Металлы в нашем организме. Презентация на тему "металлы в организме человека" Проект по химии металлы в организме человека

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пир царя Соломона Первый Иерусалимский храм

Семинар по теме «Металлы в жизни человека» Цель: изучить практическую значимость металлов в разных сферах жизни и деятельности человека. п роанализировать зависимость «свойства - применение»

Девиз семинара: «Жизнь учит только тех, кто её изучает» В.Ключевский

Свойства металлов Физические свойства: ковкость плотность температура плавления теплопроводность тепловое расширение удельная теплоемкость электропроводность отражательная способность

Математика и сплавы Рассчитай сырьё для сплава (индивидуальная работа)

Механические свойства: прочность пластичность вязкость упругость твердость Технологические свойства: ковкость жидкотекучесть свариваемость обрабатываемость резанием коррозийная стойкость износостойкость

Металлы в технике, промышленности, строительстве Металлы – трудяги. Железный век продолжается и по сей день, т. к. примерно 90% всех сплавов, используемых человеком на основе железа.

Роль металлов в организме человека Na Na Na K Mg Mg Mn Fe Cu Cu Zn Zn Mo Al Al Al

Металлы и культура Искусство Литература Музыка

Кое – что о металлах 1.Какой металл обладает бактерицидными свойствами. 2.Ионы этого металла участвуют в поддержании постоянного осмотического давления биожидкости. 3.Какой металл входит в состав хлорофилла. 4.Какой металл погубил древний Рим. 5. Какой металл вызывает «лихорадку». 6.В.1854 году стоимость 1кг.этого металла была 1200руб.,т.е в 270 раз дороже серебра. 7.Его называют «металл космического века». 8. В 1889 году, когда Менделеев был в Лондоне, ему в знак признания преподнесли в подарок весы, сделанные из золота и ………… 9.Какой металл работает «птичкой » у фотографа. 10.Император Наполеон ııı на банкете велел подать для почетных гостей приборы из дорогого серебристо – белого металла. Остальным было обидно до слёз: им приходилось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой.

Выкса металлургическая Девиз «Металлы – основа цивилизации»

Металлургический цикл Выксы ЛПК - литейно-прокатный комплекс. Пущен - 10.10.2008 МК-СТАН 5000 - металлургический комплекс. Пущен-2011г. ТРУБНЫЙ ЦЕХ № 4 ЛПК МК-СТАН 5000 ТРУБНЫЙ ЦЕХ №4

Герб В ыксы Утверждён в июле 1984 года

Памятник железу АТОМИУМ Он был спроектирован архитектором Андре Ватеркейном для Всемирной выставки 1958 года и возведен под руководством Андре и Мишеля Полаков. г.Брюссель.

«Слово о пользе химии» «Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам в обществе потребным…Ими защищаемся от нападения неприятеля, ими утверждаются корабли и силою их связаны, между бурными вихрями в морской пучине плавают. Металлы отверзают недро земное к плодородию; металлы служат нам в ловлении земных и морских животных для пропитания нашего. . . И кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может». Металлургия же «»есть предводительница к сему внутреннему богатству». М.В.Ломоносов

Рефлексия Материал знаком, но мне интересно. Узнал много нового. Тема не вызвала никаких эмоций Возникло желание узнать ещё.


Cлайд 1

Cлайд 2

Человек – это мыслящий орган природы, другого значения он не имеет. Посредством человека материя стремится познать саму себя. В этом – всё. М. Горький Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ

Cлайд 3

― Назовите металлы, которые вам известны. ― Знаете ли вы металлы, имеющиеся в организме человека? ― В каком виде могут находиться металлы в организме человека, в свободном виде или в виде ионов? ― Металлы в организме человека играют положительную или отрицательную роль?

Cлайд 4

Cлайд 5

Портрет А. С. Пушкина. Художник О. А. Кипренский Портрет М. Ю. Лермонтова. Художник П. Е. Заболотский

Cлайд 6

Литий - 0,0001 Натрий - 0,03 Калий - 0,025 Кальций - 0,14 Магний - 0,05 Железо - 0,001 Марганец - 0,000001 Алюминий - 0,001 Цинк - 0,001

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

«7 марта 1995 года. Китай. У молодой студентки, изучавшей в Пекинском университете химию, внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у неё стали прядями выпадать волосы. Родители срочно отправили её в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и режущие боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали на серьёзное невралгическое расстройство. Однако пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Анализы на отравление мышьяком и свинцом также оказались отрицательными.»

