Сошествие в Аид: Одиссей. Орфей в подземном царстве Какие еще герои сходили в царство аида

Загробный мир. Мифы о загробном мире Петрухин Владимир Яковлевич

Сошествие в Аид: Одиссей

Сошествие в Аид: Одиссей

Несколько глав посвящает Павсаний знаменитой картине Полигнота. Художник, конечно, не мог обойтись без сюжета сошествия Одиссея в Аид, где герой встречает среди прочих душ душу своей матери Антиклеи. Этому сюжету посвящена и XI глава «Одиссеи», которая вдохновляла прочих поэтов, вплоть до Данте, на описание загробного мира.

Волшебница Кирка долго не отпускала домой полюбившегося ей Одиссея со своего волшебного острова, но герой все же настоял на отъезде. Он не мог, однако, двинуться сразу на родную Итаку - его преследовал гнев Посейдона, и, чтобы прояснить свой грядущий путь, он должен был получить предсказание от души прорицателя Тиресия, пребывавшей в Аиде. Кирка препоручила корабль Одиссея Борею, и он отнес его по волнам океана на крайний север, где не восходит солнце, а у высокого утеса впадают в Ахеронт Коцит и Пирифлегетон, текущие в преисподнюю. Волшебница дала героям черных овцу и барана, чтобы их жертвенной кровью привлечь души из Аида. В жертвенную яму Одиссей совершил возлияния медом, вином, осыпал зерном, а затем полилась кровь, и герои призвали богов преисподней - Аида и Персефону. Тогда души с пугающим криком стали слетаться к яме, но Одиссей отгонял их обнаженным мечом: ему нужно было, чтобы первой отведала крови душа Тиресия.

Тиресий сохранил вместилище разума - диафрагму, а потому и в Аиде не утратил сознания: «разум ему сохранен Персефоной и мертвому; в Аиде он лишь с умом; все остальные безумными тенями веют». (Тиресий, видимо, входит в число героев, поглощенных землей живыми и почитавшихся как провидцы.)

Первой к крови явилась душа спутника Одиссея Эльпенора, погибшего на острове Кирки в момент сборов команды на корабль. Одиссей подивился скорости, с которой душа добирается до Аида, обгоняя ветер. Душа заклинала Одиссея совершить погребальный обряд и насыпать могильный холм. Явилась и душа Тиресия, которая напилась крови и поведала, что гнев Посейдона еще принесет немало бедствий Одиссею и его спутникам, но сам герой мирно окончит свои дни на родине, принеся жертву всем богам. Душа удалилась, произнеся пророчество, и Персефона подпустила к жертвенной яме жен героев; среди них была и мать Одиссея, которую тот оставил живой, отплывая под Трою. Увы, она не узнавала сына, пока тот не дал ей напиться крови. Только тогда она поведала о том, что происходит на родной Итаке. Напрасно Одиссей пытался обнять мать - бесплотная тень ускользала из объятий.

Затем настал черед душ героев. Со скорбью узнал Одиссей душу предводителя ахейцев Агамемнона: он поведал о своей гибели из-за предательства жены Клитемнестры. Величайший ахейский герой Ахилл, сопровождаемый Патроклом, с радостью выслушал рассказ о подвигах его сына под Троей, но на восхваления Одиссея ответствовал знаменитой фразой о безрадостной жизни душ в преисподней:

Лишь Аякс, второй после Ахилла ахейский герой, не мог простить Одиссею обид - ведь тот завладел доспехами павшего под Троей Ахилла. Он не ответил на примирительную речь Одиссея, удалившись с другими душами.

Одиссей же лицезрел суд Миноса, восседающего с золотым скипетром во дворце Аида перед толпами душ. Видел он и великана Ориона, осмелившегося состязаться в искусстве охоты с самой Артемидой и принужденного вечно охотиться в царстве Аида. Затем ему открылось видение загробных мук Тития, Тантала и Сисифа. Увидел он и тень самого Геракла: то был лишь призрак, ведь сам герой - сын Зевса - наслаждался бессмертием среди богов-олимпийцев. Хитроумный Одиссей, как и Сократ, желал видеть и прочих великих героев, но крик призраков внушил ему страшную мысль: не вышлет ли Персефона из глубин преисподней призрак Горгоны, что превратит бесстрашного смертного в камень? Он бросился к своему кораблю и увидел, что спутники уже спускают судно на воду.

