Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы. Эпидемии повальных болезней

На Мадагаскаре в настоящий момент наблюдается значительный рост случаев чумы. С начала 2017 года 40 человек погибли, а еще 230 были заражены. Как бы то ни было, хотя болезнь теоретически может добраться до Европы, ее, скорее всего, быстро выявят и вылечат антибиотиками.

Atlantico: С чем связано возвращение чумы на Мадагаскар?

Стефан Гайе: Чума — одно из самых страшных среди известных нам инфекционных заболеваний. Возможно, даже самое страшное. Вызывающая его бактерия называется «чумная палочка» или «yersinia pestis». Она отличается сильнейшей вирулентностью, то есть способностью размножаться в организме для захвата и уничтожения живых тканей. Когда мы говорим о масштабных и гибельных эпидемиях, то в первую очередь называем чуму и холеру. Чума опаснее холеры, так как та убивает лишь людей, которые уязвимы в силу своего возраста или плохого состояния здоровья. Чума же губит как сильных, так и слабых. В то же время холера проще передается и быстрее распространяется.

Пандемия — это эпидемия, которая охватывает несколько континентов и потенциально все страны мира.

В истории человечества было три великих пандемии чумы. Первая, Юстинианова чума, началась в 542 году и длилась 50 или даже 60 лет. Сильнее всего затронутыми ей регионами были центр и восток Африки (оттуда она, вероятно, и пришла), а также побережье Средиземного моря. Сначала чума начинала свирепствовать в портах, а затем инфекция пробиралась вглубь стран. Если судить по рассказам о тех временах, болезнь могла унести жизни 100 миллионов человек.

Вторая пандемия чумы началась в XIII веке в Средней Азии, где сформировался четко определенный очаг. Эпидемия свирепствовала в Индии, Китае, Северной Африке, на Ближнем Востоке и по всей Европе, где она осталась в памяти людей как «черная смерть». По разным оценкам, за четыре века пандемии погибло более четверти населения Европы. Голод и войны на континенте, безусловно, еще больше повысили смертность.

Третья известная пандемия чумы началась в китайской провинции Юньнань в середине XIX века. Развитие более скоростных видов транспорта (пароход, железная дорога) позволило болезни быстро разойтись и достичь регионов, где ее не было раньше, за пределы Дальнего Востока и Индии. Во время этой пандемии чума пришла в США, Южную Африку, Латинскую Америку и в том числе на Мадагаскар.

В 1894 году, во время этой пандемии, француз и последователь Пастера Александр Йерсен (Alexandre Yersin) выявил в Гонконге бактерию-возбудитель и роль крыс в ее переносе. В честь его открытий его имя носит целый ряд бактерий Yersinia. В 1898 году другой пастеровец Поль-Луи Симон (Paul-Louis Simond) продемонстрировал роль блох в переносе бактерии с больной крысы на здоровую, а затем на человека.

Понимание цикла заражения позволило выработать новую стратегию борьбы, которая подразумевала применение ядов против грызунов и насекомых. Александр Йерсен разработал противочумную сыворотку на основе лошадиной крови, а Владимир Хавкин создал вакцину из ослабленного штамма. В дальнейшем появление антибиотиков предоставило эффективный способ лечения болезней.

Выработанные профилактические и терапевтические меры позволили уменьшить смертность от чумы и ограничить ее распространение. Многие страны зарегистрировали сокращение или полное исчезновение случаев чумы в течение нескольких десятилетий, что могло навести на мысль о победе над инфекцией.

Как бы то ни было, раз резервуар бактерий формируют дикие грызуны, по большей части крысы, в теории болезнь не может исчезнуть. Дело в том, что размер крыс, скорость их размножения и невероятная приспособляемость делают этот естественный резервуар неистощимым. Если популяция крыс контролируется, а дома защищены от проникновения грызунов, шанс того, что человека укусит блоха с крысы, ничтожен. Это объясняет тот факт, что чума по факту исчезла в странах с высоким уровнем жизни. Мадагаскар же наоборот относится к беднейшим государствам мира, и крысы там часто попадают в жилье.

Всемирная организация здравоохранения зарегистрировала почти 50 000 случаев заражения человека чумой с 1990 по 2015 год в 26 странах Африки, Азии и Америки. Сильнее всего затронута Центральная Африка, в частности Демократическая Республика Конго, Уганда и Мадагаскар, где насчитывается наибольшее число случаев заражения человека чумой во всем мире (от 250 до 500 в год). В Азии наиболее активные рычаги находятся в Китае. В Америке это Перу, однако наблюдаются случаи и в США: речь идет о коренном населении на западном побережье. Это означает, что чуму невозможно искоренить даже при высоком уровне жизни. В Океании (Австралия, Новая Зеландия, Меланезия, Микронезия и Полинезия) и Европе за последнее время не было случаев заражения. Во Франции последнее происшествие подобного рода произошло в 1945 году на Корсике.

Распространение чумы зависит от метеорологических условий: ей требуется тепло и влажность. Столица Мадагаскара Антананариву находится в центре страны в зоне умеренно влажного климата, а Туамасина — на восточном побережье в зоне влажного климата. Кроме того, сухой сезон заканчивается, и начинается сезон осадков. Созданы все климатические условия для распространения чумы. Очаг недавней эпидемии возник у человека из Туамасины, который затем отправился в столицу.

Другими словами, нет ничего удивительного в том, что чума сохраняется на Мадагаскаре и периодически выливается в эпидемии, которым способствуют тепло и влажность.


— Стоит ли беспокоиться насчет возвращения чумы в Европу? Возможна ли эпидемия?

Контекст

Скрывает ли Турция эпидемию?

Hürriyet 09.08.2017

Эбола – желанная эпидемия

ZeitenSchrift 11.06.2015

Лихорадка Эбола: отчаянный поиск выхода

Handelsblatt 09.10.2014

Как холера попала в Сирию

Mashregh 07.01.2015 — Чума убила множество людей, продолжает убивать сейчас и продолжит в будущем. Это чрезвычайно опасное заболевание останется угрозой в связи с большим и неконтролируемым естественным резервуаром из крыс. Они могут есть практически все и обладают высочайшей приспособляемостью к разным условиям. Свалки привлекают их запахом гниения, а забастовки мусорщиков способствуют их размножению. Они умеют прекрасно лазать и плавать. Им, наверное, даже под силу плыть против течения канализационных вод и проникнуть в жилье через туалеты…

Чума еще больше обострила страх, который вызывают крысы у людей. Кроме того, они могут переносить другие бактерии, вызывающие в частности лептоспироз и содоку, которые, конечно, не так опасны, как чума, но все равно представляют большую угрозу.

Это инфекционное заболевание в первую очередь представляет собой зооноз, то есть болезнь животных. Крысы заражают друг друга через блох. Блоха, как комар в случае малярии, заражается от крови больной крысы и передает бактерию, когда кусает здоровую. Таким образом, чума является септицемией, то есть заражением крови. После укуса блохи у человека формируется чумной бубон, то есть воспаление лимфатических узлов: возникает огромное, покрасневшее и вызывающее болезненные ощущения образование. Все это сопровождается высокой температурой и общим изменением состояния. Иногда все ограничивается бубоном, и человек выздоравливает, но чаще все ведет к септицемии и поражению легких. Легочная чума всегда смертельна при отсутствии лечения. Пораженный легочной чумой человек может передать бактерию через кашель, в котором содержатся наполненные ей микрочастицы. Как несложно догадаться, в том случае болезнь может привести к эпидемии среди людей без участия крыс.

Всегда возможно, что человек с легочной чумой в инкубационном периоде прибудет в Европу на самолете с последующим развитием заболевания и заражением других людей через кашель. Как бы то ни было, болезнь, скорее всего, быстро выявят и вылечат антибиотиками. По счастью, бактерия-возбудитель очень восприимчива к целому ряду антибиотиков. Госпитализация пациента с легочной чумой требует дополнительных мер предосторожности на случай распространения микрочастиц (в прошлом «респираторная изоляция») для предотвращения заражения других людей. Вполне вероятно, что завезенная легочная чума может заразить других и сформировать небольшой очаг инфекции, однако в Европе с ним быстро справятся.

— В ВОЗ пытаются справиться с проблемой отправки антибиотиков на Мадагаскар. Достаточно ли этого, чтобы покончить с инфекцией? Если да, то сколько времени на это потребуется? Если нет, что еще нужно сделать, чтобы искоренить чуму?

