Проект трудный звук ты мой друг. Трудный звук, будь детям друг! (обобщение опыта работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР с использованием метода мнемотехники) - презентация

учитель-логопед МОУ «СОШ р.п. Озинки»

1. Паспорт проектной работы.

    Название проекта: “Трудный звук – я твой друг”.

    Руководитель проекта: учитель-логопед Надежкина Инна Викторовна.

    Учебный предмет: логопедия.

    Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология.

    Участники проекта: учащиеся логопедического пункта, родители, учитель-логопед.

    Тип проекта: творческий.

    Цель проекта:

    вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий проект при создании книги “Трудный звук – я твой друг” - понятной, полезной и доступной детям с речевыми нарушениями,

    учить представлять свой труд в виде страницы книги, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов,

    воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

    Задачи: Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний, формирование навыков исследовательской деятельности, отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – книги, развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией, пополнять активный запас учащихся элементами устного народного творчества.

    Вопрос проекта: Возможно ли силами детей логопедической группы и их родителей осуществить создание такой книги, которая была бы полезна детям с речевыми нарушениями?

    Оборудование: краски, фломастеры, ножницы, бумага, трафареты.

    Предполагаемый продукт проекта: книга “Трудный звук – я твой друг”.

    Этапы работы:

    Создание рабочей группы.

    Анализ существующих пособий.

    Выбор направления деятельности.

    Разработка структуры будущей книги.

    Анализ собранного материала.

    Иллюстрирование отобранного материала.

    Проверка в действии, обмен опытом.

    Презентация.

    Распределение ролей в проектной группе.

Роль учителя:

    координировать весь процесс учебной творческой деятельности,

    помогать детям в поиске источников информации,

    самому быть источником информации,

    поддерживать и поощрять активность учеников работе над проектом.

Роль учеников и родителей: создание одной страницы книги.

    Актуальность проекта.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях наряду с другими видами используется исследовательская деятельность.

Речевые нарушения детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, проектная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к занятиям, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушения устной речи, целесообразно проводить по программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребёнка. Взаимодействие способствует обучению ребёнка-логопата самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Метод проекта предоставляет ребёнку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчётливо воспринимается ребёнком то, что было интересно, то, что нашёл и доказал сам.

Продуктивный вид деятельности – благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает.

2. Педагогическое описание проекта.

Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными. Ребёнок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих подобным находкам и открытиям.

На логопедических занятиях дети могут не только учиться чему-либо, но и а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать знания. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

В проекте детям не сообщается, что они будут решать определённую педагогическую задачу. Им сообщается название и цели проекта, и уже через несколько минут дети погружаются в проблему проекта и уже что-то рисуют, вырезают, клеят, выписывают.

Дети, сами того не подозревая, вполне самостоятельно, активизируют свои знания, применяя их на практике в незнакомой ситуации.

Главная задача учителя-логопеда – научить ребёнка учиться. Успешность познавательной активности деятельности школьника с речевыми нарушениями зависит от выполнения ряда условий, в частности от обеспечения эмоционально благополучной позиции ребёнка.

Создание ситуации успеха его деятельности – основное условие воспитания положительного отношения к учению. Успех – это внутренний комфорт, радость от того, что всё не так уж трудно и плохо.

Добиться эффективной положительной мотивации ребёнка к учению педагогу помогает создание загадочного увлекательного мира для зарождения познавательных и социальных мотивов.

Задуманный проект “Трудный звук – я твой друг” помогает детям не только обрести навыки исследовательской деятельности, но и даёт возможность учителю-логопеду реализовать многие коррекционно-педагогические и воспитательные цели и задачи, вовлекая детей в творческую деятельность, соответствующую умственным и физическим возможностям детей с речевыми нарушениями.

