Ветхий завет. Жизнь в раю

Анна Петровна Зонтаг

ИСТОРИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Сотворение мира

В начале сотворил Бог небо и землю; но земля была не устроена, покрыта мраком и водою, и Дух Божий носился над бездною.

Господь сказал: «Да будет свет!» И явился свет. Бог назвал свет днем, а тьму ночью; и был вечер и было утро, день первый.

Господь сказал: «Да будет твердь!» И возвысился свод небесный; и был вечер и было утро, день вторый.

Господь сказал: «Да соберутся воды вместе, и явится суша!» И воды отделились от суши; собрались в озера, реки, источники, текущие к великому собранию вод. Бог назвал сие великое собрание вод морем, а сушу землею. Господь повелел земле дать плод свой, — и она покрылась травами, цветами, кустарниками и деревьями, приносящими в себе семя, каждое по роду своему. И был вечер и было утро, день третий.

Господь сказал: «Да будут светила посреди тверди небесной; они должны осве-щать и согревать землю, отделять день от ночи и означать времена, дни и годы!» И зажглось солнце, великое светило дня; в ночи заблистал кроткий свет луны, окруженной бесчисленными звездами. И был вечер и было утро, день четвертый.

Еще не было на земле ни одного живого существа, которое бы радовалось прекрас-ным Божиим творениям; тогда Господь сказал: «Да наполнится вода рыбами, а воздух птицами, летающими над твердию небесною!» И вода наполнилась разными рыбами, большими и малыми, а птицы полетели по воздуху, оглашали его своим пением и садились на ветви деревьев. Господь благословил их, сказав: «Плодитесь, размножайтесь, наполняйте воды; а птицы да множатся на земле!» И был вечер и было утро, день пятый.

Господь сказал: «Да будут на земле всякие животные!» И разнородные животные явились на земле. Бабочка стала порхать по цветам, ягненок пастись на тучном лугу, величественный олень гулять в тени лесов. На вершинах гор, в глубине долин, везде явилась жизнь и радость. Тогда Господь сказал: «Сотворим человека по обра-зу нашему и по подобию; и да обладает он рыбами морскими, птицами небесными и всеми тварями, живущими на земле». И сотворил Бог человека, и был вечер и было утро, день шестый.

Бог создал мир из ничего, одним всемогущим словом Своим.

Земля первоначально была безводна и пуста (неустроенна) . Тьма была над бездною; и дух Божий носился над водою.

Бог дал устройство миру вещественному в шесть дней Словом Своим.

И сказал Бог: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».

Бог привел к человеку всех животных, чтобы он дал им имена. Человек нарек имена животным , но для него не нашлось помощника подобного ему.

Бог благословил мужа и жену и сказал им: «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». И назначил в пищу людям траву с семенем и плоды дерев , а зверям, птицам и пресмыкающимся – зелень травную.

Адам и жена его были наги и не стыдились . (.)

Грех прародителей и последствия его. Суд Божий и обетование о Спасителе. Наказание за грех

Диавол позавидовал блаженству людей и захотел погубить их. Однажды жена была близ запрещенного дерева познания добра и зла. Диавол вошел в змея, который был хитрее всех животных, и сказал ей: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте плодов ни от какого дерева в раю»? Жена отвечала: «плоды с дерев мы можем есть; только плодов дерева, которое среди рая, сказал, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». Искуситель сказал жене: «нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». И увидела жена, что это дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз, и что привлекательно это дерево, потому что дает знание, и она взяла плодов его и ела; также дала мужу своему, и он ел. Тогда у них обоих открылись глаза, и они узнали, что они наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания.

Когда наступила вечерняя прохлада дня, услышали они голос Бога, ходящего в раю, и скрылись между деревьями. воззвал к Адаму: «где ты»? Он отвечал: «я услышал голос Твой в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Бог спросил его: «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть»? (Бог спрашивал человека, как бы незнающий, чтобы расположить его к раскаянию) Адам, думая сложить часть своей вины на жену, даже на самого Бога, сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод с этого дерева, и я ел». Бог спросил жену: «что ты это сделала»? Жена сказала: «змей обольстил меня, и я ела».

Чтобы люди не вкушали более плодов дерева жизни, изгнал их из сада Эдемского, поставил у него Херувима и пламенный обращающийся меч, чтобы охранять путь к дереву жизни. ( гл.)

Обещав грешным людям Спасителя, стал постепенно приготовлять их к принятию Его, а люди для спасения своего должны были веровать в обещанного Спасителя и ожидать Его. Это приготовление Богом людей к принятию Спасителя и спасение их верою и обещанного Богом Спасителя называется Ветхим Заветом (древним, старым союзом Бога с людьми).

