Водопьянов михаил васильевич семья. Михаил водопьянов

Общая информация

Михаил Водопьянов родился в семье простого крестьянина в деревне Студенки под Липецком 6 (18) ноября 1899 года. С детских лет трудился в сельском хозяйстве. Летом 1918 года, увидев в небе самолет, Михаил приходит на аэродром, просит зачислить его в авиацию. По причине безграмотности, его назначают обозным. На телеге он подвозит бочки с бензином к самолетам. «27 февраля 1919 года я был принят добровольцем в Красную армию, в дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». С этого дня началась для меня новая жизнь.», пишет в своей книге «Полеты» М.В.Водопьянов.

Все свободное время Михаил проводил с механиками и летчиками, изучал технику. Вскоре его направляют на фронт. Михаил Васильевич служил шофером, затем механиком.

Мечта стать летчиком, осуществилась в 1928 году, когда завершив школу пилотов, получив удостоверение пилота 3 класса, Михаил был назначен в авиационную компанию «Добролёт» (ныне «Аэрофлот»). В 1929 году он успешно заканчивает Московскую пилотажно-техническую школу. В качестве авиамеханика, а затем пилота участвует в экспедиции по уничтожению из воздуха опасных насекомых, в том числе малярийных комаров на Северном Кавказе и в Казахстане.

В 1929 году происходит важное событие в истории советской авиации - Михаил Водопьянов первым открывает воздушный путь на Сахалин.

С 1931 года Михаил Васильевич в числе опытных летчиков служит в специальном авиаотряде по доставке матриц газеты «Правда». Клеше должны быть доставлены точно и в срок, и Михаил Васильевич успешно справляется со сложным заданием.

Самые сложные испытания были еще впереди.

12 февраля 1933 года случилась беда. Участвуя в перелёте, организованном в исследовательских целях Москва - Петропавловск Камчатский, самолёт Водопьянова попал в пургу, обледенел и упал в озеро Байкал. Авиамеханик погиб, а Водопьянов получил тяжёлое ранение (сотрясение мозга и множество переломов, потерял 7 зубов), врачи наложили 36 швов. В течение 72 часов он был без сознания. 5 месяцев длилось лечение. Богатырское здоровье и сила воли помогли Михаилу Васильевичу выздороветь и получить заключение медкомиссии: «годен к полетам без ограничений».

В феврале 1934 года советский корабль «Челюскин» с научной экспедицией под руководством академика О.Ю.Шмидта отправился на освоение Северного морского пути, но попал в ледовый плен в Чукотском море, был раздавлен льдинами и утонул. 104 человека, в том числе 10 женщин и два грудных ребенка, остались на плавучих льдинах. Михаил Васильевич сразу же обращается с просьбой участвовать в спасении челюскинцев, но из-за перенесенной травмы ему отказывают. Упорный и настойчивый характер помогли Михаилу Васильевичу добиться своего. Он наряду с другими пилотами, которых потом узнала вся страна, участвует в спасении челюскинцев, совершив за 3 с половиной недели перелёт в 6000 км из Хабаровска в Ванкарем на деревянном, обтянутом перкалью самолёте Р-5 без навигатора, без радаров, пробиваясь три раза через сопки по неописуемо сложной трассе к Анадырю. Этот путь Водопьянова был вдвое короче и во много раз опаснее, чем остальные. Если бы в воздухе отказал мотор, среди скал и ущелий садиться было негде. Водопьянов трижды летал к терпящим бедствие и вывез 10 человек.

20 апреля 1934 года Михаилу Васильевичу в числе первых летчиков было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казалось можно почивать на лаврах славы, но не таким характером обладал Михаил Васильевич. Его цель- осуществить посадку на Северном полюсе. Противники этой идеи пытались доказать, что дрейфующие льды не выдержат массы самолета. Точку в спорах поставил Сталин, разрешив подготовку к полету на Северный полюс.

Летом 1936 года Михаил Васильевич и пилот В.М. Махоткин на двух самолётах Р-5 провели разведывательный перелёт на архипелаг Земля Франца Иосифа, самолёты приземлились на острове Рудольфа на расстоянии всего 900 км от Северного полюса. 21 мая 1937 года под командой М.В. Водопьянова авиационный отряд из 4-х самолётов АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3) советской экспедиции «Север-1» впервые в мире доставляет научную станцию в Арктику, приземлившись на плавучую льдину СП-1 на Северном полюсе.

