Предметы художника для рисования. Что нужно для рисования

Рисование должно приносить удовольствие. Но удовольствие будет не полным, если рисовать плохими инструментами и использовать материалы низкого качества. Сейчас на рынке художественных товаров можно найти продукцию на любой вкус и кошелек. Но, не смотря на это, правила о том, что чем выше качество, тем выше цена, никто не отменял. Новичкам, которые только пробуют заниматься графикой (рисованием карандашом), лучше выбирать товары средней ценовой категории. Ведь карандаш неправильной жесткости или слишком тонкая бумага могут испортить не только конечный результат, но и навсегда отбить желание рисовать.

Карандаш графитовый

Для начала необходимо иметь хотя три простых карандаша разной жесткости. Например, H (жесткий), HB (средней жесткости), 2B (мягкий). Чтобы добиться максимальной длины и остроты грифеля, лучше пользоваться канцелярским ножом. Но новички могут выбрать и точилку.

Карандаш чернографитный H Карандаш чернографитный HB Карандаш чернографитный 2B

Нож

Ластик

Также для художника, работающего карандашом, большое значение имеет ластик. К его выбору стоит подойти максимально серьезно. Лучше, если ластиков будет два – обычный жесткий двусторонний (одна сторона мягкая, другая более твердая) и кляча (пластичный ластик, которому можно придать любую форму). Обычным ластиком удобно стирать толстые линии, а вот клячей можно убирать мелкие детали. Не стоит покупать цветные, ароматизированные или излишне декорированные резинки. Как показывает практика, такие экземпляры могут либо вообще не стирать, либо будут оставлять пятна на бумаге.

Роль бумаги в графике не стоит недооценивать. Для рисования карандашом не подойдет стандартная бумага для принтеров. Она слишком тонкая. Работать лучше на ватмане. Оптимальным размером для новичка станет формат А4. Именно с такого формата легче всего переходить на бумагу большего размера. Если начинать рисовать на бумаге А5, то в дальнейшем могут возникать трудности с масштабированием.

Все необходимые материалы для работы можно приобрести в нашем интернет-магазине.

Рисуйте с удовольствием!

Карандаш – очень простой материал для рисования, с которого художники начинают свой творческий путь. Даже любой малыш свои первые линии делает карандашом, прежде чем перейти к более сложному материалу. Но не такой уж карандаш и примитивный, если изучить подробнее. Он способен помочь художнику создать эскизы, различные иллюстрации, рисунки и картины. Карандаши имеют свои виды и любому художнику важно уметь правильно подбирать материал для своей работы, чтобы иллюстрация имела презентабельный вид. Итак, давайте разберемся, как выбрать карандаш для рисования ?

Принцип работы карандаша

Когда человек надавливает на карандаш, стержень скользит по бумаге, а частицы графита расщепляются на мелкие частички и задерживаются в волокне бумаги. Таким образом получается линия. В процессе рисования графитный стержень стирается, поэтому его затачивают. Самый привычный способ – специальная точилка, также можно использовать обычное лезвие. Важно понимать, что данный способ требует особой аккуратности и подготовки, во избежание порезов. Но благодаря лезвию можно сделать нужную толщину и форму графита.

Виды простого карандаша

Основное определение карандаша – это графитовый стержень, обрамленный деревянной или пластмассовой оправой. Простой графитовый карандаш бывает различных типов. Они различаются свой степенью жесткости.
Глаза человека могут различать большое количество оттенков серого цвета, а если быть точным -150 тонов. Несмотря на это, художник должен иметь у себя в арсенале хотя бы три вида простого карандаша – твердый, средний мягкости и мягкий. С их помощью удастся создать объемный рисунок. Разные степени жесткости смогут передать контраст, нужно лишь умело ими обращаться.
Определить степень мягкости графита можно с помощью обозначений (букв и цифр), которые нанесены на оправу карандаша. Шкала твердости и мягкости имеют различия. Мы рассмотрим три типа обозначения:

Россия

  1. Т – твердый.
  2. М – мягкий.
  3. ТМ – средняя мягкость.

