Как сделать меч дао из дерева размеры. Китайское холодное оружие гуань дао: описание, характеристики, история и интересные факты

Древний Китай всегда славился огромным разнообразием холодного оружия. Весомое место в китайских классификациях оружия занимает «Дао» - вид однолезвийного режуще-рубящего оружия. Иероглифом "Дао" обозначается оружие, которое имеет изогнутое лезвие и заточку с одной стороны. Следовательно, приставку дао добавляют к ножам, саблям, и даже к алебардам (правда в данной трактовке добавляется "да" - "большой"). Дао назывались даже японские мечи, правда, так их называли только Китайцы.

– это наиболее стародавний вид холодного оружия в китайской культуре. Упоминание об этих мечах связывают еще с царем Суйхуаном. Что из себя представляет меч-дао ? Существует его несколько разновидностей, описанных в "Истинных записях о образе двоицы "- "Есть оружие четырёх строёв , начинающееся еще со сражения Чи Ю и Хуaн-ди в Чжуoлу; есть меч тропы , который используется в строю; есть меч стенового строя , для защиты; есть длинный меч – меч генерала. Есть меч вида – атрибут военного министра". Немного о теории изготовления дао. Железо несколько раз выжигалось, лезвие изготавливалось из стали, которая заблаговременно рафинировалась, от спинки до лезвия меч был ровным, кончик заострялся. Рукоять была из дерева, твердых пород. Длина Дао на прямую зависела от вида.

Меч-д был очень распространен в древнем Китае. Ведь, ("большой меч") сражался всадник, яод ("поясной меч") - для пехотинца, а алебарда-пудaо ("простой меч") и шуаншоуд ("двуручную ленту") была универсальной: подходил и для пешего воина, и для наездника. Меч-д мог разрубать, срубать, преграждать, уколоть и разрезать противник. Техника владения им проще техник копья. Исходя из истории войн, такой меч использовали и генералы и солдаты.

Есть много разновидностей мечей Дао, но в целом их объединяют в три большие группы:

1.Длинные древковые Дао – Гуань Дао 关刀 (Янь Юе Дао偃月刀), Сян Би Дао象鼻刀, Пу Дао 朴刀 иШуан Шоу Дай双手带;

2. Двуручные дао- Да Дао 大刀(Кань Дао 砍刀), Чжань Ма Дао 斩马刀 и Чан Дао长刀;

3. Поясные дaо 佩刀 ― чжибэйдaо 直背刀, яньмаодaо 雁毛刀, водaо 倭刀, цицзядaо 戚家刀, люедaо 柳叶刀, пяньдaо 片刀, нювэйдaо 牛尾刀, дуаньдaо 短刀, шуандaо 双刀, наньдaо 南刀
(худедaо 蝴蝶刀 и худешуандaо 蝴蝶双刀).
Еще из древних веков, сложилось так, что в известной всем тактике «боя богомола» применяются три вида дао, принадлежащие к первым двум группам: гуаньдaо, шуаншоудай и нювэйдaо. Эта статья посвящена группе поясных дао.

Как гласит историческая литература и исследования археологии, в стародавнем Китае до 13-го столетия, который отожествляется с монгольским завоеванием, повсеместно использовалась только один вид поясных дао, которые имел общее название чжибэйдaо, что в переводе означает – «прямо спинные мечи» или как их еще называли «мечи с железным кольцом» (техуаньдaо).

По историческим данным это прямой меч с одним лезвием и небольшим изгибом близко к острию, и закруглением на рукоятке. Чжибэйдaо по внешнему виду очень напоминал , который был очень популярен в те времена и характеризовался остротой с обеих сторон.
Технология изготовления меча не менялась веками. Правда, начиная с династии Юань (1271-1368 гг.), технологии изготовления и применения чжибэйдaо изменилася, все это результат влияния военных достижений монгольских завоевателей. Начиная с этого времени в Китае взяли преимущество четыре вида однолезвийных мечей, которые имели одно название - пэйдaо (佩刀), что в переводе означает - поясной меч с гардой, по типу креста или диска. Такой меч воин носил на особом подвесе (тилянгу) из плетеного шнура с определенной скобой, которая крепилась с лева к поясу.