— Как мы уже говорили, бактерия чумы, по счастью, восприимчива к антибиотикам, которые полностью изменили санитарную стратегию борьбы с эпидемией. Мадагаскарский очаг, как и все предыдущие, будет взят под контроль в ближайшей или чуть более отдаленной перспективе. Тем не менее искоренить болезнь не получится. Справиться можно лишь с текущей эпидемией. Затем вернется порядок, вплоть до появления нового очага. Зооноз вроде чумы, который опирается на резервуар из крыс, представляет собой серьезную проблему для ученых.

Для сравнения, бешенство тоже является зоонозом, однако его вызывает вирус, а не бактерия. Это означает, что у возбудителя нет устойчивости к внешней среде, тогда как вызывающая чуму бактерия может сохраняться в трупах крыс и в почве. Кроме того, резервуар беженства в Европе составляют лисы, и ученые разработали оральную вакцину для этих животных. Вакцина рассеивалась с вертолета в зонах популяции лис, в результате чего бешенство на территории Франции удалось искоренить. Вакцинировать крыс же, судя по всему, невозможно. Это явно утопия.

Превентивная борьба с чумой подразумевает обеспечение чистоты жилья и эффективной защиты о крыс так, чтобы сделать их контакт с человеком невозможным. Кроме того, она включает в себя повсеместную борьбу с этими грызунами. Речь, разумеется, не идет о полном их уничтожении, поскольку они играют роль в экосистеме, а их удивительные качества широко используются в научных лабораториях (хотя по большей части это белые крысы). Борьба с этими грызунами является главной составляющей мер по предотвращению чумы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Вой-ны, гло-баль-ный кри-зис, не-пре-рыв-ные сти-хий-ные бед-ст-вия, за-губ-лен-ная зем-ная эко-ло-гия, ужас-ные тех-но-ген-ные ка-та-ст-ро-фы, не-из-ле-чи-мые бо-лез-ни – всё это при-ме-ты на-дви-га-ю-ще-го-ся Апо-ка-лип-си-са? И всё ча-ще ны-неш-ние су-до-рож-но-пре-сы-щен-ные ра-до-с-ти оп-ре-де-лён-ной ча-с-ти че-ло-ве-че-с-ко-го об-ще-ст-ва (в Рос-сии это обо-жрав-ши-е-ся биз-не-с-ме-ны) срав-ни-ва-ют с пи-ром во вре-мя чу-мы.

Во-об-ще, преж-де чем рас-ска-зы-вать об ис-то-рии воз-ник-но-ве-ния на пла-не-те Чёр-ной смер-ти, или бу-бон-ной чу-мы, сле-ду-ет об-ра-тить-ся к ис-кус-ст-ву и ли-те-ра-ту-ре. О чу-ме со-зда-но не-во-об-ра-зи-мое ко-ли-че-ст-во кар-тин, по-ло-тен, гра-фи-ки, ил-лю-с-т-ра-ций к кни-гам. Са-мая из-ве-ст-ная – гра-вю-ра Голь-бей-на Млад-ше-го «Пля-с-ка смер-ти», ко-то-рая с 1830 го-да по 1844-й вы-дер-жа-ла 88 из-да-ний. Точ-но так на-зы-ва-лась ран-няя кар-ти-на Ми-ха-э-ля Воль-гему-та (1493 г.). Все зна-ют кар-ти-ну Пи-те-ра Брей-ге-ля Стар-ше-го «Три-умф смер-ти» (1562). Да-же сей-час мо-ло-дых ху-дож-ни-ков-гра-фи-ков, рож-дён-ных в 70-х го-дах, вол-ну-ет те-ма «пи-ра во вре-мя чу-мы». Все эти про-из-ве-де-ния, как пра-ви-ло, на-пол-не-ны жут-ки-ми ске-ле-та-ми-пер-со-на-жа-ми – во вре-мя ор-гий, вер-хом на ко-нях и те-ле-гах, с не-из-мен-ной ко-сой в ру-ке, в чёр-ных ба-ла-хо-нах с ос-т-ро-вер-хи-ми ка-пю-шо-на-ми.

Стран-ное сов-па-де-ние: Шек-с-пир со-зда-вал свои тра-ге-дии, ког-да на Лон-дон на-ва-ли-лась чу-ма, а Пуш-кин пе-ре-вёл по-эму ан-г-лий-ско-го ав-то-ра на свой лад во вре-мя хо-лер-но-го ка-ран-ти-на в Бол-ди-не в 1830 го-ду. Ис-сле-до-ва-те-ли до-ка-за-ли, что ес-ли бы не эти две на-па-с-ти-эпи-де-мии, не со-хра-ни-лись бы пье-сы Шек-с-пи-ра и не по-яви-лись бы «Ма-лень-кие тра-ге-дии» Пуш-ки-на. Га-зет-ная пло-щадь не поз-во-ля-ет на этом ос-та-но-вить-ся по-дроб-нее, так что верь-те на сло-во.

Дру-гой ин-те-рес-ней-ший во-прос: что хо-тел ска-зать ве-ли-кий рус-ский по-эт сле-ду-ю-щи-ми стро-ка-ми:

Мне-ния раз-ные. Од-ни счи-та-ют, что пи-ры, ба-лы и ор-гии – это сво-е-об-раз-ный про-тест про-тив по-кор-но-с-ти судь-бе, фор-ма со-про-тив-ле-ния; дру-гие ви-дят в чу-ме не-ве-до-мое упо-е-ние и на-слаж-де-ние; тре-тьи на-зы-ва-ют чу-му гне-вом Бо-га, ка-ра-ю-щим греш-ни-ков. И чет-вёр-тое: лю-ди пред ли-цом гло-баль-ных бед-ст-вий про-сто схо-дят с ума. Об этом пи-шет и ге-ни-аль-ный фло-рен-ти-ец, ав-тор «Де-ка-ме-ро-на» Джо-ван-ни Бо-кач-чо . А по по-во-ду ны-неш-ней апо-ка-лип-ти-че-с-кой кар-ти-ны в Рос-сии сто-ит вспом-нить ос-т-ро-ум-ные сло-ва 66-лет-не-го очень из-ве-ст-но-го во всём ми-ре пи-са-те-ля Алек-сан-д-ра Ка-ба-ко-ва : «От пре-ды-ду-ще-го кри-зи-са мож-но бы-ло уле-теть че-рез Ше-реме-ть-е-во-2, от ны-неш-не-го – толь-ко че-рез Бай-ко-нур».

Жерт-вы

Не бу-дем за-гля-ды-вать за пре-де-лы на-шей эры, там то-же бы-ли страш-ные эпи-де-мии, но не-из-ве-ст-но, бы-ла ли это чу-ма, или ос-па, или брюш-ной тиф. Нач-нём ле-то-пись с бо-лее по-зд-них за-фик-си-ро-ван-ных вре-мён.

«Юс-ти-ни-а-но-ва чу-ма» – с 542 по 767 год. При-шла из глу-бин Аф-ри-ки, до-стиг-ла Сре-ди-зем-но-мор-ско-го по-бе-ре-жья и ох-ва-ти-ла всю Ма-лую Азию, уне-ся 40 мил-ли-о-нов жи-те-лей.

1347 год. Чу-ма бы-ла за-ве-зе-на по мо-рю из Кон-стан-ти-но-по-ля в Си-ци-лию. Эпи-де-мия дли-лась 60 лет и не по-ща-ди-ла ни од-но ев-ро-пей-ское го-су-дар-ст-во, обой-дя по-че-му-то Ис-лан-дию. Ев-ро-па по-те-ря-ла око-ло 25 мил-ли-о-нов че-ло-век – чет-верть все-го на-се-ле-ния это-го гро-мад-но-го ре-ги-о-на. Пан-де-мия по-лу-чи-ла на-зва-ние «чёр-ная смерть» из-за внеш-не-го ви-да по-гиб-ших, ка-зав-ших-ся обуг-лен-ны-ми. От чу-мы умер-ли ко-ро-ле-ва Ара-го-на и ко-роль Ка-с-ти-лии в Ис-па-нии; ко-ро-ле-вы Фран-ции и На-вар-ры, в Га-с-ко-ни умер-ла млад-шая дочь ко-ро-ля прин-цес-са Жан-на.

Тре-тья со-вре-мен-ная пан-де-мия на-ча-лась в ки-тай-ской про-вин-ции Юнь-нань в кон-це XIX ве-ка. К 1910 го-ду чу-ма рас-про-ст-ра-ни-лась по все-му ми-ру, но в 1920-м по-ш-ла на спад бла-го-да-ря меж-ду-на-род-ным со-гла-ше-ни-ям об унич-то-же-нии крыс в пор-тах и ко-ра-бель-ных трю-мах и обя-за-тель-ной про-вер-ке су-дов. По-ка-за-тель-ны ме-ры в чум-ном Лос-Ан-д-же-ле-се. Как в своё вре-мя всё на-се-ле-ние Ки-тая вос-ста-ло про-тив во-ро-бь-ёв, унич-то-жи-те-лей по-се-вов, так и в Лос-Ан-д-же-ле-се все жи-те-ли ри-ну-лись ло-вить и сжи-гать в ог-не крыс. Их бы-ло унич-то-же-но 2 мил-ли-о-на. А все-го в тре-тью эпи-де-мию за-бо-ле-ло на зем-ле 26 мил-ли-о-нов че-ло-век, из ко-то-рых 12 по-гиб-ли.

