Какой вид спорта полезен для эпилептиков. Эпилепсия и спорт: можно ли это совмещать? Какими видами спорта можно заниматься при эпилепсии? Упражнения и эпилептические припадки

Об эпилепсии знают или слышали все, так как это заболевание широко распространено по всему миру. Миллионы людей страдают от эпилепсии или «падучей болезни». Она имеет различные проявления, что зависит от глубины поражения головного мозга. Классическая форма приступа эпилепсии с потерей сознания, судорогами, когда человек бьется головой о пол, есть вероятность непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Мы должны уметь оказать помощь страдальцу, об этом, обязательно, поговорим. Лечебная физкультура при эпилепсии играет немаловажную роль в лечении пациентов, так как ритмичность движений и дыхания благоприятно влияют на нормализацию процессов торможения и возбуждения в головном мозге. Учитываем также, что при эпилепсии велика вероятность развития слабоумия.
Поэтому включает и . Благоприятное воздействие на организм и, особенно, на головной мозг оказывают упражнения при эпилепсии на растяжку мышц, на равновесие, медитативные техники, например - это тренировка понимания своего организма, профилактика стресса и заболеваний, развитие интуиции, умение управлять эмоциями, чувствами; благодарный организм сам подсказывает, что нужно делать для исцеления от недуга.

Эпилепсия.

Эпилепсия – хроническое прогрессирующее заболевание головного мозга, при котором образуются очаги возбуждения в головном мозге с судорожной готовностью, проявляется приступами судорог, временной потерей сознания и вегетативными расстройствами, а также нарастающими в процессе болезни нарушениями психики и развитием слабоумия. Эпилепсия может быть врожденной и приобретенной. Играет роль наследственная предрасположенность. Проявиться или возникнуть может в любом возрасте.

Причины эпилепсии:

В каком-то участке (или участках) головного мозга появляется повышенная активность нервных клеток, сильное нервное возбуждение распространяется на кору головного мозга, резко активизируется и двигательная зона, что приводит к непроизвольному сокращению мышц туловища и конечностей. Если возбуждение из очага передается на всю кору головного мозга, то наступает генерализованный припадок; если только на часть мозга, то – парциальный припадок (с частичной утратой сознания – помрачением).

Судороги носят тонический, клонический и тонико-клонический характер, нарушается функция межреберных мышц (страдает дыхание), возникает тризм - сильное сжатие челюстей, есть вероятность прикуса языка. Тонические судороги медленные и продолжительные. Клонические – быстрые, часто сменяющиеся сгибанием и разгибанием конечностей, хаотичным сокращением мышц тела, носят характер «двигательной бури».

Во время судорожного приступа выделяется большое количество слюны, которая имеет вид белой пены. Розовый окрас пены бывает в случае прикуса языка, когда кровь из ранки смешивается со слюной.

Больной теряет сознание, в судорогах бьется о пол, это особенно опасно для головного мозга, так как может возникнуть его сотрясение. Происходит непроизвольное мочеиспускание и дефекация.

Приступ может закончиться самостоятельно. Но бывает и так, что судорожный синдром повторяется, или он имеет продолжительный характер. Тогда требуется врачебная помощь. После приступа наступает глубокий сон.

Иногда наблюдаются малые приступы, когда у больного эпилепсией выключается сознание на короткое время, но судорог нет. Взгляд останавливается на одной точке, это производит впечатление, что человек просто внезапно задумался.

Или происходит не полная потеря сознания, а частичная; тогда возникает сумеречное состояние сознания (помрачение). Человек может уйти или уехать куда-нибудь, не осознавая этого. После приступа он не понимает, как и зачем оказался в этой местности.

В момент сумеречного состояния сознания больной может осуществлять какие-нибудь автоматические однообразные движения, например, расстегивать и застегивать пуговицы или молнию на куртке. По окончании приступа он ничего об этом не помнит.

Могут быть галлюцинации и иллюзорное восприятие окружающего.

Приступы эпилепсии бывают ночные (во время сна) и дневные (во время бодрствования).

Течение эпилепсии прогрессирующее. Частота приступов может быть от одного в год до нескольких приступов в день. Бывают серии приступов, следующих один за другим, это эпилептический статус .

Таким образом, эпилепсия многолика, может возникнуть в любом возрасте, связана с повреждением головного мозга по разным причинам, прогрессирует и осложняется слабоумием.

Каждый из нас должен уметь оказать неотложную помощь больному при приступе эпилепсии до приезда скорой помощи.

Неотложная помощь при эпилепсии.

Что мы видим? Внезапно человек теряет сознание, падает на пол, начинает «трястись» и «дергаться», биться головой о пол, зубы очень сильно сжаты, через короткое время изо рта идет пена. Картина такая, как-будто этот человек находится под воздействием электрического тока.

Есть опасность сотрясения головного мозга, прикуса языка и аспирации легких большим количеством слюны, рвотных масс и содержимого полости рта.

Что делать для оказания помощи при эпилептическом приступе?
1). Положить под голову что-нибудь мягкое, чтобы предупредить травму головы (свернутую куртку, кофту или положить его голову себе на колени).
2). Повернуть голову на бок, чтобы не допустить западения языка и аспирации дыхательных путей.

3). По окончании приступа повернуть больного на бок, придав ему боковое устойчивое положение. Например, вы повернули пациента на правый бок. Тогда правые конечности нужно выпрямить по прямой линии тела, а левые конечности согнуть и уложить для устойчивости бокового положения так, чтобы больной не мог перевернуться на спину: левую ладонь положить на плечо близко к шее, левую ногу согнуть и стопу уложить на правую ногу, голова лежит на правой выпрямленной руке, а левый локоть и левое колено упираются в пол впереди туловища. (Если вы решили повернуть больного на левый бок, то все это выполните в зеркальном отражении).
4). Возьмите носовой платок или салфетку (что есть под рукой) и, обернув свою кисть, глубоко проникните в полость рта больного, скользя по его щеке сверху вниз, широким уверенным движением выгребая все содержимое полости рта.
5). Вызовите скорую помощь, так как приступ может повториться. Особенно важно это сделать, если «несчастье» случилось в общественном месте.

! Рекомендация для людей, страдающих от эпилепсии:
для того, чтобы вы «не потерялись», в боковой карман рубашки или куртки положите записку о том, что у вас эпилепсия, укажите свою фамилию, имя и отчество, возраст и номер телефона ваших родственников или близких.

Лечение эпилепсии в Германии.

ЛФК при эпилепсии назначается врачом.
Проводится лечебная гимнастика при эпилепсии , цель которой способствовать уравновешиванию процессов возбуждения и торможения в головном мозге и обеспечить нормальный физиологичный тонус мышц.

Включаются упражнения на растяжение, расслабление, координацию движений, равновесие, дыхательные упражнения (полное и диафрагмальное дыхание), общеукрепляющие упражнения в медленном и среднем темпе.

Можно применять занятия на тренажерах: ходьбу на беговой дорожке и велотренажер в спокойном равномерном темпе, то есть, нет выраженного ускорения и замедления скорости движений. Обращаю внимание на то, что цель занятий на тренажерах при эпилепсии – ритмичность движений и дыхания, которые благоприятно влияют на гармонизацию головного мозга.

Полезно плавание под контролем инструктора.

Изотонические и изометрические упражнения можно делать только при условии, что пациент не будет задерживать дыхание на вдохе или выдохе во время нагрузки на мышцы.

Очень важно:
1). Нужно следить, чтобы дыхание было только носом во избежание гипервентиляции легких, которая опасна усилением судорожной готовности из-за избытка кислорода в крови.
2). Нельзя допускать задержку дыхания на выдохе в связи с подсознательным восприятием этого, как проявления судороги диафрагмы.
3). Растяжение и расслабление мышц происходит лучше на выдохе.

Рекомендуется контроль пульса с подсчетом резерва сердца.
100% резерва сердца при эпилепсии не используем , чтобы не допустить перевозбуждения ЦНС, возникающего при гипервентиляции легких. В зависимости от состояния пациента допустим физическую нагрузку, задействуя 70-80% резерва сердца.

1). Определим максимально допустимую частоту сердечных сокращений в зависимости от возраста. ЧСС (max) = 180 – возраст (ударов в минуту).
2). Подсчитаем пульс в покое после 10 минутного отдыха.
3). Резерв сердца (РС) = ЧСС (max) – ЧСС в покое (ударов в минуту). Это 100% резерва сердца.
4). 80% резерва сердца = РС: 100 *80 (ударов в минуту).
5). Допустимая ЧСС = ЧСС в покое + 80% РС (ударов в минуту).

Например, возраст больного 27 лет, пульс в покое 68 ударов в минуту.
ЧСС (max) = 180 – 27 = 153 (уд в мин).
РС = 153 – 68 = 85 (уд в мин). Это значит, что от исходного пульса в покое мы можем допустить нарастание пульса во время физической нагрузки не более, чем на 85 ударов в минуту.
80% РС = 85: 100 * 80 = 68 (уд в мин).
Итак, у данного пациента допустим ускорение ЧСС, равное ЧСС в покое + 80%РС (68 + 68 = 136 уд в мин). То есть, не 153 уд в мин, а 136 уд в мин.

Лечебная гимнастика при эпилепсии.

Занятие 30 минут.


Рекомендация. Перед выполнением упражнений нужно сделать неинтенсивный энергетический самомассаж кистей и пальцев рук, а также лучезапястных суставов. Предложенная ниже методика поможет вам не только благоприятно воздействовать на ЦНС, но и обеспечит защиту от возможного приступа эпилепсии во время лечебной гимнастики.

