Обзор Little Nightmares. Большая жатва

Еще в мае 2014 года шведская студия представила концептуальный проект под кодовым именем “Голод ”, который со временем обрел издателя в лице Bandai Namco и из эксклюзивной разработки для PlayStation 4 превратился в мультиплатформенное приключение с элементами хоррора - . Поддерживая интерес прессы и публики за счет странной атмосферы и нестандартного стиля, Tarsier Studios сделали ставку на исследование и стелс, подарив игрокам пять уникальных уровней в глубинах загадочного корабля под названием “Чрево ”.

Так же, как и в случае с другим мрачным приключением, INSIDE , главная героиня , известная как Шестая , практически полностью беззащитна перед кошмарными обитателями странного мира. Она может прятаться, перемещать не слишком тяжелые предметы и карабкаться по вертикальным поверхностям, освещая себе путь в кромешной тьме маленькой зажигалкой. И хотя огонек не используется для решения головоломок, языки его пламени могут оживить редкие керосиновые лампы и свечи, подарив вам точку быстрого сохранения в опасном мире игры.

Каждый из пяти игровых этапов несет в себе многослойный набор смыслов, предлагая лично интерпретировать завершение эпизода. Оставленный позади круг ада или очередная ступень во взрослении маленькой героини? Решать вам. Авторы выдерживают атмосферу упадка и депрессии вплоть до финальных титров игры.

Сама идея “Голода ” перекочевала в мир с небольшими вставками, где девочка пытается насытиться, все глубже погружаясь в пучину отчаяния. И ее голод пугает не меньше, чем очередной мерзкий обитатель зловещего корабля.

Все этапы исключительно линейны, предлагая игроку решить ту или иную задачу одним единственным способом. Но при этом сами обитатели клоаки по-разному реагируют на одни и те же ваши действия. Например, когда вы пытаетесь проскользнуть мимо жестокого повара, в одном случае он может схватить вас, в другом запутаться в складках собственной одежды и промахнуться. Спрятавшись под скамьей, при одном развитии событий, вы будете в безопасности, но если повторите действие вновь в следующий раз, то ваш преследователь в первую очередь заглянет именно под лавку.

Это же касается сцен бегства на время или попыток миновать нападающих на вас врагов, будь это черные пиявки или толпа ожиревших пассажиров.

Впрочем, именно забеги на время являются слабым местом игры. Несмотря на 2D -камеру, каждый из уровней имеет достаточную глубину. Поэтому, когда вы убегаете от преследователей, вам необходимо не только следить за врагом и препятствиями, но и оценивать объекты в их трехмерной перспективе, иначе легко оступиться и свалиться мимо чуть смещенной в глубину доски.

Головоломки в достаточно просты. Где-то вам нужно украсть ключ, прячась от врагов, в других случаях предстоит карабкаться по грудам книг, сделать веревку из кровяных колбасок, или запустить фасовочный цех в обратном направлении.

Боссы вносят сумятицу в игровой процесс, заставляя вас играть в кошки-мышки, скрываясь от слепых, но наделенных хорошим обонянием созданий. Или обманывать тучных поваров, сражаться с длиннорукими злодеями, вырывая прутья из раздавленной клетки. В финале вас ждет интересная схватка с использованием самого обыкновенного миниатюрного зеркальца.

Большая часть игрового процесса отдана на прятки, тихие проникновения и ожидание в укрытиях. При этом игра абсолютно линейна, что лишает вас вариативности. Кроме того, система управления с отдельной кнопкой для цепляния и захвата предметов достаточно спорна, особенно во время длинных побегов, где вы просто можете не успеть нажать нужную кнопку.

Еще один недостаток проекта Tarsier Studios – это ощущение вторичности в некоторых местах. Какие-то идеи и даже смысловые куски позаимствованы из INSIDE и Limbo , а механика при всей своей простоте не блещет разнообразием. Ту же зажигалку можно было бы использовать куда интереснее, чем фонарик и активатор точек быстрых сохранений.

Главное достоинство – это действительно гнетущая атмосфера, которая подкрепляется продвинутой графической составляющей. Игра света и тени, дизайн противников, странные сцены кошмаров и проработка каждого из уровней в сочетании с хорошо подобранной музыкой вызывают исключительно уважение.

Несмотря на отсутствие оригинальных решений, сложных загадок и очевидные проблемы с управлением во время секций с погонями, получился очень атмосферным стелс-приключением с великолепной графикой, интересной главной героиней, странным миром и отличной музыкой. Если вам нравятся проекты, вроде INSIDE и Limbo , то обязательно поиграйте и в .

