Пятиканальный НЧ эквалайзер. Обзор принципиальных схем эквалайзеров и регуляторов тембра Пассивный компрессор для микрофона радиолюбительского трансивера

Ориентировано больше на радиолюбителей желающих подержать в руке паяльник. Если это самодельный трансивер плата устройства устанавливается внутри, один раз настроил и спрятал. Также подойдёт для владельцев импортных трансиверов, которые хотят сделать её в красивом корпусе, вывести все ручки для регулировки, в общем подобрать дизайн на свой вкус (либо спрятать её внутри трансивера, если позволяет место).

Аналогичен первому с той лишь разницей что плата не устанавливается внутри трансивера, а предназначена для установки пользователем в корпус.

Больше ориентирован на радиолюбителей, которые в свое время уже достаточно наигрались паяльником и хотят просто получать от жизни удовольствие. Взял коробочку, подключил одним "шнурком" к своему любимому другу и крути себе ручки не думая какой провод куда припаять. В этом случае думать придётся мне, ибо трансиверов большое количество и распиновка микрофонного разъёма далеко не одинаковая. Но решение принято, отступать поздно. Единственный нюанс, изделие в корпусе, появится чуть позже чем готовая плата (что было раньше, яйцо или курица?), нужно больше времени на отработку схемы и проверку с разными "Буржуа TRX ". Хочу подчеркнуть, шнурок в устройстве будет один (и конечно разъём под тангенту), не будет даже лишних проводов для блока питания (и всё это ещё и будет работать))). Какой из вариантов выбрать - решать Вам.

Вся информация об устройстве " в корпусе с внешними ручками регулировки" будет размещена на странице там ⇒

Устройство в виде готовой, настроенной платы показано на рисунке ниже.


Плата двухсторонняя, имеет размеры 40х50мм (высота 15мм). Все регулировочные элементы (подстроечные резисторы) находятся с одной стороны платы. Питание от +8 до +15В. Потребляемый ток около 15мА. Прикидка на глаз, говорит, что в роли источника питания можно использовать батарейку типа "крона" и хватит её при непрерывной работе на 30 часов (но кто будет применять эту "крону", если в любом трансивере есть источник 12-14В). На входе по питанию стоит стабилизатор, его второстепенная роль стабилизировать напряжение, а главная - фильтрация (кстати, не все это знают, никакой RC фильтр не даст такой фильтрации как стабилизатор)! Схема устройства представлена ниже:


Рекомендации по настройке устройства. Установить уровень усиления микрофона на минимум (R10 до упора по часовой стрелке) , резисторы эквалайзера и компрессора в среднем положении. Постепенно добавляя усиление микрофона резистором R10, контролируем загорание светодиода VD1 (при этом микрофон нужно держать в рабочем положении). Настроить нужно так, что бы светодиод не горел всё время, а загорался при более громких звуках. Когда светодиод загорается, это говорит о том, что превышен порог срабатывания компрессора, другими словами, сигнал начинает сжиматься.

Как настраивать эквалайзер - дело сугубо личное и рекомендовать здесь что либо занятие неблагодарное. По этому просто напишу как делал я. Цель ставилась следующая - приблизить АЧХ своего сигнала максимально близко к АЧХ розового шума (- 3дб на октаву, например, если у Вас на частоте 300гц уровень "0дб", то на частоте 600гц уровень будет "-3дб", смотри рисунки ниже). Подстроечные резисторы были выставлены следующим образом:

R12-"80-100%"; R13-"0-20%" ; R14-"0%"; R15 -"0%"; R16-"100%" (0% означает до упора по часовой стрелке, то есть минимум) . Так было оптимально для моего голоса, трансивера и тангенты. Скорее всего у Вас получатся совсем другие значения, крутите, настраивайте не бойтесь экспериментировать. Если в Вашем сигнале получается сильно много нижних частот, рекомендуется на выходе устройства установить конденсатор 0,47мкФ (если всё равно много - 0,22мкФ и т.д.). Если же наоборот - низов маловато, нужно посмотреть свою основную плату, скорей всего там установлен конденсатор с малой емкостью - увеличьте её. Так же мало/много низов будет если не правильно настроен опорный генератор смесителя.

Обязательно! После настроек эквалайзера еще раз настроить уровни компрессии и усиления микрофона, по методике указанной вначале рекомендаций!

