Уникальность и назначение человека. Так ли уникален человек? Распространенные мифы (6 фото)

В этой статье мы поговорим про уникальность человека.

Каждый человек уникален. Нет одинаковых или идентичных людей. Все мы разные, а значит каждый из нас уникален. Важно понять вот что. Если из нас каждый уникален, то нужно найти свой путь и идти по нему. Этот путь приведёт тебя к счастью и радости.

Если каждый человек уникален, то значит у каждого и уникальный жизненный путь. Путь ещё веселее становиться, когда по нему не просто идёшь, а идёшь к чему-то, то есть у тебя есть мечта, которую ты превращаешь в цель.

У каждого своя цель.

Сравнения

Проблемы появляются тогда, когда человек, вместо того, чтоб найти себя и развить свою уникальность, начинает стараться быть похожим на кого-то. Например, на кумира или какого-то известного человека. Вот тут то вся уникальность исчезает и появляется просто человек копия.

Это ни к чему не приведёт. Такой человек выбирает не свой путь, не свою цель и естественно этот путь не сделает его счастливым.

Чужие мечты

Бывает и так, что человек пока не знает чего хочет или же не умеет хорошо прислушиваться к себе, к своим увлечениям. В общем, не знает чего хочет. И тогда ему навязывается обществом и окружающими людьми чужие идеи, чужие цели и мечты.

И человек проглатывает их и делает эти чужие цели своими, например погоня за деньгами или за статусом, а потом всю жизнь стремиться большими трудами достичь их.

В итоге, либо человек всё таки достигает эти цели, но с большим трудом и большими временными затратами, то есть теряет многие годы своей жизни, а после достижение понимает, что эти цели, которые он достиг не приносят ему радости, а только разочарование.

Либо этот человек так и ничего и не добивается.

А всё потому, что человек погнался не за своими целями.

Уникальность души

У каждого человека есть его уникальная и неповторимая душа. Именно это и делает его уникальным. Умение слышать свою душу и следовать за ней и делает человека счастливым, радостным и богатым в этой жизни.

Важно слышать свою душу. Душа может показать тебе путь к твоей мечте, к твоей цели, покажет пути её достижения.Когда ты о чём-то думаешь и это приносит тебе радость, это и есть твоя цель. Если ты живёшь в Саратове, а всегда мечтал жить в Крыму. Когда ты думаешь об этом месте и у тебя внутри разрастается радость, значит это твоё.

Вот в целом и всё. Желаю обрести мудрость в интересующем тебя вопросе.

Да, можешь также, и оставить положительный комментарий под этой статьёй.

Всегда ваш: Заур Мамедов

Мыслители разнообразных эпох усматривали уникальность человека. Они видели ее в особой телесности в высокой организованности как биологической особи. Хотя, тем не меньше, признаки проявления человеческой сущности исключительно многообразных - это разум, воля, характер, эмоции, труд, общение. Вопрос, какой же из них отличительный, волновал большинства философов. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, регулярно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к свежим целям и идеалам. Среди данных признаков, которые определяют сущность человека, является труд. Не иначе как в труде человек регулярно изменяет условия собственного существования, преобразуя их в соответствии со собственными регулярно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд не возможен в единичном проявлении и выступает как коллективный, социальный.

Таким образом, человек есть единство: биологического, психологического социального, и в то же время это субъект труда.

Человек - это природное существо, однако одновременно с тем социально-природное. Природа дает человеку гораздо менее, чем требует от него жизнь в обществе. Каким же образом в человеке объединяются его биологические и социальные начала? Человек рождается с не целиком сформированными анатомо-физиологическими системами, которые доформировываются в условиях социума, то есть генетически они заложены не иначе как как человеческие. Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя его социальную сущность. Новорожденный исконно оказывается обладателем особой способности к подражанию взрослым - их действиям, звукам и т.п. Ему присуще любопытство, а это уже социальное качество. Он способен огорчаться, испытывать страх и радость, его улыбка носит врожденный характер. А улыбка - это привилегия человека. Таким образом, ребенок выходит на свет как раз как человеческое существо. И как бы то ни было в момент рождения он - лишь только кандидат в человека и никак не может стать им в изоляции. Его вводит в мир людей общество, как раз оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознательные психические явления формируются прижизненно в итоге воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры. Таким образом, общественное начало проникает посредством психическое, внутрь биологии индивида, которая выступает основой его сознательной жизнедеятельности.