В начале игры кажется, что ты попал в какую то странную сказку, где не может быть кровавой жестокости. В мрачных комнатах валяются игрушки и героине под названием Шесть нужно найти выход из этого жуткого места. Переходя из локации в локацию Шесть сталкивается с разными монстрами. Это и два брата-близнеца «мясники» с огромными тесаками, которые явно не собираются подружиться. И «шляпник» с длинными руками, который постоянно намеревается схватить Шесть и превратить в кокон. А главным противником в Little Nightmares является таинственная «гейша», которая управляет «Чревом» и тайком следит за всем происходящим.

Странным образом маленькая героиня попала в жуткое место, что-то на подобии подводной лодки под названием «Чрево «, где про добро и жалость никто ничего не слышал. Здесь царит только жестокость, голод, обжорство и смерть. Она попала на самые нижние уровни и постепенно ей предстоит выбираться на верх, что бы остаться в живых. Попадая на пир свиноподобных монстров, которые уплетают все, что можно съесть, девочка должна тихо пробираться к выходу из этого жуткого места. Не сразу игрок заметит, что в слабо освещенной комнате, возле монстров все заставлено едой, а еда находится на громадном столе, по которому и предстоит пробираться девочке в желтом балахоне. Позже становится ясно, что монстры с легкостью могут перепутать Шесть с едой на столе и заметив девочку, они будут гнаться за ней. Сюжетная линия в игре не перестает удивлять на протяжении всей игры. Например в начале главная героиня предстает перед нами маленькой беззащитной девочкой в желтом дождевике, она всего боится, возле нее бегают маленькие существа «грибочки», которых нужно обнимать. Но дальше Шесть, чувствуя голод, начинает есть дохлых крыс, а потом вообще — съедает маленького «грибочка», который ей доверял и предложил ей нормальную еду. По мере продвижения Шесть встречает детей, которые тоже находятся в «Чреве». Позже выясняется, что дети находятся в ужасной опасности, их используют в качестве еды. А ужасный длиннорукий «шляпник» ловит их и заворачивает в коконы.

На протяжении всего обзора игры Little Nightmares (Маленькие кошмары) разработчики намекают, что жизнь маленькой девочки в желтом капюшоне постоянно в опасности и шансов на спасение все меньше и меньше, но на «Чрево» она попала явно не случайно. Поэтому только от игрока зависит выживет ли Шесть в жуткой среде кошмара и победит «гейшу»или будет съедена. Разработчики придумали концовку игры явно не стандартной, она заставляет полностью переосмыслить весь сюжет.

Хоть игра в начале и смахивает на страшную сказку, позже она переходит в кошмар и отнюдь Little Nightmares не рассчитана на детскую аудиторию. Поэтому любителям «чего то новенького» из мрачных ужастиков — рекомендована.

Видео к игре (официальный трейлер):

Шесть – существо уязвимое, все равно что котенок из . Ничегошеньки она не умеет и ничему не научится – знай себе скачет, хватается за выступы, забивается в углы на корточках и любознательно ощупывает предметы. с любовью раскидала по помещениям кубики, куколок и даже игрушечный паровозик не забыла. Не менее часты рулоны туалетной бумаги, заляпанные холодильники, аккуратные фотокарточки с унитазами в рамках и кафельная плитка с потеками ржавчины – гротескные приметы культа потребления.

Игра полагается исключительно на визуальный язык, завязка и финал открытые – никуда не денешься от тренда, воспетого . Правда, если обрывистость прощаешь (творение датчан дает ответы хоть на какие-то вопросы), то – карнавал полуоткровений и грязных приемчиков, схожих с теми, которыми оттягивают интригу создатели сериала «Ходячие мертвецы».

Шесть должна одолеть пять зон, шныряя по кишкам вентиляции, натыкаясь на пугливых гномиков в колпачках и крыс и оживляя при помощи зажигалки керосиновые лампы и свечки. На нижних ярусах Стражу, приглядывающему за детьми-заключенными, свет не нужен – это долгорукое страшилище с оскалом от уха до уха слепо и реагирует на шорохи и скрип половиц. Оно пугает утробным воем и монструозными конечностями, волочащимися по полу, – единственный раз, когда шведы угадали со страхами из моего детства. Наверняка и для вас что-нибудь оригинальное найдется.

Действия «дюймовочки» просты: сбегали к рубильнику, если решетка-дверь под напряжением, отыскали ключ, если увидели замок. Иногда надо швырнуть предмет, чтобы достать до кнопки, – особенное недоумение вызвал телевизор, включавшийся броском банки. Не повторяйте такое дома.

