Резкое ускорение мыслительных процессов. Что такое расстройство мышления

Ускорение мышления. Ускорение мышления, полёт мыслей, тахипсихия или тахифрения (от греч. tachis - быстрый, скорый, phren - ум, разум) - ускоренная смена мыслей и представлений, обычно сопровождаемая тахифенией или тахилалией (тахи + греч. phemi - говорить, lalia - речь), то есть ускорением речи и многоговорением. Одновременно с тем обычно наблюдается ускоренная смена эмоциональных проявлений - тахитимия (тахи + греч. thimos - настроение), а также ускоренная смена и увеличение амплитуды движений, включая акты экспрессии, - тахикинезия (тахи + гр. kinetikos - относящийся к движению). Ускоренная ходьба обозначается термином тахибазия (тахи + греч. basis - ходьба), ускоренное чтение - тахилексия.

Как правило, ускорение мышления сочетается с повышенной отвлекаемостью внимания. В начале расстройства преобладает внутренняя отвлекаемость, когда пациенты отвлекаются на случайные мысли и представления. Тем не менее некоторые пациенты в это время делаются очень наблюдательными, подмечая скрытые для них ранее детали в поведении окружающих. В более тяжёлых случаях расстройства на первый план выходит внешняя отвлекаемость - переключение внимания на какие-то случайные внешние впечатления (Осипов, 1923). На высоте расстройства отвлекаемость внимания достигает степени апрозексии, то есть полного выпадения произвольного внимания, ускорение мышления - скачки идей, а непоследовательность мышления - бессвязности или апрозектической атаксии мышления, по В.П.Осипову.

Некоторое представление о степени ускорения мышления даёт число произносимых пациентами слов за единицу времени. Оно превышает 80–90 слов в минуту (приблизительный показатель нормальной скорости мышления) и достигает 200 слов и даже более. Пациенты тем не менее свидетельствуют, что даже при очень скорой речи они не успевают вербализовать многие свои мысли: «В мыслях я уже в Москве, а в речи всё ещё в Сибири». Тем самым они как бы указывают на существование неречевых феноменов мысли, то есть на возможность раздельного протекания процессов мышления и процессов мышления. Значительно сокращается время обдумывания ответов на вопросы, укорачиваются паузы между словами и фразами, речевой напор не останавливается порой ни на одну минуту.

Субъективно ускорение мышления сопровождается ощущением особой лёгкости появления и необычайной ясности мыслей, несвойственной им прежде отчётливости, какой-то особенной их глубины и яркости. Многие мысли, которые в обычном состоянии остаются как бы незамеченными, легко всплывают в сознании. Облегчается процесс перевода мыслей в слова. Не возникает никаких затруднений в подборе нужных слов, в формировании фраз. Пациентам при этом кажется, что их формулировки являются безошибочно верными.

Как правило, теряется способность думать про себя: всё, о чём ни подумают пациенты, они немедленно высказывают вслух. Говорят они много громче обычного, иногда почти срываются на крик. Речь, по мере её ускорения, всё более приобретает форму монолога, навыки диалога редуцируются. Страдает фонематический строй речи, так как не успевают произноситься отдельные фонемы, слоги. У пациентов исчезает заикание, если оно имело место в обычном их состоянии.

Разрушается логический строй мышления, оно становится ассоциативным, так как место логических отношений занимают ассоциации по сходству, смежности и контрасту. Абстрактные и общие понятия замещаются конкретными, то есть уровень мышления существенно снижается. Если в обычном состоянии у пациентов наблюдались какие-то другие нарушения мышления, то при значительном ускорении умственной деятельности они отступают на второй план и делаются малозаметными. Продуктивность мышления по мере его ускорения падает. Нерезкое ускорение мышления может повлечь существенное повышение продуктивности мышления, так что в относительно короткие сроки пациенты оказываются способными сделать то, на что в нормальном состоянии у них могли бы уйти месяцы, а то и годы. Об этом, правда, приходится судить со слов самих пациентов. Патопсихология ускоренного мышления изучена недостаточно.

