Шинигами (они же Жнецы Смерти). Жнец это существо собирающее людские души

С мерть – жестокая, неизбежная, беспощадная, безжалостная и беспристрастная... Одни ее боятся, другие ждут, третьи ненавидят, четвертые призывают. Для одних она кошмар, для других – спасение. Людям свойственно примерять на нее маски, придавать определенные черты, ибо гораздо страшнее оказаться перед безликим.

Одна из самых распространенных персонификаций смерти – Мрачный Жнец . Обычно он изображается в темном широком балахоне с косой. Коса – знак того, что Смерть пожинает души грешников, как крестьянин урожай. Темный цвет одежд, вероятно, напоминает сутаны монахов, присутствовавших при последних минутах умирающих в средневековье, но, может быть, так же более древний источник: Анку (Ankou), вестник смерти в кельтской мифологии, выглядел как мертвец или скелет с длинными белыми волосами, закутанный в плащ с наброшенным капюшоном, или в шляпе, надвинутой на лоб. На плече у него лежала остро заточенная коса, а рядом с грохотом и скрипом двигалась похоронная повозка, которую тащил скелет лошади. Услышать скрип повозки Анку – недобрый знак.

Одна женщина из деревни Ар Виниен, в приходе Лоренан, провела часть дня около серьезно больной соседки. Вернувшись домой, она легла в постель и тут же заснула. Вскоре ее разбудил необычный шум. Ей показалось, что она слышала скрип плохо смазанной тяжело нагруженной телеги, колеса которой постукивали на оси. Женщина тут же встала с постели, чтобы посмотреть, что творится. По плохой дороге, проходившей около двора проезжала телега, накрытая белой материей. Телега была запряжена двумя тощими лошадьми. Женщина не сомневалась, что это была телега Анку. Как только это зрелище исчезло за поворотом дороги, женщина вернулась домой говоря себе: "Через неделю соседка будет при смерти" и, действительно, меньше, чем через неделю больная умерла.

Впрочем, коса как атрибут смерти известна и в более древние времена. В эллинской мифологии Кронос, отец Зевса, часто изображался с серпом или косой. Он был божеством урожая, так же известным как Отец Времени. Кронос, пожирающий своих детей – время, уничтожающее любые вещи, ибо ничто не длится вечно.

Еще один любопытный факт: греческое слово corone (вороны, сравните с английским crow) происходит от того же Cronus. Как известно, воронье часто сопровождает Смерть.

Часто Жнец предупреждает о смерти человека или его близких с помощью разнообразных знаков (примет) или посылает вещие видения. Иногда в качестве вестника выступает посредник, например, птица, чаще всего – сорока или ворон. Чем ближе она сидит у дома больного, тем ближе его смерть. Это может быть также необычный шум, например, стук молотка на пустом чердаке (через три дня скончался обитатель дома и на чердаке стали сколачивать гроб ), шум несмазанной телеги... Для своих передвижений Смерть использует особые дороги. А. Ар Браз В "Легенде о смерти" говорит о том, что тропинки, проходящие параллельно большим дорогам и использовавшиеся в дождливое время, когда большие дороги заливало водой, а после реконструкции больших дорог ставшие ненужными, считались дорогами Смерти. По местным поверьям, по старым тропинкам и души умерших отправлялись в последний путь. Часто именно этими тропинками пользовались, чтобы отвозить покойников на кладбище. Также по этим дорогам ездил Жнец, и поэтому ни в коем случае заброшенные тропинки нельзя было перегораживать.

Шинигами - это люди, которые покончили жизнь самоубийством. Их смертные души отправляют в Библиотеку Душ, а сами они обречены на перерождение и должны вечно отнимать жизни у тех, кто хочет жить. Это их наказание. Шинигами проходят обучение в Академии Шинигами, по окончанию учебы распределяются на стажировку попарно, после чего попадают стажерами в Департамент Душ. Показав себя хорошим Жнецом, шинигами может рассчитывать на повышение до диспетчера. Стажер как правило попадает под руководство более опытного диспетчера, который должен всему его обучить.
Работа Жнеца выглядит так: он получает список душ и даты смерти и отправляется за клиентами. Обычно диспетчер-оперативник курирует закрепленный за ним район города. В отдельных случаях Жнец имеет право сообщить жертве дату смерти, но исключения должны быть тщательно согласованы с начальством. Жнец собирает души и сдает их вместе с отчетом о расходах. Департамент Душ -- строгая бюрократическая организация.


