Крымские татары: история и современность. Депортация и реабилитация крымских татар

Этногенез крымских татар

В современном мире насчитывается около 800 наций. Все они имеет свою историю, гипотезы и теории происхождения. Есть своя история и у крымскотатарской нации, формировавшейся на протяжении тысячелетий на территории крымского полуострова. И видимо не случайно в средневековой Европе население причерноморских степей и Крыма прямых потомков тавров, кимме­рийцев, скифов, сарматов, аланов, эллинов, готов, гуннов, хазар, кыпчаков и многих других древних народов, именовали одним общим именем – татары.

Историография гипотез этногенеза крымскотатарского народа

О происхождении крымских татар ведутся бесконечные споры и дискуссии. В головах многих ученых мужей основательно засело твердое убеждение, о том, что крымские татары – потомки золотоордынцев осевших на полуострове в первой половине XIII века. Этот миф появился сразу же после аннексии Крыма Россией в 1783 году и уже с этого времени надежно вошел в официальную российскую историографию, а затем благополучно перекачивал и в советскую. Более того, этот же миф до сих пор продолжает тиражироваться в научной литературе. Это один из ярчайших примеров когда наука пересекается с политикой. Когда историю неугодного народа умышленно замалчивали, переписывали, да и собственно целенаправленно старались передать в негативном свете.

И все же нельзя сказать, что этногенезом не занимались ранее. Конечно же предпринимались первые шаги, но в царские, а после в советские времена, это было сделать достаточно сложно, в силу того, что всякие попытки сразу же пресекались. И тем не менее крымские ученые в 30-40 годах XX столетия сделали первые попытки к изучению этногенеза коренного народа Крыма. Но после депортации крымских татар в 1944 году этот процесс прерывается. Более того, начинается целенаправленное уничтожение материально-духовной культуры крымских татар, в Крыму массово переименовывается историческая топонимика. И собственно наступает период полного забвения народа, так как советская власть буквально наложила табу на изучение истории крымских татар, а его представителям в местах депортации долгое время вообще запрещалось обучение в высших гуманитарных учебных заведениях.

Естественно, что такая ситуация со временем способствовала появлению односторонних гипотез о происхождении крымскотатарского народа, а это закладывало фундамент изначально ложных далеких от истины предположений происхождения крымских татар. Другими словами фальсификаторы, минуя весь многовековой этногенетический процесс, протекавший в Крыму в домонгольский период, за исходную точку отсчета происхождения крымских татар брали события, связанные с ордынским периодом, который, по существу является лишь этапом многовекового, сложного исторического процесса. Надо полагать, что основанием для подобного утверждения послужило сходство этнонима «татары». А это самое большое заблуждение.

И не смотря на то, что сегодня реконструировать процесс формирования крымскотатарского этноса еще достаточно сложно, отметим, что за последние 20 лет изучения этого вопроса были сделаны существенные шаги и появились первые монографии, которые собственно и опираются на письменные, археологические, антропологические материалы.

Этнические предки крымских татар

Как бы, ни стремились опровергнуть автохтонность, т. е. коренную принадлежность крымских татар к Крыму, а факты все чаще расходятся с притянутыми утверждениями. Сегодня ряд современных исследователей находят корни крымскотатарской нации в археологических культурах бронзового и железного веков – Ямной, Катакомбной, Срубной и Кизил-Кобинской некогда развивавшихся в Северном Причерноморье и Крыму.

Тавры

Итак, представители Кизил-Кобинской культуры – тавры бесспорно являются аборигенами крымского полуострова. Вся история тавров связана только с Крымом, здесь она началась и здесь закончилась, не выходя за его пределы. Именно тавры и стали одним из главных компонентов складывавшегося коренного народа Крыма.

Тавры – а именно так именовали их ближние и дальние соседи, согласно археологическим исследованиям известны с X века до н. э., они заселяли горный и предгорный районы полуострова и бесспорно оставили свой след в культуре народов Крыма, в том числе материальной. Нередко, скифские, эллинские, а затем и крымскотатарские селения поднимались буквально на фундаменте таврских городищ и крепостей. К сожалению, практически ничего не известно о языке, на котором говорили тавры.

Киммерийцы

Но и у тавров были свои предки – носители Срубной культуры. Как показали недавние археологические материалы, керамический комплекс и погребальный обряд тавров генетически связаны с позднесрубными крымскими памятниками. Кроме этого есть предположение, что некоторые позднесрубные племена перешли к кочевому образу жизни и стали известны древним авторам под именем киммерийцев.

Таким образом, киммерийцы и тавры имеют общие родственные корни. Но при этом они никогда не смешивались между собой. Киммерийцы известны с X по VII век до н. э. И если тавры никогда не выходили за пределы полуострова, то киммерийцы занимали обширную степную территорию между Доном и Днестром, степную часть Крыма и Тамани.

Следы киммерийцев сохранились в топонимике Крыма: Киммерия, Боспор Киммерийский (ныне г. Керчь), Киммерик (древнее поселение на западных склонах горы Опук, южное побережье Керченского полуострова) и пр., однако, как не парадоксально, историкам до сих пор не известно, как киммерийцы называли сами себя, так же неясна проблема языка киммерийцев. Этот древний народ дает нам некоторые отрывочные представления о духовном мире, типе хозяйственной деятельности, искусстве, о развитии предскифской культуры в целом. Киммерийцы освоили железо, и следует отметить, это были хорошие воины. Известно, что на закате своей истории, они дважды вторгались в Малую Азию и некоторое время даже владычествовали над большой частью ее территории. Историческая роль киммерийцев, безусловно, выдающееся. Прежде всего они содействовали скачкообразному развитию экономики древнего населения. Ведь именно через них распространилось не только в Крыму, но во всем Северном Причерноморье, орудия труда, инструменты и оружие. Они не изобрели технологии ковки стали, а лишь заимствовали у передовых культур эпохи.

Некоторые исследователи утверждают, что в первой половине VII века до н. э. часть этого народа покинула территорию Северного Причерноморья, в силу начавшихся природных катаклизмов (засуха). Но на полуострове к этому времени потомки киммерийцев уже успели стать составной частью таврского и скифского народа, частью генофонда Крыма и ближайших областей.

