Гора поэта (Gunung Kawi). Весь комплекс можно условно разделить на три группы

Сегодня расскажу про нашу утреннюю прогулку по древнейшему пещерному городку Гунунг Кави (Gunung Kawi) 11 века, знаменитому своими королевскими гробницами, высеченными прямо в скалах.

Что же привлекло нас в этом месте, также называемом "долиной королей" или "горой поэтов"? Я, к примеру, совсем не люблю руины, раскопки, останки крепостей и тому подобное, впрочем, как и легенды, связанные с ними. Меня, в первую очередь, заинтересовал тот факт, что Гунунг Кави находится практически в овраге, у реки, чтобы пройти к нему, нужно спуститься на 371 ступеньку вниз. А затем, вернувшись обратно, можно позавтракать в кафешке с видом на вулкан, в утренних лучах солнца.

Сами местные балийцы, да и все источники, вроде Lonely Planet, заявляют, что Гунунг Кави – это магическое место, его нередко включают в маршруты по "местам силы" на Бали. Я не почувствовала на этих руинах какой-то там особенной силы. При этом скалы, действительно, необычные, как и высеченные в них гробницы, древние казематы, с нишами для медитаций, и монашеские домики. Учитывая факт, что мы были там на рассвете и встретили лишь одну пару туристов, прогулка особенно понравилась. Тишина, и местами мрачноватость пещер Гунунг Кави придали какую-то таинственность этой поездке 🙂 Любопытно? Тогда читайте дальше.

Немного про отношение к захоронениям

В России, чаще всего, принято считать кладбище – местом скорби, при этом, в других странах, отношение к местам захоронений отличается. Например, в Европе, и на , мы нередко заходили на кладбище прогуляться и поболтать, как ни странно – о жизни)) За счёт того, что там всегда чисто и прибрано, все дорожки расчищены, чаще всего на этих кладбищах какая-то спокойная, но не угнетающая атмосфера, а кроме того, всегда тихо, свежо и спокойно, поют птички, прыгают белки и бурундуки, много зелени, иногда есть даже небольшое озеро 🙂

Но, кстати, и в России бывают исключения – в Питере мы жили рядом с Богословским кладбищем, и каждое утро я приходила туда на пробежку. Особенно приятно было бегать там зимой. В отличие от парка по соседству, дорожки на кладбище чистили каждый день, так что, никакие сугробы не были помехой.

Только дважды в году я чувствовала себя неуютно во время пробежки – в день рождения и день смерти Виктора Цоя, его могила находится как раз на одной из центральных аллей, по которым я бегала)) В эти дни, там тусили фанаты с гитарой, дежурство у них было всю ночь, так что по утрам, иногда, в буквальном смысле, приходилось перепрыгивать через горы праздничных венков, плакатов, через гитары и уснувших у подножия памятника, поклонников 🙂

Но вернёмся к Бали!

К речке ведут ступеньки, по обе стороны от которых – рисовые поля


по мере приближения к гробницам, постепенно с двух сторон вырастают каменные стены, получается словно спуск в тоннель,

Перед входом – святой источник. Несмотря на то, что суммарно на Бали мы живём уже больше 8 месяцев, Лёша вовсе не на автомате совершает балийскую традицию, окропления святой водой, скорее просто захотел обрызгать меня водой))

еще немного, и выходим на «главную арену», вот они гробницы (видете 4 гигантских углубления в скале? – Это они и есть, забавно – могилы под пальмами, что-то в этом есть))

Повсюду камешки с правилами поведения, вдруг, кто-то не догадается, что на гробницы залазить не стоит 🙂

тут же жилище монахов – комнатки выдолблены прямо в скале,

ну что сказать, скромненько так жили))

Пройдя по каменному мосту через бурную речку,

попадаем к храмам

и другим гробницам, через гущу листвы их можно разглядеть уже с моста. Мрачновато выглядят, не правда ли?

