Этнические общности егэ. Социально-этнические общности

Этнические общности

Помимо классов, слоев и других социальных групп, важное место в социальной структуре занимают этнические общности (этносы) - устойчивые группы людей, объединенных хозяйственными связями, территорией, обычаями, верованиями, языком и другими связывающими факторами (например, перуанцы, египтяне, персы, украинцы, русские). Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, традиции, обычаи, обряды и т.п., т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру. В процессе исторического развития человечества последовательно выявились такие основные формы этнических общностей, как род, племя, народность и нации, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и т.п. Родоплеменные формы характерны для первобытного общества. Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь, продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта. Племя формируется на основе нескольких родов и кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяет также в племена общие примитивные религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлась охота и собирательство. Для своего времени родоплеменная форма существования людей была самой оптимальной социальной общностью, соответствовавшей и стимулировавшей производственную деятельность. Именно этим, по-видимому, можно объяснить существование подобной формы общности практически у всех народов мира и ее сохранение в некоторых регионах мира вплоть до наших дней. Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что привело, в конечном счете, к образованию народности. Народность - тип этнической общности, возникающей в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровном, а на территориальном единстве. Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, т.е. народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями. Нация - исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического государства. Большинство наций современного мира полиэтичны по своей внутренней структуре. Например, во Франции различные этнический общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав - население говорит на немецком, французском, итальянском и других языках, - но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством. В России в настоящее время проживает 30 наций, около 60 народностей и более 40 этнических групп. Бывает нелегко четко разграничить понятия нации и народности. Недаром вокруг этого идут нескончаемые дискуссии, а некоторые ученые и вовсе отрицают различия между ними. Наиболее важным показателем нации служит этническое самосознание людей, т.е. их ясное понимание, ощущение своей принадлежности к данному этносу, своего духовного единства с ним. Очень важны для понимания сущности понятия «нация» такие категории как национальное самосознание, национальный менталитет и национальный характер. Национальное самосознание - отражение сознания нации в индивидуальном сознании ее членов, представление о месте и роли своего народа в истории и мире. Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет (от лат. mentalis - умственный, духовный). Это образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Национальный менталитет - своего рода память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям. Это духовные особенности данной нации (общественное сознание, социальные ценности и нормы). На характер ментальности оказывают сильное влияние национальные традиции и ценности. Традиции - это элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение. И. Ильин выделил следующие фундаментальные ценности (сокровища) русской нации :
    1) национальный язык; 2) национальные песни; 3) танцы; 4) сказки; 5) историю народа; 6) молитвы; 7) жития святых и героев; 8) хозяйство (труд); 9) армию - «оплот Родины»; 10) территорию.
Понятие национального менталитета близко по своему значению к понятию «национальный характер». Национальный характер - это наиболее характерные для данной нации элементы поведения в быту, социальные ценности и нормы (большинство русских гостеприимны, терпеливы, доброжелательны, щедры, любят ходить в гости, но в то же время ленивы, любят шумные застолья и т.д.). К вопросу об этносах примыкают также такие понятия как национальность, народ, этнографическая группа, диаспора. Национальность - это принадлежность человека к определенному этносу. Народ - это население определенного государства. Этнографическая группа - это общность людей, говорящая на одном языке с той или иной нацией, но имеющая некоторые особенности в быту, традициях, обычаях. Диаспора - это большая группа того или иного этноса, живущего вне страны своего происхождения. Ярко выраженной особенностью современной эпохи является национально-этническое возрождение многих народов и их стремление самостоятельно решать проблемы своей жизни. Это происходит фактически во всех регионах мира и в первую очередь в станах Азии , Африки , Латинской Америки , Содружества Независимых Государств. Среди основных причин национального возрождения народов и их политической активности следует выделить:
    1) стремление народов искоренить все элементы социальной несправедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития в рамках бывших колониальных империй и некоторых современных государств; 2) реакцию многих этносов на процессы, связанные с распространением современной технологической цивилизации, урбанизации, и так называемой массовой культуры, которые нивелируют условия жизни всех народов и ведут к утрате их национальной самобытности. В ответ на это многие народы еще активнее выступают за возрождение своей национальной культуры; 3) желание народов самостоятельно использовать природные ресурсы, находящиеся на их территории и играющие роль в удовлетворении их жизненных потребностей.
В связи с этой тенденцией в развитии этносов всплывает термин «национализм ». В современном русском языке наиболее употребительное значение слова «национализм» по смыслу приближается к шовинизму . Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Однако, в мировой практике национализм - это, прежде всего, идеология, которая включает следующие элементы .
  1. Существование наций . Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы - автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определенных объективных характеристик.
  2. Суверенное право нации на самоопределение . Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать свое государство, которое должно включать в себя всех членов нации. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над четко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.
  3. Первичность нации в государствообразующем процессе . Нация является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите.
  4. Национальная самоидентификация . Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы.
  5. Солидарность . Единообразие достигается за счет объединения людей на почве любви и братства, а не путем навязывания определенной культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других.
  6. Нация как высшая ценность . Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан - поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.
  7. Всеобщее образование . Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.
Таким образом, в таком понимании национализм подчеркивает различия, колорит и индивидуальность наций. Он проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, ее территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Национализм опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму . Эта идеология стремится к объединению различных слоев общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике. Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др. Тем не менее, не стоит забывать и о том, что ряд этносов в тот или иной период своего исторического развития проповедовал воинствующий национализм - агрессивный национализм стран, стремящихся подчинить себе другие народы, чтобы использовать их земли и возможности в своих интересах. Выделяют следующие формы воинствующего национализма .
  1. Расизм Межнациональные конфликты могут быть урегулированы только средствами национальной политики. Национальная политика - это система мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Цель национальной политики РФ - укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение федеративных отношений и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности - россияне. Сознательное регулирование национальных отношений есть не что иное, как согласование интересов различных наций. Связанные с этим проблемы решаются чаще всего на государственном уровне. Максимальное согласование национальных интересов есть их гармоническое сочетание, при котором каждый из данных интересов реализуется в наибольшей степени и не в ущерб другим. Достижение такого состояния - задача трудная, но выполнимая. Для ее выполнения нужны готовность и способность нации, ее представителей понять свои подлинные интересы и интересы других наций, найти точки соприкосновения. Огромную роль в данном процессе играют межнациональные организации: ООН, Европейский парламент и т.п. К тому же необходимо принимать взаимоприемлемые компромиссные решения по основным неразрешенным проблемам. Видеолекция «Этнические общности» :