Пэйдaо переносился лезвием вниз, при этом рукоять меча была направленной назад. Такая традиция, вначале была заимствована монголами у различных племен, проживавших в те времена в области Алтая, Тувы и Урала, а затем такая теория ношения оружия была развита маньчжурами. Такая постановка не мешала носить с собой и лук, который был необходим воинам. Из ножен пэйдaо вынимался достаточно просто: воин левой рукой подталкивал ножны назад и вверх, в след меч переворачивался лезвием вверх и рукоятью вперед. Такая тактика позволяла одновременно наносить режущий удар по противнику. Такие действия с легкостью выполнялись воинами и на скаку и в пешем бою. Был еще второй вариант выхватывания пэйдaо, который использовался уже вне войны: воин подбивал ножны назад за спину и выхватывал меч справа, но уже лезвие уже было направлено вниз. Не исключен был и третий вариант вынимания схожий со вторым, так как тоже происходил лезвием вниз, но во время выхватывания одновременно следовало обратное движение ножен влево и назад. Такой вариант давал возможность наносить урон и мечом и ножнами, что давало весомое преимущество перед противником.

В годы влавствования династии Мин (1368-1644 гг.), китайский народ практически повсеместно использовал круглую гарду, которая имеет японские корни, которую сочетали с общепринятыми, уже китайско-монгольскими лезвиями и рукоятями. Начиная с этого момента, и закончила свое формирование первая категория поясных мечей с одним лезвием под обобщенным наименованием «мечи гусиное перо» (яньмаодaо). Клинок имел прямую форму с плавным изгибом только в верхней трети вблизи острия, такая техника изготовления давала расширенные возможности использования меча: рубяще-режущие движения, колющие движения. Рукоять была прямая. Навершие рукояти делалось квадратным или круглым. К сожалению уже к концу 13 столетия это меч престал быть популярен, такие изменения связывают с различного рода историческими причинами. Хотя в некоторых школах не изменили традициям, и такой меч используется и в наше время.

В середине 16 века появилась еще одна категория пэйдaо, такой поворот в китайском оружии произошел не без влияния японских клинков тати и одaти. К этой новой категории относят два новых вида мечей: «мечи семьи Ци» (цицзядaо) и «мечи ивовый лист» (люедaо), включены в категорию были и «короткие мечи» (дуаньдао). Меч цицзядaо – это немного усеченный вариант, которые в простонародии назывались “мечи подрезающие коня” (чжаньмадaо), относящихся к длинно древковым однолезвийным, а также длинно клинковым мечам и в последующем внесли свой вклад в развитие одного из устоявшихся видов длинно древковых мечей армии цин - шуаншоудaй. Мечи чжаньмадaо берут свое начало с Сунской династии, успешно использовались в битвах и сражениях, а однозначной целью его использования было отрубить ноги лошади.

Дальнейшая их история связана с великим минским генералом Ци Цзигуан (1528-1588 гг.). Он пораженный эффективностью и практичностью, а также эстетическим видом японских мечей, которые брали на вооружение японские пираты “вокoу”, одновременно являюсь заклятыми врагами генерала, взял за основу японский тати (китайцы с насмешкой называли их “мечи лилипутов” водaо) и соединил его с чжаньмадaо. Так появился широко известный «Меч семьи Ци» (цицзядaо). Стоит отметить, что как «цицзядaо», так и его про родитель «водaо» имели большую ценность в прибрежных районах минского Китая.

Второй тип мечей пэйдaо под общим названием «меч ивовый лист» (люедaо) имел такие отличительные черты, как изогнутая рукоять и довольно узкое лезвие, плавно изгибавшимся к острию по всей длине клинка – это идеальная форма для рубяще-режущих техник как верхом на коне, так и в пешем бою. Именно таким мечам отдавали свое предпочтение маньчжуры, которые в свою очередь славились воинственностью. Люедaо зачастую и очень успешно использовались как против самих китайцев, так и против их соседей. Это и объясняет популярность этих мечей в императорской армии династии Ци (1644–1912 гг.).