Солнце ещё только поднимается и эту овраговую нишу пока ещё не осветило. Из-под гробниц бьёт источник

Вода, говорят, священная. Благодаря какому-то магическому алгоритму, она поднимается из реки и выливается из разных источников в бассейн с карпами, может ими и освящается)) в общем каким-то загадочным образом циркулирует

Здесь у бассейна – своеобразный перекресток трех дорог: налево пойдёшь – к рисовым полям

и водопаду попадешь,

вниз пойдешь – реку найдёшь,

ну, а направо – путь в храм и монашеские кельи. Монахом становиться не обязательно, но разуться, судя по надписи на ступеньках, нужно

Холоднющий и влажный фундамент не располагает к длительным прогулкам, так что я буквально краем глаза заглянула, что да как, и быстрей обратно:)

Лёша вообще не захотел разуваться, отмазался тем, что мои фотографии прекрасно передают всю атмосферу, и он с удовольствием всё посмотрит на экране монитора))

Ну, а по храмовой территории можно и в обуви ходить

Еще до поездки я прочитала, что гробниц всего 10, но у всех на фотографиях я видела только 5 – с одной стороны оврага

и через мост 4 – с другой, вот они в лианах, но все упорно пишут про 10..

Проведя на территории комплекса около часа, мы случайно нашли ту самую 10-ю гробницу, до которой многие туристы, побывавшие здесь, не доходят. По крайней мере, её фотографию, я ни у кого не видела))

Наверное, всё дело в том, что к ней ведет вовсе непримечательная тропа среди рисовых полей,

упирающаяся в скалу с дверным проёмом – это фото совсем не передаёт размеры 🙁

Проходим сквозь скалу,

ещё метров 5-10, и дорожка превращается действительно в сказочную – ведёт вдоль обрыва над оврагом. Хотя может такая ассоциация пришла в голову, благодаря освещению, смотрите

Вначале вышли на залитую солнцем поляну, с нарядно украшенным алтарём, видимо по случаю

потом к медитационным «домикам»

не ожидала увидеть их здесь так много

Стены давно поросли мхом и лианами

Здесь же и 10-ая гробница, также высотой в 7 м. Словно для наглядного примера, для оценки величины, мимо проходит балиец

Вот она гробница с барельефами, а мертвецами-то и не пахнет))

Остановились буквально на секунду сделать одно фото, это вам где можно словно заворожённым и полчаса с открытым ртом простоять, глядя на всё действие.

А вообще, самое удивительное кладбище я запомнила в горной деревушке , там мы видели висячие гробы, приколоченные прямо к скалам и целую пещеру с гробами, в которые можно было даже украдкой заглянуть.. что мы и сдедали))

Полчаса огородами, т.е. рисовыми полями,

перепрыгивая через оросительные системы каналов,

здороваясь с работниками рисовых полей,

и частично пройдя через деревню, мы вышли к кафе, лесенка к которому начиналась от самого входа, вот он собственно, красавец вулкан Агунг))

Правда позавтракать нам здесь не удалось – кафе работает с 9 утра, несмотря на то, что сам комплекс открывается в 7. Ну любят туристы поспать, а значит и смысла открывать кафе так рано тоже нет, как видите столики пустуют))

Впрочем, я не расстроилась, у нас дома, с террасы, вид на Агунг, так что мы и так, каждое утро завтракаем папайей с видом на горы))

На выходе мы встретили первых туристов у кассы,

Кстати, с утра пораньше касса не работает, так что билеты (правда уже с оторванным контролем)), мы купили у работника, выдающего саронги

Вход в Гунунг Кави:

  • для взрослых 15000 тыс. рупий ($1,5);
  • для детей 7500.

На входе – сувенирная лавка с деревянными поделками

больше всего распространены деревянные скульптурки Будды

Но моё внимание привлекли то ли подсвечники, то ли используемые для чего-то другого, поделки из кокоса

Вот такая красота ручной работы, с самым простым узором отнимает у мастера 2 рабочих дня, с более сложным – одну неделю, а стоит всё это от $2, и это первоначальная цена без торга!!

Вдумайтесь, сколько стоит рабочий час этого человека!! С другой стороны, работники также получают примерно $2 в день, только выполняют тяжёлый физический труд под палящим солнцем.

Гунунг Кави на карте

Просмотреть Бали (сайт) на карте большего размера

отели рядом с Gunung Kawi В ближайших статьях – балийские пляжи и лайфхаки для самостоятельных путешественников, так что оставайтесь с нами!

К сожалению, в Гунунг Кави (Gunung Kawi) рядом с Тампаксиринг мы приехали буквально с последними лучами солнца. Но даже за короткое время мы смогли оценить это невероятное древнее место. Здесь очень красиво вокруг, а огромные сооружения, вырезанные в скалах, загадочные и необычные. Гора Поэта точно будет моим еще одним любимым местом на Бали! Всем очень советую здесь побывать.