Европа

  1. H – твердый.
  2. B – мягкий.
  3. HB – средняя мягкость.
  4. F – средний тон, что определяется между H и HB.
  1. #1 (B) – мягкий.
  2. #2 (HB) – средняя мягкость.
  3. #2½ (F) — среднее между твердой и средней мягкостью.
  4. #3 (H) – твердый.
  5. #4 (2H) – очень твердый.

Нельзя не учитывать такой момент, как – производитель. Порой, даже одинаковая мягкость карандашей разных производителей, будет значительно отличаться друг от друга из-за своего качества.

Палитра оттенков простого карандаша

Стоит обратить внимание, что мягкость карандашей может значительно разниться. Другими словами – мягкость и твердость делятся между собой еще на тональности. Обозначение H считается самым твердым, а B – мягкий. Не удивительно, если в магазине встречаются целые наборы от 9H (самый твердый) до 9B (самый мягкий).
Самым распространённым и востребованным считается карандаш с меткой HB. Он имеет умеренную мягкость и твердость, что позволяет легко делать наброски. С помощью него можно усиливать темные места, благодаря его легкой мягкости.
Для усиления контраста рисунка стоит приобрести 2B. Очень твердые карандаши художники используют довольно редко, но это дело вкуса. Такой тип карандаша больше подойдет для чертежных схем или выстраивания перспективы для пейзажей, потому что почти незаметен на изображении. Нельзя не учесть, что большая твердость карандаша позволяет делать плавный переход на волосах или добавлять еле заметный тон, не боясь перетемнить.

В начале работы стоит использовать твердый карандаш, особенно если не уверенны в результате иллюстрации. Мягкий карандаш предназначен для проработки теней и выделения нужных линий.

Штриховка и тушевка

Независимо от мягкости нужно всегда помнить о том, что карандаш должен быть остро заточен. Штрихи и линии лучше всего получаются твердым карандашом из-за того, что грифель не имеет свойства быстро притупляться, а остается в своей заостренной форме долгое время. Тушевка предпочтительна для мягкого карандаша, но рисовать лучше боковой частью грифеля, чтобы материал наносился равномерно.

Особенности работы с карандашом

Не стоит забывать, что грифель карандаша довольно хрупкая вещь. Каждый раз, как падает карандаш на пол или ударяется, то его стержень повреждается или вовсе ломается. В итоге рисовать будет неудобно, потому что грифель будет осыпаться или выпадать из своей деревянной оправы.

Итог. Информация, которую стоит знать, довольно объемная для начинающего художника. Но она очень полезна, ведь поможет в создании будущих шедевров. Со временем знания будут автоматически подсказывать, какой простой карандаш нужен в той или иной ситуации. Главное, не боятся экспериментировать

В ремесле художника графитный карандаш играет начальную и одну из основных ролей. Кроме того, что с рисунка карандашом начинается любая картина, он используется и как самостоятельный инструмент в создании произведения искусства. Карандаши бывают различной твёрдости от самых твёрдых: 6Т (если отечественные) и 6H (если зарубежные); и до самых мягких: 9М (9B). Выбор карандаша зависит от пожеланий художника и его умения.
Также начинающий художник должен обзавестись кистями (без них уж никак). Главное не запутаться в выборе кистей. Современный рынок товаров для художников может похвастаться огромным ассортиментом этого инструмента. Есть и пони, и синтетика, и белка, и колонок, и щетина; кисти плоские-прямые и с заваленными концами, круглые кисти, кисти-веера. Начинающему же художнику нужно совсем немного. Ниже приведён список инструментов, которые понадобятся в работе, строго отобранный мной по моему опыту преподавательской деятельности.
Минимальный набор начинающего художника:

  1. Краски акварельные “Санкт-Петербург “24 (36) цветов.
  2. Бумага акварельная (в папке”Для акварели” формат А3 или любая др. на выбор).
  3. Кисти беличьи: 2, 4, 6, 9
  4. Кисть колонок: 4
  5. Карандаш простой: ТМ (HB)
  6. Ластик кохинор.
  7. Планшет, фанера или доска формата А3.
  8. Кнопки канцелярские простые.
  9. Тряпочка для вытирания лишней воды с кистей.