Тахифрения свойственна обычно .

Мир не стоит на месте, и нам приходится осваивать все больше информации в каждый момент времени. Актуальным является вопрос, как развить скорость мышления в короткие сроки.

Это нужно для того, чтобы быстро ориентироваться в изменениях, усваивать новое, шагать в ногу с прогрессом, и, разумеется, использовать блага цивилизации на 100%. О том, как развитие скорости мышления скажется на вашей жизни, и пойдет речь.

2. Напряжение и расслабление

Речь идет о грамотном распределении спорта и отдыха. Регулярные занятия спортом улучшают нервную проводимость, насыщают клетки кислородом, повышают обмен веществ. Кроме того, физическая нагрузка способствует более продуктивному мышлению за счет смены вида деятельности.

Полноценный отдых необходим нашему мозгу для переработки и структурирования информации. Доказано, что после достаточного сна человек лучше воспроизводит выученный материал. Поэтому полезно учить что-то вечером и повторять утром.

3. Непрерывное обучение

Как мы регулярно тренируем тело, также регулярно должны тренировать свой ум. Нашему разуму необходима информационная подпитка. Прочтение хотя бы одной книги в месяц может значительно развить вашу базу знаний.

Подумайте, что вам когда-либо было интересно? Может быть, вы хотели разобраться в устройстве автомобиля? Вам интересна психология? А может быть, вы с детства хотели стать математиком, но не сложилось?

Сейчас самое время вернуться к своим познавательным мечтам. Определитесь, какую неизвестную, но безумно интересную тему вы хотели бы изучить. Возьмите за правило ежедневно читать одну статью или заметку по этой теме. Буквально через месяц вы сможете свободно ориентироваться в этой теме, а ваш мозг будет получать необходимое количество новой информации для своего развития.

  • Двумя полушариями мыслить легче

Первая хитрость – развиваем параллельно оба полушария мозга. Нам необходимо нагрузить логическое мышление и развить творческие способности. В домашних условиях можно решать математические задачи (начните с простых арифметических упражнений или алгебры), а затем некоторое время слушать классическую музыку или рисовать.

Также можно записаться одновременно на курсы изучения работы с компьютером и игры на гитаре (актерского мастерства, вокала). Чередование логических и творческих занятий значительно расшевелит ваш мозг.

  • Развиваем скорость реакции

Быстрота реакции отражает скорость мышления. Возьмите теннисный мяч и кидайте его в стену одной рукой, ловите другой. Несколько минут в день – и вашей реакции можно будет позавидовать! Также можно использовать различные тесты для проверки объема внимания, такие как корректурная проба.

  • Используйте карту разума

В течение дня у человека появляется огромное количество идей, развитие которых могло бы дать значительные результаты. Но, как говорится, что не записано – то забыто.

Ведите так называемую карту разума, в которую вы будете включать все свои идеи. Это позволяет структурировать мышление, создать ассоциации и быстрее в них ориентироваться.

  • Улучшаем кровоток

Чтобы развить скорость мышление, также важно уделить внимание коже головы, мышцам лица и глазам. Массаж кожи головы улучшает кровообращение, насыщает кровь кислородом и улучшает питание мозга.

Выполнение круговых движений глазами несколько раз в день расширяет фокус внимания – это позволит охватить больше информации. Гимнастика лица убирает застойные процессы, связанные с мышлением, поскольку мимические мышцы напрямую связаны с эмоциями.

  • Используйте технологии

Существует множество приложений для смартфона, позволяющих развить скорость мышления. Находясь в пробке или очереди, используйте их для улучшения своих мыслительных способностей. Например, игра под названием «Балда» отлично тренирует внимание и скорость реакции.

Запаситесь терпением, и уже через месяц выполнения этих нехитрых рекомендаций вы заметите значительный прогресс. Вы станете легче воспринимать новое, с удовольствием заниматься обучением.

