Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны? Почему православные верующие читают молитвы на коленях.

Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, как и что делают священнослужители на службе.

Варианты поведения в храме:
1. Простое преклонение головы;
2. Длительное преклонение головы;
3. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола;
4. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли, потом встаем;
5. Стояние на коленях;
6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона.

1. Простое преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
а. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием...; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
б. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
в. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
г. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.

2. Длительное преклонение головы
а. При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
б. Во время литургии, мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
в. Во время чтения Святого Евангелия.

3. Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
а. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
б. На слова церковных песнопений: припадите, поклонимся.
в. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
г. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
д. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
е. После пения Честнейшую Херувим.
ж. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем (правда сейчас это правило не всегда исполняется).
з. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
и. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
к. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
л. В начале пения молитвы Отче наш.
м. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.

4. Земные поклоны
Земные поклоны отменяются:
а. От Пасхи до праздника Святой Троицы;
б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);
в. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;
г. До вечера для человека, который причастился.
д. В полиелейные и славословные дни (смотри расписание служб).
е. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день три земных поклона:
a) в то время, когда священнослужители делают земной поклон, а именно при возгласе священника: Святая святым;
b) тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите;
c) когда Чашу последний раз являют верующим, это происходит после Причастия. Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, через некоторое время священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков!
В другие моменты делать земные поклоны не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).

5. Стояние на коленях
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях, молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
а. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров).
б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
в. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
а. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается в самом начале утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
б. При начале пения Символа веры;
в. В начале чтения Апостола;
г. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
д. При произнесении священником слов: Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).

– Откуда у православных именно такая форма принятия исповеди?

– Внешняя форма совершения таинства исповеди складывалась на протяжении многих веков. И за тем, что сегодня привычно и обыденно для церковного человека в храме, стоят не только столетия, но и многие споры, страдания, гонения и кровь мучеников. В первые века христианства существовало несколько степеней покаяния. Исповедь в этот период носила публичный характер.

Сегодня в храме публичное покаяние можно увидеть только в случае принятия Церковью в свое лоно раскольников или сектантов. Ради этого совершается особый богослужебный Чин, который возглавляет епископ. Остальные же случаи исповедания грехов носят конфиденциальный характер. В каждом храме отведено особое место, где верующий в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием исповедует свои грехи Богу. Священник, после завершения исповеди, совершает над склоненной головой кающегося особую, разрешительную молитву. В этой молитве священник просит Господа простить все прегрешения кающегося.

При этом элемент публичности остается и сегодня, ведь желая приступить к таинству исповеди, мы должны выйти из среды находящихся в храме и стать пред всеми в новом качестве – кающегося человека. Особо хочу подчеркнуть, что тайна исповеди всегда остается неприкосновенной.

Священник не имеет права, даже под принуждением, кому-либо открывать услышанное на исповеди. Не должно и кающемуся после исповеди делиться ни с кем предметом своего покаяния.

– Есть люди, которые очень переживают, что их исповедь могут услышать другие люди в храме, особенно если он небольшой, а народу много. Ведь часто человек в раскаянии хуже контролирует свои эмоции, начинает говорить громче. Почему у православных нет исповедальных кабинок?

– Это практика Римо-Католической Церкви. Степень конфиденциальности исповеди католики пытаются еще более усугубить, поэтому священники уединяются с кающимися в особые кабины – исповедальни или конфессионалы. Очевидно, эта традиция имела свои негативные стороны. И, чтобы предотвратить злоупотребления в практике исповеди, Кодекс канонического права от 1918 года предписывает католическим священникам выслушивать исповеди женщин только в исповедальнях, снабженных решетчатыми перегородками и помещающихся в удаленной части церкви.

Джузеппе Мольтени (1800-1867), «Исповедь», 1838

– А что делать, если случайно услышал чужие грехи?

