Имя первой жены пророка мухаммеда. Почему Пророк Мухаммад несколько раз женился

Ислам, на протяжении всей своей истории, приобрёл себе не только друзей, но и нажил себе врагов, и это не удивительно, ибо его цели и задачи охватывают весь мир. На протяжении 14 столетий необоснованно подвергались нападкам и бессовестной клевете идеологические основы Ислама, его шариатские предписания, жизнь и деятельность пророка Мухаммада (с а с) и его сподвижников. Эти критики были в основном высказаны так называемыми «западными исследователями», которые враждебно относились к нашей религии.

Одна из таких бесстыдных критик заключается в том, что будто бы пророк Мухаммад (с а с) испытывал неимоверную страсть к женщинам. Злонамеренные лица, приводя в качестве довода число жён пророка, пытаются этим доказать, что будто бы он был (да прости нас Аллах) сладострастником.

Перед тем как ответить на эту бессовестную клевету, следует вкратце коснуться некоторых вопросов в качестве предисловия:

1. Многожёнство пророка Мухаммеда (с) - это привилегия, данное ему Аллахом. В то время, когда рядовые мусульмане могли жить в постоянном браке только с четырьмя женщинами, посланнику Аллаха (с) было разрешено жениться с большим числом женщин, т.к. он отличался от рядовых мусульман. По мнению Замахшехри и прочих некоторых учёных, пророк Мухаммед (с) мог жить одновременно, в постоянном браке с девятью женщинами (несомненно, лимит до девяти - это не категорическое предписание, а всего лишь версия учёных).

2. Сведения в источниках относительно числа жён пророка Мухаммеда (с) - противоречивы. Покойный Мударрис Табризи пишет в последнем томе своей книги «Райханатуль-адаб», под заглавием «Уммуль-муминин», что существуют гипотезы относительно того, что у пророка было 11, 12, 15, 18 жён, даже есть версии, что у пророка было 21 или 22 жены. Как мы видим, в источниках приводятся противоречивые версии.

Известный историк Масуди, в своей книге «Муруджуз-захаб» (т.2, стр. 282-283) отмечает, что пророк Мухаммед (с) имел 15 жён. По его мнению пророк был в физической связи только с 11 жёнами, а с четырьмя не был. Масуди упоминает в своей книге имена только трёх жён - Хадиджы, Севды и Аишы, и даёт краткую информацию о них. Он сам признаётся в том, что дал подробную информацию о жизни всех жён пророка Мухаммеда (с) в другом своём произведении - в книге «Китабуль-авсат» - а в книге «Муруджуз-захаб» он удовлетворяется лишь упоминанием числа жён пророка.

В книге «Сирейи-Ибн Хишам», повествующей о жизни пророка Мухаммеда (с), говорится, что у пророка было 13 жён. По мнению автора, пророк был в интимной близости только с 11 жёнами. Двое из этих одиннадцати жён (Хадиджа и Зейнаб бинти Хузейма) скончались при жизни посланника Аллаха. Вот имена этих одиннадцати жён: Хадиджа, Аиша, Севда, Зейнаб бинти Джахш, Умму-Салама, Хафза, Умму-Хабиба, Джувейрийа, Сафийа, Меймуна, Зейнаб бинти Хузейма.

А вот имена тех двоих женщин, с которыми пророк не вступил в интимную связь: Асма и Умра («Сирейи-Ибн Хишам», т.2, стр. 417-422, в пер. на пер. язык). В этой книге дана краткая информация о жизни этих 13 жён.

Другой известный историк Йагуби пишет, что пророк Мухаммед (с) имел двадцать одну или же двадцать три жены. Йагуби отмечает, что пророк вступил в физические отношения только с 13 жёнами. А остальные скончались либо после заключения брака, либо до брачной ночи, либо пророк развёлся с ними до брачной ночи. К списку 13-ти жён относятся 11 жён, которые упомянуты в книге «Сирейи-Ибн Хишам», а также Мария-коптянка и Умму-Шарик Газийа («Тарихи-Йакуби», в переводе на перс. яз., т. 1, стр. 452-455). Предполагается, что Йакуби упомянул в своей книге не только имена жён пророка, но и имена его наложниц, поэтому в его книге даётся список более 20 женщин.

Мударрис Табризи, в своей книге «Рейханатуль-адаб», в одной из перечисленных им версий повторяет список 11-ти жён, который был приведен в книге «Сирейи-Ибн Хишама». Аллама Табарси в книге «Иламуль-вара» причислил ещё 10 человек к 11 жёнам, и таким образом довёл общее число до 21 человека. По мнению Табарси, пророк Мухаммед (с) вступил в физические связи только с двенадцатью жёнами (те одиннадцать жён и Умму-Шарика).

Аллама Меджлиси также подтверждает последнюю гипотезу, приведённую в «Бихаруль-анваре», но указывает, что пророк не был в физической связи с 10 жёнами. Таким образом, по мнению Алламы Меджлиси, общее число жён посланника Аллаха (с) было 22 человека.

Нужно ещё раз отметить, что в некоторых книгах приводится большое число жён пророка по той причине, что авторы этих книг ошибочно относили к жёнам пророка его наложниц. Иногда, событие произошедшее с одной женщиной, относили к двум разным жёнам, а иногда из-за изменений точек и букв в имени какой-то жены возникало новое имя, и таким образом искусственно увеличивалось число жён пророка, отличное от действительности.

Сеид Хашим Хусейни, который перевёл на персидский язык книгу известного французского исследователя Густава ле Бона «Ислам и арабская культура», сообщает в своих коротких примечаниях, написанных на тему браков пророка Мухаммеда, что у него было 11 жён. Кстати, следует сказать, что несмотря на то, что Густав ле Бон (1841-1931) в упомянутой книге обстоятельно и объективно дал информацию относительно исламской культуры, он тоже клеветнически осуждает пророка в «сладострастии». Сеид Хашим Хусейни как переводчик беспристрастно относится к словам автора, но наряду с этим, он в форме примечаний указывает на те или иные противоречия в переводимой книге, заявляет своё несогласие с автором, убедительными доводами защищает нашу религию от необоснованных, клеветнических нападок.

Браки пророка Мухаммеда (с)

При исследовании причин и условий браков пророка Мухаммеда (с), мы должны в отдельности проанализировать 11 конкретных случаев. Ниже даётся краткая информация о жизни 11 жён пророка.

1. Пророк Мухаммед (с) до 25 лет был неженатым. Он заключил свой первый брак в 25 лет. Первой его женой была Хадиджа бинти Хувейлид из племени Курейша. Так как пророк Мухаммед был известен в Мекке своей честностью, Хадиджа предложила ему возглавить караван, который она собиралась направить в Сирию. Пророк Мухаммед (с) взял на себя руководство караваном Хадиджы, и вернулся из Сирии с большой прибылью. В это время Хадиджа посредством своих подруг сообщает пророку Мухаммеду (с), что она почла бы за честь стать женой такого честного человека как он, и через некоторое время посланник Аллаха (с) женился на Хадидже. Хадидже было 40 лет, когда она выходила замуж за пророка и до этого была два раза замужем. Первым её мужем был человек по имени Абу Хала, затем она развелась с ним, и вышла замуж за Атига. Хадиджа имела детей от них обоих. Достаточно отметить три пункта, чтобы показать превосходство почтеннейшей Хадиджы: Во-первых, Хазрети Хадиджа первой приняла Ислам. Во-вторых, она израсходовала всё своё богатство для того, чтобы помочь миссии пророка Мухаммеда (с), и таким образом она оказала мощнейшее содействие ради развития и распространения Ислама. В-третьих, при жизни Хазрети Хадиджы пророк Мухаммед (с) не взял в супруги ни одной женщины, и до конца своей жизни с большим почтением вспоминал её имя.

2. Через некоторое время после кончины Хазрети Хадиджы пророк Мухаммед (с) заключил брак с Севдой бинти Зама, которая была из племени Курейша. До этого Севда была женой мусульманина по имени Сакран, и переселилась вместе со своим мужем в Эфиопию. По возвращении из Эфиопии муж Севды скончался. Оставшаяся в таких обстоятельствах без покровителя Севда, либо должна была вернуться к своим родственникам-язычникам, либо должна была остаться наедине с материальными и моральными трудностями. В первом случае она потеряла бы свою веру и вынуждена была бы стать язычницей. Во втором случает, она встретилась бы с голодом и нищетой. Пророк Мухаммед (с) женился на ней, дабы защитить эту верующую женщину от трудностей жизни.

3. По преданию, единственной девственницей среди жён пророка Мухаммеда (с) была дочь Абу Бакра - Аиша, все остальные были вдовами, когда выходили замуж за пророка. За два года до переселения в Медину, посланник Аллаха (с) обвенчался с Аишой. Ей в то время было 7 лет. Однако пророк некоторое время не вступал с нею в связь из-за её малолетства, и только когда ей исполнилось 9 или 10 лет пророк принял её как спутницу жизни. Как известно, пророк Мухаммед (с) женился на Аише (р.а.) ради того, чтобы углубить отношения с Абу Бакром, ещё больше сблизить Абу Бакра к Исламу. (Есть сведения насчёт того, что когда Аиша выходила замуж за пророка ей было больше 10 лет, и даже есть данные относительно того, что до пророка у неё был муж. Однако эти сведения противоречат многим историческим книгам, и поэтому им не стоит уделять внимания).

