Схема предложения "Татьяна верила преданиям простонародной старины, и снам, и карточным гаданиям и предсказаниям луны. Образ Татьяны Лариной в «Евгении Онегине» Пушкина В какие приметы верила татьяна

Татьяна верила преданьям простонародной старины. А я – не очень...

Фотографии: Слева -- сегодня утром. Средняя – вчера вечером. Справа – солнeчный свет, рассеянный туманным пятном.

Наука на кухне.

Визави с моим окном
Два окна виднеются.
Вижу я: В окне одном
Что-то часто бреются.

Каждый день – всё тот же вид:
Бреют, бреют, бреются...
Прямо мочи нет, тошнит,
Что за дрянь там деется?

Я предался весь мечтам:
Может быть, имеется
Там цирюльня, ибо там
Слишком часто бреются.

И от Фильки моего
Я узнал – имеется
Там цирюльня. Оттого
Там так часто бреются.
Козьма Прутков

Обнаружил вчера вечером 3-го марта на внутреннем стекле окна (двойные стёкла, но не рамы!) некий правильный овал, причём не столько эллипс, сколь нечто яйцеобразное (ПАСХА приближается!!!).
Дело в том, что на днях купил ещё один увлажнитель и поставил его недалеко от окна в салоне, почти на полу и отверстием, выбрасывающим туман (распылённая ультразвуковым излучателем вода), направленным внутрь комнаты, а не на окно.
Тогда же, вечером, невольно провёл пальцем по этому пятну, дабы убедиться, что оно – на внутренней поверхности окна. Снаружи – температура чуть ниже нуля. Сфотографировал под разными углами зрения.
Сегодня утром, 4-го марта, этим увлажнителем искусственно покрыл туманом ВСЕ ТРИ ОКНА в комнате. На всех окнах (С двойными стёклами) туман быстро исчез. Лишь в том же месте, что и вчера, осталось опять всё то же овальное пятно!!!

Итак, как это объяснить?
(Приближающуюся Пасху с её яйцами, оставим на конец, как наилучшее объяснение «Знамения с Неба»)

Ясно, что в этом месте стекло обладает повышенной теплопроводностью и поэтому на нём туман сохраняется дольше (снаружи холодно!), более того, ОЧЕНЬ ДОЛГО!!! Но странно, что пятно овальное, относительно правильной формы и с отчётливыми краями. Если бы речь шла о стекле чуть неравной толщины, то туман бы осаждался в соответствии с утоньшением. Но это также чуть изменяло бы степень преломления света и так можно было бы установить, где стекло толще, а где тоньше по искажению картины окружающей среды. Но, вновь, изменение было бы линейным и плавным на всём стекле. А никак не правильный овал в центре стекла.
Попробовал проверить оптическую «тоньшину» в этом месте. Никакого, заметного глазом, искажения преломления не обнаружил.
Отсюда вывод: В процессе отливки листа этого стекла произошло изменение состава стекла или процесса его загустения (НЕ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ, ибо стекло – не кристалл, а сверхвязская жидкость) и в этом месте образовалась овальная зона с отличной от всего остального листа теплопроводностью (хорошо было бы проверить и электропроводность по закону Видемана-Франца, но ломать стекло нельзя. Не моя собственность!). Разве что на высокой частоте или высоким напряжением в десяток тысяч вольт? Причём оптической плотности стекла это существенное изменение теплопроводности не вызвало.
Сфотографировал солнечный свет, рассеянный этим пятном.

Проверил электропроводность с помощью оказавшегося под рукой генератора высокого напряжения (несколько десятков тысяч вольт) и высокой частоты (несколько мегагерц) – купил когда-то медицинский прибор, называемый «генератором Д"Арсонваля». Никакого изменения электропроводности не обнаружил, но это и понятно: Доступа к противоположной стороне этого пятна у меня не было, а вокруг стекло без аномалий – изолятор!