Единственный «пазл с изюминкой», достойный красоваться на одном пьедестале с загадками из и , встретит вас на кухне. Здесь заправляют два чумазых повара, чурающиеся гигиены. Малоподвижный образ жизни гигантов сводится к почесыванию трех подбородков, вялому мытью промышленных гор тарелок (хотя гости-хряки вообще-то предпочитают тянуть все в рот голыми руками прямо с немытой столешницы) и крошеве мяса, иногда живого, – кульки-мумии прибывают сюда на крюкастом конвейере из предыдущей локации, где за ребятней следит неказистый Страж. Если повара поймают девчонку, то немедленно учинят расправу – скажем, кинут в кипучее жерло кастрюли.

Несмотря на продолжительность в 4–5 часов (даже без аркадной закалки, которую потребуют забеги по столам от господ со слабыми мускулами и толстыми бумажниками), не кажется компактной. По-моему, исчерпывающее приключение. Второй раз проходить вряд ли станете, да и помогать такой героине… у меня лично руки не поднимутся, ведь финал обескураживает больше, чем в . Дайте поиграть за гномиков!

* * *

Анонсировали весной 2014 года, еще до , поэтому называть ее шведским клоном датского хита нельзя. В какой-то мере самобытный «платформер» с задачками, не лишенный изъянов и очарования, — так будет точнее.

Little Nightmares обещала мрачный мир, жутких монстров и сложные головоломки. Что вышло?

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Крошечная девочка в ярко-желтом дождевике просыпается в чемодане от кошмарного сна. И выясняется, что реальность ничем не лучше: героиня заперта в гигантском железном подвале, темном и грязном, пересеченном гудящими трубами и заваленном пыльными ящиками. Что это за место? Впрочем, этот вопрос ее волнует меньше всего. Девочка голодна и хочет домой.

Так начинается игра Little Nightmares . Так она продолжается, и так она... Впрочем, не будем забегать вперед.

Голодный обморок

Новый проект Tarsier — Little Nightmares — одновременно похож и не похож на их предыдущие работы. Сами разработчики рассказывают, что замысел Little Nightmares родился из двух совершенно разных идей: кукольного домика и мерзкого пиршества. Слившись воедино, эти идеи породили Чрево — загадочное, жуткое и отвратительное место, где оказалась главная героиня.

Кто это ушел, а тапки свои оставил? А, всё, видим...

Понять, что такое Чрево, можно лишь выбравшись из него. Изнутри оно выглядит то тюрьмой, то адской кухней, то внутренними помещениями громадного и давным-давно заброшенного «Титаника». Откуда-то доносится отдаленный гул мощных моторов, с потолка падают капли грязной воды. И в этот производственный звуковой фон то и дело вплетаются... стоны? Плач? Вой?

Наша героиня — весьма странный ребенок. Лицо она прячет то под капюшоном, то под жуткими масками. В кармане у нее зажигалка, где не кончается газ. Она довольно спокойно воспринимает появление чудовищ, и заставить ее остановиться могут лишь приступы голода со зловещим урчанием в животе.

Если зажечь найденную лампу, будет вроде и не так уж страшно.

Танец на цыпочках

Девочка со странным именем Шестая совсем крохотная, даже до дверной ручки не дотягивается — словно Дюймовочка в стране великанов. И совсем недавно мы это уже видели! Дебютный проект маленькой студии Krillbite , под названием Among the Sleep , показывал нам обычный реальный мир с точки зрения двухлетнего ребенка. В коротком и жутковатом ночном путешествии мы точно так же, как Шестая в Little Nightmares, забирались на выдвинутые ящики, путешествовали по вентиляционным трубам и прятались под кроватью от монстра.

Кто этот мальчик, поделившийся с Шестой собственной скудной пайкой?

Не всегда можно с первого взгляда определить, какие двери открываются и на какую мебель можно залезть. Всё приходится пробовать и испытывать!

Монстров в окружении девочки побольше, чем в обычном доме. И самые «безобидные» из них — пиявки. Они всего лишь задушат, если догонят. Громадные неуклюжие братья-повара отправят героиню на разделку, а длиннорукий Сторож в лучшем случае посадит в клетку рядом с другими безжизненными экземплярами своей коллекции. Мимо них приходится пробираться тайком, и в эти моменты Шестая становится на цыпочки. А впереди еще встреча с Хозяйкой!

Что сделает жуткий Сторож с пойманной Шестой, нам милосердно не покажут.