Итак, человеческий индивид - единство биологического, психического и социально. го, приводящее к появлению свежей качественной ступени - человеческой личности.

Понятие личности более конкретно и более содержательно, чем понятие человека, В целом личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший осознания собственных социальных функций, собственного поста в мире, выступающий в качестве субъекта познания и преобразования мира и реализующий собственные права и обязанности. Личностные качества человека зависят от его самосознающего разума и от его социального образа жизни, следовательно личность - это общественно развитый человек. Ребенок, преимущественно в самом раннем возрасте, - это человек, хотя сейчас не личность. В нем только лишь <проклевывается> личность, он пока еще обязан стать ею, в случае если не нарушаются социальные связи человека либо не происходят неблагоприятные либо трагические обстоятельства.

Личность формируется в процессе деятельности, общения, то есть в процессе социализации индивида. В течение жизни человек может в той либо другой уровня утратить личностные черты по причине продвижения хронического алкоголизма, наркомании и т.

Таким образом, уникальность, неповторимость, оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а нужда продвижения здорового, разумного организованного общества.

Итак, человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект социального процесса, творец культуры и исторического продвижения. Интерес к проблеме человека не ослабевает и по сей день. Трудность заключается в том, что ему присущи всевозможные черты противоречащие друг другу, он во многом выключен из органического мира природы, однако укоренен в ней. Человеческие качества парадоксальны и рождают представления об исключительном существе. Человек - это великая тайна и для свежих, и для самого себя.

Введение.

Целью данного реферата является анализ уникальности жизненного пути человека.

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть уникальность жизненного пути человека.

3. Проанализировать уникальность и неповторимость каждого человека.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что личностью, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.

В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.

Уникальность жизненного пути личности.

Проблема понимания значения выбора жизненного пути произрастает из проблемы самосознания личности и является центральной как в психологии личности, таки в общей психологии. Изучение жизненного пути и жизненных целей личности дает основание к пониманию не только поведения человека, но его самосознания. Жизненный путь личности – индивидуальная история личности, которая складывается под влиянием обстоятельств жизни, генотипа и внутренней позиции самого человека. Жизненный путь определяется содержанием самой жизни и теми значениями и смыслами, которые человек придает своему жизненному пути. Личностный смысл – выражение субъективного отношения к явлениям объективной действительности. Тот личностный смысл, который придается человеком в молодости, уже определившимся с выбором своего жизненного пути, опосредует его настоящее и будущее не только в обыденной жизни, но и во внутренней позиции в его духовной сфере.

Актуальность исследования понимания жизненного пути личности в юношеском возрасте безусловна, особенно, когда процессы глобализации создают ситуации, нивелирующие прежде сложившиеся ценностныеориентации и моральные представления человека, влияющие на его самосознание в целом. В этой связи особый интерес представляет та молодежь, которая уже самоопределилась с выбором жизненного пути: здесьскладываются ценностные ориентиры, которые определяют константы, формирующие личность. Такой выборкой (помимо ряда гражданских и военных профессий) может быть молодежь, связавшая свой путь со служением в сфере Православия. В этом случае выбор жизненного пути определяет не только характер предстоящей деятельности, но и особенности самосознания. Выявление особенностей понимания жизненного пути и особенностей прилагаемых для этого усилий современной молодежью особенно актуально, когда усиливается маргинализация молодого поколения.

Общей методологической основой исследования проблемы жизненного пути личности в контексте особенностей самосознания современной молодежи служит марксистская идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры». Особенности жизненного пути личности мы рассматриваем через идеи С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, а так же через концепцию феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной.

Согласно В.С. Мухиной, человек развивается и существует в двух ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность, что для нашего исследования означает социальную и культурную предопределенность выбора жизненного пути и одновременно уникальность

этого выбора. Мы разделяем эту позицию, понимая самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду. Структура самосознания включает звенья, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру. Самосознание в исследовании рассматривается через анализ пяти звеньев структуры самосознания человека как личности:

1. идентификация с именем и заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека;

2. притязание на признание;

3. половая идентификация;

4. психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее);

5. психологическое пространство личности (права и обязанности).