Многие исследователи обращали внимание на то, что это описание преисподней полно противоречий: призраки в Аиде бесплотны и «бездушны» - лишены псюхе, наделявшей живых разумом и памятью.

Лишь Тиресий не был лишен дара памяти и провидения, но и ему нужна была жертвенная кровь, чтобы реализовать свой дар. Однако бесплотные тени боятся обнаженного меча; Орион гонит по загробному Асфоделевому лугу зверей, которых он убил при жизни, - значит, и звери наделены душой и боятся оружия охотника после смерти?

Верования многих народов мира объясняют некоторые из этих противоречий: считалось, что бесплотные души и духи все же материальны, как пар или дыхание, поэтому и боятся острых режущих предметов или просто колючек. Все наказания в Аиде мыслятся материальными, поэтому Орион остается вечным охотником, как Тантал - вечно жаждущим. Народные верования, в том числе и отраженные в гомеровском эпосе, далеки от представлений о платоновских нематериальных идеях.

Греческие трагики донесли до нас многие народные верования. Софокл говорит не о суде над мертвыми, а о том, что блаженны в Аиде те, кто узрел посвящение в мистерии.

Согласно Софоклу, не только души царей и героев сохраняют в преисподней свое царственное значение, свои склонности и познания (Амфиарай там царствует над душами, Аякс сохраняет силу помогать близким), но и души обыкновенных смертных не лишены там сознания и некоторых чувств, оставшихся от земной жизни. Так, Антигона надеется, что после смерти она встретится с любимым братом, в то время как Исмена, не исполнившая своего долга в отношении него, будет ему в Аиде ненавистна. Кроме Аида и Персефоны в преисподней обитают смерть - Танатос, справедливость - Дике, проклятие и эринии (евмениды). У Еврипида Танатос отводит души умерших в преисподнюю в назначенный каждому срок; атрибутами смерти являются острый меч и черная одежда.

У Гесиода в «Теогонии» преисподняя состоит из Тартара и собственно царства Аида. Расстояние от земли до неба и Тартара одинаково: медная наковальня, брошенная с неба, через девять дней и ночей достигнет земли, а брошенная с земли - через то же время достигнет Тартара. Тартар окружен медной оградой, вокруг него в три ряда простирается ночь. По воле Зевса туда брошены титаны, и для них нет выхода: Посейдон заградил его медными воротами и со всех сторон окружил их жилище стеною. Его охраняют сторукие чудовища Котт, Бриарей и Гиес. Там находятся все концы и начала. Там огромная неизмеримая пропасть: войдя в нее через ворота, в продолжение целого года пути невозможно достигнуть земли. Сильная буря носит вошедшего с одного места на другое, и даже для богов ужасна эта бездна. Там стоит покрытый черными тучами дом мрачной Никты, богини ночи. Страшные боги Сон и Смерть, дети Ночи, также обитают здесь. В передней части преисподней стоит дворец Аида и Персефоны. Ворота в него охраняет свирепая собака, порождение Ехидны и Тифона. Ее зовут Кербер, и у нее пятьдесят голов. К входящим она ласкается, но каждого, кто попытается выйти за пределы дворца, - пожирает. Там же, в чертогах, покрытых огромными камнями, которые приперты к небу серебряными колоннами, обитает ужасная богиня Стикс, дочь Океана, воплощение реки преисподней.

В поэме «Труды и дни» Гесиод рассказывает о пяти человеческих поколениях. Люди золотого века не сошли в преисподнюю, ибо тела их по воле Зевса были скрыты в недрах земли, а души сделались добрыми демонами, хранителями людей последующих поколений. Люди серебряного века, хотя и сошли в преисподнюю, стали там «подземными блаженными смертными», почитаемыми людьми. Третье поколение - люди медного века - сошли в Аид. Следующее поколение героев было избавлено от преисподней, так как они попали на Острова Блаженных. Все люди железного века сойдут в Аид.

