«Тарас Бульба» – описание степи. Описание степи в рассказе Тарас Бульба

/ / / Описание запорожской степи в повести Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» - произведение, в котором совмещены прозаические и лирические черты. В нем можно встретить абсолютно разноплановые описания: сражений, чувств и внутренних переживаний героев, украинской природы.

Во второй главе повести мы в первый раз знакомимся с описанием степей Запорожской Сечи. вместе с сыновьями уезжает из дома, по пути каждого из них обуревают разные мысли и тревоги. Сам Бульба с тоской вспоминает ушедшую молодость, Он бы с радостью вернул все назад, но человек не властен над временем, и былое сокрыто за дымкой лет. Тарас перебирает имена товарищей, кого-то из них уже нет в живых, а с кем-то он уже совсем скоро снова свидится. Остап переживает, вспоминая слезы матери. Они растрогали его сердце, и ему искренне жаль так быстро с ней расстаться. А вот младший сын, Андрий, с душевным волнением и стеснением в груди представляет образ молодой полячки, которую он видел всего лишь 3 раза. А теперь она исчезла, и воспоминания о ней терзают сердце юного казака.

Но вот перед героями расстилается степь. Увидев красоту не тронутой человеком природы, они забывают о том, что их печалило и тревожило. «Сердца их встрепенулись, как птицы». А степь все тянется, и чем далее, тем прекраснее.

Наших героев полностью захватила красота украинской природы. А как поэтично ее рисует Николай Васильевич Гоголь. Изображение дается в сравнительной характеристике: днем и вечером. И в каждое названное время суток она предстает по-разному. Днем это зелено-золотой океан с прекрасными яркими вкраплениями – степными цветами: голубыми волошками, желтым дроком, белыми кашками. Отовсюду раздается птичий свист. Степь у Гоголя живая. Она дышит и радуется наступлению нового дня.

Тонко описана каждая деталь. Создается такое впечатление, что не сечь должна принять в свои ряды новоиспеченных казаков, а степь, которая уже приняла их в свои зеленые объятия.

А вот вечером с ней происходят существенные изменения, с наступлением ночи степь меняется до неузнаваемости. Красивый и яркий закат солнца сменяется темнотой. Небо чернеет, и по нему в прощальном танце движутся широкие розовато-золотистые полосы света. Ночью в степи и звуки другие: свист сусликов, треск кузнечиков, крик лебедя. Животные степи и огромное пространство – одно единое, неразрывное целое.

В это же единство входят и казаки. Украинская степь со своими красивыми пейзажными зарисовками родная для Тараса и его сыновей. Вольные степи, тянущиеся далеко за горизонт, как отображение свободолюбивого характера обитателей Запорожья. В степи каждый сантиметр дышит простором и независимостью. Автор подчеркивает тот момент, что путники редко останавливались, большую часть времени они скакали по безбрежному разнотравью, не встречая на своем пути никаких человеческих построек. Это, в первую очередь, свидетельствует о девственности и нетронутости украинской природы. И казаки не порабощают ее, они свободно живут в ней, органично вписываясь в окружающую их природу.

Описание степного пространства дано в повести недаром, оно играет важную роль не только для развития сюжетной линии, но и для создания характеров главных героев.

Николай Васильевич Гоголь зарекомендовал себя как великолепный художник, выражавший красоту в слове. Природа предстаёт перед читателем словно живой организм, удачно вписывающийся в сюжетное повествование. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о храбрых воинах, нелёгком выборе и личной драме трёх козаков. Степь в повести «Тарас Бульба» становится не просто фоном, на котором разворачиваются основные события, а представляет собой нечто большее.

Для начала следует сказать, что творческое сознание Гоголя формировалось под влиянием романтической традиции. Переняв у сентименталистов способы отражения духовных переживаний с помощью пейзажа, писатели-романтики значительно расширили применение этого приёма. Стихия в романтизме понималась как нечто могущественное и великое, то, что обязательно должно вызывать отклик в человеческой душе. Различались пейзаж-настроение, который отражал текучесть жизни и переменчивость эмоций, пейзаж-руины, пробуждающий фантазию, пейзаж-стихия, где показана сокрушительность природных сил, и пейзаж-мираж, который переносит в сферу ирреального, таинственно-возвышенного. В тексте произведения «Тарас Бульба» степь скорее представлена первым подвидом: пейзаж-настроение, но с некоторыми оговорками (нельзя забывать, что в творчестве Н. Гоголя, как и в произведениях других писатели того времени, отражена смена романтической парадигмы на реалистическую).

Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый козак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса. Остап был добрым и прямодушным, он считался лучшим товарищем. Прощание с матерью и её слёзы тронули юношу до глубины души, несколько смутив его. Андрий же «имел чувства несколько живее». По пути на Сечь он думал о красавице-полячке, которую встретил когда-то в Киеве. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя.

Для наглядности стоит поместить здесь отрывок из «Тараса Бульбы» о степи:

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»

Как тонко и чувственно прописана каждая деталь пейзажа. Складывается впечатление, что не Сечь должна принять новых козаков, а сама степь: «степь давно приняла их в свои зелёные объятия…». Эта фраза употреблена не ради красоты слога. Образ степи оказывается символическим воплощением свободы, силы, могущества, веры в чистоту. Родина в повести ассоциируется, прежде всего, с красотами природы и степью. Вольные степи тождественны свободолюбивому характеру запорожцев. В степи всё дышит свободой и простором. Автор говорит о том, что путешественники останавливались лишь на обед и сон, а всё остальное время скакали навстречу ветру. Неслучайно в тексте повести нет описания каких-либо строений на территории Украины, есть только курени, которые легко убрать и поставить заново. Иначе говоря, нет никаких оков, которые могли бы ограничить или убить природу. В этом ключе нужно сказать и о военных походах запорожцев: известно, что они выжигали города дотла, сравнивали деревни с землёй. Этот факт можно понимать и как своеобразную борьбу с ограничением именно природы, провозглашение свободы и отсутствия условностей. При этом запорожцы не представляются читателю как некие хозяева стихии, наоборот, они органично вписываются в природу, живут ею и в ней.

В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Текст оказывается крайне визуализированным, то есть описываемая картинка тут же предстаёт в воображении читателя. Картинки сменяют друг друга, акценты перемещаются под удивительное звуковое сопровождение:

«По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

Пейзажные зарисовки появляются и в эпизоде осады Дубно: Андрий ходит по полю, глядя на бескрайние просторы, но чувствует духоту на сердце. Июльская жара соединяется с внутренним состоянием героя, ощущением бессилия и усталости. Аналогичный приём использован и в первой главе произведения. Путники только выехали из родного дома, а другие козаки увели мать Остапа и Андрия, которая не хотела смириться с их отъездом. Эта сцена смутила и самого Тараса Бульбу, но, тем не менее внутреннее состояние героев вновь описывается посредством природного мира: «день был серый… птицы щебетали как-то вразлад». Именно последнее слово и задаёт общее настроение: Остап и Андрий ещё не чувствуют того единства с отцом и степью, будто герои ещё не обрели целостность. Здесь субъективное восприятие природы персонажем соединяется с объективным авторским словом о внутреннем состоянии героя.

Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.

Тест по произведению

Тема: « Картины природы в повести Н. В. Гоголя « Тарас Бульба»

Тип урока: урок-путешествие.

Цель: обучающая: Показать роль пейзажа в передаче чувств, эмоционально-

психологического состояния героев повести; закрепить

знания обучающихся об образах – символах.

развивающая: Развивать логическое мышление, устную речь.

воспитательная: Прививать любовь к отчему дому, родному краю.

Ход урока

1. Слово учителя о задачах урока. Земля – самая красивая из планет. Умение видеть и воспринимать красоту природы доставляет человеку большую радость. В отличие от произведений искусства природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них масса оттенков, которые постоянно меняются в зависимости от времени года, суток, погоды. В каждый момент в окружающем нас мире есть что – то прекрасное, незабываемое. В одно время природа может вызвать у человека радость, бодрость, приподнятость; в другое – задумчивость, грусть. Природа облагораживает чувства человека, влияет на весь его духовный облик. Сегодня на уроке мы проследим, как великий художник слова Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» раскрывает красоту природы в описании степи, подметим изменения, которые происходят в ней и увидим, как степь влияет на настроение героев повести: Тараса, Остапа, Андрия.

2. Работа над текстом повести.

Класс делится на группы по 5 человек: А, Б, В, Г.

Задание группе А :

С какими настроениями отправляются в далекий путь все три всадника?