«21 мая колеса нашей машины коснулись Московского аэродрома. Большой арктический перелет Москва - Земля Франца-Иосифа - Москва завершен благополучно» М.В.Водопьянов

В предвоенные годы Михаил Васильевич продолжает служить в полярной авиации.

С началом Советско-Финской войны М.В.Водопьянов добровольцем участвует в военных сражениях. Его опыт управления самолетом в сложных погодных условиях особо необходим в этом природном регионе. С войны Михаил Васильевич возвращается с орденом Красного Знамени.

О начале Великой Отечественной Михаил Васильевич узнает во время полета. С июля 1941 года он назначен командиром 81 авиационной дивизии стратегических бомбардировщиков.

10 августа 1941 года. Аэродром под Ленинградом. В 9 часов вечера в небо поднимаются 10 бомбардировщиков. Их цель столица Германии - Берлин. Командир –комбриг Михаил Водопьянов.

Уже с самого старта лётчиков преследуют неудачи. У одного самолёта на взлёте отказывают два двигателя, он падает рядом с аэродромом и взрывается. Второй бомбардировщик по ошибке сбивают свои зенитчики над Финским заливом. Два самолёта из-за неполадок с моторами сбрасывают бомбы на запасные цели и возвращаются на свой аэродром.

После полуночи шесть оставшихся бомбардировщиков всё же долетают до Берлина. На вражескую столицу обрушиваются 10 тонн смертоносного груза.

Во время возвращения у самолета отказал двигатель, но Михаилу Васильевичу удалось посадить самолет в лесу. Никто из экипажа не пострадал. Однако самолет был разбит. Летчики перешли линию фронта и вернулись в часть.

В скором времени последовал вызов в Москву и прием у Верховного Главнокомандующего. Сталин был не доволен тем, что из 10 самолетов, участвующих в полете на Берлин, вернулись только 2. Михаила Васильевича сняли с должности командира дивизии. Он продолжил сражаться с фашистами, возглавив летный экипаж и совершая по 20 ночных вылетов. Только в 1943 году М.В.Водопьянову было присвоено звание генерал-майор авиации.

После окончания Великой Отечественной войны Михаил Васильевич продолжил службу в полярной авиации. «В 1948 году активно участвует в организации новой научной станции «Северный полюс-2». К званию дважды Героя Советского Союза он был представлен в 1949 году, но из-за секретности своего задания, получил только второй Орден Ленина, хотя сейчас известно, что это был его новый подвиг – посадка на Южном полюсе, но это событие до сих пор сохраняется в тайне. Водопьянов был депутатом Верховного Совета РСФСР.» Радмила Тонкович «Первый полярный пилот мира Михаил Васильевич Водопьянов»

Михаил Васильевич летал до 55 лет. Для того времени это был настоящий рекорд.

Уйдя на заслуженный отдых, М.В.Водопьянов активно занялся литературным трудом. Им написаны книги: «Полёты», «Мечта пилота», «От сохи до самолёта», «Путь пилота», «Валерий Чкалов», «Повесть о первых героях», «На крыльях в Арктику», «Полярный пилот», «Небо начинается с земли», «Крылатые витязи», «В ледовом плену», «Вынужденная посадка», а две его драмы поставлены на сценах театров.

Память о уникальном летчике хранят улицы Москвы, Липецка, Красноярска, Екатеринбурга, Диксона. Его имя носит гигант русской авиации первый из серии самолёт Ил-96-300 авиакомпании «Домодедовские авиалинии», а также стратегический бомбардировщик Ту-160, самолёт Ил-76, школа и музей в родном Липецке и аэроклуб в Коломне. Дом, в котором Михаил Васильевич жил и работал (ул. Серафимовича 2 – популярный «Дом на берегу») украшает мемориальная доска с его именем, а в 1989 году там открыт Музей Водопьянова.

Родился 18 ноября (6 ноября по старому стилю) 1899 года в селе Студенка Липецкого уезда (ныне часть города Липецка) в крестьянской семье.

В 1919 году Водопьянов добровольцем вступил в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, служил обозным в дивизионе воздушных кораблей, с 1920 года — помощник шофера, с 1921 года — шофер. Участвовал в гражданской войне.