Когда тени умерших спускаются в Аид, они минуют рощу из черных тополей на берегу Океана. Попавшие в Аид оказываются на безрадостном Асфоделевому лугу, где души героев бесцельно бродят среди толп менее знаменитых мертвых, издающих писк, словно мыши. За этим лугом лежит Эреб, персонификация мрака, порождение Хаоса и брат Ночи. Там находится дворец Аида и Персефоны. В Эребе живут эринии - богини мщения. Все, кто приближается к дворцу, видят слева от него белый кипарис, отбрасывающий тень в Лету, куда души простых смертных приходят пить. Души прошедших мистическую инициацию пьют из реки Памяти, куда отбрасывает тень белый тополь. Черные тополя были священными деревьями богини смерти, а белые тополя или осины были посвящены Персефоне как богине возрождения или Гераклу за его подвиги в подземном мире.

В послегомеровский период греки пришли к идее бессмертия человеческого индивидуума, загробного возмездия и вечного блаженства. Плутон представляется ипостасью Зевса. Получает распространение вера в то, что Аид не так уж удален от мира живых: в поверхности земли есть щели, сообщающиеся с Аидом. Геракл спустился в Аид на мысе Тенар в Лаконике. В Гермионе, в стране дриопов, он вышел на свет солнца, а выпущенный им Кербер убежал назад в Кинадре близ Аргоса. Жители Гермионы из-за своей близости к Аиду не давали покойникам обола в плату Харону. В щели за ареопагом в Афинах, как считалось, жили эринии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Когда я открыл своим спутникам, куда лежит теперь наш путь, в ужас пришли они, но, повинуясь моему приказанию, взошли они на корабль и отплыли мы на далекий север. Послала нам волшебница Кирка попутный ветер. Быстро гнал он наш корабль. Наконец, достигли мы вод седого Океана и пристали к берегу печальной страны киммерийцев, где никогда не светит людям бог Гелиос. Вечно покрыта эта страна холодным туманом, вечно окутывает ее густой пеленой ночной сумрак. Там вытащили мы на берег наш корабль, взяли данную нам Киркой овцу и черного барана для жертвы подземным богам и пошли к тому месту, где у высокого утеса в Ахеронт впадают Коцит и Пирифлегетонт. Придя туда, вырыл я мечом глубокую яму, совершил над ней три возлияния медом, вином и водою, пересыпав все ячменной мукой, и заколол над ямой жертвы. Кровь жертв лилась в яму. Великой толпой слетались к яме души умерших и подняли спор о том, кому первому напиться жертвенной крови. Здесь были души невест, юношей, старцев и мужей, сраженных в битвах. Ужас объял меня и моих спутников. Сожгли мы жертвы и воззвали к мрачному богу Аиду и жене его богине Персефоне. Обнажил я меч и сел рядом с ямой, чтобы не допускать к ней души умерших. Первой приблизилась душа юного Эльпенора. Раньше нас домчалась душа его до врат царства душ умерших. Молил меня Эльпенор предать его тело погребению, чтобы душа его могла найти успокоение в царстве Аида. Обещал я исполнить его просьбу. Прилетела к яме и душа моей матери Антиклеи. Она была жива, когда я покидал Итаку. Как ни больно мне было, но и ее не подпустил я к яме, так как первым должен был напиться крови прорицатель Тиресий. Наконец, явилась душа Тиресия. Напившись крови, обратилась ко мне бесплотная душа и поведала мне, что гневается на меня бог Посейдон, колебатель земли, за то, что ослепил я его сына, циклопа Полифема. Но и против воли Посейдона достигну я родины, так предсказал мне Тиресий, если только мои спутники не тронут быков Гелиоса на острове Тринакрии. Но если убьют быков мои спутники, то их всех постигнет гибель, один я спасусь и после великих бедствий вернусь домой. Там отомщу я женихам, но после, взяв весло, я должен буду странствовать до тех пор, пока не встречу народа, не знающего мореплавания, не видавшего никогда кораблей; узнаю я этот народ по тому, что встреченный мною спросит меня, зачем несу я на плече лопату. В этой стране я должен принести жертву Посейдону и только после этого вернуться домой. Дома же должен я принести богатую жертву всем богам; только тогда буду я мирно жить в Итаке до самой моей смерти. Вот что предсказал мне вещий Тиресий и удалился. Много видел я душ. Душа матери моей рассказала мне, напившись крови, что делалось в родной Итаке до ее смерти, и успокоила меня, сказав, что живы и отец мой Лаэрт, и Пенелопа, и юный Телемах. Хотел я обнять мою нежнолюбимую мать, три раза простирал я к ней руки, но трижды ускользала легкая тень ее. Видал я в царстве Аида тени многих героев, но всех перечислить я не в силах, на это не хватило бы и всей ночи. Поздно теперь, пора прервать мне рассказ, пора идти всем на покой.