Третья категория пэйдaо называлась «рубящие мечи» (пяньдaо), ее же отличительной особенностью было более акцентированный изгиб клинка, что увеличивало его режущую силу в ближнем бою. Хотя использовались такие мечи достаточно редко.

К четвертой категории относились «мечи коровий хвост» (нювэйдaо). Эти мечи ничто иное как модификация меча «ивовый лист», которая осуществлялась постепенным утолщением ширины лезвия к острию, где окончание по форме напоминает кисточку коровьего хвоста, а ее верхняя часть, называемая елмaнь, остро заточена.

Меч пэйдaо, который широко используется в разделе фехтования «боя богомола» мэйхуa, имеет самоназвание “ланьмэньдaо” 拦门刀, что означает “преграждающий врата меч”. Это название походит от классической одноименной формы ланьмэньдaо, которая является основой фехтовальных техник «боя богомола» мэйхуa. Стандартная длина всего меча составляет немногим более 10о см, а клинок при этом - 79-80 см3. Мечи «ланьмэньдaо» куются из многослойной псевдо-дамасской стали “хуавэньгaн”, а ножны покрывали черной акульей кожей.

Если же классифицировать ланьмэньдaо согласно форме клинка поясных мечей пэйдaо, которая была приведена выше, то ясно, что он относится к категории нювэйдaо, хотя и заметна признаки люедaо. Соответственно он является промежуточным звеном в перевоплощении мечей люедaо в новый вид мечей нювэйдaо. Именно эти мечи стали весьма популярными в середине 18 столетия, а изначально использовались исключительно мастерами боевых искусств, деревенским ополчением и повстанцами разных иерархий.

Части из которых состоит пэйдaо на примере «Преграждающего врата меча» (ланьмэньдaо):
а) черен/рукоять ― дaобин ― 刀柄;
б) головка/нaвершие ― биншoу ― 柄首;
в) крестовина/гардa ― дaопань ― 刀盘;
г) муфта ― дaогу ― 刀骨;
д) клинок ― дaошэнь ― 刀身;
е) лезвие ― дaожэнь ― 刀刃;
ж) тупьё ― дaобэй ― 刀背;
з) остриё ― дaоцзянь ― 刀尖
и) голомень ― дaомянь ― 刀面;
к) елмань ― дaошанжэнь ― 刀上刃.

На сегодняшний день искусство владения мечом-д захватывает дух. К примеру, мастер у-шу Ли Циншaнь в свои 70 лет крутит вокруг себя большой железный меч весом почти пятьдесят килограмм, что говорит о его большой силе!

О технике владения Дао ходит поговорка: "Если один меч-д , то следи за рукой, если два - за перемещением, с следи за ртом".

Один меч обычно удерживается одной рукой, а вторая же при этом движется согласованно с мечом. При использовании Дао приветствуется обматывания, "оборачивания затылка", срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. Свободная рука при этом прибавляет силы руке с дaо – это очень важно.

При использовании двух мечей-дао движения рук согласовываются с движениями ног. Техника парных мечей включает в себя большое количество вращений, обматываний, опутываний. Если шаги не будут твердыми, то работая с двумя мечами, тяжело будет добиться их согласованности. Когда профессионал оценивает на технику владения двумя мечами, то в первую очередь он смотрит на точность перемещений.

Деяния далекой старины Погребены в безвестности давно. Династий возвышенье или крах - Что мне до них? Не все ли мне равно!

Просто ни итальянцы, ни французы, ни даже немцы со швейцарцами не сходились в битве с настоящими воинами - а то ума у них всех заметно прибавилось бы.)

Преследуя Чжао Юня, Вэнь Пин достиг Чанфаньского моста. Там с копьем стоял
Чжан Фэй. Глаза его пылали гневом, усы ощетинились, как у тигра. К тому же
за рощей, к востоку от моста, Вэнь Пин заметил облако пыли. Боясь попасть в
засаду, он остановился.