Православная издревле считает от сотворения мира до Рождества Христова 5508 лет. Это число лет от сотворения мира до Рождества Христова принимали отцы пятошестого собора (Деян. Соб. т. XVII, р. 123). Такое летосчисление основывается на греческом переводе Библии, сделанном 70 толковниками. Посему здесь годы от сотворения мира считаются по летосчислению 70 толковников, как оно означено в русском переводе Библии

О существе и существенных свойствах Божиих Божественное откровение сообщает нам такое понятие: есть Дух вечный, неизменяемый, вездесущий, всеведущий, премудрый, всеблагий, который дает всем столько добра, сколько кто принять может, всеправедный, всемогущий, вседовольный и всеблаженный. Как чистейший Дух, Бог не имеет тела и ничего вещественного в Себе

Небо и земля, вместе взятые, обыкновенно означают целое творение Божие. В этом месте под небом, основываясь на толковании блаженного Августина, святого Григория Богослова и святого Иоанна Дамаскина, разумеют небеса небес, мир невидимый, духовный и жилище блаженных, а под землею – первоначальное вещество, из которого потом Бог создал мир вещественный (Запис. на кн. Быт. М. Ф., Начерт. Биб. Ист. М. Ф. Догм. Богосл. М. Макария, § 64)

Землею здесь названо вещество видимого мира вообще. Эта первоначальная земля, то есть всеобщее вещество мира, была, по свидетельству книги Бытия, безвидна и пуста (по русскому переводу), невидима и неустроенна (по славянскому переводу), была нечто пустое и ничтожное, изумляющая пустота (по некоторым другим переводам). Это значит, что первоначальное вещество мира не имело определенных качеств, видов и форм. Далее в книги Бытия это же вещество названо бездною, потому что занимало собою необъятное пространство, не разграниченное разнообразием вещей, и названо водою, потому что не имело никакой твердости и постоянных образов, и в этом отношении приближалось к свойству жидких веществ. (Зап. на кн. Быт. Начерт. Биб. Ист.)

Полагают, что вместе с созданием света последовало некоторое движете в первосозданном веществе, подобно тому, какое ныне примечается в телах небесных, разделившее вещество на множество частей и отделившее светлое вещество солнца от вещества темных тел небесных, то есть планет. Первый период сего движения, вместе с предшествовавшим ему мраком, составил то, что в Святом Писании в первый раз названо вечером и утром, и днем не только первым, но единым, и как бы единственным. В первый день мира, равно и в следующие два дня, те действия, которые ныне производит солнце, производил первосозданный неустроенный свет, занимавший часть небесного пространства, то есть та масса светлого вещества, из которого в четвертый день создал солнце. (Начерт. Библ. Ист. Запис. на кн. Бытия М. Ф.)

Во второй день разделил воды твердью. Можно думать, что то были воды, содержавшие в себе вещество темных тел небесных, то есть планет, которые теперь, плотнее сложась около своих центров и заключась в постоянных пределах, оставили более удобопроницаемое для света пространство, или твердь. Твердь же означает у священного писателя не только воздушное небо, которое носит облачные воды, но и звездное, на котором в продолжение творения поставлены и утверждены на определенных друг от друга расстояниях светила. (Начерт. Библ. Ист. М. Ф.) Впрочем, на повествование книги Бытия о первых двух днях творения мира существуют и другие толкования. В виду различных толкований библейского повествования о сотворении Богом мира, должно помнить, что творение мира есть тайна, которую мы, по слову Апостола, разумеваем верою (.), что достоверность Святого Писания простирается далее пределов нашего разумения (блаженный Августин)

Вода по своей плотности и тяжести занимает средину между воздухом и землей, поэтому при первоначальном образовании земного шара, естественно, должна была покрывать всю поверхность его. Но, по слову Творца, одни части земной поверхности понизились, а другие поднялись, вследствие этого вода собралась в низменный части земной поверхности, а возвышенный части земной поверхности осушились

Низшие породы растений, не имеющие ни листьев, ни цветов, ни плодов, каковы: водоросли, лишаи, мхи

Библия - самая распространенная в нашем мире книга. Количество печатных копий этого священного текста сравнимо с количеством людей на планете. Не так-то просто осилить от корки до корки монументальные объемы Нового и Ветхого Заветов. Краткое содержание библейских книг - один из простых способов познакомиться со Священным Писанием.

Сложности изучения Библии

Сотни лет назад Библия была недоступна обычным людям, ее читали и переписывали только в монастырях. В изучении священных текстов простой народ мог полагаться лишь на слова духовных лиц, зачастую вырванные из контекста, приукрашенные и даже искаженные.

Сейчас любой желающий может ознакомиться с главной книгой христианства и составить о ней свое мнение, не полагаясь на пересказы. Библию редко читают в оригинале, тем более что существуют переводы практически на все живые языки. Именно переводы являются причиной многих теологических споров. В процессе многократных переложений начальный смысл глав Писания мог быть утерян или изменен.

Читая Библию, вы неоднократно будете натыкаться на спорные места, смущаться, задумываться, не понимать, задавать вопросы . Особенно много таких моментов в первых книгах, описывающих древнейшие времена с сотворения мира. Толкователи книги склонны объяснять нестыковки религиозными метафорами и убеждены, что их не следует понимать буквально.

