Что такое жизнь литературное определение. Значение слова «жизнь

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Человек рождается и, хотим мы того или нет, умирает. Промежуток между появлением на свет и исчезновением люди проживают по-разному: у кого-то он может быть длинным, насыщенным или, наоборот, коротким и скучным.

Вариаций много. Но в любом случае каждый из нас хотя бы однажды задавался вопросом «что такое жизнь?». Для чего мы живем, какой смысл у этого мероприятия? А может его вовсе нет?

Определения жизни - это то, чего не может быть

Дать определение понятию жизнь пытались деятели самых разных научных и ненаучных сфер. Например:


4 главных этапа жизни человека

Что такое жизнь в контексте человеческого существования? Многие ищут смысл своего пребывания на планете Земля, и не находя впадают в уныние.

Либо бывает так, что вроде бы нашел его – вот он, только руку протяни! А достать не можешь, руки коротки – и зачем тогда жить?

На самом деле не все так печально, если знать хотя бы примерную структуру жизни, ее этапы. Имея на руках готовую инструкцию и будучи готовым к будущим событиям, идти значительно веселее.

Человеческая жизнь состоит из 4 этапов :

  1. Этап подражания (длится до 18 лет) : ребенок рождается беспомощным. Он ничего не знает и не умеет – чистый лист, на котором в дальнейшем появится определенный рисунок. Каким он будет, никто не знает.

    Это зависит от множества обстоятельств – начиная от того, кто его родители, и , которые будут сопутствовать ему всю жизнь.

    Постепенно малыш учится ходить, говорить, впитывает , адаптируется среди людей. Все это приходит в его жизнь через подражание, целью которого является превращение во взрослую, самостоятельную личность ().

    Но бывает так, что физически индивид вырастает, но продолжает подражать окружающим, зависеть от их мнения и пытаться угодить.
  2. Стадия самопознания (до 25-35 лет) заключается в том, чтобы найти свое отличие от других. Кто я? И чем отличаюсь от основной массы людей? Почему я – именно я, а не кто-то другой?

    На этом этапе человек много действует, экспериментирует, и, конечно, ошибается в попытках вычленить свою уникальную природу. Мы натыкаемся на собственные запреты, привитые нам на первом этапе: какие-то из них ломаются, рождаются новые.

    Мы учимся слышать себя и свои настоящие желания, отбрасывая в сторону все ненужное и сохраняя ценное. Находим свои слабые и сильные места, стараясь укрепить первые и максимально развить вторые.

    Застрять здесь можно, если так и не научиться признавать свои слабости, ошибки и не избавиться от слепой веры в желаемое, но нереальное.
  3. Этап свершения (от 40 лет и до усталой старости) – к этому моменту человек хорошо себя знает, он честен с собой, а потому перестает грезить несбыточными мечтами и пребывать в иллюзиях.

    Рядом с ним больше нет друзей, которые только такими казались, нелюбимых супругов, ненавистной работы и всего прочего, что только тянуло вниз и не вызывало особой радости.

    Вы знаете, кто вы и что у вас получается лучше всего. Поэтому это то самое время, когда люди начинают активно раскрывать свой потенциал и самоактуализироваться. Возможно, вы придумаете что-то новое и гениальное, а может поймете, что ваше предназначение просто быть хорошим родителем. Все сугубо .

    Застревание на этой стадии происходит в том случае, если человек не смог .
  4. Последняя стадия жизни именуется наследие (после 60-70 лет) . Это период, когда люди оглядываются назад, анализируют ее содержимое, оценивают свои старания и жизненный багаж. Физическое и энергетическое здоровье уже не позволяют следовать только вперед и создавать новые глобальные цели.

    Этот период очень важен с психологической точки зрения. Если личность довольна тем, как прожила большую часть отведенного ей времени, тогда ей не страшно уходить. Чувство выполненного долга и не зря прожитой жизни успокаивают тревогу перед неминуемым концом.

