Пункт 92 инструкции 157н. Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету

С. Каргасок 06.11.2015г.

На основании распоряжения председателя Контрольного органа Каргасокского района от 11.09.2015г. № 19 и пункта 1.9 плана работы на 2015 год, утверждённого председателем Контрольного органа Каргасокского района 29.12.2014г. на основании распоряжения от 07.11.2014г. № 13, проведено контрольное мероприятие по проверке использования муниципального имущества, находящегося в собственности Киндальского сельского поселения.

Срок проведения проверки установлен с 16.09.2015г. по 07.10.2015г. , проверяемым периодом являлся 2014 год .

Контрольное мероприятие оформлено актом проверки от 02.10.2015г . № 8 .
Используемые в информации сокращения:

Федеральный закон 131-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон 161-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

Федеральный закон № 6-ФЗ - Федеральный закон от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

Федеральный закон 135-ФЗ О защите конкуренции - Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

Инструкция 157н - Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений)» .
Проверкой установлено.

В 2014 году отсутствовали нормативные документы:

- «Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом в муниципальном образовании «Киндальское сельское поселение»;

- «Порядок инвентарного и аналитического учёта объектов имущества казны»;

- «Положение об особенностях списания имущества муниципального образования «Киндальского сельского поселения».

К разработанным проектам первых двух вышеуказанных документов имеются замечания.

П редложено доработать проекты данных документов.
В Учетной политике включено часть разделов порядка учета, предусмотренных Инструкция № 157н для всех казенных учреждений. Включен раздел 4 по нематериальным активам, который не применяется в учете из-за отсутствия объекта учета. Сделана ошибочно ссылка на приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".

П редложено доработать Учётную политику исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности и выполняемых полномочий.
Установлены нарушения Инструкции № 157н:

Не организован за балансовый учет для части объектов стоимостью до 3 000 руб. Данные объекты необоснованно учитывались на балансовом счете 101;

Необоснованно начислялась амортизация на часть объектов до 3 000 руб.;

Ноутбук Machines имеет балансовую стоимость в размере 22 050 руб. со знаком минус;

Не начислена амортизации в размере 100% на часть объектов стоимостью от 3 000 руб. до 40 000 руб.;

Монитор, который относится к материальным запасам, поставлен на учёт как основное средство;

Часть объектов муниципального имущества не правомерно учитывалась на счете 101 «Основные средства», а не на счёте 108 «Нефинансовые активы имущества казны»;

Часть объектов имущества (музыкальные центры, светомузыка) учитывались на балансе Администрации Киндальского сельского поселения, а необходимо было учитывать на балансе МКУК "Киндальский БДЦ";

Часть объектов имущества на балансовом счете 101 Администрации сельского поселения, до сих пор числятся за материально-ответственным лицом Сысолиным Н.А. уволенным в 2012 году;

Списание винтовки мр-512 производилось с формулировкой «Списано на нужды учреждения»;

Мастерская (гараж) не правомерно учитывалась на счете 108 «Нефинансовые активы имущества казны», а не на счёте 101 «Основные средства»;

Неправомерно в составе недвижимого имущества казны учитывались боевая одежда пожарного, сварочный аппарат, генератор дизельный;

Неправомерно в составе движимого имущества казны учитывалась пилорама.

П
10объектов муниципального имущества в нарушение п. 4 ст. 2 Федерального закона 161-ФЗ переданы в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнергоснаб» Муниципального образования «Новоюгинское сельское поселение».

П редложено Администрации Киндальского сельского поселения передать эти объекты Предприятию или в безвозмездное пользование, или в аренду.
В нарушение статьи 17.1 Федеральный закон 135-ФЗ О защите конкуренции договора на аренду объектов заключались с индивидуальными предпринимателями без проведения конкурсов или аукционов.

П редложено устранить допущенные нарушения.
Установлены нарушения по объектам жилого фонда:

В договоре социального найма с Монголиным А.А. отсутствует подпись нанимателя. Часть договоров социального найма оформлены на одних лиц, а по ведомости начисления квартплаты проходят другие лица;

По 8 должникам за наём жилья задолженность составляет от 3-х месяцев до нескольких лет на сумму 75 413,64 руб., а со стороны Администрации Киндальского сельского поселения никаких мер по взысканию задолженности не принималось, исковые заявления в суд не предъявлялись;

Установлено расхождение в учете в размере 366,79 руб. между данными ведомости начисления платы на наём жилого помещения и данными счёта 205.21 «Расчёты с плательщиками доходов от собственности»;

На основании акта обследования от 31.03.2009г. № 1 двухквартирный жилой дом по адресу: с. Киндал, ул. Центральная, д. 46 признан ветхим. В акте не указан срок расселения и до сих пор в нём проживают люди;

Квартира, находящаяся по адресу: с. Киндал, ул. Школьная д. 7, кв. 2 не используется, так как находится в непригодном для проживания состоянии. При этом акт обследования жилья не составлен и жилой дом аварийным не признан;

Приватизированная квартира по адресу: с. Киндал, ул. Центральная, д. 14 не числилась ни в бухгалтерском учёте, ни в реестре муниципального имущества и, следовательно, не списывалась с баланса Администрации сельского поселения.

П редложено устранить допущенные нарушения.
На 2014 год план приватизации имущества казны не составлялся. В тоже время, два объекта приватизированы. Списание приватизированных объектов с баланса учреждения производилось без распорядительного документа Администрации сельского поселения.

П редложено не допускать подобные нарушения.
По ведению Реестра муниципального имущества Киндальского сельского поселения:

Представленный документ не соответствует Порядку ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011г. № 424;

Как по группам, так и в целом по Реестру поселения отсутствуют итоги количества учитываемых объектов, начисленной амортизации и т.д.;

При подсчёте итогов на 1 января 2014 года, установлено несоответствиеколичестваобъектов муниципального имуществав Реестре с ведомостью по имуществу казны;

В Реестре отсутствуют объекты основных средств, находящиеся в оперативном управлении и не правомерно переданные в хозяйственное ведение.

