Рабочая программа научная исследовательская деятельность школьников. Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе» «Я - исследователь»»

МКОУ «Ниж – Суетская средняя

общеобразовательная школа им. А. Карпенко»

Суетского района

Алтайского края

Программа исследовательской работы

Школьное научное общество

«Природа, наука, человек»

Руководитель:

учитель географии и биологии

Сидорова Татьяна Алексеевна

Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве территории как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.

Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:

  • Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;
  • Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;
  • Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;
  • Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;
  • Овладеть основами практического выступления с научным докладом;

В завершение курса каждый обучающийся должен составить памятку “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”. Предназначение программы интенсивной школы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.

Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Учебно-познавательная программа интенсивной школы “Первые шаги в науку” по направленности содержания – надпредметная, по срокам реализации – краткосрочная, состоит из 3-х тематических модулей:

1 модуль – “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”

2 модуль – “Поиск истины. От замысла к открытию”

3 модуль – “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.

Продолжительность образовательного процесса – 3 года.

Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная..

Программа предполагает использование следующих обучающих форм :

  • мини-лекции.
  • Научные практикумы.
  • Уроки-дискуссии.
  • Консультации.
  • Беседы.
  • Научные состязания.
  • Защита исследовательских мини-проектов.

В результате освоения курса “Первые шаги в науку” учащиеся должны знать:

– понятия – “цель и задачи исследовательской работы”, их основное отличие, “объект и предмет исследования”, “проблема”, “гипотеза”, “методы исследования”, “эксперимент”, “результат исследования”;

– структуру исследовательской работы и последовательность действий ее выполнения;

– источники поиска необходимой информации;

– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

– порядок оформления списка используемой литературы;

– способы обработки и представления результатов

Учащиеся должны уметь:

– пользоваться мыслительными операциями (анализ, сравнение, классификация, обобщение), как приемами мыслительной деятельности;

– выстраивать шаги действий по разворачиванию темы исследования и реализации учебно-исследовательского проекта;

– уметь выдвигать гипотезы и находить способы их проверки;

– пользоваться специальной литературой, справочниками, энциклопедиями, каталогами библиотеки для поиска учебной информации,

Механизм отслеживания результатов работы в интенсивной школе – на уровне экспертизы:

  • освоено полностью;
  • освоено частично;
  • не освоено.

Формы подведения итогов реализации программы:

– Уроки-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы.

– Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (защита мини-рефератов, проведенных исследований), коллективное обсуждение во время проведения конференции.

– Публичное предъявление и защита памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”

Учебно-тематический план “Первые шаги в науку”


п/п

Модули программы, использование почасовой теории 34 часа и сквозной практики 20 часов раскрывает педагогическую целесообразность изучаемых тем

Кол-во часов

1 модуль
“Первые научные пробы”.
Самоопределение в науке.

Введение в школьную жизнь.

«Общие требования к исследовательской работе учащихся»

Презентация курса “Первые шаги в науку”

Давайте познакомимся. Техники знакомства.

1.3
1.3.1
1.3.2
1.3.3
1.3.4

Структура учебно-исследовательской деятельности
Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования?
Преобразование учебной, научной информации в тему исследования.
Актуальность и практическая значимость исследования.
Объект и предмет исследования.

1.4.
1.4.1
1.4.2
1.4.3
1.4.4
1.4.5
1.4.6
1.4.7
1.4.8

Следующие шаги:
– Определение цели и задач исследования
– Формулирование гипотезы
– Определение методов исследования
– Планирование исследования
– Распределение ролей при работе в команде
– Виды литературных источников информации
– Виды фиксирования и обобщения информации
– Библиографическое описание

2 модуль
“Поиск истины.
От замысла к открытию”.

2.1.

Творческая личность. Качества творческой личности.

Азбука лидерства

2.2.
2.2.1
2.2.2
2.2.3

Эксперимент и исследование.
Общая методология выполнения исследовательских работ.
Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных.
Ведение дневника

2.3.
2.3.1
2.3.2

Оформление работы
Оформление работы и подготовка приложений
Рекомендации по размещению иллюстраций в работе

3 модуль
“Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”

3.1.
3.1.1
3.1.2
3.1.3

Практика презентации исследовательской работы
Успех презентации – залог признания и путь к номинации!
Основные подходы к составлению защитной речи.
Стендовый доклад.

3.2.

Тезисы и рецензия – это тоже важно!
Основные правила написания.

3.3.

Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку”. Презентация проекта и исследования.

3.4.

Критерии оценки научных работ.
Экспертиза.

3.5.

Разработка памятки “Практические советы по проведениюисследования и написанию реферата исследовательской работы”, ее публичное предъявление и защита.

Учимся рефлексировать!
Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния.
Тренинг.

Резерв

ИТОГО:

1. Введение.

Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния. Презентация курса. Цели и задачи. Организация занятий и их специфика.

2. Структура учебно-исследовательской деятельности.

Как найти интересную тему. Актуальность и практическая значимость. Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности выбранной темы и практической значимости исследования.

Цель и задачи исследования. Понятия: “цель работы”, “задачи работы”, “объект и предмет исследования”.

Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Выполнение работы по алгоритму. Планирование исследования. Определение методов исследования.

Практическая работа: разработка замысла проекта.