Если мир Чрева — близкий родственник мира Among the Sleep и города Восторг из серии BioShock , то здешний стиль больше всего напоминает об Inside . Значительную часть игры мы проведем в мрачных и скупо окрашенных локациях, где единственное яркое пятно — желтый плащ Шестой, как и алая рубашка мальчика в Inside. Да и «планировка» у игр весьма похожая: мир разбит на кусочки, как кукольный домик.

Прыг, ласточка, прыг

Время от времени Шестая преодолевает некий высокий порожек, отсекающий ее от уже пройденных территорий. На каждом небольшом участке пути нас ждут разные задачи: убежать от преследования, обмануть врагов или же просто найти выход.

Безобидные гномики не слишком охотно позируют. Они предпочитают мигом спасаться бегством.

С первого взгляда Little Nightmares воспринимается как ужастик, в реальности же оказывается фантастическим приключением. Да, здешний мир мрачнее некуда, да и открытия у нас порой выходят жуткие, а встреча с обитателями Чрева чаще всего несет смерть. Но точно так же Шестая погибает, неловко прыгнув или свалившись с мостика. При постоянном нахождении камеры сбоку, как в двумерных платформерах, сам мир трехмерен, а Шестая очень чутко реагирует на управление. Один шажок мимо — и придется начинать сначала.

Руки прочь от стика! Одно касание, и Шестая полетит в пропасть.

В каждом сегменте игрового мира нас ждет новый набор головоломок и платформенных элементов. Порой все довольно просто: подтаскиваем чемодан или добираемся до огромного ключа и открываем дверь. Вдосталь в игре огромных пустых пространств, где главным испытанием становится задача не свалиться с лестницы. Но встречаются и совершенно замечательные задачки.

Иногда путь приходится искать долго, методом проб и ошибок, вовсю напрягая мозги. Прекрасные и оригинальные испытания получились с использованием легкой, почти незаметной качки, при которой отдельные предметы чуть смещаются. Неоднократно виденная, в том числе в Inside, необходимость пробираться в тени, избегая света прожектора, здесь выделяется тем, кто и, главное, как реагирует на попавшую в луч света девочку.

Что-то подсказывает, что куклы в этой коллекции не всегда были куклами.

Замри, умри, воскресни

В большинстве случаев кровожадные монстры вежливо удаляются, оставляя нас и Шестую наедине с головоломками. Но есть и более сложные уровни, где решать задачку приходится на бегу или пытаясь не попасться на глаза местным обитателям. Например, заваленный старой обувью подвал, где живет... кто-то. Этот кусочек игры мы видим в небольшом интерактивном приключении на официальном сайте . Разве что там невозможно понять, как Шестой приходится преодолевать этот сравнительно несложный участок пути.

Одно из самых жутких мест в игре: обувь, оставшаяся от менее удачливых пленников.

Понятное дело, с первого раза с таким испытанием справятся разве что особо удачливые или предусмотрительно ознакомившиеся с подсказками игроки. Прочим предстоит раз за разом наблюдать, как Шестая просыпается на точке возрождения, и гадать, куда бы еще ее отправить. Желание краешком глаза, пусть на секундочку, взглянуть если не на подсказку, то хоть на крошечный намек, в таких местах просыпается даже у самых терпеливых любителей сложных загадок.

И вот здесь мы упираемся в аспект, который можно воспринять по-разному. Игра довольно короткая: повторно ее можно пробежать часа за три-четыре. Но это именно повторно — когда стратегии продуманы и пути определены. Поначалу же необходимость повторять одно и то же вполне может растянуть прохождение на десяток часов.

Да, и в Inside, и в других платформенных головоломках нам приходится по десятку раз повторять особо сложный пассаж. Но с одним исключением: в последние годы принято возрождать игрока как можно ближе к проваленному испытанию. Little Nightmares здесь ведет себя совершенно непредсказуемо. Свалившись в пропасть, иногда можно оказаться на точке возрождения в следующей «локации». Но чаще всего приходится проходить с самого начала едва ли не весь уровень.

Проблему усугубляет не совсем интуитивное (во всяком случае, на геймпаде) и очень чувствительное управление. Порой запороть все можно, не вовремя нажав или отпустив единственную кнопку.

В закладки

Изначально игра называлась Hunger, а главной движущей силой было чувство голода. Но в процессе разработки произведение студии Tarsier менялось: нескончаемый голод и идея маленького человека в большом и страшном мире остались, но добавилось нечто ещё. Нечто большое и страшное. Тайна.

Червь в Чреве

Из промо-материалов мы можем узнать, что дело происходит в Чреве - небольшом подводном городе, который всплывает раз в несколько лет и принимает гостей. Гости - сплошь жирные безвольные создания, одержимые лишь одним - жрать. Звучит грубо, но иначе это не назвать: все они настолько мерзкие, насколько мерзкая и их еда. Ты - то, что ты ешь.