В данном случае применим систему «Большое насекомое» из Су-джок – терапии. Если сложить вместе кисти рук так, как-будто вы держите небольшой мячик между ладонями, обхватив его пальцами, то кисти рук в данной системе соответствуют двум половинкам головы, пальцы – участки коры головного мозга. Из них мизинцы и безымянные пальцы – лобная доля, а большие пальцы – мозжечок. Теперь, когда вы представили на своих руках самого себя, вы получили пульт управления своим организмом. Во время выполнения самомассажа кистей нужно представлять, что все процессы в головном мозге нормализуются, очаги возбуждения, которые вызывают приступы эпилепсии, успокаиваются. Кровообращение в головном мозге превосходное, сосуды чистые. Клетки мозга молодые и здоровые. Начнём!

1). Растереть ладони до появления ощущения тепла.
2). Затем имитировать мытье рук скользящими движениями по тыльной стороне кистей.
3). Правой кистью обхватить левый лучезапястный сустав и произвести легкое растирание. Левый лучезапястный сустав в системе «Большое насекомое» соответствует левой половине шеи.
То же выполнить с правым лучезапястным суставом, который соответствует правой половине шеи.
4). Снова растереть ладони.
5). Повторить «мытье» кистей.
6). Выполнить массаж каждого пальца. Нужно понимать, что вы не просто делаете массаж пальцев, а воздействуете на головной мозг. Массаж пальцев делайте от кончиков к кисти.
7). Снова растереть ладони.
8). Повторить «мытье» кистей.

Вы можете ощутить приятное тепло в организме и в голове, порозовеют «щечки», появится улыбка на лице. Молодцы!

Упражнения при эпилепсии.

1). Исходное положение стоя, ноги вместе, в руках гимнастическая палка широким хватом, опустить палку вниз.
1 – Поднять палку вверх, потянуться и подняться на носках – вдох.
2 – Опустить палку за лопатки, перекат на пятки – выдох.
3 – Снова поднять палку вверх и встать на носки – вдох.
4 – Вернуться в исходное положение – выдох.
6 раз.

2). Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, палка концами упирается в центр ладоней (то есть, руки расставлены на расстояние длины палки). Палку держать между ладонями впереди на вытянутых руках.
1 – Поворот корпуса вправо с отведением правой руки в сторону и назад, левой рукой подталкивать палку вправо для увеличения амплитуды отведения правой руки, стараться растягивать мышцы правой руки – выдох.
2 - Вернуться в исходное положение – вдох.
3 – Поворот корпуса влево с отведением в сторону и назад левой руки, палкой подталкивать левую руку, плавно растягивая её на выдохе.
4 - Вернуться в исходное положение – вдох.
Повторить 3 раза.

3). Сидя на стуле, руки в стороны, мячик в правой руке. Сделать вдох
1 – Приподнять левую ногу и под коленом передать мяч из правой руки в левую руку – выдох.
2 - Вернуться в исходное положение, мяч в левой руке – вдох.
3 – Приподнять правую ногу, под коленом передать мяч в правую руку – выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, мяч в правой руке – вдох.

То есть, мяч «рисует восьмерку».
Теперь поменяем направление движения мяча в другую сторону, как-будто «кино идет назад».
Это упражнение на координацию движений. Можно не акцентировать внимание на дыхании (произвольное дыхание).

4). Сидя на краю стула, ноги сомкнуты и вытянуты вперед, в руках гимнастическая палка хватом на расстоянии ширины плеч, руки выпрямлены и подняты вверх. Сделать вдох носом.
1 – Опустить палку на бедра – выдох.
2 – Медленно скользить палкой вниз по поверхности ног, наклон корпуса вперед – продолжение выдоха.
3- Выпрямить корпус, скользящим движением поднять палку на бедра ближе к тазу – вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, поднять палку над головой – продолжение вдоха.
4 раза.

5). Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, мяч в правой руке (можно вместо мяча взять апельсин).
1 – Приподнять правую ногу, под коленом передать мяч из правой руки в левую руку.
2 – Опустить правую ногу, а мяч перенести вокруг корпуса назад, за спиной передать из левой руки в правую.
3 – Приподнять левую ногу, под коленом передать мяч из правой руки в левую.
4 – За спиной переложить мяч из левой руки в правую.
(То есть, мяч все время передвигаем против часовой стрелки).
4 раза.

Теперь нужно выполнить это же упражнение, держа мяч в левой руке.
1 - Приподнять левую ногу, под коленом передать мяч из левой руки в правую руку.
2 – Опустить левую ногу, а мяч перенести вокруг корпуса назад, за спиной передать из правой руки в левую.
3 – Приподнять правую ногу, под коленом передать мяч из левой руки в правую.
4 – За спиной переложить мяч из правой руки в левую.
(То есть, мяч все время передвигаем по часовой стрелке).
4 раза.

6). Сидя на стуле, кисть левой руки положить на правый плечевой сустав, правой кистью захватить левый локтевой сустав. Далее на выдохе плавно надавить правой рукой на левый локоть, стараясь передвинуть как можно дальше, растягивая мышцы левого плеча. (Можно сделать мягкие пружинистые движения).
То же повторить с другой стороны, растягивая мышцы правого плеча.
Выполнить по три раза с каждой стороны.

7). Стоя у шведской стенки, ногами стоять на самой нижней перекладине, руками держаться на уровне плечевых суставов.
1 - Медленно на выдохе присесть как можно ниже, выпрямляя руки и расслабляя все мышцы, повиснуть на руках, голова слегка свисает вперед, мышцы лица и, особенно, губ расслаблены, в это время спокойное поверхностное дыхание, внутреннее наблюдение ощущений. Растягиваются мышцы спины, ягодиц и рук.

2 - Затем решительно и спокойно (без резких движений) на вдохе вернуться в исходное положение.
6 раз.

8). «Книжка». Лежа на спине, ноги вместе, руки в стороны («книжка открыта»). Вдох.
1 – Поднять правую руку, перенести ее к левой руке, положить ладонь на ладонь, происходит поворот корпуса влево, «книжка закрыта», ноги не перемещаются, происходит скручивание позвоночника и растяжение боковых мышц справа. Выдох.
2 – Вернуться в исходное положение («книжка открыта»), вдох.
3 – Поднять левую руку, перенести её к правой руке, положить ладонь на ладонь, поворот корпуса вправо, тут при скручивании позвоночника происходит растяжение боковых мышц слева. Выдох.
4 – Вернуться в исходное положение, вдох.
5 раз.

9). «Перекрест». Лежа на спине, ноги выпрямлены, кисти в «замке» под головой.
1 – Соединить правый локоть и левое колено, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, лечь и расслабиться, выдох.
3 – Соединить левый локоть и правое колено, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, лечь и расслабиться, выдох.
6 раз.

10). Лежа на спине, ноги выпрямлены, руки вдоль тела.
1 – Одновременно отвести в стороны правую руку и левую ногу, скользя по полу, вдох.

3 – Одновременно отвести в стороны левую руку и правую ногу, вдох.

5 раз.

11). Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, руки вдоль тела.
1 – Поднять таз, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, расслабиться, выдох.
6 - 8 раз.

12). Диафрагмальное дыхание.
Лежа на спине, ноги согнуты, одна кисть лежит на грудной клетке, другая – на животе для контроля дыхания: следим, чтобы грудная клетка не участвовала в данном дыхании, а поднималась и опускалась только брюшная стенка.
1 – Сделать вдох через нос, живот «надувается».
2 – Выдох медленный через рот тонкой струйкой, сложив губы трубочкой, живот «сдувается», брюшная стенка слегка втягивается.
6 раз.

13). Лежа на животе, руки сложены перед собой, голова лежит на кистях.
Для расслабления мышц туловища выполнить покачивание бедрами. Выраженных активных движений нет, создается энергия инерции для достаточной амплитуды раскачивания таза в стороны. Тело расслабляется, дыхание произвольное спокойное.

14). Лежа на животе, руки сложены перед собой, голова лежит на кистях.
1 – Одновременно поднять выпрямленные правую руку вперед и левую ногу назад, левую стопу разогнуть носком на себя, тянуться пяткой, на выдохе плавно растянуть позвоночник и поднятые конечности.
2 - Вернуться в исходное положение, расслабиться.
3 - Одновременно поднять выпрямленные левую руку вперед и правую ногу назад, правую стопу разогнуть носком на себя, тянуться пяткой, на выдохе плавно растянуть позвоночник и поднятые конечности.
2 - Вернуться в исходное положение, расслабиться.
4 - 6 раз.

15). Лежа на животе, выпрямленные ноги сомкнуты, кисти упираются в пол около плечевых суставов.
1 – Выпрямить руки, принять коленно-кистевое положение, вдох.
2 – Сесть на голени, кисти не сдвигаются, голова опускается вниз, немного потянуться руками вперед, расслабляясь и растягивая позвоночник, выдох.
3 – Снова встать в коленно-кистевое положение, опираясь на кисти и колени, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
4 раза.

16). Лежа на животе, руки сложены перед собой, голова лежит на кистях, ноги выпрямлены.
1 – Правую ногу поднять, перенести через левую, стопой коснуться пола, выдох.
2 – Вернуться в исходное положение, вдох.
3 – Левую ногу поднять, перенести через правую, коснуться стопой пола, выдох.

4 раза.

17). Стоя в коленно-кистевом положении.
1 – Одновременно поднять правую руку вперед и левую ногу назад, вдох.
2 - Вернуться в исходное положение, выдох.
3 – Одновременно поднять левую руку вперед, правую ногу назад, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
4 раза.