– Чтобы этого избежать, я в своей пастырской практике настаиваю, чтобы во время совершения исповеди ожидающие своей очереди стояли на определенном расстоянии от исповедального аналоя. Если же человеку пришлось услышать чужой грех и это смутило его совесть – необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

– Нередко бывает, когда исповедь одновременно принимают несколько священников, к одному выстраивается большая очередь, а другой может ожидать исповедующихся. Во многом такая ситуация определяется особенностями принятия исповеди конкретным священником. Так как же до лжно себя вести священнику во время этого Таинства – молчать и читать разрешительную молитву, или беседовать?

– Многие воспринимают священника в качестве этакого христианского психолога, который должен во время исповеди так провести собеседование, чтобы разрешить все внутренние конфликты кающегося. Не отрицая допустимости и такой постановки вопроса, замечу, что священник во время совершения таинства исповеди не простой собеседник, а прежде всего – свидетель таинственной беседы кающегося с Богом.

Поэтому задача кающегося во время исповеди – не забывать, Кому он приносит свое покаяние, и с Кем он, прежде всего, нуждается в общении. А задача священника – не мешать этому общению и, при необходимости, направлять его в нужное русло.

В свое время, когда я был еще студентом духовной семинарии, один опытный преподаватель-священник дал мне весьма полезный совет. Я спросил его, как на исповеди разрешить недоуменные вопросы духовного плана, если приходится исповедоваться у незнакомого священника, а мой духовник далеко. Преподаватель ответил: «А ты отдели одно от другого. Кайся перед Богом. И пусть тебя разрешает от грехов даже незнакомый священник. А о личной жизни советуйся с духовником, который знает тебя. И используй для этого все возможные средства: пиши письма, навещай его во время каникул, да и просто проси, чтобы Господь молитвами твоего батюшки вразумил тебя».

– Люди очень смущаются часто – что священник молчит. Боятся, что это их такая тяжкая греховная жизнь вызывает у него отвращение. А иногда кажется, что он принимает исповедь формально. При этом понятно, что если со всеми общаться, то исповедь затянется немилосердно.

– Исповедь часто действительно затягивается из-за желания отдельных людей действовать по анекдотическому принципу: «А поговорить!?» Как-то одна прихожанка храма, в котором я служу, всерьез упрекнула меня, что я на последней исповеди долго разговаривал с такой-то, а ей совсем мало внимания уделил.

«Голубушка, – отвечаю я, – что же ты обижаешься? У других иногда такие глубокие опухоли бывают, что приходится все кишки выворачивать. А у тебя что? Прыщик выдавил и будь здорова!»

Приходилось слышать от митрополита Волоколамского Илариона, что в бытность его еще священником прихожане любили исповедоваться именно у него. Секрет был прост – батюшка не задавал лишних вопросов. Владыка объяснял, что молитва священника во время перечисления кающимся своих согрешений делает больше, чем задушевная беседа. И не надо бояться, что названный на исповеди грех вызовет у священника отвращение к вам. Священник всегда помнит, что адресатом нашего покаяния является один Бог.

А с другой стороны, если мы желаем, чтобы священник вознес за нас Господу молитву об исцелении от того или иного греха, то есть ли смысл отрывать его от этой молитвы?! Если же есть необходимость в индивидуальном общении со священником, то, может, не всегда именно исповедь – подходящее для этого время. Наверное, есть смысл договориться о личной беседе вне богослужения.

– Надо ли становиться во время исповеди на колени? Нередко люди, превозмогая немощи, опускаются на пол, с трудом стоят, терпя боль, а потом не могут самостоятельно подняться.

– Мне приходилось встречать такую практику в храмах и монастырях, где служат пожилые и немощные священники. Они вынуждены присесть во время выслушивания исповеди на скамеечку рядом с исповедальным аналоем. А кающиеся, для удобства, становятся на колени. Но не только эта причина родила такую традицию.

Католическая практика становиться на колени в исповедальных кабинках, где для этого есть специальная низкая скамеечка, была позаимствована православными из приграничных областей Западной Украины и Белоруссии. А оттуда разнеслась по многим православным храмам. Более традиционный для нашей Церкви способ выражения смирения и благоговения – земной поклон перед исповеданием своих грехов.

Полное собрание и описание: молитва на коленях для духовной жизни верующего человека.