Ни для кого не секрет, что демоническая тематика на сегодняшний день очень популярна. Благодарить за это нужно литераторов и кинематограф. Теперь многие молодые люди стали задаваться вопросом: "Как стать демоном?". Демоны, как вампиры, оборотни и другие мифические персонажи, приобрели своеобразный романтический характер, который заставляет многих кидаться в крайности и искать пути становления нечистой сущности в себе.

Как стать демоном

Собственно говоря, это можно назвать "вопросом на миллион". Как стать демоном в нашем мире, знают единицы, да и могут ими стать очень немногие. Кроме того, высших рангов для человека не предусмотрено. Виды демонов условно можно поделить на высших, средних и низших. Последние и являются людьми, хотя на деле это прислужники, пешки, а если говорить уж совсем конкретно, то попросту "пушечное мясо". Главный способ, как прийти к своей цели, - это поглотить весь негатив из пространства, злые сущности и все, что с ними связано. Но делать это не так уж просто, так как для этого нужно уметь совершенно контролировать себя, астральное тело и аспекты своей жизни, эмоций. Глубоко несчастные люди, которые склонны к суициду, вряд ли справятся с данной задачей.

Стать демоном реально, но каковы результаты?

Можно очень долго убеждать человека в его неправоте, но, как правило, результата это не дает. Интересуются вопросом: «Как стать демоном?», в основном те люди, которые не желают поправить свою жизнь, решить проблемы и просто быть счастливыми.

Страх быть нормальными, обычными в нашей реальности заставляет совершать любого такие поступки, о которых придется жалеть всю оставшуюся жизнь (вполне возможно, что и недолгую к тому же). Но к чему это приводит? Одно из самых распространенных последствий таких необдуманных решений - поломанная жизнь. Трата времени на такое бесполезное (в большинстве случаев) дело приводит к тому, что человеком упускаются самые важные события в жизни. Кроме того люди, стремящиеся стать потусторонними сущностями, зачастую замыкаются в себе и перестают общаться с окружающими. Это, как правило, приводит к депрессии и, как следствие, к лечению в психиатрических заведениях или суициду. Кстати, сумасшествие - наиболее частый результат при попытке стать демоном. И это не зависит от того, достигнута ли цель или нет. Реальность просто утрачивается человеком, и он перестает адекватно оценивать события. Более того, очень часто проявляются галлюцинации в виде голосов, видений и других аспектов помешательства. Стоит также упомянуть, что демоном стать могут немногие, а большинство принимают желаемое за действительное, а именно - непроизвольное самонаведение порчи. Последствия таких действий довольно печальны и приводят к летальному исходу.

Став демоном, вы не получите «суперсилы». Вы не станете красными, мускулистыми, рогатыми существами или черным дымком, который заселяется в людей. В лучшем случае сможете приносить зло в мир, но при этом не испытывать никакого удовлетворения. Это примерно как бездну наполнять водой - сколько не носи, а результата не видно. Демоны - это чистое зло, которому не ведомы положительные эмоции, вроде любви, сострадания, удовлетворения. Именно потому что они такие, им и самим плохо. Вот здесь и прослеживается цикличность: сотворил зло - не получил от этого удовольствия - творишь еще большее зло и так далее. То есть обреченные на вечные страдания, наказанные высшими. Поэтому, если вы желаете быть действительно счастливыми, научитесь прежде быть человеком. Пока не освоите это, ничего другого у вас не получится.

Жнецы – не демоны, они не принимают сторону добра или зла, это просто смерть, принявшая определенную форму, и работают они проводниками душ в загробный мир, по-гречески – психопомпами.

