Я придерживаюсь того мнения, что любое обучение должно проходить в непринужденной атмосфере, без напряга (как это принято говорить нынче) и тем более без капли страха. Страха что-то не понять, страха быть не понятым, страха перед преподавателем. Ну скажите, какой прок от такой учебы, когда ты неделю настраиваешься на урок, а потом соответственно еще неделю от него отходишь? И тому нет конца и края. Особенно данная мысль актуальная в отношении музыкальных занятий. Они-то ведь должны приносить человеку радость, удовлетворение и счастье, а не повергать его в глубины небытия и ощущения собственной неполноценности и бессилия. Такое непринужденное, но в то же время серьезное музыкальное образование предлагает Вам наша онлайн школа Urokimusic, а уроки гармонии скайп, которые входят в её программу, помогут вам раскрутить даже самые запутанные гармонические лабиринты.
И начнем мы их распутывать прямо сейчас. На повестке дня проекта «Уроки гармонии скайп» глобальная тема: натуральный минор во фригийских оборотах .
Итак, Вы помните, что натуральный минор отличается от гармонического одним звуком – VII повышенной ступенью. Именно поэтому возникает целая группа характерных аккордов – трезвучия d , VII , III ступеней.
Продолжаем. Теперь немного из другой области (будем собирать тему как пазл))). Помните такой фригийский лад? Это – старинный церковный модус с низкой II ступенью? Из-за этого при движении вниз получается характерная последовательность полутонов: 2,2,1. Такая же история случается и в натуральном миноре при движении от первой ступени вниз (если не верите, то посчитайте). По научному это звучит так: верхний тетрахорд натуральной минорной гаммы совпадает по своему интервальному строению с тетрахордом фригийского звукоряда. Именно поэтому (а не из-за II низкой ступени) данный оборот натурального минора и получил название ФРИГИЙСКОГО.
Это единственный оборот классической гармонии, допускающий после d гармонии d (из-за того, что нивелируется полутоновое тяготение). Это правило распространяется только на данный оборот. Весь остальной процесс протекает в привычном гармоническом миноре.
Лирика в сторону. Теперь обсудим технику исполнения. Если фригийский оборот звучит в мелодии (а Вы уже запомнили, что это последование I – VII – VI – V , т.е. по до минору – до-си бемоль-лябемоль-соль), то гармонизуется он так:
t – III – s – D
VI–III 6 –s–D
t 6 – VII 6 – VI 6 – D 6 c различными удвоениями
t – t 7 (6 / 5 , 4 / 3)– s – D .
Если фригийский оборот находится в басу, то он гармонизуется так:
t– VII –s 6 (II 4 / 3 или VI)–D .
Это все. Удачных гармонизаций! Ставлю Тонику. Надеюсь, что наши уроки гармонии скайп будут для Вас очень полезными и крайне увлекательными!
При копировании, перепечатке материала или его части активная гиперссылка в начале и в конце статьи на сайт обязательна.
В натуральном миноре аккорды D-функции изменяют свое строение, а именно:
VI5/3 становится минорным(d, V натуральная)
VII становится мажорной
III становится мажорной
Применение этих аккордов в практике классической гармонии связано с особыми оборотами потому, что эти аккорды лишены в своем составе VII# ступени и не обладают острым тяготением в Т.
Аккорды d применяются при гармонизации фригийского оборота
(нисходящее движение от I к V в натуральном миноре).
Функциональная особенность этого тетрахорда в том, что VII ступень является признаком D-функции, а VI ступень является признаком аккордов S-функции. И образуется ненормативная последовательность D-S, которая смягчена отсутствием тяготения VII ступени в I.
При гармонизации фригийского тетрахорда, обычно он приходи к D(гармонической), но возможно исключение(T).
Т.к. натуральный минор венские классики использовали эпизодически, то приход в конце оборота к D(гармонической) восстанавливает классическую ионику.
В некоторых случаях фригийский оборот возможен без начального звука или без конечного.
Фригийский оборот может помещаться в любом голосе, но чаще всего он бывает в Сопрано или в Басу. Если оборот находится в Сопрано, то он называется "фригийский оборот первого рода", а если в Басу - второго рода.
Фригийский оборот может быть разбросан по голосам.
Если фригийский оборот переходит в K6/4, то он называется "
фригийская каденция
"
.
При гармонизации фригийского оборота возможно использовать Т7(натуральный) с обращениями.
1. Фригийские обороты 1-ого рода:
Все аккорды во фригийском обороте должны быть в одном расположении!
2. Фригийские обороты 2-ого рода:
Аккорды D(натуральной) могут применяться в гармонии не только в связи с фригийскими оборотами. Применение аккордов D(натуральной) часто связано с возникновением переменных функций в гармонии.
- Переменный функции - дополнительные функциональные отношения, в которые вступают между собой аккорды в процессе гармонического движения. При этом переменные функциональные отношения образуются только на фоне основных функций.