Образование этносов – процесс природно-социальный. С одной стороны, отдельные группы неоантропов были объединены характером физико-географических условий и необходимостью адаптироваться к определенному типу зональных ландшафтов, где они занимали свою «экологическую нишу». С другой стороны - увеличиваясь в количестве, неоантропы объединялись в отдельные родственные группы: роды и племена, жившие по соседству, на одной территории и образовавшие более или менее устойчивые объединения.Для изоляции племен или их дальнейшего расселения и формирования новых этносов важную роль играли географические, ландшафтные факторы –труднопроходимые пространства пустынь и обширных лесов, труднопреодолимые геоморфологические и гидрологические рубежи –горные массивы и высокие хребты, морские просторы и широкие реки и др.

Известный этнолог XX века Лев Николаевич Гумилев выделял особые группы людей, объединенных явно выраженным самосознанием – этносы. Этнос это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая в определенной ландшафтной среде, объединившаяся на основе оригинального стереотипа поведения и противопоставляющая себя всем другим, исходя из ощущения комплиментарности.

Комплиментарностью называют неосознанную и не предопределенную какими-либо видными причинами симпатию или антипатию (отрицательная комплиментарность ) различных индивидуумов, этносов и суперэтносов (системы, состоящей из нескольких этносов). Этносы разделяются понятием «мы – они». Ландшафт, в котором этнос впервые сложился в новую систему, становится его родиной или месторазвитием (по Л. Н. Гумилеву). Развитие первичного этноса происходит в пределах определенного биогеоценоза. Однако не каждая территория и биоценоз может быть месторазвитием этноса. По мнению Л.Н.Гумилева зарождение этносов происходило в наиболее продуктивных местах, на стыке ландшафтных зон, двух – трех ландшафтов. При сочетании горного и степного ландшафтов появились гунны, хазары, монголы; лесного и лугового – казанские татары, булгары; на пересечении тундры и лесотундры – эскимосы и тунгусы. В ходе дальнейшего развития этносы могут мигрировать в другие ландшафты.

С развитием и усложнением социальной структуры человеческого общества, появляются различия в культурных традициях и верованиях, в характере почитания тотемов и богов. Уклад жизни, верования и поклонения божествам передаются из поколения в поколение. Постепенно, в процессе увеличения количества людей и расселения родо-племенных группировок, возникает отделение и изоляция некоторых групп, происходит обособление социо-культурных или этнических общностей, которое сопровождается усилением различий в бытовом, языковом и религиозном общении людей. О сложности духовной культуры неоантропов даже в далекое доисторическое время могут свидетельствовать многочисленные искусственные захоронения умерших людей с ритуальными предметами, культовые обряды и искусство (наскальная живопись, каменные и костяные скульптуры). Это указывает на появление в древних этнических общностях людей первых религиозных верований, которые на уровне родового общества развивались в тотемизм (тотем – растение или животное от которого пошел род, которое является покровителем рода), шаманизм (шаман – посредник в серхъестественном общении с духами, богами, который наделен особым даром общения с духами и душами умерших).