В Рос-сию чу-ма про-ник-ла в 1352 го-ду. Лю-бо-пыт-ный факт из ис-то-рии за-во-е-ва-ний Зо-ло-той Ор-ды. Хан Джа-ни-бек про-ти-во-сто-ял экс-пан-сии ге-ну-эз-цев в По-вол-жье и При-чер-но-мо-рье. Во вре-мя оса-ды Ка-фы (со-вре-мен-ная Фе-о-до-сия) Джа-ни-бек при-ка-зал за-бро-сить ка-та-пуль-той в кре-пость труп умер-ше-го от чу-мы че-ло-ве-ка. Труп пе-ре-ле-тел че-рез сте-ну и раз-бил-ся вдре-без-ги.

На-ча-лась чу-ма. Она по-па-ла в Нов-го-род, Псков, Моск-ву, где от неё умер князь Си-ме-он Гор-дый . А ис-пу-ган-ный царь Алек-сей Ми-хай-ло-вич вме-с-те с се-мей-ст-вом бе-жал в Вязь-му.

К 1950 го-ду за-бо-ле-ва-е-мость чу-мой во всём ми-ре ста-ла но-сить спо-ра-ди-че-с-кий ха-рак-тер. Воз-ни-ка-ю-щие вспыш-ки уда-ва-лось по-дав-лять с по-мо-щью эпи-де-ми-о-ло-ги-че-с-ко-го над-зо-ра, дез-ин-сек-ции, де-ра-та-ции и ан-ти-бак-те-ри-аль-ной те-ра-пии. Из го-ро-дов чу-ма прак-ти-че-с-ки ис-чез-ла и встре-ча-ет-ся сей-час в сель-ских и при-го-род-ных рай-о-нах. Но страх у лю-дей и ме-ди-ков ос-тал-ся. До-ка-за-тель-ст-вом слу-жит па-ни-ка в свя-зи со вспыш-кой бу-бон-ной и лё-гоч-ной чу-мы в Ин-дии в 1994 го-ду.

Симп-то-мы

Со-глас-но Эн-цик-ло-пе-ди-че-с-ко-му сло-ва-рю Брок-га-у-за и Еф-ро-на, бо-лезнь обыч-но на-чи-на-лась вне-зап-но. Всё на-чи-на-ет-ся с оз-но-ба, воз-ни-ка-ет силь-ней-шая го-ло-вная боль, го-ло-во-кру-же-ние, рво-та, тем-пе-ра-ту-ра в пер-вый же день под-ска-ки-ва-ет до 40–41 гра-ду-са. Рус-ские вра-чи, опи-сы-вав-шие мос-ков-скую чу-му 1772 го-да, от-ме-ча-ли, что у боль-ных «вы-го-вор не-вня-тен и не-вра-зу-ми-те-лен, язык как бы при-ку-шен или при-мо-ро-жен, или как у пья-но-го». Ес-ли боль-ной не умер в пер-вые сут-ки, то на вто-рые об-ри-со-вы-ва-ет-ся раз-ви-тие ли-бо бу-бо-нов (бо-лез-нен-ное вос-па-ле-ние лим-фа-ти-че-с-ких уз-лов), ли-бо вос-па-ле-ние лёг-ких. Бу-бо-ны бы-ва-ют па-хо-вые, под-мы-шеч-ные и шей-ные.

В сред-ние ве-ка чу-ма прак-ти-че-с-ки не ле-чи-лась, дей-ст-вия сво-ди-лись лишь к вы-ре-за-нию или при-жи-га-нию чум-ных бу-бо-нов. При этом че-ло-век не-вы-но-си-мо, до по-те-ри ра-зу-ма, стра-дал от бо-ли. Со-ве-то-ва-ли так-же изо-ли-ро-вать-ся до-ма, раз-жи-гать ко-ст-ры на ули-цах (счи-та-лось, что это очи-с-тит воз-дух), вды-хать па-ры се-ли-т-ры и по-ро-ха... А ещё, смеш-но ска-зать, ре-ко-мен-до-ва-ли ста-вить всю-ду в жи-ли-ще блюд-ца с мо-ло-ком, ко-то-рое яко-бы аб-сор-би-ру-ет от-рав-лен-ный воз-дух. Ко все-му к на-ры-вам при-кла-ды-ва-ли пи-яв-ки, вы-су-шен-ных жаб и яще-риц, в ра-ны вкла-ды-ва-ли сви-ное са-ло и мас-ло. Вра-чи но-си-ли ко-с-тю-мы, со-сто-яв-шие из ко-жа-но-го по-кры-ва-ла и ма-с-ки пти-чь-е-го ви-да. «В клю-ве» на-хо-ди-лись па-ху-чие обез-за-ра-жи-ва-ю-щие тра-вы, в жез-ле имел-ся ла-дан, яко-бы за-щи-ща-ю-щий от не-чи-с-той си-лы. В от-вер-стия для глаз встав-ля-ли стек-лян-ные лин-зы. И всё рав-но тог-даш-ние вра-чи, му-же-ст-вен-ные са-мо-от-вер-жен-ные лю-ди, по-валь-но гиб-ли.

При-чи-ны

Со-шлём-ся на сло-ва ака-де-ми-ка Вик-то-ра Ма-ле-е-ва : «Ког-да скоп-ле-ние лю-дей тес-но со-при-ка-са-ет-ся со скоп-ле-ни-ем до-маш-них жи-вот-ных, ни-че-го хо-ро-ше-го не по-лу-ча-ет-ся». А вот что пи-шут ста-рин-ные ис-точ-ни-ки: «В сред-ние ве-ка лю-ди жи-ли тес-но, их до-ма за-ча-с-тую яв-ля-лись про-дол-же-ни-ем хле-ва с жи-вот-ны-ми. Ца-ри-ла пол-ная ан-ти-са-ни-та-рия, ле-жан-ки из шкур или гру-бой ма-те-рии бы-ли пол-ны блох. Мы ма-ло зна-ем, что жут-кая ан-ти-са-ни-та-рия су-ще-ст-во-ва-ла в зим-нее вре-мя в ка-мен-ных зам-ках ан-г-лий-ской зна-ти. Про-ду-ва-е-мые сквоз-ня-ка-ми, их бы-ло труд-но то-пить ка-ми-на-ми. Оби-та-те-ли не мы-лись дол-ги-ми ме-ся-ца-ми, при-двор-ные да-мы не-по-мер-но пу-д-ри-лись, что-бы скрыть грязь, при-ме-ня-ли раз-ные аро-ма-ты. В их одеж-дах бы-ла спря-та-на осо-бая кол-боч-ка, в ко-то-рую со-би-ра-лись бло-хи...

В са-мом кон-це XIX ве-ка фран-цуз-ский учё-ный Поль-Луи Си-мон , изу-чая бу-бон-ную чу-му в Бом-бее, вы-де-лил Yersinia pestis из тру-пов крыс и пред-по-ло-жил, что имен-но эти гры-зу-ны яв-ля-ют-ся ис-точ-ни-ком за-ра-же-ния че-ло-ве-ка чу-мой. Но на-до бы-ло най-ти ещё и пе-ре-но-с-чи-ка ми-к-ро-ба. Им ока-за-лась... бло-ха. Та са-мая бло-ха, вос-пе-тая в своё вре-мя Гё-те, Му-сорг-ским, Ша-ля-пи-ным с яр-ким гро-те-с-ком и про-зор-ли-вым ощу-ще-ни-ем её зло-ве-щей зна-чи-мо-с-ти. Од-на-ко по-на-до-бит-ся ещё поч-ти пол-ве-ка, по-ка З.Вак-с-ман и его кол-ле-ги син-те-зи-ру-ют стреп-то-ми-цин, ко-то-рый ока-жет-ся эф-фек-тив-ным про-тив воз-бу-ди-те-ля чу-мы».

Как жаль, что поч-ти не-воз-мож-но най-ти опи-са-ние по-дви-га Поль-Луи Си-мо-на. Но-чью он про-би-рал-ся в морг с чум-ны-ми мерт-ве-ца-ми и вы-ре-зал эти смер-дя-ще-гни-ю-щие и кро-ва-во-чёр-ные бу-бо-ны, по-хо-жие на сту-день, по-том изу-чал.