Резюмируя:

Первое, гораздо менее правдоподобное – это попытка объяснить с помощью физики, которая приведена ранее.
Самое вероятное, что «Знак мне СВЫШЕ был»!
Вопрос – о чём и что надобно делать? Варить и красить яйца? Кому это нужно и кто это может выдержать???
4 III 2017

(См. Татьяна верила преданиям... 2)

Живая нить, связывающая Татьяну с народом, проходит через весь роман. Не случайно автором отдельно выделен в композиции сон Татьяны, который становится знаком близости к народному сознанию, к народным верованиям и, если угодно, даже к народным суевериям, сформировавшимся задолго до эпохи христианства. Сну Татьяны предшествуют описания святок:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы…

Интерес к приметам, обрядам, гаданиям

Для Пушкина, наряду с народной поэзией, характеризует склад народной души. Вера Пушкина в приметы соприкасалась, с одной стороны, с убеждением в том, что случайные события повторяются, а с другой - с сознательным стремлением усвоить черты народной психологии. Выразителем этой черты характера поэта явилась Татьяна, чья поэтическая вера в приметы отличается от суеверия Германна из «Пиковой дамы», который, «имея мало истинной веры… имел множество предрассудков». Приметы, в которые верила Татьяна, - это своего рода результат вековых наблюдений над протеканием случайных процессов. Более того, эпоха романтизма, поставив вопрос о специфике народного сознания, усматривая в традиции вековой опыт и отражение национального склада мысли, увидела в народных «суевериях» поэзию и выражение народной души. Из этого следует, что Татьяна - героиня исключительно романтическая, что и доказывает ее сон.

Пушкин целенаправленно отобрал те обряды, которые были наиболее тесно связаны с душевными переживаниями влюбленной героини. Во время святок различали «святые вечера» и «страшные вечера». Не случайно гадания Татьяны проходили именно в «страшные вечера», в то же время, когда Ленский сообщил Онегину, что тот «на той неделе» зван на именины.

Итак, Сон Татьяны заключает в себе одну из главных идей романа: героиня не могла бы так тонко чувствовать, если бы не ее близость к народу.

Сон прочитывается и по языческому, и по христианскому символическому словарю, но неодинаково. С позиции язычества сон, сновидение - это всегда перемещение в иной мир. В таком смысле для язычника сны не менее реальны, чем повседневная явь, - скорее, даже более, ибо они обязательно вещие, пророческие - как раз потому, что они переносят героев в повышенно значимое пространство. По всем законам языческой пространственной символики иной мир во сне Татьяны представлен дремучим лесом, его центр, (средоточие его сил) - лесной избушкой, его граница - ручьем (река как граница двух миров). «Проводник» Татьяны в это иномирие, медведь, - тоже традиционный хозяин лесного царства не только в славянской, но и во всей индоевропейской мифологии.

Для христианства в высшем, абсолютном понимании нет иномирия зла, нет и людей из этого иномирия зла. По-христиански это лишь духовная пустота, зона отсутствия света и добра, его вселенская «тень». У зла нет и быть не может своего, законного, постоянного места в мироздании: оно коренится в мире духовном, в душе человека. При этом ни один человек не имеет «злой души» (как скажет Пушкин даже о старухе графине из «Пиковой дамы»). Но человек может исказить, извратить природу своей души, если сделает из нее «игралище» страстей.

Темный лес Татьяниного сна и делается символическим «пейзажем души» Онегина: ее потаенных «мрачных бездн», ее нравственного хаоса с демоническими чудовищами-страстями, ее эгоистического холода. Внешне в быту, в жизни Онегин, светский щеголь, скучающий в деревне столичный житель, может казаться «очень мил». Духовные опасности, подстерегающие героя, на бытовом языке невыразимы, обычным зрением невидимы. И эротическое наваждение, «тоска ночная», которая вторгается через Онегина в жизнь Татьяны, тоже есть не простая девическая влюбленность, но смертельно опасное искушение духа. И этого тоже нельзя покамест ни увидеть, ни прямо «реалистически», житейски выразить. Лишь сон Татьяны делает возможным «сошествие во ад» онегинского духа; лишь сон выводит вовне внутреннюю чудовищность этого состояния, предвещает угрозу не только для героя, не только для его друга, но и для героини. В старорусской литературе был такой популярный жанр: прижизненные «хождения по мукам», путешествия в загробный мир. Сон Татьяны именно и вводит в новоевропейский, вполне «цивилизованный» роман в стихах старинный полуфольклорный жанр, а тем самым и христианскую духовную традицию, этот жанр породившую.