    В обратном случае, человек будет страдать и сожалеть о зря потраченных годах. Так происходит по той причине, что мы осознанно или нет ищем в своем существовании какой-то смысл, который стремимся воплотить в реальность.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое мечта и зачем это нам нужно - 10 бонусов для мечтателя Что такое ностальгия и каковы причины ее возникновения Лайфхак - что это такое Что такое эгоизм и эгоцентризм - в чём между ними разница Сибарит - это человек стремящийся к удовольствиям или прожигатель жизни Что такое концепция Фаталисты и фатализм - это мы сами творим свою судьбу или лишь следуем предначертанному

Что такое жизнь? Казалось бы, очень простой вопрос, на который каждый из нас знает ответ. Ведь все мы живем, существуем какое-то определенный промежуток времени, а потом покидаем этот мир. Потому и понятие это для нас не ново.

Однако, когда начинаешь задумываться над этим вопросом, ответ кажется далеко не таким очевидным, как представлялось ранее. Дело в том, что, скорее всего, расшифровка этого понятия не может осуществиться только при помощи слов. Это находится где-то внутри каждого из нас, где-то в душе и сердце.

Если обратиться к научным интерпретациям, то определение жизни звучит примерно так: «Это способ существования биологических организмов всей планеты и отдельно взятого организма». Такую расшифровку нам дает биология. Если суммировать все предлагаемые объяснения, которые дают ученые той или иной сферы, становится ясным, что жизнь - это форма активного «присутствия» организма на Земле.

Давайте поразмыслим над тем, что такое жизнь, опираясь только на свои естественные представления, не привлекая теорию. Многие считают, что мы живем, потому что существуем. Но так ли это? которые бы с этим поспорили.

Представьте стандартную ситуацию, которая может случиться с каждым: проблемы на работе, семья рушится, отношения с детьми не складываются… Это простая схема, которая встречается очень часто. И вот тот человек, который стоит в ее центре, как раз и считает, что он отнюдь не ЖИВЕТ, а просто СУЩЕСТВУЕТ! Так что такое жизнь в этом случае? Жизнь - это и в душе. Ведь для каждого из нас есть определенные понятия, необходимые для счастья, то есть для гармоничного существования. Для кого-то это любовь, для кого-то - работа, а для многих - семья и дети. Список можно продолжать до бесконечности, но важно здесь не это: нужно просто понимать, что тебе нужно для того, чтобы твоя жизнь не превратилась в жалкое существование.

Теперь давайте поразмыслим над тем, почему понятие «Жизнь» настолько тяжело поддается расшифровке. Все слова, которыми мы апеллируем, анализируя наше земное существование, придумали мы же сами, то есть люди. Однако смысл, который вкладывается в них, нельзя вложить в простые человеческие выражения. Он сокрыт где-то глубоко, внутри понятия, и объяснить его мы полностью не можем.

К примеру, многие люди попросту не доверяют тем научным объяснениям, которые нам предлагают ученые. Они полагаются только на свои внутренние ощущения. Законы придуманы только для тех, кто их принимает. Остальные же живут по велению сердца и совести. Может быть, это и было бы полностью правильно, если бы мы умели внимательно «слушать» себя, а, главное, «слышать». Те сигналы, которые подает нам организм, мы не всегда интерпретируем правильно.

Потому, для того чтобы понять, что такое жизнь для вас, прежде всего, обратитесь к своему внутреннему «Я», спросите у него, что вам нужно для счастья и гармонии. Ведь если вы получите правильные ответы на свои вопросы и сможете их расшифровать, тогда ваше земное существование наполнится смыслом. Если уж у вас возникла необходимость получить ответ на данный вопрос, тогда полноценного смысла в вашей жизни вы все-таки не видите. Иначе бы вас не посещали подобные мысли.

Улыбка ребенка, радость при встрече с любимым человеком, повышение по службе, здоровье родителей - вот что вызывает в каждом из нас бурю позитивных эмоций и чувство полноты жизни. Именно полноценное существование превращает нас в личность, которая способна ценить окружающий мир и то, что с ней происходит. Умейте видеть счастье, наслаждайтесь им, чувствуйте, ведь это - жизнь как она есть! Ведь именно эмоции делают нас полноценными жителями общества и людьми в целом. Так что давайте будем соответствовать! Хотя это очень непросто!

