Виктор макеев двжд. Макеев Виктор Петрович на Миасс.Инфо

Виктор Петрович Макеев (25 октября 1924 - 25 октября 1985) - создатель отечественной школы морского ракетостроения, доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корр. АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983). Окончил МАИ (1948), Высшие инж. курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана (1950).

Родился 25 октября 1924 года в селе Протопопове, ныне это поселок имени Кирова города Коломны.

Работал с 1939 на авиационном заводе в Москве, с 1941 - в эвакуации в Казани - чертёжником, конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолетов «Пе-2». Учился на вечернем отделении КАИ (1942), затем был переведен на дневное отделение МАИ (1944). В 1950 окончил Высшие инж. курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана. С 1947 (параллельно с учёбой) работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором (до 1955). Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах работал инструктором ЦК ВЛКСМ.

В 1955 по предложению Сергея Королёва назначен главным конструктором СКБ-385. С 1963 - начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 - нач. предприятия, генеральный конструктор. Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвленная кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.

Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий - три поколения морских ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 - первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 - первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 - первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мире энерго-массового совершенства. В 1962 КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО Скад.

Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В. П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объемов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекпии на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.

В. П. Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 - профессор, зав. кафедрой ЛА в ЧПИ, к 1981-1985 - зав. кафедрой проблем энергомашиностроения МФТИ. Инициатор сотрудничества с АН СССР отраслей промышленности и высшей школы в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет АН СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В. П. Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом АН СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг.

Под руководством и при непосредственном участии В. П. Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. Значителен его вклад в развитие Миасса. При содействии В. П. Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового ж.-д. вокзала и др. объектов.

Награжден орденами Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), Октябрьской Революции (1971), медалями. Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В 1991 имя акад. В. П. Макеева присвоено Государственному ракетному центру. Его именем названы проспект в Миассе, улицы в Коломне и Челябинске, судно Северного флота. Установлены бюсты в Миассе, Коломне, Челябинске, северном морском полигоне ВМФ. Учреждены стипендии его имени в ЮУрГУ, МАИ, МФТИ, ВМА им. Кузнецова. Федерация космонавтики страны учредила медаль им. академика В. П. Макеева.

создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России, генеральный конструктор

Виктор Макеев

Краткая биография

Ви́ктор Петро́вич Маке́ев (25 октября 1924 - 25 октября 1985) - создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России, генеральный конструктор.

Доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976, член-корреспондент АН СССР 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий (1968, 1978, 1983). Окончил МАИ (1948), Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана (1950). Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9-11 созывов (1974-1989) от Таджикской ССР. Кандидат в члены ЦК КПСС (1971-1976), член ЦК КПСС (1976-1985).

Виктор Макеев родился 25 октября 1924 года в селе Протопопове (ныне посёлок имени Кирова города Коломны).

С 1939 года работал на авиационном заводе в Москве, с 1941 года - в эвакуации в Казани - чертёжником, конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряжённого серийного производства самолётов «Пе-2». Учился на вечернем отделении КАИ (1942), затем был переведён на дневное отделение МАИ (1944). В 1950 окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана. С 1947 года параллельно с учёбой работал в ОКБ-1 НИИ-88 ведущим конструктором (до 1955 года). Участник создания (ведущий конструктор) оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В 1950-1952 годах работал инструктором ЦК ВЛКСМ.

В 1955 году по предложению Сергея Королёва назначен главным конструктором СКБ-385. С 1963 года - начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 года - нач. предприятия, генеральный конструктор. Под его руководством КБ стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-Морского Флота.

Результат деятельности Виктора Макеева, руководимого им КБ и обширной кооперации предприятий - три поколения морских стратегических ракетных комплексов, принятых на вооружение ВМФ страны. В их числе комплексы с ракетами Р-21 - первой ракетой с подводным стартом (1963); Р-27 - первой ракетой с заводской заправкой топливом (1968), ставшей наиболее массовой отечественной БРПЛ; Р-29 - первой морской межконтинентальной ракетой (1974); Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракетой с разделяющейся головной частью (1977); Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983); Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мировом ракетостроении энерго-массового совершенства, в дальнейшем получившая развитие в модификациях «Синева» и «Лайнер». В 1962 году в КБМ был разработан и сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата, известной под кодовым наименованием НАТО - Scud.

Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой был В. П. Макеев, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Основные приоритетные решения: размещение ракетных двигателей внутри баков горючего или окислителя, практически полное исключение объёмов ракеты, не используемых под топливо, применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах, использование поясной амортизации из эластомерных материалов, заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков. Под его руководством создана уникальная лабораторно-экспериментальная база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет.

Памятная доска на доме № 57 по улице Первомайской в городе Северодвинске

В. П. Макеев вёл большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой. С 1960 по 1981 год - профессор, зав. кафедрой ЛА в ЧПИ, к 1981-1985 - зав. кафедрой проблем энергомашиностроения МФТИ. Инициатор сотрудничества Академии Наук СССР и высшей школы с отраслями промышленности в области механики конструкций из композиционных материалов. Возглавляемый им Научный совет Академии Наук СССР по названной проблеме играл важную роль в координации научных, исследований и проведения расчётно-экспериментальных работ. Выполненные под руководством и при участии В. П. Макеева исследования и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных материалов признаны Президиумом Академии Наук СССР одним из важнейших достижений в области механики за 1981-1985 гг.

Под руководством и при непосредственном участии В. П. Макеева велось строительство миасского Машгородка с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. При содействии В. П. Макеева решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, водохранилища и троллейбусного сообщения, телевизионной вышки, строительство нового железнодорожного вокзала и других объектов.

Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды и звания

  • дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974)
  • лауреат Ленинской премии (1959)
  • трижды лауреат Государственной премии СССР (1968, 1978, 1983)
  • золотая медаль имени С. П. Королёва АН СССР (1973)
  • 5 орденов Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984)
  • орден Октябрьской Революции (1971)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)

Память

  • В 1991 году Конструкторское бюро машиностроения получило новое название и статус «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева».
  • Именем академика В. П. Макеева названы проспект в Миассе, улицы в Коломне и Челябинске, гидрографическое исследовательское судно ВМФ России.
  • Установлены бюсты в Миассе, Коломне, Челябинске и на северном морском полигоне ВМФ, установлена памятная доска на стене Московского авиационного института.
  • В городе Северодвинске на доме № 57 по улице Первомайской, где Макеев жил с 1972 по 1984 год, установлена мемориальная доска.
  • Учреждены стипендии его имени в Челябинском университете, МАИ, МФТИ, Военно-морской академии им. Кузнецова.
  • Федерация космонавтики России учредила медаль им. академика В. П. Макеева.
  • Кабинет В. П. Макеева в Государственном ракетном центре превращён в музей.
  • Морской транспорт вооружения «Академик Макеев» проекта 20183ТВ, на 2016 год в постройке. https://www.youtube.com/watch?v=C-1cwy7tbDs

Могила В. П. Макеева

Популярные биографии Популярные темы цитат и афоризмов Популярные авторы цитат и афоризмов Популярные притчи › Виктор Макеев