П редложено устранить допущенные нарушения.
Инвентаризация объектов имущества учитываемых на счетах 101 и 108 (Распоряжением от 26.11.2014 № 46) проведена формально.

Со всеми материально-ответственными лицами заключены договора о полной индивидуальной материальной ответственности без перечня закреплённых за ними объектов имущества, что не даёт возможности провести у них инвентаризацию объектов имущества.

П редложено:

За материально-ответственными лицами закрепить объекты имущества;

Провести годовую инвентаризацию в соответствии с установленными требованиями.
Акт проверки представлен главе Киндальского сельского поселения Волкову В.В. и подписан им. По результатам проверки в Администрацию Киндальского сельского поселения направлено Представление по устранению выявленных нарушений от 06.10.2015г. № 02-05-79. От Администрации Киндальского сельского поселения в Контрольный орган Каргасокского района поступил Ответ о принимаемых мерах по устранению допущенных нарушений и замечаний от 06.11.2015г. б.н.

По результатам проведённого контрольного мероприятия составлен отчёт, который представлен Председателю Думы Каргасокского района.

Копия акта проверки направлена Главе Каргасокского района для ознакомления его с исполнением Контрольным органом переданных ему полномочий.

Материалы проверки вошли в отчёт, представленный 05.11.2015г. депутатам на заседании Думы Каргасокского района.

На основании представленного запроса от 06.11.2015г. № 31-2015 материалы проверки переданы в Прокуратуру Каргасокского района.

Председатель _____________________ /Ю.А.Машковцев/

Финансовое ведомство скорректировало основной документ по бухгалтерскому учету для государственных (муниципальных) учреждений - Инструкцию № 157н. Приказ Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н (далее - Приказ № 124н), внесший изменения в указанную инструкцию, направлен на регистрацию в Минюст. В статье рассмотрим его основные положения, актуальные для образовательных учреждений.

План счетов

В соответствии с нововведениями в Едином плане счетов заменено наименование счета 201 06 : с «Аккредитивы» на «Денежные средства учреждения на специальных счетах в организации». Это влечет за собой поправки в п. 172 - 176 Инструкции № 157н , в которых идет речь о применении указанного счета. В этих пунктах слова «аккредитивы», «аккредитивные расчеты» заменены на «специальные счета».

Кроме того, План счетов дополнен забалансовым счетом 31 «Акции по номинальной стоимости». Он вряд ли может быть использован образовательным учреждением. Согласно введенным п. 389 , 390 Инструкции № 157н названный счет предназначен для учета акций по номинальной стоимости органом, осуществляющим полномочия акционера (иным органом). Принятие их к учету и выбытие осуществляется на основании первичных учетных документов по номинальной стоимости.

Аналитический учет по данному счету ведется в реестре учета (ф. 0504056) по количеству, эмитенту и с указанием реестрового номера, присвоенного в реестре федерального имущества.

Данные положения необходимо будет применять по мере организационно-технической готовности учреждений, после внесения изменений в учетную но позднее 1 октября 2015 года.

Общие положения по применению Инструкции № 157н

Учет объектов, стоимость которых выражена в За счет дополнений в п. 13 Инструкции № 157н разъяснено, в каком порядке ведется учет объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Они заключаются в следующем.

Данные объекты принимаются к учету в рублевом эквиваленте, на дату совершения операции путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ соответствующих валют по отношению к рублю. При отсутствии официального курса производится по курсу, определенному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) соответствующих государств курсам к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается ЦБ РФ.

Если учреждение постоянно осуществляет свою деятельность за пределами Российской Федерации, то особенности и правила пересчета стоимости объектов учета регламентируются главным распорядителем бюджетных средств субъекта учета по согласованию с Минфином.

Данный пункт дополнен также положением о том, что в рамках формирования учетной политики следует предусмотреть порядок перевода первичных документов, которые составлены не на русском языке.

Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов. В связи с внесением Приказом Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н (далее - Приказ № 90н) изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации , утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н , скорректирован п. 21 Инструкции № 157н .

Обновленная редакция указанного пункта представлена следующими положениями:

1. Единый план счетов содержит пять разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной отчетности и отражения показателей, необходимых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, для финансового анализа государственных заданий, бюджетных смет, планов ФХД учреждений, а также подготовки их проектов.

2. На основе Единого плана счетов и положений Инструкции № 157н для ведения бухгалтерского учета применяются:

  • План счетов бюджетного учета и Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета - казенными учреждениями, органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, наиболее значимыми бюджетными и автономными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджетов, иными организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, финансовыми органами;
  • План счетов казначейского учета и инструкции по его применению - органами, осуществляющими кассовое обслуживание;
  • планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений и соответствующие инструкции по их применению.

На основе упомянутых планов счетов учреждениями разрабатываются и утверждаются рабочие планы счетов бухгалтерского (бюджетного) учета.

3. Номер счета Плана счетов (рабочего плана счетов) состоит из 26 разрядов. Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражают:

Разряды 18 - 26-й номера счета образуют код счета бухгалтерского учета.

В разрядах с 1-го по 17-й рабочего плана счетов бюджетного учета отражается:

  • учреждениями - с 4-го по 17-й разряд - код классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, - с 1-го по 17-й разряд - код классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которым осуществляются операции по исполнению бюджета.

В 24 - 26-м разрядах номера счета рабочего плана счетов отражаются:

  • казенными, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, - коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
  • автономными учреждениями - аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной планом ФХД.

Применяемые коды видов финансового обеспечения (деятельности) не изменились.

4. Органам государственной власти, органам управления государственными внебюджетными фондами, органам управления территориальными государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов дополнительных разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности.

Указанные изменения в общих положениях Инструкции № 157н (п. 3.1 и 3.2 приложения к Приказу № 124н ) будут применяться при формировании учетной политики начиная с 2016 года и формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года.