Ниже представлен рисунок с позиционным изображением элементов и габаритными размерами платы:

Ниже показана распиновка под разные трансиверы


Ниже приведена запись моего сигнала на самодельном бюджетном TRX (трансивер STEP с одним преобразованием и ПЧ 8,8Мгц). Вначале файла - стандартный сигнал без обработки, которым я отработал около 2-х лет на этом аппарате, применяется тангента. Ближе к середине файла запись с того же трансивера, с той же тангентой, но уже с применением платы "Компрессор+эквалайзер" и в конце файла запись с того же трансивера, но вместо тангенты применяется электретный микрофон. Рекомендуется слушать на хорошую акустику, дабы в полноте оценить преимущества (или недостатки)). На записи не видно одного из главнейших преимуществ - без компрессора, при громких звуках, перегружается смеситель - как результат полоса трансивера здорово разъезжается, с компрессором этого почти не происходит (зависит от степени компрессии и уровня сигнала на входе микрофона).

Ниже показаны рисунки 3-х АЧХ сигналов запись которых приведена выше (На каждый сигнал наложена АЧХ розового шума.

Сигнал без обработки с тангентой (первый сигнал на записи 0-1.18с )

Сигнал с обработкой с тангентой (второй сигнал на записи 1.18-2.22с)

Сигнал с обработкой с электретным микрофоном (третий сигнал на записи 2.22-5.22с)

Сравним графики. Голубым цветом показана АЧХ розового шума (напомню, я старался настроить эквалайзер так, что бы АЧХ моего сигнала, повторяла АЧХ розового шума). Фиолетовым цветом показана АЧХ моего сигнала. На первом графике видно, что ниже частоты 300гц начинается завал и на частоте 100гц он достигает около -20дб. Естественно нижних частот при таком раскладе слышно не будет. Приблизительно подобную АЧХ имеет ряд импортных трансиверов с фильтром 2.4-2.7кгц со штатной тангентой (то есть начиная с 300-250гц идёт завал в сторону нижних частот). В моем случае такой завал был вызван малой переходной емкостью с выхода микроф. усилителя на смеситель, около 0.22мкф. Если я увеличивал эту емкость то подъём частот 100гц был не значительный, за то частоты в районе 200-300гц увеличивались в разы и сигнал начинал просто бубнеть. Применив эквалайзер стало возможным поднять частоты 100гц, завалив при этом 200-300гц, результат показан на 2-м и 3-м графиках. Максимально приближённая АЧХ сигнала к АЧХ розового шума получилась на 3-м графике, на нём так же видно легкий подъём частот 2-2.5кгц, который добавит сигналу яркости.

Позже будет добавлена запись сигнала ICOM-746

Восьмиполосный эквалайзер с двумя микрофонными усилителями, со звуковым процессором "эхо" и "реверберация", с УНЧ для самопрослушивания

Восьмиполосный эквалайзер с двумя микрофонными усилителями с раздельной регулировкой усиления и выбором типа микрофона (динамический или электретный), входного сопротивления 200/600 Ом или высокоомный вход, с эффектами "эхо" и "реверберация", с УНЧ для подключения наушников для самоконтроля при настройке и двумя раздельными выходами для подключения, например, двух трансиверов, с питанием от источника постоянного тока напряжением от 7,5 до 25 В. Устройство потребляет ток порядка 30...40 мА.

- верхний ряд - переменные резисторы эквалайзера 50 Гц, 100 Гц, 200 Гц, 400 Гц, 800 Гц, 1600 Гц, 2400 Гц и 3200 Гц ;

- нижний ряд - переменные резисторы УНЧ самопрослушивания, уровень эффекта "эхо" , уровень эффекта "реверберация" , гнездо 6,3 мм и регулятор усиления микрофона №1 , гнездо 3,5 мм и регулятор усиления микрофона №2 .



