Любовь Дмитриевна – стала моей невестой. В 1903 году мы обвенчались с ней в церкви села Тараканова, которое находится между Шахматовым и Бобловым.

Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, – дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии, Григория Силыча Корелина. Она всю жизнь – работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений; список ее трудов громаден; последние годы она делала до 200 печатных листов в год; она была очень начитана и владела несколькими языками; ее мировоззрение было удивительно живое и своеобразное, стиль – образный, язык – точный и смелый, обличавший казачью породу. Некоторые из ее многочисленных переводов остаются и до сих пор лучшими.

Переводные стихи ее печатались в "Современнике", под псевдонимом "Е. Б.", и в "Английских поэтах" Гербеля, без имени. Ею переведены многие сочинения Бокля, Брэма, Дарвина, Гексли, Мура (поэма "Лалла-Рук"), Бичер-Стоу, Гольдсмита, Стэнли, Теккерея, Диккенса, В. Скотта, Брэт Гарта, Жорж Занд, Бальзака, В. Гюго, Флобера, Мопассана, Руссо, Лесажа. Этот список авторов – далеко не полный. Оплата труда была всегда ничтожна. Теперь эти сотни тысяч томов разошлись в дешевых изданиях, а знакомый антикварными ценами знает, как дороги уже теперь хотя бы так называемые "144 тома" (изд. Г. Пантелеева), в которых помещены многие переводы Е. Г. Бекетовой и ее дочерей. Характерная страница в истории русского просвещения.

Отвлеченное и "утонченное" удавалось бабушке моей меньше, ее язык был слишком лапидарен , в нем было много бытового. Характер на редкость отчетливый соединялся в ней с мыслью ясной, как летние деревенские утра, в которые она до свету садилась работать. Долгие годы я помню смутно, как помнится все детское, ее голос, пяльцы, на которых с необыкновенной быстротой вырастают яркие шерстяные цветы, пестрые лоскутные одеяла, сшитые из никому не нужных и тщательно собираемых лоскутков, – и во всем этом – какое-то невозвратное здоровье и веселье, ушедшее с нею из нашей семьи. Она умела радоваться просто солнцу, просто хорошей погоде, даже в самые последние годы, когда ее мучили болезни и доктора, известные и неизвестные, проделывавшие над ней мучительные и бессмысленные эксперименты. Все это не убивало ее неукротимой жизненности.

Эта жизненность и живучесть проникала и в литературные вкусы; при всей тонкости художественного понимания она говорила, что "тайный советник Гёте написал вторую часть "Фауста", чтобы удивить глубокомысленных немцев". Также ненавидела она нравственные проповеди Толстого. Все это вязалось с пламенной романтикой, переходящей иногда в старинную сентиментальность. Она любила музыку и поэзию, писала мне полушутливые стихи, в которых звучали, однако, временами грустные ноты:

Так, бодрствуя в часы ночные
И внука юного любя,
Старуха-бабка не впервые
Слагала стансы для тебя.

Она мастерски читала вслух сцены Слепцова и Островского, пестрые рассказы Чехова. Одною из последних ее работ был перевод двух рассказов Чехова на французский язык (для"Revue des deux Mondes"). Чехов прислал ей милую благодарственную записку.

К сожалению, бабушка моя так и не написала своих воспоминаний. У меня хранится только короткий план ее записок; она знала лично многих наших писателей, встречалась с Гоголем, братьями Достоевскими, Ап. Григорьевым, Толстым, Полонским, Майковым. Я берегу тот экземпляр английского романа, который собственноручно дал ей для перевода Ф. М. Достоевский. Перевод этот печатался во "Времени".

Бабушка моя скончалась ровно через три месяца после деда – 1 октября 1902 года. От дедов унаследовали любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком значении их дочери – моя мать и ее две сестры. Все три переводили с иностранных языков. Известностью пользовалась старшая – Екатерина Андреевна (по мужу – Краснова). Ей принадлежат изданные уже после ее смерти (4 мая 1892 года) две самостоятельных книги "Рассказов" и "Стихотворений" (последняя книга удостоена почетного отзыва Академии наук). Оригинальная повесть ее "Не судьба" печаталась в "Вестнике Европы". Переводила она с французского (Монтескье, Бернарден де Сен-Пьер), испанского (Эспронседа, Бэкер, Перес Гальдос, статья о Пардо Басан), переделывала английские повести для детей (Стивенсон, Хаггарт; издано у Суворина в "Дешевой библиотеке").