После демобилизации в 1922 году приехал в Москву, работал два года шофером. После сокращения брался за любую работу.

С 1925 года Михаил Водопьянов работал авиационным мотористом, затем бортмехаником.

В 1928 году окончил летную школу "Добролета", в 1929 году - Московскую летно-техническую школу.

В качестве бортмеханика, а затем и летчика "Добролета" Водопьянов участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. В январе 1930 года первым открыл воздушную линию на остров Сахалин. С 1931 года работал на Центральном аэродроме в летном отряде газеты "Правда", доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолетах по дальним воздушным трассам Москва — Ленинград, Москва — Иркутск, на остров Сахалин, в Петропавловск-Камчатский.

Зимой 1933 года в испытательном перелете из Москвы до Петропавловска-Камчатского самолет Водопьянова разбился на озере Байкал, а он получил сотрясение мозга и множественные переломы.

В марте — апреле 1934 года Михаил Водопьянов участвовал в спасении экипажа ледокола "Челюскин", за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1936-1937 годах возглавлял полеты в Арктику, в том числе впервые в мире совершил посадку на Северном полюсе, доставив туда полярную экспедицию (СП-1).

В 1937 году Водопьянов был избран депутатом Верховного Совета СССР от Липецкого избирательного округа.

Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов в должности командира тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов.

В начале Великой Отечественной войны Михаил Водопьянов командовал дальнебомбардировочной авиационной дивизией. Лично участвовал во втором налете на Берлин, в котором его самолет Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником.

Через линию фронта Водопьянов вернулся к своим. За большие потери был смещен с должности командира дивизии.

Михаил Водопьянов продолжал совершать боевые вылеты как командир корабля в составе 746-го авиационного полка дальнего действия и 25-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиационного полка, затем был в распоряжении командующего 18-й воздушной армией.

В 1943 году ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. С 1946 года - в отставке.

В 1948-1950 годах Водопьянов участвовал в военных высокоширотных экспедициях "Север-1", "Север-2" и в исследованиях Арктики.

Водопьянов - Герой Советского Союза, награжден четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Скончался Михаил Водопьянов 11 августа 1980 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

В Москве именем Водопьянова названа улица, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В Севастополе его именем назван спуск. В Липецке есть улица его имени и установлена памятная стела.

В 2013 году был установлен памятник Михаилу Водопьянову на Аллее летчиков-героев на Ходынском поле в Москве. Скульптурная композиция раскрывает яркий сюжет из жизни героя — первое в истории приземление на льды Северного полюса в 1936 году.

Прозаик, очеркист, драматург, мемуарист, легендарный полярный летчик М. В. Водопьянов родился 19 ноября 1899 года в с. Студенки Липецкого уезда (ныне – часть г. Липецка) в бедной крестьянской семье. С девяти лет он подвозил с карьера известняк для Сокольского завода.

В 1918 году М. В. Водопьянов добровольцем вступил в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, служил обозным в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». После демобилизации в 1922 году приехал в Москву, работал грузчиком, учился. С 1925 года он – авиационный моторист, затем бортмеханик. В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта», в 1929 году – Московскую лётно-техническую школу.

В качестве бортмеханика, а затем и лётчика М. В. Водопьянов участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. В январе 1930 года он первым открыл воздушную линию на остров Сахалин. С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва–Ленинград, Москва–Иркутск, на остров Сахалин, в Петропавловск-Камчатский. В 1934 году вместе с другими шестью летчиками спас 102 человека с затонувшего ледокола «Челюскин» в Чукотском море и стал одним из первых Героев Советского Союза. 21 мая 1937 года во главе авиаотряда впервые в мире совершил посадку на Северном полюсе, доставив туда исследовательскую группу Ивана Папанина.

В 1937 году М. В. Водопьянов был избран депутатом Верховного Совета СССР от Липецкого избирательного округа. По его депутатскому запросу Нарком здравоохранения выделил средства на приобретение оборудования для построенной в г. Липецке больницы НЛМЗ.