Психопомп . Термин для бога или иного существа, отвечающего за переправу душ в загробный мир. В Греции им был Харон. В норвежских мифах – Валькирии. В Египте – Анубис. Вуду, чьи корни уходят в верования африканских народов – Гед. У ирландцев – Анку. В большинстве шаманских традиций, сам шаман является психопомпом, проводником в начале жизни и в ее конце. Он или она присутствует при рождении ребенка, сопровождая его в этот мир, и в момент смерти провожает душу в ее последнее путешествие. Средневековые европейские легенды о Мрачном Жнеце с косой, возможно, произошли из-за обычая некоторых европейских народов хоронить людей с косами. Настоящие Жнецы – существа, имеющие власть над временем и человеческим сознанием. Они могут изменить то, как человек видит окружающий мир и их самих, таким образом упрощая переход от жизни к смерти. Истинная форма Жнеца слишком сложна, чтоб ее можно было воспроизвести, но большинство людей видит их призрачными фигурами в лохмотьях, или же одетыми в погребальные одежды.

Жнец – мастер иллюзий. Если человек боится смерти или отказывается уходить, он может обрести любую форму и выглядеть, например, как Жанна Фриске в лучшие годы.

А еще есть легенда, что Питер Пэн – тоже своего рода проводник-психопомп, потому что в книге говорится, что когда дети умирают, то часть пути он сопровождает их, чтоб они не так боялись. Нефиговый такой способ испоганить милую детскую сказочку.

Новость отредактировал Lycanthrope - 9-03-2011, 10:01

Скажи тебе больно?
Ты улыбаешься?
Почему же я не слышу твоего голоса?
Ты презираешь меня?
Я тебе не нужен?
Скажи, кто я для тебя?
Я…
Хочу стать частью тебя. Не хочу, не смогу, не смею тебя потерять. Я хочу обрести твое понимание. Мне нужна только твоя поддержка.
Но всегда… всегда…
Ты просто игнорируешь меня…

В одинокой комнате сплошная тьма. Посреди той черной комнаты только деревянный стул, от которого давно несет гнилью. В пустой комнате никого нет, нет ничего живого, кроме черной тени. Та тень сейчас едва ли не сливается с самой тьмой.

Тебе не больно?
Ты счастлива?
Ты одинока?
И как ты оправдаешь свое одиночество?
Молчишь. Ты ничего и никогда не говоришь.

Из радиоприёмника доносятся помехи и шум. Изредка слышен приглушенный голос диктора, а иногда и крики. Голос, что слышен порой из электронной коробки тих, так тих, что порой неясно, что он говорит. Голос этот очень часто прерывается и тогда комната погружается в совершенную тишину.
Когда же голос начинает вновь что-то лепетать несуразное, тень дергается со стула и маячит по комнате взад и вперед. Шаги этой самой тени тихи, все ее движения едва ли осязаемы, а контуры ее фигуры расплывчаты.
Тьма и тишина рано или поздно начинает входить в резонанс.

Скажи мне хоть слово.
Перестань мучить меня.
Я хочу быть с тобой.
Почему я не смею любить тебя?
Перестать игнорировать, просто будь рядом, не спорь, не обвиняй, просто прими.
Я, правда, очень сильно любил тебя…
Я боюсь того, что ты откажешься от меня.
Мне ведь нужен один только твой взгляд.
Мне нужно одно только твое слово.
Я хочу, чтобы ты принимала меня таким, какой я есть.
Не осуждай…
Не торопи…
Не мучай…
Обрати на меня внимание…
Спаси меня… Прошу спаси от этой тьмы.
Хочу дотянуться до тебя. Хочу прикоснуться к тебе. Я мечтаю, чтобы твоя улыбка принадлежала только мне.
На самом деле я жалок.
Пойми, не смейся надо мной, не топи мою душу в этой тьме.
На самом деле мне страшно…

Треск.
Радиоприемник вновь начинает барахлить. Помехи в трансляции до ужаса коверкают голос диктора. А шум и треск, кажется, даже становится неким подобием мелодии.
Та мелодия, песнь, но чья?
Наконец, тень поднимается и неуклюже отходит от стула на один шаг назад. Черная, не то живая, не то мертвая субстанция, молчит и все, что она делает, так это вслушивается в издаваемую приемником мелодию. Когда радио смолкает и комната погружается в тишину, тень неспешно покидает черную комнату…