4. Четвёртой женой пророка была дочь Омара ибн Хаттаба (р.а.) - Хафса (р.а.). До пророка Хафса была женой человека по имени Хунейс. После смерти Хунейса Омар захотел выдать замуж свою овдовевшую дочь за достойного человека. С этой целью он обратился к своим самым близким друзьям - Абу Бакру и Омару. Однако они оба отказались от этого, и заявили, что не хотят жениться на Хафсе. Омар (р.а.) пожаловался об этом пророку. Пророк успокоив Омара, сказал: «На твоей дочери жениться человек, который превосходит Османа». Затем пророк заявил, что он сам хочет жениться на Хафсе, таким образом, во 2 или 3 году хиджры 21 летняя Хафса становиться «матерью верующих». Брак пророка с Хафсой также имел политическую причину (как и в случае с Аишой).

5. Пятой женой пророка была Зейнаб бинти Хузейма. Из-за безграничной щедрости и великодушия её звали «Уммуль-масакин» (мать бедных). После того, как погиб в сражении Ухуд муж Зейнаб, Абдуллах, пророк решил жениться на ней, дабы спасти эту благородную женщину от нищеты. Через несколько месяцев после замужества с пророком Зейнаб бинти Хузейма скончалась. Пророк сам совершил её панихидный намаз и похоронил её.

6. Двоюродный брат пророка Абу Салама погиб от смертельной раны, которую он получил в сражении Ухуд, в результате этого, его жена с четырьмя детьми осталась без главы семьи. Умму Салама вместе со своим мужем участвовала в переселении в Эфиопию и Медину. Все её родственники находились в Мекке. Вырастить четырёх детей на чужбине, в Медине было вне её возможностей. Поэтому пророк Мухаммед (с) женился на ней и проявил отцовскую заботу по отношению к её детям. Умму Салама прожила более 50 лет после смерти пророка, и всегда использовала своё влияние и свою способность на пути защиты Ахли-Бейта (а). Очень известно в истории её дружелюбное отношение с Али (а), Фатимой (а), Имамом Хасаном (а), Хусейном (а) и Зейнуль-абидином (а).

7. Посланник Аллаха (с) женил своего пасынка Зейда ибн Харриса на своей кузине (дочь тёти по отцу) Зейнаб бинти Джахш. Однако из-за тяжёлого нрава Зейнаб, семейная жизнь у них не была счастливой. Наконец, дело дошло до того, что Зейд получив разрешение у пророка, развёлся с Зейнаб. После этого, пророк сам женился на Зейнаб. До этого времени мусульмане думали, что не допускается жениться на бывших жёнах пасынков. Заключив брак с бывшей женой своего пасынка, пророк на себе продемонстрировал мусульманам, что только жена родного сына - запретна. Грязная клевета, написанная в некоторых книгах относительно этого брака является полным вымыслом. Согласно этой клевете, будто бы пророк влюбился в Зейнаб, когда увидел её купающейся, и после этого заставил Зейда развестись с ней. Подобные «предания» являются явной, бессовестной выдумкой и клеветой в адрес нашего пророка.

8. В 6 году хиджры мусульмане нанесли поражение племени Бани-Мусталиг, и после этого боя захватили много пленниц. Дочь вождя племени, Джувейрийя, стала наложницей мусульманина по имени Сабит. Джувейрийя заключила договор со своим господином, по которому она могла обрести свободу лишь после того, как выплатит по частям определённую сумму денег. Дабы оформить этот договор, Джувейрийя обратилась к пророку Мухаммеду (с). Как только наш пророк узнал про этот случай, он сразу же выплатил предусмотренную в договоре сумму, и таким образом освободил Джувейрийу. Затем, Джувейрийя, по собственному желанию, как свободная женщина вышла замуж за пророка. После этого брака мусульмане освободили всех пленных из племени Бани-Мусталига. Они сочли, что неправильно держать в плену и заставлять работать как рабов соплеменников жены пророка. В итоге, в ответ на это благородство, всё племя Бани-Мусталига единогласно приняло Ислам и они стали мусульманами. Аиша (а) имея в виду это событие, сказала: «Я не видала человека, который бы принёс больше пользы, чем Джувейрийя».

9. Дочь бывшего ярого врага Ислама Абу Суфьяна, Умму Хабиба, приняв вместе со своим мужем мусульманство, переселилась в Эфиопию. В Эфиопии муж Уммы Хабибы отрёкся от Ислама и принял христианство, однако Умму Хабиба не подчинилась ему и крепко ухватилась за собственную веру. Наконец, после кончины её мужа, посредством уполномоченного лица, пророк обвенчался с Умму-Хабибой, которая в то время была в Эфиопии. По возвращении в Медину, Умму Хабиба присоединилась в ряды жён пророка. Эта набожная женщина подчинила Исламу все свои родственные узы, и даже очень холодно обращалась со своим отцом Абу Суфьяном.

10. После завоевания крепостей Хейбара, дочь вождя местных евреев Сафийя попала в плен мусульманам. Муж Сафийи был одним из аристократов Хейбара и погиб в сражении. Пророк Мухаммед (с), увидев влечение Сафийи к Исламу, освободил её. После того, как Сафийя приняла Ислам и стала мусульманкой, пророк женился на ней. Этот поступок ещё больше возвысил Исламскую религию в глазах некоторой части евреев.

11. В конце 7 года хиджры пророк женился ещё на одной женщине - Меймуне бинти Харисе. Меймуне была свояченицей дяди пророка, Аббаса. После того, как умер её муж, она осталась без покровителя, и изъявила желание выйти замуж. Пророк Мухаммед (с) принял её просьбу, и таким образом она стала «матерью верующих».

Что касается наложниц пророка, согласно распространённому мнению, их было всего трое. Самой известной среди них была Мария, которая была послана в качестве подарка египетским правителем пророку Мухаммеду (с). От союза между пророком и Марией родился ребёнок по имени Ибрагим, но он скончался в 10 году хиджры, когда ему было всего 18 месяцев.

Итог

Из вышеприведённых сведений относительно жизни жён пророка Мухаммеда (с) мы можем прийти к следующим заключениям:

Во-первых, посланник Аллаха (с) категорически не был сладострастником и падким на женщин. Ибо если бы у него были подобные черты, то они бы проявили себя в молодости. Тогда, как пророк Мухаммед (с) женился в 25 лет и до 50 лет жил только с одной женщиной, и кроме неё до этого возраста у него не было иной жены. В молодости он мог жениться на молодой и более привлекательной женщине, но он женился на вдове, которая была намного старше его, и это тоже очередной раз доказывает, что он выбирал будущую спутницу жизни не по внешней красоте и молодости, а по её вере и нравственности.

Во-вторых, несмотря на то, что у него в руках была власть и возможность, в последние 13 лет своей жизни пророк Мухаммед (с) не допустил даже одной малейшей ошибки, которая противоречила бы морали. Большинство женщин, на которых он женился были вдовами, да к тому же с детьми (кроме Аишы). Логично ли говорить, что человек, женившийся на вдове с детьми и оказавший отцовское благодеяние её детям, является сладострастником?

В-третьих, все браки нашего пророка, как видно из вышеприведённых примеров, были заключены либо по политическим, либо по социальным соображениям. Обвенчавшись с некоторыми женщинами, пророк ещё больше сблизился с их семьями и племенами. А с некоторыми женщинами пророк женился после того, как они овдовели и остались без покровителя или же попали в плен к мусульманам. Женившись на них пророк взял их под свою опеку и защиту, своей женитьбой он захотел защитить их честь и достоинство, проявить заботу по отношению к их осиротевшим детям. А в случае с Зейнаб, цель нашего пророка заключалась в том, чтобы показать мусульманам на собственном примере тонкости исламского шариата.

Сделав их своими жёнами, пророка Мухаммед (с) предоставил им возможность стать членами семьи пророка, которую все уважали и почитали, дал им возможность увидеть поближе образ жизни пророка и услышать из его благословенных уст сотни хадисов, которые они в последствии передали будущим поколениям. Жены нашего пророка - Аиша (а), Умму Салама (а), Хафса (а), Меймуне (а) и др.- считаются авторитетными повествователями хадисов. Они спрашивали у пророка шариатские вопросы, касающиеся женщин, и затем обучали этому других мусульманских женщин.

Женившись на них, пророк Мухаммед (с) спас их самих и их детей от голода и нищеты; дал им возможность, чтобы они до конца своей жизни жили достойно, в почёте и уважении, дал им возможность стать «матерями верующих» («уммуль-муминин»). Не приняв эту истину, клеветать в адрес нашего пророка является бессовестной несправедливостью.