Скифы

В VII в. до н. э. в Крыму появился наиболее известный в древней истории племенной союз – скифы. В отличие от тавров и киммерийцев, прародиной скифов был Алтай – колыбель тюркских народов. Об этом свидетельствуют уникальные находки скифских мумий в Алтайском крае (наиболее известная найденная в 1993 году мумия скифской принцессы Кадын). Исследователями уже доказано, что скифы были тюрками. Территория скифов охватывала довольно большой ареал от Алтая до Северного Причерноморья. Благодаря этому они приняли участие в формировании многих индоевропейских народов. В Крыму скифские племена расселились не равномерно. На востоке границей их обитания становиться керченское побережь­е, на западе скифы расселились вдоль прибрежной полосы от устья Бельбека до Калос-Лимена (Черноморское), а на юге заняли Главную гряду крымских гор. В степной части скифы селились не охотно, но это им не помешало потеснить киммерийцев к предгорью. А вот что касается тавров, которые жили в облюбованных скифами районах полуострова, то здесь дело обстояло иначе. И скифы и тавры мирно сосуществовали. Поначалу поселения были отдельными, но очень скоро начинается активный процесс межэтнического взаимодействия. Постепенно тавры входят в состав населения скифских городищ, и в исторической науке появляется этнический термин «тавроскифы», или «скифотавры». Более восьмидесяти городищ и небольших селищ располагались: на Тарханкутском полуострове, близ современной Евпатории, вдоль тор­говых путей и в восточ­ной части Крыма – юго-восточной и за приделами полуострова на материке. В IV веке до н. э. появляются крупные города. Всего их было четыре: но столицей был Неаполь-Скифский (район Петровской балки в Симферополе) площадью 20 га, на месте таврского городища Керменчик. Кроме этого почти в каждой долине возвышались примитивные укрепления, ко­торые уже к VIII веку н. э. преобразятся в каменные крепости и замки их возведут уже смешавшиеся потомки тавров и скифов. Яркие образцы, дошедшие до нас – Эски-Кермен, Мангуп, Кыз-Кермен, Тепе-Кермен, Бакла, и др. пережившие и эпоху средневековья. Во II веке до н. э. возникает Позднескифское государство. Скифский царь Скилур на рубеже III-II века до н. э. расстроил и укрепил столичный Неаполь-Скифский. Примечательно, что в этом городе на окраинах были кварталы, в которых некоторое время обособлено жили еще не смешавшиеся тавры.

Здесь стоит отметить, что тавры и киммерийцы на протяжении столетий смешивались со скифами, но были и отдельные группы, и надо полагать многочисленные группы, которые еще некоторое время оставались в стороне от процесса ассимиляции. Однако именно эти отдельные группы тавров и киммерийцев уже ко II веке до н. э. полностью переняли язык скифов, а это был древнетюркский язык, и культуру.

К слову историк Татищев опираясь на недошедшие до нас документальные источники, говоря о крымских татарах отмечает, что «татары – остатки древних скифов, и оных история к ясности татарской небесполезна». Другими словами признавал, что далекими предками коренного народа Крыма являлись скифы.

Эллины

Приблизительно в VIII веке до н. э. на крымском полуострове появляются маленькие поселения рыбаков и торговцев, принадлежавшие эллинам из Милета самого могущественного и богатого из городов в Малой Азии. А уже через сто лет, на месте небольших факторий возни­кают города с эллинским населением. На берегу об­ширной бухты в 600 г. до н. э. милетцы основывают город Феодосия, и затем в самом узком месте Керченского пролива разрастается красавец Пантикапей. На юге и юго-западе эллины облюбовали древние стоянки тавров. На одной из них в 422 году до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской (Малая Азия, на южном побережье Чёрного моря), закладывается город Херсонес. А вскоре, невзирая на соседство тавров, селятся в небольшой, уютной бухте Сюмболон Лимен (совр. Балаклава). И так от самой крупной фактории Керкинитиды, возникшей за сто лет до Херсонеса до Колоса Лимена близ Тарханкута. Постепенно они подчиняют своему влиянию всю береговую полосу.

Первые межэтнические контакты между колонистами и местным крымским населением были исключительно экономические и достаточно сдержанные. Эллины считали коренное население «варварами», им чужда была их культура и естественно они их опасались, так как туземцы превосходили их как по численности, так и в военной мощи. Собственно эллины так никогда и не продвинулись вглубь полуострова, они всегда жили в прибрежной полосе.

Более интенсивные интеграционные процессы между колонистами и местное население (а это как мы видели тавро-скифы и киммерийцы) проходили в восточной части Крыма.

Здесь около 480 до н. э. возникло Боспорское царство объединившее множество античных городов на Керченском и Таманском полуостровах. Со временем, в городах стали селиться местные жители, преимущественно знать, которая и впитала богатую эллинскую культуру. Нужно оговориться, что скифы и сами были достаточно культурным и образованным народом.

Как видно интеграция с эллинами не шла большими темпами, к примеру, как у скифов с киммерийцами и таврами, последних по численности становилось все меньше и меньше. Они постепенно растворялись в скифах и хлынувших в III веке до н. э. с материка на полуостров сарматах.

Сарматы

Антропологически сарматы – по утверждению ученых ираноязычные кочевники принадлежали к европеоидной ветви, хотя и со слабыми, неявно выраженными монголоидными чертами. По предположению античных авторов они делились на роксолан, языгов, алан, последние сыграли в Крыму наиболее значимую роль. Исторической родиной этого союза народов были степные районы Южного Урала и Западного Казахстана.

Сарматы занимают степи Северного Причерноморья, вытесняя оттуда скифов. Во II–I вв. до н. э. часть их проникает в Крым и вступают в борьбу со скифами и Боспором.

Отличительной особенностью у сарматов был матриархат – женщины были и в составе конницы и занимали высокие жреческие посты. Истории известна сарматская царица Амага именно она во главе своей армии сражалась против скифов. Отважная женщина сумела захватить дворец царя скифов. Казнила самого царя, а его власть передала сыну убитого, приказав ему править справедливо.

Этот исторический эпизод становиться переход­ным периодом в истории Крыма – скифами еще правит царь, но он зависим от новой политической силы, от сарматов. Позднее сарматы заключают со скифами временные союзы для совместной борьбы с общим врагом Херсонесом.