(В чем заключено главное различие между живой и косной природой?)

Львов Иосиф Георгиевич

В статье предлагается принципиально новый (и в то же время совершенно простой, естественно вытекающий из фундаментальных физических законов) ответ на извечный человеческий вопрос о сущности явления жизни.

Если прямая цель всякой научной работы - раскрывать тайны природы, то она оказывает и другое, не менее ценное действие на ум исследователя. Она делает его обладателем методов, и к выработке их ничто, кроме научной работы, не могло бы его привести; это ставит его в положение, с которого многие области природы, помимо тех, которые он изучал, являются перед ним в новом свете.

Дж. К.Максвелл

1. Состояние вопроса

Чем сложнее обилие новых фактов, чем пестрее разнообразие новых идей, тем повелительней звучит призыв к объединяющему мировоззрению.

Г.Гельмгольц

Вопрос "Что такое жизнь?" всегда составлял одну из наиболее фундаментальных тайн мироздания, издавна волновавших человечество. Во все времена люди пытались дать на него более или менее адекватный ответ, соответствующий текущему уровню развития их взглядов на природу. Но и сегодня, на рубеже второго и третьего тысячелетий нашей эры, единого, всеми признанного мнения по данной животрепещущей проблеме, как это ни странно, по-прежнему не существует. Высказываются, конечно, многочисленные предположения, апеллирующие к тем или иным вторичным признакам жизни, приводятся, естественно, определенные доводы в их пользу. Однако именно отмеченный второстепенный характер обсуждаемых при этом признаков делает само их число в целом настолько большим, что специалисты вынуждены вести непрекращающиеся споры о приоритете каких-либо конкретных из них. И конца подобному положению дел, к сожалению, не видно, ибо по-настоящему фундаментального определения жизни, с позиций которого можно было бы объяснить все указанные относительно частные ее проявления, до настоящего времени все же никто так и не предложил. А между тем понять сущность жизни, как нам представляется, не сложно. Нужно лишь взглянуть на названную проблему с наиболее общей точки зрения, затрагивающей самые коренные аспекты мироздания. Именно попытке показать это на практике и посвящена настоящая статья.

Сначала, однако, требуется хотя бы коротко изложить уже имеющиеся точки зрения. В связи с тем, что у нас здесь нет возможности осветить целиком всю описанную выше дискуссию, ограничимся тем, что процитируем максимально полно соответствующую статью из "Философского энциклопедического словаря", где указанное фундаментальное понятие "жизнь" определяется в стремлении учесть все существующие точки зрения следующим вынужденно многословным образом: "Жизнь - это форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ (непременное условие жизни), раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. д. ...Дарвин в "Происхождении видов" так определял основные законы, лежащие в основе возникновения всех форм жизни: "Эти законы, в самом широком смысле - Рост и воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость, зависящая от прямого или косвенного действия жизненных условий и от упражнения и неупражнения. Прогрессия размножения, столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию - Естественному отбору...".

В целом, - делается затем в словаре резюмирующий вывод, - обобщение Дарвина сохраняет свою силу и по ныне, а его основные законы жизни сводятся к двум, еще более общим. Это прежде всего способность живого ассимилировать полученные извне вещества, т. е. перестраивать их, уподобляя собственным материальным структурам, и за счет этого многократно воспроизводить их (репродуцировать). Способность к избыточному самовоспроизведению лежит в основе роста клетки, размножения клеток и организмов и, следовательно, - прогрессии размножения (основное условие для естественного отбора), а также в основе наследственности и наследственной изменчивости. Воспроизведение себе подобного - фундаментальное свойство живого - ныне получает интерпретацию в терминах химических понятий. Другая особенность живого заключается в огромном многообразии свойств, приобретаемых материальными структурами живых объектов. ...Реализация многообразной информации о свойствах организма осуществляется путем синтеза согласно генетическому коду различных белков, которые благодаря своему разнообразию и структурной пластичности обусловливают развитие различных физических и химических приспособлений живых организмов. На этом фундаменте в процессе ЭВОЛЮЦИИ возникли непревзойденные по своему совершенству УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ.