Композиционно иномирие попадает в литературные тексты чаще всего на сильных, особо отмеченных позициях - в завязке действия или его кульминации. Как бы затейливо ни складывалась фабула произведения, ее настоящая цель и смысл, предназначение всех событий, суть и расстановка всех основных ее участников проявляются именно там, в иномирии, - месте встречи с судьбой, которое определено вековыми символическими традициями и «изменить» которое воистину «нельзя».

Сон Татьяны, являясь центральным для психологической характеристики «русской душою» героини романа, также выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы. Сон прежде всего мотивируется психологически: он объяснен напряженными переживаниями Татьяны после «странного», не укладывающегося ни в какие романные стереотипы поведения Онегина во время объяснения в саду и специфической атмосферы святок - времени, когда девушки в попытках узнать свою судьбу вступают в рискованную и опасную игру с нечистой силой. Однако сон характеризует и другую сторону сознания Татьяны - ее связь с народной жизнью, фольклором. Подобно тому как в третьей главе внутренний мир героини романа определен был тем, что она «воображалась» «героиней своих возлюбленных творцов», теперь ключом к ее сознанию делается народная поэзия. Сон Татьяны - органический сплав сказочных и песенных образов с представлениями, проникшими из святочного и свадебного обрядов. Такое переплетение фольклорных образов в фигуре святочного «суженого» оказывалось в сознании Татьяны созвучным «демоническому» образу Онегина-вампира и Мельмота, который возник под воздействием романтических «небылиц» «британской музы».

Однако в сказках и народной мифологии переход через реку является еще и символом смерти. Это объясняет двойную природу сна Татьяны: как представления, почерпнутые из романтической литературы, так и фольклорная основа сознания героини заставляют ее сближать влекущее и ужасное, любовь и гибель.

В «Евгении Онегине» Пушкин впервые в русской литературе «провел перед нами образ женщины, твердость души которая черпает из народа». Главная красота этой женщины в ее правде, бесспорной и осязаемой, и отрицать эту правду уже нельзя. Татьяна - это свидетельство того мощного духа народной жизни, который может выделить образ такой неоспоримой правды. Образ этот дан, есть, его нельзя оспорить, сказать, что он выдумка, или фантазия, или идеализация поэта.

Единство с природой, Россией, народом, культурой делает Татьяну существом неземным, но одновременно бесконечно влюбленным в жизнь и во все ее проявления.


Сон Татьяны

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь,

Предчувствия теснили грудь.

Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

Что едут гости. Вдруг увидя

Младой двурогий лик луны

На небе с левой стороны,

Она дрожала и бледнела.

Когда ж падучая звезда

По небу темному летела

И рассыпалася, - тогда

В смятенье Таня торопилась,

Пока звезда еще катилась,

Желанье сердца ей шепнуть.

Когда случалось где-нибудь

Ей встретить черного монаха

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей,

Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она.

Что ж? Тайну прелесть находила

И в самом ужасе она:

Так нас природа сотворила,

К противуречию склонна.

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Всё потеряв невозвратимо;

И всё равно: надежда им

Лжет детским лепетом своим.

Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно-вылитым узором

Ей что-то чудное гласит;

Из блюда, полного водою,

Выходят кольца чередою;

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней:

"Там мужички-то всё богаты,

Гребут лопатой серебро;

Кому поем, тому добро

И слава!" Но сулит утраты

Сей песни жалостный напев;

Милей кошурка сердцу дев (29).

Морозна ночь; всё небо ясно;

Светил небесных дивный хор

Течет так тихо, так согласно...

Татьяна на широкий двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркало наводит;

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная луна...

Чу... снег хрустит... прохожий; дева

Нежней свирельного напева:

Как ваше имя? (30) Смотрит он

И отвечает: Агафон.