Многочисленными исследованиями было подтверждено, что звенья самосознания, выделенные В.С. Мухиной, формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому либо этносу, социальному слою, различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик социальной ситуации развития. Ценности, входящие в методологические основы исследования: развитие личности как социальный и уникальный жизненный путь.

Содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей. Типология самосознания зависит не только от индивидуального пути отдельной личности, не только от момента исторического развития общества, в котором существует человек, но и от менталитета сообщества, в которое входит конкретная личность с задачей самоопределения и выбора жизненного пути.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что у молодежи с религиозной ориентацией понимания своего жизненного пути имеются выраженные позиции, которых эта молодежь неизменно придерживается в своих суждениях. Учащиеся духовных школ разделяют общность понимания своего жизненного пути через канонизированные ценности Православия как в плане социального самоопределения, так и в отношении внутренней позиции.

Рефлексия представляет собой свободное самовыражение ожиданий и желаний молодых людей, планирующих свою жизнь на поприще служения в сфере Православия. Выбор жизненного пути и следование его социальным ожиданиям приводят к стабильной и последовательной ориентации на ценности, которые определяют константы, формирующие самосознание личности, детерминирует как характер предстоящей деятельности, так особенности самосознания личности, в сфере православного служения создает условия для формирования толерантного типа поведения как в кругу православных коллег, так и с представителями мирских граждан, в сфере православного служения создает условия для формирования религиозного сознания.

Уникальность и неповторимость каждой личности.

Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в нем не только родовую сущность, но и уникальное, особенное, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно, уникальность наблюдается даже у животных: кто имел возможность хоть сколько-нибудь наблюдать за поведением нескольких животных одного вида в одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их характерах. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл проявляется не столько во внешнем облике человека, сколько в его внутреннем духовном мире, в особенном способе его бытия, в манере его поведения, общения с людьми и природой.

Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности формируют социально-психологическую уникальность человека, его индивидуальность. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на составляющие: человек не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, он всегда обременен багажом своей биографии. Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность, с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я - индивидуальное существо.

Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время она - это самая устойчивая основа, а как частный случай - инвариант и одна из основ личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей его жизни, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная, самая таинственная часть его - душа.

Чтобы понять, какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества, ответим на вопрос: каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе мысленно, что все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество? Разнообразие индивидуальностей - существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность и цель развития здорового, разумно организованного общества.

Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Уникальный человек – это человек, который обладает такими ценными качествами, которых совершенно нет у других!

Причём каждый человек уникален, но сознавать это и использовать тем самым в жизни может далеко не каждый.

Что мешает? Страх, внушённый в детстве?

«Не лезь вперёд батьки! Не рыпайся! Будь как все! Не выставляйся!» — вот такие примерно родительские директивы!

И другой интроект: «У тебя всегда не так как у людей!»

А так ли это? Ведь, в этом случае очень легко распространённый среди людей недостаток принять только за свой уникальный недостаток.

И при этом возникает страх быть особенным, тогда как ничего подобного и нет! Ты как все!

А вот дойти до истинной и ценной своей уникальности у человека уже ни сил, ни желания не остаётся!

Всё забрало стремление быть как все, стремление быть нормальным!

И если всю жизнь стремиться быть нормальным и как все, то до уникальности своей никогда и не добраться!

Ведь что такое уникальность человека? Уникальность моя и есть я! Уникальность свою найти означает найти собственное «Я», а по К. Юнгу обрести «Самость»!

Самость – это сам и самостоятельно? Да, но не во всём! Преувеличивать тоже ненужно!

Жизнь – это дар и даётся она всем даром! Мы дышим почти на автомате, и так же работает наше сердце! Для нас нет проблем пить воду!

Со сном бывает, к сожалению, сложнее, но и за это напрямую денег не берут.

Впрочем, халявное российское ЖКХ за всё деньги готова брать и даже за воздух! Вот уж где люди полностью теряют свою уникальность так это в сфере совершенно бездушных денег.

И всё же жизнь даётся даром, а в остальном мы полностью самостоятельны, если не пытаемся быть всегда нормальными и как все.

В интернете широко распространено словосочетание «уникальный текст», то есть такой, которого больше нигде нет. Но ведь почти все слова и для всех одинаковы?

Я относительно недавно придумал слово «идеогештальт», объединив идеоанализ и гештальт-терапию. А в детстве помню, имел черепашку и с любовью называл её «дибарюлик»! Сам придумал слово! Но такое случается редко!