Языческие культы Солнца, грома, огня, воды, гор и другие элементы язычества присутствуют в настоящее время в верованиях многих этнических общностей. Некоторые элементы язычества остались и у современных народов, исповедующих христианство, (например, у славянских и угро-финских народов), или буддизм (монголов, бурят, тувинцев, калмыков).

Этническая общность это исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, связанных рядом единых признаков: происхождением, культурно-бытовыми особенностями, языком, традиционными верованиями. Основные виды этнических общностей в настоящее время – это род и племя, народность, нация .

Племя этническая общность, объединяющая отдельные роды и свойственная первобытно-общинному уровню организации общества . Возникло в процессе родовой организации общества. Племя объединяло сначала два, а позднее несколько родов. Родо-племенные союзы сохраняются у отдельных народов до настоящего времени и в классовом обществе (например, у народов Кавказа, у северных народов, у американских индейцев, народов Папуа-Новой Гвинеи, аборигенов Австралии).

Народность исторически сложившаяся с рабовладельческой эпохи территориально-экономическая, культурная и языковая этническая общность, следующая за племенем (союз племен, связанных культурным и экономическим общением), предшествуя нации.

Нация более крупная этническая общность, образующаяся в эпоху феодализма и капитализма на основе объединения отдельных племен и народностей, близких территориально, имеющих общие социо-культурные и экономические связи, верования, язык и литературу. На уровне развития нации в этнической общности возникает национальное самосознание, как выражение этно-культурной связи данного человека с другими людьми своего народа.

Национальная культура постоянно развивается и дифференцируется, вместе с языком и народными традициями. Она вбирает в себя новые элементы разных народностей, расширяется и разделяется на отдельные группы наций, создающих новые государственные образования. (Например, славянская этническая общность, в процессе исторического развития разделилась на восточных славян (русские, украинцы, белорусы); западных славян (поляки, чехи, словаки, лужичане); южных славян (болгары, сербы, македонцы, черногорцы, словенцы, хорваты), которые приобрели свои языковые особенности и отличия в элементах культуры и быта, вошли в различные национальные государственные образования наряду с другими народами. Например, Российское многонациональное государство – российская нация включает не только славянские народы, но и тюркские, кавказские, угро-финские и другие, которых объединяет не только государственная территория проживания, но и общий русский язык, и современная культура и экономические связи, формируя особое этно-культурное пространство на территории России.

Приобретая известную самостоятельность, национальная культура в некоторых случаях сохраняется и при территориальном отрыве отдельных групп народа от основного этнического ядра, даже при утрате ими своего родного языка. Это самосознание может вызывать движения за политическое воссоединение национальных территорий, или за создание автономий, независимых государств (например, связанные с этим проблемы Карабаха, Чечни, Абхазии и Южной Осетии, Страны басков, Северной Ирландии и др.) или, например, движение за возрождение и развитие родного языка (на территории Квебека в Канаде, Тироля в Австрии).

Самосознание четко выражено у крупных народов, достигших высокой степени национальной консолидации и сохранивших свои историко-культурные корни. В меньшей степени национальное самосознание выражено у народностей, сохранивших пережитки родо-племенного деления. Это затрудняет общение и культурный обмен между отдельными их группами, говорящими на разных диалектах. У малых групп племенное самосознание преобладает над национальным. Слабое национальное самосознание присуще некоторым группам иммигрантов, двуязычному населению, группам населения, живущим вдоль этнических границ.

Активное национальное самосознание некоторых народов препятствует быстрой ассимиляции и растворению их в иной культурно-языковой среде. Например, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (японцы, китайцы, корейцы, индонезийцы, въетнамцы, филлипинцы и др.) в странах Европы и Нового света сохраняют свою самобытность и прежнее этническое самосознание даже в третьем и последующих поколениях, организуют и поддерживают свои «землячества», диаспоры.

Пребывание значительной этнической общности вне страны ее происхождения называют диаспорой . Большинство диаспор образовались в результате действия определенных социально-исторических факторов – насильственного выселения или угрозы геноцида (т.е. истребления другим народом). В мире существуют крупные диаспоры армян, греков, евреев, немцев, украинцев, русских и других народов.