Известно, что сарматов ис­пользовали в своих походах римляне, да и те же боспорцы. Однако крайняя переменчивость, нестабиль­ность международного положения в Северном При­черноморье содействовала частым метаморфозам в политике сарматов в целом, а также и отдельных их племен (аланов, сираков, савроматов) в частности. Поэтому в истории этого воинственного племени нередкими были и мирные периоды; так, уже с III в. до н. э. от­мечен приток сарматов-переселенцев на Боспор. А на рубеже тысячелетий они проникают в Центральную часть крымского полуострова. О миграции племени говорят археологические находки. К примеру, в районе Неа­поля Скифского были обнаружены как сарматский ин­вентарь, так и материальные признаки сарматского погре­бального обряда.

Мирное проникновение сарматов в горные и предгорные области полуострова продолжается на протяжении II – IV веков н. э. Они за­селяют как свободные земли, так селятся в старые поселения, смешиваясь с аборигенами, отчего вскоре их будут называть не иначе как «скифо-сарматы». Под натиском нового народа – готов они покидают давно обжитые, уютные и плодородные долины Альмы, Булганака, Качи и уходят в горы. Отныне скифо-сарматом предстояло навсегда осесть между Первой и Второй грядами Крымских гор. Так возникли новые города-кре­пости; самый известный на горном обрывистом плато в верховьях Чурук-Су, позже на­званный Джуфут-Кале; а также поселок Суук-Су.

Культура, идеология и язык сарматов были близки скифам, поэтому интеграционный процесс этих народов шел быстро. Они взаимно обогащали друг друга, сохраняя вместе с тем, черты своей индивидуальности.

Сарматов постигла судьба других, больших и ма­лых племен и народов, оказавшихся в плавильном котле Крыма. Они окончательно раство­рились в местном населении. В частности, керченские сарматы, растворились в боспорянах. А те в свою очередь влились в не прекращавшейся процесс формирования этногенеза коренного народа Крыма.

Римляне

В I веке н. э. на крымском полуострове появились римские легионеры. Преимущественно это были воины. Нельзя сказать, что их история тесно переплелась с местным населением. Но римляне находились в Крыму достаточно долго, до IV века н. э. После себя она оставили крепости – форпосты, прекрасные римские дороги и первых христиан (III век). Конечно же римляне оказывали влияние на крымчан в экономике и культуре. Наиболее заметным влияние римской культуры было там, где население было смешанным, то есть в городах (Херсонес).

Остается сказать, что с уходом римских войск не все легионеры и цивильные римляне захотели покинуть Крым. Кто-то был уж связан родственными узами с аборигенами. А постепенно и они растворились в массе основного населения полуострова, вливая в жилы местного населения еще одну струйку, уже римской крови.

Готы

В III веке на полуострове появились восточногерманские племена – готы. По данным археологии, готы заняли прежде всего Восточный Крым, расселились, главным образом на территории Боспора и вдоль Южного берега Крыма, вытеснив оттуда в горы население отдельных местностей, в том числе и жителей римских крепостей (Ай-Тодор и Альма-Кермен). Они почти вплотную подошли к Херсонесу, но город не взяли. Готы еще долгое время на полуострове оставались полувоенным субэтносом. Здесь сложилась готское государство, расположенное в самом сердце Крыма на плато Мангупа. В среде крымских готов активно распространяется христианство, и связано оно с именем известного готского епископа Ульфилы (311-383 г.) сыгравшего в нем основную роль.

Примечательно, что крымские готы достаточно долго жили в Крыму в своем княжестве Мангуп почти не смешиваясь с местным населением. В XIII-XIV веках в истории готов большую роль начинают играть генуэзцы. Последние с 1266 года основали свои фактории в городе Кафе. А в 1380 году готы договорились с ханом Великой Орды Мамаем о разделе влияния в Крыму. Готы получили весь южный берег Крыма вплоть до Фуны (близ совр. Алушты), включая Каламиту, Херсонес и Чембало. Правда ряд крепостей на этой территории принадлежал генуэзцам. Но этот всплеск былого величия Готии был последним. В 1475 году Готия, с центром Мангуп, пала под натиском турков. И все же следует отметить, что в городах Готии, все же проживало смешенное население. А вот основная масса готов-крестьян, в отличие от горожан, не подверглась к XV веку ни эллинизации, ни тюркизации она продолжала жить в глухих горных селениях, поддерживая минимальные связи с внешним миром, сохраняя свою древнюю культуру и свой язык еще несколько столетий.

Яркий пример, можно наблюдать и сегодня, потомки крымских готов – крымские татары ряда селений Крыма, резко отличались от жителей соседних деревень, антропологически, они высокого роста, имеют светлый цвет глаз и светлый цвет волос, ну и собственно другими признаками, характерными для скандинавов. Это относилось к таким деревням как Никита Ялтинского района, Кучюк-Таракташ, Коккоз, и это при том, что перечисленные села находились друг от друга на довольно большом расстоянии. То есть след готов виден и сегодня от Коккоза, и Озебаша, до Ускута.

Гунны (средневековье)

В V веке н. э. начинается эпоха Великого переселения народов. Прекращает существовать античная цивилизация и Европа вступила в ранее средневековье. С утверждением новых государств формируются смешанные по этническому составу феодальные отношения и на полуострове образуются новые политико-административные и торгово-ремесленные центры.

Следом за готами, в IV веке н. э. на полуостров обрушилась волна новых мигрантов. Это были тюрки – известные в истории как гунны. Они оттеснили готов в горные и предгорные районы полуострова.

Гунны прошли долгий путь в тысячи километров от Монголии и Алтая до Европы и осели в Крыму, открыв впоследствии дорогу хазарам, кыпчакам и ордынцам.

Гунны в представление не нуждаются, достаточно упоминать их легендарного вождя Аттилу. Сумев во главе огромной армии завоевать большую часть известного тогда мира, он заставил покорить своей воле гордую Византию и неприступную Западную Римскую империю. Объединил под своей властью многие народы, лидеры которых стали его верными союзниками и соратниками. При нем государство гуннов расширило свои границы от Каспийского (Гуннского) моря на востоке, включая Северное Причерноморье, до Альп и Балтийского моря на западе. И, конечно же, благодаря Аттиле гуннская кровь влилась в «плавильный котел» на протяжении тысячелетий формировавший крымскотатарский этнос.

На страницах мировой истории гунны или хунны, как их именовали китайские источники, появились за семь веков до рождения знаменитого полководца. Уже тогда об этом тюркском народе говорили, как о непобедимом. Сложился он в IV-м веке до нашей эры на территории современной Монголии. Позже в результате союза тюркских племен сложилось новое государство – Великий тюркский каганат, куда с приходом на полуостров гуннов и вошел Крым. Примечательно, что доминирующей идеологией этой державы был культ единого бога – Тенгри.