Фотографии печатных плат и наборов для сборки микрофонного усилителя с эквалайзером:




Пример установки на панели для монтажа в корпусе:


Пример выполнения надписей:


Вот заснял небольшой видеоролик работы эквалайзера. Прослушивать лучше на наушники или на колонки которые нормально воспроизводят низкие частоты (усиление по первому входу "накручено" было больше, чем по второму, поэтому, в самом конце видео, при демонстрации микрофона МД-380А, слышно ограничение сигнала):

Конструктивно микрофонный усилитель выполнен на двух печатных платах. На плате установленной сверху собран восьмиполосный эквалайзер на распространённых сдвоенных операционных усилителях ():

На плате установленной снизу на операционных усилителях собраны два абсолютно одинаковых микрофонных усилителя с раздельной регулировкой усиления. На входе одного из них установлено гнездо для штекера 6,3 мм, а на входе второго гнездо для штекера 3,5 мм. На плате имеется джампер J1 для подачи питания на электретный микрофон. При использовании динамического микрофона этот джампер устанавливать не нужно. Джамперами J2 и J3 можно установить входное сопротивление усилителей 680 и 200 Ом. Если джамперы не установлены, то входа высокоомные. Возможно одновременное использование обоих микрофонных входов, т.е. микширование (одновременно вещать речь и музыку:)). Сигнал с микрофонных усилителей обрабатывается эквалайзером и поступает через два раздельных операционных усилителя на выходные клеммы для подключения трансиверов или ещё чего-нибудь. Кроме того, на плате установлен звуковой процессор РТ2399, позволяющий украсить сигнал эффектами "эхо" и "реверберация". Для регулировки глубины эффектов на плате установлены два переменных резистора " Echo" и "Delay". Чтобы предварительно оценить на слух обработанный сигнал, на плате собран УНЧ на микросхеме LM386. К усилителю можно подключить наушники или динамик мощностью до 0,5 Вт сопротивлением 8 Ом. Принципиальная схема платы усилителей, УНЧ и звукового процессора ():

В зависимости от местных условий и чувствительности микрофонного входа трансивера, может понадобиться установка подстроечного резистора и блокировочного конденсатора 2200...4700 пФ. Подстроечным резистором нужно выставить такой уровень выходного сигнала, чтобы на трансивере регулятор усиления по микрофону был установлен на 20-30% полного усиления


Стоимость пары печатных плат с маской и маркировкой (размер плат 150х40 мм): 270грн.

Стоимость набора деталей с печатными платами для сборки МУ с эквалайзером (стойки и ручки на переменные резисторы в комплекте): 600 грн.

Стоимость собранных и проверенных плат МУ с эквалайзером ( ручки на переменные резисторы в комплекте) : 800 грн.

Краткая инструкция к набору и состав набора можно увидеть

Заказы можно оформлять через форму или по телефону указанному в разделе

Всем мирного неба, удачи, добра, 73!

В аппаратуре высокого качества часто используются графические корректоры (эквалайзеры), позволяющие произвольное формирование частотной характеристики акустического усилителя. В целом акустическом диапазоне выделяются несколько полос вокруг известныхчастот, которые могут быть усилены или заглушены в сравнении с остальными. "Сердцем" представленного корректора является специализированная интегральная микросхема LA3600 производства фирмы SANYO.

В первом каскаде устройства использован эмиттерный повторитель, гарантирующий малое выходное сопротивление, необходимое для хорошей работы корректированных элементов. Микросхема LA3600 имеет в своей структуре пять активных транзисторных фильтров. Их средние частоты устанавливаются наружными конденсаторами (СЗ-С12).

Данные величины конденсаторов определяют соответственно средние частоты: 100 Гц, 340 Гц, 1 кГц, 3,4 кГц и 10 кГц. В верхних положениях ползунковых потенциометров входные сигналы соответствующих частот усиливаются, в нижних - заглушаются. В среднем положении потенциометров схема имеет коэффициент усиления 1.

Перед началом монтажа следует внимательно проверить печатную плату, нет ли на ней замыканий между дорожками. Монтаж начинаем с впаивания резисторов и конденсаторов. Перед впаиванием потенциометров следует вырезать в каждом из них один лишний вывод (плоский).

Другой плоский вывод следует легонько спилить или сплюснуть плоскогубцами сразу. Схема требует хорошо отфильтрованного питания 9 В из-за возможности появления сетевых шумов. По этой же причине корректор следует соединять с источником сигнала и усилителем экранированным проводом.

ВРЛ - 100 лучших радиоэлектронных схем, 2004.