В настоящее время исследователи все чаще выделяют так называемые цивилизационные пространства или ц и в и л и з а ц и и . Это сложное понятие разделяет глобальное пространство, населенное людьми на отдельные крупные регионы и территории, которые наполнены особым культурным содержанием религиозно-этнического толка.

Цивилизация – «некая культурная общность, самый высокий уровень группировки людей по признаку культуры и самый широкий срез культурной идентичности, после того, который отделяет человека от других биологических видов » (по S. Huntington, 1993).

Принято выделять 8 основных цивилизаций:

- 4 цивилизации Востока : Китайско-конфуцианская, Индуистская,

Исламская, Японская;

- Западноевропейская католическо-протестантская (с северо-

американским и австралийско-новозеландским очагами);

- Славяно-православная (восточно-европейская или евразийская);

- Латиноамериканская (от Мексики до Чили);

- Африканская (негроидно-африканская).

Однако, как отмечают Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев,(2000), все попытки установления четких границ между существующими ныне цивилизациями наталкиваются на известную трудность: их наиболее характерные признаки отчетливо появляются лишь в фокусных зонах (ядрах), в то время как в периферийных областях увеличиваются чуждые им особенности. Например, во Франции, Великобритании и странах Бенилюкса проявляется идеальное сочетание признаков, характерных для западноевропейской цивилизации, но в странах Восточной Европы эти признаки несколько «тускнеют», здесь наблюдается переплетение «трансцивилизационных» элементов, исчезновение одних и доминирование других признаков. Таким образом, между отдельными цивилизационными пространствами существуют переходные «зоны смешения» цивилизационных признаков.

      Национальный и этнический состав населения мира.

Многообразный национальный и этнический состав, который наблюдается в мире – это результат длительного исторического процесса. Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития регионов и стран мира в настоящее время на Земле одновременно существуют самые различные типы этносов – нации, народности, группы родственных племен, отдельные племена. Этносы существуют в постоянном процессе развития и превращения одного этноса в другой. Некоторые – увеличиваются в численности за счет роста рождаемости и поглощения других этносов, иные – распадаются и исчезают, ассимилируются соседними или вмещающими их этносами.

Этническая общность основывается на живом общении и взаимовлиянии отдельных этнических групп: наций, народностей, племен. Она развивается за счет следующих основных элементов:

Общность исторических судеб;

Общность территории и языка;

Расовая и религиозная общность,

Близость культуры и быта,

Принадлежность к одному государству.

С развитием и усложнением социальной структуры древнего человеческого общества, появляются различия в культурных традициях и верованиях, в характере почитания тотемов и богов. Уклад жизни, верования и поклонения божествам передаются из поколения в поколение. Постепенно, в процессе расселения народов, возникает отделение и изоляция отдельных групп, происходит обособление социо-культурных или этнических общностей, которое сопровождается усилением различий в бытовом, языковом и религиозном общении людей, формируются социо-культурные системы.

Национальный и этнический состав населения современного мира – результат длительного исторического процесса. Вследствие неравномерности социально-экономического и политического развития регионов и стран мира в настоящее время на Земле одновременно существуют самые различные типы этносов – нации, народности, группы родственных племен, отдельные племена. Этносы существуют в постоянном процессе развития и превращения одного этноса в другой. Некоторые – увеличиваются в численности за счет роста рождаемости и поглощения других этносов, иные – распадаются и исчезают, ассимилируются соседними или вмещающими их этносами. Всякая этническая общность основывается на живом общении и взаимовлиянии отдельных этнических групп: наций, народностей, племен. Она развивается за счет перечисленных выше основных элементов.

Этнические общности в современном мире находятся в процессе постепенного преобразования, взаимодействия и смешения. Этнический состав населения государств мира повсеместно (за редким исключением) смешанный, состоит из различных групп, отличающихся языком, религией, обладающих разным уровнем национального самосознания и другими этно-культурными различиями. В мире существуют малые и средние страны, населенные преимущественно одним-двумя народами, такие как Тунис и Бурунди, Португалия и Венгрия, Исландия и Нидерланды. Эти страны условно можно считать моноэтническими.

Наряду с этим, можно выделить суперэтносы, проживающие в крупных государствах, образованных из многочисленных народов, обладающих своей субкультурой, такие как Россия, Индия, Китай, Индонезия, Судан. Эти страны можно назвать полиэтническими . В этих странах разные этнические группы населения являются носителями своей религии, языка, обычаев и образа жизни, нередко сильно отличающихся от основной культуры, принятой как государственная. Эти различия усложняются в настоящее время в связи с усилением миграционных процессов, с возникновением новых государственных границ, объединяющих разные нации и народности, разные языки и культуры, с взаимным проникновением и смешением различных религиозных течений. Внутри этносов возникают этно-конфессиональные группы – часть населения страны или какого-либо народа, культурно-бытовое своеобразие которой может являться следствием изоляции (или самоизоляции), связанной с религиозной принадлежностью.