18). Стоя в коленно-кистевом положении.
1 – Правой ногой скользить по полу как можно дальше назад, корпус опускается, выдох.

3 – Левой ногой скользить по полу как можно дальше назад, выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
4 раза.


19). Стоя в коленно-кистевом положении.
1 – Правую кисть положить на левое плечо, вдох.
2, 3 – Левым плечом дотянуться до пола, положить голову на пол, повернув лицо в правую сторону, выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, вдох.

То же с другой стороны, положив левую кисть на правое плечо.
По 4 раза с каждой стороны.

20). Плыть брассом». Лежа на животе, ноги выпрямлены, кисти упираются в пол около плечевых суставов. Вдох.
1 – Вытянуть руки вперед, голову опустить, стараться потянуться, выдох.
2 – Отвести руки в стороны, приподнимая голову и верхнюю часть корпуса, вдох.
3 – Привести руки вдоль тела, продолжение вдоха.
4 - Вернуться в исходное положение, выдох.
6 – 8 раз.

21). Стоя в коленно- кистевом положении, ноги вместе, руки широко расставлены.
1 – Опустить на пол правое плечо, голова поворачивается лицом налево, правая рука выпрямляется, в таком положении лечь и расслабиться, выдох.
2 - Вернуться в исходное положение, вдох.
3 – Опустить на пол левое плечо, голова поворачивается лицом направо, левая рука выпрямляется, выдох.
4 - Вернуться в исходное положение, вдох.
4 раза.

22). Лежа на спине, ноги расставлены на ширине плеч, руки согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулачки без напряжения и направлены кверху.
1, 2, 3, 4 – Одновременно вращать кистями и стопами с полной амплитудой медленно и плавно в одну сторону.
1, 2, 3, 4 – То же в обратном направлении.
Повторить 3 раза.

Это упражнение можно изменять для развития координации движений. Например, дать указание вращать только правыми конечностями или только левыми. Затем указание вращать только левой кистью и правой стопой одновременно (также правой кистью и левой стопой). Внимание пациента при этом охватывает весь организм целиком, это очень полезно для внутренней гармонизации энергий.

23). Лежа на спине, ноги слегка расставлены, руки вдоль тела.
1 – Сжать кисти в кулаки, стопы разогнуть (на себя).
2 – Распрямить пальцы, стопы согнуть (потянуться носками от себя).
4 раза.

Усложним это упражнение:
1 – Кисти распрямить, стопы разогнуть (на себя).
2 – Сжать кисти в кулаки, стопы согнуть (потянуться носками от себя).
4 раза

Есть множество вариантов выполнения данного упражнения для координации движений, включайте творческий подход.

24). Стоя, гимнастическую палку держать в руках за лопатками.
1 – Поднять палку вверх, вдох.
2 – Медленно присесть, опустить палку на пол перед собой, выдох.
3 – Снова поднять палку вверх, вдох.
4 - Вернуться в исходное положение (палка за лопатками), выдох.
6 раз.

25). Гимнастическую палку поставить вертикально одним концом на пол впереди себя на некотором расстоянии от стоп, на верхний конец палки положить ладони одну на другую.
1 – Наклониться вперед, опираясь руками на палку, руки выпрямлены, голова опускается, расслабиться и повиснуть на палке, растягивая позвоночник, выдох.
2, 3 – Сделать легкие пружинистые движения наклона вперед.
4 - Вернуться в исходное положение, выпрямиться, вдох.
6 раз.

26). «Резиночка». Упражнение из цигун для растягивания позвоночника в вертикальном исходном положении. Образуются мощные потоки энергии по меридианам, которые влияют на мозговое кровообращение и гармонизацию энергий в организме, что очень важно для лечения эпилепсии. При правильном выполнении этого упражнения вы почувствуете прилив тепла в организме, станет жарко, цвет лица розовый, может выступить пот. Это хорошо.

Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль тела, осанка правильная.
1 – Медленно поднять руки через стороны вверх, сцепить кисти в «замок», вдох.
2 – Вывернуть кисти, сомкнутые в «замок» и потянуться руками вверх, центр тяжести тела совсем немного перенести вперед на стопы, живот и ягодицы втянуть в себя. Растянуть позвоночник, как резинку, выдох.
3 – Расцепить «замок», вдох.
4 – Медленно опустить руки через стороны вниз, выдох.
Выполнить 3 раза.

Это примерный комплекс упражнений при эпилепсии. Его можно разнообразить другими упражнениями. Я рекомендую статьи:
,
,
,
,
,
"Приведите нервы в порядок" .

Почаще улыбайтесь своему головному мозгу, научитесь во всем, что с вами происходит, находить хорошее, любить природу, людей и животных, пребывать в хорошем спокойном настроении, не допускайте негативных чувств и эмоций. Нервная система любит ритм (режим дня, музыку, физкультуру) и положительный настрой.

Ограничивайте просмотр фильмов с быстрым и частым миганием и мельканием огней и картинок, особенно анимированных картинок, в которых есть вращение и мигание. В квартире сделайте освещение, при котором свет медленно нарастает и также медленно выключается, чтобы не было ярких резких перемен, которые негативно влияют на мозг при эпилепсии.

Лечебная гимнастика при эпилепсии должна быть регулярной, ежедневной. Если вдруг в определенный день вам не хочется делать упражнения при эпилепсии , то просто погуляйте полчаса в парке в медленном или среднем темпе. Очень рекомендую просто танцевать под любимую вами музыку, так как при сочетании ритмичных движений и музыки хорошее настроение вам обеспечено. По поводу плавания в бассейне посоветуйтесь с врачом.

Повторю самые главные правила, которые диктует лечебная физкультура при эпилепсии : нельзя задерживать дыхание ни на вдохе, ни на выдохе; не допускайте гипервентиляции легких, дышите только через нос; не занимайтесь «быстрыми» видами спорта, в которых присутствуют резкие движения.

Рассчитайте свою дозированную нагрузку на сердце.
Имейте при себе секундомер и ту записку о ваших данных, о которой я говорила выше (на всякий случай).

Ежедневно применяйте воздействие на свой организм и головной мозг с помощью системы «Большое насекомое». Я уверена, что все это поможет вам справиться с эпилепсией в комплексной терапии.

Эпилепсия — это расстройство функции мозга, которое принимает форму повторяющихся приступов.

Наши мысли, чувства и действия контролируются клетками мозга, которые общаются друг с другом посредством регулярных электрических импульсов. Приступы происходят, когда внезапные, неконтролируемые всплески электрической активности нарушают эту закономерность.

Это может быть ограничено только одной частью мозга, или это может произойти прямо через мозг.

Различные типы припадков будут влиять на людей различными способами, в зависимости от того, где в мозге происходит приступ и какие функции контролирует эта часть мозга. Приступы могут нарушать любую функцию, контролируемую мозгом — движение, мысли, ощущения, поведение и уровень сознания человека.

Спорт и эпилепсия

Упражнения хороши для всех, но это также имеет важные преимущества для людей с эпилепсией. Люди с эпилепсией и их семьями обычно беспокоятся о судорогах во время физических упражнений, и этот страх часто приводит к чрезмерной защите, чувствам изоляции и ненужным ограничениям на деятельность.

Хотя судороги во время физических упражнений редки, важно понять, как физические нагрузки влияют как на эпилепсию, так и на припадки, и что делать, если происходит приступ.

Во многих случаях приступ происходит внезапно и без предупреждения, поэтому человеку с эпилепсией необходимо следить за тем, чтобы их физические упражнения и спортивные мероприятия были максимально безопасными во все времена.

Упражнения и эпилептические припадки

Чрезвычайно редко бывает, что у человека есть приступ во время тренировки. Вместо того, чтобы запускать приступы, ваша эпилепсия может улучшиться с помощью упражнений. Хотя причины неясны, исследования показывают, что отклонения от ЭЭГ (тест, который измеряет электрическую активность головного мозга) уменьшаются во время физических нагрузок.

Читайте также: Межпозвоночная грыжа - причины, симптомы и лечение

Было показано, что общая пригодность и чувство хорошего самочувствия помогают уменьшить частоту приступов. Люди чувствуют себя лучше и могут улучшить свой контроль над судорогами с регулярными упражнениями. В одном докладе говорится, что упражнения улучшают самооценку и социальную интеграцию, независимо от контроля над судорогами. Было также показано, что регулярные упражнения уменьшают количество общих жалоб на здоровье, таких как боли в мышцах, проблемы со сном, депрессия и усталость.

Большинство спортивных мероприятий безопасны, пока люди избегают перенапряжений, обезвоживания и гипогликемии (низкий уровень сахара в крови). Если происходит приступ, он, скорее всего, будет после тренировки (от 15 минут до трех часов).

Вопросы безопасности и эпилепсии

  • Перед началом любой новой программы упражнений проконсультируйтесь с вашим врачом или специалистом.
  • Предварительная скрининг используется для идентификации людей с заболеваниями, которые могут поставить их под повышенный риск возникновения проблемы со здоровьем во время физической активности.
  • Избегайте известных триггеров судорог.
  • Всегда принимайте лекарства в соответствии с предписаниями и располагайте достаточным запасом.
  • Выпейте или перекусите что-нибудь с сахаром.
  • Не продолжайте тренироваться, если вы чувствуете слабость, тошноту или обезвоживание.
  • Не переусердствуйте — знайте свои ограничения.
  • Убедитесь, что ваш тренер и, возможно, товарищи по команде знают о вашем состоянии и знают, что делать, если у вас есть приступ.
  • Надеть защитное снаряжение, соответствующее вашему спорту, например, шлем или наколенники.
  • Всегда надевайте спасательный жилет при занятиях водными видами спорта.
  • Пусть семья или друзья узнают что вы делаете или маршрут упражнений, прежде чем вы уйдете и как долго вы там будете.