Человек - существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

Молитва тела - это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

  • молитвенная поза
  • коленопреклонение
  • воздевание рук
  • поклоны
  • крестное знамение

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Важность участия тела в молитве

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся . Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой .

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Труд в молитве

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!

Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами .

Положение лежа ниц практикуется только один раз в году – во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.

Как читать дома молитвы – стоя или сидя?

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя . Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

Молитва стоя

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

  • прямо,
  • благоговейно,
  • не переминаясь с ноги на ногу,
  • не делая суетливых движений.

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

  • чтения Евангелия
  • в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
  • во время возгласов священника «Благословенно царство. »

Молитва на коленях дома

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.

– вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом .

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

Как правильно совершать земной поклон?

Земной поклон - это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается .

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

  • два земных поклона до прикладывания и
  • один земной поклон после прикладывания.

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны , поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными .

Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос. » совершается один поклон.

Как правильно совершать поясной поклон?

Поясной поклон - это поклон в пояс , когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени .

  • Обычно делается сразу после крестного знамения
  • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм .

Молитвенные жесты

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, – это крестное знамение .

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения .

О крестном знамении в православии: сила, значение и суть

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься .

Крестное знамение - это напоминание о Кресте , на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

Как совершать крестное знамение?

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой .

Сначала складывают пальцы :

  • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
  • безымянный и мизинец остаются согнутыми.

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

  • сначала лба, освящая свои мысли,
  • затем живота - во освящение сердца и чувств,
  • затем правого плеча
  • и, наконец, левого плеча - во освящение телесного здоровья и поступков.

После этого должен следовать наклон головы или поклон .

Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие .

Для этого жеста

  • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
  • мизинец и безымянный прижимают к ладони.

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу - Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец - три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Именословное перстосложение

Существует еще один молитвенный жест - именословное перстосложение.

Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

  • указательный палец вытянут,
  • средний слегка согнут, образуя букву С,
  • большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
  • мизинец также согнут в виде буквы С.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Стояния на коленях в дораскольной русской Церкви вообще не было. Молились, касаясь земли коленями и лбом. Молитва на коленях, скорее, западная традиция, но если на приходе такая традиция сложилась, то не надо ей себя противопоставлять, считает священник Иоанн МИРОЛЮБОВ, секретарь комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей (ОВЦС).

Подручники – коврики или, скорее, тонкие подушки, которые подстилаются, чтобы не испачкать руки во время земных (великих) поклонов

О том, как молиться в храме и дома, сколько, когда и каких клать поклонов, сказано не только в богослужебных уставах и уставах о домашней молитве, но даже в решениях Вселенских соборов. Так, 20-е правило 1 Вселенского собора повелевает в воскресные дни и во все дни Пятидесятницы не совершать коленопреклонения .

Священник, литургист Михаил Желтов считает, что эти запреты относятся к коленопреклоненным ектениям, остатком которых в нашем богослужении являются молитвы на вечерне в день Пятидесятницы (которая в современной практике совершается после литургии).

Я согласен с отцом Михаилом, ведь по старообрядной традиции эти постановления не означают абсолютного запрета на земные поклоны.

Старообрядцы. У каждого из молящихся - коврик, который перед земным поклоном стелется на пол. В поклоне молящийся касается его ладонями

Земные поклоны есть выражение усиленной молитвы или особенного благоговения, и в старообрядческой традиции их кладут при поклонении святыням , например, при пении величаний пред иконой праздника или во время важнейших моментов богослужения, при этом не имеет значение, воскресный или праздничный день, или даже Пасха.

Например, их совершают во время поклонения Плащанице в Великую субботу при пении гимна Богородице «Достойно есть» или во время чтения молитвы анафоры на литургии, когда происходит пресуществление Святых даров.

По древним русским уставам всегда полагается земной поклон на «Достойно есть» или во время Пасхи на задостойник «Светися, светися».

Также по древним уставам, молитвы на вечерне Пятидесятницы, хотя и называются коленопреклоненными, но совершаются в землю, не стоя на коленях, а лежа ниц. Стояния на коленях в дораскольной русской Церкви вообще не было. Молились, касаясь земли коленями и лбом. Молитва на коленях, скорее, западная традиция.