В России сложился уникальный союз народов, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии и верования. Предпосылки этого объединения народов были созданы самой природой. В результате соединение и сплав европейской и восточной культур преобразовались в особый социо-культурный синтез – евразийский.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира: в ней насчитывается 140 национальностей и 40 входящих в них малых этнических групп. На основе переписи 2002 г. было выявлено 23 национальности, численностью боле 400 тыс. человек. Наиболее многочисленны в России русские – 115 млн. 889 тыс. человек (79,8% общей численности населения); татары – более 1 млн человек (3,8%), украинцы (2,0%), башкиры (1,2%), чуваши (1,1%), чеченцы (0,9%), армяне (0,8%); аварцы, белорусы, мордва (по 0,6%); казахи (0,5%); азербайджанцы, даргинцы, кабардинцы, марйцы, немцы, осетины, удмурты (по 0,4%); буряты, ингуши, кумыки, лезгины, якуты (по 0,3%). Доля других народов еще меньше. Особое место среди народов России занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущие традиционный образ жизни, связанный с кочевым природопользованием (их более 20). Кроме того, в России проживают иностранные граждане, подавляющая часть которых (88%) – выходцы из государств – членов СНГ. Среди них наиболее многочисленны граждане Украины, Азербайджана, Армении.

Таким образом, следует понимать, что состав населения и этно-культурные особенности стран мира складываются прежде всего на основе их длительного исторического развития, в ходе взаимодействия разных расовых и этнических групп, обладающих своим языковым и религиозным своеобразием, своей этнической культурой, а также под влиянием современных миграционных процессов.

Контрольные вопросы и задания

    Что изучает антропологическое страноведение?

    Перечислите названия наук, занимающихся изучением человека, его расселением и размещением на Земле.

    Назовите основные расы и их антропологические признаки.

    Перечислите основные факторы расообразования и объясните их.

    Покажите на карте мира основные ареалы расселения больших рас.

    Дайте определения этноса и этнической общности.

    Назовите исторические этапы развития этнических общностей.

    Приведите примеры этнических общностей в современном мире.

    Дайте определение цивилизации.

    В чем отличие цивилизаций от этнических общностей?

    Приведите примеры существующих цивилизаций и покажите их на карте мира.

    К какой цивилизации относится Россия?

    На основе каких факторов формируется этнический и национальный состав населения мира?

    Приведите примеры моноэтнических и полиэтнических стран мира.

    Назовите количество национальностей, объединенных в России и наиболее многочисленные народы нашей страны.

Наиболее крупными социальными группами являются социальные общности. Термин «социальная общность» был введен в научный оборот немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855- 1936).

В современной социологии под социальной общностью понимают реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность людей, характеризующуюся относительной целостностью и выступающую самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

В данном определении следует обратить внимание на ряд моментов:

  • это реально существующее социальное образование, основные параметры которого могут быть эмпирически зафиксированы и проверены;
  • это не арифметическая сумма индивидов, а целостное системное образование с присущими ему системными свойствами;
  • это субъект социального взаимодействия, содержащий в себе источник самодвижения и саморазвития.

Термин « » в литературе употребляется в двух значениях. При широком подходе он рассматривается в качестве синонима социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы.

Социальные общности отличаются огромным многообразием конкретно-исторических и ситуативно обусловленных видов и форм. Поэтому для классификации социальных общностей необходимо выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные (город, деревня, поселок); этнические (племя, народность, нация); демографические (пол, возраст); социокультурные и иные общности.

Субъекта с различными общностями может производиться через систему таких стратификационных показателей, как условия его жизнедеятельности, опосредованные политическими, экономическими и социальными особенностями, общие интересы и ценности взаимодействующих индивидов; принадлежность к определенным социальным институтам или исторически сложившимся территориальным образованиям и т.д.

Следует отметить, что внутри общества как динамично развивающейся системы постоянно происходят сложные процессы социальной интеграции (объединения) и дифференциации (разделения). При этом процессы интеграции способствуют укреплению социальных связей между экономической, политической и духовной сферами жизнедеятельности людей и позволяют воспроизводить социальные отношения общности как целостной системы. Процессы же дифференциации являются следствием разделения и специализации труда, появления новых ценностей и норм, отношения к различным формам собственности и т.д.