Таким образом, - подводится далее окончательный итог, - жизнь характеризуется ВЫСОКОУПОРЯДОЧЕННЫМИ материальными структурами, которые составляют живую систему, способную в целом к самовоспроизведению. Жизнь качественно превосходит другие формы существования материи в отношении многообразия и сложности химических компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем УПОРЯДОЧЕННОСТИ: структурной и функциональной, в пространстве и во времени. Структурная компактность и энергетическая экономичность живого - результат высочайшей упорядоченности на молекулярном уровне. Живые организмы обмениваются с окружающей средой ЭНЕРГИЕЙ, ВЕЩЕСТВОМ и ИНФОРМАЦИЕЙ, т. е. являются ОТКРЫТЫМИ СИСТЕМАМИ. При этом, в отличие от неживых систем, живому присуща способность к УПОРЯДОЧЕНИЮ, к созданию ПОРЯДКА из ХАОСА (т. е. ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВОЗРАСТАНИЮ ЭНТРОПИИ). Однако снижение энтропии в живых системах возможно ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ ЭНТРОПИИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, так что В ЦЕЛОМ ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ ЭНТРОПИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ" .

Итак, как видим, в качестве определяющих черт жизни приводится сегодня, как мы и предупреждали, множество самых разнообразных ее признаков, среди которых выделяется затем вроде бы несколько так называемых основных. Но и они, как легко заметить, тоже далеко не самодостаточны и требуют поэтому в дополнение к основной своей формулировке многочисленных специальных пояснений, что прямо указывает, подчеркнем данный момент снова и снова, на сугубо вторичный характер этих признаков, являющихся на самом деле лишь необходимыми частными следствиями некой исходной, по-настоящему фундаментальной черты живого, понять которую до конца, к сожалению, так пока и не удалось. Иначе говоря, простой и легко объяснимый с позиций обычной человеческой логики единый критерий жизни к настоящему моменту, как уже говорилось, по сути дела вообще отсутствует. Но при этом, что видно даже из приведенной только что цитаты, любой достаточно строгий разговор о сущности живого непременно сводится в конце концов к универсальным физическим понятиям, и данный факт, акцентируем теперь это обстоятельство особо, вовсе не случаен. Напротив, - он абсолютно закономерен, что легко можно показать как раз путем упомянутых общелогических рассуждений.

Ведь в чем состоит в действительности само определение того или иного понятия? Да всего лишь в установлении того, чем именно оно отличается от прямо противоположного себе по своему основному логическому смыслу. Т. е. на самом деле всегда определяются сразу два понятия, являющиеся друг для друга антиподами. А значит, и определение собственно жизни должно состоять в общем случае в установлении непосредственно отмеченного главного различия между ней и косностью, как раз и соответствующей прямо противоположному понятию "не жизнь", т. е. жизнь и косность должны определяться одновременно. Но для разрешения этой базовой задачи совершенно необходим, понятно, принципиально общий взгляд на всю природу в целом, охватывающий равным образом как жизнь, так и косность, который только и дает изучающая действительно наиболее общие законы мироздания упомянутая физика (если угодно - натуральная философия). Чисто же биологический анализ, как теперь уже всем должно быть ясно, сам по себе просто не способен помочь в осмыслении исходной сущности жизни, т. к. слишком узок для достижения подобной фундаментальной цели, почему и заканчивается обычно при обсуждении отмеченного глобального вопроса переходом рано или поздно обязательно к физическим понятиям. А в конечном счете, как легко заметить из той же процитированной выше статьи "Философского энциклопедического словаря", - к одному, самому общему из них - энтропии! Что и неудивительно: различие между жизнью и не жизнью, принадлежащее, как всем понятно, к числу наиболее фундаментальных в природе, обязательно должно быть связано в своей основе с наиболее универсальным физическим законом, которым и является олицетворяемое этим базовым понятием так называемое второе начало термодинамики.