Библия, помимо прочего, переполнена повторами и подробнейшими генеалогиями, занимающими порой целые страницы . Дублирующиеся места можно объяснить большим количеством авторов и составителей, работавших над книгой. Генеалогические древа патриархов, вероятно, важны для теологов и богословов, но вряд ли дадут много полезной информации или пищи для размышления простым читателям.

Один из самых известных библеистов, американец Нил Прайор, составил замечательные краткие пересказы Заветов, сохраняющие заложенный авторами смысл, но не отягощенные подробнейшими деталями. Следует, однако, помнить, что доктор теологии полностью поддерживает официальную христианскую концепцию и все библейские «метафоры» толкует в соответствии с ней.

Первые 39 книг Библии описывают события, произошедшие до рождения Христа, и объединяются в Ветхий Завет. Его краткое содержание по главам, представленное ниже, поможет составить общее представление о становлении христианства.

Части Ветхого Завета можно разделить на несколько групп по их тематике :

  • Пятикнижие Моисея (Тора) содержит хроники еврейского народа до прихода в Землю Обетованную и устанавливает основные правила религии. В него входят Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
  • Исторические книги Иисуса Навина, Судей и четыре Книги Царств повествуют о событиях, случившихся после смерти Моисея и до вавилонского пленения евреев.
  • Книги отдельных пророков содержат предсказания и проповеди.
  • Писания (Ктувим). Эти главы не имеют четкого порядка следования и не выделяются в особый раздел, располагаясь между другими книгами. Сюда относятся поэтические и наставляющие произведения - Псалтирь, Екклезиаст, Соломоновы Притчи, книга Иова.

Наибольшую важность представляют разделы первой группы, поскольку именно в них сосредоточен основной смысл Ветхого Завета - зарождение религии, ее законы, становление избранного Б+огом еврейского народа.

Бытие молодого мира

Начинается Библия с Бытия, сюжет которого повествует о сотворении мира. Как известно, Господь создал Вселенную, какой мы ее знаем, за 6 дней. Начал он с тверди земной и небесной и великих светил, а закончил ползучими гадами и человеком. Оставшись доволен своим творением, Бог решил денёк отдохнуть и сделал этот выходной непреложным правилом для всех будущих поколений человечества.

В Бытии вы встретитесь с широко известными мифами :

  • об Адаме и Еве, сотворенной из его ребра,
  • об Эдемском саде и коварном змее-искусителе,
  • о древе Познания добра и зла,
  • о первом братоубийстве.

Поддавшись сладким обещаниям, первые люди нарушают божественный запрет, вкушают плоды древа познания, чем и навлекают на себя гнев Создателя.

За пределами Рая люди плодятся и размножаются, заселяя пустынный мир, нравы их портятся, а Господне терпение иссякает. Наконец, точка кипения достигнута, вот-вот хлынут на землю воды Великого Потопа, смывая все грехи рода людского вместе с самими людьми.

Благочестивый Ной, предупрежденный Всевышним, в спешке строит ковчег и сгоняет в него каждой твари чистой по семь пар, а каждой нечистой - по две пары. Весь этот зоопарк спасается, а жизнь начинается заново - с обещания Господа никогда больше не устраивать глобальных «чисток».

Но люди нового поколения все так же легкомысленны и тщеславны. Они начинают грандиозную стройку, мечтая воздвигнуть башню, касающуюся небес. Создатель не одобряет проект и взамен внедряет в массы лингвистическое разнообразие. Не понимая, кто что говорит, строители вынуждены бросить работу и разбрестись по земле.

Первые патриархи. Авраам и Сара

Исаак - долгожданный поздний ребенок, которого родители любили больше жизни. Испытывая веру Авраама, Всевышний требует принести мальчика ему в жертву. Послушный отец уже готов нанести удар, но в последний момент ему позволено заменить сына на барашка. Смысл этого эпизода в том, что истинно верующий никогда не усомнится в Создателе и отдаст ему все, что имеет, по первому требованию.

Примерно в то же время происходит знаменитое уничтожение Содома и Гоморры.

С Авраама начинается история избранного Господом еврейского народа. Его сын Исаак женится на прекрасной Ревекке, у них рождаются два сына. Один из них - Иаков - вырастает, рождает 12 детей и получает от самого Бога имя «Израиль». От двенадцати детей Иакова начинаются двенадцать колен еврейского народа.

Приход евреев в Египет

Бытие заканчивается приходом евреев в Египет. Это очень занимательная история, которая началась с того, что одиннадцать сыновей Иакова-Израиля продали двенадцатого в рабство. Закончилось все хорошо, Иаков мирно почил в чужой стране, в достатке и радости.

Но все резко меняется в следующей книге Ветхого Завета - Исходе. Читая ее, узнаем, что после смерти одного фараона, который евреям благоволил, к власти пришел другой, имевший кардинально противоположные взгляды. Жизнь народа Израиля стала совершенно невыносимой. И вот здесь на сцену выходит сам Моисей, который по легенде собственноручно написал Пятикнижие.