С 1 января 2017 года будет действовать еще и введенный в Инструкцию № 157н п. 21.1 , в котором указано, что номер счета Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений в разрядах с 1-го по 4-й включает в себя код раздела, код подраздела расходов бюджета.

Учет основных средств

Нововведения в данном разделе четко определяют, какие инженерные системы следует включать в состав зданий и сооружений, а какие следует учитывать как самостоятельные объекты. В пункт 45 Инструкции № 157н , в котором идет речь об инвентарных объектах основных средств, внесены следующие дополнения: коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности, система отопления, включая котельную для отопления (если она находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются.

К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы, устройства и т. д.), например:

  • средства измерения, управления;
  • средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации;
  • средства вычислительной и оргтехники;
  • средства визуального и акустического отображения информации;
  • театрально-сценическое оборудование.

Санкционирование расходов

В пункт 308 Инструкции № 157н внесено дополнение: наконец-то дано определение принимаемых обязательств . Под ними понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных муниципальных учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.

Так как по счету 502 00 «Обязательства» аналитический код вида синтетического счета «Принимаемые обязательства» выделен отдельно и ему присвоен номер 7, из синтетических счетов «Принятые обязательства» с кодом 1 и «Принятые денежные обязательства» с кодом 2 исключено слово «принимаемые». Соответствующие изменения внесены в п. 319 Инструкции № 157н .

Забалансовый учет

Как мы уже указали выше, забалансовый учет дополнен счетом 31 «Акции по номинальной стоимости». Кроме этого, внесены некоторые поправки и уточнения в особенности использования действовавших ранее счетов. Так, в соответствии с новой редакцией п. 339 Инструкции № 157н забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета нереальной ко взысканию и списания с балансового учета учреждения. Учет названной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим закону способом.

Далее отмечено, что при возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений данных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Следующие изменения касаются забалансовых счетов 17 и 18 , по которым отражаются поступление и выбытие денежных средств по счетам учреждения. В пунктах 365 и 367 Инструкции № 157н установлено, что данные счета открываются (кроме счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения») и к счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Они предназначены для аналитического учета поступлений (выплат) денежных средств ((возврата указанных поступлений) (восстановления выплат)) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему ОФК (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.

Даны также пояснения к аналитическому учету по забалансовому счету 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет». Согласно новой редакции п. 370 Инструкции № 157н его следует вести с указанием даты зачисления невыясненных поступлений и даты их уточнения в порядке, установленном субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики.

Дополнение в п. 385 Инструкции № 157н дает четкие указания о том, что форменное обмундирование и специальную одежду, выданные сотрудникам, следует учитывать на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Приказом № 124н внесены следующие изменения в Единый план счетов и Инструкцию по его применению:

  1. Появился забалансовый счет 31 , сменил наименование счет 201 06 .
  2. Даны разъяснения по учету объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
  3. Порядок формирования номеров счетов бухгалтерского (бюджетного) учета приведен в соответствие Приказу № 90н.
  4. Разъяснено, какие инженерные системы следует включать в состав зданий и сооружений, а какие следует учитывать как самостоятельные объекты.
  5. Дано определение понятия «принимаемые обязательства».
  6. Задолженность неплатежеспособных дебиторов следует учитывать на забалансовом счете 04 не в течение пяти лет, а в течение срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.
  7. Забалансовые счета 17 и 18 открываются и к счету 210 03 .
  8. Форменное обмундирование и спецодежда учитываются на забалансовом счете 27 .

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

В продолжение статьи Т. Обуховой "Организация ведения бухгалтерского учета: новые правила" в этом материале рассмотрены изменения, которые планируется внести в методологию учета в части отражения отдельных операций финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, после вступления в юридическую силу:

– Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н (далее – Приказ Минфина РФ N 89н), который вносит изменения в Инструкцию N 157н*(1);
– приказа Минфина РФ, который будет вносить изменения в Инструкцию N 174н*(2).
Поскольку то, о чем мы будем говорить в статье, изложено не на основании нормативных актов, это не руководство к действию, а информация для сведения.

Изменения в учете объектов непроизведенных активов

Сегодня земельные участки, находящиеся у бюджетных учреждений на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". После вступления в силу Приказа Минфина РФ N 89н такие объекты будут учитываться на балансовом счете 0 103 00 000 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ) (новая редакция п. 71 Инструкции N 157н). Получение на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенных под объектами недвижимости), отражается в учете по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ) следующей записью:
Дебет счета 4 103 11 330
Кредит счета 4 401 10 180

Финансовые активы учреждения

При перечислении денежных средств на дебетовые банковские карты, а также при совершении расчетов с использованием банковских карт при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день используется счет 0 201 03 "Денежные средства учреждения в пути" (новая редакция п. 162 Инструкции N 157н).
С учетом этого предполагается в Инструкцию N 174 внести следующие изменения:
– выбытие денежных средств из кассы учреждения при внесении наличных средств с использованием банковских карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт) отражать записью:
Дебет счета 0 201 23 000
Кредит счета 0 201 34 000
– выбытие денежных средств из кассы учреждения при передаче наличных денежных средств инкассаторам:
Дебет счета 0 201 23 000
Кредит счета 0 201 34 000
– проведение операций по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:
Дебет счета 2 201 23 000
Кредит счета 2 205 31 000
– проведение операций по приему возвратов дебиторской задолженности с использованием расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:
Дебет счета 0 201 23 000
Кредит соответствующих аналитических счетов счета 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000
– поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм, инкассированных наличных денег, а также сумм внесенных с использованием расчетных (дебетовых) карт учреждения через банкомат, сумм полученных оплат, возвратов дебиторской задолженности с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:
Дебет счета 0 201 11 510
Кредит счета 0 201 23 610

Пример 1
Бюджетное учреждение в конце дня сдало сумму полученной за день выручки в размере 800 000 руб. инкассаторам.
В бухгалтерском учете операции по движению денежных средств будут отражаться следующим образом:

Новые правила учета расчетов по доходам

Минфин предполагает внести в инструкции N 157н, 174н новый счет 0 205 82 "Расчеты по невыясненным поступлениям" (п. 199 Инструкции N 157н).
Кроме того, планируется внести уточняющие правки в п. 93, 94 Инструкции N 174н, согласно которым:
– начисление доходов медицинскими бюджетными учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность по программе ОМС, отражать записью:
Дебет счета 7 205 31 560
Кредит счета 7 401 10 130
Напомним, что в действующей редакции п. 93 Инструкции N 174н для отражения такой операции предполагается использование счета 7 401 10 180;
– начисление доходов от аренды имущества бюджетного учреждения, переданного арендаторам:
Дебет счета 2 205 20 000
Кредит счета 2 401 10 120
– начисление задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным):
Дебет счета 0 209 83 560
Кредит счета 0 401 40 172
– начисление доходов будущих периодов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным):
Дебет счета 0 205 81 560
Кредит счета 0 401 40 180
– списание с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (невостребованной кредиторами по доходам):
Дебет счета 0 401 10 173
Кредит счета 0 205 00 000 с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежных дебиторов", списанной кредиторской задолженности на забалансовом счете 20 "Задолженность невостребованной кредиторами"
– уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом:
Дебет счета 2 302 00 000
Кредит счета 2 205 00 000

Расчеты с подотчетными лицами

Новая редакция п. 214 Инструкции N 157н звучит следующим образом. Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц на суммы полученных денежных средств допускается при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, по которым наступил срок представления авансового отчета. Из дословного прочтения этого пункта следует, что подотчетному лицу может быть выдано одновременно под отчет несколько сумм при условии, что по ранее выданным суммам не наступил срок представления авансового отчета. Однако это положение противоречит нормам п. 6.3 Порядка ведения кассовых операции*(3), согласно которым выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.
Денежные средства под отчет выдаются не только в валюте РФ, но и в иностранной валюте. Данные суммы подлежат переоценке в валюту РФ. Из положений новой редакции п. 215 Инструкции N 157н следует, что переоценка расчетов по выданным авансам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат в соответствующей иностранной волюте. Переоценка задолженности по принятым обязательствам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате обязательства в иностранной валюте и на отчетную дату (на дату формирования регистра бухгалтерского учета). При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по принятым обязательствам в иностранной валюте, с отнесение курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года для переоценки активов.
Расчеты с подотчетными лицами посредством технических средств (банкомата, электронного терминала) планируется отражать с использованием счета 0 210 23 000.

Пример 2
На банковскую карту подотчетного лица была перечислена подотчетная сумма с лицевого счета в размере 5 000 руб. на приобретение строительных материалов для ремонтных работ. Согласно авансовому отчету, представленному подотчетным лицом, у него остался остаток подотчетной суммы в размере 800 руб., который был зачислен на лицевой счет учреждения. Операции проводятся по коду вида деятельности 2.
В бухгалтерском учете операции по движению подотчетной суммы отражаются следующим образом:

Расчеты по недостачам

Приказ Минфина РФ N 89н вносит коррективы в порядок применения счета 0 209 00 000, который будет называться "Расчеты по ущербу и иным доходам". Данный счет будет применяться не только для учета сумм выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, сумм потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, но и для учета сумм:
– предварительных оплат, не возвращенных контрагентом, в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
– задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы);
– задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
– излишне произведенных выплат;
– принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев;
– ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.
При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных расходов.
В соответствии с этими изменениями корректировке подверглась и группировка расчетов по ущербу имуществу. Согласно действующей редакции п. 221 Инструкции N 157н группировка расчетов по ущербу имуществу осуществляется по группам поступлений, возмещаемых за причиненный ущерб имуществу по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:

– 80 "Расчеты по прочему ущербу".
Новая редакция этого пункта предполагает производить группировку расчетов по ущербу и иным доходам по следующим аналитическим группам синтетического счета объекта учета:
– 30 "Расчеты по компенсации затрат";
– 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия";
– 70 "Расчеты по ущербу нефинансовым активам";
– 80 "Расчеты по иным доходам".
На счетах расчетов по ущербу (счет 209 70) и иным доходам (счет 209 80) будут учитываться:
– расчеты по суммам задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
– расчеты по суммам ущерба в виде произведенных предварительных оплат в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведении претензионной работы;
– расчеты по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
– расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанные с судопроизводством (оплата судебных издержек);
– расчеты по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 0 205 00 000 "Расчеты по доходам".
Расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 "Расчеты по доходам", учитываются на счете 209 80 "Расчеты по иным доходам". Так, в п. 150 Инструкции N 174н планируется внести положения о том, что начисление доходов от реализации нефинансовых активов будет отражаться записью:
Дебет счета 2 209 83 0002
Кредит счета 2 401 10 172
Соответственно, в п. 109, 110 Инструкции N 174н планируется внести следующие новые нормы:
– суммы ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведении претензионной работы отражаются записью:
Дебет счета 0 209 30 560
Кредит счета 0 401 10 130
– суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний:
Дебет счета 0 209 30 560
Кредит счета 0 401 10 130
– суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск:
Дебет счета 0 209 30 560
Кредит счета 0 401 10 130
– расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек):
Дебет счета 0 209 30 560
Кредит счета 0 401 10 130
– суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправильного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения, суммы расходов, связанных с судопроизводством:
Дебет счета 0 209 41 560
Кредит счета 0 401 10 140
– уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов):
Дебет счета 2 302 00 830
Кредит счета 2 209 40 660
– уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), если оплата контракта (договора) осуществляется за счет средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания:
Дебет счета 2 304 06 830
Кредит счета 2 209 40 660

Расчеты с учредителем

В пункт 117 Инструкции N 174н планируется внести изменения и привести ее в соответствие с нормами Письма Минфина РФ от 18.09.2012 N 02-06-07/3798 и требованиями Инструкции N 33н*(4).
При закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления (от органов власти, государственных (муниципальных) учреждений) на объекты основных средств, нематериальных активов в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного учреждением за счет выделенных собственником средств, делается запись:
Дебет счета 4 401 10 172 "Доходы от операций с активами"
Кредит счета 4 210 06 000 "Уменьшение расчетов с учредителем"
При выбытии такого имущества методом "Красное сторно" делается такая же запись.