Прежде чем показать красоту Горы Поэта ("Поэт" это кстати Шива), уточню где она находится. Как я уже писала, Гунунг Кави рядом с Убудом два: один в деревне Себату (на карте точка салатового цвета, пост ), а второй, про который я расскажу в этот раз, в местечке Тампаксиринг (на карте точка красного цвета).

Вечернее время нас спасло в плане отсутствия туристов, которых, судя по количеству всевозможных магазинчиков, здесь бывает не мало! Пройдя через небольшие ворота мы увидели лестницу, уходящую далеко вниз. Пока мы по ней спускались, только и успевали смотреть по сторонам.


Вокруг рисовые террасы, теряющиеся в зарослях кокосовых пальм и других кустарников. Мы были в самой гуще этих ярусов.
В самом низу лестница проходит по узкому коридору между высоких стен и заканчивается аркой прорезанной в скале, перед которой на возвышении стоит сосуд наполненный святой водой. Можете ей побрызгать себе на голову перед тем как войти на территорию комплекса.
Кроме нас на территории были местные жители, они, видимо, готовились к вечерней церимонии в храме. Мы за ними на другой берег реки не пошли, решили сначала рассмотреть то что было ближе к нам.
А было здесь то, ради чего все едут в это место. Четыре огромные 8 метровые ниши с гробницами, вырезанные в скале, которые называются чанди. На этом берегу 4 ниши и гробницы в них пустые (ложные), никто здесь не похоронен.

4 ложных чанди. Гора Поэта (Gunung Kawi)


Дальше мы перешли на противоположную сторону реки по мостику.
С моста открывается красивый вид на реку Пекерисан и другие гробницы.
Эти чанди считаются настоящими. До сих пор точно не известно кому посвящен весь этот комплекс. Есть несколько версий его происхождения, одна из них мифическая, которая говорит о том, что чанди выскреб ногтем за одну ночь могущественный гигант Кебо Ива просто потому что ему было скучно:) Одно ясно точно, что это всё для царских особ, а центральная чанди видимо для самого главного.
Не по далеку от гробниц храм Пура Гунунг Кави, а за ним целый комплекс древних пещер и ниш вырезанных в скалах (к сожалению темнота уже не позволяла нам их сфотографировать). Сделаны они были для работников комплекса, священников и монахов.
Темнеет на Бали быстро, к сожалению, в этой темноте ничего видно не было, и мы стали возвращаться обратно к машине. Очень многое в Гунунг Кави можно еще посмотреть: это и пещеры в скалах и священная река Пекерисан со святым источником и рисовые террасы вокруг комплекса. Поэтому если соберётесь сюда - приезжайте пораньше, чтобы успеть всё увидеть:)
Заключительным этапом нашего насыщенного и долгого дня была дорога до отеля Great Mountain View , который расположен в одной из деревушек, в самом сердце острова, среди джунглей, рисовых террас и недалеко от величественного вулкана Агунг. Найти путь к отелю оказалось нелёгкой задачей, по английски в глубинке мало кто может пару слов связать, да и когда темнеет, на улице практически никого нет. Но мы справились с этим, и вот вся наша компания путешественников уже сидит в небольшой кафешке отеля, а в далеке сверкает гроза освещая силует вулкана Агунг. После вкусного ужина и увлекательной беседы с управляющим Ньоманом мы разошлись по своим домикам и быстро уснули. Завтра нас ждал удивительный рассвет...

Еще из "три дня по бали":

Одна легенда рассказывает про времена правления короля Майяденава, который был потомком могучего гиганта и богини Дану. Благодаря такому происхождению у него был магический дар превращаться в разных существ. Эта особенность сделала его высокомерным и злым. Он запретил балийским людям поклоняться Богу и уничтожил множество святынь и храмов. Неурожай, нехватка еды и болезни последовали за этими разрушениями. Люди страдали, но у них небыло мужества бороться со злом короля из-за его магической силы. Один священник долго медитировал в храме Бесаких и просил помощи у богов. Они его услышали и послали армию во главе с Индрой, чтобы свергнуть тирана. Армия Индры была сильнее армии Майяденавы и после ожесточенной схватки злой король пустился в бега. На пути его отступления была деревня Себату, жители которой, увидев злодея, испугались и сбежали из деревни. Люди были в смятении у них небыло ни еды, ни воды, и тогда бог хранитель Вишну дал им источник жизни со святой водой, которая восполняла силы. В знак благодарности жители деревни Себату построили храм на месте источника для поклонения Вишну. До сих пор здесь много воды в купальнях, фонтанах и прудах с золотыми рыбками.
А злого короля Майяденава поймали и убили.