Моя мать, Александра Андреевна (по второму мужу – Кублицкая-Пиоттух), переводила и переводит с французского – стихами и прозой (Бальзак, В. Гюго, Флобер, Зола, Мюссе, Эркман-Шатриан, Додэ, Боделэр, Верлэн, Ришпэн). В молодости писала стихи, но печатала – только детские.

Мария Андреевна Бекетова переводила и переводит с польского (Сенкевич и мн. др.), немецкого (Гофман), французского (Бальзак, Мюссе). Ей принадлежат популярные переделки (Жюль Верн, Сильвио Пеллико), биографии (Андерсен), монографии для народа (Голландия, История Англии и др.). "Кармозина" Мюссе была не так давно представлена в театре для рабочих в ее переводе.

В семье отца литература играла небольшую роль. Дед мой – лютеранин, потомок врача царя Алексея Михайловича, выходца из Мекленбурга (прародитель – лейб-хирург Иван Блок был при Павле I возведен в российское дворянство). Женат был мой дед на дочери новгородского губернатора – Ариадне Александровне Черкасовой.

Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права; он скончался 1 декабря 1909 года. Специальная ученость далеко не исчерпывает его деятельности, равно как и его стремлений, может быть менее научных, чем художественных. Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна. За всю жизнь свою он напечатал лишь две небольшие книги (не считая литографированных лекций) и последние двадцать лет трудился над сочинением, посвященным классификации наук. Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист, – отец мой считал себя учеником Флобера. Последнее и было главной причиной того, что он написал так мало и не завершил главного труда жизни: свои непрестанно развивавшиеся идеи он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании сжатых форм было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном и физическом облике его. Я встречался с ним мало, но помню его кровно.

Детство мое прошло в семье матери. Здесь именно любили и понимали слово; в семье господствовали, в общем, старинные понятия о литературных ценностях и идеалах. Говоря вульгарно, по-верлэновски, преобладание имела здесь еlоquence [красноречие (франц.).]; одной только матери моей свойственны были постоянный мятеж и беспокойство о новом, и мои стремления к musique [музыке – фр.] находили поддержку у нее. Впрочем, никто в семье меня никогда не преследовал, все только любили и баловали. Милой же старинной еlоquenсе обязан я до гроба тем, что литература началась для меня не с Верлэна и не с декадентства вообще. Первым вдохновителем моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные еще с чьим-либо именем. Запомнилось разве имя Полонского и первое впечатление от его строф:

Снится мне: я свеж и молод,
Я влюблен. Мечты кипят.
От зари роскошный холод
Проникает в сад.

Жизненных опытов" не было долго. Смутно помню я большие петербургские квартиры с массой людей, с няней, игрушками и елками – и благоуханную глушь нашей маленькой усадьбы. Лишь около 15 лет родились первые определенные мечтания о любви, и рядом – приступы отчаянья и иронии, которые нашли себе исход через много лет – в первом моем драматическом опыте "Балаганчик", лирические сцены). "Сочинять" я стал чуть ли не с пяти лет. Гораздо позже мы с двоюродными и троюродными братьями основали журнал "Вестник", в одном экземпляре; там я был редактором и деятельным сотрудником три года.

Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет. Года три-четыре я показывал свои писания только матери и тетке. Все это были – лирические стихи, и ко времени выхода первой моей книги "Стихов о Прекрасной Даме" их накопилось до 800, не считая отроческих. В книгу из них вошло лишь около 100. После я печатал и до сих пор печатаю кое-что из старого в журналах и газетах.

Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой "новой поэзии" я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне непонятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но все это я считал "субъективным" и бережно оберегал от всех. Внешним образом готовился я тогда в актеры, с упоением декламировал Майкова, Фета, Полонского, Апухтина, играл на любительских спектаклях, в доме моей будущей невесты, Гамлета, Чацкого, Скупого рыцаря и... водевили. Трезвые и здоровые люди, которые меня тогда окружали, кажется, уберегли меня тогда от заразы мистического шарлатанства, которое через несколько лет после того стало модным в некоторых литературных кругах. К счастию и к несчастью вместе, "мода" такая пришла, как всегда бывает, именно тогда, когда все внутренно определилось; когда стихии, бушевавшие под землей, хлынули наружу, нашлась толпа любителей легкой мистической наживы.