Следующий регулятор тембра имеет уже шесть полос регулирования, причем для каждой полосы используется отдельный операционный усилитель. Оригинальный вариант этого эквалайзера был пятиполосным, однако расширив количество полос и используя счетьверенные операционные усилители можно обойтись всего навсего 4-мя корпусами DIP14 для стереофонического варианта, вместо 16-ти DIP8, которые потребовались бы при использовании одинарных ОУ. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена на рисунке 22. Этот вариант уже можно смело называть графическим эквалайзером, поскольку при использовании ползунковых переменных резисторов устанвленных в одну линию будет уже визуально видно общую АЧХ эквалайзера, т.е. графическое отображение произведенных регулировок.

Рисунок 22 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

На рисунках 23- приведены кривые показывающие измение АЧХ в зависимости от изменения сопротивления регулирующих резисторов.


Рисунок 23 Регулировка 20 Гц.


Рисунок 24 Регулировка 100 Гц.


Рисунок 25 Регулировка 500 Гц.


Рисунок 26 Регулировка 2000 Гц.


Рисунок 27 Регулировка 1000 Гц.


Рисунок 28 Регулировка 20000 Гц.

Как видно из рисунков кривые изменения АЧХ имеют достаточно симметричную форму как в частотном диапазоне, так и в предела увеличения-уменьшения той или иной полосы, что позволяет использовать данный эквалайзер в аппаратуре среднего и высокого класса.

Использование полосовых фильтров может быть организовано не только так, как в предыдущем варианте, но и несколько иначе. Примером может служить эквалайзер показанный на рисунке 29. Каждый полосовой фильтр по сути это электронный аналог соединенных последовательно конденсатора и катушки индуктивности.


Рисунок 29 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

На рисунках 30-35 показанны АЧХ при крайних положениях переменных резисторов. Кстати сказать, диапазон регулировок можно немного расширить умешив номиналы резисторов по "краям" перемеников, но не менее чем 1,5 кОм. Добротность фильтров конечно оставляет желать лучшего, тем не менее схемотехника данного эквалайзера довольно популярна.


Рисунок 30 Регулировка 30 Гц


Рисунок 31 Регулировка 90 Гц


Рисунок 32 Регулировка 200 Гц


Рисунок 33 Регулировка 700 Гц


Рисунок 34 Регулировка 2000 Гц


Рисунок 35 Регулировка ВЧ

Частотный диапазон немного сдвинут в НЧ сторону, поэтому лучше персчитать, если планируется использовать данную конструкцию не в бытовых условиях.

Еще один вариант восьмиполосного эквалайзера показан на рисунке 36. По схемотехнике данный регулятор тембра представляет собой шесть полосовых фильтров, сигналы после которых просто суммируются и усиливаются буферным усилителем. Свой собственный коф усиления у этого варианта достаточно большой, поэтому входной усилитель Х1 служит делителем входного сигнала, т.е. изначально ослабевает его.


Рисунок 36. Принципиальная схема графического эквалайзера на ОУ
УВЕЛИЧИТЬ

При построении АЧХ эквалайзера выяснилась довольно интересная вещь - данный регулятор только усиливает выбранную полосу, а ослабление настолько маленькое, что им можно принеберечь (рисунок 37).


Рисунок 37 Измение АЧХ в зависимости от положения движка переменного резистора Х2.

Разумеется, что такое поведение вызвало подозрения в правильности переноса принципиальной схемы в симмулятор. Тщательная проверка ошибок не выявила, поэтому было решено проверить что собственно происходит в самих фильтрах в зависимости от измения положений переменных резисторов. Для начала ВСЕ движки переменных резисторов были перемещены в положение увеличивающее подъем каждой полосы и на выхода ОУ Х10-Х17 былы сняты АЧХ. То, что получилось глаз порадовало - измение формы довольно симметричныи и добротность не плохая (рисунок 38).


Рисунок 38 АЧХ каждого фильра при увеличении коф усиления фильтров

Далее движки переменных резисторов передвинули на уменьшение каждого фильтра и снова сняли АЧХ на выходе каждого фильтра. Картина получилась тоже весьма краисвая - ни частота, ни добротность не изменились (рисунок 39).