Собственно именно с гуннов в Крыму и начался активный тюркский период. Как мы помним первыми тюрками в Крыму были скифы, но возможно именно гунны принесли на полуостров веру и культ бога Тенгри. И с этого времени на ровне с христианством в Крыму распространяется тенгрианство.

Периодизация тюрков в Крыму:

Гуннский период (IV – 30-е VI),

Тюрко-булгарский период (540 г. – 1/1 X в.). Характеризуется продолжавшейся интеграцией тюркских племен в аборигенную среду Крыма.

Хазарский период (2/2 VII – 2/2 X в.). Отмечен процессом слияния тюркских и нетюркских племен и формированием европеоидного средневекового этноса полуострова.

Ордынский период (2/2 VIII – 1/1 XVII) Происходит исламизация крымских тюрков и формирование южнобережной, горной и степной этногрупп крымских татар.

Крымское ханство (1/2 XV – конец XVIII в.) Это период развитой государственности крымских татар.

При чем тенгиранство, имело здесь значительно большее распространение у населения полуострова и за его пределами (Северное Причерноморье).

Судя по источникам, гунны не селились в городах, они свободно кочевали по степному Крыма и Северному Причерноморью. На некоторое время они даже овладели Боспорским царством, но после смерти Атиллы, империя гуннов стала распадаться. Что касается того, внесли ли свой вклад гунны в культуру местного населения Крыма: готскую, скифскую, таврскую, то исследователи склоняются к тому что если и внесли, то незначительно. А вот что касается вопроса антропологии, то здесь можно сказать что, да – гунны внесли свою лепту. Преимущественно это проявилось на территории гуннского расселения (степь и даже Южный берег в районе Алушты).

За гуннами последовали авары, но их пребывание не оставило глубокого следа. Они сами очень скоро растворились в местном населении.

Болгары

В VII веке в Крым под давлением хазар проникают болгары – одно из тюркских этносов. В Крыму болгары жили этническими общинами. В то же время нельзя сказать, что крымские болгары вели замкнутый образ жизни. Они расселились почти на всей территории полуострова как и все тюрки были общительны, и свободны от предрассудков. Они интенсивно смешивались как с аборигенами, так и с такими же как они недавними крымчанами.

Хазары

В VII веке на территории современного Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, северо-западного Казахстана, Приазовья, восточного Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра раскинулось государство – Хазарский каганат – одно из мощнейших тюркских государств в средние века. Антропологически хазары – тюркские племена в подавляющей массе относились к монголоидам. В конце VII века хазары продвинулись к Азовскому морю, а затем, подчинили своей власти почти все Северное Причерноморье и степную часть Крыма, а на рубеже VIII века продвинулись к ареалу расселения готов на юге полуострова, и оставили значительный след. Как и все тюрки изначально они поклонялись единому богу Тенгри. Но как известно Хазарский каганат, был уникальным государством, здесь не было единой государственной религии, в каганате мирно уживались представители трех мировых моно религий: иудаизм, христианство и ислам. После распада каганата, часть аристократии исповедовавших иудаизм осели в Крыму. Называли себя они караиты. Собственно по одной из существующих теорий именно с X века на полуострове начинает формироваться нация более известная как караимы.

Печенеги

В X веке в степном Крыму хазар потеснили печенеги. Господствовали они в Северном Причерноморье около 100 лет. Но и они были разбиты киевским князем Ярославом Мудрым в 1036 году. Часть печенегов ушла в Венгрию и Болгарию и там растворилась в среде местного населения, другая часть еще около 882 года осела на полуострове и приняла участие в этнических процессах, происходивших среди населения Крыма. Они оттеснили тюрко-булгар в предгорье и тем самым усилили процесс тюркизации горцев. В последствии печенеги окончательно ассимилировали в тюрко-алано-булгарско-кипчакской среде предгорья. На складывавшуюся крымскую культуру печенеги не могли оказывать значительного влияния. Они имели европеоидные черты с незначительной примесью монголоидных черт.

Кыпчаки

Во второй половине XI века в Крыму появились кыпчаки – одно из многочисленных тюркских племен, которых на Руси называли половцы, а на западе команы. Они заняли весь полуостров, кроме его горной части.

Согласно письменным источникам кыпчаки были по большей части светловолосыми и голубоглазыми людьми.

(Расселение кыпчаков в X – XI веке огромная территория обитания от Тянь-Шаня до Дуная носило общее название Дешт-и-Кыпчак).

Удивительная особенность кыпчаков, в том, что не они в последние ассимилировались, а ассимилировались в них. То есть, они являлись ядром, к которому, как к магниту, притягивались остатки племен печенегов, болгар, алан, и других, принимая их культуру. Некоторые авторы уверены, что кыпчаки являлись «основной массой тюркоязычного населения Крыма, как до монгольского периода, так и после него». Их столицей на полуострове становится город Сугдея (совр. Судак). К XIII веку, они окончательно слились с местным населением, перешли от тенгрианства в ислам.

Затем, в 1299 году, в заперекопские земли и в Крым ворвались войска ордыского темника Ногая. С этого времени полуостров входит в состав Джучиев улус Великой Орды, без особых потрясений, фактически не изменив сложившегося в начале XIII века структуры населения, без перемен в хозяйственном укладе, без разрушения городов. После этого и завоеватели, и побежденные зажили на крымской земле мирно, практически без конфликтов, постепенно привыкая к друг другу.

В образовавшееся таким образом пестрой демографической мозаике, где каждый мог продолжать заниматься своим делом и сохранять собственные традиции, кыпчакская материальная культура не затерялась (половецкие бабы – изображение усопших родственников). Они и сегодня еще есть в топонимике Крыма.

Язык кыпчаков исследователи относят к огузо-кыпчакской подгруппе. Тогда как современный крымскотатарский язык представляет собой западную ветвь огузо-кипчакской подгруппы тюркских языков. На основе разговорного языка кыпчаков Крыма в 1294/95 году появился и первый из сохранившихся письменный памятник кыпчакского или команского языка знаменитый словарь: «Кодекс Куманикус», созданный как пособие для приезжих купцов в их общении с местным населением Крыма. Сегодня оригинал этого словаря хранится в Венеции.