В натуральном миноре аккорды D-функции изменяют свое строение, а именно:
VI5/3 становится минорным(d, V натуральная)
VII становится мажорной
III становится мажорной
Применение этих аккордов в практике классической гармонии связано с особыми оборотами потому, что эти аккорды лишены в своем составе VII# ступени и не обладают острым тяготением в Т.
Аккорды d применяются при гармонизации фригийского оборота
(нисходящее движение от I к V в натуральном миноре).
Функциональная особенность этого тетрахорда в том, что VII ступень является признаком D-функции, а VI ступень является признаком аккордов S-функции. И образуется ненормативная последовательность D-S, которая смягчена отсутствием тяготения VII ступени в I.
При гармонизации фригийского тетрахорда, обычно он приходи к D(гармонической), но возможно исключение(T).
Т.к. натуральный минор венские классики использовали эпизодически, то приход в конце оборота к D(гармонической) восстанавливает классическую ионику.
В некоторых случаях фригийский оборот возможен без начального звука или без конечного.
Фригийский оборот может помещаться в любом голосе, но чаще всего он бывает в Сопрано или в Басу. Если оборот находится в Сопрано, то он называется "фригийский оборот первого рода", а если в Басу - второго рода.
Фригийский оборот может быть разбросан по голосам.
Если фригийский оборот переходит в K6/4, то он называется "
фригийская каденция
"
.
При гармонизации фригийского оборота возможно использовать Т7(натуральный) с обращениями.
1. Фригийские обороты 1-ого рода:
Все аккорды во фригийском обороте должны быть в одном расположении!
2. Фригийские обороты 2-ого рода:
Аккорды D(натуральной) могут применяться в гармонии не только в связи с фригийскими оборотами. Применение аккордов D(натуральной) часто связано с возникновением переменных функций в гармонии.
- Переменный функции - дополнительные функциональные отношения, в которые вступают между собой аккорды в процессе гармонического движения. При этом переменные функциональные отношения образуются только на фоне основных функций.
Фригийский оборот (нем. phrygische Wendung) – это мелодико-гармонический оборот, основанный на нисходящем (от 1-й к 5-й ступени) втором тетрахорде натурального минора. По интервальному строению этот тетрахорд совпадает с первым тетрахордом фригийского лада, отсюда и название:
Фригийский тетрахорд может располагаться как в верхнем голосе, так и в басу.
Для гармонизации 7-й ступени натурального минора в сопрано используется трезвучие 3-й ступени, а также септаккорд или квинтсекстаккорд 1-й ступени:
Фригийский оборот в середине построения или в начале 2-го предложения может начинаться с тонического секстаккорда (t6):
Фригийский тетрахорд в басу (lamentobass) может быть гармонизован следующим образом:
Фригийский оборот, завершающийся мажорным доминантовым трезвучием (D53), может быть использован в качестве половинного кадансового оборота, поэтому Н. А. Римский-Корсаков назвал такой оборот “фригийским кадансом” (см. нотные примеры выше).
Нисходящий второй тетрахорд в мажоре может иметь аналогичную в функциональном отношении гармонизацию, но с использованием аккордов мажорного лада (попробуйте перегармонизовать приведенные выше нотные примеры).
Примеры из музыкальной литературы
Ф. Шопен. Ноктюрн до-диез минор. В 1-м и 2-м тактах – фригийский оборот в сопрано:
Т. А. Витали. Чакона g-moll – фригийский оборот в басу (Lamentobass) :
Задание: Транспонируйте приведенные в нотных примерах фригийские обороты во все минорные тональности квинтового круга.
Литература
- Абызова Е. Гармония.– М., 2008.
- Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.– М., 1984.
- Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии. – М.-Л., 1949. С.44-45.
- Тюлин Ю., Привано Н. Учебник гармонии.– М., 1986.
- Ulrich Kaiser, Lamentobass. Musik aus vier Jahrhunderten , (= OpenBook 5), inkl. Software AnaVis von Andreas Helmberger und Ulrich Kaiser. – Karlsfeld, 2013.
Фригийский оборот — это гармонизация верхнего нисходящего тетрахорда натурального минора (то есть хода I — VII — VI — V). Этот тетрахорд обычно встречается либо в сопрано («фригийские обороты на сопрано»), либо в басу («фригийские обороты на бас»).
Название — от фригийского лада (звукоряд которого соответствует натуральному минору с низкой II ступенью): верхний тетрахорд натурального минора совпадает с нижним тетрахордом фригийского лада.
Фригийские обороты условно группируются по тому, как гармонизуется самая специфическая его ступень — VII натуральная. Она может быть либо основным тоном, либо терцовым, либо квинтовым, либо септовым; остальные аккорды «подстраиваются». Часто фригийский оборот начинается с тоники (T 5 3 или T 6), а заканчивается на D 5 3 , но это необязательно. Возможно начало с VI 5 3 или S 5 3 , например. На каждую ноту фригийского оборота также может приходиться более одного аккорда (например, на последнюю — K 6 4 D 5 3).