Так сказал Одиссей. Но все собравшиеся стали просить Одиссея продолжать рассказ, просили также его царица Арета и царь Алкиной. Готовы были все слушать Одиссея до самой зари. Стал продолжать Одиссей свой рассказ.

Видел я в царстве Аида и душу царя Агамемнона. Горько жаловался он на жену Клитемнестру и Эгисфа, убивших царя Микен в день его возвращения. Советовала мне душа Агамемнона не доверяться по возвращении на Итаку жене моей Пенелопе. Видел я и души Ахилла, Патрокла, Антилоха и Теламонида Аякса. Ахиллу рассказал я о великих подвигах сына его Неоптолема, и возрадовался он, хотя горько сетовал раньше на безрадостную жизнь в царстве умерших и желал лучше быть последним батраком на земле, чем быть царем в царстве душ умерших. Хотел я примириться с великим Аяксом - тяжко обидел я его, когда спорили мы за доспехи Ахилла, - но молча ушел Аякс, не сказав мне ни слова. Видел я и судью умерших, царя Миноса. Видел мучение Тантала и Сизифа. Наконец, приблизилась ко мне и душа величайшего из героев, Геракла, сам же он на Олимпе, в сонме бессмертных богов. Ждал я, чтобы приблизились души и других великих героев минувших времен, но души подняли такой ужасный крик, что в страхе бежал я к кораблю. Боялся я, что вышлет богиня Персефона ужасную горгону Медузу.

Быстро спустили мы корабль на воду седого Океана и покинули страну киммерийцев. Вскоре благополучно достигли мы и острова Эеи и, пристав к берегу, забылись покойным сном.

Реки подземного царства: Ахеронт, Лета, Стикс. Неумолим и мрачен Аид, владыка полного ужасов подземного мира. Никогда не проникают солнечные лучи в царство мертвых. Через бездонные пропасти лежит туда путь с поверхности земли. Мрачные реки отделяют сумрачное царство Аида от мира живых людей. Первая река — Ахеронт, через которую в утлом челноке перевозит тени умерших старый перевозчик Харон; вторая — Лета, дающая забвение: забывает всякий, испивший ее воды, все на свете, даже собственное имя; третья — Стикс, окружающая со всех сторон царство теней. Поэтому самая нерушимая клятва у бессмертных — клятва водами Стикса, никто и никогда не смеет ее нарушить.

Пес Кербер. Мрачны поля в царстве Аида. Вечно блуждают по ним тени умерших. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, похожие на шелест опавших листьев. Но никто не может возвратиться из царства печали на милую землю — сторожит выход трехглавый пес Кербер, на шее которого вместо гривы сплетаются в клубок шипящие змеи, а из трех оскаленных пастей капает на землю ядовитая слюна.

Дворец Аида и его служители. В глубине подземного мира, куда не доходят ни свет, ни радости, ни печали земного мира, стоит дворец Аида. Восседает в нем на золотом троне в окружении грозных, неумолимых богов повелитель преисподней. Здесь же находятся богини Эринии, которые преследуют преступников. Держат они в руках бичи и змей, которые язвят и жалят людей с нечистой совестью! Нигде не возможно скрыться от мстительниц-Эриний. Рядом с Аидом — его верный слуга Танат, суровый бог смерти. На огромных черных крыльях, в широком черном плаще прилетает он к людям, срезает прядь волос с головы человека и отбирает душу. Могильным холодом веет от Таната.