Макеев Виктор Петрович родился в г. Коломне Московской обл. Окончил МАИ им. С. Орджоникидзе (1948), Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н.Э. Баумана (1950), дтн (1965), член-корреспондент (1968), академик АН СССР (1976). Работал в 0КБ-1 НИИ-88 МОП, г. Калининград Московской обл. (1947-1950; 1952-1955): инженер, ведущий конструктор ракеты Р-11. С 1955 по 1985 г. работал в СКБ № 385 (КБ машиностроения), г. Златоуст, г. Миасс Челябинской обл.: главный конструктор, с 1963 г. - главный конструктор и начальник, с 1977 г. - генеральный конструктор и начальник КБ машиностроения. Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11, первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. По рекомендации С.П. Королева назначен главным конструктором КБ, в которое передали работы над ракетами Р-11, Р-11М, Р-11ФМ. Руководитель разработки баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), принятых на вооружение в СССР, в том числе БРПЛ Р-21 - первой ракеты с подводным стартом (1963), БРПЛ Р-27 - первой ракеты с заводской заправкой топливом, ставшей наиболее массовой морской ракетой (1968), БРПЛ Р-29 - первой морской межконтинентальной ракеты (1974), БРПЛ Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракеты с разделяющейся головной частью (1977), ракеты Р-39 - первой отечественной твердотопливной БРПЛ межконтинентальной дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983), ракеты Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мире энергомассового совершенства (1986). Главный конструктор оперативно-тактической ракеты Р-17 или SCUD-B (1962); единственной в мире противокорабельной баллистической ракеты Р-27К, эксплуатировавшейся на одной подводной лодке (1975). Создатель и руководитель отечественной школы морского ракетостроения, достигшей мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам, обеспечившей организацию и сопровождение серийного производства и эксплуатации стратегических морских ракетных комплексов на флотах. К основным приоритетным решениям относятся: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя; исключение объемов по длине ракеты, не используемых под топливо; применение астрокоррекции на боевых ракетах; создание трехступенчатой боевой ракеты; использование детонирующих удлиненных зарядов для разрушения и отделения элементов ракеты в полете; использование поясной амортизации из эластомерных материалов, в том числе размещенной на ракете; заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков заваркой заправочно-дренажных клапанов; транспортировка собранных ракет в заправленном состоянии с заводов-изготовителей. Председатель Научного совета АН СССР по механике конструкций из композиционных материалов (1977-1985). Доцент, заведующий кафедрой, профессор Челябинского политехнического института (1960-1962), заведующий кафедрой МФТИ (1981-1985). Депутат Верховного Совета СССР (1966-1985). Кандидат в члены, член ЦК КПСС (1971-1985). Автор 32 изобретений, более 200 печатных работ, в том числе монографии. Лауреат Ленинской (1959), Государственных (1968,1978,1983) премий СССР. Дважды Герой Социалистического Труда (1961,1974). Награжден орденами Ленина (1956,1961,1963. 1974,1984), Октябрьской Революции (1971), медалями СССР, золотой медалью им. С.П. Королева АН СССР (1974). Почетный гражданин города Миасса Челябинской обл. (1997, посмертно). Его имя носит Акционерное Общество "Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева". Его именем названы проспект в г. Миассе, улицы в г. Коломне и г. Челябинске, судно Северного флота ВМФ РФ. Установлены памятники в г. Миассе, г. Коломне, пос. Ненокса Архангельской обл.; мемориальные доски в г. Москве на здании Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе, где он учился; в г. Миассе и г. Северодвинске на домах, где он жил; в г. Златоусте и в г. Миассе на зданиях, где он работал. Учреждены стипендии его имени в МАИ, МФТИ, Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова. Федерация космонавтики учредила медаль им. академика В.П. Макеева (1991) и медаль имени академика В.П. Макеева УрО РАН (2015). Учреждена премия им. В.П. Макеева (1988).