Рисунок 39 АЧХ каждого фильра при уменьшении коф усиления фильтров

Чтож в таком случае происходит, если и диапазон регулировок фильтров и добротность хорошие а в финале подъем всего на 9 дБ, а завал и тоо меньше?
Ответ на этот вопрос довльно прост. Виновата во всем схемотехника эквалайзера, а именно суммирование сигналов после полосовых фильтров. Дело в том, что при увеличении амплитуды одного участка частотного диапазона проходя сумматор сигнал довоьно сильно ослабляется и в результате увеличение амплитуды происходит не на 20 ожидаемых дБ, а всего на 9 дБ. При ослаблении амплитуды одного участка частотного диапазона само слабление происходит, но только в фильтре, а на выходе сумматора это ослабление компенсируется ровными АЧХ на ослабляемом участке другими фильтрами. Таким образом чем больше будет полос в эквалайзере по этой схемотехнике, тем меньше будет диапазон регулировки.
Исходя из всего выше сказанного можно сдеелать вывод, что автор этой публикации ВСЕ расчеты делал собрав всего один-два фильтра и все расчеты и замеры проводились не в полноценном устройстве, а лишь используя его фрагменты, посколькув готовм устройстве не возможно получить пятиполосный эквалайзер с диапазоном регулировки ±12 дБ, особенно -12 дБ.
Однако совсем говорить ФУУУУ!!! на эту схемотехнику не стоит, поскольку на ее базе можно построить довольно не плохой регулятор тембра НЧ-ВЧ, причем подъем-завал будет происходить именно там, где нелинейность АЧХ акустической ситемы максимальна и где чаще всего требуется немного приподнять амплитуду. Для этого необходимо оставить лишь верхний и нижний полосовые фильтры, а номиналы резисторов R37, R44 и R46 уменьшить до 10 кОм. В результате получиться вполне достойная регулировка АЧХ на краях звукового диапазона (рисунок 40).


Рисунок 40 Форма изменения АЧХ при крайних положениях движков перменных резисторов "укороченного" эквалайзера.

Эти же фильтры можно использовать в устройствах, где требуется только подъем АЧХ на определенной частоте или выделения какой то частоты, напрмер спектранализатор или светодинамическая установка (цветомузыка).

В качестве следующего устройства для корректировки АЧХ рассмотрим принципиальную схему эквалайзера с регулируемыми полосовыми фильтрами и не совсем обычной схемотехникой. Принципиальная схема этого устройства покзана на рисунке 41.


Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

От предыдущих вариантов данный эквалайзер отличается прежде всего использованием двух операционных усилителей для одного полосового фильтра. Это увеличение деталей прежде всего окупается получением дополнительных возможностей, а именно возможностью регулировки частоты псевдорезонанса фильтра и регулировки добротности. Это в совю очередь полностью исключает подбор частотозадающих элементов (в эквалайзера рекомендуется использовать детали с разбросом не более 1%, в противном случае необходим подбор для получения необходимых частот и аналогичности регулировок в стереофонических вариантах) . Кроме этого, если подстроечные резисторы на 22 кОм в полосовых фильтрах заменить на 10 кОм и соеденить последовательно с переменными на 22 кОм можно получить параметрический эквалайзер имеющий гораздо большие возможности по сравнению с графическими эквалайзерами. Главным достоинством параметрических эквалайзеров является возможность регулировки не только уровня той или иной частоты, но и выбирать саму частоту, а так же изменять крутизну завалов или подъемов изменяемой частоты. Имеено по этому трехполосный параметрический эвкалайзер предпочтительней пятиполосного графического, ну а про пятиполосный параметрический эквалайзер и говорить нечего - это устройство для студий звукозаписи и требует подготвленного оператора.
Но вернемся к схеме и пока расмотрим работу одного полосового фильтра. На рисунке 42 показано изменение АЧХ всегоустройства при максимальной и минимально добротности среденчастотного полосового фильтра (точно так же происходит изменение добротности в остальных фильтрах).


Рисунок 42 Измение добротности, регулируется резисторами Х14-Х18.


Рисунок 43 Измение частоты, регулируется резисторами Х8-Х12.