РИСУНОК:
1. Бумага ватман (можно в папке “Для черчения” формата А3).
2. Карандаши простые: H (Т), HB (ТМ), B (М), 2B (2М), 4B (4М), 6B (6М).
3. Ластик кохинор
4. Кнопки канцелярские или малярный скотч для закрепления бумаги на планшете.

Если же вы захотите разнообразить своё творчество можно будет приступить и к работе с мягкими материалами:

Уголь
Сепия
Сангина
Соус
Мел
Пастель
Эти материалы производятся в карандаше и мелками. Мелки обычно мягче и податливей. Они используются для более широкого рисования. А карандашные мягкие материалы хороши для тонкой проработки деталей и линий.
Рисунки мягкими материалами часто выполняются на тонированной бумаге.

Такая техника требует особенно точного рисования, т.к. плохо стирается с листа.

МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ:
Краски масляные:
Белила цинковые
Кадмий желтый светлый
Кадмий оранжевый
Кадмий красный светлый
Кадмий красный темный
Охра светлая
Охра золотистая
Сиена натуральная
Сиена жженая
Умбра жженая
Марс коричневый светлый (или темный)
Умбра натуральная
Краплак красный
Кобальт синий средний
Ультрамарин
Кобальт зеленый светлый
Изумрудная зеленая
Окись хрома
Виридоновая зеленая
Марс черный(или сажа газовая или кость жженая)
Кисти:
1. Щетина:

Круглые: 4, 6, 14
Плоские: 6, 9, 15
2. Колонок (круглые): 2, 4, 5

Разбавитель:
Пинен (4) и масло льняное очищеное

Тряпочка для вытирания кистей

Рисование

Краски бывают очень разных видов. Распределяются они прежде всего по возрастному принципу - ребенку лет до трех точно, может и до четырех совершенно не нужно разнообразие оттенков и видов красок. Желательно использовать гуашь(ее качество выше, чем пальчиковых красок и консистенция приятнее) и рисовать пальчиками, а не кисточкой.

Гуашь (для малышей до трех лет - рисовать пальчиками). если есть возможность, лучше найти гуашь отдельными цветами в больших банках (во всяком случае, в Израиле и в Петербурге такие водятся, в Москве в этом году не успела проверить, про другие страны-города не знаю:)). Купить три основных цвета (красный, желтый, синий) и белый, и палитру. Палитру с успехом заменяют обычные одноразовые тарелки, где можно разводить краски и смешивать оттенки.

Акварель (когда ребенок уже освоил краски, наперемешивал вволю цветов, может управляться кисточкой и водой)

Акрил (для раскрашивания любых других поверхностей, особенно хорошо идут деревянные заготовки для сувениров, пенопластовые объемные фигурки, природные материалы)

Для стекла (это не серьезные витражные краски, а простенькие краски для стекла. можно расписывать бутылки-вазочки-рисовать примитивные витражи).

Для ткани (можно приготовить множество оригинальных и полезных в быту подарков - расписать родным футболки, сделать скатерть или салфетки с детскими рисунками, и тп.)

Краски для керамики - если хочется расписать однотонную посуду. нужно обратить внимание на температуру запекания, чтобы ваша духовка смогла такую "выдать".

Быстро смывающиеся краски для рисования в ванной подходят для "дополнительного развлечения" и веселой возни во время купания, но не могут быть основным материалом, т.к. не выполняют главной задачи рисования.