Вы будете быстрее принимать взвешенное решение, генерировать новые идеи. Возможно, вы самостоятельно придумаете способы, как развить скорость мышления, подходящие именно вам.

Всем удачи в развитии своего мышления!
Поделись статьей с другом:

Четкое соблюдение режима дня позволяет нашему мозгу функционировать максимально эффективно. Череда ежедневно повторяющихся ритуалов (ранний подъем, полноценный завтрак, работа иди другая деятельность, правильный ритуал отхода ко сну) помогают мозгу в течение дня напрягаться и расслабляться.

Правильная и частая смена напряжения и расслабления мозговой активности помогает улучшить качество мыслительных процессов, ускорить принятие важных решений, найти приемлемую альтернативу и т.д.

Мозговая активность человека, который слишком напрягает свой мозг или чрезмерно расслабляет, значительно снижается, что приводит к заторможенности, быстрой утрате интереса к чему-то, рассеянности, апатии.

Занимайтесь спортом

Занятия спортом на уровне обывателя очень полезны для работы мозга.

Чем активнее человек проявляет себя физически (тренировки в спортзале, индивидуальные или групповые занятия, ежедневная утренняя зарядка), тем активнее работа мозга.


Поэтому, уделяйте время своему физическому развитию! Занимайтесь систематически. Это поможет улучшить память, повысить концентрацию внимания.

Проявляйте интерес к жизни

Известный факт, что чем больше мы напрягаем наш мозг, тем качественнее он работает. Это своеобразная мышца, которая поддается тренировкам. Заведите себе правило. Каждый день задавайте себе по 5 раз вопрос «Почему?»:

  • Почему земля круглая?
  • Почему трава зеленая?
  • Почему дети плачут?

Ответить на такие, казалось бы банальные вопросы, достаточно сложно. Это потребует некоторых усилий и времени. Открыть энциклопедию, прочесть нужную статью, поискать информацию в интернете или спросить у друга. Таким образом, вы не только пополните свой багаж знаний и культурный уровень, но и разовьете скорость своего мышления.

Для развития скорости мышления необходима постоянная пища: подумать, узнать, уточнить, провести анализ и т.д.


Развивайте себя и интересуйтесь пространством вокруг вас! Область знаний, с которой вы работаете не имеет значения. Главное – задавать себе вопросы.

И не забудьте чередовать напряжение и расслабление в работе мозга.

Питайтесь правильно

Соблюдение режима питания. Его качество – чрезвычайно важный фактор в работе мозга.

Растительная пища с минимальной термической обработкой, меньше жиров и холестерина, алкогольных напитков – влияют не только на ощущение бодрости всего организма, но и на работу тех отделов головного мозга, которые отвечают за память и пространственное восприятие.

Ешьте больше фруктов и овощей, нежирное мясо и рыбу, пейте побольше чистой воды и это станет основой для упорядочивания мыслей, увеличения скорости принятия решений.

Кроссворды, задачки

Чудесным способом развития мышления является использование разнообразных логических игр и задач. Найти их в современном жизни онлайн достаточно просто. На любой вкус.

Разгадывание кроссвордов так же стимулирует развитие мозга, как и загадки.

Есть специальные печатные или интернет издания для «умников», где вы можете подобрать себе задание на любой вкус и начальный уровень.

Развивайте мелкую моторику

Развитие мышления напрямую связанно с развитием мелкой моторики. Поэтому в ранних детских учреждениях сегодня так популярны игры и творчество с использованием ручного труда.

Вышивка бисером, лепка из пластилина, разукрашивание мелких деталей рисунка – все эти занятия весьма эффективны.

Меняйте ведущую руку

Очень полезным упражнением для развития мышления и увеличения его скорости является смена ведущей руки.

Если вы правша, попробуйте написать письмо левой рукой. Если вы левша, попробуйте заштопать носок правой рукой.