«Добро пожаловать!
Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
Это радиостанция …. В очередной раз мы хотим вас порадовать чем-то очень интересным. Если не уверены, что попали на ту волну, то СРОЧНО переключитесь.
Спросите себя…
Хотите ли вы знать правду о себе? Хотите понять, почему мы все такие? Может, поговорим сейчас об этом?
Сейчас я зачитаю вам письма наших слушателей…»
Шелест бумаги.
«Итак, первым нам написал некий молодой человек …. Пишет он вот что: «Уважаемая радиостанция, я ничтожество… я полная бездарность. Вот уже на протяжении двадцати лет я только и делаю, что обитаю в этом мире. Обитаю и обвиняю в своей никчемности других людей.
У меня нет ничего.
Я пуст.
Я старался найти увлечение, но мне никогда не хватало сил закончить все до конца. Я не был способен даже дойти до середины пути и очень часто опускал руки.
Тогда я решил – нет ничего, что меня привлекает и интересует.
Теперь я мертв внутри себя.
Но знаешь»…
Голос диктора обрывается и смолкает. Спустя короткое время раздается шум радиопомех, как будто кто-то переключает радио с волны на волну. И вот, голос читавшего письмо становится вновь воспринимаем:
« Знаешь, радиостанция».
Смех.
«Я ожил. Порой, есть такое время, когда я понимаю, что живу. Есть такое время, когда как будто кто-то иной, не такой, как я появляется в моем теле.
Это не я. Это совершенно чужой человек.
Он убивает. Ни один, ни два, и ни трижды он уже пачкал свои руки в крови. Знаете, сам я даже не понимаю, как он это делает.
Я ничего не помню.
Я не понимаю для чего он это делает. Но в одном я уверен точно – мне страшно, я боюсь самого себя.
Я боюсь его…
Ведь он – тот, кто любит пачкать свои руки в крови».
Тишина.
Радио снова смолкает. В который раз дребезжание раздается из старой электронной коробки. Изредка среди шипения проявляются обрывки спонтанных фраз:

Нет смысла… Нет никакого результата… Для чего…. Я не желаю с этим бороться… Если бы… кто-нибудь… только… человек… поймите…. Я хочу… Я боюсь… Почему нет никого…Страшно… Нет смысла для борьбы…

Кровь.
Смех.
Холодные пальцы утопают в человеческой плоти. Лицо убийцы искажено отчаянием, глаза его безумно расширены и все его тело дрожит. В какое-то мгновение убийца ошарашено отходит назад, всматривается в свои ладони и начинает кричать.
Его крика никто не слышит.
Никто его не понимает.
- Почему?
Шепчет юноша.
- Почему?
Отвечает эхо.

***
…Радио вновь включается. Диктор произносит некую глупую шутку и сам же смеется над ней. Смех диктора напоминает шуршание фольги. Этот смех достаточно неприятен, режет по нервам, раздражает и выводит из себя.
«Дорогие слушатели!
Все просто прекрасно? Не заметили, какой чудесный сегодня день? Я вот заметил. Тепло и уютно, не правда ли? Вы не согласны со мной?
Давайте мы с вами продолжим в том же духе. Я уверен – главного вы еще не знаете. Только здесь вы обретете смысл прекрасного и чудесного.
Это воля, воля нашей души…
Эта воля прекрасна, ничтожна, отвратительная, но в то же время она самая чудесная вещь в этом мире.
Не волнуйтесь…
Все хорошо. Наслаждайтесь тем, что так любите.»

…Тень одиноко бродит по старому, брошенному зданию. Иногда она сворачивает то направо, то налево. Иногда же останавливается посреди коридора и так длительное время замирает в оцепенении.
В коридорах пусто, темно и сыро, так же как и в той комнате. В коридорах нет ничего, кроме деревянных дверей. Окна? Есть тут, что-то, что напоминает окна, но скорее всего это лишь серая дыра, ведущая в бездну тьмы.
Тень, что бродяжничает по миру тьмы так ни разу и не подошла к этим самым «окнам». Напротив, постояв некоторое время посреди коридора, тень снова начинает бессмысленное хождение в никуда.