Но с при-чи-на-ми не всё так про-сто.

Ан-г-лий-ские эпи-де-ми-о-ло-ги из Ли-вер-пуль-ско-го уни-вер-си-те-та Сью-зен Скотт и Кри-с-то-фер Дун-кан вы-сту-па-ют с оп-ро-вер-же-ни-ем вы-во-дов Поль-Луи Си-мо-на. Чёр-ная смерть – это не бу-бон-ная чу-ма. Кста-ти, дру-гой фран-цуз-ский бак-те-ри-о-лог Алек-сандр Ер-син в кон-це XIX ве-ка то-же свя-зал Чёр-ную смерть с кры-са-ми и бло-ха-ми. Но Скотт и Дун-кан вы-яви-ли в этой те-о-рии про-бе-лы. Кар-та рас-про-ст-ра-не-ния Чёр-ной смер-ти, по их ис-сле-до-ва-ни-ям, не сов-па-да-ет с рас-се-ле-ни-ем крыс. Она га-ло-пи-ро-ва-ла че-рез Аль-пы и по Се-вер-ной Ев-ро-пе при слиш-ком низ-ких для раз-мно-же-ния блох тем-пе-ра-ту-рах. Чёр-ная смерть про-но-си-лась го-раз-до бы-с-т-рее, чем мо-гут пе-ре-дви-гать-ся кры-сы. Да-лее: пе-ре-но-с-чи-ка-ми за-ра-зы не мог-ли быть кры-сы, по-то-му что бак-те-рии чу-мы уби-ва-ют их са-мих. Ко все-му, бу-бон-ная чу-ма не-срав-нен-но ме-нее за-раз-на, чем Чёр-ная смерть, ко-то-рая, как вы-яс-ни-лось, пе-ре-да-ёт-ся не че-рез гры-зу-нов, а от че-ло-ве-ка к че-ло-ве-ку. Так что же это бы-ло? Во всём ви-но-ват, как спор-но за-клю-ча-ют учё-ные, бе-лок CCR5.

Скотт и Дун-кан по-ла-га-ют и пы-та-ют-ся это до-ка-зать, что воз-бу-ди-те-лем Чёр-ной смер-ти (не име-ю-щей на-уч-но-го на-зва-ния) яв-ля-ет-ся ге-мор-ра-ги-че-с-кий (то есть вы-зы-ва-ю-щий кро-во-те-че-ние) фило-ви-рус ти-па Эбо-лы. И за-га-доч-ную Чёр-ную смерть пред-ла-га-ет-ся на-звать ге-мор-ра-ги-че-с-кой чу-мой. Окон-ча-тель-ную точ-ку мо-жет по-ста-вить лишь ис-сле-до-ва-ние древ-них ДНК по-гиб-ших лю-дей.

Учё-ные спе-шат со сво-и-ми ис-сле-до-ва-ни-я-ми. Сход-ст-во и по-вто-ря-е-мость страш-ных эпи-де-мий в каж-дые не-сколь-ко сто-ле-тий пу-га-ют не на шут-ку. На-до най-ти этот ви-рус, по-ка он вновь не на-шёл нас.

Эпоху становления и развития феодализма в Западной Европе (5- 13 вв.) обычно характеризовали как период упадка культуры, время гос­подства мракобесия, невежества и суеверий. Само понятие «средневе­ковье» укоренилось в сознании как синоним отсталости, бескультурья и бесправия, как символ всего мрач­ного и реакционного. В атмосфере средневековья, когда молитвы и святые мощи считались более эффективными средствами лечения, чем лекарства, когда вскрытие трупа и изучение его анатомии признавались смертным грехом, а покушение на авторитеты рассматривалось как ересь, метод Галена, пытливого исследователя и экспериментатора, был забыт; осталась только придуманная им "система" как окончательная "научная" основа медицины, а "ученые" врачи-схоласты изучали, цитировали и комментировали Галена.

Деятели Воз­рождения и Нового времени, борясь с феодализмом и сковывавшими развитие философской и естест­веннонаучной мысли религиозно-дог­матическим мировоззрением, схола­стикой, противопоставляли уровень культуры своих непосредственных предшественников, с одной стороны, античности, с другой - создавае­мой ими новой культуре, оценивая пе­риод, разделяющий античность и Возрождение, как шаг назад в разви­тии человечества. Такое противопо­ставление, однако, нельзя считать исторически оправданным.

В силу объективно сложившихся историче­ских обстоятельств варварские пле­мена, завоевавшие всю территорию Западной Римской империи, не стали и не могли стать непосредственны­ми восприемниками позднеантичной культуры.

В отличие от народов Ближнего и Среднего Востока, сумевших сохранить культуру своих предшественников, народы Запада, прежде всего германские племена, опро­кинувшие западную Римскую империю (при помощи вос­ставших против Рима рабов) уничтожили культуру Рима.

Обладая самобытной культурой эпохи родоплеменных от­ношений, кельтские и германские народы предстали перед христиани­зированной позднеантичной культу­рой особым огромным миром, потре­бовавшим серьезного длительного ос­мысления. Оставались ли эти народы верными язычеству или уже успели принять крещение, они по-прежнему были носителями вековых преданий и поверий. Раннее христианство не могло просто вырвать с корнем весь этот мир и заменить его христиан­ской культурой - оно должно было его освоить. Но это означало существенную внутреннюю перестройку позднеантичной культуры.

То есть, если на Востоке культурный подъем I-го тысячелетия н. э. происходил на прочном фундаменте устоявшихся древних культурных традиций, то у народов Западной Европы к этому времени лишь начался процесс куль­турного развития и формирования классовых отношений.

«Средневе­ковье развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и не­сколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию, городов». (Ф. Энгельс).

В жизни народов Западной Европы христианство в эпоху средневековья представляло собой общественный фактор исключительного значения. Вылившись в форму католицизма, оно объединяло европейский мир, лишенный единства, целой сетью крепких, трудно расторжимых свя­зей. Это объединение оно осуществляло в лице папы, являвшегося «монархическим центром» като­лической церкви, и посредством самой церкви, раскинув­шей широкую сеть во всех странах Западной Европы. Во всех этих странах церковь владела приблизительно 1/22 всех земель, являясь, таким образом, не только идео­логической, но и реальной связью между различными странами. Организовав владение этими землями на нача­лах феодальных отношений, церковь оказалась едва ли не самым крупным феодалом средневековья и вместе с тем могущественным охранителем системы феодальных отно­шений вообще. Церковь объединяла разрозненные запад­ноевропейские страны в их борьбе против общего внеш­него врага, сарацин. Наконец, вплоть до XVI века духо­венство было единственным образованным классом в За­падной Европе. Следствием этого было то, что «монопо­лию на интеллектуальное образование получили папы и что само образование приняло тем самым преимуществен­но богословский характер».

При этом если на Востоке устоявшиеся культурные традиции позволили длительное время сопро­тивляться сковывающему влиянию догматики организованных религий, то на Западе церковь, даже под­вергшаяся в 5-7 вв. «варваризации», была единственным общественным институтом, сохранившим остатки позднеантичной культуры. С самого начала обращения варварских пле­мен в христианство она взяла под контроль их культурное развитие и духовную жизнь, идеологию, про­свещение и медицину. И далее сле­дует говорить уже не о греко-латин­ской, но о романо-германской куль­турной общности и византийской культуре, которые шли своими особы­ми путями.

В Западной Европе сложилась фео­дальная культура в наиболее ти­пичной ее форме миро­восприятие и идеалы, ценностные ориентации и критерии, нравствен­ные и этические представления сред­невекового европейца сводились к ре­лигиозной догматике. Никакое мир­ское знание не шло в сравнение с по­знанием возможностей «спасения».

Средневековая схоластика (от греч. schole--школа) -тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.

Средневековые художники и писатели, пренебрегая реальными окружающими явлениями, внимате­льно «всматривались» в потусторон­ний мир, типизация предпочиталась индивидуализации. Церковники ут­верждали, что все возможные зна­ния уже изложены прежде всего в Священном писании, а также в некоторых канонизированных произ­ведениях древности, Например Птолемея (в области географии и астрономии), Галена (в области медицины). Новые открытия отрицались, а лю­ди, высказывающие новые идеи, ста­вились под подозрение как еретики. Основой всякого знания являлось учение Аристотеля, односторонне воспринятое и поставленное на служ­бу богословию.

Всякое позитивное знание имело право на существова­ние лишь как средство для иллюстра­ции теологических истин. На этом фоне процветали различные мистиче­ские представления, заменяющие и вытесняющие рациональное знание.