Основные формы расстройств мышления

Понятие мышления

Понятие и виды расстройств мышления

Ранее мы уже описали болезненные изменения восприятий, которые относятся к области чувственного познания. В настоящей лекции мы остановимся на нарушениях абстрактного познания, мышления в понятиях и словах, свойственного только человеку. Между чувственным и абстрактным познанием мира имеется тесная неразрывная связь и единство. Процесс мышления осуществляется при помощи анализа всего наблюдавшегося, т. е. выделения отдельных элементов и одновременного их синтеза, установления между ними связи, мысленное воспроизведение цельной картины. В основе анализа лежит соответствующая деятельность коры больших полушарий головного мозга. К анализу и синтезу человек в процессе мышления всегда привлекает предшествующий личный опыт, а через полученные знания - широкий общественный опыт.

Кроме анализа и синтеза в процесс мышления входят еще и другие мыслительные операции: сравнение, различие, обобщение, абстракция и др. Еще более высоким качеством мышления является то, что определяется понятием "критика". Речь идет о возможностях человека правильно оценивать жизненную ситуацию, намечать реальные планы, определять свое отношение к различным социальным проблемам и событиям. При этом мышление выступает как средство утверждения личности в обществе и неразрывно связано с такими высшими специфическими качествами, как сознание, воля, мировоззрение.

Таким образом, мышление - это психический процесс, который заключается в отражении человеческим мозгом, общих свойств предметов и явлений внешнего мира, установлении связей между ними.

Расстройства мышления у психически больных весьма разнообразны. Причем, может расстраиваться как форма, так и содержание мышления.

Расстройства мышления неотделимы от нарушения речи у психически больных. Следует помнить, что поскольку устная и письменная речь отражает мысли, она является наиболее надежным средством проникновения в них, ознакомления с содержанием мышления. Речь больных также раскрывает особенности их мышления, его темп, различные формы, характер расстройств.

При этом больной быстро переходит от одной мысли к другой, не успевая высказать одно суждение, перескакивает ко второму, затем к третьему и т. д. Создается впечатление как бы вихревого развертывания кинематографического фильма с часто сменяющими друг друга представлениями, понятиями и суждениями. Характерным для скачки идей является то, что при быстрой смене мыслей внешняя связь их в известной мере не нарушается. Речь соответственно становится торопливой и непоследовательной. Неправильно рассматривать скачку идей как результат усиления, продуктивности процесса мышления, как результат ускорения "течения представлений". При скачке идей имеется лишь видимость возбуждения мыслительной деятельности. Процесс мышления в смысле его глубины и последовательности при этом не усилен, а, наоборот, ослаблен, Основным расстройством при скачке идей является ослабление внимания, выражающееся в отвлекаемости.

Расстройства ассоциативного процесса включают ряд нарушений способа мышления, выражающихся в изменении темпа, подвижности, стройности, целенаправленности. Выделяют следующие клинические феномены.

Ускорение мышления характеризуется не только обилием и быстротой возникновения ассоциаций, но и их поверхностностью. Это приводит к тому, что больные легко отвлекаются от основной темы разговора, речь приобретает непоследовательный, «скачущий» характер. Любое замечание собеседника рождает новый поток поверхностных ассоциаций. Отмечается речевой напор, больной стремится поскорее высказаться, не слушает ответов на задаваемые им вопросы.

Больной с диагнозом «маниакально-депрессивный психоз», встречая утром врача, бросается к нему, начиная разговор с комплиментов: «Прекрасно выглядите, доктор, и рубашка что надо! Я вам, доктор, галстук хороший подарю и шапку норковую. У меня ведь сестра в универмаге работает. Вы на Пресне в универмаге были, на четвертом этаже? Знаете, какие там этажи высокие? Как пойду, так сердце колотится. А мне электрокардиограмму сделать можно? Нет! Чего зря вас мучить? Мне выписываться пора. Я так-то здоровый. В армии штангой занимался. А в школе в ансамбле танцевал. А вы, доктор, балет любите? Я вам билеты на балет подарю! У меня везде связи есть…».