Комментарии (60 )

31.08.2014, 12:02 11332

20.02.2013, 21:59 4666

Протесты мусульман против изображений Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в том виде, в каком они имели место, дали Западу повод для столь же справедливого недовольства, беспокойства и даже возмущения исламом и ценностями мусульман. Впрочем, традиция изображения Пророка Мухаммада в дурном св...

Новости из Исламских стран

20.04.2014

Сегодня мир и в первую очередь мусульмане переживают драматический период. Нередко можно наблюдать среди самих мусульман искаженное понимание Ислама, вплоть до того, что некоторые причисляющие себя к Исламу люди, либо со сломанной психикой, либо с "ненормальным" видением мира, пытаются находить оправдание в некоторых высказываниях, фразах, или терминах вырванных из общего духа и контекста религиозного учения, псевдо- компенсацию своим деяниям противоречащим как нравственности, так и законности и праву.

Узость мышления некоторых мусульман и сексистские толкования религиозных источников могут привести к самым неожиданным и неадекватным умозаключениям, что можно встретить в последнее время. К примеру, это касается возраста замужества Айши и соответственно возраста вступления в брак девушек-мусульманок.
В прошлом среди некоторых авторитетных мусульманских ученых распространилась информация о якобы очень юном возрасте замужества Айшы, которой не преминули воспользоваться как "литералисты" среди мусульман (буквалистически понимающие и механистически трактующие источники Ислама), так и современные ориенталисты и исламофобы. Речь идет о нескольких хадисах, передаваемая информация в которых, требует более тщательного анализа и толкования.
Необходимо подчеркнуть, что "литерализм", механистическое понимание и трактование источников Ислама является на сегодняшний день одной из самых больших опасностей для Ислама.

Данная статья адресована в первую очередь мусульманам для того, чтобы они правильно ставили приоритеты (в первую очередь духовный и интеллектуальный рост, делали фокус на духовности и морально-нравственной возвышенности) и не поддавались (в самом прямом смысле) искушению толковать источники Ислама с целью удовлетворения своей похоти, сладострастия. Для людей же, имеющих иные взгляды, образ жизни статья разъясняет на данном примере, что, Ислам … никогда, ни при каких условиях не дает права… для совершения каких-либо противоречащих нравственности, аморальных и противоправных деяний.

Важно начать с того, что в обществе, где родились и выросли Пророк Мухаммед и Айша, не придавалось особого значения году, месяцу рождения ребенка, что не дает нам точно определить возраст Айши. Однако в последние годы, из-за неадекватных толкований некоторых мусульман и нападок исламофобов, исламские ученые были вынуждены эту информацию перепроверить, изучив множество достоверных источников, которыми до этого пользовались на протяжении веков ученые прошлых веков. Согласно этим данным, Айша вышла замуж за Пророка Мухаммеда, когда ее возраст составлял от 17 до 19 лет (например, интересны исследования Рашид Хайламаза, Resid Haylamaz).
Приведем несколько фактов доказывающих более взрослый - совершеннолетний возраст замужества Айшы. Как передает Ибн Хишам, среди жителей Мекки первыми принявшими Ислам, вместе с именем старшей сестры Айшы Асмы, передается и имя самой Айшы. Что примечательно, имя Айшы стоит в списках непосредственно после "наипервейших" мусульман, таких как Осман ибн Аффан, Зубайр, Талха, и впереди имен Абдуллах ибн Масуда, Джаффар иб Абу Талиба, Аммар ибн Ясира. Это дает повод утверждать, что Айша хоть и была ребенком, но отдавала отчет своим действиям, т.е. ей было как минимум шесть или семь лет. Как известно, пророческая миссия началась в 610 году, значит год рождения Айшы примерно 604 году или 605 году. Следовательно, возраст замужества Айшы должен быть или 18 или 19, так как она вышла замуж за Пророка или в 1-й год, или же 2-ой год по хиждре (в 622-ом г. или же 623-ом г.)

Во-вторых, разница в возрасте между Айшой и ее родным братом Абдур-Рахманом была примерно 1-2 года (среди исламских ученых это считается достоверной информацией, так как их отцом был Абу Бакр-Сыддык, самый близкий друг и сподвижник Пророка Мухаммеда). Как известно, Абдур-Рахман принял Ислам только после заключения Худайбийского перемирия, т.е. в 628 году, в 6-ом году по хиджре. Во время же битвы при Бадре (624 год, 2-ой год по хиджре), когда он сражался на стороне мекканских идолопоклонников и всячески старался избежать встречи со своим отцом Абу Бакром, ему было уже 20 лет (что также зафиксировано в хрониках). Стало быть, год рождения Абдур-Рахмана приблизительно 603 или 604 год (т.е. 18 лет до хиждры), а год рождения Айшы должен быть приблизительно 605 год. В этом случае возраст замужества Айшы должен быть или 17 или 18, ибо она вышла замуж за Пророка или в 622-ом или же 623-ом году.

Но, что представляется важнее, совершеннолетний и довольно зрелый возраст замужества Айшы можно понять логически, если знать общий контекст и дух учения Ислама. Например, это можно аргументировать тем, что в Исламе одним из условий действительности брака (никяха) является согласие невесты. Так как брак (никях) является одним из видов договора (‘акд), где несовершеннолетние не могут быть сторонами и их волеизъявления не могут быть обязующими. Это свидетельствует о совершеннолетнем возрасте Айши при вступлении в брак, иначе он считался бы недействительным согласно Корану. А как основатель этой системы ценностей - Пророк Мухаммед, все это мог нарушить изначально?! Кстати, пророк сам способствовал расторжению браков, в случаях, когда невесты были выданы замуж против их воли. В подтверждение этого существует достоверные хадисы.

Как подчеркивают современные исследователи, такие слова Айшы, как "мне было шесть или семь лет, когда сватались", "мне было девять лет, когда вышла замуж", которые "литералистически" передаются в отдельных хадисах, следует понимать, как "я выглядела подобно "ребенку". Т.е. согласно их мнению, здесь больше говорилось не о самом возрасте, а о комплекции Айши и ее моложавости. Такого рода высказывания, сравнения (по отношению намного старших по возрасту, например "ты выглядишь как восемнадцатилетняя") распространены и сейчас.

Соответствующая информация после ее замужества подтверждает ее физическую конституцию. Например, передается, что она имела очень изящную комплекцию и были случаи, когда в ходе путешествий окружающие люди не могли понять, находится ли Айша на верблюде, в закрытой со всех сторон своем сиденье, или нет (кстати то, что отлучившуюся на время Айшу однажды оставили в пустыне, было по этой причине).
Также современные ученые говорят, что слова Айшы, которые передаются в отдельных хадисах как "мне было шесть или семь лет", могли быть и ошибкой передатчика (рави) и их следует считать как сказанные "мне было шесть или семь лет, когда начало приходить откровение".

Также важно то, что ни один из врагов или оппонентов Пророка Мухаммеда живших в его период и после него, будь-то в Мекке или Медине (в первую очередь, мединские лицемеры, составлявшие как минимум одну четверть населения города), ничего отрицательного не сказали по поводу возраста замужества Айшы. Хотя если был малейший повод, то они сразу же затевали "информационную войну", например они не преминули воспользоваться случаем, когда Айшу, уже находившуюся в браке с Пророком, забыли в пустыне. Выходит, они были свидетелем вполне нормального явления, когда в брак вступала совершеннолетняя девушка (а отнюдь не девочка) по собственному желанию, за человека, который был очень близок к ее семье. И этот факт также дает повод для того, чтобы информацию, передаваемую в ряде хадисов, не принимали бесприкословно "буквалистическим" образом, а толковали согласно общему контексту и духа Ислама.

В общем-то, существует много дезинформации относительно положения женщин в Исламе. Сами мусульмане порой не владеют надлежащими знаниями и нередко следуют на поводу отживших традиций, предрассудков, или же стереотипов, которые в корне противоречат Исламу. Один из которых, кстати, касается института многоженства. В Исламе многоженство (полигамия) ни то, что не является "обязательством" или "правилом", а является исключением, вынужденной мерой, обусловленной определенными причинами и сопряженной обязательствами, тогда как моногамия это правило.

Чувства Пророка Мухаммеда в отношении дочери Абу Бакра Айши можно более -менее понять даже атеисту, если иметь в виду следующее:

1. Находясь в обществе, где разврат, блуд, пьянство и азартные игры считались достоинством и превозносились, Пророк Мухаммед был олицетворением целомудрия, он ни разу в жизни не выпил ни капли спиртного (ни одного дурманящего напитка) и ни разу не участвовал ни в одном сомнительном мероприятии или азартной игре. Все это известно хронологам, дотошным в поисках компрометирующей Ислам информации.

2.Он впервые женился в 25 лет на вдове старше его на 15 лет и прожил с ней до последних дней ее жизни, почти до пятидесятилетнего возраста.