Достаточно сказать, что даже в 17 веке, в период подъема материалистиче­ской философии и опытного естест­вознания, не только сохранялась вера в колдовство, но и борьба с ним являлась одной из важных функций государственных судебных органов. Известный французский судья А. Реми (первая половина 17 в.) гордился тем, что ему удалось приговорить к сожжению около 900 колдунов и колдуний.

Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом, возник галенизм - искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали колоссального труда и титанических усилий многих медиков эпохи Возрождения и последующего периода.

Попытки заново осмыслить или. переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Примером тому может служить судьба Роджера Бэкона (R. Bacon, 1215-1294) - выдающегося мыслителя своего времени, воспитанника Парижского и Оксфордского университетов, обратившегося к первоисточникам и опытному методу исследования: он провел в тюрьме 24 года и вышел оттуда глубоким стариком.

И все же Средневековье не было шагом назад в культурном развитии народов Западной Европы, прошед­ших за этот период путь от племен­ных отношений до развитого феода­лизма и создавших своеобразную культуру, во многом противоречивую и неприемлемую для потомков, но все же достаточно высокую для того, что­бы послужить фундаментом для по­следующего развития.

Кругом уже вырастали города: в Италии, Южной Франции, и в Рейне возродились из собственного пепла староримские муниципии; в других местах, особенно внутри Германии, создавались новые города; все они были обнесены для обо­роны стенами и рвами, их крепости были гораздо более неприступными, чем дворянские замки... За этими стена­ми и рвами развилось средневековое ремесло... накопля­лись первые капиталы, возникла потребность взаимного общения городов друг с другом и остальным миром...».

Несомненный экономический и технический прогресс, достигнутый средневековой Европой, обеспечил развитие ремесла, торговли и рост городов. Не позд­нее VIII в. народы Европы создали национальную письменность, приспо­собив латинский алфавит к своим диалектам. Деятели средневековой культу­ры оставили крупные памятники литературы, архитектуры, философ­ской, юридической и экономической мысли. Появились элементы буду­щего преодоления и разрушения идеологической монополии церкви.

В эту эпоху в городах стал возрождаться древнеримский институт городских врачей, которые стали назы­ваться «городскими физиками».

Эпидемии повальных болезней

Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней имели место во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий. Достаточно вспомнить пандемию гриппа во время первой мировой войны («испанка»), поразившую 500 млн. человек, из которых умерло около 20 млн.. И все же самой печальной страницей в истории инфекционных болезней являются средние века в странах Западной Европы, где особенности социально-экономического, политического. и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней.

Средневековые города в Западной Европе возникли в IX-XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (в Германии, например, с XV в.). Для сравнения отметим, что древнейшие из известных на нашей планете санитарно-технические сооружения (колодцы, канализация, бани, бассейны) были построены в середине III тысячелетия до н. э. в долине р. Инд в городах Хараппа, Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и др. на территории современного Пакистана. В средневековой Западной Европе весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы; узкие и кривые, они были недоступны для лучей солнца. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые болота, а в жаркий день в городе было трудно дышать из-за едкой и зловонной пыли. Понятно, что в таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность.

Широкому распространению многих заразных болезней способствовали также крестовые походы - военно-колонизационные кампании европейцев на Востоке (1096-1270), осуществлявшиеся, как утверждалось, во имя спасения «гроба Господня». Главная цель походов - приобретение новых земель на Востоке - не была достигнута. Однако для Западной Европы они имели значительные культурные и хозяйственные последствия: появились новые сельскохозяйственные растения (гречиха, рис, абрикосы, арбузы и др.), вошел в употребление сахар; были заимствованы некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани). По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить больницы светского типа - до этого больницы в Западной Европе, как и в Византийской империи, создавались при монастырях: Hotel-Dieu (Дом божий) в Лионе (VI в.), Париже (VIII в.) и др.

С другой стороны, именно во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (или лепра). В средние века ее считали неизлечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым как перед церковью, гак и перед обществом. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать. Поэтому прокаженным предоставлялась свобода просить милостыню. Им выдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. При встрече с прохожим он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным лишь в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью.

Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе, как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч. В одной только Франции времен Людовика VIII. (ее территория была тогда вдвое меньше современной) насчитывалось около 2 тысяч лепрозориев. В эпоху Возрождения, в связи с улучшением санитарного быта городов, лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.

Другой страшной повальной болезнью периода классического средневековья была чума. В истории чумы известны три колоссальные пандемии. Первая - «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы - «черная смерть» середины XIV в. Третья - пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн.. человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее погребальный звон.

«Черная смерть» 1346-1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Каир, Сицилию, территорию современных государств: Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России. Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения. В Кессарии никто не остался в живых. В Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе - 40 тыс. (50% населения), в Венеции - 100 тыс. (70%), в Лондоне - девять десятых населения. Живые не успевали хоронить мертвых. Такие народные бедствия, как война или голод, «кажутся ничтожными перед ужасами повальной болезни, которая, по умеренным подсчетам, похитила во всей Европе около трети жителей»,- писал немецкий историк медицины Г. Гезер. Всего на земном шаре в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн. человек.

Бессилие человека того времени перед лицом смертельной опасности в разгар эпидемии ярко выражено в строках поэмы А. С. Пушкина «Пир во время чумы»: «Царица грозная Чума Теперь идет на нас сама: И льстится жатвою богатой; И к нам в окошко день и ночь Стучит могильною лопатой... Что делать нам? и чем помочь?»

В связи с частыми вспышками эпидемий издаются специальные «регламенты», в которых излагаются обяза­тельные мероприятия против заноса и распространения заразных болезней. Прокаженных, например, которые во множестве появились в Европе уже после первого кресто­вого похода, в города не допускали. У городских ворот ставили привратников для задержания больных проказой. В сельских местностях прокаженных обязывали предупреждать о своем появлении звуками трещотки, рога, колокольчика.

В крупных городах, прежде всего портовых (Венеция, Генуя), приходят к мысли об учреждении «карантинов» («сорок дней») в целях предупреждения заноса заразы матросами, крестоносцами и разным бродячим людом; учреждается должность «попечителя здоровья» в портах. Эпидемии заставили организовать зачатки противоэпиде­мической службы. Вместе с тем возникает и светское (нецерковное) медицинское образование.

Потребности городской жизни дик­товали новые методы познания дей­ствительности: опытные - вместо умозрительных, критические и ра­циональные - вместо слепой веры в авторитеты.

Под личиной теологической направленности на­чало развиваться и опытное знание. Петр Пилигрим (9 в.) первый про­водил экспериментальное изучение магнетизма, Р. Гроссетест (около 1168 - 1253) опытным путем проверял ре­фракцию линз. Оккам (W. Ockham, около 1285 - 1349), последовательный борец с папизмом, стал родона­чальником схоластического номина­лизма, который в эпоху Средневековья; в области естествозна­ния ему принадлежат гипотезы, пред­шествовавшие открытию законов тя­готения, инерции и небесной меха­ники. Буридан (J. Buridan, около 1300 - 1358) и Орезм (1320-1382) выступили с критикой аристотелев­ского учения о движении и тем са­мым проложили путь для преобразо­вания Галилеем (G. Galilei) динами­ки; Луллий (R. Lullius, около 1235- около 1315), первый европейский алхимик-экспериментатор, много сде­лал для обоснования роли химии в медицине и других областях знания.

Вместе с тем, все исследования средневековые ученые проводили исключительно с теологическими це­лями. Даже такой смелый мыслитель, как Роджер Бэкон (R. Bacon, около 1214- около 1292), один из первых открыто призывавший к изучению природы опытным путем, предсказавший по­явление моторных судов, автомоби­лей, летательных аппаратов и химической науки, которая «учит, как открывать вещи, способные продлить человече­скую жизнь», все же полагал, что научное знание - «лишь часть, на­ряду с откровением, совокупной муд­рости, которую следует созерцать, ощущать и использовать на службу богу». Однако сама мысль о целе­сообразности опыта в познании до­статочно прочно укоренилась в пред­ставлениях средневековых ученых. Они передали ее своим ученикам, которые на основе возрождения тради­ций античности стали применять метод своих учителей исключитель­но для целей познания окружающего мира. Отрицая Средневековье как век догматики, уничижения лично­сти и умозрительного теоретизирова­ния, они усвоили все то позитивное, что создала средневековая культура. И в этом смысле при всех контрастах и противоречиях средневековой культуры ее преемственная связь с культурой Возрождения и Нового времени несомненна: она подгото­вила тот грандиозный качественный скачок в культурном развитии чело­вечества, с которого начинается летосчисление современной науки.