Вскоре подоспели Цао Жэнь, Ли Дянь, Сяхоу Дунь, Сяхоу Юань, Ио Цзинь,
Чжан Ляо, Чжан Го и Сюй Чу. Грозный вид Чжан Фэя испугал и их. Опасаясь
какой-либо хитрости со стороны Чжугэ Ляна, они тоже остановились в
нерешительности. Построившись в линию к западу от моста, они отправили гонца
к Цао Цао. Тот лично приехал посмотреть, что здесь происходит.

Чжан Фэй, все еще неподвижно стоявший на мосту, заметил в задних рядах войск
противника темный шелковый зонт, бунчуки и секиры, знамена и флаги и, решив,
что это явился сам Цао Цао, зычным голосом крикнул:

Эй! Кто там хочет насмерть драться со мной? Я - Чжан Фэй из удела Янь!

Я слышал от Гуань Юя, - сказал Цао Цао своим приближенным, - что Чжан
Фэй может на глазах многотысячной армии противника снять голову полководцу
так же легко, как вынуть что-нибудь из своего кармана! Надо с ним быть
поосторожнее!

Чжан Фэй из удела Янь здесь! - снова донесся голос Чжан Фэя. - Кто
посмеет сразиться со мной?

Цао Цао совсем пал духом, и у него появилось желание поскорее убраться
восвояси. От зоркого взгляда Чжан Фэя не укрылось движение в задних рядах
противника.

Ну, что вы там возитесь? - крикнул он, потрясая копьем. - Драться не
деретесь, уходить не уходите!

Голос Чжан Фэя был так грозен, что стоявший рядом с Цао Цао Сяхоу Цзе от
страха замертво свалился с коня. Цао Цао бросился без оглядки, а вслед за
ним бежало и все его войско. Поистине, как желторотый птенец, испугавшийся
удара грома, или как беззащитный дровосек, услышавший вблизи рев тигра,
неслись воины Цао Цао неудержимым потоком, топча и сминая друг друга. Многие
из них побросали копья и шлемы.

Потомки воспели Чжан Фэя в стихах:

Опершись на копье, стоит он решимости полон
На Чанфаньском мосту и взор вперед устремил.
Мощный голос его подобен великому грому.
Миллионное войско он в бегство один обратил.

Устрашенный грозной силой Чжан Фэя, Цао Цао мчался на запад. Шапку он
потерял, волосы его растрепались. Чжан Ляо и Сюй Чу едва поспевали за ним.
От великого страха Цао Цао совершенно лишился присутствия духа.


Иероглифом "дао" обозначают оружие, имеющее изогнутое лезвие с однсторонней заточкой. Поэтому словом дао китайцы называют и ножи, и сабли, и даже алебарды (только в этом случае добавляется иероглиф "да" - "большой"). Японские мечи китайцы тоже называли дао.

Меч-дао - это один из самых старых видов оружия в Китае. В "Исследованиях по древней истории" сказано: "Царь Суйхуан отливал металл и делал меч-дао". (Согласно легенде именно Суйхуан научил людей добывать огонь). "Истинные записи о двоице образов" гласят: "Хуан-ди сделал меч-дао". Что же такое меч-дао? В "Изысканной красоте" говорится: "название меча произносится `дао", когда разрубаешь полностью - это и есть удар этого меча". В "Истинных записях о двоице образов" разновидности меча-дао описаны так: "Есть меч четырёх строёв, идущий от войны Чи Ю и Хуан-ди в Чжуолу; есть меч тропы, используемый в армейском строю; есть меч стенового строя, используемый на защитном валу; есть длинный меч, который держит в руках генерал. Есть меч образа, являющийся атрибутом военного министра. Он идёт со времён династии Восточная Цзинь, делается из дерева, украшается серебром, символизирует мощь, является официальным мечом". Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твёрдого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида.

Меч-дао - это один из наиболее повсеместно использовавшихся видов оружия. Алебардой-дадао ("большой меч") мог сражаться всадник, яодао ("поясной меч") - пехотинец, а алебарду-пудао ("простой меч") и шуаншоудай ("двуручную ленту") могли использовать и всадник, и пехотинец, причём более ловко чем копьё. Приемы владения мечом-дао включают в себя разрубание, срубание, преграждение, укол и разрезание - что проще техник копья, их легче изучать и ими легче овладевать. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами.