И в заключении о кыпчаках скажем, что именно с их приходом в Крыму и начался заключительный многовековой тюркский период Крыма. Именно кыпчаки и завершили тюркизацию и создали преимущественную монолитность населения Крыма.

Когда в XVI веке в крымские степи стала проникать значительная масса заперекопских ногайцев потомки кыпчаков стали первыми, с кем ногайцы столкнулись и с кем начали довольно интенсивно смешиваться. В результате их физический облик изменился, приобретя выраженные монголоидные черты.

Турки

Итак, с XIII века на полуострове уже присутствовали почти все этнические компоненты, все составляющие, другими словами прародители из которых только спустя несколько столетий сложится новая нация – крымские татары.

Примечательно, что еще до возникновения Османской державы на полуострове появляются переселенцы из Малой Азии, это были выходцы тюркского племени, сельджуки, которые оставили следы своего пребывания в Крыму, как части его населения говорившего на турецком языке. Этот этнический элемент сохранялся век за веком, частично смешиваясь с единоверным и довольно близким по языку крымскотатарским населением – процесс неизбежный для любых иммигрантов. Собственно контакты с сельджуками, а после и турками-османами с XIII и на протяжении последующих веков не прекращался в силу того, что будущие государства Крымское ханство и Османская империя всегда были союзниками.

Генуэзцы

Говоря об этническом составе Крыма трудно обойти стороной итальянцев. А если быть более точными, венецианцев и генуэзцев. Первые венецианцы появились на полуострове уже в конце XI века. В XIII веке они установили торговые связи с Солдеей (Судаком). В след за Венецией в Крым стала слать своих торговых и политических агентов Генуя. Последняя впоследствии окончательно вытеснила Венецию из Крыма. Генуэзские фактории, процветали и при крымских татарах, и в первые годы независимой крымскотатарской державы – Крымское ханство. Они пали лишь в июне 1475 года когда на берег вышли османские янычары. Главный город генуэзских факторий в Крыму была Кафа, основное население которого были крымские татары. Конечно же благодаря этим факториям в молодой этнос крымских татар добавилась и итальянская кровь. Так как не все генуэзцы после разгрома османами их факторий покинули Крым. Некоторые из них перебрались и во внутренние области Крыма. Многие пустили здесь свои корни и со временем полностью растворились в крымских татарах.

Таким образом, довольно сложно, на протяжении веков складывался этногенез современных крымских татар, в котором приняли участие нетюркские и тюркские предки. Именно они определили особенности языка, антропологический тип и традиции культуры этноса.

В период Крымского ханства наблюдались и локальные интеграционные процессы. К примеру, известно, что в первые годы Крымского ханства, сюда переселялись целыми родами черкессы, которые к концу XIX веке растворилась в крымских татарах.

Современные крымские татары состоят из трех субэтнических групп: южнобережные (ялы бойю), горные, предгорный Крым (таты), степные (ногъаи).

Что касается этнонима крымские татары, а точнее татары, то он появился в Крыму только с приходом ордынцев, то есть, когда Крым вошел в состав Джучиевого улуса Великой (более известной как Золотой) Орды. А как выше было сказано к этому времени уже почти сформировалась новая нация. Именно с тех пор татарами стали называть жителей Крыма. Но это ни в коем случае не означает, что крымские татары являются потомками ордынцев. Собственно именно этот этноним унаследовало и молодое Крымское ханство. Особо хотелось бы подчеркнуть, что крымские татары не имеют одного корня, к примеру с казанскими татарами. Это два разных народа, как по своему этногенезу, так и по культуре, традициям и собственно менталитету.

На сегодняшней день процесс этногенеза крымских татар еще не завершен.


Похожая информация.


Тем, кто интересуется обстановкой и тенденциями развития новых российских регионов, известно, что на ситуацию на этой территории традиционно влияют Вернее одно из них, а именно - крымско-татарское население. Давайте разберемся в нюансах вопроса. Предлагается посмотреть, сколько в а также все ли они влияют на политические тенденции полуострова.

Строгая статистика

Необходимо сказать, что исследования, касающиеся населения, давно не проводились на территории Украины (к которой ранее относился полуостров). Более-менее точно на вопрос о том, сколько татар проживает в Крыму, можно ответить в цифрах тринадцатилетней давности. Перепись проводилась в 2001 году. По ее данным, на полуострове проживало 2 033 700 человек, 24,32% составляли крымские татары. Тенденции дальнейшей динамики можно только предсказать, основываясь на различных показателях рождаемости и смертности в этнических группах. Точных данных нет, но можно с большой вероятностью считать, что процентное соотношение в настоящее время изменилось в пользу рассматриваемого народа. Известно, что прирост оценочно составляет чуть меньше одного процента в год.

Немного истории

Некоторые источники утверждают, что ранее этот народ был основным на полуострове. Если задаться целью выяснить, сколько в Крыму татар жило в различные периоды, то получим следующие данные. Они стали заселять территорию в тринадцатом веке. Приблизительно за два столетия их численность значительно возросла. Наука считает, что на тот момент треть населения Крыма относилась к данному этносу. Изменению уровня соотношения способствовало то, что сами татары промышляли не только земледелием и скотоводством, но еще и работорговлей.

Они вылавливали инородцев и отправляли их на рынки. Вопрос о том, сколько в Крыму татар, волновал окрестных жителей. Так как они опасались набегов этого племени. К слову сказать, большие походы предпринимались не часто.

Все ли татары крымские?

Есть еще небольшой нюанс, касающийся современности и влияющий на процессы. Изучая, сколько в Крыму татар, вы неизменно наткнетесь на неоднородность народа. Так, часть их соплеменников относится к иной, так сказать, ветви. На полуострове около половины процента населения относит себя к казанским татарам. А это совсем другая национальность. В среде же крымских татар тоже существует расслоение. Они делятся на три большие группы, обусловленные местами расселения предков: побережье, степи или горы. На политическую сплоченность народа данное обстоятельство влияет мало, в основном - на бытовые отношения.

16:14 24.04.2014

Большинство крымских татар проживает на своей исторической родине - в Крыму - 243,4 тыс. человек (по переписи 2001 года). При этом 22,4 тыс. татар проживало в Румынии в 2002 г., 10 тыс. - в Узбекистане в 2000 г. (согласно же оценочной численности самих крымских татар, их диаспора в Узбекистане к началу 1999 г. должна была насчитывать 85-90 тыс. человек), 4,1 тыс. - в России (в 2002 г.) и 1,8 тыс. - в Болгарии в 2001 г.