Из щетины (коза) хорошо подходит для совсем маленьких, когда интересует просто визуальный след от действия. для старших подходит для разбрызгивания, рисования тычками, рисования полусухой (сухой) краской, рисования акрилом и другими красками для любых поверхностей.

Из пушных зверей (колонок и белка - основные) для рисования гуашью и акварелью. хотя бы два номера - толстую и тонкую. например, номер 3 и номер 5 или 6. Конечно, можно и побольше ассортимент собрать. На что обращать внимание - "пушные" кисточки со временем лысеют, вовремя нужно заменять "зверька".

Для несмываемых или трудно смываемых красок (акрил, для стекла и т.п.) лучше завести специальные кисточки, и не рисовать ими акварелью, например.

Мы предпочитаем масляную пастель всем остальным другим. Она даже китайская и то неплохого качества. Восковые мелки ей сильно проигрывают. Называется oil pastel, стоит намного дешевле, нежели высококачественная художественная пастель для профессиональных занятий.

Обычные мелки для рисования на асфальте. продаются очень широкие мелки - их хорошо давать малышам, чтобы не мучить их "мелкой моторикой", т.к. у маленьких нормальный захват "кулачком", а не тремя пальчиками.

Карандаши
должны быть мягкими и легко затачиваться. китайские карандаши по большей части действительно "одноразовые" - при попытке заточить грифель ломается и ломается до маленького огрызка карандаша. мне больше всех нравятся немецкие. еще хорошие чешские. карандаши должны быть мягкие или твердо-мягкие. для ребенка дошкольного возраста это не основной материал (в идеале краски должны использоваться чаще).

Фломастеры
не дают возможности прикладывать собственные усилия и смешивать цвета. лучше, чтобы они появлялись хотя бы эпизодически, а лет до трех в принципе не нужны, после - как дополнительный, не основной материал. сюда же гелевые ручки - как украшательство всякое, а не как основной материал для рисунков.

Альбомы для рисования красками придумал тот, кто не понимает, что за один раз можно нарисовать больше одного рисунка (если сразу перевернуть страничку, рисунки слипаются). дети обычно гораздо продуктивнее авторов идеи акварельных альбомов. лучше купить набор отдельных, не скрепленных, листов плотной бумаги (для акварели). для гуаши вполне подходит и обычная "бумага для принтера". можно отлично рисовать и на цветной бумаге (особенно белой краской интересно) и на картоне.

Рабочее место

Совершенно необязательно, чтобы это было навсегда закрепленное специальное место. творчество процесс спонтанный, дети часто рисуют "где застало вдохновение" (чаще всего оно посещает во время соприкосновения со стеной).
лучше купить обычную хозяйственную клеенку и постилать ее на время занятий на стол. рисунок часто имеет свойство продолжаться на столе, за границами бумаги:). мольберт скорее подходит для более старшего возраста (хотя бы после 7, а то и страше) - маленьким довольно трудоемко держать руку с кистью на весу, рисование в такой позе совершенно неестественно. Совсем малыши (год плюс) рисуют "от плеча", то есть чисто теоретически мольберт им бы подошел, только он слишком маленький (негде разгуляться), неустойчивый (уж с плеча, так с плеча!) и с листа все время будет течь краска. Хорошо рисовать на ватманах (на полу или на стене, в специальном уголке). Вообще дети любят большие поверхности.

Дополнительные средства
любые заготовки, которые можно раскрасить: пластиковые, деревянные, пенопластовые, картонные; природные материалы (шишки, камешки, ракушки, всевозможные семена всевозможных растений); стеклянные или керамические изделия и т.п. у пожилых родственниц женского пола особый восторг вызывают матрешки и разделочные доски, расписанные ребенком:)

Для того, чтобы научиться рисовать масляными красками, правильнее было бы сказать, писать масляными красками, нужно обладать определенными знаниями в этой области, а именно, разбираться в том разнообразии инструментария, который на сегодняшний день представлен в широком ассортименте в магазинах для художников. Начинающий художник может потеряться, зайдя в такой магазин без предварительной подготовки, потому что, кажущегося очевидным набора, каким считается холст, кисти и масляные краски для хорошего старта в этом деле будет недостаточно. Данная статья направлена на то, чтобы Вы смогли виртуально посетить магазин для художников, будто бы в сопровождении опытного наставника. Итак, начнем!