Данный факт хорошо осознают, конечно же, и сами физики, очень многие из которых посвятили свои труды изучению рассматриваемой интереснейшей проблемы. В том числе и такие наиболее известные из них, как, скажем, один из главных создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Эрвин Шредингер, выпустивший еще в сороковых годах истекающего столетия небольшую, но чрезвычайно знаменитую книжку с весьма показательным общим названием: "Что такое жизнь? С точки зрения физика". В ней он прямо связал основное направление поиска ответа на данный чрезвычайно волновавший его вопрос с изучением следствий из указанного краеугольного второго начала термодинамики, которое характеризуется им как "наиболее важный, наиболее общий и всеохватывающий закон" природы. Но дать на этой основе само искомое определение жизни Шредингер, к сожалению, так и не сумел, чему тоже есть свое вполне понятное логическое объяснение: для разрешения данной ключевой задачи, как мы еще увидим, помимо общефизического необходимы также и некоторые другие сугубо специфические на первый взгляд подходы к рассматриваемой при этом особой проблематике, развитые пока преимущественно уже именно в специальных отраслях науки.

  • ЖИЗНЬ , -и, ж.

    1. Особая форма движения материи, возникающая на определенном этапе ее развития. Возникновение жизни на земле. Основой жизни являются белковые --- соединения, которые при высокой температуре свертываются. В. Комаров, Происхождение растений. Меня очень обрадовало, когда я узнал, что она [луна] светит не своим светом, что она мертва и нет и не может быть жизни на ней. М. Горький, Мои университеты.

    2. Физиологическое состояние человека, животного, растения от зарождения до смерти. [Владимир:] Пойдемте, пойдемте скорей - ее надобно застать при жизни! Лермонтов, Странный человек. Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Н. Островский, Как закалялась сталь. Жизнь медленно возвращалась к Ивану Ильичу Телегину. А. Н. Толстой, Хмурое утро. || Физиол. Отправление организмом функций, связанных с его возникновением, развитием и разрушением. Жизнь одноклеточных организмов. Ни в жизни животного, ни в жизни растения мы не могли найти ни одной черты, исключительно свойственной тому или другому. Тимирязев, Жизнь растения.

    3. Полнота проявления физических и духовных сил. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Пушкин, Я помню чудное мгновенье. Во всей фигуре его было столько движения и жизни, что предательскую старость я мог увидеть только подойдя поближе. Чехов, Тайный советник.

    4. Период существования кого-л. Жизнь прожить - не поле перейти. Пословица. Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? Пушкин, Песнь о вещем Олеге. Мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Гоголь, Мертвые души (Предисловие). - Давно известно, что работа в рудниках, шахтах --- сокращает жизнь рабочего приблизительно на целую четверть. Куприн, Молох. || какая или где. Период в существовании кого-л., ограниченный рамками пребывания где-л. Князь Андрей стал вспоминать свою петербургскую жизнь за эти четыре месяца, как будто что-то 485 новое. Л. Толстой, Война и мир. || обычно с определением. Совокупность всего пережитого и сделанного человеком. Она рассказывала о своей прошлой жизни, о знаменитых провинциальных режиссерах. Паустовский, Михайловские рощи.

    5. Образ существования кого-л. Жизнь обитателей Покровского была однообразна. Пушкин, Дубровский. Жизнь его проходит так. Обыкновенно он встает утром часов в восемь, одевается и пьет чай. Потом садится у себя в кабинете читать. Чехов, Палата № 6. Среди бедствий и страхов войны Сашок жил увлекательной, необычайной жизнью. Кетлинская, В осаде. || обычно с определением. Установившийся порядок в повседневном существовании кого-, чего-л.; быт. Теперь я опять в Одессе и все еще не могу привыкнуть к европейскому образу жизни. Пушкин, Письмо Л. С. Пушкину, 25 авг. 1823. Вот, думалось мне, сижу я глухой и ненастной зимней ночью в ветхом доме, --- в сотнях верст от городской жизни, от общества. Куприн, Олеся.