Расчеты с прочими дебиторами

Согласно нормам п. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе*(5) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 данного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
По мнению Минфина, на счете 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" следует отражать (новая редакция п. 235 Инструкции N 157н):
1) расчеты с дебиторами по операциям:
– предоставления обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе;
– обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков,
2) ожидаемые к поступлению налоги, сборы, иные платежи, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством, считается исполненной (согласно представленным декларациям (расчетам, иным документам);
3) иные операции, возникающие в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренные для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.

Налог на добавленную стоимость

Новая редакция Инструкции N 157н предполагает вместо счета 210 01 "Расчеты по по приобретенным материальных ценностям, работам, услугам" использовать счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам" для учета (п. 224 Инструкции N 157н):
– расчетов по суммам , полученным предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) в рамках деятельности учреждения, облагаемой в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ;
– расчетов по суммам , предъявленным поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, начисленного и уплаченного учреждением в качестве налогового агента в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.
Уменьшение суммы , подлежащей оплате в бюджет, на сумму налога, начисленного при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, отражается записью:
Дебет счета 0 303 04 830
Кредит счета 0 210 11 660
В свою очередь, списание суммы на увеличение стоимости нефинансовых активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ, отражается записью (новая редакция п. 113 Инструкции N 174н):
Дебет счета 0 100 00 000
Кредит счета 0 210 12 660

Резервы предстоящих расходов

В Инструкцию N 157н будет введен новый счет 401 60 "Резервы предстоящих расходов". По мнению Минфина, на данном счете следует отражать (п. 302.1 Инструкции N 157н):
– расходные обязательства, возникающие у учреждения вследствие принятия других обязательств (например: оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки и т.д.);
– расходные обязательства, возникшие у учреждения в силу законодательства при принятии решения о реструктуризации деятельности, в том числе при принятии решения о реорганизации учреждений, изменении структуры учреждений (создании или ликвидации филиалов, обособленных структурных подразделений, изменении видов деятельности);
– расходные обязательства, оспариваемые в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек), в том числе в случае, когда главный распорядитель средств бюджета публично-правового образования выступает в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по искам к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту; предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;
– расходные обязательства по понесенным расходам, по которым своевременно не поступили расчетные документы (коммунальные услуги, услуги связи);
– иные случаи, предусмотренные при формировании учетной политики учреждения.
Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.
Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально признан.

Принятие обязательств

Новая редакция п. 318 Инструкции N 157н предполагает разграничить понятия "принятые обязательства" (счет 0 502 01), "принятые денежные обязательства" (0 502 02), "принимаемые обязательства" (0 502 07) и "отложенные обязательства" (0 502 09).

Забалансовый учет

Счет 02 "Материальные ценности, принятые на хранение". Новой редакцией п. 335 Инструкции N 157н предусмотрено, что этот счет будет использоваться в том числе для учета имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации) до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения), в том числе в связи с физическим или моральным износом (нецелесообразностью его дальнейшего использования).

Пример 3
Бюджетным учреждением принято решение о списании оборудования, непригодного для дальнейшей эксплуатации. Оборудование было приобретено за счет средств учредителя и учтенное в составе особо ценного движимого имущества. Данное оборудование подлежит демонтажу, работы по которому будут производиться специально нанятым для этого работником. Балансовая стоимость оборудования – 600 000 руб., сумма начисленной амортизации составила 560 000 руб. Цифры в примере приведены условные.
В бухгалтерском учете операции по списанию оборудования будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Списана начисленная по оборудованию амортизация

Списана остаточная стоимость оборудования
(600 000 руб. – 560 000 руб.)

Отражены расчеты с учредителем методом "Красное сторно"

Отражено на забалансовом счете оборудование, подлежащее монтажу, в условной оценке, как это предусмотрено учетной политикой учреждения и в соответствии с нормами п. 335 Инструкции N 157н

Списано оборудование с забалансового учета после демонтажных работ

Счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов". Планируется ввести норму о том, что списание дебиторской задолженности с забалансового счета 04 осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству (п. 339 Инструкции N 157н).
Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных". Согласно изменениям, которые планируется внести в п. 349 Инструкции N 157н, он будет содержать норму о том, что при выбытии транспортного средства материальные ценности, установленные на нем, списываются с забалансового счета.
Счет 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" и счет 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения". На данных забалансовых счетах отражаются операции по движению денежных средств на счете 0 201 34 "Касса", предполагается отражать на этих забалансовых счетах (п. 365, 367 Инструкции N 157н).
Счет 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)". Учет имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением осуществляется на забалансовом счете 27 (п. 385 Инструкции N 157н). Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа по балансовой стоимости. Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании первичного учетного документа по стоимости, по которой объекты ранее были приняты к забалансовому учету.
Счет 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц". Новая редакция Инструкции N 157н предполагает на этом счете вести учет расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий, иных выплат физическим лицам через отделения Почты России, платежных агентов).

Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.

*(3) Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого

Приказом Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н (далее – Приказ № 148н) вносятся очередные изменения в Инструкцию № 157н. В настоящее время данный документ размещен на сайте финансового ведомства и находится на регистрации в Минюсте. Рассмотрим, какие нововведения, актуальные для учреждений образования, подготовило оно для бухгалтеров.

Единый план счетов.

Единый план счетов претерпел небольшие изменения. Например, исключен счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения».

Из наименования счета 206 63 убрали слово «пенсиям», теперь он называется так: «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления».

Общие положения .