Вместе с братом Аароном, при поддержке Всевышнего, оснащенный волшебным жезлом Моисей творит в Египте беспорядки, убеждая фараона отпустить евреев. Фараон категорически не согласен, только 10 ужасных катастроф убеждают его.

Египетские казни :

  • Превращение речных вод в кровь;
  • Нашествие жаб;
  • Нашествие кровососов;
  • Нашествие пёсьих мух;
  • Гибель египетского скота;
  • Язва;
  • Климатические катастрофы;
  • Нашествие саранчи;
  • Тьма;
  • Смерть первенцев.

Отравив воду, уничтожив посевы и скот, убив всех первенцев и собрав все драгоценности, бедные рабы покидают страну и уходят в пустыню в поисках Земли Обетованной.

Скитания в пустыне

40 лет Моисей водил свой народ по пустыне, прежде чем смог добраться до места назначения.

По пути произошло много важных событий, описанных в Исходе, Левите, Числах и Второзаконии. Большая часть этих текстов представляет собой подробные инструкции по устройству Ковчега Завета, святилищ, организации жертвоприношений, уголовному судопроизводству, пошиву одежды для священников и прочим жизненно важным вещам. А Моисей получает скрижали с десятью заповедями.

Если вы хотите быстро ознакомиться с основными законами, установленными Всевышним для народа Израиля, прочитайте Левит. Левитами называли первосвященников- по имени их предка Левия, сына Иакова.

Немного не дойдя до Израиля, Моисей умирает. Его преемником становится Иисус Навин, история которого будет описана отдельно. Пятикнижие же на этом заканчивается.

Жизнь после Моисея

Бывшие рабы достигли Земли Обетованной, и Господь решил, что они уже достаточно настрадались. Под покровительством Всевышнего начинается борьба еврейского народа за лучшие условия существования. Все противники уничтожаются под корень, Иисус Навин пленных не берет. Стены Иерихона падают от трубного звука, города разрушаются, народы истребляются без остатка.

После Навина начинается четырехсотлетняя карусель притеснений и освобождений, описанная в Книге Судей . Господь то наказывает Израиль за непослушание, то вновь освобождает из-под гнета. Еврейский народ живет не так, как все остальные. Привычных правителей у него нет, но есть временные вожди, призванные Всевышним, чтобы возглавлять повстанческие армии. Одним из Судей был Самсон, длинноволосый силач, знаменитый своим романом с коварной Далилой.

Книги Царств Израильских

Наконец, все двенадцать колен Израиля принимают решение объединиться и выбрать себе царя. Об этом можно прочитать в Книгах Царств. Первым монархом становится Саул, затем трон переходит к его сыну Давиду.

Давид уже в юности был смекалистым малым, о чем свидетельствует миф о его битве с великаном Голиафом. Повзрослев, он стал хорошим правителем, провел множество как чисто религиозных, так и полноценных государственных реформ. Во время его сорокалетнего царствования столицей стал Иерусалим.

Сначала все шло хорошо, но затем правитель согрешил с замужней женщиной и потерял расположение Господа. Тем не менее он остается важной фигурой Ветхого Завета, апостолы в будущем говорят о нем с большим уважением и теплотой. Давидовы Псалмы, составляющие Псалтирь, - это бессмертный памятник христианской поэзии.

После Давида царем становится его сын Соломон . Каждый знает о великой мудрости этого человека, о том, как грамотно он решал споры между людьми. Легенды приписывают ему великий талант, необычные способности и сказочное богатство. Именно Соломону посроил великий Храм Господний. До этого полноценных стационарных храмов у евреев не было, только переносные скинии.

Разделение Израиля

Соломоново правление для евреев стало золотым веком, но сразу после кончины царя единое царство разделилось на два отдельных, что явно свидетельствует о внутренних проблемах. Но, возможно, новые беды избранного народа были вызваны грехопадением его мудрого правителя. Соломон любил женщин, имел целый гарем, а среди жен его было много язычниц, которым он во всем потакал. Так или иначе, на юге Святой Земли сформировалась Иудея, собрав два еврейских колена, на севере - Израиль с остальными десятью .

Долго это разделение не продлилось. С огромным войском пришел вавилонский царь Навуходоносор и объединил израильтян и иудеев под своим крылом в качестве рабов. Как всегда, оказавшись в беде, евреи воззвали к Всемогущему и стали соблюдать все его законы. После семидесяти лет их покаяния Бог сжалился, прислал персов, которые разбили вавилонян и позволили рабам вернуться домой.

В этот момент на сцену выходит Ездра, иудейский священник, которого можно считать основателем раввинистического иудаизма. Произошла небольшая религиозная революция, чудесным образом «нашлось» Второзаконие Моисеево, до этого момента неизвестное, оформилась новая духовная дисциплина, главной книгой которой стала Тора (Пятикнижие).