Есть два храма Гунунг Кави рядом с Убудом. Один, тот о котором я расскажу здесь, находится в деревне Себату и еще один (это он на большинстве известных фото с огромными гробницами в скалах) находится в деревне Тампаксиринг. Их часто путают из-за одинакового названия и не всегда достоверной информации в интернете. Вот и мы попались на эту удочку, но я об этом не жалею оба храма красивые и заслуживают большого внимания!

Итак, в поисках древних гробниц по указкам форсквера и местных жителей мы по ошибке приехали сначала в Гунунг Кави Себату. Но в итоге порадовались этой путанице, так как сами в Себату приехали бы вряд ли.
Вокруг храма густые заросли джунглей, а на его территории множество бассейнов с "живой" водой! Говорят, она на столько чистая, что её можно спокойно пить (проверить мы не решились).


Во всех бассейнах и фонтанах плавает много золотых рыбок, их можно покормить печеньем или хлебом.
Сам храм построен в XVI веке, его стены и главные входные ворота, символизирующие сложенные в приветствии руки, поросли мхом. На территории вокруг алтарей много различных кустарников и цветов всевозможных расцветок!

Самое главное святилище храма это легендарный святой источник и открытый трон Падмасана в честь бога Вишну. Он установлен в бассейне таким образом, что создается ощущение, будто трон плывет по водяной глади! В этом бассейне также много ярких рыбок, а вокруг огромная стена из лиан, кустов франжипани и пальмовых листьев!
Деревня Себату славится своими мастерами резьбы по камню и дереву, благодаря этому на территории храма много красивых скульптур.

Сдесь же выставлены паланкины (троны на носилках) и другие изделия из дерева, которым на вид не меньше ста лет.

Гунунг Кави (Gunung Kawi, Pura Gunung Kawi, или Gunung Kawi Temple) – это усыпальница королей. Она расположена в деревне Тампаксиринг (Tampaksiring), в 13 километрах от Убуда, в центральной части остр ова. Это место еще называют «гора поэта», «длинное лезвие» или «нож». Здесь есть величественные усыпальницы, высеченные в скалах, индуистский храм, буддистские молитвенные пещеры, рисовые террасы и другие интересные строения.


В чью честь были построены гробницы, при чем здесь индуистский бог Шива и почему не все тур исты, едущие в Гунунг Кави, попадают к гробницам? Я приглашаю вас вместе со мной посетить этот загадочный храм и найти ответы на эти вопросы.

Описание Гунунг Кави и окрестностей

Для начала стоит отметить, что неподалеку от Убуда есть два хр ама Гунунг Кави. Один из них, с погребальным комплексом, находится в деревне Тампаксиринг, к северо-востоку от Убуда, а второй, знаменитый своими святыми источниками и бассейнами с «живой водой» – в деревне Себату (Sebatu), к северу от Убуда. Его так и называют – Гунунг Кави Себату (Gunung Kawi Sebatu). Незнание местного языка и жажда приключений приводят часть туристов, желающих взглянуть на усыпальницы, к не менее красивым фонтанам и бассейнам, и наоборот. Именно поэтому я расскажу вам о каждом из них.

Итак, описание Гунунг Кави можно разделить на:

  1. Описание храмового комплекса в деревне Тампаксиринг
  2. Описание храма в дер евне Себату

Описание храма в деревне Тампаксиринг

Храмовый комплекс Гунунг Кави расположен в ущелье реки Пакерисан (Tukad Pakeri san). Спуск к нему состоит из более трехсот ступеней. Сначала он проходит через многочисленные рисовые террасы, потом – по туннелю. Завершается лестница прямоугольным проходом, вырубленным в отвесной скале.




Весь комплекс можно условно разделить на три группы:

  1. Гробницы короля Анака Вунгсу (Anaka Wungsu) и его семьи
  2. Храм Гунунг Кави

О каждом я расскажу подробнее.

Гробницы короля Анака Вунгсу и его семьи

На территории Гунунг Кави расположено десять гр обниц. В высоту они достигают 7-8 метров. На лицевой стороне вырублены каменные барельефы в виде погребальных башен. В нижней части каждого размещена табличка с надписью, кому захоронение было посвящено. Раньше все сооружения располагались под скалистым навесом, но после землетрясения 1 964 года он обвалился и обнажил их.