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

ОБРАЩЕНИЕ К МЕДИ Вот металл высокотоксичный, Ведёт себя он крайне неприлично. Несёт он нам болезни, смерть… Да кто ж его не знает? Это медь. Откуда медь к нам попадает? Об этом каждый школьник знает. Промышленные выбросы, отходы… Проникнуть может даже через воду. Cu2+

Cлайд 16

Cu2+ И выхлопные газы, как всегда, Содержат медь, И множество вреда нам доставляют – Соединенья меди воздух отравляют. Так вот, дружок… Мы посовещались… С тобою, дорогуша, распрощались. В утилизации отходов тебе место. Жить под одною крышей нам с тобою тесно. Мы слишком грубо с медью обошлись. А может, ей хотелось оправдаться? Возможно, но всего важнее – жизнь. Нет времени в подробности вдаваться!

Cлайд 17

Fe3+ ОБРАЩЕНИЕ К ЖЕЛЕЗУ Железо – сын отходов производства самого различного: Текстильного и фармацевтического, Лакокрасочного, металлургического И вредного нефтехимического. Ты, братец, воздух отравляешь, Такие страшные болезни вызываешь: В составе крови изменения И стоматита проявления. Сказать железу не дали ни слова! Нет оправдания в болезнях никакого! Не о заслугах мы ведём сегодня речь. Хотим мы зло «железное» пресечь! Так что, братец, навсегда прощай. Дорожку к организму забывай. Fe2+

Cлайд 18

Cr6+ ОБРАЩЕНИЕ К ХРОМУ А вот и хром к нам во дворец явился, Ему не рассказали, в чём он провинился. Соединенья хрома – аллергены, А так же вызывают рак – канцерогены. Ты печень, почки поражаешь, Ты рак желудка вызываешь. Тебе в здоровом организме места нет. Спаси нас, Господи, от этих бед. Cr3+

Cлайд 19

ОБРАЩЕНИЕ К КАЛИЮ А вот ещё один бандит: Сердечный учащает ритм, Снижает наш иммунитет. Молчи уж лучше ты в ответ! Баланс ионно-электронный, Обмен белковый, углеводный И жировой – всё разрушаешь! Что ты творишь – не понимаешь? Ты сыворотку крови изменяешь, Творишь такое – просто ужасаешь!!! Так что, голубчик, поторопись! Всего дороже в этой жизни – жизнь! K+

Cлайд 20

Cлайд 21

Zn2+ ОБРАЩЕНИЕ К ЦИНКУ Цинк всем костям и мышцам враг! Как часто от него страдает Желудочно-кишечный тракт! Токсичность цинка просто поражает! Хватает и без него проблем. Гуляй отсюда, онкоген и мутаген!

Cлайд 22

Al3+ ОБРАЩЕНИЕ К АЛЮМИНИЮ Ещё один «герой» сегодняшнего дня. Зовётся алюминий. Металлы все ему родня. «Герой» наш судороги вызывает, А так же память у людей снижает. Он угнетает ряд ферментов, Снижает деятельность кроветворенья центров. И слабоумие – его работа. А как здоровье укрепить,- нет! Не его забота!!!

Cлайд 23

В чём дело? Где беда случилась? Откуда к нам идёт сигнал? Что? Кровь совсем остановилась? Процесс кроветворенья встал? Меня ничуть не удивляет… Кроветворенье не пойдёт: В крови ведь меди не хватает И кальций кровь не бережёт. Железо с цинком вы прогнали. Они в состав крови входили, Газ углекислый уносили, А кислород нам доставляли.

Влияние металлов на жизнедеятельность организма человека

«Мощь и сила науки – во множестве фактов, цель – в обобщении этого множества»

(Д. И. Менделеев).


Цели урока

  • Ознакомиться с путям

проникновения металлов в организм

человека и местами накопления.

2. Научиться объяснять биологическую роль металлов с опорой на справочный материал.

3. Научиться выявлять взаимосвязь

между состоянием организма человека и состоянием окружающей среды


Разминка

Он в теченье многих лет был причиной многих бед.

золото

Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом.

Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет.

В старину ценилась дорого, Цветом красная, как золото, Постоянно с ним дружна, В электротехнике очень нужна


«Природа не признает шуток;

она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга;

она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей» (В.Гете).




Накопление металлов в органических тканях человека.

Cd Hg Mn


Накопление металлов в органических тканях человека.


Sr 90

Cs 137

Cs 137

Sr 90


Плюмбум, или Опасная игра

Источники поступления свинца в атмосферный воздух



железо

ртуть

олово

медь

свинец

золото


Железо

Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами. Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.


Медь

Люди, в организме которых больше всего меди, мягки и покладисты. Они любят красивую жизнь и вкусную еду, предпочтение отдают сладостям. Они всегда готовы прийти на помощь, у них дружные семьи и много друзей. Чаще всего они становятся писателями, музыкантами или художниками. Однако их часто обманывают и предают, пользуясь их слабостями. Поэтому, если в этом описании вы узнали себя, постарайтесь потреблять больше продуктов, содержащих железо, – так вы компенсируете мягкость меди.