Проект задуман как коллективная деятельность. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, сотрудничество даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны детей и логопеда, преодолеть страхи и неуверенность в себе, научиться быть самостоятельным и ответственным. Часто в течение всего учебного дня такие ученики чувствуют себя одинокими, неуспешными. Именно дополнительные занятия с логопедом могут и должны стать для них источником радости и уверенности в себе, предоставив возможность почувствовать поддержку окружающих. Именно на таких занятиях ученик, сам испытывающий трудности в учёбе, может помочь другому справиться с проблемами, помогая, таким образом, и себе (вспомним о самом эффективном методе – “учусь сам, обучая другого”.)

Радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность привлекает детей. У них формируется выдержка, настойчивость, сопереживание.

Наблюдая за детьми, можно видеть, как они оживляются, стараются выполнить как можно лучше. Они безболезненно реагируют на замечания и ошибки, стараются исправить их. Дети не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта.

По завершению работы над книгой, организуется презентация каждым учеником своей страницы, для того чтобы обобщить полученные знания и умения, повысить самооценку учащихся, дать детям установку на дальнейшие учебные успехи. Учащиеся самостоятельно оценивают достигнутые результаты, а так же оценивают успехи и неудачи других детей.

В ходе работы над проектом у учащихся возникает интерес к логопедическим занятиям. Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других. Полученный результат доказывает, что нет бездарных детей, нужно лишь вовремя оказать ребёнку помощь и дать поверить ему в свои силы.

Каждый ученик логопедической группы – это создатель одной книжной страницы. Детям даётся конкретное творческое задание, которое они выполняют совместно с родителями, а учитель-логопед преследует свои важные коррекционно-педагогические цели и задачи на каждом этапе. Попробуем описать ценность применения каждого задания в работе с детьми логопедической группы.

1этап. “Подобрать картинку, в названии которой есть заданный звук”.

Коррекционные цели: Формировать умение определять место звука в слове, развивать пространственную ориентацию при размещении картинки на странице азбуки.

Исследовательские цели: Формировать умение находить несколько вариантов решения проблемы и выбирать из них более подходящий.

Воспитательные цели: Воспитывать самостоятельность при работе с учебным материалом, чувства ответственности при выполнении своей задачи.

2этап. “Подобрать скороговорки и чистоговорки, в которых часто встречается заданный звук”.

Коррекционные цели: Развивать фонематический слух, и умение выделять букву в тексте; отрабатывать дикцию, силу голоса, выразительность.

Исследовательские цели: Формировать умение работать с литературными источниками.

Воспитательные цели: Формировать навыки самоконтроля.

3 этап. “Составить ребусы с данной буквой”.

Коррекционные цели: Развивать пространственное воображение при работе с буквами.

Исследовательские цели: Формировать творческое воображение, самостоятельность при принятии решения, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других детей, умение оказывать помощь в группе при решении общих задач.

Воспитательные цели: Воспитывать эстетический вкус, уважение к чужому труду и гордости за свой труд.

4 этап. “Составить кроссворд с картинками, названия которых начинается на заданный звук ”.

Коррекционные цели : Формировать умение определять место звука в слове, узнавать предмет по контуру, корректировать мелкую моторику.

Исследовательские цели: Формировать умение выбрать нужный рисунок из заданной серии.

Воспитательные цели: Воспитывать аккуратность и бережливость.

5 этап. “Оформить страницу книги по образцу”.

Коррекционные цели: Развивать пространственную ориентацию; корректировать мелкую моторику.

Исследовательские цели: Формировать умение работать по образцу, находить и исправлять свои ошибки, планировать свою деятельность, время и ресурсы.

Воспитательные цели: Воспитывать гордость за свой труд и труд своих друзей.

Чистоговорки и скороговорки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову, способствуют обогащению детского словаря, автоматизации звуков.

Приобщение детей к народному творчеству не только помогает обогатить речь детей, но и позволяет сделать их внутренний мир более богатым. Так же речевой материал, построенный по законам ритма и рифмы, служит определённой дидактической цели: максимально пополнить лексический материал заданным звуком.