Формы контроля: защита замысла проекта.

3. Этапы организации исследовательской деятельности.

Распределение ролей при работе в команде.

Шаги по разворачиванию исследовательской деятельности. Планирование исследовательской работы.

Этапы работы.

Формы контроля: защита плана проекта.

Оборудование: памятки.

4. Организация работы с информацией.

Основные виды источников получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.

Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.

Виды фиксирования и обобщения информации.

Составление списка литературы.

Практическая работа: составление сводных таблиц и диаграмм. Библиографическое описание.

Формы контроля: представление списка литературы, необходимой для исследовательской работы.

Оборудование: компьютеры, подключение к Интернет, памятка.

5. Эксперимент и исследование.

Общая методология выполнения исследовательской работы. Планирование, выбор методов эксперимента.

Формы организации эксперимента: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседа, интервью, наблюдение; математико-статистические.

Подтверждение гипотезы, анализ данных.

Формы контроля: Ведение дневника наблюдений.

Вид деятельности учащихся: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.

6. Оформление работы и подготовка приложений.

Размещение иллюстраций в работе.

Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части исследовательской работы.

Оборудование: памятка.

7. Практика презентации исследовательской работы.

Успех презентации. Основные подходы к составлению защитной речи.

Стендовый доклад.

Основные правила написания тезисов и рецензии.

Презентация проекта и исследования.

Формы: учебно-исследовательская конференция, доклад, дискуссия.

Оборудование: компьютеры.

Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций. Разработка памятки “Практические советы по презентации исследовательской работы”.

8. Критерии оценки научных работ. Экспертиза.

Оборудование: памятка.

Форма организации деятельности учащихся: групповая работа. Практическая работа: письменная экспертиза исследовательской работы.

9. Практическая работа: разработка памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”.

Форма деятельности учащихся: индивидуальная работа. Вид контроля: публичное предъявление памятки.

Форма организации деятельности учащихся: групповая работа.

Сегодня школа в большей степени нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создании устойчивой мотивации к учению. Чтобы способствовать развитию творческой личности обучающихся в нашей школе создано школьное научное общество (ШНО). Работа в ШНО включает в себя требования к развитию творческих возможностей детей: от занятия искусством до выполнения научных работ и исследовательских проектов, ориентирует на создание условий для достижения выпускниками повышенного уровня образованности. Школьное научное общество работает с 2007 года. Разработано Положение и Устав ШНО.

Положение о школьном научном обществе учащихся

Общие положения

1. Школьное научное общество учащихся (ШНО) является добровольным объединением школьников, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных знаний.

2. Непосредственное руководство школьным научным обществом учащихся осуществляет учитель биологии.

Цели и задачи школьного научного общества учащихся:

  • Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
  • Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитее их творческих способностей.
  • Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
  • Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  • Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Педагогический коллектив должен оказать реальную помощь членам школьного научного общества в решении следующих задач:

  • овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
  • почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности;
  • научиться методам и приемам научного исследования;
  • научится работать с литературой;
  • стать пропагандистами в значимой для себя области знаний.

Устав ШНО

В школьное научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя – предметника.

Возраст вступления в ШНО – 11- 14 лет.

Ученик, участвующий в работе ШНО, имеет право:

  • выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
  • получить необходимую консультацию у своего руководителя;
  • иметь индивидуальный график консультаций в процессе создания научной работы;
  • получить рецензию на написанную научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
  • выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в своем учебном заведении;
  • представлять свою работу, получившую высокую оценку, на конференциях в районе и городе;
  • опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.

Ученик, участвующий в ШНО, обязан:

  • Регулярно и активно участвовать в заседаниях научного общества в своей секции;
  • Периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
  • Использовать ресурсы школьной библиотеки и сети интернет для написания исследовательской работы;
  • Активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
  • Строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
  • Строго выполнять требования к оформлению научной работы.
  • Эмблема ШГНО (школьного географического научного общества)
  • Эмблема ШБНО (школьного биологического научного общества)

Список литературы для учителя.

  1. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести исследование. “5 за знания”. М., 2008.
  2. Татьянкин Б. А. и др. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. “5 за знание”. 2007.
  3. Конова В.В. Педагогическое проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. КДПиШ. Красноярск.2003.
  4. Добринская С.Ю. Социальное проектирование школьников. КДПиШ. Красноярск. 2004.
  5. Методические рекомендации. Юный исследователь: вопросы и ответы. Красноярск. 2003.

Список литературы для ученика

1. Карделл Ф. Формула успеха. ИК “Невский проспект”. СПб., 20011.

2. Шмаков С.А. Игры развивающие психические качества личности школьника. ЦГЛ. М., 2004.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Основы научно – исследовательской и проектной деятельности»

ДЛЯ 7-8 класса

СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 2 года

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Количество часов:

всего 68 часов

в неделю 1 час

Составитель программы Паршина Л.А.

Программа «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности »» создана в соответствии с учебным планом ГБОУ Школа №744. Программа рассчитана на 68 часов для учащихся 7-8 классов. На проектную деятельность в 7-8 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часов в 7 классе, 34 часов – 8 классе.

Москва, 2017 г.