Татьяна, по совету няни

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стол накрыть;

Но стало страшно вдруг Татьяне...

И я - при мысли о Светлане

Мне стало страшно - так и быть...

С Татьяной нам не ворожить.

Татьяна поясок шелковый

Сняла, разделась и в постель

Легла. Над нею вьется Лель,

А под подушкою пуховой

Девичье зеркало лежит.

Утихло все. Татьяна спит.

И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой;

Две жордочки, склеены льдиной,

Дрожащий, гибельный мосток,

Положены через поток:

И пред шумящею пучиной,

Недоумения полна,

Остановилася она.

Как на досадную разлуку,

Татьяна ропщет на ручей;

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей;

Но вдруг сугроб зашевелился,

И кто ж из-под него явился?

Большой, взъерошенный медведь;

Татьяна ах! а он реветь,

И лапу с острыми когтями

Ей протянул; она скрепясь

Дрожащей ручкой оперлась

И боязливыми шагами

Перебралась через ручей;

Пошла - и что ж? медведь за ней!

Она, взглянуть назад не смея,

Поспешный ускоряет шаг;

Но от косматого лакея

Не может убежать никак;

Кряхтя, валит медведь несносный;

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных;

Дороги нет; кусты, стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок;

Поднять ей некогда; боится,

Медведя слышит за собой,

И даже трепетной рукой

Одежды край поднять стыдится;

Она бежит, он всё вослед:

И сил уже бежать ей нет.

Упала в снег; медведь проворно

Ее хватает и несет;

Она бесчувственно-покорна,

Не шевельнется, не дохнет;

Он мчит ее лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогой;

Кругом всё глушь; отвсюду он

Пустынным снегом занесен,

И ярко светится окошко,

И в шалаше и крик, и шум;

Медведь промолвил: здесь мой кум:

Погрейся у него немножко!

И в сени прямо он идет,

И на порог ее кладет.

Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях;

За дверью крик и звон стакана,

Как на больших похоронах;

Не видя тут ни капли толку,

Глядит она тихонько в щелку,

И что же видит?.. за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Там карла с хвостиком, а вот

Полу-журавль и полу-кот.

Еще страшней, еще чуднее:

Вот рак верьхом на пауке,

Вот череп на гусиной шее

Вертится в красном колпаке,

Вот мельница вприсядку пляшет

И крыльями трещит и машет:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ (31)!

Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!

Онегин за столом сидит

И в дверь украдкою глядит.

Он знак подаст: и все хлопочут;

Он пьет: все пьют и все кричат;

Он засмеется: все хохочут;

Нахмурит брови: все молчат;

Он там хозяин, это ясно:

И Тане уж не так ужасно,

И любопытная теперь

Немного растворила дверь...

Вдруг ветер дунул, загашая

Огонь светильников ночных;

Смутилась шайка домовых;

Онегин, взорами сверкая,

Из-за стола гремя встает;

Все встали; он к дверям идет.

И страшно ей; и торопливо

Татьяна силится бежать:

Нельзя никак; нетерпеливо

Метаясь, хочет закричать:

Не может; дверь толкнул Евгений:

И взорам адских привидений

Явилась дева; ярый смех

Раздался дико; очи всех,

Копыта, хоботы кривые,

Хвосты хохлатые, клыки,

Усы, кровавы языки,

Рога и пальцы костяные,

Всё указует на нее,

И все кричат: мое! мое!

Мое! - сказал Евгений грозно,

И шайка вся сокрылась вдруг;

Осталася во тьме морозной.

Младая дева с ним сам-друг;

Онегин тихо увлекает (32)

Татьяну в угол и слагает

Ее на шаткую скамью

И клонит голову свою

К ней на плечо; вдруг Ольга входит,

За нею Ленской; свет блеснул;

Онегин руку замахнул,

И дико он очами бродит,

И незваных гостей бранит;

Татьяна чуть жива лежит.

Спор громче, громче; вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленской; страшно тени

Сгустились; нестерпимый крик

Раздался... хижина шатнулась...

И Таня в ужасе проснулась...