И как же получается тогда уникальный текст? Уникальность текста в структуре его, в расположении слов, в композиции уникальной.

И это как в шахматах всегда 32 фигуры и у всех одинаковые, но невероятно разные и уникальные с ними получаются комбинации и случаются гениальные партии.

Так вот и получается, что быть как все это писать неуникальный текст в блоге или сайте, слизывая его у других! И ваш сайт тогда и посещаться не будет, не нужен будет никому!

Вы и сами нужны жизни именно своей уникальностью для того чтобы привнести в неё что-то новое и именно своё!

Слова и шахматные фигуры одинаковые у всех, но используют их люди в соответствии с собственным творческим «Я»!

Наша самостоятельность относительна, мы и дышим, и пьём даром, и слова у нас уже есть, и шахматные фигуры готовы. Остаётся за нами только распорядиться всем этим в соответствии со своим уникальным «я»!

Самовыражение и самореализация напрямую зависят от структуры нас самих, нашего сознания и подсознания. То насколько гармонична и целостна наша внутренняя организация способствует или препятствует реализации нашего уникального «Я»!

И в этом смысле нелишнем будет вспомнить про зациклинности и тенденциозности, о которых я уже немало написал.

Человек игнорирует свою уникальность, если чрезмерно предаётся той или иной своей склонности и тенденции.

Человек, только думающий и предвидящий, отделяет себя от остальных своих ресурсов!

Нет у него в жизни ярких красок и неожиданных находок, так как сдерживает он своё возбуждение, и в том числе возбуждённое желание. В результате не имеет заинтересованности наблюдать и находить и, в конце концов, и действовать!

Уникальность человека в разносторонности и разнообразии!

А человек, устремлённый только на престиж и общественное признание, также сужает себя и свои возможности. Он как бы живёт только для высокой оценки со стороны и постоянно страшится эту оценку потерять.

И это может привести к тому, что артист Панин нелепо погибает в собственной квартире, а артистка Гундарева принимает для похудания, убившие её таблетки.

Артисты живут только славой, общественным признанием и одобрением? Слава богу, что не все, находят люди и другие стороны себя и жизни!

Я не оцениваю Панина и Гундареву как неуникальных людей и артистов! Просто уверен в том, что у них была возможность расширить свою уникальность и сферу её применения, и не только на артистическом поприще!

И это я только про две тенденциозности (зациклинности), а их масса и об этом почитать можно .

Зациклинность – главный враг уникальности любого человека!

Уникальность человека — дар от бога или от вселенной.

Какие зациклинности вы у себя замечали?

Они обязательно есть, такое существо несовершенное человек!

Важно их замечать и отыскивать в себе то, что слабо задействовано! С зациклинностью не борются напрямую, она сама ослабнет при поощрении своих скрытых и задавленных сторон.

И нам нужна наша собственная уникальность во всей её полноте и соответственно и всесторонняя самореализация!

Какой я предлагаю способ? !

Личность неразрывно связана с уникальностью и предназначением человека. Уникальность, в переводе с лат. «Уникум», обозначает нечто единственное в своем роде, исключительное. Назначение - это заранее определенность человека, его возросшая роль, место в мире.

Ложное, искаженное понимание уникальности и назначение человека часто сопровождается ошибочным пониманием своего участия в том, что происхо-ся. Ошибки возникают через отождествление уникальности с претенциозным значимости, обиранистю, а назначение с обреченностью, погубление. Из-за нежелания быть «белой вороной» люди делают вид, что не выделяются из массы и неумолимо смешиваются с толпой, объективно теряя себя. Или наоборот, делая из себя «мессию», берут на себя ответственность управлять жизненными путями других людей, автоматически уничтожая себя. В свою очередь, несогласие с определенностью своей судьбы обычно сопровождается своевольными действиями. Покори судьбы делает человека внутренне слабой и легкой добычей для манипуляций. И в первом, и во втором случае крайности приводят человека к конформного отношения с миром, закрывая его истинные способности быть человечной, т.е. моральной существом.

Уникальность - это воплощение человеческой способности к трансцендирования, в самосозидания. Это осмысление себя «не сегодня», однако и не потом - не когда-то, а всегда. Уникальность выражает неопределенность человеческой сущности и необходимости ежесекундно ее утверждать через преодоление известных начертаний себя.