Можно предположить, что это аллюзия на современное общество нескончаемого потребления

Помимо гостей, обслуживающего персонала Чрева и таинственной Хозяйки есть ещё Номы - забавные маленькие существа с колпачками на головах, которых нужно искать и обнимать. Зачем - игра не сообщает, но это вроде бы важно.

Игра вообще ничего не сообщает: как нынче модно, до всего приходится доходить самому. Отчасти поэтому ближе к концу Little Nightmares становится похожа на Bloodborne: нет, здесь нет лавкрафтовских чудовищ и древних замков, но атмосфера тайны и постоянной опасности не даёт расслабиться - кажется, что вот-вот накопишь достаточно очков озарения и увидишь мерзких существ, свисающих со стен.

Чрево напоминает кукольный домик, так что и местные жители похожи на кукол. Совершенно отвратительных кукол

Шестая одета в яркий жёлтый дождевик, в то время как вокруг всё серое и мрачное. Она - чеховский маленький человек на пире у всемогущих. Ни один из номов не способен преодолеть себя и бросить вызов тем, кто выше в пищевой цепи. А она может. Она - катализатор. И она голодна.

Само Чрево - этакая Страна развлечений из «Приключений Пиноккио», но в тысячу раз более жуткая. Только Шестая не бездельничает и не превращается в осла. Она постоянно испытывает голод, но почему-то отвергает пищу, которую готовят гостям Чрева, предпочитая поедать крыс.

Почти любой предмет в Little Nightmares можно взять в руки. Вот только если бросить, например, бутылку прямо в лицо повару - ничего не произойдёт

Главные идеи Little Nightmares лежат на поверхности, но после прохождения (а игра заканчивается, не успев начаться) остаётся множество белых пятен. Здесь нет какого-то мощного подтекста вроде того, что в Inside, но зато есть тайна. Удастся кому-то её разгадать, или её раскроют потом, в дополнениях - вопрос.

Есть после Little Nightmares совсем не хочется

Избранная

Первым делом Little Nightmares сравнивают с Limbo: беззащитный ребёнок в центре истории, опасность за каждым углом, логические загадки, где нужно куда-то прыгать или что-то тащить.

Некоторые загадки, правда, построены не на логике, а скорее на ловкости, и с этим возникают проблемы. Недопрыги, перепрыги, случайные прыжки не туда - ну вы понимаете. Это всё-таки не как Limbo, здесь передвигаться можно в трёх измерениях. Хватается за уступы девочка не автоматически, а отдельной кнопкой, как в древних частях Tomb Raider: на пользу игре это не идёт. Особенно учитывая местами редкие чекпоинты.

Проработка окружения - одна из лучших в подобных играх, вот только смысловой нагрузки большая часть объектов не несёт

Но когда появляются враги, игра становится изобретательнее. Нет, всё ещё можно случайно прыгнуть не туда и попасть на кухонный стол к братьям-поварам, например, но помимо этого подключается и стелс с различными отвлекающими манёврами. Обслуживающий персонал Чрева занимается своими делами, но едва завидев (или услышав) маленькую девочку сразу же бросаются в погоню, так что действовать нужно умно.

Некоторые загадки разворачиваются сразу в нескольких локациях: в одной - достать ключ, спрятаться от повара, проскользнуть мимо, открыть замок в другой. Большую роль в восприятии играет также и разнообразие взаимодействия с миром. Мир игры продуман, каждый предмет - на своём месте, а каждое движение Шестой прекрасно чувствуется. Технические решения не «торчат», Little Nightmares ощущается цельным произведением, как нарративно, так и механически.

Про этот мир хочется знать несколько больше, чем позволяет игра

В игре нет ни одной строчки текста - весь нарратив подаётся исключительно через игровой мир, звуки и его героев. Действие срежиссировано точно и элегантно: динамика нарастает постепенно, механики подменяют одна другую. Но игра заканчивается, только разогнавшись.

Слишком много вопросов остаётся без ответов. Символ игры - глаз, постоянно следящий за Шестой, этакое око Саурона, но кто там - с той стороны? Какие цели преследует Хозяйка Чрева? И кто такая Шестая: ещё один избранный, который должен покончить с несправедливостью? Первые пятеро погибли, речь о цикличной истории?

В конечном счёте, Little Nightmares - просто ещё одна красивая и отлично сложенная хоррор-головоломка, которая прячет простые мысли за шторкой таинственности, но ничего никому не объясняет.

Написать