Результаты освоения курса проектной деятельности.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать; наблюдать;

проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у учащихся должны быть сформированы следующие способности:

1.Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

2.Целеполагать (ставить и удерживать цели);

3.Планировать (составлять план своей деятельности);

4.Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

5.Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

6.Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

1.формирование у учащихся мотивации к обучению, самоорганизации и саморазвитии.

2.развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

1.учитывать выделенные учеником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

2.планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

3 осуществлять итоговый и пошаговый контроль за резуль­татом;

1.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

2.преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

3.проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

1.умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

2.добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

3.осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

4.учиться основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

5.осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

1.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

1.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2.умение координировать свои усилия с усилиями других.

3.формулировать собственное мнение и позицию;

4.договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

5.задавать вопросы;

6.допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

7.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

1.учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

2.понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

3.аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

4.продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

5.с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». 1 ЧАС

Тема 2. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». 2 ЧАСА

Тема 3. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. 1 ЧАС

Тема 4. Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах. 2 ЧАСА

Тема 5. Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез. 2 ЧАСА

Тема 6. Планирование работы. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». 2 ЧАСА

Тема 7 . Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. 2 ЧАСА

Тема 8. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. 2 ЧАСА

Тема 9. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. 2 ЧАСА

Тема 10. Анализ прочитанной литературы. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. 3 ЧАСА

Тема 11. Исследование объектов. Практ. занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся. 2 ЧАСА

Тема 12 . Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. 1 ЧАС

Тема 13. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. 2 ЧАСА

Тема 14. Как сделать сообщение о результатах исследования.

Тема 15. Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п. 2 ЧАСА

Тема 16. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

Тема 17. Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. 2 ЧАСА

Тема 18. Анализ исследовательской деятельности. Анализ своей проектной деятельности. 1 ЧАС

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Какими могут быть проекты?

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

30.10 – 4.11.17

Планирование работы.

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Анализ прочитанной литературы.

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

5.02 – 11.02.18

Исследование объектов.

Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Игра «Найди ошибки художника». Практическое задани, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

19.03. -25.03.18

Как сделать сообщение о результатах исследования

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Оформление работы.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

Работа на компьютере – создание презентации.

Мини конференция по итогам собственных исследований

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ своей проектной деятельности.

Тема 1.1. Формы представления исследовательских работ

Тема 1.2. Типы и виды учебных исследований

Тема 1.3. Выбор темы

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования.

Тема 1.4. Организация исследования. Контроль по процессу

Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.

Раздел 2. Работа с научной литературой

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

Тема 2.1. Информационное обеспечение исследования – 1 час.

Тема 2.2. Конспектирование источников – 1 час.

Тема 2.3. Обработка содержания научных текстов. Контроль по результату – 1 час.

Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.

Раздел 3. Проектирование исследования

Предварительная разработка научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.

Тема 3.1. Общие положения – 1 час.

Тема 3.2. Проектирование исследования – 1 час.

Тема 3.3. Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль – 1 час.

Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели исследования.

Раздел 4. Графические материалы в исследовании

Тема 4.1. Общие положения – 2часа.

Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала.

Тема 4.2. Размещение графических материалов – 1 час.

Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ – 5 часов.

Правила написания, содержание, оформление исследовательских работ.

Тема 5.1. Структура исследовательских работ – 2 часа.

Тема 5.2. Требования к оформлению исследовательских работ – 2часа.

Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.

Тема 5. 3. Анализ результатов исследования – 1 час.

Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.

Тема 6.1. Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. – 2часа.

Тема 6.2. Аргументация – 1 час.

Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории.

Тема 6.3. Понятие информационной речи – 1 час.

Тема 6.4. Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний – 1 час.

Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений.

Тема 6.5. Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование) – 4 часа.

Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.

Тема 7.1. Подготовка к защите исследования – 1 час.

Тема 7.2. Защита научно- исследовательских работ – 2 часа.

Календарно-тематическое планирование учебного предмета (курса)

Формы проведения и виды деятельности

Раздел 1. Подготовительная работа – 8 часов.

Введение

Формы представления исследовательских работ.

Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Типы и виды учебных исследований.

Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания.

Выбор темы.

Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.

Организация исследования.

Контроль по процессу.

Практическое занятие. Составление исследовательских операций.

Раздел 2. Работа с научной литературой – 3 часа.

Информационное обеспечение исследования.

Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.

Конспектирование источников.

Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта.

Контроль по результату.

Практическая часть. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.

Раздел 3. Проектирование исследования – 3 часа.

Общие положения.

Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.

Проектирование исследования.

Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия).

Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль.

Практическое занятие. Составление операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.

Раздел 4. Графические материалы в исследовании – 3 часа.

Общие положения.

Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

Размещение графических материалов.

Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.

Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ - 5 часов

Структура исследовательских работ.

Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.

Требования к оформлению исследовательских работ.

Практическое занятие. Работа с выполненным материалом.

Анализ результатов исследования.

Формирование выводов, обобщений.

Раздел 6. Культура выступления – 7 часов.

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление.

Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.

Аргументация.

Практическое занятие. Аргументация тезисов.

Понятие информационной речи.

Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений.

Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний.

Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления.

Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование).

Практическое занятие. Тестирование учащихся. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.

Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно- исследовательских работ – 3 часа.

Подготовка к защите исследования.

Практическое занятие.

Защита научно-исследовательских работ.