3.Когда Пророк Мухаммед овдовел, то прожил еще несколько лет один. Все его последующие браки были или с женщинами, бывшими ранее в браке, или же с вдовами, которые потеряли своих кормильцев. Исключением был только брак с Айшой.

4. Ясно и то, что мужчина обремененный "огромной миссией проповедничества своего учения", у которого все чаяния, помыслы были направлены на претворение своей миссии в жизнь, сердце и душа которого были преисполнены милости и милосердия ко всем людям не мог пойти на поводу сладострастия (похоти). Не является ли одним из доказательств этого, то что он простил всех людей, годами причинявших обиды, унижения, преследовавших как его, так и членов его семьи с целью убийства или изгнания или просто глумления.

5.Как известно, люди, живущие в жарких странах быстрее взрослеют и соответственно быстрее стареют, тем более жившие в седьмом веке, когда люди постоянно терпели лишения, голод, войны. Поэтому объективным образом следует учитывать то, что на момент супружества с Айшой у Пророка Мухаммеда был немолодой возраст, ему был пятьдесят с лишним лет. Особенно после сороколетия (после прихода откровения) вся его жизнь была сопряжена постоянной духовной, моральной и интеллектуальной борьбой, лишениями и трудностями.
Образ жизни Пророк Мухаммеда является одним из объективных доказательств того, что не могло быть и речи о какой-либо похоти, сладострастия. Из достоверных хадисов известно, что в доме Пророка Мухаммеда днями, порой неделями не готовилась еда. И Пророк Мухаммед и его жены довольствовались только водой и финиками, а сам Пророк в такие дни довольно часто держал пост.

6. Касательно причин многоженства Пророка Мухаммеда написано много, как объективного, так и необъективного. Одной из главных причиной этого, и в частности брак с Айшой, был вызван его миссией. Во-первых, его жены были проводниками учения Ислама в мир женщин. Как известно, существуют целые тома специальных положений касательно соблюдения чистоты женщинами, "критических дней", "беременности" и т.д., которые сильно варьируются согласно физиологии женщин. Во-вторых, его жены были также передатчиками хадисов (в общем, Сунны) и в мир мужчин посредством женщин с которыми они общались. Почти все жены Пророка, считались наставницами и учеными периода сподвижников -"сахабов". Они назывались "матерями мусульман", даже Абу Бакр свою дочь Айшу называл не иначе как "мать правоверных". В- третьих, касательно самой Айшы, она была очень любознательна и имела жажду к знаниям. Будучи самой молодой по возрасту и особо не обремененной семейными делами она впоследствии стала одной из выдающихся ученых периода сахабов!
Айша была скрытой "жемчужиной" богословских наук и ее замужество с Пророком, который не мог питать каких-либо низменных чувств в отношении дочери своего самого близкого друга, сделало ее одной из крупнейших светил исламских знаний периода сахабов.

К тому же, в одном из хадисов Пророк Мухаммед говорил "Вы можете найти (научиться) половину всей религии у этой светлокожей женщины". И на самом деле Айша стала известна своим непререкаемым авторитетом в толковании Сунны и была одной из тех, кто заложил основы "хадисоведения", она давала "фетвы" (религиозно-правовые решения) даже самым крупным сподвижникам Пророка, взрастила немало учеников, как среди женщин, так и среди мужчин. Она обладала выдающимися знаниями и в области медицины, истории, астрономии.

Как видно, Айша стояла у истоков поразительного процесса, традиции заложенной во времена Пророка, но к сожалению мало исследованной и почти забытой в наше время, которую можно назвать как "традиция женской исламской- богословской учености". Что является отдельной темой, касательно которой приведем лишь несколько фактов.
В Центре исследования Ислама Оксфордского Университета был написан библиографический словарь (редактор Мухаммад Акрам Надви), состоящий из сорока томов, в котором передаются биографии восьми тысяч исламских ученых из числа женщин. Известный ученый Ибн Хаджар передавал, что из примерно двенадцати тысяч известных своей ученостью сахабов, около тысяча пятьсот пятидесяти были женщины- сахабы. Ибн Хаджар в другом своем труде пишет об одной тысяче триста "улима, алимат и имама", т.е. ученых- женщин богословов последующих веков. Он пишет об одиннадцати тысяч известных ученых своего периода, среди которых он отмечает более тысячи крупных ученых- богословов- женщин.

Одним словом, Айша не то, что не могла быть никакой жертвой (открыто говоря, похотливости мужчин), она была самым талантливым последователем среди женщин и одним из выдающихся ученых своего периода. И ее замужество, подчеркнем, в совершеннолетнем возрасте, дало ей, как никому другому, возможность зайти в мир духовных знаний, источником которого был Пророк Мухаммед. Как известно, Пророк Мухаммед, будучи наделенным божественной проницательностью (фатанат) никогда не ошибался в людях.

В заключение еще раз хотим подчеркнуть, что "литерализм", "механистическое понимание источников Ислама" является на сегодняшний день одной из самых больших опасностей для Ислама. В частности, если отбросить "литерализм" и толковать источники Ислама согласно общему духу и контексту Ислама, а также если проводить более тщательное изучение источников Ислама, то станет ясно, что Айша вышла замуж в далеко не детском возрасте (в 17, или 18, или 19 лет).

Хотим еще призвать мусульман не забывать о важности целостного понимания Ислама. К сожалению, из-за узости мышления и узости души, не дающих надлежащим образом понять парадигму Ислама, некоторые мусульмане хотят низвести Ислам до уровня инструмента удовлетворения "низменных чувств, определенных слабостей натуры человека", что в корне противоречит мировоззрению, этике и морали Ислама.

Г.Жусипбек, Ж.Нагаева

Отмечает, что пророк Мухаммед имел 15 жён. Другой известный историк Йагуби пишет, что пророк Мухаммед имел 21 или же 23 жены. Йагуби отмечает, что пророк вступил в физические отношения только с 13 жёнами. А остальные скончались либо после заключения брака, либо до брачной ночи, либо пророк развёлся с ними до брачной ночи. К списку 13-ти жён относятся 11 жён, которые упомянуты в книге «Сирейи-Ибн Хишам» , а также Мария-коптянка и Умму-Шарик Газийа . (Кардави указывает только на число девять, но без Хадиджи, то есть десять; это число жён, переживших пророка (по свидетельству Ибн Хишама). Уотт указывает, что многие племена претендовали на родственные связи с Мухаммадом, поэтому список жён может быть сильно преувеличен. Он называет имена только одиннадцати жён (с Хадиджей), что ближе к традиционным представлениям (также он приводит имена двух наложниц) Пророк Мухаммад женился на всех до Коранического запрета, где запрещалось иметь больше четырёх жён . Все жены, кроме Аишы, были до него замужем, то есть не были девственницами. Все жёны имели статус «матерь верующих (или правоверных)».

Жёны пророка Мухаммеда

Хадиджа бинт Хувайлид

Хадиджа бинт Хувайлид - первая жена пророка Мухаммеда, которая была при жизни его единственной женой. Она была первым человеком, принявшим ислам, всегда поддерживала свего мужа. Год её смерти назван «годом грусти».

Сауда бинт Зама

Хафса бинт Умар

Хафса бинт Умар - дочь его сподвижника Умара . Она была вдовой одного из мусульман, погибшего в битве при Бадре и, по свидетельствам, не отличалась большой красотой. Ей было 18 лет. Она и Аиша, будучи близки по возрасту, стали подругами. Хафса, порой, изрядно портила настроение пророку скандалами, так что тот ходил целый день сердитый.

Зейнаб бинт Хумайза

Сауда бинт Зама

Аиша бинт Абу Бакр

Хафса бинт Умар

Зайнаб бинт Хумайза

Зайнаб бинт Джахш

Джувайрия бинт аль-Харис

Рамля бинт Абу Суфьян

Райхана бинт Зейд

Маймуна бинт Харис

Мария аль-Кибтия

Зейнаб бинт Джахш - бывшая жена приемного сына пророка Мухаммеда Зайда ибн Хариса. Зайд дал жене развод, а Мухаммад, женившись на ней, закатил грандиозный брачный пир. Арабы посчитали этот брак инцестом, но своевременное появление в Коране специального откровения по данному случаю оправдало действия Мухаммада (Сура 33:36-40). Аиша и Хафса тайно сговорились, пытаясь отвратить внимание пророка от Зейнаб. Повествует Аиша: «Посланник Аллаха привык пить мед в доме Зейнаб, дочери Джахша, и оставался с ней там. Мы с Хафсой договорились втайне, что если он придет к одной из нас, то мы должны сказать ему: „Похоже, ты съел магафир (тип дурно пахнущей смолы), когда я понюхала, от тебя пахло магафиром“. Мы так и сделали, и он ответил: „Нет, но я пил мед в доме Зейнаб, дочери Джахша, и больше никогда не сделаю этого. Я поклянусь в этом, а ты никому не расскажешь об этом“» . По поводу козней молодых жён Мухаммеда имеется неодобрительное высказывание в Коране (сура 66:1-5).