Чрезвычайно выраженное ускорение обозначается как «скачка идей» (fuga idearum). При этом речь распадается на отдельные выкрики, понять связь между которыми очень трудно («словесная окрошка»). Однако позже, когда болезненное состояние проходит, больные иногда могут восстановить логическую цепь мыслей, которые они не успевали высказать во время психоза.

Ускорение мышления - характерное проявление маниакального синдрома (см. раздел 8.3.2), может также наблюдаться при приеме психостимуляторов.

Замедление мышления выражается не только в замедленном темпе речи, но и в бедности возникающих ассоциаций. Из-за этого речь становится односложной, в ней отсутствуют развернутые определения и объяснения. Затруднен процесс формирования умозаключений, поэтому больные не в состоянии осмыслить сложные вопросы, не справляются со счетом, производят впечатление интеллектуально сниженных. Однако замедление мышления в подавляющем большинстве случаев выступает как временный обратимый симптом, и с разрешением психоза мыслительные функции полностью восстанавливаются. Замедление мышления наблюдается у больных в состоянии депрессии, а также при легком расстройстве сознания (оглушении).

Патологическая обстоятельность (вязкость) - проявление тугоподвижности мышления. Больной с обстоятельностью говорит не только медленно, растягивая слова, но и многословно. Он склонен к излишней детализации. Обилие в его речи несущественных уточнений, повторов, случайных фактов, вводных слов мешает слушающим понять основную мысль. Хотя он постоянно возвращается к теме беседы, но застревает на подробных описаниях, добирается до конечной мысли сложным, запутанным путем («лабиринтное мышление»). Чаще всего патологическая обстоятельность наблюдается при органических заболеваниях мозга, особенно при эпилепсии, и указывает на длительное течение заболевания, а также наличие необратимого дефекта личности. Во многом этот симптом связан с интеллектуальными расстройствами: так, причина детализации кроется в утраченной способности отличать главное от второстепенного.

Больной эпилепсией отвечает на вопрос врача, что он помнит о последнем припадке: «Ну, был там один как-то приступ. Ну, я на даче у себя там, огород хороший вскопали. Как говорится, может, от усталости. Ну, и было там… Ну, я так о приступе фактически ничего не знаю. Родные, близкие сказали. Ну, и говорят, что, мол, был приступ… Ну, как говорится, брат еще жив был, он тут тоже вот умер от инфаркта… Он мне сказал, еще пока жив-то был. Говорит: “Ну, я тебя тащил”. Этот племянничек там… Мужики тащили меня на койку. А я без того, без сознания был».

От патологической обстоятельности ассоциативного процесса следует отличать обстоятельность больных с бредом. В этом случае детализация служит не проявлением необратимых изменений в способе мышления больного, а лишь отражает степень актуальности бредовой идеи для пациента. Больной с бредом так увлечен рассказом, что не может переключиться на какую-либо другую тему, постоянно возвращается к волнующим его мыслям, однако при обсуждении бытовых, малозначимых для него событий способен отвечать кратко, четко и конкретно. Назначение лекарственных средств может снизить актуальность болезненных бредовых идей и соответственно приводит к исчезновению бредовой обстоятельности.

Резонерство тоже проявляется многословием, но мышление теряет целенаправленность. Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремится максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял ли их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становится аморфным, лишенным четкого содержания. Обсуждая простейшие бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии, биофизики). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической или философической интоксикацией). Резонерство формируется у больных шизофренией с длительно текущим процессом и отражает необратимые изменения в способе мышления больных.

На заключительных этапах заболевания нарушение целенаправленности мышления больных шизофренией может достигать степени разорванности, отражаясь в распаде речи (шизофазия) , когда она совершенно теряет какой-либо смысл. Употребляемые больным ассоциации хаотичны и случайны. Интересно, что при этом нередко сохраняется правильная грамматическая структура, выражающаяся в речи точным согласованием слов в роде и падеже. Больной говорит размеренно, выделяя ударением наиболее значимые слова. Сознание пациента не расстроено: он слышит вопрос врача, правильно выполняет его инструкции, строит ответы с учетом ассоциаций, прозвучавших в речи собеседников, но не может сформулировать до конца ни одной мысли.