При династии Сун изготовление мечей-дао развилось очень сильно, они делились на два больших класса - ручные мечи (или одиночные мечи) и большие мечи. К большим мечам относились меч-кисточка, меч с алебардой, меч спрятанной луны, изогнутый меч, качающийся меч, меч клюва феникса, меч до бровей и меч ослиного уха. Японское вторжение при династии Мин привнесло японское искусство владения мечом с его проявлением мощи. Ци Цзигуан в "Новой книге записей о достижениях" пишет: "Длинный меч идёт от вторгшихся в Китай японцев. Японцы искусно перескакивают, шагнул - и уже на чжан переместился, меч длиной 5чи - вот и бьёт на 1чжан 5чи. Нашим коротким оружием ему трудно противостоять, а длинное недостаточно ловко, многие были рассечены". Хэ Лянчэнь, живший при династии Мин, потверждает: "японскому мечу требуется не более двух-трёх ударов, зачастую человек не может сопротивляться" ("Трактат о боевых порядках"). Заимствование японского меча, а особенно сделанное Ци Цзигуаном слияние воедино японских и китайских приемов, позволило технике одиночного меча сделать большой шаг вперёд. Ко времени династии Цин (1644--1911) большой меч, длинный меч (то есть японский меч) и одиночный меч стали обычным армейским оружием. Помимо них в народе были распространены летающий меч (в 23см) и малый меч (53см). К примеру в конце династии Цин в Шанхае действовал Союз Малых мечей. Меч-дао распространился по всему миру китайских боевых искусств, потому и говорят, что "меч-дао - полководец ста видов оружия".

Мэйхуа дао (меч сливы мэйхуа) Комплекс "мэйхуа дао" был стандартным учебным материалом в действовавшем с 1928 по 1948 год Центральном институте гошу, и потому является широко распространенным.

Согласно преданиям, при династии Цин в годы правления под девизом "юнчжэн" буддийский монах Цзяшэ, будучи в деревне Яогунтунь что к северу от административного центра уезда Цансянь провинции Хэбэй, познакомился с жившим там на покое и обучавшем учеников местным крупным мастером ушу господином Сунь Туном. Видя, что человек он искренний, монах обучил его технике мэйхуа дао. Сущностью мэйхуа дао овладели сыновья господина Сунь Туна - Сунь Голян и Сунь Годун. Голян не передал искусство меча никому. Годун обучил жившего в деревне Суньцзячжуан, что к востоку от уездного центра, господина Чэнь Шаня. Чэнь Шань обучил старшего сына Чэнь Гуанчжи, Чэнь Гуанчжи обучил родного племянника Чэнь Юйшаня, Чэнь Юйшань обучил Ли Юаньчжи. Ли изучал это искусство десять лет и познал его секреты, а впоследствии работал преподавателем группы в Центральном институте гошу.

Мэйхуа дао имеет десятииероглифный секрет: поднимать, зацеплять, щупать, швырять, рубить, отталкивать, подвешивать, приподнимать, обшаривать, колоть. Когда клинок поднят перевернуто, лезвие направлено влево, а острие - вниз, то это "поднимать". Когда клинок перевернут, острие направлено по диагонали вниз а лезвие обращено вправо, формой как у зацепляющей руки, то это "зацеплять". Когда острие направлено вперед, лезвие обращено влево, меч резко идет по горизонтали и возвращается кружным путем, то это "щупать". Когда клинок резко идет влево-назад или вправо-назад, рубя по диагонали, то это "швырять". Клинок внезапно идет вперед и вниз - это "рубить". Клинок снизу резко поднимается вверх - это "отталкивать". Когда клинок впереди резко затягивает по диагонали наружу-назад, то это "подвешивать". Когда правая рука выпрямлена, а клинок снизу резко идет вперед и вверх, то это "приподнимать". Клинок по горизонтали идет слева направо - это "обшаривать". Острие прямо вперед - это "колоть".