Неподалеку от Таната его брат Гипнос, бог сна. Разные характеры у братьев: смерть неумолима и беспощадна, а сон дает отдых и силы. Неслышно носится Гипнос над землей и льет из рога снотворный напиток. В руках у Гипноса волшебный жезл. Едва коснется он жезлом глаз человека, как тот погружается в сладостный сон.

Геката. Еще одна великая и страшная богиня живет в Аиде — Геката. Она повелевает колдуньями и привидениями. У нее три тела и три лица, поэтому греки строили храмы в ее честь там, где пересекались три дороги.

Кровожадна Геката, она посылает на землю чудовище с медной ногой по имени Эмпуза, которое может обернуться очень красивой девой, ласковыми словами заманить человека в безлюдное место, напасть на него, выпить кровь и проглотить. А если ночь темна и страшна, выходит на землю сама Геката и бродит в окружении призраков и своры свирепых псов с берегов Стикса. Любят Гекату только колдуны: она помогает их козням. Но может и освободить человека от колдовства. Поэтому все оказывают ей почести, кто из боязни, а кто в надежде на помощь. В жертву Гекате приносят собак.

Сизиф. В Аид отправляют боги и тех, кто посмел их обмануть. Например, коринфский царь Сизиф хитростью сумел захватить в плен и заключить в оковы самого Таната, бога смерти. Люди перестали умирать, нарушился ход вещей, установленный Зевсом. Рассердился громовержец, послал бога Ареса на выручку Танату. Вырвал Арес бога смерти из цепей.

И первое, что сделал Танат, — исторг душу Сизифа и отправил ее в мрачный Аид. Но еще раз обманул хитрый Сизиф богов. Успел он приказать своей жене, чтобы не приносила она жертв подземным богам. Когда Аиду надоело ждать этих жертв, Сизиф сказал ему: “О великий бог! Отпусти меня ненадолго на землю, я потороплю жену с приношениями!” Поверил ему Аид, но Сизиф и не подумал выполнить свое обещание. Весело смеялся он над тем, как ловко обманул владыку подземного мира. Пришлось богам еще раз посылать за ним Таната.

Обрекли Сизифа на вечное наказание. Должен он катить вверх, на крутую гору, тяжелый камень. Весь покрыт он потом, все ближе, ближе вершина... Кажется, еще одно усилие — и достигнет Сизиф цели. Но вырывается камень из его рук и с грохотом катится вниз; и снова принимается Сизиф за свой тяжелый, нескончаемый труд.

Тантал. Жестоко мучается в Аиде и Тантал — сын самого Зевса. Был он когда-то богаче и счастливее всех на земле. Часто боги пировали в его дворце; случалось и Танталу подниматься на высокий Олимп и пировать у богов. Боги смотрели на Тантала, как на равного им.

Возгордился Тантал от такого великого почета, стал считать себя равным даже своему отцу, великому Зевсу. Высокомерие и заносчивость Тантала толкнули его на страшное преступление: желая проверить, всеведущи ли боги, убил Тантал своего юного сына Пелопса и под видом кушания подал его мясо на пиру бессмертным богам. Никто из небожителей даже не прикоснулся к тому, что лежало на блюде. Оживили они мальчика, стал он еще красивее, чем был раньше. Преступника Тантала заключил Зевс в Аид и обрек на вечные муки. Стоит он по горло в чистой, прозрачной воде, и мучает его страшная жажда, но едва наклоняется, чтобы напиться, — вода отступает. Над головой Тантала свисают с деревьев прекрасные плоды, терзает его мучительный голод, но стоит ему протянуть руку, — ветви поднимаются вверх. А над тем местом, где находится Тантал, нависает громадная скала. Вот-вот упадет она и раздавит Тантала, постоянно находится он в страхе. Так вечным страхом, голодом и жаждой обернулось для Тантала его неуважение к богам и жестокость.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков» .

Краткая предыстория

После долгой борьбы богов с титанами, последние были повержены и сосланы во тьму. Три брата встретились и поделили зоны влияния. Это были , и Аид. Зевсу досталось небо, Посейдону водная стихия, а Аиду подземное царство.