Рискованные действия и эпилептические припадки

В дополнение к вышесказанному, люди с неконтролируемыми судорогами должны быть особенно осторожны при проведении более рискованных действий и должны обращаться за советом к своему врачу, прежде чем заниматься:

  • Контактные виды спорта, подводное плавание, банджи-джампинг и бокс
  • Индивидуальные воздушные виды спорта, такие как дельтапланеризм и прыжки с парашютом
  • Высотные мероприятия, такие как альпинизм
  • Мотоспорт
  • Верховая езда
  • Гимнастика
  • Ледовые мероприятия, такие как катание на коньках или хоккей
  • Горнолыжный спорт
  • Индивидуальные водные виды спорта, такие как парусный спорт или парус.

Можно ли при эпилепсии заниматься спортом?

    У меня эпилепсия в форме абсансов. Мне физическую нагрузку запретили вообще, и нервничать категорически тоже. Я могу предвидеть и предчувствовать приступ. Он может начаться во время физической нагрузки, или сильных эмоциональных эмоций неважно плохих или хороших. Я просто ложусь на кровать и отдыхаю. И приступа не происходит.

    По мнению специалистов только можно, но и нужно если нет других ограничений, так как приступы не провоцируются физическими упражнениями. Легкая атлетика, бег, аэробика будут только на пользу больному. При возникновении приступа травмы будут такие же как и в обычной жизни. Воздержаться стоит только от травмоопасных видов спорта, таких как коньки, ролики, конный спорт, вилосипед, футбол, хоккей, альпинизм, парашютный спорт. спортивная гимнастика, футбол, хоккей, горные лыжи, альпинизм, парашютный спорт.

    Есть мнение, и его поддерживаю, что эпелипсией страдают все люди. Только время между приступами болезни различно у каждого. У кого-то приступ случается несколько раз в день, у кого-то раз в год, а большинство людей просто не доживают до своего приступа, так как природа заложила им их с периодичностью раз в сто лет. Как специалист в области физической культуры и спорта, я бы допускал бы к занятиям физическими упражнениями людей с эпилепсией, которые умеют предчуствовать свой приступ. Такие люди могут успеть прекратить занятия и успеть поготовиться к приступу болезни. Другим бы, кто не обладает такой способностью, категорически запретил бы любые занятия спортом. Спорт сам по себе занятие рисковое и травмоопасное, а тут ещ и возможность внезапного эпилиптического припадка.

    У нас такая ситуация, медикаментозная ремиссия полная. Лечащий врач нам написал в карте освобождение от занятий физкультурой вообще, на Русмедсервере авторитетнейший специалист написал, что не видит противопоказаний. Занимаемся физкультурой, и даже немного в секции, но без всяких соревнований.

    Но есть разные формы, разная ремиссия или без ремиссии, поэтому решать надо индивидуально.

    Абсолютно согласен с ekaterinaz888. К приступу приводят не столько нагрузки, сколько умение и способности восстанавливаться после них. Это я вам говорю как человек более 30 лет проработавший в спорте. И у меня были дети с такой проблемой. Приступов было только два, за многолетнюю практику, и оба по вине спортсменов (школьников). Не отдыхали после нагрузки (не спали ночь за разговорами). Как результат, рано утром приступ. В общем все как у всех, только планка у всех повыше. Полностью согласен,заниматься безусловно нужно и даже необходимо, только с умом. Исключением могут быть только травмоопасные виды спорта, да и то я в этом далеко не уверен. Так как травмоопасные виды для всех опасны. И что теперь?

    Занятия физкультурой не могут провоцировать приступы эпилепсии. Мало того занятия спортом вызывают у человека положительные эмоции. Однако важным аспектом занятий спортом является то, что человек больной эпилепсией может заниматься спортом только для себя, для своего здоровья. Быть спортсменом профессионалом это не для него. Повышенные эмоциональные нагрузки и стрессы добра ему не принесут.А спорт для себя это только во благо.

    Все решается индивидуально. Обязательно должна быть стойкая ремиссия для занятия спортом. Противопоказаны тяжелые виды спорта и плавание, так как приступы могут начаться внезапно. А хорошо подойдут игры, волейбол, теннис и так далее. Врачи рекомендуют ежедневную утреннюю зарядку, которая полезна, как активная форма деятельности при таких заболеваниях. Можно почитать об этом статью здесь, там более подробно описано значение физической нагрузки при эпилепсии.

Эпилепсия – заболевание, известное с глубокой древности. Эпилепсия (или, как ее называли в народе, падучая болезнь) является распространенным заболеванием в детском возрасте. Согласно данным статистики, 1% населения страдает этим заболеванием, а среди детской популяции распространенность еще выше.

В течение многих лет эпилепсия считалась неизлечимым заболеванием. В настоящее время в связи с появлением новых лекарственных препаратов считается, что в 60-70% случаев можно достигнуть положительного результата в лечении или полностью избавиться от этой болезни. Кроме того, в настоящее время описано много доброкачественных форм, при которых всегда достигается выздоровление. Но наряду с этим у 20-30% больных обнаруживаются тяжелые злокачественные формы эпилепсии, с которыми не удается справиться. В этом случае припадки у больного повторяются, и, несмотря на все усилия врачей, ребенок может перейти в категорию детей-инвалидов. Как правило, такие тяжелые формы заболевания связаны с врожденными пороками развития головного мозга, а также с тяжелыми врожденными и приобретенными заболеваниями нервной системы. Но все же в целом, прогноз заболевания благоприятный, и во многом он зависит от того, насколько родители осведомлены об этом заболевании, насколько правильно они выполняют рекомендации врачей. От взаимопонимания врача и родителей зависит нередко течение эпилепсии. Поэтому очень важно, чтобы родители детей, страдающих эпилепсией, как можно больше знали об этом заболевании и выступали помощником доктора. Только совместными усилиями можно достичь положительного результата.

Что такое эпилепсия?

К эпилепсии в настоящее время относят заболевание головного мозга, проявляющееся повторными эпилептическими приступами. Необходимо особо подчеркнуть, что эпилепсия не относится к психическим заболеваниям, а относится к заболеваниям головного мозга. Многие родители боятся диагноза эпилепсия, предпочитают скрывать его, считая это заболевание постыдным для себя и окружающих. На самом деле это не так. История знает немало известных имен среди людей, страдающих эпилепсией, - это Македонский, Цезарь, Авиценна, Сократ, Петр Первый, Достоевский, Нобель, и другие. Приступы не были препятствием дляих деятельности. Эпилепсия и сегодня бывает у многих людей и не мешает их полноценной и плодотворной жизни. Предпосылкой этому являются регулярные посещения врача и точное соблюдение медицинских назначений и режима.

Основное проявление заболевание – эпилептические приступы. Однако не все эпилептические приступы являются эпилепсией. У ребенка могут возникнуть эпилептические приступы на фоне температуры, что обозначается как фебрильные припадки, после вакцинации, при тяжелой черепно-мозговой травме. При наличии однократного припадка следует установить его причину и выяснить у врача, возможен ли переход судорог в эпилепсию. У 20% детей судороги возникают однократно и в последующем не трансформируются в эпилепсию. Но у части детей такой переход может произойти. Поэтому ребенок с однократным эпилептическим приступом должен находится под наблюдением врача длительное время.

Каковы возможные причины эпилепсии?

Спектр заболеваний, при кото­рых возможно развитие судорог, крайне разнообразен и включает в себя как генетически обусловленные заболевания, так и последствия различных инфекций, интоксикаций, травм и т. д.

Структура заболеваний, при которых возможно развитие судорожных состояний очень обширна:

  • Врожденные аномалии мозга (церебральные дисгенезии).
  • Внутриутробные инфекции: цитомегалия, токсоплазмоз, сифилис, краснуха, герпес и другие.
  • Хромосомные синдромы: болезнь Дауна и другие.
  • Наследственные дефекты обмена веществ - аминоацидопатии (фенилкетонурия, гиперглицинемия, лейциноз), орга­нические ацидурии и ацидемии, митохондриальные энцефаломиопатии, пероксисомальные болезни, наследственные болезни обмена липидов и углеводов, пиридоксинзависимые су­дороги, недостаточность биотинидазы и другие.
  • Наследственные нейрокожные синдромы - туберозный склероз, нейрофиброматоз и другие.
  • Перинатальные поражения нервной системы: гипоксически-ишемическая энцефалопатия, внутричерепные кровоиз­лияния и другие.
  • Нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты).
  • Общие инфекционные заболевания (грипп, пневмония, острая респираторная инфекция, сепсис и другие).
  • Поствакцинальные судорожные состояния.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Метаболические нарушения: гипогликемия, гипокальциемия, гипомагнезиемия, гипербилирубинемия и другие.
  • Токсические воздействия на центральную нервную систе­му - острые отравления окисью углерода, ядовитыми грибами; билирубиновая энцефалопатия, абстинентный синдром, связанный с приемом беременной женщиной наркотических препаратов.
  • Сосудистые заболевания центральной нервной системы (инсульты, аневризмы).
  • Опухоли мозга.

Все указанные выше состояния могут явиться причиной развития судорог и эпилепсии. Поэтому ребенок нуждается в полноценном обследовании в связи с развитием эпилептического припадка и консультации многих специалистов (генетик, инфекционист и другие). Однако спектр необходимого обследования определяет врач-эпилептолог или врач-невролог.