Холст

Первое, что мы с Вами будем выбирать, это холст . В качестве основы для рисования масляными красками можно выбрать различные материалы: доску, картон, металлическую пластину, стекло, пластик. Но если мы с Вами говорим о классической живописи, то, конечно, следует выбирать ткань, правильным способом загрунтованную, туго натянутую на подрамник и звенящую как барабан. Да-да! Холст не должен провисать, его поверхность должна быть идеально ровной. В прежние времена, да и сейчас тоже, многие профессиональные художники натягивают ткань на подрамник сами, сами же и грунтуют ее. Поскольку данные рекомендации предназначены для начинающих художников, мы не будем углубляться в тему, касающуюся натягивания холста на подрамник, поговорим о том, как правильно выбрать уже готовую для работы поверхность, а именно - уже загрунтованный и натянутый на подрамник холст.

Лучше всего, чтобы полотно холста было льняное, оно может быть средней или мелкой зернистости, иметь ровную гладкую поверхность без узелков, толщина холста везде должна быть равномерной. Зернистость холста - это различные неровности и узелки в ткани, в плетении нитей холста. Если таких вкраплений много, нити грубые, то перед Вами холст с высокой зернистостью. Он подходит для рисования предметов с сильно выраженной фактурой, например, старые кирпичные стены, узловатые стволы деревьев, камни, развалы горных пород и т.д. Здесь можно работать крупными пастозными мазками, пользоваться мастихином. Поэтому такой холст не подойдет для рисования предметов с нежной фактурой, для передачи деликатных светотеневых переходов. Нежную прозрачность винограда и личико юной девушки на такой поверхности не нарисуешь. Для таких целей будет правильным выбрать холст более тонкой выделки , более гладкий, то есть мелкозернистый. И именно такой холст лучше всего приобретать начинающим художникам, на нем, кстати, можно сделать более детальный предварительный рисунок карандашом . И еще можно легко стереть не понравившийся фрагмент рисунка.

Обратите внимание на качество подрамника , то есть деревянной основы, на которую натянут холст. Мы уже говорили о недопустимости его провисания, осталось добавить, что следует обязательно оценить качество древесины , из которой изготовлен подрамник. Обычно это липа, сосна или береза. Дерево должно быть хорошо обработанным, сухим, гладким, без сучков, сколов, гнили и червоточин.

Масляные краски

Для начала не стоит покупать большое количество красок, будет вполне достаточным приобрести набор из 10-12 цветов. Самое главное, чтобы в этом наборе были синий (лазури, кобальты), красный (кадмий средний, светлый или темный), желтый (кадмий средний), черная (сажа газовая), белая (белила цинковые или титановые) краски. Если Вы уже умеете смешивать основные цвета и получать из них дополнительные, то даже такого минимума Вам вполне хватит, но лучше все-таки несколько разнообразить, пусть даже пока свою первую масляную палитру! Чтобы сориентироваться, какой цвет в тюбике, посмотрите на цветную полосу этикетки. Дополните свой набор голубой краской (небесно-голубая), охристым оттенком (охра светлая или золотистая), так называемыми «цветами земли» - умбра натуральная, сиена натуральная, а также природными оттенками зеленой цветовой гаммы — оливковая, травяная зелень, зеленая светлая и др.