Ян Щепаньский предлагает выделить два больших класса общностей: естественные - существующие в реальности (территориальные. этнические) и номинальные (общность российских предпринимателей). Данные общности он делит на фиксированные в социальной системе (классы, профессиональные группы) и нефиксированные (например, движения зеленых).

Таким образом, социальные общности формируются и развиваются на основе взаимодействия или социальных связей. Они образуются на всех уровнях социальной иерархии и отличаются большим многообразием.

Среди социальных общностей видное место в общественной жизни занимают этнические общности — этносы.

Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания.

Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории , поскольку она создавала необходимые условия для совместной жизнедеятельности людей. Но впоследствии, когда этнос уже сформировался, этот признак может утратить свое первостепенное значение и даже отсутствовать. Например. еврейский этнос в условиях диаспоры (расселения) сохраняет свою идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г. государства Израиль, он не имел единой территории.

Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, поскольку иногда (например, американский этнос) складывался в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общность языка явилась результатом данного процесса.

Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.

Интегративным показателем сформировавшейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. В его формировании существенную роль играет знание истории своего народа, а также обычаи, традиции, фольклор, передаваемые из поколения в поколение и образующие специфическую этническую субкультуру.

Виды социально-этнических общностей

Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация.

Племя — тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю и основанный на кровнородственном единстве.

Племя имело свою территорию и большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти.

Людей объединяют в племя также общие религиозные верования — фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта. зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-эко- номической деятельности на этой исторической ступени являлись охота и собирательство. Дальнейшее развитие племени постепенно приводило к образованию народности.

Народность — тип этнической общности, возникающий в период разложения родо-племенной организации и основанный уже не на кровном родстве, а на территориальном единстве.

В отличие от племенной организации народности свойственны более высокий уровень развития экономики, сложившийся определенный экономический уклад, наличие фольклорной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.

Процесс создания нации как наиболее развитой формы этноса происходит на этапе окончательного становления государственности. широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, формирования обшей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания.

Нация — исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Говоря об этносе, обычно связывают его с более конкретным понятием «этничность», включающим некие общие отличительные характеристики, присущие этническим группам. Для определения сущности этничности используют три наиболее значимых подхода: примордиализм, инструментализм и конструктивизм.

Представители примордиалистского подхода объясняют различие этнических групп исходя из биологической природы (природное направление) и истории человеческого общества (историко-эволюционное направление). Сам термин «примордиальный (первозданный) тип человеческой общности» ввел в этносоциологию американский социолог Э. Шилз. Наиболее известным отечественным представителем этого подхода является Л.Н. Гумилев , который понимал этнос как ландшафтно-энергетический феномен. По его мнению, основные черты того или иного этноса определяются, во-первых, характером того ландшафта, который является для него почвенным, а во-вторых, специфической частотой колебаний биохимического поля, сообщающих каждой группе определенный уровень энергии. Сторонники историко-эволюционного направления в понимании этноса признают не только и не столько биологическое родство «крови», сколько социокультурные и территориальные критерии единства («почвы»).

Согласно инструменталистскому подходу происхождение этносов объясняется необходимостью нахождения эффективного средства (инструмента), которое бы способствовало объединению и укреплению внутригрупповой солидарности. Таким универсальным объединяющим началом выступают этнические узы, скрепляющие людей на уровне самосознания и обладающие высоким мобилизационным потенциалом.

С точки зрения представителей конструктивистского подхода. этническая идентичность и соответствующие эмоциональные переживания выступают как продукт социального конструирования в контексте культуры. Так, один из крупнейших представителей конструктивизма Ф. Барту считает, что группа сама творит собственную этпичность. очерчивая свои этнические границы на основе «культурного знания», т.е. совокупности норм и представлений о «своем» и «чужом», зафиксированных в образах и символах культуры. Под этнической идентичностью понимают сознание индивидом своей принадлежности к этнической группе. Таким образом, в имеющихся в зарубежной и отечественной этносоциологии подходах в понимании этноса единства мнений нет, но каждый из них содержит ценные представления и идеи.

Процесс формирования этноса получил название этногенеза. В науке выделяют два основных подхода к изучению этносов:

  • естественно-биологический (Л.H. Гумилев);
  • социокультурный (П. Сорокин).

Основными позициями Л.П. Гумилева в отношении этногенеза являются следующие:

  • этнос является не социальным явлением, а результатом географического развития:
  • этногенезу свойственны четыре фазы: 1) подъем; 2) расцвет; 3) упадок; 4) гибель;
  • история этноса состоит из истории самого этноса плюс история ландшафта;
  • источником этногенеза является пассионарность - способность и стремление наиболее талантливых людей (пассионариев) к изменению этнического окружения, привычной обстановки, к достижению новых целей.