Если в результате обследования удается установить причину судорог, то в этом случае речь идет о симптоматических судорогах или симптоматической эпилепсии. Врач принимает решение о тактике ведения больного в дальнейшем. Но у ряда пациентов определить причину заболевания не удается. В этом случае эти формы заболевания называются идиопатическими (когда основная роль в развитии заболевания отводится наследственной предрасположенности) или криптогенными (когда клинически определяются какие-либо нарушения, а при обследовании ничего не обнаруживается).

Таким образом, найти причину эпилепсии достаточно сложно и требуется немалых усилий со стороны врача и родителей. В настоящее время считается, что развитие эпилепсии в большинстве случаев связано с наследственной предрасположенностью к этому заболеванию, которая реализуется вследствие неблагоприятных воздействий на ребенка, таких как поражение нервной системы во время беременности и родов, влияния перенесенных инфекций, травм, интоксикаций и т.д.. Эти заболевания как бы являются пусковыми для развития эпилепсии, но при этом не являются ее истинной причиной.

Как проявляет себя эпилепсия?

По клиническим проявлениямвсе судорожные пароксиз­мы делятся на генерализованные и парциальные (фокальные).

Генерализованные приступы характеризуются клини­ческими признаками, указывающими на вовлечение в пато­логический процесс обоих полушарий мозга.

При парциальных приступах клинические признаки свидетельствуют о поражении определенной обла­сти или областей одного полушария мозга.

Генерализованные судорожные пароксизмы, в свою очередь, подразделяют­ся на

  • абсансы,
  • миоклонические,
  • клонические,
  • тонические,
  • тонико-клонические и
  • атонические (астатические) приступы.

В большинстве случаев генерализованные приступы протекают с потерей сознания.

Абсансы (ранее назывались «малыми приступами», petit mal) характеризуются внезапным началом и окончанием, полной, но кратковременной (5-15 с) потерей сознания; остановкой взора; прерыванием произвольной двигательной активности.

Миоклонические приступы проявляются в виде внезапных, быстрых сокращений отдельных мышц или мы­шечных групп. Выраженные миоклонические подергивания мышц конечностей или туловища могут иногда приводить к падению больного или выраженному сгибанию тела («салаамовы кивки» или инфантильные спазмы у детей раннего возраста).

Клонические пароксизмы характеризуются повторными ритмичными подергиваниями конечностей, мышц лица или туловища. В течение приступа частота подергиваний уменьшается, тогда как амплитуда сохраняется постоянной.

Типичным для тонических приступов является выраженное непроизвольное мышечное сокращение, фиксирующее конечности в напряженном положении. Обычно наблюдается девиация глаз и головы в одну сторону, и это может сопровождаться поворотом всего тела.

Тонико-клонические приступы , называемые ранее «большими приступами» (grand mal), характеризуются внезапной потерей сознания, нередко падением и вскрикиванием, закатыванием глаз, а также тонической фазой с напряжением мышц всего тела с вытягиванием конечностей и цианозом лица, прикусом языка. Затем наступает клоническая фаза - ритмичные подергивания верхних и нижних конечностей и постприступный сон.

Атонические приступы характеризуются внезапным снижением мышечного тонуса во всем теле или отдельных частях тела, что может сопровождаться падением.

Парциальные пароксизмы подразделяются на простые и сложные.

Простые парциальные приступы протекают при сохранном сознании и могут сопровождаться двигательными (клоническне подергивания мышц лица и конечностей, поворот головы и глаз в сторону, остановка речи), вегетативными (бледность, покраснение лица, рвота, потливость, расширение зрачков) и соматосеисорными (онемение, чувство «ползания мурашек», головокружение, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые феномены) симптомами.

Основными клиническими проявлениями сложных парциальных пароксизмов являются : полная или частичная потеря сознания, наличие ауры и автоматизмов, а также разнообразных двигательных, сенсорных, психических (иллюзии, галлюцинации, сноподобные состояния, нарушения восприятия) и аффективных (страх, злость и т. д.) симптомов. Под аурой подразумевается часть приступа, предшествующая потере сознания, о которой больной помнит после его восстановления.

Родителям очень важно правильно описать припадок, который возник у ребенка, ведь от этого зависит назначение лечения и, в конечном итоге, исход заболевания.

Детальное описание эпилептического приступа проводится по следующей схеме:

  • поведение больного перед началом приступа;
  • начало приступа (внезапное, постепенное);
  • наличие ауры (предчувствия приступа);
  • время возникновения пароксизма (сон, бодрствование, первые часы после пробуждения и т.д.);
  • течение приступа (положение головы, глаз, движения конечностей, изменение мышечного тонуса, изменение цвета лица, размеров зрачков);
  • наличие стереотипных движений (автоматизмов);
  • состояние сознания в момент приступа;
  • окончание приступа (внезапное, постепенное);
  • продолжительность пароксизма;
  • поведение больного после приступа (спутанность, дезориентация, сон);
  • частота приступов.

Часто родители теряются и не могут точно описать припадок. В этом случае необходимо расспросить всех окружающих, которые видели, как протекал приступ, и эти сведения передать лечащему доктору.

Нередко в процессе заболевания эпилептические припадки могут менять свои проявления, поэтому родителям очень важно фиксировать все непонятные симптомы и во время сообщать об этом врачу.

Какие исследования проводятся при эпилепсии?

Диагноз эпилепсии устанавливается на основании клинической картины – наличие эпилептических припадков. У ряда больных диагноз устанавливается на основании рассказа родителей о том, как протекали приступы. А у части пациентов приходится прибегать к видеозаписи припадков, чтобы удостоверится в правильности диагноза. Поэтому нередко врач просит родителей внимательно понаблюдать за ребенком дома и записать все непонятные с их точки зрения проявления на видеокамеру, чтобы посмотреть их вместе с доктором.

Диагноз эпилепсии также предполагает обязательную запись электроэнцефалограммы (ЭЭГ) . ЭЭГ – это метод регистрации собственной биоэлектрической активности головного мозга больного. Является абсолютно безвредным методом, позволяющим установить правильную форму эпилепсии и контролировать эффективность лечения. ЭЭГ регистрируется в момент бодрствования ребенка, при необходимости запись проводится во время сна, во время приступа или в межприступном периоде.

В настоящее время появились приборы, способные к одномоментной регистрации ЭЭГ и видеозаписи больного. Это позволяет врачу объективно увидеть эпилептические приступы и проанализировать данные ЭЭГ в этот период. Этот метод диагностики называется видео-ЭЭГ-мониторирование. К счастью, этот метод диагностики сейчас стал доступен большинству пациентам. При этом следует подчеркнуть, что видео-ЭЭГ-мониторирование нужно далеко не каждому больному, а лишь в сложных диагностических случаях. В большинстве случаев правильный диагноз удается поставить при анализе данных клиники и данных ЭЭГ-обследования.

Кроме указанных выше нейрофизиологических методов исследования, каждому пациенту с однократным эпилептическим припадком или эпилепсией проводятся нейровизуализационные методы исследования, позволяющие увидеть структуру головного мозга. К этим методам относится компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга. Указанные выше методы позволяют увидеть опухоли головного мозга, кисты, врожденные аномалии развития и другие структурные изменения, которые могут явиться причиной эпилепсии. При обнаружении очаговых изменений при нейровизуализационном обследовании совместно с нейрохирургом решается вопрос о тактике ведения пациента и возможности нейрохирургического лечения.

Если по данным нейровизуализационного исследования изменения в головном мозге отсутствуют, то это свидетельствует в пользу более доброкачественного течения и благоприятного прогноза эпилепсии.

В ряде случаев приходится проводить и другие методы исследования – биохимические, генетические и т.д., с целью поиска причин эпилепсии. Спектр необходимых методов обследования определяет врач-эпилептолог в каждом конкретном случае.

Лечение эпилепсии

Одним из принципиальных вопросов является вопрос: кто должен лечить больного с судорогами? Как известно, в детской практике родители при возникновении у ребенка судорог обращаются к педиатру, неврологу. Данный врач берет на себя ответственность за судьбу ребенка, принимая решение о лечении. Основное лечение дети с эпилепсией получают в амбулаторных условиях. Высококвалифицированная медицинская помощь больным, нуждающимся в стационарном лечении, осуществляется на базе неврологических отделений детских больниц, где решаются вопросы диагностики и лечения заболевания.

Во многих странах мира эпилептология стала самостоятельной дисциплиной. Соответственно выделена специальность врача-эпилептолога. Врачи-эпилептологи, как правило, работают в противоэпилептических центрах, которые созданы для оказания высоко квалифицированной помощи больным с эпилепсией. Работа центров позволяет создать стандартный подход к диагностике и лечению данной патологии.

Следует сразу же подчеркнуть, что противоэпилептические центры не подменяют работу существующих лечебно-профилактических учреждений, оказывающих помощь больным эпилепсией. Центры координируют деятельность всех звеньев педиатрической и неврологической служб, неврологов детских поликлиник города, по обслуживанию больных эпилепсией и другими судорожными состояниями. На базе противоэпилептических центров оказывается высокоспециализированная консультативная, лечебная и психологическая помощь больным эпилепсией и другими судорожными состояниями, организуется полноценное диагностическое обследование пациентов, решаются вопросы о направлении больных с медикаментознорезистентными формами эпилепсии на лечение в крупные специализированные центры РФ, а также на проведение нейрохирургического лечения.