Джувайрия бинт аль-Харис

Джувайрия бинт аль-Харис - дочь вождя Бану Мусталак, захваченная в плен. Ей было около 20 лет. После этой свадьбы мусульмане освободили всех пленников из племени Бану Мусталак, к которому она принадлежала, так как они породнились с пророком.

Внешние видеофайлы
Хадиджа бинту Хувейлид
Сауда бинту Зам"а
Аиша бинту Сыддик
Хавса бинту Умара
Зейнаб бинту Хузейм

Райхана бинт Зейд

Умм Хабиба Рамля бинт Абу Суфьян - дочь Абу-Суфиана, чья семья бежала в Эфиопию от преследований курайшитов. Там её муж перешёл из ислама в христианство. После смерти мужа также стала женой Мухаммада.

Мария аль-Кибтия

Маймуна бинт аль-Харис (араб. ميمونه بنت الحارث ‎‎ - Майму́нах бинту ль-Ха́рис ) (594 - 674) - бывшая свояченицей дяди Мухаммеда Аббаса . Мухаммед женился на ней во время Умрату Кисас (Восполняя Хадж который ему не дали выполнить)

Титул, которого удостоились все жёны пророка Мухаммеда.

Коран о жёнах пророка Мухаммеда

О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы набожны, то не ведите [с посторонними мужчинами] любезных[речей] - не то возжелает вас тот, чье сердце порочно, - а говорите обычные слова. Не покидайте своих домов, не носите украшения времен джахилии, совершайте обрядовую молитву, раздавайте закат и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома [Пророка], очистить вас всецело. Запоминайте [, о жены Пророка,] то, что читают вам в ваших домах из аятов и мудрости Аллаха. Воистину, Аллах великодушен и всеведущ.
О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Аллах – Прощающий, Милосердный. Аллах установил для вас путь освобождения от ваших клятв. Аллах – ваш Покровитель. Он – Знающий, Мудрый. Вот Пророк поверил тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: «Кто сообщил тебе об этом?» Он сказал: «Мне сообщил Знающий, Ведающий». Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль (Гавриил) и праведные верующие являются его друзьями. А кроме того, ангелы помогают ему. Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами.

Пророк ближе к верующим, чем они сами [друг к другу], а его жены — их матери. Сура Аль-Ахзаб

У пророка Мухаммада было — по разным источникам — от девяти до пятнадцати жен, в то время как ислам позволяет иметь лишь четырех законных жен. Этот факт до сих пор является причиной для богословских споров и нападок со стороны тех, кто хочет представить Мухаммада как любвеобильного и похотливого человека. Однако именно в случае с пророком все было не так просто: во-первых, он вступал в свои многочисленные браки еще до вступления в силу так называемого Коранического запрета. Во-вторых, есть много доказательств того, что его женами были вдовы умерших сподвижников — следовательно, эти браки были скорее с целью обеспечить женщинам социальную защиту. Так или иначе, некоторые из жен пророка Мухаммада заслуживают отдельного рассказа.

Самой первой, любимой и самой главной как для самого пророка, так и для всего ислама была женщина по имени Хадиджа. Мухаммад женился на ней в 25-летнем возрасте — в то время как самой Хадидже было на момент их брака уже сорок лет. Ко времени встречи с пророком женщина была дважды вдовой, у нее было четверо детей: два мальчика и две девочки. Хадиджа бинт Хувайлид была одной из самых знатных и богатых женщин племени Курайш. Она занималась торговлей — точнее, предоставляла свои деньги купцам, которые вели на них торговлю.

Одним из таких "торговых представителей" женщины и стал Мухаммад: прослышав про его честность и надежность, она отправила молодого человека в Сирию, доверив весьма внушительную сумму денег. Поездка оказалась удачной, а сопровождавший Мухаммада слуга Хадиджы Майсара поведал хозяйке о достоинствах и высоких качествах нового торговца, чья личность настолько впечатлила Хадиджу, что она решила выйти за своего нового подчиненного замуж. Свадьбу сыграли через два месяца после судьбоносной поездки в Сирию — и началась долгая, по-настоящему счастливая супружеская жизнь.

Мухаммад любил свою жену не только как женщину, он высоко оценивал ее роль в своей пророческой миссии. Известно его высказывание, в котором говорится: "Наилучшей женщиной [времени миссии Христа] была Мария [то есть, Богородица]. А наилучшей женщиной времени моей миссии является Хадиджа". Известно также, что еще при жизни супруге Мухаммада было обещано вечное блаженство: "Однажды Джабраил явился к пророку и сказал: о, посланник Аллаха, Хадиджа принесла приправу к хлебу. Когда она подойдет к тебе, приветствуй ее от имени Аллаха и от меня и порадуй ее благой вестью о том, что в раю ее ждет дом из полой жемчужины, где не будет шума, и где не будет она знать усталости".

Если заняться тщательным психоанализом, то можно предположить, что больше всего донимало Хадиджу при жизни: шум и усталость, что неудивительно. Огромное состояние женщины все ушло на проповедь ислама, а сама она была первой, кто принял новое учение — и, соответственно, первые гонения тоже пришлись на ее долю.

У супругов было шестеро детей, но все мальчики умерли в младенчестве, лишь девочки дожили до зрелых лет. (Стоит отметить, что все дети пророка, кроме Ибрахима, были рождены именно в браке с Хадиджей.) Обещанный рай Хадиджа получила в возрасте 64 лет — именно поэтому 619 год назван пророком "годом скорби", ведь он потерял не только любимую жену, но верную подругу и сподвижницу. Лишь после смерти первой супруги Мухаммад позволил себе брать новых жен — но хранил память о Хадидже всю жизнь.

Вторая любимая жена пророка Аиша говорила: "Я ревновала Пророка только к Хадидже, которую я не застала. Когда пророк, например, резал барана на мясо, он [порой] говорил: "Отправьте это друзьям Хадиджи!" Однажды я не выдержала и воскликнула: "Опять Хадиджа?!" Пророку это очень не понравилось, и он сказал: "Всевышний наделил меня сильной любовью к ней". Ни одна из новых жен Мухаммада не смогла занять в его сердце место Хадиджи — умной, сильной и преданной женщины.

Второй женой пророка Мухаммада стала Сауда бинт Зама, вдова его сподвижника, одного из первых мусульман. Саида была старше пророка, не обладала ни красотой, ни состоянием. Она стала хранительницей домашнего очага, и именно с ней Мухаммад совершил Хиджру — переселился из Мекки в Медину.

Следующей по счету женой после Сауды стала Аиша бант Абу Бакр. Мухаммад посватался к девочке, когда ей было всего семь лет, а по достижению ею девятилетнего возраста заключил брак. Надо понимать, что это не было супружество в физиологическом смысле с первых же лет — Мухаммаду было политически важно совершить эту женитьбу, чтобы укрепить связь с двумя своими ближайшими сподвижниками. С детства находясь на попечении пророка, Аиша была самой преданной мусульманкой и самой осведомленной о жизни Мухаммада женщиной, именно она передала потомкамсамое большое количество хадисов (изречений, описаний или действий) о пророке. Как-то Аишу несправедливо обвинили — но сам Аллах ниспослал аяты, говорящие о невиновности женщины. Более того, считается, что свидетельством ее благочестия является тот факт, что Аллах посылал Мухаммаду откровения, когда тот находился с Аишей наедине — но этого никогда не происходило с другими женами. Именно на ее руках Мухаммад и умер.

Четвертой женой пророка стала Хафса бин Умар, вдова его сподвижника, погибшего в битве при Бадре. Девушке в этот момент было 18 лет, она не обладала ни красотой, ни положительным характером, часто доводила Мухаммада своими скандалами. В силу возраста, Хафса сдружилась с Аишей, но и та не смогла оказать влияния на поведение и характер подруги.

Зайнаб бинт Хумайза умерла всего через несколько месяцев после своего замужества, поэтому о ее жизни известно очень мало — лишь то, что за доброе сердце и заботу о несчастных она получила в народе имя "Уммуль-масакин" — мать бедных.

Следующей женой стала Умм Салама бинт Абу Умая, очередная вдова, заботу о которой Мухаммад взял на себя. Умм Салама пережила своего мужа на долгих пятьдесят лет.

Особых слов заслуживает Зейнаб бинт Джахш. Во-первых, изначально она была женой приемного сына Мухаммада Зайда. Во-вторых, Зайд развелся с ней, а пророк взял ее в жены, вызвав бурю негодований — и за развод, и за "инцест". Впрочем, Аллах тут же сообщил Мухаммаду новое откровение, оправдавшее эти действия. Недовольны были не только мужчины — новый брак доставил неприятные минуты и женщинам — женам Мухаммеда Аише и Хафсе.

Девушки решили действовать сообща — вот что говорит об этом Аиша: "Посланник Аллаха привык пить мед в доме Зайнаб, дочери Джахша, и оставался с ней там. Мы с Хафсой договорились втайне, что если он придет к одной из нас, то мы должны сказать ему: "Похоже, ты съел магафир (тип дурно пахнущей смолы), когда я понюхала, от тебя пахло магафиром". Мы так и сделали, и он ответил: "Нет, но я пил мед в доме Зайнаб, дочери Джахша, и больше никогда не сделаю этого. Я поклянусь в этом, а ты никому не расскажешь об этом".