Свинец

Чрезмерное содержание в организме свинца делает человека вялым и апатичным. Он всегда не в настроении, вечно находит повод для недовольства. Чаще всего такие люди оказываются в положении жертвы. Из них получаются отменные подчиненные, ведь они не инициаторы, а предпочитают, скорее, подчиняться распоряжениям. Таким людям просто необходимо разбавлять свой свинец золотом, медью, оловом и серебром.


Олово

Олово – это тот металл, который в избытке содержится в организме мыслителей, философов и путешественников. У них – отменное чувство юмора, а их энтузиазм часто переходит в одержимость. Свинец сделает их более серьезными, а железо – крепкими.


Золото

Драгоценные металлы и в организме - драгоценность. Серебро, например, - металл чувствительных, эмоциональных людей, обладающих огромной интуицией, или ясновидящих. Золото преобладает в организме тщеславных, заносчивых людей. Но это лишь видимость: внутри они добры и щедры, просто к ним нужно отыскать подход. Они - верные друзья, готовые в любую минуту прийти на помощь. Им необходимо пополнять свой организм и другими металлами - на характере это, возможно, не отразится, а здоровье укрепит.


Ртуть

Болтливые люди, оказывается, любят поговорить от... обилия в организме ртути. Еще такие люди хитры, беспринципны и легко предают. Им явно необходимо разбавить этот жидкий металл железом.

Цель урока: создание условий для осознания девятиклассниками значения металлов для организма человека, формирование основ правильного питания школьников.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для усвоения знаний о значении металлов для нормального функционирования нашего организма, основных правил здорового питания, показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающая:развивать умения выстраивать цепь логических суждений; продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы; формировать умения работать с различными источниками информации.

Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения при работе в коллективе сверстников, пропагандировать здоровый образ жизни.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, индивидуальные информационные карточки для составления конспекта.

I. Мозг – центр управления телом. С его помощью мы думаем, чувствуем, двигаемся, помним. Благодаря ему, мы счастливы или нам грустно. Головной мозг также отвечает за процесс мышления и восприятия мира. Он содержит 100 миллиардов нервных клеток. Мозг потребляет колоссальное количество кислорода и глюкозы, дающей ему энергию. Хотя масса мозга составляет всего 2% от массы тела, он потребляет 20% кислорода и 20% питательных веществ, полученных организмом. (Na, Zn, Си, Мn)

II. Нервная система (слайд 6).

Если мозг – центр управления телом, всей нервной системы, то нервы - это кабели нервной системы.

Нервная система – это обширная сеть нервов, которая координирует работу всего тела. С их помощью ты чувствуешь внешние раздражения, двигаешься, думаешь, нервы также контролируют все внутренние процессы в теле, даже если мы их не замечаем.Нервные клетки служат нам всю жизнь, хотя головной мозг теряет ежедневно 100клеток, которые, к сожалению не восстанавливаются. Нервные клетки, или нейроны – самые длинные из всех. Некоторые достигают в длину 1 метра. (Na, Са, Mg, Сu)

III. Наше тело поддерживает костный каркас – скелет (Слайд 7 ).

Так, например, каркас для палатки придает ей форму. Без него палатка упадет.

Скелет – это прочная, но гибкая конструкция, которая защищает такие важные органы, как мозг, сердце, к нему прикрепляются мышцы.

Кости – это живые структуры организма, состоящие из клеток и имеющие свое кровоснабжение. Они состоят из веществ, которые делают их прочными и твердыми. (Na, Са, Mg, Zn, Си, Мп)

IV. Мышцы (Слайд 8 ).

В нашем теле более 640 мышц. Широкий спектр движений, которые они производят, зависит от их размера и силы, а также от того, к каким костям и суставам они прикрепляются. (Са, Mg, Zn, Си)

V. В течении жизни человека его сердце (Слайд 9 ) совершает более 1000 миллиардов ударов без остановки. Оно по миллионам мельчайших кровеносных сосудам перекачивает по телу кровь, которая снабжает клетки кислородом и питательными веществами. (Na, Са, Mg, Fe, Zn, Си, Mn, Со)

VI. Пищеварение (Слайд 10 ) – процесс расщепления пищи на составные части. (Na, Mg, Zn)

VII. Каждая клетка (Слайд 11 ) очень маленькая живая частичка со сложной внутренней структурой. В организме существует множество типов клеток, каждая из которых имеет свою форму, размер и предназначение. (Na, К, Са, Mg)

Учитель: ребята, вам было предложено, подобрать и оформить в виде слайдов к презентации материал о содержании металлов в различных продуктах питания. Весь подготовленный вами материал я собрала в единую презентацию. В ходе защиты учащимися своего раздела презентации остальным ребятам предлагается заполнить схему “Металлы в продуктах питания” (приложение 2).

2. Защита проектов.