(Всадники притихли, ехали молчаливо, «… повесив головы и потупив глаза…».

На лицах отражалась грусть, а в глазах блестели слезы.)

Найдите в отрывке такие сочетания слов, которые выражают душевное состояние

героев? Как называются эти сочетания слов? Подберите к ним синонимы.

повесив голову – грустить, унывать, отчаиваться, огорчаться;

потупив глаза – опустить глаза, опечалиться.

Задание группе Б :

О чем думал Тарас?

(« Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие лета, о которых всегда плачет козак, желавший бы, чтобы вся жизнь его была молодость. Он думал о том, кого встретит на Сечи из своих прежних сотоварищей. Он вычислял, какие уж перемерли, какие живут еще. Слеза тихо круглилась на его зенице. И поседевшая голова его уныло понурилась»).

Каким словосочетанием передает автор состояние души Тараса?

понурить голову – уныло опустить голову вниз

Задание группе В :

Почему задумчиво опустил голову Остап?

(Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно его только смущало

и заставляло задумчиво опустиь голову).

Задание группе Г :

Почему задумчиво опустил голову Андрий?

(Андрий думал о дочери ковенского воеводы, которую видел несколько раз.

И однажды он пролез через частокол в сад, влез на дерево, с дерева пролез на

крышу и через трубу камина пробрался в спальню красавицы…Вот о чем думал

Андрий, повесив голову и потупив глаза в гриву коня).

Учитель: - И вот тут –то впервые появляется описание степи. Прочитайте это описание.

(«А между тем степь давно уже приняла их всех в свои зеленые объятья, и

высокая трава, обступивши, скрыла их, и только казачьи черные шапки одни

мелькали между ее колосьями»)

    Как же встретила степь всадников?

(она приняла их в свои объятья)

Вдумайтесь в слова « степь давно приняла их в свои объятья».

Какие изобразительно – выразительные средства художественно речи использует автор?

(олицетворение)

Какой образ возникает при этих словах?

(Образ матери. В 1 главе перед отъездом сыновей на Сечь « мать обняла их», далее

« обняла одного из сыновей». И степь, как мать, « приняла всех в свои объятья» и.как

мать, скрыла их в своих объятьях.

Что рассеяло грустные мысли всадников?

(Все та же степь: « Солнце выглянуло давно и живительным тлетворным светом своим

облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело: сердца их встрепенулись, как птицы»).

Чем же, кроме пространства, является степь для героев?

(Это путь от дома к Запорожской Сечи. Степь – это бесконечное, как океан пространство,

Которое связывает два мира: домашний и козачий, мир Запорожской Сечи).

Появляется второе значение степи. Какое? (Степь – символ дома).

Лексическая работа: дать лексическое значение слову символ.

И вот описание степи, которое имеет самое важное значение.

(Чтение учителем отрывка «Степь чем далее, тем становилась прекраснее…»)

А теперь, ребята, обратимся к иллюстрации Кибрика.

Что такое иллюстрация?

Как вы считаете, удалось ли художнику изобразить то, что описывал Н.В. Гоголь?

А какое время суток здесь изображено?

Давайте обратимся к рисункам ваших одноклассников.

Работа в группах.

- А . Чем была степь раньше? (пространством, пустыней, похожа была на лес)

- Б . Почему вводятся такие сравнения? (Степь была мертва, как пустыня, в ней не было жизни, никогда «никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам растений»).

- В . Чем представлялась степь всадникам? («Зелено – золотым океаном»).

Г. Почему именно океаном? (Как и в океане в степи существовала жизнь. Степь была наполнена разными цветами и звуками).

На сколько частей и на какие именно можно разделить отрывок?

(На две части: 1 «… брызнули миллионы разных цветов…».

2 «… Воздух был наполнен тысячью разных свистов…»).

Музыка П. Чайковского. « Времена года» («Баркарола»).

А. – Что мы видим?

Б. – Что мы слышим?

В. – С помощью каких слов мы можем видеть степь? (с помощью художественных характеристик – эпитетов: зеленый, дикий, золотой, тонкий, высокий, голубой, пестрый, белый, лиловый, желтый, черный);

Глаголов: брызнули, сквознули, выскакивал, блеснула, мелькает, перевернулась)

Г. – Каким множеством красок можно изобразить степь?