Когда Малороссию присоединили к России, и произошло соединение Русской и Украинской Церквей, были восприняты и некоторые обычаи, усвоенные от униатов. Но в Русской Церкви они были категорически запрещены, чтобы даже внешне подчеркнуть наше отличие от латинян. Например, в дораскольничьих служебниках во время некоторых священнических молитв ясно указывалось «руки не воздевать», потому что так делали у римо-католиков. Священники снова стали воздевать руки после реформ Никона, а у старообрядцев до сих пор такого нет.

Я сам родом из Риги, неплохо представляю, как молятся католики и могу сказать, что они часто молятся на коленях, что и в православных храмах, хоть реже, но встречается. Но такого никогда не бывает у старообрядцев. Такое противостояние началось, наверно, еще со времени вторжения римо-католических рыцарских орденов на Русь, при Александре Невском, который заключал союзы с татаро-монголами, не покушавшимися на православную веру, но воевал с римо-католиками, которые хотели привнести на Русь свое учение и обычаи.

Особенно начали подчеркивать отличие русских обычаев при Патриархе Филарете (Романове). В 1620 на Московском соборе было строго сказано – крещенных по католическому обычаю обливанием перекрещивать, поскольку католиков считали еретиками.

При этом надо заметить, что слово «ересь» тогда было очень широким понятием. На современном богословском языке ересь – это крайнее отступление от православного христианства, от самих догматов Церкви. А в то время в понятие ереси входило любое удаление от мнения Церкви.

В заключение хочу сказать, что даже если вы знаете, как кланялись и молились в какой-либо исторический период в Русской церкви, и видите, что где-то поступают по-другому, главное - хранить мир.

И если в каком-то храме уже сложилась своя традиция, лучше поступать в соответствии с этой традицией, а не противопоставлять себя ей. Если же вы хотите что-то изменить, обратитесь к священноначалию. Мне кажется главным достоинством старообрядного богослужения именно единообразное поведение молящихся, дорожащих своим единством в совместной молитве.

Почему православные верующие читают молитвы на коленях

Молитва сопровождает православного христианина всю жизнь. Верующий человек обращается к богу не только с просьбами, но и обязательно с благодарностью за Его ежедневные милости, здоровье, насущный хлеб. Православная церковь учит, что благодарить Бога нужно даже за испытания, которые Он нам посылает, потому что таким образом закаляется наша душа, испытывается вера. Поскольку люди – существа земные, то душевное в нас неразрывно связано с телесным.

Именно поэтому в богослужебных уставах большое внимание уделяется положению тела при молитве. В христианской практике издавна существовало множество молитвенных поз: люди молились, воздев руки к небу, сложив их на груди, раскинувшись на земле в виде креста. На сегодняшний день в православии осталось несколько принятых для молитвы поз: стоя, с поясными или земными поклонами, и молитва на коленях.

Покаянная молитва стоя на коленях

Необходимость коленопреклонных молитв вызывает споры среди православного духовенства и богословов, потому что считается традицией, позаимствованной из католицизма. Во время храмовых богослужений мирянам вообще не принято стоять на коленях. Исключение составляет Великий пост, когда хор поет песнопения Господи, воззвах, и в это время все присутствующие, включая священнослужителей, становятся на колени. Православные священники всегда акцентируют наше внимание на том, что не стоит путать стояние на коленях во время молитвы с земными поклонами. Первое, согласно вероучению святых отцов, является признаком раболепства перед Богом, что в православии недопустимо, ведь Сам Спаситель возвысил людей и поставил их на один уровень с Собой, приняв человеческий облик и называя апостолов друзьями. Земные же поклоны являются признаком глубокого раскаяния и осознания собственного недостоинства перед Богом, несмотря на все Его милости по отношению к нам. Кроме того, неприятие молитвы на коленях в православии связано с желанием того, чтобы даже внешние проявления молитвенной жизни у нас отличались от католических.