В пункте 3 Инструкции № 157н приведены рекомендации, которые учреждения должны учитывать при ведении бухгалтерского учета. В частности, абз. 12 названного пункта установлено, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. В целях Инструкции № 157н существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой могут повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Приказом № 148н вносятся дополнения, согласно которым не влияет на достоверность бухгалтерской отчетности наличие ошибок и (или) искажений по показателям бухгалтерской отчетности учреждений, не влияющих на экономическое решение их учредителей, принимаемое на основании данных такой отчетности, и не формирующих показатели, необходимые для оценки исполнения учреждениями условий получения субсидий.

Кроме того, введено новое понятие – «принцип осмотрительности». Оно означает следующее: при ведении бухгалтерского учета учреждение должно обеспечивать приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов.

Исправление ошибок.

В соответствии с п. 18 Инструкции № 157н дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным учреждением, – справкой (ф. 0504833). Указанный документ должен содержать:

    информацию по обоснованию внесения исправлений;

    наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии);

    период, за который он составлен;

    период, в котором были выявлены ошибки (это требование введено Приказом № 148н).

Также Приказом № 148н установлено, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской отчетности.

Инвентаризация.

Приказом № 148н в п. 20 Инструкции № 157н, регулирующий проведение инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств, внесены уточняющие правки, согласно которым инвентаризации подлежат и иные объекты бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах, и проводится в целях составления годового отчета (ранее – перед составлением).

Рабочий план счетов.

Порядок формирования рабочего плана счетов прописан в п. 21 Инструкции № 157н. Приказом № 148н уточнено,что формирование рабочего плана счетов (в 1 – 17-м разрядах номера счета – соответствующих кодов бюджетной классификации РФ (их составных частей), в 24 – 26-м разрядах – КОСГУ) осуществляется с учетом положений, предусмотренных инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, плана счетов казначейского учета, плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.

Нефинансовые активы.

Пункт 22 Инструкции № 157н содержит информацию, какие активы учитываются на счетах раздела «Нефинансовые активы». Приказом № 148н уточнено, что на этих счетах должны учитываться и активы, переданные в аренду, безвозмездное пользование, в доверительное управление, а также имущество, являющееся объектом концессионного соглашения.

Напомним: согласно п. 27 Инструкции № 157н фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлены (завершены) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости данного объекта. Согласно изменениям, внесенным в этот пункт Приказом № 148н, такая передача вложения осуществляется на основании извещения (ф. 504805) с приложением документов, подтверждающих объем произведенных капитальных вложений по завершенным работам (этапам работ).

Как известно, единицей учета основных средств является инвентарный объект. Приказ № 148н уточняет, что инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету согласно особенностям, установленным в п. 45 Инструкции № 157н и с учетом группировки объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов. Данное изменение носит корректирующий характер из-за отмены действия с 01.01.2017 ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, в связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, которым принят ОК 013-2014 «Общероссийский классификатор основных фондов» (ОКОФ) (СНС 2008).

Нематериальные активы.

В пункте 56 Инструкции № 157н приведено определение нематериальных активов, подлежащих учету на счете 102 00. Из него исключено условие, согласно которому объекты нефинансовых активов при отнесении их к нематериальным активам должны неоднократно и (или) постоянно использоваться в деятельности учреждения на праве оперативного управления.

В правила формирования первоначальной стоимости нематериальных активов также внесены изменения. В частности, не включаются в указанную стоимость:

    регистрационные сборы, государственные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов;

    вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;

    суммы, уплачиваемые учреждением за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) объектов нематериальных активов;

    суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ (при создании нематериального актива).

Также скорректированы расходы, не включаемые в сумму фактических вложений, в частности, уточнено, что в эту сумму не входят расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, оказываемым учреждением по договорам (контрактам) . До внесения изменений не включались расходы по работам предшествующих отчетных периодов, которые были признаны доходами и расходами.

Расчеты по доходам.

В пункте 199 Инструкции № 157н приведена группировка расчетов на счете 205 00 «Расчеты по доходам» по аналитическим группам синтетического счета объектов учета.

Согласно внесенным Приказом № 148н изменениям на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование», учитываются на обязательное социальное страхование, до внесения изменений учитывались поступления от бюджетов.

Расчеты по выданным авансам.

Напомним, на счете 206 00 «Расчеты по выданным авансам» учитываются расчеты по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам) (п. 202 Инструкции № 157н).

В частности, авансы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда должны отражаться на счете 206, содержащем аналитический код группы синтетического счета «Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов. Приказом № 148н к этому коду группы добавлен аналитический код вида синтетического счета 1 «Расчеты по оплате труда», то есть 206 11. Следует заметить, что в едином плане счетов, приведенном в приложении 1 к Инструкции № 157н, такой счет есть; получается, что данная поправка коснулась только текстовой части приложения 2 Инструкции № 157н.

В счете 206, содержащем аналитический код группы синтетического счета «Расчеты по авансам по социальному обеспечению», исключен аналитический код вида 1 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения». В начале статьи уже говорилось о том, что счет 206 61 исключен из единого плана счетов.

Санкционирование расходов.

Пунктом 312 Инструкции № 157н установлено, что не переносятся на следующий финансовый год показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года.

Здесь же приведены особенности переноса показателей (остатков) по санкционированию расходов, сформированных в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, на аналитические счета санкционирования расходов:

    показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), – на счета санкционирования текущего финансового года;

    показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), – на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);

    показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, – на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

Из изменений, внесенных Приказом № 148н в этот пункт, вытекает, что подлежат переносу не только остатки, но и обороты.

Подведем итоги. В едином плане счетов скорректировано наименование счета 20663, исключен счет 20661. Поправки, внесенные в Инструкцию № 157н, уточняют порядок отражения ошибок, обнаруженных в регистрах бухучета, порядок учета отдельных объектов нефинансовых активов, в частности нематериальных активов. Также скорректированы особенности расчетов по доходам, по выданным авансам.

Следует добавить, что Приказом № 148н внесены изменения в требования к принятию к учету и определению оценочной стоимости ценностей Госфонда (Госфонда субъекта РФ), но в статье они не рассмотрены как неактуальные для учреждений образования.