3. Работа над отрывком произведения. « Вечером вся степь совершенно переменилась».

Выразительное чтение отрывка учителем.

Беседа по вопросам.

Как изменилась степь вечером?

(Если днем преобладали зрительные образы, то вечернюю степь наполняют слуховые образы: «…суслики оглашали степь свистом», « трещание кузнечиков становилось слышнее», «иногда слышался крик лебедя», « козаки слышали своим ухом весь бессмысленный мир насекомых: треск, свист, стрекотание». А еще степь наполнилась разными запахами: « каждый цветок, каждая травка испускали амбру», « вся степь курилась благовонием», самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок чуть дотрагивался до щек»).

Как степь днем и ночью влияет на настроение героев?

А. – утром;

Б. – в полдень;

В. – вечером.

(Всадники выехали очень рано, когда красные полосы начинающегося рассвета сверкнули на небе. « день был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад».

Такое настроение было и у всадников: серое, мрачное, как утренняя степь.

Солнце поднялось высоко и облило степь своим светом. « Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Вечером степь становилась темно-зеленой, небо голубо- темным.

Козаки ложились спать. Они слышали весь бесчисленный мир насекомых…- все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух»).

4.Обращение к иллюстрации Е.А. Кибрика.

5.Ребята подготовили рисунки (это было домашнее задание) к произведению « Тарас Бульба»: «Степь утром…», « Степь в полдень…», « Степь вечером…».

6. Чтение отрывка из произведения А.П. Чехова « Степь» (от слов «… Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. до… Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…»).

7.Используя технологию «Диаграмма (круги) Эйлера-Венна, сопоставьте два отрывка описания степи великих классиков: Н.В.Гоголя (произведение «Тарас Бульба») и

А.П. Чехова (« Степь»).

А.П.Чехов Н.В. Гоголь

« Степь» « Тарас Бульба»

8. -Что общего в описании степи?

В чем различие?

(Ответы обучающихся).

8. Беседа.

Что же такое степь? Пространство? Океан? Мертвая пустыня?

(Степь – это не только часть природы, за ней остались мать, дом, хутор, вершины деревьев,

По сучьям которых лазили Остап и Андрий, луг, где они катались по росистой траве, колодец, детство, игры – и все, все. Степь – это не мертвая пустыня, а живой океан, который дышит, чувствует: « ветерок дотрагивался до щек», « глядели ночные звезды»,

« все убаюкивало дремлющий слух»).

Мать, дом, деревья вокруг дома, луга, цветы…

Как все это называется одним словом?

Как вы понимаете слова «малая родина»?

Почему описание степи играет такую важную роль в произведении?

Символом чего является степь?

Мать Дом

эти понятия сливаются в единое целое

РОДИНА

9. Беседа о родном крае.

Какова основная мысль повести?

10. Рефлексия.

Домашние задание.

Выучить наизусть часть отрывка « Описание степи»(Из повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба»);

Написать письмо Андрию;

Подготовить иллюстрации к понравившимся эпизодам;

Анализ образа Остапа, Тараса, Андрия.

СТЕПЬ ДНЁМ

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то
пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного
моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по
неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как
в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся
поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому
брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы
сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх
своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела
на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще.
Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был
наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы,
распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик
двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем
озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в
синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною
черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем...
Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

ОПИСАНИЕ ВЕЧЕРНЕЙ СТЕПИ

Вечером вся степь
совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним
ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень
перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались
гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась
благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью
наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками
легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские
волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек.
Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики
выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь
свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из
какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в
воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег,
раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар
отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать,
пустивши по траве спутанных коней своих, Они раскидывались на свитках. На
них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный
мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, - все
это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало
дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то
ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей.
Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого
по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на
север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что
красные платки летали по темному небу.

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Анализ описания степи в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Ой, ты, степь, широкая,
Степь раздольная…….

Степь да степь кругом,
Путь далек лежит……..