Подземное царство

Аид получил власть над тенями умерших. Он считается богом подземных сокровищ, несметных богатств, плодородия. Он входит в число двенадцати высших существ, живущих на . Аид был одним из трёх главных богов. Он принимает души всех умерших, охраняет тайны загробного мира. Его жена Персефона – богиня царства мёртвых и покровительница плодородия. У него есть волшебная шапка, делающая невидимым. В мифологии часто изображали спиной т.к. по преданиям он не хотел смотреть умершим в глаза.

У входа в мир теней растут три чёрных тополя. Он расположен на западе, где солнце спускается, на побережье Океана. Родственники кладут покойным денежку под язык, что будет платой перевозчику через реку Стикс. Судьи, боги смерти и мщения восседают рядом с Аидом. Бог Гипнос держит в руках сосуд с усыпляющим напитком.

На полях мира теней выросло много чёрных тюльпанов и асфоделий. Тени умерших носятся над полями, их крики и стоны подобны шелесту увядшей, сухой листвы. Не могут вернуться они к солнцу, и продолжают своё существование без радости и печали, скучая по надземному миру.

Здесь побывал даже легендарный , который хотел узнать свою судьбу.

Герои, мифические существа, Геката гуляют по подземным пространствам. Хаос входит в мир теней, добавляя ему мрачности и безнадёжности. Богиня Геката посылает ужасные сновидения тем, кто забывает о ней, не борется с колдовством. Здесь нет солнца, его лучи не могут проникнуть в данное измерение. Почти все побеждённые титаны были отправлены сюда. Мёртвые несут заслуженное наказание в мире теней. Река забвения Лета протекает в царстве мёртвых. Напившийся из неё забывает прежнюю жизнь.

Персефона

Юная, нежная Персефона жила со своей матерью, богиней плодородия Деметрой. Как-то она гуляла по лесу, где её увидел Аид. Он влюбился в неё сразу, решил похитить, жениться. Для достижения цели бог попросил Гею вырастить цветок неземной красоты, что и было сделано. Вышла Персефона на прогулку, увидела цветок неземной красоты, начала его срывать. Сразу же разверзлось лоно земли, вылетели кони, запряжённые в колесницу. Аид, находившийся внутри, схватил красавицу, скрылся вместе с ней. Только вскрикнула юная богиня, и исчезла в царстве теней.

Услышав крик дочери, Деметра устремилась к ней. Но не было Персефоны нигде. Так и не найдя дочь, опечалилась очень Деметра, покинула Олимп, ушла к людям. Без неё перестали цвести сады и цветы, начался голод по всей планете. Взмолилась она, обратившись к Гелиосу. Просила открыть ей, где находится дочь. И Гелиос ответил ей, что Зевс отдал Персефону в жёны Аиду. Отправилась опечаленная мать к Зевсу, умоляя вернуть ей дочь. Послали в подземное царство с донесением. Владыка царства теней выслушал посланника, отправил Персефону к матери.

Перед путешествием заставил проглотить её зёрнышки граната, которые считались символом брака. С тех пор жена божества какое-то время живёт с Деметрой, а другую часть времени проводит с мужем. Когда она уезжает в подземное царство, земля печалится и пустеет, начинается осень, затем зима. Но когда она возвращается к матери, на земле всё возрождается, приходит весна, за ней лето.

Стикс

Река Стикс преграждает путь в царство теней . Харон, перевозчик умерших, взимает оплату за проезд. Это старец в рубище, который принимает умерших только тогда, когда у них есть золотая ветвь из царства Деметры, а их кости находятся в могиле. В других случаях души не перевозились на другой берег, не попадали в подземный мир.

Харон перевозил души мёртвых на лодке. Древние греки рисовали этот сюжет на древних, погребальных вазах, датируемых V-IV веком до нашей эры. Иногда он изображался в виде грубого моряка, иногда его лицо имело благородные черты, а на некоторых рисунках ему придавали вид демона с крыльями, вооружённого двойным молотом.