Подобные каменные барельефы еще называют «чанди» (candi). Считается, что этот термин пошел от имени богини смерти и разрушения Дурги, в которую перевоплотилась жена бога Шивы Сарасвати. Именно Шиву считают покровителем хр ама и горы над ней.

Такие архитектурные сооружения встречаются только на Бали. Для них характерна многоуровневая форма погребальной башни, вырезанная в монолитной скале. Их архитектура схожа с захоронениями на остр ове Ява, откуда была родом Махендрадатта (Mahendradatta), мать Анаки Вунгсу. Но, в отличие от балийских, яванские чанди сложены из огромных блоков и представляют собой своеобразные мавзолеи. Гробницы Гунунг Кави не имеют внутреннего пр остранства. Это просто каменные барельефы.

Ученые подробно изучили символы на табличках к каждому захоронению, но текст полностью восстановить не удалось. Единственное, что они смогли определить – этот тип письма был распространен на территории острова в X-XI веках. Этот факт помог исследователям определить приблизительную дату постройки гробниц и храма – 1080 год нашей эры.

Первые пять гробниц из десяти находятся на восточном берегу реки. Они именуются «ложными», так как останков в них нет.

Эти строения посвящены:

  • Королю Анаке Вунсу
  • Удаяне (Udayana), отцу Анаки
  • Махендрадатте, матери Анаки
  • Эйрланге (Airlanga) и Маракате (Marakata), братьям Анаки

На центральной гробнице, которая считается главной, есть надпись «Haji Lumahing Jalu», что переводится как «король создал здесь храм».


Вторые пять предположительных захоронений р асположены на западном берегу Пакерисан. Они считаются «истинными». В них погребены останки жен и наложниц короля и его братьев. Четыре из них размещены вместе. Последняя из десяти именуется Грия Педанда (Griya Pedanda) и находится на некотором отдалении. Считается, что она принадлежит придворному министру Анаки. Он имел довольно высокое положение среди королевской семьи и был известной личностью на Бали в то время. Чтобы попасть к последнему барельефу, нужно пройти немного дальше территории храма, по тропе ср еди рисовых полей, через квадратный проем в скале.

Храм Гунунг Кави

Индуистский храм расположен на западном бер егу реки. Это один из немногих храмов, в центральную часть которого можно зайти любому путешественнику. Здесь есть места для проведения ритуалов, скульптуры божеств, беседки и бассейн с карпами, в который стекает священная вода из источников, расположенных под гробницами. Есть легенда, что эта вода поднимается из реки и попадает по каналам в краны.

Перед входом стоит колокольня с традиционными колодами кул-кул. Чтобы зайти на территорию храма, нужно пройти через традиционные скальные ворота, именуемые «чанди бентар» (candi bentar), или «расколотая чанди».

Сам храм состоит из двух дворов:

  1. Внешнего
  2. Внутр еннего

Во внешнем дворе находятся, в основном, хозяйственные постройки. Здесь также проживают люди, обслуживающие весь храмовый комплекс.

Внутренний (или центральный) двор в Гунунг Кави, в отличие от большинства прочих индуистских храмов на Бали, могут посещать туристы. Здесь есть множество каменных статуй, алтарей и прочих атрибутов для проведения ритуалов. В центр е двора находятся кельи индуистских монахов.




Буддистские и монашеские кельи

Гунунг Кави сотни лет считается священным местом не только для приверженцев индуистской веры, но и для буддистов.

В скалах под гробницами вырублены пещеры. В них медитировали и молились бу ддистские монахи.

На территории храма также есть кельи для индуистских священников. Они тоже каменные, но не вырублены в скале, а сложены из монолитов. В них разрешено входить только без обуви из уважения к святым людям, молившимся здесь многие месяцы.




Недалеко от комплекса есть спуск к водопаду, омовение в котором, по преданию, позволяет человеку благотворно повлиять на свою судьбу.

Описание храма в деревне Себату

Гунунг Кави Себату – это небольшой, но уютный храмовый комплекс с большой зеленой территорией, затерявшийся среди множества дорог и рисовых террас. Здесь есть и огромный пруд с разноцветными карпами, которых можно покормить, и клетки с птицами, за которыми можно не только понаблюдать, но и поговорить с ними.