Домашняя молитва на коленях

Безусловно, не стоит чересчур большое внимание уделять позе во время молитвы, ведь на первом месте все таки стоит наше душевное состояние, когда мы обращаемся к Творцу, Божьей Матери, или святым. Главное и необходимое условие для молитвы – совмещение в себе покаянного настроя и в то же время огромной благодарности Богу за все, что Он нам дает. Болящим, беременным, совсем маленьким детям во время молитвы можно сидеть, если того требует их организм. А если мы молимся во время поездки, на работе, на учебе, или просто идя по улице, то в этом случае молитвенная поза вообще не имеет значения.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как делать земной поклон в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

В православии есть большое количество определенных обрядов, таинств и ритуалов, выполнение которых несет в себе определенный смысл. Среди таких выделяют поклоны. Они несут некоторое символистическое значение и передают некий посыл от верующего к Богу. Есть определенные правила того, как делать земной поклон в православии, а также уместность его выполнения. Зная тонкости совершения определенных действий мы всегда будем чувствовать себя уверенно и избегать неприятных ситуаций.

Что такое поклон, разновидности

Поклоном называют символическое действие, которое характеризуется наклоном тела и головы, которые показывают смирение и покорность перед Господом. Есть несколько разновидностей поклонов:

  • Великие или земные. При них молящийся становится на колени и касается головой земли.
  • Малые или поясные. При его выполнение наклоняется только голова и тело.

Обычай совершать поклоны пришел к нам еще с древних библейских времен.

Есть определенные случаи, когда поклоны не предусмотрены. Многие также путают такие понятия как поклоны и неправославный обычай стояния на коленях.

При выполнении земного поклона мы показываем свое смирение и благоговение перед Творцом вселенной. После поклона мы встаем, показывая тем самым, что Господь дал нам все необходимое для спасения.

Когда нельзя делать земные поклоны

Делать великие поклоны нельзя:

  • в дни от Рождества до Крещения,
  • в воскресные дни,
  • в дни великих праздников,
  • от Пасхи до Пятидесятницы,
  • в праздник Преображения,
  • запрещено причастникам в день первого причастия и последующие.

Есть еще и такой вид как великие постовые поклоны. Такими называют троекратные земные поклоны, которые сопровождаются наложением православного крестного знамения и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, которая поделена на три стиха.

Как правильно класть земные поклоны

Священники говорят о том, что в Церковном Уставе говорится о неспешном, своевременном, чинном, неторопливом и истовом выполнении. Поклоны и коленопреклонения стоит совершать после каждого кратного прошения ектении или молитвословия. Запрещается делать это во время чтения или пения. Также не разрешается совершать поклоны вместе с крестным знамением.

Как правильно делать земные поклоны? Перед совершением необходимо наложить на себя крестное знамением. После этого встаньте на колени и поклонитесь, руки и голова должны касаться пола. Перед тем, как приложиться к иконе или распятию необходимо снова дважды перекреститься поклониться, приложиться, а потом еще раз перекреститься и поклониться.

Когда можно совершать

Уже было сказано о том, когда не нужно совершать поклоны, но многие люди не знают и те моменты, когда это делать необходимо. Если даже по незнанию Вы совершите земной поклон во время праздника, то это не будет считаться ошибкой. Многие священнослужители говорят и о том, что часто необходимо смотреть еще и на традиции того храма, который Вы посещаете. Бывает такое, что существуют и определенные местные традиции.

Земной поклон в воскресение вызывает массу споров. Прежде всего это заключается в том, что по Церковному Уставу запрещено совершение земных поклонов в воскресные дни и праздники. Но многие литургисты говорят о том, что совершать земные поклоны необходимо всегда перед престолом, независимо от дня недели или праздника. Кроме того, есть определенная практика, когда земные поклоны заменяются на поясные.

Есть такое понятие как Литургия. Еще Иоанн Кронштадский говорил о совершении земных поклонов во время Литургии. Он говорил, что совершать поклоны необходимо независимо от времени проведения Литургии. Делать стоит три поклона во время ее проведения:

  1. На входных перед Престолом.
  2. При положении Даров.
  3. Непосредственно перед причащением.