Еще раз напоминаем, смотрите на этикетку тюбика . Или же Вы можете купить готовый набор красок . Со временем Вы поймете, какие краски расходуются у Вас быстрее, какие нет. Кроме того, прежде чем покупать краски, хорошо бы знать в какой цветовой гамме предполагаете писать картину: это будут нежные пастельные оттенки или сочная контрастная живопись? Какого размера будет Ваша работа? Это тоже может повлиять на Ваш выбор. И, конечно же, неплохо было бы ознакомиться с таблицей цветов, названия которых практически у всех производителей одинаковые, поэтому вполне можно сориентироваться по цвету и посмотреть правильные названия понравившихся цветов и оттенков. Цены у масляных красок разных производителей различные, они напрямую зависят от химического состава красок. Дороже будут стоить краски в составе которых содержатся натуральные, а не синтетические пигменты.

Кисти

Лаки

На витрине магазина для художников, помимо всего прочего, Вы увидите различные художественные лаки. Они предназначены для работы непосредственно с красками, то есть кисть периодически макается в лак , потом в краску. Это так, называемая «живопись на лаке » или «через лак». Для чего это делается. Для того, чтобы живопись была сразу яркой и сочной. А лучше, конечно, лаком защищать уже готовую работу с хорошо высохшими красками. Как мы уже упоминали, лак дает сочность краскам и, самое главное, защищает Вашу работу от внешних воздействий. Когда лак высохнет, поверхность холста можно протирать от пыли. Лаки бывают различными по составу, в основном они сделаны на основе мягких смол.

Растворители

Очень нужная и важная вещь для масляной живописи. Растворитель нужен для разведения красок, для того, чтобы очистить кисти перед тем, как уже окончательно промывать их мыльной пеной.

Тройник

Это готовый состав для разведения масляных красок. В его состав обычно входит льняное масло, лак и скипидар. Именно этот разбавитель наливают в масленку. Если его не оказалось под рукой, сойдет растворитель Пинен№4, плюс льняное масло.

Масленка

Специальная емкость, куда наливается тройник или растворитель. Обычно крепится на палитру, для чего имеет удобное крепление-прищепку. Масленки бывают пластиковые и железные. Удобнее иметь масленку с крышечкой на резьбе, тогда у Вас ничего не прольется, а не использованное содержимое не высохнет раньше времени.

Мастихины

Нужный и важный инструмент в арсенале художника. Это специальные лопаточки, предназначенные для того, чтобы счищать остатки краски с палитры, наносить и снимать краску с холста. Есть специальные живописные приемы, когда работа на холсте ведется именно мастихином, а не кистью. В продаже есть наборы мастихинов разных размеров и форм.

Палитра

О, это настоящая визитная карточка любого художника! Палитру тоже нужно уметь выбрать правильно, краски на палитре следует размещать ближе к краям, в центре оставляется место для смешивания. Палитры бывают разные по форме и по размеру.

Мольберт

— очень удобная вещь для того, чтобы объективно оценивать свою работу, видеть недоработки. Работа, закрепленная на мольберте — это профессиональный подход. Перед мольбертом можно работать как стоя, так и сидя. Периодически нужно отходить от холста на некоторое расстояние, чтобы увидеть все детали. При покупке мольберта , ориентируйтесь на его прочность, надежность креплений, устраивающий Вас размер и модель.

Этюдник

Специальное приспособление для занятиями живописью вне дома. Это своеобразный чемоданчик, в котором Вы можете разместить все необходимое для работы: кисти, краски, растворители, холсты, картоны. Он достаточно компактен, открывается и закрывается, имеет надежные крепкие ремни для переноски. Этюдник может быть различных размеров, с ножками, которые можно регулировать по высоте и без них. Покупая этюдник, нужно убедиться, что он надежный и прочный, имеет хорошие крепления. Этюдник можно также использовать в качестве мольберта дома.

Вот, пожалуй, самые основные советы, которые, мы надеемся, Вам пригодятся при выборе материалов для занятий живописью масляными красками. Если у Вас будет в наличии полный набор инструментов, о котором мы говорили, Вы смело можете начинать писать свою первую картину маслом! Удачи Вам и творческого вдохновения!

Перепечатка статей, новостей и обзоров допускается только при наличии текста