В этом храме всегда очень тихо, атмосфера спокойная и умиротворенная. Это связано с тем, что он не пользуется высокой популярностью у туристов. А зря.

Храм в деревне Себату, в первую очередь, знаменит своими купальнями и святыми источниками, в которых может искупаться или умыться любой желающий. Также одной из главных достопримечательностей является тр он Падмасана (Padmasana), воздвигнутый в честь бога Вишну. Он стоит посреди воды и визуально воспаряет над ней.



Теперь я расскажу вам об истории Гунунг Кави.

История храма

Территория, расположенная между священными реками Пакерисан и Петану (Petanu), много лет назад была местом битвы буддистских и индуистских войск. Название «Пакерисан» переводится как «река Криса». Крис – это ритуальный кинжал балийцев, внешне напоминающий обоюдоострый меч. «Петану» означает «проклятая река».


По одной из легенд, во время знаменитой битвы между богом Индрой (Indra) и полубогом Майа Данавой (Maya Danava) последний посохом разбил землю, и из расщелины родилась волшебная река Петану. Майа проклял ее. В ответ на мольбы жителей, умирающих от жажды, Индра создал священный источник, на месте которого сейчас стоит храм Тирта Эмпул (Tirta Empul). Считается, что из этого источника и берет свое начала священная река Пакерисан.

Существует и вторая версия этой истории.

До сих пор доподлинно неизвестно, где именно Индра создал святой источник. По одной из легенд, это было на месте, где сейчас стоит храм Гунунг Кави Себату, а не Тирта Эмпул. И так как доказательств в подтверждении той или иной теории нет, балийцы поклоняются обеим святыням.

Храм и гробницы Гунунг Кави были обнаружены в 1920 году голландским археологом, имя которого затерялось в истории. Тогда захоронения и храм находились внутри скальной пещеры, разрушенной во время землетрясения. По исследованиям ученых, все постройки датированы концом XI века, а по документам был определен точный год строительства храма – 1 080.



Но, несмотря на это, версии о времени создания храма до сих пор разнятся. По одной из них – гробницы здесь были установлены в X веке, во времена правления короля Удаяны, отца Анаки. Вторая легенда является более распространенной и гласит, что гробницы были построены в XI столетии, когда балийскими землями правил сам Анака Вунгсу. Он приказал возвести Гунунг Кави в честь своих родителей.

Тем не менее, до сих пор нет никаких доказательств тому, что члены королевской семьи были здесь захоронены. А, по религиозным причинам, археологам запрещено разрушать сооружения.

Почему вопрос о месте захоронения ставится под сомнение?

Дело в том, что в индуистской культуре единственно правильным способом захоронения считается кремация. Индуисты уверены, что душа тесно связана с телом, и если его сжечь сразу же после смерти, то человек сможет быстрее перевоплотиться. Затем, по балийской традиции, прах развевают над океаном. Именно на этом основании некоторые ученые выносят предположение о ложности всех гробниц, так как тел захоронено там быть не может.

Ещё одно предание, более фантастическое, приписывает создание Гунунг Кави демону Кебо Ива (Kebo Iva), который своим ногтем выскреб все барельефы за одну ночь. Сделал он это по собственной инициативе или же по пр иказу Анаки – неизвестно. Кто-то из местных вообще говорит, что Кебо было скучно, и он подобным образом скрашивал свои будни.

В других легендах говорится о том, что изначально на этом месте был возведен храм, а уже после рядом с ним построены гробницы. Сакральным же это место стало после того, как бог Вишну даровал людям святой источник взамен реки, отравленной кровью демона.

Как видите, вокруг Гунунг Кави до сих пор ходит множество легенд, и каждая – интересней и загадочней предыдущей. Но, к сожалению, узнать, какая из них верная – невозможно.


А теперь я опишу вам, как можно добраться до Гунунг Кави.

Как добраться к храму

К сожалению, на автобусе до храма Гунунг Кави в деревне Тампаксиринг не добраться.

Поэтому доехать сюда можно двумя способами:

  1. На арендованном тр анспорте
  2. На такси

Об этом читайте ниже.

На арендованном транспорте

Если вы решите арендовать автомобиль или байк, вам потребуется подробный мар шрут проезда. Поэтому сейчас я опишу, как проехать к храму из Денпасара и Убуда. Для туристов, которые отдыхают на полуострове Букит (например, в Нуса Дуа, Пандаве или Джимбаране), а также в Сануре, Куте, Легиане и Семиньяке, также подойдет маршрут из Денпасара.