Пророки двух царств

Библия повествует о святых людях, учивших народ истинной вере и предсказывавших будущее. Главными пророками Иудеи считаются Даниил и Исайя, Израиля - Иона, Илия и Елисей. Каждому из них посвящена отдельная книга Священного Писания. Илия - любимый еврейский пророк, имя которого будет постоянно упоминаться в Новом Завете.

Такова история Ветхого Завета. Ее кратко изложенная версия содержит только самые основные моменты. В первоисточнике есть еще много неупомянутых сюжетов и персонажей. Изучение Священного Писания помогает лучше понять суть христианства.

В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с наиболее известными библейскими сюжетами. Известно, что библейские сюжеты стали основой многих произведений культуры. Знакомство с библейскими историями не просто учит нас мудрости, терпимости и вере. Библейские сказания помогают нам лучше понимать культуру и самих себя.

В данном материале мы предлагаем Вам библейские истории Ветхого и Нового Заветов. Величайшие пророки, цари Древнего Мира, апостолы и сам Христос - вот герои эпических библейских сказаний.

Сотворение мира.

Библейская история о сотворении мира описана в Книге Бытия (1-я глава). Данный библейский сюжет является основополагающим для всей Библии. Он не только рассказывает, как все началось, он также устанавливает основные учения о том, кто есть Бог и кто есть мы в отношениях с Богом.

Сотворение человека.

Человек был создан на шестой день творения. Из данного библейского сказания мы узнаем, что человек – вершина мироздания, созданный по образу Бога. Это источник человеческого достоинства, и именно поэтому мы следуем духовному росту, поэтому мы будем больше походить на него. Сотворив первых людей, Господь завещал им плодиться, размножаться, наполнять землю и владычествовать над животными.

Адам и Ева – история любви и грехопадения

История создания первых людей Адама и Евы и о том, как сатана под видом змея соблазнил Еву согрешить и съесть запретный плод от дерева добра и зла. Глава 3 Бытия описывает историю грехопадения и изгнания из эдема первых людей. Адам и его жена Ева - в Библии первые люди на Земле, сотворённые Богом и прародители человеческого рода.

Каин и Авель – история первого убийства.

Каин и Авель – братья, сыновья первых людей – Адама и Евы. Каин убил Авеля из-за ревности. Сюжет о Каине и Авеле – сюжет о первом убийстве на молодой Земле. Авель был скотоводом, а Каин - земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями. Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, и Бог принял его жертву, тогда как жертву Каина - плоды земли - отклонил из-за того, что принесена она была не с чистым сердцем.

Великий Потоп.

Главы 6-9 Книги Бытия рассказывают историю Великого Потопа. Бог прогневался на грехи человечества и послал на землю дожди, ставшие причиной Всемирного Потопа. Единственными людьми, которым удалось спастись, оказались Ной и его семья. Бог завещал Ною построить ковчег, который и стал укрытием для его и его родных, а также для животных и птиц, коих Ной взял с собой в ковчег.

Вавилонское столпотворение

После Великого Потопа человечество представляло собой единый народ и говорило на одном языке. Пришедшие с востока племена решили построить город Вавилоном и башню до небес. Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки из-за чего люди перестали понимать друг друга и не смогли продолжить строительство.

Завет Авраама с Господом

В Книге Бытия несколько глав посвящено послепотопному патриарху Аврааму. Авраам был первым человеком, с которым Господь Бог заключил Завет, согласно которому, Авраам станет отцом многих народов.

Жертвоприношение Исаака.

В Книге Бытия описана история несостоявшегося жертвоприношения Исаака отцом его – Авраамом. Согласно Бытию, Бог призвал Авраама принести своего сына Исаака в жертву «во всесожжение». Авраам, повиновался, не колеблясь, однако Господь пощадил Исаака, убедившись в преданности Авраама.

Исаак и Ревекка

История сына Авраама Исаака и его жены Ревекки. Ревекка была дочерью Вафуила и внучкой брата Авраама - Нахора (Авраам, живший в Ханаане, решил найти жену Исааку у себя на родине, в Харране).

Содом и Гоморра

Содом и Гоморра - два известных библейских города, которые, согласно Книге Бытия, были уничтожены Богом за греховность и разврат их жителей. Единственным, кому удалось выжить, оказались сын Авраама Лот с дочерями.

Лот и его дочери.

В трагедии Содома и Гоморры Бог пощадил лишь Лота и его дочерей, так как Лот оказался единственным праведником в Содоме. После бегства из Содома, Лот поселился в городе Сигор, однако вскоре ушел оттуда и поселился с дочерьми в пещере в горах.

История об Иосифе и его братьях

Библейская история Иосифа и его братьев рассказывается в Книге Бытия. Это история о Божьей верности обещаниям, данным Аврааму, Его всемогуществе, всесилии и всеведении. Братья Иосифа продали его в рабство, однако Господь таким образом направлял их судьбы, что они сами осуществили то, чему так стремились помешать – возвышению Иосифа.