Макеев Виктор Петрович (25.10.1924, пос. им. Кирова, ныне адм. терр. г. Коломны Московской обл.— 25.10.1985, Москва), конструктор баллистич. ракет, создатель отеч. школы мор. ракетостроения, доктор технических наук (1965), академик АН СССР (1976; член-корреспондент с 1968), дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), лауреат Ленинской премии (1959), 3-х Гос. пр. СССР (1968, 1978, 1983), почётный гражданин г. Миасса (1997, посмертно). Трудовую деятельность начал в 1939 учеником чертежника; затем чертежник на авиац. з-де в Москве (в 1941 предпр. эвакуировано в Казань). За проявл. умение решать конструкторские задачи в условиях напряж. серийного пр-ва самолетов Пе-2 был награжден мед. «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Совмещая работу с учебой, окончил ср. школу; с 1942 учился на вечернем отделении Казанского авиац. ин-та. В 1944 переведен на дневное отделение Моск. авиац. ин-та; в 1948 окончил ин-т, в 1950 — Высшие инж. курсы при МВТУ. В период обучения с 1947 работал в Особом КБ С. П. Королёва (ОКБ-1) НИИ-88 (Калининград Моск. обл.): техник, инженер, ведущий конструктор. Участник создания оперативно-тактич. ракеты Р-11 и первой мор. баллистич. ракеты Р-11ФМ. В 1950—52 инструктор отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ. В июне 1955 по рекомендации Королева назначен гл. конструктором СКБ-385 (Златоуст. Миасс), в к-рое были переданы работы по ракетам Р-11, Р-11М, Р-11ФМ. Позднее СКБ-385 переим. в КБ машиностроения (ныне гос. ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева»). Деят-сть М. была направлена на создание и становление нового направления отеч. ракетостроения — разработку баллистич. ракет подводных лодок (БРПЛ). С 1963 нач. предпр. и главный конструктор (с 1977 ген. конструктор). Под его рук-вом КБ стало ведущей науч.-конструкторской орг-цией страны; была сформирована разветвл. кооперация НИИ, заводов- изготовителей, испытат. полигонов, решавшая (и решающая ныне) задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для ВМФ. Результатом деят-сти М., возглавляемого им КБ и обширной кооперации предпр. стало создание 3 поколений мор. ракетных комплексов, принятых на вооружение, в т. ч. комплексы с ракетами: Р-21 — первой ракетой с подводным стартом (1963), Р-27 — первой ракетой с заводской заправкой топливом, ставшей наиб. массовой отеч. БРПЛ (1968), Р-29 — первой мор. межконтинент. ракетой (1974), Р-29Р — первой мор. межконтинент. ракетой с разделяющейся головной частью (1977), Р-39 — первой отеч. твердотопливной БРПЛ межконтинент. дальности стрельбы с разделяющейся головной частью (1983), Р-29РМ — БРПЛ наивысшего в мире энергомассового совершенства (1986). В 1962 КБ был сдан на вооружение сухопутный оперативно-тактич. комплекс с ракетой Р-17, стартующей с самоходного стартового агрегата (кодовое наим. НАТО — «Sc u d-В»). Под рук-вом М. работал совет гл. конструкторов (существует и поныне) — коллективный орган, решавший весь комплекс техн. и организационных проблем, особенно находившихся на стыке сфер деят-сти различных орг-ций и предпр. Отеч. школа мор. ракетостроения, создателем и рук. к-рой стал М., достигла мир. приоритета в ряде тактико- техн. характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам. Среди осн. решений — размещение двигателей внутри баков горючего и окислителя; практически полн. исключение объ емов ракеты, не используемых под топливо; применение астрокоррекции на боевых ракетах; использование поясной амортизации из эластомерных мат-лов, в т. ч. размещ. на ракете; заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков (заваркой заправочно-дренажных клапанов); транспортировка ракет с заводов-изготовителей в заправл. состоянии. Под рук-вом М. создана уник. лабораторно-эксперимент. база, обеспечивающая комплексную наземную отработку ракет и решающая задачи отраслевого уровня. Ученый внес весомый вклад в дело подготовки инж. и науч. кадров для ракетостроения. В 1960—81 профессор, зав. кафедрой летат. аппаратов в ЧПИ, в 1981—85 зав. кафедрой проблем энергомашиностроения МФТИ. Инициатор сотрудничества АН СССР, предпр. отраслей пром-сти и учреждений высшей школы в области механики конструкций из композиционных мат-лов. Возглавляемый им науч. совет АН СССР по этой проблеме играл важную роль в координации науч. исслед. и проведении расчетно- эксперимент. работ. Выполн. под рук-вом и при участии М. исслед. и разработки по