Однако уникальность человека не ограничивается только ее самосозидания. Поскольку человек является сердцевиной и ядром мысли, постигает тайны бытия, исходным пунктом при толковании любых философских проблем, вопросы ее уникальности и назначения интересует многих мыслителей и философов. Так, например, Протагор и М. Штирнер видели в человеке критерий истины, Л. Фейербах, 1. Кант, М. Унамуно, С. Франк - единственный, универсальный и высший предмет философии, последнюю цель всей человеческой мысли. Философско-антропологические сюжеты прослеживаются и в христианском учении о богочеловечестве, в аксиологии, герменевтике, в социальной экологии и многих других социально-философских течениях. Все они так или иначе стремятся проникнуть в тайну человека - «венца природы», «чуда света», «красоты вселенной», «символической», «религиозной», «политической» животные, существа «умной», «умелого», «деятельной », одним словом самой уникальной и загадочной из всех уникальных и малорозгаданих. Однако сказанное не исключает того, что на фоне философского антропоцентризма есть и другие взгляды на человека, в которых традиционные философские представления об уникальности человека, его близости к Богу определяются как миф или вымысел. Особенно характерным в этом плане является взгляд Ф. Ницше, который видел в человеке деградированных, биологически убыточную животное, «болезнь Земли», правила жизнедеятельности которого срослись с законами кошмарного сна.

Множественность образов человека, их безмерная сложность и неисчерпаемость обусловили значительные трудности в философском постижении, в адекватно-истинном отражении человека. И все же бытие человека - уникальное.

Уникальность человеческого существования заключается в сочетании и взаимодействии трех бытийных измерений - биологического, социального и индивидуального.

Человек рождается как биологическое существо. Основная функция любой биосистемы (ее специфическое отношение к окружающей среде) - это адаптация, приспособление к меняющимся условиям существования. На этом уровне человек является биологическим индивидом, представителем вида homo sapiens.

Второе рождение человека является результатом социализации. Человек предстает как нормальный член общества, который способен к выполнению социальных ролей. Основная функция любой социальной системы (ее специфический способ отношения к миру) - это преобразование мира на основе собственного выбора. На этом социологическом уровне человек выступает как личность в узком социологическом смысле этого слова, т.е. как индивид, интериоризував общественные отношения, которые были заданы на «входе» с приобретенными свойствами для выполнения социальных ролей «на выходе».

В индивидуальности есть своя неповторимость, характеризующая особый внутренний мир человека, образованный вследствие взаимодействия его биологических задатков и воздействия социальных условий жизни. Но какой собственный способ существования этой внутренней жизни? Можно считать, что наша психология является лишь функцией социального и биологического, а ее собственная функция сводится к выработке адекватных програмбиологичнои и социального поведения? Генетически это так. Однако третье рождение происходит тогда, когда внутреннее психическое жизни из средства перерастает в самоценность, и человек творит, мечтает, переживает, вспоминает, медитирует и т.д. не только потому, что это дает ей возможность стать более здоровой и успешно преобразовывать мир, но и потому, что это становится выше необходимостью человека. На психологическом уровне функция человека - самоценное внутренняя духовная жизнь.

Следовательно, целостность и уникальность человека заключается в единстве биологически здорового индивида, ответственного и надежного члена общества, и индивидуальности, нацеленной на самоценное духовность.

Назначение является воплощением человеческого смысла. Это осмысленность происходящего, которая пронизывает положительным, должным. Назначение - это изначальный смысл человека быть. И быть динамичной, интегративной, а не отбывать жизни. При этом назначение - это не относительный смысл, ведь несет через себя априорную настрой, стремление человека быть прямым участником, особым, неповторимым носителем смысла. Назначение - это моральный процесс осознания Абсолюта и касается аксиологического аспекта смысла. Поэтому истинное назначение человека - жить и всей жизнью направляться к добру. Через свою жизнь, именно своей жизнью человек познает себя и мир, утверждает будущее.

Назначение человека как путь к надлежащему не дается ей раз и навсегда, а есть мгновенным усилием укреплять свое духовное начало. Судьба человека - это совершенное стремление несовершенного. Предельный, окончательный момент открытия своего места в мире и соответствующий (конструктивный) образ дела человека. Назначение, как откровение смысла, воплощение невозможного - есть добродетелью. Оно утверждает божественное начало в человеке и, окутывая собой пустое выступает путем его преодоления.