В начале Великой Отечественной войны Михаил Васильевич командовал дивизией авиации дальнего действия. В 1943 году ему было присвоено воинское звание генерал-майора авиации. С 1946 года – в отставке. В 1948-1950 годах он участвовал в военных высокоширотных экспедициях «Север-1», «Север-2» и в исследованиях Арктики. Был награжден четырьмя орденами Ленина и Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Литературной деятельностью М. В. Водопьянов начал заниматься с 1935 года. Среди его ранних произведений немало рассказов, очерков и пьес, действие которых отнесено в близкое будущее, описываемое, в основном, с точки зрения летчика-практика, озабоченного перспективами развития авиации, освоения Арктики. Такова повесть «Мечта пилота», переделанная в пьесу «Мечта» и другие. Он – автор романов «Валерий Чкалов», «Киреевы», повестей и рассказов, а также пьес: «В ледяном плену» и т. д.

Михаил Васильевич много раз приезжал в Липецк, где жили его мать и родственники. В 1969 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Липецка».

Его именем названа улица в городе Липецке. В 2001 году липецкой средней школе № 9 присвоено имя Героя Советского Союза М. Н. Водопьянова. В 2009 году военно-исторической библиотеке «Истоки» МУ «Централизованная библиотечная система» г. Липецка было присвоено имя Героя Советского Союза М. В. Водопьянова и установлена памятная стела в честь 110-летия со дня его рождения.

Произведения автора

  • Мечта пилота. – М. : Мол. гвардия, 1936. – 192 с.
  • Полеты / [худож. И. З. Копелян]. – Л. : Изд-во Главсевморпути, 1937. – 592 с.
  • Михин, Ф. И. Липецк: очерк / Ф. И. Михин; с предисл. Героя Совет. Союза М. [В.] Водопьянова. – Воронеж: Областное книгоиздательство, 1939. – 80 с.
  • Полк ДД: пьеса в 3-х действиях 4-х картинах / М. Водопьянов, Ю. Лаптев. – М. : Искусство; Ленинград, 1942. – 110 с.
  • Валерий Чкалов. – М. : Мол. гвардия, 1954. – 287 с.
  • На крыльях в Арктику. – М. : Географгиз, 1954. – 344 с.
  • Полярный летчик: рассказы. – Л. : Газетно-журн. и кн. изд-во, 1954. – 199 с.
  • Гордое слово: рассказы о товариществе и дружбе. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Мол. гвардия, 1956. – 127 с. – (Школьная б-ка).
  • Киреевы: роман / [худож. М. В. Романов] ; [лит. ред. О. М. Румянцевой]. – М. : Воениздат, 1956. – 364 с.
  • Летчик Валерий Чкалов / лит. ред. О. М. Румянцевой. – М. : Воениздат, 1959. – 231 с.
  • Повесть о Валерии Чкалове. – М. : Детгиз, 1959. – 215 с.
  • Повесть о ледовом комиссаре / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : Географгиз, 1959. – 199 с.
  • Летчик Чкалов. – М. : ДОСААФ, 1963. – 198 с.
  • Взрыв на заре: докум. повесть о юном партизане В. Куриленко. – М. : Мол. гвардия, 1963. – 252 с.
  • Повесть о первых героях. – М. : ДОСААФ, 1968. – 136 с. – (Молодежи о героях и подвигах). – То же: 2-е изд.. – М. : ДОСААФ, 1980. – 176 с.
  • Летать рожденный: документальная повесть [о генерале Дугласе] / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : ДОСААФ, 1969. – 207 с.
  • Друзья в небе. - 2-е.изд. – М. : Сов. Россия, 1971. – 300 с. – (Годы и люди).
  • На перекрестке бурь: докум. повесть [о М. С. Бабушкине] / М. В. Водопьянов, Г. К. Григорьев. – М. : Моск. рабочий, 1971. – 216 с.
  • Небо начинается с земли: страницы жизни. – М. : Современник, 1976. – 413 с. – (Новинки «Современника»).