тонкостенным оболочкам из композиционных мат-лов были признаны президиумом АН СССР одним из важных достижений в области механики за 1981—85. М. один из организаторов стр-ва Машгородка (Миасс). При его участии решались вопросы возведения и финансирования важных объ ектов города: ТЭЦ, ЛЭП, Иремельского водохранилища и пром. водоводов, троллейбусного сообщения «Вокзал — Машгородок», телевизионной вышки и ее оснащения аппаратурой цветного телевещания, здания йового вокзала и др. М. авт. монографий, многочисл. науч. трудов, 32 внедр. изобретений в области ракетной техники. В 1991 КБ машиностроения присвоено его имя. Именем М. названы также проспект в Миассе, улицы в Коломне и Чел., корабль Сев. флота (см. «Академик Макеев»), уч. центр ракетно-космич. техники ЮУрГУ. В честь ученого установлены: 2 бюста в Миассе (копии скульптуры Л. Н. Головницкого) авт. проектов В. Н. Суслин, Ю. А. Федоров) на территории КБ машиностроения (открыт 25 окт. 1986; мат-л — тонир. алюм. сплав, кр. гранит) и перед Дворцом культуры и техники «Прометей» (открыт 25 окт. 1999; мат-л — тонир. алюм. сплав, серый гранит), бюсты в пос. Пенокса Архангельской обл., в Коломне и Чел. (ЮУрГУ); мемориальные доски на доме, где жил М. в Миассе (открыта 25 окт. 1994; представляет собой стилизов. волну и бюст в 1/3 натуры; мат-л — тонир. алюм. сплав; авт. проекта Федоров, скульптор В. Н. Ефимов), на зданиях, где он работал в Миассе и Златоусте. Стипендии его имени учреждены в ЮУрГУ, Моск. авиац. ин-те и МФТИ, Воен.-мор. академии им. Н. Г. Кузнецова. Ежегодно проводятся науч. конф. памяти М.— Макеевские чтения. Учреждены медаль им. академика В. П. Макеева Федерации космонавтики России (1991), премия им. В. П. Макеева (1988). М. награжден 5 орд. Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), орд. Октябрьской Революции (1971), медалями СССР, золотой мед. им. С. П. Королева АН СССР (1974). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Недавно отмечалось 85-летие со дня рождения выдающегося ученого, создателя отечественной школы морского ракетостроения, дважды Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственной премий академика Виктора Петровича Макеева.
Путь к славе
Эта фамилия вызывает у людей разную реакцию. Среди посвященных - адмиралов флота, испытателей ракетно-ядерного оружия, инженеров и рабочих "закрытых" ракетных заводов - неизменное восхищение. Восхищение его гением. Конструктор, сумевший на десятки лет опередить время. В истории ракетной техники было направление, которое в течение многих десятилетий оставалось особо засекреченным. Это - стратегическое баллистическое ракетное оружие для подводного флота. Это направление основал и в течение 30 лет возглавлял замечательный ученый и конструктор В.П. Макеев. Сегодня, как и десятки лет назад, на ракетных крейсерах и подводных лодках несут службу уникальные и до сих пор непревзойденные межконтинентальные баллистические ракеты.
Имя Макеева для многих из нас мало о чем говорит - оно всегда было особо засекреченным. Даже на выставку Экспо в Париже он ездил под чужой фамилией. И поныне образ его окутан ореолом легенд, в том числе и для работников оборонного предприятия, носящего его имя.
Виктор Петрович Макеев родился 25 октября 1924 года под Коломной в простой рабочей семье. Окончив семилетку, поступил чертежником на авиазавод, где уже работали его родители. Но божий дар гения не давал ему покоя. Когда наступил грозный 1941 год, Виктор эвакуировался с заводом в Казань, где поступил на вечернее отделение авиационного института. И это при том, что работать приходилось без выходных, по 10-12 часов, перевыполняя задания по производству так необходимых фронту самолетов Пе-2. Здесь будущий академик показал недюжинные способности изобретателя.
Когда государственная комиссия отбирала самых перспективных студентов для работы в одном из секретных НИИ, то в их число попал и Макеев. Начальником отдела, где ему предстояло работать, был Сергей Павлович Королев, который сам подбирал сотрудников и ревниво следил за судьбой каждого из них. Он раскрыл перед Виктором все перспективы его новой работы. Для углубления знакомства с ракетной техникой Макеев был направлен на Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Баумана. Особо ценным в этой учебе было то, что накопление знаний проходило параллельно с проектной работой над ракетами Р-2 и Р-З, где получаемые знания сразу же применялись на практике.