Огромный и бесконечный степной простор, вольный и безграничный, как казачья душа, представляет читателю Н В Гоголь. В небольшом отрывке повести "Тарас Бульба" великий русский писатель мастерски создает высокохудожественный словесный портрет степи; ее географию (..все то пространство, которое составляет нынешняя Новороссия, до самого Черного моря,……), биологию (растительный и животный мир), цвета, запахи и звуки. Н.В. Гоголь действительно пишет портрет, так как степь представляется огромным живым существом, пробуждающимся, бодрствующим, отходящим ко сну, дышащим, меняющим цвет и состоящим, с свою очередь, из совокупности миллионов и миллионов других живых организмов. Дитя плодородной матери-земли и животворного отца-солнца степь величественна, юна и первобытна: "девственная пустыня", не тронутая рукой человека, являющая собой "зеленый океан", вытаптывать который, могли одни только кони.
Будучи великим мастером художественного слова, Николай Васильевич предстает перед читателем не статичным живописцем, а художником-оператором, предлагающим вниманию зрителя вначале общий план, а затем отдельные детали пейзажа; переводит объектив камеры с одного предмета на другой, с земли на небо и обратно, подчеркивая единство красот природы.
Степь зелено-золотая с брызгами разноцветных цветов днем, к вечеру приобретает темно-зеленый окрас и курится благовонием. Дикие травы, цветы и озера - хлебосольный дом для птиц, зверей и насекомых, наполняющих жилище свое музыкой разнообразных звуков. Птицы, обитатели стихий земли и воздуха, частые гости пейзажа: "неподвижно стоящие ястребы", "туча гусей", "чайка, купающаяся в синих волнах воздуха", "темная вереница лебедей" Вечером разноцветье степи уступает место разноцветью неба изголуба-темному с широкими полосами розового золота и белыми клоками облаков. Темная степь, усыпанная светящимися червями, подобна небу, усеянному яркими звездами.
Думаю, Н.В.Гоголь дает столь изумительное описание украинской степи не только потому, что сам испытывает трепет и восторг от этой картины, но и для более полной характеристики героев своей повести: широта степи - широта казачьей души, природа степи - природа казачества, многоцветье степи - многоцветье образов, зарево далеких пожаров в ночном небе - трагическая развязка повести. Степь для автора - образ горячо любимой Родины, могучей и прекрасной, величественной и безграничной, символ родной земли, плодородной и щедрой, способной рождать травы, как леса, людей, мужественных и отважных, как былинные витязи, характеры, непреклонные и твердые, как скала.

Описания степи Н.В.Гоголем необычайно поэтично, похоже на стихи в прозе. Текст изобилует массой художественных литературных приемов, помогающих созданию столь впечатляющей картины.
Внешний облик степи соткан из множества определений цветов и их оттенков: зеленый, золотой, синий, изголуба-темный, серебряно-розовый и т.д.. Восхищение степью автор передает с помощью прилагательных сравнительной степени ("прекраснее", "не могло быть лучше") и восклицания ("..Черт вас возьми, степи, как вы хороши!")
Сравнения ("..ветерок, как морские волны", "крик лебедя, как серебро", "..вереница лебедей…-….красные платки", "..кони, скрывшиеся в них /диких растениях/, как в лесу,.."), помогают читателю создать яркий визуальный ряд.
Изобилие метафор (".. волны.. растений..", " ..брызнули миллионы.. цветов", " ..колос пшеницы наливался..", " ..воздух наполнен /птичьим свистом/..", " ..чайка купалась.. в волнах воздуха.."), олицетворений ("солнце выглянуло", "сердца встрепенулись", "дремлющий слух"), эпитетов ("пестрое пространство", "розовое золото", "обольстительный ветерок", "легкие прозрачные облака", "серебряно-розовый свет") помогают представить степь живым существом.
Но более всего Н.В.Гоголю удается передать "музыку степи", ее нетрудно услышать, прочитав описание вслух.
С и С, коими изобилует текст - основной фоновый звук колыхающихся трав,
Ш и Ч - шуршание растений на ветру,
З и З - основной звук, издаваемый насекомыми(комары, осы, пчелы)
Довольно редко встречающиеся Ж - мохнатый и основательный шмель.
В многочисленных звукосочетаниях С Т, С Р, С Т Р, - сложно не уловит стрекотание кузнечиков и цикад.

Наш мир, созданный для любви и красоты, сотрясают войны, уродует вражда и ненависть и все это происходит на фоне прекрасного и бесстрастного пейзажа, созданного природой и гением великого русского писателя Н.В. Гоголя.