Литература о жизни и творчестве

  • Артамонов В. И. Земля и небо Водопьянова / В. И. Артамонов. – М. : Политиздат, 1991. – 126 с. : ил. – (Герои Сов. Родины).
  • «Это было счастье!»: некоторые подробности из жизни полярного летчика М. Водопьянова: [записки и письма 1937 г.] / подгот. В. Богданов // Липецкая газета. – 1997. – 6 авг.
  • Шахов В. В. Крылатая легенда из Студенок: (военно- патриот. проза М. В. Водопьянова) // Сочинение о Великой победе: липецкое эхо войны / В. В. Шахов. – Липецк, 2004. – Ч. 1. – C. 19-22.: ил.
  • Огрызков К. Т. Гордость наша // В памяти и в сердце навсегда / К. Т. Огрызков. – Липецк, 2005. – С. 42-43.: фото.
  • Яблонский А. Мальчишки играли в Водопьянова... // Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах: липецкие журналисты в годы Великой Отечественной войны. – Липецк, 2005. – С. 65-68.: портр.
  • Селезнева Е. Наш первый герой // Липецкие известия. – 2004. – 24 нояб. (№ 47). – С. 7.
  • Масликов В. В августе 41-го: [о воен. службе М. Водопьянова] // Липецкая газета. – 2005. – 6 авг. – С. 5.
  • Кибальниченко А. Настоящий герой: [рассказ о семье Водопьяновых их соседки А. Н. Куприяновой (Мокрушиной)] // Добрый вечер. – 2006. – 12-18 апр. (№ 15). – С. 18.
  • Водопьянов Михаил Васильевич // Почетные граждане города Липецка. – Липецк, 2006. – 14-15: портр.
  • Осипов В. М. Родом из Студенок // Два океана – один причал / В. М. Осипов, А. В. Кулик. – Липецк, 2008. – Гл. 2. – С. 24-34.: ил.
  • Неверов И. В лучах Золотой Звезды: [о М. В. Водопьянове и нов. экспонатах липец. шк. № 9, носящей его имя] // Липецкая газета. – 2008. – 16 апр. – С. 1, 3.
  • Высоты Водопьянова / А. Т. Березнев [и др.]. – Липецк, 2009. – 355 с.
  • Березнев А. Мечты пилота: Михаил Водопьянов: летчик, герой, литератор // Петровский мост. – 2009. – № 4. – С. 157-163.
  • Селезнева Е. Почетный гражданин: сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Водопьянова // Липецкая газета. – 2009. – 18 нояб.
  • Кукрак С. Богатырь всея Руси // Золотой ключик. – 2009. – 4 авг. (№ 16). – С. 19-22.
  • Меркурьев В. На Берлин!: в ночь с 9-го на 10-е авг. 1941 г. 1 дивизия авиации дальнего действия во главе с нашим земляком М. Водопьяновым бомбила Берлин // Липецкие известия. – 2009. – 5 авг. (№ 31). – С. 18.
  • Милютинская С. Кусочек водопьяновского неба: [о музее М. В. Водопьянова в сред. шк. № 9 г. Липецка] // Золотой ключик. – 2009. – 8 дек. (№ 25). – С. 15-18.: фото.
  • Березнев А. Т. 110 лет со дня рождения Героя Советского Союза М. В. Водопьянова // Вестник Героев. – 2009. – Нояб. (№ 21). – С. 1-6.: фото.
  • Водопьянова М. Ю. Два долгих звонка в дверь... : вспоминает внучка Героя:[беседа с внучкой М. В. Водопьянова Марией Юрьевной Водопьяновой] / записала О. Бочкова // Липецкая газета. – 2009. – 18 нояб.

Справочные материалы

  • Воронежская историко-культурная энциклопедия. – 2-е изд., доп. и испр. – Воронеж, 2009. – С. 101.
  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 208.: ил.
  • Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 97.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деят. искусства. – Липецк, 2007. – С. 21-22.
  • Этот день мы приближали как могли…: Липецкий край – Великой Победе: рек. указ. лит. – Липецк, 2010. – Ч. 2. – С. 67.