Но опять же таки о том, если Вы не знаете, когда делать земной поклон на Литургии, можно посоветоваться с церковнослужителями или просто наблюдать за их поведением. Так как постигнуть все тонкости совершения всех ритуалов и обрядов достаточно сложно, то не стоит стесняться просить о помощи, а также консультироваться со знающими людьми. Это позволит Вам избежать неприятных и неловких ситуаций в храме.

Помните о том, что совершение любого действия не должно идти из-за необходимости или по принуждению. Все действия должны исходить от чистого сердца и только по добрым побуждениям. Ведь наше обращение к Господу будет услышано и одарено благодатью только в том случае, если у нас будут чистые помыслы и искренняя вера.

Все зависит только от Вас, ведь с какими желаниями мы придем к Богу, то и получим взамен. Необходимо не только просить, но и благодарить. Для этого наиболее лучше подойдут благодарственные молитвы. И будьте очень осторожными, чтобы пословицу «Заставь дурака молится, он и лоб себе расшибет» не возможно было применить к Вам.

Настоятель вологодского храма святого праведного Лазаря Четверодневного, беседует с читателями о долгожданных земных поклонах, которые строгий церковный устав возвращает в богослужение.

- Пятидесятница - огромнейшее торжество, день рождения Церкви: храмы украшены, все рады, как и на любом дне рождения, даже человеческом. А нынче ведь - самый главный день рождения: корабля нашего спасения - и можно, наверное, сказать: день нашего духовного рождения. Тогда почему строгий, разумный, спокойный и логичный церковный устав, который, как проверено веками, тысячелетиями, по определению ничего лишнего, неразумного не посоветует, так настойчиво предписывает христианам коленопреклоненные молитвы? Вряд ли кто-нибудь потребует от гостей, которых он пригласил на собственный день рождения, не коленопреклонения, конечно, но даже какого-нибудь извинения. Почему же церковный устав настаивает на коленопреклоненных молитвах?

В сравнении дня рождения Церкви с днем рождения человека заключается главная «коварность» этого сравнения самого по себе. Мы привыкли относиться ко дню рождения, к другому празднику как к такому событию, которое «должно делать человеку приятно». В Церкви значение праздника включает в себя, прежде всего, момент назидательный, поучительный. Дать нечто для размышления, пищи и труда души, отвлекаясь от суеты обычных житейских дел. Да, конечно, в нашей традиции праздник Пасхи связан с народными гуляниями, праздник Рождества Христова связан с поздравлениями и подарками - это всё понятно. Но, тем не менее, нужно стараться за всей внешней стороной не упустить внутреннее содержание самого праздника, и это самое главное, не так ли? И день Пятидесятницы - это не просто «воспоминание» дня рождения Церкви, а это, прежде всего, осознание человеком своего места в Церкви и того, что он сделал, чтобы идти по пути к спасению.

- В этом и кроется кажущаяся на первый взгляд сложной загадка строгости церковного устава?

Человек, видя себя на пути спасения немощным, слабым, грешным, просит, чтобы Дух Святый, данный Богом Его Церкви, не отходил от нас, укреплял нас, исцелял нас от наших немощей и духовных страстей. Именно об этом говорится в коленопреклоненных молитвах. Противоречие, о котором вы говорите, снялось бы, если бы люди знали текст молитв, читаемых во время вечерни . Если мы откроем, вчитаемся внимательно в текст молитв, то увидим ответ на этот вопрос и разрешим многие недоумения. Вот, взгляните: «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме непостижиме, неизследиме, непременне, непобедиме, неизчетне, незлобиве Господи… Приими нас, припадающих Тебе и вопиющих: согрешихом, к Тебе привержени есмы от утробы, от чрева матере нашея, Ты еси Бог наш. Но яко исчезоша в суете дние наши, обнажихомся Твоея помощи, лишихомся всякаго ответа, но дерзающе на щедроты Твоя, зовем: грехи юности нашея и неведения не помяни, и от тайных наших очисти нас, и не отрини нас во время старости, внегда оскудети крепости нашей: не остави нас, прежде даже нам в землю не возвратитися, сподоби к Тебе возвратитися, и вонми нам благоприятием и благодатию. Возмери беззакония наша щедротами Твоими, сопротив постави бездну щедрот Твоих множеству согрешений наших. Призри с высоты святыя Твоея Господи, на предстоящия люди Твоя, и чающия еже от Тебе богатыя милости. Посети нас благостию Твоею, избави нас от насильства диаволя: утверди живот наш святыми Твоими и священными законы. Ангела, верна хранителя пристави людем Твоим, всех собери в Твое Царствие. Даждь прощение уповающим на Тя: остави им и нам грехи. Очисти нас действом Святаго Твоего Духа: разруши яже на нас козни вражия».