    Вопросы по теме занятия.

    Назовите периодизацию и хронологию истории Средних веков?

    Перечислите истоки и особенности византийской медицин?

    Расскажите о санитарно-технических сооружения?.

    Как рарвивалась Византийская наука и религия?

    Как сохраняются традиции античной медицины?

    Коротко расскажите, что вам известно о Энциклопедических сводах «Врачеб­ное собрание» Орибасия из Пергама (325-403);

    Что вам известно о «Ме­дицинском сборнике в 7 книгах» Павла с о. Эгина.

    Как развивались образование и медицина?

    Медицина в халифатах (VII-XI вв.)Истоки арабоязычной культуры и медицины.?

    Медицина народов Средней Азии (Х-Х11 вв.) Расскажите о больницах, врачебных школа?.

    Кто такой Абу Али ибн Сина (Avicenna, 980-1037).? Его труд «Канон меди­цины»?

    Медицина в государствах Юго-Восточной Азии (IV-XVII вв.),как она развивалась?

    Основные моменты развития медицины в Средневековом Китае, перечислите?

    Развитие традиционного врачевания (чжэнь-цзю, пульсовая диагностика, предупреждение болезней).Что вы об этом знаете? Расскажите?

    Назовите начало развития Тибетской медицины, её становление и развитие?

    Что вы можете рассказать о Каноне тибет­ской медицины «Чжуд-ши» (VII в.)?

    Медицина в Западной Европе в периоды раннего (V- X вв.) и классического (XI-XVвв.) Средневековья.

    Перечислите истоки западноевропейской медицин?.

    Как идёт развитие медицинского образования, медицинская школа в Салерно в каком веке она была открыта?.

    Светские и католические университеты, что вы о них знаете?

    Схоластика и медицина, что такое схоластика?

    Расскажите, что вам известно о Галенизме?

    Расскажите о основных научных открытиях Роджера Бэкона?

    Когда и кем были изданы учеб­ники: анатомии Мондино де Луччи (1316, Болонья). «Большая хирур­гия» Ги де Шолиака (XIV в., Париж).

    Эпидемии (проказа, чума, оспа). «Черная смерть» 1346-1348 гг.?

    Что вы знаете о начале санитарной организации?

    Тестовые задания по теме с эталонами ответов .

01. Страна, родина Ал-Рази:

02. страна в Х-ХIII вв. отличавшаяся высоким уровнем подготовки врачей:

03. первым создал больницу с приемным покоем и боксами:

1) Гиппократ

2) Ибн-Сина

3) Ар-Рази

4) Сушрута

04. Династия придворных врачей, которые в течение 300 лет служили при дворе багдадских халифов

1) Ар-Рази

2) Бахтишу

3) Ал-Захрави

1) Гиппократ

2) К. Гален

3) Ибн Сина

4) Ар-Рази

06. дома для прокаженных назывались:

1) лепрозории

2) госпитали

3) инфекционные больницы

4) изоляторы

07. Византийский врач, составивший энциклопедический труд «Врачебное собрание» в 72 книгах

1) Павел с о. Эгина

3) Орибасий из Пергама

1) Фома Аквинский

2) Аристотель

3) Петр Пилигрим

1) Роджер Салернский

2) Константин Африканский

3) Арнольд из Виллановы

4) Анри де Мондевиль

10. Заразное заболевание, широко распространившееся в Европе во времена крестовых походов:

1) натуральная оспа

2) сифилис

4) проказа

11. византийские Врачи, работавшие в больницах не имели права

1) выходить за ворота монастыря

2) иметь семью

3) принимать амбулаторных больных

4) заниматься частной практикой без специального разрешения императора

12. «Врач обязан открывать для пользы человека все, что признает верным на основании опыта» – утверждал знаменитый врач

1) Орибасий Пергамский

2) Павел Эгинский

3) Александр Траллеский

4) Аэций Амидский

13. Эта эпидемия длилась 60 лет и вошла в историю под названием

1) холера византийская

2) чума египетская

3) чума Юстиниана

4) холера Константина

14. Около 800 года визирь Харун ар – Рашид Бармакид открыл в Багдаде

1) первую аптеку

2) первую библиотеку

3) первую больницу

4) первую медицинскую школу

15.Выдающийся врач Кордовского халифата, хирург:

2) Ибн Сина

3) Абу ал-Захрави

4) Ибн Зухр

16. Арабы заимствовали идею использования алхимии в медицине у

2) византийцев

3) китайцев

4) египтян

17. Тип религиозной философии, основанной на церковных догмах, так называемая «школьная» философия:

1) галенизм

2) схоластика

3) григорианство

4) ортодоксальность

18. Впервые карантины были созданы

1) в XIVвеке в портовых городах Италии

2) в XIVвеке в портовых городах Франции

3) в XVвеке в Англии

4) в XVIIIвеке в России

19. Монашеский орден святого Лазаря был создан для заботы о

1) душевнобольных

2) прокаженных

3) инвалидах

4) раненых

20. Центрами средневековой медицины в Западной Европе были

1) больницы

2) монастыри

3) цеха хирургов

4) университеты

21. Название больницы в Халифате

1) медресе

2) киновия

3) бимаристан

4) ксенодохия

22. Жители Византийской империи называли себя

2) византийцы

3) римляне

23. Город, где была открыта первая в мире аптека:

1) Дамаск, 950г.

2) Багдад, 800г.

3) Москва, 1620 г.

4) Салерно, 1350 г.

24. По совету этого врача больницы строили в том месте, где куски свежего мяса дольше сохранялись от порчи

1) Бахтишу.

2) Ар-Рази.

3) Ибн-Сина г.

25. В средневековой Европе хирурги учились

1) в университетах

2) в хирургических академиях

3) в ремесленных школах.

4) в больницах.

26. Известный французский хирург XIV вв., написавший выдающийся труд «Начала... хирургического искусства медицины или Большая хирургия», ставший основной работой по хирургии того времени:

1) Пьер Фошар

2) Ги де Шолиак

3) А. Везалий

4) Парацельс

27. Английский естествоиспытательXIIIвека, применявший в своих исследованиях опытный метод; провел в тюрьме по приговору инквизиции 24 года:

1) Роджер Бэкон

2) Фрэнсис Бэкон

3) Уильям Гарвей

4) Роберт Джекоб

28. Согласно легенде святые покровители средневековых хирургов Косьма и Дамиан (IIIвек н.э.) сумели выполнить операцию

1) удаления катаракты

2) трансплантации нижней конечности

3) трансплантации сердца

4) трепанации черепа

29. Город, в котором был открыт первый в средневековой Европе анатомический театр

2) Венеция

30. Врачам ЭТОГО государства принадлежит идея коррекции зрения при помощи линз:

1) Древняя Греция

3) Халифат

    Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов .

З а д а ч а 1

1. Один из видных теологов западнохристианской церкви Аврелий Августин (354-430), отражая мнение «отцов церкви», писал: «Воскресшая и живущая без конца плоть составляет более достойный познания предмет, чем все то, что успели узнать врачи через исследование человеческого тела. Ведь вся эта жизнь есть не что иное, как болезнь, только в вечной жизни здоровье»

    Дайте оценку христианской морали, легшей в основу монастырской медицины.

    Что такое схоластика?

З а д а ч а 2

Римский папа Пий V (XVI в.) в одной из булл писал: «Мы запрещаем любому врачу, вызванному к постели больного, оказывать ему помощь более чем в течение трех дней, если он не получит подтверждение, что пациент исповедался в грехах».

    Дайте оценку нравственного конфликта врача в данную эпоху.

    Как влияла католическая церковь на преподавание медицины в средние века?

З а д а ч а 3

При выборе места для строительства больницы в столице Халифата – Багдаде будущий ее главный врач Ал-Рази приказал своим ученикам разложить в разных местах города кусочки сырого мяса и наблюдать за тем, в течение какого времени они начнут портиться.

    Какова была цель этого эксперимента?

    В чем состояло главное отличие средневековых больниц Арабского Востока от больниц в Западной Европе?

З а д а ч а 4

Арабский врач Х века Ал-Захрави вошел в историю, как крупнейший хирург средневекового мусульманского мира. Считается, что никто из современников не превосходил его в искусстве хирургии. После его операций у пациентов было значительно меньше осложнений, чем после операций других хирургов.

    С чем это было связано?

    Почему знания по анатомии человека среди арабских врачей в эпоху Средневековья были более полными, чем знания европейских врачей?