Составить ребус с заданной буквой детям предлагается только после того, как они познакомятся с готовыми ребусами и правилами их построения. Затем учащемуся даётся задание составить ребус со своей буквой, а остальным его отгадать. Таким образом, учащиеся творят сами, оценивают ребусы других детей, имея возможность сравнить своё произведение с остальными. Если сам ребёнок не может выполнить задание – то есть возможность обратиться за помощью к тем учащимся, у которых составление ребуса не вызвало затруднения.

Оформление страницы книги “Трудный звук – я твой друг” требует усидчивости и аккуратности. Совершенствование ручной моторики способствует развитию речевой функции. Этот этап также формирует умение различать буквы, тренируют переключение внимания. Каждый этап работы над книгой должен иметь свой конкретный продукт.

Все этапы соответствуют поисково-творческим приёмам и помогают развивать навыки исследовательской деятельности в соответствии и индивидуальными и психическими особенностями каждого ребёнка.

Таким образом, силами детей логопедической группы и их родителей мы осуществили создание такой книги, которая будет полезна детям с речевыми нарушениями, сделали презентацию книги «Трудный звук – я твой друг». Затем мы подарили эту книгу первоклассникам, которые занимаются на логопедическом пункте.

Исследовательский проект «Трудный звук [Р]»

Выполнил ученик 3 «а» класса Үзек Кежик МБОУ СОШ №3 г. Чадан

Руководитель: учитель-логопед: Сат Чойганмаа Кан-ооловна

Чадан 2015 уч. год


Актуальность

  • Не все дети умеют правильно произносить звук [р] в речи. Звук [р] такой трудный потому и я сам не умел проговаривать.

Объект исследования

  • Звук [р]

Предмет исследования

  • Органы артикуляции

Цель:

  • Научиться правильно произносить звук «Р»

Задачи:

  • Выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р].

Методы

  • Наблюдение.
  • Консультация.
  • Выполнение артикуляционных упражнений.

Гипотеза

  • Если я научусь проговаривать звук [р], то буду говорить правильно и красиво. Недаром говорят, что, что красивую речь приятно слушать.

Этапы:

Ι . Подготовительный этап .

а) выполнение артикуляционных упражнений.

б) игры для развития силы выдоха.

в) игры для развития слуха.

ΙΙ.Формирование правильной речи .

а)устранение неправильного произношения.

б) выговаривание звука[р] в слогах и словах, предложениях.




«Лошадка»

Учит прижимать спинку языка к небу и, отпуская её, цокать.


«Грибок»

Учит прижимать спинку языка к небу, некоторое время удерживая его в этом положении.


« Гармошка»

Учит прижимать спинку языка к нёбу и растягивать при этом подъязычную связку.


Игра для развития слуха

«Красный-желтый»

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.


Игра «Кто больше слов придумает»

Цель: активизация словаря, автоматизация звука [р]


Упражнения для выработки воздушной струи

« Воздушные шары»

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.


Упражнение «Буря в стакане»

В трубку я сегодня дую

И устраиваю бурю.


Логопедические рифмовки

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -Выпил бык воды...

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -У ореха есть... (ядро).

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -Эскалатор есть в...

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -У Мальвины друг - ...


Ка…андаш


Давайте ребята, отгадывать загадки.

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься-укусит.

В душный день на небе вдруг

Барабаны громко бьют.

Один вход, три выхода.


Прочитай и запомни пословицы

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

Вывод :

В результате регулярных выполнений артикуляционных упражнений я научился выговаривать звук[р]. И моё произношение стало четким и красивым. И выяснил

при произношении звука [р] положение губ в улыбке. Рот приоткрыт, кончик языка поднимается к бугоркам за верхними зубами. Струя воздуха сильная, она заставляет кончик языка дрожать.


Литература

1.Автоматизация звука [р] О.В Епифанова

2. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.