Больной шизофренией рассказывает о себе: «Кем я только ни работал! Я и санитаром могу, и строчка ровная получается. Еще мальчиком, бывало, стульчик мастерил и с профессором Банщиковым вместе обходы делали. Все вот так сидят, а я говорю, и конгруэнтно все получается. А потом в мавзолее все таскали тюки, тяжелые такие. Я в гробу лежу, руки вот так держу, а они все таскают и складывают. Все говорят: мол, заграница нам поможет, а я и здесь работать акушером могу. Столько лет уже в парке Горького роды принимаю… ну, там мальчики, девочки… Плодики вынимаем и складываем. А то, что повара делают, это тоже нужно, ведь наука - это величайший путь к прогрессу…».

Бессвязность (инкогерентность) - проявление грубого распада всего процесса мышления. При бессвязности грамматическая структура речи разрушена, отсутствуют законченные фразы, можно услышать только отдельные обрывки фраз, словосочетания и бессмысленные звуки. Бессвязность речи обычно возникает на фоне тяжелого расстройства сознания - аменции (см. раздел 10.2.2). Больной при этом недоступен контакту, не слышит и не понимает обращенной к нему речи.

Проявлением расстройства мышления могут быть речевые стереотипии , характеризующиеся повтором мыслей, фраз или отдельных слов. К речевым стереотипиям относятся персеверации, вербигерации и стоячие обороты.

Персеверации наиболее часто встречаются при слабоумии, вызванном сосудистым поражением мозга, при возрастных атрофических процессах в мозге. При этом вследствие нарушения интеллекта больные не могут осмыслить очередной вопрос и вместо ответа повторяют сказанное ранее.

Больная с диагнозом «болезнь Альцгеймера» по просьбе врача с некоторой задержкой, но в правильном порядке называет месяцы года. Выполняя просьбу врача назвать пальцы, она показывает свою руку и перечисляет: «Январь… февраль… март… апрель…».

Вербигерации лишь условно можно отнести к расстройствам мышления, поскольку они во многом напоминают насильственные двигательные акты.

Больные стереотипно, ритмически, иногда в рифму повторяют отдельные слова, порой бессмысленные сочетания звуков. Часто этот симптом сопровождается ритмическими движениями: пациенты раскачиваются, качают головой, размахивают пальцем и одновременно повторяют: «Лежу-лежу… межу-межу… гужу-гужу… тужу-тужу… гляжу-гляжу…». Вербигерации чаще всего являются компонентом кататонического или гебефренического синдромов (см. раздел 9.1), характерных для шизофрении.

Стоячие обороты - это стереотипные выражения, однотипные мысли, к которым больной многократно возвращается в процессе беседы. Появление стоячих оборотов - признак снижения интеллекта, опустошения мышления. Стоячие обороты довольно часты при эпилептическом слабоумии. Они могут наблюдаться и при атрофических заболеваниях мозга, например при болезни Пика.

Больной 68 лет, страдающий эпилепсией с юношеского возраста, постоянно употребляет в речи выражение «душевноголовная система»: «Эти таблетки помогают от душевно-головной системы», «Мне врач для душевно-головной системы посоветовал побольше лежать», «Я теперь все время напеваю, потому что душевно-головная система выздоравливает».

Больной 58 лет с диагнозом «болезнь Пика» отвечает на вопросы врача:

- Как вас зовут? - Никак.

- Сколько вам лет? - Нисколько.

- Кем вы работаете? - Никем.

- А жена у вас есть? - Есть.

- Как ее зовут? - Никак.

- Сколько ей лет? - Нисколько.