В условиях противоэпилептического центра оказывается стационарное лечение и обследование, а также консультативная помощь. При этом диагностика заболевания и организация лечебного процесса осуществляется совместно с невропатологом детской поликлиники. С целью уточнения генеза заболевания, его тяжести, особенностей течения и выявления сопутствующей патологии привлекаются специализированные педиатрические службы. В качестве критериев формирования лечебной стратегии больных эпилепсией принимаются рекомендации Всемирной противоэпилептической лиги по диагностике и лечению эпилепсии.

Таким образом, больной находится под наблюдением врача-невролога детской поликлиник совместно с врачом-эпилептологом противоэпилептического центра.

Как проводится лечение эпилепсии?

Лечение эпилепсии проводится только антиэпилептическими препаратами (АЭП)! Все родители должны знать об этом, альтернативных методов лечения заболевания не существует. К альтернативным методам можно отнести лишь нейрохирургическое лечение в особых случаях. Прием лекарств для больного должен стать само собой разумеющейся процедурой.

Лечение единичного приступа противосудорожными препратами не проводится. Назначение антиэпилептических препаратов с целью профилактики не показано! Термины “предэпилепсия” и “профилактическое лечение эпилепсии” в настоящее время не используются и считаются абсурдными.

Лечение АЭП в случае первого эпилептического приступа возможно лишь в редких случаях и должно быть строго аргументировано. О назначении терапии сразу же после первого приступа принимает решение лечащий врач при наличии определенных показаний.

Лечение эпилепсии проводится в соответствии с международными стандартами, представленными ниже.

  1. Лечение эпилепсии начинается после установления точного диагноза, т.е. после повторного непровоцируемого эпилептического приступа.
  2. Лечение назначается в зависимости от формы эпилепсии и от характера приступов.
  3. Начинают лечение с монотерапии (т.е. лечение одним препаратом).
  4. Лечение должно осуществляться применением адекватных возрастных дозировок АЭП.
  5. При неэффективности препарата, он должен быть постепенно отменен и заменен другим.
  6. При неэффективности монотерапии, переходят к политерапии (т.е. сочетанному назначению 2 и даже 3 препаратов).

Цели терапии следующие:

  1. Полное прекращение припадков.
  2. Минимум побочных эффектов при применении терапии.
  3. Улучшить качество жизни больного ребенка.

Подбор АЭП не должен быть эмпирическим. Успех лечения эпилепсии во многом определяется точностью синдромологической диагностики. Лечение назначается в зависимости от формы эпилепсии и от характера приступов. В связи с этим важно правильно определить характер приступов. Приступы должны быть тщательно описаны родителями или представлены доктору в виде видеозаписи.

Принцип монотерапии. Купирование эпилептических приступов должно осуществляться преимущественно одним препаратом. Политерапия, т.е. назначение двух и даже трех препаратов, оправдана только в случае резистентных (не отвечающих на лечение одним препаратом) форм эпилепсии и не более трех АЭП одновременно.

Лечение должно осуществляться применением адекватных возрастных дозировок . АЭП назначаются, начиная с малой дозы, с постепенным увеличением до достижения терапевтического эффекта или появления первых признаков побочных эффектов. При этом определяющим является клиническая эффективность и переносимость препарата.

В случае неэффективности одного препарата, он должен быть постепенно заменен другим АЭП, эффективным при данной форме эпилепсии. Постепенный переход на монотерапию другим АЭП при неэффективности одного из АЭП называется альтернативная монотерапия.

Отмена противосудорожного препарата должна быть постепенной, с обязательным учетом формы эпилепсии и прогноза, возможности возобновления припадков, индивидуальных особенностей пациента.

Отмена АЭП терапии проводится, как правило, не менее чем через 2 – 4 года после полного прекращения припадков. Ведущим является клинический критерий.

При наличии на ЭЭГ эпиактивности в отсутствии приступов в течение 3-х лет отмена антиэпилептической терапии может быть задержана на срок 6 месяцев – 1 год. Если ЭЭГ не нормализуется, АЭП все равно должны быть отменены не позднее 4-х лет полной ремиссии.

При большинстве идиопатических форм эпилепсии отмена препаратов может осуществляться через 2,5 - 3 года ремиссии. При тяжелых резистентных формах (синдром Леннокса – Гасто, симптоматические парциальные эпилепсии), а также при юношеской миоклонической эпилепсии данный период увеличивается до 3 – 4 лет.

При полной терапевтической ремиссии в течение 4-х лет лечение должно быть отменено во всех случаях.

Наличие изменений на ЭЭГ, пубертатный период пациентов не является противопоказанием к отмене АЭП при отсутствии приступов более 4-х лет.

Отмена АЭП при наступлении срока окончания лечения может осуществляться как постепенно в течение 1-12 месяцев, так и одномоментно.

Эпилепсия – это заболевание, требующее неотложной помощи. Поэтому родители должны уметь оказать своему ребенку первую помощь при возникновении эпилептического припадка.

Существуют определенные правила поведения родителей при эпилептическом приступе у ребенка. При возникновении приступа:

  • расстегнуть воротник и освободить от тесной одежды;
  • удалить инородные предметы из полости рта;
  • положить ребенка на спину и повернуть голову на бок;
  • не пытаться разжать челюсти с помощью каких-либо предметов;
  • не давать никаких лекарств и жидкостей через рот;
  • измерить температуру;
  • внимательно наблюдать за течением приступа;
  • находиться возле ребенка до полного прекращения приступа.

Окружающие не должны реагировать на припадок со страхом или возбужденно. В большинстве случаев ребенок не помнит, что с ним было во время припадка, ему совершенно непонятно замешательство окружающих, когда он приходит в сознание.

При возникновении приступа необходимо немедленно вызвать скорую помощь и госпитализировать ребенка в стационар. Если приступ продолжается более 15 минут, это грозный симптом, в этом случае может развиться эпилептический статус – состояние, угрожающее жизни ребенка. Поэтому необходимо как можно быстрее доставить ребенка в стационар для оказания специализированной помощи.

Каждый приступ у ребенка родители должны фиксировать в специальном «Дневнике приступов». В нем отмечается дата, время возникновения припадка, а также подробно описывается характер приступа, в последней графе указывается, какие препараты и в каких дозах получает ребенок. Этот дневник должен хранится в течение всей жизни. Подобный учет приступов позволяет эффективнее проводить терапию данному пациенту. Чтобы не напоминать ребенку о его болезни и не создавать постоянной болезненной доминанты, дневник эпилептических припадков лучше вести родителям.

Семь следующих жизненных правил должны помочь Вам лучше справиться с приступами.

  1. Регулярно посещайте своего лечащего врача.
  2. Ваши визиты к врачу должны быть регулярными. Точно придерживайтесь его указаний.

  3. Тщательно ведите календарь приступов.
  4. Носите его при себе. Он является важным документом для оказания правильной помощи.

  5. Решающим является регулярный прием препаратов.
  6. Любые самостоятельные изменения дозы и пропуски приема препаратов вызывают утяжеление приступов. Всегда имейте запас препаратов. Не принимайте без консультации с лечащим врачом других лекарственных препаратов. Они могут уменьшать действие противоэпилептических препаратов и, вследствие этого, это провоцирует приступы. Контролируйте побочные эффекты лекарств и вовремя сообщайте врачу при их появлении.

  7. Сон должен быть достаточным.
  8. Недосыпания, частые изменения время засыпания и пробуждения, а так же избыточный сон могут усиливать приступы.

  9. Не употребляйте алкоголь.
  10. Алкоголь изменяет действие противоэпилептических препаратов и ухудшает качество сна.

  11. Избегайте ярких мерцающих источников света.
  12. Приступы могут вызываться: испорченными телевизорами; при быстром переходе из темноты в светлое помещение; бликами на поверхности воды; фотоэффектами на дискотеке; некоторыми компьютерными играми.

  13. Не водите автотранспорта, до тех пор, пока не прекратятся приступы. Люди с эпилепсией при наличии приступов не могут водить автомобиль.

Современный подход к проблеме эпилепсии предусматривает решение широкого круга вопросов: воспитание, образование, выбор профессии и трудоустройство, образование и семья. Вот далеко не полный перечень вопросов, тесно связанных с успешным лечением. В последние годы акцент делается на улучшение качества жизни больных эпилепсией, уменьшение их «стигматизации» и дискриминации. Поэтому далее вашему вниманию предоставляются ответы на наиболее часто возникающие вопросы у родителей детей, страдающих эпилепсией.

Как помочь правильному социальному становлению ребенка с эпилептическими приступами?

Предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности, поскольку это - фундамент его дальнейшей взрослой жизни. Безусловно, спокойнее, когда ребенок всегда «на глазах», но гораздо важнее вашей самоуспокоенности дать ребенку шанс стать в будущем полноценным человеком, не нуждающемся в постоянной опеке близких. Как здоровые дети самостоятельно познают мир и действуют, исходя из собственного опыта, так же должны познавать мир и дети с эпилепсией, как бы ни было трудно смириться с этим их родителям.

Никогда не следует использовать эпилепсию как повод избежать каких-либо неприятных, или просто нежелательных для вас или ребенка действий. В семье не делайте поблажек ребенку с приступами и не ставьте его в исключительное положение по сравнению с братьями и сестрами. Он точно так же может исполнять поручения по дому - помогать уборке, мыть посуду и т. п. Приступы не должны быть использованы как повод для уклонения от неприятных обязанностей. Иначе, привыкая в детстве к подобным уловкам, ему и в дальнейшем захочется ими воспользоваться в трудных ситуациях, что, в свою очередь, может привести к психическим проблемам, связанным с нежеланием «расставаться» с приступами.

Каким видом спорта можно заниматься?