Чтобы выехать из столицы острова в сторону Гунунг Кави в деревне Тампаксиринг, необходимо выехать на шоссе Jl. Prof. Dr. Ida Bagus Mantra и двигаться на восток.

Маршрут из Денпасара:

  1. Езжайте по Jl. Prof. Dr. Ida Bagus Mantra 8,5 км
  2. На большом перекрестке с билбордами поверните налево, на Jl. Pantai Saba, по направлению к водопаду Блангсинга (Blangsinga waterfall)
  3. По Jl. Pantai Saba двигайтесь 1 км, следуя по дороге с хорошим асфальтом
  4. У храмового комплекса и Geck Dewix Purnama Boutique поверните направо. Вы все еще на Jl. Pantai Saba
  5. Езжайте прямо 3,5 км, следуя изгибам дороги, до пересечения с Jl. Raya Toja (вы упретесь в эту улицу). Здесь поверните налево. Ориентируйтесь на сотовую антенну
  6. По Jl. Raya Tojan двигайтесь чуть больше километра и около бензоколонки сверните налево, на Jl. Kebo Iwa
  7. Через 500 метров, на первом крупном р егулируемом перекрестке, поверните направо, на Jl. Udayana
  8. По Jl. Udayana двигайтесь 3,7 км, затем, у статуи богини на драконе, поверните налево, на Jl. Raya Semebaung
  9. По Jl. Raya Semebaung, которая плавно переходит в Jl. Raya Bedulu, езжайте 1,8 км, до перекрестка с Jl. Dr. Ir. Sukarno. Поворот будет около комплекса коричневых домов с пагодами
  10. Двигайтесь по Jl. Dr.Ir.Sukarno, которая переходит в Jl. Raya Tampaksiring, до перекрестка с Jl. Pertiwi Brata около 12 км, игнорируя мелкие отвороты и следуя только прямо
  11. На перекрестке слева от вас будет магазин. Сверните здесь направо, а через двести метров, на втором отвороте, налево, на Jl. Yudistira
  12. По Jl. Yudistira надо проехать 700 метров и на перекрестке у красного здания с пагодой и резными колоннами свернуть направо. Через сто метров вы окажетесь около каменных ворот храма Гунунг Кави

Дорога займет у вас около часа, а весь путь составит 43 км.

Кроме того, в Гунунг Кави можно добраться и из Убуда.

Вот подробный маршрут из Убуда:

  1. Начните свой путь от перекрестка Jl. Monkey Forest и Jl. Raya Ubud. Здесь еще стоит Ubud Palace
  2. Двигайтесь по Jl. Raya Ubud на восток, до развилки перед стату ей бога Индры (белая с золотом фигура с копьем в руке, стоящая на голове слона и окруженная змеями). Здесь возьмите правее и, проехав Jl. Cok Gede Rai, двигайтесь прямо, по Jl. Gn. Sari
  3. По то и дело петляющей Jl. Gn. Sari двигайтесь 1,2 км, до большой р азвилки. Здесь нужно повернуть налево, на Jl. Raya Laplapan
  4. Jl. Raya Laplapan плавно перейдет в Jl. Raya Pejeng Kawan. Двигайтесь прямо 4,8 км по дороге с лучшим асфальтом, следуя изгибам дороги
  5. Между храмовыми строениями поверните направо. Улица все еще называется Jl. Raya Pejeng Kawan
  6. Двигайтесь 2 км до перекрестка двух второстепенных дорог. Здесь поверните направо
  7. Через 400 метров, на первом повороте, поверните налево, на Jl. Raya Pejeng Tampaksiring. Улица плавно перейдет в Jl. Dr. Ir. Soekarno. Двигайтесь прямо 5,5 км, до пересечения с Jl. Pertiwi Brata
  8. Далее смотрите с пункта 11 дороги из Денпасара

Этот путь длиной 14,3 км займет около получаса.

На всякий случай, я также опишу для вас, как можно добраться из Гунунг Кави в деревне Тампаксиринг до храма в Себату.