Ты молчишь?
Рядом со мной ты никогда и ничего не говоришь.
Кто я для тебя?
Что я значу для тебя?
Знаешь, вчера я потерял все…
Я больше никогда не обрету смысл…
Я ничего не хочу… больше нет смысла…
Не верь. Не верь.
Шипение.
Ты мертва?
Давно ли был найден твой труп?
Ответь мне. Поговори со мной. Прошу тебя, не уходи. Ты мне сейчас нужна.
Нужна, как никогда.
Что я должен предпринять?
Как мне все изменить?
К чему вся эта фальшь?
Зачем мне нужна эта ложь?
Вновь шипение.
Радиоприемник дает знать о том, что пора продолжать трансляцию канала. Однако, замершая посреди коридора тень так и не двигается с места. Она будто бы что-то рассматривает среди чернии потолка. Наконец, тень поднимает вверх, нечто напоминающее руку.
- Зачем?
Вновь она замирает.
- Просто, так надо.

Шум. Треск. Снова и снова шипение. Помехи радиостанции. Монотонный голос диктора схож с прерывающейся пленкой на магнитофоне. Иногда глас диктора замедляется, превращаясь в шипение змеи. Иногда, напротив, ускоряется, становясь чем-то вроде озвучки анимационного персонажа.
В краткий миг голос в очередной раз замолкает и вновь слышится шипение.
- Что ты делаешь? Для чего тебе это нужно? Не молчи! Не молчи… Говори…
Шум. Треск.
Вновь хриплый голос диктора.
- Начнем со второго письма… Это письмо от некой …
« Уважаемый диктор, вчера я рассталась с моим парнем.
Почему вы игнорируете меня? Это очень важно.»
Шипение.
« Он сказал, что я ему больше не нужна. Нет, я сама бросила его. Я хотела уйти. Я ушла…
Почему это должна была быть именно я?
Почему никто другой?
Знаете, уважаемый диктор, он любил спорить и очень часто проигрывал в споре. Я тогда поддалась, но он это понял. Он это осознал.
Он сказал, что я вру.
Но я не врала ему.
Почему? Почему?
Почему ты меня не слышишь? Почему не говоришь со мной?
Почему… почему…
Знаешь, я правда любила его. Очень любила. Я не могла по-другому.»

Голос диктора смолкает.
Сквозь шипение слышно, как диктор начинает судорожно дышать. Спустя время доносится судорожный кашель, что-то падает.
Снова слышны хрипы. Кашель.
Женский голос продолжает чтение письма.
«Я любила… Я так сильно любила…
Он был моей жизнью, моей душой.»
Смех.
«Он говорил, что скоро мы уедем, обязательно уедем с ним вместе. Он давал обещание… Зачем надо было это делать?
Я так и решила уехать самостоятельно. Я устала от ссор.
Но… он нашел меня… преследовал… снова и снова говорил мне о любви.
Я люблю тебя!
Я молила, кричала, просила отпустить меня.»
Женский голос переходит на смех.
«Этого ему показалось мало. Он попросил только об одной встрече. Он умолял, каялся, клялся, что после уйдет из моей жизни. Знаете, я пришла, я поверила ему.»
Кашель.
«Там было много людей. Он молчал, тогда я спросила его:
- Почему ты молчишь?
Он не двигался с места.
- Что с тобой? Ты в порядке?
Смех.
Он просто смеялся надо мной.
- Зачем ты позвал меня?
Он опять ничего не ответил.
Я была ему безразлична. На самом деле он просто все тщательно спланировал… Его план был заключен в другом. Смысл его плана я осознала гораздо позже.
Это больно.»
Крики.
Мужской кашель смолкает.
На короткую долю секунды возникает гробовая тишина. Тень падает на колени посреди черного коридора. Тень плачет, нервно трясясь, она сгибается пополам. Затем несчастное создание ползет вдоль по полу, цепляясь за деревяшки и судорожно дыша.
Под конец она падает ничком и утыкается в гнилые доски, вот именно тогда это «нечто», эта тень вновь начинает рыдать от боли.
Кажется, что радиостанция, черный коридор, всхлипы тени и голос диктора в какой-то момент начинают входить в очередной резонанс.
Порой слышен голос:
- Я бежала. Я так хотела спастись. Я падала, но вновь поднималась на ноги. Я пыталась скрыться в толпе. Мне было тяжело дышать.
- Я буду жить. Любой ценой. Я спасусь. Но я вновь за своей спиной слышала его смех. Я убегу. Я должна.
Я просто хотела жить.
Тень перестает смеяться, и теперь она опять не шевелится. А голос по радио переходит на крик:
«- ПОМОГИТЕ! Помогите мне! Не я… Почему я? Зачем ты это делаешь? Это больно. БОЛЬНО! Это ужасно больно.
Почему вы все смотрите на меня? Почему никто не поможет? Помогите мне?
Никто мне так и не помог.
Все все видели, но никто даже не шевельнулся.
Он же резал меня. Холодное лезвие жалило все мое тело.
Это была невыносимая боль. Тогда я смотрела на бледные лица людей, и меня мучил только один вопрос:
- Что я вас всем сделала?
И в ответ на мой вопрос он только рассмеялся. Это был смех, смех, говорящий одно – я одержал победу над тобой.
- Это ты, ты во всем виновата! Во всем только твоя вина! Ты… ты… ты…
Почему?
Я так и не смогла задать последний вопрос. Тьма, боль, пустота и нега поглотили меня.
На самом деле тем людям было плевать на мою боль. Они просто боялись. Но знаешь…
Он ведь любил меня?
Правда, любил?
А те, кто смотрел - они его просто боялись, ведь так?
Скажите мне диктор?
Дайте ответ только на один вопрос – почему?»