Справка

Крымские татары, кърымтатарлар, qırımtatarlar (самоназвание) - народ, говорящий на крымскотатарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи. В крымскотатарском языке выделяют северный (степной), средний (горный) и южный (прибрежный) диалекты. Современный литературный язык сформировался на основе среднего диалекта.

Татары делятся на 3 основные субэтнические группы: степных татар (ногаи - çöllüler, noğaylar), южнобережных татар (ялыбойских - yalıboylular) и (горно)-предгорных татар, называющими себя татами (tatlar). Традиционные занятие у степных татар - кочевое скотоводство, у остальных групп - земледелие, садоводство и виноградарство, а также рыболовство у прибрежных жителей. Татары - мусульмане-сунниты. По антропологическому типу татары - европеоиды с некоторой долей монголоидности у ногаев.

Большинство крымских татар проживает на своей исторической родине - в Крыму - 243,4 тыс. живут в Крыму (по переписи 2001 г.). При этом 22,4 тыс. татар проживало в Румынии в 2002 г., 10 тыс. - в Узбекистане в 2000 г. (согласно же оценочной численности самих крымских татар, их диаспора в Узбекистане к началу 1999 г. должна была насчитывать 85-90 тыс. человек), 4,1 тыс. - в России (в 2002 г.) и 1,8 тыс. - в Болгарии в 2001 г.

В Турции все население считается турками, поэтому официально с 1970 года численность и национальная принадлежность при переписи не указывается. По различным оценкам, численность крымских татар («крымских турок») и их потомков варьируется от 50-150 тыс. до 4-6 млн человек. Более реалистичными выглядят цифры в промежутке от 150 тыс. до 1 млн.

История

В 1223 году было установлено монголо-татарское наместничество в Судаке, что послужило началом заселения Крыма татарами. Крым входил в состав Золотой, а затем Большой Орды.

XIII-XVII столетия - этногенез крымско-татарского населения. 2/3 городского населения Крыма составляли греки и итальянцы из Генуи и Венеции. Часть татар стала переходить к оседлости с конца XIII в. и активно смешиваться с оседлым населением, даже принимая христианство. Во 2-й половине XIII-XIV веков распространяется ислам, ставший своего рода цементом, скрепившим народ. Образовались 3 субэтнические группы крымских татар: ногаи, таты и прибрежные. Ногаи - прямые потомки кипчаков-половцев и ногайцев - населяли степи Крым; их диалект относится к ногайско-кипчакским языкам. Наибольшей по численности группой татарского населения Крыма были таты. Таты жили в горах и предгорьях к северу от южнобережцев и к югу от ногаев. В этногенезе татов значительную роль играли кипчаки, от которых они унаследовали свой диалект (половецко-кипчакская подгруппа кипчакской группы тюркских языков) и готы, элементы материальной культуры которых находят у татов, а также греки. Прибрежные татары жили на южном берегу Крыма от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки, готы, черкесы, а на Востоке - итальянцы-генуэзцы. Огузский диалект южнобережцев близок к турецкому, хотя в лексике есть целый пласт греческих и итальянских заимствований.

1441-1783 - в период существования Крымского ханства, политика которого балансировалась между сильными соседями: Московским государством, Литвой и Турцией, хозяйственный уклад кочевого хозяйства предполагает постоянные набега за добычей, что и было постоянным явлением на приграничных территориях. Если война велась на государственном уровне, то набег становился нашествием. В 1571 году 40-тысячное войско хана Девлет-Гирея (1551-1577 годы), осадив Москву, подпалило посад и сожгло весь город. Главной добычей воинов был живой товар, который продавали на невольничьих рынках (крупнейшим из которых был в в Кафе - совр. Феодосия) в Турцию и в другие страны Ближнего Востока. По мнению историка Алана Фишера, с середины XV по конец XVIII веков 3 млн человек из христианского населения Польши и России были захвачены и проданы в рабство крымцами.

1475-1774 годы - время турецкого влияния на культуру крымских татар в период вассальной зависимости ханства от Османской империи, в состав которой был включен юго-восточный берег Крыма. Активное вмешательство турок во внутреннюю жизнь ханства заметно лишь в конце XVI в. На этот период приходится расцвет мусульманской крымской культуры, особенно архитектуры.

1783-1793 годы. В 1783 году Крымское ханство было присоединено к России. После этого началась массовая иммиграции татар на Северный Кавказ и Добружу, хотя татарская знать получила права равные с русским дворянством. К 80-м годам XVIII века в Крыму насчитывалось около 500 тыс. жителей, из них 92% - татары, большая часть которых проживала в горно-лесной зоне. До 1793 Крым покинуло свыше 300 тыс. татар, преимущественно горных. После заключения Ясского мира с Турцией по результатам 2-й Русско-турецкой войны (1792 год), часть населения, потеряв надежду на изменение своего положения, покинула Крым (около 100 тыс. человек). По переписи 1793 года, в Крыму оставалось 127,8 тыс. человека, из которых 87% были татарами. Царское правительство стало широко раздавать крымские земли русским дворянам во владение.

1784-1917 годы - служба крымских татар в рядах русской армии, преимущественно в кавалерийских отдельных частях. 1 марта 1784 последовал высочайший указ «О составлении войска из новых подданных, в Таврической области обитающих» было образовано 6 «Таврических национальных дивизионов конного войска», которые были распущенны в 1792 и в 1796 годах. Для войны с Наполеоном (1804-1814/ 1815 годы) в 1807 году и затем в 1808 году в качестве ополчения были созданы 4 крымско-татарских конных полка. В Отечественной войне 1812 года активное участие приняли 3 полка, дойдя до Парижа в 1814 году, после чего полки были распущены по домам. В 1827 году из крымских татар, имевших боевые отличия, был сформирован Крымскотатарский эскадрон, который был причислен к лейб-гвардии Казачьему полку. Эскадрон принял участие в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов и частично в Крымской войне в 1854-1855 годах. 26 мая 1863 года эскадрон был переформирован в Команду лейб-гвардии крымских татар в составе Собственного Его Величества конвоя. Кавалеристы эскадрона отличились в Русско-турецкую войну 1877-1878 годов. 16 мая 1890 года команда была расформирована. Кроме того, 12 июня 1874 года из крымских татар был сформирован Крымский эскадрон, переформированный 22 июля 1875 года в дивизион, а 21 февраля 1906 года - в Крымский конный полк. 10 октября 1909 года полк получил почетное наименование «Крымский конный Её Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны полк». 5 ноября 1909 года Николай II зачислил себя в списки полка. С 1874 года на татар была распространена всеобщая воинская повинность.