Спорт является важной и необходимой составляющей в жизни любого человека. Спорт - это возможность широких контактов с другими людьми, возможность почувствовать и оценить собственную силу, ловкость, умение. Кроме того - это значительный шаг в формировании самостоятельности и жизненной активности.

Однако, решение о занятиях тем или иным видом спорта следует принимать, учитывая не столько их положительные аспекты, сколько частоту приступов, время их возникновения и степень опасности в связи с этим самой спортивно дисциплины. При наличии частых приступов нельзя заниматься такими видами спорта, которые сопряжены с опасностью травмы, как например, спортивная гимнастика, акробатика, бокс, борьба, верховая езда, велоспорт, прыжки в воду, подводное плавание, горные лыжи, альпинизм. Если же приступы протекают во сне, либо в момент пробуждения, можно пойти на компромисс и выбрать вид спорта с минимальной степенью риска, например, художественную гимнастику, аэробику, спортивные игры (футбол, волейбол, ручной мяч).

В школе на уроках физического воспитания, если у ребенка нет приступов, можно под наблюдением учителя заниматься физкультурой.

В каких случаях разрешено плавание?

Для людей с эпилепсией занятия плаванием существенно ограничены в силу их несовместимости с вероятными приступами. Возникновение приступа в воде, безусловно, опасно для жизни, но следует отметить, что такое случается довольно редко. При допуске к плаванию человека с эпилепсией необходимо учитывать следующие моменты:

  • нельзя плавать при частых неконтролируемых приступах, общем недомогании или при предчувствии приступа;
  • не рекомендуется плавание в холодной воде;
  • нельзя прыгать в воду с вышки и нырять;
  • необходимо выбирать спокойное время в бассейне и избегать большого скопления людей и различных праздников на воде;
  • желательно иметь ярко окрашенную плавательную шапочку, что облегчает наблюдение за плавающим в воде;
  • занятия плаванием человеку с эпилепсией рекомендуется проводить в паре с другим человеком (т.н. «близнецовый метод») или под чьим-либо наблюдением.

Если наблюдающий не в состоянии оказывать помощь на воде, то предпочтительнее плавать в местах с небольшой глубиной и у края бассейна.

Вредно ли смотреть телевизор?

Просмотр телевизора может вызвать приступы примерно у 1% людей с эпилепсией, обладающих повышенной чувствительностью к действию света. Такие приступы называются фотосенситивными. Если они плохо поддаются лечению, то при просмотре телевизора необходимо соблюдение следующих правил:

  • располагаться не ближе 2-х метров от экрана;
  • отдавать предпочтение меньшим размерам телевизионного экрана;
  • использовать телевизоры с высокой частотой разверстки (100 гц);
  • располагаться во время просмотра так, чтобы уровень глаз не был выше уровня экрана;
  • закрывать один глаз при просмотре калейдоскопических съемок, вспышек, мелькающих картинок, чтобы уменьшить эффект мерцания;
  • использовать для управления телевизором дистанционный пульт.

Можно ли посещать дискотеки?

Большинство молодых людей с эпилептическими приступами могут посещать дискотеки. Обычные цветомузыкальные эффекты для них безопасны. Приступы могут спровоцировать только стробоскопические (часто мерцающие) яркие блики в затемненном помещении у людей с фотосенситивной формой эпилепсии. Вероятность появления приступа напрямую зависит от частоты мелькания и яркости световых эффектов. Кроме того, необходимо помнить, что такие постоянные спутники дискотек, как недосыпание, усталость и алкоголь могут также способствовать возникновению приступов.

Вредны ли для детей с эпилепсией видеоигры?

Хотя большинство специалистов считает, что видеоигры сами по себе не вызывают приступы, однако, те игры, в которых используются контрастные световые эффекты, могут вызывать приступы у людей с повышенной чувствительностью к световым мельканиям. Во время игры должны соблюдаться теже правила, что и при просмотре телевизора, или при работе за дисплеем компьютера.

Опасно ли работать за компьютером?

Предположения о провоцирующем влиянии на приступы работы за компьютером сильно преувеличены. Однако у людей с повышенной чувствительностью к световым мельканиям подобные опасения оправданы, хотя категорическим противопоказанием для работы с компьютером они не являются. При правильно подобранном лечении и соблюдении ряда защитных мер можно не лишать человека удовольствия (или необходимости) работы за компьютером. При этом желательно соблюдение некоторых правил:

  • Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 35 см (для 14-ти дюймовых экранов).
  • Экран монитора должен быть чистым с правильно отрегулированными параметрами изображения.
  • Компьютер должен быть установлен в светлом помещении.
  • Монитор необходимо расположить так, чтобы избежать бликов от окон или других источников света.
  • При выборе монитора отдавать предпочтение стандарту SVGA с частотой разверстки не менее 60 гц.
  • Исключить другие мониторы или телевизоры из поля зрения.
  • Избегать программ, которые используют большую часть экрана в качестве светлого фона, или уменьшить рабочее окно программы с изменением фона окна на менее контрастный (желательно с наличием зеленых тонов).
  • Избегать рассматривать мелкие детали изображения на экране с близкого расстояния.
  • Постараться не работать за компьютером в возбужденном или переутомленном состоянии, при недосыпании или в состоянии алкогольного опьянения.

Следует учитывать, что компьютер может стать важным фактором социального становления человека с эпилептическими приступами. Компьютер дает возможность работы с обучающими и развивающими творческие способности программами, получения интересующей информации, общения со сверстниками и многое другое, без которой трудно представить современную жизнь. Кроме того, умение работать на компьютере все чаще в последние годы является обязательным требованием при приеме на работу.

Можно ли употреблять алкоголь?

Некоторые люди с эпилепсией предпочитают вообще не употреблять алкогольных напитков. Хорошо известно, что алкоголь может провоцировать приступы, но это в значительной степени обусловлено индивидуальной восприимчивостью человека, а также формой эпилепсии. Если человек с приступами полностью адаптирован к полноценной жизни в обществе, то он сможет найти для себя разумное решение проблемы употребления алкоголя. Допустимыми дозами употребления алкоголя в день являются, для мужчин - 2 бокала вина, для женщин -1 бокал.

Можно ли курить?

Курить вредно - это общеизвестно. Прямой связи между курением и возникновением приступов не выявлено. Но существует опасность пожара, если приступ возникнет во время курения без присмотра. Женщины, страдающие эпилепсией, не должны курить во время беременности, чтобы не увеличивать риска (и так достаточно высокого) пороков развития у ребенка.

Какие нарушения поведения могут возникнуть?

Первое место по частоте встречаемости у детей, страдающих эпилепсией, занимают астенические состояния (слабость, утомляемость, снижение работоспособности и т.д.).

На втором месте находятся нарушения поведения.

Следующую группу составляют так называемые аффективные расстройства, т.е. состояния возбуждения.

Перечисленные выше виды расстройств могут сочетаться у одного больного, а могут выступать в качестве единственного проявления.

Более подробно остановимся на нарушениях поведения.

Нарушения поведения у детей с эпилепсией связаны, с одной стороны, с заболеванием, а с другой стороны, обусловлены особенностями воспитания, семьей ребенка. Частые конфликты в семье, отсутствие согласованных действий родителей в воспитании ребенка может привести к нарушениям поведения.

Для ребенка с эпилепсией обычные раздражители могут оказаться сверхсильными и вывести его из равновесия. Нередко даже незначительный повод может привести к неадекватной эмоциональной вспышке. Дети младшего возраста часто капризничают, плачут, а в более старшем возрасте – грубят, иногда совершают разрушительные действия и агрессивные поступки.

Из расстройств поведения чаще всего встречается расторможенность: дети раздражительны, возбуждены, непоседливы, чрезмерно подвижны, ни на минуту не остаются в покое. Все, что находится в поле их зрения, не остается без внимания. Порой трудно понять, что они хотят.

Расторможенность проявляется не только в движениях, но и в речи, желаниях, эмоциях, во всем поведении. Эти нарушения проявляются еще более сильно, когда имеются дефекты воспитания - исполнение всех желаний и прихотей ребенка незамедлительно.

В некоторых случаях расторможенность достигает такой степени, что больных ни на минуту нельзя оставить без присмотра.

Противоположной формой нарушения поведения является гипоактивность. Эти дети малоподвижны. Они с трудом адаптируются к жизни. Даже в простых жизненных ситуациях они оказываются беспомощными.

Может быть вариант контрастного поведения ребенка. В школе больной послушен, а дома - расторможен и деспотичен.

У подростков нарушения поведения могут достигать значительной степени выраженности. В этом случае формируется аномальная личность, эгоистичная, с переоценкой своего «я». Такие подростки требуют от родителей приобретения дорогостоящих модных вещей, хотя сами еще не зарабатывают.

Некоторые из подростков, считающиеся «трудными» дома, в стационаре преображаются, подражают окружающим, выполняют все врачебные назначения.

Другие ведут себя как «трудные» не только дома, но и в школе, в стационаре. Такие дети неуправляемы, конфликтуют по мелочам. Они могут настраивать на свой лад других детей. Их поведение представляет собой результат не столько болезни, сколько распущенности, отсутствия уважительного отношения к другим.

Нарушения поведения иногда развиваются в результате неправильного представления об эпилепсии как неизлечимой болезни.

Например, когда больным говорят, что им всю жизнь предстоит принимать лекарства и строго соблюдать многочисленные ограничения, у них нередко возникает депрессия, т.е. стойкое снижение настроения. Иногда больные отказываются от лечения вообще, что опасно для их жизни. Родители в связи с неправильными представлениями об эпилепсии иногда рисуют мрачную картину будущего своего ребенка, чрезмерно его жалеют и опекают, что также отражается на его поведении.