Казни египетские

Согласно книге Исход, Моисей именем Господа требовал от фараона освободить порабощённых сынов Израилевых. Фараон не согласился и на Египет были обрушены 10 казней египетских – десять бедствий.

Странствования Моисея

История о сорокалетнем исходе евреев из Египта под предводительством Моисея. После сорока лет скитаний лет израильтяне обогнули Моав и вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.

Манна небесная

Согласно Библии, манна небесная - пища, которой Бог кормил народ израильский во время 40-летних скитаний по пустыне после исхода из Египта. Манна выглядела как белые крупинки. Сбор манны происходил по утрам.

Десять заповедей

Согласно книге Исход, Господь дал Моисею десять заповедей о том, как надлежит жить и относиться к Богу и друг другу.

Битва за Иерихон

Библейский сюжет повествует о том, как преемник Моисея – Иисус Навин попросил Господа помочь ему взять город Иерихон, жители которого боялись израильтян и не желали отворять врата города.

Самсон и Далила

История Самсона и Далилы описана в Книге Судей. Далила - женщина, предавшая Самсона, отплатившая за любовь и преданность тем, что выдала секрет силы Самсона его злейшим врагам – филистимлянам.

История Руфи

Руфь – прабабушка Царя Давида. Руфь известна была своей праведностью и красотой. История Руфи олицетворяет собой праведное вхождение в еврейский народ.

Давид и Голиаф

Библейская история о молодом человеке, который, ведомый верой, победил великого воина. Молодой Давид – будущий богоизбранный царь Иудеи и Израиля.

Ковчег Завета Божия

Ковчег Завета- величайшая святыня еврейского народа, в котором хранились каменные Скрижали Завета, а также сосуд с манной и посох Аарона.

Мудрость Царя Соломона.

Царь Соломон - сын Давида и третий еврейский царь. Его царствование описывается как правление мудрое и справедливое. Соломон считался олицетворением мудрости.

Соломон и царица Савская

Библейский сюжет о том, как легендарная аравийская правительница Царица Савская нанесла визит известному своей мудростью Царю Соломону.

Золотой истукан Навуходоносора

Навуходоносор, увидевший во сне золотого истукана, не мог отделаться от желания самому сделать похожую статую огромных размеров и из чистейшего золота.

Царица Есфирь

Эсфирь была красивой, тихой, скромной, но энергичной и горячо преданной своему народу и своей религии женщиной. Является заступницей народа еврейского.

Иов многострадальный

Библейские сказания Нового Завета.

Рождение Иоанна Крестителя

Ветхий Завет заканчивается надеждой на то, что Бог пошлет Илию, чтобы подготовить людей к приходу Спасителя, Мессии. Таким человеком оказывается Иоанн Предтеча, который готовит людей к приходу Мессии, рассказывая им о покаянии.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Библейский сюжет о возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа. Ангел пришел к Богородице и произнес слова о том, что Она избрана Богом и обрела благодать у Бога.

Рождение Иисуса

Еще в Книге Бытия есть пророчества о приходе Мессии. Всего их в Ветхом Завете более 300. Данные пророчества сбываются в рождении Иисуса Христа.

Дары волхвов.

Три волхва приносят младенцу Иисусу дары на Рождество. В Библии волхвы - цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Волхвы узнали о рождении Иисуса по явлению чудесной звезды.

Избиение младенцев

Избиение младенцев -новозаветной библейское предание, описанное в Евангелии от Матфея. В предании говорится о резне младенцев в Вифлееме после рождения Иисуса. Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики.

Крещение Иисуса

Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре с целью принять крещение. Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Искушение Христа

После крещения Иисус ушел в пустыню, чтобы принять сорокадневный пост. В пустыне дьявол искушал Иисуса. В христианстве искушение Христа дьяволом трактуется как одно из доказательств двойной природы Иисуса, а уязвление Им Дьявола - как пример борьбы со злом и благодатный результат крещения.

Иисус ходит по воде

Хождение Иисуса по водам -одно из чудес, совершённых Христом для уверения учеников в Его Божественности. Хождение по воде описывается в трёх Евангелиях. Это - известный библейский сюжет, который использовался для христианских икон, мозаик и пр.

Изгнание торгующих из храма

Библейский сюжет, описывающий эпизод земной жизни Мессии. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки в храме. После входа в Иерусалим, Христос направился в храм, увидел торговцев и изгнал их.

Тайная вечеря

Тайная вечеря-последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников.

Моление о чаше

Моление о чаше или Гефсиманское моление - молитва Христа в Гефсиманском саду. Моление о чаше является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Поцелуй Иуды

Библейский сюжет, встречающийся в трех Евангелиях. Иуда поцеловал Христа ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй был знаком для ареста Мессии.

Суд Пилата

Суд Пилата - описанный в четырех Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Отречение апостола Петра

Отречение Петра - новозаветный сюжет, повествующий о том, как апостол Пётр отрёкся от Иисуса после ареста. Отречение было предсказано Иисусом ещё во время Тайной Вечери.