Джувайрия бинт аль-Харис была дочерью вождя Бану Мусталак, которую захватили в плен. Брак с девушкой был для Мухаммада очередным политическим приемом: после свадьбы остальные мусульмане освободили всех пленниц и пленников этого племени, ведь теперь они стали родственниками супруги пророка.

Для женщины по имени Райхана бинт Зейд пророк Мухаммад тоже не был первым мужем — но, в отличие от остальных, Райхана сначала была лишь наложницей. Ей был предложен статус законной жены в том случае, если она примет ислам, но женщина отказалась. Несмотря на то, что позже Райхана все же стала мусульманкой, умерла она фактически в статусе невольницы.

Сафия бинт Хуяй была дочерью иудейского вождя. В молодости она жила в Медине и своей поразительной красотой привлекала множество поклонников. Ее первым мужем был известный поэт, вторым — высокопоставленный "чиновник" одного из племен. В ходе очередной из битв муж и отец Сафии были убиты, а сама она взята в плен. Увидев женщину, Мухаммад пленился ею и сделал сначала своей наложницей, а потом и вовсе освободил из рабства. Как и Райхана бинт Зейд, Сафия получила предложение принять ислам и стать законной женой пророка — или же она могла сохранить свою религию и, став свободной, покинуть Мухаммада. Сафия осталась с Мухаммадом, став его законной супругой.

Эзвадж-и Тахират на арабском языке означает "чистые жёны". Это выражение относитя к жёнам Пророка Мухаммада.

Во время проживания в Мекке Пророк Мухаммад имел только одну жену, но после переезда в Медину ввиду религиозного, социального, экономического и нравственного положения общества, ему пришлось женится еще несколько раз.

Коран характеризуeт жён Пророка как "матерей правоверных (муминов)"и в связи с этим, даже после смерти Пророка Мухаммада верующим мужчинам было запрещено жениться с ними: "Пророк же к верующим ближе, чем узы их семейного родства, а жены его - матери для них..." (аль-Ахзаб, 33/6). Установив этот запрет Аллах укрепил их уважительное положение в обществе (аль-Ахзаб 33/53). Конечно такой подход к женам Пророка и восприятие их как матерей исходило из уважения и почитания. Поэтому брак с ними запрещен, почет и уважение к ним предписанно религией. В остальном же, они такие же как и все другие женщины.

В Коране имеются айаты, которые напрямую обращены к Эзвадж-и Тахират и указывают на их социальный статус и ответственность: "О жены Пророка! Если одна из вас виновна будет в мерзости, что будет очевидна, ей наказание удвоится вдвойне, - Ведь это для Аллаха так -легко! А ту, что Аллаху и Его Посланнику послушна будет и будет доброе творить, мы одарим двойной наградой и долей благородной (осветим), которую (уже) Мы ей уготовали. О жены Пророка! Вы-не такие, как обычные другие жены, - если вы гнева Аллаха страшитесь, в своих речах не будьте ласково-любезны, чтобы в каком-нибудь (мужчине), чьё сердце (к женщинам влечением) больно, не воспылало вожделенье (к вам). Ведите разговор пристойно. В домах своих покойно пребывайте и не кичитесь украшеньями невежества времен, творите ритуальную молитву, и правьте очистительную подать, Аллаху и Посланнику Его послушны будьте, - ведь Он лишь хочет снять с вас скверну, (очистить) дом его семьи и всех вас полным очищением очистить. Вы вспоминайте (и другим) передавайте то, что из знамений и мудрости Аллаха зачитывают вам в ваших домах, - ведь благосерд Аллах и ведущ!" (аль-Ахзаб, 33/30-34).

Айаты Корана с одной стороны в лицах жен Пророка обращается ко всем мусульманкам, а с другой стороны айаты подчеркивает об их особой ответственности в обществе.

Действительно эти почтенные матери сделали большой шаг в просвещении всего человечества, особенно женщин. Жены Пророка играли главную роль при распространении нравственных законов шариата относительно женщин. О семейной жизни Пророка и его примерной нравственности правоверные узнавали через его жен.

Привязанность и вежливое отношение Пророка к своей семье стали примером для мусульман, а совместная жизнь одной крышой женщин разных возрастов, разных по происхождению, разных по характеру, имеющих различные качества и выросших в разной культуре привело к возникновению различных семейных ситуаций, что в свою очередь стало причиной обогащения сунны.

Пророк Мухаммад посещал своих жен по очереди; иногда беседовал с ними по отдельности, а иногда со всеми вместе. Он назначал день когда и с кем останется и к вечеру все его жены собирались там вместе. При беседы с ними Пророк Мухаммад учил своих жен, рассказывал им предания, занимался их проблемами, а иногда даже смешил их и рассказывая анекдоты. Вместе с этим решение некоторых вопросов он обсуждал вместе с женами. Это указывает на то, что Пророк уважал мнение женщин.

Ниже приведены имена почтенных женщин, вышедших замуж за Пророка и в следствии этого получившие имя Эзвадж-и Тахират . {mospagebreak title=Достопочтенная Хадиджа}

Достопочтенная Хадиджа.

Хадиджа - дочь Хувейлида бин Эседа, которая была из рода Бани Эсад племени курайшитов и была первой женой Пророка Мухаммада. Родилась она в 556 году в Мекке. В лице прадедушки Кусайда родственные узы Хадиджы объединяются с родственными узами Пророка. За целомудрие Хадиджы, до возникновения Ислама, её называли "Тахира". После того, как она стала первой женой Пророка её стали называть "Кюбра".

Хадиджа занималась торговлей и ей был нужен надежный человек для возглавления каравана в Сирию. По совету своих знакомых она договорилась с Пророком о партнерстве. После возвращения каравана она увидела в Пророке верного, прямого, добропорядочного человека, отличного торговца и предложила ему заключить с ней брак. Многие историки утверждают, что при женитьбе Хадидже, которая являлась вдовой и матерью двоих детей было 40, а Мухаммаду 25 лет. От совместного брака Хадиджы и Мухаммада появилась шестеро детей - Касым, Зайнаб, Рукийя, Умму Гульсум, Фатима и Абдуллах.

Хадиджа своим приятным обхождением и искренним служением была примерной женой как до Ислама так и после. До пророчества Мухаммад зачастаю уединялся на горе Хира, где предавался размышлениям о поклонении Богу. В такие дни Хадиджа проявляла особую заботливость о Пророке, если же он задерживался, то она с помощю слуг добиралась до Пророка.

Когда Мухаммад стал Пророком она одна из первых кто уверовала в его послание. Она поддержала его всем своим существом и оказала ему всестороннюю поддержку. Хадиджа никогда не оставляла Пророка одного, под притяснением многобожников. Когда многобожники в Мекки окружили мусульман она была рядом с мужем и 2-3 года вместе с Пророком находилась в окружении мушриков. Она не жалея своего богатства тратила их на пути Ислама.

Хадиджа скончалась после 25-летней счастливой брачной жизни, за 3 года до хиджры. Ей было 65 лет. В течении трех дней Пророк потерял двоих особенных и близких людей - дядю Абу Талиба и верную жену Хадиджу - которые поддерживали его в борьбе с многобожниками. Именно поэтому этот год вошел в историю под названием "год печали".

После смерти Хадиджы Пророк сообщил радостную весть о том, что она попадет в жемчужный дворец в раю. Пророк часто вспоминал ее беззаветную преданность и дружбу и когда он приносил жертвоприношение. то не забывал и ее старых друзей. {mospagebreak title=Достопочтенная Аиша}

Достопочтенная Аиша.

Благославенная Аиша была самым близким другом Пророка, соратником по хиджре и дочерью первого Халифа Абу Бакра. Появилась на свет в Мекке, на четвертом году пророчества.

Брак Аишы и Пророка был заключен в Мекке, перед хиджрой в Медину. В связи с малолетством Аишы фактически они после хиджры стали жить вместе (месяц шевваль, второй год хиджры в Медину). Аиша является единственной женой Пророка среди эзвадж-и тахират, у которой первый брак был с Мухаммадом. Из-за любви к ней Пророк называл ее "Аише", "Аиш", "Увейш" и "Хумейрой", так как у нее было белоснежное тело.

Семейные узы Пророка с Аишe были построенны на взаимопонимании, любви и уважении.

Известно что была очень привязанна к Пророку и сильно любила его. Они вместе занимались бегом и прислонившись к плечу Пророка смотрела фехтование копьями абиссинийцев в аль-Масджид ан-Набави. Пророку нравилось проводить время вместе с Аишe, особенно беседовать с ней во время ночных поездок, отвечать на ее вопросы. Проницательная, понятливая, отличающаяся сильной памятью, красивой речью и стремлением правильно понять Коран и сунну, Аиша занимала особое место возле Пророка.