Конференция проектов

Виды контроля: контроль по результату; контроль по процессу; опережающий контроль. Учащиеся имеют возможность выступать со своими докладами, сообщениями и другими видами исследовательского творчества в классах, секционных заседаниях. Наиболее удачные работы рекомендуются после обсуждения на секции, при наличии положительного отзыва экспертного совета, к участию в школьной научно-практической конференции.

Рабочая программа

по исследовательской деятельности 10 класс

Разработал:

учитель истории и обществознания

МБОУ «Верещакская СОШ»

С. Верещаки, Новозыбковский р-он, Брянская обл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Исследовательская деятельность» 10 класс составлена на основании федерального компонента Государственного стандарта среднего полного общего образования, образовательной программы МБОУ «Верещакская СОШ» и изменениями и дополнениями к ней, утвержденными приказом от 31.08.2016 года № 114, с использованием авторской программы А.В. Масленниковой «Основы исследовательской деятельности учащихся».

В соответствии с Уставом школы, предусматривающим 35 рабочие недели в учебном году, тематическое планирование составлено на 35 часов (1 час в неделю).

Цель курса : обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.

Данный курс решает следующиезадачи :

    знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;

    формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;

    формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;

    развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;

    развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;

    формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;

    формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;

    развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.

Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.

Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.

Требования к научному руководителю ученика : знание этапов, форм, методов, методологии, математического обеспечения обработки результатов исследования в исследовательской работе.

Формы контроля: выполнение зачетной работы (определение предмета, объекта, гипотезы исследования; составление плана исследования; представление документации по экспериментальной части работы; составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.).

Электронные и технические средства обучения:

    Учебный мультимедиа комплекс:

    компьютер,

    интерактивная доска

    Интернет-класс

Ожидаемый результат:

Учащийся знает:

    о проблеме, цели, задачах исследования, методах исследования;

    о правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;

    о правилах организации и этапах исследовательской деятельности;

    об особенностях конспектирования, составления тезисов, написания аннотации, рецензии;

    об эффективных способах презентации результатов исследования.

Учащийся имеет навыки:

    работать в библиотеке;

    находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;

    конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;

    ставить цели и задачи исследования;

    подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.

Учащийся приобретает опыт:

    работы с различными информационными ресурсами

    анализа и конспектирования литературы

    постановки проблемы, обоснования актуальности исследования

    определения целей и задач исследования

    самостоятельной организации исследовательской деятельности

    рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности

    публичной защиты результатов собственного исследования

Содержание программы

    Введение – 3 часа.

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект. Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.

    Методология научного творчества – 7 часов.

Основные понятии научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, исследование, научное познание, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение.

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.

Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания, правила построения логических определений.

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, справочная), методы поиска информации.

    Работа над основной частью исследования (13ч.)

Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.

    Оформление исследовательской работы – 3 часа.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, примечания, приложения.

    Представление результатов научно-исследовательской работы – 9 часов.

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

УМК:

1. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. – С. 51-60.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001.- 48с.

Календарно – тематическое планирование по предмету исследовательская деятельность 10 класс

Тема урока

Кол-во ча-сов

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы дополнитель-ного содержания

Домаш-нее задание

Дата проведения

Введение (3ч.)

Цель, задачи, специфика занятий, общие требования .

Знать Общие и специфические черты исследовательской и проектной деятельности

Исследование, проектирование

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад.

Признаки проектной деятельности. Особенности иссл. Деятельности

Типология методов иссл.

Литературный обзор, рецензия, научная статья, реферат, проект.

Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников.

Виды проектирования

Методология научного творчества (7ч.)

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования.

Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.

Цель, задачи, логика педагогического исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования.

Знать правила написания. Уметь обосновывать актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение.

Путь к услеху

Общая схема хода научного исследования: определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, формулирование выводов

объект, предмет исследования Наблюдения, сравнения и измерения, экспериментальный анализ и синтез,исторический метод следования

Знат ь методы исследования.

Классификация проектов

Основные понятия исследовательской работы: гипотеза, метод исследования, идея, ключевое слово, обзор.

объект, предмет исследования Наблюдения, сравнения и измерения, экспериментальный анализ и синтез,исторический метод следования

Знать такие понятия, какгипотеза, идея, ключевое слово, обзор, предмет и объект исследования

Как распределять время

Основные понятия исследовательской работы: объект исследования, предмет исследования, проблема

1

объект, предмет исследования

Поиск информации

Методы научного познания: наблюдение, сравнение.

Урок-практикум

Наблюдения, сравнения и измерения, экспериментальный анализ и синтез,исторический метод следования

Знать и уметь применять методы научного познания: наблюдение, сравнение.

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная).

КУ

Уметь работать с литературой и отбирать источники

Методы поиска информации.

КУ

Виды информации (обзорная, реферативная, методы поиска информации)

Знать и уметь применять методы поиска информации

Работа над основной частью исследования (13ч.)

Выбор темы. Обоснование её актуальности.

Урок-практикум

Уметь создавать себе комфортные условия

Уметь формулировать тему и цель проекта Формулировать цели исследования

Формулировка цели исследования.

практикум

Опытно-экспериментальная работа.

Формулировка конкретных задач исследования.