З а д а ч а 5

Самой зловещей эпидемией в истории была эпидемия чумы - "чёрная смерть" (середина XIV в.). "Черная смерть" началась в 1346-1348 гг. с итальянских городов-государств Генуи, Венеции, Неаполя, куда была завезена с торговыми кораблями из Индии; она опустошила весь христианский мир. Во всей Европе погибло около трети жителей. Гибель больного наступала через несколько часов после заражения. Наиболее высокая смертность была в городах, так в Венеции умерло 70% населения, в Лондоне – 90%.

    Почему именно в городах умирало больше всего людей?

    Какие существовали способы борьбы с эпидемиями чумы в Средние века?

Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 1

1. Христианская католическая мораль средних веков – типичный образец дуализма духа и тела, когда сущность человека связывается только с духом, который воплощается в боге. На ее основе формировались принципы так называемой монастырской медицины

2. Схоластика - тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догматов веры. Во времена Средневековья церковь, с ее помощью, препятствовала развитию медицины.

Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 2

1. Описанная ситуация отражает суть нравственного конфликта в эпоху, когда все науки, в том числе и медицина были «служанками богословия», а религиозное мракобесие душило свободную мысль. Врач, в угоду установкам церковного руководства, должен был отказывать в помощи пациентам.

2. Преподавание в средневековых университетах носило догматический характер. Произведения Гиппократа, Галена и Авиценны заучивались наизусть. Господствовали: культ цитат, пренебрежение к практическому опыту

Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 3

1. Для строительства больницы было выбрано место, где кусочки мяса дольше всего оставались неиспорченными, т.к. Ал-Рази считал, что именно в таком месте больные будут лучше выздоравливать.

2. Арабские больницы были светскими, а больницы западной Европы создавались при монастырях и храмах, находились под жестким контролем католической церкви, что существенно тормозило развитие больничного дела.

Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 4

1. Ал-Захрави разработал метод прижигания (каутеризации), что значительно сокращало кровопотерю во время операций, применял первый рассасывающийся материал – кетгут, изобретал новые, более удобные, хирургические инструменты.

2. На востоке не было запрета на исправление ошибок, содержавшихся в трудах Галена.

Э тало н о т в е т а к з а д а ч е 5

1. Этому способствовали антисанитарные условия жизни в городах: высокая скученность населения, отсутствие канализаций, обычай выбрасывать мусор на улицу, узкие улицы.

2. Эффективных способов лечения чумы не существовало. Для борьбы с эпидемиями применились: изоляция заболевших, карантины в портовых городах(задержание всех прибывших кораблей на 40 дней), захоронение умерших вне черты города, сжигание их личных вещей.

    Перечень и стандарты практических умений.

    Сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

    Дать этическую, деонтологическую и технологическую оценку состояния медицины эпохи феодализма.

    Примерная тематика НИРС по теме.

    Медицина средневековья.

    Из истории обезболивания.

    Авиценна и народная медицина.

    Занятие №5

Тема: «Медицина эпохи феодализма. Возрождение».

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие.

  • Красная волчанка (lupus erythematodes; син. эритематоз) – основное заболевание из группы диффузных болезней соединительной ткани.
  • Международная статистическая классификация болезней и проблемы, связанные со здоровьем
  • Механизмы стрессорных повреждений и развитие «стресс-болезней»
  • Основное звено и «порочный круг» в патогенезе болезней
  • Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней имели место во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий. Достаточно вспомнить пандемию гриппа во время первой мировой войны («испанка»), поразившую 500 млн человек, из которых умерло около 20 млн. И все же самой печальной страницей в истории инфекционных болезней являются средние века в странах Западной Европы, где особенности социально-экономического, политического. и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней.

    Средневековые города в Западной Европе возникли в IX-XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (в Германии, например, с XV в.). Для сравнения отметим, что древнейшие из известных на нашей планете санитарно-технические сооружения (колодцы, канализация, бани, бассейны) были построены в середине III тысячелетия до н. э. в долине р. Инд в городах Хараппа, Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и др. на территории современного Пакистана. В средневековой Западной Европе весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы; узкие и кривые, они были недоступны для лучей солнца. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые болота, а в жаркий день в городе было трудно дышать из-за едкой и зловонной пыли. Понятно, что в таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность.

    Широкому распространению многих заразных болезней способствовали также крестовые походы - военно-колонизационные кампании европейцев на Востоке (1096-1270), осуществлявшиеся, как утверждалось, во имя спасения «гроба Господня». Главная цель походов - приобретение новых земель на Востоке - не была достигнута. Однако для Западной Европы они имели значительные культурные и хозяйственные последствия: появились новые сельскохозяйственные растения (гречиха, рис, абрикосы, арбузы и др.), вошел в употребление сахар; были заимствованы некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовение рук перед едой, горячие бани). По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить больницы светского типа - до этого больницы в Западной Европе, как и в Византийской империи, создавались при монастырях: Hotel-Dieu (Дом божий) в Лионе (VI в.), Париже (VIII в.) и др.

    С другой стороны, именно во времена крестовых походов наиболее широко распространилась проказа (или лепра). В средние века ее считали неизлечимой и особо прилипчивой болезнью. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым как перед церковью, гак и перед обществом. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать. Поэтому прокаженным предоставлялась свобода просить милостыню. Им выдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих о приближении прокаженного. При встрече с прохожим он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным лишь в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью.

    Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI в., когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе, как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч. В одной только Франции времен Людовика VIII. (ее территория была тогда вдвое меньше современной) насчитывалось около 2 тысяч лепрозориев. В эпоху Возрождения, в связи с улучшением санитарного быта городов, лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.

    Другой страшной повальной болезнью периода классического средневековья была чума. В истории чумы известны три колоссальные пандемии. Первая - «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 г. только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы - «черная смерть» середины XIV в. Третья - пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 млн. человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее погребальный звон.

    «Черная смерть» 1346-1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Каир, Сицилию, территорию современных государств: Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России. Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения. В Кессарии никто не остался в живых. В Неаполе умерло около 60 тыс. человек, в Генуе - 40 тыс. (50% населения), в Венеции - 100 тыс. (70%), в Лондоне - девять десятых населения. Живые не успевали хоронить мертвых. Такие народные бедствия, как война или голод, «кажутся ничтожными перед ужасами повальной болезни, которая, по умеренным подсчетам, похитила во всей Европе около трети жителей»,- писал немецкий историк медицины Г. Гезер. Всего на земном шаре в XIV в. погибло от этого заболевания более 50 млн человек.

    Бессилие человека того времени перед лицом смертельной опасности в разгар эпидемии ярко выражено в строках поэмы А. С. Пушкина «Пир во время чумы»: «Царица грозная Чума Теперь идет на нас сама: И льстится жатвою богатой; И к нам в окошко день и ночь Стучит могильною лопатой... Что делать нам? и чем помочь?»

    В связи с частыми вспышками эпидемий издаются специальные «регламенты», в которых излагаются обяза­тельные мероприятия против заноса и распространения заразных болезней. Прокаженных, например, которые во множестве появились в Европе уже после первого кресто­вого похода, в города не допускали. У городских ворот ставили привратников для задержания больных проказой. В сельских местностях прокаженных обязывали предупреждать о своем появлении звуками трещотки, рога, колокольчика.

    В крупных городах, прежде всего портовых (Венеция, Генуя), приходят к мысли об учреждении «карантинов» («сорок дней») в целях предупреждения заноса заразы матросами, крестоносцами и разным бродячим людом; учреждается должность «попечителя здоровья» в портах. Эпидемии заставили организовать зачатки противоэпиде­мической службы. Вместе с тем возникает и светское (нецерковное) медицинское образование.

    Потребности городской жизни дик­товали новые методы познания дей­ствительности: опытные - вместо умозрительных, критические и ра­циональные - вместо слепой веры в авторитеты.

    Под личиной теологической направленности на­чало развиваться и опытное знание. Петр Пилигрим (9 в.) первый про­водил экспериментальное изучение магнетизма, Р. Гроссетест (около 1168 - 1253) опытным путем проверял ре­фракцию линз. Оккам (W. Ockham, около 1285 - 1349), последовательный борец с папизмом, стал родона­чальником схоластического номина­лизма, который в эпоху Средневековья; в области естествозна­ния ему принадлежат гипотезы, пред­шествовавшие открытию законов тя­готения, инерции и небесной меха­ники. Буридан (J. Buridan, около 1300 - 1358) и Орезм (1320-1382) выступили с критикой аристотелев­ского учения о движении и тем са­мым проложили путь для преобразо­вания Галилеем (G. Galilei) динами­ки; Луллий (R. Lullius, около 1235- около 1315), первый европейский алхимик-экспериментатор, много сде­лал для обоснования роли химии в медицине и других областях знания.