Дорога до храма в деревне Себату:

  1. От храма Гунунг Кави езжайте прямо около 100 метров, до перекрестка с Jl. Durpadi. Здесь поверните направо
  2. Через 370 метров поверните налево, на Jl. Indra Brata, а на следующем перекрестке направо, на Jl. Dr. Ir. Sukarno
  3. Через 130 метров поверните налево, на Jl. Sentanu. Повор от будет сразу же, как проедете статую по правую руку
  4. Двигайтесь по Jl. Sentanu 1,4 км, следуя изгибам дороги. Когда упретесь в Puri Gangga Resort and Spa, сверните направо, на Jl. Raya Desa Kenderan
  5. Через 1,4 км, у небольшой лавочки, поверните направо, а ещё через 780 метров снова направо (по зеленому указателю)
  6. Через 300 метров вы у видите Гунунг Кави Себату справа от вас

Расстояние между храмами 4,4 км, а дорога займет чуть больше 10 минут.

На такси

Если же вариант, предложенный выше, вам не подходит, вы можете заказать такси. В этом случае вам не придется самостоятельно искать дорогу и запоминать маршрут. На Бали работает много компаний, в которых можно заказать транспор т с водителем (например, BlueBird или Uber).

Кроме того, хочу обратить ваше внимание, что я тоже предоставляю услугу такси. Более подробно с информацией о ней вы можете ознакомиться в разделе Такси на Бали .

Гунунг Кави (Gunung Kawi, Pura Gunung Kawi, или Gunung Kawi Temple) на карте

1km 5km 10km 25km 50km 75km 100km 150km 200km 300km

No categories found

No results found in this location. Please try again.

Строю маршрут......

Что посмотреть рядом

Ехать в центр острова ради посещения гробниц бессмысленно. Буквально в шаговой доступности здесь есть еще несколько храмов. Поэтому я хочу отметить пару интересных мест, куда вам стоит загляну ть после посещения Гунунг Кави.

Он был построен в конце I века нашей эры в честь бога Вишну. Храм состоит из трех дворов: Jaba Pura, Jaba Tengah и Jeroan. Он знаменит бассейнами со священной водой Tirta Empul Holy Springs. Два бассейна из трех разрешено посещать ту ристам.

  • Адрес: Jl. Tirta, Manukaya, Tampaksiring, Kabupaten Gianyar
  • Часы работы: с 07:00 до 18:00
  • Стоимость: взрослый – 15 000 рупий, детский – 7 500 рупий

Это одна из немногих кофейных плантаций на Бали, которая открыта для туристов. Здесь можно увидеть настоящий ботанический сад, проследить все этапы традиционного производства кофе, продегустировать больше десятка напитков и ку пить кофейные зерна в магазине.

  • Адрес: Jl. Raya Kintamani, Manukaya, Tampaksiring, Manukaya, Tampaksiring, Kabupaten Gianyar
  • Часы работы: с 09:00 до 18:00


Художественная галерея Вайана Ветьяса (Art Gallery of Mr M Wayan Wetja’s)

Прямо напротив входа в гробницы стоит небольшая галер ея. Здесь вы можете посмотреть на вырезанные из дерева скульптуры местного мастера и при желании что-то купить.

  • Адрес: Gunung Kawi Rocky Temple Street-Gianyar-Bali, Bali, Tampaksiring, Gianyar
  • Вход свободный

Это небольшой храмовый комплекс, р асположенный в километре от Гунунг Кави. Здесь есть и водоемы с водопадами, в которых можно искупаться, и бассейны с рыбами, и изумительной красоты парк.

  • Адрес: Jalan Tirta No.25M, Sareseda, Tampaksiring, Kabupaten Gianyar
  • Вход свободный

Рисовых террас на Бали – огромное количество. Если вы будете в этом р айоне, я советую вам посетить Субак Пулаган. Эти террасы находятся в 900 метрах от храма Гунунг Кави, и дорога до них займет не более 10-15 минут (пешком).

  • Jl. Pertiwi Brata, Tampaksiring, Kabupaten Gianyar, Bali 80552, Индонезия


Дворец Тампаксиринг – это один из 6 президентских двор цов в Индонезии. Его начали строить в 1957 году и закончили в 1963. Главное отличие этого дворца от остальных – его возвели уже после провозглашения Независимости Индонезии . Это значит, что он был построен не в колониальном стиле, а в модернистском, с элементами балийской архитектурной традиции.

  • Адрес: Jl. Dr. Ir. Soekarno, Manukaya, Tampaksiring, Kabupaten Gianyar
  • Часы работы: с 07:30 до 16:00