Крестный путь

Крестный путь или несение креста - библейский сюжет, составная часть Страданий Иисуса, представляющий собой путь, проделанный Христом под тяжестью креста, на котором он в последствии и был распят.

Распятие Христово

Казнь Иисуса проходила на Голгофе. Казнь Христа через распятие на кресте - завершающий эпизод Страстей Христовых, который предшествует погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте рядом с разбойниками.

Воскрешение.
На третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело преобразилось. Он вышел из гроба, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи.

ЖИЗНЬ В РАЮ

Жизнь Адама и его жены была полна радости и любви. Они обитали в прекрасном месте - в Эдемском саду. Там росло множество деревьев с вкусными плодами, разные виды ароматных трав, пригодных в пищу. Сад окружали реки с чистой питьевой водой.

В Эдемском саду жили и животные. Они всегда были готовы услужить людям, если нужно помочь, а то и просто - поиграть. Никто в Эдеме никого не обижал, все дружили и заботились друг о друге. Ведь и животные в то время питались исключительно травой и семенами.

А самое главное - в раю с людьми всегда был Бог.

Адам и его жена слушались во всем Бога, они помнили Его заповедь не вкушать плода с дерева познания Добра и Зла. И исполняли её. Потому люди жили спокойно, мир был у них на душе.

Так и у нас, когда мы слушаемся своей совести, своих родителей и учителей - жизнь наша беззаботна и легка. Нам всё приносит радость.

И, наверное, так продолжалось бы и дальше, но у людей появился враг. Завистник.
Кто же это был? Мы ведь с тобой точно знаем, что кроме Адама и его жены людей на земле больше не было! Мы помним, что в раю все животные служили человеку, они видели в нем своего хозяина, и они не могли ему завидовать и его обижать! Кто же был тот завистник?

АНГЕЛЬСКИЙ МИР

Сейчас, мой друг, мы вернемся с тобой в первый день творения.

Помнишь, в тот день Бог сотворил Небо и землю. Небо первого дня было не обычным небом, это был мир невидимый, мир в котором обитают ангелы.

Ангелы - существа, которые не имеют такого тела, как у людей и животных. Они намного легче человека. Они - духи. На иконах ангелов чаще всего изображают как юношей с крыльями. Но ангелы могут выглядеть и иначе. Например, как шестокрылые серафимы и херувимы, а так же как колеса, усеянные глазами.

Ангелы - вестники Божии. С помощью ангелов Бог сообщает людям Свою Волю. Ангелы помогают Богу заботиться о людях, охранять их от всего дурного и опасного.

Мы не видим ангелов, но ангелы очень хорошо нас видят, и многое о нас знают. Например, у каждого из нас при крещении появляется свой ангел-хранитель. Он всегда рядом с нами, и он видит все наши поступки, хорошие и не очень. И порой он шепчет нам на ушко: «Так, не делай!». И тогда совесть наша нас обличает. А порой он скажет: «Молодец!» И наше сердце исполняется светлой радости - такой, что хочется обнять и расцеловать весь мир.

Ангелы - это воинство Божие. И как в любом войске, у ангелов есть свои ранги. Есть архангелы, ангелы, херувимы и серафимы, и другие ангелы. Все они занимаются своими делами. Все по-разному служат Богу и людям.

ДЕННИЦА

Так вот, когда мир ещё только-только зарождался, был среди высших ангелов Денница - очень светлый и красивый ангел. Он стоял во главе других ангелов и сам не заметил, как возгордился этим.

А гордыня - это такое чувство, которое сильно разъедает всё хорошее в нашем сердце, прямо как ржавчина съедает железо. И то, что когда-то имело блеск и свет, быстро становится тусклым и мрачным. Так и Денница от гордыни и зависти к Самому Богу сначала помутнел, почернел, а затем из ангела света превратился в ангела тьмы. И был изгнан с Неба. Он упал.
А когда Денница падал, он прихватил с собой множество других горделивых ангелов, которые как ты догадываешься, упав, стали бесами. А сам Денница теперь зовется Завистником или сатаною.

Вот такая печальная история. А ещё печальнее то, что сатана и бесы уже никогда не смогут стать добрыми. Злость так покалечила их, что они до скончания века будут страдать от своей злобы, гордыни и зависти, стараясь совратить как можно больше других существ, чтобы отвести их от Бога. Ведь именно Богу больше всего завидует сатана.

Теперь ты понимаешь, что завистником первых людей оказался не кто иной, как падший ангел, сатана.

Когда Бог создал Адама и его жену, сатана увидел, как счастливо они живут, как они любят и слушаются Бога, как светлы и прекрасны их лица. И он, конечно, стал им завидовать. Зависть не давала ему покоя ни днем, ни ночью. И он задумал обмануть людей, чтобы их погубить.