Проект по теме: “ Na в организме и в продуктах”. (Слайд 12 )

Натрий – внеклеточный катион, он составляет 90% всех катионов плазмы крови. В организме человека натрий находится в виде растворимых солей, главным образом, хлоридов, фосфатов, гидрокарбонатов. Натрий распределен по всему организму и содержится в сыворотке крови, спино-мозговой жидкости, пищеварительных соках, желчи, почках, костной ткани, легких, мозге. Натрий участвует в нормальной работе миокарда, в функционировании нервной системы и поддержании нервно-мышечной возбудимости. Катионы натрия играют важную роль в обеспечении постоянства внутренней среды человеческого организма, участвуют в поддержании постоянного осмотического давления биожидкости.

В организм человека натрий поступает в основном в виде поваренной соли. Ежедневная потребность организма в натрии составляет 1 г. При избыточном потреблении поваренной соли появляется гипертония.

Изотонический раствор NaCl (0,9%-ный) вводят подкожно, внутривенно и клизмами при обезвоживании организма и при интоксикациях, так как натрий способствует задержке воды в организме. Применяют такой раствор также для промывания ран, глаз, слизистой оболочки носа и т.д.

Гидрокарбонат натрия (питьевая сода) используют при различных заболеваниях, сопровождающихся повышенной кислотностью желудочного сока, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Реакция нейтрализации: NаНСОз + НС1 = NaCl + Н 2 О + СО 2

Проект по теме: “К в организме и продуктах”. (Слайд 13 )

Калий – ионы калия играют важную роль в физиологических процессах – сокращении мышц, нормальном функционировании сердца, проведении нервных импульсов, обменных реакциях. Ионы калия – важные активаторы ферментов, находящихся внутри клетки.

Калий – основной внутриклеточной катион, который участвует в клеточном обмене, играет важную роль в осуществлении связи организма с внешней средой, нормальном функционировании половой системы.

Особенно богаты калием съедобные морские водоросли, семечки подсолнуха, миндаль, изюм, петрушка, орехи, чеснок, фасоль, грибы, морская рыба, картофель, морковь, сухофрукты (но много сахара, высококаллорийно).

Проект по теме: “Са в организме и в продуктах”. (Слайд 14)

Кальций – содержится в каждой клетке организма человека. Основная его масса содержится в костной и зубной тканях. В среднем взрослый человек должен потребить 1 г кальция в сутки, хотя потребность в кальции только 0,5 г. Это связано с тем, что кальций, вводимый с пищей, всасывается в кишечнике только на 50%. Ионы кальция принимают активное участие в передаче нервных импульсов, сокращении мышц, регуляции работы сердечной мышцы, участвует в механизме свертывания крови. Основное хранилище кальция в организме – скелет.

Кальций относятся к числу трудноусваеваемых элементов, и просто увеличить его поступление (особенно в таблетках) бесполезно: в лучшем случае он выводится из организма, но может откладываться в сосудах, сердце, легких и других органах, вызывая их кальцинирование, а это тяжелое заболевание. Лучше больше съедать различных кисло-молочных продуктов: молоко, творог, сыры, йогурты и т.д.

Проект по теме: “Mg в организме и в продуктах”. (Слайд 15 )

Магний в наибольшей степени концентрируется в дентине и эмали зубов, а также в костной ткани. Магний, подобно калию, является внутриклеточным катионом: концентрация его в клетке в 3-15 раз выше, чем во внеклеточной среде. При участии магния происходит расслабление мышц. Магний тормозит возбудимость нервных окончаний, обладает способностью стимулировать перестальтику кишечника и повышать выделение желчи.

Дефицитом магния объясняются и такие широко распространенные патологии, как аритмия, тахикардия, головокружение, чувствительность к перемене погоды, быстрая утомляемость, бессонница, кошмарные сны, тяжелое пробуждение. Много магния в орехах, фасоли, морской рыбе (минтай, треска), в яблоках, в зеленых листовых культурах: петрушке, базилике, а чемпион по содержанию магния – арбуз.

Проект по теме: “ Fe в организме и продуктах”. (Слайд 16 )

Железо – входит в состав гемоглобина, окислительно-восстановительных ферментов, тем самым участвуя в транспорте кислорода и тканевом дыхании. Соответственно при физическом труде потребность в железе резко повышается. Наиболее важные с физиологической точки зрения железосодержащие белки: гемоглобин, миоглобин, каталаза и т.д.

Гемоглобин – главная составная часть эритроцитов. При недостатке железа в организме может развиться железодефицитная анемия (т.е. малокровие).

Железо широко распространено в растениях. Особенно много в сухофруктах, зелени петрушки, винограде, хрене, яблоках, крапиве, гранатах, апельсинах, в моркови, в свекле, гречневой крупе. Но больше всего железа содержится в телячьей печени и говядине.