Виктор Петрович Макеев - "Уральский дракон"

Дуэль с фон Брауном
Когда Макеев узнал тему своей дипломной работы, то он был потрясен - ему поручалось разгадать и применить на практике секреты немецкого ракетостроителя Вернера фон Брауна. Макеев не понаслышке знал, что тот был создателем ракет, в том числе непревзойденной тогда «Фау-2». Тяговая сила лучших ракетных двигателей Королева в сороковые годы не превышала несколько десятков килограммов, тогда как у "Фау" - десятки тонн. Было от чего обомлеть. Накануне падения гитлеровской Германии американские спецслужбы вывезли фон Брауна вместе с его КБ в Америку, а остальное уничтожили, чтобы не досталось союзникам. Так что диплом Макеева, который выполнялся на основе случайно попавших записей, обломков и мелких деталей, был как нельзя кстати. Тайну немецкой ракеты начинающий гений разгадал довольно быстро, и его расчеты тут же стали секретными, впрочем, как и он сам. Это поистине был достойнейший соперник - в руках фон Брауна был весь промышленный и научный потенциал сначала Третьего рейха, а затем и Америки. Дуэль с прославленным асом немецкого ракетостроения Макеев выиграл с крупным счетом. Так он стал ведущим конструктором первой отечественной управляемой баллистической ранеты Р-11.
Можно только представить себе весь драматизм незримого соперничества умов и технологий во время "холодной войны". Войны, передний край которой проходил на Южном Урале. Хотелось бы отметить, что в этот трудный для страны период к доводам Королева в пользу ракет в Кремле прислушаться не захотели. Поэтому и не было у нас в то время ни ракетных технологий, ни производства. Казалось бы, Россия отстала в ракетостроении навсегда. Может быть, так бы и случилось, если бы не Макеев.
На Урале
А между тем Виктор Петрович подумывал уже о создании мобильного варианта ракеты Р-11М и вооружении ею кораблей. Поскольку в процессе проектирования ракеты были определены те или иные различия в конструкции ее армейского и флотского вариантов, последний получил условное наименование РИФМ. В разработке этих модификаций Макеев с самого начала принимал активное участие.
После смерти Сталина было принято решение о расширении серийного производства ракет на Урале. Обеспечение работ было возложено на СКБ-385 (специальное конструкторское бюро) в Златоусте. Своим ответственным представителем Королев назначил Макеева, и с этого момента и работа его, и судьба навсегда были связаны с Уралом. Раньше СКБ-385 успешно занималось только неуправляемым ракетным оружием, поэтому перед конструкторами сразу же встала масса новых задач. Макеев, все чаще приезжая на Урал, не занимал позицию контролера из вышестоящей организации, а вместе с быстро растущим, в основном за счет молодых специалистов, коллективом уральцев вникал в особенности каждой задачи и отдавал все свои силы ее решению. Иногда их оказывалось недостаточно, и тогда Макеев смело шел в министерство или к Королеву. Сергей Павлович не раз говорил ему: "Ты не мой представитель на Урале, а представитель Урала в Подлипках", но помощь неизменно оказывал. Постепенно Королеву стало ясно, что ОКБ-1 может полностью передать все работы по дальнейшему развитию оперативно-тактических ракет СКБ-385, направив туда Макеева и нескольких других специалистов, занимающихся данной проблемой. С этим согласилось и министерство, причем было решено назначить Макеева заместителем главного конструктора СКБ.


Первая отечественная управляемая баллистическая ракета Макеева

Однако когда Королев поздравил Виктора Петровича с назначением, тот не обрадовался, а с неожиданной для тридцатилетнего инженера смелостью высказал Сергею Павловичу свою уверенность в том, что для дела будет гораздо полезнее, если он станет не заместителем, а сразу главным конструктором. И Королев, видимо, вспомнив, что сам он возглавил ГИРД в возрасте 25 лет, согласился с предложением Макеева. Труднее было убедить министра оборонной промышленности СССР Устинова, но Королеву это удалось, и вскоре приказом министра Макеев был назначен "главным конструктором СКБ-385 и одновременно заместителем главного конструктора ОКБ-1 С.П. Королева по ракете Р-11".
Чудо гения
На Урале эта ракета была доработана и приспособлена к старту с подводной лодки. Результат оказался просто потрясающим - в отличие от надводного старта, который сопровождает морская качка, на глубине стартовый комплекс не раскачивается. А это означает, что точность гарантирована. Но главное - боевая ракета, выпущенная из глубины, из шахты подводной лодки, решает судьбу планеты. Как ни парадоксально, она приносит мир - останавливает и гонку ядерных вооружений, и «холодную войну».
Последняя ракета Макеева - ракета наивысшего и никем не достигнутого совершенства. Это та самая знаменитая РСМ-54, которую назвали "умной ракетой". Кроме того, что она несет десять боевых термоядерных зарядов индивидуального наведения, ее невозможно сбить с толку всякими мудреными "ноу-хау". Здесь применена система астрокоррекции. В полете ракета определяет и свое положение, и цель по звездам, не слушая ничьих чужих "подсказок". Но самое потрясающее - это двигатели, утопленные прямо в баках с горючим.
В жизни Макеева однажды произошел довольно любопытный случай. В 1964 году решалась судьба новой перспективной ракеты, производство которой было на контроле у самого Хрущева. В самый последний момент Виктор Петрович узнает, что подобное задание дано и КБ Челомея - КБ, в котором тогда работал сын Хрущева. Можно сказать, что результат этого конкурса уже предрешен. И вдруг Никита Сергеевич, указывая на Макеева, говорит: "Этот пионер мне нравится больше". Оказывается, что однажды, еще задолго до войны, Макеев лично завязывал Хрущеву пионерский галстук как почетному пионеру.
Умер Макеев 25 октября 1985 года. Во все времена держава, претендующая на роль великой, стремилась в первую очередь обеспечить себе могущество на море и мирное небо над головой. Этому делу Виктор Петрович Макеев - "Уральский дракон", как его называли за рубежом - отдал всю свою жизнь.