Данное практическое пособие станет для вас бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения. Занимательный игровой материал сделает ваши занятия увлекательными, веселыми, высокоэффективными. Комплексный характер предлагаемых игр позволит в процессе коррекции звуков развить навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову. Компактность и мобильность игр заметно облегчит подготовку к занятиям, даст возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений каждого ребенка, что, в свою очередь, поможет актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизмы самокоррекции. Лексический материал, задействованный в пособии, оптимален по объему и звуковому составу и в то же время позволяет подготовить...

Читать полностью

Уважаемые логопеды, воспитатели, учителя, родители!
Данное практическое пособие станет для вас бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения. Занимательный игровой материал сделает ваши занятия увлекательными, веселыми, высокоэффективными. Комплексный характер предлагаемых игр позволит в процессе коррекции звуков развить навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову. Компактность и мобильность игр заметно облегчит подготовку к занятиям, даст возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений каждого ребенка, что, в свою очередь, поможет актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизмы самокоррекции. Лексический материал, задействованный в пособии, оптимален по объему и звуковому составу и в то же время позволяет подготовить детей к восприятию таких понятий, как многозначность слова, омонимия, паронимия и антонимия. С помощью представленной системы комплексных игр и развивающих упражнений воспитатели и родители, не имеющие специальной подготовки, могут овладеть приемами коррекции произношения. Используя все пять пособий комплекта "Трудный звук, ты наш друг!", вы сможете проводить различные игры на дифференциацию оппозиционных звуков. Универсальность иллюстративного материала пособий значительно расширит ваши возможности и повысит эффективность корригирующего воздействия.

Скрыть

Тип проекта: педагогический.

Участники проекта: логопед, ученики начальных классов, учителя, воспитатели, родители.

Актуальность:

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Проблема:

нарушения звукопроизношения у детей ведут к явлениям дислексии и дисграфии при обучении в школе.

Гипотеза:

предположим, что применение комплекса занимательного материала будет способствовать развитию звуковой культуры речи.

коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядно-дидактического материала.

Задачи:

  1. Вызвать интерес детей к коррекционным занятиям.
  2. Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.
  3. Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).
  4. Способствовать формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в режимных моментах.
  5. Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.
  6. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.

Этапы проекта:

Подготовительный:

  • изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;
  • создать развивающую среду в группе (речевой уголок) и кабинетах;
  • подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы с детьми;
  • провести диагностику детей, анкетирование с родителями.

Основной этап:

  • развивать звуковую культуру речи на всех занятиях и уроках: коррекционных, чтения, математики, музыки, изодеятельности и т.д.;
  • осуществлять речевое развитие во всех режимных моментах: утренний приём, коррекционная работа, прогулка, учебная деятельность, используя занимательный материал;
  • приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (папки-раскладушки, уголок «Советы логопеда», консультации, беседы, открытые занятия).

Заключительный этап:

  • диагностика детей.
  • родительское собрание.
  • анкетирование родителей.
  • открытое итоговое занятие.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).

Для реализации проекта на коррекционных занятиях мы используем методы и приемы:

  • словесные: (сказки, пословицы, загадки, потешки, поговорки, стихи);
  • наглядные (демонстрационный материал);
  • практические: (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные игры, упражнения).

Использование загадок, потешек, сказок делает занятие более эмоциональным, интересным. Сделать процесс реализации поставленных задач более интересным поможет использование таких средств обучения, как компьютер. У каждого логопеда есть компьютерные игры и программы по развитию звукопроизношения.

Для привлечения воспитателей и учителей к коррекционно-логопедической работе, провожу для них консультации, мастер-классы¸ семинары.

Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также проводим семинары-практикумы, консультации,¸ где учим родителей, как нужно заниматься дома. В школе есть уголок «Советы логопеда», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.