На рисунке 43 показаны изменения частоты полосового фильтра. На рисунках довольно четко просматривается волнообразность частотной характиристики на краях регулируемой частоты. Появление этого эффекта связано с необоснованным увеличением диапазона регулировки - до уровня ±16 дБ, что само по себе уже слишком большой диапазон. При снижении диапазона регулировки (увеличением номинала резисторов R1-R5) можно добиться довольно существенного уменьшения этой волнообразности и при диапазоне ергулировки ±12 дБ максимальные пики "волн" будут на уровне 1-1,5 дБ, что на слух уже довольно затруднительно различить.
На рисунке 44 приведена принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера с использованием той же схемотехники. По сути от предыдущей эта схема отличается лишь увеличенным количеством полос, все остальное полностью одинаковое.


Рисунок 44 Принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

Примерная чатотная полоса в данном варианте настраивается соответсвующими резисторами и имеет вид, показанный на рисунке 45, хотя может быть изменена в зависимости от потребностей конкретного звукорежисера.


Рисунок 45 Примерная частотная сетка десятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

Кроме постройки эквалайзеров полосовые фильтры могут использоваться и по одному, для коррекции какой то определенной частоты или диапазона. Например если использовать только самый низкочастотный полосовой фильтр, то можно получить довольно интересный фильтр для сабвуфера.

Ну вот собственно и все основные варианты регуляторов тембра со всеми плюсами и минусами.

Частоты, которые полезно помнить

Сеть (питание) шумит на частоте 50 Гц (и умножается). Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Тогда это не повлияет заметно на общий звук, но устранит шумы сети. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже применим в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров лучше для этого не пользоваться, так как они имеют слишком широкую (зону влияния) и регулировка может серьезно изменить звук 6ac-гитары.

Нижние частоты бас-гитары и бас-барабана лежат в области 40 Гц и менее. Чтобы придать этим звукам мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Многие современные микрофоны, разработанные для баобарабана, имеют небольшой пик на этой частоте, что позволяет добится хорошего, густого звука.

Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука - ослабить в районе 1 кГц. В любом случае, sweep эквалайзер надо настраивать на слух. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада (hi shelving control). Можно также поэкспериментировать с bell equaliser (6 кГц - 10 кГц). Чтобы "добавить яду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет такой, как нужно.

Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических характеристик помещения - или просто из-за того, что инструмент плохой). Для исправления этого недостатка можно использовать sweep equaliser: область "вредной" частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.

Вокал также занимает большую часть частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции. Стремитесь по возможности избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь вряд ли применим.

Описание методики построения моделей эквалайзеров в симуляторе МИКРОКАП:

5 - ти полосный микрофон - эквалайзер для трансивера

Модель << ME 008>>

Украина, г Харьков

НАЗНАЧЕНИЕ

Предлагаемый эквалайзер – устройство, позволяющее устанавливать необходимую амплитудно-частотную характеристику канала передачи сигнала (англ. equalize – уравнивать, equalizer – уравнитель, компенсатор). Оно позволяет оснастить радиолюбительские станции законченным устройством, включающим в себя высококачественный электретный микрофон, совмещённый с 5-ти полосным эквалайзером. Применение микрофона << ME 008 >> позволяет получить необходимую АЧХ микрофонного тракта, способную резко повысить удобочитаемость сигнала. Это устройство предназначено для радиолюбителей, не имеющих встроенный в трансивер, или, в виде отдельного блока эквалайзер.

КОНСТРУКЦИЯ
и технические характеристики

Конструктивное исполнение.

Устройство выполнено в виде отдельного блока из ударопрочного полистирола, вся внутренняя поверхность которого в целях экранировки от внешних электромагнитных полей подвергнута металлизации.
На передней и задней панели имеются все необходимые информирующие надписи, выполненные латинским шрифтом. Применение современных технологий позволило получить высокую стойкость к внешним воздействиям на истирание и т.п.
Держатель микрофона в целях экранировки от внешних электромагнитных полей выполнен из гибкого металлического шланга длинной около 25-ти см. полированное покрытие из хрома придаёт ему высокую стойкость к внешним воздействиям на истирание и т.п. и прекрасные эстетические показатели.
Вес устройства - около 250 гр.
Размеры - 90 Х 46 Х 150 мм.

Органы регулировки и управления.

Органы регулировки.

Регуляторы АЧХ выполнены в виде 5-ти регуляторов оси, которых выведены на переднюю панель устройства. Положение ручек, отображает АЧХ устройства. Плоской характеристике сигнала соответствует положение ручек на "12 часов" . Завалу АЧХ - 10 Дб. и в положении на " 8 часов ". Подъёму АЧХ в положении на " 16 часов " В эквалайзерах этого типа регулятором, установленным на задней стенке устройства, можно регулировать не только величину подъёма завала АЧХ, но и в значительных пределах уровень выходного сигнала. Другие параметры определяются схемотехникой, и их изменять невозможно.