Глядит, уж в комнате светло;

В окне сквозь мерзлое стекло

Зари багряный луч играет;

Дверь отворилась. Ольга к ней,

Авроры северной алей

И легче ласточки, влетает;

"Ну, - говорит, - скажи ж ты мне,

Кого ты видела во сне?"

Но та, сестры не замечая,

В постеле с книгою лежит,

За листом лист перебирая,

И ничего не говорит.

Хоть не являла книга эта

Ни сладких вымыслов поэта,

Ни мудрых истин, ни картин;

Но ни Виргилий, ни Расин,

Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека,

Ни даже Дамских Мод Журнал

Так никого не занимал:

То был, друзья, Мартын Задека (33),

Глава халдейских мудрецов,

Гадатель, толкователь снов.

Сие глубокое творенье

Завез кочующий купец

Однажды к ним в уединенье

И для Татьяны наконец

Его с разрозненной Мальвиной

Он уступил за три с полтиной,

В придачу взяв еще за них

Собранье басен площадных,

Грамматику, две Петриады,

Да Мармонтеля третий том.

Мартин Задека стал потом

Любимец Тани... Он отрады

Во всех печалях ей дарит

И безотлучно с нею спит.

Ее тревожит сновиденье.

Не зная, как его понять,

Мечтанья страшного значенье

Татьяна хочет отыскать.

Находит азбучным порядком

Слова: бор, буря, ведьма, ель,

Еж, мрак, мосток, медведь, метель

И прочая. Ее сомнений

Мартын Задека не решит;

Но сон зловещий ей сулит

Печальных много приключений.

Дней несколько она потом

Все беспокоилась о том.

Святки… Самые короткие дни — и самые длинные ночи. Самые веселые и шумные праздники — и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: «Ночь перед Рождеством», «Крещенский вечер» — и у каждого что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомый мир… В старину верили, что в самые длинные ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о своей судьбе. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Деда Мороза — старика с белой бородой, приносящего подарки, а вопросы о важном приняли вид гаданий.

Но разве все мы забыли? Еще мы девчонками в рождественскую ночь клали под подушку записочки с именами знакомых мальчиков. Оказывается, что современные школьницы поступают так же! Вот что рассказала одна из них: «Пишем имя юноши на клочке бумаги, целуем это слово накрашенными губами (чтобы остался след), кладем на зеркальце маленькое — и под подушку. Или кладут под подушку три лавровых листка. На одном пишут – «Ананий», на другом – «Азарий» и на третьем – «Мисаил» и произносят заклинание: «С понедельника на вторник я гляжу на подоконник, кто мечтает обо мне, пусть приснится мне во сне»… Вот так предания «из бабушкиного сундука» дошли до наших дней!

А в прошлом веке и крестьянские девушки, и барышни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. И мы можем это сделать, причем не нужно, что называется, к гадалке ходить. Просто возьмем с полки томик Пушкина, поудобнее устроимся в кресле, для придания волшебной атмосферы зажжем свечу и откроем любимую главу «Евгения Онегина» — ту самую, где «зимы ждала, ждала природа»…

Помните? Татьяна, влюбленная в Онегина, пишет ему бесхитростное письмо с объяснением в любви и получает в ответ отповедь, может быть и справедливую, но горькую. Однако любить и надеяться она не перестает.

Пришла зима, выпал снег…

  • Настали святки. То-то радость!
  • Гадает ветреная младость,
  • Которой ничего не жаль,
  • Перед которой жизни даль
  • Лежит светла, необозрима…
  • По старине торжествовали
  • В их доме эти вечера…

Святки — период с Рождества (25 декабря по старому стилю) по Крещение-Богоявление (6 января). Старые и молодые, девушки и парни, крестьяне и помещики – рядились и гуляли. По вечерам собирались по домам, вспоминали старину, пели, гадали. Гадания бывали двух видов. Как красиво и романтично звучали подблюдные:

  • Из блюда, полного водою,
  • Выходят кольцы чередою;
  • И вынулось колечко ей
  • Под песенку старинных дней:
  • «Там мужички-то все богаты,
  • Гребут лопатой серебро,
  • Кому поем, тому добро
  • И слава!» Но сулит утраты
  • Сей песни жалостный напев;
  • Милей кошурка сердцу дев.