Календарный план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Сентябрь 2014

Диагностика

Октябрь 2014

Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на 2014-15 уч. год

Ноябрь 2014

Семинар-практикум с участием детей для воспитателей «Артикуляционные упражнения для логопедического часа»

Декабрь 2014

Конкурс стихов «Волшебница-зима»

Январь 2015

Семинар - практикум для учителей начальных классов «Автоматизация звуков в речи с помощью игровых приёмов»
Мастер-класс «Трудный звук - ты наш друг»

Февраль 2015

Открытые занятия для учителей «Звук [Р] в словах и предложениях», «Звук [Л] в слогах и словах».

Открытое занятие для родителей «Праздник для мам».
Развлечение «Я дарю тебе словечко»

Апрель 2014

Неделя правильной речи

Итоговые занятия


Предполагаемый результат:

  • повысится интерес детей к учебной деятельности;
  • улучшится качество звукопроизношения;
  • повысится уровень развития психических процессов.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только в коррекционных школах, но и в общеобразовательных, а так же в детских садах, так как увеличивается количество детей с нарушениями звукопроизношения.

Оценка эффективности реализации проекта:

Проведение диагностического обследования выявило положительную динамику в развитии:

  • звукопроизношения;
  • психических процессов;
  • коммуникативных функций речи.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:

  • слабая материально-техническая база (приобретение новых наглядно-дидактических пособий, игр);
  • трудности взаимодействия с родителями (использование новых форм работы с родителями с учетом личностно-ориентированного подхода).

Дальнейшее развитие проекта:

  • публикация проекта;
  • проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;
  • разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Предполагается использование данного проекта:

  • в работе с вновь прибывающими детьми в 1 класс;
  • внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;
  • обмен опытом с педагогами города.

Список литературы:

  1. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М. 1975
  2. Османова Г. А., Позднкова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб. 2007
  3. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь// Дошкольное воспитание, 2005, № 1.
  4. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М.: ВАКО, 2007-288 с.
  5. Мезенцева М. Логопедия в картинках. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 192 с.
  6. Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.-128 с.
  7. Буланович Н.И., Рыжанкова Е.Н. Учимся произносить звуки. СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.-32с.

Екатерина Юркова
Проект «Трудный звук, будь детям друг!»

Проект «Трудный звук, будь детям друг!»

О смертные, мы всем другим наукам

Стараемся учиться так усердно,

А речь, единую царицу мира,

Мы забываем? Вот кому служить

Должны мы все, за плату дорогую

Учителей сводя, чтоб, тайну слова

Познавши, убеждая - побеждать!

Тип проекта: образовательный, практико-ориентированный

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшей группы, родители.

Масштаб: долгосрочный, в пределах группы.

Актуальность:

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений.

Перед педагогами стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её, самостоятельно отбирать. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью, с сотворчеством.

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством коммуникации.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, дальнейшего успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью в школе. Оно отрицательно влияет на его эмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

По результатам проведённой в сентябре диагностики старшей группы «Гномики» из 25 детей 22 ребёнка имеют нарушения звукопроизношения. Что составляет 88 %. (см. Приложение 1) Всего 12 % детей имеют чистую речь. Таким образом, имеется большое количество детей с нарушениями произношения. В речи детей чаще всего наблюдаются замены звука, их искажение либо отсутствие. Это требует направленной коррекционной работы по постановке и автоматизации звуков. Для привлечения родителей к проблеме автоматизации звуков я решила предложить родителям поучаствовать в создании детско-родительских проектов.

Проблема:

Родители принимают только опосредованное участие в автоматизации звуков, не всегда понимая как это делать, что влияет на качество звукопроизношения детей. Часто без участия родителей автоматизация звуков имеет достаточно длительный характер.

Гипотеза:

предположим, что приобщение родителей к звуковой культуре речи и разработка совместных детско-родительских проектов будет способствовать закреплению поставленных логопедом звуков в речи детей и сократит продолжительность этапа автоматизации звука.

Цель:

коррекция звукопроизношения детей посредством детско-родительских проектов по автоматизации звуков.