Трёхголовый страж

Цербер, трёхголовый пёс, является стражем подземного мира. Никто не может вернуться назад в царство живых, поскольку страж охраняет грань между мирами. У этой собаки змеиный хвост, из пасти течёт ядовитая слюна. Он был рождён от Тифона и Ехидны. Это страшное мифическое существо, которое описывается во многих мифах. Во времена средневековья Цербера описывают как крылатого демона, охраняющего выход из преисподней.

Хаос

В древнегреческой мифологии считается бездной. На самом деле это бесформенное, первичное, неупорядоченное проявление пространства из которого возникли первые божества, галактики. Хаос существовал до сотворения мира, его также называют первозданной пустотой. Древние греки называли его Тартаром.

Все факты, картинки, видео взяты из открытых источников.

Великий певец Орфей, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, жил в далекой Фракии. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил ее певец Орфей. Но недолго наслаждался Орфей счастливой жизнью с женой своей. Однажды, вскоре после свадьбы, прекрасная Эвридика собирала со своими юными резвыми подругами нимфами весенние цветы в зеленой долине. Не заметила Эвридика в густой траве змеи и наступила на нее. Ужалила змея юную жену Орфея в ногу. Громко вскрикнула Эвридика и упала на руки подбежавшим подругам. Побледнела Эвридика, сомкнулись ее очи. Яд змеи пресек ее жизнь. В ужас пришли подруги Эвридики и далеко разнесся их скорбный плач. Услыхал его Орфей. Он спешит в долину и там видит холодный труп своей нежно любимой жены. В отчаяние пришел Орфей. Не мог он примириться с этой утратой. Долго оплакивал он свою Эвридику, и плакала вся природа, слыша его грустное пение.

Наконец, решил Орфей спуститься в мрачное царство душ умерших, чтобы упросить владыку Аида и жену его Персефону вернуть ему жену. Через мрачную пещеру Тэнара спустился Орфей к берегам священной реки Стикса.

Стоит Орфей на берегу Стикса. Как переправиться ему на другой берег, туда, где находится мрачное царство владыки Аида? Вокруг Орфея толпятся тени умерших. Чуть слышны стоны их, подобные шороху падающих листьев в лесу поздней осенью. Вот послышался вдали плеск весел. Это приближается ладья перевозчика душ умерших, Харона. Причалил Харон к берегу. Просит Орфей перевезти его вместе с душами на другой берег, но отказал ему суровый Харон. Как ни молит его Орфей, все слышит он один ответ Харона - "нет!"

Ударил тогда Орфей по струнам своей золотой кифары, и широкой волной разнеслись по берегу мрачного Стикса звуки ее струн. Своей музыкой очаровал Орфей Харона; слушает он игру Орфея, опершись на свое весло. Под звуки музыки вошел Орфей в падью, оттолкнул ее Харон веслом от берега, и поплыла ладья через мрачные воды Стикса. Перевез Харон Орфея. Вышел он из ладьи и, играя на золотой кифаре, пошел по мрачному царству душ умерших к трону бога Аида, окруженный душами, слетевшимися на звуки его кифары.

Играя на кифаре, приблизился к трону Аида Орфей и склонился пред ним. Сильнее ударил он по струнам кифары и запел; он пел о своей любви к Эвридике и о том, как счастлива была его жизнь с ней в светлые, ясные дни весны. Но быстро миновали дни счастья. Погибла Эвридика. О своем горе, о муках разбитой любви, о своей тоске по умершей пел Орфей. Все царство Аида внимало пению Орфея, всех очаровала его песня. Склонив на грудь голову, слушал Орфея бог Аид. Припав головой к плечу мужа, внимала песне Персефона; слезы печали дрожали на ее ресницах. Очарованный звуками песни, Тантал забыл терзающие его голод и жажду. Сизиф прекратил свою тяжкую, бесплодную работу. сел на тот камень, который вкатывал на гору, и глубоко, глубоко задумался. Очарованные пением, стояли Данаиды, забыли они о своем бездонном сосуде. Сама грозная трехликая богиня Геката закрылась руками, чтобы не видно было слез на ее глазах. Слезы блестели и на глазах не знающих жалости Эриний, даже их тронул своей песней Орфей. Но вот все тише звучат струны золотой кифары, все тише песнь Орфея, и замерла она, подобно чуть слышному вздоху печали.