Вот убийца. Он сошел с ума. В его голове нет ни одной адекватной мысли.
Слезы.
Этот человек был всегда одинок, он искал простого – поддержки. Он только и хотел, что любви. Простой человеческой любви. Переживая предательства, унижения, пытки и насмешки этот несчастный искал кого-то, кто способен спасти его.
Не найдя спасения, он утонул во тьме.

Девушка и ее любимый сталкер. От этой ситуации еще больнее. Самые счастливые моменты в жизни обоих – это их совместная жизнь.
Счастье и оно способно утянуть на дно.
Он любил ее, потому не смог отпустить. Его любовь, после ее предательства,. Переросла в ненависть. Только если бы эти два глупца смогли бы хоть немного быть честными друг с другом…
Ничего этого не произошло бы…
А вот той толпой двигал страх. Был один герой, который рвался сквозь толпу, дабы помочь несчастной жертве, но он не успел.
Было уже поздно.
Этот кто-то, был героем, но судьба не дала ему проявить себя.

Любовь, страх, боль, не понимание, одиночество, ложь…
Все это слишком сильно влияет на эмоции людей и именно это заставляет одинокого Черного Жнеца постоянно лить слезы.
Кто виноват, что запертый в бездне тьмы Жнец способен только сопереживать?
В его руках нет сил и способностей, чтобы остановить все это. Бытие наказало его, закрыв в одном пространстве. Бытие дало ему только одну функцию, потому, то его удел это слезы и боль.

Лить слезы…
СОПЕРЕЖИВАТЬ…
понимать…
вот, что остаётся Жнецу смерти.
Это его удел.
Он любит людей.
Он любит свою работу.
Его работа делает его путь к свету хоть немного ближе.
И Жнец стремится сгореть.

Жнец любит…
Жнец хотел бы подарить людям тепло, но возможность его это только прослушка радио.
А диктор это тот, кто помогает Жнецу избавиться от одиночества. Диктор это связь Жнеца с миром Людей.

Тьма.
Она не страшна, когда есть с кем ее делить.
Тьма - путь к Свету.
Это Жнец знает наверняка.
Потому, перейдя в Новую комнату, опустившись на очередной стул, он вновь улыбнется и заснет. Когда же радио начнет вещание, тень или Жнец вновь двинется вдоль по коридору, в поисках новых эмоций.
И когда-нибудь, там, в недрах коридора Жнец, наконец, достигнет Света и сгорит, обретя покой.