1860-1863 годы - период массовой миграции татар после Крымской войны (1853-1856 годы). Большинство уезжает в Румынию, а также в Болгарию и Турцию (уехало 181,1 тыс. человек, к 1870 г. - 200 тыс.). Именно потомки этих иммигрантов составляют сегодня большинство крымскотатарского населения в данных странах. Эмиграция коснулась 784 селения, из которых 330 совершенно опустели; причем уезжали в основном скотоводы, разоренные войной. Основной причиной иммиграции являлось обвинение татар в сотрудничестве с войсками антирусской коалиции в ходе Крымской войны.

После русско-турецкой войны 1877-1878 годов масса татар перебралась из Добруджи в Анатолию, этому же движению способствовало введение всеобщей воинской повинности в Румынии в 1883 году, а также новые законы о переделе земельной собственности 1880-х гг.

1891-1920 годы - третья волна эмиграции крымских татар из России, достигшая пика в 1893 году, когда уехало 18 тыс. человек. В 1902-1903 годах ежедневно уезжало до 600-800 человек. Эта волна эмиграции была вызвана как экономическими, так и идеологическими, антиисламскими, причинами.

Конец XIX века - 1920 годы - период усиления национальных и националистических настроений среди крымскотатарской интеллигенции. Деятельность татарского просветителя Исмаила Гаспринского (İsmail Gaspıralı, 1851-1914) по открытию светских школ и печати. 25 марта 1917 года в Симферополе был проведен крымскотатарский съезд-курултай, на который прибыло 2 тыс. делегатов. Курултай избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (ВКМИК), признанный Временным правительством России, единственным полномочным административным органом крымских татар. С этого курултая началось претворение в жизнь культурно-национальной автономии крымских татар.

26 октября 1917 года состоялся учредительный курултай в Бахчисарае, который приняли первую в истории Крыма конституцию, объявившую новое независимое государство - Крымскую Народную Республику. На курултае был принят и государственный флаг Крыма - голубое полотнище с золотой тамгой в верхнем углу. Татарское правительство просуществовало до января 1918 года и было уничтожено матросами-революционерами. В феврале 1918 года губернский съезд Советов в Симферополе избрал Центральный исполнительный комитет, который 10 марта 1918 года объявил Крым Советской социалистической республикой Тавридой, просуществовавшей 1 месяц и павший под ударами немцев, захвативших Крым к 1 мая 1918 года. В 1920 году татары активно участвуют в движении «зеленых» (около 10 тыс. человек) против «белых» отрядов в Крыму. В частности, против врангелевских войск сражался 5-й татарский полк Крымской повстанческой армии под командованием Османа Деренайырлы.

1921-1945 годы - период существования Крымской АССР (Qrьm Avonomjalь Sotsialist Sovet Respublikasь кр.-тат.) в составе РСФСР, официальными языками которой являлись русский и крымскотатарский. В 1921-1931 годах в ходе борьбы с религией были закрыты и перепрофилированы все культовые сооружения: 106 мечетей, а также текие, медресе. При этом в рамках политики «коренизации» наблюдается расцвет светской национальной культуры: открываются национальные школы, театры, выпускаются газеты на крымскотатарском языке. В 1930 году были созданы национальные сельсоветы и национальные районы, 5 из 7 которых были татарскими. В середине 1930-х годов национальное строительство было свернуто, начала проводиться политика русификации.

1944 год - выселение крымских татар из Крыма - Sürgün (кр.-тат.) - «изгнание». В апреле-мае 1944 года, после освобождения Крыма от оккупационных войск, было арестовано около 6 тыс. крымских татар-коллаборационистов, которые не успели эвакуироваться с немцами. 11 мая 1944 года Государственный комитет обороны СССР выпустил постановление № 5859 «О крымских татарах», в котором обвинил всех крымских татар в дезертирстве из Красной Армии и в сотрудничестве с оккупантами и постановил выслать их в Узбекскую СССР. За 18-20 мая 1944 года силами 32 тыс. сотрудников НКВД из Крыма было выселено 193,8 тыс. крымских татар (более 47 тыс. семей, 80% - женщины и дети). В Узбекистане было расселено 33,7 семей (151,3 тыс. человек). Татары работали в сельском хозяйстве, на нефтепромыслах, в рыбной промышленности, на стройках, в угольных шахтах, на рудниках. Из-за тяжелых условий работы смертность в первые 3 года достигала 19%. После выселения, указами 1945 и 1948 годов, в Крыму на русский лад были переименованы старые названия татарских сёл, а дома крымских татар заселены новыми поселенцами из России и Украины.

1944-1967 годы - крымские татары в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане проживают на положении спецпоселенцев (до апреля 1956 года), а затем без данного статуса, но без разрешения вернуться на Родину и получить назад реквизированное имущество.

С 1956 года - начало «петиционной кампании» крымских татар, которые стали рассылать в органы советской власти многочисленные заявления с требованиями позволить вернуться им на родину и восстановить автономию.

1967-1974 годы - указом Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму» с татар были сняты обвинения сталинских времен и восстановлены конституционные права. Возвращение татар в Крым, но из-за паспортного режима прописки лишь немногие смогли вернуться.

9 января 1974 года - издание Указа Президиума Верховного Совета СССР «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов СССР, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для некоторых категорий граждан».

1987-1989 годы - активное общественное движение крымских татар за возвращение на Родину - функционирование общественных организаций - «Национального движения крымских татар» и становящейся все более влиятельной «Организации крымско-татарского национального движения». В июле 1987 года в Москве на Красной площади проводится демонстрация крымских татар, требующих позволить им вернуться в Крым.