    6. кого-чего или какая. Деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях, в различных областях, сферах. Хозяйственная жизнь страны. Гоголь, Белинский, Добролюбов - вот вам в трех именах полный отчет о всей нашей умственной жизни за целое тридцатилетие. Писарев, Реалисты. Художник - это строитель духовной жизни человечества. А. Н. Толстой, О свободе творчества.

    7. Окружающая нас реальная действительность; бытие. В жизни, окружавшей меня тою порой, было много интересного. М. Горький, В людях. Надо жизнь сначала переделать, переделав - можно воспевать. Маяковский, Сергею Есенину. [Сергей:] Разрешите мне предложить другой тост: за науку! --- за такую науку, которая не оторвана от жизни, от практики. В. Кожевников, Огненная река.

    8. Оживление, возбуждение, вызываемое деятельностью живых существ. Райский походил по саду. Там уже началась жизнь; птицы пели дружно, суетились во все стороны, отыскивая завтрак; пчелы, шмели жужжали около цветов. И. Гончаров, Обрыв. С огнями пробудилась и жизнь: на реке послышались гудки автомашин, у берега затрещал трактор. Ажаев, Далеко от Москвы. Мне всегда нравились кипящие жизнью базары. Соколов-Микитов, Зеленый край.

    Даровать жизнь см. даровать .

    Дать жизнь кому - родить, произвести на свет.

    Кончить жизнь см. кончить .

    Маячить жизнь см. маячить .

    Мыкать жизнь см. мыкать .

    Отдать (или положить) жизнь за кого-что - пожертвовать жизнью, умереть, защищая кого-, что-л.

    Прожигать жизнь - вести беспорядочный, губительный для здоровья образ жизни, предаваясь удовольствиям, развлечениям и т. п.

    Лишить жизни и (прост. ) решить жизни - убить.

    Лишиться жизни и (прост. ) решиться жизни - умереть, погибнуть.

    Войти в жизнь см. войти .

    Провести в жизнь что см. провести .

    Пройти в жизнь см. пройти .

    Вычеркнуть из своей жизни см. вычеркнуть .

    Уйти из жизни см. уйти .

    Возвратить к жизни см. возвратить .

    Покончить с жизнью см. покончить .

    Жизнь моя - обращение к кому-л., самому дорогому, являющемуся для кого-л. источником счастья, радости, самой жизни.

    Подруга жизни (шутл. ) - жена.

    Вопрос жизни или смерти см. .

    Свет жизни чьей см. свет 1 .

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Что такое жизнь?

Что такое жизнь и в чём смысл человеческой жизни? Создан ли человек только для того, чтобы, прожив короткую жизнь, умереть и какие особенности нашего организма свидетельствуют о том, что человек создан для вечной жизни?

Жизнь

Определение. Форма существования, характерная для растений, животных, людей и духовных существ. Живые физические объекты отличаются от
неживых обменом веществ, а также способностью расти, размножаться и реагировать на внешние раздражители.

Животные и люди, в отличие от растений, не обладающих сознанием, являются душами. Они обладают жизненной силой, которая поддерживает в них жизнь и которая сама поддерживается дыханием.

Для разумных созданий жизнь в полном смысле слова - это совершенная жизнь с полным правом на неё. Человеческая душа не бессмертна. Однако у верных служителей Бога есть надежда на то, что они обретут совершенство и смогут жить вечно: многие - на земле, а «малое стадо» - на небе в качестве наследников Божьего Царства.

Те, кто воскресают к духовной жизни и становятся правителями в небесном Царстве, получают бессмертие, или жизнь, которую не нужно поддерживать чем-то извне.

В чём смысл человеческой жизни?

Чтобы жизнь имела смысл, важно признавать, что есть Тот, кто является Источником жизни. Если бы жизнь возникла случайно, без вмешательства разума, тогда наше существование было бы бесцельным, а будущее - неопределенным.

Но в Деяниях 17:24, 25, 28 говорится: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём… сам дает всем жизнь, и дыхание, и всё. …Мы им живём, и движемся, и существуем».