- Кем она работают? - Никем…

В ряде случаев у больных возникает ощущение, что некоторые процессы в мышлении происходят помимо их воли и они не в силах управлять своим мышлением. Примерами подобной симптоматики являются наплыв мыслей и перерывы в мышлении. Наплыв мыслей (ментизм) выражается тягостным для пациента состоянием хаотичного потока проносящихся в голове мыслей, обычно возникающим в виде приступа. В этот момент больной не способен продолжать обычную работу, от-

влекается от беседы. Болезненные мысли не представляют собой какого-либо логического ряда, поэтому человек не может связно их изложить, жалуется, что «мысли идут параллельными рядами», «скачут», «пересекаются», «цепляются одна за другую», «путаются».

Перерывы в мышлении (шперрунг, остановка, или закупорка, мыслей) вызывают ощущение, что «мысли улетели из головы», «голова пустая», «думал-думал и вдруг как будто в стену уткнулся». Насильственный характер этих симптомов может заронить в больном подозрение, что кто-то специально управляет его мышлением, мешает ему думать. Ментизм и шперрунг - это проявление идеаторного автоматизма (см. раздел 5.3), наблюдающегося чаще всего при шизофрении. От приступов ментизма следует отличать трудности в мышлении, возникающие при утомлении (например, при астеническом синдроме), при котором пациенты не могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание на работе, невольно начинают мыслить о чем-либо несущественном. Это состояние никогда не сопровождается ощущением чуждости, насильственности.

Наиболее разнообразные расстройства ассоциативного процесса типичны для шизофрении, при которой весь образный склад мышления может коренным образом видоизменяться, приобретая аутистический, символический и паралогический характер.

Аутистическое мышление выражается в чрезвычайной замкнутости, погруженности в мир собственных фантазий, отрыве от реальности. Больные не интересуются практической значимостью своих идей, могут обдумывать мысль, очевидно противоречащую действительности, делать из нее выводы, такие же бессмысленные, как и исходная посылка. Пациентов не волнует мнение окружающих, они малоразговорчивы, скрытны, зато с удовольствием излагают мысли на бумаге, подчас исписывая толстые тетради. Наблюдая таких больных, читая их записи, можно удивляться тому, что пациенты, которые ведут себя пассивно, говорят бесцветно, равнодушно, в действительности охвачены столь фантастичными, абстрактными, философскими переживаниями.

Символическое мышление характеризуется тем, что больные употребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Это могут быть хорошо известные слова, которые используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Нередко пациенты выдумывают собственные слова (неологизмы).

Больной 29 лет с диагнозом «шизофрения» разделяет имеющиеся у него галлюцинации на «объективные» и «субъективные». При просьбе объяснить, что он имеет в виду, заявляет: «Субъекция - это цвет, движение, а объекты - это книги, слова, буквы… Твердые буквы… Я хорошо их себе представляю, потому что у меня был нахлыв энергии…».

Паралогическое мышление проявляется в том, что больные путем сложных логических рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности. Это становится возможным, поскольку в речи больных, с первого взгляда как будто связной и логичной, наблюдаются смещение понятий (соскальзывание), подмена прямого и переносного смысла слов, нарушения причинно-следственных взаимоотношений. Нередко паралогическое мышление является основой бредовой системы. При этом паралогические построения как бы доказывают справедливость мыслей больного.

Больная 25 лет, рассказывая о своей семье, подчеркивает, что она очень любит мать, которой в настоящее время исполнилось 50 лет и которая выглядит вполне здоровой. Однако больная весьма обеспокоена тем, что мать может заболеть и умереть у нее на глазах, поэтому намеревается убить ее, как только той исполнится 70 лет.

Аутистическое, символическое и паралогическое мышление не представляет собой специфического проявления шизофрении. Замечено, что среди родственников больных шизофренией чаще, чем в популяции, встречаются люди без текущего психического заболевания, но наделенные необычным характером (иногда достигающим степени психопатии) и субъективным складом мышления, с неожиданными логическими построениями, склонностью к отгороженности от внешнего мира и символизму.