практикум

Опытно-экспериментальная работа.

Определение объекта исследования.

практикум

Опытно-экспериментальная работа.

Знать и уметь определять объект и предмет исследования

Определение предмета исследования.

практикум

Опытно-экспериментальная работа.

практикум

Уметь применять советы руководителя

Составление индивидуального плана.

практикум

План как схематическая запись кратко сформулированных мыслей и заголовков. Простой и сложный план.

Уметь составлять индивидуальный план

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

практикум

источники и литература,

Уметь находить источники и литературу, уметь отбирать фактический материал.

Знать где найти и уметь применять научную литературу и периодические издания

Сбор первичной информации, её организация .

практикум

первичная информации, её организация .

Работа с научной литературой .

практикум

Работа с научной литературой и с периодическими изданиями в библиотеке

Работа с периодическими изданиями

практикум

Индивидуальные консультации.

практикум

Консультация учителя

Уметь находить источники информации

Заключение. Результаты работы.

практикум

Консультация учителя

Оформление исследовательской работы (3ч.)

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, приложения. Оформление списка литературы и источников.

УИНМ

Работа со справочной литературой. Методика поиска литературы. Последовательность поиска источника информации

Уметь оформлять исследовательскую работу

КУ

составление библиографии по теме исследования.

Общие правила оформления работы: формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки

КУ

формат, объём, шрифт, интервал поля, нумерация страниц, заголовки

Представление результатов исследовательской работы (8ч.)

Составление тезисов (краткое содержание работы).

КУ

Правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки.

Уметь самостоятельно составлять тезисы и аннотацию к работе

Аннотация.

практикум

Подготовка к презентации работы.

практикум

Уметь исправлять недочеты

Требования к докладу.

практикум

Уметь представить результат в различных формах

Требования к электронной презентации.

практикум

Критерии оценки защиты научно-исследовательской работы, научного доклада, в том числе и с использованием ИКТ-технологий.

Знать эффективные способы презентации результатов исследования.

Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

практикум

Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.

Индивидуальная работа.

практикум

Анализ выполнения проекта

Уметь анализировать свою деятельность

Защита работы.

практикум

Выступление учащихся

35

Подведение итогов

Кр. стол

Выступление учащихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мокробугурнинская средняя школа

МО «Цильнинский район» Ульяновской области

Утверждаю ____________

Директор школы Низамутдинов М. А.

приказ № ____ от « »________ 2017 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе»

«Я - исследователь»».

Руководитель: Сайфутдинова Н.Г.

Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект « Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. – М.: Астрель, 2012.

Рассмотрена и одобрена на заседании Согласована __________

МО учителей начальных классов заместитель директора по УВР

протокол № ___ от ____ 08.2017 г. Бакирова С. К.

Руководитель МО____ « » ________ 2017г.

.Пояснительная записка

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

ФГОС НОО впервые фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы, которые за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта.

В проекте ФГОСов задается следующий результат образования на выходе из начальной школы:

«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;

– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

– определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

– учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности».

Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития . А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.

2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.

3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

Программа рассчитана на учащихся, интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

Количество воспитанников –8 .

Срок реализации программы – 1 год.

Количество часов - 68 часов.

В программе кружка проектной деятельности «Я-исследователь» рассматриваются объекты краеведения:

– Изучение родословной;

– Изучение истории села Мокрая Бугурна Цильнинского района

– Топонимика населенных пунктов, географических объектов Цильнинского района.

Цель программы : способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего села.

Задачи :

    Обучающие

а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;

б) разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;

в) восстановить прерванную связь времени;

г) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности

    Развивающие :

а) развивать мыслительные процессы;

б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение

    Воспитательные :

а) воспитывать любовь к родной земле.

б) возродить духовные ценности чувашского народа,

1.Планируемые результаты :

Коммуникативные :

Слушать инструкции учителя, высказывания своих одноклассников,

Ясно говорить, понимать прочитанное,

Задавать вопросы,

Представлять перед классом результаты работы.

Самоорганизации:

Составлять план своих действий (под руководством учителя),

Делать работу к установленному времени.

Исследовательские умения :

Определять тему исследования в соответствии со своими интересами и объяснить свой выбор;

Формировать цель, ставить исследовательские вопросы, планировать, собирать информацию;

Записывать данные, представлять результаты исследования, в том числе в виде презентаций;

Оценивать эффективность своей работы и достигнутых результатов;

Познавательные:

Анализировать и делать выводы на основе систематизированных данных;

Социальные:

Уметь принимать на себя ответственность за выполнение дела;

Уважать чужое мнение;

Выстраивать позитивную работу в группе.

Учащиеся научатся:

Рассказывать об истории страны, села, района;

Рассказать о традициях семьи, близкого окружения;

Понимать, как история семьи связана с событиями в обществе, стране, мире;

Учащиеся будут иметь возможность :

Приобретения знаний об истории, культуре села Мокрая Бугурна и Цильнинского района, топонимики.

Овладения навыками изучения истории родного края

Использовать краеведческого материала в образовательном процессе

Пропагандировать краеведческих знаний (газеты, выступления перед другими учащимися).