Ох, если бы мы только были внимательнее на службах! Каким бы сокровищем Православия мы обладали!

Значит, основной смысл молитв на вечерне Пятидесятницы - это осознание человеком своего незавидного духовного состояния?

Относительно христиан, живущих на земле, да: их главный смысл заключается в осознании себя человеком, который имеет возможность спасения, которому дана такая возможность и который имеет все средства для спасения. Но мы по своей лености, немощности, суетности этим пренебрегаем и попадаем в такие страшные ловушки, которые нас отдаляют от Бога. И вот, когда человек это видит, честно признает, он просит Господа, чтобы Он даровал ему силы - а силы дает Дух Святый в таинствах - дал силы бороться с грехом. Дал силы идти по пути спасения, дал силы, укрепив наш слабый, увечный, греховный человеческий ритм жизни, для того, чтобы в нем оставаться христианином всегда и везде, во всякое время дня и ночи.

Понятно. Тогда вопрос, который, наверное, волнует многих прихожан, да и не только прихожан, но и священнослужителей. Не кажется ли вам, что слова этих молитв, как и других молитв, зачастую не доходят до молящихся или пытающихся помолиться людей? Слишком слова молитв непонятные, слишком тихо их читают, или, что еще страшнее, слишком много суеты и веточек, которые «непременно надо освятить», и в этом, по мнению многих, заключается главный смысл сегодняшнего праздника. Не заслоняет ли собой зачастую обряд содержание? Гораздо больше внимания уделяется внешнему - этим самым пресловутым веточкам, - нежели внутреннему, о чем как раз вы и говорили.

Вероятно, имеет смысл распечатывать тексты этих молитв и давать их прихожанам - чтобы они их знали.

Веточки тоже необходимы, чтобы человеку на глазах показать животворящее действие Духа Святаго. Мертвая, казалось бы, ветвь, которая осенью, зимой выглядит совершенно безжизненной, с наступлением весны начинает расцветать, цвести, выходят листья и потом выходят плоды. Вот эта зелень древес, она напоминает нам о животворящем действии Духа Святаго на человеческую иссохшую душу. Хотя, конечно, это только напоминание внешнее о внутреннем делании. И, конечно, бывает очень обидно, когда суета в храме отвлекает людей от молитвы. Сложно представить, если в каком-то большом соборе, особенно если нет усиливающей аппаратуры, в конце храма кто-то услышал бы, что там читает священник или архиерей, стоя на коленях в царских вратах. Поэтому, наверное, есть какой-то смысл распечатывать тексты этих молитв на церковнославянском языке, давать прихожанам, особенно постоянным прихожанам, которые понимают, что такое духовная жизнь, которые искренне следят за ней, переживают и каются в своих грехах, радуются Церкви, - чтобы они знали тексты этих молитв. Ведь печатается, скажем, отдельным изданием . Мы видим, что в храмах многие миряне стоят на коленях или стоя внимательно следят за чтением священника, тем самым компенсируя все наши человеческие слабости - голос, дикцию, невнимательность, что-то еще. И в этих изданиях есть и определенного рода объяснения, бывает и перевод. То есть такие справочные издания для того, чтобы глубже понять смысл молитв, и для молитв Святой Пятидесятницы хорошо бы предусмотреть. Это молитва, читаемая лицом к народу, вслух, тут нечего скрывать от народа.