После всех увеселений хозяева дома и многочисленные гости садились вокруг стола, покрывали его особой скатертью. На стол ставилось блюдо с водой, а женщина-сваха накрывала его платком. В блюдо она опускала маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька, а гости клали свои кольца, перстни, серьги. После этого под песни (которые так и назывались — «подблюдные») их вынимали из воды, а хозяин вещи определял по песне свое будущее. Причем гадать можно было не только о замужестве. Песни могли предвещать и бедность, и богатство, и радость, и несчастье, и болезни, и сватовство, и исполнение желаний, и дорогу и многое, многое другое.

Песни, которые приводит Пушкин, не выдуманы им, они реальные, как, к примеру, знаменитая «Кошурка»:

  • Кот кошурку
  • Звал спать в печурку:
  • «В печурке спать
  • Тепло, хорошо».
  • Диво али ляду!
  • Кому спели,
  • Тому добро!

Эта песня предвещает замужество, поэтому ее всегда с таким нетерпением ожидали услышать девушки. Татьяне же выпала другая песня, на первый взгляд вполне благополучная:

  • У Спаса в Чигасах за Яузою,
  • Слава!
  • Живут мужики богатые,
  • Слава!
  • Гребут золото лопатами,
  • Слава!
  • Чисто серебро лукошками.
  • Слава!

Удивительно, но столь оптимистичная песня означала в гаданиях… смерть. Что сулит она Татьяне? Смерть на пороге ее дома — гибель Ленского, жениха сестры, скорый отъезд Онегина,- разрушенные надежды, да и в каком-то смысле ее собственную «смерть»: прежней — робкой и наивной девочкой — Татьяна уже не будет. В конце романа она предстанет перед нами совсем другой — гордой, строгой, надменной и неприступной, свято оберегающей в душе свою тайну — любовь.

Но все это в будущем, а пока Татьяна надеется… И гадает.

  • Морозна ночь, все небо ясно;
  • Светил небесных дивный хор
  • Течет так тихо, так согласно…
  • Татьяна на широкий двор
  • В открытом платьице выходит,
  • На месяц зеркало наводит;
  • Но в темном зеркале одна
  • Дрожит печальная луна…

Наступило время для следующего, более важного (и страшноватого) этапа святочных гаданий. Только те из девушек, которые во что бы то ни стало хотели знать свое будущее, решались пытать судьбу при помощи зеркала — наверное, самого магического предмета у всех народов. До сих пор считается, что с помощью зеркала можно увидеть скрытое. Гадание на зеркалах требовало полной тишины и покоя, а потому происходило всегда ночью. Обычно в темной комнате на столе ставили одно против другого два зеркала, между ними — две зажженные свечи. Гадавшая должна была пристально, напряженно всматриваться в коридор отражений. Кто-то так и не мог сосредоточиться, кто-то не выдерживал нервного и физического напряжения, кому-то являлся возлюбленный, а кому-то — некое таинственное видение… Татьяна, наводившая зеркало на луну, не увидела в нем ничего. Ее судьба хранила свои секреты.

Девичьих гаданий было великое множество. «Подслушивали» под окнами чужих домов или у церковных дверей и по характеру услышанного делали заключение о будущем: веселый разговор — приятная жизнь, бранчливая речь — неласковый муж и т. д. Гадали башмаком. Куда ляжет он носком, в ту сторону и будет отдана замуж его хозяйка. Гадали на поленьях — вынимали их наугад из поленницы и осматривали: гладкое предвещало хорошего, красивого жениха, полено с шероховатой корой — некрасивого, в толстой, но хорошей коре — богатого, с сучками — большую семью… Девицы-красавицы, не хотите ли и вы попытать счастья?

Слушали в полночь на перекрестке, очертив вокруг себя магический круг: почудится звон колокольчиков, смех или веселое пение — быть замужем, плач или унылое пение — к смерти. А еще выходили ночью за калитку и спрашивали имя у первого встречного — верили, что суженый будет похож на него именем и лицом.