    Вместе с тем, все исследования средневековые ученые проводили исключительно с теологическими це­лями. Даже такой смелый мыслитель, как Роджер Бэкон (R. Bacon, около 1214- около 1292), один из первых открыто призывавший к изучению природы опытным путем, предсказавший по­явление моторных судов, автомоби­лей, летательных аппаратов и химической науки, которая «учит, как открывать вещи, способные продлить человече­скую жизнь», все же полагал, что научное знание - «лишь часть, на­ряду с откровением, совокупной муд­рости, которую следует созерцать, ощущать и использовать на службу богу». Однако сама мысль о целе­сообразности опыта в познании до­статочно прочно укоренилась в пред­ставлениях средневековых ученых. Они передали ее своим ученикам, которые на основе возрождения тради­ций античности стали применять метод своих учителей исключитель­но для целей познания окружающего мира. Отрицая Средневековье как век догматики, уничижения лично­сти и умозрительного теоретизирова­ния, они усвоили все то позитивное, что создала средневековая культура. И в этом смысле при всех контрастах и противоречиях средневековой культуры ее преемственная связь с культурой Возрождения и Нового времени несомненна: она подгото­вила тот грандиозный качественный скачок в культурном развитии чело­вечества, с которого начинается летосчисление современной науки.

    4. Контрольные вопросы:

    1. Назовите периодизацию и хронологию истории Средних веков.

    2. Перечислите истоки и особенности византийской медицины?

    3. Расскажите о санитарно-технических сооружениях Византии?

    4. Коротко расскажите, что вам известно об энциклопедических сводах. «Врачеб­ное собрание» Орибасия из Пергама (325-403).

    5. Что вам известно о «Ме­дицинском сборнике в 7 книгах» Павла с о. Эгина.

    6. Медицина в халифатах (VII-XI вв.). Истоки арабоязычной культуры и медицины.

    7. Ар-Рази и его вклад в медицину халифатов.

    8.Медицина народов Средней Азии (Х-Х11 вв.). Расскажите о больницах, врачебных школа.

    9. Абу Али ибн Сина (Avicenna, 980-1037). Его труд «Канон медицины».

    10. Медицина в Западной Европе в периоды раннего (V- X вв.) и классического (XI-XV вв.) Средневековья.

    11. Перечислите истоки западноевропейской медицины?

    12. Как происходило развитие медицинского образования? Медицинская школа в Салерно.

    13.Светские и католические университеты, что вы о них знаете?

    14. Что такое схоластика? Влияние схоластики на медицину.

    15. Расскажите, что вам известно о галенизме?

    16. Расскажите об основных научных достижениях Роджера Бэкона?

    17. Эпидемии (проказа, чума, оспа). «Черная смерть» 1346-1348 гг.

    18. Что вы знаете о начале санитарной организации?

    5. Тестовые задания:


    01. Страна, родина Ал-Рази:

    02. страна в Х-ХIII вв. отличавшаяся высоким уровнем подготовки врачей:

    03. первым создал больницу с приемным покоем и боксами:

    1) Гиппократ

    2) Ибн-Сина

    3) Ар-Рази

    4) Сушрута

    04. Династия придворных врачей, которые в течение 300 лет служили при дворе багдадских халифов

    1) Ар-Рази

    2) Бахтишу

    3) Ал-Захрави

    1) Гиппократ

    2) К. Гален

    3) Ибн Сина

    4) Ар-Рази

    06. дома для прокаженных назывались:

    1) лепрозории

    2) госпитали

    3) инфекционные больницы

    4) изоляторы

    07. Византийский врач, составивший энциклопедический труд «Врачебное собрание» в 72 книгах

    1) Павел с о. Эгина

    3) Орибасий из Пергама

    1) Фома Аквинский

    2) Аристотель

    3) Петр Пилигрим

    1) Роджер Салернский

    2) Константин Африканский

    3) Арнольд из Виллановы

    4) Анри де Мондевиль

    10. Заразное заболевание, широко распространившееся в Европе во времена крестовых походов:

    1) натуральная оспа

    2) сифилис

    4) проказа

    11. византийские Врачи, работавшие в больницах не имели права

    1) выходить за ворота монастыря

    2) иметь семью

    3) принимать амбулаторных больных

    4) заниматься частной практикой без специального разрешения императора

    12. «Врач обязан открывать для пользы человека все, что признает верным на основании опыта» – утверждал знаменитый врач

    1) Орибасий Пергамский

    2) Павел Эгинский

    3) Александр Траллеский

    4) Аэций Амидский

    13. Эта эпидемия длилась 60 лет и вошла в историю под названием

    1) холера византийская

    2) чума египетская

    3) чума Юстиниана

    4) холера Константина

    14. Около 800 года визирь Харун ар – Рашид Бармакид открыл в Багдаде

    1) первую аптеку

    2) первую библиотеку

    3) первую больницу

    4) первую медицинскую школу

    15.Выдающийся врач Кордовского халифата, хирург:

    2) Ибн Сина

    3) Абу ал-Захрави

    4) Ибн Зухр

    16. Арабы заимствовали идею использования алхимии в медицине у

    2) византийцев

    3) китайцев

    4) египтян

    17. Тип религиозной философии, основанной на церковных догмах, так называемая «школьная» философия:

    1) галенизм

    2) схоластика

    3) григорианство

    4) ортодоксальность

    18. Впервые карантины были созданы

    1) в XIV веке в портовых городах Италии

    Чума наряду с натуральной оспой, лепрой (проказой), холерой и сибирской язвой является особо опасной инфекцией. В истории известно три эпидемии (пандемии) чумы, которые в своё время унесли огромное количество жизней. Первая эпидемия чумы носит название «Юстинианова чума». Началась она в Египте и за довольно короткий срок практически опустошила все страны Средиземноморья. Длилась эта эпидемия 60 лет. Произошло это страшное событие в 542 году. Вторая эпидемия чумы прошлась по Европе и называлась «чёрная смерть». Пришла чума из Азии и в Европе унесла с собой треть населения. Произошла она в четырнадцатом веке. Третья пандемия произошла в Индии в 1892 году, а эхо её прокатилось по Южной Америке уже в двадцатом веке.

    Возбудителем этого страшного заболевания является чумная палочка Yersinia pestis. Инкубационный период заболевания составляет до шести дней, смертность практически сто процентов. Но сегодня врачи научились лечить и это заболевание, и сегодня смертность составляет только 10%.

    Попадает чумная палочка в организм человека после укуса заражённой блохи, через дыхательные пути, пищеварительный тракт и конъюнктиву глаза. Кроме блох переносчиками чумы могут быть крысы, мыши, суслики, зайцы, лисы. А из домашних животных чумой очень часто болеют верблюды.

    Клиническая картина заболевания зависит от формы болезни. Различают бубонную чуму, кожную форму, кожно-бубонную, септическую и лёгочную формы. Каждая форма этого заболевания имеет свои особенности. Самыми страшными являются бубонная и лёгочная чума. При лёгочной форме заражение происходит воздушно – капельным путём. Весь процесс протекает в лёгких заразившегося человека. С первого дня заболевшего мучает озноб, головные боли и сильные боли в пояснице, тошнота, рвота, одышка, затрудненное дыхание, Кашель выражен слабо, в мокроте очень часто можно увидеть прожилки крови. Смерть наступает через три дня.

    Бубонная чума получила своё название из-за того, что при этом заболевании затрагиваются практически все лимфатические узлы, которые вырастают до очень больших размеров. Эти большие лимфатические узлы и называются бубонами. С током лимфы палочка – возбудитель проникает во все органы и ткани организма. Однако смерть при этой форме чумы происходит редко, так как это заболевание очень хорошо поддаётся лечению антибиотиками.

    Септическая форма чумы опасна так называемой молниеносной формой, при которой заразившийся человек погибает в первые сутки болезни. При этой форме температура резко поднимается до сорока градусов, у человека возникает одышка, бред, прострация, потеря сознания. На коже появляется характерная для данной формы болезни сыпь.

    В те времена, когда возникали эпидемии чумы, лечить это заболевание не умели. Что только не придумывали древние эскулапы для того, чтобы побороть болезнь! И мышиный помёт кушать рекомендовали, и бубоны раскалённым железом прижигали, и змей варили, а потом полученное варево выпивали… Сегодня чуму лечат антибиотиками и сульфаниламидными препаратами, причём не какими-нибудь дорогими и дефицитными, а самыми обычными – бисептолом и левомицетином.

    Однако побороть чуму до конца людям так и не удалось. Даже в современном мире очень часто возникают случаи заражения этим страшным заболеванием. Чаще всего случаи этого заболевания фиксируются в Казахстане, КНР и Монголии.