Нарушения поведения выступают в качестве фактора, осложняющего лечение эпилепсии, усугубляя тем самым ее течение.

Учитывая все вышеизложенное, поведение ребенка во многом определяется родителями. И сформируются нарушения поведения у больного или нет зависит, в первую очередь, от семьи, в которой воспитывается ребенок.

Поэтому родители должны установить доверительные отношения с лечащим врачом ребенка. Они должны четко осознавать, что эпилепсия, такое же заболевание, как и многие другие. Никто из членов семьи не виноват в болезни ребенка.

Совершенно бессмысленно все время жаловаться. Если ребенок заболел, надо сделать все чтобы ему помочь. Не следует подчеркивать недостатки ребенка. Недопустимо на него кричать, применять телесные наказания. Но и нельзя прощать ему проступки. Только ровное спокойное отношение к ребенку позволит избежать родителям проявлений нарушений поведения у него. Необходимо адаптировать ребенка к коллективу. Большинство детей с эпилепсией могут и должны получать образование.

Родителям следует помнить, что постоянная опека приводит к воспитанию у ребенка эгоизма. Поэтому очень важно привить ребенку доброту и заботу о ближних. Если в семье есть младшие дети, необходимо привлекать ребенка к опеки за ними. Если больной единственный в семье ребенок, то важно привить ему любовь к птицам и животным. Помощь и забота, кормление, уход за животными являются хорошим средством профилактики эгоизма, агрессивности у детей.

У детей эпилепсией часто отмечается обидчивость. Некоторые родители усугубляют ее тем, что изолируют детей от сверстников, не разрешают играть с другими детьми, боясь наступления приступа. Отстранение детей от игр, развлечений, лишение общения со сверстниками способствует душевному опустошению.

Если эпилепсией болен подросток, то родителям очень важно правильно разъяснить ему суть болезни и необходимость соблюдения определенных правил в жизни. Убеждение, беседа «на равных» действуют более убедительно, чем повелительный тон. Все должно быть аргументировано, четок сформулировано, чтобы подростку было предельно ясно: это можно, а это действительно нельзя.

Родители должны помнить, что с примера, который они подают, начинается всякое воспитание. Что бы ни говорили родители и воспитатели, какие бы благородные мысли и убеждения они не развивали, эти мысли и убеждения не окажут на ребенка полезного действия, если они не будут подкрепляться соответствующим поведением страших.

Для того, чтобы существенно сократилось количество ограничений и запретов, установленных для детей с эпилепсией, необходимо прежде всего повышение уровня образованности как семьи, так и общества в целом. Необходимо постоянно поощрять детей к различным активным действиям, не представляющим опасности для их здоровья.

Для чего нужны группы «самопомощи»?

Группы «самопомощи» существуют во многих странах. Они объединяют как самих людей, так и их близких родственников.

Взаимодействие с людьми, имеющими схожий недуг, уменьшает чувство отверженности, одиночества, изоляции, также решает проблему контактов. Одна из важнейших целей, которые ставят перед собой группы самопомощи больных с эпилепсией - это их психологическая адаптация в жизни.

В связи с этим в рамках работы по оптимизации помощи детям с эпилепсией в Нижнем Новгороде с марта 2000 года проводится образовательная программа для родителей – «Школа для родителей детей, страдающих эпилепсией». Цель данной образовательной программы – улучшить качество жизни детей с эпилепсией.

Основные задачи школы – достижение более полного контроля за состоянием больного; знакомство родителей ребенка, болеющего эпилепсией, с причинами этого заболевания, его признаками и возможностями лечения.

Роль родителей в борьбе с этим заболеванием является в высшей степени ответственной. Не будет преувеличением сказать, что успех лечения ребенка, больного эпилепсией, зависит от родителей не в меньшей степени, чем от врача. Лечение этого заболевания требует длительных согласованных усилий врача и родителей. Родители должны хорошо знать свою роль в обучении и воспитании ребенка, больного эпилепсией. Безукоризненно осуществляя все то, что необходимо в связи с болезнью ребенка, родители выполняют свой благородный долг перед детьми.

На занятиях в школе родители знакомятся с современными данными об эпилепсии, возможностями лечения заболевания, обучаются правильным действиям при внезапно возникшем эпилептическом приступе у ребенка. Занятия проводят высококвалифицированные детские неврологи, сотрудники Нижегородской государственной медицинской академии. После посещения полного цикла занятий родителям выдается сертификат и паспорт больного эпилепсией (по желанию родителей).


Эпилепсия- одно из самых распространенных заболеваний центральной нервной системы. Неврологические проявления связанны с нарушением вспышек и сигналов в работе нейронов .

Болезнь носит хронический характер и не зависит от возраста и половых принадлежностей больного. На сегодняшний день лекарства от тяжелого недуга не существует. Однако при легкой форме течения возможна длительная ремиссия. При учете и соблюдение всех рекомендаций и проведение комплекса терапий.

Эписиндром - это возникновение всех проявлений эпилепсии без нарушений в работе нейронов и вызванное совсем другим заболеванием. Эписиндром имеет второе название симптоматическая эпилепсия, по причине схожих симптомов. Может иметь хронический характер и поддается лечению в зависимости от первоначального заболевания, вызвавшего эписиндром.

Только узнав особенности течения и возникновения заболеваний можно определить в чем разница между эпилепсией и эписиндромом.

Эписиндром не является причиной для освобождения от призыва в армию. И не регламентирована статьей расписания болезней 21. Эпилепсия регламентирована, и в армию эпилептик не призывается.

Эписиндром часто возникает у больных шизофренией и проявляется. Эпилепсия же в этом случае исключена. Неизвестно по каким причинам, эти заболевания не поражают ЦНС одновременно.

Причинами возникновения эписиндрома могут быть:

  • Механические травмы головы;
  • Опухолевые заболевания мозга;
  • Воспалительные процессы в головном мозге;
  • Родовые травмы;
  • Возрастные изменения сосудистой системы;
  • Болезни, связанные с патологиями нейронов и нервной системы;

При возникновении симптомов, человек нуждается в оказании первой медицинской помощи. Симптоматика эписиндрома проявляется в зависимости от области патологий в головном мозге. Различают 3 основных типа:

  • Теменной тип эписиндрома в свою очередь делится на заднюю, переднюю и нижнюю пораженную область. Проявляется в онемении конечностей, потери ориентации и равновесия, помутнение и сознания;
  • Лобный тип эписиндрома проявляется в болезненном движении пальцев рук, судорогах и оцепенении конечностей, выделение пены и закатывание глазных яблок. Перед симптомом больной может ощущать различные запахи в виде галлюцинации. Нарушение речи, судорожные заикания и лобная эпилепсия зарождаются из-за патологий в одной области мозга;
  • Височный тип эписиндрома выражается в зрительных и обонятельных галлюцинациях, потери координации, чувство эйфории и апатии, потеря реальности, тошнота, боль в области живота, лунатизм, жар;

Симптомы проявления эписиндрома у детей обычно более выражены, в виду несовершенного развития нервной и сосудистых систем. При возникновении эписиндрома у детей врач назначает такие меры как:

  • Налаживание калиево-кальциевого обмена в организме;
  • Соблюдение диеты с потреблением большого количества жиров и малого количества белков;
  • Прием жаропонижающих препаратов;
  • Лечение отварами, травами и гомеопатическая терапия;
  • Процедуры в физиологическом кабинете;

Спорт

Можно ли заниматься ребенку ? При эпилепсии и эписиндроме спорт пойдет только на пользу. Однако следует избегать боевых, агрессивных и экстремальных видов спорта. Чтобы удар или скачек адреналина не спровоцировали припадок.При выборе вида спорта необходимо руководствоваться рекомендациями лечащего врача.

Эписиндром

При возникновении эписиндрома у взрослых используют дополнительно и транквилизаторы против спазмов и иногда хирургическоевмешательство.

Полное излечение от эписиндрома возможно лишь при выявлении первичного заболевания и излечении от него.

Причины возникновения и проявление

Эпилепсия чаще врожденное заболевание и носит характер генетической предрасположенности. При наличии болезни у одного из родителей, вероятность повторения диагноза у ребенка 40%.

Реже болезнь носит приобретенный характер и возникает при нарушении в работе нейронов в следствии приобретенных патологий нервной системы. На развитие могут повлиять такие факторы как:

  • Алкогольная зависимоть;
  • Травмы головного мозга;
  • Инфекционные заболевания мозга;
  • Воспалительные процессы ;
  • Инсульт;
  • Энцефалопатия и другие заболевания нервной системы;
  • Сахарный диабет и развитие эпилепсии напрямую связанны с потребление сахара. Чем больше сахара ест пациент, тем чаще приступы или риск развития эпилепсии при диабете;

Приступы эпилепсии могут носить тяжелую и легкую симптоматику. Более и менее яркую выраженность. Из общих признаков можно выделить:

  • Галлюцинации и спутанность сознания реальности4
  • Онемение конечностей и усиление тонуса мышц;
  • Потеря сознания. Вплоть до впадения в кому;
  • Расширение зрачков;
  • Запрокидывание головы;
  • Пена изо рта и рвота;
  • Недержание мочи;
  • Судороги конечностей и других органов. В том числе ;

По причине развития и зоне влияния заболевание можно разделить на несколько типов:

  • Височная эпилепсия;
  • Идиопатическая;
  • Криптогенная;
  • Симптоматическая;
  • Алкогольная;

Видео