ИСКУШЕНИЕ В ЭДЕМСКОМ САДУ

Ты помнишь, что сатана - ангел тьмы, и просто так люди его не видят. Но он может сам явиться им в любом обличии.
А как незаметно проникнуть в Эдемский сад? Только в образе какого-либо животного. И сатана выбирает образ змея. Потому что, кто как не змея может бесшумно ползти? Кого не видно среди травы? И кто шипит так тихо и так вкрадчиво? Только змея обладает всеми этими качествами. А еще змея коварна и хитра. И есть в ней что-то такое, что не дает отвести от неё взора. Когда мы с тобой вдруг увидим змею под кустом, мы сначала замираем на месте и смотрим на неё, как заколдованные - настолько она нас притягивает.

Сатана очень хитер, и он решил начать свой обман с жены Адама, потому что она была младше своего мужа и более слабая.
Змей сказал жене: Правда ли, что вам Бог повелел не есть ни от какого дерева в раю?

Жена ответила: Нет, мы можем есть плоды с любого дерева. Только с одного дерева (оно стоит посреди рая) мы не можем есть. Бог сказал, не ешьте и не прикасайтесь к плодам этого дерева, чтобы вам не умереть.

И ответил змей жене: Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите тех плодов, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

Жена тогда посмотрела на дерево познания добра и зла. И вдруг оно показалось ей очень приятным на вид, а плоды на нем румяными и аппетитными.

(Наверное, так бывало и с тобой, когда мама печет пирожки, и говорит: «Горячие есть нельзя, они на завтра!», а пирожки так и просятся в рот, что очень трудно сдержаться).

Вот и жене очень захотелось попробовать те плоды. А еще ей захотелось стать такой же как Бог и узнать добро и зло.
Она подумала: «Я съем плод и сама стану богом! а может даже и лучше...».

Какое чувство возникло в жене? Да, в ней зародилось чувство гордыни. А ты знаешь, что именно гордыня заставила Денницу пасть с Неба.

И жена сорвала плод и его съела.

А затем дала мужу, и он тоже съел.

ПЕРВЫЙ ГРЕХ

Всё, грех совершен. Но почему грех? - спросишь ты. - Почему грех съесть простой плод?

Первый грех заключался не в том, что люди съели плод, а в том, что они нарушили заповедь, которую им дал Сам Бог. Они перестали Бога слушаться. Они познали чувства гордыни и непослушания.

Стали ли они как боги, по обещанию змия? Конечно, нет! Но в тот момент, когда люди согрешили, они, действительно, узнали добро и зло. Адам и его жена поняли, что сотворили зло. Что они сами раньше были добры, а теперь стали злые в своем сердце. А ещё им сразу захотелось спрятаться.

Я думаю, у тебя тоже так бывало. Совершишь что-нибудь дурное, и на совести становится тяжело. Так тяжело и стыдно, что хочется залезть под кровать, чтобы тебя никто не видел.

Вот такое чувство стыда появилось у Адама и его жены. И потому, когда они услышали голос Божий, они спрятались между деревьями. А иначе сказать - убежали в кусты! Стыдно!!!

Господь же спросил Адама: Где ты, Адам?

А Адам еле слышно ответил: Я услышал Твой голос и испугался!

И тогда Господь всё понял. Он сказал: Адам, не ел ли ты плодов с дерева, с которого Я запретил тебе есть?

А Адам ответил: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?

Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

Знакомо, правда? Если мы что-то натворим, нам очень трудно признать свою вину. Мы начинаем оправдываться, а чаще - сваливать свою вину на другого. Вот, мы разобьем любимую мамину вазу. И убежим из комнаты вон. Мама увидит вазу, обо всем догадается. Придет к нам, скажет: «Вы разбили?» А мы: «Нет, нет, не мы! Она сама разбилась!» Или даже хуже: "Мама, это ты её плохо поставила, ваза и разбилась!" Мама поверит нам с тобой? Вряд ли... Скорее всего она очень расстроится, и скажет: «Значит, вы сегодня останетесь без сладкого!» А может, наше наказание будет посерьезнее.

Так и Бог, услышав ответ согрешивших людей, опечалился. Возможно, Он и не хотел наказывать людей, но видя, что сердца их стали злы, Он не мог поступить иначе.

И Он сказал змею: ты теперь всегда будешь враждовать с людьми, но когда-то от жены родиться Человек, который будет сильнее тебя. (Он имел в виду Своего Сына - Иисуса Христа).

А жене сказал: а ты будешь должна слушаться мужа и терпеть скорби и болезни из-за своих детей.

И, наконец, Адаму Бог сказал: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; и терния произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

Так сказал Бог Адаму.

И изгнал людей из Эдемского сада. А Сам отвернулся от них.

Вся земля содрогнулась. И животные опечалились. И травы и деревья поникли. Земля поросла сорняками. Солнце скрылось. Стало холодно.

Бог сшил одежды людям из шкур животных. Животные с тех пор стали бояться людей, а люди - животных. С грехом на земле появились страх и сама смерть.