    Михаил Васильевич Водопьянов 1899 1980 Место рождения с. Большие Студёнки (ныне часть Липецка) Место смерти Москва Принадлежность … Википедия

    - (1899 1980). Рус. сов. прозаик и легендарный полярный летчик, один из первых Героев Сов. Союза (1934), более известный произв. др. жанров (очерка, биографической лит ры). Род. в с. Студенка (ныне часть г. Липецка), вступил добровольцем в ряды… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1899 1980) российский летчик, Герой Советского Союза (1934), генерал майор авиации (1943). В 1934 участник спасения экипажа парохода Челюскин, в 1937 воздушной экспедиции на Северный полюс. В Великую Отечественную войну командир авиационной… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 6(18).11.1899, с. Студёнка, ныне часть г. Липецка], советский лётчик, один из первых Героев Советского Союза (20.4.1934), генерал майор авиации (1943). Член КПСС с 1934. Родился в семье крестьянина. В феврале 1918 добровольно вступил в… … Большая советская энциклопедия

    - (1899 1980) советский лётчик, генерал майор авиации (1943), один из первых Героев Советского Союза; (1934). В Советской Армии с 1918. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Окончил летную школу «Добролет» (1928), Московскую летно… … Энциклопедия техники

    - (1899 1980), лётчик, один из первых Героев Советского Союза (1934), генерал майор авиации (1943). В 1934 участник спасения экипажа парохода «Челюскин», в 1937 воздушной экспедиции на Северный полюс. В Великую Отечественную войну командир… … Энциклопедический словарь

    Водопьянов Михаил Васильевич Энциклопедия «Авиация»

    Водопьянов Михаил Васильевич - М. В. Водопьянов. Водопьянов Михаил Васильевич (1899—1980) — советский лётчик, генерал майор авиации (1943), один из первых Героев Советского Союза; (1934). В Советской Армии с 1918. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн.… … Энциклопедия «Авиация»

В этой книге прославленный лётчик Герой Советского Союза М. В. Водопьянов рассказывает о мужестве и героизме советских людей во время Великой Отечественной войны, о том, как он и его боевые товарищи водили тяжёлые воздушные корабли-бомбардировщики в дальние тылы врага.

Имя Чкалова навсегда вошло в историю авиации. Он первым совершил беспосадочные перелеты через Ледовитый океан на Дальний восток и в Северную Америку. Он внес много нового в тактику воздушного боя, и его маневры применяли наши летчики на фронтах Великой Отечественной войны. Гибель Чкалова в расцвете его творческих сил - огромная утрата для авиации.
Михаил Водопьянов в своей книге отразил основные моменты жизни и деятельности Валерия Чкалова.

Михаилу Васильевичу Водопьянову есть что поведать читателям. Жизненный путь этого славного летчика богат интереснейшими событиями. Он многое видел, многое испытал сам и умеет рассказывать об этом живо и увлекательно. В 1919 году Водопьянов вступил добровольцем в Красную Армию. В конце 1928 года, сдав экзамены, М. В. Водопьянов получил пилотское свидетельство. В 1934 году погиб в Чукотском море ледокольный пароход "Челюскин".

Автор - известный летчик Герой Советского Союза М. В. Водопьянов. Роман посвящен событиям кануна и первых лет Великой Отечественной войны. В центре - история семьи летчика и авиакоструктора Киреева.

Ещё в 1930 году лётчиком Бесфамильным всецело завладела идея, которую большинство его друзей сдержанно называло "довольно странной". Тем не менее, Бесфамильный мог говорить на волнующую его тему с каждым встречным по часу и больше. Многим идея Бесфамильного казалась беспочвенной мечтой, и лётчика стали называть мечтателем, а стенгазета аэропорта изобразила его стоящим среди льдов и беседующим с белым медведем.

Книга одного из первых Героев Советского Союза, русского советского лётчика Михаила Водопьянова состоит из невыдуманных рассказов о В. Чкалове, К. Коккинаки, А. Покрышкине, В. Сорокине... Все произведения М. Водопьянова написаны ярко и правдиво. Главное их достоинство - высокая гражданственность, мужество и призыв к советской молодежи свято хранить и множить подвиги старшего поколения.

Много раз меня приглашали к себе в школу или на пионерский костёр мои юные друзья. Я рассказывал им о разных происшествиях из своей долгой лётной жизни и о полётах моих товарищей - полярных лётчиков. Почти всегда после окончания рассказа начинали сыпаться вопросы.
Пионеров интересовало всё: и как я впервые взял в руки штурвал самолёта, и спасение челюскинцев, и полёты в Арктике, и будущее нашей советской авиации.

Воспоминания русского советского лётчика, одного из первых Героев Советского Союза М. В. Водопьянова. В отличии от его книги "Полярный лётчик", написаны для взрослого читателя и несут на себе колорит того незабываемого времени.