В 1989 году депортация татар была осуждена Верховным Советом СССР и признана незаконной. В мае 1990 года принята концепция госпрограммы возвращения крымских татар в Крым. Началось массовое возвращение крымских татар: к концу 1996 г. в Крым вернулось около 250 тыс. крымских татар и, о некоторым данным, около 150 тыс. остается в местах высылки, в основном в окрестностях Ташкента, Самарканда и Шахрисабза. Из-за безработицы и невозможности вернуть свою землю у татар возникает множество проблем. До 1944 года субэтнические группы крымских татар практически не смешивались между собой, но депортация разрушила традиционные ареалы расселения, и за прошедшие 60 лет набрал силу процесс слияния этих групп в единую общность. По приблизительным оценкам, среди крымских татар, живущих в Крыму, около 30% составляют южнобережцы, около 20% - ногаи и около 50% - таты.

В 1991 году был созван 2-й Курултай - национальный парламент, создавший систему национального самоуправления крымских татар внутри Автономной республики Крым (с 1995 года) в составе Украины. Каждые 5 лет происходят выборы Курултая, в которых участвует всё взрослое татарское население в возрасте 18 лет. Курултай формирует исполнительный орган - Меджлис крымскотатарского народа.

2014 год. Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, крымскотатарский язык стал государственным языком Республики Крым (вместе с русским и украинским).

Вопрос, откуда в Крыму появились татары, до недавнего времени вызывал массу споров. Одни считали, что крымские татары наследники золотоордынских кочевников, другие их называли исконными жителями Тавриды.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка: «В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия: «А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».
Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несет на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли три основные этнографические группы.
«Степняки» («ногаи», «ногайцы») – потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII столетии ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.
«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.
«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.
Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

Крымские татары (крымскотат. qırımtatarlar, къырымтатарлар, ед. ч. qırımtatar, къырымтатар) или крымцы (крымскотат. qırımlar, къырымлар, ед. ч. qırım, къырым) - народ, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят на крымскотатарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков.

Подавляющее большинство крымских татар - мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу.

Досье

Самоназвание: (крымскотат.) qırımtatarlar, qırımlar

Численность и ареал: Всего 500 000 человек

Украина: 248 193 (перепись 2001)

  • Республика Крым: 243 433 (2001 г.)
  • Херсонская область: 2 072 (2001 г.)
  • Севастополь: 1 858 (2001 г.)

Узбекистан: от 10 046 (перепись 2000) и 90 000 (оценка, 2000 г.) до 150 000 чел.

Турция: от 100 000 до 150 000

Румыния: 24 137 (перепись 2002)

  • жудец Констанца: 23 230 (перепись 2002)

Россия: 2 449 (перепись 2010 г.)

  • Краснодарский край: 1 407 (2010 г.)
  • Москва: 129 (2010 г.)

Болгария: 1 803 (перепись 2001)

Казахстан: 1 532 (перепись 2009)

Язык: крымскотатарский

Религия: Ислам

Входит: в Тюркоязычные народы

Родственные народы: крымчаки, караимы, кумыки, азербайджанцы, туркмены, гагаузы, карачаевцы, балкарцы, татары, узбеки, турки

Расселение Крымских татар

Крымские татары проживают в основном в Крыму (около 260 тыс.) и прилегающих районах континентальной Украины, а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане (90 тыс., оценки от 10 тыс. до 150 тыс.), России (4 тыс., в основном в Краснодарском крае), Болгарии (3 тыс.). По данным местных крымскотатарских организаций, диаспора в Турции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о её численности отсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составе населения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировали в страну из Крыма, оценивается в Турции в 5-6 млн человек, однако большая часть этих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а турками крымского происхождения.

Этногенез Крымских татар

Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XIII-XVII веках. Историческим ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму, особое место в этногенезе крымских татар у кипчакских племён, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма - составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов, крымчаков.

Исторические предпосылки

Основные этносы, населявшие Крым в древности и средневековье - тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары, греки, готы, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, адыги (черкесы), малоазийские турки. На протяжении веков вновь приходившие в Крым народы ассимилировали живших здесь до их прихода или сами ассимилировались в их среде.

К середине XIII века Крым был завоёван монголами под предводительством хана Бату и включён в состав основанного ими государства - Золотой Орды.

Ключевым событием, наложившим отпечаток на дальнейшую историю Крыма, стало произошедшее в 1475 году завоевание Османской империей принадлежавших до того Генуэзской республике и княжеству Феодоро южного берега полуострова и прилегающей части Крымских гор, последующее превращение Крымского ханства в вассальное по отношению к османам государство и вхождение полуострова в Pax Ottomana - «культурное пространство» Османской империи.

Значительное влияние на этническую историю Крыма оказало распространение на полуострове ислама. Согласно местным преданиям, ислам в Крым принесли еще в VII веке сподвижники пророка Мухаммеда Малик Аштер и Газы Мансур.

История Крымских татар

Крымское ханство

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.

Государство крымских татар - Крымское ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского ханства - это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы.

С начала XVI века Крымское ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой (до XVIII века преимущественно наступательные), что сопровождалось захватом большого количества пленников из числа мирного русского, украинского и польского населения.

В составе Российской империи

В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожгли Бахчисарай и опустошили предгорный Крым. В 1783 году в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией.

В то же время политика российской имперской администрации характеризовалась определенной гибкостью. Российское правительство сделало своей опорой правящие круги Крыма: всё крымско-татарское духовенство и местная феодальная аристократия была приравнена к российской аристократии с сохранением всех прав.

Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы.

Революция 1917 года

Крымские татарки на открытке 1905 года

Период с 1905-го по 1917-й годы являл собой непрерывный нарастающий процесс борьбы, переходящей от гуманитарной к политической. В революцию 1905 года в Крыму были выдвинуты проблемы, касающиеся наделения крымских татар землей, завоевания политических прав, создания современных учебных заведений.

В феврале 1917 года крымскотатарские революционеры с большой подготовленностью наблюдали за политической обстановкой. Как только стало известно о серьёзных волнениях в Петрограде, уже вечером 27 февраля, то есть в день роспуска Государственной Думы, по инициативе Али Боданинского был создан Крымский Мусульманский Ревком.

В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымскотатарский. В основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип.

Крым под немецкой оккупацией

Депортация

Обвинение в сотрудничестве крымских татар, а также других народов, с оккупантами стало поводом для выселения этих народов из Крыма в соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года. Утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации народов, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область.

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей). С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление.

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, в 1960-е годы собиравших сведения о погибших.

Возвращение в Крым

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в «оттепель», крымские татары были лишены этого права до 1989 года («перестройка»).

Массовое возвращение началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года).

Основными проблемами крымских татар после возвращения стали массовая безработица, проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских посёлков.