А в Откровении 4:11 записаны такие слова, обращённые к Богу: «Достоин ты, Иегова, наш Бог, принять славу, честь и силу, потому что ты сотворил все и
все по твоей воле существует и сотворено».

Если люди не живут по законам Бога и не следуют его руководству, то это ведёт к разочарованию. В Галатам 6:7, 8 записаны такие заставляющие задуматься слова: «Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в свою плоть пожнет от плоти тление». (Смотри Галатам 5:19-2)

Из-за греха, унаследованного от Адама, люди сегодня не могут наслаждаться жизнью в полной мере. Однако такое положение не соответствует
первоначальному замыслу Бога. За грехом Адама последовало Божье наказание, в результате которого, согласно Римлянам 8:20, «творение [человечество] было покорено суете».

Размышляя о своём грешном состоянии, апостол Павел писал: «Я - из плоти, продан греху. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю всё снова и снова. По внутреннему человеку я нахожу удовольствие в законе Бога, но в своих членах вижу другой закон, противоборствующий закону моего ума и делающий меня пленником закона греха, который находится в моих членах. Несчастный я человек!» (Рим. 7:14, 19, 22-24).

Если мы применяем библейские принципы и отводим воле Бога первое место в своей жизни, тогда наша жизнь становится счастливой, насколько это возможно сегодня, и наполняется глубоким смыслом. Бог ничего не приобретает от того, что мы ему служим, он учит нас для нашей же пользы (Ис. 48:17).

Библия призывает: «Будьте тверды, непоколебимы, всегда много трудитесь в деле Господа, зная, что ваш труд не напрасен перед Господом» (1 Кор. 15:58).

Если мы верим в то, что Иегова сделал для нашего спасения, и ходим Божьими путями, тогда, согласно Библии, перед нами открывается возможность жить
вечно в совершенстве. Эта надежда имеет прочное основание; тот, кто в ней уверен, никогда не разочаруется. Если мы живем в согласии с этой надеждой, наша жизнь уже сейчас наполняется подлинным смыслом (Иоан. 3:16; Титу 1:2; 1 Пет. 2:6).

Создан ли человек только для того, чтобы, прожив короткую жизнь, умереть?

Быт. 2:15-17: «Иегова Бог взял человека [Адама] и поселил его в саду Эдем, чтобы он возделывал его и заботился о нём. И повелел Иегова Бог человеку: „Ты можешь досыта есть со всех деревьев в саду. Но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрёшь“».

(Бог говорил о смерти не как о неизбежности, а как о следствии греха и призывал Адама остерегаться неправильных действий. Сравни Римлянам 6:23.)

Быт. 2:8, 9: «Иегова Бог посадил сад в Эдеме, на востоке, и поместил там человека, которого образовал. И вырастил Иегова Бог из земли всякое дерево,
приятное на вид и хорошее для пищи, а также дерево жизни посреди сада». (После того как Адам согрешил, они с женой были высланы из Эдема.

Согласно Бытию 3:22, 23, это было сделано для того, чтобы они не смогли съесть плод с дерева жизни. Из этого можно заключить: если бы Адам был послушным своему Создателю, Бог позднее позволил бы ему съесть плод с дерева жизни, тем самым признав его достойным жить вечно. Само присутствие в Эдеме дерева жизни указывало на такую возможность.)

Пс. 37:29: «Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно».

Это обещание ясно показывает, что замысел Бога относительно земли и
человечества не изменился.

Если говорить о нас, то неужели наша жизнь должна быть лишь мимолётным существованием, полным страданий?

Рим. 5:12: «Через одного человека [Адама] грех вошел в мир, а через грех - смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили».

(Мы все умираем из-за греха Адама, а не потому, что такова воля Бога.)

Иов 14:1: «Человек, рождённый женщиной, краткодневен и пресыщен волнениями». (Эти слова подходят для описания жизни в этом несовершенном
мире.)

Несмотря на всё это, мы можем жить полноценной, осмысленной жизнью.

Предназначена ли жизнь на земле лишь для того, чтобы определить, кто достоин пойти на небо?

Есть ли у нас бессмертная душа, которая продолжает жить после смерти тела?