  • Чу… снег хрустит… прохожий; дева
  • К нему на цыпочках летит,
  • И голосок ее звучит
  • Нежней свирельного напева:
  • Как ваше имя? Смотрит он
  • И отвечает: Агафон.

Блестящая ирония и здесь не изменила Пушкину: возвышенно-романтический тон повествования вдруг «осаживается» неожиданно простонародным именем «суженого». Над чем же посмеивается поэт — над наивностью Татьяны, пытающейся таким незатейливым способом найти подтверждение своим мечтам? Или над простодушием читателя, ожидающего уже Бог знает какого романтического пафоса? А может быть, над нашим детским суеверием – ведь порой мы, как и Татьяна, пытаемся в окружающем найти тайные знаки и силы?

  • Татьяна, по совету няни
  • Сбираясь ночью ворожить,
  • Тихонько приказала в бане
  • На два прибора стол накрыть;
  • Но стало страшно вдруг Татьяне…

Баня — единственное помещение, где не было икон. Именно поэтому все самые «страшные», а значит «достоверные», гадания происходили там. Руководила девушками опытная старуха. Вот и Татьяна «по совету няни» приготовила два прибора, хлеб, соль, ложки; не положила, по обычаю, только вилок и ножей. Около полуночи она должна была сесть за стол и позвать: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать». Но множество жутких историй ходило о подобных гаданиях, не всегда они кончались благополучно. Не удивительно, что Татьяна все же заробела…

  1. … так и быть –
  2. С Татьяной нам не ворожить…
  • Татьяна поясок шелковый
  • Сняла, разделась и в постель
  • Легла. Над нею вьется Лель,
  • А под подушкою пуховой
  • Девичье зеркало лежит.
  • Утихло все. Татьяна спит.
  • И снится чудный сон Татьяне…

Почему Пушкин отметил такую, вроде бы незначительную деталь: снятый пояс? Но пояс во многих культурах — символ охранительного круга (вспомните гоголевского «Вия»). Поэтому, совершая «гадание на сон» — одно из самых страшных, — Татьяна остается беззащитной перед нечистой силой, у которой, собственно, и пытались узнать будущее.

И что же снилось Татьяне? Поэт умудрился, описывая сон девушки, всего в нескольких строфах связать в единое целое весь роман, предвосхищая последующие драматические события, да и всю судьбу героев. Сон пронизан народными сказочными мотивами, фантастическими образами: заснеженный лес, мосток через пропасть, медведь, «жених» за столом в окружении чудовищ…

Остается только в очередной раз восхититься, как проникся Поэт волшебством святочной ночи, как прекрасно и тонко знал он народные поверья и «загадочную русскую душу», которая любит, надеется и верит, несмотря ни на что…

Подготовила Ольга ПРИХОДЬКО.


Татьяна Ларина в пушкинском «Евгении Онегине » – полная противоположность своей сестре Ольге во внешности и характере. Ещё ребенком она жила в родной семье одиноко, «казалась девочкой чужой», не любила детских игр и молча могла просиживать целые дни у окна, погруженная в мечты. Но внешне неподвижная и холодная, Татьяна жила сильной внутренней жизнью . «Страшные рассказы няни» сделали ее фантазеркой, ребенком «не от мира сего».

Чуждаясь наивных деревенских развлечений, хороводов и игр, Татьяна зато всей душой отдалась народному мистицизму, её наклонность к фантазированию прямо влекла к этому:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины:
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы.
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.

Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,
Она дрожала и бледнела.
Что ж? тайну прелесть находила
И в самом ужасе она:
Так вас природа сотворила,
К противоречию склонила.

От сказок няни Татьяна рано перешла к романам.

Они ей заменяли все,
Она влюблялася в романы
И Ричардсона, и Руссо...

Из фантазерки-девочки Татьяна Ларина сделалась «мечтательной девушкой», которая жила в своем особом мире: она окружала себя героями своих любимых романов и была чужда деревенской действительности.

Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой.
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь.
Душа ждала кого-нибудь.

Татьяна Ларина. Художник М. Клодт, 1886