Придерживался других взглядов на нацию:

  • нация — сложное и разнородное тело, распадающееся на ряд социальных элементов, что вызвано их совокупным действием;
  • переустройство Европы: 1) на основе национальной гегемонии одного народа невозможно; 2) возможно при образовании федерации различных национальных государств на основе равенства нрав всех входящих в нее личностей и народов.

Из трех указанных разновидностей этноса социологи первостепенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, поскольку именно этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе на территории нашей страны и нашей республики.

В условиях современного радикального преобразования российского общества одной из важнейших проблем его социально-политического развития является этносоциальная стратификация. Наибольшую актуальность данная проблема приобретает в полиэтнических сообществах, каковым является Россия. Понятие этнической стратификации выражает социально-этническое неравенство различных этнических групп, связанное с их доходом, образованием, престижем, объемом властных полномочии, статусом и местом в общей иерархии этнических общностей.

Этнической стратификации присущи следующие особенности:

  • границы страты более различимы и степень мобильности между
  • ними минимальна;
  • этноцентризм;
  • конкуренция между группами;
  • различный доступ к власти у различных этнических групп.

Любая этническая культура включает набор представлений о других народах и их представителях. Это так называемые этнические стереотипы совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям. Типичными примерами этнических стереотипов могут служить представления о том, что все немцы — пунктуальны, французы — галантны, англичане — чопорны.

Разновидностью этнического стереотипа является этнический предрассудок. Впервые определение предрассудка дал средневековый мыслитель Фома Аквинский: «Дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований». Примерами этнических предрассудков служат антисемитизм, расизм и другие формы этнофобии .

Этноцентризм , по мнению американского социолога У. Саммера. — такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней. Однозначно ответить на вопрос, положительное это явление или отрицательное, сложно. Считается, что группы с ярко выраженным проявлением этноцетризма более жизнеспособны, чем те, которые полностью толерантны к другим культурам. Этноцентризм способствует сплочению группы и появлению национального самосознания. Однако возможны и крайние формы проявления этноцентризма, например национализм , презрение к культурам других народов. Вместе с тем убежденность людей в том, что их культура самая лучшая в мире и поэтому нет никакой необходимости что-то в ней совершенствовать, изменять, может значительно замедлить развитие этой культуры.

Этнической дискриминацией называется ограничение прав и преследование людей по мотивам их этнической принадлежности. Политика дискриминации, как правило, проводится этнической доминирующей группой по отношению к этническим меньшинствам в мульти- этнических государствах.

На современном этапе этносоциальная стратификация, как показывает общественное развитие в национальных регионах страны, является важнейшим фактором межэтнического общения в трансформирующемся обществе, а в условиях возрождения этничности в России обладает сильным конфликтогенным потенциалом. На этом фоне нередко возникают межнациональные конфликты, которые представляют собой крайнее обострение противоречий между национальными группами в ходе решения политических, экономических, религиозных и иных проблем.

Способность многонационального общества предвидеть и разрешить цивилизованными способами межнациональные конфликты — важнейший показатель его гражданской зрелости и демократизма. Этому способствует и правовое регулирование межнациональных отношений, составляющее важнейшую сферу деятельности правового государства.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.4. Этнические общности

3.4. Этнические общности

Социально-этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая связана общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания. Предпосылки формирования этносов: общность территории; общность языка; единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанных с ними социально-психологических характеристик сознания и поведения людей; этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Виды социально-этнических общностей

1. Племя – тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Племя имело свою территорию и большое число родов и кланов. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования – фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Племя имеет зачатки внутренней организации: вождя или совет вождей, племенные советы, решающие важные для всех дела и вопросы (например, организация охоты, военного похода, религиозного обряда и т. п.).

2. Народность – тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровном родстве, а на территориальном единстве. Народности свойственны более высокий уровень развития экономики, сложившийся определенный экономический уклад, наличие фольклорной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием.

3. Нация – исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Нации начинают складываться из различных племен и народностей в период развития капиталистических экономических отношений и объединения местных рынков в общенациональный.

Процесс формирования этноса получил название этногенеза. В науке выделяют два основных подхода к изучению этносов:

1) естественно-биологический (Л. H. Гумилев ): этнос является результатом географического развития;

2) социокультурный (П. Сорокин ): нация – сложное и разнородное тело, распадающееся на ряд социальных элементов, что вызвано их совокупным действием.

Понятие этнической стратификации выражает социально-этническое неравенство различных этнических групп, связанное с их доходом, образованием, престижем, объемом властных полномочий, статусом и местом в общей иерархии этнических общностей.