Что необходимо для того, чтобы у нас была надежда на нечто большее, чем наша теперешняя кратковременная жизнь?

Матф. 20:28: «Сын человеческий [Иисус Христос] пришёл не для того, чтобы ему служили, а для того, чтобы послужить и отдать свою душу как выкуп за многих».

Иоан. 3:16: «Бог любит мир так сильно, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в него веру, не погиб, но имел вечную жизнь».

Евр. 5:9: «Он [Иисус Христос] стал ответственным за вечное спасение для всех послушных ему». (Смотри также Иоанна 3:36.)

Каким образом осуществится надежда на будущую жизнь?

Деян. 24:15: «Я имею надежду на Бога, которую и сами они питают, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных».

Воскреснут те, кто в прошлом верно служил Богу, а также множество тех, у кого не было достаточно знаний об истинном Боге и кто поэтому не мог принять или отвергнуть его пути.

Иоан. 11:25, 26: «Иисус сказал ей [сестре человека, которого он позднее воскресил]: „Я - воскресение и жизнь. Кто проявляет в меня веру, даже если и
умрёт, оживёт, и каждый живущий и проявляющий в меня веру не умрет никогда.

Веришь ли этому?“». Иисус говорил не только о надежде на воскресение. Он также говорил о надежде, предусмотренной для тех, кто будет жить тогда, когда этому нечестивому миру будет положен конец. Те, кто станут земными подданными Божьего Царства, переживут конец этого мира и никогда не вкусят смерти.

Какие особенности нашего организма свидетельствуют о том, что человек создан для вечной жизни?

Общепризнанно, что за всю жизнь - 70 или даже 100 лет - человек использует лишь малую часть возможностей своего мозга. В «Британской энциклопедии» отмечалось, что мозг «обладает настолько большим потенциалом, что он не может быть реализован на протяжении жизни человека» (Encyclopædia Britannica. 1976. Т. 12. С. 998).

По словам астрофизика Карла Сагана, наш мозг может хранить информацию, которая заняла бы «двадцать миллионов томов - примерно столько содержится в крупнейших библиотеках мира» (Саган К. Космос. СПб., 2005. С. 407).

Биохимик Айзек Азимов писал, что человеческий мозг «в состоянии вынести любую нагрузку процессов обучения и запоминания, которой он подвергается, и мог бы осилить даже в миллиард раз больше» (The New York Times Magazine. 1966. 9 окт. С. 146).

Зачем человеческому мозгу такой потенциал, если у нас нет возможности его реализовать? Разве не логично заключить, что люди, с их способностью бесконечно познавать новое, были созданы для вечной жизни?

Есть ли жизнь на других планетах?

В журнале «Наука и жизнь» писалось: «Общий подъём интереса к поискам внеземной жизни, царивший в 60-70-е годы в умах людей, отразился и на
планах науки.

Радиотелескопы были нацелены на то, чтобы улавливать осмысленные сигналы из космоса. […] Но разумных сигналов земные радиотелескопы так и не поймали.

Раздумья учёных на эту тему обретали форму статей, проповедующих уникальность жизни на Земле, утверждающих, что люди одиноки в этом беспредельном мире зёзд…» (1999. № 2. С. 10).

В «Американской энциклопедии» говорится: «[За пределами нашей Солнечной системы] пока не обнаружено никаких других планет. Но если за пределами
Солнечной системы планеты есть, тогда есть и вероятность, что на какой-нибудь из них зародилась жизнь и появилась развитая цивилизация» (The Encyclopedia Americana. 1977. Т. 22. С. 176).

С тех пор за пределами нашей Солнечной системы было обнаружено много других планет, однако нет никаких доказательств того, что на какой-либо из
них есть жизнь.

Почему люди тратят огромные средства на поиски жизни во Вселенной? Не пытаются ли они таким образом, как видно из приведённой выше цитаты, найти подтверждение теории эволюции - подтверждение того, что человек не был создан Богом, а значит, не несёт перед Ним никакой ответственности?

Жизнь самый дивный дар