Глубокое молчание царило кругом. Прервал это молчание бог Аид и спросил Орфея, зачем пришел он в его царство, о чем он хочет просить его. Поклялся Аид нерушимой клятвой богов - водами реки Стикса, что исполнит он просьбу дивного певца. Так ответил Орфей Аиду:

О, могучий владыка Аид, всех нас, смертных, принимаешь ты в свое царство, когда кончаются дни нашей жизни. Не затем пришел я сюда, чтобы смотреть на те ужасы, которые наполняют твое царство, не затем, чтобы увести, подобно Гераклу, стража твоего царства - трехголового Кербера. Я пришел сюда молить тебя отпустить назад на землю мою Эвридику. Верни ее назад к жизни; ты видишь, как я страдаю по ней! Подумай, владыка, если бы отняли у тебя жену твою Персефону, ведь и ты страдал бы. Не навсегда же возвращаешь ты Эвридику. Вернется опять она в твое царство. Кратка жизнь наша владыка Аид. О, дай Эвридике испытать радости жизни, ведь она сошла в твое царство такой юной!

Задумался бог Аид и, наконец, ответил Орфею:

Хорошо, Орфей! Я верну тебе Эвридику. Веди ее назад к жизни, к свету солнца. Но ты должен исполнить одно условие: ты пойдешь вперед следом за богом Гермесом, он поведет тебя, а за тобой будет идти Эвридика. Но во время пути по подземному царству ты не должен оглядываться. Помни! Оглянешься, и тотчас покинет тебя Эвридика и вернется навсегда в мое царство.

На все был согласен Орфей. Спешит он скорее идти в обратный путь. Привел быстрый, как мысль, Гермес тень Эвридики. С восторгом смотрит на нее Орфей. Хочет Орфей обнять тень Эвридики, но остановил его бог Гермес, сказав:

Орфей, ведь ты обнимаешь лишь тень. Пойдем скорее; труден наш путь.

Отправились в путь. Впереди идет Гермес, за ним Орфей, а за ним тень Эвридики. Быстро миновали они царство Аида. Переправил их через Стикс в своей ладье Харон. Вот и тропинка, которая ведет на поверхность земли. Труден путь. Тропинка круто подымается вверх, и вся она загромождена камнями. Кругом глубокие сумерки. Чуть вырисовывается в них фигура идущего впереди Гермеса. Но вот далеко впереди забрезжил свет. Это выход. Вот и кругом стало как будто светлее. Если бы Орфей обернулся, он увидал бы Эвридику. А идет ли она за ним? Не осталась ли она в полном мрака царства душ умерших? Может быть, она отстала, ведь путь так труден! Отстала Эвридика и будет обречена вечно скитаться во мраке. Орфей замедляет шаг, прислушивается. Ничего не слышно. Да разве могут быть слышны шаги бесплотной тени? Все сильнее и сильнее охватывает Орфея тревога за Эвридику. Все чаще он останавливается. Кругом же все светлее. Теперь ясно рассмотрел бы Орфей тень жены. Наконец, забыв все, он остановился и обернулся. Почти рядом с собой увидал он тень Эвридики. Протянул к ней руки Орфей, но дальше, дальше тень - и потонула во мраке. Словно окаменев, стоял Орфей, охваченный отчаянием. Ему пришлось пережить вторичную смерть Эвридики, а виновником этой второй смерти был он сам.

Долго стоял Орфей. Казалось, жизнь покинула его; казалось, что это стоит мраморная статуя. Наконец, пошевельнулся Орфей, сделал шаг, другой и пошел назад, к берегам мрачного Стикса. Он решил снова вернуться к трону Аида, снова молить его вернуть Эвридику. Но не повез его старый Харон через Стикс в своей утлой ладье, напрасно молил его Орфей, - не тронули мольбы певца неумолимого Харона, Семь дней и ночей сидел печальный Орфей на берегу Стикса, проливая слезы скорби, забыв о пище, обо всем, сетуя на богов мрачного царства душ умерших. Только на восьмой день решил он покинуть берега Стикса и вернуться во Фракию.