Особенности этнической стратификации: границы страты более различимы, и степень мобильности между ними минимальна; этноцентризм; конкуренция между группами; различный доступ к власти у различных этнических групп.

Этнические стереотипы – совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям (например, все немцы – пунктуальны, французы – галантны).

Этнический предрассудок: «Дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований» (Фома Аквинский ). Примерами этнических предрассудков служат антисемитизм, расизм и другие формы этнофобии.

Этноцентризм (У. Саммер ) – взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней. Этноцентризм способствует сплочению группы и появлению национального самосознания. Крайние формы проявления этноцентризма – национализм, презрение к культурам других народов.

Этническая дискриминация – ограничение прав и преследование людей по мотивам их этнической принадлежности.

Этносоциальная стратификация обладает сильным конфликтогенным потенциалом. На этом фоне нередко возникают межнациональные конфликты, которые представляют собой крайнее обострение противоречий между национальными группами в ходе решения политических, экономических, религиозных и иных проблем.

Из книги Секретные войны Советского Союза автора Окороков Александр Васильевич

ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ С КУРДИСТАНОМ. 1919-1991 ГГ Краткая историческая справкаКурдистан – горная область в Западной Азии, населенная в основном курдами. Ее большая часть расположена в пределах Армянского и Иранского нагорий. Название применяется главным

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭТ) автора БСЭ

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Раздел XII Социальные общности как политические акторы В политическом процессе значительную роль играют социальные общности, которые выступают субъектами, творцами политики. К таким социальным общностям в первую очередь относят правящие элиты и группы интересов.

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Этнические рестораны Во всех туристических районах есть рестораны не только местной, но и иностранной кухни – чаще всего французской, итальянской, средиземноморской, турецкой, китайской, русской.По статистике, в Германии, например, самые популярные этнические рестораны

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, ИХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТИПЫ Общество является целостным, но не однородным. Круг людей, которые взаимодействуют в обществе, велик, и возникает необходимость в образовании общностей. Общность образуется только в том случае, если люди вступают в

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

11. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ Этносы (этнические группы) – большие группы людей, связанные общностью культуры, языка, обычаев, верований, традиций. Например, славянская этническая группа, состоящая из славянских народов: западных славян (болгары, чехи, словаки), южных славян

Из книги Наркомафии [Производство и распространение наркотиков] автора Белов Николай Владимирович

Этнические банды Однажды полицейским Нью-Йорка удалось обнаружить и разгромить лабораторию по производству героина, расположенную в городе. Блоки тайваньского белого героина к моменту появления агентов федеральной службы были еще не размолоты и не переработаны.Поток

Видное место в общественной жизни занимает этническая общность – этнос , которая может быть представлена различными социальными образованиями – племенем, народностью, нацией.

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территиории устойчивая общность людей, обладающих сходными, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознания, чувством собственной этнической соотнесенности (идентификации).

Есть несколько подходов к пониманию происхождения и развития этносов. Одни ученые считают, что этнические образования были первыми социокультурными образованиями, возникшими в глубокой древности. На этом этапе общество выработало такие формы общности людей как род и племя, объединяемые в целое кровно-родственными связями. В основу более высокой формы общности-народности легли территориальные, соседские связи между людьми.

Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал русский ученый Л. Н. Гумилев . Согласно его позиции этнос возник как результат адаптации человека к среде обитания, т. е. возник как биологическое явление, как часть природы. Есть ученые, считающие этничность только продуктом человеческого сознания.

В обыденной речи понятие «этнос» употребляется как равнозначное понятию «нация».

Но данные понятия не идентичны. Этносы возникли с глубокой древности, нации начали формироваться в период зарождения буржуазного общества. Понятие нации чаще используется в значении политической и гражданской общности.

Нации стали более высокой формой этнической общности людей.

Нация характеризуется такими признаками: общность территории, языка, экономической жизни, общие черты психического склада, закрепленные в менталитете того или иного народа.

Особо следует остановиться на таком признаке «нации» как национальное самосознание (идентификация себя с нацией). Данный признак является субъективным и именно это служит зачастую аргументом против его существенности. В действительности же о нации как реально существующей можно говорить только в том случае, когда все другие признаки дополняются четко выраженным национальным самосознанием. Среди индикаторов национального самосознания обычно выделяются – знание истории своего народа (историческая память), отношение к национальным традициям, обычаям, языку, чувство национального достоинства. Но главными, интегрирующими, очевидно, являются самодистанцирование, признание различий между собой и представителями лиц иных национальностей, с одной стороны, и осознание неразрывных связей своего «я» с жизнью и судьбами данного этноса.