Органы управления.

Устройство содержит в себе также кнопочный переключатель << PTT >> нажимного типа (без фиксации) предназначенный для перевода нажатием на его указательным пальцем трансивера в режим " ПЕРЕДАЧА.". Переключатель << PTT >> установлен на верхней панели (кнопка красного цвета). Справа от кнопки << PTT >>установлена кнопка нажимного типа (без фиксации) предназначенная для перестройки рабочей частоты трансивера вверх по частоте а с левой стороны от кнопки << PTT >> установлена кнопка нажимного типа (без фиксации) предназначенная для перестройки рабочей частотой трансивера вниз по частоте.

Разъёмные соединители.

На задней панели устройства расположен 8-ми контактный разъёмный соединитель предназначенный для:

1) выхода сформированного сигнала << OUT >>
2) цепи коммутации << RTX - PTT >>
3) управления (перестройке)трансивера по частоте

На задней панели расоложен также разъём 3.5 Мм предназначен для подключения штатной микрофонной головки или гарнитуры с микрофоном .

На задней панели расположен также специальный разъём для подачи питающего напряжения +13.8 V.
Соединение устройства с трансивером производится с помощью специального кабеля длинной 0,75 метра, входящего в комплект поставки, с одной стороны
снабжённого соответствующим разъёмом для подключения к устройству, а с другой стороны специальным 8-ми пиновым разъёмом (поставляется при наличии отдельного заказа).

Технические характеристики.

Пределы регулировки АЧХ не менее - 10 Дб. + 12 Дб.
Коэффициент гармоник не более 0007 %
Шумы при полосе частот 50 гц.- 5Кгц. не более 3 Мкв.
Зашита от внешних эл. магнитных полей - полная экранировка путём металлизации внутренней поверхности корпуса изделия и держателя микрофона.
Защита от проникновения внешних наводок через соединительный кабель - применение П. - образного фильтра по цепи питания, П. образного фильтрф по цепи входа микрофона
Напряжение питания - от внешнего источника питания трансивера 13,8 Вольт

Потребляемый ток- 15 Ма макс.

Примечание.

Характеристики измеряны при " плоской " АЧХ регуляторы полосовых фильтров в среднем положении на " 12 часов "

Комплект поставки.

1) 5 - ти полосный микрофон - НЧ эквалайзер для трансивера

2) Кабель соединительный + специальный 8-ми пиновый разъём - 1 шт.

3) Отрезок провода(краного цвета) снабжённый специальным разъёмом для подачи напряжения 13.8 V. от блока питания трансивера

4) Ветро-шумозащитный поролоновый экран

5) Упаковочная коробка

<< KENWOOD >> << ICOM >> << YAESU >> и Т.П..

Специальный 8-ми пиновый разъём кабельная часть (мама) подключаемый к изделию снабжёна красной меткой.

Распайка соединительного кабеля
МЕ 008

1 контакт – (+ MIC)
2 контакт – (+ PTT)
3 контакт – (F. DOWN)
4 контакт – (F. UP)
5 контакт – (N C не задействован)
6 контакт – (N C не задействован)
7 контакт – (-MIC)
8 контакт – (подача - напряжения 13.8 Вольт от микрофонного разъёма трансивера на изделие)

Напряжение питания подаётся

от блока питания трансивера красным (только +) проводом снабжённым специальным разъемом входящим в комплект поставки изделия

Или с другого разъёма расположенного на задней панели трансивера на котором есть напряжение бортовой сети трансивра 13.8 вольт.

Внимание!!!

Подключение соединительного кабеля к микрофону производить при выключеном напряжении источника питания.
Распайку микрофонного кабеля со стороны трансивера должен производить специалист соответствующей квалификации.

Производитель оставляет за собой право вносить изменения в схему устройства и внешнее оформление.
Все изменения направленны на улутшение электрических параметров и эргономичности изделия.

Ваши отзывы и пожелания просим направлять по эл.почте:
radiobomba@mail.

Украина, г. Харькoв
2008 год