Овладения разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)

Организовать учебный процесс и свое рабочее место

Выполнения первичных исследовательские работ по краеведческой деятельности

Составления вопросника, работа с информантами, запись информации, обработка собранного материала,

работа над исследованием и докладом на итоговом занятии.

2.Содержание программы

Проектно –исследовательская работа

Знакомство с методами и приемами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способа действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, научно-популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково- исследовательских заданий в ходе экскурсий в музей. Анкетирование и интервьюривание. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.

Теоретическая работа

Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего города.

Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Поэтому вся деятельность историко- краеведческого общества направлена на изучение истории родной земли, родного города на различных этапах нашей столь непростой истории. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.

В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в краеведческом музее школы, краеведческой литературой. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию цильнинской земли. Исходя из задач программы разработаны следующие направления деятельности кружка:

Направления работы:

    Познавательное

    Краеведческое

Познавательная часть программы (формы работы):

    беседы, написание рефератов, презентации;

    практические занятия (работа с историческими документами, составление генеалогического древа);

    познавательные историко-краеведческие игры;

    викторины;

    конкурсы рисунков, плакатов.

Культурно-образовательная работа

Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель. Правила поведения в музее.

Представление о памятниках, памятных местах – как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа.

Учебный план

п/п

Наименование разделов плана

Название тем

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

I

Раздел 1 «Моя родословная»

Организация выставки.

Работа в школьном музее

II

Раздел 2 «Малая родина – моя деревня»

Практические занятия по темам.

Организация выставки.

III

Раздел 3 «Топонимика окрестностей села»

Практические занятия по темам.

Организация выставки.

IV

Раздел 4 «Знаменитые люди моего села, района

Встречи с знаменитыми людьми

Сбор материала для школьного музея

V

Раздел 5“Они отстояли победу”

Знакомство с книгой «Память» Цильнинского района

VI

Раздел 6 «Быт и нравы села»

Экскурсия по достопримечательностям села, района

Фотовыставка

3.Тематическое планирование

Тема занятий

Моя родословная

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Генеалогия как наука

“Знаменитые фамилии России”…

Откуда пошел мой род.

Летопись семьи

Малая родина – моя деревня

История возникновения села Мокрая Бугурна

Красотою славится наша земля

История нашей школы. Учителя -ветераны

История создания колхоза

Топонимика окрестностей села

Наука топонимика.

Топонимика нашего края

Источники. Родники.

Название реки Мокрая Бугурнинка

От чистого истока.

Знаменитые люди моего села, района

Герои Цильнинской земли

Знаменитые люди искусства нашего района, села

Спортсмены нашего района

Хлеборобы нашего села.

Конкурс исследовательских работ

Знаменитые люди села

Они отстояли победу

Цильнинская земля в годы войны

Чтобы помнили (о ветеранах войны)

Сбор материала о женщинах, участницах войны

Дети войны

Конкурс исследовательских работ «Они отстояли победу»

День Победы со слезами на глазах…

Быт и нравы села

Обычаи и традиции

Встреча с детьми войны

Экскурсия

Фотовыставка «Любимое мое село»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МОУ Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа

Составитель:

Бурцева Маргарита Николаевна, учитель русского языка и литературы

2011 год

Пояснительная записка

С овременная система образования ориентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Этим объясняется актуальность создания курса “Основы исследовательской деятельности”.

Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством выполнения и развития интеллектуального потенциала общества.

В настоящее время исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:

 развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

 формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

 выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

 воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

 помощь в профессиональной ориентации;

 самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения.

Перед современной школой стоит задача формирования творческой, разносторонне развитой личности. Творчество немыслимо без познавательной активности. Организация исследовательской деятельности учащихся как одно из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе - наличие у них потребности узнавать новое.

Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях.

Конечно же, исследовательская деятельность - процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом учащимся необходимы хотя бы минимальные языковые знания.

 Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой. Примеры урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся: проблемные уроки (9-11-е кл.); семинары (10-11-е кл.); практические и лабораторные занятия (9-11-е кл.); урочные проекты (внутришкольные) (5-11-е кл.); проекты (5-11-е кл.);

 внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); курсовые работы по английскому языку (11-й кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя - научиться быть консультантом. Трудно удержаться от подсказок. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.

I этап. Диагностика . Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

II этап. Определение темы, целей, постановка задач . На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется

Максимальная самостоятельность.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) -

Равноправные партнеры.

На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.

Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.

Формирование исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности на уроках английского языка происходит постепенно.

На начальном этапе дети обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. В начальной школе создаются альбомы-летописи семьи, класса, которые последствие можно собрать в один большой альбом или поместить на один большой стенд. Дети составляют тематические словари, рисуют диафильмы.

Еще одной формой работы на уроке где возможно применение исследовательской деятельности является отработка фонетических навыков, которая заключается в тренировке правильного произношения звуков, а также изучаются правила чтения английских гласных. Первоначально учащимся предлагается вспомнить буквы и звуки, Они должны назвать эти буквы, определить передаваемые ими звуки и привести примеры слов, где они используются.

Важно продумать систему поощрений за активную исследовательскую деятельность учащихся.Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены, хотя поощрение может носить чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы) заставляет ребят трудиться в течение учебного года.