Задачи:

1. Формировать и совершенствовать у детей звукопроизношение (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).

2. Привлекать родителей к совместной работе по формированию правильного звукопроизношения.

3. Научить родителей созданию детско-родительских проектов.

Описание проекта: стратегия и механизмы реализации.

Этапы проекта:

Подготовительный (сентябрь-ноябрь):

Продолжать коррекционную работу по постановке и автоматизации отсутствующих звуков в речи детей.

Провести мастер-класс для родителей «Артикуляционные упражнения для постановки звуков»,

Провести семинар-практикум для родителей по автоматизации звуков «Трудный звук будь детям друг»,

Провести открытое занятие для родителей по автоматизации звуков,

Провести индивидуальное консультирование родителей о механизмах разработки проекта, подборе материала для его создания.

Основной этап (ноябрь-декабрь):

Непосредственно создание детско-родительских проектов,

Сопровождение проектов, оказание помощи в их создании.

Заключительный этап (январь-февраль):

Защита детьми в группе созданных проектов.

Промежуточная диагностика звукопроизношения.

Беседы с родителями по результатам диагностики.

Актуальным для детей дошкольного возраста является сотворчество. Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также провожу семинары-практикумы, мастер-классы, консультации, где учим родителей, как нужно заниматься дома. В группе есть уголок «Советы логопеда», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей.

Календарный план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный

Сентябрь 2015 Диагностика Учитель-логопед

Октябрь 2015 Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на 2015-16 уч. год». Индивидуальные консультации. Учитель-логопед

Октябрь 2015 Мастер-класс «Артикуляционные упражнения для постановки звуков» Учитель-логопед

Ноябрь 2015 Семинар-практикум для родителей по автоматизации звуков в речи «Трудный звук будь детям друг» Учитель-логопед

Ноябрь 2015 Открытое занятие для родителей по автоматизации звуков. Учитель-логопед

Ноябрь-декабрь 2015 Консультирование родителей по автоматизации звуков и созданию проектов;

Непосредственное создание проектов и их корректировка. Учитель-логопед,

родители, дети

Январь 2016 Промежуточная диагностика звукопроизношения. Учитель-логопед

Январь-февраль 2016 Беседы с родителями по результатам диагностики. Учитель-логопед

Февраль 2016 Защита проектов в группе. Учитель-логопед,

родители, дети

Предполагаемый результат:

Улучшится качество звукопроизношения у детей;

Повысится участие родителей в совместной с логопедом работе по автоматизации звуков;

Будут созданы детско-родительские проекты по автоматизации звуков.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:

Трудности взаимодействия с родителями (использование новых форм работы с родителями с учетом личностно-ориентированного подхода).

Отсутствие у родителей времени или недостаточная осведомлённость их в вопросе автоматизации звуков (оказание помощи в реализации детско-родительских проектов)

Дальнейшее развитие проекта:

Публикация проекта;

Проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;

Предполагается использование данного проекта:

В работе с вновь прибывающими детьми;

Внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;

Обмен опытом с педагогами города;

Участие проектов в конкурсах, публикация проекта.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только в детских садах, но и в школах, так как и там большое количество детей с нарушением произношения.

Список литературы:

1. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М. 1975

2. Османова Г. А., Позднкова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб. 2007

3. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь// Дошкольное воспитание, 2005, № 1.

4. Мезенцева М. Логопедия в картинках. М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 192 с.

5. Скворцова И. В. Логопедические игры. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014.-128 с.

6. Буланович Н. И., Рыжанкова Е. Н. Учимся произносить звуки. СПб. : Издательский дом «Литера», 2007.-32с.

7. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг. Звуки Р, Рь, (Л, Ль, Ш, Ж, С,З) Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М. :Вентана-Граф, 2015, -32с.

8. Скворцова И. В. Грамматика в картинках. Звук Л. Для детей 4-6 лет. СПб. : Нева,2003.