Аиша часто участвовала в путешествиях вместе с Пророком. При возвращении с битвы Бани Мусталик, по дороге она потеряла свое ожерелье и замешкавшись в поисках отстала от группы. Арьергард армии Сафван бин Муаттал помог Аише добратся до группы. Но этот случай дал пищу клеветникам для распространения грязных сплетен об Аишe и Сафване. Клевета достигла таких размеров, что среди правоверных начали пробуждаться подозрения. В источниках это событие сохранилось под названием "событие Ифк" и с приходом 11-21 айатов из суры Нур им был положен конец. Данные айаты, ниспосланные Аллахом, доказывали невинность и безгрешность благославенной Аишы.

В 11-году хиджры в месяце сафар Пророк Мухаммад сильно заболел и с соизволения всех своих жен переселился в комнату Аишы, где и покинул этот бренный мир.

Во время правления Абу Бакра и Омарa Аиша не занималась политической деятельностью. Но ближе к концу правления халифа Усмана и во время правления халифа Али в намерении сохранить справедливость и мир, она принимала участие в некоторых политических событиях. Но после того, как события начали равзвиваться в противоположном русле, она насовсем ушла из политики и всю жизнь раскаивалась о некоторых неприятных событиях, в которых участвовала.

Аишe женщина-сахаб, глубоко изучившая Исламские науки. Кроме того и в доме отца и рядом с Пророком она была воспитана в наилучшей форме. Благодоря проницательности, пониманию, способности, жажде учебы, сильной памяти и вере ей удалось получить такие знания, которые не каждому суждены. После смерти Пророка многие асхабы и табиуны приходили к Аише для консультации по фыкху (правоведение) и сунны. Аиша одна из соратников Пророка, которые знамениты тем, что самое большое число фетв находится на их счету. Кроме этого с 2210 количеством хадисов она имеет место среди семи сахабов (миксирун), кто диктовал хадисы в большом количестве.

После смерти Пророка Аиша прожила 47 лет и умерла в возврате 66 лет. Это было на 57-58-году после хиджры. Похоронили ее на кладбище Баки. По ее завещанию Абу Хурейра был имамом в заупокойной молитве. {mospagebreak title=Достопочтенная Савда}

Достопочтенная Савда.

Савда бинту Зема - вторая жена Пророка, на которой он женился после смерти Хадиджы в Мекке.

Первым ее мужем был Секран бин Амр. Они приняли ислам в короткое время после того. как Пророк начал проповедовать. Вынужденные от притяснений многобожников переехать в Эфиопию, они через некоторое время вернулись обратно в Мекку. Однако, муж Савда скончался в Мекке.

Вскоре умерла и первая жена Пророка Хадиджа. В связи с этим Пророку указали на Савду, кандидатура которой подходила Мухаммаду, она могла бы присматривать за маленькими детьми Пророка, а так же украсила бы его одиночество и Пророк женился на ней. При заключении брака ей было около 50 лет и детям Пророка она стала относиться как к собственным. До женитьбы на Аишe, Пророк жил только с Савдой.

Савда прожившая 13 лет вместе с Пророком и участвовавщая в некоторых путешествиях с ним, скончалась к концу правления Умара. В некоторых источниках говорится что она погибла в 54-году хиджры. Савда выучила и продиктовала пять хадисов Пророка. Один из них находится в книге Сахих-и Бухари. {mospagebreak title=Достопочтенная Хафса}

Достопочтенная Хафса.

Хафса вышедшая замуж за Пророка на 3-году хиджры была дочерью близкого друга и соратника халифа Умара.

Родилась она в 605 году в Мекке. Она была женой одного из первых мусульман, Хунейса бин Хузафа. Хунейс сильно заболел по дороге при возвращении с Бадрской битвы и умер в Медине. Умар всегда предпочитал чтобы ее дочери и сестры выходили замуж за благоверных людей, именно поэтому он предложил Усману, который недавно потерял жену (дочь Пророка Рукийя) взять в жены его дочь. Но Усман ответил, что пока не собирается жениться, после такого ответа Умар сделал такое же предложение Абу Бакру, но и Абу Бакр не принял это предложение. После этого он поделился мыслями и чувствами Пророком. Пророк ответил ему, что Хафса выйдет замуж за более добродеятельного мужчину, а Усман сможет жениться на более добродеятельной женщине. Действительно на третьем году хиджры, в месяце шабан Пророк женился на Хафсе, а Усман на Умму Гульсум дочери Пророка Мухаммада.

Среди жен Пророка Хафса больше всех хорошо ладила с Аишe и даже говорят, что другие жены Пророка завидовали их взаимопониманию. Она имела особое место рядом с Пророком, потому что была грамотной, что являлось большой редкостью среди женщин того времени.

Благославенная Хафса погибла в 41-году хиджры, в возврасте 60 лет ее и была похоронена в кладбище Баки. {mospagebreak title=Достопочтенная Зайнаб бинту Хузейма}

Достопочтенная Зайнаб бинту Хузейма.

Зайнаб является дочкой Хузейме бин Абдуллаха из племени Амр б. Сасаа. Пророк Мухаммад через некоторое время после женитьбы с Хафсой женился на Зайнаб бинту Хузейма, так как ее муж пал во время битвы в Ухуде. В результате некоторых событий, имевших место в 3 году хиджры между соплемениками Зайнаб и мусульманами произошел разрыв. Поэтому эта женитьба имело важное значение в деле укрепления дружбы и искоренения напряженности между мусульманами и племенем Амрa бин Сасаа.

Всякий был согласен с тем что она имела огромное духовное влияние и именно пэтому ее прозвали "Уммул-Месакин", что означает мать бедных. Прожила она в браке с Пророком всего 2-3 (по некоторым сведениям 8) месяцев и вскоре скончалась. Имамом заупокойной молитвы был сам Пророк. Похоронили ее на кладбище Баки. {mospagebreak title=Достопочтенная Умму Салама}

Достопочтенная Умму Салама.

Умму Салама была дочерью Абу Умейе бин Мугире бин Абдуллаха. Настоящее ее имя была Хинд. Её первым мужем был Абдуллах бин Абдулесед. Семья Умму Саламы приняла ислам сразу же как только Пророк начал призывать к вере. Подверженные гонениям многобожников, они были вынуждены бежать в Ефиопию. После долгого пребывания в Эфиопии они лишь после того, как получили радостную новость о принятии Ислама многобжниками Мекки, вернулись в Мекку.

Только вот, по возвращению в Мекку они опять столкнулись с гнетом многобожников и по указу Пророка отправились в Медину. Но многобожники перекрыли дорогу Умму Саламы и не разрешили им покинуть Мекку. Спустя некоторое время они нашли путь к побегу и перебрались в Медину. Однако ее муж вскоре погиб от раны в руке, полученную во время битвы в Ухуде.

После смерти мужа Салама скромно отказывала предложениям мужчин, включая и предложение Пророка, пояснив свой отказ возврастом и ревнрстью. Но незадолго после этого, она все таки согласилась выйти замуж за Пророка.

Умму Салама известна как понятливая, умная, авторитетная и милосердная женщина. Ее все слушались и она хорошо знала свои достоинства. После смерти Пророка многие из соратников и приспешников приходили к ней чтобы посоветоваться.

Умму Салама передала более 378 хадисов Пророка и умерла в 61-году хиджры когда ей было 84 года. Заупокойная молитва была прочитанна во главе с Абу Хурейра на кладбище Баки, где она и похоронена. {mospagebreak title=Достопочтенная Зайнаб бинти Джахш}

Достопочтенная Зайнаб бинти Джахш.

Зайнаб бинту Джахш является дочерью Джахша бин Ребаба, который был приезжим и не принадлужал к старожилам Мекки. Ее мать Умейма была тетей Пророка и дочкой Абдулмуталлиба.

Первым мужем Зайнаба был Зейд бин Харисе, которого в свое время Мухаммад освободил от рабства (он был приемным сыном Пророка даже до прихода предписания корана). Когда Пророк предложил семье Зайнаба отдать ее замуж за Зейда, они сперва не согласились, потому-что Зейд был вольноотступником Пророка. Но после ниспослания 36-го айата суры аль-Ахзаб, относительно данного события, семья Зайнаб согласилaсь на предложение Пророка и отдали ее замуж за Зейда. После этого брака отменились обычаи которые гласили, что женщины и девушки из аристократичеких кругов и богатые, не могут заключить брак с бедным мужчиной или вольноотступником. К тому же это было осуществлено на практике близкими Пророка.

Но их брак продлился всего лишь год, так как несмотря на все усилия Пророка они не смогли наладить между с собой отношения и в конце концов Зейд расстался с Зайнаб.

Через некоторое время после того как они расстались снизошел 37 айат суры аль-Азхаб, в котором говорится о статусе приеммных детей и что жена приемного сына не является родной невесткой. Аллах дал понять, что дает разрешение на брак Пророка и Зайнаб. В сущности после развода Зайнаба с Зейдом, Пророк постиг, что именно он воплотит в жизнь данное предписание. Вместе с этим, он боялся слухов и клеветы, которые могли распространить многобожники. Только после ниспослания данного айата это предписание вошло в силу.