Формы и методы проведения занятий

Приобщение детей к занятиям по исследовательской деятельности проводятся через следующие формы и методы:

Теоретические:

Беседы;

Лекции;

Рассказы;

Практические:

Метод исследования литературы по проблемной теме;

Поисковый метод;

Обзорно-аналитический метод;

Социологический опрос;

Тестирование;

Работа на компьютере;

Интервью и др.

Ожидаемые результаты

В результате активной научно-исследовательской деятельности учащийся профилирует свою учёбу в школе, учится самостоятельно оценивать свои способности, ставить перед собой задачи поисков и нахождения более эффективных способов и приёмов добывания знаний. Такая стратегия деятельности активизирует, как показывает практика, творческий потенциал личности, осознание личностью своего места в окружающем мире.

Исследование (занятие исследовательской деятельностью) должно привести к конечному продукту деятельности (в школе это реферат, доклад, проект) и выступлению на научно-практической конференции в школе, районе, республике.

Методическое обеспечение

Одним из важнейших условий успешности реализации программы является использование учебно-методических материалов - системно организованной совокупности образовательных информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно - методического обеспечения:

  1. презентации, индивидуальные задания по темам исследования;
  2. лекционный материал по темам модулей;
  3. планы проведения этапов исследования;
  4. опорные вопросы и индивидуальные задания для отслеживания результатов;
  5. критерии оценивания исследовательских работ и требования к их оформлению;
  6. примеры постановки проблем в естественно-научных дисциплинах;
  7. методологические основы научного познания и творчества;
  8. общая классификация научных исследований;
  9. методика организации и ведения реферативной исследовательской и проектно-исследовательской работы;
  10. методика проведения интеллектуальных игр;
  11. методика эксперимента и основные элементы плана эксперимента;
  12. тематика опытнической и исследовательской работы;
  13. анкеты, вопросники, инструкции, рекомендации экспертов;
  14. перечень научных статей по теме исследования;
  15. дневник исследователя- пополняемый «банк» с записями, тематических лекций, бесед со специалистами, применяемыми методиками, результатами опытно-экспериментальной работы.

Особенности курса

Реализация программы “Основы исследовательской деятельности” позволит выйти на один из реальных путей включения учащихся в продуктивную интеллектуальную деятельность.

Особенностью курса является его универсальность . Реализация в классах гуманитарного направления позволяет устанавливать межпредметные связи с такими предметами, как обществознание, история, литература, классическая и современная; в классах технического направления – с математикой, физикой и другими предметами естественно-математического цикла. Курс дает возможность учащимся совершенствовать навыки работы на компьютере в текстовых редакторах, работы с электронными источниками информации (Интернет, CD – диски), компьютерной обработки и представления экспериментальных данных.

В результате изучения дисциплины выпускники должны получить знания, достаточные для квалифицированного решения вопросов организации исследовательской деятельности. Приобретаемые умения и навыки позволят обеспечить будущим студентам эффективные практические действия при научных изысканиях.

Технологический компонент: КСО; ИКТ; Технология Сотрудничества; Метод Проектов; Технология мастерских

Организационные формы и приемы обучения.

Специфика образовательной программы требует особого внимания к выбору организационных форм и приемов обучения. Значимыми представляется сочетание объяснения учителя с разными видами практических занятий, направленными на формирование тех или иных исследовательских умений учащихся. Сущность методики изучения содержания данной образовательной программы такова: объяснение учителем, тренировочные упражнения на занятиях в группе, индивидуальное выполнение учащимися задач на основе своей работы, итоговая конференция, анализ результатов работы.

В ходе решения задач курса на занятиях применимы традиционные и нетрадиционные формы работы : тренинги, беседы, лекции, практикумы, моделирование, постановка и решение исследовательских задач, самостоятельная работа с различными источниками информации, включая Интернет, презентация проектов.

Программа “Основы исследовательской деятельности” предполагает работу по трем этапам:

1. Информационный блок (первое полугодие, 18 часов)

Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений исследовательского поведения.

Учащиеся знакомятся с методами научного познания, учатся применять их на практике; формулируют проблемы и гипотезы, вырабатывая мыслительные навыки: выдвижение предположений и идей, обеспечивающих исследовательский поиск; классифицируют и анализируют научные материалы; изучают структуры научных работ и их написание (аннотации, доклады, рефераты и др).

2. Самостоятельная исследовательская деятельность (второе полугодие, 11 часов)

Цель: применение на практике в рамках создания индивидуального научно- исследовательского проекта приобретенных знаний.

3. Подготовка и проведение презентации проекта. Анализ (4 часа)

Цель: демонстрация умений излагать результаты своего исследования, вести дискуссию, проводить рефлексию собственной деятельности.

4. Реализация программы “Основы исследовательской деятельности” осуществляется на основе взаимосвязи проблемного и традиционного обучения по трём направлениям:

1. Первое направление (через лекционные занятия)

  1. Цель : формирование представлений и практических предпосылок научно-исследовательской деятельности.
  2. Задачи : формирование представлений о процессах теоретического мышления, знакомство с логикой научного познания, определение этапов научного исследования
  3. Средства : проблемные ситуации, система вопросов для актуализации знаний, демонстрационный материал, лекционное изложение нового материала.