В связи с вступлением в силу в 2018 году ряда федеральных стандартов возникла необходимость в корректировке Единого плана счетов и Инструкции по его применению (далее – Инструкция № 157н). 26 апреля 2018 года зарегистрирован в Минюсте Приказ Минфина РФ № 64н, которым вносятся изменения в указанный документ.

Единый план счетов.

Новые счета.

Прежде всего перечислим новые счета, введенные в Единый план счетов.

Номер счета

Наименование счета

Непроизведенные активы – иное движимое имущество

Непроизведенные активы – в составе имущества концедента

Амортизация имущества в концессии

Амортизация нематериальных активов – особо ценного движимого имущества учреждения

Амортизация нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения

Амортизация прав пользования непроизведенными активами

Амортизация имущества казны в концессии

Вложения в имущество концедента

Прочие активы, составляющие казну

Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии

Недвижимое имущество концедента, составляющее казну

Движимое имущество концендента, составляющее казну

Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну

11100

Права пользования активами

Права пользования нефинансовыми активами

Права пользования жилыми помещениями

Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)

Права пользования машинами и оборудованием

Права пользования транспортными средствами

Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным

Права пользования биологическими ресурсами

Права пользования прочими основными средствами

Права пользования непроизведенными активами

11400

Обесценение нефинансовых активов

Обесценение недвижимого имущества учреждения

Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения

Обесценение иного движимого имущества учреждения

Обесценение прав пользования активами

Обесценение жилых помещений

Обесценение нежилых помещений (зданий и сооружений)

Обесценение инвестиционной недвижимости

Обесценение машин и оборудования

Обесценение транспортных средств

Обесценение инвентаря производственного и хозяйственного

Обесценение биологических ресурсов

Обесценение прочих основных средств

Обесценение нематериальных активов

Обесценение непроизведенных активов

Обесценение земли

Обесценение ресурсов недр

Обесценение прочих непроизведенных активов

Расчеты по доходам от финансовой аренды

Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами

Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств

Расчеты по доходам от процентов по иным финансовым инструментам

Расчеты по доходам от дивидендов от объектов

Расчеты по доходам от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

Расчеты по иным доходам от собственности

Расчеты по доходам от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования

Расчеты по доходам от платы за предоставление информации из государственных источников (реестров)

Расчеты по условным арендным платежам

Расчеты по субсидиям на иные цели

Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений

Расчеты по авансам по страхованию

Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений

Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования

Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений

Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)

Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафных санкций по долговым обязательствам

Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций

Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов

Расчеты по доходам от компенсации затрат

Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет

Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)

Расчеты по доходам от страховых возмещений

Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)

Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия

Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному

Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет

Расчеты по страхованию

Расчеты по услугам, работам для целей капитальных вложений

Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами

Расчеты по другим экономическим санкциям

Расчеты по иным расходам

Консолидируемые расчеты года, предшествующие отчетному

Консолидируемые расчеты иных прошлых лет

Иные расчеты года, предшествующего отчетному

Иные расчеты прошлых лет

Доходы финансового года, предшествующего отчетному

Доходы прошлых финансовых лет

Расходы финансового года, предшествующего отчетному

Расходы прошлых финансовых лет

    227 «Страхование»;

    228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»;

    229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».

Исключенные счета.

Некоторые счета исключили из Единого плана счетов:

    10240 «Нематериальные активы – предметы лизинга»;

    10540 «Материальные – предметы лизинга»;

    10740 «Предметы лизинга в пути»;

    10990 «Издержки обращения».

Новая редакция счетов.

Старая редакция

Новая редакция

10140 «Основные средства – предметы лизинга»

10190 «Основные средства – имущество в концессии»

10102 «Нежилые помещения»

10102 «Нежилые помещения (здания и сооружения)»

10103 «Сооружения»

10103 «Инвестиционная недвижимость»

10106 «Производственный и хозяйственный инвентарь»

10106 «Инвентарь производственный и хозяйственный»

10107 «Библиотечный фонд»

10107 «Биологические ресурсы»

10440 «Амортизация предметов лизинга»

10440 «Амортизация прав пользования активами»

10402 «Амортизация нежилых помещений»

10402 «Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений)»

10403 «Амортизация сооружений»

10403 «Амортизация инвестиционной недвижимости»

10406 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря»

10406 «Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного»

10407 «Амортизация библиотечного фонда»

10407 «Амортизация биологических ресурсов»

10458 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»

10452 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»

10459 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны»

10454 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны»

10610 «Вложения в недвижимое имущество учреждения»

10610 «Вложения в недвижимое имущество»

10620 «Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения»

10620 «Вложения в особо ценное движимое имущество»

10630 «Вложения в иное движимое имущество учреждения»

10630 «Вложения в иное движимое имущество»

10640 «Вложения в предметы лизинга»

10640 «Вложения в объекты финансовой аренды»

10853 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»

10853 «Ценности государственных фондов России»

20530 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

20530 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»

20540 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

20540 «Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба»

20550 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»

20550 «Расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов»

20521 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов»

20521 «Расчеты по доходам от операционной аренды»

20531 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг»

20531 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)»

20541 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»

20541 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках»

20581 «Расчеты с плательщиками прочих доходов»

20581 «Расчеты по невыясненным поступлениям»

20589 «Расчеты по невыясненным поступлениям»

20589 «Расчеты по иным доходам»

20640 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям»

20640 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям»

20650 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам»

20650 «Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам»

20641 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»

20641 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»

20642 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

20642 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

20651 «Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

20651 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

20691 «Расчеты по авансам по оплате прочих расходов»

20996 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов»

20891 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов»

20891 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов»

20940 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»

20940 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»

20983 «Расчеты по иным доходам»

20989 «Расчеты по иным доходам»

30291 «Расчеты по прочим расходам»

30293 «Расчеты по штрафам за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)»

Инструкция №157н.

Общие положения.