Сегодня искусство владения мечом-дао является одним из ярчайших соревновательных видов спортивного ушу. Мастер ушу Ли Циншань в более чем семидесятилетнем возрасте вращает большой железный меч в 48кг весом, что свидетельствует о немалой силе!

О том, как тренировать владение мечом-дао, существует поговорка: "С одним мечом-дао следи за рукой, с двумя мечами-дао следи за перемещением, с дадао следи за ртом".

Одиночный меч обычно держится одной рукой, а другая рука движется согласованно с мечом. Мечом осуществляются "обматывания головы", "оборачивания затылка", срубания, уколы, поднимания, разрезания, преграждения, пресечения, вспарывания. При этом свободная рука добавляет силы руке с мечом. Сложность, согласованность, применимость и красота движений полностью зависят от согласованности действий пустой руки.

При династии Мин (1368-1644) появились методы обращения с японским мечом, ныне называемые методы обращения с мяодао ("меч в форме ростка" - так китайцы называли японский меч за его форму). В них один меч держится двумя руками.

При действиях двумя мечами движения обеих рук согласуются с движениями обеих ног. Нужно чтобы руки действовали с силой, отчетливо, шаги были ловкими, верх и низ полностью согласовывались. В методах действий парными мечами очень много вращений, обматываний, опутываний. Если шаги будут неловкими и неотчетливыми, то трудно будет согласовать мечи друг с другом, трудно будет защититься. Когда профессионал смотрит на технику двух мечей, то первым делом он обращает внимание на точность перемещений.

Дадао - это длинное оружие, очень тяжелое, часто использовалось кавалеристами. Основные приемы - рубка, разрезание, поднимание, перешибание, укол, нажимание, подвеска, блок и вспарывание. При этом движение лезвия должно быть отчетливым, лишь тогда можно проявить всю мощь дадао. При действиях пудао требования те же самые.

Мечом-дао надо драться яростно и свирепо. Меч-дао тяжелее других видов короткого оружия, потому в схватке им можно делать большие разрубания, жестко блокировать.

Иероглифом «дао» обозначают оружие, имеющее изогнутое лезвие с односторонней заточкой. Поэтому словом дао китайцы называют и ножи, и сабли, и даже алебарды (только в этом случае добавляется иероглиф «да» — «большой»). Японские мечи китайцы тоже называли дао.

Меч-дао — это один из самых старых видов оружия в Китае. В «Исследованиях по древней истории» сказано: «Царь Суйхуан отливал металл и делал меч-дао». (Согласно легенде именно Суйхуан научил людей добывать огонь). «Истинные записи о двоице образов» гласят: «Хуан-ди сделал меч-дао». Что же такое меч-дао? В «Изысканной красоте» говорится: «название меча произносится `дао’, когда разрубаешь полностью — это и есть удар этого меча». В «Истинных записях о двоице образов» разновидности меча-дао описаны так: «Есть меч четырёх строёв, идущий от войны Чи Ю и Хуан-ди в Чжуолу; есть меч тропы, используемый в армейском строю; есть меч стенового строя, используемый на защитном валу; есть длинный меч, который держит в руках генерал. Есть меч образа, являющийся атрибутом военного министра. Он идёт со времён династии Восточная Цзинь, делается из дерева, украшается серебром, символизирует мощь, является официальным мечом». Изготавливался меч-дао так: железо многократно выжигалось, лезвие делалось из рафинированной стали, от спинки до лезвия клинок выравнивался, кончик как можно более заострялся. Рукоять делалась из твёрдого дерева, длина устанавливалась в зависимости от вида.

Меч-дао — это один из наиболее повсеместно использовавшихся видов оружия . Алебардой-дадао («большой меч») мог сражаться всадник, яодао («поясной меч») — пехотинец, а алебарду-пудао («простой меч») и шуаншоудай («двуручную ленту») могли использовать и всадник, и пехотинец, причём более ловко чем копьё. Поэтому в истории войн меч-дао часто использовался как генералами, так и солдатами.

Наша сделали стилизацию этого оружия, исходя из требований движения исторической реконструкции и пожеланий заказчика.

Цуба:

сталь 3, диаметром 8 см

Навешие:

сталь 3, усечённый конус 4,5 см