К сожалению клевета, сплетни и неприличные разговоры подстрекателей связанные с женитьбой Пророка на Зайнаб, посей день используются в некоторых кругах как инструмент для разжигания зла. Поэтому не стоит забывать, что перед Аллахом людские дела измеряются не их родословной и богатством, а добрыми делами и помыслами, что женитьба на разведенных женах приемных сыновей не является грехом и что эти браки являются испытанием веры. Все это опирается на мудрость Всевышнего.

Зайнаб всегда была старательной при богослужении, с непорочными мыслями, великодушная и непритязательная. В то же время она раздавала бедным все деньги, которые зарабатывала шитьем и рукоделием.

Зайнаб была первая из жен, умерших после кончины Пророка. Умерла она в 20-году хиджры, ей было 53 года. Во главе заупокойной молитвы находился халиф Умар. Зайнаб выучила и передала 11 хадисов Пророка. {mospagebreak title=Достопочтенная Джувейриа}

Достопочтенная Джувейриа.

Джувейриа является дочерью главы племени Бани Мусталик Хариса бин Абу Дирара. До принятия Ислама ее звали Бэррой (Пророк ценил то, что мусульмане начали принимать новые имена, он говорил что это очищает человека и назвал ее Джувейрой). Мусульмане взяли ее в плен во время Битвы Мурейси (Бани Мусталик), проишедей на пятом году хиджры.

Вместе с тем имеются разные предположения о браке Пророка с Джувейриёй, взятой в плен вместе со многими соплеменниками. Но все источники единодушны в том, что этот брак был поводом для осовобждения пленников из Бани Мусталик. Соратники Пророка не захотели удерживать в плену родственников Пророка и отпустили их на волю. Несомненно этот брак устранил вражду между племенем Бани Мусталик и мусульманами. Главная цель этого брака заключалась приближении этого племени к Исламу. Данный факт стал очевидным лишь после принятия Бани Мусталиком Ислама.

Джувейриа известна тем, что много молилась, держала пост и часто упоминала Аллаха. Ее описывают как самую полезную и благодатную женщину своего племени. Джувейриа скончалась в 50 или 56 году хиджры. Пересказала 7 хадисов Пророка. {mospagebreak title=Досточтимая Сафийа}

Досточтимая Сафийа.

Сафийа - дочь Хувейа бин Ахтаба, вождя племени Бани Надир; по происхождению родом из рода пророка Сынов Исраиля, Харуна.

Перед тем как выйти замуж за Пророка она была замужем два раза. Ее второй муж был убит в 7-году хиджры во время Битвы Хайбер, а она была взята в плен мусульманами. Точно также, целью этого брака было основание родства и устранение напряженности между евреями и мусульманами, а также вызвать симпатию к Исламу в сердцах людей.

Сафийа была отданна Дихйетул Келби как трофей. Пророк поставил условие, что если Сафийа, дочь главы племени Бани Надир примет Ислам, то он (Пророк) женится на ней. Если же она откажется, то даст ей волю и отправит назад, к соплеменникам. Сафийа приняла предложение Пророка, ответив тем что давно мечтала принять Ислам и что быть рядом с Пророком намного милее, чем возвратиться на родину к близким. Дихйетул Келби была дана другая пленница.

Добродеятельная и умная Сафийа во время последней болезни Пророка словами "если бы я болела вместо тебя" выразила сильную любовь.

В тоже время она была храброй женщной. Во время осады дома халифа Усмана, Сафийа была на его стороне, и тайком носила ему еду и воду.

Умершая в 50, 52 году хиджры Сафийа была похоронена в кладбище Баки. Она пересказала около 10 хадисов. Бухари и Муслим одобрили один из переданных её хадисов. {mospagebreak title=Досточтимая Умма Хабиба}

Досточтимая Умма Хабиба.

Умма Хабиба - дочь Абу Суфийана Харба из рода Сынов Умейа. К тому же, по линии отца она является сводной сестрой Муавии. Ее настоящее имя Ремле, а по имени дочери от первого брака, ее назвали ее Умма Хабиба.

До прихода Ислама исповедывавшая религию Ибрахима (Авраам), с приходом Ислама она и ее муж одним из первых приняли Ислам. Чтобы избежать гнета и пыток многобожников они были вынужденны бежать в Эфиопию где ее муж отверг ислам (в некоторых источниках сообщается, что он вскоре умер или же что они развелись).

Прослышав ее непоколебимую веру и тяготы, которые она преживает Пророк послал специального гонца с поросьбой дать ему согласие на бракосочетание с ней. Умма Хабиба с радостью дала согласие на брак. Совершил обряд бракосочетания Неджаш (который был доверенным лицом Пророка).

Это событие произошедшее в 6, 7-годах хиджры считается наградой для Умму Хабибы за ее непоколебимую веру. В тоже время данный брак считался большим шагом для прививания симпатии к Исламу и смягчения чувства ненависти к Пророку у Абу Суфийана. Во время покорения Мекки Абу Суфийан действительно стал правоверным мусульманином.

Умма Хабиба передала 65 хадисов Пророка. Скончалась в 44-году хиджры в возрасте 70 лет. {mospagebreak title=Досточтимая Марийа}

Досточтимая Марийа.

В источниках Марийа бинти Шемун аль-Кытбие упоминается как Марийа аль-Кытбие. Она родом из деревни Хафн, расположенного в районе Саид в Египте. Ее отец был кыбти, а мать гречанкой.

В седмьмом году хиджры Пророк отправляет письмо к губернатору Александрии, назначеннного Византийским Императором и называвшемуся Мукавкыс Египта. В своем письме, Пророк Мухаммад приглашает его к Исламу. Существует мнение, что после того как Мукавкыс прочел письмо Пророка, он оценил его по достоинству,но даже несморя на то что полюбил ислам он перед страхом наказания Византии не осмелился принять Исламскую веру. Он оказал радужный прием послу Пророка. Вместе с ответным письмом он отправил множество ценных подарков, таких как то 1000 мер золота, дорогие сукна, дорогую одежду, прекрасные ароматы, одного евнуха и двух наложниц.

Предположительно, что наложницы Марийа и Сирин приняли Ислам по пути в Медину или по приезду, после проповеди Пророка. Вышедшая замуж за Пророка Марийа родила на свет сына. Что бы стать молочной матьерю Ибрахима, сына Пророка, правоверные женщины чуть ли не состязались между собой. Хотя возраст в котором скончался Ибрахим неточен можно сказать лишь одно, что он скончался когда ему было не более двух лет.

Имеется две точки зрения о том когда Марийа освободилась от статуса наложницы и стала свободной. Первая точка зрения - она стала свободной после принятия Ислама, вторая - после рождения сына. Марийа прожила на протяжении совместной жизни имела хорошии отношения и служила Пророку. Она скончалась в 16-году хиджры. Заупокойная молитвы совершилась под руководством халифа Умара. {mospagebreak title=Досточтимая Маймуна}

Досточтимая Маймуна.

Маймуна - первое имя которой было Берре бинту Харис (Пророк ценил то что мусульмане начали принимать новые имена, он говорил что это очищает человека и называл ее Маймуной), сестра Уммул Фадла жены Аббаса.

До замужества с Пророком она дважды была замужем. После смерти второго мужа она осталась вдовой. Во время умры когда соратники Пророка были в Мекке она пришла к Уммул Фадыл и изявила желание о том, что хотела бы выйти замуж за Пророка. Она в свою очередь расказала об этом мужу Аббасу. Аббас передал это желание Пророку. В результате Пророк принял это предложение и они поженились.

После этого бракосочетания в Медину прибыла делегация из племени Амра бин Сасаа (откуда она была родом) и встретилась с Пророком, после чего народ племени принял Ислам.

Маймуна была самой последней женой Пророка. Аиша восхваляя Маймуну говорила что: "самая сильная из тех, которая соблюдает родственные связи. Смерть настигла Маймуну на 51- году хиджры. Она передала 76 хадисов. {mospagebreak title=Досточтимая Райхана}

Досточтимая Райхана.

Райхана бинти Шемун являлась наложницей, по происхождению она была еврейка из племени Амр бин Курейза (или Бани Надир).

Есть разные точки зрения о том, как она приняла ислам. Существует версия о том, что она приняла ислам после проповеди Пророка а после того как Пророк освободил её она вышла замуж за него. Наряду с этим бытует мнение, что в начале она не хотела принимать Ислам, спустя некоторое время она по своей воле все же приняла Ислам и вышла замуж за Пророка. Однако бытует мнение, что из-за отказа от ответственности свободного человека она решила остаться наложницей.

Райхана скончалась после возвращения Пророка из прощального хаджа. Заупокойная молтива Райханы прошла под руководством самого Пророка. Она была похоронена на кладбище Баки.