Положения Инструкции №157н по бюджетному учету должны применяться одновременно с нормами, установленными Стандартом «Концептуальные основы». Определения терминов, которые используются в Инструкции №157н по бюджетному учету, должны применяться в значениях, приведенных в федеральных стандартах.

В пункт 3 Инструкции №157н введены уточнения, согласно которым:

  • учет на забалансовых счетах, включенных в рабочий план счетов учреждения, ведется по простой системе бухгалтерских записей (абз. 2 п. 3 в новой редакции). Ранее эта норма была прописана в п. 332 Инструкции №157н, таким образом, указанное правило, из одного пункта перенесли в другой;
  • как и прежде, при ведении бухгалтерского учета учреждение обеспечивает приоритетное признание в учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, но отражать указанные объекты учета необходимо по самым консервативным оценкам – не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы (принцип осмотрительности) (абз. 14 п. 3 в новой редакции). Таким образом, уточнены особенности применения принципа осмотрительности.

Напомним, п. 4 Инструкции № 157н содержал требования к формированию и предоставлению информации при ведении бухгалтерского учета, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю. Приказом Минфина РФ № 64н данные требования упразднены, и аналогичные нормы прописаны в п. 18 Стандарта «Концептуальные основы». А пункт 4 Инструкции № 157н изложен в новой редакции: ведение бухгалтерского учета учреждения осуществляется его структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В дополнение к этому пункту в п. 5 Инструкции № 157н введен новый абзац следующего содержания: в случае передачи учреждением на основании договора (соглашения) полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии ведение бухгалтерского учета учреждения осуществляется структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий.

Правила документооборота.

В пункте 6 Инструкции №157н приведен перечень документов, которые учреждение вправе утвердить в рамках учетной политики. В целом он остался прежним, Приказом Минфина РФ №64н добавлено положение, согласно которому учреждение в рамках учетной политики утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по представлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета.

Обратите внимание:

Учреждение обеспечивает хранение документов учетной политики и других документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, не менее пяти лет после года, в котором они использовались при ведении бухгалтерского учета и (или) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (абз. 12 п. 6 Инструкции № 157н в новой редакции).

Первичные учетные документы.

В пунктах 7 – 9 Инструкции № 157н содержались требования к оформлению, формированию и учету первичных учетных документов. Приказом Минфина РФ № 64н эти пункты признаны утратившими силу, так как порядок работы с первичными учетными документами регламентирован п. 20 – 28 ч. II Стандарта «Концептуальные основы».

Регистры бухгалтерского учета.

Пункты 10 – 11 Инструкции № 157н изложены в новой редакции и содержат следующие положения о применении регистров бухгалтерского учета:

1) систематизация, обобщение и (или) группировка и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, осуществляются в регистрах бухгалтерского учета (п. 10 в новой редакции);

2) регистры бухгалтерского учета составляются по унифицированным формам, установленным в рамках бюджетного законодательства (п. 11 в новой редакции).

Не вошли в новую редакцию указанных пунктов требования к обязательным реквизитам регистров бухгалтерского учета, к правилам их ведения (они приведены в ст. 10 Закона № 402 – ФЗ), перечни регистров бухгалтерского учета (содержатся в Приказе Минфина РФ № 52н).

Хранение бухгалтерских документов.

Положения о хранении первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в п. 14 Инструкции № 157н изложены по – новому. В частности, согласно Приказу Минфина РФ № 64н хранение указанных документов, регистров и отчетности организуется руководителем учреждения и (или) руководителем централизованной бухгалтерии.

При смене руководителя учреждения и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, обеспечивается передача документов бухгалтерского учета учреждения. Порядок передачи документов определяется учреждением в рамках формирования его учетной политики либо в случае передачи полномочий ведения бухгалтерского учета по договору (соглашению) централизованной бухгалтерии – таким договором (соглашением) (п. 14 Инструкции № 157н в новой редакции). Кроме того, особенности хранения бухгалтерских документов регламентированы в п. 13, 32, 33 Стандарта «Концептуальные основы».

Изъятие документов.

Из пункта 17 Инструкции № 157н убрали положение, согласно которому в случае изъятия регистров бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии этих регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Аналогичное требование содержит п. 32 Стандарта «Концептуальные основы» и применяется при изъятии не только регистров бухгалтерского учета, но и первичных (сводных) учетных документов.

Инвентаризация.

Пункт 20 Инструкции № 157н, содержащий требования к проведению инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах, признан утратившим силу. Связано это с тем, что основные требования к инвентаризации активов и обязательств установлены в разд. VIII Стандарта «Концептуальные основы», они аналогичны закрепленным в п. 20. Таким образом, законодатель устранил из Инструкции № 157н повторяющуюся норму.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится активов и обязательств.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 Стандарта «Концептуальные основы»).

* * *

В заключение обратим ваше внимание на следующие моменты:

1. После федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора Инструкция № 157н служит основополагающим документом для ведения бухгалтерского учета учреждений всех типов. Поэтому вносятся изменения в первую очередь в эту инструкцию. В настоящее время в Минюсте прошли регистрацию приказы Минфина:

    от 31.03.2018 № 65н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Ин струкции по его применению» (зарегистрирован 26.04.2018 № 50911);

    от 31.03.2018 № 66н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован 26.04.2018 № 50908);

    от 31.03.2018 № 67н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован 27.04.2018 № 50923).

2. В Приказе Минфина РФ № 64н нет положений о вступлении его в силу. Возможно, он начнет действовать по общему правилу через 10 дней после официального опубликования, а может быть принят порядок вступления в силу письмом или приказом Минфина.

3. Единый план счетов претерпел значительные изменения: некоторые счета исключены, некоторые изложены в новой редакции, также введены новые счета. Из общих положений Инструкции № 157н исключены положения, дублирующие нормы Стандарта «Концептуальные основы».

4. В статье приведены изменения, внесенные в Единый план счетов и общий порядок его применения. В следующих номерах продолжим рассматривать другие разделы Инструкции № 157н.