Молитвы Святой Пятидесятницы - это и молитвы об усопших, о тех, кто уже не с нами.

Тем более что есть еще одна сторона содержания молитв Святой Пятидесятницы, и она связана с молитвой об усопших. Молитве об усопших и о том чувстве любви и переживаний, которое Церковь являет перед Богом о тех, кто уже не с нами, а перешел в мир иной и для своего спасения уже там ничего сделать не может. Только мы здесь, на земле, можем им помочь в их посмертной участи. Сейчас постараемся найти те слова, которые относятся к усопшим в молитвах Святой Пятидесятницы. Вот очень хорошие слова. Говоря о молитвах, восхваляя милость Божию, Его Промысл и путь, который ради нашего спасения Господь совершил, Церковь обращается к Нему с удивительными словами:

«…Ты славы присносущныя Господи, и Отца Вышняго Сыне возлюбленный, присносущный Свете от присносущнаго Света, Солнце правды, услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочиих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли. Владыко Вседержителю, Боже отец и Господи милости, рода смертнаго же и безсмертнаго, и всякаго естества человеческаго Содетелю, составляемаго же, и паки разрешаемаго, живота же и скончания, еже зде пребывания, и еже тамо преложения: лета измеряяй живым, и времена уставляяй смерти, низводяй во ад и возводяй, связуяй в немощи, и отпущаяй в силе, настоящая потребне строяй, и будущая полезно управляй, смертным жалом уязвенных воскресения надеждами веселяяй… Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очищения убо молитвенная, о иже в аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я скверн, и утешению Тобою низпослатися. Услыши нас смиренных, и Твоих раб молящихся Ти, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших, на месте светле, на месте злачне, на месте прохлаждения: отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание и учини духи их в селениях праведных, и мира и ослабления сподоби их: яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе, но мы, живи, благословим Тя и молим, и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их».

Как видим, здесь есть такие слова, которые можно отнести и к ходатайству за души, находящиеся в аде.

Эти молитвы имеют смысл, когда их знают, как и любые другие молитвы, которые человек читает в храме, не так ли?

Конечно. Есть соответствующая поясняющая литература для людей, желающих узнать богатое сокровище православного богослужения. Ведь в самом деле, неразумно же стоять у богатого стола, который принадлежит тебе по праву, который для тебя накрыли и куда тебя ежедневно приглашают, но, ссылаясь на занятость, непонятность текстов или на что там еще, упорно питаться черствыми и плесневелыми корками.

Практика показывает, что многие прихожане - как раз те самые, о которых вы говорили: усердные, осознанные, постоянные, - с большой радостью встречают возвращение коленопреклоненных молитв в богослужебную жизнь.

Каждый поклон земной - это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово.

Да. Опускание на колени возвращает нас к привычному ритму правил поклонов, принятому в церковном общении. Однако нужно помнить: мы же не всё время на службе стоим на коленях. Даже после Пятидесятницы. Если говорить о поклоне, что он означает? Его символическое значение - это напоминание о восстановлении человека во Христе. Мы на колени падаем, показывая наше падение. Нравственное падение. Но встаем с колен, потому что нас Христос призвал встать с них. И это - путь всей нашей жизни: мы падаем и встаем, падаем и встаем. Поэтому поклоны входят в молитвенное правило православного человека, в ежедневное правило, причем, если мы посмотрим правило утренних и вечерних молитв, : «И поклоны елико хощеши». То есть сколько чувствуешь ты свое недостоинство, столько ты совершаешь этих поклонов и столько же раз надеешься на милость Божию. Поклон - это ведь не только рабское поклонение, но еще и момент, связанный с восстанием. Кстати, вспомните: ведь «восстание» по-гречески - «анастасис», то есть воскресение: есть о чем задуматься, причем ежедневно. Каждый поклон земной - это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово. А то, что мы стоим на коленях в Пятидесятницу, - это просто понимание того, что мы без Бога - вот такие и есть, а Дух Святый, Который нисходит во время Пятидесятницы, Он нас возводит на путь спасения. Только бы нам не мешать Ему своими грехами.