2. Второе направление (через практические занятия)

  1. Цель: применение теоретических знаний, накопление реального опыта научно-исследовательской деятельности.
  2. Задачи: формирование умений анализировать, выявлять противоречия, видеть проблему, выстраивать логику рассуждений, выдвигать гипотезы, обосновывать результаты исследования, делать выводы, проводить самоанализ; осуществлять самооценку.
  3. Средства: задания, содержащие проблемные ситуации (в формулировке, в процессе решения); задачи, направленные на формирование навыков реализации алгоритмов решения задач.

3. Третье направление (через лабораторные работы)

  1. Цель: развитие индивидуальных навыков научно-исследовательской деятельности.
  2. Задачи: формирование представлений о целостном научном исследовании, формирование умения осуществлять научно-исследовательскую деятельность в рамках собственных исследований.
  3. Средства: экспериментальные задачи; лабораторные работы по инструкции (алгоритму)

Формы контроля:

  1. Текущий контроль: терминологический диктант, тестирование, решение творческих задач;
  2. Промежуточный контроль: создание работ промежуточных этапов исследовательской деятельности (рефераты, аннотации, рецензии и др.)
  3. Итоговый контроль: НПК (защита научно-исследовательских проектов), сборник лучших работ учащихся.

Информационно-технологические ресурсы: Библиотека (фонд и каталоги), Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы, Компьютерные классы (интерактивный, мультимедийный)

Принципы отбора содержания:

  1. системность . Принцип системности предполагает соответствие содержания материала программы структурной модели исследовательской деятельности
  2. доступность . Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия возрастным и познавательным возможностям учащихся.
  3. практическая направленность . Принцип практической направленности позволяет в ходе изучения программы систематически решать познавательные задачи, связанные с темой работы.

1. Введение.

Наука и научное познание. Знакомство с научной деятельностью педагога – руководителя. Что такое научное исследование. Предмет, цель и задачи дисциплины. Организация исследовательской деятельности как развивающаяся система. Структура дисциплины. Организация курса как внутренняя упорядоченность частей целого, как средство достижения желаемого результата. Исследовательская деятельность школьника - способность к самовыражению.

2. Исследовательские возможности учащихся. Мотивация.

Определение уровня коммуникативных, интеллектуальных, лингвистических умений, умений доказательств и опровержений. Приобщение к исследовательской деятельности через мотивацию. Понимание конкретной значимости своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (от защиты проекта на экзаменах до получения преимуществ при поступлении в выбранный вуз).

3. Методы научного исследования.

Понятие о методах исследования. Эмпирические методы. Виды эмпирических методов. Теоретические методы. Необходимость применения эмпирических (эксперимент, наблюдение) и теоретических (поиск и сбор информации) методов для ведения научного исследования.

4. Виды переработки текста. Виды научных работ.

Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Составление аннотаций (кратких или развернутых). Обзор видов научных работ: доклад, научная статья, монография. Составление тезисов работы. Требования к их написанию. Составление памятки "Виды научных работ".

5. Структура ученического исследования.

Определение ученического исследования, содержания, структуры, вида исследования. Строение научного исследования и его элементы. Содержание разделов исследования и их объем. Индивидуальный план как модель будущей работы и образ действий, предпринимаемых для достижения результата. Составление и заполнение плана-графика работы над исследованием.

6. Понятийный аппарат научного исследования.

Формирование у учащихся понятийного аппарата для ведения научного исследования. Термины и понятия научно-исследовательской работы, их применение. Составление словарика по основам исследовательской деятельности.

7. Научно-исследовательская работа в форме проекта.

Определение объекта и предмета исследования. Поиск проблемы, определение темы самостоятельного исследования. Постановка цели и формулирование исследовательских задач, Выдвижение гипотезы. Планирование методов и приемов. Актуальность и значимость научного исследования. Обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности, анализ и создание необходимых условий для исследования. Создание и ведение “Дневника исследователя”.

8. Работа с различными носителями (источниками) информации.

Виды информации (обзорная, реферативная, справочная). Методы поиска информации. Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Поисковая работа в рамках учебного занятия в библиотеке (создание картотек, их обработка и получение теоретического продукта). Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы работы с большим объёмом информации.

9. Методика написания чернового варианта.

Методика написания чернового варианта работы по требованиям научных конференций разного уровня. Детальная конструкция основной части научного исследования: системно-проблемное структурирование, теоретико-прикладной подход, теоретико-методическое построение исследования. Значимость выводов и рекомендаций научного исследования.

10. Редактирование исследовательской работы.

Методика правки черновика. Написание абстракта. Соблюдение структуры содержания исследовательской работы. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация, строки, заголовки, сноски и примечания, приложения. Подготовка к устной защите на НПК. Методические рекомендации по участию в научной дискуссии. Использование наглядности. Оформление стендового доклада.

11. Защита курсовых работ.

Выступление на НПК. Стендовая защита.

12. Заключение.

Подведение итогов, проведение анализа и оценка деятельности учащихся на протяжении освоения курса “Основы исследовательской деятельности”.

Литература

  1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся. //Завуч.-2005.-№6.-с.4-29.
  2. Гоман И. Г. Исследовательская работа на уроках английского языка. Новокузнецк, 2006
  3. Нархинова Э.П. Исследовательская деятельность учащихся средней школы. Метод. Пособие. -Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006.- 40с.