Впоследствии и я отдал дань этому новому кощунственному "веянью"; но все это уже выходит за пределы "автобиографии". Интересующихся могу отослать к стихам моим и к статье "О современном состоянии русского символизма" (журнал "Аполлон" 1910 года). Теперь же возвращусь назад.

От полного незнания и неумения сообщаться с миром со мною случился анекдот, о котором я вспоминаю с удовольствием и благодарностью: как-то в дождливый осенний день (если не ошибаюсь, 1900 года) отправился я со стихами к старинному знакомому нашей семьи, Виктору Петровичу Острогорскому, теперь покойному. Он редактировал тогда "Мир божий". Не говоря, кто меня к нему направил, я с волнением дал ему два маленьких стихотворения, внушенные Сирином, Алконостом и Гамаюном В. Васнецова. Пробежав стихи, он сказал: "Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!" – и выпроводил меня со свирепым добродушием. Тогда это было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших похвалах.

После этого случая я долго никуда не совался, пока в 1902 году меня не направили к В. Никольскому, редактировавшему тогда вместе с Репиным студенческий сборник. Уже через год после этого я стал печататься "серьезно". Первыми, кто обратил внимание на мои стихи со стороны, были Михаил Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы (двоюродная сестра моей матери). Первые мои вещи появились в 1903 году в журнале "Новый путь" и, почти одновременно, в альманахе "Северные цветы".

Семнадцать лет моей жизни я прожил в казармах л.-гв. Гренадерского полка (когда мне было девять лет, мать моя вышла во второй раз замуж, за Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, который служил в полку). Окончив курс в СПб. Введенской (ныне – императора Петра Великого) гимназии, я поступил на юридический факультет Петербургского университета довольно бессознательно, и только перейдя на третий курс, понял, что совершенно чужд юридической науке. В 1901 году, исключительно важном для меня и решившем мою судьбу, я перешел на филологический факультет, курс которого и прошел, сдав государственный экзамен весною 1906 года (по славяно-русскому отделению).

Университет не сыграл в моей жизни особенно важной роли, но высшее образование дало, во всяком случае, некоторую умственную дисциплину и известные навыки, которые очень помогают мне и в историко-литературных, и в собственных моих критических опытах, и даже в художественной работе (материалы для драмы "Роза и Крест"). С годами я оцениваю все более то, что дал мне университет в лице моих уважаемых профессоров – А. И. Соболевского, И. А. Шляпкина, С. Ф. Платонова, А. И. Введенского и Ф. Ф. Зелинского. Если мне удастся собрать книгу моих работ и статей, которые разбросаны в немалом количестве по разным изданиям, но нуждаются в сильной переработке, – долею научности, которая заключена в них, буду я обязан университету.

В сущности, только после окончания "университетского" курса началась моя "самостоятельная" жизнь. Продолжая писать лирические стихотворения, которые все, с 1897 года, можно рассматривать как дневник, я именно в год окончания курса в университете написал свои первые пьесы в драматической форме; главными темами моих статей (кроме чисто литературных) были и остались темы об "интеллигенции и народе", о театре и о русском символизме (не в смысле литературной школы только).

Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для меня своей особенной краской. Из событий, явлений и веяний, особенно сильно повлиявших на меня так или иначе, я должен упомянуть: встречу с Вл. Соловьевым, которого я видел только издали; знакомство с М. С. и О. М. Соловьевыми, 3. Н. и Д. С. Мережковскими и с А. Белым; события 1904 – 1905 года; знакомство с театральной средой, которое началось в театре покойной В. Ф. Комиссаржевской; крайнее падение литературных нравов и начало "фабричной" литературы, связанное с событиями 1905 года; знакомство с творениями покойного Августа Стриндберга (первоначально – через поэта Вл. Пяста); три заграничных путешествия: я был в Италии – северной (Венеция, Равенна, Милан) и средней (Флоренция, Пиза, Перуджия и много других городов и местечек Умбрии), во Франции (на севере Бретани, в Пиренеях – в окрестностях Биаррица; несколько раз жил в Париже), в Бельгии и Голландии; кроме того, мне приводилось почему-то каждые шесть лет моей жизни возвращаться в Bad Nauheim (Hessen-Nassau), с которым у меня связаны особенные воспоминания.

Этой весною (1915 года) мне пришлось бы возвращаться туда в четвертый раз; но в личную и низшую мистику моих поездок в Bad Nauheim вмешалась общая и высшая мистика войны.